Объяснение божественной литургии. Божественная литургия — что это такое, когда она совершается и сколько длится

Литургия является главным богослужением Православной Церкви. Она служится утром, в день праздника: в воскресенье или в какой-нибудь другой праздник. Литургии всегда предшествует служба вечером которая называется Всенощной.

Древние христиане собирались, читали и пели молитвы и псалмы, читали Св.Писание, совершали священные действия и принимали Св.Причастие. Сперва Литургия совершалась на память. Из за этого в разных церквах была разница в чтении молитв. В четвертом веке Литургия была изложена письменно Св.Василием Великим, а потом Св.Иоанном Златоустом. В основу этой Литургии была положена Литургия Св.апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Литургия Св.Иоанна Златоуста совершается в Православной Церкви в течение всего года, кроме 10 дней в году, в которые совершается Литургия Василия Великого.

1000 лет тому назад, когда посланники князя Владимира были в православной церкви в Византии, то потом они рассказывали, что они не знали где они находятся, на небе или на земле. Так этих язычников поразила красота и великолепие богослужения. Действительно, православное богослужение отличается своей красотой, богатством и глубиной. Существует мнение, что русский человек учился Закону Божию и христианской жизни, не по учебникам катихизиса а по молитвам и богослужениям - так как они содержат все богословские науки, а также читая жития святых.

Св. Праведный Иоанн Кронштадтский писал много о Литургии. Вот его слова: «Входя в церковь, .. вы входите как бы в особенный какой то мир, непохожий на видимый... В мире вы видите и слышите все земное, преходящее, хрупкое, тленное, грешное... В храме вы видите и слышите небесное, непроходящее, вечное, святое». («Небо на земле, учение Св. Прав. Иоанна Кронштадтскаго о Божественной Литургии, составленное по творениям его Архиепископом Вениамином, стр. 70).

Литургия состоит из трех частей:

  • Проскомидии
  • Литургии оглашенных
  • Литургии верных.

Оглашенные это те которые готовятся креститься, а верные это уже крещенные христиане. Внизу следует оглавление Литургии, а потом идет обзор и объяснение главных моментов.

Проскомидия

Литургия оглашенных: (201) Начинательные возгласы; (202) Великая Ектинья; (203) Псалом 102; (204) Малая Ектинья; (205) Псалом 145; (206) Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий»; (207) Малая Ектинья; (208) Пение Евангельских Блаженств; (209) Малый Вход с Евангелием; (210) Пение «Придите поклонимся»; (211) Пение Тропаря и Кондака; (212) Возглас диакона: «Господи спаси благочестивый»; (213) Пение «Трисвятого»; (214) Пение «Прокимна»; (215) Чтение Апостола; (216) Чтение Св.Евангелия; (217) Сугубая Ектинья; (218) Молитва о Спасении России; (219) Ектинья за усопших; (220) Ектинья за оглашенных; (221) Ектинья с повелением оглашенным оставить храм.

Литургия верных: (301) Сокращенная Великая Ектенья; (302) Херувимская песнь (1-я часть); (303) Великий вход и перенос Св.Даров; (304) Херувимская песнь (2-я часть); (305) Просительная Ектенья (1-я); (306) Внушение диаконом мира, любви и единомыслия; (307) Пение Символа веры; (308) «Станем добре»; (309) Евхаристическая молитва; (310) Освящение Св.Даров; (311) «Достойно есть»; (312) Поминовение живых и умерших; (313) Внушение священником мира, любви и единомыслия; (314) Просительная Ектинья (2-я); (315) Пение «Отче Наш»; (316) Возношение Св.Даров; (317) Причащение Священнослужителей; (318) Причащение мирян; (319) Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видихом свет истинный»; (320) «Да исполнятся уста наши»; (321) Благодарственная Ектинья за причащение; (322) Заамвонная молитва; (323) «Буди имя Господне» и 33-й Псалом; (324) Последнее благословение священника.

Краткий обзор и объяснение главных моментов Проскомидия: (100) это первая часть Литургии. Во время Проскомидии, священник приготавливает хлеб и вино для таинства Причастия. В это же самое время чтец читает две короткие службы по названию «3-й час» и «6-й час». Они состоят главным образом из чтения псалмов и молитв. Хора нет. Это мало известная первая часть Литургии.

Начало с хором: (201) «Литургия оглашенных» (вторая часть Литургии) начинается когда дьякон стоя перед царскими вратами восклицает Благослови, владыко!» Священник, в алтаре, отвечает «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». На что хор отвечает «Аминь». Так начинается Литургия или более точно вторая часть Литургии (Литургия оглашенных).

Ектиньи: (202) Ектенья это особенная пространная молитва Богу о наших нуждах, которая состоит из многих коротких молений. Дьякон или священник произносит короткие моления в конце которых слова «Господу помолимся» или «у Господа просим», а хор отвечает «Господи помилуй» или «подай Господи». Отличительная часть не только Литургии, но и других церковных служб, это большое количество молений которые называются Ектиньи. Ектеньи бывают: великая, малая, сугубая, просительная, Ектинья оглашенных ит.п. В Литургии оглашенных есть 7 Ектений (202, 204, 207, 217, 219, 220, 221), а в Литургии верных 4 (301, 305, 314, 321).

Сразу после начальных возгласов следует, Великая (Мирная) Ектинья которая начинается возгласом дьякона «Миром Господу помолимся», и ответом хора «Господи, помилуй».

Псалмы 102 и 145: (2.3,5) Псалмы 102 и 145 поются хором. Они называются «изобразительными» потому что они изображают и описывают Господа Бога. В 102-ом псалме говорится что Господь очищает наши грехи, исцеляет наши болезни, и что Он щедрый, милостивый и терпеливый. Он начинается словами: «Благослови, душе моя, Господа,...». В 145-ом псалме говорится что Господь создал небо, землю, море и все что находится в них и хранит все законы вечно, что Он обиженных защищает, голодных кормит, заточенных освобождает, любит праведных, оберегает путешественников, защищает сирот и вдов, и грешных исправляет. Этот псалом начинается словами: «Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь...».

Малый вход: (208, 209) Хор поет Заповеди блаженства («Блажени нищие духом, ...»). Христианское учение о жизни находится в «Десяти заповедях» и в «Заповедях блаженства». Первые, Господь Бог дал Моисею для иудеев, около 3250 лет тому назад (1250 до Р.Хр.). Вторые, Иисус Христос дал в Его знаменитой «Нагорной проповеди» (Мат.5-7), почти 2000 лет тому назад. Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. «Заповеди блаженства» были даны христианам, которые были уже на более высоком духовном развитии. Они показывают какие душевные расположения нужно иметь, для того чтобы приблизиться, в своих качествах, к Богу и обретать святость, которая есть высшее счастье.

Во время пения «Заповедей блаженства», открываются царские врата, священник берет с престола Св. Евангелие, передает его дьякону и вместе с ним выходит из алтаря через северные двери и становится перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники со свечами и становятся за амвоном, лицом к священнику. Свеча перед Св. Евангелием означает что Евангельское учение есть благодатный свет для людей. Этот выход называется «Малый вход» и напоминает молящимся проповедь Иисуса Христа.

Тропарь и кондак: (211) Тропарь и кондак это краткие молитвенные песни посвященные празднику или святому. Тропари и кондаки бывают воскресные, праздничные или в честь святого. Их исполняет хор.

Чтение Апостола и Св.Евангелия: (214, 215, 216) До чтения Апостола и Евангелия дьякон говорит «Прокимен». Прокимен это стих который произносит или чтец или дьякон и который повторяется хором, перед чтением Апостола и Евангелия. Обыкновенно прокимен берется из Св.Писания (Библии) и он вкратце выражает смысл последующего чтения или службы.

Священное Писание делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет описывает происшествия до рождения Иисуса Христа, а Новый после Его рождения. Новый Завет делится на «Евангелие» и «Апостол». «Евангелие» описывает происшествия от рождения Иисуса Христа до сошествия Св.Духа на апостолов. Эти события описали четыре евангелиста; одни и те же события, но каждый по своему. Таким образом есть Евангелие от свв.апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. События после сошествия Св.Духа на апостолов описаны разными апостолами в «Апостоле».

На каждый день в году положено читать небольшой отрывок из «Апостола» и из «Евангелия». Существуют специальные таблицы по которым следует исполнять эти чтения. Когда бывают два праздника в один день, скажем воскресенье и еще какой-нибудь праздник, то бывает два чтения; одно для воскресенья, а другое для праздника.

