Новая страница в истории развития отношений между кнр и кндр. Китай и Северная Корея: запутанное партнерство Китайско северокорейские отношения

ПЕКИН, 28 мар - РИА Новости. Председатель Китая Си Цзиньпин заявил лидеру КНДР Ким Чен Ыну о готовности укреплять отношения двух стран и предложил четыре принципа развития отношений: высокие контакты, использование проверенных каналов, мирное развитие и укрепление связей, говорится в заявлении на сайте МИД КНР по итогам встречи.

Си Цзиньпин сказал, что правительство и компартия Китая уделяют особое внимание развитию дружественных отношений с Пхеньяном, а также твердо придерживаются курса сохранения и укрепления двусторонних связей на разных уровнях.

"Мы всецело готовы совместно с КНДР придерживаться единых стремлений, не забывать об исходной цели, двигаться вперед рука об руку, продвигать долгосрочное, здоровое и стабильное развитие отношений Пекина и Пхеньяна, что принесет пользу народам обеих стран, а также внесет вклад в региональное развитие", — заявил китайский лидер.

Глава КНР сказал, что первый пункт в развития отношений двух стран — необходимость "сохранения ведущей роли контактов и обменов на высоком уровне, которые всегда играли важнейшую стимулирующую роль в истории развития отношений двух стран". "В новых условиях мы готовы поддерживать с северокорейской стороной регулярные контакты в различных формах, в том числе в форме обмена визитами, направления спецпосланников и обмена письмами", — сказал Си Цзиньпин.

"Во-вторых, необходимо в полной мере использовать проверенный временем опыт стратегической коммуникации, обе стороны должны поддерживать связи между руководящими партиями, продвигать сотрудничество и обмены в различных областях, а также повышать уровень взаимного доверия", — добавил китайский лидер.

Третьим принципом, предложенным Си Цзиньпином, стало активное содействие мирному развитию. "В настоящий момент социализм с китайской спецификой вступил в новую эру, а социалистическое строительство КНДР достигло нового исторического этапа, мы готовы объединить усилия с КНДР, идти в ногу с веяниями времени, высоко нести знамя мира, развития и взаимовыгодного сотрудничества, непрестанно улучшать благополучие наших народов, вносить конструктивный вклад в укрепление регионального мира и стабильности", — заявил он.

"В-четвертых, нам необходимо укрепить основы дружбы между народами, обе стороны должны разными средствами укреплять контакты и обмены между народами двух стран, в особенности связь между молодым поколением, сохранять и развивать унаследованные от предыдущих поколений традиции дружбы Китая и Северной Кореи", — сказал глава КНР.

В среду утром агентство Синьхуа сообщило, что Ким Чен Ын 25-28 марта вместе с супругой совершил неофициальный визит в Китай. Позднее идентичное сообщение появилось на сайте министерства иностранных дел КНР. Поездка в Китай стала первым зарубежным визитом Ким Чен Ына после его прихода к власти (2011).

Спекуляции о том, что Ким Чен Ын прибыл с визитом в Китай на бронированном поезде появились в понедельник вечером, однако официально эту информацию ни одна из сторон не подтверждала. Во вторник утром в центре Пекина были усилены меры безопасности, а по главной улице проехал кортеж без опознавательных знаков и двигался в направлении Пекинского железнодорожного вокзала. Сразу же после этого, японские СМИ сообщили о том, что спецпоезд из КНДР покинул вокзал.

Сам же Пхеньян , судя по подходу, намерен активно использовать эти противоречия, чтобы получить максимум выгоды для себя.

Стартовавшее с начала этого года сближение Юга и Севера Кореи постепенно приобретает все более конкретные формы. Стороны ведут активные переговоры по сотрудничеству в самых различных сферах. Особое внимание при этом привлекли межкорейские переговоры по сотрудничеству в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта. Договоренности по данным направлениям представители Сеула и Пхеньяна подписали еще в конце июня в Пханмунчжоме.

Так, Юг и Север в сфере железных дорог решили, что с 24 июля проведут изучение состояния железнодорожного полотна между южнокорейской станцией Мунсан и северокорейским городом Кэсон (т.н. «западная линия» или линия Кёнысон), а затем между станциями Чечжин (Южная Корея) и Кымгансан (КНДР) (т.н. «восточная линия» или линия Тонхэсон, которая идет вдоль восточного побережья Корейского полуострова). По итогам работы будут подготовлены детальные рекомендации и технические планы по строительству необходимых систем управления и контроля, модернизации полотна и прочее. Также решено, что после этого стороны как можно скорее начнут работы по модернизации участков. Если говорить прямо, то речь идет только о северокорейском полотне, так как на территорию Юга железные дороги поддерживаются в хорошем состоянии.

Кроме того, Северная Корея также согласилась допустить южнокорейских экспертов и провести вместе изучение состояния практически всей как западной, так и восточной ветки железнодорожной сети КНДР, а именно участка от Кэсона до Синыйчжу (всего 411 километров), а также от станций Кымгансан до Туманган. Чтобы понять, что это значит, надо представлять карту КНДР. Кэсон находится рядом с границей с Южной Кореей, тогда как Синыйчжу - это уже граница КНДР с Китаем . То есть эта ветка (западная или Кёнысон) идет от ДМЗ через Пхеньян и выходит на Китай. А вторая (восточная или Тонхэсон) идет от ДМЗ на восток, проходит по всему восточному побережью КНДР и выходит уже на российско-северокорейскую границу.

