I группа здоровья. Группы здоровья у взрослых людей

Тема 3.2. Профилактика неинфекционных заболеваний

Боле́знь - процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека - снижением на время болезни его трудоспособности.

Предболезнь – это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности организма к развитию определенного заболевания.

Адаптационные возможности организма - являются одним из фундаментальных свойств живой системы. Здоровье как определенный уровень адаптационных возможностей организма (адаптоспособность, или адаптационный потенциал) включает в себя и понятие гомеостаза, который следует рассматривать в качестве конечного результата деятельности многочисленных функциональных систем, как целевую функцию многоуровневого иерархического управления в организме.

Основные факторы риска развития неинфекционного заболевания

Известно, что многие неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска, такие как курение, избыточная масса тела, высокий уровень холестерина крови, повышенное артериальное давление, употребление алкоголя и наркотиков, низкая физическая активность, психосоциальные расстройства, экологическое неблагополучие. Опыт развитых стран убедительно свидетельствует: результатом энергичных мер по ограничению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний является увеличение средней продолжительности жизни населения.

Целевые программы предупреждения заболеваний государственные и региональные

1. федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", включив в нее подпрограммы "Сахарный диабет", "Туберкулез", "ВИЧ-инфекция", "Онкология", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Вирусные гепатиты", "Психические расстройства", "Артериальная гипертония" и "Вакцинопрофилактика".

2. федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" Минздравсоцразвития России, государственными заказчиками - Росздрав, Роспотребнадзор, ФСИН России и Российскую академию медицинских наук.

3. федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее именуется Программа). (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.03.2008 N 143, от 28.04.2011 N 336)

Региональные:

¡ долгосрочной целевой программы Московской области "Чистая вода Подмосковья" на 2013-2020 годы"

¡ областная целевая программа "Совершенствование оказания медицинской помощи населению, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на территории Свердловской области" на 2011-2015 годы.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, в целях:

Раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития,

Формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

Диспансеризация проводится 1 раз в три года.

Группы здоровья взрослого населения

I группа – граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний.

Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование, коррекция факторов риска врачом-терапевтом, врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.

II группа - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска указанных хронических неинфекционных заболеваний и высокий или очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний.

Таким гражданам проводится коррекция факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в отделении медицинской профилактики или центре здоровья, при необходимости - назначение лекарственных препаратов для медицинского применения.

Подлежат диспансерному наблюдению у врача (фельдшера) отделения (кабинета) медицинской профилактики.

III группа – граждане с заболеваниями, требующими диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, а также граждане с подозрением на заболевание, требующее дополнительного обследования (При завершении обследования группа здоровья гражданина может измениться).

Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, другими врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий.

Гражданам, имеющим факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.

«Карта диспансерного наблюдения» (ф. 030/у) позволяет данный контингент больных осмотреть по полу, возрасту, профессиям, стажу работы, длительности наблюдения.

Для анализа диспансерной работы используют три группы показателей:

1) показатели охвата диспансерным наблюдением;

2) показатели качества диспансерного наблюдения;

3) показатели эффективности диспансерного наблюдения.

Данные, необходимые для расчета этих показателей, можно получить из учетно-отчетных документов (ф. 12, 030/у, 025/у, 025-2/у).

1. Показатели частоты.

Охват населения диспансеризацией (на 1000 жителей):

состоит на «Д»-наблюдении в течение года x 1000 / общая численность обслуживаемого населения.

Структура больных, состоящих под «Д»-наблюдением, по нозологическим формам (%):

число больных, состоящих под «Д»-наблюдением по данному заболеванию x 100 / общее число диспансерных больных.

2. Показатели качества диспансеризации.

Своевременность взятия больных на «Д»-учет (%) (по всем диагнозам):

число больных, впервые выявленных и взятых под «Д»-наблюдение x 100 / общее число вновь выявленных больных.

При правильной организации работы этот показатель должен приближаться к 100%: гипертоническая болезнь – 35%, язвенная болезнь – 24%, ИБС – 19%, сахарный диабет – 14,5%, ревматизм – 6,5%.

