Хартия туризма представляет собой. Хартия туризма
Хартия туризма - это программный документ, выражающий политические и социальные требования туристов. Хартия туризма включает Кодекс туриста - это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристской поездки.
Хартия туризма торжественно провозгласила право каждого человека на отдых и досуг, ежегодный оплачиваемый отпуск и свободу путешествовать без ограничений. В этих международных документах отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса. Фактически документ содержит рекомендации по деятельности нескольких субъектов туристической сферы: государства, представителей местного населения туристских районов, работников в сфере туризма и самих туристов. Рекомендации для последних содержатся в специальном разделе (Кодекс туриста).
Поскольку право на отдых признается во всем мире, государствам следует разрабатывать и проводить политику внутреннего и международного туризма, включающую в себя: развитие туризма на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном; обеспечение доступности туризма; защиту туристской среды; содействие росту туристского сознания и контактам местного населения с посетителями; обеспечение свободы передвижения, отсутствия какой-либо дискриминации и безопасности туристов; создание условий для беспрепятственного доступа туристов к службам здравоохранения, административным и юридическим службам; принятие мер по противодействию использования туризма для эксплуатации других в целях проституции и распространения наркотиков.
Кодекс туриста закрепляет основные права и обязанности туристов .
Туристы должны способствовать взаимопониманию между народами; проявлять уважение к укладу жизни и законодательству стран пребывания; с пониманием относиться к обычаям, верованиям и поступкам местного населения; воздерживаться от подчеркивания различий, существующих между ними и местным населением; бытьвосприимчивыми к культуре местного населения; препятствовать эксплуатации кого-либо в целях проституции и распространению наркотиков.
Туристы имеют право на: смягчение административного и финансового контроля; возможно лучшие условия на транспорте; свободный доступ к районам туристского интереса; надлежащую информацию об условиях путешествия; личную безопасность и безопасность своего имущества; возможность пользоваться средствами общественной гигиены и предоставления информации по предупреждению распространения инфекционных заболеваний; доступ к средствам связи и административным и юридическим процедурам; возможность исповедания своей религии; обращение в законодательные органы и общественные организации для наилучшего осуществления права на отдых.
Глобальный этический кодекс туризма 1999 г.
Глобальный этический кодекс туризма, одобренный на 13-й сессии Генеральной ассамблеи ВТО (Сантьяго, Чили, 1999 г.), установил принципы деятельности в сфере туризма для органов государственной власти, туристских направлений, туроператоров, турагентов, туристов.
В кодексе освещаются следующие вопросы в сфере туризма: вклад туризма во взаимопонимание и взаимоуважение людей и сообществ; обязанности профессионалов туристического бизнеса; право на туризм; свобода туристских перемещений; права работников и предпринимателей в туриндустрии.
Туризм рассматривается как двигатель индивидуальной и коллективной самореализации; фактор устойчивого развития; пользователь и творец культурного наследия; полезная активность для принимающих стран и сообществ.
Кодекс устанавливает комплекс ориентиров для ответственного и устойчивого развития мирового туризма на заре нового тысячелетия. В нем заложены идеи многих предшествующих аналогичных деклараций и действующих профессиональных кодексов, и он несет в себе новое мышление, отражающее перемены в нашем обществе в конце XX века.
Глобальный этический кодекс туризма необходим для того, чтобы помочь максимально усилить выгоды от развития туризма для населения туристских центров и свести к минимуму его отрицательные воздействия на окружающую среду и культурное наследие.
Кодекс содержит 9 статей , определяющих «правила игры» для туристских направлений, правительств, туроператоров, застройщиков, туристских агентств, трудящихся и самих путешественников.
Десятая статья посвящена решению спорных вопросов и впервые знаменует собой наличие в таком кодексе механизма его реализации. Он будет основан на примирении посредством создания Всемирного комитета по этике туризма в составе представителей всех регионов мира и всех участников туристского процесса - правительств, частного сектора, трудовых и неправительственных организаций.
Правовые основы обеспечения социально-культурного сервиса и туризма (на материале РФ).
Цели и задачи правового обеспечения в сфере СКСиТ. Классификация направлений правового обеспечения СКСиТ. Конституция РФ о социально-культурных правах человека и гражданина. Соотношение сервисного, коммерческого и предпринимательского права. Акты государственного регулирования деятельности СКСиТ. Законодательство РФ и субъектов РФ. Законодательство Санкт-Петербурга, регламентирующие отношения в сфере СКСиТ.
ОТВЕТ
Особую группу прав человека и гражданина составляют социально-экономические и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые потребности личности.
В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы.
Эти права обеспечивает Конституция РФ.
К социальным правам в относятся:
· - право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);
· - право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);
· - право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);
· - право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);
· - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
· - право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42).
Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духовному развитию граждан.
КРФ провозглашает следующие :
· - право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);
· - право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);
· - свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч.1 ст.44)
· - свобода преподавания (ч.1 ст.44);
· - право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);
· - право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44).
Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений.
С правами на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана
*обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,
*беречь памятники истории и культуры,
*гарантия свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
*Интеллектуальная собственность охраняется законом,
*право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Это прописано в Статье 44. КРФ(самая важная для сферы СКС):
Общей целью законодательства, регулирующего отношения в области развития туризма, как части правовой системы РФ, является:
*создание и сохранение правопорядка,
*укрепление законности в данной сфере жизнедеятельности в интересах настоящих и будущих поколений россиян.
