Новые сведения о растениях м матусовский. Матусовский михаил львович- поэт

Из книги судеб. Михаил Львович Матусовский родился 23 (10) июля 1915 года в Луганске в рабочей семье. Детские годы прошли в городе, окружённом заводами, шахтами, железнодорожными мастерскими, узкоколейками.

Окончив строительный техникум, Михаил стал работать на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах, часто выступал на литературных вечерах, уже тогда получив признание.

В начале 1930-х приехал в Москву учиться в Литературном институте, слушал лекции Гудзия и Поспелова, Аникста и Исбаха, Асмуса и Соколова. Увлёкся древнерусской литературой.

В 1939-м году ММ , окончив институт, поступил в аспирантуру, три года работал над диссертационным исследованием под руководством Н. Гудзия, знатока древнерусской литературы.

В том же, 1939-м, он стал членом Союза писателей СССР.

Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941, не состоялась - началась война, и Михаил, получив удостоверение военного корреспондента, ушёл на фронт. Н. Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского, а главное - его песни.

Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944); в послевоенные годы - сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957», «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982), «Семейный альбом» (1983) и многие другие.

Среди награды: ордена «Отечественной войны I степени», «Красной Звезды», «Октябрьской Революции», два ордена «Трудового Красного Знамени».

Михаил Львович - лауреат Государственной премии СССР (1977).

Композиторы Дунаевский, Соловьёв-Седой, Хренников, Блантер, Пахмутова, Цфасман, Мокроусов, Левитин, Шаинский создали прекрасные песни на слова Матусовского. Особенно много песен родилось у Михаила Львовича в содружестве с Вениамином Баснером.

Памятник Михаилу Матусовскому установлен в Луганске на Красной площади.

Фотограф? Музыкант? Поэт!

Я песне отдал всё сполна, в ней жизнь моя, моя забота,

Ведь песня людям так нужна, как птице крылья для полёта.

В советские времена, когда в Луганск, периодически становившийся Ворошиловградом, приезжали высокие гости, в качестве достопримечательностей им показывали немногое: памятные знаки, связанные с гражданской и Великой Отечественной войнами, рабочее место будущего красного маршала Клима Ворошилова на тепловозостроительном заводе, шахтёрские города Краснодон и Ровеньки, овеянные славой подпольной организации «Молодая гвардия».

Всё это, безусловно, достойно внимания. Но ведь Луганск - это ещё и родина известных писателей, чьи имена составляют гордость отечественной литературы. В первую очередь, это - великий знаток слов, этнограф, гуманист Владимир Даль. А ещё здесь жили автор первого украинского словаря Борис Гринченко, советские литераторы Борис Горбатов, Тарас Рыбас, Фёдор Вольный, Павел Беспощадный (даже в фамилиях - колорит эпохи), Владислав Титов, Михаил Пляцковский… И Михаил Матусовский, чьи песни считаются народными, а это, говорят, первый признак, по которому автора заносят в разряд «классиков».

«Велопробег» и «Семейный альбом»

С тарый центр Луганска, словно стрелой, пересекается когда-то самой респектабельной и аристократической улицей Петербургской, ставшей в советское время Ленинской. Когда-то здесь чинно и вальяжно прогуливались мещане, служивый люд, гимназисты, разглядывая витрины шикарных магазинов, ресторанов, фотоателье. Со временем и улица, и нравы становились проще, демократичней и, в тоже время, провинциальней. Центр сместился на улицу Советскую.

А на Ленинской приметы прежней жизни остались лишь в архитектурных украшениях старинных, давно не знающих ремонта особняков. И уж совсем давно нет здесь фотосалона Льва Матусовского, который открылся около ста лет назад и был одним из самых популярных в городе.

В семьях коренных луганчан и по сей день хранятся фотоснимки, сделанные в этом салоне.

В сердце дунет ветер тонкий,

и летишь, летишь стремглав.

А любовь на фотоплёнке

держит душу за рукав.

Перед «цейсовским» объективом мастера «проходил весь город - старые и юные, учащиеся и военные, местные и приезжие, женатые и холостые, подвыпившие и трезвые, толстые и тощие, спешащие оставить память о себе на листках удостоверений личности или в семейных альбомах. Мой отец был своеобразным летописцем города, ему были известны самые заветные тайны». Это - выдержка из автобиографической книги «Семейный альбом» младшего сына Льва Матусовского - Михаила, который тоже мог на радость папе стать фотографом, но стал на радость миллионам читателей и слушателей поэтом. Да каким!

Кирпичный дом, и дым жилья,

и запах мокрого белья -

вот родословная моя...

Отец выпрашивал куски,

считал обиды и пинки,

и счастлив был, когда попал

К фотографу в ученики...

Впрочем, вполне могло случиться и так, что вместо популярного поэта мир обрёл бы не менее замечательного музыканта. Соответствующие задатки у маленького Миши были. И его родителям порой грезился переполненный концертный зал с роскошными люстрами, зажжёнными ради их сына, и он сам, раскланивающийся перед публикой. Сам же Миша постарался быстро развеять их иллюзии. «Хотя, может быть, и погибло во мне музыкальное дарование», - писал Матусовский в своей книге. Но себя музыкантом в будущем не видел: уже в детстве писал стихи...

Первое стихотворение «Велопробег» опубликовал в областной газете «Луганская правда» ещё в 12-летнем возрасте. Кстати, в том же номере, на той же странице было напечатано и стихотворение его брата, чьё дальнейшее творчество нам не известно. А Михаил позднее, став признанным поэтом, счёл свои стихи, созданные в детстве, «из рук вон плохими». И даже просил прощения «у терпеливых луганских читателей»...

И случай помог тоже

Ш ли годы. После окончания школы Матусовский писал афиши для заводского клуба, рисовал карикатуры для многотиражки, работал тапёром в кинотеатре. Будучи студентом Ворошиловградского (Луганск к тому времени уже был переименован) строительного техникума, руководил возведением двухэтажного здания медсанчасти на территории паровозостроительного завода…

В годы войны многие заводские помещения были разрушены. Но здание бывшей медсанчасти и по сей день стоит прочно и надёжно. «Вот ведь как получается: сколько сгорело городов и деревень, рухнуло очагов и кровель, а скромный двухэтажный домик, для которого достаточно было бы одной небольшой фугаски, стоит себе и стоит. Если бы хоть две стихотворные строки мои выдержали такое испытание временем, как дом моей юности!» - это строки из всё той же книги воспоминаний.

Фундамент стихов Матусовского оказался не менее прочным, чем построенный им дом. Но время славы никогда не бывает торопливым.

Вероятно, он был бы хорошим строителем, хотя «учиться в техникуме невыносимо скучно», - так он писал друзьям, думая, скорей всего, не об эпюрах напряжения, а о стихотворных размерах. И хорошо, что в его судьбу, как водится, вмешался Его Величество Случай.

В город на Лугани с творческой встречей приехали поэты из столицы - Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков. Молодой техник-строитель Матусовский принёс на суд гостям затрёпанную тетрадку своих стихов. И услышал от них: «В вас что-то есть. Приезжайте учиться в Москву».

Заречная, сердечная...

И вот луганчанин едет покорять столицу. Как сам рассказывал впоследствии, ехал с чемоданом стихов, «угрожая завалить столицу своей продукцией». Поступив в Литературный институт, подружился с Маргаритой Алигер, Евгением Долматовским, Константином Симоновым.

Вместе с Симоновым после окончания института поступил в аспирантуру при Московском институте истории, философии и литературы (в 1939 году). Константин Симонов, ровесник и единомышленник, был одним из его ближайших друзей. На каникулы вместе приехали в провинциальный Луганск, написали и издали в Москве совместную книгу рассказов и стихов «Луганчане».

