Существование совета экономической взаимопомощи. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

Варша́вский догово́р (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи)- документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государствпри ведущей ролиСоветского Союза- Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший двуполярность мира на 34 года. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединениеФРГкНАТО.

Договор подписан Албанией,Болгарией,Венгрией,ГДР,Польшей,Румынией,СССРиЧехословакией14 мая1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Договор вступил в силу 5 июня1955 года.26 апреля1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства - участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами - участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытанийпри условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытанийядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Будапештское совещание ПКК (1966) - принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.

В связи с преобразованиями в СССР и других странах ЦентральнойиВосточной Европы25 февраля1991 годагосударства-участники ОВДупразднили её военные структуры, а1 июля1991 в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.

Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ)- межправительственная экономическая организация, действовавшая с1949по1991, созданная по решению экономического совещания представителейБолгарии,Венгрии,Польши,Румынии,СССРиЧехословакии.Штаб-квартира СЭВнаходилась вМоскве.

Был создан в январе 1949 на Московском экономическом совещании представителей СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообществоили «общий рынок», предшественникЕвропейского союза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничествосоциалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.

В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН . Цель создания СЭВ - содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Первоначально в состав СЭВ вошли страны- участницы Московского совещания, а затем были приняты: Албания (февраль 1949) и Германская демократическая республика (сентябрь 1950).

Правительство Югославии, открыто ставшее на путь вражды по отношению к Советскому Союзу и странам народной демократии, не было принято в состав СЭВ Заявление Югославии о том, что в отношении неё якобы совершён акт дискриминации, было отведено правительством Советского Союза как необоснованное.

В начале своей деятельности СЭВ концентрировал свои усилия главным образом на развитии торговли между социалистическими странами. В дальнейшем в работе СЭВ главным направлением все больше становится координация народнохозяйственных плановстран - участниц Совета.

Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т.д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая(бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР.

5 января1991 на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня1991 в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества,Международный инвестиционный банк,Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Главная причина распада СЭВ - ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что если в 1975-1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986по1990 годыроли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Тема: История Совета Экономической Взаимопомощи

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.59K | Скачано: 36 | Добавлен 04.01.11 в 22:44 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008

Введение

Мировая система социализма — это социальное, экономическое и политическое содружество свободных, суверенных народов, объединенных общностью интересов и целей, тесными узами международной социалистической солидарности.

Важное место в укреплении этого содружества играли экономические связи социалистических стран, представлявшие новый тип межгосударственных экономических отношений. Экономическое сотрудничество социалистических стран, его формы постоянно развивались, совершенствовались.

В первые послевоенные годы преимущественное значение имело военно-политическое сотрудничество. Сотрудничество в экономической области служило целям укрепления социалистических форм и восстановления разрушенного войной народного хозяйства этих стран.

Большое значение для успешного решения этих задач имели договоры о дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные еще в годы войны и в первые послевоенные годы между СССР и другими социалистическими странами.

Актуальность темы данной контрольной работы состоит в том, что в начале второго этапа развития мировой социалистической системы большое значение имело создание в 1949 г. (СЭВ), в целях которого было сближение народов социалистических стран, развития более тесного экономического и политического сотрудничества и обеспечения мира во всем мире.

1 Формирование и задачи СЭВ

Учредителями Совета Экономической Взаимопомощи были Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия. В феврале 1949 г. в СЭВ была принята Албания, в октябре 1960 г. — Монголия. С 1964 г. Социалистическая Федеративная Республика Югославия сотрудничает в рамках СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес для стран-членов СЭВ и СФРЮ в области внешней торговли, валютно-финансовых отношений, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности, в координации научных и технических исследований. С 1972 г. Республика Куба стала членом СЭВ, а с июня 1978 г. — Социалистическая Республика Вьетнам. В качестве наблюдателей на основе соглашений в работе органов СЭВ принимали участие КНДР, ЛНДР и НДРЙ. Многосторонние связи были установлены с Народной Республикой Анголой и Социалистической Эфиопией.

Была открытой организацией, и в ней могли принимать участие страны, которые разделяли цели и принципы Совета и были согласны принять на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СЭВ . СЭВ активно сотрудничал на основе специальных соглашений с Финляндией (с 1973 г.), Ираком (с 1975 г.), Мексикой (с 1975 г.).

