В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии.

1. Установите должности участников диалога. О каких событиях идет речь?

2. Проследите на карте последующие события.

Рабочий лист 2

Дайте определения терминам: Стагнация; Бюрократия; Коррупция; Нефтедоллары; Теневая экономика; Неосталинизм; Военно-стратегический паритет; Теория «развитого социализма»; «Хельсинский процесс»; ОСВ.

Рабочий лист 3

Тест

1. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 г.?

а) осуждение культа личности Сталина

б) построение за двадцать лет коммунистического общества

в) введение принципа разделения властей

г) построение в СССР развитого социализма

2. Какая группа дат связана с успехами СССР в освоении космоса?

а) 1945 г., 1953 г., 1964 г.

б) 1955 г., 1977 г., 1982 г

в) 1969 г., 1979 г., 1989 г.

г) 1957 г., 1961 г., 1975 г.

3. Какое из названных событий произошло в период брежневского «застоя»?

а) принятие постановления об упаднических явлениях в советской музыке

б) открытие театра «Современник»

в) принятие постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград»

г) исключение из Союза писателей и изгнание из страны А.И. Солженицына

4. Результатом процесса разрядки международной напряженности в 1970-е гг. было

а) установление сотрудничества СССР с НАТО

б) прекращение всех вооруженных конфликтов в мире

в) принятие резолюции ООН об уничтожении ядерного оружия

г) проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

5. Прочтите отрывок из записки, направленной группой ученых и руководителей ведомств 10 сентября 1960 г. в ЦК КПСС, и укажите, кто из названных ученых был в числе лиц, подписавших этот документ. «Для обеспечения первого полета человека на корабле-спутнике в короткие сроки и с высокой степенью надежности необходимо эту задачу поставить как основную в плане космических работ, отодвинув сроки решения других задач в этой области… Просим одобрить наши предложения по осуществлению первого полета человека в космическое пространство на корабле-спутнике как задачу особого значения…».

а) Н.И. Вавилов

б) С.П. Королев

в) Н.Н. Семенов

г) Н.Е. Жуковский

6. Советские войска в 1980-е годы участвовали в боевых действиях в (во)

а) Венгрия

б) Афганистан

г) Афганистан

7. Кто из названных лиц руководил проведением экономических реформ в 1965 году?

а) А.Н. Косыгин

б) Н.С. Хрущев

в) Ю.В. Андропов

г) Н.И. Рыжков

8. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

а) эмигрантами

б) анархистами

в) диссидентами

г) космополитами



9. Что было итогом проведения во второй половине 1960-х гг. экономической реформы под руководством А.Н. Косыгина?

а) создание совнархозов

б) увеличение прибыли промышленных предприятий

в) прекращение государственного планирования

г) акционирование промышленных предприятий

10. Начало импорта зерна относится к периоду, когда руководителем был

а) К.У. Черненко

б) Н.С. Хрущев

в) Л.И. Брежнев

г) Ю.В.Андропов

11. Какая черта характеризовала экономику СССР в сер. 1960- сер. 1980-х гг.

а) первоочередное развитие легкой промышленности

б) преимущественное финансирование ВПК

в) возникновение частных банков

г) интенсивный характер развития экономики

12. Что из названного характеризовало развитие социальной сферы в СССР в сер. 1960- сер. 1980-х гг.

а) перепроизводство промышленных и продовольственных товаров

б) введение платы за обучение

в) сокращение средней продолжительности жизни

г) ежегодное повышение зарплаты

13. Что было одной из причин роста показателей экономического развития во второй половине 1960-х гг.

а) образование совнархозов

б) отказ от планового развития

в) проведение экономической реформы А.Н. Косыгина

г) распространение стахановского почина

14. Какая железная дорога строилась в 1970-1980-х гг.?

а) Октябрьская железная дорога

б) магистраль «Запад-Восток»

в) Забайкальская магистраль

г) Байкало-Амурская магистраль

15. Что было одним из результатов подписания договора по ОБСЕ в Хельсинки в 1975 г.

а) улучшение климата международных отношений

б) соблюдение прав человека

в) оказание СССР помощи Северной Корее в борьбе с американской агрессией



г) принятие «доктрины Брежнева»

16. В каком году произошли вооруженные столкновения на советско-ки­тайской границе?

17. Когда был осуществлен советско-американский полет в космос по про­грамме «Союз» - «Аполлон»?

18. Какое событие произошло в 1980 г.?

а) Первый Московский кинофестиваль

б) Олимпийские игры в Москве

в) Первый конкурс пианистов им. П.И. Чайковского

г) выставка художников-авангардистов в Манеже

19. Кто был министром иностранных дел в 1957-1985 гг.?

а) К.У. Черненко

б) П.Н. Демичев

в) А.А. Громыко

г) Е.А. Фурцева

20. Кто НЕ является театральным режиссером?

а) Ю.П. Любимов

б) В.П. Аксенов

в) М.А. Захаров

г) Г.А. Товстоногов

21. Какое предприятие вошло в строй в начале 1970-х гг.?

а) Волжский автомобильный завод

б) Горьковский автомобильный завод

в) Автомобильный завод «Форд»

г) Автомобильный завод им. Ленинского комсомола

22. Как партийные идеологи характеризовали общественно-политический строй СССР?

а) развитой социализм

б) социализм эпохи НТР

в) брежневский социализм

г) ранний коммунизм

23. Что стало одним из последствий принятия 6 статьи Конституции

а) сокращение численности партийного аппарата

б) ликвидация привилегий элиты

в) развитие внутрипартийной демократии

г) правовое закрепление однопартийной системы

24. Какой международный документ был подписан в 1975 г.?

а) Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

б) Антивоенный пакт

в) Всеобщий договор о разоружении

г) Декларация Всемирного конгресса миролюбивых сил

25. Как называлась эпоха «потепления» международных отношений в 1970-х гг.?

а) «разрядка»

б) «перемирие»

в) «вечный мир»

г) «передышка»

26. Как назывался договор, подписанный СССР и США в 1972 г.?

а) о прекращении идеологической борьбы

б) об ограничении стратегических вооружений

в) о запрете ядерных испытаний

г) о ликвидации ограничений в торговле

27.Какие из названных фамилий принадлежат деятелям культуры второй половины XX в.?

А) И.А. Бунин

Б) А.И. Куприн

В) С.Ф. Бондарчук

Г) М. Горький

Д) Б.Ш. Окуджава

Е) А.А. Вознесенский

Укажите верный ответ : а) АБВ б) ВДЕ в) АГЕ г) АБГ

а) К.У. Черненко

б) А.Н. Косыгин

в) Л.И.Брежнев

г) Н.В.Подгорный

29. Основные предметы советского экспорта в 1970-е гг.