Кандидатская диссертация Михаила Львовича была посвящена древнерусской литературе. Защита её была назначена на 27 июня 1941 года. Но, уже в ночь с 22-го на 23-е поэту стало известно, что ему немедленно надлежит получить документы военного корреспондента и отправляться на фронт! В виде исключения защита диссертации состоялась без соискателя. Уже на Западном фронте ему стало известно о присвоении учёной степени кандидата филологических наук.

Военный журналист Матусовский воевал на Северо-Западном, 2-м Белорусском, Западном фронтах Великой Отечественной войны. Среди его фронтовых наград, к которым он был представлен за мужество и героизм, - ордена Красной Звезды, Октябрьской революции, Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, медали.

Помимо фронтовых публикаций, и в годы войны, и после неё Матусовский написал немало текстов песен на военные темы. Сюжеты почти всегда брал из жизни. Многие из тех песен уже давно стали классикой. Но поэт видел в них лишь робкие ученические наброски.

По-настоящему первой своей удачей считал «Вернулся я на родину», в которой говорится о том, как после окончания войны автор возвращается в свой родной город (Заречная - одна из улиц старого Луганска):

Вернулся я на родину. Шумят берёзки встречные.

Я много лет без отпуска служил в чужом краю.

И вот иду, как в юности, я улицей Заречною,

И нашей тихой улицы совсем не узнаю...

Музыку к этой песне написал Марк Фрадкин, первым исполнителем стал Леонид Утёсов. «Я был счастлив и горд, когда её начал петь Леонид Утёсов... После него я поверил в силы и возможности песни», - писал поэт.

К вопросу о народности

И нтересна судьба песни, которой он не придавал особого значения.

Сиреневый туман над нами проплывает.

Над тамбуром горит полночная звезда.

Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,

что с девушкою я прощаюсь навсегда.

Долгое время она считалась фольклорным вариантом студенческого гимна. Её пели у костра и за столом, на вокзалах и в дворовых компаниях. Не пели её только с эстрады, ибо её служители приклеили песне ярлык немного вульгарной и даже полублатной. Что сказать, «Это время в ушах - БАМ!» звучало, конечно, более идеологически выдержанно. Но и на БАМе строители пели «Сиреневый туман», предпочитая его многим другим рекомендованным к исполнению постылым шлягерам.

Вернул на эстраду и в радиоэфир хорошую песню Владимир Маркин, который и сам, по его словам, поначалу не знал, кто же является автором слов, запоминавшихся слушателям с первого раза. Хотя стиль Матусовского тут налицо - искренний, трогательный, задушевный.

Песню «Подмосковные вечера» многие тоже считают народной. А, между тем, судьба её была совсем непростой (сродни народной). Создавалась она для фильма «Мы были на Спартакиаде». Руководители студии кинохроники вызвали авторов в Москву, чтобы выразить недовольство этой «вяловатой лирической песенкой». Кто сейчас знает этих критиков, кто помнит их «киношедевр»? А «Подмосковные вечера» живут уже более полувека и терять свою популярность не намерены.

Не менее знаменитой и любимой стала и песня «С чего начинается Родина». Между прочим, он неоднократно менял текст, выбирая наиболее точные слова, пока стихи не приобрели тот вид и содержание, которые мы знаем и любим. Многие произведения написаны Матусовским специально для кино. Вот лишь некоторые «его» фильмы: «Щит и меч» (кстати, «С чего начинается Родина» - именно оттуда), «Тишина», «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся», «Девчата», «Матрос с «Кометы»...

Песни Матусовского исполняли Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Георг Отс, Николай Рыбников, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Людмила Сенчина... список можно продолжать и продолжать.

Уехав из родного Донбасса, поэт не забыл его. Знаменитый романс из фильма «Дни Турбиных» тоже посвящён Луганску, чьи улицы в мае буквально залиты пьянящим ароматом цветущей белой акации:

Целую ночь соловей нам насвистывал,

город молчал, и молчали дома,

Белой акации гроздья душистые

ночь напролёт нас сводили с ума...

Школа на всю жизнь

В книге «Семейный альбом» немало тёплых строк поэт посвятил родной школе и особенно любимой учительнице русского языка и литературы Марии Семёновне Тодоровой. Она учила не только любить и понимать литературу, но и помогала своим ученикам лучше разбираться в житейских ситуациях, отличать пропагандистскую мишуру от правды жизни.

Времена и падежи,

лица чьи-то и глаголов…

То ли школа на всю жизнь,

то ли жизнь - сплошная школа.

«Загадочные строки " Мцыри" , разбегающиеся, как чернь по серебряным ножнам, свободные, обманчиво простые, написанные почти так, как мы разговариваем с вами, четырнадцатистишия " Онегина" , строки некрасовских " Коробейников" , которые, если бы даже не были положены на музыку, всё равно оставались бы песней, - всё это я услышал впервые из уст Марии Семёновны», - вспоминал Матусовский.

Как много он писал в школьные годы! У него был целый мешок лирических стихов, пародия на «Евгения Онегина». Начинал роман-трилогию на манер Гарина-Михайловского, сочинил бытовую комедию, в 11 лет начал работу над воспоминаниями «о прожитом и пережитом». Но Мария Семёновна, с которой Миша делился своими творческими планами и показывал свои опусы, возвращала его на землю.

Она не давала ему бесполезных советов, не читала скучных нотаций. Она просто предлагала почитать настоящие книги, развивала вкус и понимание литературы. Михаил всю жизнь помнил и любил свою школьную учительницу.

Одним из его соавторов был Исаак Дунаевский. Именно по его просьбе Матусовский и написал стихи-воспоминание о школьных годах. Но получившийся в результате совместного творчества романс не вызвал особого восторга поэта. Тут же композитор, вспоминает Матусовский, установил на пюпитре вместо нот пустую коробку из-под папирос «Казбек», на которой была начертана лишь одна нотная строка. И Михаил Львович впервые услышал грустную, щемящую мелодию «Школьного вальса».

Давно, друзья весёлые,

Простились мы со школою,

Но каждый год мы в свой приходим класс.

В саду берёзки с клёнами

Встречают нас поклонами,

И школьный вальс опять звучит для нас.

…Под звуки вальса плавные

Я вспомнил годы славные,

Любимые и милые края,

Тебя с седыми прядками

Над нашими тетрадками,

Учительница первая моя.

Многих ли авторов песенных стихов мы помним? Лебедев-Кумач, Исаковский, Матусовский… Забываются многие, весьма достойные фамилии. Но - остаются лучшие, и среди них - Михаил Матусовский.

И хоть его именем не названа ещё улица в родном Луганске, памятник ему стоит у входа в институт культуры. А литературная премия Межрегионального союза писателей, которую вручают украинским поэтам за достижения в русской поэзии, так и называется - премия имени Матусовского. Но, самое главное, звучат песни на его стихи. А для поэта - это лучшая память.

P.S. Буквально несколько слов об опыте моего общения (заочного) с Михаилом Матусовским. В начале 80-х я набрался нахальства и послал ему в Москву свои тогдашние (увы, несовершенные) стихи. Исходя из неудачного результата переписки с двумя киевскими поэтами (они даже не ответили на мои письма), ожидания мои были пессимистическими. Но, считал я, послать стихи нужно, ибо желание получить оценку своих творений от мастера было очень велико.

К своему удивлению (и радости!) ответ пришёл довольно скоро. Ответ тёплый и деликатный. Навсегда запомнил несколько строк: «Искра Божья в Вас есть. Но прежде, чем завоёвывать столицу, нужно завоевать Луганск, где очень хорошие литературные традиции». Конечно, он был прав. Его письмо очень помогло мне, придав силы и какую-то уверенность в себе. Спасибо Вам, Михаил Львович!