Полнота охвата «Д»-наблюдением больных (%):

число больных, состоящих на «Д»-учете на начало года + вновь взятые под «Д»-наблюдение – ни разу не явившиеся x 100 / число зарегистрированных больных, нуждающихся в «Д»-учете.

Этот показатель характеризует активность врачей в организации и проведении диспансеризации и должен составлять 90 – 100%.

Кратность посещений:

число посещений врача, сделанных больными диспансерной группы / число лиц в диспансерной группе.

Соблюдение сроков диспансерных осмотров (плановость наблюдения), %:

число диспансеризированных, соблюдавших сроки явки на «Д»-наблюдение x 100 / общее число диспансеризированных.

Процент «оторвавшихся» (ни разу не явившихся к врачу за год) в норме допустим от 1,5 до 3%.

Полнота проведения лечебно-оздоровительных мероприятий (%):

прошли за год данный вид лечения (оздоровления) x 100 / нуждались в данном виде лечения (оздоровления).

Основными критериями эффективности диспансеризации являются сдвиги в состоянии здоровья больных (улучшение, ухудшение, без перемен), наличие или отсутствие рецидивов, показатели утраты трудоспособности, снижение заболеваемости и летальности в диспансерной группе, а также выход на инвалидность и результаты реабилитации и переосвидетельствования инвалидов, состоящих на «Д»-учете. Для оценки этих изменений на каждого больного один раз в год составляется так называемый этапный эпикриз, который записывается в «Медицинской карте амбулаторного больного».

Период зрелого возраста имеет значительную протяженность во времени, и деятельность медицинской сестры может быть несколько различной в разные промежутки этого периода, однако общая направленность на сохранение здоровья взрослого человека сохраняется. В этом возрастном периоде основные потребности удовлетворяются человеком самостоятельно, без вмешательства окружения, но многим людям необходимы квалифицированные советы по поддержанию оптимального функционирования организма (табл.).

Таблица1. Основные направления сестринской деятельности

Потребность Способ удовлетворения Направления сестринской деятельности
1. Дыхание Обеспечивается естественным путем; ЧДД 16-18 в 1 мин Советы о необходимости прогулок на свежем воздухе
2. Потребление жидкости Самостоятельно, до 1,5-2 л в сутки Советы по обеспечению достаточного поступления жидкости, контроль за потреблением жидкости
3. Питание Самостоятельно Рекомендации по рациональному и адекватному питанию
4. Физиологические отправления Самостоятельно Рекомендации по контролю за регулярностью дефекаций, в связи с этим советы по питанию
5. Личная гигиена Самостоятельно Рекомендации по ежедневному приему душа, при необходимости - чаше
6. Активная деятельность (движения) и отдых Самостоятельно Рекомендации по режиму дня и двигательной активности. Составление совместно с пациентом программы физических упражнений (прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, плавание, занятия на велотренажере, занятия аэробикой)
7. Сон Сон не менее 8-9 ч, возможен дневной сон Рекомендации по режиму дня
8. Сексуальная активность Сохраняется, у женщин несколько увеличивается Советы по безопасному сексу, рекомендации по планированию семьи
9. Поддержание безопасной среды Поддерживается самостоятельно Обучение мерам безопасного поведения на улице, дома. Отказ от вредных привычек (табакокурения, токсикомании, употребления алкоголя)
10. Социальные потребности: а) общение; б) социальные контакты; в) стремление к самоутверждению Многие расширяют социальные контакты, достигают высокого уровня самореализации; у части людей могут отмечаться неудовлетворение достигнутым, поиск причин неудач в семье или карьере Рекомендации по сохранению и поддержанию социальных контактов; проявление интереса к различным мероприятиям

«Болезнь легче предупредить, чем лечить».

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого ЛПУ и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое обучение и воспитание включено в план-график работы медицинского сотрудника из расчета 4 часа в месяц.

