Навечерие Крещения Господня (Крещенский сочельник). Крещенский сочельник: традиции, обряды, заговоры и гадания Крещенский вечер: обычаи и традиции

18 января православные отмечают праздник Крещенский Сочельник. Как это часто бывает на Руси, языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами.

С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги.

Крещенский сочельник - это ещё и строгий пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно.

Крещенский сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое. Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!
Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.

Календарь праздников в январе

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Приближается один изсамых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ковременам апостолов. Древнее название праздника- « Епифания» - явление, или « Теофания» - Богоявление. Как икпразднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих кэтому дню.

Чтоже произошло при Крещении Господа?

Самое главное- это явление Пресвятой Троицы.

Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует снеба: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, вКотором Мое благоволение» . Бог Сын принимает крещение поСвоей человеческой природе; Дух Святой ввиде голубя нисходит наНего. Этим утверждается вера вБожественную Троицу ивера вБожество Иисуса Христа. « Богоявления время, Христос явися нам воИордане реке» ,- поют вхраме.

Христос принял Крещение вводах реки Иордан в30-летнем возрасте. Ему Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (Предшественник), чтобы приготовить людей кпринятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане икрестил приходящих кнему крещением покаяния. Когдаже Сам Господь пришел кнему, Иоанн говорил Ему: « Мне надобно креститься отТебя, иТыли приходишь комне?» НоИисус сказал ему вответ: « оставь теперь» , тоесть неудерживай меня теперь, « потому что так нужно нам исполнить всякую правду» - исполнить все вЗаконе Божием ипоказать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался икрестил Иисуса Христа.

Слово « крещаю» , « крещу» впереводе сгреческого означает « погружаю вводу» . Нельзя понять смысла иважности крещения, неуяснив прежде символического иреального значения воды вВетхом Завете. Вода- начало жизни. Именно изводы, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды- там пустыня.

Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению кэтому празднику.

Вцерковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание напреемственность Рождества Христова иКрещения Господня, которые досередины IVвека праздновались водин день- 6 января (постарому стилю). Церковь особенно подчеркивает связь этого события нетолько сРождеством, ноисВоскресением Господним.

День перед Крещением называют Крещенский Сочельник.

Это первый постный день после праздника Рождества Христова. Вэтот день православные держат строгий пост довечерней звезды (или допринесенной изхрама освященной воды), апотом семья собирается запостным столом снепременным сочивом изразваренного зерна, миндального или орехового « молока» имеда. Внекоторых местах этот вечер называли « Голодной кутьей» .
18 января всегда почитался наРуси как канун одного извеличайших праздников года. Еще этот день накануне праздника называется Навечерие.

Слово « навечерие» означает преддверие церковного торжества. Второе название- сочельник (или сочевник) связано страдицией вэтот день поста варить особый взвар смедом иизюмом- сочиво. Вэтот день готовили овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни сягодами. Изриса, меда иизюма готовилась кутья. Авообще впищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Новсе очень скромно.

Этот день являлся подготовкой кБогоявлению, апотому большинство традиций иобычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. Впервую очередь, взнак завершения святочного периода, вканун Крещения издома удалялись все символы рождественских праздников.

Торжество Иорданского события Церковь знаменует особым обрядом великого освящения воды. Совершается оно дважды- вСочельник ивсамый день Богоявления. Благодать освящения воды подается одна итаже, одинаковы имолитвы, итроекратное погружение вводу Животворящего Креста Господня.

19 января особо значим для христиан. Подревней традиции вэтот день наРуси после праздничной Литургии совершались крестные ходы нареки, водоемы иисточники ссовершением чина великого освящения воды.

Вовсем мире, где есть возможность, святить воду выходят нареку, наморе или наозеро, аесли нет возможности, воду освящают вхраме, итак- всюду ивезде освящается вода. Назамёрзших водоёмах воду освящают вособых прорубях, которые называют « иордань» ввоспоминание крещения Христа вИордане. Есть традиция купания вэтих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Еехранили итеперь хранят впродолжение года.

Народ верит вчудодейственную силу этой воды: еедают пить больному, чтобы скорей выздоровел, окропляют « святой» водой новый дом, чтобы жилось внем счастливо. Есть поверье: кто раньше почерпнет крещенской воды, утого хозяйство идела пойдут лучше.

ВБогоявление крещенскую воду можно пить целый день. Нопотом ееследует употреблять натощак либо поособой необходимости (например, при болезни). Кроме того, вдень праздника мыкропим святой водой все жилище, а кто-то кропитофис, иместо учебы, и дажеавтомобиль.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством отвсех духовных ителесных недугов.

