Национально государственное образование в международном праве. Международная правосубъектность государственно-подобных образований

Лекция 5. Субъекты международного права

5.6. Государственноподобные образования как субъекты международного права

Истории известны отдельные политико-территориальные образования, по своему содержанию не являющиеся государствами, так как их правосубъектность производна от правосубъектности государств, их создавших. К числу таких образований относятся вольные города (Краков -1815 - 1846 гг., Данциг - 1920 - 1939 гг., Западный Берлин - 1971 - 1990 гг.). Указанные образования были созданы международными договорами, в которых определялся их правовой статус.

Поскольку данные образования отвечали практически всем признакам государства, но правосубъектностью обладали производной, то их в международном праве стали называть государствоподобными образованиями.

В настоящее время к таким образованиям принадлежат Ватикан и Мальтийский орден.

Правовое положение Ватикана определено соглашением между Итальянской республикой и святым престолом от 11 февраля 1929 г. В соответствии с указанным соглашением Ватикан наделен всеми атрибутами государства: территорией, гражданством, законодательством, армией и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование, активно участвующее в международных отношениях. Обменивается представительством с государствами, имеет миссии наблюдателей при ООН и специализированных учреждениях ООН.

Государство становится субъектом МП с момента возникновения (ipso facto – в силу факта своего существования).

Черты государства как субъекта МП:

1) суверенитет, абсолютно суверенных государств нет;

2) иммунитет – изъятие из под юрисдикции, распространяется на государство, его органы, государственную собственность, должностных лиц за рубежом. Государство само решает вопрос об объеме иммунитета, может отказаться в целом либо в какой-то части.

Концепции:

Абсолютного иммунитета – распространяется на все действия государства;

Относительного иммунитета – только на те действия, которые государство осуществляет как суверен, как носитель власти. Когда государство действует как частное лицо, то иммунитет не действует (США, ЮАР, Сингапур, Великобритания). Есть ряд международных договоров, придерживающихся эту концепцию: Европейская конвенция об иммунитете государства, Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета торговых судов.

Виды иммунитетов:

а) Судебный иммунитет – неподсудность одного государства другому без его на то согласия; запрет применения мер по обеспечению иска, запрет принудительного исполнения судебного решения;

б) Иммунитет государственной собственности – неприкосновенность собственности, запрет изъятия, ареста, обращения взыскания;

в) Фискальный (налоговый) – деятельность государства за рубежом не облагается налогами, сборами, кроме тех, которые представляют собой плату за какое-либо обслуживание.

3) население – все лица, которые проживают на территории и государства и подчиняются его юрисдикции.

4) территория – в МП рассматривается как часть географического пространства, значение государственной территории: материальная основа существования населения; сфера действия права государства. В государственную территорию входит суша, недра, водное пространство (внутренние воды, архипелажные воды, территориальное море), воздушное пространство над сушей и водой. Пределы очерчены государственными границами. Существуют государственные территории с международным режими, например Шпицберген – территория Норвегии.

5) наличие системы органов, отвечающих за международные отношения государства (органы внешних сношений).

Органы внешних сношений:

а) внутригосударственные:

Предусмотренные конституцией государства: глава государства, парламент, правительство;

Не предусмотренные конституцией государства: ведомство иностранных дел, иные органы (например, министерство внешнеэкономических связей), органы, создаваемые для выполнения определенных международных обязательств – например, НЦБ Интерпола;

б) зарубежные:

Постоянные: дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые и иные специальные представительства (например, туристские), представительства при международных организациях (постоянные представительства либо миссии наблюдателей);

Временные: специальные миссии, делегации на конференции, совещания.

Особый вопрос МП – являются ли члены федеративных государств субъектами МП? в частности, являются ли ими субъекты РФ?

Анализ российского законодательства (ФЗ «О международных договорах РФ», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ») позволяет сделать ряд выводов:

Субъекты РФ могут заключать международные соглашения, но эти соглашения не являются международными договорами; и эти соглашения не могут заключать без разрешения Федерации.

Федерация согласует международный договор с субъектом РФ, если договор затрагивает территорию субъекта, но права вето у субъекта нет.

Субъекты могут быть членами международных организаций, но только тех, которые допускают членство несуверенных образований.

Таким образом, субъекты РФ не являются субъектами МП.

35. Государственно-подобные образования – субъекты международного права.

Государственно-подобные образования - производные субъекты международного права. Данный термин представляет собой обобщенное понятие, поскольку применяется не только к городам, но и к определенным районам. Г.п.о. создаются на основе международного договора или решения международной организации и представляют собой своеобразное государство с ограниченной правоспособностью. Они имеют свою конституцию или акт аналогичного характера, высшие государственные органы, гражданство. Г.п.о. является, как правило, демилитаризованным и нейтрализованным. Выделяют политико-территориальные (Данциг, Гданьск, Западный Берлин) и религиозно-территориальные государственно-подобные образования (Ватикан, Мальтийский Орден). В настоящее время существуют только религиозно-территориальные государственно-подобные образования. Такие образования обладают территорией, суверенитетом; имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные договоры. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз­никают как следствие неурегулированности территориальных пре­тензий различных стран друг к другу.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений, как правило, мирных договоров. Такие соглашения наделяли их определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион­ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы 1 .

