Международное морское право понятие принципы кодификация. Xiv международное морское право

Международное морское право

Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм , устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана . В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права , т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи .

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит - торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством ;
  • судно занимается работорговлей ;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного использования мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

Принцип защиты морской среды

По иному - принцип предотвращения загрязнения морской среды . Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит - военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом . Ограничение этому - случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;

Права государств, не имеющих выхода к морю

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

Это интересно

Примечания

Ссылки

  • Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
  • Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
  • База данных документов по морскому праву Rise::Морское право

Совокупность принципов и правовых норм, регулирующих права и обязанности государств и других субъектов международного права в отношении использования морских пространств в мирное время. В данном смысле международное морское право следует отличать от частного морского права, регулирующего права и обязанности юридических и физических лиц в отношении вопросов морского судоходства, таких как морские перевозки грузов и страхование.

Хотя некоторые нормы морского права можно отнести к средневековым частным кодификациям, регулирующим основные права и обязанности морских перевозчиков и судовладельцев в Средиземном море, важнейшие принципы международного морского права были разработаны в семнадцатом веке. Классические публицисты, основываясь на традициях римского права и доктрине естественного права, занимались отдельными вопросами морского права. Среди ранних работ, затрагивающих данную тему, наиболее известной является памфлет Гуго Гроция «Mare Liberum» («Свободное море»).

К девятнадцатому веку, когда на основе практики государств и их согласованного мнения происходило формирование норм обычного права, международное морское право, как и другие области международного публичного права, превратилось в систему обычно-правовых принципов и норм, регулирующих права и обязанности государств, главным образом в отношении территориального и открытого морей.

В течение девятнадцатого века и период между двумя мировыми войнами было предпринято несколько безуспешных попыток кодифицировать морское обычное право. После Второй мировой войны было проведено несколько конференций с целью кодификации различных аспектов морского права. Первой конференцией стала Первая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС I), известная как Женевская конференция по морскому праву 1958 года, которая привела к заключению четырех конвенций:

  1. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне;
  2. Конвенция об открытом море;
  3. Конвенция о континентальном шельфе;
  4. Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Женевские конвенции 1958 года по морскому праву являются первой крупной кодификацией морского права. Большинство положений первых двух конвенций и некоторых положений Конвенции о континентальном шельфе являются обобщением и систематизацией норм обычного права; в то время как другие не только кодифицируют обычно-правовые нормы, но и вносят вклад в прогрессивное развитие международного права. Таким образом, хотя конвенции имеют обязательную силу только для государств-участников, многие из их положений могут использоваться в качестве свидетельства правового обычая в отношении государств, не являющихся их участниками. Все четыре конвенции остаются действующими для ограниченного числа государств, еще не ратифицировавших Конвенцию 1982 года по морскому праву, к числу которых относятся США.

Женевская конференция 1958 года не смогла достичь согласия по некоторым вопросам, в частности по ширине территориального моря и правам прибрежных государств в районах открытого моря, примыкающих к их территориальным морям. Для решения подобных вопросов была созвана Вторая Конференция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС II), известная как Женевская конвенция по морскому праву 1960 года; но и она не смогла достичь поставленных целей. По этой причине, а также в связи с неудовлетворенностью некоторых государств различными положениями, изложенными в Конвенции 1958 года и произошедшими после ее заключения технологическими, экономическими и политическими изменениями, была созвана третья Конференция ООН по морскому праву 1973-1982 года (ЮНКЛОС III).

Создает всеобъемлющий режим, регулирующий права и обязанности государств в отношении Мирового океана. В Конвенции 1982 года повторяются, изменяются либо заменяются все ключевые положения четырех конвенций 1958 года. Однако многие из положений Конвенции 1982 года отходят от существующего обычного права.

Конвенция состоит из 320 статей и девяти приложений. В ней рассматриваются большинство вопросов, касающихся использования морского пространства, такие как: экономические зоны моря, континентальный шельф, права на глубоководное морское дно, права и свободы судоходства в территориальных и открытых морях, сохранение и рациональное использование биологических ресурсов моря, защита и сохранение морской среды, морские научные исследования, а также процедуры урегулирования споров.

Территориальное море.

Это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, на который распространяется его суверенитет. Конвенция 1982 года предусматривает, что суверенитет государств распространяется и на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра. Однако при осуществлении суверенитета над территориальным морем прибрежные государства должны соблюдать правила и ограничения, предусмотренные данной Конвенцией и другими нормами международного морского права.

Границы территориального моря.

Ширина территориального моря, установленная прибрежным государством, не должна превышать двенадцать морских миль и отмеряется от исходной (базовой) линии. - это линия, образующая границу между внутренними водами прибрежного государства над которыми оно обладает абсолютным суверенитетом, и его территориальным морем. Для определения исходной линии в зависимость от рельефа и очертания берега может применяться либо метод нормальной исходной линии, либо метод прямых исходных линий, либо сочетание этих методов. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством крупномасштабных морских картах. Метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки, может применяться для проведения исходной линии в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где вдоль берега и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов. Однако применение данного метода не должно приводить к перекрытию другому государству прохода из территориального моря к открытому морю или исключительной экономической зоне. Данный метод также применяется для проведения замыкающих линий устьев рек, впадающих непосредственно в море, и заливов.

В случае, когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу и между ними не заключено специальное соглашение, территориальное море каждого из них не должно выходить за срединную линию, проведенную по точкам, равноудаленным от исходных линий побережья и островов обоих государств. Данное положение не применяется, если территориальные моря двух государств исторически разграничены по-иному.

Права прибрежного государства над территориальным морем.