Итак, из «Апостола» читается отрывок который положен на этот день - читается в середине церкви. Обыкновенно читает чтец, но может читать и любой другой боголюбивый христианин; мужчина или женщина. Во время чтения бывает каждение. Оно изображает радостное, подобно благоуханию, распространение христианской проповеди.

После чтения «Апостола» читается «Евангелие», то есть отрывок из «Евангелия». Читает дьякон, а если его нет то священник.

Какой отрывок из «Апостола» и «Евангелия» положено читать на какой день обыкновенно можно найти в православных календарях. Хорошо узнать какие будут чтения на Литургии и заранее их прочесть из Св.Писания.

Молитва о спасении России: (218) Во всех церквах Русской Православной Церкви Заграницей, эта молитва читается священником в алтаре с 1921 г., уже свыше 70 лет. Эта молитва является прекрасным примером христианской любви. Нас учат не только любить свою семью и родственников, но и всех людей включая наших врагов. В ней находятся следующие трогательные слова: «помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас...», «Страждущую землю русскую от лютых безбожник и власти их свободи...» и «Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим...».

«Иже Херувими» и великий вход: (302, 303, 304) Литургия оглашенных начинается незаметно ектиньей (301). Сразу после ектиньи, это приблизительно в середине службы (в начале 3-й части) хор поет «Иже херувими...» и совершается Великий вход. После первой части Херувимской песни, священник и дьякон выходят со Св.Дарами из алтаря через северные двери и становятся перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники с подсвечниками и становятся за амвоном, лицом к священнику. Священник и дьякон молитвенно поминают: Церковное правление, гражданскую власть, страждущую страну русскую, духовенство, всех гонимых за веру православную, приход и всех православных христиан. После этого священник с дьяконом возвращаются в алтарь через царские врата, а прислужники через южные двери, а хор поет вторую часть Херувимской песни.

Символ веры: (307) Символ веры это самое короткое определение православной христианской веры. Он состоит из 12-ти частей (членов). Символ веры был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских соборах (325 и 381 годах). Неизмененный Символ веры остался только у Православных Христиан - Западные Христиане изменили 8-ой член. Символ веры исполняется хором и каждый член отмечается ударом в колокол. В некоторых церквах, все молящиеся поют его вместе с хором. Перед пением Символа, дьякон восклицает «Двери, двери, премудростию вонмем». В наше время это означает что мы должны закрыть наши «сердечные двери» от всего постороннего и приготовиться услышать «премудрое слово». Символ веры начинается словами: «Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...».

Освящение Св.Даров: (309, 310) Самая священная часть Литургии, освящение Св.Даров, начинается с Евхаристической молитвы, когда хор поет «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу...». В это время звонят в колокол 12 раз чтобы обозначить начало освящения. Потом священник восклицает «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор отвечает «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш». В тоже самое время священник читает про себя молитвы и тогда происходит освящение Св.Даров.

Отче наш: (315) В Своей «Нагорной проповеди» (Мат. 5-7) Иисус Христос объяснил как нужно молиться Богу, сказав первый раз молитву «Отче Наш» (Мат. 6:9-13). Эта молитва самая известная и самая любимая всеми христианами. С того времени она повторялась миллионами верующих в течение всей их жизни, в течение почти 2000 лет. В учебниках Закона Божия она разбирается как образец христианской молитвы.

Причащение: (317, 318) Один из самых основных моментов в православной вере, это что нужно жить по добру и не грешить. Кроме того, нужно заниматься духовным самовоспитанием, изгонять из себя злые, греховные мысли, слова и дела; то есть постепенно исправлять себя и становиться лучше, добрее, более честным, ит.п. Перед большими праздниками православный христианин поститься. Во время поста он старается удалиться от всего греховного и приблизиться ко всему доброму и хорошему. Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и вообще животной пищи, а также и ограничением себя в пище. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Пост, исповедь и причастие называются общим словом «говение» и являются духовным очищением. Православный христианин говеет несколько раз в году: перед большими праздниками, перед Днем Ангела и по другим знаменательным дням.

Когда хор поет «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» священник причащается. После причащения священника открываются царские врата для причащения мирян. Священник читает молитву перед причастием и причащающиеся подходят к Чаше и принимают причастие, а хор поет: «Тело Христово примите...». После причастия, родственники и друзья поздравляют принявшего причастие со словами «Поздравляю с причастием».

Заамвонная молитва: (322) Священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоят молящиеся, читает «Заамвонную» молитву. В ней сокращение всех ектиньей, которые читались во время Божественной Литургии. Молитва начинается со словами «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...».

Конец: (324) Перед самым концом Литургии бывает проповедь, обыкновенно на тему прочтенного отрывка из Евангелия (216). Потом следуют последний возглас священника «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш...» и хор поет многолетие «Преосвященное епископство.........Господи, сохрани на многая лета». Священник выходит с крестом в руках. Если есть объявления не духовного характера то священник говорит на этом месте. Например если кто желает вступить в брак, или будет специальный сбор средств на какую нибудь благотворительную цель, или может быть какая нибудь церковная организация устраивает обед ит.п. После этого молящиеся подходят к кресту, крестятся, целуют крест и руку священнику и берут или получают просфору от священника.

Божественная литургия св. Иоанна Златоуста

Вы можете использовать в своем домашнем молитвенном правиле песнопения хора, молитвы чтеца, представленные в тексте Литургии, но нельзя в личную молитву включать слова священника- при рукоположении священнослужителям дается особое дерзновение к Богу, которого не имеют миряне. Поэтому ради собственного духовного здоровья не стоит нарушать данный запрет.

Библиография

Священное Писание - Библия.

Содержит «Ветхий Завет» и «Новый Завет». «Ветхий Завет» был написан то рождества Иисуса Христа, а «Новый Завет» после. В «Ветхом Завете» много книг (теперь отделов), а самая известная в Православной Церкви это «Псалтырь». «Новый Завет» состоит из «Евангелия» и «Апостола». В «Евангелии» есть четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они описывают происшествия во время жизни Господа Иисуса Христа на земле. В «Апостоле» послания и другие произведения апостолов. Они описывают происшествия после вознесения Иисуса Христа и начало Христовой Церкви.

Так как Библия является основой для нашей цивилизации то оно, для лучшей ориентации, поделено на книги (сейчас это отделы) и они на главы. Каждых несколько строчек называются «стих» и обозначен он номером. Таким образом легко и быстро можно находить любые места в книге. Например «Мат. 5:3-14» значит: «Евангелие от Матфея, глава 5-ая, стих 13-ый и до 14-го». Священное Писание переведено на все языки мира.

Существует Священное Писание на «Церковно-славянском языке» и на «русском». Первый считается более точный чем второй. Русский перевод считается хуже, так как он сделан под влиянием западной богословской мысли.

Каждый православный христианин должен иметь «Священное Писание» и «Молитвослов».

Священное Писание. Библия Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий для семьи и школы. 2-е издание. 1967 г. Св.Троицкий Монастырь, с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк. Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY. Переиздана много раз в России и переведена на английский язык.723 стр., твер. пер., по стар. орф.

Прекрасный начальный учебник для детей и взрослых. Предварительные понятия, Молитва, Священная История Ветхого Завета и Нового Завета, Начало Христианской Церкви, О вере и жизни христианской, О Богослужении. Было бы хорошо каждому православному христианину приобрести этот учебник.

Есть на нашем узле: Закон Божий. О. С. Слободской Священникa Н.Р.Антоновa. Храмъ Божий и церковныя службы. 2-е издание дополненное. Учебникъ Богослужения для средней школы. 1912 г. С.-Петербургъ. Перепечатано Св.Троицким Монастырем в с.Джорданвиль, штат Нью-Йорк, а также и в России. 236+64 стр., мягк. перепл.

«Литургия» – слово греческое, переводится как «общее дело».

Божественная литургия есть важнейшее христианское богослужение, средоточие всех прочих церковных служб суточного круга, по отношению к которому все они служат как бы подготовкой. В этой службе не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится таинственная безкровная Жертва за спасение людей и, под видом хлеба и вина, преподается верующим истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому она, преимущественно перед другими службами, называется «Божественной службой», или «Божественной литургией».