а) вооружение

б) космические технологии

в) зерновые культуры

30. Концепция «развитого социализма» НЕ предполагала

а) бесконфликтность развития советского общества

б) совершенствование «новой исторической общности» - советского народа

в) переход к парламентской демократии

г) длительность периода развитого социализма и отдаление перспективы построения коммунизма

Самым ярким проявлением этой противоречивости в развитии государственного строя СССР стала Конституция СССР 1977 г. Она подчеркивала преемственность с советскими конституциями 1918, 1924 и 1936 гг. Констатировалось построение в СССР «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»; указывалась цель развития советского общества – построение «бесклассового коммунистического общества», основанного на общественном самоуправлении. Основой экономической системы СССР объявлялась социалистическая собственность, основой политической системы – советы народных депутатов (в 1936-1977 гг. – советы депутатов трудящихся). В отдельной ст. 6 закреплялась «руководящая роль» КПСС. Впервые положение о «руководящей роли» партии появилось еще в ст. 126 Конституции СССР 1936 г., где после декларации права граждан СССР на объединение в общественные организации говорилось, что «наиболее активные и сознательные граждане…объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся». Однако в новой Конституции этот важнейший политический вывод был сделан более тщательно и юридически точно.

В Конституции впервые появились преамбула и ряд новых разделов (о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата). Закреплялись новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум, новые гражданские права – право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены новые социальные права советских граждан – на охрану здоровья, жилище, пользования достижениями культуры, свободу творчества.

Принятие Конституции СССР 1977 г. имело большое положительное значение:

1. Была дана расширенная трактовка социальной базы СССР, в которую впервые была включена интеллигенция (ст. 19).

2. Несколько расширилась советская «демократия» (в связи с включением в Конституцию ст. 5 о всенародном обсуждении и всенародном голосовании).

3. Была расширена статья о личной собственности (ст.13).

4. В главу о внешней политики были включены 10 хельсинкских принципов (ст.29).

5. Расширена декларация социальных прав граждан СССР (всеобщее среднее образование, право на жилище, расширенная формулировка права на труд, свобода научного, технического и художественного творчества).

6. Декларирован ряд новых политических прав: право на судебную защиту (ст.57), право обжалования действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций (ст.58).

7. Более точно и четко определены полномочия ССР, АССР, автономных областей и округов.

8. Появилась статья о наказах избирателей (ст. 102).

9. Снижен на два года возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР.

10. Обсуждение новой Конституции (шло в апреле-сентябре 1977 г.) повысило политическую активность советского общества.

В то же время принятие «брежневской» Конституции имело ряд отрицательных последствий:

1. Была усилена политизация и идеологизация Конституции (за счет преамбулы).

2. Был юридически закреплен антинаучный вывод о «развитом социализме».

3. Более жестко по сравнению со «сталинской» Конституцией закреплялась «руководящая роль» коммунистической партии.

4. Новая Конституция не затронула власти и собственности номенклатуры.

5. Политические права советских граждан и право выхода союзных республик из СССР остались фикцией.

6. Для значительной части населения осталось фикцией право на жилище.

7. Закрепленная этой Конституцией политическая система СССР отвергала основные принципы демократии – многопартийность, альтернативные выборы, разделение властей, профессиональный парламент и др.

8. Сохранялось неравенство народов СССР.

9. Исключение формулировки Конституций 1924 и 1936гг. об избрании в Совет Национальностей только представителей титульной национальности (от УССР – украинцев, от Грузинской ССР – грузин и т. д.) ущемляло право нерусских народов.

10. Советы остались ширмой для господства партийной и хозяйственной номенклатуры.

11. «Непосредственная демократия» образца 1977 г. не работала. «Всенародное обсуждение» создавало широкие возможности для фабрикации советской элитой любого нужного ей результата. «Всенародное голосование» за 14 лет действия Конституции было проведено только один раз (17 марта 1991 г.).

12. Ряд демократических предложений, внесенных при обсуждение Конституции (об альтернативных выборах, ликвидации привилегий номенклатуры, борьбе с коррупцией и др.), был отвергнут.

Поиск на сайте

Предметы

Выберите рубрику Адвокатура Административное право Анализ финансовой отчетности Антикризисное управление Аудит Банковское дело Банковское право Бизнес-планирование Биржевое дело Биржи Бухгалтерская финансовая отчётность Бухгалтерский управленческий учёт Бухгалтерский учёт Бухгалтерский учёт в банках Бухгалтерский финансовый учёт Бухгалтерское дело Бухучёт в бюджетных организациях Бухучёт в инвестфондах Бухучет в страховых организациях Бухучёт и аудит Бюджетная система рф Валютное регулирование и валютный контроль Выставочное и аукционное дело Высшая математика Вэд Госслужба Государственная регистрация сделок с недвижимостью Государственное регулирование вэд Гражданский и арбитражный процесс Декларирование Деньги, кредит, банки Долгосрочная финансовая политика Жилищное право Земельное право Инвестиции Инвестиционные стратегии Инновационный менеджмент Информационно-таможенные технологии Информационные системы в экономике Информационные технологии Информационные технологии управления Исковое производство Исследование систем управления История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое ценообразование Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Конституционное право зарубежных стран Конституционное право рф Контракты в международной торговле Контроллинг Контроль и ревизия Конъюнктура товарных рынков Краткосрочная финансовая политика Криминалистика Криминология Логистика Маркетинг Международное право Международные валютно-кредитные отношения Международные конвенции и соглашения по торговле Международные стандарты аудиторской деятельности Международные стандарты финансовой отчётности Международные экономические отношения Менеджмент Методы оценки финансовых рисков Мировая экономика Мировая экономика и вэд Муниципальное право Налоги и налогообложение Налоговое право Наследственное право Нетарифное регулирование вэд Нотариат Обоснование и контроль контрактных цен Общий и таможенный менеджмент Организационное поведение Организация валютного контроля Организация деятельности коммерческих банков Организация деятельности цб Организация и технология внешней торговли Организация таможенного контроля Основы бизнеса Особенности учёта в торговле Отраслевые особенности калькулирования себестоимости Паевые инвестиционные фонды Права человека и гражданина Право интеллектуальной собственности Право социального обеспечения Правоведение Правовое обеспечение экономики Правовое регулирование приватизации Правовые информационные системы Правовые основы рф Предпринимательские риски Региональная экономика и управление Реклама Рынок ценных бумаг Системы обработки ки зарубежных стран Социология Социология управления Статистика Статистика финансов и кредита Стратегический менеджемент Страхование Страховое право Таможенное дело Таможенное право Теория бухгалтерского учёта Теория государства и права Теория организации Теория управления Теория экономического анализа Товароведение Товароведение и экспертиза в таможенном деле Торгово-экономические отношения рф Трудовое право Упд Управление качеством Управление персоналом Управление проектами Управление рисками Управление финансами внешней торговли Управленческие решения Учёт затрат в торговле Учёт на предприятиях малого бизнеса Философия и Эстетика Финансовая среда и предпринимательские риски Финансовое право Финансовые системы зарубежных государств Финансовый менеджмент Финансы Финансы предприятий Финансы, денежное обращение и кредит Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование в международной торговле Эвм Экологическое право Эконометрика Экономика Экономика и организация предприятия Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория Экономический анализ Юридическая этика

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель

Яковлевского района Белгородской области

«Дифференцированный зачёт»

/ контрольно – измерительные материалы

для проведения итоговой аттестации на I курсе /

Разработал

Бабынин Сергей Анатольевич

преподаватель истории и обществознания

ОГАОУ СПО

«Яковлевский политехнический техникум»

г. Строитель Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Яковлевский политехнический техникум»

Контрольно – измерительные материалы

по учебной дисциплине «История»

по профессии:

270802.09 Мастер общестроительных работ.

