Для самых маленьких отвечающие экологическим. Экология и дети

Галина Голикова
Статья: «Малыш и экология»

Мир природы! Это и чарующий взор краски,

это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий

в нас новые силы. Это и несметные богатства

которые людям надлежит беречь и преумножать…

Валова З. Г.

Моисенко Ю. Е.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания детей . Как же воспитать в детях бережное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил В. А. Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри» , почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействие ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребенка. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом» в котором есть все для его жизни.

Начиная с детского сада, воспитатель должен вложить в сознание ребёнка бережное отношение к природе и экологии родного края . Дети уже в старшем дошкольном возрасте без особых усилий усваивают знания по экологии , если занятия проводятся в доступной увлекательной форме.

Началом экологического воспитания является некоторые правила с детства (нельзя рвать цветы, нельзя ходить по газонам, нельзя обижать животных) . Детей надо приучать не оставаться равнодушным к сломанной ветки. Во время бесед или прогулок в природу детям надо объяснять, что заботясь о природе нашего родного края, мы в дальнейшем заботимся об экологии и о нашей Земле в целом. Ведь дошкольное детство – это начальный этап формирование личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть внимательными. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску : педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды… Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н. А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии , проблемами влияния человека на природу и многими другими. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители .

В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию и образованию произошли изменения в поступках и поведении детей. Дошкольники стали осознанно относиться к природным богатствам, ко всему живому внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

“Все усилия при воспитании окажутся тщетны,

пока вы не научите ваших воспитанников

любить поле, птиц и цветы” (Д. Рескин)

Взрослому человеку проще ориентироваться в цифрах и показателях. Поэтому, если он узнает, что с 1980 загрязнённость мирового океана пластиком выросла в 10 раз, то ему будет понятно: экология родной планеты находится в опасности.

Отделять и выбрасывать

Один из главных и полезных навыков для детей - научиться сортировать отходы. Сегодня, это очень актуально: в городах уже стали привычным контейнеры для сбора пластика, стекла, макулатуры. Дома можно организовать упрощённую модель этого процесса. Для этого нужно сделать несколько видов коробок или корзинок, куда ребёнок будет складывать мусор по видам отходов: отдельная коробка для бумаги, отдельная - для пищевых отходов, ещё несколько - для батареек, пластика и железа. Так дети научатся быть ответственными за производимые отходы и правильно распределять их, а не выкидывать в общую корзину.

Многоразовый предмет

Чтобы не покупать каждый раз целлофановые пакеты и пластиковые бутылки, а, соответственно не увеличивать их количество среди всех отходов планеты, можно приобрести многоразовые сумки и бутылки. Сегодня авоськи снова входят в моду, да и любая тряпичная сумка с интересным рисунком, любимым цветом порадует ребёнка. Кроме того, он почувствует себя ответственным и взрослым, ведь будет знать, что у него есть своя сумка для походов по магазинам. С бутылками - та же история: можно приобрести стеклянную или алюминиевую, чтобы у маленького человека была своя личная ёмкость для прогулок. При этом необходимо напоминать ребёнку, что такой выбор вещей помогает уменьшить количество мусора, а, соответственно - сохранить окружающую природу.

Учить беречь природу с детства - задача взрослых. Фото: Пресс-служба Правительства Оренбургской области

Пластиковый домик

Учиться правильно утилизировать отходы - тоже необходимо! К примеру, бумагу можно сжечь и использовать как удобрение на дачном участке. Пластиковые пакеты и бутылки вполне подойдут для многократного использования: с одним и тем же уже купленным пакетом можно ходить в магазин, а в бутылку можно налить воду или сок и отправиться на прогулку или в школу. Но самый увлекательный способ утилизации мусора - это создание из отходов чего-то полезного. К примеру, из пластиковой упаковки или пакетов «тетрапак» можно сделать кормушку для птиц. Опасный для окружающей среды материал не придётся выкидывать, а птицы получат свой собственный «пункт питания» - всё на пользу природе!