Как благодарственное воспоминание божественной любви Господа к падшему человеческому роду, выразившейся в особенности в принесении Себя в жертву за грехи людей, литургия называется еще «Евхаристией», что значит в переводе с греческого «благодарение». В обыкновенном разговорном языке литургию часто называют «обедней», так как она совершается обычно в предобеденное время.

Божественная литургия, на которой совершается Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, ведет свое начало от последней Тайной вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками, накануне Его крестных страданий за спасение мира. Таинство Причащения было установлено Самим Иисусом Христом. Господь заповедал: «Сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19). Из книги Деяний Апостольских видно, что Апостолы, по сошествии на них Св. Духа, ежедневно собирались с иерусалимскими верующими для совершения таинства св. Причащения, которое они называли «преломлением хлеба» (Деян. 26: 42-46).

Древнейший дошедший до нас чин литургии ведет свое начало от первого епископа иерусалимского св. Апостола Иакова, брата Господня. В IV веке, когда христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, чин апостольской литургии, хранившийся дотоле в устном предании, был заключен в письмена. Это было сделано для упорядочения богослужения и для единообразия совершения литургии. Сделал это сначала св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, который несколько упростил и сократил литургию апостола Иакова, а затем немного позднее вторично переработал чин литургии св. Иоанн Златоуст, в бытность свою архиепископом Константинопольским.

Литургия может быть совершаема во все дни года, кроме среды и пятницы сырной седмицы (масленицы), будничных дней св. Четыредесятницы (Великого поста) и Великой пятницы. В течение одного дня на одном престоле и одним священнослужителем литургия может быть совершена только однажды. По примеру Тайной вечери, в апостольское время литургия начиналась обыкновенно вечером и продолжалась иногда за полночь (Деян. 20:7), но со времени указа императора Траяна, запретившего ночные собрания всякого рода, христиане стали собираться для литургии перед рассветом. С 4 века было установлено совершать литургию в предобеденное время, и, за исключением некоторых дней в году, не позже полудня.

Литургия должна быть совершаема непременно в освященном храме, где сооружен постоянный престол и где находится антиминс, освященный архиереем. Только в самых крайних случаях, когда нет освященного храма, и то лишь с особого разрешения архиерея, литургия может быть совершена в каком-либо ином помещении, но непременно на антиминсе, освященном архиереем. Без антиминса совершение литургии недопустимо.

Совершать литургию может только правильно рукоположенный священнослужитель (то есть, имеет каноническое рукоположение, имеет правильное апостольское преемство) – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик, а тем более мирянин, совершать литургию не имеет права. Для совершения литургии, как епископ, так и пресвитер, должен быть облачен в полное облачение, соответствующее его сану.

Священнослужители, которые намерены совершить литургию, должны накануне участвовать и молиться на всех богослужениях суточного круга. Кроме того, священнослужители, совершающие литургию, должны непременно причаститься за ней св. Христовых Таин, а потому они обязаны предварительно исполнить «Правило к святому Причащению». Священнослужитель должен приступать к Божественной службе в чистоте души и тела, удалив от себя все нравственные препятствия к совершению столь великого и страшного таинства, как то: укоры совести, вражду, уныние и быть примиренным со всеми; еще с вечера необходимо воздержаться от излишнего употребления пищи и пития, а с полуночи совершенно ничего не вкушать и не пить.

Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого разделяются на три части:

1) Проскомидия (с греч. ­– приношение), на которой приготовляется вещество для Таинства из принесенных верующими даров хлеба и вина;

2) Литургия оглашенных , которая состоит из молитвословий, чтений и пений, приготовляющих к совершению Таинства, и которая называется так потому, что на ней разрешается присутствие «оглашенных», то есть еще не крещенных, а лишь готовящихся к принятию Крещения;

3) Литургия верных , на которой совершается уже самое Таинство Причащения и присутствовать на которой разрешается только «верным», то есть уже крещенным и имеющим право приступать к Причащению.

* * *

Слово «проскомидия » значит «принесение». Так называется первая часть Литургии потому, что в это время древние христиане приносили в храм всё нужное для совершения Литургии.

Проскомидия, символизирующая Рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре, при затворенных дверях, при задернутой завесе, незримо от народа, подобно тому, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя. На ней путём особых священнодействий из принесённых хлеба и вина приготовляется вещество для Таинства Причащения, при этом совершается поминовение как живых, так и усопших членов Церкви.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор в воспоминание чудесного насыщения Иисусом Христом пятью хлебами пяти тысяч человек. Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры дано название Агнец . Агнец полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает частицу в честь Божией Матери. Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, безсребреников, родителей Богородицы Иоакима и Анны и того святителя, по чину которого совершается литургия. После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимает частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - патриархах, создателях храмов, епископах, священниках. Все эти частицы укладываются в особом порядке на дискосе.

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими. В это время читаются поминания - записки, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию. При прочтении каждого имени, указанного в записке, священник вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Эти частицы также кладутся на дискос. Для чего же они приносятся? – В завершение Литургии, после того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, священник влагает в потир (чашу) с Кровью Христовой возлежащие на дискосе частицы о святых и о живых и мертвых. Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались на небесах, а живые же и усопшие, чьи имена были указаны в записках, получили прощение грехов и жизнь вечную, омывшись самой Пречистой Кровью Сына Божия. Об этом говорят и слова, которые будет тайно произносить при этом священник: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною». Вот почему так важно поминовение живых и усопших именно на литургии.

Во время проскомидии для молящихся читаются часы - собрание псалмов и молитв, которые напоминают самые важные для христианина часы дня: час третий, когда сошел Дух Святой, час шестой , когда Спаситель мира был распят на Кресте.

В завершение проскомидии диакон отверзает завесу царских врат и совершает полное каждение храма, т.е. сначала кадит алтарь, престол, жертвенник, горнее место, иконы, а затем иконостас, клирос, народ и весь храм. Каждение есть символ молитвы и в то же время символ благодатного присутствия Божия. Таким образом освящается весь храм перед непосредственным совершением Божественной литургии.

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных , потому что к слушанию ее допускаются и оглашенные – те люди, которые готовятся к святому Крещению через оглашение, то есть словесное изучение христианской веры.

Литургия оглашенных начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков ». После этого диакон или священник произносит великую ектению. За этой ектенией следует пение 102-го псалма «Благослови, душе моя, Господа», малая ектения и пение 145-го псалма «Хвали, душе моя, Господа». Эти псалмы называются изобразительными , ибо в них изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце христианина должно прославлять Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, избавляющего от истления нашу жизнь, и не забывать всех Его благодеяний. Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных, любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников…

По окончании псалмов поется песнь: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас ». В этой песни мы, вспоминая воплощение Сына Божия, Его распятие и смерть, просим Его спасти нас.

После произносится вторая малая ектения и по окончании ее поются заповеди блаженств . В них содержится учение о том, какими мы должны быть, чтобы получить награду от Бога. Во время пения этих заповедей в первый раз за Литургией отворяются царские врата и совершается малый вход : священник и диакон с Евангелием в руках выходят из алтаря северной дверью на амвон. Это означает явление Иисуса Христа на проповедь в мир после Своего Крещения на реке Иордан.

Малый вход

После пения «Приидите, поклонимся…» и возгласа священника: «Яко свят еси, Боже наш…» , диакон, встав на амвоне перед иконою Спасителя, возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» . Затем поётся Трисвятая песнь : «Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас» .

Читаются Апостол и Евангелие . В первом содержится учение Апостолов, а во втором - учение Самого Иисуса Христа.


Чтение Апостола

Диакон читает Евангелие

Когда Христос был среди народа, то многие к Нему обращались с просьбами и нуждами, поэтому после чтения Евангелия начинается сугубая (усиленная) ектения : «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем…» . Здесь мы молимся о Патриархе и местном архиерее, о нашем отечестве, за живых и за усопших родных и близких, о благодетелях храма, певчих и трудящихся в храме. Затем следует ектения об оглашенных . В ней верующие молятся об оглашенных, чтобы Господь огласил их словом истины, т. е. наставил их в истине, открыл им Евангелие правды и присоединил их к святой Своей Церкви, чтобы и они вместе с верующими удостоились прославлять святое имя Его…

Литургия верных составляет третью часть Литургии и называется так потому, что при совершении ее разрешается присутствовать только верным, т. е. крещеным и не отлученным от Церкви или от св. Причащения. На ней символически изображаются Тайная вечеря Господа, Его страдания и смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо и второе пришествие на землю.