В соответствии с Конвенцией 1982 года, суверенитет прибрежного государства распространяется на его территориальное море, его дно и недра, а также на воздушное пространство над его территориальным морем. В связи с этим прибрежное государство пользуется следующими правами:

  • исключительным правом на рыбный промысел и разработку ресурсов морского дна и недр территориального моря;
  • исключительным правом регулировать передвижение воздушных судов через воздушное пространство над территориальным морем. Воздушные суда, в отличие от морских, не пользуются правом мирного прохода;
  • правом принимать законы и правила в соответствии с положениями Конвенцией 1982 года и другими нормами международного права, в частности касающиеся таможенного, иммиграционного и санитарного регулирования, безопасности судоходства и сохранения окружающей среды;
  • правом предпринимать в своем территориальном море необходимые меры для предотвращения прохода иностранного судна, когда его проход не является мирным;
  • правом на осуществление уголовной юрисдикции на борту иностранного судна (арест какого-либо лица или проведение расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна) в следующих случаях: если последствия преступления распространяются на прибрежное государство; если преступление нарушает порядок в стране или территориальном море; если к местным властям обратились с просьбой о помощи; для пресечения незаконной наркоторговли; либо в том случае, когда иностранное судно проходит через территориальное море прибрежного государства после выхода из его внутренних вод;
  • правом на осуществление гражданской юрисдикции (применение мер взыскания или арест по гражданскому делу) в отношении иностранного судна, но только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства; либо в случае, когда иностранное судно находится на стоянке в территориальном море прибрежного государства или проходит через его территориальное море после выхода из его внутренних вод.

Право мирного прохода в территориальном море.

В соответствии с Конвенцией 1982 году суверенитет прибрежного государства над его территориальным морем подлежит ограничению на основании , которыми пользуются суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Проход означает плавание через территориальное море с целью пересечения этого моря без входа во внутренние воды или стоянки на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; либо с целью прохода во внутренние воды или выхода из них, или стоянки на таком рейде или у такого портового сооружения. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход может включать остановку и стоянку на якоре, но лишь в той мере, в какой они связаны с обычным плаванием или вызваны форс-мажорным обстоятельствами, либо для спасения людей или терпящих катастрофу судов. Проход должен осуществляться в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного морского права. Проход должен быть мирным, т. е. он не должен нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Право мирного прохода также действует во внутренних водах, где установление исходной линии в соответствии с Конвенцией 1982 года привело к включению во внутренние воды районов, которые ранее не считались таковыми.

Правом мирного прохода также пользуются подводные лодки и другие подводные аппараты. Однако требуется, чтобы они перемещались по поверхности и поднимали свой флаг.

Согласно Конвенции 1982 года прибрежное государство не должно, за исключением оговоренных случаев, препятствовать мирному прохождению иностранных судов через свои территориальные моря и, в частности, не должно под любым предлогом препятствовать судоходству или допускать дискриминацию в отношении каких-либо судов. Прибрежное государство обязано надлежащим образом оповещать о любой известной ему опасности для судоходства в территориальном море. Не допускается взимать никаких пошлин с иностранных судов лишь за проход через территориальное море; сборы могут взиматься только в качестве оплаты за конкретные услуги, оказанные судну.

Прибрежное государство не должно осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Также не должно останавливать или менять курс проходящего через территориальное море иностранного судна, осуществляя гражданскую юрисдикцию в отношении лица на его борту, за исключением случаев, указанных в Конвенции (упомянутых выше). Следует заметить, что военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются иммунитетом от любой юрисдикции; однако прибрежное государство, в случае отказа какого-либо из этих судов от соблюдения его законов и правил, может потребовать незамедлительно покинуть свое территориальное море.

Прибрежное государство в соответствии с положениями Конвенции 1982 года и других норм международного права может устанавливать собственные законы и правила, касающиеся осуществления права мирного прохода, которым должны подчиняться иностранные суда. По соображениям безопасности прибрежное государство может временно приостановить мирный проход иностранных судов в определенных районах своего территориального моря.

Прилежащая зона.

Это морской пояс, примыкающий к территориальному морю прибрежного государства, над которым это государство может осуществлять контроль за соблюдением и наказывать за нарушения его таможенных, налоговых, иммиграционных или санитарных законов и правил. Согласно Конвенции 1982 года, прилежащая зона не может выходить за пределы 24 морских миль от исходной линии. Прилежащая зона, в отличие от территориального моря, не принадлежит прибрежному государству автоматически; об установлении данной зоны государство должно сделать специальное заявление.

Из положений Конвенции 1982 года, следует, что права прибрежного государства на прилежащую зону не равнозначны суверенитету. Прибрежное государство может применять юрисдикционные полномочия только в целях, указанных в Конвенции.

Международные проливы.

Пролив - это узкий естественный морской проход, соединяющий смежные водные бассейны или их части. - это проливы, которые используются для международного судоходства между одну частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. В Конвенции оговаривается особый режим прохода, применимый к международным проливам. Однако данный режим не применяется, если пролив имеет достаточную ширину, позволяющую судам проходить в открытом море или в исключительной экономической зоне.

Режим прохода, установленный Конвенцией, не влияет ни на правовой статус вод, образующих такие проливы, ни на суверенитет или юрисдикцию (над водами, воздушным пространством, дном и недрами) государств, граничащих с проливом. Кроме того, данный режим не относится:

  • к районам внутренних вод в пределах пролива, за исключением оговоренных в Конвенции случаев;
  • к исключительным экономическим зонам государств, граничащих с проливом;
  • к открытому морю;
  • к проливам, проход в которых регулируется давно существующими и находящимися в силе международными соглашениями (например, черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, которые регулируются Конвенцией Монтре 1936 года).

Согласно Конвенции 1982 года в международных проливах может действовать либо режим транзитного прохода, либо режим мирного прохода.

