Менеджмент социально культурной деятельности кем можно работать. Менеджер социально культурной деятельности
Вернуться назад на
Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.
Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.
2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.
Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.
3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.
4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.
5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы.
6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.
Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.
Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.
С семи лет начала обучение в хореографической школе "Родничок" г. Ульяновска, которую окончила в 2000 г. с отличием. В 2001 г. поступила в Ульяновское училище культуры. После 4х лет обучения на очном отделении получила красный диплом о средне-специальном образовании по специальности "социально-культурная деятельность и народно-художественное творчество", специализация "руководитель хореографического коллектива, хореограф". Во время обучения была участницей народного ансамбля песни и пляски им. В. П. Кощелева "Волжанка". С концерной деятельностью выступали на городских и областных площадках. Являлась старостой группы. В 2005г. поступила на заочное отделение Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. После сдачи государственного экзамена и защиты выпускной дипломной работы (2010г.) была присвоена квалификация Менеджер социально-культурной деятельности по специальности "Социально-культурная деятельность". В 2005г. началась трудовая деятельность в МОУ Многопрофильном лицее №20, которая подкреплялась теоретическими знаниями, получаемыми в университете. 1.10.2007 г. по итогам трудовой деятельности была присвоена II категория на должности "старший вожатый". С 2002 г. по 2012г. являлась участницей народного коллектива ансамбля современной пластики "Крещендо" г. Ульяновска. Коллектив действует по сей день и является ведущим, ведёт активную концертную деятельность в городе и области. Принимает участие в конкурсах, фестивалях разного уровня. Больше года (2010-2011гг.) проработала артисткой балета в ГУК Государственном ансамбле песни и пляски "Казачья Воля". Получила большой репетиционно-концертный опыт, культурно-исторические знания о донских казаках. В 2011г. вышла замуж и вернулась к педагогической работе. За время работы во мне развились такие качества как ответственность за организацию рабочего времени, пространства, физическое и нравственное здоровье детей и взрослых, пунктуальность, умение работать с документами (составление планов работ, заполнение журналов посещений, отчёты о проделанной работе и др.), работа в коллективе. Пожелания к предполагаемой должности: - изучать, восстанавливать, сохранять и использовать культурное наследие; - творческое развитие детей, подростков и взрослых людей, участие в организации досуга населения, создавать новые ценности, ; - стимулировать и поддерживать инновационные движения в социально-культурной сфере, создавать благоприятные условия для развития культурной среды; - разрабатывать и реализовывать муниципальные, региональные, федеральные и иные целевые социальные программы; - организовывать деятельность культурных центров, способствующих развитию населения; - содействовать развитию народного творчества, углублению и расширению работы структур дополнительного образования.
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Под социально-культурной сферой будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще - в сфере культуры действуют самые различные организации.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство - нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря - быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот - в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе - применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., - тем выше их социальная значимость).
Фактически в социально-культурной сфере действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовые платить деньги за определенные виды работ с этими группами.
Менеджмент в социально-культурной сфере может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития социально-культурной жизни - не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание характера менеджмента в социально-культурной сфере.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
БОУ СПО (ССУЗ) «КАРЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Методическая разработка
по предмету:
«Экономика и менеджмент социально-культурной сферы»
Выполнила: Драпеко Татьяна Валерьевна, преподаватель ГОУ СПО (ССУЗ) «Карельский колледж культуры и искусств»
Петрозаводск
Пояснительная записка. 2
Экономика, основные понятия. 2
Планирование. 2
Финансовый менеджмент сферы культуры.. 2
Менеджмент социально-культурной деятельности. 2
Маркетинг социально-культурной сферы. 2
Бизнес-планирование. 2
Принципы расчета заработной платы.. 2
Социально-творческий заказ. 2
Фандрайзинг и проектирование. 2
Ценовая политика. 2
Источники, используемые в подготовке методической разработки. 2
Пояснительная записка.
В современных условиях функционирования культурно-досуговых учреждений одним из основных направлений деятельности является привлечений дополнительных ресурсов посредством осуществления платных услуг. Это целенаправленный процесс, вытекающий из потребности общества, обеспечивающий рентабельность учреждений культуры и творческий коллективов.
Одной из основных задач учреждений сферы культуры является выполнение Федеральной целевой программы «Развитие сферы культуры Российской Федерации», сохранение культурного наследия, научно-проектное и инфраструктурное обеспечение деятельности по сохранению объектов культурного наследия, широкое использование целевых культур, программ, созданных на определенную аудиторию, с целью повышения уровня культуры населения, учитывая творческие, экономические и организационные возможности персонала учреждений культуры.
Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время выстраиваются в основном в коммерческой форме. Самофинансирование, расширение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. В связи, с чем предпринимательская деятельность учреждений культуры обеспечивает привлечение дополнительных финансовых средств в отрасль.
В современных условиях хозяйствования коммерциализация становиться неотъемлемой частью деятельности учреждений социально-культурной сферы. Так же в практике применения экономических механизмов в сферы культуры, расширяются возможности и приоритеты.
Важной задачей для формирования профессионалов данной сферы является изучение важных вопросов организации и управления сферы.
В связи с этим возникла необходимость создания сборника лекций и опорных конспектов по предмету «Экономика и менеджмент социально-культурной сферы».
Экономика, основные понятия.
Определения:
1. Ойкос и номос – экономика – законное ведение хозяйства.
2. Экономика – производство материальных и нематериальных благ.
3. Экономика – правильное и грамотное разделение труда
4. Экономика – осуществление производственного процесса в условиях ограниченности ресурсов.