Отверзаются царские врата и хор поет Херувимскую песнь: «Иже Херувимы, тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение; яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми, аллилуиа» . По-русски: «Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим теперь всякое житейское попечение, чтобы нам принять Царя всех, невидимо сопровождаемого ангельскими силами. Аллилуия».


Священнослужители молятся в алтаре во время Херувимской песни

В середине Херувимской песни совершается великий вход , во время которого приготовленные на проскомидии св. Дары переносятся с жертвенника на престол: диакон и священник выходят через северные двери алтаря на амвон. Великий вход символизирует шествие Иисуса Христа на добровольные страдания, а также Его распятие и крестную смерть. Вспоминая, как благоразумный разбойник, познавший, что рядом с ним распинают Сына Божия, просил Его: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем», так и священнослужители, держа в руках сосуды с дарами для безкровной Жертвы, просят Господа помянуть во Царствии Небесном патриарха, священство и всех православных христиан. Затворение царских врат и закрытие их завесой означает закрытие Гроба Господня большим камнем, наложение печати и приставление стражи ко Гробу.


Великий вход

После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. С этой целью сначала произносится ектения о предложенных Дарах и потом просительная ектения о предстоящих в храме: чтобы Господь очистил грехи их, помог настоящий день и всю жизнь провести в мире и без греха, под покровом Ангела хранителя, и сподобил их христианской кончины и доброго ответа на Страшном суде.

Потом диакон призывает всех верующих к соединению в братской любви: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» , т. е. чтобы мы, будучи проникнуты одними мыслями о Боге, могли исповедовать Его, или выразить свою веру в Него. Поющие дополняют, кого именно необходимо нам исповедовать: «Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную» . Символ веры поется в это время всеми молящимися, для того, чтобы все вместе могли засвидетельствовать перед Богом и Церковью чистоту и единство своей веры, так как без истинной веры никто не может ни приступить к Таинству, ни присутствовать при совершении его.

После пения Символа веры верующие призываются к достойному предстоянию в храме при совершении Таинства Причащения. Для этого диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» (т. е. будем стоять прилично, со страхом, будем внимать, чтобы принести в мире святое возношение, т. е. святую жертву). Поющие от лица всех верующих отвечают: «Милость мира, жертву хваления» , т. е. мы приносим Богу безкровную святую Жертву, в отношении к ближним - милость, как плод мира или согласия с ними.

Священник произносит: «Горе имеем сердца» , т. е. устремим сердца свои вверх, к Богу. Поющие от лица верующих отвечают: «Имамы ко Господу» , т. е. мы имеем сердца, устремленные к Господу.

Далее священник возглашает: «Благодарим Господа!» . Этими словами начинается самый важный этап Литургии – Евхаристический канон, или анафора («возношение»), во время которого непосредственно совершается Таинство Евхаристии. На клиросе поют: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» . В это время мы должны благодарить Господа за все благодеяния Его, особенно за то, что Он из ничтожества извел нас в бытие, и когда мы отпали от Него, Он снова наставил нас и ведёт в Свое Небесное Царство.

Священник, тайно читая молитву и воспоминая в ней о благодеяниях Божиих, вместе с тем представляет непрерывное славословие Ангелов, окружающих Престол Божий, и возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» . На клиросе поют самую песнь ангельскую: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (владыка сил, или небесных воинств), исполнь (исполнены) небо и земля славы Твоея! » И к этому присоединяют хвалебную песнь еврейских отроков, приветствовавших Иисуса Христа при торжественном входе Его во Иерусалим: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» .

После пения этой песни совершается важнейшее действие на Литургии верных – освящение Даров . Воспоминая Тайную вечерю и установление на ней Таинства св. Причащения, священник в это время произносит слова Самого Иисуса Христа: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» , и потом - «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» . В это время и все верующие должны вспоминать Тайную вечерю Христову и мысленно проникнуться верой в пречистое Тело и честную Кровь Господа Иисуса Христа. Священник возглашает: (Твои дары, Господи, Тобою же нам данные, Тебе и приносим в благодарность и умилостивление за все во исполнение Твоей заповеди и по причине Твоих спасительных страданий за всех нас). На клиросе протяжно поют: «Тебе (т. е. Тебя) поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш! ». Во время пения этой священной песни совершается призывание Св. Духа на предложенные Дары и самое освящение их. Силой и действием Святого Духа хлеб становится истинным Телом Христовым, а вино - истинной Кровью Христовой.


«Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся»

После освящения Дары приносятся Богу в жертву с молитвой за всю Церковь Христову. Как Сам Иисус Христос окончил Тайную вечерю молитвой к Богу Отцу о всех верующих в Него, так и Церковь по освящении Даров совершает молитвенное воспоминание о всех своих членах как живых, так и умерших. Вслух священник возглашает: «Изрядно (преимущественно возблагодарим Господа) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» . Св. Церковь побуждает верующих особенно возблагодарить Господа о Пресвятой Матери Божией, потому что Она удостоилась от Бога особенного прославления, гораздо высшего, чем все другие святые и ее ходатайство перед Богом имеет большую силу, нежели молитвы прочих святых. На клиросе от лица всех молящихся поют хвалебную песнь в честь Божией Матери: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…» . Во время этого пения священник тайно молится как об умерших с верой во Христа, так и о живых христианах. Первым он испрашивает у Бога вечного упокоения, а последним - всех благ для жизни христианской. При воспоминании о Церкви земной священник прежде всего молится о высших властях духовных – о Патриархе и местном архиерее. Поющие отвечают: «И всех, и вся» , т. е. помяни, Господи, и всех верующих – как мужчин, так и женщин.

Для приготовления верующих к св. Причащению священник сначала призывает на них «милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» ; потом диакон произносит ектению о том, чтобы Господь ниспослал всем верующим Божественную благодать и дар Всесвятого Духа, и присоединяет к этому просительную ектению. Затем все присутствующие поют молитву Господню «Отче наш» .

Священник возглашает: «Святая святым!» , т. е. святые Дары - Тело и Кровь Христовы - могут быть преподаны только святым и очистившим себя от грехов через покаяние. Но так как никто из людей не может признать себя вполне чистым от греха, то на возглас священника поющие отвечают: «Един свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь» . Совершается причащение священнослужителей в алтаре.

После этого отверзаются царские врата, которые до сих пор были закрыты, напоминая закрытую горницу на Тайной Вечери, и диакон, приняв от священника потир со св. Дарами, призывает к причащению мирян : «Со страхом Божиим и верою приступите» . На клиросе поют: «Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам» . Все это изображает воскресение Иисуса Христа. Священник произносит молитвы, которые за ним должны повторять все причастники: «Верую, Господи, и исповедую…» , «Вечери Твоея Тайныя…» . Затем верующие подходят к Чаше для Причащения. В это время на клиросе поют: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите» .


Молитва перед причащением

После приобщения мирян священник, обратившись к присутствующим в храме, испрашивает им благословение Божие: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое!» . Поющие от лица верующих благодарят Господа, кратко исчисляя полученные ими благодеяния: «Видехом свет истинный, прияхом (приняли) Духа Небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть» .

Наконец, обращаясь со св. Дарами в последний раз к верующим, священник произносит: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков» , указывая этим на вознесение Господа и на всегдашнее пребывание Его с верующими на земле. Между тем поющие от лица всех христиан выражают молитвенное желание всегда славить Господа: «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуия» . После этого произносится краткая благодарственная ектения за причащение святых Таин, и священник произносит вслух молитву: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…» . По ее прочтении верующие предают себя воле Божией молитвой праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века» .

Наконец, священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков» , и воздает благодарение Богу: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» . Обратившись же к народу и держа в руках напрестольный св. Крест, священник произносит отпуст и дает Св. Крест верующим для целования. Каждый молящийся, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, целует Св. Крест, чтобы этим засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Певчие в это время поют молитву о сохранении на многие лета святейшего Патриарха, правящего архиерея, Богохранимой страны Российской, настоятеля и братии храма и всех православных христиан.

___________________

Литература:

  1. Епископ Аверкий (Таушев). Литургика.
  2. Епископ Александр (Милеант). Изъяснение Божественной Литургии.