Получается, что Пхеньян согласился дать доступ южанам к крайне важной стратегической информации. Юг сможет выяснить точное состояние и пропускную способность железных дорог как западного (на Китай), так и восточного (на Россию) направления. А в КНДР именно на железные дорогие приходится около 90 процентов грузовых и военных перевозок и более 60 процентов пассажирских. Доступ к информации о железнодорожной сети КНДР позволит просчитать в том числе и то, как в случае войны власти Северной Кореи смогут обеспечивать переброску войск, подвоз подкреплений, материалов и прочего. Несмотря на все это, Пхеньян дал согласие.

В сфере автомобильного транспорта было решено, что Юга и Север проведут изучения состояния и всю необходимую подготовку для начала модернизации автомагистралей на двух участках: от Кэсона до Пхеньяна (западная линия или Кёнысон), а также от южнокорейского Косона до северокорейского крупного портового города Вонсан (восточная линия или Тонхэсон). Работы по исследованию состояния стартуют в начале августа с линии Кёнысон, а потом перейдут на восточный участок. В результате мы видим, что Юг и Север имеют очень большие планы, которые означают намерение модернизировать железнодорожную и автомобильную сеть КНДР.

Но одновременно Северная Корея в этих же сферах очень активно работает и с Китаем. Лидер КНДР Ким Чен Ын 19-20 июня в третий раз за последние несколько месяцев посетил КНР и встретился с лидером Китая Си Цзиньпинем. Затем в начале июля в Пекине побывала официальная северокорейская делегация во главе с замминистра экономики Ку Бон Тхэ. Насколько известно, замминистра отправился в Пекин согласовывать уже конкретные детали того сотрудничества, о котором Си и Ким договорились в ходе саммита 19-20 июня.

О чем были договоренности, официально не сообщил ни Пекин, ни Пхеньян, отделавшись общими фразами. Однако японские и южнокорейские СМИ со ссылкой на свои источники заявили, что лидер Китая предложил, чтобы китайские компании модернизировали или даже построили совсем новую линию скоростной автомагистрали по маршруту Синыйчжу - Пхеньян-Кэсон. Учитывая, что прямо через реку от Синычжу находится китайский город Даньдун, то это означает создание современной трассы, соединяющей КНР и КНДР. Кроме того, Си проявил интерес к развитию четырех специальных экономических зон КНДР - в районе Пхеньяна, в районе порта КНДР Вонсан и двух приграничных - Синыйчжу (западный участок границы КНР-КНДР) и Рачжин (восточный участок границы КНР-КНДР, где также находится и граница КНДР с Россией).

Одновременно стало известно, что на днях Китай уже активизировал строительство приграничного моста в районе города Тумэн до северокорейского берега. Мост стали возводить уже пару лет назад, но из-за ухудшения китайско-северокорейских отношений приостановили. Теперь же, похоже, ситуация изменилась.

Кроме того, на днях лидер КНДР посетил именно Синычжу и прочие граничащие с КНР территории на западе китайско-северокорейской границы. Ким побывал и в одной из особых экономических зон. Все это моменты, напомним, произошли сразу после встречи Кима и Си Цзиньпина в июне. Это позволяет предположить, что слухи об активизации сотрудничества КНР и КНДР в сфере экономики и инфраструктуры имели под собой основания.

Источники «Российской газеты» в китайских экспертных кругах подтвердили, что КНР уже давно хотела бы создать нормальную транспортную артерию, связывающую КНР и КНДР в районе городов Даньдун-Синыйчжу. «Через Даньдун-Синычжу идет более половины всей внешней торговли КНДР и до 90 процентов торговли с Китаем. Однако там сейчас работает лишь один старый железнодорожно-автомобильный мост, который устарел и просто не справляется с нагрузкой. Несколько лет назад мы в нескольких километрах от старого моста построили новый до КНДР. Он уже полностью готов, но Северная Корея просто не подвела к нему пути. А так мы готовы и автодорогу до Кэсона довести и новую железную дорогу. Это всего лишь несколько сот километров. С учетом нашего опыта строительства в самом Китае - для нас это очень незначительные расстояния. Если будет принято политическое решение, то будет и скоростная и автомобильная и железная дорога Синыйчжу - Пхеньян и далее до Кэсона», - рассказал на условиях анонимности источник в одном из государственных научных институтов КНР.

Он предположил, что все, скорее всего, начнется именно с ввода в строй нового автомоста. «Надо лишь построить в КНДР небольшой отрезок примерно в 20 километров, который свяжет этот мост с трассой Синыйчжу-Пхеньян. Это можно сделать очень быстро, и мы давно это предлагали северянам. Далее речь, скорее всего, пойдет о скоростной железной дороге между этими городами», - пояснил он. Эксперт добавил, что возможно проще будет просто заново построить новые трассы - как автомобильную, так и железнодорожную, чем пытаться модернизировать уже имеющиеся. «Это будет точно быстрее, да и возможно дешевле. В результате же мы получим современные железнодорожные и автомобильные артерии от Китая до Пхеньяна и Кэсона. Вполне может быть, что потом займемся трассами на востоке - от Раджина и далее вглубь КНДР, но пока главное - западный участок», - сказал китайский специалист.