Иллюстрации:

фотографии поэта разных лет;

памятник Михаилу Матусовскому в Луганске.

Матусовский Михаил Львович родился 10 (23) июля 1915 в Луганске в рабочей семье. Детские годы прошли в городе, окружённом заводами, шахтами, железнодорожными мастерскими, узкоколейками.

Закончив строительный техникум, стал работать на заводе. В это же время стал печатать свои стихи в местных газетах и журналах, часто выступал на литературных вечерах, получив уже тогда признание.

В начале 1930-х приехал в Москву учиться в Литературном институте, слушал лекции Гудзия и Поспелова, Аникста и Исбаха, Асмуса и Соколова. Увлёкся древнерусской литературой.

В 1939 году, окончив институт, поступил в аспирантуру, три года работая над диссертационным исследованием под руководством Н. Гудзия, знатока древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 не состоялась - началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушёл на фронт. Н. Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского, а главное - его песни.

Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944); в послевоенные годы - «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951) и другие.

Матусовский - популярный поэт-песенник, написавший такие всем известные песни, как , , , , и многие другие. Им были написаны песни к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся» и другие.

МАТУСОВСКИЙ, Михаил Львович [р. 10.(23).VII.1915, Луганск] - русский советский поэт. Член Коммунистической партии с 1945. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1939) и аспирантуру при Московском университете (1941). Печататься начал в 1934. В годы Великой Отечественной войны - военный корреспондент фронтовых газет. Книга «Луганчане» (1939, совместно с К. Симоновым ) посвящена шахтёрам Луганска - участникам гражданской войны. Стихи военных лет рассказывают о героях фронта и тыла: сборники «Фронт» (1942), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине» (1943), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944) и др. Послевоенной действительности посвящён сборник «Слушая Москву» (1948). Многие стихи Матусовского раскрывают тему борьбы за мир (сборник «Улица мира», 1951). Матусовский - популярный поэт-песенник (, , песни к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся», «Идиот» и др.). Его лирические песни всегда окрашены в элегические или шутливо-иронические тона; в самом строе стиха они содержат ярко выраженную мелодию. Матусовский - автор сценариев хроникально-документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964).

Соч.: Подмосковные вечера. Стихи и песни, М., 1960; Как поживаешь, земля? Книга стихов и песен, М., 1963; Не забывай Песни, М., 1964.

Лит.: Азаров В., Чувство будущего, «Звезда», 1948, № 7; Карабутенко И., Тельпугов В., Главная тема поэта, «Комс. правда», 1952, 13 авг.

М. Д. Смородинская

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 4. - М.: Советская энциклопедия, 1967

Биография

Родился в Луганске в семье известного фотографа, владельца фотоателье в центре города, а впоследствии лишенца Льва Моисеевича Матусовского и его жены Эсфири Михайловны.

Учился и закончил 13 среднюю школу г. Луганск. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он впоследствии посвятит свою песню «Школьный вальс».

Окончив строительный техникум в Луганске, Михаил Львович стал работать на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах.

Памятник Матусовскому в Луганске

Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944); в послевоенные годы – сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957», «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982), «Семейный альбом» (1983) и многие другие.

Памятник Матусовскому установлен в Луганске на Красной площади возле ЛГИКИ.

Очень символично, что памятник установлен возле Луганского государственного института культуры и искусств. Этот тихий уголок на Красной площади, среди елей и каштанов, защищённый от шума и суеты. Студенты института каждый день проходят мимо этого места и образ поэта как бы присутствует среди них. Сам памятник так же отображает любимый уголок поэта, стоящего возле скамейки, на которой лежит открытая книга. Голуби не боясь присутствия Михаила Львовича, мирно воркуют рядом. Фонарный столб, изрезанный надписями с установленным на нём громкоговорителем, символизирует военное время, на которое пришлись творчество Михаила Львовича. Сам поэт как будто замер на мгновение, сочиняя новую строку. Возле памятника всегда лежат цветы. Это дань луганчан своему великому земляку.

Сочинения

Поэзия

  • Луганчане: Книга стихов и прозы. М., 1939
  • Моя родословная. М., 1940
  • Фронт: Книга стихов. М., 1942
  • Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине. Ашхабад, 1943
  • Когда шумит Ильмень-озеро: Стихи. М., 1944
  • Стихи. М., 1946
  • Слушая Москву: Стихи. М., 1948
  • Улица мира: Стихи. М., 1951
  • Всё, что мне дорого: Стихи и песни. М., 1957
  • Стихи остаются в строю. М.. 1958
  • Подмосковные вечера: Стихи и песни. М., 1960
  • Как поживаешь, Земля: Книга стиха и песен. М., 1963
  • Не забывай: Песни. М., 1964
  • Тень человека: Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях. М., 1968
  • Это было недавно, это было давно: Стихи. М., 1970
  • Суть: Стихи и поэмы. М., 1979
  • Избранные произведения: В 2 томах М., 1982
  • Семейный альбом. М., 1983

