Международные стандарты в сфере строительной деятельности. Соблюдение международных стандартов fidic - еврокоды

Определен список экспертов от Российского технического комитета 465 «Строительство», которые войдут в директорию ISO по строительству. Это позволит России возобновить свое деятельное участие в разработке международных стандартов в данной сфере. Об этом сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень рамках Международной научной конференции «Техническое регулирование в строительстве. Актуальные вопросы строительной физики» 5-8 июля.

С 2016 года Минстрой России и подведомственное ему ФАУ ФЦС, на базе которого работает ТК 465, активизировали работу по линии международной стандартизации. «Необходимо перезапустить работу российской стороны в международной организации ISO в области строительства. Россия, хотя всегда являлась полноправным членам ISO, с 2000 года не принимала участие в экспертизе международных стандартов в строительстве. Что не позволяло отстаивать интересы нашей страны на данном уровне в сфере строительства, - прокомментировал глава Минстроя России Михаил Мень. - ISO оказывает огромное влияние на разработку европейской нормативной базы стандартов. Нам необходимо занять равноправное положение с другими странами в выработке этих документов. Это позволит гармонизировать наши и международные нормативно-технические документы».

В настоящее время определен список экспертов от Российского технического комитета 465 «Строительство», которые войдут в директорию ISO по строительству. Также заключен договор с методическим центром Росстандарта по международной стандартизации ВНИИНМАШ о взаимодействии по формированию позиции российского ТК 465 по проектам международных стандартов, информационной, а также методической поддержки при разработке стандартов ISO по техническим комитетам строительного профиля.

Как известно, стандарты ISO разрабатываются группой экспертов со всего мира. Эти эксперты обсуждают все аспекты разрабатываемого стандарта и принимают его на основе консенсуса.

Эксперты, вошедшие в российский список, будут получать полную информацию о работе закрепленного каждым специалистом одного из 15 подкомитетов ISO по строительству. Каждый специалист обеспечивает рассмотрение проекта международного стандарта по своему профилю в России. Он аккумулирует мнения профильных экспертов, формирует предложения с учетом интересов нашей страны.

Также Михаил Мень сообщил, что Минстрой России планирует представить кандидатуру нашей страны для проведения заседания комитета ISO по вопросам стандартизации в строительной отрасли в 2017 году. В случае положительного решения, это будет первое заседание данной международной организации в нашей стране.

Справочно:

В состав экспертов с российской стороны вошли представители ведущих российских научно-исследовательских, проектных и учебных заведений, таких, как АО «ЦНИИПромзданий», Казанский государственный архитектурно-строительный университет, НИИЖБ им. А.А. Гвоздева, НИИСФ РААСН, ЗАО «Горпроект», ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», НИИОСП им. Н.М. Герсеванова и другие. Возглавил направление международной стандартизации Дмитрий Михеев - директор Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС»).

Международная организация по стандартизации (ISO/ИСО) является одной из самых крупных и значимых организаций, занимающейся разработкой международных стандартов. В состав ИСО входят национальные органы по стандартизации из 163 стран. Стандарты ИСО гарантируют, что продукты и услуги являются безопасными, надежными и качественными. Для бизнеса они являются стратегическими инструментами снижения расходов путем минимизации отходов и увеличения производительности. Они помогают компаниям получить доступ к новым рынкам, а также помогают гармонизировать технические характеристики товаров и услуг, делают отрасль более эффективной и способствуют устранению барьеров в международной торговле.

ТК 465 зарегистрирован в Глобальной директории ISO, что позволяет рассматривать разрабатываемые международные стандарты и готовить экспертные отзывы от Российской Федерации по проектам международных стандартов.

ТК 465 ведет работу по 15 техническим комитетам ISO:

  • ИСО/ТК 59 Строительство зданий
  • ИСО/ТК 71 Бетон, железобетон и преднапряженный железобетон
  • ИСО/ТК 74 Цемент и известь
  • ИСО/ТК 77 Изделия из дисперсно-армированного цемента
  • ИСО/ТК 98 Основы расчета строительных конструкций
  • ИСО/ТК 160 Стекло для строительства
  • ИСО/ТК 162 Двери и окна
  • ИСО/ТК 163 Качество теплоизоляции и использование энергии в зданиях
  • ИСО/ТК 165 Деревянные конструкции
  • ИСО/ТК 167 Стальные и алюминиевые конструкции
  • ИСО/ТК 179 Каменная кладка
  • ИСО/ТК 182 Геотехника
  • ИСО/ТК 189 Керамическая плитка
  • ИСО/ТК 205 Проектирование внутренней среды зданий
  • ИСО/ТК 219 Покрытия для полов

