Патриотизм россиян во второй отечественной войне. Вперед россия

Олег Анатольевич

Патриотический дух Русского Народа проявился уже в первые месяцы войны. Только в Москве были сформированы 12 дивизий народного ополчения и 25 истребительных батальонов. Писатель-фронтовик К. Симонов сказал тогда о Москве: «Город, похожий на русского человека, такой же непобедимый, как и сам русский человек ». Московская сила, говорили в то время, - врагу могила. Встанем как один, а Москвы не сдадим.

Патриотический порыв русских людей проявился в многочисленных случаях героизма в самых разных областях народной жизни как среди военных, так и среди гражданских.

Самолет капитана Н. Ф. Гастелло 26 июня 1941 во время бомбежки вражеской танковой колонны на дороге Радошкевичи-Молодечно получил пробоину в бензобаке. Возник пожар. Тогда Гастелло вместе с экипажем (лейтенанты А. А. Буденюк, Г. Н. Скоробогатов и ст. сержант А. А. Калинин) приняли решение не покидать самолет на парашютах. Горящая машина была направлена на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолетом, уничтожив многие десятки немецких солдат и большое количество военной техники.

Другой летчик, В. В. Талалихин , 7 авг. 1941 в воздушном бою произвел таран вражеского бомбардировщика, уничтожив его. Впоследствии сбил еще 5 самолетов врага. В окт. 1941 геройски погиб в воздушном бою.

Блестящий пример массового героизма русского солдата показали бойцы 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И. В. Панфилова . В битве под Москвой в окт.-нояб. 1941 воины этой дивизии вступили в тяжелые оборонительные бои с превосходящими силами противника западнее Волоколамска. 16 нояб., когда немцы начали новое наступление, чтобы захватить Москву, 28 бойцов-панфиловцев во главе с командиром В. Г. Клочковым занимали оборону в районе разъезда Дубосеково недалеко от Волоколамска. Перед боем командир обратился к солдатам со словами: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва ». В 4-часовом бою герои-панфиловцы подбили 18 немецких танков, но почти все погибли, а 17 нояб. погиб и их генерал. За героизм в бою дивизия получила наименование гвардейской с присвоением имени И. В. Панфилова.

Война давала все новые и новые примеры героического самопожертвования русских солдат. Курсант пехотного училища А. Матросов добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февр. 1943 в бою за д. Чернушки (Калининский фронт) прорвался к вражескому дзоту и закрыл своим телом амбразуру, пожертвовав собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Матросов спас жизнь десяткам своих товарищей, оказавшихся под прицельным огнем врага. Воспользовавшись замешательством противника, русские солдаты пошли в атаку и вытеснили оккупантов.

Особой формой патриотического движения стала партизанская борьба в тылу врага, которую не могли остановить жестокие репрессии оккупантов. Еще до начала военных действий германское руководство подготовило документ о том, что лица из числа гражданского населения, подозреваемые в преступлениях против немецких войск, должны расстреливаться без суда, что германские солдаты за преступления против гражданского населения не подлежат судебному преследованию. 23 июля фельдмаршал Кейтель издал приказ, в котором говорилось: «Учитывая громадные пространства оккупированных территорий на Востоке, наличных вооруженных сил для поддержания безопасности на этих территориях будет достаточно лишь в том случае, если всякое сопротивление будет караться не путем судебного преследования виновных, а путем создания такой системы террора со стороны вооруженных сил, которая будет достаточна для того, чтобы искоренить у населения всякое намерение сопротивляться. Командиры должны изыскать средства для выполнения этого приказа путем применения драконовских мер ». Безмерная жестокость германских оккупантов дала толчок всеобщей партизанской борьбе против завоевателей. За национальное унижение русских и жестокость по отношению к ним немецкие захватчики заплатили кровью десятков тысяч своих солдат, погибших от руки народных мстителей.

Уже к концу 1941 на оккупированной территории действовали несколько сотен подпольных организаций и более 2 тыс. партизанских отрядов, оказывавших большую поддержку Русской армии. Партизаны громили штабы, нападали на гарнизоны, взрывали склады и базы, автомашины и поезда.

Уже в период зимнего наступления Русской армии 1941-42 партизаны во взаимодействии с войсками наносили удары по коммуникациям, вражеским штабам и складам, участвовали в освобождении населенных пунктов, наводили русскую авиацию на вражеские объекты, содействовали воздушным десантам. В янв. 1942 в районе Знаменки смоленские партизаны освободили 40 сел и деревень и оказали помощь 4-му воздушно-десантному корпусу при десантировании и ведении боевых действий, а в февр. осуществили наступление на Дорогобуж, изгнав из него оккупантов.

Во время летних боев 1942 партизаны отвлекли на себя 24 вражеские дивизии, 14-16 из которых постоянно использовались на охране коммуникаций. В авг. было произведено 148 крушений воинских эшелонов с солдатами и техникой, в сент. - 152, в окт. - 210, в нояб. - 238.

В отличие от Отечественной войны 1812 года в боевых действиях 1941-45 только небольшая часть партизанских отрядов сражалась стихийно и самостоятельно, преобладающее же их число управлялось из Москвы. К 1943 партизанское движение было централизовано до стратегических масштабов, осуществлялось при едином руководстве боевой деятельностью партизан, устойчивой связи между партизанскими штабами и отрядами и взаимодействии с частями Русской Армии.

Ярким примером успешного взаимодействия Русской армии с партизанскими отрядами стала Белорусская операция 1944, во время которой партизаны стали как бы пятым фронтом, наряду с четырьмя наступающими фронтами регулярной Русской Армии.

В июне 1944 в белорусских лесах сосредоточились 150 партизанских бригад и 449 отрядов общей численностью более 143 тыс. чел., не считая резерва в 250 тыс. чел. (в т. ч. 123 тыс. вооруженных). Большинство резервов группы германских армий «Центр» было сковано борьбой с партизанами. При подготовке операции в мае-июне партизаны выявили и подтвердили сведения о расположенных в тылу 287 вражеских частях и соединениях, 33 штабах, 900 гарнизонах, оборонительных рубежах протяженностью 985 км, 130 зенитных батареях, 70 крупных складах; установили состав и организацию 108 воинских частей противника, обнаружили 319 полевых почтовых станций, 30 аэродромов и 11 посадочных площадок; зафиксировали прохождение и состав 1642 эшелонов, захватили 105 оперативных документов.

В ночь на 20 июня партизаны провели массовое нападение на все важнейшие железнодорожные коммуникации, взорвав свыше 40 тыс. рельсов. Движение германских войск полностью прекратилось на участке Орша - Борисов, Орша - Могилев, Молодечно - Полоцк, Молодечно - Лида, Барановичи - Осиповичи, Барановичи - Минск и др. Партизаны непрестанно наносили удары по врагу и только за 26-28 июня подорвали 147 эшелонов. Партизанские отряды поддержали Русскую армию при форсировании рек Березина, Случь, Птичь, Друть, Лехва, Неман и др. Партизаны мешали врагу организовывать наступление, терроризируя его постоянными нападениями, вынуждая вражеские части сворачивать с дорог, бросать боевую технику и уходить мелкими группами через леса, неся большие потери. Народные мстители освободили и удерживали до подхода Русской армии ряд населенных пунктов, а с подходом танковых частей действовали в качестве танковых десантов и участвовали в освобождении Минска, Слуцка, Борисова, Могилева, Пинска и др. городов. С помощью партизанских отрядов проводилось очищение лесов от небольших группировок врага с полной ликвидацией противника. Всего только в Белорусской операции русские партизаны уничтожили св. 15 тыс. вражеских солдат и офицеров и более 17 тыс. взяли в плен. Ими были также казнены тысячи изменников Родины, полицаев и пр. предателей, сотрудничавших с врагом. Масштабы народной партизанской войны против германских оккупантов отражали высокий патриотический подъем Русского Народа, его горячую ненависть к врагу, не имевшие аналогов в мировой истории. Имена героев-партизан, таких как З. Космодемьянская, А. Ф. Федоров, С. А. Ковпак и мн. др., приобрели широкую популярность в народе.