Режим транзитного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим транзитного прохода действует в проливах, используемых для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Под транзитным проходом подразумевается проход через пролив морских и воздушных судов с целью быстрого и непрерывного транзита, либо с целью входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом. Любая иная деятельность в проливе регулируется другими положениями Конвенции.

В Конвенции содержится исключение из права транзитного прохода через международные проливы: если пролив образуется островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью и в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. В подобном проливе будет действовать режим мирного прохода.

При осуществлении права транзитного прохода суда и летательные аппараты должны:

  • соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права;
  • соблюдать установленные государствами, граничащими с проливами, морские коридоры и схемы разделения движения для судоходства;
  • воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом;
  • воздерживаться от любой деятельности, несвязанной с непрерывным и быстрым транзитом, за исключением форс-мажорных обстоятельств.

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда не имеют права вести какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предварительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Государства, граничащие с проливами, при условии соблюдения положений конвенции, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, касающиеся безопасности судоходства и движения судов, регулирования рыболовства, погрузки или выгрузки любых грузов, посадки или высадки людей. Однако такие законы и правила не должны допускать дискриминации между иностранными судами, а их практическое применение – ущемлять право транзитного прохода.

Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода. Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитному проходу, а о любой известной им опасности для прохода или пролета через пролив должны своевременно оповещать.

Режим мирного прохода в проливах, используемых для международного судоходства.

Режим мирного прохода применяется в проливах, используемых для международного судоходства, которые:

  1. проходят между островом и континентальной частью одного государства и в сторону моря от острова имеется столь же удобный путь в открытом море или в исключительной экономической зоне; или
  2. соединяют часть открытого моря или исключительной экономической зоны с территориальным морем другого государства.

Самые существенные различия между режимом мирного прохода и режимом транзитного прохода заключается в том, что в проливах, где действует режим мирного прохода:

  • подводные лодки должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг;
  • воздушный транспорт не пользуется правом свободного и беспрепятственного пролета;
  • государства, граничащие с проливом, имеют больше полномочий по ограничению судоходства и регулированию движения судов.

Исключительная экономическая зона.

(ИЭЗ) - это район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, в котором действует особый правовой режим. Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий. Права и юрисдикция прибрежных государств, а также права и свободы других государств, в этой зоне регулируются положениями Конвенции.

Прибрежное государство в ИЭЗ (в водах, на морском дне и недрах) пользуется суверенными правами с целью разведки, эксплуатации, сохранения и управления природными ресурсами, как живыми, так и неживыми, а также в отношении других видов экономической деятельности, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Прибрежное государство также обладает юрисдикцией в отношении: создания и использования искусственных островов, сооружений и установок; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей прибрежное государство должно должным образом учитывать права и обязанности других государств и действовать в соответствии с положениями Конвенции.

В ИЭЗ все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции, свободой судоходства и пролета, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя свои права и выполняя свои обязанности в ИЭЗ, государства должны должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать его законы и правила.

В случае конфликта прав или юрисдикции прибрежного государства или других государств в ИЭЗ, он должен решаться на основе справедливости с учетом всех относящихся к делу обстоятельств при соблюдении интересов всех затронутых сторон и международного сообщества в целом. Делимитация ИЭЗ между государствами с противолежащими или смежными побережьями должна осуществляться путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достигнуть соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря прибрежного государства на расстояние 200 морских миль от или до внешней границы подводной окраины материка (но не далее 350 морских миль от исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты – линии, соединяющей глубины в 2500 метров).

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права; если в течение разумного срока не удается достичь соглашения, заинтересованные государства прибегают к процедурам разрешения споров, предусмотренным в Конвенции.

Прибрежное государство пользуется исключительными суверенными правами на разведку и разработку природных ресурсов (неживых и т. н. «сидячих видов» живых) континентального шельфа. Прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, а также разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе. При необходимости прибрежное государство может устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений зоны безопасности (но не более 500 метров), которые должны соблюдаться судами всех стран.

Конвенция предусматривает, что права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от оккупации им шельфа или выраженного заявления об этом и не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. При осуществлении своих прав в отношении континентального шельфа прибрежное государство не должно создавать необоснованные помехи судоходству и ущемлять права и свободы других государств (например, прокладка или техническое обслуживание кабелей или трубопроводов). Кроме того, прибрежные государства, ведущие разработку неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий, обязаны производить отчисления в Международный орган по морскому дну. Полученные взносы Орган распределяет между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости с учетом в первую очередь интересов и потребностей развивающихся стран.


Открытое море.

Открытое море - это все части моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды . Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря, в частности, включает: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; свободу возводить искусственные острова и другие установки; свободу рыболовства; свободу научных исследований. Пользуясь этими свободами государства должны должным образом учитывать интересы других государств, а также соблюдать соответствующие положения Конвенции и других норм международного права.

Открытое море может использоваться исключительно для мирных целей. Никакое государство не вправе распространять свой суверенитет на какую-либо часть открытого моря. Каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право отправлять в плавание суда под своим флагом в открытом море, осуществлять над ними свою юрисдикцию в гражданских и уголовных делах и регулировать административные, технические и социальные вопросы, касающиеся данного судна.

Государства, не имеющие выхода к морю.

Под государством, не имеющим выхода к морю, подразумевается государство, которое не имеет морского побережья. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к морю в целях осуществления прав, предусмотренных в Конвенции, в том числе прав, относящихся к свободе открытого моря и общему наследию, права мирного прохода в территориальном море прибрежных государств, права транзитного и мирного прохода в международных проливах и права прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. Государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории «государств транзита» в отношении всех видов транспортных средств.

Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются между государствами, не имеющими выхода к морю, и государствах транзита посредством двусторонних или многосторонних соглашений. Для удобства транзитного движения в портах государств транзита могут быть предусмотрены беспошлинные зоны или другие таможенные льготы. Транзитные перевозки не должны облагаться таможенными пошлинами и налогами, за исключением сборов, взимаемых за конкретные оказанные услуги.

Государства транзита должны принять соответствующие меры для недопущения задержек или других затруднений технического характера в транзитном движении. При осуществлении своего полного суверенитета над своей территорией государства транзита имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения того, чтобы права и льготы, предусмотренные в Конвенции для государств, не имеющих выхода к морю, никоим образом не ущемляли их законные интересы.

Район и Орган.

Международный район морского дна (Район) - это дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В соответствии с Конвенцией 1982 года Район и его ресурсы (твердые, жидкие или газообразные) считаются , и никакие притязания на суверенитет или другие суверенные права не могут быть признаны. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Орган. Однако полезные ископаемые, добываемые в Районе, могут быть отчуждены в соответствии с положениями Конвенции.

Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю. Морские научные исследования в Районе осуществляются на основе международного сотрудничества на благо всего человечества.

Международный орган по морскому дну (Орган) является международной организацией, созданной государствами-участниками Конвенции 1982 года, для организации и контроля за деятельностью в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Все государства-участники Конвенции являются ipso facto членами Органа. Орган начал свою работу 1994 году после вступления в действие Конвенции по морскому праву. Штаб-квартира Органа расположена в Кингстоне, Ямайка.

Орган основан на принципе суверенного равенства всех его членов. Его полномочия и функции четко оговариваются в Конвенции. Два руководящих органа определяют политику и регулируют его работу: Ассамблея, состоящая из всех членов Органа, и Совет, состоящий из 36 членов Органа, избираемых Ассамблеей. Члены Совета выбираются в соответствии с формулой, обеспечивающей справедливое представительство различных групп стран. Орган проводит одну ежегодную сессию, обычно продолжительностью в две недели. Конвенция также учредила орган под названием «Предприятие», которое будет выполнять функции собственного горного оператора Органа, но никаких конкретных шагов для его создания не предпринималось.

1. Понятие и источники международного морского права.

2. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим.

3. Территориальные воды: понятие, отсчет ширины территориальных вод, правовой режим.

4. Международные проливы и каналы.

5. Понятие и правовой режим прилежащей зоны.

6. Исключительная экономическая зона.

7. Континентальный шельф.

8. Открытое море: понятие свободы открытого моря.

1. Международное морское право - отрасль современного международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, которые устанавливают правовой статус и режим морских пространств и регулируют отношения между субъектами международного права в связи с их деятельностью в Мировом Океане.

Источниками международного морского права являются действующие международные договоры и международные обычаи. Первая конференция ООН по морскому праву, на которой присутствовали 86 государств, в 1958 г. приняла четыре действующие и сегодня Женевские конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне, об открытом море, о континентальном шельфе, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Вторая конференция ООН, проходившая в 1960 г. и посвященная, в основном, установлению единого лимита ширины территориальных вод, закончилась безрезультатно.

Третья конференция ООН, проходившая с 1973 по 1982 гг. при участии большинства государств мира и многих международных организаций, приняла Конвенцию ООН по морскому праву, состоящую из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. Эта конвенция подтвердила и существенно дополнила положение Женевских конвенций 1958 г., касающихся территориального моря, континентального шельфа, прилежащей зоны, открытого моря. Наряду с этим в нее был включен ряд новых положений: впервые установлены статус международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов. Кроме того, были введены новые виды морских пространств - исключительная экономическая зона и воды архипелагов и определен их правовой режим. Новой для международно-правовой практики в этой конвенции была система мирного урегулирования споров, касающихся деятельности государств по исследованию и использованию морских пространств и ресурсов.

2. Внутренние морские воды составляют часть территории прибрежного государства, на них распространяется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря, и так называемые исторические воды. Внешней границей внутренних морских вод в портах является прямая линия, которая соединяет наиболее выдающиеся в море портовые сооружения.



Прибрежное государство в силу суверенитета, осуществляемого над внутренними морскими водами, определяет их правовой режим. В частности, оно устанавливает порядок входа иностранных судов в его внутренние морские воды. Иностранное судно во внутренних морских водах следует законам и другим правилам прибрежного государства в том, что касается его таможенного, санитарного и иммиграционного контроля, безопасности судоходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежного государства. На торговые суда, находящиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административная) прибрежного государства.

3. Территориальные воды (территориальное море) - это морская полоса шириной 12 морских миль, прилегающая к берегу или к внутренним морским водам (и/или к водам архипелагов) государства, на которую распространяется его суверенитет. Этот суверенитет осуществляется с учетом норм международного права и распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, на его дно и недра.

В XVII ст. ширину территориального моря связывали с пределом видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей ("правило орудийного выстрела") - 3 морские мили. Однако длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных разногласий в позиции и тактике государств, и только Конвенция 1982 г. установила, что государство имеет право само определять ширину территориального моря в пределах 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря осуществляется:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега;

2) от условной линии внутренних вод;

3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяющих точки морского побережья, выдающихся в море (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега есть ряд островов).

Основой правового режима территориального моря является суверенитет прибрежного государства. В этом правовой режим территориального моря сходен с правовым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям, которые установлены международным правом. Одним из основных изъятий является право мирного прохода , которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход является мирным, пока не нарушается надлежащий, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство имеет право принять меры, чтобы предотвратить проход, не являющийся мирным. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Подлодки должны проходить на поверхности и под своим флагом. Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостановить право мирного прохода в тех или иных районах своего территориального моря, своевременно объявляя об этом. Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами, за исключением сборов за предоставленные услуги.

Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. На торговые суда не распространяется гражданская юрисдикция прибрежного государства. В большинстве случаев уголовная юрисдикция также не распространяется, кроме случаев, когда:

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) преступление нарушает покой в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) капитан судна или любое должностное лицо государства флага обратится к местной власти с просьбой о помощи;

4) такие мероприятия являются необходимыми для прекращения противозаконной торговли наркотиками и психотропными веществами.

В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета, т.е. на них не распространяется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства. Вместе с тем, если военный корабль не следует законам и правилам прибрежного государства в отношении прохода через его территориальные воды, то власти этого государства может требовать, чтобы он немедленно покинул пределы его территориального моря.

4. Международные проливы - это естественные сужения, соединяющие части открытого моря или исключительной экономической зоны и используемые для международного судоходства и воздушной навигации (ст.8 Конвенции ООН о морском праве 1982 г.). Такие проливы, будучи естественными и, в большинстве случаев единственными или более короткими, выходами в океан, имеют для большинства стран мира большое значение как мировая транспортная магистраль. Поэтому Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. было установлено право беспрепятственного прохода через международные проливы, а Конвенцией о морском праве 1982 г. это право было изменено на право "транзитного прохода".

Транзитный проход - это осуществление свободного судоходства и полета только с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

В международных проливах все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Транзитный проход не распространяется на проливы, проход через которые в целом или частично регулируется давно заключенными и действующими международными соглашениями.

Государства, граничащие с проливами, должны не препятствовать транзитному проходу или останавливать его и должны сообщать о любой известной угрозе для судоходства или пролета.

Компетенция прибрежных государств относительно регулирования транзитного прохода:

Установление морских коридоров и схем движения судов;

Предотвращение и уменьшение загрязнения окружающей среды;

Запрещение рыболовства;

Регулирование грузовых и разгрузочных работ.

Международные каналы - это искусственные водные пути, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Такие каналы составляют неотъемлемую часть территории государств - владельцев каналов.

В основе правового регулирования судоходства по таким каналам лежат принципы уважения суверенных прав государств - владельцев каналов и невмешательства в их внутренние дела; неприменения силы или угрозы силой при разрешении споров в отношении использования каналов; запрещения боевых действий в зоне каналов; возможности прохода для военных и гражданских судов всех национальностей и т.д.

5. Прилежащая зона - это район открытого моря, прилежащий к внешней границе территориальных вод, шириной 24 морские мили, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Развитие морского судоходства уже в XVII в. привело к тому, что 3-мильный лимит не мог полностью защитить права прибрежного государства, прежде всего в торговле. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенция ООН о морском праве 1982 г. явились итогом развития этого института на национальном и международном договорном уровнях. Конвенция 1982 г. устанавливает допустимый предел прилежащей зоны в 24 морские мили, и это находит обоснование в том, что она наконец установила 12-мильный предел ширины территориального моря. Прилежащая зона устанавливается для контроля прибрежным государством, чтобы не допустить нарушения таможенного, санитарного, иммиграционного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах.

Контроль предусматривает право остановить судно, провести осмотр и, если выяснится, что имело место нарушение, принять все необходимые меры для расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

6. Исключительная экономическая зона - это морской район, расположенный за пределами территориального моря и прилегающий к нему шириной не более 200 морских миль, измеряемых от тех же исходных ("базисных") линий, что и территориальное море.

Исключительная экономическая зона является новым институтом международного морского права, появившимся в результате работы Третьей конференции ООН по морскому праву. При разработке положений, относящихся к исключительной экономической зоне, столкнулись два подхода - притязание на распространение суверенитета прибрежного государства на значительные пространства открытого моря и стремление сохранить в наиболее полном виде свободу открытого моря. Согласованные решения Конвенции 1982 г. достигнуты путем компромисса.

В этом районе действует особый правовой режим, установленный Конвенцией. Прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах, на управление ими и другие виды деятельности, связанные с экономической разведкой и разработкой в этой зоне. Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в этой зоне. Если возможности прибрежного государства не позволяют ему использовать весь допустимый улов в своей зоне, то оно на основании соглашения предоставляет доступ другим государствам.

Прибрежное государство также имеет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Все другие государства пользуются в исключительной экономической зоне свободой судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов при условии соблюдения соответствующих положений Конвенции 1982 г. Все государства при осуществлении своих прав в исключительной экономической зоне обязаны соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права.

7. Континентальный шельф - это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешних границ материка или до 200 миль от исходных ("базисных") линий, от которых измеряется ширина территориального моря. Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находиться не более чем за 350 миль от исходных линий или не более чем за 100 миль от изобаты 2500 м.

Прибрежное государство над континентальным шельфом осуществляет суверенные права с целью разведки и разработки его ресурсов. Эти права исключительны в том смысле, что, если прибрежное государство не проводит разведку и разработку ресурсов шельфа, то никто не имеет права этого делать без его согласия.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не касаются правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Все страны имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе любого прибрежного государства.

8. В Конвенции об открытом море 1958 г. открытое море определено как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всех наций без права распространения на него суверенитета какого-либо государства. Конвенция 1982 г. усложнила пространственный признак, установив, что ее положения, относящиеся к открытому морю применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государств-архипелагов.

Основу правового режима открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Конвенция предусматривает следующие свободы:

1) судоходства;

2) полетов;

3) прокладки кабелей и трубопроводов;

4) рыболовства;

5) возводить искусственные острова и другие сооружения и свободу научных исследований.

Эти свободы имеют как прибрежные, так и неприбрежные государства с учетом интересов других государств в использовании свободы открытого моря. Каждое государство имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

По общему правилу, никто, кроме государства флага, не может осуществлять юрисдикцию над любым судном в открытом море. Исключения из юрисдикции государств флага сводятся к следующему:

1) право военного корабля останавливать и осматривать суда других государств, подозреваемые в повреждении кабеля либо когда есть основания подозревать такие суда в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда судно, хотя и несет иностранный флаг или отказывается его поднять, в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль.

