Туристические объединения. Роль ассоциаций в туристическом бизнесе

Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования детей Инзенский районный Центр детского творчества

на базе МКОУ Оськинская средняя школа

Рассмотрена и одобрена на заседании

Педагогического совета МКУ ДО ИРЦДТ

Протокол №_________ от___________

Секретарь ________________________ «Утверждаю»

Директор МКУ ДО ИРЦДТ

В.Н. Зайченкова__________

«____» ____________ 201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для Туристического объединения по интересам

Педагог дополнительного образования

Потешкин Павел Викторович

Возраст детей: 8-16 лет

Инза

Пояснительная записка

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.

Новизна программы. Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны.

Туристический поход, трасса соревнований по ориентированию - это не только километры, пройденные от пункта "А" до пункта "Б", что само по себе очень важно, но приобретение жизненно важных навыков. Здесь воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.

Актуальность программы . Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.

Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.

Дополнительность программы. Данная программа может служить пособием для руководителей туристско-краеведческих кружков любого профиля.

Цель программы - всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.

Задачи:

Образовательные

    Приобретение и расширение знаний по туризму, краеведению и этнографии;

    Изучение школьниками родного края, своей малой Родины, окружающей среды;

    Изучение правил поведения на природе во время экскурсий, походов

    Подготовка детей к школьным, городским и районным туристско –краеведческим мероприятиям.

Развивающие

    Создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия её творческого потенциала;

    Развитие туристских навыков и интереса к самостоятельному труду;

    Физическое развитие .

Воспитательные

    Формирование чувства любви и гордости к своей малой Родине;

    Формирование здорового образа жизни ;

    Воспитание у детей уверенности в своей значимости, чувства человеческого достоинства, понимания ценности человеческой жизни и осознание собственной ответственности за сохранение здоровья и ведение здорового образа жизни.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 2-11 классов.

Во время практических и теоретических занятий закрепляются знания, полученные на уроках окружающего мира географии, биологии, физики, а также приобретаются новые. Это не просто расширяет кругозор ребят, но и готовит их к выбору профессии, службе в армии.

Занятия объединения по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в пределах села Оськино.

На практических занятиях, и особенно в походах, кружковцы смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности.

Программа предусматривает три занятия в неделю по 2 часа.

Курс включает элементы топографии, спортивного ориентирования на местности и технике пешеходного туризма.

В процессе обучения ребята получают теоретические знания:

    по видам туризма;

    по географии и экологии Инзенского района;

    по организации и проведению турпохода практические навыки и умения;

    работа с различными видами карт;

    организация биваков, разжигания костров, ориентирование на местности;

    ведение полевого дневника и составление отчётов турист походов.

Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде тестов, практических заданий, соревнований по спортивному ориентированию.

Тематический план занятий объединения по интересам «Туристический»

п/п

Темы занятий

Количество занятий

всего

Теор.

Практ.

Вводное занятие

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Азбука топографа

Компас. Азимут. Измерение расстояний

Топографические знаки. Топографическая карта

Снаряжение туриста

Узелок

Тренировочный поход и разбор его итогов

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

На трассе спортивного ориентирования

Виды и характер соревнований по ориентированию на местности

Организация движения в пешем туристическом походе

Преодоление полосы препятствий

Гигиена туриста и первая доврачебная помощь

По заснеженным просторам (зимний поход).Итоги похода

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Дорога не кончается

Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествии

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии

Физическая подготовка участников сложного туристического путешествия

Туристическое путешествие. Разборка итогов.

Итого: (3 раза в неделю по 2 часа) - 216 часов

Содержание программы

Тема 1 . Вводное занятие. Туризм и здоровье.

План работы объединения, режим занятий и тренировок. Материалы и инструменты, необходимые для занятий в кружке.

Тема 2. Азбука топографа. Компас. Азимут. Измерение расстояний.

Типы компасов. Правила обращения с компасом. Визирование. Прямые и обратные засечки. Определение азимута. Обратный азимут. Способы измерений расстояний на местности. Средний шаг. Глазомер.