Фото В. Князева и Свято-Андреевского храма г. Уфы

Приготовление к святому возношению Святое возношение Приготовление к причащению Святых Тайн Причащение Святых Тайн Заключительные действия Приложение. Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии

В книге известного учёного, проповедника и педагога епископа (1823–1905) просто и доступно объясняется смысл и значение самого важного православного богослужения – Божественной литургии.

Предварительные замечания

Божественной литургией называется церковная служба, на которой под видом хлеба и вина, освящаемых в Тело и Кровь Христовы, приносится Богу Таинственная жертва и предлагается для вкушения верным Таинственная спасительная пища и питие . В просторечии эта служба называется обедней, в связи с тем, что Тело и Кровь Христовы, предлагаемые на ней для вкушения верующим, у апостола Павла называются трапезой Господней и вечерей Господней ().

Литургия имеет преимущество перед всеми церковными службами. Kо всем церковным службам относится обетование Христово: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (), потому что каждой церковной службе свойственно привлекать собрание молящихся. Христос невидимо присутствует в каждом молитвенном собрании верующих, и не в только церковном, но и в домашнем, внимая их молитвам, во имя Его возносимым, и просвещая их святым Своим словом. Но если близок Он к верующим во всех церковных службах и молитвенных собраниях, то еще ближе Он к ним в Божественной литургии. Там Он присутствует одной Своей благодатью, а здесь Пречистым Телом и Кровию Своею, и не только присутствует, но и питает ими верующих, как мать питает младенца своим молоком. Можно ли вообразить большую к нам близость нашего Спасителя? Столь высокой близости, являемой нам, во время земной жизни Спасителя до самого установления Тайной Вечери, последовавшей накануне Его крестной смерти, не сподоблялись самовидцы и непосредственные Его слушатели. Они имели счастие зреть Его Лицо, слушать из Его уст слова жизни и спасения; но Его Пречистая Кровь еще не текла в их жилах, и его Пречистое Тело еще не входило в их Плоть, не оживотворяло и не освящало их души, тогда как этих благ сподобляются все, которые с младенчества приемлют Христа в Его Теле и Крови, священнодействуемых в

литургии. Те, которые своими ушами внимали Христу, слышали и учение Его о Таинстве Тела и Крови Его, – Христос говорил им: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (). Но иное дело слышать обетование Христово и иное видеть исполнение его на себе. Как блаженны те, к которым столь близок

Но для того, чтобы каждый из нас мог усвоить плоды искупительной крестной жертвы, Божественный Искупитель благоволит ежедневно являться среди нас, в священных храмах, в качестве Бескровной жертвы, которая имеет такую же силу перед Богом Отцом, как и жертва крестная. Как на Кресте Он исходатайствовал нам прощение грехов, помилование и освящение, так и теперь, возлежа на святых престолах в Своем Пречистом Теле и Крови, Он в силу Своей крестной смерти продолжает ходатайствовать за нас перед Богом Отцом. То, что Тело и Кровь Христовы, священнодействуемые в литургии, действительно имеют значение ходатайственной жертвы, это ясно видно из слов Самого Иисуса Христа. При установлении Евхаристии, сказав ученикам Своим: приимите, ядите: сие есть Тело Мое , Он присовокупил: еже за вы ломимое (а не вам ломимое); и, сказав, когда предлагал благословенную Чашу: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета , присовокупил: яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов (). То же видно из слов апостола Павла мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (). Здесь слово жертвенник неизбежно предполагает существование жертвы, а слово питаться ясно дает разуметь, о какого рода жертве говорит апостол. Поэтому во всех литургиях, начиная с самых древних, исповедует перед Богом, что приносит Ему Бескровную жертву о всех и за вся . И эта жертва есть не только умилостивительная, но вместе благодарственная и хвалебная, потому что преподание ученикам Тела и Крови Своей под видами хлеба и вина Установитель Таинства предварил благословением и благодарением Богу Отцу (), отчего само Тайнодействие называется Евхаристией (благодарением). Евхаристия есть жертва, а не только спасительная пища и питие, литургия совершается не только тогда, когда в храме есть причастники, но и тогда, когда их нет, кроме одного священника.

«Ты не причащаешься, находясь на литургии, зато присутствуешь при совершении спасительной жертвы; зато тебя и всех твоих близких, живых и умерших, поминают при этой жертве, и сам ты с большим дерзновением приступаешь к престолу благодати, зная, что за тебя ходатайствует Кровь Божественного Агнца, священнодействуемая в алтаре».

Великая важность Тайнодействия литургии была причиной того, что , еще задолго до установления этого Тайнодействия, дал обетование об его установлении, подобно тому, как задолго до установления Таинства Крещения (), Он в беседе с Никодимом указал на это Таинство возрождения. Случай к произнесению обетования о Таинстве Евхаристии был следующий. Однажды у Тивериадского озера Господь совершил великое чудо: пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч мужей, не считая жен и детей. Это чудо служило знамением того, что Христос пришел напитать алчущих и жаждущих правды, т.е. оправдания перед Богом, – даровать им это оправдание. Народ, бывший свидетелем этого чуда и чудесно насыщенный, не понял этого знамения и неотступно следовал за Иисусом Христом не в чувстве нужды в духовном насыщении, а только лишь желая видеть повторение чуда и получить телесное насыщение. Тогда-то Господь изрек обетование о Таинственной пище: о Своих Теле и Крови. Он сказал Своим слушателям: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий (), и присовокупил: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (). Иудеи стали спорить между собой и говорить: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (). Иисус сказал на это в ответ: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (). Услышав это, многие, даже и из учеников, постоянно следовавших за Иисусом, сказали: какие странные слова! Кто может это слушать? (). И многие тогда же, не вместив учения Христова о вкушении Плоти и Крови Его, оставили Его. Но постоянные Его спутники, двенадцать апостолов, приняли с верой Его слова и устами апостола Петра исповедали: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (). И каждый из нас, слыша учение Христа о Таинстве Тела и Крови Его, вслед за апостолами должен покорить свой разум в послушание веры. «Пусть нам непонятно, каким образом хлеб и вино в Таинстве Евхаристии становятся Телом и Кровию Христовой; но чудо любви Божией, являемой в этом Таинстве, не перестает быть чудом оттого, что оно непонятно. Само чудо насыщения пятью хлебами множества народа тоже непонятно, как и все чудеса, и не для того ли сотворено, чтоб уверовавших в это чудо предрасположить к вере в чудесное, вышеестественное присутствие Иисуса Христа Телом и Кровию под видами хлеба и вина в Таинстве Евхаристии? Он некогда в Kане Галилейской воду претворил в вино, сходное с кровью; и не достойно ли веры, когда вино прелагает в Кровь?» (святитель Kирилл Иерусалимский). Мы не видим чувственными очами Плоти и Крови в этом Таинстве, зрение наше не удостоверяет нас в этом. Но подивимся не только всевластной силе нашего Спасителя и Господа, являемой в преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Его, но и беспредельному Его к нам снисхождению. знает человеческую немощь, которая многого с недовольством отвращается, когда оно не утверждено обыкновенным употреблением. Итак, Бог, по обычному Своему снисхождению, через обыкновенное по естеству совершает вышеестественное. «Так как люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питие воду и вино, то Бог с этими веществами соединил Свое Божество, сделал их Своим Телом и Кровию, чтобы через обыкновенное и естественное мы участвовали в сверхъестественном» (преподобный ).

