Какие географические знания формировались у арабов. Современный арабский мир

Что такое арабский мир и как он развивался? В этой статье речь пойдет о его культуре и развитии науки, истории и особенностях мировоззрения. Каким он был несколько веков назад и как выглядит арабский мир современный? Какие относят к нему сегодня?

Сущность понятия "арабский мир"

Под данным понятием подразумевается определенный географический регион, состоящий из стран северной и восточной части Африки, Ближнего Востока, населенных арабами (группой народов). В каждой из них арабский язык является официальным (либо же одним из официальных, как в Сомали).

Общая площадь арабского мира составляет примерно 13 миллионов км 2 , что делает его второй по размеру территории геолингвистической единицей на планете (после России).

Арабский мир не стоит путать с понятием "мусульманский мир", употребляемым исключительно в религиозном контексте, а также с международной организацией под названием "Лига арабских государств", созданной в 1945 году.

География арабского мира

Какие государства планеты принято включать в арабский мир? Фото, размещенное ниже, дает общее представление о его географии и структуре.

Итак, в состав арабского мира входит 23 государства. Причем два из них являются частично не признанными мировым сообществом (в списке ниже они отмечены звездочками). В этих государствах проживает около 345 миллионов человек, что составляет не более 5 % от общего населения мира.

Все страны арабского мира перечислены ниже, в порядке уменьшения численности их жителей. Это:

  1. Египет.
  2. Марокко.
  3. Алжир.
  4. Судан.
  5. Саудовская Аравия.
  6. Ирак.
  7. Йемен.
  8. Сирия.
  9. Тунис.
  10. Сомали.
  11. Иордания.
  12. Ливия.
  13. Ливан.
  14. Палестина*.
  15. Мавритания.
  16. Оман.
  17. Кувейт.
  18. Катар.
  19. Коморы.
  20. Бахрейн.
  21. Джибути.
  22. Западная Сахара*.

Крупнейшие города арабского мира - это Каир, Дамаск, Багдад, Мекка, Рабат, Алжир, Эр-Рияд, Хартум, Александрия.

Очерк о древней истории арабского мира

История развития арабского мира началась еще задолго до возникновения ислама. В те давние времена народы, которые сегодня являются неотъемлемой частью этого мира, общались еще на своих языках (хотя они и были родственны арабскому). Сведения том, какой была история арабского мира в древности, мы можем черпать из византийских или древнеримских источников. Разумеется, взгляд сквозь призму времени может быть весьма искаженным.

Древний арабский мир воспринимался высокоразвитыми государствами (Ираном, Римской и Византийской империей) бедным и полудиким. В их представлении это была пустынная земля с малочисленным и кочующим населением. На самом же деле кочевники составляли подавляющее меньшинство, а большая часть арабов вела оседлый способ жизни, тяготея к долинам малочисленных рек и оазисам. После одомашнивания верблюда здесь начала развиваться караванная торговля, которая для многих жителей планеты стала эталонным (шаблонным) образом арабского мира.

Первые зачатки государственности возникли на севере Аравийского полуострова. Еще раньше, по мнению историков, зародилось древнее государство Йемен, на юге полуострова. Однако контакты других держав с этим образованием были минимальными вследствие наличия огромной пустыни в несколько тысяч километров.

Арабско-мусульманский мир и его история хорошо описаны в книге Гюстава Лебона "История арабской цивилизации". Она была издана в 1884 году, её перевели на многие языки мира, в том числе, и на русский. Книга основана на самостоятельных путешествиях автора по Ближнему Востоку и Северной Африке.

Арабский мир в Средние Века

В VI веке арабы уже составляли большую часть населения Аравийского полуострова. Вскоре здесь зарождается исламская религия, после чего начинаются арабские завоевания. В VII столетии начинает формироваться новое государственное образование - Арабский халифат, которое раскинулось на огромных просторах от Индостана до Атлантики, от Сахары до Каспия.

Многочисленные племена и народы севера Африки очень быстро ассимилировались в арабскую культуру, легко приняв их язык и религию. В свою очередь арабы впитали в себя и некоторые элементы их культуры.

Если в Европе эпоха Средневековья ознаменовалась упадком науки, то в арабском мире она в это время активно развивалась. Это касалось множества её отраслей. Максимального развития в средневековом арабском мире достигла алгебра, психология, астрономия, химия, география и медицина.

Арабский халифат просуществовал относительно долгое время. В Х веке начинаются процессы феодального дробления великой державы. В конечном итоге некогда единый Арабский халифат распался на множество отдельных стран. Большая их часть в XVI веке вошла в состав очередной империи - Османской. В XIX столетии земли арабского мира становятся колониями европейских государств - Британии, Франции, Испании и Италии. На сегодняшний день все они снова стали независимыми и суверенными странами.

Особенности культуры арабского мира

Культура арабского мира не представляется без исламской религии, которая стала её неотъемлемой частью. Так, непоколебимая вера в Аллаха, почитание пророка Мухаммеда, пост и ежедневные молитвы, а также паломничество в Мекку (главную святыню для каждого мусульманина) являются основными "столпами" религиозной жизни всех жителей арабского мира. Мекка, кстати, была святым местом для арабов еще в доисламские времена.

Ислам, как утверждают исследователи, во многом схож с протестантизмом. В частности, он так же не осуждает богатство, а коммерческая деятельность человека оценивается с точки зрения морали.

В Средние Века именно на арабском языке было написано огромное количество трудов по истории: летописей, хроник, биографических словарей и т. п. С особым трепетом в мусульманской культуре относились (и относятся) к изображению слова. Так называемая арабская вязь - это не просто каллиграфическое письмо. Красота написанных букв у арабов приравнивается к идеальной красоте человеческого тела.

Не менее интересны и достойны внимания традиции арабской архитектуры. Классический тип мусульманского храма с мечетями сформировался еще в VII столетии. Он представляет собой закрытый (глухой) двор прямоугольной формы, внутри которого пристроена галерея из арок. В той части двора, которая обращена к Мекке, сооружен роскошно оформленный и просторный молитвенный зал, увенчанный сверху сферическим куполом. Над храмом, как правило, возвышается одна или несколько острых башенок (минаретов), которые предназначены для призыва мусульман к молитве.

Среди самых известных памятников арабского зодчества можно назвать в сирийском Дамаске (VIII век), а также мечеть Ибн-Тулунна в египетском Каире, архитектурные элементы которой щедро украшены красивым растительным орнаментом.

В мусульманских храмах нет позолоченных икон или каких-либо изображений, картин. Зато стены и арки мечетей украшены изящными арабесками. Это традиционный арабский рисунок, состоящий из геометрических узоров и растительных орнаментов (нужно отметить, что художественное изображение животных и людей считается кощунственным в мусульманской культуре). Арабески, по утверждению европейских культурологов, "боятся пустоты". Они полностью покрывают поверхность и исключают наличие какого-либо цветного фона.