В.П. ТРАМБОВЕЦКИЙ, канд. техн. наук, эксперт
Международные стандарты проектирования в строительстве

Успешная реализация программы перехода на Еврокоды стран-участниц Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана) с учетом официального вступления нашей страны в ВТО в определенной степени будет зависеть от изучения опыта передовых стран мира в этой области.

Последние десятилетия XX века характеризовались стремительным продвижением процессов глобализации мировой экономики. Затронула глобализация и строительство. Выразилось это в первую очередь в гармонизации норм проектирования конструкций, унификации стандартов на строительные материалы и изделия и методов их испытаний. Конечной целью гармонизации, безусловно, является создание единых, унифицированных мировых стандартов на базе, естественно, стандартов стран-лидеров. В данной статье мы ограничимся лишь рассмотрением вопросов создания стандартов или норм проектирования строительных конструкций из бетона.

На сегодняшний день гармонизация норм приняла региональный характер, где выявились 3 крупных региона: Американский континент, Азия и Европа. Наиболее продвинутой в этой области оказалась Европа.

Созданный в 1957 г. Общий рынок ставил целью создание единого экономического пространства с последующим вовлечением в него остальных стран континента. К сегодняшнему дню Европейский союз насчитывает уже 27 стран. И цели гармонизации национальных стандартов, продвигаемых Европейским комитетом по стандартизации (CEN), тоже достигнуты. Одобрены и уже действуют 10 отдельных стандартов на проектирование конструкций из различных строительных материалов, получивших название Еврокодов (ЕС) или евростандартов (EN), и более 1500 стандартов на материалы и методы испытаний. В каждой из стран Европы действует своя версия Евронорм с приставкой названия страны, например, BS EN для Великобритании, DIN EN для Еермании и т.д.

Нормы проектирования конструкций из бетона (Eurocode for Concrete Structures - Еврокод-2), были созданы на базе так называемых образцовых норм проектирования (Model Code), подготовленных международным коллективом специалистов, объединенных Международной федерацией конструкционного бетона (fib).

Концепция PBD применима не только в проектировании зданий и сооружений из бетона, но также и при проектировании состава бетона. Так, например, если традиционно проектирование бетонных смесей почти повсеместно осуществляется на основе стандартов предписывающего характера, то новейший канадский стандарт на бетоны (2) предусматривает альтернативно использование концепции PBD наряду с применением концепции Prescriptive. В версии PBD дается лишь описание функциональных требований к затвердевшему бетону в зависимости от условий его применения. Эти требования должны быть четкими, достижимыми, измеряемыми и обязательными. В них не должно быть требований по способам и методам изготовления и ограничений по содержанию ингредиентов в смеси, что позволяет более легко внедрять в практику инновационные и зачастую более экономичные решения, в т.ч. для новейших так называемых высоко- и супервы-сокофункциональных бетонов - НРС и SHPC.

Концепция PBD является очень важной для будущего, т.к. она направлена на удовлетворение реальных потребностей клиента. Она делает процесс проектирования интегральным с вовлечением в него представителей многих строительных специальностей и при правильном распределении ролей и достоверном учете всех факторов, воздействующих на материал и сооружение, повышает его безопасность и долговечность, во многих случаях делая проект более экономичным. Концепция PBD становится, таким образом, вызовом для современных профессиональных проектировщиков, поставщиков материалов, инженеров-строителей и пользователей сооружений.

Известно, что каждая страна может вносить в Еврокоды и трансформировать только те параметры, которые заранее предусмотрены в разработанных документах. Введением этих параметров и их числовыми значениями каждая из стран-членов CEN может определять для себя уровень безопасности и надежности конструкций, а также их экономическую эффективность. Немецкое Национальное приложение DIN EN 1992-1 -1 /NA начали готовить в 2005 г., сейчас оно насчитывает 121 национальный параметр. Помимо этих параметров DIN EN 1992-1-1/NA содержит не противоречащую существу Еврокода-2 информацию о действующем пока параллельно национальном стандарте DIN 1045-1 и некоторых других документах, которые следует учитывать как при проектировании железобетонных конструкций в самой Германии, так и при проектировании за рубежом для применения в Германии.