Обетование об установлении Таинства Тела и Крови Господь исполнил в навечерие Своей крестной смерти, за день до праздника иудейской Пасхи. Этот праздник, величайший из всех ветхозаветных праздников, был установлен в память избавления евреев из египетского рабства. Он состоял в заклании и ядении однолетнего непорочного агнца с горькими травами и пресными хлебами. Кровь закланного агнца должна была напоминать евреям ту последнюю ночь, перед исходом из Египта, когда, по повелению Божию, двери их жилищ снаружи были помазаны кровью агнца, и Ангел губитель проходил мимо еврейских жилищ, отмеченных этим знаком, и поражал первенцев только в соседних египетских домах. А опресноки и горькие травы должны были напоминать евреям поспешное бегство из Египта и их горькую судьбу во время долговременного пребывания в египетском рабстве. Иисусу Христу, в последние дни Его земной жизни, нельзя было праздновать Пасху в один день с иудеями. Он знал, что не доживет до этого дня, который приходился тогда в субботу. Но Он желал в последний раз со Своими учениками, совершить это празднование, и потому совершил его за день до иудейской Пасхи, в Великий Четверг. Это было не только последним Его празднованием, но вместе показывало, что наступил конец Ветхозаветной Пасхе. Пасхальный агнец прообразовал собой Иисуса Христа, Агнца Божия, закланного от создания мира. Наступило время заклания Божественного Агнца на крестном жертвеннике и, следственно, время упразднения обрядов Ветхозаветной Пасхи. Они собственно упразднялись в день Его крестной смерти; но этому обстоятельству было положено начало в предшествовавший день установлением Евхаристии, в которой Он Сам Себе предпожре , т.е. предварительно представил образ крестных Своих страданий, и которую Он совершил вслед за совершением ветхозаветной пасхальной вечери. И не одна лишь Ветхозаветная Пасха упразднялась, но вообще упразднялся весь и вступал в силу Новый Завет, новый порядок отношений Бога к человеку во Христе. Поэтому как Ветхий Завет, по обнародовании его условий на горе Синае, был утвержден кровью тельцов, о которой сказано: вот кровь Завета, который Господь заключил с вами (), так и Кровь Евхаристии Спаситель назвал Кровию Нового Завета.

Евангелист Матфей так повествует об установлении Евхаристии: ядущим же им (апостолам), прием Иисус хлеб, и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов (; ср. ). О том же пишет святой апостол Павел в Послании к Коринфянам: Аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече : приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание . Такожде и Чашу по вечери, глаголя: сия Чаша есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание (; ср. ). Таким образом, в состав священнодействия, установленного Спасителем, вошли: а) отделение хлеба и вина для Таинства; б) благодарение Богу Отцу за все Его благодеяния к роду человеческому, особенно за благодеяния искупления, от чего и само Тайнодействие названо Евхаристией, благодарением; в) благословение над хлебом и вином (). Это благословение заключает в себе мысль о хвале Богу, но вместе с тем преимущественно выражает желание, чтобы сила Божия действовала над предложенными хлебом и вином; такое значение соединяется с этим словом и действием в Священном Писании (; ; ); г) произнесение тайнодейственных слов: Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое. Сия есть Кровь Моя, яже за многия изливаемая ; д) преломление Таинственного хлеба и преподание его ученикам, как истинного Тела Его; е) преподание им Чаши с Кровию отдельно от Таинственного хлеба. Кроме того, священнодействие Спасителя заключено Его заповедью – творить это в Его воспоминание; также трогательной беседой к ученикам () и пением, по всей вероятности, пасхальных псалмов ().

Заповедь Спасителя о совершении Евхаристии в Его воспоминание была свято исполняема в апостольские времена и будет исполняема, по слову святого апостола Павла, до Второго пришествия Христова (). Евхаристия постоянно была совершаема при апостолах (). В состав ее священнодействия, – насколько известно из свидетельств Новозаветного Писания, сличенных со свидетельствами ближайших к апостольскому веку церковных писателей , – по примеру Спасителя, входили благодарение Богу Отцу, великому в совершенствах и дарах благодати (), и благословение хлеба и вина (). За этим следовало раздробление освященных Даров и их преподание (). Это главное. K этому также были присоединяемы: 1) чтение священных книг: Евангелия () и апостольских посланий (); 2) духовное пение. Кроме песнопений, взятых из Священного Писания , собрание верующих было оглашаемо песнопениями по непосредственному вдохновению от Святого Духа, столь обыкновенному в апостольские времена, обильные духовными дарованиями (); 3) поучения, которые мог предлагать не один предстоятель, но и другие, чувствовавшие в себе к тому способность и воззвание Божие (; ). Она была устрояема из остатков хлеба, принесенного для Таинства Евхаристии, и из других приношений людей и соединяла богатых и бедных, знатных и незнатных.

Состав литургии, бывший при апостолах, послужил образцом и руководством для чинопоследования литургий последующих времен. Судя по дошедшим до нас свидетельствам о совершении литургии во времена, близкие к апостольским, сохранившимся в писаниях Иустина мученика, Тертуллиана и Киприана , а также по древним литургиям, известным под именами апостола Иакова, евангелиста Марка, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста и другим, сходство этих литургий, по крайней мере в главном и существенном, между собой и с краткими свидетельствами о совершении литургии в апостольских писаниях и у церковных писателей II и III веков, легко объясняется тем, что в их основании положен чин, переданный от апостолов. Правда, этот чин в апостольские и в ближайшие к ним времена во многих частностях зависел от воли предстоятелей Церкви, от их усмотрения и нередко вдохновения, столь свойственного тем временам; но в своем общем составе он сохранился неизменным, вследствие благоговения к авторитету апостолов, через постоянное употребление и устное предание. Об этом способе сохранения апостольского чина литургии прямо свидетельствует святитель Василий Великий: «Кто из святых оставил на письме слова призывания, которыми освящается хлеб в Евхаристии и Чаша благословения? Мы не довольствуемся тем, что воспоминает Апостол и Евангелие; но и прежде и после говорим другие слова, которые приняли из предания неписаного, как имеющего важность для самого Таинства».

Письменное изложение преданной от апостолов литургии началось не ранее III века. K этому времени исследователи истории христианства относят следующие чинопоследования: литургию апостола Иакова, которая была совершаема в Иерусалимской Церкви; Сирийскую литургию под именем евангелиста Марка, которая была совершаема в Александрийской Церкви; сходную с ними литургию, описанную в Восьмой книге Постановлений апостольских.

С IV века начал входить в употребление чин литургии, изложенный святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом, который впоследствии с XII века сделался господствующим на всем православном Востоке . Литургия Василия Великого , по свидетельству Kонстантинопольского Патриарха Прокла, есть сокращение Иерусалимской литургии апостола Иакова, которую в свою очередь, по свидетельству того же писателя, еще более сократил святитель Иоанн Златоуст, по снисхождению к немощи современников, тяготившихся продолжительностию древней литургии и оттого иногда ее не посещавших или без усердия ее слушавших. Впрочем, обе литургии впоследствии были дополнены несколькими священнодействиями, песнопениями и молитвами, которые будут указаны далее.

Евр. 9, 12 ; ), иногда служение при алтаре (), при жертвах (), как это было в Ветхозаветной Церкви. В богослужебном смысле слово литургия издревле известно по церковным памятникам. Так в Деяниях Ефесского Вселенского Собора литургиями называются вечерние и утренние службы, т.е. весь круг суточного богослужения (Послание к императору о Kирилле и Мемноне). Но в особенности это Таинство Евхаристии, и с течением времени исключительно ему одному усвоено, подобно тому как название Библии (книги) сделалось исключительным названием книг Священного Писания .

Антиохийский Патриарх Вальсамон, толкователь церковных правил в XII веке, на вопрос Александрийского Патриарха Марка относительно данного вопроса «можно ли принимать в Святой и Kафолической Церкви читаемые в областях Александрии и Иерусалима чины литургии, по преданию, написанные апостолами Иаковом и Марком?» дал отрицательный ответ и удержал этого Патриарха от совершения в Kонстантинополе литургии апостола Иакова. (Собрание древних литургий в переводе на русский язык. СПб. 1874. С. 145).

Примечательно, что многие из тех, кто посещает богослужения, могут вовсе не понимать значения и глубокого смысла Божественной литургии. Слова, произносимые в песнопении, остаются также непонятыми. Пробел в знании такого рода лишает молитву осмысленности, поэтому, разговаривая с Богом – нашим Отцом Небесным – мы должны осознанно подходить к данному вопросу. Христиане должны понимать, что означают слова, которые они слышат и которые произносят.

Для многих посещение церкви становится чуть ли не подвигом в духовном смысле, ведь приходится долгое время ждать своей очереди на исповедь, а затем слушать непонятные речи церковника. На самом же деле, когда мы приходим в Церковь, то, по сути, оказываемся в Сионской горнице, где ждем своего часа духовного очищения.

Нужно быть готовым к православному богослужению, чтобы вместе со всеми, единым сердцем и устами, воспевать славу Господу. В этой статье будет раскрыт смысл и дано объяснение данной церковной службы , рассказано о её происхождении, о том, какие бывают разновидности, каким образом совершаются, каков порядок.

Божественная Литургия с пояснениями — скачать, слушать онлайн

Также есть замечательная лекция протодиакона Андрея Кураева о Божественной Литургии, в которой доходчивым языком и легким слогом дается подробное объяснение православного обряда (понятное даже для чайников в данном вопросе).