Ориентирование карты по компасу. Упражнение на засечки. построить на бумаге из данной точки заданные азимуты (СВ, Ю, ЮЗ и т.д.) и показать дугой величину азимута. Выполнить на глаз без транспортира. Определить обратный азимут по данному. Упражнение на смешанное ориентирование без применения компаса. Графическое решение задач на смешанное ориентирование. Упражнение на глазомерную оценку азимута. Измерение своего среднего шага. Тренировка глазомера.

Топографические знаки. Топографическая карта.

Местные предметы на аэрофотосъемке участка земной поверхности. Роль топографических знаков на плане и карте. Группы знаков. Цвет, формы и размеры знаков. Зарисовка топографических знаков по группам(65 знаков). Объяснение знаков и незнакомых местных предметов. Топографическая и географическая карта. Обращение с картой в походе. Виды масштаба. Определение азимутов, линий по карте.

Практические занятия по теме. Опознавание знаков на карте. Чтение карты по маршрутам. Топографический диктант. Определение на карте элементов, менее других подверженных изменением. Составление списка местных предметов, сгруппированных по степени быстроты изменений. Преобразование масштаба в натуральный. Измерение азимутов различных направлений на карте.

Снаряжение туриста. Обувь и одежда туриста. Список личного снаряжения. Требования к рюкзаку, посуде и т.д. Уход за ногами и обувью в походе шаг туриста. Построение цепочки. Интервалы. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим движения: ходовой час и привалы, нормальная скорость движения, количество ходовых часов. Привал и бивак.

Практические занятия по теме. Укладка рюкзака. Установка палатки. Разведение костра.

Практическое занятие

Распад Советского Союза и появление новых суверенных государств настоятельно потребовали новых подходов и совместной координации в области регулирования социальной сферы, в том числе отдыха и туризма. Важную роль на территории стран-членов СНГ играет международная региональная туристская организация Ассоциация туристических организаций «ЕвроАзия». Эта ассоциация, созданная в 1992 г., в настоящее время насчитывает 106 постоянных членов из 11 стран СНГ. Основной задачей Ассоциации стало восстановление общего туристического пространства СНГ.

Помимо этой организации страны-члены СНГ создали Совет по туризму государств - участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма . Совет по туризму выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ. Его деятельность направлена на расширение экономических и культурных связей между государствами Содружества в рамках мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях, и активно способствует созданию благоприятных условий для развития туризма. Соглашением о сотрудничестве стран СНГ в области образования от 15 мая 1992 г. (ст. 2) определены прямые партнерские связи в этой области, включая туристско-экскурсионную деятельность учащихся, студентов и педагогов, организацию совместного труда и отдыха.

В ст. 2, 32 Устава СНГ определяются его цели, в числе которых – осуществление тесного сотрудничества в политической, оборонной, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, в том числе в области туризма и международных путешествий.

В рамках единой государственной авиационной поисково-спасательной военно-воздушной службы СНГ, радиомаяк спутниковой связи системы «Сарсат–Космос» оказывает содействие группам туристов, выходящим на маршруты по территории стран СНГ. Акционерное страховое общество Красного Креста (АСОКК) заключает договоры об оказании помощи туристским группам в чрезвычайных ситуациях.

Комиссия МПА стран СНГ по вопросам культуры, науки и образования в июле 1993 г. рассматривала вопросы туризма в целях разработки конкретных мер и создания благоприятных условий для свободного передвижения, общения и контактов граждан стран-членов СНГ, развития туризма и путешествий и, прежде всего, упрощения туристических формальностей. Рассматривались права и обязанности туриста и местного населения в стране пребывания, а также основы безопасности, которые должны выполняться не только туристами, но и местной администрацией, работниками туристической сферы услуг. Необходима унификация таких правил и ответственности за их соблюдение.