В итоге получается, что в настоящий момент Северная Корея ведет игру на «двух фронтах» - с Китаем и Южной Кореей, пытаясь обе страны привлечь к развитию одних и тех же объектов, в первую очередь железнодорожной и автомобильной сети. Учитывая специфику и ситуацию в КНДР, развитие этих сфер потребует модернизацию также электростанций и иных областей. В итоге КНДР сейчас провоцирует китайско-южнокорейскую конкуренцию.

Геополитические интересы Сеула и Пекина в отношении КНДР очень сильно различаются, а потому можно ожидать, что очень скоро Южная Корея и Китай устроят «битву за Северную Корею», стремясь застолбить свое влияние. Далее можно ожидать, что помимо «борьбы за дороги» дойдет очередь и до экономических зон и обычных заводов и фабрик. Южная Корея явно будет пытаться восстановить работу межкорейского технопарка в Кэсоне и «подобраться» к Пхеньяну. Китай же действует от своей границы, где уже активно действует особая экономическая зона в Расоне, а также могут вступить в строй зоны в Синыйчжу и его окрестностях (острова Хвангымпхен и Вихвадо), ориентированные на Китай. Если СМИ не обманывают, что Китай уже нацелился и на Вонсан, куда КНДР давно пытается привлечь иностранных инвесторов.

С точки зрения Северной Кореи эта потенциальная конкуренция Китая и Южной Кореи отвечает интересам Пхеньяна. Это позволит получать самые выгодные как экономические, так и политические условия для КНДР, обеспечивая также развитие своей экономики за счет иностранцев. А потому можно ожидать, что в ближайшее время Китай и Южная Корея начнут очень активно конкурировать - сначала по части строительства железных и автомобильных дорог Севера, а затем и по другим направлениям. Возможно, что сначала эта столкновение не будет афишироваться, но рано или поздно оно станет явным.

Понятно, что на пути реализации этого есть препятствия. Например, в той же Южной Корее далеко не все хотят вкладывать огромные деньги в развитие КНДР. По разным подсчетам и с учетом разных сценариев, модернизация всей железнодорожной сети Северной Кореи потребует более 77 миллиардов долларов, что неподъемная для одной Южной Кореи сумма. Кроме того, никто до сих пор не отменял международные и односторонние санкции, которые мешают Югу официально вкладывать деньги в КНДР. У Китая же руки связаны меньше и, если верить слухам, китайские власти уже стали ослаблять «санкционный зажим» в отношении Пхеньяна. Однако и Южная Корея, если судить по настрою ее нынешнего правительства, намерена, как минимум, начать модернизировать часть дорог Севера. В итоге, «битва за Северную Корею» между Пекином и Сеулом похоже уже началась.

На этом фоне особое внимание следует обратить внимание и России на отстаивание своих позиций в КНДР. В настоящий момент у нас действует российско-северокорейский логистический проект «Хасан-Раджин», соединивший железные дороги РФ и КНДР и порт Раджин. Этот проект делает возможным подключение и развитие его с участием Южной Кореи и Китая, что позволит избежать ненужной конкуренции, начав работать совместно. Кроме того, возможна реализация с участием Китая и Южной Кореи и других связанных с Россией проектов в КНДР, включая прокладку линий электропередач в Южную Корею и газопровода.

Ланьков

И сейчас отношения между Китаем и КНДР неоднозначны. С одной стороны, существование северокорейского государства выгодно Китаю, так как Северная Корея образует геостратегический буфер у китайских границ. Вдобавок кризис в Северной Корее будет иметь негативные последствия для Китая, которому совсем не хочется иметь дело с потоками беженцев, и уж тем более с проблемами, которые могут быть вызваны потерей контроля над северокорейским химическим или ядерным оружием. Кроме того, объединение Кореи противоречит интересам Пекина – чтобы там ни говорили по этому поводу китайские дипломаты. Таким образом, у Китая есть причины, для того чтобы поддерживать Северную Корею на плаву.

С другой стороны, у Китая есть основания быть недовольным многими аспектами северокорейской политики. Особое раздражение в Пекине вызывают ядерные амбиции Пхеньяна. Похоже, в последние полгода недовольство это усилилось. Целый ряд событий последнего времени заставляет подозревать, что отношения Пекина и Пхеньяна вступили в полосу очередного кризиса.

Первым признаком проблем стал скандал вокруг неудачных инвестиций крупной китайской компании "Сиян". Она вложила около 50 миллионов долларов в постройку шахты в Северной Корее, после чего шахта была захвачена северокорейской стороной. Подобные ситуации возникали и раньше, но на этот раз о конфликте пострадавшая китайская сторона заявила открыто.

В августе 2012 года в Китай прибыл Чан Сон-тхэк, ближайший советник Ким Чен Ына. Он надеялся получить дополнительную экономическую помощь, но вернулся с пустыми руками.

В январе 2013 года Китай поддержал резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением запуска северокорейской ракеты. Это решение Китая оказалось неожиданным для большинства наблюдателей.