Философия и литература

Очень тесно связана с исламской религией. Одним из известнейших мусульманских философов является мыслитель и врач Ибн Сина (980 - 1037). Его считают автором не менее чем 450 трудов по медицине, философии, логике, арифметике и других сфер знания.

Самая известная работа Ибн Сина (Авиценны) - "Канон врачебной науки". Тексты из этой книги много столетий использовались в различных университетах Европы. Еще один его труд, "Книга исцеления", также значительно повлиял на развитие арабской философской мысли.

Самый известный литературный памятник средневекового арабского мира - сборник сказок и рассказов "Тысяча и одна ночь". В этой книге исследователи обнаружили элементы доисламских индийских и персидских сюжетов. На протяжении столетий состав этого сборника видоизменялся, свой окончательный вид он приобрел лишь в XIV веке.

Развитие науки в современном арабском мире

В эпоху Средневековья арабский мир занимал ведущие позиции на планете в области научных достижений и открытий. Именно мусульманские ученые "подарили" миру алгебру, сделали огромный скачок в развитии биологии, медицины, астрономии и физики.

Однако сегодня страны арабского мира уделяют катастрофически мало внимания науке и образованию. Сегодня в этих государствах существует чуть более тысячи университетов, и лишь в 312 из них работают ученые, публикующие свои статьи в научных журналах. За всю историю только два мусульманина удостоились Нобелевской премии в научной сфере.

В чем же причина такого разительного контраста между "тогда" и "сейчас"?

Единого ответа на этот вопрос у историков нет. Большинство из них объясняет этот упадок науки феодальным дроблением некогда единой арабской державы (Халифата), а также возникновением различных исламских школ, что провоцировало все больше разногласий и конфликтов. Еще одной причиной может быть то, что арабы достаточно плохо знают свою же историю и не гордятся великим успехами своих предков.

Войны и терроризм в современном арабском мире

Почему арабы воюют? Сами исламисты утверждают, что таким образом они пытаются восстановить былую мощь арабского мира и обрести независимость от западных стран.

Важно отметить, что главная священная книга мусульман Коран не отрицает возможность захвата чужих территорий и обложения захваченных земель данью (об этом говорит восьмая сура "Добыча"). Кроме того, с помощью оружия всегда было намного легче распространять свою религию.

Арабы с самых древних времен прославились как смелые и довольно жестокие воины. С ними не рисковали воевать ни персы, ни римляне. Да и пустынная Аравия не слишком привлекала к себе внимание крупных империй. Однако арабских воинов с удовольствием принимали на службу в римские войска.

После окончания Первой мировой войны и арабо-мусульманская цивилизация погрузилась в глубочайший кризис, который историки сравнивают с Тридцатилетней войной XVII века в Европе. Очевидно, что любой подобный кризис рано или поздно заканчивается всплеском радикальных настроений и активными порывами возродить, вернуть "золотой век" в своей истории. Эти же процессы сегодня происходят и в арабском мире. Так, в Африке свирепствует террористическая организация в Сирии и Ираке - ИГИЛ. Агрессивная деятельность последнего образования уже выходит далеко за рамки мусульманских государств.

Современный арабский мир устал от войн, конфликтов и столкновений. Но как погасить этот "пожар", пока никто точно не знает.

Саудовская Аравия

Сердцем арабо-мусульманского мира сегодня часто называют именно Саудовскую Аравию. Здесь находятся основные святыни ислама - города Мекка и Медина. Основная (и, по сути, единственная) религия в этом государстве - ислам. Представителям иного вероисповедания разрешено въезжать в Саудовскую Аравию, однако в Мекку или Медину их могут не пропустить. Также "туристам" категорически запрещено демонстрировать в стране какие-либо символы иной веры (например, носить крестики и т. п.).

В Саудовской Аравии существует даже специальная "религиозная" полиция, целью которой является пресечение возможных нарушений законов ислама. Религиозных преступников ждет соответствующее наказание - от денежного штрафа до казни.

Несмотря на все вышесказанное, дипломаты Саудовской Аравии активно работают на мировой арене в интересах защиты ислама, поддерживают партнерские связи со странами Запада. Непростые отношения у государства складываются с Ираном, который тоже претендует на лидерство в регионе.

Сирийская Арабская Республика

Сирия - еще один важный центр арабского мира. В свое время (при Омейядах) именно в городе Дамаске находилась столица Арабского халифата. Сегодня же в стране продолжается кровавая гражданская война (с 2011 года). Западные часто критикуют Сирию, обвиняя её руководство в нарушении прав человека, применении пыток и существенном ограничении свободы слова.

Около 85 % являются мусульманами. Однако "инаковерцы" всегда чувствовали здесь себя свободно и довольно комфортно. Законы Корана на территории страны воспринимаются её жителями, скорее, как традиции.

Арабская Республика Египет

Крупнейшей (по населению) страной арабского мира является Египет. 98 % его жителей - это арабы, 90 % исповедуют ислам (суннитское течение). В Египте находится огромное количество гробниц с мусульманскими святыми, которые в дни религиозных праздников привлекают к себе тысячи паломников.

Ислам в современном Египте имеет существенное влияние на жизнь общества. Однако мусульманские законы здесь значительно смягчены и подогнаны под реалии XXI века. Интересно отметить, что большая часть идеологов так называемого "радикального ислама" получили образование именно в Каирском университете.

В заключение...

Под арабским миром подразумевают особый исторический регион, примерно охватывающий Аравийский полуостров и Северную Африку. В его состав географически входит 23 современных государства.

Культура арабского мира специфична и очень тесно связана с традициями и канонами ислама. Современные реалии этого региона - это консерватизм, слабое развитие науки и образования, распространение радикальных идей и терроризма.



План:

    Введение
  • 1 Места проживания
  • 2 В библейские времена
  • 3 История
  • 4 Галерея
  • Примечания

Введение

Карта расселения арабов в странах Лиги арабских государств

Ара́бы , (араб. العرب ‎‎ аль-араб ) - народ семитского происхождения, говорящий на арабском языке и населяющий государства Западной Азии и Северной Африки. Письменность на основе арабского круглого письма.


1. Места проживания

Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.

В Африке: мавританцы (Мавритания), мавры (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет),

В Азии: Палестинские арабы (живут в Палестине, Иордании, Ливане, Сирии и других странах), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), иранские арабы (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), арабы Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).

Арабы живут также в Турции, Узбекистане, Афганистане, Индонезии и других странах.

Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.


2. В библейские времена

В библейские времена арабы назывались заведеями.

«Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» (1 Мак.12:31) .

«Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10-11) .

В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).

Иосиф Флавий многократно упоминает арабов (начиная с эпохи патриархов): «Между тем Иуда, также один из сыновей Иакова, увидел арабских купцов из племени измаильского, которые везли пряности и другие сирийские товары в Египет из Галаада, и дал, ввиду отсутствия Рувила, братьям совет - вытащить Иосифа и продать его арабам , потому что таким образом Иосиф умрет на чужбине среди иностранцев, а они сами не запятнают рук своих его кровью» (Иудейские древности, кн. 2.3:3).