В октябре 1994 г. МПА СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», впервые определивший основополагающие термины и понятия, принципы государственного регулирования отношений в сфере туризма, правовую основу туристической деятельности, достаточную для разработки соответствующих национальных законов во всех государствах СНГ.

1 ноября 1996 г. бюро Межпарламентского комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации (в состав которого входят спикеры парламентов данных государств) приняло Обращение к главам государств, парламентам, правительствам стран СНГ о развитии туристических связей. В нем содержалось предложение оказать государственную поддержку в разработке и осуществлении программы развития туристических связей между странами. Основными целями программы являются создание в рамках СНГ высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в разнообразных туристических услугах, а также формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы межгосударственного, в рамках СНГ, регулирования туристической деятельности.

В 1998 г. был сформирован Транспортный Союз международного автомобильного сообщения между государствами-участниками Таможенного Союза СНГ. Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа 1997 г. получила свое дальнейшее развитие. Так, нерегулярные перевозки пассажиров автобусами между государствами-участниками договора или транзитом оформляются формулярами, выдаваемыми на каждую поездку (ст. 4). Пассажиру выдается билет и багажная квитанция установленного образца, согласованного компетентными органами сторон (ст. 5). Перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые одной из сторон по территории государства другой стороны, а также автотранспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и сборов, связанных с использованием или содержанием дорог, владением или использованием автотранспортных средств, кроме сборов за пользование платными дорогами при наличии альтернативных бесплатных дорог (ст. 11).



Экономический потенциал для развития туризма практически неограничен, однако он требует значительных капиталовложений и затрат.

Из–за международной конкуренции затраты на развитие индустрии туризма растут как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах, где туризм рассматривается как одна из форм регионального развития. В этих условиях в государствах создаются различные орга­низационные структуры управления туристской сферой услуг.

В соответствии с политикой либерализации, проводимой Республикой Беларусь и другими странами СНГ, образовалось значительное число туристских агентств, фирм, предоставляющих туристские услуги для путешествий за рубеж в большинстве случаев на бартерной основе.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте процесс международной координации деятельности государств в области туризма и международных путешествий.

2. Какие международные организации участвуют в процессе координации в сфере туризма?

3. Назовите региональные международные объединения и союзы в сфере туризма.

4. Перечислите правовые формы сотрудничества национальных объединений и администраций стран СНГ в области туризма.

5. Расскажите о целях Всемирной туристической организации и правовых формах ее деятельности.

Темы для рефератов:

1. Роль международных организаций по регулированию в туризме.

2. Международно-правовая деятельность Всемирной туристической организации.

3. Нормотворчество Организации Объединенных Наций и его значение в развитии туризма.

4. Региональные туристические объединения и союзы в странах СНГ и их влияние на развитие туризма.

Создаются горные или альпийские клубы В клубах готовили проводников горных походов, спасателей. На средства членов клуба строились хижины и приюты на пути к вершинам гор. Общее число членов клуба достигало 120 тысяч человек.

Большинство клубов издавали свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них. В 1890-е годы издавалось более 30 журналов.

Изобретение велосипеда привело к созданию туринг-клубов в европейских государствах.

В 1895 г. в Вене создается специальная организация для рабочих «Друзья природы» , которая организовывала поездки выходного дня. Это стало началом становления массового туризма для «маленького человека».

1898 г. создана Международная лига туристических ассоциаций (Люксембург), в 1919 г. переоформлена в Международный туристический альянс настоящий момент включает более 140 национальных ассоциаций).

Среди чиновников и служащих в конце XIX – нач. XX в. был распространен летний выезд на дачи. Такой своеобразный «дачный » туризм с начала июня до начала сентября. Таким образом, туризм становится новой особой формой передвижения людей.

Первая попытка создать международную межправительственную организацию по проблемам туризма была предпринята между двумя мировыми войнами. Первые шаги в этом направлении сделало Голландское национальное туристское бюро. В результате его усилий возник Международный союз организаций туристской пропаганды. Первоначально в Союз входило 20 стран. Каждая страна могла быть представлена в МСОТО лишь одной туристской организацией. Основными задачами МСОТО являлось изучение различных аспектов международного туризма и разработка рекомендаций. Раз в два месяца стал выходить журнал «Всемирный турист».