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона... Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. ...На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. ...Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. ...Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через . А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко...
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец - гласом с неба, Бог Сын - воплотившийся - крещением. Бог Дух Святый - нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, - спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

Волгоград. 1 час 19 января 2014 года. Знаменательно, что олимпийский огонь, зажженный 29 сентября в Греции по дохристианскому ритуалу Бога Солнца, завтра в православный праздник Богоявления Сына Бога Отца (Солнца Мира) вносится в Волгоградскую область через общепризнанную «сельскую столицу России» - Урюпинск – город, с которого многие грехи сняты явлением здесь Урюпинской чудотворной иконы Богоматери (лично я убедился в её чудодейственности на положительном примере - А.З.) А в Волгоград, находящийся в тяжелом психическом состоянии после терактов, огонь Бога Солнца прибывает в понедельник - день тяжелый, как, видимо, и положено для «города греха». Не помог ему и недавний облёт на вертолете с другой чудотворной иконой Богоматери - «Семистрельной», которая в разные годы дважды возле моего дома подолгу пребывала, и в чудодейственности которой я тоже убедился, но уже на отрицательном примере. Главная суть нынешнего темного состояния Волгограда в том, что у нас нет массового антитеррористического сознания людей. Это сознание может появиться только на определенной нравственной основе, например, христианской. Нет такого сознания и в России в целом. 29 декабря на железнодорожном вокзале Волгограда постовые первыми приняли смерть от бомбы неизвестного пока террориста, а через пять дней в городе Железнодорожном под Москвой уже всем там известный пожилой житель Фролов взорвал гранатой других постовых. А после Рождества православного один молодой волгоградец поехал на Солдатское поле и запросто украл там национальную святыню для сдачи в металлоприемку. Это однорядные примеры нашего массового темного сознания, порождающего «террор среды» и его крайние проявления в нынешней молодежи, как, например, поголовную матерщину. Доматерились до того, что всех демонов в Волгоград притянули! Включая московский байк-клуб «Ночные волки». Его мотоциклисты, «украшенные» оскаленными волчьими пастями, скелетами с косами (символы Смерти), вампирами и вурдулаками в одном ряду с портретами Сталина и иконами Христа, открыли здесь на железнодорожном вокзале 23 августа 2013 года фонтан со скульптурой «Детский хоровод», всемирно известной по историям Сталинградской битвы. И вся планета это открытие видела. Но игра с демонами дорого обходится людям. Через четыре месяца страны ООН увидели в том же ракурсе и на том же месте взрыв, потрясший и ж.д.вокзал, и весь Волгоград. И связь между этими событиями, хотя и метафизическая, но прямая. Агрессивная психическая среда порождает ответную агрессию. Тот тихий марийский юноша, который не то на вокзале, не то потом в троллейбусе №15 себя взорвал, судя по материалам Интернета, почему ислам принял? Потому что не хотел жить в нашем «терроре среды» с его обязательными выпивками и матерщиной. Но по молодости своей этот юноша не понял, что к Богу Единому его повели не люди, а демоны в приветливом человечьем обличии. Потому что Бог Истины людей не убивает, чтобы их просветить, а, напротив, Себя Самого дал людям убить в Сыне Человеческом, чтобы людям Истину высветить смертью Своей и воскрешением. Разница диаметрально противоположная! Но откуда её было знать родителям юноши, простым советским людям, выросшим, как и все мы, в советском богоборчестве. В России массовое сознание народа - почитайте, хотя бы, отклики в Интернете - до сих пор наследует большевистское сознание диктатуры пролетариата.
Что это такое, приведу цитату об одном молодом русском рабочем: «Он был куском динамита, готовым взорваться, но до взрыва не проявлять никакой жизни. Если ему сказать, что надо надеть динамитные пояса и самому взорваться, взорвав собой кучу офицеров, он, не задумываясь, сделает это. Это был мститель народный, заряженный на всю жизнь ненавистью к эксплуататорам».
Цитата взята из воспоминаний о своем «подельнике» уральского рабочего Г.И.Мясникова «Философия убийства, или почему и как я убил Михаила Романова» о террористическом похищении из гостиницы и расправе над последним русским царем и его английским верным слугою Джонсоном, совершенными пятью русскими рабочими в Перми в июне 1918 года. (стр. 160. «Скорбный путь Михаила Романова: от престола до Голгофы», Пермь, Из-во «Пушка», 1996)
Разве покаялась Пермь в массе своей за это чудовищное преступление, за тех террористов, которых взрастила в своей народной среде, хотя бы сейчас – через 95 лет? И не думает каяться, она олимпийский огонь Сочи-2014 встречала, как ни в чем не бывало, когда в Волгограде всё население впало в мрачный траур. Теперь поставьте в воспоминания пермского героя вместо слова «офицеры» - «милиционеры» и вот вам идеология нынешнего российского террориста-«мстителя».
Повторяется петербургско-урало-кавказская террористическая эстафета рубежа прошлых веков: Перовская, Желябов, Засулич, Ульянов, Джугашвили-Коба, Камо, Маяковский, Землячка, Дыбенко и многое множество вплоть до «героев гражданской войны». Взять волгоградскую площадь Павших Борцов! С кем борцов? Со своими соотечественниками борцов! И ведь почти 70 лет весь гигантский СССР, включая Кавказ и Среднюю Азию, в школах учил, что это – народные мстители, герои, настоящие люди! Вот за что три поколения «диктатуры пролетариата» боролись, на то и снова напоролись, когда в России снова дикими - необольшевистскими - способами началась борьба за передел и захват гигантской общинно-государственной собственности.
Не покаемся в своих большевистских грехах, которые от поколения к поколению переходят - не изменим своего массового народного сознания – не создадим той духовной среды, в которой только и сгинет бактерия терроризма как плесень на свету. Об этом я уже много писал в Волгограде. Но до сих пор не видно, ни в управляющей элите Волгоградской области, ни в многоконфессиональной её среде каких-либо подвижек в эту сторону. Поэтому вся сакральная благодать, которая добавиться огню Бога Солнца Отца от праздника Бога Сына в Урюпинске – вся не только исчезнет по мере приближения к Террограду (новое название города в местной газете) мимо Солдатского поля с порушенной на нем недавно национальной святыней, но ещё обрастет у Мамаева кургана демоническими энергиями околокремлевских пиарщиков, которые из всех ими организованных массовых действ извлекают только личную прибыль. Но, все равно, братцы, унывать не будем! С Богоявлением вас всех!


Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 6 (19) января. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Сегодня, 18 января, для православных христиан наступил крещенский сочельник. В этот день верующие вспоминают о судьбе Иоанна Крестителя, казненного людьми царя Ирода. В субботу, 19 января, православная церковь будет отмечать один из главных, двунадесятых, праздников - Богоявления или Крещение Господне.

Согласно православной традиции, крещенский сочельник является постным днем. В этот день традиционно готовится «голодная кутья», вкушать которую полагалось после первой вечерней звезды.

Крещение Господне отмечается 19 января. Евангельская легенда гласит, что в этот день Иисус пришел к Иоанну Предтече с просьбой крестить его в реке Иордань. Когда Христос выходил из воды, на него сошел Дух святой в виде голубя, и прозвучал глас с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».


Традиционно на Богоявление заканчивались святочные вечера, длившиеся двенадцать дней. В день перед Крещением полагалось тщательно прибрать все жилые помещения, очистить их от мусора, а затем окропить святой водой. Согласно верованиям, в канун Крещения на земле гуляет нечистая сила, не случайно именно этому празднику предшествовали, так называемые, «страшные вечера» - время, когда можно гадать на судьбу и суженного.

В апокрифах рассказывается, что «страшные вечера» длятся шесть дней (с Васильева вечера до Крещения). По легенде, Господь обрадовался рождению сына и открыл ворота Ада. Таким образом, раз в год на неделю нечисть может выйти на белый свет. Для защиты от злых духов в традицию Святок вошли ряжения. Интересно отметить, что во время святочных гуляний ряженые снимали с себя нательные кресты. Зато в Корещение они одними из первых окунались в иордань.

Согласно народным верованиям в Крещение вода становится святой и обретает целительную силу. Проруби, в которые окунались верующие, традиционно вырезали в форме креста или голубя. Называются они «иордань», в честь реки, где принял крещение Христос.

С Богоявления начинался отсчет предстоящего сельскохозяйственного года, в вязи с этим ряд крещенских примет связан именно с урожаем. Так, если на Крещение выпадал снег, то следовало ждать хорошего урожая хлеба, сильный ветер обещал хорошее роение пчел, а звездная ночь - урожай грибов и ягод.

Праздник Крещения отмечается всеми православными, однако, местные традиции празднования часто разнятся. Так, в Болгарии и Греции существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого купаться в проруби. Выловить из воды крест считается почетным.


Традиции празднования

В России на Крещение принято освящать воду, в том числе на естественных водоёмах, для чего во льду вырубается крестообразная прорубь — иорда́нь. Раньше в прорубь окунались прежде всего те, кто участвовал в святочных гаданиях и ряжении — чтобы смыть грехи. Считалось также, что в иордань уходит нечисть, свободно ходившая по земле все Святки. Освящённая в Крещение вода считается целебной. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также народный обычай гадания (однако любое гадание полностью запрещено Церковью) на Крещение (гадания продолжаются и все предыдущие 12 дней Святок, начиная с Рождества). Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «Крещенские морозы»).

Моржи во славу Божию

Существует благочестивый обычай на Крещение окунаться в иордань, или прорубь.

Купание в проруби в этот день полезно, но нужно соблюдать осторожность. Не случайно готовят не только прорубь для купания, но и ставит рядом с ней баньки, чтобы окунувшиеся могли сразу же согреться.

Порой священнослужители сами практикуют купание в проруби.

Окунуться в ледяную купель рискнет не каждый, но умыть лицо и руки бодрящей крещенской водой можно.

Воды набрали. Что дальше?