Популярные песни на стихи М. Матусовского

  • «А туман на луга ложится» (муз. В. Баснера) - исп. Эдуард Хиль
  • «Ах, какие сегодня зарницы» (муз. В. Баснера) - исп. Эдуард Хиль
  • «Баллада о солдате» (Муз. В. Соловьёва-Седого) - исп. Сергей Захаров, Эдуард Хиль
  • «Баллада о фронтовом кинооператоре» (муз. В. Баснера) - исп. Герман Орлов
  • «Белой акации гроздья душистые» (муз. В. Баснера) из к/ф «Дни Турбиных» - исп. Людмила Сенчина
  • «Берёзовый сок» (муз. В. Баснера) - исп. Леонид Борткевич (ВИА «Песняры»)
  • «Была судьба» (муз. В. Баснера) - исп. Галина Ковалёва, Эдуард Хиль, Любовь Исаева
  • «В дни войны» (муз. А. Петрова) из к/ф «Батальоны просят огня » - исп. Николай Караченцов
  • «В этот праздничный час» (муз. И. Дунаевского) - исп. Любовь Казарновская
  • «Вернулся я на Родину» (муз. М. Фрадкина) - исп. Юрий Богатиков
  • «Вечер вальса» (муз. И. Дунаевского) - исп. Георгий Виноградов
  • «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского) - исп. Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова
  • «Вологда» (муз. Б. Мокроусова) - исп. Анатолий Кашепаров (ВИА «Песняры »), Владимир Нечаев. Написана для спектакля «Белые облака» (Малый театр , , реж. Е. Р. Симонов , первый исполнитель - Михаил Новохижин )
  • «Грузовичок - фронтовичок» (муз. В. Баснера) - исп. Лев Барашков
  • «Дорожная песенка» (муз. В. Баснера) - исп. Эдуард Хиль
  • «И только потому мы победим» (муз. В. Баснера) - исп. Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль
  • «Идёт влюблённый человек» (муз. О. Фельцмана) - исп. Георг Отс
  • «Идёт рабочий класс» (муз. В. Баснера) - исп. Академический Большой хор Гостелерадио
  • Из к/ф Испытание верности (Муз. И. Дунаевского)
  • «Как, скажи, тебя зовут» (муз. В. Баснера) - исп. Эдуард Хиль
  • «Крейсер „Аврора“» (Муз. В. Шаинского) из м/ф «Аврора» (реж. Р.Качанов) - исп. Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова
  • «Крестики - нолики» (муз. В. Баснера) - исп. Таисия Калинченко и Эдуард Хиль
  • «Летите, голуби, летите…» (Муз. И. Дунаевского) - исп. Большой Детский хор Гостелерадио
  • «Лодочка» (муз. Т. Хренникова) - исп. Валентина Толкунова
  • «Махнём не глядя» (муз. В. Баснера) - исп. Виталий Копылов
  • «Мне вспомнились снова» (муз. В. Баснера) - исп. Павел Кравецкий
  • «Московские окна» (муз. Т. Хренникова) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Моя родимая земля» (муз. В. Баснера) - исп. Павел Кравецкий
  • «Мы дети военной поры» (муз. В. Баснера) - исп. Детский хор Ленинградского Радио и ТВ
  • «На безымянной высоте» (на музыку Вениамина Баснера) из к/ф «Тишина » (реж. В. Басов) - исп. Юрий Гуляев, Лев Барашков, Юрий Богатиков
  • «Не ищите ландышей в месяце апреле» (муз. В. Баснера) - исп. Людмила Сенчина
  • «Незабытая песня» (муз. М. Блантера) - исп. Юрий Гуляев, Алибек Днишев
  • «Ночь за стеной» (муз. В. Баснера) из к/ф «Возвращение к жизни»
  • «Ну почему ко мне ты равнодушна» (муз. В. Шаинского) из к/ф «И снова Анискин» - исп. Андрей Миронов
  • «О „Шарике“ родном» (муз. С. Каца) - исп. Виктор Селиванов
  • «Один на один» (муз. В. Баснера) из к/ф «3 % риска» - исп. Александр Хочинский
  • «Песня о гудке» (муз. Э. Колмановского)
  • «Песня о дружбе» или «Верные друзья» Из к/ф «Верные друзья » (реж. М.Калатозов , муз. Т. Хренникова) - исп. Муслим Магомаев
  • «Пилот не может не летать» (муз. В. Баснера) - исп. Эдуард Хиль
  • «Пишите нам, подружки» (муз. И. Дунаевского) - исп. М. Киселёв
  • «Пограничная застава» (муз. В. Баснера) - исп. Эдуард Хиль
  • «Подмосковные вечера» (на музыку Василия Соловьёва-Седого) - исп. Владимир Трошин
  • «Позывные» (муз. В. Шаинскиз к/ф «И снова Анискин» - исп. Иосиф Кобзон
  • «Поле Куликово» (муз. Т. Хренникова) - исп. Иосиф Кобзон
  • «Поручение» (муз. И. Дунаевского)
  • «Прощайте, голуби» (муз. М. Фрадкина) - исп. В. Толкунова и группа БДХ Гостелерадио
  • «Романс Лапина» или «Что так сердце растревожено» (муз. Т. Хренникова) - исп. Муслим Магомаев
  • «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера) из к/ф «Щит и меч » (реж. В. Басов) - исп. Марк Бернес
  • «Сиреневый туман» (муз. Я. Сашина) - исп. Владимир Маркин
  • «Скворцы прилетели» (Муз. И. Дунаевского)
  • «Солдат - всегда солдат» (муз. В. Соловьёва-Седого) - исп. Краснознамённый ансамбль им. Александрова
  • «Старый клён» (муз. А. Пахмутовой) из к/ф «Девчата» - исп. Алла Абдалова и Лев Лещенко
  • «Та река, где ты родился» (муз. В. Баснера) - исп. Людмила Сенчина и Эдуард Хиль
  • «Танго» или «Есть у тебя талант» (муз. В. Баснера) - исп. Андрей Миронов
  • «Ты и я» (муз. В. Баснера) - исп. Валентина Толкунова и Леонид Серебренников
  • «Хорошие девчата» (муз. А. Пахмутовой) из к/ф «Девчата»
  • «Чёрное море моё» («…Самое синее в мире, Чёрное море моё…») (муз. О. Фельцмана) - исп. Георг Отс
  • «Школьный вальс» («Давно, друзья весёлые, простились мы со школою…») (муз. И. Дунаевского) - исп. В. Бунчиков, М. Пахоменко
  • «Это было недавно» (муз. В. Баснер) - исп. Олег Анофриев

Литература

  • Хозиева С. И. Русские писатели и поэты: Краткий биографический словарь. - М.: Рипол Классик, 2002. - 576 с. - ISBN 5-7905-1200-3 .

Ссылки

  • Михаил Матусовский. Стихи. Биография. Фото на сайте «Лучшие русские поэты и стихи»
  • Марина Волкова, Владислав Куликов . Секрет дома с резным палисадом. Знаменитой песне «Вологда» исполняется тридцать лет // Российская газета, 2005, октябрь
  • История создания песни «Вологда» (фрагменты из книги воспоминаний солиста ансамбля «Песняры» Владимира Николаева)

В нашем городе родился Матусовский. Сколько статей, материалов, публикаций, ему посвященных, увидели свет во всесоюзной и луганской прессе! Только ваш покорный слуга является автором трех очерков о Михаиле Львовиче. Так что, когда редактор обратился ко мне с предложением: «Напиши о Матусовском! Ты же у нас известный матусовед», я огорчилась и обрадовалась одновременно. Обрадовалась, потому что меня поставили в один ряд с пушкиноведами, далеведами... А огорчилась, ибо трудно раскопать или написать что-нибудь новенькое, свеженькое и сенсационное об этом человеке. Все уже писано-переписано... Ну, не заниматься же компиляцией! Однако, стоп, сказала я себе. Попробуй сочинить так, как не сочинял о поэте никто, включая тебя. Поломав денька два голову, я поняла, КАК и ЧТО следует писать о человеке, чьи песни очаровали весь Советский Союз, да и весь мир! Думаете, преувеличиваю? Отнюдь. Недавно киевские студенты сняли любительский фильм о своих путешествиях, показанных, впрочем, в кинотеатрах. Называется он «Стул» или что-то в этом роде. Так вот, в Китае украинцы засняли местных жителей, с удовольствием распевающих... «Подмосковные вечера» на языке оригинала! Это ли — не популярность?!

МАТУСОВСКИЙ Михаил Львович. Родился 10 (по новому стилю 23) июля 1915 г. в Луганске. Участник второй мировой войны, Награжден орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями. На фронте вступил в КПСС.

В 1977 г. М. Матусовскому присуждена Госпремия СССР за стихи, положенные в основу песен: «Березовый сок», «Мне вспомнились снова», «Песня о гудке», «Шахтерская песня», «Такая короткая долгая жизнь», «В сердце у меня». В годы жизни поэта были выпущены сборники его стихов: «Моя родословная», «Фронт», «Слушая Москву», «Не забывай», «Все, что мне дорого», «Подмосковные вечера», «Тень человека». Посмертное издание его стихов называлось «Горечь». Михаил Матусовский гордился званием «поэт-песенник». Многие стихи и песни он посвятил родному Луганску. М. Матусовский — автор д/ф «Рабиндранат Тагор». Скончался 16 июля 1990 г. Похоронен в Москве.

«Играете ли Вы на балалайке?»

Наверное, лучше всего написал о Матусовском... сам Матусовский в автобиографической повести «Семейный альбом». Помню, когда читала ее впервые, несколько раз плакала, а уж сколько смеялась! Михаил Львович был человеком, обладавшим превосходным чувством юмора, а самое главное, самоиронией. Он высмеивал свои недостатки: полноту, неумение ездить верхом и прочая. Притом, оставаясь человеком скромным и деликатным.