Созданная в 1945 г. Организация Объединенных Наций начинает заниматься широким крутом проблем международного туризма. Туризм начинают называть «феноменом XX века».

Для популяризации туризма в 1954 г. была создана Международная федерация журналистов и писателей по туризму (ФИЖЕТ). Ее учредителями были 20 стран.

В 1958 г. в Париже оформилась Европейская ассоциация воздушного туризма (АЕТА), а в середине 1950-х гг. был создан Международный туристский альянс (АИТ), объединив в своем составе большое количество автоклубов, туринг-клубов и других организаций.

В 1963 г. в Риме состоялась первая Всемирная конференция по туризму. На этом форуме было представлено 87 государств, 5 специализированных учреждений, 7 межведомственных и 14 неправительственных организаций. Участники конференции продемонстрировали уважение к правам человека.

В Риме также прозвучала информация о наличии у ЮНЕСКО программ развития институтов по подготовке персонала, обеспечивающего совершенствование туризма, а также поддержки музеев, художественных галерей, восстановления памятников и исторических мест.

1967 г. был провозглашен ООН годом туризма, потому что «туризм является одной из основных и желательных сторон деятельности человека, заслуживающей одобрения и поощрения со стороны всех народов и правительств».

В 1967 г. возникает Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств - ФУААВ (FUAAV). Она представляет собой объединение туристских фирм, бюро путешествий и предпринимателей, связанных с обслуживанием туристов. Основными целями Федерации являются объединение национальных туристских ассоциаций всех стран мира; защита профессиональных интересов всех туристских агентств, объединенных в национальных ассоциациях; укрепление престижа туристских агентств; обеспечение возможностей встреч между туристскими агентствами; снабжение информацией национальных ассоциаций по всем профессиональным вопросам; создание национальных ассоциаций туристических агентств в тех странах, где их еще нет; урегулирование разногласий, которые могут возникнуть между национальными ассоциациями и туристскими агентствами разных стран.

В 1969 г. согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН неправительственная организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.

ВТО – международная организация специальной компетенции в соответствии со ст.1 своего Устава относится к категории организаций межправительственного характера.

Вся деятельность ВТО направлена на осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма и полностью соответствует принципам современного права.

Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Штаб-квартира этой организации находится в Мадриде. 27сентября 1975 г. принимается Устав ВТО. А с 1980 г. этот день было решено отмечать как Всемирный день туризма. По сложившейся традиции ежегодно меняется девиз, провозглашаемый на Всемирном дне туризма, акцентирующий какие-либо аспекты туристкой работы в мире на год.

Официальными языками, принятыми для работы ВТО, стали английский, французский, испанский и русский.


Похожая информация.


· Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ
О министерстве. Документы. Пресс-центр, новости. Конкурсы и тендеры. Календарь событий. Ссылки.

· Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (Ростуризм)
Новости. Законодательство. Единый федеральный реестр. Международная деятельность. Выставки. Конференции и семинары. Классификация средств размещения. Статистика. Образование.

· Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству
Информация о структуре и составе. Направления законопроектной деятельности, мероприятия, ссылка на сайт председателя Комитета. В составе Комитета: Подкомитет по туризму, Экспертный совет по вопросам развития рынка туристских услуг, Экспертный совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

· Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности
Положение о Комитете. Структура. Планы работы. Отчеты. Заседания. Новости и мероприятия. Законотворческая деятельность. Государственная политика в области развития туризма, курортного дела в России.

· Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в сфере туризма
Положение о Совете. Состав. Протоколы заседаний.

· Российский союз туриндустрии (РСТ)
О союзе и его проектах. Виды туризма. Информация о туристических возможностях стран и регионов России, карты. Законодательство, юридическая онлайн-консультация. Советы туристам. Раздел для профессионалов турбизнеса. Новости. Спецпредложения. Авиа и ж/д расписания. Вакансии в турбизнесе. Выставки, форумы. Документы и статьи. Ссылки.