190631.01 Автомеханик.

для обучающихся I курса.

Инструкция: выбери правильный ответ.

1. Следы древнейших людей, живших более 2 млн. лет на­зад, были обнаружены археологами:

а) в Северной Америке;

б) в Восточной Африке;

в) в Южной Австралии;

г) в Западной Европе.

2. Около 40 тыс. лет назад человек стал похож на современ­ного человека, и его назвали ученые:

а) «человек умелый»;

б) «человек прямоходящий»;

в) «человек разумный»;

г) «человек малограмотный».

3. С изобретением гарпуна важ­ным занятием первобытных людей становилось:

а) земледелие;

в) ремесло;

г) рыболовство.

4. Важнейшим условием выжить суровыми и морозными зимами первобытному чело­веку помогло:

а) умение пользоваться огнем;

б) умение строить землянки из глины;

в) использование пещер для жилья;

г) умение запасать продукты питания впрок.

5. Первобытные люди считали хранителями домашнего очага:

а) мужчин-охотников;

б) женщин-собирательниц;

в) мужчин-воинов;

г) вождей родовой общины.

6. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:

б) собирательство;

в) рыболовство;

г) скотоводство.

7. В соседской общине каждая семья имела в личном пользо­вании:

б) пастбища;

г) участок земли.

8. У первобытных людей изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня, назывались:

а) идолами;

б) оборотнями;

в) молитвами;

г) обелисками.

9. Добыча меди и умение ее обработки способствовали возник­новению:

а) кузнечного дела;

б) гончарного дела;

в) кожевенного дела;

г) прядения.

10. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, со­ставляли:

а) человеческое стадо;

г) государство.

11. Первые государства образовались в долинах рек:

а) V тыс. лет назад;

б) VI тыс. лет назад;

в) III тыс. лет назад;

г) II тыс. лет назад.

12. Служителями бога в египетском храме были:

в) фараоны;

13. Жители Египта использовали для письма:

а) пальмовые листья;

б) глиняные таблички;

в) бамбуковые дощечки;

г) папирус.

14. Один из самых знаменитых и могущественных царей Вавилона Хаммурапи правил:

а) с 1982 по 2001 гг. до н.э.;

б) с 1849 по 1799 гг. до н.э.;

в) с 1792 по 1750 гг. до н.э.;

г) с 1700 по 1760 гг. до н.э.

15. В древности индийцы селились на берегах рек:

а) Инд и Ганг;

б) Инд и Евфрат;

в) Ганг и Тигр;

г) Янцзы и Хуанхэ.

16. В Индии божественной кормилицей, матерью называли:

а) корову;

в) антилопу;

г) обезьяну.

17.Тонкие и воздушные шелковые ткани научились изготавливать:

а) в Египте;

б) в Китае;

в) в Индии;

г) в Ассирии.

18. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:

а) шахматы;

б) компас;

в) ткани из хлопка;

г) триера.

19. Китайским мудрецом был:

а) Соломон;

б) Кир Великий;

в) Конфуций;

г) Хаммурапи.

20. Древневавилонская книга представляла собой связку:

а) пальмовых листьев;

б) расщепленного бамбука;

в) глиняных табличек;

г) листов папируса.

21. Большую часть территории Греции покрывают:

а) крутые и обрывистые горы;

б) плодородные равнины;

в) труднопроходимые джунгли;

г) огромные пустыни.

22. Осада греками Трои закончилась тем, что:

а) троянцы разбили войско греков;

б) греки разрушили и сожгли Трою;

в) греки заключили перемирие с троянцами;

г) троянцы запросили мира у греков.

23. Успешного плавания кораблю греки просили у бога:

б) Посейдона;

г) Гермеса.

24. Спартанцы считались хорошими:

а) строителями;

б) мореплавателями;

в) воинами;

г) купцами.

25. Рождение греческого театра связано с празднествами в честь бога:

в) Посейдона;

г) Диониса.

26. Греческие колонисты называли южную часть Апеннинского полуострова Италией, что обозначает:
а) «страна ягнят»;
б) «страна слонов»;
в) «страна телят»;

г) «страна козлят».

27. Выражение «Гуси Рим спасли» возникло в связи:
а) с борьбой патрициев и плебеев;
б) нашествием на Рим латинов;
в) нашествием на Рим галлов.

г) нашествием на Рим варваров.

28. «Власть народа» - это:

а) демократия;

б) автократия;

в) деспотия;

г) аристократия.

29. Первым диктатором Рима был:

а) Октавиан;

б) Константин;

в) Помпей;

г) Цезарь.

30. Переводом древних языков занимается наука:

а) лингвистика;

б) статистика;

в) беллетристика;

г) шагистика.

31. Раскол христианства произошел:

32. История средних веков закончилась:

33. Платежи крестьян феодалу назывались:

а) барщина;

в) налоги;

34. «Железным канцлером» звали:

а) Наполеона;

б) Кавура;

в) Вильгельма;

г) Бисмарка.

35. Америку открыл:

а) Колумб;

б) Кортес;

г) Магеллан.

36. Промышленное предприятие, основанное на ручном труде, называют:

а) фабрика;

б) мастерская;

в) мануфактура;

37. XIX век в истории был назван:

а) веком «железа и пара»;

б) «золотым» веком;

в) «серебряным» веком;

г) веком «нефти и газа».

38. Раскопками занимается наука:
а) антропология;

б) археология;

в) этнография;

г) география.

39. «Повесть временных лет» – один из ранних источников по древней истории Руси. Укажите примерное время её создания:

а) конец X века;

б) начало XI века;

в) середина XI века;

г) начало XII века.

40. В каком году происходило крещение Руси?

41. Как звали князя Галицкого, современника Александра Невского, одно из самых блестящих русских князей?

б) Даниил;

42. Во главе какого княжества стоял герой «Слово о полку Игореве»?

а) Черниговского;

б) Брянского;

в) Новгород-Северского;

г) Ярославского.

43. Со времен Дмитрия Донского на Руси появился новый вид оружия – «тюфяки». Какое это было оружие?

а) мортира;

б) пищаль;

г) аркебуза.

44. Что понималось под «сохой» на Руси в XV–XVIII веках?

а) мера длины;

б) размер крестьянского участка;

в) мера площади;

г) единица поземельного обложения налогом.