Кроме всех перечисленных способов можно проводить с детьми субботники, собирать макулатуру, сажать деревья, кормить рыбок и птиц. Главное - научить ребёнка общаться с природой и наглядно показать ему, как правильно о ней заботиться. Для наглядности родителям и учителям пригодятся комиксы «Экоуроки АиФ», которые также содержатся в проекте и видеоуроки, который можно найти на сайте «АиФ Оренбург». Разговаривать с детьми об экологии - это очень просто!

Прежде, чем рассказать детям обэкологии, надо сначала поговорить с ними о природе.Природа - это солнце, звёзды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы.

Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений.

Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

А экология - это наука о законах жизни природы.

В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме.

Главный закон экологии - всё связано со всем.

Природе нужны зайчики и волки,ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары.

А ещё дождь, снег, и чистый воздух.

Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.

Много-много лет люди брали у природы всё, что хотели, не задумываясь о последствиях.

Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания.

Вместо лесов появились пустыни, высохли озёра и реки, и даже целое море - Аральское.

Природе плохо и ей надо помочь.

Леса, луга, реки, озёра - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля.

Надо жить в мире и согласии со своими соседями.

Ко всему, что движется, и растёт нужно относится бережно.

Помни простые правила поведения в природе:

  • Не лови и не приноси домой здоровых детёнышей лесных зверей и птиц.
  • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
  • Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
  • Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
  • Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса.
  • Не ломай веток на деревьях.
  • Не оставляй за собой мусор на природе.

Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека ещё много-много веков.

Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озёрах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Самые редкие животные в мире.

Рыжий волк (Canis rufus) сильно пострадал от предрассудков фермеров восточной части США, где он обитает. По мнению фермеров, волк – причина абсолютно всей порчи скота. На самом же деле эти выводы были многократно преувеличены. Такое интенсивное истребление привело к практически полному исчезновению рыжих волков. Из трех подвидов этого вида два уже вымерли, остался лишь Critically endangered. Этот подвид занесён в Международную Красную книгу. К началу 21 века численность рыжего волка ограничивалась 270 особями.

Флоридская пума (Puma concolor coryi) – единственная пума, занесенная в Красную книгу. Основная причина вымирания, конечно же, - человек и его деятельность. Этот подвид обитает в США (штат Флорида).

Дальневосточный леопард (Panthera pardus orientalis ) – еще одно редкое животное. Как у большинства исчезающих видов, причиной упадка численности этих прекрасных зверей стала деятельность человека. Люди, поселившиеся на землях дальневосточных леопардов, вытеснили их, а зверей, не пожелавших уйти, истребили. Вот и результат: численность дальневосточных леопардов сократилась до 30 особей в России и около 10 в Китае.

Яванский носорог (Rhinoceros sondaicus) встречается только в природе. Содержать этих животных в неволе ещё никому не удалось. Да и, вероятно, уже никому не удастся, ведь яванских носорогов осталось меньше 60-ти особей, а нелегальная охота на них продолжается…

Золотистый лемур (Hapalemur aureus), долгое время не встречался исследователям, пока в 70-х годах учёные не наткнулись на одну популяцию этих животных. Впоследствии было обнаружено ещё несколько популяций, но общее число всех золотистых лемуров, эндемиков Мадагаскара, не превышает 130 особей. Эти лемуры зависят от бамбука, поэтому его вырубка наносит большой вред этим зверькам.

Квинслендский вомбат (Lasiorhinus krefftii) – ночное растительноядное млекопитающее. Уничтожение естественной среды обитания привело к тому, что квинслендские вомбаты остались только в охраняемой зоне – Национальном парке Квинсленда – в количестве около 113 особей.

Голубой ара (Cyanopsitta spixii) больше не встречается в дикой природе. Все оставшиеся представители этого вида содержатся в неволе у частных коллекционеров. Последний дикий самец исчез не так давно – в 2000 г. Попытки восстановить численность голубых ара в их естественной среде не удалась во многом из-за того, что причина уменьшения численности птиц не устранена - браконьеры, вырубка лесов и африканские пчёлы, занявшие дупла для гнездования голубых ара. Тем не менее, работы по спасению вида продолжаются. В 2007 г в неволе содержалось 90 птиц, а в 2010 уже 105.