Для партизанки З. Космодемьянской война была подвигом, цель которого - уничтожить врага любой ценой, а если нужно - не задумываясь пожертвовать своей жизнью. Схваченная немецкими оккупантами, она перед казнью выказывает высокое мужество и презрение к врагам. Обращаясь к русским крестьянам, согнанным оккупантами для публичного повешения героини, Зоя крикнула громким и чистым голосом: «Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите!» Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить ее, то ли зажать ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала: «Мне не страшно умирать, товарищи. Это счастье - умереть за свой народ». Фотограф снял виселицу издали и вблизи и теперь пристраивался, чтобы сфотографировать ее сбоку. Палачи беспокойно поглядывали на коменданта, и тот крикнул фотографу: «Скорее!» Тогда Зоя повернулась в сторону коменданта и крикнула ему и немецким солдатам: «Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами! » Палач натянул веревку, и петля сдавила Зоино горло. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая все силы: «Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придет! »

Широкое распространение получило патриотическое движение по добровольному сбору денег и материальных ценностей на нужды фронта. Особую популярность приобрел сбор средств на строительство военной техники. Инициаторами его выступили русские крестьяне Тамбовской и Саратовской областей. В окт. 1942 в колхозе «Сигнал революции» Саратовской обл. за один день собрали 170 тыс. руб. на постройку боевого самолета. К 10 дек. крестьяне этой области пожертвовали 33,5 млн. руб. на строительство самолетов. В Тамбовской обл. в течение двух недель крестьяне внесли на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник» 40 млн. руб.

В н. дек. 1942 пчеловод Ф. П. Головатый с хутора Степного Саратовской обл. внес 100 тыс. руб. на самолет для Сталинградского фронта. В Саратовской обл. 44 крестьянина внесли от 100 до 300 тыс. руб. каждый. Эти личные почины распространились по всей стране. С самого начала войны русские крестьяне посылали в армию посылки с различными подарками, в первую очередь - с теплыми вещами. Только за три месяца 1941 на фронт поступило от крестьянства 1, 2 млн. пар валенок, более 2 млн. овчин, 2,2 млн. пар шерстяных перчаток и рукавиц, св. 2 млн. полушубков.

В православных приходах в городах и на селе проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. 30 дек. 1942 митр. Сергий (Страгородский) обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны им. Дмитрия Донского. В ответ на призыв Первоиерарха в Московском Богоявленском соборе духовенством и мирянами собрано было более 400 тыс. руб. Вся церковная Москва собрала свыше 2 млн. руб., а в блокадном голодном Ленинграде православные собрали 1 млн. руб. на нужды армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тыс. руб. В Тобольске один из жертвователей принес 12 тыс. руб. и пожелал остаться неизвестным. Житель с. Чебаркули Челябинской обл. М. А. Водолаев написал в Патриархию: «Я, престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». Заштатный священник Калининской епархии М. М. Колоколов пожертвовал на танковую колонну священнический крест, 4 серебряных ризы с икон, серебряную ложку и все свои облигации. Всего на танковую колонну собрано было более 78 млн. руб. В Новосибирске православные клирики и миряне отдали 110 тыс. на строительство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину». В один ленинградский храм неизвестные богомольцы принесли пакет и положили его у иконы свт. Николая. В пакете оказались 150 золотых 10-рублевых монет царской чеканки. Всего за войну по приходам на нужды фронта собрано более 200 млн. руб., а также теплые вещи для солдат: валенки, рукавицы, телогрейки.

В Великую Отечественную войну ко многим интеллигентам вернулись патриотические чувства, они осознали себя частью великой тысячелетней общности. Весьма знаменательным стало стихотворение К. Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», в котором он гордился тем, что «на свет родила» его русская мать. Для многих возвращением к первоистокам стали слова:

Ты знаешь, наверно, все-таки родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Широчайшую известность приобрела пьеса К. Симонова «Русские люди» , изобразившая героические черты Русского Народа, органически присущие ему чувство любви к Родине, высокое понимание своего гражданского долга, волю к победе, готовность к самопожертвованию.

Замечательным достижением отечественной литературы военного времени стала поэма А. Твардовского «Василий Теркин», создавшего эпический фольклорный образ удалого русского солдата, беззаветно любящего свою Родину, способного на подвиг без фальшивого пафоса, воспринимающего героизм как обыденный труд с бойкой и лукавой солдатской шуткой.

Во время войны писатель М. Шолохов создал рассказ «Наука ненависти» (1942), в 1943-44 в «Правде» и «Красной звезде» начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» , в котором он поставил целью показать подвиг Русского Народа в Великой Отечественной войне.

У Л. Леонова в 1942 появляется пьеса «Нашествие », за ней последовали «Ленушка» (1943) и повесть «Взятие Великомушска». Все они пронизаны глубокой, непоколебимой верой в победу Русского Народа над немецкими захватчиками. В пьесе «Нашествие» писатель раскрыл глубину русского патриотического чувства, выжигающего в душе человека все мелкое и ничтожное.

Русские поэты-песенники создали новые массовые песни, проникнутые глубокой любовью к Родине, священной ненавистью к врагу, воспевающие непоколебимость и самоотверженность Русского Народа, бесстрашие и доблесть его прославленных героев. В песнях военных лет усиливаются черты собранности, суровой решимости, концентрированности народной воли. Среди песенников тех лет прославились В. Лебедев-Кумач («Священная война»), М. Исаковский («Катюша», «И кто его знает», «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои…», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета», «Летят перелетные птицы» ).

Военная пора вызвала к жизни множество новых пословиц и поговорок. Пословичные призывы, рассказывают очевидцы, писались на щитах и выставлялись на перекрестках дорог: «Ползет гад на Ленинград и сам не рад; на Москву зенки пучит - еще крепче получит »; «Не придется Гитлеру из Ленинграда сделать море, а из Москвы поле »; «Встретим германцев не пирогами, а батогами ».

Особенно много пословиц о Москве: «Видит Москву фашистское око, да зуб неймет »; «Близко, Гитлер, Москва, да не укусишь »; «Не расти желудю в траве, не быть врагу в Москве »; «Москва - что гранит: никто ее не победит ».

Ненависть к врагу выражалась в таких пословицах: «Фашист гадок - на убийства падок »; «Попал к фашистам в руки - натерпишься муки »; «На убийства и пытки фашисты прытки ».

Восстановление в Русской армии гвардейских частей приветствовалось в народе так: «Суворовский завет свят: гвардейцы насмерть стоят »; «Лучший армеец - наш гвардеец »; «От гвардейской хватки фашист кажет пятки »; «Гвардейская слава - врагам отрава ».

Появляются десятки новых крылатых слов: «Фашисты хотели в Москве отдыхать, да пришлось под Москвой подыхать »; «Хотели фашисты в Москву в гости, да оставили под Москвой свои кости »; «К Москве - на танках, а от Москвы - на санках »; «Затевали фрицы в Москве парад, да из-под Москвы не вернулись назад »; «К Москве - “Хох!”, а от Москвы - “Ох!” »; «Шел к Москве Гитлер, а ушел Битлер » (т. е. битый); «Хотел Гитлер Россию проглотить, да Москвой подавился »; «Шел Гитлер к Москве с царской короной, а от Москвы полетел мокрой вороной ».

Чувство патриотизма стало главным фактором в великой победе Русского Народа над творцами нового мирового порядка.

(Выделения в тексте выполнены ВПК «Севастополь»)

Во-первых, ему присущ глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу Родины, ее надежную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, ее национальное единство. Идея бескорыстной защиты Отечества всегда была близка и крестьянству, и дворянству, и духовенству, и горожанам. В сознании, чувствах и поступках русских людей она неизменно была на первом плане.

Во-вторых, характерная особенность российского патриотизма – державность. Она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Следует подчеркнуть, что российский государственный патриотизм подразумевает также твердость и жесткость, когда речь идет о защите наших державных интересов.

В-третьих, российский патриотизм носит интернациональный характер. Ведь наша страна – многонациональное государство. Но люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина – Россия.

История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 г. состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б. Барклай де Толли, И.В. Гурко, И.И. Дибич, Р.Д. Радко-Дмитриев, П.И. Багратион, Н.О. Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер нашего патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали воины более чем 30 национальностей. Важно отметить, что российский патриотизм несовместим с национализмом и его наиболее опасной формой – шовинизмом, порождающим неприязнь к другим народам.

В-четвертых, российскому патриотизму чужд созерцательный характер. Он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития нашего общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. Российский историк и писатель Н.М. Карамзин отмечал: «Древняя и новая история народов не представляет нам ничего трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа – вестницей бытия его».

Чувство патриотизма, изначально присущее россиянам, передается из поколения в поколение, формируя у людей, особенно у защитников Отечества, непреодолимую духовную силу, стойкость. XXI век характеризуется обострением борьбы наций за выживание и в этой борьбе сможет победить тот народ, чье духовное и физическое здоровье будет выше. Важнейшим фактором, влияющим на духовное и физическое здоровье нации, является чувство патриотизма!


Патриотизм сегодня предполагает открытость сознания к межличностному, межнациональному, межгосударственному диалогу, не замкнутость на неповторимой культурной среде, созданной твоим народом, но отзывчивость, солидарность, симпатию, взаимопомощь, пусть не любовь в высоком смысле слова, но толерантное отношение к иной культуре, другому народу.