В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования ЗОЖ, сформулированы основные задачи:

Снижение распространенности курения;

Улучшение качества питания;

Увеличение физической активности;

Смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

Соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

Снижение потребления алкоголя;

Профилактика употребления наркотиков;

Улучшение качества окружающей среды.

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.

Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

План урока:

Группы здоровья ребенка

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

  • хронические заболевания (есть они или нет);
  • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
  • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
  • физическое развитие.

Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

Первая

Ребенок здоров.

Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

Вторая

Это дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);

  • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;

  • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);

  • часто болеющие ОРЗ;

  • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

Третья

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;

  • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

Четвертая

Это дети:

  • страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;

  • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.

Пятая

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают , им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии , в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Ну вот вроде бы и все, друзья. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях. Вместе обязательно разберемся.

Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Группы здоровья.
Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

Что такое группы здоровья?
Группы здоровья - эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.

Вторым критерием является , сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.

Состояние здоровья детей.
Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

Наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
- уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
- соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

I группа - здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути - первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа - здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

III группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа
- дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.

В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.

Как же понять, та ли группа?
При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
- в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
- в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
- в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
- в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

Самые частые вопросы.
Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?
Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?
Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

Дата добавления: 2010-04-01

Так называемый оздоровительно-коррекционный блок включает в себя шесть основных задач или шесть основных направлений:

1.Укрепление резервов здоровья ребенка.
2.Формирование личностных установок ребенка на здоровый образ жизни.
3.Психологическая помощь ребенку.
4.Физическое и психическое развитие.
5.Организация рационального здорового питания.
6.Экологическое, нравственное, культурно-гигиеническое воспитание ребенка.

Эти направления оздоровительных и коррекционных мероприятий могут и должны применять родители дома. Вот тогда в триединстве – медики - педагоги и родители - можно действительно добиться сохранения и укрепления здоровья детей.

Если рассматривать возможности дошкольных учреждений, то все эти задачи решаются в комплексе медицинскими работниками, воспитателем по физической культуре, психологом и педагогами детского сада. Поэтому этим направлениям будет посвящено по одной статье отдельно.

Давайте сегодня побеседуем о первой задаче и первом направлении в оздоровительно – коррекционной работе с детьми.

Укрепление резервов здоровья ребенка.

Как вы уже знаете, каждый ребенок проходит разностороннее обследование и комплексную оценку развития с определением группы здоровья. На основании результатов обследования, выделяют четыре группы здоровья детей.

Такая классификаций групп здоровья детей является основной в детских дошкольных учреждениях.

Первая группа здоровья (Д1) – это здоровые дети. По статистическим данным на сегодняшний день к этой группе здоровья относится 9 % детей.
Вторая группа здоровья (Д2) – это дети, которые имеют дефекты осанки, плоскостопия, пищевую аллергию, заболевания желудочно-кишечного тракта, поражения центральной нервной системы, тубинфицированность, заболевания лор-органов, нарушение зрения (потеря остроты зрения до 30%), компенсирующий кариес, часто болеющие простудными заболеваниями. Количество таких детей составляет около 70 %.

Третья группа здоровья (Д3) – это дети с декомпенсирующим кариесом, нарушением зрения (потеря остроты зрения выше 30%), тубвиражом. Количество таких детей составляет около 4 %.

Четвертая группа здоровья (Д4) – это дети с нейросенсорной тугоухостью и количество таких детей около 6 %.

Какая группа детей нуждается в коррекционной и реабилитационной помощи?

Конечно, это дети второй группы здоровья. У детей этой группы здоровья есть реальные шансы укрепить его и перейти в первую группу.

Около 20% детей второй группы здоровья – это часто болеющие дети (ЧБД). Вероятность заболеть для этих детей одинаковая во все времена года, потому что сопротивляемость организма у них снижена.
Детям этой группы необходимы постоянные двигательные упражнения, которые будут активизировать обмен веществ. Хороший эффект дает гигиенический и лечебный массаж со стимуляцией биологически активных точек.

Обязательными элементами стиля жизни в семье с такими детьми должны быть ежедневные закаливающие процедуры, лечебная и дыхательная гимнастика и фитотерапия для повышения иммунологичекого статуса.