2.1. Религия

Большинство арабов, более 90 %, исповедуют ислам . Однако, среди них также есть исповедующие христианство.

2.2. Этнические арабы Центральной Азии

Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана . Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром ; лингвистические и антроплогические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана . Численность неуклонно сокращается: 21793 чел. в 1939 году , 8 тысяч в 1959 , около 4 тысяч в 1970 .

Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. хозяин, господин, учитель из араб. хаджж - паломничество в Мекку). У кочевых народов Центральной Азии род «ходжа» означает потомков миссионеров, распространявших ислам в степи. Словом ходжа первоначально обозначали человека, который совершил паломничество (хаджж) в Мекку, то есть был настолько состоятельным, что мог себе это позволить.

Следует отметить, что ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков. Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие сайид (араб. ‘господин, хозяин’). Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сайиды ведут свой род от Хусайна, сына Хазрета Али и дочери Мухаммеда Фатимы (ср. с прямыми потомками Чингизхана, именующимися торе ).


3. История

Арабский халифат от начала правления Али до конца правления династии Омейядов

Древние семитские племена, из которых впоследствии сложился древнеарабский народ, занимали [когда? ] территорию Аравийского полуострова. Первые арабские государственные образования возникли на северной границе Аравии, а также в Центральной Аравии (Киндитское царство, государства Лахмидов и Гасанидов).

К V-VI векам арабские племена составляли большинство населения Аравийского полуострова. В первой половине VII века с возникновением ислама начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. Арабские учёные славились как великолепные врачи и математики.

В Северной Африке население, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, сравнительно быстро арабизировалось, восприняв язык и многие элементы культуры завоевателей. Одновременно происходил и обратный процесс усвоения арабами некоторых элементов культуры покорённых народов.

Арабский халифат к X веку в результате сопротивления завоёванных народов и роста феодального сепаратизма распался на отдельные части.

В XVI веке арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи.

Начиная с XIX века арабские земли подверглись колониальным захватам и стали колониями и протекторатами Великобритании, Франции, Италии, Испании. К настоящему моменту все они (за исключением Западной Сахары и Палестины) являются самостоятельными государствами.


4. Галерея


Примечания

  1. Iran Overview from British Home Office - www.homeoffice.gov.uk/rds/pdfs05/iran_081205.doc
  2. Israel in Figures 2007 - www.cbs.gov.il/www/publications/isr_in_n07e.pdf, Israeli Central Bureau of Statistics, 2007.
  3. U.S. Census Bureau: Population by Selected Ancestry Group and Region: 2005 - www.census.gov/compendia/statab/tables/08s0051.xls
  4. WorldStatesmen.org - Mexico - www.worldstatesmen.org/Mexico.htm
  5. (недоступная ссылка - история - web.archive.org/web/*/http://au.encarta.msn.com/encyclopedia_761576546/Arabic_Language.htm)
  6. Kister, M.J. « - www.brillonline.nl/subscriber/entry?entry=islam_SIM-4477Ķuāḍa.» Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2008. Brill Online. 10 April 2008: «The name is an early one and can be traced in fragments of the old Arab poetry. The tribes recorded as Ķuḍā"ī were: Kalb , Djuhayna , Balī, Bahrā" , Khawlān , Mahra , Khushayn, Djarm, "Udhra , Balkayn , Tanūkh and Salīh»
  7. Serge D. Elie, «Hadiboh: From Peripheral Village to Emerging City», Chroniques Yéménites : «In the middle, were the Arabs who originated from different parts of the mainland (e.g., prominent Mahrî tribes10, and individuals from Hadramawt, and Aden)». Footnote 10: «Their neighbours in the West scarcely regarded them as Arabs, though they themselves consider they are of the pure stock of Himyar.» - cy.revues.org/document186.html
  8. Arabs - looklex.com/e.o/arabs.htm (англ.) . LookLex Encyclopaedia.
  9. 1 2 3 Советская историческая энциклопедия. М., 1973-1982. Ст. “Арабы среднеазиатские” - dic.academic.ru/dic.nsf/sie/1015/АРАБЫ
  10. 1 2 Большая советская энциклопедия. 2-е изд., М., 1950. Т. 2, с. 598
  11. Tопонимы Угам-Чаткальского Национального Парка - www.orexca.com/rus/toponyms_tyan-shan.shtml
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 09.07.11 17:44:53
Похожие рефераты: Араб-шах , Свита Араб , Шамилов Араб , Аль-Мокавлун аль-Араб , Шатт-аль-Араб , Бурж аль-Араб , Араб (мифология) ,

Выдающимся явлением в истории средневековой науки были достижения арабской географии. Исторической предпосылкой ее развития явилось создание громадного арабского халифата и охват Исламом - учением пророка Мухаммеда - обширных территорий Азии, Африки, а также некоторых районов Южной и Юго- Восточной Европы.

Около 610 г. Мухаммед выступил с учением о едином боге - Аллахе - и своем пророческом посланничестве.

Учение Мухаммеда было позднее изложено в Коране, подразделенном на 114 глав - сур. Коран дополняют сунны - священные предания, изложенные в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях Мухаммеда. Мухаммед утверждал, что нет бога, кроме Аллаха, и он, Магомед (Мухаммед) - пророк его. Учение Мухаммеда возникло в период острого социального кризиса в Аравии, вызванного разложением в VI-VII вв. первобытнообщинного строя у скотоводов-бедуинов, опутанных мекканскими торговцами долговой кабалой, в условиях падения торговли аравийских городов с Индией через Йемен, а также стремления аравийских племен к объединению. Вначале учение Мухаммеда не встретило поддержки мекканской родовой аристократии и купечества, боявшихся потерять паломников к находящемуся в Мекке священному камню Кааба и недовольных требованием нового учения о запрещении ростовщичества. Не получив поддержки в Мекке, Мухаммед со своими сторонниками в 622 г. переселился в Медину (переселение - хиджра). Арабские племена Медины и другие племена Хиджаза, ненавидящие мекканских ростовщиков, поддержали Мухаммеда. В 630 г. мекканская знать после некоторых уступок (сохранения культа Каабы как священного камня для всех мусульман, что должно было привести к росту числа паломников, приток}" средств и развитию торговли) признала Мухаммеда пророком и политическим главой Аравии. К концу 630 г. почти вся Аравия приняла Ислам и оказались под властью Мухаммеда.

После смерти Мухаммеда (632) халифом («заместителем пророка») становятся его сподвижники Абу-Бекр (632-634), Омар (634-644), затем

Осман представитель богатого мекканского рода Омейя (644-656), а в 656 г. - зять Мухаммеда Али. Еще раньше сторонники Али шииты (от «шиа» - группировка, партия), представлявшие враждебную Омейядам часть знати, стали утверждать, что законным главой мусульманской общины - духовным («имамом») и политическим («эмиром») может быть только зять пророка Али, а после него Ал иды - потомки его и Фатимы, дочери Мухаммеда (в отличие от суннитов, опирающихся формально на «согласие всей общины»; суннизм - от «сунна» - признается ортодоксальным направлением среди мусульман).