Достоевский в своей «Пушкинской речи» следующим образом определил назначение русского человека: «Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое недоразумение…».

Какие же силы питали патриотизм русского народа?

Во-первых, это естественное чувство самосохранения, то есть сохранения своего места жизнедеятельности – российской земли – от различных завоевателей. Чувство это формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению.

Во-вторых, патриотизм русского народа имел особую силу и крепость потому, что в его основе лежала духовность, ответственность и соборность, как три слагаемых русского подвига.

В-третьих, патриотизм русского народа и его защитницы – армии питали мощные силы православия, утверждавшие, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

В-четвертых, патриотизм русского народа и его защитников основывался на их сознании, на убеждениях и том феномене, который мы сейчас называем менталитетом.

Постоянно поднимает в своих материалах темы Русской цивилизации и патриотизма. Родом Евгений Чернышев из Донецка, что еще раз доказывает, что Русский мир значительно шире государственных границ Российской Федерации.

Сегодня я хотел представить вам, уважаемые читатели, ещё одного автора из Донецка, написавшего отличный материал.

Как рассказать вам о реках России.
Как рассказать вам о русской земле.
Как объяснишь, что одни мы такие.
Как рассказать вам о русской душе.

Песня «Россия» Эллии Рикла
из репертуара Музыкального театра «Юсна»

Два государственных переворота: в 1917-м и 1991-м годах раскололи Россию на множество «суверенных» осколков. Географический и экономический распад сопровождался «распадом» идеологическим: при попустительстве и даже прямом содействии многих государственных деятелей СССР и СНГ, Западная Цивилизация навязала Русской Цивилизации чуждую ей либеральную идеологию, по сути, заставив наши народы отказаться от национальных корней. Всё это сделало нас слабыми и зависимыми от более сильного противника.

Сейчас ведётся много разговоров о путях и механизмах возрождения Великой России. Отметим две крайности в этих разговорах. Первая крайность: уход в чисто материальную сторону жизни – в экономику, в финансы, в механизмы повышения материального благосостояния. Другая крайность: уход в идеологию (религию), господствующую в те или иные периоды жизни нации: язычество, православие, монархия, коммунизм и пр. Первая крайность не учитывает духовной составляющей жизни целой цивилизации, а потому полностью бесперспективна. Вторая крайность не позволяет патриотам России единиться под одни знамёна и выступить одним фронтом.

Можем ли мы из этой пёстрой многоголосицы вычленить главное – то, что было бы понятно каждому представителю Русской Цивилизации и мобилизовало бы его силы для борьбы за экономический и идеологический суверенитет своей Родины? Можем. Речь пойдёт о патриотизме . Однако, имеет смысл вникнуть глубже в эту тему. Для чего постараемся ответить на пять вопросов: что такое патриотизм; что мешает патриотизму; что способствует патриотизму; что даёт патриотизм, и каковы примеры патриотизма.

1.) Что такое патриотизм

1. Естественное чувство человека и богатство нации.

Мы исходим из того, что считаем нацию – необходимой и неизбежной формой жизни и развития каждого человека (по крайней мере – в обозримую историческую эпоху), а патриотизм есть неотъемлемая часть любой нации. Отнесёмся к патриотизму, как к объективно существующему богатству нации. Это такое же объективно существующее богатство, как население государства, его природные ресурсы, промышленный потенциал и т.д.

Для лучшего понимания вопроса применим следующую аналогию: нация – это семья; государство – это дом. Нормальная жизнь человека может происходить лишь в своей семье и в своем доме. Любовь в семье – любовь к Родине, забота о доме – забота о стране, развитие всех членов семьи – развитие нации как единого организма. Нация без патриотических скреп – это масса «беспризорников», лишённых семейной любви и собственного очага. Именно такой массой нас хотят видеть закулисные руководители Запада. Для чего? Для лёгкого порабощения. Беспризорника легче обмануть, ослабить, ограбить, уничтожить.

Очень важно очистить понятие патриотизма от всех искусственных идеологических включений, насколько это вообще возможно. Патриотом мы считаем того, кто чувствует себя частью нации, и потому является её естественным защитником – более никого. Но часто патриотом считают и защитника какой-либо идеологии, а это уже в наших глазах псевдопатриотизм. Хотя, признаем, отличить одно от другого бывает порой не легко.

Яркий тому пример – гражданская война в России начала 20 века. Кто были бо льшими патриотами: красные или белые? Вопрос далеко не однозначный. Кто больше любил русскую нацию? Кто больше тяготел к национальным корням? Кто в большей степени способствовал развитию нации?.. И до сих пор не стихают споры сторонников «красной» и «белой» России, выдвигаются весомые аргументы «за» и «против». Но спор этот может быть конструктивным только тогда, когда её участники поймут разницу между настоящим патриотизмом, и псевдопатриотизмом – между защитниками нации и защитниками той или иной идеологии. Задача не из лёгких, но без её решения нам будет не только трудно, но и невозможно возродить русскую нацию.

Для наглядности вспомним нашу аналогию с семьёй и домом. Настоящий патриотизм – это забота о состоянии дома: чтобы фундамент был прочным, стены крепкими, стёкла целыми, крыша без дыр и т.д. Форма дома, его стиль, внутренний интерьер – дело хоть и важное, но далеко не главное. И если на деле «красные» и «белые» пекутся лишь об интерьере государственного устройства, при этом массово уничтожая друг друга, то они уничтожают нацию, переходя в разряд антипатриотов.

Да, государственное устройство, основанное на тех или иных идеологических, философских, религиозных воззрениях, необходимый аспект жизни нации – по сути, это форма её существования. Эта форма может, как способствовать выявлению и развитию лучших сторон нации, так и наоборот, подавлять их, и в этом случае, разумеется, надо совершенствовать отжившую форму. Но в любом случае крайне опасно и безумно полностью разрушать дом, замечая в нём какие-либо отдельные недостатки, ибо это есть катастрофа нации. Что и произошло с Россией в 20-м столетии целых два раза.

2. «Естественная» идеология государства.

Мы сказали, что патриотизм должен исходить из естественного желания представителя нации её защищать, а не из навязанной кем-то идеологии. Но это не значит, что мы против всякой идеологии. Но будем различать идеологию, основанную на естественных законах существования и развития нации, и идеологию, основанную на неких отвлечённых философских схемах, утопических теорий, которые игнорируют законы развития нации и понуждают действовать вопреки этим законам. Конечно, это очень не тривиальная тема, но мы должны стремиться к выявлению принципиальных различий между идеологией, дающей возможность успешному развитию нации (государства), и идеологией, отнимающей у неё эту возможность.

Добавим, что такая «естественная» идеология государства во многом является консервативной. В каком смысле? В смысле, что она всегда придерживается национальных корней. Такому «здоровому» консерватизму нам надо учиться у обыкновенного дерева. Ответим: что позволяет дереву из сезона в сезон менять свою крону, выпускать свежий цвет, давать всё новые и новые плоды? Корень! Который питает и обновляет. Отрубите корень, и никакого обновления не будет. Вообще жизни не будет. Это закон жизни любого живого организма: только держась своего корня (исходя из него, не изменяя ему), ты сможешь расти. В этом смысл консерватизма, дающего жизнеспособную динамику. И совсем не зря русское слово, применяющееся в отношении истории народа — «древность» содержит корень «древо»...

Отрадно видеть, что в России такой здоровый консерватизм находит всё больший отклик среди интеллектуальной элиты. Совсем недавно, в сентябре 2012 г., был создан Изборский Клуб, где собираются интеллектуальные силы России и обсуждают вопросы возрождения Русского Мира именно в консервативном патриотическом ключе.

Теперь разберёмся, почему такая естественная вещь, как патриотизм, в России стал редким товаром? Ведь мысли о патриотизме должны приниматься человеком априори, на инстинктивном уровне, сердцем. Да, в здоровом обществе это так и есть, но мы с вами живём в больном обществе. Попробуем разобраться в причинах этой болезни.

2.) Что мешает патриотизму

1. Либеральная идеология.

Первой причины мы уже коснулись – наши «геополитические друзья» тратят огромные средства для промывания наших, заражённых ещё в советские времена мещанским духом, мозгов. Потому у нас так много людей настойчиво отвергают (или принижают) идеи патриотизма, упирая на другие идеи – либеральные. Но выясним подноготную этой идеологии.