Экономическое сотрудничество социалистических стран выступало в различных формах: совместной плановой деятельности, производственного кооперирования и специализации, научно-технического сотрудничества, совместного сооружения и эксплуатации промышленных и транспортных объектов, товарообмена и международных расчетов.

Ведущую роль в планомерной организации социалистической системы мирового хозяйства играли сотрудничество в области плановой деятельности, и прежде всего координация народнохозяйственных планов, согласованное планирование и прогнозирование, консультации по вопросам экономической политики, совершенствование методов планирования и управления хозяйством, особенно в части, направленной на интенсификацию международного сотрудничества.

В рамках всемирного хозяйства сложилось новое социалистическое международное разделение труда.

Разделение труда в мировой системе социализма принципиально отличалось от капиталистического разделения труда между странами. Добровольное сотрудничество и взаимопомощь равноправных и суверенных государств на основе международного социалистического разделения труда создавали условия для развития нового мирового хозяйства, отвечающего интересам всех социалистических стран. Коренной чертой международного социалистического разделения труда являлся планомерный характер его развития.

Новая международная экономическая организация была создана и по политическим мотивам и объединила государства с однотипным социально-общественным строем. При этом следует учитывать, что для тех стран Восточной Европы, которые вошли вместе с СССР в число учредителей СЭВ , взаимные связи не являлись ранее ведущим внешнеторговым направлением. До 90% их товарооборота реализовывалось за пределами формирующегося нового экономического региона. Еще в более скромных масштабах осуществлялась торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю в среднем приходилось чуть более 1%). Не было в прошлом и развитых экономических контактов ни на межгосударственном, нина уровне предприятий и фирм.

Поэтому первоначально можно было опираться преимущественно на идеологический фактор. Переориентация торгово-экономических отношений с помощью СЭВ была проведена в сжатые сроки. Этому благоприятствовали внешние условия. Обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора. Сотрудничество в рамках СЭВ помогло его участникам не просто выжить, восстановить хозяйство после войны, но и добиться в тот период весьма впечатляющего прогресса.

2 Главные этапы и направления социалистической экономической интеграции

Мировой социалистический рынок принципиально отличался от мирового капиталистического рынка. На нем не было стихийного движения товарных масс и постоянных колебаний цен. Торговые отношения основывались на принципах эквивалентности и взаимной выгоды.

Внешняя торговля являлась монополией государства. Цены на социалистическом рынке складывались не стихийно, а устанавливались в плановом порядке, с учетом экономических интересов всех участников товарооборота.

Кредиты, предоставлявшиеся социалистическими странами друг другу, являлись формой взаимной братской помощи и направлялись на подъем их экономики. Предоставление кредитов являлось важным элементом взаимного согласования народнохозяйственных планов. Кредиты предоставлялись на основе полного равноправия или на льготных для стран-заемщиков условиях.

С 1964 г. начала действовала новая система многосторонних расчетов между странами-членами Совета Экономической Взаимопомощи . Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС), который был создан в октябре 1963 г в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчетов в переводных рублях. 1 января 1970 г. был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ .

В начале 70-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития — социалистической экономической интеграции.

Социалистическая экономическая интеграция — новый этап в развитии межгосударственных производственных отношений на основе более широкой и глубокой координации народнохозяйственных планов, совместного планирования, устойчивых и всесторонних международных отношений обмена и т.д.

В эти годы делались попытки решить хозяйственные проблемы социалистических стран путем модернизации административной системы хозяйствования, не прибегая к радикальным переменам.

Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 тт., выразившийся в росте цен на нефть.

Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьезнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

1) Страны СЭВ не испытывали на себе повышения цен на нефть, так как основной поставщик — СССР экспортировал в страны СЭВ нефть и нефтепродукты по ценам существенно ниже мировых.

2) Нерыночная экономическая система оказалась не в состоянии воспринять плоды нового этапа научно-технической революции. Между развитыми западными странами, с одной стороны, и социалистическими и большинством развивающихся стран — с другой, возник и начал увеличиваться разрыв не просто в уровнях и темпах роста, а в структуре экономики.

Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие наиболее радикальные экономические реформы, Венгрия и Чехословакия, а также Югославия, связанная с СЭВ рядом специальных соглашений, ставили задачу более активного включения в мировой рынок. Внешнеэкономический оборот этих стран распался на два потока: наиболее качественная и конкурентоспособная продукция шла на западные рынки, а остальная экспортировалась по каналам СЭВ. Одной из наиболее острых проблем был вопрос о мировых ценах. Страны — экспортеры готовой продукции считали себя несущими убытки от реализации товаров по заниженным ценам. В результате усиления этих противоречий доля СЭВ во внешнеторговом обороте стран Восточной Европы стабилизировалась (60% в 1960 г.) и начала снижаться, составив к началу 70-х 50—55%.

Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 70-е гг. роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972-1974 гг. создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». На 1% прироста национального дохода в странах Восточной Европы приходилось 1,57% увеличения физического объема товарооборота внутри СЭВ. Это произошло вследствие мирового энергетического кризиса и усиления зависимости от импорта нефти из СССР, а также реализации в рамках СЭВ (согласно принятой Комплексной программе) совместных проектов (например, строительство Усть-Илимского целлюлозного комбината, газопровода Оренбург — Западная граница, энергосистемы «Мир»). В течение 1971—1978 гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперация и специализация получили в автомобильной промышленности.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. В конце 70-х гг. была предпринята еще одна попытка модернизировать деятельность СЭВ: начали разрабатываться долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества.

В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ, Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили ряд факторов:

1) Не был преодолен барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующейся в основном на интересе партнеров к советскому сырью, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки внедрить технологическую модель сотрудничества. Например, уровень развития кооперации СССР со странами СЭВ в области машиностроения был в четыре-шесть раз ниже, чем в торговле между западными странами.

2) В рамках СЭВ формировались «тепличные» условия для развития взаимных связей. Будучи закрытыми от всего остального мира (правда, не всегда по зависящим от нас причинам), производители стран СЭВ не испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса — конкурентной борьбы. Стратегически негативную роль сыграл СЭВ в период топливно-энергетического кризиса 70-х годов.

3) Общее нарастание кризисных явлений в социалистических странах.

4) Ухудшение позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке.

5) Непрекращающиеся разногласия и конфликты по поводу Цен и принципов сбалансированности товарообмена.

6) Усилившееся со второй половины 80-х стремление вернуться к органичному для большинства стран Восточной Европы (особенно таких, как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия) западному рыночному пути развития. Прекращение деятельности СЭВ в 1991 г. по-разному отразилось на экономике ранее входивших в него стран. Для российского хозяйства прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась тем, насколько их хозяйство зависело от поставок сырья из СССР и каковы альтернативные источники импорта и перспективы перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.

3 Проблемы и причины распада СЭВ

К началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объем мирового производства, жили в странах централизованного планирования, то есть экономических системах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым мерам по реформированию правительства Советского Союза и восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли свое экономикой главным образом директивами из центра, а не с использование рыночного механизма. Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительств сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца. Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к рыночно экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до падения коммунистических режимов правления считались передовыми индустриальным районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись устаревшие фабрики низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой. Возвращение рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост возможно, даже на "экономическое чудо", сравнимое с восстановлением Западной Европы после Второй мировой войны. Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической системы центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках. Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР вызывают противоречивые мнения. Однако, для меня ясна главная причина этих трудностей - распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению экспорта восточноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними, также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе включая дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось возникновение дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту, готовились к эмиссии своих национальных валют.

Заключение

Раскрытый нами вопрос говорит, что действительно коммунизм в значительной степени пал из-за экономического провала. Крах коммунизма в 1989-1991 гг. привел к распаду одной и наиболее тесно объединенных зон. До этого Советский Союз и Восточная Европа был организованы в Совет Экономической Взаимопомощи , а отдельные республики Советского Союза подчинялись едином механизму планирования. Крах СЭВ и распад Советского Союза сыграли свою роль возникновении серьезных экономических трудностей.

До падения коммунизма страны СЭВ представляли в большой степени самообеспечивающуюся экономическую структуру, которая мало торговала с остальным миром. Однако, поскольку органы централизованного планирования были убеждены преимуществах специализации, страны СЭВ и советские республики имели слишком большой объем торговли друг с другом. Эта торговля велась по ценам, сильно отличающимся от превалирующих на мировых рынках, вследствие чего для многих восточноевропейских стран были искусственно созданы благоприятные условия торговли.