Специальную же цель законодательства можно обозначить как
*реализацию конституционного права каждого на отдых, свободу передвижения, охрану и укрепление здоровья, на благоприятную окружающую среду посредством развития в РФ ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма.
Одной из главных задач гос. регулирования в сфере туризма является
*создание единой методической и правовой основы федеральной системы лицензирования,
*сертификации тур-х. и гост-х услуг,
* предоставляемых в РФ в соответствии с принятыми международными нормами и правилами, а так же
* контроль за ее функционированием.
Правовое обеспечение СКСиТ в РФ работает по следующим направлениям: *упорядочение и совершенствование отношений в сфере тур.индустрии;
* содействие в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристском рынке;
*лицензирование, стандартизация в тур индустрии, сертификация тур.продукта(турпродукт- комплекс услуг, работ и товаров, удовлетворяющих потребности туриста в ходе путешествия, подготовленный туроператором и реализуемый, как единое целое.),
*поддержка федеральных целевых программ развития т-ма;
*защита прав и интересов т-в,
*обес-е их безопасности;
* налоговое и таможенное регулирование. Специфика туристского бизнеса заключается в комплектации турпродукта из различных сервисов: транспорта, питания, размещения, консульских служб и т.п. Отсюда большое кол-во правовых и нормативных док-тов, регулирующих тур.деят-ть.
Субъектами правового отношения в туризме являются : тур предприятие, турист (клиент, потребитель туристско-экскурсионных услуг),организации, взаимодействующие с тур. п\п (транспортные, гостиничные).
Источник правового регулирования тур деятельности - это нормативно - правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют тур-е отношения.
Развитие туротрасли в РФ основывается на национальном законодательстве : Гражданским, трудовым, административным, международным, уголовным, и другими отраслями туристского права.
Источники правового регулирования в туризме :
Национальные акты:
1. Гражданский кодекс РФ - закон прямого действия, это основной закон рынка, давший возможности для обновления и развития законодательства РФ, прежде всего в сфере предпринимательства, в том числе предпр. отношениях и права применительной деят. в сфере туризма.
2. Конституция РФ - ст. 27 «Каждый, кто законно находится на территирии РФ может свободно передвигаться … и выбирать место жительства».
3. Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 1994 г. N 813 "О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма".
4. Указ президента РФ от 22.12.95, №1284 «О реорганизации и развитии т- ма в РФ»
В данном указе одобрена концепция развития т-ма в РФ. Среди основных мер по развитию т-ма в концепции названы: o Включение т-ма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики o Создание нормативно-правовой базы развития т-ма, соответствующей мировому опыту и практики.
5. Федеральная программа развития т-ма в России, постановление правительства РФ от 26.02.96 №177
Эта программа положила начало фактическому гос. Регулированию тур. деят- ти; определило основные направления развития тур. отрасли в стране, сроки намеченных мероприятий и порядок их финансирования
6. Фед. Закон РФ 1996 г. «Об основах тур. деят. в РФ». Впервые туристскую деят. регулирует подобный правовой акт, обладающий высшей юр. силой - закон. В его преамбуле указывается, что настоящий Фед. Закон определяет принципы госуд. политики, направленные на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностр. граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а т.ж. определяет порядок рационального использования тур. ресурсов РФ.
Туристская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с законами :
1. Закон «О защите прав потребителей»,
2. Закон «О стандартизации»
3. Закон « О сертификации продукции и услуг».
4. Закон « О лицензировании отдельных видов услуг» 2001 г.
6.Федеральный закон от 22.07.2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
7.Федеральный закон от 14.03.1995 г. №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"
8.Федеральный закон от 15.08.1996 г. №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
9.Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ г.«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»
10.Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
11.Федеральный закон от 27.12.1991 г. №2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (статья 20)
12.Федеральный закон "О государственной границе Российской Федерации" (с изменениями от 30 декабря 2008г.)
13.Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ (ред. от 23.07.2008)" О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"
14.Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями от 8 августа 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.)
ХАРТИЯ ТУРИЗМА - это программный документ, выражающий политические и социальные требования туристов. Хартия туризма включает Кодекс туриста (приложение 1). Кодекс туриста - это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристской поездки.
Хартия туризма торжественно провозгласила право каждого человека на отдых и досуг, ежегодный оплачиваемый отпуск и свободу путешествовать без ограничений.
Как следствие этого права, государства должны разработать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех, кто ими пользуется (статья П Хартии туризма).
С этой целью государствам следует расширять сотрудничество в области туризма как на двухсторонней, так и на многосторонней основе, используя возможности Всемирной туристской организации; уделять особое внимание молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками; защищать в интересах настоящих и будущих поколений туристскую среду, которая, включая человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего человечества; содействовать доступу иностранных туристов к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения существующих документов по упрощению формальностей с учетом постоянного снижения ограничений на путешествия (статьи Ш и IV Хартии туризма).
Кодекс туриста закрепил права и обязанности иностранного туриста в стране посещения, что нашло свое логическое продолжение в Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской федерации».ХАРТИЯ ТУРИЗМА 1 Статья I.
- 1. Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня я на оплачиваемый периодический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, признается во всем мире.
- 2. Использование этого права составляет фактор социального равновесия и повышения национального и всеобщего сознания.
Статья П.
Как следствие этого права, государства должны разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто ими пользуется.
Статья Ш.