Что такое либеральная идеология? Нам хотят её представить, как заботу о правах и свободах человека. Звучит красиво, но за этими красивыми словами скрывается их полная несостоятельность. Ведь как можно заботиться о свободе и правах человека, не заботясь о свободе и правах нации, частью которой является человек? Но о нациях либералы вообще молчат – будто их вовсе нет, или будто все нации пришли к такому согласию, что их уже можно не замечать. Надеюсь, что такое счастливое будущее действительно когда-нибудь наступит. Но откройте глаза, господа либералы! Непрерывающиеся кровавые, экономические и идеологические войны, за которыми стоят тысячи и миллионы человеческих жертв – это ли «согласие между нациями»?..

Поэтому внесём в этот вопрос максимальную ясность. Либерализм – это идеология тех, кто заинтересован «не замечать» очевидные разногласия и войны между главными геополитическими игроками. Либерализм – это идеология кучки сверхбогатых, форпост которых сегодня находится в США и Англии. Им мало грабить свои страны – им надо грабить весь мир. Либерализм – это бескровное вскрытие государственных границ. Это мирный захват чужих территорий. Любой патриот государства, борец за суверенитет своей страны, для западных сверхбагатеев – враг номер один, которого непременно надо уничтожить – либо идеологически, либо физически. Что они и осуществляют на протяжении многих лет.

За Западе: либерализм – это оружие внешнего врага против России.

В России: либерализм – это либо а) опасное заблуждение, либо б) патологическая неприязнь к своей нации, либо в) средство к существованию – на деньги внешних врагов России (второе не исключает третье).

Добавим: либеральная идея в своей основе антидуховна, потому что она не признает духовных корней нации, её духовной жизни, видя во всём только материальное. Либеральная идея направлена на удовлетворение желаний тела и ума, но не Духа. Либеральная идея – это отрава для Духа.

К слову сказать. В ранне-советский период доминировала идеология, в чём-то подобная либеральной – коммунистический интернационализм. В чём её подобие? В уничтожении понятия патриотизма, или, по крайней мере – вырывании из него национального контекста. В чём различие? Идеальное государство интернационалистов напоминает казарму, идеальное государство либералов напоминает стойло. Как говориться – что кому ближе… Ради справедливости отметим, что Сталин частично исправил этот опасный крен партии, и в Великую Отечественную войну люди воевали не за идеи коммунизма, а за свою родную землю…

2. Антидуховное научное мировоззрение.

Кроме заразы либерализма есть ещё одна, более глубокая причина низкого патриотизма в России (и не только в ней), о которой мало кто говорит. Дело в том, что патриотизм – категория духовная, а значит не рассматриваемая естественной наукой. Проследим связь между патриотизмом и наукой.

Многие специалисты заговорили о системном кризисе в современной науке. На мой взгляд, этот кризис обусловлен опорой науки на прогнивший фундамент грубо-материалистического мировоззрения. Начиная с 17 века, наука нам внушала одну мысль: природа, космос состоит исключительно из грубой материи. Вопросы же Духа наука не рассматривала, отдавая эту сферу религиозным или философским школам. Но общество наше всё же построено на постулатах не веры или философии, а научных знаний. Загляните в школьные учебники, и вы поймете, о чем я говорю. Всё наше образование, да и бо льшая часть культуры, пронизаны идеями научного материалистического мировоззрения. Поэтому и человека, и нацию, мы привыкли рассматривать с сугубо материалистических позиций. Когда же речь заходит о духовных и культурных явлениях и ценностях, мы вынуждены переходить со строгого и объективного языка науки на язык, полный субъективных понятий и категорий. Для наглядности один пример.

Не надо никому объяснять: чтобы человек мог жить, он должен развиваться физически и интеллектуально. Этому нас учит житейский опыт, этому нас учит материалистическая наука. Для нас это очевидная вещь. Но многие ли знают, в какой степени важно для жизни развитие и духовное? Да, об этом говорят священники и философы, но не естествоиспытатели. Поэтому этот вопрос в нашем «материалистическом» обществе легко затуманить, исказить, заговорить, либо вообще убрать с повестки дня. Трудно простому смертному доказать то, чего нет в школьных учебниках. А если и есть, то в весьма декларативном ключе, без опоры на знания объективных законов Природы и Космоса.

И совсем не случайно в постсоветских Конституциях России и Украины был вписан запрет на государственную идеологию, а значит и запрет на патриотизм – на то, что является ядром любой национальной идеологии, – и вот этот запрет люди массово стали замечать только сегодня – спустя 20 лет после их принятия! Хотя, заметим, в наших республиках живут далеко не глупые, высокообразованные люди.

Вот почему мы хотим говорить о патриотизме так же ясно, убедительно и доказательно, как ясно, убедительно и доказательно мы говорим о законах материальной Природы. Но для этого мы вынуждены оппонировать всей современной научной школе. Но иных вариантов нет, ибо мы вынуждены опираться на следующий научный постулат : человек и нация есть не только материя, но и Дух. Дух любого человека и любой нации есть объективная реальность, не зависящая ни от чьего субъективного взгляда, мнения, ни от чьей теории, идеологии. Верим, что данный постулат вскоре войдёт в головы ученых естествоиспытателей, а там – и в школьные учебники.

Как ни странно это звучит, но именно наука история может здорово помочь естествознанию перейти на новую – духовно-материалистическую научную парадигму. Об этом ниже.

3.) Что способствует патриотизму

1. Обновлённая наука история.

Как мы уже сказали, ученые историки могут помочь в преодолении кризиса научного мировоззрения. Почему? Потому что они, анализируя огромные исторические пласты, распутывая сложнейшие событийные узлы, создавая целостную картину взаимодействия наций, неизбежно приходят к выводу, что Дух нации есть понятие объективное, хоть и не материальное (т.е. – приходят к нашему постулату). Более того, это нематериальное во многих случаях является не каким-то второстепенным фактором поведения нации, которым можно пренебречь, но является ключом к пониманию этого поведения. И поэтому историк будет иметь все основания считать следующие рассуждения строго научными:

Каждое дерево имеет своё семя – код, каждое дерево имеет свой корень (материальный). Аналогично: каждая нация имеет своё семя – код, каждая нация имеет свой корень (духовный). Нация формируется столетиями и тысячелетиями, переходит через разные стадии взросления, но корень (код) остается неизменным, благодаря чему нация имеет свою индивидуальность и даёт свои особенные плоды. Конечно, как и любое дерево, нация когда-нибудь израсходует свой ресурс, быть может, дав поросли другим молодым нациям. Но она может и погибнуть раньше своего срока, под воздействием различных негативных факторов, не достигнув своей зрелости и не выполнив своих природных задач.

С этих же духовных естественнонаучных позиций историк может рассуждать далее. Что такое национальность? Это принадлежность индивида к определенному национальному дереву. Каждый лист на дереве имеет важную цель – выживание дерева – ведь если сгинет дерево, сгинет и лист. Так и представитель нации «обречён» заботиться не только о своем личном благополучии, но и о благополучии всей нации. Иными словами, национальность – это обязанность человека по поддержанию жизнеспособности своей нации. Поэтому его персональная свобода должна ограничиваться рамками его национальных обязанностей. (Отметим здесь кривую, и даже горькую ухмылку либерала…)

Теперь, глядя на науку историю в этом новом научном ключе, мы можем сказать: история – это не просто изложение исторических фактов, и даже не связка этих фактов в единую логическую цепь, а исследование жизни древа нации – его рост, «урожайность», влияние на него друзей и недругов, его здоровье и болезни. И тогда наука может строго доказать, что самые худшие, постыдные страницы истории государства приходились именно на те периоды, когда нация, под действием тех или иных сил, отрывалась от своих корней, изменяла своему коду.

Конечно же, историю будет лучше знать (понимать) тот человек, который принадлежит этой нации, вырос на родных землях, впитал родную культуру, стал осознанной единицей своего народа, т.е. – патриотом.

Историк новой формации должен апеллировать не только к уму человека, но к его Духу, пробуждая в нём патриотические чувства. Он должен излагать так исторические реалии, что бы его слушатели не просто их «знали», но их сопереживали . Сопереживали все ответственные моменты своего прошлого – начиная с самых изначальных периодов. Тогда мы и будем развивающейся, сильной нацией. Это как человек – ведь он не просто «знает» свою биографию, а переживает её, и лишь благодаря этому растёт, набирается опыта, торит свой неповторимый индивидуальный путь. Ни один период нашей русской (славянской) истории, начиная с древнейших ведических времён, не должен быть упущен, и все периоды должны быть пронизаны одним скрепляющим стержнем – стержнем русского Духа. Когда изменяли ему – слабели, когда следовали ему – крепли. Увидит человек целостную картину, прочувствует её, проникнется красотой и мощью русского Духа, тогда и воспрянет наша нация. И никаких «измов», а тем более – чуждых культур, ей уже не навяжут.