Его друг и собрат по перу поэтесса Маргарита Алигер вспоминала один случай в Италии. С группой советских литераторов они отдыхали в Венеции. И тут М. Матусовский увидел, как американские туристы садятся в гондолу. Он возьми да скажи: «Интересно, какие песни предпочитает слушать буржуазия?» А гондольер запел «Подмосковные вечера». М. Алигер пишет, что Михаил был в полном смятении и сильно смущен Жаль только. что случай этот Алигер приводит в некрологе, написанном на смерть поэта.

Все же разные смешные и забавные истории сопровождали нашего земляка всю жизнь. Но об этом — чуть позже. Сейчас мнение автора по поводу своего детища: «Не скрою, мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах».

Кстати, о Филиппинах. Михаил Матусовский с супругой был в числе первых советских туристов, принятых тамошним президентом Ф.Маркосом. Филиппинская пресса уделила максимум внимания поэту. Одна из газет писала: «Нам было приятно убедиться, что русские, как и мы, по утрам чистят зубы». А корреспондентка газеты «Манила Тайме» на полном серьезе спрашивала Евгению Матусовскую, жену поэта: «Играете ли Вы и Ваши дочери на балалайке?»

В столице Филиппин Маниле Матусовским пришлось пережить нешуточную опасность - семибалльное землетрясение, когда отель, в котором они остановились, раскачивало, как былинку. В беседе с поэтом президент Маркос остроумно заметил: «Останьтесь еще посмотреть на наши тайфуны, тогда Вы станете настоящим филиппинцем». Но до этого дело не дошло.

«И дух еврейского борща — Вся родословная моя»

Что предопределило судьбу поэта? Родился в обычном заштатном провинциальном городке, Семья? Семья была известна в городе. Отец - Лев Моисеевич - самый популярный фотограф, уважаемый человек. Держал собственное ателье на главной улице Луганска — Петербургской. От клиентов не было отбоя.

Nota bene: Л. М. Матусовский родился в 1884 г. в Воронежской губернии. Из мещан. Вместе с родителями переехал в Луганск, где увлекся фотоделом. Свой фотосалон открыл в 1912 г. В 1918 - 1920 г.г. Л.Матусовский - фотограф ЧК. С 1920 по 1926 г.г. - фотограф Окружного исполкома. После смерти жены, Эсфирь Михайловны (в девичестве - Брукман), переехал к сыну в Москву. Скончался в 1956 г. в возрасте 72 лет. Похоронен в Москве.

Мать Михаила была домохозяйкой. Хорошо готовила рыбу - «фиш», национальное еврейское блюдо. Была женщиной по-житейски мудрой. Матусовский очень любил родителей, написал много стихотворений, им посвященных. Старший брат Михаила - Матвей (Моисей) стал инженером.

После рождения, как над всяким иудеем, над Михаилом совершил обряд обрезания луганский ребе (запись об этом сохранилась в книге Еврейской общины, что хранится в Госархиве Луганской области).

Замечу, что в последствии еврейская тема мало занимала поэта. Он же был советским гражданином. Как видим, пресловутая 5-я графа в паспорте ему не помешала стать знаменитым. Сам Матусовский, вспоминая о своем ранении на фронте, сказал об этом так:

«И когда горячий вал

Жаром обдавал кюветы,

Никого не волновал

Пятый пункт моей анкеты».

(1990 г.)

«Кирпичный дом и дым жилья,

И запах мокрого белья,

И дух еврейского борща —

Вся родословная моя».

Хотя несколько сильнее фокусируется Михаил Львович на, как это говорится теперь, ХОЛОКОСТЕ. В «Семейном альбоме» он много и часто вспоминает родственников и знакомых, расстрелянных немцами в период оккупации Ворошиловграда (дядя Соломон, соседка Анна Моисеевна). Подробно описывает свою экскурсию в концлагерь ЗАКСЕНХАУЗЕН. Много пишет о крематории (попасть туда на языке обитателей лагеря с юмором называлось «вылететь в трубу»). Все это он подытожил фразой: «Иногда ночью, когда не помогает ни димедрол, ни родедорм, а до рассвета еще далеко, мне кажется, что я слышу чужой, резкий голос, имеющий почему-то власть надо мною. Он называет мою фамилию, и я должен подняться и занять место в последнем ряду ожидающей меня колонны. Впрочем, рассказать об этом невозможно. Это надо почувствовать самому». Что ж, у каждого свои, личные ночные кошмары. Однако мы отвлеклись. Мне представляется, что вообще детство у Михаила было счастливым. В семье — не роскошь, но достаток, любящие родители, друзья, учеба, прогулки по родному городу, и конечно, стихи. Их он начал сочинять еще в детстве. А первое его стихотворение было опубликовано в 1927 г. в «Луганской правде». Автору тогда едва исполнилось 12 лет.

Примерно в то же время Миша начал посещать юношеское объединение при писательской организации «Забой», куда хаживали его друзья - поэты: Юрий Черкасский, Микола Упеник, Лев Галкин...

Первым доброжелательным критиком стихов была его учительница Мария Семеновна Тодорова. В школе №13, где учился Миша, она преподавала русский язык и литературу. Матусовский позже вспоминал, что «круглолицая, да и вся какая-то кругленькая, легкая, она вкатывалась в класс, как колобок. Портфель у Марии Семеновны тоже был крепкий, черной кожи, набитый нашими диктантами». Именно М.С.Тодоровой поэт впоследствии посвятит песню о школе, о первой, любимой учительнице «Школьный вальс».

Миша любил Луганск. В «Семейном альбоме» зрелый уже человек и поэт напишет много добрых, теплых слов о городе и своих земляках. Вспоминал он и довоенный, так переменившийся теперь Луганск: «Наискосок от школы, как раз на углу Полтавского переулка, в бывшем доме Стефановича помещался краеведческий музей. А перед входом в него была установлена каменная скифская баба». (Дом этот разрушен во время войны — Авт).

«Всем гусям гусь!»

После школы Миша окончил строительный техникум. И хотя вначале он стремился туда попасть, потом оказалось, что «учиться в техникуме скучно Некоторое разнообразие вносит только пожарная команда, расположенная тут же. во дворе» Все дело в том, что в начале 1930-х годов строительный техникум находился в здании бывшей городской думы. А пожарная часть базировалась там еще с конца XIX века. Ныне в этом здании располагается Музей истории и культуры г.Луганска).

Матусовский участвовал в строительстве медпункта на территории завода ОР. Кажется, это строение дожило до наших дней. Но Михаил чувствовал: стройка - это не для него. Для него — стихи Если воспользоваться для случая поговоркой, позаимствованной у одной из героинь Шолом Алейхема: «Перемена места — перемена счастья», то у Матусовского как раз так и получилось. Он уехал в Москву. В 1935 г. поступил в Литинститут им. Горького на филологический факультет. Институт подарил ему новых друзей. прежде всего К.Симонова. Вместе они даже посетили Луганск на летних каникулах в 1937 г. Результатом посещения стала книжка «Луганчане», написанная в соавторстве и изданная в Москве в 1939 г. Матусовский прибыл в столицу, по его собственному признанию, с полным чемоданом стихов. Что ж, как поется в одной известной песне (правда, не на стихи нашего земляка): «Любовь Москвы не быстрая, но верная и чистая». Так столица необъятной империи приняла в свои объятия юношу из провинции.

Во время учебы в институте с Михаилом вновь происходят разные забавные истории. Например, такой курьез...

«Однажды в середине зимы я перестал вдруг являться на лекции, день, другой, целую неделю. Друзья забеспокоились: не может быть, чтобы я просто так без серьезных причин манкировал своими обязанностями. Значит, я тяжко захворал». А.Раскин, друг и однокашник поэта, приехал к нему на съемную квартиру в Мытищи электричкой. Он нашел Матусовского радостным и… поедающим гуся. «Это был Гусь с большой буквы. Огромный, покрытый золотой хрустящей корочкой. Бросить такого гуся и ехать слушать лекции было выше моих сил. Я не ел гуся, я работал над ним. Щеки мои, подбородок, уши лоснились от гусиного жира».