Наконец, в конце января китайская газета "Хуаньцю шибао" заявила, что в случае проведения Северной Кореей ядерного испытания Китай сократит масштабы помощи КНДР. Это заявление трудно проигнорировать, потому что эта газета входит в холдинг "Жэньминь жибао", то есть подчиняется официальному органу ЦК Компартии Китая.

Конечно, правительство КНДР не слишком прислушивается к мнению своих союзников, в том числе и Китая. Однако сейчас игнорировать недвусмысленные предупреждения из Пекина становится всё сложнее – слишком уж велика экономическая зависимость КНДР от китайской помощи и от торговли с Китаем. Поэтому нельзя исключать, что китайское давление отчасти достигло своей цели и заставило правительство Северной Кореи то ли отложить, то ли отменить ядерные испытания.

Это, безусловно, хорошие новости. Однако следует помнить: Пекин вовсе не собирается загонять Северную Корею в угол и тем более не стремится к тому, чтобы спровоцировать там серьезный кризис. Поэтому, вероятнее всего, Китай и впредь будет поддерживать КНДР на плаву, лишь изредка выражая свое недовольство по поводу тех или иных акций Пхеньяна.

Во-вторых, Китаю необходимо получить от Северной Кореи некие экономические гарантии дееспособности, что возможно только на пути системного усвоения КНДР опыта китайских реформ. В этом случае КНР гипотетически могла бы закрыть глаза на северокорейскую ядерную программу, органично встроив ее в собственную политику "сдерживания" США.

Складывающиеся реалии совершенно иные. КНДР не торопится применять у себя китайский опыт, сосредоточив все силы и ресурсы нации на развитии ядерной программы. Корейская атомная бомба для многих северокорейцев, возможно, является и некоей "национальной идеей", и единственным защитным оружием от Америки и других врагов, и одновременно понятным миллионам объяснением: "почему мы живем так бедно".

При этом Пхеньян требует от Пекина расширения кредитной, продовольственной, энергетической и иной помощи. Китай всегда поддерживал идеологически близкий ему режим, иногда спасая его от смертельной угрозы (Корейская война 1950-1953 гг.). Не оставил он КНДР и после установления дипломатических отношений с Южной Кореей (24 августа 1992 г.), хотя это и вызвало на севере Корейского полуострова бурю негодований и обвинений в предательстве.

В настоящее время в Чжуннаньхае (так называется "китайский Кремль") с растущим раздражением констатируют стойкое нежелание Пхеньяна строить социализм по китайской модели. Причем, если в конце 1990-х начале 2000-х годов многие ученые КНР писали о "легкости и быстроте" реализации данного проекта, указывая на уже апробированный опыт открытых зон КНР, возможности использования китайского финансового и кадрового ресурса, то сегодня тон публикаций резко изменился. Многие эксперты вообще не верят в корейскую модернизацию по китайскому варианту, считают, что Северная Корея "превращается в обузу" на пути Китая "в великую региональную и мировую державу".

Возможно, что одной из причин неудачного визита в КНР 13 августа 2012 г. заместителя председателя Государственного комитета обороны КНДР, ближайшего советника молодого вождя Ким Чен Ына - Чан Сон Тхэка - как раз и стало недовольство китайских руководителей, вызванное подобной "упертостью" северокорейцев. Посланник не смог убедить Ху Цзиньтао в необходимости визита молодого руководителя в КНР до XVIII съезда. Судя по всему, не удалось Чан Сон Тхэку и получить новый льготный кредит в несколько миллиардов долларов.

По сообщениям южнокорейских СМИ, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао предъявил корейскому представителю некие китайские претензии, связанные с фактами ущемления Пхеньяном китайского бизнеса, в частности горнодобывающей компании "Сиян групп". Как уверяют источники в Сеуле, северным корейцам было изложено пять условий, без выполнения которых не может идти речи о дальнейшем сотрудничестве, – принятие соответствующих законов о регулировании иностранного бизнеса, борьба с коррупцией, отмена практики введения новых налогов для инвесторов, оказание помощи со стороны властей, реорганизация таможни.

Очевидно, что новому руководству Китая придется встречаться с Ким Чен Ыном и "забыть" временные разногласия. Этого требуют протокол и более общие проблемы региональной и глобальной безопасности. Если бы Си Цзиньпину в итоге удалось каким-то образом вернуть КНДР за стол шестисторонних переговоров и возобновить работу "шестерки", это стало бы сильным "козырем" нового китайского руководителя в его дальнейшей региональной и глобальной "игре" с США и их союзниками.

И до кучи еще немного Ланькова
http://rus.ruvr.ru/_print/103637102.html
Пора признать очевидное: санкции не оказывают на Северную Корею особого влияния. Проблема в том, что за пределами узкого круга экспертов это обстоятельство понимают очень немногие. Зато введение очередных санкций позволяет и дипломатам, и парламентариям демонстрировать избирателям, что они реагируют на угрозу, исходящую от КНДР.

Впервые режим международных санкций в отношении КНДР был введен после первого ядерного испытания, которое состоялось в 2006 году. За семь лет действия этого режима Пхеньян трижды пытался запустить искусственный спутник Земли, причем последняя попытка оказалась удачной, а также провел еще одно ядерное испытание. При этом нельзя сказать, что КНДР достигла этих успехов ценой затягивания поясов. Напротив, период 2006-2012 годов, то есть период санкций, был также временем умеренного, но вполне ощутимого роста экономики КНДР.