Ö Это вольные города в прошлом (Венеция, Новгород, Гамбург и др.) или в новое время (Данциг).

Ö Особый ста­тус после второй мировой войны имел Западный Берлин (до объеди­нения Германии в 1990 г.).

Ö К государственно-подобным субъектам международного права относится Ватикан . Это административный центр католической церкви во главе с Папой римским, «государство-город» в пределах итальянской столицы - Рима. Ватикан имеет дипломатические отноше­ния со многими государствами в различных частях мира (в том чис­ле с Россией), постоянных наблюдателей при ООН и некоторых дру­гих международных организациях, принимает участие в междуна­родных конференциях государств. Правовой статус Ватикана опре­делен специальными соглашениями с Италией 1984 г.

К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус .

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле .

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

1) территория;

2) постоянное население;

3) гражданство;

4) законодательные органы;

5) правительство;

6) международные договоры .

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

Ответ на данный вопрос дает Р.М. Валеев: государствоподобные образования не обладают таким свойством как суверенитет, поскольку, во-первых, их население - это не народ, а часть какой-либо нации или представители различных наций; во-вторых, их международная правоспособность сильно ограничена, реальной независимостью в международной сфере они не обладют. Появление таких образований основано на международных актах (договорах) .

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях .

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста .

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии .

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

Государственно-подобные образования

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования. Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым ста­новятся субъектами международного права. Такие образования обладают территорией, суверенитетом, имеют свое гражданство, законодательное собрание, правительство, международные до­говоры.

В их числе были т.н. «вольные города», Западный Берлин. К данной категории субъектов относятся Ватикан, Мальтийский орден и Святая Гора Афон. Поскольку данные образования боль­ше всего походят на мини-государства и имеют почти все признаки государства, они получили название «государственно-подобных формиро­ваний».

Правоспособность вольных городов определялась соответствую­щими международными договорами. Так, согласно положениям Вен­ского трактата 1815 г. вольным городом был объявлен Краков (1815 – 1846 гг.). По Версальскому мирному договору 1919 г. статусом «сво­бодного государства» пользовался Данциг (Гданьск) (1920 – 1939 гг.), а в соот­ветствии с мирным договором с Италией 1947 г. предусматривалось создание Свободной территории Триест, которая, впрочем, так и не была создана.

Особым статусом, предоставленным четырехсторонним соглаше­нием по Западному Берлину 1971 г., обладал Западный Берлин (1971 – 1990 гг.). В соответствии с этим соглашением западные секто­ры Берлина были объединены в особое политическое образование со своими органами власти (Сенатом, прокуратурой, судом и т.д.), кото­рым была передана часть полномочий, например, издание норматив­ных актов. Ряд правомочий осуществлялся союзными властями дер­жав-победительниц. Интересы же населения Западного Берлина в международных отношениях представлялись и защищались консуль­скими должностными лицами ФРГ.

Ватикан – государство-город, расположенный в пределах столи­цы Италии – Рима. Здесь находится резиденция главы католической церкви – Папы Римского. Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим доку­ментом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. Вати­кан активно участвует в международных отношениях, учреждает в других государствах постоянные представительства (представительство Ватикана есть и в России), возглавляемые папскими нунциями (послами), участвует в международных организациях, в конференциях, подписывает международные договоры и т.д.

Мальтийский орден представляет собой религиозное формирова­ние с административным центром в Риме. Мальтийский орден активно участвует в международных отношениях, заключает договоры, обме­нивается представительствами с государствами, имеет миссии наблю­дателей в ООН, ЮНЕСКО и ряде других международных организа­ций.



Святая Гора Афон (Афон) – это самостоятельное монашеское государство, расположенное на полуострове в Восточной Греции, в районе Халкидики. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. Органом управления Афоном является Священный кинот, в который входят представители всех 20-ти монастырей Афона. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху. Въезд на территорию государственно-подобного образования запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. Паломникам для посещения Святой Горы Афон необходимо получить специальное разрешение – «диамонитирион». В последние годы Европейский Совет неоднократно требовал от греческого правительства открыть доступ на Афон всем желающим, в том числе и женщинам. Православная церковь резко выступает против этого в целях сохранения традиционного монашеского уклада жизни.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

    постоянное население;

    определенная территория;

    правительство;

    способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть .

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость . Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    государства юридически равны;

    каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

    каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

    территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

    каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

    каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

    внешнеэкономические отношения РФ;

    оборона и безопасность;

    определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ » 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

    вступать в отношения с иностранными государствами;

    заключать с ними межправительственные договоры;

    обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;

    быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...