Гуся Михаилу прислали из дому, а холодильники тогда еще не вошли в быт советских студентов, и зимой продукты, чтобы не испортились, вешали за окно, т.к. балконы были не у всех.

Начало войны помешало Матусовскому защитить кандидатскую. Тогда, в качестве исключения, защиту провели без диссертанта. Как и другие поэты и писатели, Матусовский уходит на фронт в качестве фронтового корреспондента. Летом 1941 г. он был ранен, но снова вернулся в строй. Фронтовые дороги вели его через Польшу в Германию. Однажды на боевые позиции к нему приехала жена Евгения Акимовна.

Nota bene: Что лично меня удивило в книге «Семейный альбом»? М. Матусовский уделил своей красавице-супруге лишь несколько строк! И это при том, что своей первой любви-девочке Аде из Луганска он не пожалел несколько страниц текста! Тем не менее Евгении он посвятил немало стихов. В чем же дело? Поэт был женат единожды, и надо полагать, счастливо. Думаю, в этом тоже сказалась скромность Михаила Львовича. Не хотел выносить на публику свои чувства. Так что тайну встречи и знакомства с Евгенией он «оставил за кулисами».

После войны наступил звездный час для Матусовского. Если до нее Михаил Львович не выбивался из общего ряда столич-ных поэтов, то теперь ситуация меняется. Славил Сталина в стихах? Что ж, было. А кто тогда не славил? Все славили. (Ну-ну, не все, возразит читатель, и будет прав. Только у тех, других, и дорога была другая, не усыпанная розами, а. крестная). В сборниках стихов Матусовского, изданных в 1930-1940-е годы, много строф о вожде, Так сказать, дань эпохе. В годы перестройки их стыдливо не переиздают. А тогда, как и для всех, Сталин для Матусовского - великан духа, великий, могучий правитель:

«... Пусть звучит

первомайская слава

Человеку в московском Кремле,

Кем сильна

и бессмертна держава,

Кто весну возродил на зелпе».

(«Весна мастеров». 1947 г.)

Времена меняются. Люди — нет. Кое-кто из современных луганских поэтов/поэтесс может похвалиться своими стихами в честь «вождей» уже нашего часа, благодаря которым тоже «солнце встает». Достаточно вспомнить опубликованную в 2005-м в «Ракурсе» оду Ефремову сочинения Татьяны Дейнегиной.

«Я песне отдал все сполна...»

«...В ней жизнь моя, моя забота.

Ведь людям песня

так нужна

Как птицам крылья

для полета».

Так в одном из стихотворений поэт-песенник М.Матусовский очертил значение песни лично для него и для своих читателей и слушателей. Михаил Львович плодотворно сотрудничал с разными композиторами: В. Баснером, В. Шаинским, А. Пахмутовой, Т.Хренниковым... Много

песен написал для кино. Это - настоящие шлягеры: «Старый клен», «На безымянной высоте», романс «Белой акации гроздья душистые», «С чего начинается Родина?» — всех не перечесть! Матусовский — автор текстов более чем к двумстам песням! Для детей он написал «Крейсер «Аврора» и «Вместе весело шагать».

Как же рождается песня? «Я не вправе говорить от всех поэтов, работающих в песенном жанре, но лично я предпочитаю способ в соответствии с древним изречением: «вначале было слово». Несколько раз я соглашался писать стихи на готовую музыку. Как правило, из этого ничего хорошего не получалось».

Какие же качества ценил Матусовский в песне? «Песня требует хрестоматийной простоты, соразмерности всех частей, органичности перехода запева в припев, полной естественности и непосредственности. В песне предпочтительнее даже некоторая наивность, нежели вычурная надуманность и тяжеловесность».

О судьбе песни мэтр рассуждает так: «Вообще пути песни загадочны и неисповедимы. Я бы мог назвать десятки песен, которые писал с полной отдачей сил, а их почему-то не поют». Поначалу так было и с песней «Вологда», написанной М.Матусовским и Б. Мокроусовым для спектакля Малого театра «Белые облака ». И только когда текст изменит В.Мулявин и исполнили «Песняры», она стала хитом.

Матусовский не забывает родной город. В 1975 г. он приезжает на встречу с одноклассниками: «Я снова шел привычной дорогой в школу, мимо ж/д переезда, где давным-давно бабы торговали баранками с маком и самодельными разноцветными конфетами». Каждый приезд мэтра освещает газета «Луганская правда». Так было и в 1946 г., так было и в 1987 г., когда Матусовский прибыл на празднование Дня Победы. Тогда ему сообщили радостную новость о присвоении звания «Почетный гражданин г. Ворошиловграда». Вот незаезженные нашими знатоками творчества поэта Матусовского строки о природе родного края: «Спят звезды на покатом небосводе, обозы спят, спят суслики в степи...» . Или: «Давно укрыли зверобой и мята становищ тех остывшую золу./ Здесь воин князя Игоря когда-то в траву случайно выронил стрелу» . А вот шутливый поэтический портрет дореволюционного хозяина паровозостроительного завода Г.Гартмана:

«Я помню Гартмана-отца

В полупальто коротком.

Квадрат багрового лица

С филейным подбородком».

А вот как иллюстрирует в одном из стихотворений М.Матусовский работу своего отца-фотографа:

«Отец снимал худых девиц,

В интимной позе

светских львиц,

И много плоских, как стена,

И улыбающихся лиц».

Удачными получились стихотворения М.Матусовского: «Украинский календарь», «В музее Даля в Луганске», «Опять я был на родине в Донбассе...»

Последние годы жизни М.Матусовский провел на даче в Подмосковье. Сейчас в Москве живут его внуки. Осталось и главное наследие - песни, которые на фоне современных уродливых кричалок-пищалок-однодневок выглядят прекрасными «жар-птицами» среди стаи бесцветных кур.

Маркевич А. Михаил Матусовский / А. Маркевич // Время Луганска. - 2007. - №7. - С. 18-19

В нашем городе родился Матусовский. Сколько статей, материалов, публикаций, ему посвященных, увидели свет во всесоюзной и луганской прессе! Только ваш покорный слуга является автором трех очерков о Михаиле Львовиче. Так что, когда редактор обратился ко мне с предложением: «Напиши о Матусовском! Ты же у нас известный матусовед», я огорчилась и обрадовалась одновременно. Обрадовалась, потому что меня поставили в один ряд с пушкиноведами, далеведами... А огорчилась, ибо трудно раскопать или написать что-нибудь новенькое, свеженькое и сенсационное об этом человеке. Все ужу писано-переписано... Ну, не заниматься же компиляцией! Однако, стоп, сказала я себе. Попробуй сочинить так, как не сочинял о поэте никто, включая тебя. Поломав денька два голову, я поняла, КАК и ЧТО следует писать о человеке, чьи песни очаровали весь Советский Союз, да и весь мир! Думаете, преувеличиваю? Отнюдь. Недавно киевские студенты сняли любительский фильм о своих путешествиях, показанных, впрочем, в кинотеатрах. Называется он «Стул» или что-то в этом роде. Так вот, в Китае украинцы засняли местных жителей, с удовольствием распевающих... «Подмосковные вечера» на языке оригинала! Это ли — не популярность?!

МАТУСОВСКИЙ Михаил Львович. Родился 10 (по новому стилю 23) июля 1915 г. в Луганске. Участник второй мировой войны, Награжден орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями. На фронте вступил в КПСС.