До настоящего времени особенно много шиитов в Иране, Южном Ираке, Йемене, Азербайджане, некоторых районах Таджикистана и Афганистана. В Ираке среди шиитов возникло движение «хараджитов» («ушедших», восставших), недовольных распространяющимся социальным неравенством среди мусульман и попытками Али пойти на компромисс с Омейяда- ми. В 656 г. Али был убит хараджитом и халифами снова становятся Омейя- ды.

Тем временем арабские завоевания охватили огромную территорию от Ирана и Средней Азии до Марокко и Испании. Продвигаясь на Запад, арабы завоевали всю Северную Африку. По преданию, арабский полководец, въехав на коне в Атлантический океан, заплакал оттого, что он не может больше завоевывать земли во славу Аллаха. Переправившись в 711 г. через пролив Гибралтар (искаженное от «Джабелот- Тарик», гора Тарика, по имени арабского полководца), арабы завоевали Испанию, юг Франции, и лишь битва при Пуатье, где они в 732 г. были остановлены Карлом Мартеллом, положила конец их дальнейшему продвижению в Европе. К 750 г. Арабский халифат представлял собой величайшее государство, столицу которого Муавия, соперник Али, халиф из рода Омейядов перенес в Дамаск, понимая значение богатых и занимающих удобное положение по отношению к Средиземноморью городов Сирии.

Восстание Абу-Муслима в Мерв- ском оазисе (747) привело после трехлетней борьбы к власти Аббасидов, богатых землевладельцев в Иране. Аббасиды (750-1258), захватив с помощью Абу-Муслима (второй абба- сидский халиф приказал его убить, опасаясь нового восстания) власть в халифате, перенесли столицу халифата в Багдад (762), основав эту новую столицу вблизи развалин Ктесифо- на (разрушенного арабами в 637 г.). Власть Аббасидов, первоначально распространялась на весь халифат (ее не признал лишь отпочковавшийся Кордовский эмират на юге Пиренейского полуострова). Однако, в 945 г. огромный халифат распался на ряд самостоятельных арабских государств (Египет с Сирией и Палестиной, Марокко, Тунис и Алжир, Иран, ряд государств в Средней Азии и др.) - сохранилась в большинстве стран лишь номинально признаваемая духовная власть халифа; но процесс арабизации, развития арабской культуры и производительных сил продолжался, чему, в общем, способствовал ослабление централизации. В дальнейшем Ислам распространился на новые обширные территории в Африке, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а с турецкими завоеваниями (турки-сельджуки, создавшие огромную Оттоманскую империю, приняли Ислам) - на Малую Азию и некоторые районы Балканского полуострова.

Главными историческими предпосылками развития арабской географии были огромность территории, охваченной Арабским халифатом и Исламом, необходимость поддержания многообразных связей между отдельными частями этого громадного пространства, довольно скоро осознанное понимание важности знания особенностей природы, населения, хозяйства, культуры территорий, вовлеченных в сферу распространения власти и духовного влияния халифата и Ислама.

Важное значение имело то обстоятельство, что в руки арабов попали богатейшие сокровища греческой и римской культуры, сосредоточенные в Александрии (Мусейоне) и других культурных центрах захваченных арабами стран. Поначалу отношение мусульманских ортодоксов было таким же, как и деятелей христианской религии, отрицавших всякую пользу трудов «языческих» авторов.

Халиф Омар, завоевавший Александрию, узнавший о собраниях книг в библиотеке Мусейона, полагал: «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, что написано в Коране, то они не нужны». По его приказу было сожжено много редчайших древних рукописей. Известно, что задолго до него примерно так же поступил христианский епископ Александрии Филон, по распоряжению которого было также сожжено немало книг в Александрийской библиотеке.

Тем не менее, в дальнейшем арабские ученые, как и их европейские современники, осознали значение и ценность доставшихся им античных книг. Из них были сделаны переводы на арабский язык, во многом определившие направленность и содержание трудов арабских географов.

Мухаммед бен Муса аль-Хорезми (IX в.), которого Сартон в своем исследовании называет «величайшим математиком своего времени и, если принять во внимание все обстоятельства одним из величайших математиков всех времен обязан своей мировой славой выдающемуся вкладу в математику: он познакомил арабов и Запад с индийской системой нумерации, системой счисления с арабскими цифрами, ввел термин «алгебра» в его современном значении (обобщив предшествующие работы в этой области вавилонских и иранских ученых)». Он был также выдающимся географом - автором «Книга картин Земли», которую он построил в виде «Зиджа», таблиц с обозначением географического положения 537 главнейших местностей. Книга написана под сильнейшим влиянием работ Птолемея, но содержит не только данные, извлеченные из его работ, но и специально арабские географические данные, а также другие дополнения и изменения. И.Ю. Крач- ковский считает труд аль-Хорезми «первым оригинальным трактатом по математической географии у арабов, охватывающим весь известный им мир» (Крачковский И.Ю. С. 80).

Ибн Хордатбех (полное имя Абу- эль-Касим Убайдаллах ибн Абдаллах ибн Хордатбех; около 820-912/13 гг.) продолжил, наряду с рядом других авторов, адаптацию трудов Птолемея. «Я нашел, - писал он, - что Птолемей определил границы (стран) и изложил доводы при описании их на языке чуждом и переложил это с его языка на язык правильный». Вероятно, это был не только перевод или его стилистическая редакция, но и изменения и дополнения, призванные сделать работу Птолемея более понятной и полезной арабским современникам. Ибн

Хардабех был также одним из первых арабских географов, который создал цельное страноведческое описание - «Книгу путешествий и государств», включавшее подорожные описания и фрагментарные сведения о разных странах и местностях (С. 149).

Йакут (Якут) ибн Абдаллах ар- Руми аль-Хамави (около 1179-1229) арабский ученый-энциклопедист, автор географического и библиографического словарей. И.Ю. Крачковский называет географический словарь Иа- кута (начало XIII в.), переизданный в шести томах в Германии в 1866-1876 гг., «наиболее практичным справочником, которым приходится пользоваться исследователям до наших дней и выдающимся образчиком географической компилятивной литературы в лучшем смысле слова» (Крачковский И.Ю. С. 26).

Величайшим путешественником в мировой истории был Ибн Баттута (полное имя Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танжи). Он родился в Танжере в 1304 г. В 1325 г. он отправился в первое путешествие в Мекку с намерением совершить хадж (паломничество; обычное стремление в соответствии с положениями мусульманской религии). Затем он посетил Палестину, Сирию, Месопотамию, Оман, Йемен, Бахрейн, Персию, Крым, Южную Россию (до современной Казани), Константинополь, Хиву, Бухару, Харасан, Дели, Каликут, Цейлон, Китай (Кантон, Пекин). Через двадцать четыре года Ибн Баттута вернулся в родной Танжер, оттуда совершил путешествие в Сардинию через Гибралтар и Малагу в Гранаду. Затем пересек пустыню Сахару до Тимбукту.