После падения коммунизма экономика стран Восточной Европы оказалась жестоком спаде, в котором торговые факторы по двум причинам сыграли значительную роль. Первая состоит в том, что в то время как страны перешли к импорту товара с Запада, а не друг от друга, они испытали сокращение своего экспорта. Вторая заключается в том, что переход к торговле по мировым ценам нанес серьезный урон условиям их торговли.

Советский Союз в целом и Россия в особенности после распада испытал улучшение условий торговли. Однако механизм централизованного планирования, который плохо или хорошо координировал межреспубликанские торговые отношения, был разрушен, но цены остались далекими от рыночно-клиринговых уровней, в результате чего резко сократилась межреспубликанская торговля.

Список используемой литературы

1 История мировой экономики: Учебник для ВУЗов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:ЮНИТИ, 2001.

2 История мировой экономики: Конспект лекций/М.З. Бор - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2003.

3 Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие/Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 4-е изд., доп. - М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003.

4 Международные экономические отношения: Учебное пособие/Под ред. Супруновича. - М.: ЮНИТИ, 2004.

5 История экономики: Учебник для ВУЗов/М.В. Конотопов, С.И. Сметанин - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

И . В работе органов СЭВ участвуют на основе соглашения между СЭВ и производством СФРЮ. В качестве наблюдателей на заседаниях некоторых органов СЭВ присутствуют представители Афганистана , КНДР , Лаоса , НДРЙ, Анголы , Эфиопии . На основе специальных соглашений с СЭВ сотрудничают Финляндия , Мексика , Мозамбик , Ирак , Никарагуа , а также некоторые международные организации (1985).

Цель СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда , постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Основные органы СЭВ: Сессия Совета (высший орган), Исполнительный комитет (главный исполнительный орган); комитеты по сотрудничеству в области плановой деятельности, материально-технического снабжения, научно-технического сотрудничества, машиностроения; постоянные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в отдельных отраслях народного хозяйства; совещания руководителей или представителей компетентных органов (ведомств) стран-членов СЭВ; Секретариат СЭВ (экономический и административно-исполнительный орган). В структуру Совета входят Институт СЭВ по стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы.

Большое внимание в работе СЭВ уделяется всемерному развитию сырьевых отраслей и энергетики в странах — членах Совета. Проблемы горной промышленности , нефти и , а также наиболее полного обеспечения потребностей экономики этих стран минерально-сырьевыми ресурсами рассматриваются в Комитетах СЭВ и в Постоянных комиссиях СЭВ по сотрудничеству в области , химической, и газовой промышленности , и цветной металлургии , геологии . Объединяя усилия, страны-члены СЭВ большую часть своих потребностей в важнейших видах сырья, топлива и энергии удовлетворяют за счёт взаимных поставок.

На 25-м заседании сессии СЭВ (1971) принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. В последующем Комплексная программа получила дальнейшее развитие и конкретизацию в форме долгосрочных целевых программ сотрудничества (ДЦПС), в т.ч. ДЦПС по обеспечению экономически обоснованных потребностей стран-членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья.

Среди важнейших мероприятий ДЦПС, принятой в 1978 и рассчитанной до 1990, а по некоторым направлениям и до 2000, — максимальное вовлечение в хозяйственный оборот национальных топливно-энергетических ресурсов и прежде всего твёрдых видов топлива для производства электроэнергии; расширение поисковых и разведочных работ по выявлению и оценке запасов топлива и сырья, в т.ч. изучение перспектив нефтегазоносности, угленосности и рудоносности территорий стран-членов СЭВ, особенно территорий менее изученных в геологическом отношении стран: CPB, Кубы, MHP, исследований морей и океанов с целью использования их минеральных ресурсов , проведения оценок прогнозных запасов важнейших видов рудных и нерудных полезных ископаемых; разработка и внедрение новых прогрессивных видов оборудования и технических средств для добычи твёрдых полезных ископаемых , нефти и газа, для геологоразведочных работ , для изучения и освоения минеральных ресурсов акваторий; сооружение совместными усилиями предприятий по добыче и переработке руд чёрных и цветных металлов, угля; увеличение полноты переработки нефти, получение искусственного газа и бензина из угля, экономное расходование минерального сырья и топлива.

Среди важнейших результатов плодотворного сотрудничества — уникальные по своей мощности и протяжённости "Дружба" и газопровод "Союз", горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт" в MHP, никелевые заводы на Кубе, объединенные электроэнергетические системы европейских стран-членов СЭВ.