В 1977 г. М. Матусовскому присуждена Госпремия СССР за стихи, положенные в основу песен: «Березовый сок», «Мне вспомнились снова», «Песня о гудке», «Шахтерская песня», «Такая короткая долгая жизнь», «В сердце у меня». В годы жизни поэта были выпущены сборники его стихов: «Моя родословная», «Фронт», «Слушая Москву», «Не забывай», «Все, что мне дорого», «Подмосковные вечера», «Тень человека». Посмертное издание его стихов называлось «Горечь». Михаил Матусовский гордился званием «поэт-песенник». Многие стихи и песни он посвятил родному Луганску. М. Матусовский — автор д/ф «Рабиндранат Тагор». Скончался 16 июля 1990 г. Похоронен в Москве.

«Играете ли Вы на балалайке?»

Наверное, лучше всего написал о Матусовском... сам Матусовский в автобиографической повести «Семейный альбом». Помню, когда читала ее впервые, несколько раз плакала, а уж сколько смеялась! Михаил Львович был человеком, обладавшим превосходным чувством юмора, а самое главное, самоиронией. Он высмеивал свои недостатки: полноту, неумение ездить верхом и прочая. Притом, оставаясь человеком скромным и деликатным.

Его друг и собрат по перу поэтесса Маргарита Алигер вспоминала один случай в Италии. С группой советских литераторов они отдыхали в Венеции. И тут М. Матусовский увидел, как американские туристы садятся в гондолу. Он возьми да скажи: «Интересно, какие песни предпочитает слушать буржуазия?» А гондольер запел «Подмосковные вечера». М. Алигер пишет, что Михаил был в полном смятении и сильно смущен Жаль только. что случай этот Алигер приводит в некрологе, написанном на смерть поэта.

Все же разные смешные и забавные истории сопровождали нашего земляка всю жизнь. Но об этом — чуть позже. Сейчас мнение автора по поводу своего детища: «Не скрою, мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах».

Кстати, о Филиппинах. Михаил Матусовский с супругой был в числе первых советских туристов, принятых тамошним президентом Ф.Маркосом. Филиппинская пресса уделила максимум внимания поэту. Одна из газет писала: «Нам было приятно убедиться, что русские, как и мы, по утрам чистят зубы». А корреспондентка газеты «Манила Тайме» на полном серьезе спрашивала Евгению Матусовскую, жену поэта: «Играете ли Вы и Ваши дочери на балалайке?»

В столице Филиппин Маниле Матусовским пришлось пережить нешуточную опасность - семибалльное землетрясение, когда отель, в котором они остановились, раскачивало, как былинку. В беседе с поэтом президент Маркос остроумно заметил: «Останьтесь еще посмотреть на наши тайфуны, тогда Вы станете настоящим филиппинцем». Но до этого дело не дошло.

«И дух еврейского борща — Вся родословная моя»

Что предопределило судьбу поэта? Родился в обычном заштатном провинциальном городке, Семья? Семья была известна в городе. Отец - Лев Моисеевич - самый популярный фотограф, уважаемый человек. Держал собственное ателье на главной улице Луганска — Петербургской. От клиентов не было отбоя.

Nota bene: Л. М. Матусовский родился в 1884 г. в Воронежской губернии. Из мещан. Вместе с родителями переехал в Луганск, где увлекся фотоделом. Свой фотосалон открыл в 1912 г. В 1918 - 1920 г.г. Л.Матусовский - фотограф ЧК. С 1920 по 1926 г.г. - фотограф Окружного исполкома. После смерти жены, Эсфирь Михайловны (в девичестве - Брукман), переехал к сыну в Москву. Скончался в 1956 г. в возрасте 72 лет. Похоронен в Москве.

Мать Михаила была домохозяйкой. Хорошо готовила рыбу - «фиш», национальное еврейское блюдо. Была женщиной по-житейски мудрой. Матусовский очень любил родителей, написал много стихотворений, им посвященных. Старший брат Михаила - Матвей (Моисей) стал инженером.

После рождения, как над всяким иудеем, над Михаилом совершил обряд обрезания луганский ребе (запись об этом сохранилась в книге Еврейской общины, что хранится в Госархиве Луганской области).

Замечу, что в последствии еврейская тема мало занимала поэта. Он же был советским гражданином. Как видим, пресловутая 5-я графа в паспорте ему не помешала стать знаменитым. Сам Матусовский, вспоминая о своем ранении на фронте, сказал об этом так:

«И когда горячий вал

Жаром обдавал кюветы,

Никого не волновал

Пятый пункт моей анкеты».

(1990 г.)

«Кирпичный дом и дым жилья,

И запах мокрого белья,

И дух еврейского борща —

Вся родословная моя».

Хотя несколько сильнее фокусируется Михаил Львович на, как это говорится теперь, ХОЛОКОСТЕ. В «Семейном альбоме» он много и часто вспоминает родственников и знакомых, расстрелянных немцами в период оккупации Ворошиловграда (дядя Соломон, соседка Анна Моисеевна). Подробно описывает свою экскурсию в концлагерь ЗАКСЕНХАУЗЕН. Много пишет о крематории (попасть туда на языке обитателей лагеря с юмором называлось «вылететь в трубу»). Все это он подытожил фразой: «Иногда ночью, когда не помогает ни димедрол, ни родедорм, а до рассвета еще далеко, мне кажется, что я слышу чужой, резкий голос, имеющий почему-то власть надо мною. Он называет мою фамилию, и я должен подняться и занять место в последнем ряду ожидающей меня колонны. Впрочем, рассказать об этом невозможно. Это надо почувствовать самому». Что ж, у каждого свои, личные ночные кошмары. Однако мы отвлеклись. Мне представляется, что вообще детство у Михаила было счастливым. В семье — не роскошь, но достаток, любящие родители, друзья, учеба, прогулки по родному городу, и конечно, стихи. Их он начал сочинять еще в детстве. А первое его стихотворение было опубликовано в 1927 г. в «Луганской правде». Автору тогда едва исполнилось 12 лет.

Примерно в то же время Миша начал посещать юношеское объединение при писательской организации «Забой», куда хаживали его друзья - поэты: Юрий Черкасский, Микола Упеник, Лев Галкин...

Первым доброжелательным критиком стихов была его учительница Мария Семеновна Тодорова. В школе №13, где учился Миша, она преподавала русский язык и литературу. Матусовский позже вспоминал, что «круглолицая, да и вся какая-то кругленькая, легкая, она вкатывалась в класс, как колобок. Портфель у Марии Семеновны тоже был крепкий, черной кожи, набитый нашими диктантами». Именно М.С.Тодоровой поэт впоследствии посвятит песню о школе, о первой, любимой учительнице «Школьный вальс».

Миша любил Луганск. В «Семейном альбоме» зрелый уже человек и поэт напишет много добрых, теплых слов о городе и своих земляках. Вспоминал он и довоенный, так переменившийся теперь Луганск: «Наискосок от школы, как раз на углу Полтавского переулка, в бывшем доме Стефановича помещался краеведческий музей. А перед входом в него была установлена каменная скифская баба». (Дом этот разрушен во время войны — Авт).

«Всем гусям гусь!»

После школы Миша окончил строительный техникум. И хотя вначале он стремился туда попасть, потом оказалось, что «учиться в техникуме скучно Некоторое разнообразие вносит только пожарная команда, расположенная тут же. во дворе» Все дело в том, что в начале 1930-х годов строительный техникум находился в здании бывшей городской думы. А пожарная часть базировалась там еще с конца XIX века. Ныне в этом здании располагается Музей истории и культуры г.Луганска).