В Фесе, одном из культурных центров тогдашнего Магриба, считавшего себя продолжателем андалусских традиций (в Испании по мере реконкисты мусульманский анклав постоянно сокращался), Ибн Баттута был принят с большим почетом при дворе Абу Инана, султана Марокко. По его поручению, Ибн Джузайя в 1355-1356 гг. в течение трех месяцев, со слов Ибн Баттуты, сделал литературную запись его впечатлений, которая стала известной книгой под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий». Любопытно предисловие Ибн Джузайи, который в характерном для многих арабских сочинений изысканном и велеречивом стиле рассказывает об обстоятельствах своей работы по поручению султана: «И среди тех, кто прибыл к его высоким вратам и перешел по лужам стран к его вздымающемуся морю был шейх... путешественник надежный, правдивый, проехавший земли, пронизавший климаты вдоль и вширь... известный как Ибн Баттута... Он обошел землю, поручаясь, и прошел по городам, испы- туя; он исследовал разделения народов и углублялся в деяния арабов и иноземцев. Затем он водрузил посох скитаний в этой высокой столице... И он продиктовал то, в чем было развлечение для умов и красота для слуха и зрения...».

Ибн Джузайя оговаривается, что он не проверял истинность впечатлений Ибн Баттуты, а записывал то, что тот ему диктовал. Позднее Ибн Халдун, один из арабских географов, лично встречавшийся с Ибн Баттутой, выражал сомнение в правдивости некоторых его рассказов, но визирь султана, по его словам, посоветовал ему: «Остерегайся отрицать подобные обстоятельства, так как ты сам их не видел». Таким образом, через пятьдесят семь лет после того, как рассказ о путешествиях Марко Поло был записан в генуэзской тюрьме, в Фесе была сделана запись рассказов другого великого путешественника, сведения которого до сих пор являются важным источником по географии огромной части тогдашнего мира.

Следует отметить, что, как свиде- тельствуютвсеисследователиарабской географии, ее успехи были особенно велики именно в области страноведения. Арабы много путешествовали. Этому способствовали и огромные размеры мусульманского мира, и стремление неоднократно совершать паломничество в Мекку и Медину и, возможно, традиции номадизма, жившие в крови арабов, некогда кочевников в аравийской пустыне .

Об обширности арабской географической литературы говорит, например, подсчет, сделанный в XVIII в. в Испании: количество путешественников на восток с научными целями, помимо купцов и паломников, определялось в 280, притом автор подсчета историк ал-Маккари оговаривался, что это - неполный список.

Успехи арабов в математической географии и, особенно r познании законов мироздания, были намного скромнее и не поднимались до уровня античных авторов.

Учитывая большой географический кругозор арабов можно было ожидать, что они сделают существенные шаги вперед в области картографии. Однако этого не произошло. В X в. создастся широко задуманный «Атлас Ислама» с круглой картой, в центре которой, в отличие от европейских карт христианских картографов, не Иерусалим, а Мекка. Карты «Атласа Ислама» характеризуются своеобразным геоме- тризмом очертаний: береговая линия состоит из отрезков прямых линий и дуг, острова и моря изображены правильными кругами, реки - прямыми линиями. К.А. Салищев объясняет эту странную особенность тем, что Ислам, запрещая изображения людей и зверей, подталкивал авторов карт к использованию геометрических начертаний. Карты лишены градусной сетки и ориентированы на юг.

В дальнейшем характер арабских карт не изменился. Лишь карты аль- Идриси (Эдриси) (1154), круговая и прямоугольная, приложенные к его «Географическим развлечениям» и составленные на основе новейших сведений, не следовали арабским канонам ; географические объекты на них показаны нс геометрически, а в натуральных очертаниях. Карты были выполнены без градусной сетки и в этом смысле были менее совершенны, чем карты Птолемея, но на них было нанесено существенно большее число объектов.

В целом картографические произведения арабов не отражали в достаточной мере их расширяющийся географический кругозор, а в методах картографии уступали работам античных географов.

4Говорит Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абу Мухаммед Абдаллах ибн Абу аль-Муним аль-Химиари:

Хвала Аллаху, который сделал землю твердыней, из расщелин ее извлек реки, устроил на ней неподвижные (горы), которые принудил ее стоять твердо и воспрепятствовали ей колебаться и рассыпаться. Он устроил в ней две части: пустыни и моря, вложил в нее дивную мудрость и многообразную пользу, которая ошеломляет (своим) возникновением и распространенностью. По краям ее он возвел солнца и луны. Сделал он ее покорной и распростер ее вширь и вдаль, сменял над нею дождь и ветер... Я восхваляю его за великие милости его, меры коих он неустанно посылает, а число (он один) считает и объемлет ими сушу и ее страны. Да благословит Аллах своего пророка благородного, перед которым собрана вся земля и он увидел ее конец, усмотрел ее предел и поведал, что царство народа его дойдет до того, что он видел, и достигнет туда, куда определил ему творец и довел».

«Я похищал для этого часы своего времени и делал это развлечением своей души, изнурял свою мысль и тело. Я дрессировал все это, пока оно не подчинилось работе и не вышло сообразно с основой. Она стала прогоняющей заботы, повергающей огорчения, свидетельствующей о мощи самосущего, избавляющей от содружества товарищей. указывающей на мудрость господа, побуждающей к размышлению, приводящей особенности областей, указывающей на следы народов и события среди них, отмечающей случаи происшествий и рассказы о них».

Упомянув, что его книга шире и полезней других, ранее написанных книг, автор продолжает: «Я сделал краткость в этой книге своей целью и стремился к сжатости но мере своих сил, так что она оказалась единственной в своем роде, изящной в своем жанре, удивительной по своей идее, восхищающей души, обладающие стремлением, удаляющей жгучие мысли, развлекающей того, кем овладело одиночество и кто не стремится к общению с людьми».

Отозвавшись без ложной скромности столь высоко о своей книге, он с нескрываемой боязнью ищет оправданий своим «светским» занятиям: «Ищу прибежища у Аллаха от науки, что не приносит пользы, прошу у него прощения и извинения. Прошу его пройти мимо оплошностей и простить занятие тем, что бесполезно для будущей жизни. О господи, прости совершение того, в чем нет для тебя удовлетворения, ведь ты над всякой вещью мощен».

Помимо велеречивости, свойственной риторическим преамбулам арабских книг, славословий в честь Аллаха и пророка его, а также суждений о достоинствах написанной им книги, обращает на себя внимание беспокойство, которое автор испытывает по поводу того, одобрит ли Аллах занятие наукой, быть может, бесполезной для жизни правоверного. Вероятно, автор все же надеется, что его труд полезен, но считает необходимым заручиться покровительством Аллаха и пророка его.

Отметим выдающихся ученых-эн- циклопедистов среднеазиатского происхождения, внесших большой вклад в мировую науку.