Лекции протодиакона Андрея Кураева, изобилующие пояснениями, можно найти в видео- и аудио формате, посмотреть и послушать онлайн, а также скачать. Такие материалы рекомендуются для ознакомления как начинающим свой православный путь людям, так и воцерковленным прихожанам.

Не стоит путать божественную литургию с заупокойным богослужением, которое называется панихидой . Отличается эта служба тем, что на ней поминаются усопшие, служится в день смерти покойного, так же на 3-й, 9-й, 40-й день, и в каждую годовщину после смерти, в дни рождения, именин.

Панихида может служиться как в церкви священником, так и дома - мирянином. Во время данной службы, уповая на милосердие Божие, у Господа выпрашивается прощение грехов усопшему и вечная жизнь.

Что такое литургия в церкви

Это главное христианское богослужение, её ещё называют обедня — основа и центр всего церковного мира.

Цель этой священной традиции есть подготовка к таинству Евхаристии или Причащению, которое происходит в завершении службы.

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в Великий Четверг.

Это интересно: Великий четверг (иначе Чистый четверг, Страстной четверг) – это четвертый день Великой Седмицы. В этот день последователи христианской веры вспоминают Тайную вечерю. Именно тогда Иисусом Христом было совершено омовение ног апостолов и установлено таинство Причащения. Окруженный своими учениками Христос благословил хлеб, что есть Тело Его, и вино, что есть Кровь Его и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26; Мк. 14:22; Лк. 22:19).

Именно во время этого главного церковного богослужения происходит поминовение усопших по запискам «За упокой» и о здравии по запискам «О здравии», которые подают христиане. Подавать записки рекомендуется до начала службы, а лучше вечером - на вечернем богослужении.

Происхождение Православной Литургии

Как уже было сказано ранее, Евхаристия составляет основу литургического богослужения. В Древней Греции существовало такое понятие, как «Евхаристия».

В переводе с греческого на русский язык это слово означает «общее дело». Как свидетельствует история, после вознесения Спасителя на небо, апостолы в воспоминание о Нем совершали преломление хлеба.

В дальнейшем традиция передалась всем последователям данной религии. Христиане, приняв учение апостолов, также начали совершать это таинство, и делают это по сей день.

Сама служба со временем изменилась. Если вначале священнодействие производилось в том порядке, какой установился во времена Апостолов (когда причащение сочеталось с трапезами, молитвами и общением), то в современных реалиях литургия оказалась отделена от трапезы и превратилась в самостоятельный ритуал. Священнодействие стали проводить в церквях и храмах.

Какие бывают литургии

Литургические чины разнятся в зависимости от места проведения. Например, в Израиле сформировался чин литургии апостола Иакова.

Суть и значение различных вариантов священного обряда абсолютно едины, а разница заключается в молитвенных текстах, произносимых батюшками и священниками.

Хочется отметить, что в различных храмах служат сразу две службы - раннюю и позднюю. Первая, как правило, начинается около 7 часов утра, а вторая - в 10 ч. Службы проводятся в разных приделах, служат разные священники, исповедь бывает и в раннюю, и в позднюю обедню.

Сделано это для самих же прихожан - те, кто работает, могут посещать ранние службы, а так же матери и отцы семейств могут присутствовать на таких богослужениях без детей, а своих домочадцев приводить на позднюю службу. Таким образом каждый верующий христианин может насладиться молитвенным общением с Богом.

Литургия апостола Иакова

Данный чин относится к Иерусалимскому типу, составленному апостолом Иаковом. В 30-х годах чин был введен также в Русской православной церкви, однако, не в России, а за рубежом. Спустя 40 лет данная разновидность церковной службы получила распространение в Московском патриархате.

На сегодняшний день богослужение совершается в Православных церквях нашей страны по нескольку раз в год.

Отличием этого обряда от остальных ему подобных является способ проведения службы для мирян. Причащение Тела и Крови Христовой происходит раздельно: сначала вкушают хлеб из рук священника, а затем от другого служителя принимают Чашу Крови Христовой.

Такая служба совершается в день памяти Святого Иакова - 23 октября, а так же служится на Востоке и в некоторых российских храмах.

Литургия апостола Марка

Этот чин относится к классическому Александрийскому типу. К особенностям богослужения в данном случае относится лаконичность, выразительность, четкость.

Благодаря этим качествам обряд стал пользоваться большой популярностью сразу в нескольких странах – вначале его проводили в Александрии, затем в Египте, а после в Италии, Армении и в Сирии.

Проведение литургии заключается в том, что сначала осуществляется процессия священнослужителей (малый вход), затем идут возгласные молитвы.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Это одна из трех служб, совершаемых в Русской Православной Церкви, к числу которых относятся литургия святителя Василия Великого, на основе которой составлен чин Иоанна Златоуста, и литургия святителя Григория Двоеслава.

Богослужение проводится практически круглый год, за исключением некоторых особых дней.

Литургия святителя Василия Великого

Богослужение проводится 10 раз в году, в том числе на Рождество и на Крещение.

Порядок проведения и содержание службы, за некоторыми исключениями, совпадают с предыдущим чином.

Литургия святителя Григория Двоеслова

Данное богослужение также называется литургией Преждеосвященных Даров. Объясняется это тем, что Тело и Кровь освящаются во время данной службы, а затем прихожане и священнослужители причащаются ими.

Совершается Православный обряд в среду и в пятницу Великого поста.

Порядок совершения полной литургии и ее объяснение

Перед совершением главной церковной службы, священнослужители должны подготовить себя. Ещё не надевая на себя никаких облачений, встав в храме перед царскими уратами, священники молятся, читая так называемые «Входные молитвы».

Затем служители кланяются и целуют иконы Спасителя и Божией Матери и произносят тропари.

После этого священники тайно молятся перед вратами о том, чтобы Господь укрепил их на проведение предстоящей службы. Далее они кланяются друг другу, святым иконам и народу, и входят в алтарь.

Длится служба около двух часов и проходит в основном в утренние часы. Длительность, однако, может быть совершенно разной, и кроме того, службы могут проводиться даже ночью или в вечернее время.

Как правило, обряд проводится в воскресные дни, а так же в дни праздников, в дни памяти Святых и празднования икон. Вся церемония богослужения представляет собой последовательный ряд действий, разделенных на несколько этапов, имеющих собственные названия и выполняющихся в соответствии с определенными правилами.

Церковная служба состоит из трех частей:

  • проскомидии;
  • литургии оглашенных;
  • литургии верных.

К числу полных обрядов не относится Литургия святителя Григория Двоеслова. Порядок и схема совершения полной церковной службы сводится к следующему.

Во-первых, священнослужители приготавливают вещество для совершения таинства Евхаристии из хлеба и вина. Во-вторых, идет подготовка к Таинству. И, в-третьих, совершается Евхаристия, в ходе которой освящаются Святые Дары, и происходит Святое Причащение участников богослужения.

Проскомидия

Это первый этап. Процесс заключается в подготовке и принесении необходимых атрибутов богослужения – хлеба и вина. Проскомидия осуществляется на алтаре во время чтения часов (молитвенных благословений, освящающих определенное время суток).

В самом начале проскомидии служители церкви облачаются в священное одеяние и читают входные молитвы. Далее на первой просфоре трижды делается изображение креста, произносится молитва. Из просфоры вырезается середина в виде куба – Агнец. Его возлагают на один из литургических сосудов – дискос.

Далее священник вливает в потир вино. По трем сторонам располагают частицы из пяти просфор. В конце священнослужитель покрывает сосуды с Дарами покровцами и «воздухом» и просит Бога дать благословение Дарам.

Литургия оглашенных

В давности участие в церковных обрядах требовало серьезной длительной подготовки. Люди должны были изучить религиозные догматы, посещать церковь, однако читать молитвы во время церковной службы они имели право лишь до принесения Даров с алтаря на престол.

Вначале произносятся молитвенные прошения, поются псалмы и тропари. Далее оглашенные должны покинуть место проведения православного обряда, поскольку наступает основной этап Божественной литургии.

Литургия верных

Как только звучит призыв оглашенным покинуть храм, начинается третья часть службы. Произносятся молитвенные прошения, поются песнопения. В это же время происходит перенесение Даров на престол. Данный процесс получил название великого хода, что символизирует собой шествие Спасителя на страдания и смерть.