Ресурсы экономики:
· Труд – совокупность физических и интеллектуальных способностей, вся рабочая сила создающая продукт;
· Капитал – вся материально-техническая база предприятия, т.е. имущество применяемое для производства продукта;
· Природные ресурсы - все естественные блага природы, используемые в производственном процессе;
· Предпринимательская способность;
Части экономики
· Макроэкономика – часть экономики, изучающая экономику в мировом понимании; показатели макроэкономики – ВНП, ВВП, экономический рост, занятость и безработица, инфляция и т.д.;
· Микроэкономика – внутреннее строение отрасли и конкретно организации и включает, следующие ресурсы: Кадровый; Финансовый; Материально-технический; Технологический; Инструментальный; Административный; Информационный; Временной;
Планирование
Клубное учреждение – УК - (Б, К, А) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных его Уставом, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов.
Планирование по классификации.
- По уровню государственного регулирования (Ф, Р, М, Л);
- Планы внутри организации(О, СП, Сотр)
- По срокам(крат., сред.долг-страгег)
- По содержанию деятельности(Э, Креативное, Соц)
- По административному назначению (Директивное, Рекомендательное, Прогнозное)
Принципы планирования
- Системный
- Пропорциональный
- Перспективный
Этапы планирования
- Административно-командная система (до 1986 г. админитративно-командная)
- Перестроечный период (1986 – 1991- система норм и нормативов)
- Пост перестроечный период (1991 г. до наших дней – программно-целевое планирование)
Другие виды (по важности)
- Календарный план
- Годовой план
- Тематический план
- Стратегический план
- Поурочный план
Финансовый менеджмент сферы культуры.
Финансирование-выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отрасли, строительство объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий.
Две составные части - Формирование и использование финансовых средств.
Каналы и источники.
· Прямое;
· От предпринимательской деятельности;
· По Федеральной целевой программе «Развитие сферы культуры до 2020 г. » - целевое;
Примерная смета
Источники финансирования:
- Ассигнования Учредителя;
- Сборы от продажи билетов и доходы от реализации сопутствующих услуг;
- Поступление по договорам (СТЗ);
- Добровольные пожертвования;
- Кредитные отношения;
- Доходы от предпринимаемой деятельности;
Финансирование обеспечивает:
- Оплата труда;
- Содержание зданий;
- Содержание библиотечных фондов;
- Материальное обеспечение творческой деятельности;
- Оснащение УК современными тех.средствами;
- Капитальный ремонт;
- Реставрация памятников
Менеджмент социально-культурной деятельности
Менеджмент - это управление, организация и создание (творческой) продукции.
Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организация деятельности, реализация продукции.
Менеджмент – умение добиться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Создание системы управления кадрами, контроль над всеми изменениями, происходящими внутри учреждения культуры. Четкие обязанности, планирование финансовой деятельности.
Управление – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на организационный аспект.
Менеджер – это исполнительный руководитель, обеспечивающий исполнение всего рабочего процесса в своей организации, создающий рентабельное предприятие на основе кадрового и материального ресурсов.
Основатель менеджмента американский металлург Фредерик Тейлор (1856-1915), ввел систему подготовки и переподготовки кадров, нормирование рабочего времени, принцип вознаграждения за достигнутые результаты.
Анри Файоль – единомышленник и продолжатель идей грамотного управления Фредерика Тейлора; создал функциональный подход в менеджменте, на основе, которого в социально-культурной сфере сформировалась специфическая система функций (т.к. работа ведется людьми и для людей функция координация разделилась на координацию и мотивацию).
11 ограничений менеджера:
· неумение управлять собой;
· размытые личные ценности;
· смутные личные цели;
· остановленное саморазвитие;
· недостаточность навыка решать проблемы;
· недостаток творческого подхода;
· неумение влиять на людей;
· недостаточное понимание особенностей управленческого дела;
· слабые навыки руководства;
· неумение обучать;
· низкая способность формировать коллектив.
Похожая информация.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Изучение проблемы эффективного менеджмента социально-культурной сферы. Характеристика социально-культурных институтов. Практические аспекты проблем эффективного менеджмента. Управление социально-культурной сферы на примере Ивдельского городского округа.
курсовая работа , добавлен 30.03.2014
Менеджмент как система управленческой деятельности. Типические особенности деятельности менеджера, его функции и основные направления работы, личностные и профессиональные качества. Руководители трех уровней управления. Принцип творческой кооперации.
реферат , добавлен 14.11.2010
Управление общественными процессами через отношения людей. Менеджмент как основа предпринимательской деятельности. Роль информации в принятии управленческих решений. Коммуникации в системе управления. Координация действий между множеством подразделений.
реферат , добавлен 07.12.2009
Классификация функций и принципов социокультурной деятельности. Исследование механизмов менеджмента в социально-культурной сфере. Анализ особенностей управления персоналом в социально-культурном учреждении. Структура государственного управления культурой.
курсовая работа , добавлен 25.06.2014
Сущность организационной культуры и её социально-психологические основы. Особенности становления в творческом коллективе. Оптимальные формы, методы социально-культурной деятельности, черты корпоративной культуры работников учреждения клубного типа.
дипломная работа , добавлен 27.06.2016
Свободное время личности: понятия, сущность, социальная значимость. Менеджер социально-культурной деятельности и его роль в организации свободного времени. Профессиональная компетентность сопричастного менеджера, факторы формирования навыков и умений.
курсовая работа , добавлен 17.01.2015
Культура как сфера экономических отношений. Понятия структуры и границ отрасли культуры и искусства. Экономические и материально-технические ресурсы учреждений. Сущность и характеристика современного менеджмента. Система и структура управления культурой.
учебное пособие , добавлен 19.02.2012