· Ассоциация туроператоров России (АТОР)
Об ассоциации и ее проектах. Новости. Правовая служба. Статьи. Аналитика. Семинары и выставки. Информация и советы туристам. Вакансии в турбизнесе. Спецпредложения. Форум. Ссылки.

· Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по туризму, индустрии гостеприимства и отдыха
Состав комиссии. Новости.



· Ассоциация активного туризма (ААТ)
Новости. Поиск тура. Маршруты. Рекомендации. Мероприятия. Описания видов активного туризма. Фотогалерея.

· Ассоциация Делового Туризма (Russian Business Travel Association – RBTA)
Консультативный, экспертно-аналитический и образовательный форум субъектов рынка делового туризма и индустрии MICE в России.

· Ассоциация курортов и туризма Ставропольского края
О крае, городах и районах. Виды туризма. Туристическая инфраструктура и ресурсы. Развитие туризма. Календарь событий. Новости. Карты. Форум. Фотогалерея. Ссылки.

· Туристско-Спортивный Союз России (ТССР)
Виды спортивного туризма. Календарь мероприятий. Новости. Подготовка туристских кадров, документы. Персоналии. Соревнования, походы, путешествия. Фотовыставки.

· Национальная академия туризма (НАТ)
Объединение научных и практических работников сферы туризма.

· Некоммерческое партнерство «Санкуртур»
Каталог. Лечебные профили. Лечебные консультации. Поиск. Обзоры. Документация. Форум. Ссылки.

· Российская Гостиничная Ассоциация (РГА)
Новости ассоциации, туризма и гостиниц. Каталог отелей и служба заказов. Архив журнала «Парад отелей».

· Федерация рестораторов и отельеров России (ФРИО)
Каталог членов. Мероприятия. Пресс-центр. Законодательство.

· Всемирная туристическая организация ООН (UNWTO)
Каталог стран-членов. Программы. Региональные представительства. Новости. Мероприятия. Статистика.

· Всемирная ассоциация туристических агентств (WATA)
Каталог членов. Мероприятия. Форум. Специальные предложения.

· Всемирная федерация ассоциаций туристических агентств (UFTAA)
Новости. Членство. Конгрессы. Пресс-релизы. События. Ссылки.

· Всемирная федерация ассоциаций туристических гидов (WFTGA)
Членство. Информация. Тренинги. Публикации. Конвенции. Фотогалерея. Ссылки.

· Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC)
Каталог членов. Новости. Мероприятия и события. Деятельность. Исследования. Центр документальных источников. Статистика.

· Ассоциация провайдеров интерактивных туристических услуг (ITSA)
Каталог членов. Пресс-релизы. Новости. Информация.

· Ассоциация руководителей корпоративного туризма (ACTE)
Каталог членов. Программы. Календарь мероприятий. Обзоры и официальные документы. Публикации. Банк данных для подбора персонала.

· Международная ассоциация антарктических туроператоров
Об ассоциации, правила членства, документы. Обзоры по видам туризма в Арктике, статистика. Фотогалерея. Пресс-релизы.

· Конфедерация молодежного, студенческого и образовательного туризма (WYSET)
Каталог членов. Публикации. Пресс-релизы. Участие в мероприятиях.

· Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA)
Каталог членов. Рабочие группы и комитеты. Деятельность. Услуги и консультации. События. Тренинги. Пресс-центр. Новости.

· Международная ассоциация научных экспертов по туризму (AIEST)
Каталог членов. Протоколы конференций. Журнал «Туристическое обозрение». Ссылки.

· Международная ассоциация туристических выставок (ITTFA)
Каталог членов. Календарь выставок. Справочник для организаторов выставок.

· Международная организация по профессиональному обучению в области туризма (AMFORT)
Ссылки на исследовательские, образовательные и учебные центры, научные источники. Публикации. Вакансии и подбор персонала. Новости.