Матусовский участвовал в строительстве медпункта на территории завода ОР. Кажется, это строение дожило до наших дней. Но Михаил чувствовал: стройка - это не для него. Для него — стихи Если воспользоваться для случая поговоркой, позаимствованной у одной из героинь Шолом Алейхема: «Перемена места — перемена счастья», то у Матусовского как раз так и получилось. Он уехал в Москву. В 1935 г. поступил в Литинститут им. Горького на филологический факультет. Институт подарил ему новых друзей. прежде всего К.Симонова. Вместе они даже посетили Луганск на летних каникулах в 1937 г. Результатом посещения стала книжка «Луганчане», написанная в соавторстве и изданная в Москве в 1939 г. Матусовский прибыл в столицу, по его собственному признанию, с полным чемоданом стихов. Что ж, как поется в одной известной песне (правда, не на стихи нашего земляка): «Любовь Москвы не быстрая, но верная и чистая». Так столица необъятной империи приняла в свои объятия юношу из провинции.

Во время учебы в институте с Михаилом вновь происходят разные забавные истории. Например, такой курьез...

«Однажды в середине зимы я перестал вдруг являться на лекции, день, другой, целую неделю. Друзья забеспокоились: не может быть, чтобы я просто так без серьезных причин манкировал своими обязанностями. Значит, я тяжко захворал». А.Раскин, друг и однокашник поэта, приехал к нему на съемную квартиру в Мытищи электричкой. Он нашел Матусовского радостным и… поедающим гуся. «Это был Гусь с большой буквы. Огромный, покрытый золотой хрустящей корочкой. Бросить такого гуся и ехать слушать лекции было выше моих сил. Я не ел гуся, я работал над ним. Щеки мои, подбородок, уши лоснились от гусиного жира».

Гуся Михаилу прислали из дому, а холодильники тогда еще не вошли в быт советских студентов, и зимой продукты, чтобы не испортились, вешали за окно, т.к. балконы были не у всех.

Начало войны помешало Матусовскому защитить кандидатскую. Тогда, в качестве исключения, защиту провели без диссертанта. Как и другие поэты и писатели, Матусовский уходит на фронт в качестве фронтового корреспондента. Летом 1941 г. он был ранен, но снова вернулся в строй. Фронтовые дороги вели его через Польшу в Германию. Однажды на боевые позиции к нему приехала жена Евгения Акимовна.

Nota bene: Что лично меня удивило в книге «Семейный альбом»? М. Матусовский уделил своей красавице-супруге лишь несколько строк! И это при том, что своей первой любви-девочке Аде из Луганска он не пожалел несколько страниц текста! Тем не менее Евгении он посвятил немало стихов. В чем же дело? Поэт был женат единожды, и надо полагать, счастливо. Думаю, в этом тоже сказалась скромность Михаила Львовича. Не хотел выносить на публику свои чувства. Так что тайну встречи и знакомства с Евгенией он «оставил за кулисами».

После войны наступил звездный час для Матусовского. Если до нее Михаил Львович не выбивался из общего ряда столич-ных поэтов, то теперь ситуация меняется. Славил Сталина в стихах? Что ж, было. А кто тогда не славил? Все славили. (Ну-ну, не все, возразит читатель, и будет прав. Только у тех, других, и дорога была другая, не усыпанная розами, а. крестная). В сборниках стихов Матусовского, изданных в 1930-1940-е годы, много строф о вожде, Так сказать, дань эпохе. В годы перестройки их стыдливо не переиздают. А тогда, как и для всех, Сталин для Матусовского - великан духа, великий, могучий правитель:

«... Пусть звучит

первомайская слава

Человеку в московском Кремле,

Кем сильна

и бессмертна держава,

Кто весну возродил на зелпе».

(«Весна мастеров». 1947 г.)

Времена меняются. Люди — нет. Кое-кто из современных луганских поэтов/поэтесс может похвалиться своими стихами в честь «вождей» уже нашего часа, благодаря которым тоже «солнце встает». Достаточно вспомнить опубликованную в 2005-м в «Ракурсе» оду Ефремову сочинения Татьяны Дейнегиной.

«Я песне отдал все сполна...»

«...В ней жизнь моя, моя забота.

Ведь людям песня

так нужна

Как птицам крылья

для полета».

Так в одном из стихотворений поэт-песенник М.Матусовский очертил значение песни лично для него и для своих читателей и слушателей. Михаил Львович плодотворно сотрудничал с разными композиторами: В. Баснером, В. Шаинским, А. Пахмутовой, Т.Хренниковым... Много

песен написал для кино. Это - настоящие шлягеры: «Старый клен», «На безымянной высоте», романс «Белой акации гроздья душистые», «С чего начинается Родина?» — всех не перечесть! Матусовский — автор текстов более чем к двумстам песням! Для детей он написал «Крейсер «Аврора» и «Вместе весело шагать».

Как же рождается песня? «Я не вправе говорить от всех поэтов, работающих в песенном жанре, но лично я предпочитаю способ в соответствии с древним изречением: «вначале было слово». Несколько раз я соглашался писать стихи на готовую музыку. Как правило, из этого ничего хорошего не получалось».

Какие же качества ценил Матусовский в песне? «Песня требует хрестоматийной простоты, соразмерности всех частей, органичности перехода запева в припев, полной естественности и непосредственности. В песне предпочтительнее даже некоторая наивность, нежели вычурная надуманность и тяжеловесность».

О судьбе песни мэтр рассуждает так: «Вообще пути песни загадочны и неисповедимы. Я бы мог назвать десятки песен, которые писал с полной отдачей сил, а их почему-то не поют». Поначалу так было и с песней «Вологда», написанной М.Матусовским и Б. Мокроусовым для спектакля Малого театра «Белые облака ». И только когда текст изменит В.Мулявин и исполнили «Песняры», она стала хитом.

Матусовский не забывает родной город. В 1975 г. он приезжает на встречу с одноклассниками: «Я снова шел привычной дорогой в школу, мимо ж/д переезда, где давным-давно бабы торговали баранками с маком и самодельными разноцветными конфетами». Каждый приезд мэтра освещает газета «Луганская правда». Так было и в 1946 г., так было и в 1987 г., когда Матусовский прибыл на празднование Дня Победы. Тогда ему сообщили радостную новость о присвоении звания «Почетный гражданин г. Ворошиловграда». Вот незаезженные нашими знатоками творчества поэта Матусовского строки о природе родного края: «Спят звезды на покатом небосводе, обозы спят, спят суслики в степи...» . Или: «Давно укрыли зверобой и мята становищ тех остывшую золу./ Здесь воин князя Игоря когда-то в траву случайно выронил стрелу» . А вот шутливый поэтический портрет дореволюционного хозяина паровозостроительного завода Г.Гартмана:

«Я помню Гартмана-отца

В полупальто коротком.

Квадрат багрового лица

С филейным подбородком».

А вот как иллюстрирует в одном из стихотворений М.Матусовский работу своего отца-фотографа:

«Отец снимал худых девиц,

В интимной позе

светских львиц,

И много плоских, как стена,

И улыбающихся лиц».

Удачными получились стихотворения М.Матусовского: «Украинский календарь», «В музее Даля в Луганске», «Опять я был на родине в Донбассе...»

Последние годы жизни М.Матусовский провел на даче в Подмосковье. Сейчас в Москве живут его внуки. Осталось и главное наследие - песни, которые на фоне современных уродливых кричалок-пищалок-однодневок выглядят прекрасными «жар-птицами» среди стаи бесцветных кур.

Маркевич А. Михаил Матусовский / А. Маркевич // Время Луганска. - 2007. - №7. - С. 18-19

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....