В европейском проектировании вступил в силу новый важный и решительный шаг - полный переход на единые нормы проектирования. До конца 2012 г. все страны-члены ЕЭС обязаны полностью отказаться от своих национальных норм и переключиться на Еврокоды. Серия Еврокодов включает в себя 2 базовых основополагающих документа. Первый - это общие принципы проектирования (EC0) и второй - нагрузки и воздействия на конструкции (ЕС1). Далее следуют 8 стандартов на проектирование. Среди них стандарты (ЕС2) - на проектирование конструкций из бетона, (ЕСЗ) - стальных конструкций, (ЕС4) - композитных стальных и бетонных конструкций, (ЕС5) - каменных конструкций, (ЕС6) - деревянных конструкций, (ЕС7) - геотехническое проектирование, (ЕС8) - сейсмостойких конструкций, (ЕС9) - алюминиевых конструкций.

Еврокод-2 (ЕС2) в пакете с относящимися к нему стандартами на материалы и на методы испытаний, включая национальное приложение (NA), содержит в себе более 5 тыс. страниц текста. В ходе подготовительной работы, вплоть до момента перехода, каждая страна-участница помимо формирования текста национального приложения проверяла применимость новых документов к особенностям своих стран, в т.ч. возможности использования автоматизированных методов проектирования. Так, например, в Германии специально созданная комиссия проверяла соответствие нового документа действующему до этих пор документу DIN 1045-1, а авторы действующих компьютерных программ проектирования, например Dicad и Starcon, осуществляли опытное проектирование некоторых конструкций и в результате выполненных проверок внесли в них соответствующие коррективы. Здесь следует упомянуть, что fib недавно завершила подготовку редакции Model Code 2010 (3), которая будет использована при очередном пересмотре Еврокода-2 в период до 2018 года (4).

Азия является крупнейшей и быстрорастущей экономической зоной XXI века. Она представляет собой более одной трети мирового рынка, потребляющей более половины мирового производства цемента. Здесь созданы и функционируют крупные международные экономические объединения и организации, в т.ч. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН. Большая часть национальных норм проектирования конструкций из бетона в Азии создана при заметном влиянии аналогичных американских и европейских, главным образом британских норм.

Однако климатические, технологические и экономические условия, также как и свойства строительных материалов в странах Азии существенно отличаются не только от американских и европейских, но и заметно разнятся между соседними азиатскими странами. В то же время крупные проекты, осуществляемые в азиатских странах, реализуются на многонациональном уровне с привлечением норм проектирования как некоторых азиатских, так и стран других регионов и континентов. Поэтому уже давно назрела необходимость в международной гармонизации норм проектирования для Азии. Для этого в 1994 г. был сформирован международный комитет (ICCMC) по созданию модельных (образцовых) норм проектирования конструкций из бетона для Азии и стран Тихоокеанского региона, в который вошли представители 15 стран, в т.ч. Австралии, Китая, Индии, Индонезии, Ю. Кореи, Японии и др. Комитет приступил к работе в координации с комитетом ISO/TC71. В 2001 г. комитетом ICCMC были опубликованы первые Азиатские нормы проектирования (АСМС) с многоуровневой структурой документа (5). Здесь следует упомянуть, что передовую концепцию PBD в них впервые использовали на практике.

Действующая редакция 2006 г. Модельных норм АСМС сочетает в себе концепцию PBD и многоуровневую структуру документа. В документах первого и второго уровня содержатся основные положения по расчету, материалам, рекомендации по строительству и эксплуатации и некоторые другие положения, которые являются едиными для любого типа конструкций и для любой страны. Документы третьего уровня готовятся отдельно конкретными странами самостоятельно в форме национальных стандартов проектирования на основе документов предыдущих двух уровней. На сегодняшний день документы третьего уровня многих азиатских стран находятся только в стадии разработки, но уже появились в завершенном виде, например, в Таиланде и во Вьетнаме. Таким образом, многоуровневая структура документа позволяет сохранить существенное разнообразие в такого рода документах в Азии.