С этой целью государствам следует:
- а) содействовать упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма;
- б) приводить туристскую политику в соответствие с политикой общего развития, проводимой на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном, и расширять сотрудничество в области туризма как на двухсторонней, так и намногосторонней основе, включая для этой цели также возможности Всемирной Туристской Организации;
- в) уделять должное внимание принципам Манильской декларации по мировому туризму и Документу Акапулько «при разработке и осуществлении, где это уместно, своей политики, планов и программ в области туризма в соответствии со своими национальными приоритетами и в рамках программы работы Всемирной Туристской Организации» 2 ;
- г) содействовать принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга, установления или улучшения системы ежегодных оплачиваемых отпусков и равномерного распределения дней таких отпусков в течение года, а также уделения особого внимания молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и лиц с физическими недостатками;
- д) защищать в интересах настоящего и будущих поколений туристскую среду, которая, включая в себя человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего человечества. Статья IV.Государствам следует также:
- а) содействовать доступу туристов - граждан своих стран и иностранных туристов - к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения существующих документов по упрощению формальностей, выпущенных Организацией Объединенных Наций, Международной организацией гражданской авиации, Международной морской организацией, Советом таможенного сотрудничества или любой другой организацией, в частности Всемирной Туристской Организацией, с учетом постоянного сокращения ограничений на путешествия;
- б) способствовать росту туристского сознания и содействовать контактам посетителей с местным населением с целью улучшения взаимопонимания и взаимного обогащения;
- в) обеспечивать безопасность посетителей и их имущества посредством превентивных мер и мер защиты;
- г) предоставлять возможно лучшие условия гигиены и доступа к службам здравоохранения, а также предупреждения инфекционных заболеваний и несчастных случаев;
- д) предотвращать любую возможность использования туризма для эксплуатации других в целях проституции;
- е) усиливать в целях защиты туристов и местного населения меры по предупреждению нелегального использования наркотиков.
Статья V. Наконец, государствам следует:
- а) позволять туристам - гражданам своей страны и иностранным туристам передвигаться свободно по стране, без ущерба для каких-либо ограничительных мер, принятых в национальных интересах в отношении определенных районов территории;
- б) не допускать каких-либо дискриминационных мер в отношении туристов;
- в) давать туристам возможность быстрого доступа к административным и юридическим службам, а также представителям консульств и предоставлять в их распоряжение внутренние и внешние общественные средства связи;
- г) содействовать информированию туристов с целью создания условий для понимания обычаев местного населения в местах транзита и временного пребывания.
Статья VI.
- 1. Местное население в местах транзита и временного пребывания имеет право на свободный доступ к своим собственным туристским ресурсам, обеспечивая своим отношением и поведением бережное отношение к окружающей природной и культурной среде. Оно также вправе ожидать от туристов понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества. В целях содействия такому пониманию и бережному отношению необходимо способствовать распространению соответствующей информации:
- а) об обычаях местного населения, го традиционной и религиозной деятельности, местных запретах и священных местах и святынях, которые должны уважаться;
- б) об их художественных, археологических и культурных ценностях, которые должны быть сохранены;
- в) о фауне, флоре и других природных ресурсах, которые должны быть защищены Статья VII.Местному населению в местах транзита и временного пребывания предлагается принимать туристов с возможно лучшим гостеприимством, вежливым обращением и уважением, необходимыми для развития гармоничных человеческих и общественных отношений.
Статья VIII.
Работники в области туризма и поставщики услуг для туризма и путешествий могут внести положительный вклад в развитие туризма и в претворение в жизнь положений настоящей Хартии. Они должны придерживаться принципов настоящей Хартии соблюдать любые обязательства, взятые на себя в рамках их профессиональной деятельности, обеспечивая высокое качество предоставляемого туристского продукта в целях содействия утверждению гуманистического характера туризма. Они должны, в частности, препятствовать поощрению использования туризма для всех видов эксплуатации других людей.
Статья ГХ.
Необходимо оказывать содействие работникам в области туризма и поставщикам услуг для туризма и путешествий путем предоставления им через соответствующие национальные и международные законодательства необходимых условий, позволяющих им:
- а) заниматься своей деятельностью при благоприятных условиях, без каких-либо помех или дискриминаций;
- б) использовать общую и техническую профессиональную подготовку как внутри страны, так и за границей в целях обеспечения квалифицированными людскими ресурсами;
- в) сотрудничать между собой, а также с публичными властями через национальные и международные организации в целях улучшения координации их деятельности и улучшения качества предоставляемых услуг.
Туристы должны своим поведением способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям между народами как на национальном, так и на международном уровне и таким образом содействовать сохранению мира.
Статья XI.
В местах транзита и временного пребывания туристы должны уважать установившийся политический, социальный, моральный и религиозный уклад и подчиняться действующим законам и правилам. В этих же местах туристы должны:
- а) проявлять самое большое понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и самое большое уважение в отношении природного и культурного достояния последнего;
- б) воздерживаться от подчеркивания экономических, социальных и культурных различий, существующих между ними и местным населением;
- в) быть восприимчивыми к культуре местного населения, принимающего туристов, являющейся неотъемлемой частью общегодостояния человечества;
- г) препятствовать эксплуатации других в целях проституции;
- д) воздерживаться от торговли, провоза и употребления наркотиков или других запрещенных препаратов.
Статья XII.