· Международная туристическая ассоциация геев и лесбиянок (IGLTA)
Он-лайн поиск направлений, туроператоров, средств размещения, авиакомпаний и др. Календарь событий. Пресс-релизы. Статистика. Реклама. Видеозаписи.

· Международная федерация автобусного туризма (RDA)
Членство. Газета RDA. События. Мероприятия. Ссылки.

· Международная федерация журналистов и писателей по вопросам туризма (FIJET)
Каталог членов. Газета FIJET. Фоторепортажи мероприятий. Архив событий.

· Международная федерация туроператоров (IFTO)
Каталог членов. Новости и публикации. Ссылки.

· Международное бюро по социальному туризму (BITS)
О социальном туризме. Новости и информация. Ссылки, документы, библиография. Каталог членов. Фотогалерея.

· Международный туристический альянс (AIT)
Содействие видам туризма. Международные туристские документы. Членство.

· Сообщество руководителей инсентив-туризма (SITE)
Филиалы. Образовательные программы. События. Членство. Форум. Фотогалерея. Пресс-релизы. Ссылки.

· Всемирная студенческая и образовательная туристическая конфедерация (WYSE)
О конфедерации. Миссия. Публикации, пресс-релизы, документы. Мероприятия.

· Европейская комиссия по путешествиям (ETC)
Каталог членов. Годовой отчет. Популяризация Европы за рубежом. Статистика. События. Экотуризм. Пресс-релизы. Ссылки.

· Европейская федерация по фермерскому и сельскому туризму (Eurogites)
Каталог стран-членов. Новости.

· Конфедерация национальных ассоциаций отельеров и рестораторов стран ЕС (HOTREC)
Каталог членов. Политика и стратегия. Новости и публикации. Классификация категорий отелей в странах ЕС.

· Ассоциация туризма Африки (АТА)
Список мероприятий. Фотогалерея. Релизы и публикации. Ссылки. Членство. Туристический интернет-журнал.

· Ассоциация стран арабского мира по туризму и путешествиям (AWITTA)
Информация по странам. Членство.

· Конфедерация туристических организаций стран Латинской Америки (COTAL)
Каталог членов. Конгрессы. Доклады исполнительного комитета. Выставки.

· Ассоциация туристических агентств стран Тихоокеанского региона (PATA)
Новости. События. Информация. Публикации. Каталог членов. Об Азиатско-Тихоокеанском

Самостоятельно

17. Транспортное обеспечение туризма

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Законодательства ряда европейских стран относят транспортные перевозки к числу основных услуг, оказываемых путешественнику, наряду с услугами размещения.

Стандартная международная классификация средств транспорта, разработанная на основе предложений ООН, приведена в Рекомендациях по статистике туризма (ВТО, 1994). Эта классификация может быть использована как для внутреннего, так и для международного туризма. Она состоит из двух уровней – категории (вида транспорта) и разряда, определяющего транспортное средство.

1. Воздушный транспорт: рейсы по расписанию; рейсы вне расписания; прочие воздушные перевозки

2. Водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие.

3. Сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт; междугородные и городские автобусы, прочий общественный транспорт; частные автомашины вместимостью до 8 человек; прокат автотранспортных средств; прочие средства сухопутного транспорта.

Железнодорожный транспорт . Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях. Железная дорога предложила дешевую и быструю перевозку по сравнению с лошадьми и кораблями. Несколько лет железные дороги использовались исключительно для перевозки грузов, прежде чем появилась мысль перевозить людей.

Основа деятельности железнодорожного пассажирского транспорта – осуществление международных и внутренних перевозок между городами или регионами, т.е. предоставление услуг по перевозке. По международным правилам услуги спальных вагонов относятся к услугам средств коллективного размещения, а услуги вагонов-ресторанов – к услугам питания.