В разработке и реализации совместных программ активно участвуют координационные центры (КОЦ) "Интергеотехника", "Интергеонефтегаз", "Интерпромгеофизика", "Интернефтегаз-геофизика", Совет уполномоченных Международных геологических экспедиций в MHP, Совет совместной организации "Петробалтик" и национальные организации стран-членов СЭВ.

С целью улучшения работ в области научной и технической информации в топливно-энергетических и сырьевых отраслях стран-членов СЭВ созданы Международные отраслевые системы научно-технической информации (МОСНТИ) — "Геоинформ", "Информнефтегаз", "Информуголь", "Цвет- метинформ", "Черметинформ" и др.

Экономическое совещание стран-членов СЭВ на высшем уровне в 1984, отметив актуальность Комплексной программы и ДЦПС, определило новый комплекс задач, направленных на переход к качественно более высокому уровню развития многостороннего сотрудничества, нацелило интеграционные процессы на повышение темпов экономического развития и перевод народного хозяйства на путь интенсификации. В соответствии с решениями экономического совещания 1985 разработана и принята на 41-м (внеочередном) заседании сессии СЭВ Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000, охватывающая 5 приоритетных направлений: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, атомная энергетика, новые материалы и технология их производства и обработки, биотехнология. Эти направления, лежащие в основе современных революционных сдвигов в науке, технике и производстве, являются базой для выработки и осуществления согласованной, а в ряде областей и единой научно-технической политики братских государств.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ПЛАНУ МАРШАЛЛА

Отказ СССР и стран народной демократии от «плана Маршалла» ставил перед ними задачу поиска экономической альтернативы. Страны ЦВЕ понесли огромные потери во время Второй мировой войны, которые усугубились ущербом от радикальных мер новых властей (форсированная индустриализация, принудительное сворачивание мелкотоварного сектора). Формирование новой структуры хозяйства требовало перехода от двустороннего сотрудничества к многостороннему.

Эту задачу призван был решить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), учрежденный в январе 1949 г. Его участниками стали все социалистические страны Европы кроме Югославии (с 60-х годов Белград стал участвовать в работе некоторых органов СЭВ). В 1950 г. к СЭВ присоединилась ГДР, а впоследствии в него вступили Монголия, Вьетнам и Куба. В круг задач СЭВ входили обмен хозяйственным опытом, технический обмен, организация взаимных поставок сырья, машин и оборудования, а также продовольствия. В первое десятилетие главной сферой экономического сотрудничества стран СЭВ оставалась внешняя торговля. С середины 50-х годов начали предприниматься меры по развитию специализации и кооперирования производства. В 1962 г. был образован Исполнительный комитет СЭВ, регулярно стали проводиться заседания различных органов и комиссий. Стало возможным осуществлять в рамках СЭВ экономическое сотрудничество на основе коллективно согласованных целей, решений и программ. Начав с согласованных взаимных поставок товаров, участники СЭВ перешли к более высоким формам экономического сотрудничества, охватывающим целые области производства, науки и техники.

СЭВ тогда выполнял больше политические, чем экономические задачи – закрепить советское доминирование в регионе путем формирования однотипных экономических механизмов. Таким образом, к началу 50-х годов экономическому и политическому объединению государств в Западной Европе было противопоставлено объединение государств в Восточной Европе, в котором ведущую роль играл Советский Союз.

История международных отношений (1918-2003) / под ред. А.Д. Богатурова.

http://www.diphis.ru/sozdanie_sev-a870.html

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СЭВ

Совет Экономической Взаимопомощи действует на принципах социалистического интернационализма, полного равноправия, взаимного уважения национальных интересов каждой страны, товарищеской взаимопомощи и невмешательства во внутренние дела друг друга. Рекомендации принимаются Советом Экономической Взаимопомощи лишь при наличии согласия заинтересованных стран. В обязанности СЭВ входит координация народнохозяйственных планов, разработка и содействие в осуществлении мероприятий по специализации и кооперированию производства в социалистических странах, по расширению между ними товарообмена, научно-технического сотрудничества и т. д.