45. Предками русского народа были:

а) восточные славяне;

б) южные славяне;

в) западные славяне;

г) северные славяне.

46. 1223 год – это год:

а) Невской битвы;

б) стояния на реке Угре;

в) Ледового побоища;

г) битвы на Калке.

47. Община у Восточных славян называлась:

в) волость;

48. Как звали дядю князя Киевского Владимира, прототипа героя многих русских былин?

а) Алексей;

б) Илья;

в) Добрыня;

г) Микула.

49. Что означало в Древней Руси слово «огнищанин»?

а) погорелец;

б) человек, разводящий костер;

в) владелец какого-нибудь очага, дома;

г) поджигатель.

50. Объединил Киев и Новгород в IX веке, князь:

а) Юрий Долгорукий;

б) Рюрик;

в) Ярослав Мудрый;

г) Олег.

51. Восточная политика Ивана IV привела:

а) к завоеванию Поволжья и Западной Сибири;

б) к получению выхода к Балтийскому морю;

в) к получению выхода к Черному морю;

г) к освоению Восточной Сибири.

52. В каком году произошло покорение Астраханского ханства и присоединение его к России?

53. Назовите город, в котором Кузьма Минин собирал ополчение, освободившее Москву от польских захватчиков:

а) Вологда;

б) Устюг Великий;

в) Нижний Новгород;

г) Владимир.

54. В XVI веке в царствование Ивана Грозного, в Москве была отлита знаменитая «Царь-пушка». Кто её автор?

а) Андрей Рублев;

б) Андрей Чохов;

в) Дионисий;

г) Фиораванти.

55. Кто такой «тиун»?

б) конюший;

в) первый человек в домашнем хозяйстве господина;

г) дружинник.

56. Кто из названных пар исторических деятелей были современниками:

а) Иван Калита и Ярослав Мудрый;

б) Иван Грозный и Ермак Тимофеевич;

в) Андрей Рублёв и Александр Невский;

г) Нестор и Пересвет.

57. Укажите годы крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева:

а) 1606–1607гг.;

б) 1670–1671гг.;

в) 1707–1708гг.;

г) 1773–1775гг.

58. Место, куда свозились товары со всей России, называлось:

а) ярмаркой;

б) мануфактурой;

в) посадом;

г) станом.

59. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежащее владельцу на правах полной наследственной собственности?

а) вотчина;

б) кормление;

в) десятина;

г) поместье.

60. В результате военной реформы XVI веке в России появились:

а) рекруты;

б) стрельцы;

в) драгуны;

г) гвардейцы.

61. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

62. Как назывался документ, определяющий в XVIII веке систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе:

а) табель о рангах;

б) указ о единонаследии;

в) строевое положение;

г) регламент адмиралтейства.

63. Что собой представляла, основанная Петром I Кунсткамера:

а) ботанический сад;

б) картинную галерею;

в) одну из 12 коллегий;

г) естественно­научный музей.

64. Принятие Петром I титула императора и провозглашение России империей произошло:

65. Служилые люди, охранявшие границы российского государства и в XVIII веке ставшие сословием назывались:

а) казаками;

б) стрельцами;

в) рекрутами;

г) опричниками.

66. Согласно, принятого в 1722 году, табеля о рангах продвижение по службе зависело:

а) от знатности рода;

б) от личных заслуг;

в) от богатства;

г) от выслуги лет.

67. Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого являлась собственность на землю, это:

а) дворяне;

б) духовенство;

в) казаки;

г) мещане.

68. Коллегии, как орган центрального управления страной пришли на смену:

а) земствам;

б) приказам;

в) министерствам;

г) воеводствам.

69. Укажите, какое событие произошло позже других:

а) принятие Соборного уложения;

б) воцарение Романовых;

в) получение Россией выхода в Балтийское море;

г) появление на политической арене Лжедмитрия I.

70. Славяно-греко-латинская академия в России XVIII века – это:

а) орган высшей церковной власти;

б) учебное заведение;

в) ведомство, руководившее школьным образованием;

г) совещательный орган при царском дворе.

71. Какое из указанных событий произошло раньше всех остальных?

а) убийство Александра II народовольцами;

б) создание партии социалистов-революционеров (эсеров);

в) создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»;

г) суд над декабристами.

72. В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии

а) А.Н. Радищев;

б) И.В. Киреевский;

в) Н.М. Муравьев;

г) Н.М. Карамзин.

74. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей:

а) в 1787 – 1791 гг.

б) в 1813 – 1814 гг.

в) в 1853 – 1856 гг.

г) в 1877 – 1878 гг.

75. Представители русской общественной мысли 1830 – 1850-х гг., которые идеализировали историческое прошлое России, назывались

а) славянофилами;

б) социал-демократами;

в) западниками;

г) декабристами.

76. К «золотому веку» русской литературы относится творчество:

а) Д. И. Фонвизина;

б) А.С. Пушкина;

в) А.П. Чехова;

г) И.А. Бунина.

77. В результате проведения судебной реформы 1864г.:

а) был образован единый суд для представителей всех сословий;

б) помещики потеряли право суда над крестьянами;

в) была ограничена состязательность судебного процесса;

г) запрещалось участие присяжных заседателей в судебном процессе.

78. Даты 1825г., 1855г., 1881г., 1894г. относятся:

а) к процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости;

б) к началу военных кампаний;

в) к реформам государственного управления;

г) к началу царствований российских императоров.

79. « Миротворцем» звали:

а) Александра I;

б) Александра II;

в) Александра III;

г) Николая I.

80. Во время Отечественной войны 1812г. появилось слово:

а) шалопай;

б) шаромыга;

в) шарлатан;

г) шантрапа.

81. Событие, положившее начало первой русской революции:

а) «ленский расстрел»;

б) «хождение в народ»;

в) «ходынская трагедия»;

г) «кровавое воскресенье».

82.Назовите положение, не имеющее отношения к аграрной реформе Столыпина:

а) создание хуторов и отрубов;

б) переселение крестьян на свободные земли;

в) создание единоличных хозяйств;

г) укрепление крестьянской общины.

а) провозглашал Россию конституционной монархией;

б) вводил в России буржуазные права и свободы;

в) вводил в России особое положение;

г) заявлял о неизменности политического устройства страны.

84. Первый Совет рабочих был создан:

а) в Иваново-Вознесенске;

б) в Санкт-Петербурге;

в) в Харькове;

г) в Москве.

85. В 1915 году впервые в мировой военной практике химическое оружие (хлор) было применено:

а) Россией;

б) Германией;

в) Австро-Венгрией;

г) Францией.

86. В годы революции 1905-1907гг. в блок революционных партий входили:

а) эсеры и кадеты;

б) меньшевики и эсеры;

в) большевики, меньшевики и эсеры;

г) эсеры, кадеты и октябристы.

87. Главой Временного правительства сразу после Февральской революции стал:

а) А. Керенский;

б) Г. Львов;

в) М. Родзянко;

г) А. Гучков.