2) так называемое "преследование по горячим следам"; преследование должно начаться, когда иностранное судно находится во внутренних морских водах, территориальном море или прилежащей зоне прибрежного государства и у властей этого государства есть достаточно оснований считать, что это судно нарушило его законы и правила.

К обязательствам государства флага в открытом море относится принятие всех необходимых мер, обеспечивающих безопасность в море.

Право прокладки кабелей и трубопроводов в открытом море одновременно предусматривает ответственность физических или юридических лиц за причиненный вред или порчу как собственных, так и кабелей и трубопроводов иных государств.

При реализации принципа свободы рыболовства каждое государство должно принять необходимые меры для сохранения живых ресурсов моря и соблюдения интересов прибрежных государств.

Международное морское право - одна из наиболее древних и развитых отраслей международного права, представляющая собой систему принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств и регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования морей и океанов.

Принципы международного морского права. Правовую основу деятельности государств в Мировом океане составляют основные принципы общего международного права, а именно: принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения споров и другие принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права и в других международно-правовых актах.

Деятельность государств в Мировом океане имеет существенные особенности, обусловленные характером морской среды, правовым режимом морских пространств, статусом морских судов, военных кораблей и других объектов деятельности человека на морях и океанах. Своеобразие морской деятельности стало первопричиной для становления специальных "морских" принципов, регулирующих деятельность государств на море.

Важнейшим принципом международного морского права стал принцип свободы открытого моря. Он означает, что морские пространства, расположенные за пределами национальных границ (за пределами "национальной юрисдикции), являются пространствами общего пользования на равных и взаимоприемлемых условиях.

Как известно, впервые идея свободы открытого моря была сформулирована и обоснована Гуго Гроцием (1583-1645). Другие юристы-международники и государственные деятели XVIII - XIX вв. эту идею поддержали и развили. Так, французский ученый и дипломат Т.Ортолан пишет: "Притязания Португалии, Испании и Голландии (на открытое море - автор) пали вместе с их морским могуществом". Известные юристы Хиггинс и Коломбос пишут: "Открытое море не может быть объектом суверенного права, ибо оно является необходимым средством связи между странами...". Большая заслуга в становлении этого принципа принадлежит России. Так, в посольском приказе Московского государства английской королеве Елизавете в ответ на ее предложение признать исключительные права Англии на Белом море в 1587 г. было сказано: "Божию дорогу, океан-море, как можно перенять, унять или затворить". В Декларации о вооруженном нейтралитете, с которым выступила Россия в 1780 г. говорилось о праве "свободно плавать из одного порта в другой и у берегов воюющих наций".



В настоящее время принцип свободы открытого моря закреплен в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. гласит: "Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю" (ст.87). Свобода открытого моря включает: свободу судоходства; свободу полетов; свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы (с соблюдением положений Конвенции); свободу возводить искусственные острова и другие установки (с соблюдением положений Конвенции); свободу рыболовства (с соблюдением условий, изложенных в Конвенции); свободу научных исследований (с соблюдением условий изложенных в Конвенции).

В Конвенции 1982 г. подчеркнуто, что "все государства осуществляют эти свободы, должным образом учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря, а также должным образом учитывая права, предусмотренные настоящей Конвенцией в отношении деятельности в Районе" (ст. 87, п.2).

Не раскрывая содержания отдельных видов свобод, следует заметить, что все свободы открытого моря имеют равное право на существование, юридически они равны, однако не случайно первое место среди равных отводится принципу свободы судоходства.

Другим специальным принципом международного морского права является принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами. Основные положения этого принципа стали складываться в XV-XVI вв. в период борьбы государств за раздел Мирового океана. Права государств на владение морем стали ограничиваться, начала формироваться правовая норма о суверенитете государств над прибрежными водами, в состав которых входили внутренние морские воды и территориальные воды (территориальное море). В XVI в. этот принцип получил признание в качестве нормы международного обычая. Конвенционное закрепление он получил в 1958 г. в Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положения этого принципа сформулированы так:

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

В силу того, что внутренние и территориальные воды являются составной частью территории государства, а государственная территория находится под его исключительной властью, то обе эти составные части территории государства юридически принадлежат ему как субъекту международного права.

Принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

Международно-правовое обеспечение деятельности государств непосредственно связано с этим принципом. Так, основываясь на положениях этого принципа, государства имеют право:

Устанавливать правовой режим морских государственных границ и обеспечивать их охрану;

Реализовывать право на самооборону в соответствии с Уставом ООН (ст. 51 Устава) в случае вооруженного посягательства на границу;

Создавать необходимые системы обороны в своих внутренних и территориальных водах и закрывать их для плавания иностранных судов;

Регулировать и контролировать проход иностранных судов через эти воды, если они следуют через них на праве "мирного прохода";

Осуществлять другие действия в соответствии с национальным законодательством.

Третьим специальным принципом международного морского права является принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов. Основные положения этого принципа являются производными от принципа суверенного равенства государств. В силу юридического равенства государств равноправны во взаимоотношениях друг с другом и их полноправные органы. Военные корабли, суда обеспечения и государственные суда, осуществляя свои права, действуют в соответствии с принципом "равный в отношении равного не имеет власти" ("Par in Parem non habet imperium"). В силу иммунитета военные корабли и суда обеспечения имеют особые права и привилегии:

Они свободны от принуждения и других насильственных действий со стороны иностранных властей (задержание, арест, обыск, конфискации, реквизиции и т.п.);

Они освобождаются от административной, уголовной и гражданской юрисдикции иностранных властей, на них не распространяется действие иностранных законов, кроме законов государства флага;

Они имеют льготы и привилегии как органы своих государств, освобождаются от всех видов сборов, санитарного и таможенного осмотров и т.д.