За святой водой в день Крещения люди идут с разными емкостями, кто с баночкой, кто с канистрой, кто с двухведерной флягой. Какие разумные пределы, сколько семье нужно святой воды в литрах?

Здесь пределов нет. Все уже знают, что в этот день и к кафедральному собору, и к мужскому монастырю подвозят воду, которую освящают батюшки до тех пор, пока все желающие не наберут. А уж кому, сколько надо - да хоть цистерну набирайте, не жалко.

Набрали святой воды, принесли домой, а что с ней дальше делать?

Святая вода несет духовную исцеляющую силу. Прежде всего, нужно ею окропить жилище. Сегодня ею кропят не только квартиры, но и офисы, и даже салон автомобиля. В быту крещенская вода нужна ежедневно. День православного христианина начинается с молитвы, после которой нужно съесть кусочек просфоры и запить ее глотком святой воды.

Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога» .

При этом читается молитва:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь» .

При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Обычно благоразумные христиане берут воды столько, чтобы ее хватило на целый год.

Иногда можно услышать, что из года в год святая вода остается, и человек не знает, как ее употребить.

А для чего она стоит? Пользуйтесь ею, умывайтесь, кропите жилище, себя, родных. Пейте по глотку утром и вечером. Зачем ее хранить? Это же не вещь. Можно добавлять святую воду, когда готовите еду, купаете детей, сами принимаете ванну. Если все же так случилось, что осталась вода с прошлого или даже позапрошлого года, можно полить ею цветы - им тоже будет полезна такая «подпитка».

Что делать тем, кто по разным причинам не смог 18 и 19 января прийти в храм или на иордань за святой водой?

Во-первых, за ней можно прийти в церковь в любой день, там она есть всегда. Во-вторых, не обязательно запасать ее целую цистерну - малое количество крещенской воды можно разлить по емкостям и добавить обычной воды, ведь, по словам святых отцов, «капля святой воды море освящает».

Целебная агиасма

В переводе с греческого агиасма - «святыня». Так называют крещенскую воду. Известно много случаев, когда буквально несколько капель влитые в рот находящемуся без сознания больному, приводили его в чувство.

Святую воду принято употреблять натощак, с особым благоговением и молитвой. Хотя по особой нужде пить ее можно в любое время. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий, когда кто-нибудь сильно болел, благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. А также советовал окроплять пищу этой водой. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

Вся святая вода имеет особую духовную исцеляющую силу. Есть немало случаев исцеления от крещенской воды. Одна тяжелобольная женщина взяла на себя такой подвиг - окунуться в иордань. Она была сильно простужена, но буквально через два дня выздоровела.

Нельзя забывать, что освященная вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.


Ряд советов от медиков и священнослужителей:

— окунаться в ледяную воду следует только закаленным и здоровым людям. Тем, кто страдает какими-то недугами, но хочет приобщиться к обряду, следует предварительно проконсультироваться с врачом;

— не следует заставлять детей купаться в проруби, если они сами того не хотят или боятся;

— лучше всего купаться в специальной рубашке. Крещение - это не праздник наготы. Неуместна демонстрация собственных прелестей или, наоборот, уже возрастных изъянов;

— категорически противопоказано купание в ледяной воде людям с болезнями органов дыхания, а также с заболеваниями сердца, ожирением, артериальной гипертонией, аритмией;

— человек, который решил окунуться в иордань на Крещение, должен быть тепло одет, когда приедет к водоему;

— необходимо приготовить пакет со сменным бельем, полотенцем и тапочками. Кроме того, следует взять с собой коврик или полотенце, чтобы постелить под ноги;

— раздеваться перед погружением в воду нужно снизу вверх: сначала снять обувь. Но только после того, как человек остается в купальном костюме, можно снять носки, надеть тапочки и идти к купели;

— если человек чувствует, что у него замерзли пальцы рук или ног, необходимо сначала подвигаться, пробежаться, чтобы разогреться. Лишь после этого окунаться в воду;

— плавать не надо;

— если вы спускаетесь по лестнице или заходите с берега примерно по грудь, задержите дыхание и окунитесь три раза. В эти дни можно окунаться с головой. И быстро выходите из воды;

— оботритесь полотенцем и одевайтесь сверху вниз, сначала закройте грудную клетку и сразу же наденьте тапочки. Не забывайте про варежки и шапку;

— после окунания надо тщательно высушить тело полотенцем;

— лучше одеться в шерстяную теплую одежду, но не в синтетическую;

— спиртное употреблять запрещено;

— после окунания не нужно ходить пешком на дальние расстояния, лучше сесть в теплый транспорт;

— по возможности: возьмите с собой из дома горячую воду в бутылках. Перед тем как начать одеваться, облейтесь ею;

— раздевание, одевание и купание должно занять не больше 5-7 минут. Все надо делать быстро, поэтому фотографироваться и валяться в снегу тому, кто купается впервые, категорически противопоказано;

— в воде желательно быть не более 20-30 секунд. Организм за это время не успевает остыть;

— те категории граждан, которым не рекомендуется окунаться в прорубь на Крещение, могут провести этот ритуал дома, приняв контрастный душ.