Анализ этих обстоятельств вынудил экспертов сделать вывод, что санкции не оказывают заметного воздействия на Северную Корею. Тому есть несколько причин.

Во-первых, в случае с Северной Кореей не работает обычный для всего остального мира механизм действия санкций. От них страдает, как правило, не высшее руководство, а население в целом, в том числе и значительная часть элиты. В результате и население и элита начинают требовать от правительства, чтобы оно отказалось от политических решений, которые вызвали введение санкций.

Такая модель сработала в Югославии и ЮАР. Она может сработать и в Иране, при всем своеобразии его политического режима. Однако в Северной Корее эта политика имеет мало шансов на успех. Население Северной Кореи не имеет никаких возможностей оказывать давление на политику своего правительства. Северокорейцы не голосуют – точнее, голосуют раз в пять лет на официальных выборах, на которых единственный кандидат всегда получает 100% всех голосов. Вероятность мятежа или переворота в Корее также ничтожно мала.

Введение санкций может привести к тому, что значительная часть населения КНДР окажется в действительно бедственном положении – возможно, даже будет голодать, но вот на северокорейское правительство эта ситуация не окажет никакого влияния. Как показал опыт последних 20 лет, никакие страдания населения не могут заставить Пхеньян идти на уступки в вопросах, которые там считают приоритетными.

Во-вторых, режим финансовых санкций, скорее всего, не получит реальной поддержки от Китая, являющегося главным торговым партнером Северной Кореи. Китайские банки найдут способы обходить ограничения. Объёмы северокорейской внешней торговли весьма невелики, поэтому во многих случаях расчёты могут производиться наличной валютой. Вполне можно представить себе северокорейских чиновников, которые будут ездить в Китай с чемоданами, набитыми стодолларовыми купюрами.

Различия в культуре Кореи, Китая и Японии March 29th, 2018

Самые влиятельные азиатские страны - Китай, Япония и Корея - развивались параллельно, оказывая друг на друга культурное и историческое влияние. Особенности и традиции смешивались и дополняли менталитет других народов. Сегодня Китай, Япония и Южная Корея похожи между собой, в то время как КНДР взяла другой курс развития. Однако культурные связи и традиции остались сильным между всеми четырьмя странами.

Различное и общее в культуре Южной и Северной Кореи

После завершения Второй мировой войны Корея была разделена на советскую и американскую зоны влияния: СССР установили контроль на севере, а США - на юге.

С тех пор прошло более семидесяти лет, и страны по обе стороны от границы стали сильно различаться. Северная Корея взяла курс на коммунистический строй, который затем перешел в особую национальную форму - чучхе. Южная Корея при поддержке Запада начала строить демократию, однако в сравнении с европейскими странами и США она носит довольно условный характер.

Такое разделение сказалось не только на экономическом состоянии стран, но и на культурных особенностях. В Южной Корее с каждым годом все больше проявляются черты западного общества, смешиваясь при этом с целенаправленной поддержкой исконных традиций. В Северной Корее ориентиром долгое время служил Советский Союз, поэтому культура переняла многие его черты.

При этом упор на национальные особенности передается двояко: с одной стороны, их считают признаками патриотизма и всячески поощряют, с другой - называют пережитками прошлого и стараются искоренить.

Общими для стран остаются традиционные праздники, в значительной мере - язык и фольклор, национальная одежда. Характерна для обеих частей Кореи и традиция почитания старших, основанная на конфуцианских устоях. И хотя официально эта философия не главенствует ни в Южной, ни в Северной Корее, она оказывает очень сильное влияние на менталитет.

Влияние Китая и Японии на корейскую культуру

Китай - главный «поставщик» культурных традиций в Корее. Это объясняется тем, что в древние времена в Азии он долгое время был наиболее развитой страной. Из нее в Корею, а затем в Японию пришли религии (буддизм и конфуцианство), письменность и литература, изобразительное искусство, традиции в музыке, танцах и театре, характерная азиатская архитектура.

Если Китай влиял на Корею со стороны Запада, то с Востока традиции привносила Япония. По звучанию языки этих стран похожи между собой намного больше, чем на китайский.

Кроме того, в начале двадцатого века Япония аннексировала Корейский полуостров и начала достаточно агрессивно насаждать свою культуру. В стране стали вытеснять корейский язык, заменяя его японским, а в один из периодов даже заставляли менять национальные имена на иностранные. Такое господство продлилось недолго, всего 35 лет, но за это время влияние оказалось очень сильным.

Традиционная одежда в странах

Самый простой способ различить жителей трех стран - посмотреть на их национальные костюмы. Основоположником общей традиции здесь тоже был Китай, но в каждой стране сохранились особенные черты, отражающие менталитет. При этом мужская одежда носит меньше различий, чем женская. В основном она представлена разными вариантами широких халатов и брючных костюмов.

На Корейском полуострове традиционной одеждой считается ханбок (в КНДР называется чосонот). Он представляет собой сарафан с широкой юбкой, которая расклешивается от груди. Верхнюю часть костюма составляет чогори - жакет или блузка.