Во время путешествия из одной страны в другую и в пределах принимающей страны туристы должны через соответствующие правительственные меры иметь возможность для своего блага пользоваться:
- а) смягчением административного и финансового контроля;
- б) возможно лучшими условиями на транспорте и в течение временного пребывания, которые могут быть предоставлены поставщиками туристских услуг.
Статья ХШ.
Туристам следует предоставлять свободный доступ как внутри, так и за пределами своих стран к местам и отдельным районам туристского интереса и свободу передвижения, учитывая при этом соответствующие правила и ограничения. По прибытии к местам и отдельным районам туристского интереса, а также на протяжении всего их транзита и временного пребывания туристы для своего блага должны располагать:
- а) объективной, точной и исчерпывающей информацией об условиях и возможностях, предоставляемых в течение их путешествия и временного пребывания официальными туристскими организациями и поставщиками туристских услуг;
- б) личной безопасностью, безопасностью своего имущества, а также защитой своих прав как потребителей;
- в) соответствующей общественной гигиеной, особенно в средствах размещения, общественного питания и на транспорте; информацией об эффективных мерах по предупреждению инфекционных заболеваний и несчастных случаев, а также беспрепятственным доступом к службам здравоохранения;
- г) доступом к быстрой и эффективной общественной связи внутри страны, а также с внешним миром;
- д) административными и юридическими процедурами и гарантиями, необходимыми для защиты их прав;
- е) возможностью исповедания своей собственной религии и соответствующими условиями для этой цели.
Статья XIV.
Каждый человек имеет право ставить в известность представителей законодательных органов и общественных организаций о своих потребностях, чтобы в полной мере осуществлять свое право на отдых и проведение досуга с тем, чтобы пользоваться преимуществами туризма в наиболее выгодных условиях, а там, где это уместно, и в соответствии с законом, объединяться с другими для этой цели.
В соответствии с Уставом ООН выполняет задачи, касающиеся разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Международное право и законодательство РФ по вопросам иностранного туризма.
Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры РФ, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах РФ».
Международные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ «межгосударственные договоры», от имени Правительства РФ «межправительственные договоры», от имени федеральных органов исполнительной власти «договоры межведомственного характера».
Рост массовости и доступности международного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными процессами в обществе способствовали появлению в мире множества правительственных и неправительственных организаций, связанных с развитием туристской индустрии.
Следует основные международные документы, принятые на всемирных конференциях в разное время.
В 1985 году в Софии (Болгария) представителями ВТО были одобрены важнейшие международные документы: «Хартия туризма» и ее раздел – «Кодекс туриста».
В Хартии туризма сказано, что:
1. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск;
2. Каждый человек имеет право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом;
3. Государства должны разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма;
4. Государствам следует расширять сотрудничества в области туризма, уделять особое внимание молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и людей с физическими недостатками и т.д.
Кодекс туриста , являясь разделом хартии туризма, закрепил обязанности и права иностранного туриста в стране посещения. В нем сказано, что:
1. Туристы должны своим поведением способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям между народами;
2. Туристы должны содействовать сохранению мира;
3. В местах транзита и временного пребывания туристы должны уважать установившийся политический, социальный и религиозный уклад и подчиняться действующим законам и правилам;
4. Туристы должны проявлять понимание в отношении обычаев местного населения;
5. Туристы должны уважать природное и культурное достояние страны пребывания и т.д.
Важным событием в деятельности ВТО стала Всемирная конференция по туризму, состоявшаяся в Маниле (Филлипины) в 1980 году. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и ряд проблем, таких как:
Человек-организатор своего отдыха;
Регулирование спроса и предложения в туристской сфере;
Научно-техническое сотрудничество в области туризма;
Подготовка кадров для индустрии туризма и т.д.
Декларация состоит из ряда разделов, среди которых следует выделить такие пункты как:
1. свобода передвижения,
2. финансирование туристских проектов,
3. внутренний туризм,
4. туризм и авиатранспорт,
5. техническое сотрудничество,
6. всемирный форум по туризму и обмену молодежи и студентов и т.д.
Декларация установила, что, начиная с 1980 года 27 сентября отмечается как Всемирный день туриста.
Туристская деятельность требует надежного правового регулирования., т.е. создания благоприятных условий для ее развития. Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, административного, экологического, о защите прав потребителей и др. в этом ряду особое место отводится гражданскому праву. Гражданский кодекс дал толчок для обновления и развития законодательства России, прежде всего в сфере предпринимательства. 4 октября 1996 года Гос. Дума приняла Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Изучение Закона, установление соотношений его статей с нормами гражданского, административного, экологического и других отраслей права работниками туристских организаций позволит избежать ошибок и материальных потерь из-за правовой неосведомленности, а гражданам, пользующимся туристскими услугами, осознать свои права и обязанности. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» дал определение ряда понятий, используемых в сфере туризма: туризм, туристская деятельность, туризм внутренний, туризм въездной, туризм выездной, туроператорская деятельность, турагентская деятельность и т.д. Эти понятия отвечают рекомендациям ВТО и соответствуют понятиям, употребляемым в международной туристской практике.
В главе закона, именуемой «Государственное регулирование туристской деятельности», заявлены наиболее важные законодательные установления:
О месте туризма в экономике России;
О принципах государственного регулирования туристской деятельности;
О целях, приоритетных направлениях и способах государственного регулирования сферы туризма.