Совершенно естественно, что инициативу и главенствующую роль в работе комитета ICCMC сыграли японские эксперты, которые предложили в качестве основы для создания норм АСМС использовать японский аналог Standard Specification of Concrete Structures, разработанный японским обществом инженеров строительства (JSCE).

Сравнивая азиатские документы по проектированию с европейскими, нельзя не отметить в них и определенного сходства в подходах. Так, например, в Еврокоде-2 также использована концепция PBD, а в азиатских нормах проектирования документы 3 уровня несколько напоминают европейские Национальные приложения.

Существенно разнится от рассмотренных выше история создания и развития документов по проектированию конструкций из бетона в США. Широкое внедрение в строительную практику наряду с кирпичом и бетонных блоков привело к созданию в 1904 г. Американского института бетона (АО), представляющего собой некоммерческую ассоциацию изготовителей и потребителей бетона и изделий из него. Он ставит свой целью сбор и распространение знаний о бетоне путем проведения семинаров и конференций, издания книг и журналов, реализации программ по сертификации и т.д. Институт ежегодно издает Руководство (Manual of Concrete Practice), содержащее различного рода рекомендации, стандарты и другие нормативные документы. В 1929 г. в связи с увеличением объемов высотного строительства и широким использованием для него конструкционного (армированного) бетона при ACI был создан Технический комитет 318. В настоящее время в него входит более 10 подкомитетов, и он по-прежнему продолжает заниматься подготовкой, изданием и периодическим переизданием важного нормативного документа по проектированию Building Code Requirements for Structural Concrete ACI-318 (Требования норм к конструкционному бетону).

ACI создал 98 филиалов, которые к настоящему времени действуют в разных регионах США и в других странах. Зарегистрированными членами ACI являются более 20 тыс. специалистов в разных странах мира. В ACI создана и активно действует специальная группа, которая курирует работу комитета ISO/TC71 «Бетон, железобетон и преднапряженный бетон».
Наиболее отличительной особенностью норм и стандартов США, в т.ч. ASTM и ANSI, является добровольный характер применения и обязательное достижение консенсуса при их принятии.

Если истинной целью авторов стандарта является желание,’чтобы все выполняли его добровольно, а не обходили его, то достижение консенсуса является наилучшим решением. Как известно, консенсус может быть найден только в результате совместной работы участников, стремящихся к точному и адекватному изложению различных точек зрения на определенный вопрос. Участники обсуждения должны стараться прийти к самому лучшему из возможных решений, а не отстаивать мнение большинства, которое часто бывает в ущерб меньшинству.

Консенсус предполагает учет и согласование мнений всех участников обсуждения. Все участники имеют одинаковую возможность внести предложение, дополнить его, наложить на него вето или блокировать. Обычно консенсус считается достигнутым в случае наличия воздержавшихся при голосовании, но отсутствия проголосовавших «против». Достижение единогласия в стандартизации является идеалом консенсуса. Аналогичных принципов при согласовании текстов принимаемых стандартов придерживаются комитеты ISO и CEN.

Вплоть до 1997 г. в Соединенных Штатах не существовало единых норм. Действовавшие в США несколько нормотворческих организаций создавали свои нормы или стандарты проектирования, которые действовали лишь в отдельных штатах. В 1994 г. был сформирован Международный совет по нормам (ICC), который опубликовал в 1997 г. первую в истории США редакцию действующих по всей стране международных норм по проектированию (International Building Code - IBC). Был установлен трехгодичный срок пересмотра IBC, ныне действует редакция 2012 г.

Нормы IBC включают в себя общие принципы и требования к зданиям и сооружениям, включая их классификацию, к объемно-планировочным решениям, внутренней отделке, устройству фундаментов, стен и покрытий зданий, к системам противопожарной безопасности, лифтам и эскалаторам, к аварийным выходам, доступности создаваемой среды для инвалидов и т.д.
Нормы IBC в своих разделах ссылаются на реферированные стандарты других широкоизвестных нормот-ворческих организаций, как, например, ASTM и ANSI, а также на стандарты отраслевых объединений, которые они рекомендуют для применения при проектировании конструкций из конкретных материалов, среди которых, в частности, Building Code Requirements for Structural Concrete (ACI-318).
В настоящее время комитет ACI-318 занимается пересмотром редакции 2008 г., которую предполагалось завершить через 6 лет изданием ACI-318-14 (6). Однако в связи с тем, что очередное переиздание IBC должно состояться в 2013 г., члены комитета оказались вынужденными завершить свою работу по пересмотру документа к концу 2012 г., с тем чтобы своевременно иметь готовый документ АСТ-318-13 для включения в IBC к упомянутому сроку.