Для осуществления функций и полномочий, указанных в Уставе, Совет Экономической Взаимопомощи имеет следующие основные органы: сессия Совета, Исполнительный комитет с его Бюро, Секретариат, постоянные комиссии. К таким комиссиям относятся: отраслевые комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области черной и цветной металлургии, угольной, нефтяной, газовой и химической промышленности, машиностроения, геологии, сельского хозяйства; Комиссия по вопросам торговли между социалистическими странами - участницами СЭВ; Комиссия по координации проектирования и поставкам комплексных предприятий для внешнего рынка и др.

В последнее время главное место в деятельности СЭВ занимает координация планов развития народного хозяйства стран - членов Совета, которая позволяет сочетать национальные интересы каждой социалистической страны с общими интересами всего социалистического содружества. Опираясь на тесное экономическое сотрудничество социалистических стран, каждая социалистическая страна ныне развивает свое хозяйство не изолированно, а в общей экономической системе социализма.

В этих условиях почти для каждой страны социалистического содружества отпала необходимость развивать все отрасли производства, как это приходилось в силу известных причин делать Советскому Союзу. В связи с этим в экономике стран мировой социалистической системы стал развиваться процесс специализации, позволяющий избежать параллелизма в производстве, а следовательно, и ненужного расходования сил и средств, дающий возможность обеспечить более быстрый рост производства.

Одновременно со специализацией происходит и процесс кооперирования, который составляет вторую сторону развития производства стран мировой социалистической системы. Кооперирование охватывает как производственные усилия этих стран, так и проведение экспериментальных, конструкторских, геологоразведочных и других работ. «В процессе экономического и научно-технического сотрудничества стран социализма, координации их народнохозяйственных планов, специализации и кооперирования производства, - отмечается в Программе КПСС,- складывается новый тип международного разделения труда».

Совет Экономической Взаимопомощи, Исполнительный комитет СЭВ и постоянные комиссии работают в сессионном порядке. Особое значение в работе СЭВ имеют совещания руководителей коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - участниц Совета Экономической Взаимопомощи. Совещание заслушивает итоги проделанной работы и принимает решения о дальнейшей работе и ее содержании. Итоги работы совещания обычно излагаются в коммюнике, принимаемом самим совещанием и публикуемом в печати. Совещание, в случае необходимости, может принимать решения об учреждении новых международных многосторонних организаций в рамках деятельности СЭВ; разрабатывать и намечать основные направления развития многосторонних экономических взаимоотношений стран СЭВ; определять принципы и направления развития международного социалистического разделения труда.

Важное значение в развитии международных экономических отношений социалистических стран имело Совещание стран -участниц СЭВ в 1962 году. На нем были выработаны принципы международного социалистического разделения труда. К этим принципам относятся:

правильный учет объективно необходимых пропорций экономического развития каждой страны и мировой социалистической системы в целом. Этот учет содействует достижению сбалансированности экономики каждой страны;

обеспечение высокой экономической эффективности международного социалистического разделения труда. Осуществление этого принципа выражается в быстрых темпах роста производства и наиболее полном удовлетворении потребностей населения в каждой стране при минимальных затратах общественного труда;

сочетание международной специализации и комплексного (многостороннего) развития экономики отдельных социалистических стран в интересах наиболее полного и целесообразного использования во всех странах природных и экономических предпосылок производства, включая трудовые ресурсы;

постепенное преодоление исторически сложившихся различий в уровнях экономического развития отдельных стран и полного выравнивания их экономического развития.

Осуществление этого принципа происходит прежде всего путем индустриализации стран с относительно невысоким уровнем экономического развития и на основе максимального использования внутренних возможностей каждой страны, а также преимуществ всей социалистической системы в целом.

В. Зорин. Основы дипломатической службы. М., 1977.

ПЕРЕВОДНЫЙ РУБЛЬ

Переводный рубль – коллективная, расчетная валюта международного банка экономического сотрудничества, основанного социалистическими странами-участницами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), введена по соглашению, подписанному 22 октября 1963 г. Расчеты в переводных рублях велись с 1 января 1964 г. через Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) путем перевода выраженных в них средств со счета одной страны на счет другой. Имея то же золотое содержание (0,987412 грамм чистого золота), переводной рубль, тем не менее, не был идентичен рублю советской денежной системы. Переводной рубль не обменивался на золото и валюту капиталистических стран, но обменивался по установленному курсу на национальную валюту стран-членов банка.

В конкретно-предметной форме (например, в виде банкнот, казначейских билетов или монет) переводный рубль не обращается и не обращался. В 80-х годах к 25-летию МБЭС была отчеканена памятная монета-сувенир – Переводный рубль.