К большому сожалению, до 40 % детей-дошкольников имеют нарушение осанки. Средства массовой информации систематически сообщают миру, что дефицит движений в режиме современных детей и повышенное статическое напряжение во время обучения являются реальной угрозой для здоровья детей и их физического развития.
Дети этой группы нуждаются в лечебной гимнастике, специально организованном режиме жизнедеятельности и обучения и обязательных профилактических процедурах.

Более 40 % детей страдают плоскостопием . Уплотнение свода стопы приводит к плоскостопию. Детям этой группы необходимы консультации врачей-ортопедов, лечебная физкультура и строгое выполнение комплекса гигиенических мероприятий.

Современный мир страдает аллергией. Дети этой группы страдают от пищевой аллергии и аллергии, которая беспокоит органы обоняния (запах, пыльца, шерсть и т.д.).
Для устранения пищевой аллергии в питании детей необходимо соблюдать элиминационную диету. Поэтому постепенно в детских садах вводится диетический стол.

Около 10% детей страдает заболеваниями лор-органов. Мофрофункциональные изменения (гипертрофия аденоидов и мендалин), хронические заболевания (хронический тонзиллит, гайморит, аденоидит), которые выявляются в носоглотке, способствуют частым заболеваниям детей.
Поэтому ежедневными процедурами для таких детей должны стать полоскания, промывания пазух, т.е. всевозможные виды лечебно-профилактических мероприятий.

Теперь понятно, почему разрабатываются комплексные системы оздоровления для каждой группы детей.
Родители должны знать, что комплексная система оздоровления ребенка – это целостная, последовательная взаимообусловленность лечебно-оздоровительных мероприятий.

Важная роль в профилактике и оздоровлении детей принадлежит родителям. Именно в семье родители ежедневно могут закреплять и контролировать выполнение назначений медиков и педагогов.

Мало научить ребенка. Важно его мотивировать в применении полученных полезных знаний.

Кто лучше родителей поможет своему ребенку справиться с этой непростой задачей?

Понравилась эта статья?

Человек непосвященный легко может запутаться в медицинских терминах. От недопонимания рождается паника. Но значительно правильнее не паниковать, а разобраться в ситуации. Вот представьте, например, ребенок проходит медицинский осмотр и видит в карточке странную запись: «группа здоровья 3». У ребенка что-то не в порядке? Ему нужна помощь? Что вообще это значит? Давайте попробуем разобраться.

Понятие «группы здоровья»

При рождении педиатр осматривает малыша и производит комплексную оценку состояния его здоровья. Каждому младенцу присваивается определенная группа. Сам по себе этот термин является условным. В него входит совокупность многих характеристик, описывающих общее физиологическое состояние здоровья.

Всего групп здоровья пять. Обозначают их римскими или арабскими цифрами. Министерством здравоохранения разработана специальная «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья несовершеннолетних», которая определяет порядок присвоения группы здоровья. Врачи действуют по данной инструкции, обследуя детей и подростков до достижения ими 17 лет. Оценку состояния делают на текущий момент, то есть на момент проведения осмотра. При этом острые заболевания не учитываются, а прошлые болезни – только те, которые приобрели хроническую форму.


Кого относят к 3 группе здоровья

Группа здоровья 3 у детей обозначает, что ребенок имеет хроническое заболевание с возможностью обострений. Но оно находится в стадии ремиссии. Для 3 группы характерно сохранение или компенсирование функций органов, но иногда обострения становятся причиной временного ограничения трудоспособности. Сюда же включены дети, имеющие физические недостатки или последствия травм (операций), степень которых позволяет им учиться в обычных школах и заниматься физическим трудом.

Группа здоровья 3 у детей может означать нормальное физическое развитие при избытке или дефиците массы тела. Сюда же включают детей и подростков, имеющих рост ниже нормы. Нервная система и психическое развитие у представителей этой группы в целом нормальные, но иногда по этим критериям дети немного отстают.