Источники международного морского права. Источниками международного морского права являются исторически сложившиеся юридические формы сочетания воль государств, при помощи которых устанавливаются, отменяются или изменяются нормы права. В международном морском праве, как и в общем международном праве, такими юридическими формами являются международные договоры и международные обычаи.

Международный договор - это соглашение межу государствами относительно их взаимных прав и обязанностей. Международный договор является основным источником как общего международного права, так и международного морского права. Независимо от наименования все международные договоры имеют одинаковую юридическую силу. Как правило, договоры заключаются в письменной форме, но могут иметь и устную форму, это джентльменские соглашения. В международном морском праве наиболее распространенными наименованиями договоров являются: договор, конвенция, соглашение, трактат, коммюнике, протокол. Особое распространение получило название соглашения - конвенция. Конвенция - это вид международного договора, который, как правило, фиксирует договоренность уже, в основных чертах, существующую между государствами, или санкционирует нормы международного обычая. Наиболее известными конвенциями являются: Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,

Конвенция о режиме Черноморских проливов 1936 г. и др. Выработанная Конвенция 1982 г. - это первый всеобъемлющий международный договор, охватывающий все основные аспекты исследования и использования морей и океанов и их ресурсов. В Конвенции весьма полно учтены основные политико-правовые и социально-экономические интересы всех государств. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей государств позволили участникам Конференции, несмотря на трудности более чем девятилетней работы (с 3 декабря 1973 г. по 10 декабря 1982 г.), найти компромиссные решения в интересах всех участников Конференции и в соответствии с основными принципами международного права.

О глобальности и важности для человечества и отдельных государств решенных в Конвенции проблем убедительно свидетельствует и такой факт, что впервые в истории человечества в первый день, предназначенный для подписания конвенции, подписи под ней поставили 119 государств. Знаменательно, что это сделали государства всех регионов Земного шара - прибрежные и неприбрежные.

Теперь, когда Конвенция вступила в силу (16 ноября 1994 г.), она стала общепризнанным важнейшим международно-правовым актом, одним из оригинальных подарков к 50-летию Организации Объединенных Наций, отмеченному в октябре 1995 г.

В день вступления Конвенции в силу Генеральный секретарь ООН Б.Гали справедливо констатировал, что "сегодня мы вступили в новую эпоху", что для международного сообщества открылись новые возможности: "Впервые за 50 лет появилась подлинная возможность для того, чтобы в ходе международного сотрудничества действительно соблюдались и претворялись в жизнь принципы международного права".

В международном морском праве исторически большое значение придавалось и до сих пор отводится международному обычаю как источнику права.

Международно-правовое обеспечение деятельности государств в мировом океане. Возрастание роли Мирового океана в жизни человечества - одна из объективных закономерностей движения человечества на пути социального прогресса. Под влиянием научно-технического прогресса активно совершенствуются основные направления использования морей и океанов, а именно:

Морское судоходство,

Эксплуатация морских минеральных ресурсов,

Морской промысел, особенно рыболовство,

Научные исследования морей и морского дна,

Военно-морская деятельность.

Названные и другие виды деятельности государств в Мировом океане предопределяют необходимость развития международного сотрудничества и согласования их деятельности на основе международного права и международного морского права. Регулирующая роль права возрастает по мере повышения активности деятельности государств в море.

Правовое регулирование деятельности государств осуществляется путем их международно-правового обеспечения, которое является необходимым условием правомерности и эффективности их действий.

Международно-правовое обеспечение - это комплекс взаимосвязанных мер дипломатического, международно-правового, политико-экономического и гуманитарного характера, направленных на правомерное использование морей и океанов.

Целью международно-правового обеспечения является создание благоприятных международно-правовых условий, позволяющих государствам успешно и эффективно решать свои национальные задачи в соответствии с принципами и нормами международного и международного морского права.

Национальные интересы в рамках международно-правового обеспечения достигаются путем решения следующих задач:

1. Создание наиболее благоприятного для национальных интересов международно-правового режима морских пространств и морского дна.

2. Совершенствование правил взаимоотношений между государствами в целях укрепления сотрудничества и предотвращения инцидентов в процессе морской деятельности.

3. Принятие действенных мер для повышения уровня международно-правовой подготовки специалистов по морской деятельности и ответственности за соблюдение принципов и норм международного морского права.

Основными задачами органов государства в системе международно-правового обеспечения деятельности в море являются:

Качественная разработка национальных правил и документов применительно к отдельным видам деятельности предприятий, организаций и судов в различных по правовому режиму морских пространствах и на морском дне на основе принципов и норм международного морского права;

Организация изучения международно-правовых принципов и норм, международных соглашений, национальных правовых актов и положений, определяющих права и обязанности национальных субъектов, эксплуатирующих и изучающих моря и океаны;

Создание национальной системы контроля за соблюдением требований международно-правовых актов и правовых норм, определяющих права и обязанности учреждений, организаций, судов и других объектов, находящихся и действующих в море;

Обеспечение плавучих и стационарных объектов в море международно-правовой литературой и источниками международного морского права, характерных для данного района Мирового океана;

Анализ нарушений международно-правовых норм в процессе морской деятельности и принятие мер по предотвращению последствий и предупреждению нарушений;

Обсуждение проблем международно-правового обеспечения на семинарах, сборах и симпозиумах по морским вопросам и выработка необходимых рекомендаций.