Понятие «расчетная валюта» подразумевало, что не происходит эмиссии монет или банкнот. Переводной рубль служил для многосторонних расчетов между странами – участницами СЭВ, кредитования и создания открытых счетов. Национальные валюты стран-членов СЭВ были связаны с переводным рублем твердыми коэффициентами, а стабильность покупательной силы переводного рубля обеспечивалась твёрдо установленным золотым содержанием, устойчивостью внешнеторговых цен, планомерным характером взаимной торговли и расчётов стран-участниц. Основным источником средств переводного рубля для каждой страны являлись экспорт её товаров и услуг в страны – участницы многосторонних отношений, а также кредиты, предоставляемые МБЭС и Международным инвестиционным банком (МИБ) в этой валюте. Расчеты с помощью переводного рубля осуществлялись как при торговых сделках (например, при поставках товаров), так и при некоммерческих операциях (например, туризм).

Каждая страна при заключении торговых и других экономических соглашений должна была обеспечивать за определенный согласованный период (например, за год) сбалансированность своих поступлений и платежей со всеми другими странами СЭВ. Расчеты между странами производились через МБЭС с участием национальных банков по специальным счетам, открытым в МБЭС, или, по согласованию с ним, в банках стран СЭВ.

За 10 лет (1964-1973 гг.) среднегодовой платёжный оборот между странами - участницами МБЭС составил 32,4 млрд. переводных рублей. За эти годы МБЭС предоставил краткосрочные кредиты на общую сумму 22 млрд. переводных рублей.

ПРОДУКЦИЯ СТРАН СЭВ В СССР

В СССР из стран социалистического лагеря поставлялись практически все виды транспорта. Самый знакомый для всех, конечно, "Икарус". С него и начнём.

В первые советские годы в Москве народ ездил на ЗИСах-8, которым на смену пришли более современные модели ЗИС-16 и ЗИС-155. Даже с пуском в производство ЗИЛа-168 автобусов на маршрутах катастрофически не хватало - стоились новые микрорайоны, подмосковные поселки превращались в города. К 1960 году количество городских автобусных маршрутов приблизилось к 90, а пригородных достигло 66.

Начиная с 1956 года делались пробные закупки иностранных автобусов и их тестирование на считавшемся образцово-показательным 55 маршруте. В ноябре 1956 года на нем прошли предварительное тестирование первые "иностранцы": французский автобус Шоссон, венгерский Икарус и немецкий Бюссинг. Лучшим зарекомендовал себя Икарус, и это определило его дальнейшую счастливую жизнь в СССР.

Первые Икарусы, появившиеся на советских улицах в 60-е годы, были модели 55 и 66 люкс, обслуживающие междугородние и туристические линии. На 66-том стоял движок мощностью всего 125 л.с. (более поздние варианты - 145 л.с.). Он был способен развивать скорость до 100 км/ч, что по тем временам было просто фантастикой.

За эту скорость, обтекаемую, непривычную для тогдашних автобусов-коробочек форму и продольные молдинги эти автобусы называли "ракетами". Это был один из самых удачных вариантов Икаруса, выпускавшийся в различных модификациях более двадцати лет.

Партии Икарусов-180 (так называемая сочлененная модель, или «гармошка») стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. Они работали в час пик на линиях, соединяющих центр Москвы с районами Тушино, Сокол, Щукино; основную же часть времени они обслуживали новые микрорайоны.

В эти автобусы по сравнению с русским аналогом, ЗИЛом-158, влезало совершенно фантастическое количество народа: 180 человек! Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» - всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон.

Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой... Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее - в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации - ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н.

Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель – «Икарус-280». Как и все прочие «двухсотые» модели, 280-я была модульного принципа: подобно кубикам детского конструктора можно было собирать из унифицированных узлов любую модификацию.

Реальную конкуренцию ему составила не наша техника, а свой же, более молодой собрат – «Икарус-283», появившийся в СССР в 1988 году. Можно подчеркнуть тот факт, что к тому времени сам 280-й не был самой передовой моделью - за три года до этого в СССР проходили испытания более поздних моделей «Икаруса» - 415 и 284, но дальнейшего распространения (несмотря на все свои достоинства) они не получили.

Всего в СССР ездило в общей сложности свыше 143 тысяч венгерских «Икарусов»!