Поговорки и приметы

Один из крещенских оберегов - церковная свеча, купленная в этот день. Свечу нужно отнести домой и положить возле икон. Зажигать ее не обязательно: считалось, что эта свеча одним своим присутствием будет поддерживать свет и тепло в доме целый год.

Крестьяне верили, что в Богоявленскую ночь, с 18 на 19 января, перед утреней небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то и сбудется.

Под Рождество и под Крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались (курск.). До трех дней, до первого Спаса и после Крещения белья не трут. На протяжение двенадцати дней после водосвятия в проруби нельзя стирать.

Коли на открытую воду пойдёт туман, то хлеба будет много.

Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи.

Если в этот день погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю. Полный месяц — к большому весеннему разливу. Звездчатая ночь — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды. Будет оттепель — к урожаю. Ясный день - к неурожаю. Ветер подует с юга — будет грозовое лето. Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев. Не кормят кур, чтобы огородов не копали. Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи». «Святое Вадохрышча ваду каціла, ваду ачысціла і наверх пусціла» (белорус.).

От Водокрещей — до Евдокей живёт семь недель с половиной. Погода этого дня указывает на погоду декабря. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение. Дуй не дуй, а великодень у порога. Дуй не дуй, не к Рождеству идёт, к великодню. «На Крэшчэне чёрт з воды утекае, сядае на вэрбу. На Вэрбницу — снова з вэрбы на воду» (полесье).

Крещенские обряды
А). В ночь с 18-го на 19-е вся вода в кранах и водоемах считается святой.
Если этой водой обмыться, с человека уйдут самые страшные болезни.
Обмываясь ночью водой, следует сказать:
"С улицы водица, с меня лиховица".

Б).Не оставляйте в крещенскую ночь обувь за порогом, иначе болеть будете.

В).Если в доме проблемы, наберите ночью воды, оставьте ее у порога в открытом виде, а утром этой водой протрите обувь каждого члена семьи. Затем воду вылить в отхожее место со словами: "Злой дух под землю, добрый на землю".

КРЕЩЕНСКИЕ ГАДАНИЯ

Стоит ли гадать на Крещение? Честно говоря, христианская церковь категорически порицает гадание, ведь обычай ворожить берет свои истоки во временах язычества и многобожия. Да и Крещение Господне для гаданий - не самое лучшее время, гораздо вернее будет заняться «домашней магией» на Рождество и Святки. Канун дня Богоявления стоит посвятить строгому посту, а сам праздничный день - молитве, телесному и духовному очищению.

Но… если для вас гадание - просто еще одна возможность весело провести время, что же, можете использовать несколько простых и вполне надежных способов узнать свое ближайшее будущее. Только, на всякий случай, в комнате, в которой вы будете гадать, нарисуйте на дверях и стенах небольшие крестики, чтобы действительно не привлечь к себе нечистую силу…

Гадание на взаимную любовь

Вам понадобится маленький чистый лист бумаги. Напишите на нем имя человека, которого вы любите, и подожгите листок. Если листок сгорит не до конца - вам ответят взаимностью, если листок сгорит полностью - что же, не судьба.

Гадание на исполнение желания

Вам понадобится помощь вашей кошки или собаки. Загадайте желание и позовите своего домашнего питомца. Если он войдет в комнату с левой лапы, тогда ваше заветное желание скоро станет явью. Если переступит порог правой лапой - ваши мечты останутся только мечтами.

Гадание на чет и нечет

Загадайте желание и рассыпьте по столу горсть орехов или шариков. Пересчитайте предметы. Если чет - желание сбудется, если нечет - не сбудется.

Гадание с еловыми ветками

Перед тем как лечь спать, положите под кровать среднее по величине зеркало и разложите вокруг него еловые ветки. На зеркале напишите свое самое сокровенное желание. Если утром надпись на зеркале исчезнет, то желание должно сбыться.

Гадание на будущее по золотой цепочке

Золоту всегда придавалось огромное значение. Какие только мистические свойства не приписывали этому металлу! Считается, что его блеск может возбудить любовное чувство. Кроме того, золото может поведать о будущем.
Гадать лучше всего поздно ночью. Дождитесь, пока все лягут спать. Сядьте за стол, потрите цепочку в руках, пока не почувствуете тепло. Затем возьмите цепочку в правую руку, потрясите немного и резко бросьте на стол. Получатся фигуры, которые можно растолковать по-разному. ?S Если цепочка образовала круг, это означает, что в ближайшее время вы окажетесь в затруднительном положении, из которого вам будет трудно найти выход.
Ровная полоса означает, что вас ждут везение и удача.
Запутанный узел может обозначать различные жизненные затруднения.
Если образуется треугольник (что получается довольно редко), это сулит большой успех в любых делах, а особенно в любви.
Бант - к скорой свадьбе.
Змея предупреждает о том, что вам следует быть осторожным в общении с людьми. В ближайшее время не доверяйте никому, вас могут предать.
Сердце - вы любимы. Любовь принесет вам счастье и душевное спокойствие.