Когда родители сталкиваются с понятием «группа здоровья»

Если ребенок имеет явные физиологические или/и психологические отклонения, которые несут угрозу не только здоровью, но и жизни в целом, то родителей консультируют относительно его состояния сразу. Это относится к деткам из 4 и 5 групп здоровья. В отношении детей из 1, 2 и 3 групп сильных опасений врачи могут не испытывать (дети из 1 группы полностью здоровы, а из 2 – не имеют ограничений для занятий спортом и физического труда). А поскольку опасений нет, то врач, отметивший в медицинской карте группу здоровья, может забыть сказать об этом родителям. Так бывает довольно часто.

Получается, несмотря на то, что группа здоровья 3 у детей стоит с рождения, многие родители этого даже не знают. Они обращают внимание на группу здоровья своего ребенка, когда проходят медосмотр при оформлении в детский сад. Чаще всего это происходит в 2-3 года. Если ребенок не посещал дошкольных учреждений, то информация может попасться на глаза родителям при оформлении в школу или получении справок для занятий в спортивных секциях.

Однако если хронические проблемы обостряются часто, то не знать о них внимательные родители просто не могут.


Примеры заболеваний, отнесенных к 3 группе здоровья

Родители, которые хотят разобраться, что значит 3 группа здоровья у ребенка, должны понять, что это так называемая группа риска. В группу объединены дети с явными патологиями и отклонениями физического развития. Чаще всего ее представители имеют следующие хронические диагнозы:

  • гастрит;
  • астма;
  • увеличение носоглоточных миндалин (аденоиды);
  • недостаток гемоглобина в крови (анемия);
  • заболевания почек;
  • хроническая форма бронхита;
  • нарушения речи (заикание);
  • первоначальное, поперечное или продольное плоскостопие;
  • аллергия и так далее.


Это приблизительный перечень заболеваний, которые могут стать причиной того, что ребенка отнесли именно к 3 группе.

Может ли измениться группа здоровья у ребенка

К 3 группе здоровья относятся дети, которые будут находиться под обязательным врачебным контролем. В зависимости от того, как протекает их заболевание, им будут назначены консультации с различной периодичностью. Если дети или подростки проходят необходимое лечение, после которого болезнь не проявляется длительное время, за которое истекает срок диспансерного наблюдения за пациентом, то врач может перевести ребенка из 3 во 2 группу здоровья. Это будет означать, что врач пришел к выводу об избавлении от хронического заболевания, и на данный момент ребенок здоров.

Чаще всего с возрастом детям удается избавиться от аллергии, анемии, аденоид и пиелонефрита.


Занятия спортом

Несмотря на то что группа здоровья 3 у детей позволяет им посещать обычную школу, занятия физкультурой и спортом для них имеют ограничения. Для начала рассмотрим вопросы, касающиеся занятий спортом:

  • для детей 3 группы рекомендуется ограничить занятия силовыми видами, такими как тяжелая атлетика, силовое троеборье (пауэрлифтинг) или гиревой спорт;
  • нежелательны занятия травматичными видами спорта, такими как бокс, борьба, фигурное катание, спортивная гимнастика, горнолыжный спорт и так далее;
  • опасно занятие теми видами спорта, которые требуют длительного присутствия детей в местах с повышенной или пониженной влажностью, в гористой или болотистой местности.

Желая оздоровить своего ребенка, родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом. А еще важно соблюдать здравый смысл, выбирать вид спорта необходимо, исходя не из его популярности или ситуативной моды, а из возможностей своего ребенка.


3 группа здоровья у ребенка. Физкультура в школе

Наличие хронических заболеваний у ребенка, пусть даже в стадии ремиссии, говорит о том, что посещение обычных уроков физкультуры для него противопоказано. Таких деток определяют в подготовительные группы для занятий физкультурой.

Всего физкультура в школе делится на 3 вида:

  • основной, для полностью здоровых детей;
  • подготовительный, для детей с незначительными проблемами;
  • специальный, для детей с существенными нарушениями или полным освобождением от занятий.