В ст. 3 закона указывается, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. Формулируя принципы государственного регулирования туристской деятельности, закон возлагает на государство обязанности содействовать туристской деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития, поддерживать направления самой туристской деятельности, формировать представления о России, как стране, благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Среди основных целей гос. регулирования туристской деятельности в ст. 4 Закона указаны: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествия; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование, оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов, рациональное использование природного и культурного наследия и т.д.
При этом в ст.4 Закона записано, что приоритетными направлениями государственного регулирования являются поддержка и развитие внутреннего, въездного социального и самодеятельного туризм, поскольку именно развитие этих видов туризма позволит эффективное преодоление множества проблем России в будущем (например, приток иностранной валюты в отечественную экономику, предоставление новых рабочих мест, сооружение новых объектов для иностранного инвестирования).
В ст. 4 Закона определены также способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним можно отнести:
Создание нормативно- правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской деятельности;
Содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках, защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности, установление правил въезда на территорию РФ и пребывания на ее территории с учетом интереса развития туризма и т.д.
6 февраля 2007года Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон, Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Закон принят Государственной думой 17 января и одобрен Советом Федерации 24 января 2007 г.
Федеральным законом устанавливается финансовое обеспечение ответственности туроператоров перед потребителями туристских услуг, уточняются формы и методы государственного регулирования в сфере туризма, условия реализации туристского продукта, а также существенно обновляется понятийный аппарат федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.»
В качестве финансового обеспечения предусматриваются банковская гарантия или страхование ответственности туроператора, которые должны обеспечивать надлежащее исполнение обязательств туроператора по договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с потребителями туристских услуг. Федеральным законом определяются размеры и срок действия финансового обеспечения, а также основания и порядок выплаты страхового возмещения и денежных сумм по банковской гарантии. Наличие банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора является одним из обязательных условий осуществления туроператорской деятельности.
Размеры финансового обеспечения, определяемого в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, не могут быть менее 10 млн рублей для туроператоров в сфере международного туризма, 500 тыс. рублей для туроператоров в сфере внутреннего туризма и 10 млн рублей для тех, кто осуществляет деятельность в сфере внутреннего и международного туризма. Срок действия гарантии не может быть менее одного года.
Другим обязательным условием осуществления указанной деятельности является включение туроператора в Единый федеральный реестр туроператоров, что обусловлено прекращением с 1 января 2007 г. лицензирования туроператорской и турагентской деятельности. Федеральным законом подробно регламентируется порядок внесения сведений о туроператоре в реестр и устанавливаются основания отказа во внесении в реестр таких сведений.
В действующей системе права приняты отдельные нормативные акты, посвященные решению проблем туризма. Например:
Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (с изменениями от 18 июля 1998 года, 24 июня 1999 года);
Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» и т.д.
Создание, преобразование, ликвидация туристских фирм определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Одобрена в 1985 г. на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации
Статья I 1. Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, признается во всем мире. 2. Использование этого права составляет фактор социального равновесия и повышения национального и всеобщего сознания. Статья II Как следствие этого права, государства должны разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто им пользуется.
Статья III С этой целью государствам следует:
- а) содействовать упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма;
- б) приводить туристскую политику в соответствие с политикой общего развития, проводимой на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном, и расширять сотрудничество в области туризма как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая для этой цели также возможности Всемирной туристской организации;
- в) уделять должное внимание принципам Манильской декларации по мировому туризму и Документу Акапулько "при разработке и осуществлении, где это уместно, своей политики, планов и программ в области туризма в соответствии со своими национальными приоритетами и в рамках программы работы Всемирной туристской организации";
- г) содействовать принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга, установления или улучшения системы ежегодных оплачиваемых отпусков и равномерного распределения дней таких отпусков в течение года, а также уделения особого внимания молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и людей с физическими недостатками;
- д) защищать в интересах настоящего и будущих поколений туристскую среду, которая, включая в себя человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего человечества.
Статья IV Государствам следует также: а) содействовать доступу туристов - граждан своих стран и иностранных туристов к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения существующих документов по упрощению формальностей, выпущенных Организацией Объединенных Наций, Международной организацией гражданской авиации, Международной морской организацией, Советом таможенного сотрудничества или любой другой организацией, в частности Всемирной туристской организацией, с учетом постоянного сокращения ограничений на путешествия; б) способствовать росту туристского сознания и содействовать контактам посетителей с местным населением с целью улучшения взаимопонимания и взаимного обогащения; в) обеспечивать безопасность посетителей и их имущества посредством превентивных мер и мер защиты; г) предоставлять возможно лучшие условия гигиены и доступа к службам здравоохранения, а также предупреждения инфекционных заболеваний и несчастных случаев; д) предотвращать любую возможность использования туризма для эксплуатации других в целях проституции; е) усиливать в целях защиты туристов и местного населения меры по предупреждению нелегального использования наркотиков.
Статья V Наконец, государствам следует: а) позволять туристам - гражданам своей страны и иностранным туристам передвигаться свободно по стране, без ущерба для каких-либо ограничительных мер, принятых в национальных интересах в отношении определенных районов территории; б) не допускать каких-либо дискриминационных мер в отношении туристов; в) давать туристам возможность быстрого доступа к административным и юридическим службам, а также представителям консульств и предоставлять в их распоряжение внутренние и внешние общественные средства связи; г) содействовать информированию туристов с целью создания условий для понимания обычаев местного населения в местах транзита и временного пребывания.