88. В 1917г. Николай II отрёкся от престола:

89. ВЧК расшифровывается как:

а) комиссия;

б) комитет;

в) комиссариат;

г) компания.

90. К понятию «Красная Армия» относится аббревиатура:

91. Символами советской власти были:

а) серп и плуг;

б) серп и молот;

в) плуг и молот;

г) серп и меч.

92. Боевым резервом партии большевиков был:

а) комсомол;

б) комсостав;

в) комбед;

г) коммуна.

93. «Третьей силой» в гражданской войне были:

б) интервенты;

в) зелёные;

г) белочехи.

94 . Для борьбы с Деникиным был создан:

а) южный фронт;

б) западный фронт;

в) восточный фронт;

г) северный фронт.

95 . Царская семья была расстреляна:

а) в Екатеринодаре;

б) в Екатеринбурге;

в) в Петрограде;

г) в Москве.

96. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость:

а) восстановить довоенный уровень промышленного производства;

б) обеспечить ускоренное развитие легкой промышленности;

в) ограничить приток иностранного капитала;

г) преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран.

97. А. Стаханов был:

а) полярником;

б) летчиком;

в) актером;

г) шахтером.

98. В декабре 1922г.:

а) подписан Договор об образовании СССР;

б) принята Конституция СССР;

в) подписан сепаратный мирный договор с Германией;

г) принята Декларация прав народов России.

99. В каком году был подписан советско-германский пакт о ненападении?
а) 1922г.;
б) 1933г.;
в) 1939г.;
г) 1940г.

100. Идея блицкрига была заложена германским генштабом в план:
а) «Ост»;
б) «Барбаросса»;
в) «Тайфун»;
г) «Цитадель».

101. Крупнейшее танковое сражение Великой отечественной войны прошло в ходе битвы:
а) Курской;
б) под Москвой;
в) Сталинградской;
г) за Днепр.

102. Салют в годы Великой Отечественной войны впервые был дан в честь освобождения:
а) Севастополя;
б) Кенигсберга;
в) Ленинграда;
г) Белгорода и Орла.

103. «Котёл» – это:
а) линия обороны стратегически важного объекта;
б) район наиболее плотного артиллерийского огня;
в) район развёртывания основных войск перед наступлением;
г) изоляция группировки противника для последующего уничтожения, пленения.

104.Организация Варшавского Договора была создана, когда руководителем СССР был:

а) И.В. Сталин;

б) Н.С. Хрущев;

в) Л.И. Брежнев;

г) М.С. Горбачев.

105. Какая группа дат связана с успехами СССР в освоении космоса:

а) 1945г., 1953г., 1964г.

б) 1965г., 1977г., 1982г.

в) 1957г., 1961г., 1975г.

г) 1969г., 1979г., 1989г.

106. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

а) эмигрантами;

б) анархистами;

в) диссидентами;

г) космополитами.

107. Кто из названных лиц руководил проведением экономических реформ в 1965г.?

а) А.Н. Косыгин;

б) Б.Н. Ельцин;

в) Ю.В. Андропов;

г) Н.И. Рыжков.

108. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977г.?

а) осуждение культа личности Сталина;

б) построение за двадцать лет коммунистического общества;

в) введение принципа разделения властей;

г) построение в СССР развитого социализма.

109 . Кому из советских руководителей в 1990г. была присуждена Нобелевская премия мира?

а) Б. Ельцину;

б) М. Горбачеву;

в) Э. Шеварднадзе;

г) Ю. Андропову.

110. В 1991г., 1996г., 2000г. Президенты Российской Федерации вступили в должность в результате:

а) избрания Государственной думой;

б) назначения Федеральным собранием;

в) всенародных выборов;

г) назначения Конституционным судом.

111. «Эпоха застоя» относится к правлению:

а) Л.И. Брежнева;

б) Ю.В. Андропова;

в) М.С. Горбачёва;

г) Б.Н. Ельцина.

112. Определите неверное положение: «в чем состоит значение перестройки в жизни советского общества»:

а) заложила основы становления рыночных отношений;

б) усилился партийный диктат в духовной жизни общества;

в) были созданы предпосылки для перехода к демократии;

г) началось возрождение многопартийности.

113. Кто не входил в состав ГКЧП:

а) вице-президент Г.И. Янаев;

б) министр обороны Д.Т. Язов;

в) председатель Верховного совета Р.И. Хасбулатов;

г) председатель КГБ В.А. Крючков.

114. Определите, что включала программа Ельцина о переходе России

к рынку:

а) укрепление твёрдых цен;

б) приватизацию;

в) земельную реформу;

г) внеэкономическое принуждение.

115. Какие события объединяют даты 1977г. и 1993г. в истории СССР и России?

а) введение чрезвычайного положения в стране;

б) разоружение незаконных военных формирований в Чечне;

в) активизация военных действий в Афганистане;

г) принятие Конституции страны.

116 . Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, А. Галич – это:

б) музыканты, исполнители классической музыки;

в) известные литературные критики;

г) ученые-эмигранты, уехавшие из СССР в 1970-е годы.

117. Известный русский певец начала ХХ века:

а) Ф. Шаляпин;

б) С. Рахманинов;

в) Л. Андреев;

г) Ф. Шехтель.

118. Кто из названных фамилий принадлежит к деятелям культуры второй половины XX века?

а) И.А. Бунин;

б) А.И. Куприн;

в) С.Ф. Бондарчук;

г) М. Горький.

119. Путешественником был:

а) Н. Н. Миклухо-Маклай;

б) П. Л. Чебышев;

в) А. Н. Лодыгин;

г) А. М. Бутлеров.

120. Всемирную известность получил российский музыкант:

а) Н. Михалков;

б) З. Церетели;

в) Ю. Башмет;

г) А. Шилов.

Ключ к тесту:

Критерии оценивания результатов тестирования:

120–108 баллов – 5 «отлично».

107-96 баллов – 4 «хорошо».

95-72 баллов – 3 «удовлетворительно».

Менее 72 баллов – 2 «неудовлетворительно».

1. Загладин Н.В. Симония Н.А. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. 10кл.,- Москва, Русское слово,2008.

2. Загладин Н.В. Симония Н.А. История России и мира в XX-начале XXI века. 11кл.,- Москва, Русское слово, 2008.

3. Крейдер А.А. Новейшая история. XX век, - Москва, Просвещение, 2001.

4. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций,- Москва, Дрофа, 2001.

5. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории,- Москва, Дрофа, 2001.

6. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, XX век, - Москва, Просвещение, 2008.

Интернет – ресурсы:

www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы
http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования
www.omczo.org (Окружной методический центр)

  • Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
  • Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  • Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
  • По своей структуре новая Конституция отличалась от предшествующих ей (1918, 1924, 1936 гг.).

    Она состояла из преамбулы, которая содержала некоторые положения политического, научного и практического значения, и 174-х статей. В преамбуле Конституции констатировалось построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного государства”, а в качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении.