В подготовительной группе дети занимаются по особому учебному плану. Они сдают облегченные нормативы в соответствии с разрешением врачей. Учитель оценивает не столько спортивные достижения, сколько желание заниматься и теоретические знания.


Группа здоровья ребенка 3 (подготовительная) допускает выполнение разминки, легкий бег, комплекс общеукрепляющих упражнений с гимнастическими палками, несложную полосу препятствий, упражнения с мячом, подвижные игры. Кроме этого, для получения оценки дети могут выступать с докладами, делать презентации на спортивные темы, писать рефераты или выполнять другие порученные задания.

Как вести себя родителям

Если малыш или подросток отнесен к 3 группе здоровья, то родителям будет полезно получить дополнительные консультации врачей. Педиатр может не только дать направление, но и порекомендовать лучших специалистов, работающих в области проблем вашего ребенка. Не бойтесь потерять время, сдайте все предложенные анализы, уточните, какие именно отклонения зафиксировал врач. Приходите вовремя на диспансерные осмотры и выполняйте рекомендации. Получите максимальную информацию о потенциальных рисках для вашего ребенка и научитесь их избегать.

Мы уже определили, что означает 3 группа здоровья у ребенка. Это не повод для паники, а потребность к более внимательному отношению. Многие хронические заболевания излечимы, а это значит, что ваш ребенок может от них избавиться. Но при неправильном подходе или игнорировании проблемы его состояние может ухудшиться, и ребенок будет переведен из 3 в 4 группу здоровья.

Группы здоровья взрослого населения и детей: классификация

На сегодняшний день выделяют 3 основные группы здоровья взрослого населения. Каждая из них отличается не только состоянием пациента, но также и периодичностью его диспансерного наблюдения.


Группы здоровья взрослых: классификация

Необходимость в создании полноценного разделения пациентов на различные категории возникла практически сразу после появления диспансеризации. Дело в том, что она предполагает разное количество исследований в зависимости от того, какие именно заболевания имеются у человека.

В настоящее время существуют 3 основные группы здоровья взрослого населения. Каждая из них характеризуется определёнными критериями, указывающими на наличие или отсутствие определённых заболеваний.

Первая группа здоровья

Сюда относятся полностью здоровые люди, которые не страдают какими бы то ни было хроническими неинфекционными заболеваниями, а также не имеют большого количества факторов риска их развития.


У этой группы здоровья населения наиболее благоприятный прогноз для дальнейшей жизни. Дело в том, что именно хронические неинфекционные заболевания чаще всего и становятся причиной развития тяжелейших состояний.

В результате значительного расширения диагностических возможностей на сегодняшний день представителей первой группы здоровья взрослого населения не так уж и много. Это обусловлено тем, что с возрастом у человека накапливается достаточно большое количество факторов риска возникновения тех или иных хронических заболеваний.

Вторая группа здоровья

Что характерно для второй группы здоровья взрослого человека? К ней, так же как и к первой, относят людей, у которых нет никаких хронических неинфекционных заболеваний. При этом они имеют достаточно высокий риск их приобретения уже в самое ближайшее время. Помимо этого, обладают сразу несколькими факторами развития сердечно-сосудистых недугов.

В процессе накапливания факторов риска постепенно могут происходить незначительные морфологические изменения. В конечном итоге они приводят к приобретению того или иного хронического заболевания, которое уже не может быть полностью излечено даже самыми современными лекарственными средствами. В итоге пациент переходит из второй группы здоровья взрослого человека в третью. Данная категория является самой обширной.

Третья группа здоровья

Сюда относятся люди с высоким риском развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, а также наличием хронической патологии неинфекционного характера. Данная категория населения является наиболее обширной в возрасте после 40 лет. Дело в том, что с возрастом рано или поздно у любого человека запускаются процессы старения. Это приводит к морфологическим изменениям. В результате уже совсем скоро начинают страдать и различные органы. Всё это приводит к постепенной декомпенсации деятельности различных систем организма. В настоящее время данная группа здоровья является достаточно распространённой. На диспансерное наблюдение пациентов, входящих в нее, приходится тратить наибольшее количество денежных средств.