Мотоциклы JAWA.

Первая послевоенная «Ява-250», показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов.

Этими машинами, вместе с трофейными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации. Так появились единичные (вывоз техники был жестко регламентирован советской военной администрацией) «Явы» на полях России.

А тем временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели. В 1948 году была выпущена «Ява-350» - с двухцилиндровым двухтактным двигателем.

Именно эти модели и их многочисленные модернизации и служили верой и правдой многочисленным поколениям советских мотоциклистов. К 1960 году каждый третий советский мотоциклист (порядка сорока тысяч человек) ездил на чехословацкой «Яве».

Но самый бум приобретения «Яв» начался на несколько лет позже... В 1976 году чехословацкое объединение «Мотоков», поставляющее в в СССР «Явы», перешагнуло финальную черту и поставило рекорд - на необъятных просторах 1\6 суши теперь бегало и размножалось дальше более миллиона «Яв» (по статистике, в среднем продавалось более ста тысяч экземпляров в год).

Можно смело сказать, что тогдашняя «Ява» не уступала по престижности современному «Харлею». Именно на «Явах», с ветерком ездили эдакие Волки из «Ну, погоди!» - черные брюки клеш, тельняшка - атрибут мужественности, ремень с бляхой, повышенная волосистость, выбивающуюся из-под защитного шлема, на котором гнездились очки-консервы.

Находилось достаточное количество причин, которые приводили к объединению стран. В одни годы это было военное противостояние (как, например, в случае с Антантой на заре XX века или антигитлеровской коалицией в его середине), в другие - необходимость финансовой или политической поддержки (СНГ после или создание СЭВ - союза экономической взаимопомощи в конце 40-х годов прошлого столетия). Немного подробнее остановимся на последней озвученной нами коалиции. Создание СЭВ. Как это было.

Начнем с того, что первопричиной создания подобного экономического объединения в 1949 году стали разрушительные и масштабные последствия II Мировой войны. Страны Восточной и в ходе этого глобального военного конфликта понесли невероятные человеческие и экономические потери. Вернее было бы даже сказать, что финансовый сектор этих государств был полностью разрушен. Восстановления требовала не только промышленность, но и жилой сектор, а также инфраструктура, не говоря уже о численности населения. Необходимы были регулярные поставки сырья, оборудования и, безусловно, продовольствия. Образование СЭВ в 1949 году призвано было помочь в решении этих вопросов.

Страны, вошедшие в состав

Участниками нового содружества стали Европы, а именно: Румыния, Болгария, Советский Союз, Польша, Чехословакия и Венгрия. Через несколько месяцев к ним присоединяется Албания, а на следующий год и демократическая часть Германии (ГДР).

Создание СЭВ изначально предполагало, что в его состав будут входить только европейские государства и СССР. Однако в 1962 году на очередном заседании было принято решение, что участниками союза вполне могут быть и другие страны, полностью разделяющие и поддерживающие основные цели объединения. Подобная смена политики позволила включить в состав участников Монгольскую Народную Республику, Вьетнам и Кубу. Однако в 1961 году Албания разорвала все соглашения и прекратила свое участие в союзе, ввиду смены государственной позиции правительством страны.

Деятельность союза

Стоит отметить следующий факт: несмотря на то, что создание СЭВ пришлось на 1949 год, свою активную деятельность это экономическое сообщество начало лишь в 60-х. Именно в эти годы руководство самого крупного государства-участника (СССР) решило превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, подобный Европейскому обладающему общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Все операции производились через созданный в 1963 году. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка.

70-годы ознаменовались новым этапом - создание СЭВ-программы, направленной на экономическое объединение и взаимопроникновение. Она предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия. К 1975 году, несмотря на заметное отставание от своих западных конкурентов, страны СЭВ обладали 1/3 мирового промышленного производства. Однако внутри коалиции назревала тенденция к капиталистическому пути развития рынка. СССР делал попытки присоединиться к новым экономическим программам, но безуспешно. Политическая обстановка 80-х привела к смене правительств и в ряде стран-участниц (самом Советском Союзе, в том числе), что в итоге закончилось ликвидацией объединения по инициативе его членов. Нельзя не сказать, что создание СЭВ позволило многим странам Европы возродить разрушенную войной экономику и подняться на новый уровень экономического развития.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....