    Конституция состояла из следующих разделов :

    1) Основы общественного строя и политики;

    2) Государство и личность;

    3) Национально-государственное устройство;

    4) Советы народных депутатов и порядок их избрания;

    5) Высшие органы власти и управления;

    6) Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;

    7) Правосудия, арбитражи и прокурорский надзор;

    8) Герб, флаг, гимн и столица;

    9) Действие Конституции и порядок ее применения.

    Конституция СССР 1977 года подчеркивала свою преемственность (1918, 1924, 1936 гг.), но имела и определенные отличия. Впервые в Конституции появился специальный раздел об основах общественного строя и политики СССР . Термин “общественное устройство” был заменен понятием “основы общественного строя”. К общественному строю Конституция относила политическую и экономическую системы. Конституция 77 г. определяла СССР как социалистическое общенародное государство , выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

    В Конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов . Подчеркивалось, что в СССР вся власть принадлежит народу . Политической основой СССР выступили Советы народных депутатов, что соответствовало сложившимся в СССР общественным отношениям. Подчеркивалась роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества. Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР , состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей .

    Высшим судебным органом в СССР является Верховный Суд . Все судьи и народные заседатели должны быть независимы и подчиняться только закону. Впервые вводится понятие “презумпции невиновности”, т.е. никто не может быть призван виновным в совершении преступления иначе как по приговору судьи.



    Новая Конституция значительно расширила полномочия профсоюзных и других общественных организаций .

    Для Конституции СССР 1977г. характерна преемственность положений об экономической системе социалистического общества. Важное значение имело указание на то, что никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных интересах.

    Новый раздел в Конституции “Государство и личность” . Существенные изменения общественных отношений обусловили необходимость выдвижения на одно из первых мест в Основном Законе регулирование взаимоотношений государства и личности.

    Конституция закрепляла новые формы “непосредственной демократии” : всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство гражданина; критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась “неразрывная связь” прав и обязанностей.



    Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР , а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большой определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

    64. Изменения экономической и политической системы СССР в годы «перестройки».

    В 1987 г., когда программа переделки Советского государства вступила в решающую стадию революции. Высшее руководство КПСС видело задачу не в постепенном реформировании, а в изменении через слом.

    С точки зрения истории государства и права можно сделать следующие выводы из перестройки :

    • перестройка относится к категории «революций сверху». В них назревающий кризис
      легитимности государства, грозящий перераспределением власти и богатства, разрешается действиями правящей прослойки через государственный аппарат;
    • перестройка завершилась глубокими изменениями политической системы, общественно-экономического строя, национальных отношений, образа жизни и культуры всех граждан и народов СССР. Она привела к кардинальному изменению геополитической структуры мира и породила мировые процессы, далекие от завершения. Т.о., по своим масштабам перестройка- явление всемирно-исторического значения;
    • перестройка была частью мирового конфликта - холодной войны. В ее развитии и использовании результатов зарубежные политические силы играли активную и важную роль. Завершение перестройки ликвидацией Варшавского договора и СЭВ, затем развалом СССР рассматривается на Западе как поражение СССР в холодной войне;
    • движущей силой перестройки стал необычный союз следующих социокультурных групп: части партийно-государственной номенклатуры, стремящейся преодолеть назревающий кризис легитимности с сохранением своего положения (даже ценой смены идеологической маски); части интеллигенции, проникнутой либеральной и западнической утопией (ею двигали смутные идеалы свободы и демократии и образ «прилавки, полныепродуктов»); криминальных слоев, связанных с «теневой» экономикой;
    • первый этап перестройки (до непосредственного демонтажа структур Советского государства) представлял собой «революцию в сознании». Этот период получил название гласность .

    Гласность была большой программой по разрушению образов, символов и идей, скрепляющих «культурное ядро» советского общества и укреплявших гегемонию Советского государства. Эта программа была проведена всей силой государственных средств массовой информации с участием авторитетных ученых, поэтов, артистов. Успех этой программы был обеспечен полной блокадой той части интеллигенции, которая взывала к здравому смыслу, и полным недопущением общественного диалога - «реакционное большинство» высказаться не могло. Время от времени для контраста допускались тщательно отобранные гротескные выступления вроде известного «письма Нины Андреевой».

    Дискредитация символов и образов была проведена на большую историческую глубину: от Г.К. Жукова и Зои Космодемьянской, через Суворова и Кутузова - до Александра Невского. Интенсивно использовались катастрофы (Чернобыль, гибель теплохода «Адмирал Нахимов»), инциденты (перелет в Москву самолета Руста), кровопролития (Тбилиси, 1989 г.).

    Чисто идеологические задачи выполняло т.н. «экологическое движение», которое порой доводило читающую публику до стадии психоза (т.н. «нитратный бум» с созданием абсурдных страхов перед морковью и капустой). В республиках проблемам окружающей среды придавалось национальное звучание.
    Особым видом идеологического воздействия стали «опросы общественного мнения». Насколько эффективным было давление на общественное сознание, говорит всесоюзный опрос 1989 г. «мнения об уровне питания». «Общественное мнение» было создано идеологами и прессой.

    Идеологическим стержнем перестройки был евроцентризм - идея существования единой мировой цивилизации, имеющей свою «правильную» столбовую дорогу. По этой дороге прошел Запад. Россия, особенно на советском этапе якобы отклонилась от этого пути. Из этого выводилась концепция «возврата в цивилизацию» и ориентации на «общечеловеческие ценности». Главным препятствием на этом пути виделось государство, а главной задачей - «разгосударствление».

    В целом, всей программе гласности был присущ крайний антиэтатизм - в общественном сознании был очернен образ практически всех институтов государства, включая Академию наук и детские сады, но главное - образ государственной системы хозяйства и армии. После создания в обществе негативных стереотипов началась реформа органов власти и управления.

    Вариант 10.

    А1. Кто из названных князей Древней Руси правил раньше других?

    1) Владимир Красное Солнышко

    2) Александр Невский

    3) Олег Вещий

    4) Владимир Мономах

    А2. В каком из центров удельной Руси (XII – XIV вв.) высшим органом власти было вече?

    1) Владимире 3) Киеве

    2) Новгороде 4) Москве

    А3. Свод законов Древней Руси назывался

    1) «Русская правда» 3) «Стоглав»

    2) «Соборное уложение» 4) «Судебник»

    А4. Чем завершилось в конце XV века соперничество двух центров Северо-Восточной Руси: Москвы и Твери?

    1) сохранением независимости Тверского княжества

    2) присоединением Твери к Москве

    3) присоединением Твери к Великому княжеству Литовскому

    4) заключением Тверью союза с Золотой Ордой

    А5. Кто первым из династии Романовых получил царский престол по наследству от отца?