Ученый, философ, врач Ибн Сина, известный европейскому миру под именем Авиценна (980-1037), родился в Бухаре. Он написал около 400 сочинений на арабском языке и около двадцати на фарси. Его знаменитый труд «Канон медицинской науки», крупнейшая медицинская энциклопедия, обобщившая опыт греческих, римских, индийских, среднеазиатских врачей была в XII в. переведена на латинский язык и пользовалась большой популярностью на Западе и Востоке (всего в Европе было около тридцати переизданий книги Авиценны на латинском языке). Ряд положений этого труда (о влиянии природных условий на здоровье и др.) носят географический характер. В других работах в ряде мест он также касается географических сюжетов, например, он писал о разработке долин рек в Центральной Азии и. обобщая свои наблюдения, высказал мысль о непрерывном изменении рельефа горных стран.

Выдающийся узбекский математик и астроном IX в. аль-Хорезми (Мухаммед беи Муса) родился в Хиве. Автор арифметического трактата, который в XII в. был переведен на латинский язык. В труде «Книга о восстановлении и противопоставлений» («Китаб аль-джебр Валь-мукабала») алгебра впервые рассматривается как самостоятельная область математики. Название алгебраической операции, состоящей в перенесении членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака («аль-джебр»), впоследствии стало названием целого раздела математики - алгебры. Имя аль-Хорезми (латинизированное Algorithmi), вошло в науку как общее название системы вычислений, выполняемых по строго определенным правилам (алгоритмам). аль-Хорезми создат ряд трудов по астрономии. С 1878 г. стала известна географическая рукопись аль-Хорезми «Изображение Земли».

Аль-Бируни, среднеазиатский ученый и энциклопедист (973-1048) родился в Хорезме, тогдашней столице Хивы. Сартон, упоминавшийся исследователь истории науки, называл всю первую половину XI в. в развитии мировой науки эпохой аль-Бируни, как ее крупнейшего представителя. Несмотря на свое бедное происхождение (он писал: «...клянусь Аллахом, не знаю я своего родословия / Ведь я нс знаю по- настоящему своего деда, да и как мне знать деда / Раз я не знаю отца / Я - Абу Лахаб, шейх без воспитания, - да! А родительница моя носит дрова») он, благодаря стремлению к знаниям, получил хорошее образование. Его учителем был арабский врач и астроном, христианин по вероисповеданию; к ранней поре относится его переписка с знаменитым впоследствии Ибн Синой (Авиценной).

Труды аль-Бируни охватили весь круг современных ему наук математических, естественно исторических, географических, гуманитарных. Ему принадлежит знаменитый труд «Индия», равного которому, по-видимому, нет во всей древней и средневековой научной литературе по этой стране. В этом труде (полное название: «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых рассудком или отвергаемых») аль-Бируни дал критический анализ географических и космологических представлений индийцев в сравнении с представлениями арабов, древних греков, иранцев и других, обнаружив при этом блестящее знакомство с ними и сопроводив этот анализ собственными оригинальными соображениями.

Одним из самых популярных в европейской науке является его исторический труд «Хронология» («следы, оставшиеся от прошедших поколений»). В другом труде двенадцатитомном «Каноне» («Масудовских таблицах по астрономии и звездам») он, следуя Птолемею, дает свод данных по городам, с указанием климата, долгот и широт. Во «Вразумлении к начаткам искусства звсздочетства» он излагает обширные материалы по геометрии, арифметике, географии, описанию астрономических инструментов, астрологии. В «Фармакогнозии» широко рассматриваются вопросы фармакологии. Его «Минералогия» («Книга сводок для познания драгоценностей») посвящена пятидесяти минералам и металлам, преимущественно драгоценным, каждому из которых посвящена отдельная глава.

Великий ученый математик и астроном, правитель Самарканда Улугбек (1394-1449) создал, в частности, свою знаменитую обсерваторию, которая по оснащенности и результатам исследований (в том числе имеющих географическое значение), по-видимому, не имела в то время равных. Обвиненный реакционным духовенством и феодалами в отступничестве от норм Ислама,

Улугбек был предательски убит, а его обсерватория разрушена. Блестящий знаток арабской географии академик И.Ю. Крачковский дает следующую ей общую оценку: «Можно считать теперь выясненным, что основное значение арабской географической литературы - в новых фактах, сообщаемых ею, а не в теориях, которых она придерживается». Он отмечает, прежде всего, громадное расширение масштаба географических сведений сравнительно с предшественниками. Кругозор арабов обнимал гигантскую территорию, притом их интересовали не только физико- географические условия, но в такой же мере быт, хозяйство, культуру, язык, религиозные учения. Их теория отставала от практики, а новые труды часто компилировали прежние; их авторы часто не выделяли, что же привнесено ими нового и не ссылались на предшественников. Арабская географическая литература была очень разнообразна по форме: научные трактаты, в том числе связанные с астрономией и математикой, практические справочники для чиновников и путешественников, занимательное чтение, в котором факты перемешивались с художественным вымыслом (типа путешествий Синба- да), а относительно строгое изложение с живым и занимательным. По оценке И.Ю. Крачковского, эта литература - «богатая и разнообразная, то научная, то популярная, и техническая и легендарная, увлекательная и поучительная... дает такой комплекс материала, подобного которому в эту эпоху негде найти нельзя».

По мнению многих востоковедов расцвет арабской культуры приходится на VIII-IX вв. Именно в это время творили Омар Хайям, Авиценна, другие выдающиеся ученые и поэты. Возможно, в это время арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. G XII в. уровень арабской культуры по мере усиления гонений и притеснений других культур в арабо-язычных странах постепенно снижается. Однако роль Ислама, как одной из мировых религий и его установлений (Коран, сунны, шариат, ритуалы, паломничества н Мекку и др.), начало которых относится к раннему средневековью, сохраняются и оказывают большое влияние в современном мире.

  • Кочевники в домусульманские временаобладали большим запасом практическихсведений в области астрономии и географии:им приходилось по луне и звездам определять время, погоду, направления передвижений. В рифмованных анва (приметах, закрепленных в поэтической форме, а впоследствиизаписанных) они так, например, фиксировали приметы: Когда восходит Аш-Шаратан (бета Овна),уравнивается время, заселяются (постоянные) стоянки и начинают одаривать другдруга соседи. Когда восходит Альдсбаран (альфа Тельца), пылают скалы, неприятны делаютсяогни, начинают суетиться мухи и бросаютсявсюду, куда им только захочется, мальчишки. Когда восходит Аль-Джуаза, загораетсятвердая земля, забираются в логово газели,покрывается потом затылок и приятнымистановятся палатки.
  • Салищев К.А. 1982. С. 308.
  • Полное название книги «Развлекательное и полезное пособие для тех, кто желаетсовершить кругосветное путешествие». Книга была составлена по поручению короля Сицилии Роджера II, пригласившего аль-Идриси в Палермо и поэтому известна подназванием «Книга Роджера».

Арабские завоевания VII—VIII вв. тесно связали христианский За-пад и исламский мир, отношения между которыми были непростыми. Христиане и мусульмане вдоволь навоевались между собой, но в то же время наладили и мирную торговлю и обменивались культурными дос-тижениями.

Создателями ислама были жители Аравии — арабы.