Статья VI 1. Местное население в местах транзита и временного пребывания имеет право на свободный доступ к своим собственным туристским ресурсам, обеспечивая своим отношением и поведением бережное отношение к окружающей природной и культурной среде. 2. Оно также вправе ожидать от туристов понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества. 3. В целях содействия такому пониманию и бережному отношению необходимо способствовать распространению соответствующей информации: а) об обычаях местного населения, его традиционной и религиозной деятельности, местных запретах и священных местах и святынях, которые должны уважаться; б) об их художественных, археологических и культурных ценностях, которые должны быть сохранены; в) о фауне, флоре и других природных ресурсах, которые должны быть защищены.
Статья VII Местному населению в местах транзита и временного пребывания предлагается принимать туристов с возможно лучшим гостеприимством, вежливым обращением и уважением, необходимыми для развития гармоничных человеческих и общественных отношений.
Статья VIII 1. Работники в области туризма и поставщики услуг для туризма и путешествий могут внести положительный вклад в развитие туризма и в претворение в жизнь положений настоящей Хартии. 2. Они должны придерживаться принципов настоящей Хартии и соблюдать любые обязательства, взятые на себя в рамках их профессиональной деятельности, обеспечивая высокое качество предоставляемого туристского продукта в целях содействия утверждению гуманистического характера туризма. 3. Они должны, в частности, препятствовать поощрению использования туризма для всех видов эксплуатации других людей.
Статья IX Необходимо оказывать содействие работникам в области туризма и поставщикам услуг для туризма и путешествий путем предоставления им через соответствующие национальные и международные законодательства необходимых условий, позволяющих им: а) заниматься своей деятельностью при благоприятных условиях, без каких-либо помех или дискриминации; б) использовать общую и техническую профессиональную подготовку как внутри страны, так и за границей в целях обеспечения квалифицированными людскими ресурсами; в) сотрудничать между собой, а также с публичными властями через национальные и международные организации в целях улучшения координации их деятельности и улучшения качества предоставляемых ими услуг.
Кодекс туриста
Статья X Туристы должны своим поведением способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям между народами как на национальном, так и на международном уровне и таким образом содействовать сохранению мира.
Статья XI 1. В местах транзита и временного пребывания туристы должны уважать установившийся политический, социальный, моральный и религиозный уклад и подчиняться действующим законам и правилам. 2. В этих же местах туристы также должны: а) проявлять самое большое понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и самое большое уважение в отношении природного и культурного достояния последнего; б) воздерживаться от подчеркивания экономических, социальных и культурных различий, существующих между ними и местным населением; в) быть восприимчивыми к культуре местного населения, принимающего туристов, являющейся неотъемлемой частью общего достояния человечества; г) препятствовать эксплуатации других в целях проституции; д) воздерживаться от торговли, провоза и употребления наркотиков и/или других запрещенных препаратов.
Статья XII Во время путешествия из одной страны в другую и в пределах принимающей страны туристы должны через соответствующие правительственные меры иметь возможность для своего блага пользоваться: а) смягчением административного и финансового контроля; б) возможно лучшими условиями на транспорте в течение временного пребывания, которые могут быть предоставлены поставщиками туристских услуг.
Статья ХIII 1. Туристам следует предоставлять свободный доступ как внутри, так и за пределами своих стран к местам и отдельным районам туристского интереса и свободу передвижения, учитывая при этом существующие правила и ограничения. 2. По прибытии к местам и отдельным районам туристского интереса, а также на протяжении всего их транзита и временного пребывания туристы для своего блага должны располагать: а) объективной, точной и исчерпывающей информацией об условиях и возможностях, предоставляемых в течение их путешествия и временного пребывания официальными туристскими организациями и поставщиками туристских услуг; б) личной безопасностью, безопасностью своего имущества, а также защитой своих прав как потребителей; в) соответствующей общественной гигиеной, особенно в средствах размещения, общественного питания и на транспорте; информацией об эффективных мерах по предупреждению инфекционных заболеваний и несчастных случаев, а также беспрепятственным доступом к службам здравоохранения; г) доступом к быстрой и эффективной общественной связи внутри страны, а также с внешним миром; д) административными и юридическими процедурами и гарантиями, необходимыми для защиты их прав; е) возможностью исповедания своей собственной религии и соответствующими условиями для этой цели.
Статья XIV Каждый человек имеет право ставить в известность представителей законодательных органов и общественных организаций о своих потребностях, чтобы в полной мере осуществлять свое право на отдых и проведение досуга с тем, чтобы пользоваться преимуществами туризма в наиболее выгодных условиях, и там, где это уместно и в соответствии с законом, объединяться с другими для этой цели.
Европейская сеть путешествий
К региональным международным организациям следует отнести организации, объединения и союзы, осуществляющих работу в определенных регионов. Одна из организаций это Европейская сеть путешествий (ETN - European Travel Network) - всемирный консорциум 250 независимых туристских агентств. В Совете Европы создан подкомитет по развитию туризма, существует аналогичная структура и в Европейской комиссии (Европейская комиссия путешествий (ЕТК)). Профессиональные участники рынка туризма создают профессиональные некоммерческие ассоциации, которые, как правило, представлены консультативными советами - советами по туризму. В международном плане они объединены в негосударственные специализированные международные организации. Целями этих организаций являются совместные разработки туристской политики в научных центрах и активное лоббирование своих интересов в международных организациях и т.д.
манильский туристский культурный этический
Заключение
Международное туристское законодательство оказывает большое влияние на развитие туризма, а так же появление новых направлений в туристской деятельности.