    1) Алексей Михайлович 3) Федор Алексеевич

    2) Михаил Федорович 4) Петр Алексеевич

    А6. В XVII веке в крепостной зависимости от помещика находились

    3) черносошные крестьяне

    4) частновладельческие крестьяне

    А7. Что из названного было последствием церковной реформы XVII века, проведенной Никоном?

    1) учреждение патриаршества

    2) церковный раскол

    3) секуляризация церковных земель

    4) учреждение Синода

    А8. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и укажите, с кем из названных лиц связаны описанные события.

    «Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, [она] в ночь на 25 ноября 1741 года с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во всё царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась новой Палладой в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадерам, чья она дочь, стала на колени и, показывая крест тоже коленопреклоненным гренадерам, сказала: «Клянусь умереть за вас; клянетесь ли вы умереть за меня?». Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».

    1) царевна Софья 3) Екатерина Алексеевна

    2) Анна Иоанновна 4) Елизавета Петровна

    А9. Промышленный переворот в России начался в

    1) 1760 – 1770-е гг. 3) 1830 – 1840-е гг.

    2) 1790 – 1800-е гг. 4) 1870 – 1880-е гг.

    А10. Разработку проекта и проведение реформы государственного управления Александр II поручил

    1) М.М.Сперанскому 3) С.Ю.Витте

    2) А.А.Аракчееву 4) М.Т.Лорис-Меликову

    А11. В XIX веке верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

    1) Государственной думе

    2) Государственному совету

    3) императору

    4) III отделению Собственной Его Императорского Величества канцелярии

    А12. Созданный в 1815 году «Священный союз» предусматривал, в частности, необходимость

    1) восстановления во Франции власти Наполеона

    2) поддержки легитимных монархий

    3) завоевания Россией побережья Черного моря

    4) присоединения России к Континентальной блокаде

    А13. Развитию капитализма в России во второй половине XIX века способствовало

    1) сохранение временнообязанного состояния крестьян

    2) распространение отработок

    3) существование крестьянской общины

    4) освобождение крестьян от крепостной зависимости

    А14. Прочтите отрывок из воспоминаний, записанных со слов очевидца события, и укажите дату события, о котором идет речь.

    «Во время допроса царем… Сергей Муравьев-Апостол стал бесстрашно говорить царю правду, описывая в сильных выражениях внутреннее положение России; Николай I, пораженный смелыми и искренними словами Муравьева, протянул ему руку, сказав: «Муравьев, забудем все; служи мне». Но Муравьев-Апостол, заложив руки за спину, не подал своей руки государю…»

    1) 1763 г. 3) 1841 г.

    2) 1826 г. 4) 1854 г.

    1) подписан Брестский мир

    2) объявлено о переходе к нэпу

    3) принят первый пятилетний план

    4) принята первая Конституция РСФСР

    А16. Двоевластие, возникшее весной 1917 года, проявлялось в одновременном существовании власти

    1) Временного правительства и Учредительного собрания

    2) Советов и земств

    3) Государственной думы и Временного правительства

    4) Временного правительства и Советов

    А17. Аграрный строй в России в начале XX века (1905 года) характеризовался

    1) высоким уровнем товарности (связи с рынком) крестьянских хозяйств

    2) преобладанием фермерских хозяйств

    3) крестьянским малоземельем

    4) отсутствием помещичьих хозяйств

    А18. В результате проведения политики «военного коммунизма» Советской республике удалось

    1) обеспечить рост промышленного производства

    2) полностью обеспечить города продовольствием

    3) сконцентрировать все ресурсы для победы в Гражданской войне

    4) стабилизировать денежную систему страны

    А19. Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

    «…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

    1) 1905 г. 3) 1917 г.

    2) 1914 г. 4) 1918 г.

    А20. Командиром крупного партизанского соединения в годы Великой Отечественной войны был

    1) С.А.Ковпак

    2) Я.Ф.Павлов

    3) Н.Ф.Гастелло

    4) А.М.Матросов

    А21. Прочтите отрывок из работы историка и определите, о какой битве за какой город в нем говорится.

    «Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем плотнее они охватывали город, тем ограниченнее становились возможности для тактического маневра как средства преодоления сопротивления противника. Сужение фронта к тому же облегчало оборонявшимся задачу переброски внутренних ресурсов на оказавшийся под угрозой сектор обороны. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

    На последнем этапе осады… линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжелых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им все дороже и приносил все меньше результатов».

    1) Харьков

    2) Севастополь

    3) Сталинград

    4) Ленинград

    А22. Какое из названных событий произошло раньше, чем другие?

    1) подписание Беловежских соглашений

    2) вывод советских войск из Афганистана

    3) принятие декларации России и США о прекращении «холодной войны»

    4) вступление России в Совет Европы

    А23. Какое из названных событий произошло, когда руководителем СССР был И.В.Сталин?

    1) вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы

    2) ввод советских войск в Афганистан

    3) Венгерский кризис

    4) создание атомной бомбы в СССР

    А24. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977 году?

    1) осуждение культа личности Сталина

    2) построение за 20 лет коммунистического общества

    3) введение принципа разделения властей

    4) построение в СССР развитого социализма

    А25. Что послужило причиной отказа СССР от принятия «пана Маршалла» после окончания Второй мировой войны?

    1) надежда на помощь стран Восточной Европы

    2) ожидание помощи от стран «третьего мира»

    3) боязнь оказаться в экономической и политической зависимости от США

    4) расчет на восстановление экономики с помощью Англии и Франции

    А26. Прочтите отрывок из секретной справки ГУЛАГа и укажите годы, о которых идет речь в отрывке.

    «За год убыло из лагерей и колоний 1 610 616 заключенных… Снижение численности заключенных… объясняется освобождением заключенных по указам Президиума Верховного Совета СССР об амнистии, досрочном и условно досрочном освобождении; пересмотром уголовных дел на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления…»

    1) 1936 – 1937 гг. 3) 1953 – 1954 гг.

    2) 1942 – 1943 гг. 4) 1964 – 1965 гг.

    1) действие закона об индивидуальной трудовой деятельности

    2) проведение радикальной экономической реформы

    3) действие закона о долгосрочной аренде земли

    4) введение госприемки на предприятиях

    В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

    А) принятие Петром I титула императора

    Б) учреждение «Табели о рангах»

    В) учреждение Сената

    Г) начало Северной войны

    В2. Какие три из названных имен связаны с развитием художественной культуры XVIII века?

    1) С.Дежнев 4) М.Казаков

    2) В.Баженов 5) А.Сумароков

    3) Е.Канкрин 6) И.Ползунов

    В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и сферами их деятельности.

    В4. Прочтите отрывок из «Жития Сергия Радонежского» и укажите, о каком сражении идет речь.

    «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись…

    Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал».

    В5. Расположите следующие понятия, термины XVIII – XIX вв. в хронологической последовательности их возникновения. Запишите буквы, которыми обозначены понятия, термины, в правильной последовательности.

    А) «вольные хлебопашцы»

    Б) временнообязанные крестьяне

    В) военные поселяне

    Г) приписные крестьяне

    В6. Какие три из перечисленных положений характеризуют состояние экономики России в первой половине XIX века?