Основными целями текущего пересмотра являлось желание авторов документа максимально упростить и облегчить пользователям документа его применение при одновременном исключении возможных ошибок при проектировании. С этой целью в настоящее время осуществляется реорганизация структуры всего документа. Вслед за первыми главами с общими требованиями будут следовать отдельные главы по расчету применительно к отдельным конструктивным элементам (плиты, колонны, балки, фундаменты и т.д.). В этих главах расчет каждого элемента будет сопровождаться всей необходимой для этого информацией в логической последовательности, т.е. исключается поиск требуемой информации в других разделах. Естественно, такая реорганизация структуры потребует выполнения большого объема работ по устранения дублирования. Исключение сделано только для главы по расчету на воздействие сейсмики. Его содержание не будет разнесено по главам по расчету отдельных элементов, а останется в виде отдельной главы, но без существенных изменений, так как эта глава уже пересматривалась в 2008 г. Для упрощения расчетов много расчетных данных будет представлено в документе в табличной форме, а сам документ будет иметь блочный характер построения.

Среди глав с требованиями общего характера будет глава с требованиями к отдельным конструкционным элементам и конструктивным системам с эксплуатационными требованиями (Performance requirements), а также глава по проектированию долговечности. Концепция PBD, которая предусматривает определение заданных требований к сооружению, но не навязывает методов достижения этих требований, разрабатывалась, как уже упоминалось, в США Национальным бюро стандартов (NBS) при поддержке Министерства строительства еще 1970-х гг. Дальнейшее развитие концепция получила в начале 1990-х при создании, на основе консенсуса, критериев

Performance для жилых зданий с целью максимального ограничения потребления энергии и материалов на всех этапах жизненного цикла зданий. Отдельного упоминания заслуживают созданные действующим в США Международным комитетом по высотным зданиям Рекомендаций по проектированию высотных зданий на воздействие сейсмических нагрузок с учетом концепции PBD (7).

Естественно, что авторы стандарта на проектирование ACI-318, также как и авторы американских международных норм по проектированию (International Building Code), заинтересованы в наиболее широком их распространении по миру, в первую очередь в странах Латинской Америки, о чем свидетельствует сеть филиалов ACI, большое количество зарубежных специалистов, являющихся членами ACI, и сотрудничество комитета ТС71 с наиболее широко известной международной организацией ISO. Этот же тезис подтверждает и авторизованный перевод стандарта ACI-318 на испанский и корейский языки.

Представленный краткий обзор динамики развития международных стандартов проектирования в строительстве свидетельствует о все большем проникновении в область строительства элементов глобализации и о формировании крупных региональных рынков. Что касается создаваемых стандартов и норм проектирования в строительстве, то господствующими тенденциями в них являются принципы консенсуса и добровольности, а также наметившийся переход на применение концепции PBD.

Еоворя о перспективах нормотворчества в области строительного проектирования в нашей стране, следует отметить, что, как известно, программа и план соответствующего комплексного перехода на Еврокоды стран-участниц Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстана) утверждены еще в апреле 2011 г. Таким образом, переход на Еврокоды для нашей страны, с учетом вступления в ВТО, представляет собой сегодня, помимо технических проблем, лишь вопрос времени. Ускорению этого процесса в существенной мере может способствовать изучение положительного и отрицательного опыта, накопленного в этой области странами Европы и Азии.

Библиографический список

1. National Institute for Standards and Technology /’Building andFire Research Laboratory, 2008.
2. CSA Standards A23-1 -04/ A23-2-04. Concrete materials and methods and concrete construction / Methods of test and standard practices for concrete.
3. Model Code 2010. First complete draft, fib Bulletins № 55 и № 56, 2010.
5. International code harmonization. The role of 4.M. Tillman.
Introduction of the Eurocodes in Germany. BFT International, № 6,
2012.
the Asian Concrete Model Code. Structural Concrete, № 1, 2011.
6. Charles W. Dolan and Randall W. Poston. «The reorganized ACI318 Code Structure», Concrete International, № 10, October 2010.
7. Guidelines for Performance — Based Seismic Design of Tall Buildings. PEER, V. 1.0,2010