Гадание на иглах

Возьмите тринадцать игл или булавок - десять нужно оставить прямыми, а три слегка согнуть. Выберите одну иглу для себя. Можно «закрепить» иглы и за другими лицами, хотя это не обязательно. Возьмите все иглы в руку и высыпьте на чистый лист бумаги, примерно на середину листа.
Лист мысленно разделите на пять частей: верхнюю, нижнюю, правую, левую и среднюю. Иглы, попавшие в верхнюю часть листа, управляют обстоятельствами, в нижнюю - подчиняются им. Левая часть означает прошлое, правая - будущее. Середина означает стабильность, гармонию, отсутствие перемен. Найдите свою иглу. Если ваша игла лежит в середине, пересекаясь с другими иглами, год будет хлопотным, но интересным - скучать вам не придется. Изменений же, скорее всего, никаких не предвидится. Тут, впрочем, имеют значение и положение других «именных» игл, если вы их назначили, и направление, указанное вашей иглой:
если ушко иглы направлено к правому верхнему углу листа, перемены наступят, причем такие, каких вам хочется, но не в ближайшем году, а в следующем;
если ушко иглы направлено к правому нижнему углу, перемены будут, но не те, которых вы желаете;
если ушко направлено к верхнему или нижнему левому углу, это означает, что перемены либо уже произошли, либо возможны в ближайшем году, но для их осуществления от вас потребуется много усилий;
если ваша игла не имеет пересечений с другими иглами, вы будете испытывать одиночество, вам придется надеяться только на свои силы, связи с другими людьми будут коротки и непрочны.

Если ваша игла лежит в верхней части листа, значит, вы сами будете управлять своей судьбой в новом году. Вы умеете влиять на события. Как захотите - так и будет. Но обратите внимание:
если ушко вашей иглы направлено в правый нижний угол - ваше влияние на события будет постепенно уменьшаться;
если ушко вашей иглы направлено в левые углы, следует быть осторожным. Ситуация потребует от вас либо значительных усилий, либо неблаговидных поступков.

Ваша игла в нижней части листа: положитесь на волю Божью. Вы сами вряд ли сумеете что-то изменить в сложившейся ситуации, поэтому постарайтесь использовать ее, насколько возможно.

Обратите внимание на связи вашей иглы с другими иглами (зависимость), направленность ушка (тенденцию) и расположение кривых игл. Лучше всего, если все иглы: и кривые, и прямые - будут повернуты головками к вашей: это значит, что никто из окружающих вас людей не причинит вам вреда. Если соседние иглы верхней частью (ушком) касаются вашей иглы, вас ожидают приятные сюрпризы, помощь друзей и успех в делах. Однако любая, а особенно кривая, игла, острие которой пересекает вашу иглу или просто направлено в вашу сторону, означает неприятности, неудачу или потерю. Поэтому чем дальше такая игла от вашей, тем лучше.

Кривая игла означает заранее обдуманное намерение. Если все три кривые иглы повернуты остриями прочь от вашей, то ваши недоброжелатели не достигнут цели. Кривые иглы в левой части листа (прошлое) - неприятности, которые уже позади. Но, если острие вашей иглы направлено в сторону этих игл, это означает, что вы сами не даете противникам успокоиться.

Кривая игла справа и, особенно, вверху может означать крупную неприятность, поджидающую вас в новом году. Здесь опять важна тенденция: лучше быть обращенным к опасности ушком или острием, чем всей поверхностью. Прямые иглы, направленные ушком в вашу сторону, означают помощь, поддержку, удачу.

Гадание на яйце

Для этого гадания вам требуются стакан и сырое яйцо. Яйцо проколите тонкой иглой с острого конца и аккуратно выпустите белок в воду. Желток в воду попасть не должен. Слегка взболтайте стакан и поставьте его на некоторое время, примерно на полчаса, в прохладное место (на улицу или в подпол в деревне, а в городской квартире можно и в холодильник). Затем стакан достаньте и посмотрите, что за фигуры образовались. Здесь вы можете проявить фантазию, и у каждого могут возникнуть свои ассоциации, ну а приблизительные, общие толкования фигур приведены далее. Дурным предзнаменованием считается, если белок не образовал никакую фигуру и просто лег на дно.