    1) равномерное распределение промышленных предприятий в Европейской России

    2) господство крепостного труда на рудниках и горных заводах Урала

    3) начало промышленного переворота

    4) аграрный характер экономики

    5) высокий уровень концентрации рабочих на крупных предприятиях

    6) завершение промышленного переворота в текстильной промышленности

    В7. Установите соответствие между теориями и их отдельными положениями.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

    ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЙ

    А) теория славянофилов

    Б) теория социал-демократов (большевиков)

    В) теория анархистов

    Г) возникшая в царствование Николая I теория, одним из авторов которой был С.С.Уваров

    1) государство – это зло; русский народ готов к бунту; необходимость уничтожения государства и создания федерации самоуправляющихся общин

    2) «православие, самодержавие, народность»

    3) пролетариат – гегемон социалистической революции

    4) критика реформ Петра I, необходимость отмены крепостного права, сохранения крестьянской общины

    5) «непротивление злу насилием»

    В8. Прочтите отрывок из письма императора и напишите название войны XIX века, о событиях которой идет речь.

    «Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нем покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск.

    Николай I»

    В9. Какие три из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?

    1) Всероссийская октябрьская политическая стачка

    2) убийство П.А.Столыпина

    3) подавление крестьянских волнений в селах Бездна и Кандеевка

    4) учреждение суда присяжных

    5) третьеиюньский переворот

    6) создание Верховной Распорядительной комиссии

    В10. Установите соответствие между руководителями РСДРП(б) – РКП(б) и их деятельностью в 1917 – 1922 гг.

    В11. Прочтите отрывок из воспоминаний философа Н.А.Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идет речь.

    «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли. Расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилев и Константин Бальмонт принадлежат этому времени».

    В12. Какие три из названных черт характеризовали развитие культуры в СССР в первое десятилетие после Великой Отечественной войны?

    1) выход ряда партийных постановлений с критикой деятелей культуры

    2) расширение связей с представителями западной культуры

    3) ограничения на издание и исполнение произведений зарубежных авторов

    4) разрешение публиковать литературные произведения за рубежом

    5) отсутствие контактов с деятелями культуры стран Запада

    6) возрождение авангардистского направления в искусстве

    В13. Установите соответствие между фамилиями женщин – деятелей науки, культуры, искусства и сферами их деятельности.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

    В14. Прочтите отрывок из воспоминаний военного историка и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

    «…Главнокомандующий Объединенными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И.С.Конев… поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште». Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с <фамилия руководителя СССР>»

    В15. Расположите события революции 1905 – 1907 гг. в хронологической последовательности.

    А) созыв Государственной думы

    Б) Декабрьское вооруженное восстание в Москве

    В) «Кровавое воскресенье»

    Г) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

    Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

    Из отчета херсонского губернатора от 1904 года:

    «Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли все, ничего ей не возвращая.

    Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности все уменьшается.

    Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

    С1 . Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?

    С2 . Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет в тексте автор отчета и можете указать вы? Укажите всего не менее трех недостатков.

    С3 . На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX века. Укажите не менее трех последствий.

    С4 . Назовите не менее двух объединений композиторов, художников, деятельность относится к XIX – началу XX в.

    Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

    С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

    С6 . Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

    Начавшийся в конце 1940-х гг. период «холодной войны» характеризовался противостоянием СССР и США, в последующие десятилетия – возраставшей гонкой вооружений, чреватой опасностью возникновения ядерной войны.

    Назовите основное изменение в международных отношениях в 1970-е гг. и не менее двух событий, в которых оно отразилось. Почему изменения стали возможны? Укажите не менее двух причин.

    С7 . Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в.

    Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

    Запишите ответ в форме таблицы.

    Ответы:

    № вопросов

    Ответы

    № вопросов

    Ответы

    Куликовскаябитва

    Крымскаявойна

    серебряныйвек

    № вопроса

    Ответы

    Петр Столыпин.

    Реформа началась в 1906 г.

    Недостатки общины:

    1) нет чувства собственника, хозяина земли

    2) хищническое отношение к земле приводит к ее истощению: берут с нее максимум, ничего не возвращая

    3) община ведет к социальному взрыву, конфликту между общинниками и собственниками земли

    4) общинное землевладение ведет к уменьшению урожайности, отставанию аграрного сектора экономики

    5) общинное землевладение мешает внедрению современных технологий, применению результатов технического прогресса.

    6) у крестьян нет возможности планировать развитие своего хозяйства в условиях постоянного изменения величины наделов и качества земли.

    7) несвобода крестьян, низкий уровень их предпринимательской активности из-за привязанности к общине

    1) из-за прекращения переделов земли выросла урожайность

    2) земля обрела заботливого хозяина

    3) зажиточные крестьяне могли расширить свои хозяйства за счет покупки земли у бедняков

    4) снизилась перенаселенность деревни: часть бедных крестьян, продав свои земли, уходила в город

    6) промышленность получила новые рабочие силы за счет крестьян, которые уходили из деревни в город

    «Передвижники»

    «Могучая кучка»

    «Мир искусства»

    Характерные черты передвижничества :

    Отказ от академизма

    Стремление следовать принципам реализма

    Критика существующих порядков

    Просветительская деятельность (организация передвижных выставок)

    Стремление отображать жизнь простого народа, его бедствия и страдания

    Характерные черты «Могучей кучки»:

    Отказ от шаблонов итальянского музыкального искусства

    Создание национальной оперы

    Народ – участник сценического музыкального действа

    Характерные черты «Мира искусства» :

    Отказ от эстетических принципов академизма

    Противопоставление творчества «мирискуссников» реалистическому направлению

    Возрождение наследия прошлых эпох (XVIII – XIX в)

    Популяризация западноевропейского искусства

    Изменение :

    Наступил период некоторой нормализации отношений СССР и стран Запада, названный разрядкой международной напряженности

    События, в которых оно отразилось :

    Заключены важные договоры между СССР и США (об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., об ограничении стратегических вооружений 1979 г.)

    Улучшились отношения СССР с Францией и ФРГ

    В Хельсинки подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

    Причины изменения :

    Примерное равенство военных сил между СССР и США

    Осознание всеми странами бессмысленности наращивания ядерных вооружений

    Расчет СССР на укрепление в процессе разрядки социалистического лагеря и революционного движения в мире

    Расчет США на ослабление военно-промышленного комплекса и обороноспособности СССР.

    Общие характеристики :

    Крестьяне должны были платить выкуп а землю

    Сохранилось малоземелье крестьян

    Крестьянам не вернули отрезки

    Запрещен выход крестьян из общины с землей

    Крестьянство осталось неполноправным сословием

    Различия :

    Последние материалы раздела:

    Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
    Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

    Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

    История России от Рюрика до Путина!
    История России от Рюрика до Путина!

    Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

    Мозаика император юстиниан со свитой
    Мозаика император юстиниан со свитой

    Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...