Группы здоровья у взрослых: диспансеризация

Наличие или отсутствие хронических заболеваний определяет то, насколько часто пациент должен посещать определённых специалистов. Во многом именно поэтому и было введено разделение на группы здоровья взрослых. Классификация помогает докторам правильно вести диспансерный учёт. Для каждой категории граждан предусмотрены разный уровень и периодичность медицинских осмотров.

О первой и второй группах

Пациенты из первой группы здоровья взрослого человека могут посещать докторов всего 1 раз в год и сдавать только стандартные анализы. В том случае если в результате такой комиссии у них не выявляется никаких хронических неинфекционных заболеваний или же дополнительных факторов к их образованию, они остаются в этой же категории.

Что касается второй группы здоровья взрослого населения, то те, кто относится к ней, могут проходить осмотр также всего 1 раз в год, однако при этом им нужно более серьёзное обследование. Его объём будет зависеть от того, какие именно факторы риска уже имеются у пациента. Дело в том, что первичное выявление хронических неинфекционных заболеваний присуще именно для этой группы здоровья у взрослых. Характеристика этой категории пациентов не предполагает наличия болезней, так что после выявления недуга человек автоматически переходит в следующую группу здоровья.

Наличие хронического заболевания является достаточным основанием для того, чтобы посещать доктора не 1, а хотя бы 2 раза в год. При этом необходимо сдавать соответствующие анализы. Благодаря им доктор увидит, насколько активно протекает хронический патологический процесс, а также влияет ли он в настоящее время на функционирование того или иного органа. В конечном итоге врач поймёт, необходимо ли проводить какие бы то ни было серьёзные лечебные мероприятия или же вполне достаточно обычной профилактики.

О третьей группе

Пациенты из третьей группы здоровья взрослого населения могут осматриваться и чаще, чем 2 раза в год. Периодичность наблюдений зависит от степени выраженности хронического патологического процесса. При этом для пациентов с некоторыми заболеваниями согласно диспансерному наблюдению рекомендуется проходить курс стационарного лечения 1-2 раза в год.

О детях


Группы здоровья взрослых и детей в значительной степени разнятся. Дело в том, что малышей принято разделять не на 3, а на 5 категорий. Это обусловлено большим вниманием именно к детскому населению. Так что группы здоровья взрослых и их характеристика неприменимы к несовершеннолетним пациентам.

Первая группа характеризуется отсутствием каких бы то ни было заболеваний или же отклонений у ребёнка. Такой малыш может иногда болеть острой формой какой-либо патологии, однако на момент осмотра у него она отсутствует. Кроме этого, у такого ребёнка должен наблюдаться достаточно высокий уровень сопротивляемости организма.

Вторая группа детского здоровья включает детей, не имебщими каких бы то ни было хронических заболеваний, но при этом имеющих незначительные отклонения. Примером могут являться осложнения во время родов у матери. При этом на функциональные способности ребёнка данные отклонения абсолютно никак не влияют.


У детей из третьей группы здоровья есть то или иное хроническое заболевание. При этом для данной категории маленьких пациентов характерна его полная компенсация. То есть, несмотря на наличие недуга, ребёнок не испытывает особых проблем с обычными нагрузками.

Если говорить о четвёртой группе здоровья детей, то в неё входят те малыши, которые обладают достаточно серьёзными хроническими недугами, находящимися в стадии субкомпенсации. То есть у ребёнка имеются возможности для того, чтобы поддерживать полноценную функциональную активность, однако при этом его органы и системы вынуждены работать, постоянно напрягаясь, что в конечном счете приводит к морфологическим изменениям и дальнейшему ухудшению деятельности. В итоге такого ребёнка приходится переводить в следующую группу здоровья.

К пятой группе у детей принято относить тех малышей, которые являются обладателями серьёзной хронической патологии. Причём для перевода в данную категорию должна наблюдаться ещё и декомпенсация деятельности того или иного органа. Такой ребёнок однозначно нуждается в серьёзной медицинской помощи.