В мире строительные организации « Системы менеджмента качества. Требования» достаточно активно. По данным ежегодного статистического исследования Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, – ред.), в 2011 году в строительной отрасли было выдано 83 864 . Для сравнения, в поставках электроэнергии – всего 1 948. Заслуживающие доверия данные по России разыскать не удалось, но не приходится сомневаться, что и в нашей стране количество строительных предприятий, которые принимают решение о необходимости внедрения и сертификации (СМК, – ред.) велико и растет быстрыми темпами. Этому способствует хотя бы тот факт, что исполнители некоторых видов работ в строительстве подлежат сегодня обязательному членству в . Речь идет об инженерных изысканиях, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капремонте объектов капитального строительства. в качестве условия членства для потенциальных участников своей работы (Подробнее об этом , – ред.). Несмотря на законодательное давление в вопросе, среди экспертного сообщества в строительстве все еще ведется дискуссия по вопросу о применимости стандарта .

В для строительных организаций говорит и тот факт, что российским предпринимателям доступны нормативные документы, которые уточняют и конкретизируют его требования именно для их отрасли. Есть российский национальный стандарт ГОСТ Р 55048-2012 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительстве» . Стандарт подходит для сертификации. В нем действительно содержатся дополнительные требования специально для организаций строительства. Среди прочего, по этому документу, строительная компания должна прописать порядок доступа заинтересованных лиц к документации СМК. Стандарт требует сформировать перечень документов системы менеджмента качества, которые нужно согласовывать у руководства; держать «учтенные экземпляры» действующих нормативных документов, административно-правовую и договорную документацию. Согласно ГОСТ Р 55048-2012, сроки хранения

документов устанавливаются «исходя из интересов организации». Кроме того, норматив предписывает высшему руководству организации сформулировать маркетинговую политику. Представитель руководства должен взаимодействовать с заказчиком. Добавим здесь, что хотя это не написано в стандарте, специалисты по ISO 9001 рекомендуют строительным организациям при внедрении ISO 9001 обращать особое внимание на качество проектирования, качество процесса производства и соответствие качества конечной продукции проекту, стандартам и требованиям.

В зависимости от ситуации, в которой оказалась конкретная российская строительная компания, ей могут быть интересны стандарты на системы менеджмента качества, созданные с учетом ISO 9001 в других странах. В Норвегии существует «Quality Management System for the Construction industry» , в Великобритании «Common minimum standards for procurement of built environments in the public sector» . Есть множество руководств по внедрению ISO 9001 в строительстве. Например, Р НОСТРОЙ 2.35.2-2011 «Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2008 в строительстве» . Из иностранных можно отметить ASQ E 2014 «Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team » и ASQ E 1364 «ISO 9001:2008 Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team» . Есть аналогичные стандарты строительных ассоциаций: «QDF», FTA-IT-90-5001-02.1 «Quality Assurance and Quality Control Guidelines» , «CM Standards of Practice» . Если говорить о «CM Standards of Practice», то он интересен тем, что, в отличие от ISO 9001, там есть буквальное перечисление документации, которую необходимо создать для получения качественных результатов на выходе из процессов строительного проекта. Этот документ написан в большей степени с точки зрения реализации проекта, чем создания системы качества. Здесь дан далеко не исчерпывающий список нормативных документов, при помощи которых можно в строительной организации, и каждый может найти удобное в своем случае решение. Факт, что часто выбор между ISO 9001 и его пояснениями и альтернативами делать не нужно. Организации обычно внедряют и сертифицируют ISO 9001 в качестве основы и общего языка с любыми партнерами (Например, такова ситуация в лесной отрасли, подробнее – , – ред.). очень известен именно благодаря своей универсальности. Затем организация профилирует свою систему менеджмента отраслевыми требованиями и сертификатами.

Решение проблемы управления качеством строительства непосредственно связано с переходом на международные стандарты в области качества, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Международные стандарты содержат требования к системе управления качеством, направленные на удовлетворение потребителя посредством предупреждения несоответствия продукции нормативным требованиям на всех стадиях ее разработки, проектирования и создания.