Результатами их работы является представительство и защита интересов организаций и компаний туристской индустрии; определение политики в сфере туризма; формирования основных направлений развития мирового туризма; - членами этих организаций и практическое содействие им в решении проблем развития туриндустрии и экономического роста стран.
Любое государство законодательным путем стремится регулировать деятельность туристского бизнеса, создавать на основе взаимных консультаций передовое туристское законодательство. Туристская деятельность нигде в мире не предоставлена сама себе.
Всего в мире насчитывается свыше 200 международных туристских организаций. Туристские организации направляют свои усилия на создание международных правовых регламентов, разработку важных рекомендаций по устойчивому развитию туризма. Деятельность международных организаций вносит огромный вклад в развитие туризма.
Международные туристские организации представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию мирового туризма.Важность и необходимость существования объединенных туристских организации неоспорима. Они формируют туристическую политику, то есть создают выгодные условия и стимулировать развитие туризма.
В данной расчётно-графической работе я рассмотрела пять документов: 1)Закон Украины "О туризме"
- 2) Манильскую декларацию по мировому туризму
- 3) Гаагскую декларацию по туризму, Глобальный этический кодекс туризма
- 4)Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).
Я изучила их содержание и основные пункты, которые показывают их сущность.
Манильская декларация определила место туризма в современном обществе, всех его аспектов и ту роль, которую туризм играет в динамическом и меняющемся мире.
Закон Украины "О туризме" является главным документом регулирующем туризм и туристскую деятельность в нашем государстве. Только согласно данному закону может проводиться какая-либо деятельность, связанная с путешествиями, в стране.
Гаагская декларация подтвердила новую роль туризма как средства повышения качества жизни всех народов и важнейшего фактора укрепления мира и международного взаимопонимания.
Глобальный этический кодекс туризма устанавливает комплекс ориентиров для ответственного и устойчивого развития мирового туризма, необходим для того, чтобы помочь максимально усилить выгоды от развития туризма для населения туристских центров и свести к минимуму его отрицательные воздействия на окружающую среду и культурное наследие.
Кроме того в работе надо было сравнить термин "Туристский продукт".
Также в работе была рассмотрена "Европейская сеть путешествий (ETN)" и "Хартия туризма. Кодекс туриста"
Список использованной литературы
- 1. Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины «О туризме" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rada.gov.ua/
- 2. Манильская декларация по мировому туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901813698
- 3. Гаагская декларация по туризму [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_38132.htm
- 4. Глобальний кодекс этики туризма [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.orexca.com/rus/global_ethic_code_tourism.php
- 5. Туристский продукт. http://tourlib.net/books_tourism/zorin06.htm
- 6. Хартия туризма. Кодекс туриста. http://tourlib.net/books_tourism/senin_pril05.htm
- 7. Европейская сеть путешествий (ETN) http://tourlib.net/books_tourism/mprtu22.htm
ХАРТИЯ ТУРИЗМА
Одобрена
резолюцией I VI сессии
Генеральной ассамблеи
Всемирной туристской Организации
22 сентября 1985 года
Статья I
1. Право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, признается во всем мире.
2. Использование этого права составляет фактор социального равновесия и повышения национального и всеобщего сознания.
Как следствие этого права государства должны разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто им пользуется.
Статья III
С этой целью государствам следует:
а) содействовать упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма;
б) приводить туристскую политику в соответствие с политикой общего развития, проводимой на различных уровнях - местном, региональном, национальном и международном - и расширять сотрудничество в области туризма как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая для этой цели также возможности Всемирной туристской организации;
в) уделять должное внимание принципам Манильской декларации по мировому туризму и Документу Акапулько при "разработке и осуществлении, где это уместно, своей политики, планов и программ в области туризма в соответствии со своими национальными приоритетами и в рамках программы работы Всемирной туристской организации";
г) содействовать принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме, особенно посредством регулирования рабочего времени и досуга, установления или улучшения системы ежегодных оплачиваемых отпусков и равномерного распределения дней таких отпусков в течение года, а также уделения особого внимания молодежному туризму, туризму людей преклонного возраста и людей с физическими недостатками;
д) защищать в интересах настоящего и будущих поколений туристскую среду, которая, включая в себя человека, природу, общественные отношения и культуру, является достоянием всего человечества.
Государствам следует также:
а) содействовать доступу туристов - граждан своих стран и иностранных туристов к общественному достоянию посещаемых мест, применяя положения существующих документов по упрощению формальностей, выпущенных Организацией Объединенных Наций, Международной организацией гражданской авиации, Международной морской организацией, Советом таможенного сотрудничества или любой другой организацией, в частности Всемирной туристской организацией, с учетом постоянного сокращения ограничений на путешествия;
б) способствовать росту туристского сознания и содействовать контактам посетителей с местным населением с целью улучшение взаимопонимания и взаимного обогащения;
в) обеспечивать безопасность посетителей и их имущества посредством превентивных мер и мер защиты;
г) предоставлять возможно лучшие условия гигиены и доступа к службам здравоохранения, а также предупреждения инфекционных заболеваний и несчастных случаев;
д) предотвращать любую возможность использования туризма для эксплуатации других в целях проституции;
е) усиливать в целях защиты туристов и местного населения меры по предупреждению нелегального использования наркотиков.