Нелетающий попугай какапо (Strigops habroptilus) – представитель ночных токовых птиц, обитающий в Новой Зеландии (её эндемик). Эти птицы становятся крайне редкими в основном из-за завезённых хищников (крыс, кошек и других) и копытных, а также деятельности человека. Несмотря на то, что вольерное содержание какапо переносят хорошо, разводить их в неволе трудно, так как эти птицы не образуют пар. На сегодняшний день существует около 62 какапо.

Японский, или красноногий ибис (Nipponia nippon). Эти птицы настолько редкие, что даже определить их численность и природоохранный статус очень сложно. Известно, что в начале 20 века их было около 100. Дальнейшие сведения (ближе к 50-м годам) говорили о резком снижении численности (примерно 27 птиц). Данные 60-х годов свидетельствуют о продолжающейся тенденции к снижению числа особей. Новых данных о японских ибисах нет, поэтому принято считать, что сегодня в мире существуют от 6 до 20 особей этих птиц.

Деятельность человека и его неосторожное вмешательство в природные экосистемы стали причиной гибели тысяч видов животных по всему миру. Тенденция такова: в год исчезают значительно большее количествовидов животных, чем открываются учёными.

Уровень цивилизации стремительно рвется ввысь по принципу - больше, любой ценой, быстрее, переступив закон, не смотря ни на что. И что мы получаем в итоге? Окружающей природе все труднее приходится справляться с нашествием человечества, загрязняется атмосфера выхлопными газами автотранспорта и дымящих труб, не давая возможности получить и глоток свежего воздуха.

Вырубка человеком лесов приводит к утрате привычной среды обитания животными и птицами, что приводит к их гибели. Почва и вода заражены стоками и отходами производств, удобрениями, нефтепродуктами, уничтожающими все живое. Природа не успевает восстанавливаться, залечивать раны, которые люди наносят бездумными и варварскими методами, ради сиюминутной выгоды искажая лицо Земли.

Экология – не детская проблема

Можно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.

Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.

Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.

Экологичность ребенка

Ребенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе.

Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.

Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в нежном возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека.

Стремление приблизиться к благам цивилизации изолировало большую часть населения планеты от природы. Мир изменился, и наши дети живут в бетонных джунглях среди пластика, стекла, металла и асфальта.

Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц.

А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.

Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическому воспитанию , красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития.

Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.

Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.

Такой воспитательный метод поможет вам вырастить из вашего ребенка не эгоиста и не даст ему чувствовать себя «пупом Земли», то есть, у него будет шанс не заболеть болезнью современности – «эгопупизмом».

Положительный опыт общения с природой, совмещенный с познанием и положительными переживаниями, вызовет у вашего ребенка только добрые эмоции, подарит устойчивую психику и душевное равновесие. А это является основой психического здоровья - фактором, укрепляющим организм и обеспечивающим физическое здоровье ребенка.

Несколько фактов о детях и экологии

  • Неблагополучные экологические факторы окружающей среды становятся причиной более 60% случаев острых респираторных заболеваний, и именно они становятся причиной ежегодной гибели детей в количестве более 2-х миллионов.
  • Техногенные нагрузки комбинированного типа, особенно радиационно-токсические, выступают в качестве «факторов риска» в процессе развития дисфункций головного мозга у дошкольников.
  • В детских садах городских территорий, где отмечается повышенный уровень пестицидных и комбинированных нагрузок окружающей среды, выявлен наибольший процент детей с нарушениями физического развития.
  • У подростков, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения, отмечается повышенное артериальное давление.

Перечень заболеваний различного характера, вызванных у детей плохой экологией, достаточно внушительный. И родители, в первую очередь, обязаны позаботиться о здоровье своего ребенка в моральном и физическом плане. Экологическое воспитание каждого гражданина Земли станет гарантом будущего всего человечества в целом.

Приобщение ребенка к тайнам природы можно проводить, как в естественных условиях во время прогулки, так и при помощи книг, детских передач, фильмов, игр, при посещении зоопарков, музеев естественной природы, при выращивании комнатных растений и заботе о домашних питомцах.