Международные стандарты качества являются общими и не от­носятся к какой-либо конкретной отрасли производства. В этой связи они нуждаются в специальной адаптации к конкретной продукции конкретных предприятий, в том числе и к продукции строитель­но-монтажных организаций и предприятий по производству стро­ительных конструкций, деталей. При этом должны учитываться достигнутые технический, технологический и организационный уровни производства, а также другие факторы и условия произ­водственно-хозяйственной деятельности.

Международной организацией по стандартизации разработано 17 международных стандартов по управлению качеством. Указан­ные стандарты дают полную регламентацию организации управ­ления качеством продукции в любой производственной или об­служивающей организации и предприятии.

В 1990-х гг. Правительством РФ разработан и утвержден ряд го­сударственных стандартов Российской Федерации по управлению качеством, которые в полной мере согласуются с требованиями стандартов ИСО. К ним относятся:

ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монта­же и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9002-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9003-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях;

ГОСТ Р ИСО 1OOI1-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка;

ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для эскпертов-аудиторов систем качества;

ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Управление программами проверок;

ГОСТ Р ИСО 40.001-95 Правила по проведению сертифика­ции систем качества в Российской Федерации;

ГОСТ Р ИСО 40.002-96 Система сертификации. Общие поло­жения;

ГОСТ Р ИСО 40.003-95 ГОСТ Р Регистр систем качества. По­рядок проведения сертификации систем качества.

Как и международные стандарты, так и ГОСТы по обеспече­нию и управлению качеством продукции относятся ко всем от­раслям материального производства и обслуживания. Конкрет­ные строительно-монтажные фирмы и предприятия по произ­водству строительных конструкций и деталей обязаны разрабо­тать и внедрить у себя систему управления качеством строительной продукции, отвечающую положениям и требованиям приве­денных выше ГОСТов. Эта система подлежит сертификации, т. е. согласованию и принятию ее организациями Российской Феде­рации по стандартизации.

Основным документом, содержащим нормативные требования к качеству выполнения строительно-монтажных работ является СНиП ч. 3 «Организация, производство и приемка работ». Кроме того, при разработке систем управления качеством естественно должны быть учтены требования и других нормативных докумен­тов и Государственных стандартов по расчету строительных конст­рукций на прочность, устойчивость, теплопроводность, по лабо­раторным и производственным испытаниям строительных мате­риалов, конструктивных элементов зданий и сооружений и др.


В настоящее время в Российской Федерации нет положения (свода правил) о договорах подряда, обязательного для всех участников инвестиционной деятельности, и установленного единого текста договора подряда. В большинстве зарубежных стран такие документы существуют. Иностранные кредиторы, инвесторы, заказчики и подрядчики при строительстве производственных объектов и зданий и сооружений социальной сферы предпочитают работать с использованием международных стандартов и форм контрактов (договоров). В основе этих стандартов лежат документы ФИДИК (FIDIC – французская аббревиатура Международной Федерации инженеров-консультантов).

ФИДИК была основана в 1913 году тремя национальными ассоциациями инженеров-консультантов европейских стран. Первоначально деятельность ФИДИК была нацелена на создание международной методологической базы регламентации деятельности инженеров-консультантов.

Со временем функции Международной Федерации инженеров-консультантов расширились, и сейчас ФИДИК основные усилия концентрирует на разработке и публикации типовых условий контрактов для использования с целью регулирования взаимоотношений участников международных инвестиционно-строительных процессов.

Сегодня членами ФИДИК являются национальные ассоциации 75 стран со всех континентов, федерация представляет большинство частнопрактикующих инженеров-консультантов мира.

Начиная с 60-х годов XX века ФИДИК проводит значительную работу в области унификации договоров в различных сферах строительства.

Всего с этого времени федерацией разработано девять проформ контрактной документации. Первоначально были выпущены пять основных проформ:

    «Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства» («Красная книга») – «Conditions of Contract for Works in Civil Engineering Construction» («Red Book»);

    «Условия субдоговора на сооружение объектов гражданского строительства» – «Conditions of Subcontract for Works in Civil Engineering Construction»;

    «Типовой договор между заказчиком и консультантом на оказание услуг» («Белая книга») – «Client/Consultant Model Services Agreement» («White Book»);

    «Условия контракта на проектирование, строительство и сдачу объектов «под ключ» («Оранжевая книга») – «Conditions of Contract for Design-Build and Turnkey» («Orange Book»);

    «Условия контракта на электромонтажные работы и работы по монтажу механического оборудования» («Желтая книга») – «Conditions of contract for Electrical and Mechanical Works» («Yellow Book»).