Обязательным украшением ханбока считается лента, которая опоясывает туловище под грудью. Ее длина обычно доходит до колена, а в отдельных случаях - до подола. Сильное влияние на корейский костюм оказала монгольская традиция.

В Китае вариантов национальной одежды очень много, так как страна состоит из множества провинций и занимает большую территорию. Однако двумя главными видами костюмов считаются ханьфу и ципао. Ханьфу был распространен раньше, отличается богатством, обилием вышивки и свободным покроем. Ципао - платье, которое стало современным образом китайского традиционного костюма. Оно отличается прилегающим силуэтом и характерными косыми застежками на вороте.

Кимоно (еще называется юката) - традиционный костюм в Японии. При этом он равноценно используется как мужская и женская форма одежды. Кимоно у женщин представляет собой халат с широким поясом оби. Его характерная особенность - длинные прямые рукава, которые нужно придерживать при ходьбе и выполнении действий руками. В стране кимоно используют в качестве праздничной и повседневной одежды.

Общее и различное в национальных кухнях

Главная общая особенность традиционной еды в трех странах - обязательное употребление риса. В Азии он считается базовым продуктом, без которого не обходится ни одна трапеза, независимо от времени суток. Из риса готовят основные блюда, делают десерты, алкогольные напитки и употребляют в отварном виде с другой едой. В стране также пьют чай - преимущественно, зеленый, но он отличается по вкусу и подаче от того, к которому привыкли мы.

Кухня в Корее отличается обилием пряностей и красного перца. Нередко из-за этого традиционные блюда имеют характерный красновато-оранжевый цвет. При этом в стране используют мало соли, поэтому у кушаний выражен сладковато-острый оттенок, непривычный европейцам. В стране в ходу морепродукты и мясо. От других азиатских стран корейцев отличает употребление собачатины.

Китайская кухня, как и традиционная одежда, отличается в зависимости от региона. В приморских провинциях основу меню составляют морепродукты и рыба, в центральной части континента - мясо. Самые популярные сорта мяса в стране - утка и свинина, курица и говядина распространены меньше.

При этом в китайской кухне используются животные, которые у нас считаются откровенной экзотикой - зоофобусы, саранча, специальные сорта пищевых тараканов.

Японскую кухню отличает сильное доминирование морских продуктов. При этом нередко рыбу употребляют сырой, что не распространено в других странах. Для Японии характерно умеренное применение соли, а молочные продукты практически не встречаются. При этом в отличие от Китая и Кореи, огромное значение придают внешнему виду еды.

Главной общей чертой стран в гастрономическом плане считается способ подачи. На столе всегда присутствует не менее шести-восьми блюд, которые подаются небольшими порциями в отдельных тарелках. Едят палочками, причем в Японии и Китае они обычно бамбуковые, а в Корее - металлические. Это связано с тем, что на полуострове это растение на распространено.

Религия и менталитет

В этом вопросе страны тоже во многом схожи. Из Китая в другие страны пришли конфуцианство и буддизм, которые оказали главенствующее влияние на менталитеты азиатских стран.

В наибольшей степени на них отразилось конфуцианство. Оно превозносило трудолюбие, отведение власти и государству первого места в системе ценностей, безоговорочное подчинение старшим - как по возрасту, так и по званию.

При этом в каждой стране сохранились национальные верования и традиции.

В Южной Корее конфуцианство и буддизм смешались с местным вариантом шаманизма, поэтому многие религиозные обряды и праздники, которые есть и в соседних странах, имеют особый колорит. Так, в Корее и Китае Новый год и Праздник урожая отмечают в одни и те же дни, но традиции при этом заметно различаются. Кроме того, в Южной Корее очень сильно влияние христианства, которое пришло на полуостров после разделения страны.

В Северной Корее официальной политикой государства считается атеизм, поэтому к религии отношение негативное. При этом в стране есть несколько действующих буддистских храмов, но они рассчитаны, в основном, на туристов.

Главными для северокорейцев стали праздники, связанные с политическими событиями - днем рождения Ким Ир Сена, победой над японцами, созданием Трудовой партии или Национальной корейской армии .

В Японии наравне с буддизмом распространен синтоизм - национальная религия, связанная с язычеством. Она предполагает веру в духов, силы природы и стихии. Для азиатских стран, и Японии в том числе, характерно органичное смешение религий, они не конфликтуют между собой. Поэтому японцы одинаково посещают буддистские и синтоистские храмы, отмечают праздники обеих конфессий.

Слева направо: корейский, китайский и японский храмы.

Международные санкции в отношении Северной Кореи еще никто не отменял, но ряд стран уже проявляет самый активный интерес к возобновлению проектов в КНДР. На этом направлении особую активность стали демонстрировать Китай и Южная Корея, где с соображениями будущей экономической выгодны тесно переплетены геополитические планы. Сеул и Пекин уже выработали планы активного проникновения в Северную Корею путем разного рода инвестиционных и прочих проектов сотрудничества, стремясь гарантировать, чтобы Пхеньян выбрал тот путь развития, который выгоден каждой из стран. Интересы Китая и Республики Корея (РК) зачастую не совпадают, что в перспективе выльется в активную конкуренцию на пространствах КНДР.