Удивительный и разнообразный мир комнатных растений вызовет интерес ребенка, вовлечет его в процесс наблюдения, заботы, сопереживания, разовьет в нем эстетические и нравственные качества.

Купите собачку, котенка, попугая…

Редкий ребенок не просит в свой день рождения друга в виде домашнего животного, которое способно принести радость не только малышу, но и всем членам семьи. Этот пушистый или пернатый друг очень похож на нас - может ходить и плавать, лазать и бегать, есть, пить и любить, привязываться.

С любым питомцем удивительно интересно общаться, так как специфическое позитивное влияние на ребенка нельзя недооценивать. Многообразие современного рынка домашних животных может удовлетворить самый взыскательный вкус и пристрастия.

Хомячки, морские свинки, попугаи, рыбки, тараканы, черепахи, муравьи – все станут в вашем доме частицей живой природы, от самых традиционных кошек и собак до самых экзотических и редких рептилий.

Просматривая телепередачу и читая книгу, прогуливаясь в парке и наблюдая за муравейником в лесу, или гуляя в зоопарке, какой бы момент времени вы не выбрали для экологического воспитания детей , вы можете быть уверены, что урок пойдет на пользу.

Наверняка ваши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.

И ваша игра с экологической направленностью станет гарантом взрослого, ответственного и бережливого отношения к природе Гражданина Земли.

Классный час «Детям - об экологии»

Цель: формировать у учащихся знания об экологии как науке, изучающей взаимоотношения с окружающей средой, об основных уровнях экологического познания, их своеобразии; воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру, экологическую культуру.

Что такое экология? Экология – наука о доме. А нашим домом является

планетаЗемля. Это наука непростая.

Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, своему здоровью.

Главной задачей современной экологии является развитие теории взаимодействия природы и общества. Все мы живём на небольшом космическом корабле с добрым названием « Планета Земля». Возможности его, ресурсы, жизненное пространство, все составляющие компоненты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, а главное – ограничены.

Не говорить об экологии сегодня – признак дурного тона.

Уровень экологии – это уровень сознания общества.

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. На современном этапе вопросы взаимодействия человека с природой выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в этом возрасте легче всего научить любить и охранять природу. При этом надо развивать у детей познавательный интерес к миру природы, грамотное и безопасное поведение как для ребёнка, так и для природы, бережное отношение к окружающему миру в целом, умение наблюдать за природными объектами и явлениями, учить элементарным нормам поведения в природе, сохранять природу и по необходимости оказывать ей помощь, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определённые экологические представления, будут бережнее относиться к природе.

Природа – друг! И с младшего школьного возраста надо учить детей не сорить, не убивать жуков, лягушек, всё живое. Картины природы – сильнейшее эстетическое средство воздействия на душу ребёнка, и его значение невозможно переоценить.

Экологическое воспитание – это процесс ежедневный.

Чем наше вмешательство в природу грозит самому человеку?

Дети должны знать, что экология, её состояние – причина многих болезней.

Современные дети часто болеют аллергией, астмой и причиной этих болезней является не только наследственность, а и окружающая среда. По состоянию здоровья детей можно судить об экологическом благополучии. Например: несколько десятков лет назад в Черновцах медики отметили массовое выпадение волос у детей. Во внешней среде, т.е. в воздухе, был обнаружен высокий уровень бора, талия и свинца, во много раз превышающий норму предельно допустимой концентрации. В другом месте сходные причины привели к заболеванию детей желтухой, в третьем – к анемии.

Иногда у детей проявляются нервно – психические отклонения по вине нездоровой экологии. Проживание вблизи промышленных объектов грозит отравлением тяжёлыми металлами.

Ещё одна причина заболеваемости заключается в том, что дети из-за своего маленького роста вдыхают больше выхлопных газов автомобилей, чем взрослые, поэтому в их организмах скапливается много вреднейшего для здоровья свинца.

Из-за этого у людей возникают головные боли, появляется утомляемость, увеличивается количество сердечно - сосудистых заболеваний, неврологические заболевания, развивается рак.

Экологические знания должны помочь понять ребёнку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Одно дело - провести беседу о правилах поведения, и совсем другое – создать условия, в которых ребёнок смог бы реализовать эти знания на практике.

Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир во всём многообразии цвета, запахов, звуков. И это знакомство с миром природы, её лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок. Занятия, проводимые на природе – экскурсии, прогулки – очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, лесные запахи, красота окружающей природы оказывает благотворное воздействие на здоровье детей. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее. Во время проведения экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, осваивают правила поведения на природе, выполняют посильные для детей экологические задачи, такие, как например, уборка территории от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.

Когда мы проводим экскурсию в природу с экологическим уклоном, то в первую очередь обращаем внимание не на строение, не на форму объекта (чаще всего это растения, деревья), не на высоту, не на резные листья, а на условия, без которых не может жить дерево. Например: дереву нужна почва. Она держит его корни и питает его, нужен воздух, потому что листики дышат. Нужен дождь, который поит дерево, нужен ветер, который разносит семена. Обращаю внимание детей на сломанную ветку, на изрезанный ножом ствол. Как больно дереву, ведь оно дарит нам тень в жару, очищает воздух, насыщая его кислородом. А сорванные и брошенные тут же цветы? Они могли бы радовать всех своим видом и ароматом, но, к сожалению, погибли.

Выезжая на пикник с родителями, дети натыкаются на огромные кучи мусора: консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки от чипсов, целлофановые кульки, железяки, шины, покрышки, чёрные круги кострищ. В воде тоже плавает одноразовая посуда. Вот в таких случаях детям очень важно вспомнить уроки, на которых их учили ничего не выбрасывать. Помнить о том, что мусор бывает органический и неорганический. От органического мусора легко избавиться: овощные очистки, остатки приготовленной еды можно прикопать. Неорганический мусор можно либо сжечь, либо унести и выбросить в мусорный бак по месту жительства. Третьего не дано. Долг каждого – убирать за собой и оставлять чистой природу. В загрязнении окружающей среды виновны люди! Количество мусора, как известно, находится в прямой зависимости от качества жизни. Чем выше уровень цивилизации, тем труднее окружающей природе. Дымящие трубы заводов и фабрик, выхлопные газы автотранспорта не дают дышать свежим воздухом. Вырубаемые леса лишают животных привычных условий существования и приводят их к гибели. Почвы и воды заражены отходами производства, нефтепродуктами, минеральными удобрениями. Не производится сортировка бытовых отходов, как в развитых странах. Если бумага разлагается в течение 2-3 лет, то пластиковые бутылки все 200лет. К примеру, у немцев по 6 мусорных вёдер в каждом доме, в которые складывается отдельно пища, пластик, стекло, бумага, металл. Почему не взять на вооружение пример японцев, которые сортируют мусор в пакеты разного цвета?

Эту информацию дети получают на уроках в 3 классе по теме «Живая природа», в 4 классе по теме «Охрана природы».

Когда читаем рассказ « Стыдно перед соловушкой», то после прочтения анализируем поступки девочек и приводим подобные примеры из жизни. Делаем вывод: нельзя загрязнять природу!

Когда в 4 классе изучаем свойства воды, я даю ребятам информацию о том, что вода – очень важный природный ресурс. Исторически поселения людей возникали по берегам рек, у водоёмов. На современном этапе человечество испытывает большие проблемы с питьевой водой, водоснабжением, причём, они постепенно увеличиваются. Усугубляются трудности благодаря повсеместному загрязнению вод. Что касается Донбасса, то его индустриальное развитие уже привело к экологической перегрузке. Ежегодно в реки и водоёмы области сбрасывается 1,7 млрд куб. м сточных вод. Поэтому у нас в регионе высокая смертность, низкая продолжительность жизни по сравнению с другими регионами, очень высокий уровень осложнённых родов у женщин, исчезновение рыб в реках. А количество вредных выбросов в атмосферу составляет большой процент

Экологическое воспитание в современной школе – это не дань моде, а забота о подрастающих поколениях. В век совершенных технологий, высокого уровня развития многих сфер мирового хозяйства, человек остаётся беспомощным перед природой. Его бессилие перед стихией подтверждается каждый год, месяц, день: информация о землетрясениях, цунами, селях не сходят с экранов телевизоров. Доказана негативная роль земной цивилизации в усилении парникового эффекта, уменьшении толщины азонового слоя. Обывателю сложно поверить в предупреждения экологов о надвигающемся экологическом кризисе. Человеку удобнее думать, что до этого не дойдёт.