В стоимость услуг перевозки входят: оплата права проехать по дороге на определенное расстояние по тарифу перевозки; стоимость плацкарты (право пассажира на спальное место в вагонах различного класса); оплата страховки; комиссионный сбор за услуги по предварительной продаже билетов и др.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный) и класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, а также в спальном вагоне прямого сообщения 1 класса).

Автобусные перевозки . Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты, вместе взятые. Автобусная индустрия ежегодно зарабатывает миллиарды долларов, перевозя путешественников на дальние и короткие дистанции. В последние годы она была сфокусирована на развитии программ, связанных с турами.

Для привлечения пассажиров многие автобусные компании предлагают пакеты туров и службу проката автобусов. Предлагаются следующие виды туров:

  • чартерные – обычно используются клубами, организациями или другими сформированными группами для однодневной поездки на спортивные соревнования, в музей, торговый центр и т.п. В них обычно включаются размещение, питание, экскурсии. В чартерной поездке группу обычно никто не сопровождает;
  • сопровождаемые – поездки запланированных групп. Сопровождаемые туры длительностью от пяти дней до четырех недель включают размещение в отелях и в большинстве случаев питание. В течение всего путешествия группу сопровождает руководитель;
  • независимо сформированные группы – посещение нескольких городов или интересных мест на рейсовых автобусах. Включены экскурсии и размещение в отелях;
  • гибкие – направление в индустрии автобусных туров, характеризующееся сочетанием с другими видами транспорта.

Главной привлекательной чертой автобусов, по сравнению с другими видами общественного транспорта, долгое время оставалась их низкая стоимость. Однако, несмотря на то, что автобус все еще дешевле поезда, расценки на авиаперелеты в последнее время значительно понизились для возможности конкуренции с автобусными компаниями, особенно при поездке на расстояние более 500 миль.

Вместо того, чтобы продолжать соревноваться с авиакомпаниями за пассажиров, несколько автобусных компаний решили присоединиться к ним, разработав систему «гибких билетов», т.е. авиакомпания может предложить билет, включающий авиаперелет до основного аэропорта и перевозку пассажиров автобусом из аэропорта. Автобусные билеты могут быть приобретены по нескольким каналам распространения. На короткие расстояния пассажиры покупают билеты прямо на станциях перед отправлением или у водителей. Многие автобусные компании присоединяются к системам компьютерного резервирования, принимая, таким образом заявку задолго до даты отправления. Приобрести билеты на автобусные поездки – сопровождаемые, чартерные, независимо сформированные, гибкие – можно также у агентов по путешествиям или через турброкера.

Прокат автомобилей . Компании по прокату автомобилей подразделяются по двум основным типам функционирования: корпоративные и лицензированные. Большинство крупных фирм функционирует корпоративно. Они покупают автомобили и сдают их в аренду потребителям. После того как автомобиль проехал 18-25 тыс. миль, компании продают их по ценам подержанных автомобилей напрямую потребителю или фирмам, специализирующимся на подержанных автомобилях. Кроме того, в соответствии с программой «продай обратно», использованные автомобили возвращают производителям.

Крупные фирмы по прокату автомобилей имеют представительства и в городах и в пригородах, но большая их часть до сих пор сконцентрирована в аэропортах. Удобное для клиентов расположение компании значительно увеличивает количество сдаваемых в аренду автомобилей.

Морские путешествия (круизы ). Индустрия круизов заняла существенное место на туристском рынке в начале 1970-х гг. и продолжает развиваться. Количество действующих маршрутов за последнее десятилетие значительно увеличилось. Маршруты круизов проходят по всем возможным прибрежным местам – от Аляски до льдов Антарктики и отвечают самым разнообразным запросам. На все крупные маршруты предлагаются гибкие цены, чтобы привлечь туристов с разным уровнем дохода. Многие круизные компании предоставляют скидки в несезон в случае, если клиент бронировал поездку заранее или если он повторно участвует в круизе.