Естественный вывод из сказанного: история своей нации – это пища Духа , Духа каждого человека. Поэтому хороший историк – это всегда в огромной степени духовный наставник.

2. Русский язык, ораторство, искусство, институты государственной власти.

В нашем духовно-материальном ключе можно коснуться ещё одной научной дисциплины, непосредственно связанной с темой патриотизма – языкознания. Специалист русского языка должен чувствовать его духовную силу, его сакральный смысл – и передавать эти знания людям. Нужно прививать любовь к русскому языку. Язык – один из самых важных носителей культурного кода нации, а потому оберегать его нужно пуще любых других культурных и материальных завоеваний. Почему мы должны оберегать национальные природные заповедники, архитектурные памятники, предметы высокого искусства, а язык – не должны? Должны! Но что мы видим? На телевидении, по радио, в Интернете, в общественных местах – это национальное богатство мы не только не защищаем, а уничтожаем на корню! При этом мы запрещаем курение и распитие спиртных напитков в общественных местах, но продолжаем издеваться над родным языком на всех общественных этажах. Поэтому нужны законы, защищающие важнейшее национальное наследие – русский язык. Здоровье нации, её духовно-материальная крепость зависят не только от того, пьет или курит человек, а от того, как он относится к своему родному языку, как им владеет.

Живая, яркая, глубокая, образная речь, идущая от сердца – такая речь сейчас очень востребована. Ведь за 20 лет «независимости» масс-медиа нас отучили от человеческого языка и привили нам птичий язык – чириканье – язык примитивных эмоциональных и мыслительных штампов. Сегодня пришла пора Русского Языка, в котором каждое слово (не иностранного происхождения) имеет свой глубинный природный смысл. Сам по себе Русский Язык является не только кладезем русской культуры, но грозным оружием против пустобрёхов, глупцов, пошляков, лицемеров, лжецов и всех прочих явных и тайных, осознанных и неосознанных врагов Русской Цивилизации. Специфика момента такова, что главные бои сегодня ведутся в информационном и идеологическом поле, а наиболее яркие схватки с нашими противниками происходят в живых беседах и диалогах. Вот почему нам так нужны национальные ораторы, пекущиеся о нации, а не расплодившиеся сегодня «безродные» шоумены, заботящиеся только о своём имидже.

Мысль об искусстве. Всё искусство, также как и история, и языкознание, должно быть пропитано национальным духом и патриотизмом. А для этого необходимо укрепление и развитие экспертных сообществ, которые бы давали профессиональную оценку тем или иным культурным (или антикультурным) явлениям и таким образом влияли бы на развитие русской нации, защищали бы её. Такие сообщества куда важнее так называемых «обществ по защите прав человека», которые по факту давно уже уничтожают русскую государственность, а значит и уничтожают тех людей, за которых на словах они так радеют. Такие экспертные сообщества заменили бы «рейтинговые компании» (зарубежные и отечественные), которые на поверку уничтожают нашу культуру, сея в головах людей пошлость, серость, озлобленность, равнодушие.

Напрашивается параллель с искусством советского периода, когда государство было кровно заинтересовано в развитии тех его направлений, где затрагивалась тема любви к Родине – в самых различных её жизненных проявлениях. И это, несомненно, давало свои весомые результаты. Особенно в сталинский период: восстановление страны после Первой мировой и гражданской войн, лихолетье ВОВ, и вновь восстановление и подъём государства. Сейчас ситуация также критическая – ни у кого не должно оставаться сомнений по поводу агрессивных планов Запада по дальнейшему расчленению Русского Мира, развязыванию локальных кровавых войн, захват наших природных и людских богатств.

Поэтому совершенно очевидно: все государственные институты, во главе с Руководителем страны, обязаны тщательно следить за сохранением патриотического духа населения и держать его на должном уровне. Низкий уровень патриотизма – это тревожный сигнал руководству страны, дающий ему право на экстренные меры в сфере идеологии и воспитания населения.

4.) Что даёт патриотизм

1. Духовный рост человека, нации.

Наши рассуждения ведут дальше: патриотизм – это признак здоровья Духа человека. Отсутствие оного – это признак болезни Духа. Поэтому, на мой взгляд, за лавинообразным национальным прозрением русского народа будет происходить не менее стремительное его духовно-нравственное прозрение. Патриотизм, жертвенность ради Отчизны – очень благодатная почва для взращивания Духа.

Сейчас многие люди на постсоветском пространстве увлекаются разными духовными практиками, частенько заимствованными либо с Востока (древние), либо с Запада (современные), не понимая, что самая сильная «практика» — это очищение своей русской души от всего ей не свойственного. Эта мысль у меня получила следующую форму:

Русская Душа любит:

Не богатство, а Лад,

Не власть, а Справедливость,

Не вседозволенность, а Служение Родине,

Не телесные утехи, а Песню Любви.

И что же случилось?

Иноземные супостаты вторглись в святая святых – в Русскую Душу,

Чтобы её нарушить, исказить, измазать грязью.

И заставили они нас тратить свои жизни на пустое, чужое, скверное,

С трагическим исходом:

Мы захотели богатства, и стали бедными,

Мы захотели власти, и стали подчиненными,

Мы захотели свободы, и стали пленными,

Мы захотели счастья, и стали несчастными.

И что же теперь?

Святой долг каждого русского человека:

Прогнать супостата из наших земель, из наших умов,

Очистить Русскую Душу от всего чужеродного, ей не присущего,

Слово митрополита Ленинградского и Новогородского Алексия (Симанского) за Литургией в кафедральном Богоявленском соборе.

Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский)

Патриотизм русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас.

Мы говорим не просто родина, но мать – родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов!

Русский человек бесконечно привязан в своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать.

князь Димитрий Донской

Бесчисленные примеры из нашей родной истории являются иллюстрацией этого чувства любви к родине русского человека. Вспоминается тяжкое время татарского ига, около трехсот лет тяготевшего над Русью. Русь разгромлена. Разрушены главные центры ее. Батый сокрушил Рязань; испепелил Владимир на Клязьме; разбил русское войско на реке Сити и пошел на Киев. С трудом сдерживали благоразумные вожди – князья русские – порыв народа, не привыкшего к рабству и рвавшегося освободиться от цепей. Не пришло еще время. Но вот один из приемников Батыя, лютый Мамай со все возрастающей жестокостью силится окончательно сокрушить русскую землю. Настало время для окончательной и решительной борьбы. Князь Димитрий Донской идет в Троицкий монастырь к преподобному Сергию (Радонежскому) за советом и благословением. И преподобный Сергий дает ему не только твердый совет, но и благословение идти на Мамая, предсказывая ему успех в его деле, и отпускает с ним двух иноков – Пересвета и Ослябю, двух богатырей, в помощь воинам. Мы знаем из истории, с какой беззаветною любовью к страдающей родине пошли русские люди на брань. И в знаменитой Куликовской битве, хотя и с громадными жертвами, Мамай был разбит, и началось освобождение Руси от татарского ига. Так непобедимая сила любви русского народа к своей родине, его всеобщая непреодолимая воля видеть Русь свободной одолела сильного и жестокого врага, казавшегося непобедимым.

князь Александр Невский

Такими же чертами всеобщего неродного подъема ознаменована борьба и победа св. Александра Невского над шведами у Ладоги, над немецкими псами-рыцарями в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере, когда совершен был полный разгром тевтонского войска. Наконец, знаменитая в русской истории эпоха Отечественной войны с Наполеоном, мечтавшим о покорении всех народов и дерзнувшим посягнуть и на Русское государство. Промыслом Божиим ему попущено было дойти до самой Москвы, поразить сердце России как бы для того только, чтобы показать всему миру, на что способны русские люди, когда отечество в опасности и когда для спасения его потребны почти сверхчеловеческие силы. Мы знаем только очень немногие имена этих бесчисленных героев-патриотов, отдавших всю свою кровь, до последней капли, за отечество.

Не было тогда ни одного уголка в земле русской, откуда бы не шла помощь матери-родине. И поражение гениального полководца явилось началом его полного падения и разрушения всех его кровожадных планов.

Можно найти аналогию между историческим положением тогдашнего времени и нынешним. И теперь русский народ в беспримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага, мечтающего раздавить весь мир и варварски сметающего на своем пути все то ценное, что создал мир за века прогрессивной работы всего человечества.