Аравийский полуостров с трех сторон омывается морями. Это насто-ящее царство песка. Почти всю его территорию покрывают песчаные и каменистые пустыни и полупустыни. Там нет рек, есть только сухие русла — вади. Дожди в Аравии выпадают только зимой. Тем не менее там всегда бурлила жизнь, был достаточно богатым растительный и жи-вотный мир. Но особое значение для Аравии имели древние караванные пути, соединяющие Восточное Средиземноморье со странами Востока. Средневековому населению Аравии выпало заниматься карманной торговлей — опасной, но очень прибыльной.

Арабский, купец. Восточная миниатюра

Люди селились в Аравии преимущественно в прибрежных районах, на краю пустыни — там издавна возникали торговые поселения. То есть жители Аравийского полуострова сумели приспособиться к суровым природно-климатическим условиям, хотя часто и чувствовали себя неза-щищенными и беспомощными. Населяли же Аравию преимущественно арабские племена, которые четко делились на арабов северных и южных. Северными арабами были храбрые и воинствующие бедуины («жители пустыни»), занимающиеся кочевым скотоводством и кара-ванной торговлей. Они с незапамятных времен использовали одногорбого верблюда, способно-го по несколько дней обходиться без воды, довольствоваться простой и грубой пищей (верб-люжьими колючками) и при этом везти на сво-ей спине груз в несколько сотен килограммов.

Они же изобрели бурдюк — кожаный мешок, в котором держали воду. Верблюды и бурдюки с водой позволяли им добираться до отдаленных пастбищ и снаряжать караваны едва ли не на край света. Наряду с торговлей бедуи-ны охотно организовывали военные похо-ды, занимались разбоем, грабя города, купцов и земледельцев. Южные же арабы отдавали преимущество земледелию и мо-реходству. Они выращивали финики, шелковицу, гранаты, персики, фиги, абрикосы, виноград, пшеницу, ячмень и прочие культуры, держали верблюдов, лошадей, овец, коз. Бедуины относились к ним пренебрежительно, считая достой-ным занятием только торговлю, ростов-щичество, военное дело и поэзию. Материал с сайта

Родственные связи у арабов были крепкими, ведь без них они, эти дети пустыни, не выжили б. Но до появления ислама арабы единым сообществом себя не считали и своего государства не образовали.

Мусульмане — те, кто исповедуют ислам.

Караванная торговля — торговля товарами, доставленными через пустыню на вьючных животных.

Бедуины — кочевники на Аравийском полуострове и в некоторых районах Северной Африки.

Ислам («покорность») — одна из мировых религий, распространен-ная в странах Ближнего и Среднего Востока.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • дополнительный материал доклад на тему арабы

Трудно сказать что-то определенное про арабские средневековые карты, потому что, несмотря на проведенные исследования, оригиналов удалось отыскать, смехотворно мало. Потерялись карты, выполненные аль-Хуваризми (планисфера, изображенная на заказ халифа аль-Мамуна), аль-Балхи, аль-Истахри, Ибн Хавкалом, аль-Макдизи и неизвестным автором («Пределы Вселенной»). Даже знаменитая карта аль-Идрис – не что иное, как копия, датированная XV веком.

История арабской картографии, как и всех других картографов, тесно связана с развитием географии и ее многочисленных разветвлений. Еще в античные времена арабам тоже требовались точные ориентиры, чтобы по ним согласовывать свою жизнь и работы. Установление исламской религии только оживило поиски в этом направлении. Чтобы выдерживать время молитв, поста и ритуальных паломничества, надо было уметь ориентироваться в космическом изменении времени и уметь определить местоположение Мекки.

НАСЛЕДНИКИ И ПРОДОЛЖАТЕЛИ СТАРИННЫХ ТРАДИЦИЙ

Но только с тех пор, как перевелись на арабский язык произведения древних авторов, в частности , скажем, произведения Клавдия Птолемея, арабская картография выходит на первое место среди естественных наук. Арабские халифы щедро оплачивали такие переводы: они осознавали вес античных знаний. Чтобы знания эти стали органической составляющей мусульманской культуры, халифы поощряли переводы на арабском языке научных сокровищ античности. Так, халиф аль-Мамун переводческий труд оплачивал золотом…

Арабы берегли как зеницу ока это наследие и в течение всего Средневековья продолжали обогащать достояния античности своими собственными наблюдениями и достижениями науки. Поэтому в период между VII и XII веками полюс географических знаний сместился. Из Европы он перешел к большим научным центрам в Багдаде, Корди и Дамаске. И мы с уверенностью можем сказать, что хотя и не было прямого обмена между арабской и европейской картографиями, возрождение математики и астрономии в течение XIII века в Риме, Оксфорде и Париже является лишь продолжением приобретенного арабами в области картографии. Именно арабы сохранили достояние Античности и сделали тот великий расцвет науки и искусств, который Запад пережил в епоху Возрождения.

Арабы не ошибались, думая, что именно в произведениях Птолемея научные знания греков и римлян достигают наивысшего взлета. Хотя нельзя сказать, что они слепо следовали учению великого греческого звездочета, математика и географа. Арабские путешественники отрицали многие его положения. Со своей стороны, арабские астрономы продолжили вычисления долготы в градусах и достигли очень точных результатов. Следовательно, они не просто сохранили научные положения Птолемея, но и развили их. Требуя углубить известные знания, они, конечно, начинали с того рубежа, до которого дошли их предшественники.

Поиски арабских астрономов достигли кульминации в X веке, благодаря трудам аль-Баттани и аль-Масуди. Аль-Баттани опроверг много гипотез, выдвинутых Птолемеем. В отличие от этого последнего, который считал, что Африка соединяется с Азией у полуострова Малайзия, аль-Баттани был убежден, что Индийский океан – открытое море. Трактаты аль-Бируни о Востоке и аль-Идриса о Западе обогатили знания арабов о мире.

Целый ряд факторов способствовал значительному развитию географической и картографической наук у арабов. Ислам, став религией арабов, поощрял приумножение знаний во всем мире. Завоеваны были гигантские территории: очень нужно было оценить их ресурсы, чтобы ввести целесообразную налоговую систему. Кроме того, три из этих земель (Месопотамия, и Египет) были колыбелью цивилизации. Нельзя было править ими, не зная их.

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И КАРТОГРАФЫ

Огромные пространства арабской империи требовали создания почтовой службы и дорожной сети. Почта и дороги, в свою очередь, способствовали торговому обмену, который облегчали общий язык и религия. Все больше книг описывали «пути и королевства». В конце концов, и паломничества весьма способствовали тому, что арабы все больше привлекались к путешествиям и географии. Паломник говорил тем же языком, что и другие мусульмане, которые жили в других местностях и принадлежали к разным общественным кругам. Длительные паломничества часто превращались в бесценные познавательные, исследовательские и торговые путешествия. Возвращаясь, путешественники-паломники купцы рассказывали об увиденном в отчетах, которые имели ценные географические сведения. Среди них было немало картографов, таких, как Ибн Хавкал, аль-Масуди и аль-Идрис.