Что случилось с природой? За что она стала так сурова к нам, своим детям? Причиной есть производственная и другая деятельность человека; это он стал её разрушителем.

Учитель, и никто другой, обязан думать о поколениях, которым мы после себя оставляем нашу планету. Мы должны с детства учить детей природной разумности. И это возможно.

Учить детей законам природы – значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом – Землю, будут разумно строить, разумно мыслить и жить, думая о будущих поколениях.

Совершая прогулки в природу, учитель учит не рвать ландышей, подснежников, первоцветов, потому что мы этим наносим непоправимый ущерб природе. Учим не брать в руки яички из гнезда, потому что птица – мать может навсегда покинуть гнездо.

Экологические проблемы сложны и многообразны, для человека очень важен окружающий его мир. Но он пугает следами деятельности. Мы видим, как уничтожаются зелёные лёгкие планеты, как мы утопаем в грязи и мусоре. Так что же необходимо сделать, чтобы сохранить Землю и жизнь на ней? Какую лепту в этот процесс может внести каждый человек?

Мы, учителя, на уроках и во внеурочное время учим детей ухаживать за растениями в любое время года, в том числе за комнатными. Пересаживаем, поливаем, рыхлим. Подкармливаем птиц в холодное зимнее время, развешиваем кормушки, изготовленные своими руками, весной вешаем скворечники, в чём помогают родители – папы. Часто убираем территорию, примыкающую к школе, сажаем деревья.

Провожу тест на выявление экологических знаний.

1.Какой цветок зацветает раньше?

Клевер

Подснежник

Одуванчик

2.Где взять дрова для костра?

Набрать сухой валежник

Наломать еловые ветки

3.Куда девать пустую консервную банку в лесу?

В костёр

В кусты

Обжечь в костре и зарыть

4.Что будет, если разорить муравейник?

Ничего не будет, муравьи его снова построят

Некому будет кусаться

Деревьям и животным станет хуже

5.Зачем в лесу комары?

Ни к чему

Чтобы люди поменьше в лес ходили

В природе нет ничего лишнего

6.Что делать, если ты нашёл птичье гнездо?

Подойти поближе и внимательно рассмотреть

Уйти как можно быстрее

Потрогать и уйти

7.Что делать, если ты нашёл птенца?

Уйти как можно быстрее - не мешать его маме заботиться о нём

Возьми домой

Посади в гнездо

8.Какой из этих грибов съедобен?

Мухомор

Подосиновик

Бледная поганка

9.Можно ли рвать эти цветы (кувшинка, ландыш)

Да, чтобы узнать, как они называются

Нет; может, они редкие

Да, они красивые

10.Что такое экология?

Наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов

Наука о том, как губить природу

Наука о человеке

Результаты тестирования показывают, какой запас экологических знаний имеют дети.

Провожу викторину.

Даю следующие вопросы:

Кто спит вниз головой? (Летучие мыши)

Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасами жира)

Чем ёж на медведя похож? (Спит зимой)

Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)

Месяц первоцветов? (Март)

Чемпион по скорости роста среди деревьев? (Эвкалипт)

Кому зимой холоднее: маленькому зверьку или крупному?

Как лесные рыжие муравьи к зиме готовятся?

Куда зимой насекомые подевались?

Какая корова сытней живёт: хвостатая или бесхвостая?

Куда обращена головка подсолнечника в полдень?

Когда рождаются зайчата – листопаднички?

По правильным ответам сужу об объёме знаний учащихся. Для себя делаю вывод, что изучение экологии – непрерывный процесс и завершать его в рамках начальной школы невозможно, ведь из маленьких граждан страны вырастают взрослые – будущие строители Земли и всё, что дети вынесут из школы, всё отразится на нашей жизни и на жизни последующих поколений и животного мира.

В рамках проверки усвоения знаний по экологии мы побывали в краеведческом музее.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...