Борьба эта не только борьба за свою родину, находящуюся в великой опасности, но, можно сказать, за весь цивилизованный мир, над которым занесен меч разрушения. И как тогда, в эпоху Наполеона, именно русскому народу суждено было освободить мир от безумства тирана, так и теперь нашему же народу выпадает на долю высокая миссия избавить человечество от бесчинств фашизма, порабощенным странам вернуть свободу и водворить повсюду мир, так нагло нарушенный фашизмом. К этой святой цели русский народ идет с полным самоотвержением. Ежедневно <…> идут вести об успехах русского оружия и о постепенном разложении в лагере фашистов. Этот успех достается непередаваемым напряжением и невиданными подвигами наших изумительных защитников среди неперестающего гула орудий, среди страшного свиста адских снарядов, тревожные, коварные звуки которых не забудет никто их слыхавший, в атмосфере, где витает смерть, где все говорит о страданиях живых душ человеческих.

Но победа куется не только на фронте, она зарождается в тылу, среди мирных граждан. И здесь мы видим необыкновенный подъем и волю к победе, непоколебимую уверенность в торжестве правды, в том, что «не в силе Бог, а в правде», как вдохновенно говорил грозный для врагов – позорных предков нынешних позорнейших фашистских варваров – св. Александр Невский.

В тылу, который по нынешним условиям войны является почти тем же фронтом, и старики, и женщины, и даже дети-подростки – все активно участвуют в защите родной страны.

Можно указать на бесчисленные случаи, когда люди, совершенно, казалось бы, непричастные к войне и военным действиям, показывают себя самыми горячими пособниками воюющих. Укажу на несколько примеров. Вот объявлена воздушная тревога в городе. Пренебрегая опасностью, не только мужчины, но и женщины и подростки спешат принять участие в защите от бомб своих жилищ. Их не удержать в доме, их не загнать в убежище. При мне один 12-летний мальчик-школьник на просьбу матери – не идти на крышу во время воздушной тревоги – с убеждением говорил ей, что он лучше взрослого может тушить бомбы, что отец его защищает родину, а он должен защищать дом и свою мать. И на самом деле этот юный патриот оказался впереди многих взрослых и за несколько дней потушил четыре бомбы. Как много примеров, когда юные и, наоборот, пожилые люди стараются скрыть свои годы, чтобы их записали добровольцами в Красную Армию. Один старый человек при мне плакал горькими слезами, потому что ему отказали в записи добровольцем и таким образом он лишен возможности внести свою долю в защиту отечества. Это и есть воля к победе, которая является залогом самой победы. И вот еще случай из самой жизни. Выходит человек из храма и подает милостыню старушке-нищей. Она говорит ему: «Спасибо, батюшка, я буду молиться за тебя и за то, чтобы Бог помог одолеть кровавого врага — Гитлера». Разве это не есть тоже воля к победе?

А вот мать, проводившая своего сына – летчика на Южный фронт и затем узнавшая, что именно на этом фронте были жаркие сражения. Она уверена, что сын ее погиб, но чувство материнской скорби она подчиняет чувству любви к родине и, выплакав свое горе в храме Божием, говорит почти с радостью: «Бог помог и мне внести свою долю помощи родине». Я знаю не один случай, когда люди с самыми незначительными средствами откладывают по рублю, чтобы внести свою лепту на нужды обороны. Один глубокий старец продал единственную свою ценную вещь – часы, чтобы внести от себя жертву на оборону.

Все это – факты, случайно взятые из жизни, но как много говорят они о чувстве любви к родине, о воле к победе! И таких случаев можно привести множество, у каждого из нас они на глазах, и громче всяких слов говорят они о непобедимой силе патриотизма, охватившего весь русский народ в эти дни испытаний. Они говорят о том, что подлинно весь народ и действенно, и духовно поднялся на врага. А когда весь народ поднялся – он непобедим.

Как во времена Димитрия Донского, св. Александр Невский, как в эпоху борьбы русского народа с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу; как тогда и русское воинство, и весь русский народ осенял покров Взбранной воеводы, Матери Божией, и сопутствовало благословение угодников Божиих, — так и теперь мы веруем: вся небесная рать с нами. Не за какие-нибудь наши заслуги пред Богом достойны мы этой небесной помощи, но за те подвиги, за то страдание, какие несет каждый русский патриот в своем сердце за любимую мать-родину.

Мы веруем, что и теперь великий предстатель за землю русскую Сергий простирает свою помощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает всем нам новые неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы. И какие бы ужасы ни постигли нас в этой борьбе, мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу правды над ложью и злом, в окончательную победу над врагом. Образец этой веры в конечное торжество правды не на словах, а на деле мы видим в беспримерных подвигах наших доблестных защитников-бойцов, которые борются и умирают за нашу родину. Они как бы говорят нам всем: нам вручено было великое дело, мужественно мы приняли его на себя и сберегли до конца нашу верность родине. Среди всех испытаний, среди всех ужасов войны, каких не было с тех пор, что стоит мир, мы не дрогнули душой. За честь и счастье нашей родной земли мы стояли и за нее бестрепетно отдали и свою жизнь. И, умирая, шлем вам завет так же любить родину больше жизни и, когда кому придет черед, так же до конца постоять за нее и отстоять ее.


В ночь на 24 июня 1812 года французские войска переправились через пограничную реку Неман. В России началась Отечественная война…

Явившись, как и все войны, продолжением политики господствующего класса, Отечественная война 1812 года стала поистине войной народной, образцом войны национально-освободительной.

Сегодня иногда сравнивают Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную, обращая внимание на то, что никаких коммунистов в 1812 году не было, однако народ встал на защиту своего Отечества и победил, и значит, выше всяких идеологий и классовых противоречий.

С другой стороны, то, что современная российская власть использует в своей пропаганде патриотический характер обеих войн, очевидно, стремясь продемонстрировать свою патриотичность и тем самым добиться если не любви народной, то хотя бы лояльности, вызывает у некоторых негативное отношение и к слову, и к понятию «патриотизм», а те, кто называет себя патриотами, представляются либо националистами, либо сторонниками буржуазной власти.

На самом деле, патриотизм лежит в основе всех национально-освободительных движений, национально-освободительных войн, а такие движения и войны рассматриваются в марксистско-ленинской теории как прогрессивные явления. Чаще патриотизм проявляется в борьбе с врагами Отечества, но он не может в критический момент взяться ниоткуда, поэтому, конечно, говоря словами Ленина, это чувство закрепляется в обособленных отечествах веками и тысячелетиями.

Однако следует помнить, что марксистская диалектика рассматривает все явления во взаимосвязи и постоянном движении. В работе «О брошюре Юниуса» Ленин писал: «Все грани в природе и в обществе условны и подвижны, […] нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность. Национальная война может превратиться в империалистскую и обратно».

И в этой же работе Ленин как раз, в качестве примера, приводит эпоху наполеоновских войн: «Войны великой французской революции начались как национальные и были таковыми. Эти войны были революционны: защита великой революции против коалиции контрреволюционных монархий. А когда Наполеон создал французскую империю с порабощением целого ряда давно сложившихся, крупных, жизнеспособных, национальных государств Европы, тогда из национальных французских войн получились империалистские, породившие в свою очередь национально-освободительные войны против империализма Наполеона».

Отечественная война 1812 года была самой значимой из этих войн, порождённых империализмом Наполеона. По словам Энгельса, «уничтожение огромной наполеоновской армии при отступлении из Москвы послужило сигналом к всеобщему восстанию против французского владычества на Западе».

Никто не отрицает, что одной из важнейших причин поражения Наполеона в его русском походе был подъём патриотизма всего народа России. Это подтверждается многочисленными фактами: и активным партизанским движением, и беспримерным героизмом народных ополченцев. Это закреплено в произведениях литературы и искусства того времени.

Против наполеоновской армии, против буржуазной Франции поднялся угнетённый народ феодально-крепостнической России. Ничего, кроме патриотизма, поднять народ не могло. Патриотизм отсталой России оказался прогрессивнее имперских, захватнических амбиций Наполеона.

Однако Отечественная война закончилась, Наполеон был изгнан из России, его Великая армия почти полностью уничтожена. Начался заграничный поход русской армии, которая оказала огромную помощь народам Европы в их освобождении от наполеоновского господства.

Окончательный разгром Наполеона поднял на небывалую высоту международный престиж России, усилил её могущество в Европе. Но в чём заключалось это могущество? В том, что Россия играла определяющую роль в союзе европейских монархий, которые стремились восстановить феодально-абсолютистский строй в освобождённой от Наполеона Европе. Кроме того, Россия вышла за пределы своих естественных границ — решением Венского конгресса 1814-15 г.г. в состав России вошла часть Польши, а русский император Александр I становился и польским королём. Энгельс отмечал: «Если в отношении завоеваний Екатерины у русского шовинизма были еще некоторые извиняющие — я не хочу сказать оправдывающие — предлоги, то относительно завоеваний Александра об этом не может быть и речи. Финляндия населена финнами и шведами, Бессарабия — румынами, конгрессовая Польша — поляками. Здесь уж и говорить не приходится о воссоединении рассеянных родственных племен, носящих русское имя, тут мы имеем дело с неприкрытым насильственным завоеванием чужой территории, с простым грабежом».