Много арабских географов исповедовало учение Птолемея. Оно было отправной точкой астрономической географии и картографии.

Мухаммед Ибн Муса аль-Хуваризми заложил основы арабской географической науки. В его книге «О конфигурации Земли» (Китаб Сурат аль-Ард), написанной в первой половине IX века, переводится и исправляется учение Птолемея. Считают, что эта его работа связана со знаменитой планисферой, которую он наметил вместе с другими учеными по заказу халифа аль-Мамуна. К сожалению, большинство карт аль-Хуваризми потерялась. До нас дошли только четыре. Это древнейшие из известных нам арабских карт. В X веке выдающимся арабским картографом был Абул Хасан Али аль-Масуди. Он родился в Багдаде и молодость провел в путешествиях, посетил Индию, Цейлон, море, Малую Азию, Сирию, Палестину, Занзибар, Мадагаскар и Оман. На склоне лет он отправился в Египет, где и умер в аль-Фустате. Аль-Масуди, вероятно, перечитал большинство известных тогда книг по географии. Он вспоминает много произведений, не дошедших до нас. Основная его работа «Золотые степи» (Муруджу адхдхахаб) заключает его опыт.

Перу Масуди принадлежат и многие другие произведения. Известна его планисфера мира – одна из самых точных тогдашних карт. Он верил в сферичность Земли. К известному в то время миру он добавил еще два континента, один в южном море, а второй, чтобы уравновесить его, с другой стороны известного мира.

Новый тип карт, подобный скорее к картографии, появляется с картой мира Ибн Хавкала. Он представляет экономическую таблицу, насыщенную сведениями из жизни народов. Ибн Хавкал берет за основу «атлас» аль-Истахри, дополняя его. Побережье он изображает в виде округлых и прямых линий; острова и внутренние моря, такие как Каспийское и Аральское, – кругами. Это упрощенное изображение.

ЗОЛОЛОТА ЭПОХА

В X веке (IV в. Хиджры) арабская картография, только начав развиваться еще сто лет назад, переживает действительно золотую эпоху с серией карт («Атлас мусульманского мира»), тесно связанных с многочисленными произведениями о «путях и королевствах». Методологию описания мусульманского мира, введенную выходцем из Балха (аль-Балхи), подхватил и развил персидский ученый из Ирана (аль-Истахри), на чьи работы в свою очередь опирался географ и великий путешественник, рожденный в Багдаде (Ибн Хавкал). Он просмотрел их, исправил и значительно развил.

Эти карты не имеют ничего общего с моделями Птолемея. Исламский атлас содержит в устойчивом раз и навсегда порядке 21 карту, первая из которых – сферическая карта мира. Затем идут шесть карт, изображающих Аравию, Персидское море, Магриб, Египет, Сирию и Румейское море (Средиземное море). Последние четырнадцать карт посвященные центральной и восточной частям мусульманского мира. Изображать исключительно мусульманский мир – льстило амбициям аль-Истахри, а также Ибн Хавкалу, который написал: «… И я подробно нарисовал исламские страны, провинцию за провинцией, край за краем, уезд за уездом…»

Вся их картографическая деятельность касалась преимущественно востока арабского мира, но и западной его части не было забыто. Последний период в арабской картографии, совпадает с творчеством аль-Идрисв (XII в.), привязанный как раз к мусульманскому западу.

После обучения в Кордове аль-Идрис поселяется на Сицилии, где норманнский король Роджер II заказывает ему гигантскую планисферу с подробным толкованием. Аль-Идрис описывал земной шар в целом: по словам географа, там были представлены «территории Земли с их странами и городами, реки, земли и моря, дороги, расстояния и все, что можно увидеть». Сама карта потерялась, но толкование аль-Идриса дошло до нас в произведении под названием «Развлекательная книга для тех, кто желает путешествовать по миру» (Китаб Нузхат аль мусхтак фи хтирак алафак), более известном, как «Книга Роджера» (Китаб Руджар).

Эта работа позволила западным географам распространить круг знаний, она также помогла португальским мореплавателям исследовать в XV веке неведомые края. Землю аль-Идрис представлял «круглой, как мячик», он считал, что «вода поступает естественным путем и удерживается на ней» и «Земля и вода зависли в космосе, как желток в яйце». К этим комментариям аль-Идрис добавил атлас известного ему мира, и некоторые карты, которые были уже цветными.

Труд аль-Идриса, апогей арабской картографии, был также и предвестником ее упадка. Понятие широты и долготы в нем отсутствуют. Мы, правда, находим в атласе аль-Идриса традиционные для Птолемея «климатические зоны», но они изображены полосами одинаковой ширины, вопреки астрономическим данным. Детали отражены хуже, чем на картах аль-Хуваризми. Есть также определенные ошибки в расчетах расстояний и дуг. Но будем снисходительны к картографу: смерть короля Роджера и беспорядки после нее помешали ему внести в свой атлас необходимые изменения. Аль-Идрис был на перекрестке двух миров, христианского и мусульманского. Неудивительно, что его называли «арабским Страбоном». Его атлас, который считается самым значительным образцом арабской картографии, имел также огромный успех на Западе на протяжении всего Средневековья.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные работы, вклад арабов в развитие картографии остается очень скромным, на удивление всех, кто изучает эту дисциплину. Что же тому причина? Арабам были известны вся Европа (за исключением крайнего севера), центральная часть Азии, Северная Африка – до 10 градуса северной широты – и восточные африканские побережья. Их географические знания не ограничивались самыми исламскими странами. Они значительно превышали знания греков, которым только примерно были известны земли за Каспием и уж точно они ничего не знали о восточном побережье Азии к северу от Индокитая. А арабам был так же хорошо известен путь по суше к источникам Янцзы, как и восточное побережье Азии до Кореи. Конечно, знакомство их с Японией под вопросом, Японский архипелаг появляется уже на картах XI века, но сомнительно, чтобы арабы добирались до него морским путем. Их представления о Японии, возможно, основывается на сведениях, собранных в Центральной Азии, хорошо им известной. Что касается Африки, то именно арабы первые подробно ее описали; именно на эти сведения ссылались все вплоть до XIX века, когда ее начали исследовать европейцы.

Эти необычные путешествия, невозможные для их европейских современников, должны были стать источником бесценной информации для картографов. Но не стали. Арабская картография, которая сумела составить такой точный «Исламский атлас», не смогла создать что-то похожее, хотя бы в форме отдельных карт, для других районов мира, хотя прекрасно их знала. Она не использовала последних достижений географической науки; вместо вводить что-то новое, новейшие карты только повторяли карты предыдущие. Правда, в те времена и европейская картография не отличалась особой оригинальностью и тоже не особо «дружила» с тогдашней географией.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще история картографии столь обширная, что пожалуй можно было бы даже сделать специальную кафедру картографии в рамках исторических или географических факультетов. Пожалуй, разные передовые вузы, такие как Тюменский государственный университет , могли бы позаимствовать эту идею.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...