Перед освящением святых Даров произносится просительная ектения. Также произносится ектения, которая подготавливает присутствующих к причащению, затем поется молитва «Отче наш». Далее происходит причащение Святых Христовых Тайн всех тех, кто подготовился к этому и получил благословение священнослужителя.

Важно знать: чтобы стать участником великого таинства Причащения верующие должны пройти литургический пост и очистить свою совесть - не кушать и не пить после 00 ч. накануне и прийти на исповедь.

После принесения Чаши в алтарь произносится краткая ектения. По окончании церковной службы священник призывает благословение на молящихся, прихожане целуют крест, читаются благодарственные молитвы.

Заключение

Такова суть и порядок проведения Божественной службы. Каждый, кто причисляет себя к христианской вере, должен знать все о литургии и понимать смысл всех действ, чтобы вести диалог с Богом и сделать свою веру поистине осмысленной.

Вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения.

Прежде чем начать толкование составляющих Литургии, нужно четко уяснить для себя православное понимание слова «символ». Есть разные интерпретации этого термина, но в этой статье мы будем исходить из понимания символа не только как связи с прошлым, как припоминания событий, совершенных Христом в Его земной жизни, но как окна в жизнь вечную, дающего возможность прикоснуться к духовной, нематериальной реальности. Исходя из этого, главная функция символа заключается не в том, чтобы изобразить, что предполагает отсутствие изображаемого, а в том, чтобы являть и приобщать к явленному через символ, приобщать верующих к символизирующей реальности.

Почему так важно определение этого термина? А потому, что вся Литургия состоит из массы символов. И от того, как мы их понимаем, зависит наше восприятие богослужения. К примеру, Церковь является символом Царства Божия, Евхаристия земная – символом небесной Евхаристии, совершаемой на небесах, Малый вход на Литургии символизирует восхождение на небо. Такое восприятие символа дает возможность человеку, будучи на земле, посредством материальных вещей прикоснуться к духовному, увидеть небесное в земном, невидимое в видимом. В противном случае, если определять символ как воспоминание прошедших событий, то, к примеру, Малый вход на Литургии будет символизировать выход Христа на проповедь. Но такое понимание чуждо восточному христианству и пришло к нам «благодаря» влиянию западного богословия в свое время. Человек, исходя из такого понимания, будет воспринимать Литургию как «священную драму», где разыгрывается вся история спасения от Воплощения Христа до Его Вознесения, будет стоять и лишь безучастно наблюдать за действиями священника в лучшем случае. Восточное же понимание предполагает деятельное, молитвенное участие каждого верующего, находящегося в храме.

Перейдем к непосредственному толкованию Божественной литургии, точнее, некоторых ее частей.

Первый возглас на Литургии «Благословенно царство…» с самого начала громогласно возвещает присутствующим: Царство Небесное уже в некоторой мере присутствует среди верующих и что оно уже благовествуется после пришествия Христа (Мк. 1:14–15). Царство, к которому мы имеем возможность прикоснуться благодаря молитве и службе в храме, т. к. это присутствие в наибольшей мере проявляется именно в храме во время совершения Божественной литургии. То положение, что Царство Небесное наступит только в конце мира и что оно сейчас нами никаким образом не может быть достигнуто, противоречит вере первых христиан, которые были убеждены в том, что Царство Небесное уже действует в мире.

Что значит «благословить Царство»? Это признание за Ним высшей и конечной ценности, провозглашение начала пути каждого из присутствующих на Литургии к странствованию, восхождению к «иным мирам». С этого возгласа начинается наш путь на протяжении всей Литургии к горнему Иерусалиму, к духовной реальности.

Великая ектения:

«О свышнем мире и спасении душ наших…» Этим прошением мы просим в лице диакона о мире свыше, т. е. о Царствии Божьем – «радости, мире и праведности в Духе Святом» (Рим. 14:17);

«О мире всего мира…» – чтобы мир был распространен на всех, чтобы все люди стали соучастниками Царства Божия;

«О благостоянии всех Божьих Церквей…» – молимся о верности и твердости всех христиан в своих позициях, чтобы не изменяли истине и проповедовали Евангелие Царства каждый на своем месте;

«О соединении всех…» – о том, чтобы были все едины в одном теле Господа нашего Иисуса Христа (Ин. 17:23);

О епископах, клире, народе, о стране, городе, областях, обо всех людях, об изобилии плодов земных и временех мирных – молитва охватывает собой весь мир, всю природу.
И завершается ектения констатацией факта, что мы сами себя и друг друга Христу Богу придадим – мы отдаем нашу жизнь Христу, потому что Он наша жизнь, наше спасение.

Малый вход с Евангелием символизирует восхождение Церкви на небо, где и совершается Евхаристия.

Нужно осознание, что после Малого входа мы таинственно присутствуем перед Святым, перед самым Небесным Жертвенником.

Возглас «Мир всем», произносимый несколько раз во время Литургии: перед чтением Евангелия, перед целованием мира (перед Символом веры), перед самим причастием – напоминает нам каждый раз о том, что сам Христос (Мир – это имя Христа) возглавляет нашу Евхаристию, потому что Он сам «Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый», и что Христос присутствует с нами во время Литургии.

Также хотелось бы обратить ваше внимание на возглас, с которого начинается третья часть Литургии: «Елицы верни, паки и паки миром Господу помолимся». Этот возглас напоминает нам, что не только священник служит за мирян, а миряне находятся в пассивном состоянии, но и каждый присутствующий молится и активно участвует в служении, составляя Единое Тело Господа нашего Иисуса Христа. В Священном Писании все христиане называются «царственным священством, народом святым…» (Петра 2:3), чтобы быть сомолитвенниками рукоположенному священству и для проповеди Христа в мире. Этими наименованиями каждый верующий призывается к апостольству.

Великим входом во время пения «Иже Херувимы» начинается Евхаристическое приношение, во время которого совершается перенесение Даров с жертвенника на престол.

В древности первохристианское приношение заключалось в том, что люди, каждый по возможности, приносили то свечи, то масло, то милостыню на содержание клира, для помощи сиротам, вдовам. Таким образом формировалось единство Церкви, скрепляемое любовью и состраданием к ближним, осуществлялась жертва любви. Совершая общее служение, все объединялись в одном деле, что давало возможность легче, общими усилиями достигнуть заданной цели – вхождения в Царство Небесное. В наше время такое служение тоже возможно и зависит от желания верующих быть едиными и сослужить священству.

Евхаристический канон

Евхаристический канон является главной частью Литургии, но ни в коем случае не отвергает и не нивелирует предыдущие песнопения и молитвословия.

«Горе имеем сердца» – призыв Церкви отряхнуть с себя всю мрачность мира, забыть обо всех заботах и обратить сердце к небу, но не к видимому небу, а тому, которое находится внутри нас и посреди нас, горнему, восстановленному Спасителем нашим. В этом контексте становятся понятными слова Иоанна Златоуста: «Что мне до неба, когда я созерцаю Владыку неба, когда сам становлюсь небом».

«Благодарим Господа…» – благодарение за то, что Бог уже совершил спасение рода человеческого. Наше выражение признательности в первую очередь заключается в приношении того качества, которое по праву принадлежит нам и зависит лишь от наших собственных усилий. Это приношение Богу Жертвенной Любви, потому что, по словам Максима Исповедника, Господь может преобразить все вещи, но единственное, чего он не может сделать, – это заставить человека любить, потому что Любовь – наивысшее проявление человеческой свободы.

После возглашения тайносовершительной формулы и благословения священником хлеба и вина происходит преложение их в Тело и Кровь самого Господа нашего Иисуса Христа, которую он отдал на заклание во время своей земной жизни, чтобы возвратить нам утерянный нашими прародителями рай. То, как происходит преложение, рационально трудно объяснить, но христиане твердо верят, что они во время Причастия вкушают не хлеб и вино, а Тело и Кровь Самого Господа.

Таким образом, от восприятия и понимания Литургии зависят плоды, которые мы желаем получить за богослужением. Служба – это не только лишь собрание бабушек, а возможность на земле прикоснуться к небесным реалиям, соединиться с небом. При достойном причащении самого Тела и Крови Христа получаем шанс стать богами по благодати, войти в Царствие Небесное, которое в полной мере станет ощутимым лишь после Второго пришествия Христа для тех, кто согласует свою жизнь на земле с заповедями.

Иерей Максим Бойчура

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...