По содержанию и характеру обеспечиваемых действий, а также по своему предназначению международно-правовое обеспечение является специальным видом обеспечения, так как результаты обеспечивающих действий, как правило, не дают непосредственного позитивного результата. Они могут быть оценены лишь через анализ межгосударственных отношений, через дипломатические органы.

Современное международное право представляет собой весьма развитую, стройную систему взаимосвязанных и взаимосогласованных юридических правил деятельности государств в Мировом океане. Центральное место в этой системе занимают основные принципы международного морского права, такие как: принцип свободы открытого моря; принцип общего наследия человечества; принцип использования Мирового океана в мирных целях; принцип рационального использования и сохранения морских живых ресурсов; принцип свободы научных исследований и принцип охраны морской среды.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм, его кодификация была проведена в середине ХХ в. Первая Конференция ООН по морскому праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. На третьей Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями.

Международное морское право (ММП) -это совокупность принципов и норм, регламентирующих

международно-правовой режим морских пространств Мирового океана и регулирующих взаимоотношения субъектов международного права на различных категориях морских пространств .

Источники : процесс кодификации ММП можно объединить в три этапа:

    с 1920-х гг. до создания ООН. Первый этап связан с деятельностью Лиги Наций. В 1930 г. была созванаГаагская конференция для рассмотрения проекта Международной конвенции о территориальных водах , сыграла в целом позитивную роль в становлении норм ММП.

    с начала деятельности ООН по 1958 г. Второй этап кодификации норм международного морского правасвязан с деятельностью ООН.

      докладе, представленном Комиссией международного права Генеральной Ассамблее в 1950 г., был сде-лан обзор различных вопросов, касающихся режима открытого моря. КМП на восьмой сессии одобрила за-ключительный доклад по морскому праву.

Конференция ООН по морскому праву проходила в Женеве с 24 февраля по 27 апреля 1958 г. Конференция одобрила четыре конвенции и Факультативный протокол:

    Конвенция об открытом море . Конвенция вступила в силу 30 сентября 1962 г. СССР ратифициро-вал ее 20 января 1960 г.

    Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне . Конвенция вступила в силу 10 сентября 1964 г. СССР ратифицировал ее 20 октября 1960 г.

    Конвенция о континентальном шельфе . Конвенция вступила в силу 10 июня 1964 г. СССР ратифи-цировал ее 20 октября 1960 г.

    Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря . Конвенция вступила в силу

Однако Женевские конвенции 1958 г. оказались неудовлетворительными, так как не регламентировали но-вые аспекты деятельности государств в Мировом океане (например, на морском дне за пределами конти-нентального шельфа). Они не определяли ширину территориального моря, внешний предел континенталь-ного шельфа, не регулировали процессы осуществления морских научных исследований и передачи техно-логии. Отсутствовал специальный механизм разрешения споров по морским вопросам.

    с середины 60-х гг. до 1982 г.

На третьей конференции ООН была выработана и в 1982 г. подписана Конвенция ООН по морскому пра-ву . Вступила в силу в 1994 г. Россия ратифицировала её в 1997 г. Данное международное соглашение сталоосновным источником международного морского права. Конвенция ООН 1982 г. уточняет, развивает и ко-дифицирует морское право.

Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает тер-риториальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы; в ней рассматриваются вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции го-сударств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.

В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств во вновь созданных исключительных эко-номических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря госу-дарств, не имеющих выхода к морю, и свободы их транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.

Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает но-вую международную организацию - Международный орган по морскому дну (МОД) с его оперативным

подразделением - Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минераль-ных ресурсов дна океана как часть «параллельной системы», охватывающей также частные предприятия. Конвенция включает положение, которое редко встречается в многосторонних договорах: она предусматри-вает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный Международный трибунал по морскому праву. Она предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по ры-боловству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т. д.

    данной отрасли международного морского права действуют ряд специальных принципов :

    • Свободы открытого моря. Он закреплён в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву. Он означает, что открытое море открыто для всех государств, независимо от того имеют ли они выход к морю или нет.

      Использование открытого моря в мирных целях. Он закреплён в общей форме в ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву. Это положение закреплено в отношении: морского дна (ст.141), исключи-тельной экономической зоны (ст. 58) и т.д.

      Рационального использования морских ресурсов. Согласно ст. 117 и ст. 119 Конвенции ООН по мор-скому праву, все государства должны сотрудничать с другими государствами в принятии мер, кото-рые окажутся необходимыми для сохранения ресурсов открытого моря и перечисляются данные

    Предотвращение загрязнения морской среды. Этот принцип закреплялся в таких конвенциях как: «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» 1969 г. и др.

    Свобода морских научных исследований. В соответствии со ст. 238 Конвенции ООН по морскому праву все государства и международные морские организации имеют право проводить научные ис-следования с соблюдением правил и требований, указанных в этой же Конвенции.

    Кроме того, к специальным принципам относятся: полный иммунитет военных кораблей от ино-странной юрисдикции, исключительная юрисдикция государства флага на судне, оказание помо-

щи и спасения на море, ответственности государств за деяния в Мировом океане и др.

Среди различных международных организаций, важное место занимает Международная морская органи-зация (ИМО), в рамках которой созданы и функционируют пять комитетов: по безопасности мореплавания, по тех-ническому сотрудничеству и др. ИМО подписало более 40 соглашений о сотрудничестве с другими межправитель-ственными организациями.

Комиссия по границам континентального шельфа создана на основании ст. 76 и Приложения II к Конвен-ции 1982 г. Цель Комиссии – давать рекомендации прибрежным государствам, относительно внешних границ континентального шельфа. Границы государств, установленные на основе данных рекомендаций, являются оконча-тельными и должны признаваться всеми государствами.

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК), в соответствии с Конвенцией 1982 г. яв-ляется «компетентной международной организацией» в системе ООН в области морских научных исследований и распространения.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...