Сам же Пхеньян, судя по подходу, намерен активно использовать эти противоречия, чтобы получить максимум выгоды для себя.

Стартовавшее с начала этого года постепенно приобретает все более конкретные формы. Стороны ведут активные переговоры по сотрудничеству в самых различных сферах. Особое внимание при этом привлекли межкорейские переговоры по сотрудничеству в сфере железнодорожного и автомобильного транспорта. Договоренности по данным направлениям представители Сеула и Пхеньяна подписали еще в конце июня в Пханмунчжоме.

Так, Юг и Север в сфере железных дорог решили, что с 24 июля проведут изучение состояния железнодорожного полотна между южнокорейской станцией Мунсан и северокорейским (т.н. "западная линия" или линия Кёнысон), а затем между станциями Чечжин (Южная Корея) и Кымгансан (КНДР) (т.н. "восточная линия" или линия Тонхэсон, которая идет вдоль восточного побережья Корейского полуострова). По итогам работы будут подготовлены детальные рекомендации и технические планы по строительству необходимых систем управления и контроля, модернизации полотна и прочее. Также решено, что после этого стороны как можно скорее начнут работы по модернизации участков. Если говорить прямо, то речь идет только о северокорейском полотне, так как на территорию Юга железные дороги поддерживаются в хорошем состоянии.

Кроме того, Северная Корея также согласилась допустить южнокорейских экспертов и провести вместе изучение состояния практически всей как западной, так и восточной ветки железнодорожной сети КНДР, а именно участка от Кэсона до Синыйчжу (всего 411 километров), а также от станций Кымгансан до Туманган. Чтобы понять, что это значит, надо представлять карту КНДР. Кэсон находится рядом с границей с Южной Кореей, тогда как Синыйчжу - это уже граница КНДР с Китаем. То есть эта ветка (западная или Кёнысон) идет от ДМЗ через Пхеньян и выходит на Китай. А вторая (восточная или Тонхэсон) идет от ДМЗ на восток, проходит по всему восточному побережью КНДР и выходит уже на российско-северокорейскую границу.

Получается, что Пхеньян согласился дать доступ южанам к крайне важной стратегической информации. Юг сможет выяснить точное состояние и пропускную способность железных дорог как западного (на Китай), так и восточного (на Россию) направления. А в КНДР именно на железные дорогие приходится около 90 процентов грузовых и военных перевозок и более 60 процентов пассажирских. Доступ к информации о железнодорожной сети КНДР позволит просчитать в том числе и то, как в случае войны власти Северной Кореи смогут обеспечивать переброску войск, подвоз подкреплений, материалов и прочего. Несмотря на все это, Пхеньян .

В сфере автомобильного транспорта было решено, что Юга и Север проведут изучения состояния и всю необходимую подготовку для начала модернизации автомагистралей на двух участках: от Кэсона до Пхеньяна (западная линия или Кёнысон), а также от южнокорейского Косона до северокорейского крупного портового города Вонсан (восточная линия или Тонхэсон). Работы по исследованию состояния стартуют в начале августа с линии Кёнысон, а потом перейдут на восточный участок. В результате мы видим, что Юг и Север имеют очень большие планы, которые означают намерение модернизировать железнодорожную и автомобильную сеть КНДР.

Но одновременно Северная Корея в этих же сферах очень активно работает и с Китаем. Лидер КНДР Ким Чен Ын 19-20 июня в третий раз за последние несколько месяцев и встретился с лидером Китая Си Цзиньпинем. Затем в начале июля в Пекине побывала официальная северокорейская делегация во главе с замминистра экономики Ку Бон Тхэ. Насколько известно, замминистра отправился в Пекин согласовывать уже конкретные детали того сотрудничества, о котором Си и Ким договорились в ходе саммита 19-20 июня.

О чем были договоренности, официально не сообщил ни Пекин, ни Пхеньян, отделавшись общими фразами. Однако японские и южнокорейские СМИ со ссылкой на свои источники заявили, что лидер Китая предложил, чтобы китайские компании модернизировали или даже построили совсем новую линию скоростной автомагистрали по маршруту Синыйчжу - Пхеньян-Кэсон. Учитывая, что прямо через реку от Синычжу находится китайский город Даньдун, то это означает создание современной трассы, соединяющей КНР и КНДР. Кроме того, Си проявил интерес к развитию четырех специальных экономических зон КНДР - в районе Пхеньяна, в районе порта КНДР Вонсан и двух приграничных - Синыйчжу (западный участок границы КНР-КНДР) и Рачжин (восточный участок границы КНР-КНДР, где также находится и граница КНДР с Россией).

Одновременно стало известно, что на днях Китай уже активизировал строительство приграничного моста в районе города Тумэн до северокорейского берега. Мост стали возводить уже пару лет назад, но из-за ухудшения китайско-северокорейских отношений приостановили. Теперь же, похоже, ситуация изменилась.

Кроме того, на днях лидер КНДР посетил именно Синычжу и прочие граничащие с КНР территории на западе китайско-северокорейской границы. Ким побывал и в одной из особых экономических зон. Все это моменты, напомним, произошли сразу после встречи Кима и Си Цзиньпина в июне. Это позволяет предположить, что слухи об активизации сотрудничества КНР и КНДР в сфере экономики и инфраструктуры имели под собой основания.