Наибольшее внимание в плане диспансеризации докторам приходится уделять, естественно, детям из 3-й, 4-й и 5-й групп.

Подскажите 2я группа здоровья это как? Чем от первой отличается?

В возрасте от 3 до 6 лет многие родители сталкиваются с таким понятием, как «группа здоровья» и это не удивительно, ребёнок скоро пойдёт в детский сад или школу, и это будет иметь большое значение в планировании его занятий. Несмотря на то что, группу здоровья определяют практически сразу после рождения, родители не всегда точно знают, что это означает. Давайте попробуем разобраться. Всего существует 5 групп здоровья, которые определяются различными критериями.

1 группа здоровья

К этой группе относятся дети, не имеющие проблем со здоровьем. Физическое и психическое развитие ребёнка должны соответствовать возрасту. Дети этой группы не имеют пороков развития или других нарушений внутренних органов.

2 группа здоровья

К этой группе относят детей, которые могут иметь небольшие проблемы со здоровьем, например, ребёнок может страдать аллергическим заболеванием или иметь лишний вес. В эту группу попадают дети, которые часто болеют какими-либо заболеваниями, например ОРЗ. Также к этой группе относится ребёнок, который страдает хроническим заболеванием, но в стадии стойкой ремиссии не менее 3 лет, т. е. без стадии обострения. В группу могут быть отнесены дети, которые имеют порок развития не осложнённый другим заболеванием. Дети, относящиеся ко 2 группе здоровья должны находиться под более тщательным наблюдением.

3 группа здоровья

К этой группе относятся дети, которые имеют хроническое заболевание с различными периодами ремиссии и обострения. Эти дети имеют сохраненные функциональные возможности, не имеют осложнения основного заболевания, могут присутствовать физические недостатки с компенсацией.

4 группа здоровья

К 4 группе относятся дети, имеющие хронические заболевания с частыми периодами обострения. У ребёнка могут присутствовать физические недостатки, ограничения функциональных возможностей, осложнения основного заболевания. Эти дети имеют значительное нарушение в здоровье, но их самочувствие в целом сохранено.

5 группа здоровья

Это самая тяжёлая группа здоровья. Дети 5 группы могут иметь тяжёлые физические недостатки, хроническое заболевание с частыми обострениями и осложнениями. В эту группу попадают дети-инвалиды.

Эта классификация по группам является несколько условной. Группу здоровья должен определить педиатр с учётом состояния ребёнка и всех обследований.

Что означает 1 группа здоровья у ребёнка идущего в сад?

Прошли медкомиссию и педиатр написала 1 группа здоровья, хочется узнать что она означает.

Солнечная долина

1 группа здоровья означает, что ребенок здоров и развивается нормально, соответственно своему возрасту. Физическое и психическое развитие тоже соответствует норме.

Всего существует 5 групп здоровья.

Ко 2 группе относятся дети, часто болеющие, например, простудными заболеваниями.

Дети, относящиеся к 3 группе, имеют хронические заболевание, которое особо не сказывается на общем самочувствии (хр. гастрит, анемия и т.д.).

4 группа означает, что у ребенка имеется врожденная патология или хроническое заболевание с частыми обострениями.

5 группа самая тяжелая. К этой группе относятся дети-инвалиды. В садик, конечно же, они не ходят.

Veronikad

К этой группе относят детей, не имеющих проблем со здоровьем. Это значит, что ребёнок полностью готов ко всем нагрузкам, которые предназначены для его возраста. Для него не будет никаких, так называемых, льгот, когда все дети прыгают и бегают, а несколько детей сидят на скамейке и наблюдают. Вторую и последующие группы назначают людям, которые имеют различные проблемы со здоровьем, что в итоге не позволяет им заниматься той или иной физической активностью.

Lovare89

Значит, что все хорошо. Отклонений нет, со здоровьем все в порядке. Ребенок как психически так и физически нормально развит. Группу присваивают на основании мнения нескольких докторов, исходя из анализов и общего осмотра пациента. Значит, что нет каких-то хронических заболеваний, сопротивляемость организама высокая.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...