Круиз – уникальный туристский продукт, который сочетает транспортировку и программу (назначение). Почти каждый круизный корабль заходит в несколько портов во время путешествия. Это представляет транспортный элемент продукта «круиз». В большинстве круизов в основном привлекает сам корабль. Корабль обеспечивает туристу сервис курортного отеля и удовольствие от отдыха на суше. Большие лайнеры имеют до десяти и более палуб. Пассажиры размешаются обычно на нижних палубах, выше находятся помещения общего пользования, бассейны и т.п. На судах, совершающих круизы в теплые страны, верхняя палуба открыта. Каюты могут быть «внешние» и «внутренние». «Внешние» имеют иллюминаторы, во «внутренних», выходящих в центральный коридор, естественного освещения нет. В настоящее время организаторы круизов предпочитают суда с максимально возможным количеством «внешних» кают.

Существует четыре основных фактора, которые устанавливают цену круиза: продолжительность круиза; сезон; расположение и размер каюты; тип корабля.

Воздушные путешествия . Символом путешествия стал самолет. Воздушный транспорт, связав мир, открыл новые горизонты миллионам людей, позволил жителям разных стран и разных континентов встретиться лицом к лицу, отдыхать на далеких островах, участвовать в международных мероприятиях и проектах.

В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. В настоящее время классификацию проводят по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий 1 млрд. долларов, национальные перевозчики – от 100 млн. до 1 млрд., большие региональные – от 10 млн. до 100 млн., средние – менее 10 млн. долларов.

Воздушные перевозчики обеспечивают обслуживание как по расписанию, так и вне его. Большинство авиакомпаний работают но расписанию, т.е. каждый вылет и посадка происходит в известное время. Авиарейсы, выполняемые вне расписания, так называемые чартерные, обеспечивают воздушные перевозки по более низким ценам, чем регулярные. Самолеты могут использоваться только как чартерные или арендоваться на регулярных авиалиниях.

Авиация общего назначения обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги. Выделяют шесть категорий: воздушные такси, оперирующие как чартеры (это могут быть специальные самолеты в аэропортах, даже одно- и двухмоторные); самолеты, принадлежащие предприятиям и фирмам для перевозки производственного персонала, а также вертолеты; специальные самолеты для аэрофотосъемки, пожарные, медицинские и т.д.; самолеты для тренировки профессиональных пилотов; частные самолеты для бизнеса и путешествий; спортивные самолеты.

При покупке авиабилета заключается договор воздушной перевозки. Согласно договору, авиационное предприятие (перевозчик) обязуется перевезти пассажира и его багаж (определенного веса) в пункт назначения, предоставив место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром багажа – доставить последний в пункт назначения и выдать лицу, уполномоченному в получении.

Перевозочными документами являются: при перевозке пассажиров – билет; при перевозке вещей пассажира в качестве багажа – багажная квитанция.

Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству страны, по которой проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам.

В любой авиакомпании мира существуют три основных класса, каждый из которых имеет свое буквенное обозначение в билете: первый (Р); бизнес-класс (С); эконом-класс (У). Стоимость авиабилета зависит в первую очередь от тарифа. Различают нормальные и специальные тарифы.

В современном капиталистическом обществе для стабильного развития туризма только помощи государства в виде федеральных программ не достаточно. Турфирмы сами ищут способы решения проблем. Для этого они объединяются в союзы, общества и т.п. Одной из самых известных является Российский Союз Туриндустрии.

Российский союз туриндустрии (РСТ) - крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.

Организация была создана 25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). В соответствии с решением VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована в Российский союз туриндустрии. Это решение было продиктовано, во-первых, фактическим составом членов организации, а во-вторых, характером экономических и правовых отношений, сложившихся в сфере туризма как межотраслевого хозяйственного комплекса.

Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.

В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Краснодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Тверское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Есть представительства в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты и комиссии: по внутреннему туризму, по въездному туризму, по детскому и молодежному туризму, автобусная, авиатранспортная, санаторно-курортная и др.

Одно из основных направлений деятельности РСТ - участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.

К числу других основных направлений работы Союза можно отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....