В 1999 году было разработано еще четыре формы:

    «Условия контракта на строительство» – «Conditions of Contract for Construction, First Edition», 1999 – рекомендуются при проведении строительных или инженерных работ, спроектированных заказчиком или его представителем, инженером;

    «Условия контракта на поставку оборудования, проектирование и строительство» –«Conditions of Contract for Plant and Design and Build, First Edition», 1999 – рекомендуются при поставке и монтаже электрического и/или механического оборудования, а также при разработке проекта и выполнении строительных или инженерных работ;

    «Условия контракта для проектов, выполняемых «под ключ» – «Condition for Contract for EPC Turnkey, First Edition», 1999 – могут применяться при сооружении «под ключ» полностью оборудованного и готового к эксплуатации завода, электростанции, объекта инфраструктуры или другого аналогичного объекта, где, во-первых, важна точность оценки конечной стоимости объекта и сроков его выполнения, и, во-вторых, подрядчик несет всю полноту ответственности за разработку проекта и осуществление работ с минимальным участием заказчика;

    «Краткая форма контракта» – «Short Form of Contract, First Edition», 1999 –рекомендуется при выполнении строительных и инженерных работ с относительно малым объемом инвестиций.

Проформы ФИДИК регулируют отношения сторон также на преддоговорной стадии. Указанными контрактами регламентируется проведение строительных тендеров. Проформы рекомендованы, прежде всего, для проведения международных тендеров на строительство, но могут применяться и на национальном уровне.

ФИДИК разрабатывает, публикует типовые условия контрактов для использования во всех странах мира и призывает не участвующие в данной федерации страны к выработке единой концепции и общих правил проведения торгов (тендеров), разработке единых норм и типовых форм контрактной документации, которые можно было бы применять во всех странах мира. Эти документы используют Международный и Европейский банки развития и реконструкции.

При этом такие общие правила и типовые контрактные формы не должны противоречить законодательству страны их применения.

В случае применения типовых условий контрактов ФИДИК в соответствии с российским правом необходима соответствующая адаптация, т. к. имеют место существенные отличия депозитных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и типовых условий контрактов ФИДИК.

Более подробную информацию о применении типовых контрактов ФИДИК в условиях Российской Федерации можно получить на семинаре, который состоится в Санкт-Петербурге 23 августа 2007 г.

Программа семинара

«Международные типовые контракты ФИДИК и их применение в условиях
Российской Федерации»

9.30-11.00 -История создания, цели и принципы типовых строительных контрактов ФИДИК. Обзор основных типовых форм контрактов, разработанных ФИДИК, в том числе:

    «классических» контрактов, изданных до 1999 года;

    новых контрактов ФИДИК издания 1999 года.

Выбор различных контрактов ФИДИК в зависимости от метода управления проектом, а именно:

    традиционный метод;

    методы «спроектируй и построй» и «под ключ»;

    управленческо-подрядные схемы.

11.00-11.15 - Перерыв.

управление рисками;

управление изменениями и применение компенсационных статей.

Документооборот в типовых контрактах ФИДИК.

15.00-15.15 - Перерыв.

15.15-16.45 - Принцип адаптации к условиям применяемого законодательства и конкретного проекта, предусмотренный в типовых формах ФИДИК. Адаптация типовых форм контрактов ФИДИК к законодательству РФ: адаптируемые разделы и статьи, практические примеры.

Последние материалы раздела:

Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я
Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я

Самса – это традиционная узбекская выпечка. Ее обязательно готовят из слоеного теста и мясной начинки. В среднеазиатских странах в качестве начинки...

Длительность процедуры фгдс и подготовки к ней Сколько по времени длится фгс желудка
Длительность процедуры фгдс и подготовки к ней Сколько по времени длится фгс желудка

Большинство пациентов относятся настороженно к процедуре гастроскопии. Некоторые просто не могут справиться с волнением и отказываются от...

Николай II: царь, который был не на своем месте
Николай II: царь, который был не на своем месте

А по той простой причине, что отчетливо видели царские грехи и святым его не считали.Среди критиков канонизации императора оказался и профессор...