Ангел - счастье, радость и душевный покой.
Арбуз - счастье в любви и семейной жизни.
Бабочка - благополучие, беззаботная жизнь.
Браслет - скорое замужество; сломанный, разорванный браслет - разлука с любимым.
Бутылка - проводить время в веселой компании.
Веер - лицемерие и предательство.
Вилка - дурной знак, бедность, тоска.
Голубь - мир, любовь и блаженство.
Горы - стремление к высоким целям, успех.
Груша - измена, семейные неприятности.
Дом - успех во всех начинаниях.
Жаба - подлый и жадный человек, которого стоит остерегаться.
Звезда - головокружительный успех и слава.
Клетка - большая потеря, лишение свободы, денег, имущества, власти.
Корабль с парусами - для девицы: выйти замуж за человека издалека, уехать на чужбину; для замужней: скорое возвращение мужа; для юноши: интересное путешествие.
Корона - благоприятный знак, предвещает счастье и удачу, исполнение желаний. Перевернутая корона указывает на многочисленные препятствия на пути к цели.
Лебедь - слава и богатство.
Ложка - болезнь.
Меч - опасность, но вы сможете защитить себя.
Мост - опасная и изнурительная дорога.
Нож - ссоры и раздоры, неприятности, развод.
Облака - перемены к лучшему.
Паук - хитрый и коварный человек, которого стоит остерегаться.
Рыба - благоприятный знак, везение во всем.
Стрела - денежные затруднения.
Топор - напрасный труд.
Цветок - искренняя любовь.
Церковь - для девицы: скорая свадьба.
Часы - отличное здоровье и успехи в делах.

Гадание на воске

Для этого гадания требуются несколько восковых свечей, глубокая миска с холодной водой и какая-то емкость типа ложки или поварешки, в которой вы будете плавить воск. Перед началом гадания возьмите свечку и, поломав ее на мелкие кусочки, положите в ложку, которую затем нагревайте над одной из зажженных свечей, чтобы растопить воск. Когда кусочки воска полностью расплавятся, быстро вылейте содержимое в холодную воду и рассмотрите получившиеся фигуры. Иногда делают по-другому. Берут толстую свечу, зажигают ее и некоторое время ждут, чтобы она посильнее оплавилась. Затем наклоняют свечу над водой, чтобы расплавленный воск вытек в нее. Вот толкование наиболее распространенных фигур.

Фигуры из воска:

Автомобиль, самолет, повозка, ботинок - символы пути, дороги, передвижения. В скором времени вам предстоит какое-либо путешествие. Следует обратить внимание на внешний вид вашего «транспортного средства»: потрепанный ботинок или сломанная повозка указывают на неудачное путешествие.
Бугорки - трудности, которые вам придется преодолевать.
Веер - сложности и потери на работе и в личной жизни.
Венок - замужество, предвещает веселую свадьбу и счастливый брак.
Виноград - гроздь винограда символизирует любовь, дружбу, удачу и достаток.
Гриб - знак жизненной силы, упорства и долголетия.
Дракон - очень хороший знак, символ удачи и исполнения желаний. Дракон также является символом мудрости.
Звездочка - получение давно ожидаемого известия. Несколько звездочек предсказывают большую удачу.
Зверь - будьте осторожны, у вас появится недоброжелатель.
Змея - предвещает болезнь.
Колокол - важные вести. Ровный, симметричный колокол - хорошие новости, кривой или покосившийся на один бок - дурные. Несколько колоколов могут предупреждать о какой-то опасности.
Корзина - говорит о завершении определенного периода жизни, когда все неприятности уже остались позади, а впереди ждет нечто новое и увлекательное.
Лебедь - благоприятный знак, получение долгожданной весточки.
Лист дерева - предвещает удачу, но может сообщать и об интригах, которые плетутся за спиной. Мельница - пустые разговоры, сплетни.
Молот - знак силы и мощи, вам будут по плечу любые трудности на пути к достижению цели.
Мост - указывает на выход из трудной жизненной ситуации. Разрушенный мост - неблагоприятный знак, иногда указывает на болезнь.
Наковальня - символ стабильности и устойчивого материального положения.
Обезьяна - указывает на какую-то фальшь, притворство в отношениях с людьми либо с вашей стороны, либо со стороны окружающих.
Очки - символ близорукости: вы или чего-то не видите, или не хотите увидеть.
Подкова - символ счастья, предсказывает большую удачу и везение.
Полосы - вам предстоит дорога, переезд или просто длительная поездка.
Птицы - птицы приносят хорошие известия, предсказывают встречу с давними друзьями, а иногда и зарождение новой любви.
Пчела - символ упорного труда, благодаря которому вы добьетесь осуществления ваших желаний.
Цветок - брак или надежный партнер.
Человеческая фигура - скоро у вас появится новый друг либо встретите свою любовь.
Черепаха - символ мудрости и долголетия, а также счастливой семейной жизни.
Шар, мяч (что-то круглое) - символ совершенства. В вашей жизни царит гармония.
Яблоко - символизирует здоровье, любовь и материальный достаток. Если яблоко сморщенное или надкушенное, это может указывать на какое-то искушение, которому лучше не поддаваться.
Яйцо - символ рождения чего-то нового (иногда говорит о рождении ребенка), приближающихся перемен. Также символизирует нечто скрытое, тайное, может указывать на какие-то ваши страхи и сомнения.

Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.

Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника - сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.

История происхождения

Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея - Крещение Иисуса.

Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.

На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».

Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица - Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление или Феофания, когда люди узрели Троицу.

В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви - 19 января.

Появившееся в результате святки заканчиваются навечерием Крещения.

Еще о праздниках в честь Господа:

Икона «Крещение Господне»

Крещенский пост

Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост - кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо) , которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива).

Кроме этого, кушать нельзя ничего до того момента, как вынесут свечи сразу после божественной литургии ранним утром 19 января. Стоит также упомянуть, что первой пищей должна быть освященная крещенская вода , которую следует выпить до первого приема пищи после поста.

Важно! Во время Крещенского поста нельзя кушать и пить ничего, кроме сочива.

Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами. Если же человек по немощи не может выдержать воздержание от пищи, ему можно выпить кружку чая или скушать несколько кусочков хлеба.

О постах:

После окончания поста (это происходит сразу после вечерней службы 18 января) можно съесть пищи растительного происхождения, смешанную с елеем, а запить простой водой или соком.

Когда Навечерие приходится на выходные дни, постится можно по облегченному варианту: кушать не один раз, а два. Первый раз покушать можно после литургии и второй раз после освящения воды.

Ход празднования

Утром Крещенского Сочельника происходит литургия Василия Великого, духовенство проводит ее в торжественном облачении. Перед ней же священник читает пророчества из Ветхого завета о Христе.

Сама же литургия имеет в основе более древнюю литургию, а та, в свою очередь, по преданию, была написана апостолом Иаковом. Позже ее переработали на современный язык (около 5 века) святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

После совершения литургии 18 января священники начинают процесс освящения воды (обычно ее приносят прихожане прямо в храм). Это действие называют великой Агиасмой, что в переводе означает «великая святыня», или крещенской водой.

Этот процесс отличается торжественностью и совершается дважды:

  • в Крещенский сочельник (18 числа);
  • в праздник Крещения (19 числа).
Важно! Оба действия освящения воды совершается одинаково, поэтому вода не отличается по своей сущности в эти дни. Делается это дважды, во-первых, по Иерусалимскому уставу, а во-вторых, чтобы все люди успели прийти в храм и освятить воду. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Традиционно люди вместе со священником после освящения воды у стен храма отправляются крестным ходом до ближайшего водоема, чтобы освятить его. Эта традиция имеет корни в еврейской культуре, ведь евреи шли к Иордану для ритуального омовения, а после шли туда, чтобы получить крещение у Иоанна Крестителя.

Среди людей есть хорошая традиция освящать свой дом в эти дни, окропляя его святой водой и проговаривая Богоявленского тропаря. Делать это можно самостоятельно или же пригласить священнослужителя. Святую воду употребляют в течение года, в идеале - до следующего Крещения, во время причащения вместе с просфорой. Также ее можно употреблять во время болезней или искушений.

Внимание! Следует помнить, что святая вода - это освященный предмет, и он требует к себе соответственного отношения. Поэтому ее лучше всего хранить в отдельной емкости и не использовать для мытья рук или полов. Лучше всего вода хранится в стеклянных емкостях под крышкой.

Крещение воды в храме

Традиции и поверья

Как и любой другой праздник, Крещение на Руси смешалось с некоторыми народными обрядами и традициями. Некоторые из них Церкви запрещает, например, гадание , а другие не воспрещает.

В давние времена 18 января люди помечали свой дом над всеми отверстиями крестами, нарисованными мелом, считая, что это защитит жилище от нападения злых духов и бесов. Христиане сегодня знают, что их дом защищает сам Господь, но дополнительно освящают его окроплением святой воды. Так народная традиция (имеющая языческие корни) модифицировалась в христианский обычай со светлым смыслом.

Но главная традиция касается воды.

Считается, что купание в проруби после освящения водоема смывает с человека всю мирскую грязь и грехи. Конечно. Церковь имеет четкую позицию по этому поводу - освящает человека и прощает ему все грехи только Господь Бог, но купание в проруби не запрещается, поскольку это народная традиция, приносящая пользу человеческому телу. Более того, по преданию старцев, в ночь Крещенского Сочельника вода везде становится подобной водам Иордана в тот момент, когда в него зашел Христос.

Поэтому купание в такой воде более чем полезно для тела и духа, ведь предание говорит и о ее исцеляющей способности.

Совет! Купание в проруби на Крещение не запрещается, но следует помнить, что это не принесет спасения человеческой душе, только искреннее покаяние на это способно. Это не магический ритуал, поэтому ему не стоит придавать некий магический смысл. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы, это лишь купание в проруби.

Посмотрите видео о Крещенском сочельнике

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...