Наконец, государствам следует:
а) позволять туристам - гражданам своем страны и иностранным туристам передвигаться свободно по стране, без ущерба дал каких-либо ограничительных мер, принятых в национальных интересах в отношении определенных районов территории;
б) не допускать каких-либо дискриминационных мер в отношении туристов;
в) давать туристам возможность быстрого доступа к административным и юридическим службам, а также представителям консульств и предоставлять в их распоряжение внутренние и внешние общественные средства связи;
г) содействовать информированию туристов с целью создания условий для понимания обычаев местного населения в местах транзита и временного пребывания.
1. Местное население в местах транзита и временного пребывания имеет право на свободный доступ к своим собственным туристским ресурсам, обеспечивая своим отношением и поведением бережное отношение к окружающей природной и культурной среде.
2. Оно также вправе ожидать от туристов понимания и уважения их обычаев, религий и прочих сторон их культуры, которые являются частью наследия человечества.
3. В целях содействия такому пониманию и бережному отношению необходимо способствовать распространению соответствующей информации:
а) об обычаях местного населения, его традиционной и религиозной деятельности, местных запретах и священных местах и святынях, которые должны уважаться;
б) об их художественных, археологических и культурных ценностях, которые должны быть сохранены; и
в) о фауне, флоре и других природных ресурсах, которые должны быть защищены.
Статья VII
Местному населению в местах транзита и временного пребывания предлагается принимать туристов с возможно лучшим гостеприимством, вежливым обращением и уважением, необходимыми для развития гармоничных человеческих и общественных отношений.
Статья VIII
1. Работники в области туризма и поставщики услуг для туризма и путешествий могут внести положительный вклад в развитие туризма и в претворение в жизнь положений настоящей Хартии.
2. Они должны придерживаться принципов настоящей Хартии и соблюдать любые обязательства, взятые на себя в рамках их профессиональной деятельности, обеспечивая высокое качество предоставляемого туристского продукта в целях содействия утверждению гуманистического характера туризма.
3. Они должны, в частности, препятствовать поощрению использования туризма для всех видов эксплуатации других людей.
Необходимо оказывать содействие работникам в области туризма и поставщикам услуг для туризма и путешествий путем предоставления им через соответствующие национальные и международные законодательства необходимых условий, позволяющих им:
а) заниматься своей деятельностью при благоприятных условиях, без каких-либо помех или дискриминации;
б) использовать общую и техническую профессиональную подготовку как внутри страны, так и за границей в целях обеспечения квалифицированными людскими ресурсами;
в) сотрудничать между собой, а также с публичными властями через национальные и международные организации в целях улучшения координации их деятельности и улучшения качества предоставляемых ими услуг.
КОДЕКС ТУРИСТА
Туристы должны своим поведением способствовать взаимопониманию и дружеским отношениям между народами как на национальном, так и на международном уровне и таким образом содействовать сохранению мира.
Статья ХI
1.В местах транзита и временного пребывания туристы должны уважать установившийся политический, социальный, моральный и религиозный уклад и подчиняться действующим законам и правилам.
2. В этих же местах туристы также должны:
а) проявлять самое большое понимание в отношении обычаев, верований и поступков местного населения и самое большое уважение в отношении природного и культурного достояния последнего;
б) воздерживаться от подчеркивания экономических, социальных и культурных различий, существующих между ними и местным населением;
в) быть восприимчивыми к культуре местного населения, принимающего туристов, являющейся неотъемлемой частью общего достояния человечества;
г) препятствовать эксплуатации других в целях проституции;
д) воздерживаться от торговли, провоза и употребления наркотиков и (или) других запрещенных препаратов.
Статья ХII
Во время путешествия из одной страны в другую и в пределах принимающей страны туристы должны через соответствующие правительственные меры иметь возможность для своего блага пользоваться:
а) смягчением административного и финансового контроля;
б) возможно лучшими условиями на транспорте и в течение временного пребывания, которые могут быть предоставлены поставщиками туристских услуг.
Статья ХIII
1. Туристам следует предоставлять свободный доступ как внутри, так и за пределами своих стран к местам и отдельным районам туристского интереса и свободу передвижения, учитывая при этом существующие правила и ограничения.
2. По прибытии к местам и отдельным районам туристского интереса, а также на протяжении всего их транзита и временного пребывания туристы для своего блага должны располагать:
а) объективной, точной и исчерпывающей информацией об условиях и возможностях, предоставляемых в течение их путешествия и временного пребывания официальными туристскими организациями и поставщиками туристских услуг;
б) личной безопасностью, безопасностью своего имущества, а также защитой своих прав как потребителей;
в) соответствующей общественной гигиеной, особенно в средствах размещения, общественного питания и на транспорте; информацией об эффективных мерах по предупреждению инфекционных заболеваний и несчастных случаев, а также беспрепятственным доступом к службам здравоохранения;
г) доступом к быстрой и эффективной общественной связи внутри страны, а также с внешним миром;
д) административными и юридическими процедурами и гарантиями, необходимыми для защиты их прав;
е) возможностью исповедания своей собственной религии и соответствующими условиями для этой цели.
Статья ХIV
Каждый человек имеет право ставить в известность представителей законодательных органов и общественных организаций о своих потребностях, чтобы в полной мере осуществлять свое право на отдых и проведение досуга с тем, чтобы пользоваться преимуществами туризма в наиболее выгодных условиях, и там, где это уместно и в соответствии с законом, объединяться с другими для этой цели.
Текст документа сверен по:
"Туризм: нормативные правовые акты.
Сборник актов",
М.: Финансы и статистика, 1999 год