Вот так в определении Энгельса русский патриотизм превратился в русский шовинизм. И это не особое отношение классика к России. По определению Маркса, «всем войнам за независимость, которые велись против Франции, свойственно сочетание духа возрождения с духом реакционности». Реакционные, а также захватнические цели преследовали правящие круги всех союзных держав, воевавших против Наполеона. В конечном итоге их победа означала победу над французской революцией.

Так что же получается – питаемая русским патриотизмом, прогрессивная, справедливая, национально-освободительная Отечественная война 1812 года привела в конце концов к реакционным результатам? Если вспомнить об условности и подвижности всех граней в природе и обществе, то получается так. Кроме того, самому народу России победа над Наполеоном, по сути, ничего не дала – социально-экономическое устройство не изменилось, крепостничество продолжало существовать, и даже надежды ополченцев из крестьян на то, что после возвращения с фронтов они получат свободу, не оправдались – после разгрома Наполеона крепостных крестьян раздали хозяевам-помещикам.

В чём же тогда положительная роль народного патриотизма в истории отечеств, если он легко перерастает в шовинизм и используется эксплуататорским классом в своих интересах? Пожалуй, Отечественная война 1812 года может служить самым ярким примером того, что всё-таки патриотизм играет важнейшую роль в прогрессивном развитии народов и обществ.

Известно, что именно победа в 1812 году, достигнутая благодаря подъёму национального духа, вызвала в России стремление к свободомыслию, под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов, которые в 1825 году подняли восстание. И хотя восстание было подавлено, как заметил Ленин, «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы…» Далее началась буря, по уточнению Ленина — «движение самих масс». Первый натиск бури случился в 1905 году. Последующие тоже всем хорошо известны.

А. А. Бестужев писал Николаю I из Петропавловской крепости: «… Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». А по словам Герцена, «подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год; всё, что было до того, – только предисловие».

Неизвестно, каковы были бы последствия и как развивался бы российский патриотизм, будь тогда русская кампания Наполеона более успешной. Несомненным представляется только одно – и в этом случае понадобился бы народный патриотизм, чтобы «переварить» принесённую иноземцем «свободу». Возможно, история пошла бы по-другому, но без народного патриотизма, совершенно точно, она бы пошла без участия страны, которая и по сей день носит название Россия.

Да конечно, патриотизм в эксплуататорском обществе носит противоречивый характер. Вернее, не сам патриотизм, а его понятие. Важно лишь понимать, что он существует и его подъём играет прогрессивную роль в гораздо большей степени, чем реакционную. Дело в том, что эксплуататорская власть способна лишь использовать народный патриотизм в своих целях, манипулировать им более или менее успешно. И только в самих массах патриотизм может родить прогрессивную бурю. Пока существуют отечества, этой бури родится просто больше неоткуда.

Другие материалы по теме:

10 комментариев

Сидор Жнец 24.06.2012 11:06

> Известно, что именно победа в 1812 году, достигнутая благодаря подъёму национального духа, вызвала в России стремление к свободомыслию, под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов, которые в 1825 году подняли восстание.

> Лев Толстой, который, по Ленину, «зеркало русской революции», в «Войне и мире» давал декабризму несколько упрощенное, но куда более остроумное объяснение: «Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. Общество джентльменов в полном значении этого слова. Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности».

Идеология декабристов формировалась под влиянием идей французского Просвещения (которые возникли задолго до Наполеона, — и в Россию проникли задолго до Наполеона, и даже до Французской революции) и… местной практики (собственно, «европейски мыслящее» дворянство находилось между молотом царского террора [«Аракчеев»] и наковальней крестьянской мести [«Пугачев»]). Война 1812 года дала им боевой опыт (совершенно бесценный, естественно), — но говорить о том, что эта война создала идеологию декабризма было бы большой ошибкой.

> Да конечно, патриотизм в эксплуататорском обществе носит противоречивый характер.

В эксплуататорском обществе ПАТРИОТИЗМ (любовь к «своему» государству, которую следует отличать от естественной человеческой любви к Родине) носит не противоречивый, а вполне себе реакционный характер. Причём, это относится как к верхам (хотя какой там у них «патриотизм»…), так и к низам (в готовности «жертвовать собой» ради буржуазного «Отечества» нет ровно ничего хорошего; и если в военное время это ещё может иметь какое-то положительное значение [а может и не иметь], — то в мирное такая готовность лишь помогает реакционерам проводить политику «затягивания поясов», «ради Отечества»). Показателен, кстати, пример так называемого «советского патриотизма», заключающегося в том, что некоторые интеллигенты ныне не только ПЕРЕНОСЯТ своё (вполне правиьное) отношение к Советскому Союзу на НЫНЕШНЮЮ (буржуазную) Россию, — но и советуют трудовому народу делать то же самое; такой патриотизм — основа «антиоранжизма», отравляющего сознание отнюдь не только последователей Кургиняна, но и очень-очень многих представителей левой общественности.

При этом, конечно, правил без исключений не бывает. Даже в эксплуататорском обществе патриотизм ИНОГДА может иметь положительное влияние, вызывать в людях желание бороться за «улучшение» любимого ими государства (вплоть до превращения его в пролетарскую диктатуру).

> И только в самих массах патриотизм может родить прогрессивную бурю. Пока существуют отечества, этой бури родится просто больше неоткуда.

В общем-то, обычно такие бури рождаются из возмущения масс против гнёта, под которым они пребывают. К патриотизму это возмущение, зачастую, отношения не имеет, — более того, патриотические чувства, зачастую, используются для того, чтобы заставить трудящихся забыть о своей угнетённости и «затянуть пояса ради Отечества».

+100 25.06.2012 11:07

для Сидор Жнец Сами то поняли, чего пишете??? 24 июня 1812 года французы напали на Родину или на государство? Как нужно было поступать народу с Вашей точки зрения: защищать Родину или не защищать государство — сдаться французам, так как средства производства находятся в руках эксплуататоров?

Василий, Горький 25.06.2012 17:30

Сидор Жнец меня опередил.
«У пролетариев нет родины» — говорил Маркс о буржуазном государстве. «Мы — пораженцы» — говорил товарищ Ленин о позиции большевиков до Октябрьской революции. Да, проигравшая сторона несёт больше потерь чем победившая, в том числе и в живой силе. Но поражение в войне царской России расшатывало самодержавие, и эти жертвы ложились на алтарь победы революции(они и так ложатся ещё в большем количестве в мирное, но растянутое на десятелетия время). Поэтому шёл следующий Ленинский призыв, — «Превратим войну Империалистическую в войну Гражданскую, мир хижинам — война дворцам».
Какие колоссальные жертвы понёс трудовой народ России за последние 20 лет, по разным подсчётам 15-25 миллионов человек, и сколько ещё понесёт, из-за боязни революционной крови. Крови не без эксцессов, но чем дольше будет назревать этот нарыв, тем больше вероятность перегибов.

Сидор Жнец 27.06.2012 11:17

100
> для Сидор Жнец Сами то поняли, чего пишете???

На государство, само собой. Или есть данные, что они собирались пожечь все наши берёзки, запретить использование русского языка и отправить всех русских в концлагеря?

> Как нужно было поступать народу с Вашей точки зрения: защищать Родину или не защищать государство - сдаться французам, так как средства производства находятся в руках эксплуататоров?

А это здесь при чём?))) Возможность отобрать средства производства у эксплуататоров ЕЛЕ-ЕЛЕ появилась в 1917 году, — в 1812 году её не было.