Источники "Российской газеты" в китайских экспертных кругах подтвердили, что КНР уже давно хотела бы создать нормальную транспортную артерию, связывающую КНР и КНДР в районе городов Даньдун-Синыйчжу. "Через Даньдун-Синычжу идет более половины всей внешней торговли КНДР и до 90 процентов торговли с Китаем. Однако там сейчас работает лишь один старый железнодорожно-автомобильный мост, который устарел и просто не справляется с нагрузкой. Несколько лет назад мы в нескольких километрах от старого моста построили новый до КНДР. Он уже полностью готов, но Северная Корея просто не подвела к нему пути. А так мы готовы и автодорогу до Кэсона довести и новую железную дорогу. Это всего лишь несколько сот километров. С учетом нашего опыта строительства в самом Китае - для нас это очень незначительные расстояния. Если будет принято политическое решение, то будет и скоростная и автомобильная и железная дорога Синыйчжу - Пхеньян и далее до Кэсона", - рассказал на условиях анонимности источник в одном из государственных научных институтов КНР.

Он предположил, что все, скорее всего, начнется именно с ввода в строй нового автомоста. "Надо лишь построить в КНДР небольшой отрезок примерно в 20 километров, который свяжет этот мост с трассой Синыйчжу-Пхеньян. Это можно сделать очень быстро, и мы давно это предлагали северянам. Далее речь, скорее всего, пойдет о скоростной железной дороге между этими городами", - пояснил он. Эксперт добавил, что возможно проще будет просто заново построить новые трассы - как автомобильную, так и железнодорожную, чем пытаться модернизировать уже имеющиеся. "Это будет точно быстрее, да и возможно дешевле. В результате же мы получим современные железнодорожные и автомобильные артерии от Китая до Пхеньяна и Кэсона. Вполне может быть, что потом займемся трассами на востоке - от Раджина и далее вглубь КНДР, но пока главное - западный участок", - сказал китайский специалист.

В итоге получается, что в настоящий момент Северная Корея ведет игру на "двух фронтах" - с Китаем и Южной Кореей, пытаясь обе страны привлечь к развитию одних и тех же объектов, в первую очередь железнодорожной и автомобильной сети. Учитывая специфику и ситуацию в КНДР, развитие этих сфер потребует модернизацию также электростанций и иных областей. В итоге КНДР сейчас провоцирует китайско-южнокорейскую конкуренцию.

Геополитические интересы Сеула и Пекина в отношении КНДР очень сильно различаются, а потому можно ожидать, что очень скоро Южная Корея и Китай устроят "битву за Северную Корею", стремясь застолбить свое влияние. Далее можно ожидать, что помимо "борьбы за дороги" дойдет очередь и до экономических зон и обычных заводов и фабрик. Южная Корея явно будет пытаться восстановить работу межкорейского технопарка в Кэсоне и "подобраться" к Пхеньяну. Китай же действует от своей границы, где уже активно действует особая экономическая зона в Расоне, а также могут вступить в строй зоны в Синыйчжу и его окрестностях (острова Хвангымпхен и Вихвадо), ориентированные на Китай. Если СМИ не обманывают, что Китай уже нацелился и на Вонсан, куда КНДР давно пытается привлечь иностранных инвесторов.

С точки зрения Северной Кореи эта потенциальная конкуренция Китая и Южной Кореи отвечает интересам Пхеньяна. Это позволит получать самые выгодные как экономические, так и политические условия для КНДР, обеспечивая также развитие своей экономики за счет иностранцев. А потому можно ожидать, что в ближайшее время Китай и Южная Корея начнут очень активно конкурировать - сначала по части строительства железных и автомобильных дорог Севера, а затем и по другим направлениям. Возможно, что сначала эта столкновение не будет афишироваться, но рано или поздно оно станет явным.

Понятно, что на пути реализации этого есть препятствия. Например, в той же Южной Корее далеко не все хотят вкладывать огромные деньги в развитие КНДР. По разным подсчетам и с учетом разных сценариев, модернизация всей железнодорожной сети Северной Кореи потребует более 77 миллиардов долларов, что неподъемная для одной Южной Кореи сумма. Кроме того, никто до сих пор не отменял международные и односторонние санкции, которые мешают Югу официально вкладывать деньги в КНДР. У Китая же руки связаны меньше и, если верить слухам, китайские власти уже стали ослаблять "санкционный зажим" в отношении Пхеньяна. Однако и Южная Корея, если судить по настрою ее нынешнего правительства, намерена, как минимум, начать модернизировать часть дорог Севера. В итоге, "битва за Северную Корею" между Пекином и Сеулом похоже уже началась.

На этом фоне особое внимание следует обратить внимание и России на отстаивание своих позиций в КНДР. В настоящий момент у нас действует российско-северокорейский логистический проект "Хасан-Раджин", соединивший железные дороги РФ и КНДР и порт Раджин. Этот проект делает возможным подключение и развитие его с участием Южной Кореи и Китая, что позволит избежать ненужной конкуренции, начав работать совместно. Кроме того, возможна реализация с участием Китая и Южной Кореи и других проектов в КНДР, включая прокладку линий электропередач в Южную Корею и газопровода.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...