Сдаваться французам следовало бы, если бы они принесли с собой отмену крепостного права и уничтожение самодержавия. Поскольку крепостное право отменять они не собирались, русское самодержавие собирались заменить французским, — то есть, перед русскими крестьянами открывалась перспектива оказаться под двойным гнётом, — то действовать следовало так, как русские и действовали, т.е. гнать французов со своей земли. Но, конечно, потом надо было не идти «освобождать Европу» (непонятно, от чего), а свергать самодержавие. Этого народ не сделал, — и в этом была большая его ошибка)

+100 27.06.2012 15:02

для Сидора Жнеца.. На государство, само собой. Или есть данные, что они собирались пожечь все наши берёзки, запретить использование русского языка и отправить всех русских в концлагеря… Родина это не только березки и концлагеря — это церкви, дома,семьи,родные,близкие, друзья,правосланая вера. Если на Ваш дом нападают бандиты,Вы же не будете их спрашивать о идеологических воззрениях? вы просто идете его защищаете,потому, что это Ваш дом. А если бы они пообещали отменить крепостное право и уничтожить самодержавие -можно было бы сдаваться? НАТО-вцы «обещали» освободить Ирак от диктатуры Хуссейна и установить в стране подлинную демократию и их поначалу местное население встречало цветами- как освободителей,что принесли «освободители» всем известно..В эксплуататорском обществе ПАТРИОТИЗМ (любовь к «своему» государству, которую следует отличать от естественной человеческой любви к Родине) носит не противоречивый, а вполне себе реакционный характер… …такой патриотизм - основа «антиоранжизма», отравляющего сознание отнюдь не только последователей Кургиняна, но и очень-очень многих представителей левой общественности… -это Ваше мнение,а есть другое мнение, отличное от Вашего.: …Всем людям, безотносительно их гражданских взглядов и политических ориентиров, необходимо понять: «ненасильственное сопротивление», протестное движение несистемной оппозиции - это новая форма свержения власти. Это современная форма войны, преследующая те же цели, что и войны прежних времён - уничтожение вражеской власти и установление своей. Теперь вражеские солдаты - это граждане страны-жертвы. Воодушевляясь абстрактными целями, они, как раковые клетки, должны разрушать собственную государственную систему, саботировать армию и полицию, уничтожать экономику - они сами должны убивать свою страну …Участие в любых акциях несистемной, оранжевой оппозиции - посещение их митингов и шествий, ношение протестной символики, агитация за эти действия и т.д. - это не только выражение личной гражданской позиции - это деятельное участие в уничтожении страны. Война теперь имеет вот такие формы и каждый оранжевый демонстрант - это пособник вражеской оккупации… .h_ttp://moskprf.ru/stati/eto-voyna.html И есть неопровержимые доказательства правоты именно этой точки зрения, а не Вашей.

+100 27.06.2012 16:40

о зверствах французов: … «Наполеон изуверствовал на нашей земле не меньше Гитлера. Просто у него было меньше времени, всего полгода. Известна фраза этого глашатая европейских ценностей: «Для победы необходимо, чтобы простой солдат не только ненавидел своих противников, но и презирал их.Солдатам Наполеона офицеры пересказывали агитки о варварстве славянских народов. Именно с тех пор в сознании европейцев сознательно закрепилось представление о русских как о второсортной, дикой нации.Разрушали монастыри, взрывали памятники архитектуры. Алтари московских церквей умышленно превращали в конюшни и отхожие места. Лютой смертью убивали священников, не выдававших церковные святыни, насиловали монахинь, древними иконами растапливали печи. При этом солдаты твердо знали, что пришли в варварскую дикую страну и что они несут в нее самую лучшую в мире культуру — европейскую.Банальный грабеж начался еще с дальних подступов к Москве. В Белоруссии и Литве солдаты уничтожали сады и огороды, убивали скот, уничтожали посевы. Причем военной необходимости в этом не было никакой, это были просто акции устрашения. Как писал Евгений Тарле: «Разорение крестьян проходившей армией завоевателя, бесчисленными мародерами и просто разбойничавшими французскими дезертирами было так велико, что ненависть к неприятелю росла с каждым днем».
Настоящий грабеж и ужас начался 3 сентября 1812 года — на следующий день после входа в Москву, когда официально, приказом, было разрешено грабить город. Дочиста были разорены многочисленные московские монастыри. Солдаты сдирали с икон серебряные оклады, собирали лампады, кресты. Для удобства обзора они взорвали стоявшую рядом с Новодевичьим монастырем церковь Иоанна Предтечи. В Высокопетровском монастыре оккупанты устроили скотобойню, а соборный храм превратили в мясную лавку. Весь монастырский погост был покрыт спекшейся кровью, а в соборе на паникадилах и на вколоченных в иконостас гвоздях висели куски мяса и внутренности животных. В Андрониевском, Покровском, Знаменском монастырях французские солдаты кололи на дрова иконы, лики святых использовали как мишени для стрельбы.В Чудовом монастыре французы, надев на себя и на своих лошадей митры и облачение духовенства, ездили так и очень смеялись. В Даниловом монастыре ободрали раку князя Даниила и сорвали одежды с престолов. В Можайском Лужецком монастыре хранящаяся здесь икона святого Иоанна Предтечи имеет следы от ножа — французы использовали ее как разделочную доску, рубили на ней мясо. От исторических реликвий находившегося на территории Саввино-Сторожевского монастыря дворца царя Алексея Михайловича почти ничего не осталось. Кровать царя Алексея Михайловича была сожжена, дорогие кресла ободраны, зеркала разбиты, печи сломаны, редкие портреты Петра Великого и царевны Софьи похищены.
Иеромонах Знаменского монастыря Павел и священник Георгиевского монастыря Иоанн Алексеев были убиты. Священника церкви Сорока святых Петра Вельмянинова били прикладами, кололи штыками и саблями за то, что не отдал им ключи от храма. Всю ночь он пролежал на улице, истекая кровью, а утром проходивший мимо французский офицер милостиво пристрелил отца Петра. Монахи Новоспасского монастыря похоронили священника, но французы потом три раза раскапывали его могилу: увидев свежую землю, они думали, что в этом месте зарыли клад.В Богоявленском монастыре казначея монастыря Аарона французы таскали за волосы, выдергивали бороду и затем возили на нем грузы, запрягая в телегу.Это только штрихи к поведению оккупантов. Вся правда еще страшнее. Что творили уже обреченные захватчики, отступая, вообще не поддается здравому смыслу. Развращенные французские офицеры принуждали крестьянок к оральному сексу, что для многих девушек и женщин было тогда хуже смерти. Несогласных с правилами французского поцелуя убивали, часть сознательно шла на смерть, вгрызаясь зубами в плоть захватчиков. Добр русский человек. Иногда даже излишне. Видимо, и поэтому огромная часть войска Наполеона осталась в России просто жить. По разным причинам. Большинству русские люди помогли Христа ради, подобрав их обмороженными и голодными. С тех пор появилось на Руси слово «шаромыжник» — от французского «cher ami» (дорогой друг). Они стали дворниками, швейцарами. Образованные выбились в преподаватели французского Мы прекрасно помним их по многочисленным дядькам, гувернерам, замелькавшим в русской литературе после 1812 года.. Они вполне прижились в России, стали совсем русскими, явившись родоначальниками многих известных фамилий вроде Лурье, Машеровы (от mon cher — мой дорогой), Машановы, Жанбровы. Берги и Шмидты с многочисленными детьми — тоже в основном из наполеоновских немецких солдат. Интересна и во многом одновременно типична судьба Николая Андреевича Савина, или Жана Батиста Савена — бывшего лейтенанта 2-го гвардейского полка 3-го корпуса армии маршала Нея, участника Египетских походов, Аустерлица.Последнего солдата той Великой армии. Он умер окруженный многочисленным потомством в 1894 году, прожив 126 лет. Преподавал в Саратовской гимназии более 60 лет. Он до конца дней сохранил ясность ума и помнил, что одним из его учеников был не кто иной, как Николай Чернышевский. Он вспоминал очень характерный эпизод, как его захватили в плен казаки Платова. Разгоряченный Платов немедленно дал ему в морду, потом велел напоить водкой, чтобы не замерз, накормить и отправить в теплый обоз, чтобы пленник не простудился. И потом постоянно справлялся о его здоровье. Вот такое было отношение на Руси к поверженному врагу. Поэтому они и оставались в России десятками тысяч…

Н.Т. 27.06.2012 18:13

А знаете ли вы, что Наполеон подумывал о том, чтобы отменить крепостное право в России? И вероятнее всего, это бы случилось, захвати он Россию. Ведь в Европе никакого крепостного права уже не было. Кстати, русские солдаты, пройдя по Европе в своём заграничном походе, это всё увидели…

спортсмен 31.10.2013 03:50

Статья отвратительная! Как только начинается попытка объяснения исторических событий с точки зрения марксизма,то сразу начинается вранье. Наполеоновские войны с самого начала были захватническими. И побежден Наполеон был в России.Военные события 1813-14 годов представляли собой лишь добивание Наполеона -в том числе и при Ватерлоо, когда на помощь англичанам спешил не только немецкий но и сорокотысячный русский корпус.

спортсмен 31.10.2013 04:05

Русофобы стремятся преуменьшить роль России в победе над Наполеоном, в том числе и на радио Эхо Москвы, когда военные события 1813-14 годов объявляются победой совместных сил над Наполеоном,Наполеон был побежден в России. Далее его лишь добивали так называемые совместные усилия.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...