«страсти по маяковскому» — цитаты, афоризмы, факты из жизни поэта. «страсти по маяковскому» — цитаты, афоризмы, факты из жизни поэта «Когда застрелился Маяковский - умер великий поэт

I вариант

С именем Маяковского прочно связано представление о поэте- новаторе. Таких смелых, радикальных изменений в поэзии не совер­ шил ни один поэт XX века. Однако сопоставление опыта Маяковс­кого и его современников доказывает, что влияние на дальнейшее Развитие ис кусства оказывают те открытия, которые отвечают потреб­ностям времени. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что по­иски нового в поэзии для него очень важны. В стремлении достичь пониманияу своего народа Маяковский сделал самыйсмелый и ре­шительный шаг, превратив поэзию вактивнуюучастницу митингов, демонстраций. Историческая заслуга поэта - в создании лирики нового типа.

Проблемахудожественного новаторства по-своему осознается Мая­ковским. У прежних писателей были читатели, а Маяковский, когда со­чиняет стихи, воображает себя перед огромными толпами слушателей. Почти в каждом его стихотворении есть это «Вы»-обращение ктолпе: «Эй, вы... Вы, которые... Смотрите... Послушайте!..». Маяковский создал свой собственный ритм. Маяковский именнотем и хорош, что безбояз­ненно воспроизводитвстихахуличные, хлесткие, вульгарные ритмы, ми­тинговые речи, возгласы драк и скандалов. Именно этим митинговым стилем Маяковский стремился донести свои стихи до народа. И это, на мой взгляд, ему удалось.

Маяковский, любовно подмечая в жизни страны ростки ново­го, прекрасного, не устает напоминать о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Поэтому такое большое значение поэт при­давал сатире. Сатирические произведения Маяковского поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрица­тельного явления, которое не попало бы под увеличительное стек­ло поэта-сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянет­ся»: новый буржуа, вредитель, обыватель, пьяница, лодырь, брако­дел, трус, взяточник и т. д. Сатира Маяковского рождена гневом поэта - патриота России и гуманиста, отвергающего все, что уни­жает и оскорбляет человека.

Чтобы привлечь внимание читателя ксвоим сатирическим сти­хам, поэтпользуетсяразличнымиспособамиукрупнения изаостре- ния образа, создает особую, необычную ситуацию, близкую кфанта- стике. Так, свое стихотворение «Прозаседавшиеся» поэт направил противбюрократизмаи волокиты. В этом стихотворении говорится, какбюрократы заседают по 20 раз в день, решая пустопорожние воп­росы, «разрываются» пополам, и уже «людей половины» присутству- ютодновременнонадвух заседаниях.

Маяковский открыто заявляет о своем отношении к бюрокра­тизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!»

К теме бюрократии Маяковский подошел еще ближе в драме «Баня». В своих сатирических пьесах поэтстремится усилить зрелищ- ность-одно из проявлений движения Маяковского к народности. Он хотел быть понятсвоей страной, но хорошо знал, что массовый читатель и зритель еще не обладали высокой культурой. Свою цель поэт видел не втом, чтобы опуститься к низкому уровню массового читателя, а втом, чтобы приобщить массы к высокой культуре, ибо только в этом случае массысмогутправильно понятьеготворчество. Отсюда поиски контакта с читателем; создание броских плакатов, агитационных и рекламных стихов, выступления в многолюдных местах.

Маяковский писал произведения не только на злобу дня, затраги­вая вечные темы: любовь, поэт и поэзия и другие. Необычным подхо­дом к таким темам Маяковский побуждал читателя к размышлениям, к оценке позиций автора в том или ином вопросе. На тему трагической любви поэт написал поэму «Про это». Это конфликт между лиричес­ким героем и миром мещанства. Трагизм в том, что в мире мещанства оказалась любимая женщина. Подобный сюжет не раз освещался в ли­тературе 20-х годов XX столетия. Но в поэме Маяковского он приобре­тает предельную остроту. Сталкиваются два мира. Страстно и гневно звучат слова героя поэмы:

Не приемлю, ненавижу это все к все,

что в нас

ушедшим рабьим вбито...

Этими строками Маяковский хотел показать читателям свое нега­тивное отношение к мещанству, кскучному миру обывателей.

Человеческим величием, страстной убежденностью, благород­ством насыщен разговор поэта с потомками (« Во весь голос»). Мая­ковский разговариваете потомками «о времени и о себе», отом, как он понимает время и искусство, этому времени необходимое. В по­эме «Во весь голос» господствует мысль о бессмертии созданного в трудах и бою, вера и разум и благодарность потомков. Поэт отвергает индивидуальное искусство. Маяковский утверждает, что поэт дол­жен служить интересам народа:

До самого

последнего листка

я отдаю тебе, планеты пролетарий.

Изучая творчество Маяковского, я понял, что все сделанное им в искусстве-подвигвеличайшего бескорыстия. Неугасающая популяр­ность и злободневность поэзии Маяковского доказывают, что этот подвиг бессмертен. Поэт, на мой взгляд, достиг своей цели - народ понял и по достоинству оценил его творчество.

II вариант

У великого русского поэта XIX века Н. А. Некрасова есть замеча­тельные слова:

Кто живет без печали и гнева, Тот не любит отчизны своей.

Поэт Владимир Маяковский жил с «печалью и гневом» и страст­но любил свою отчизну.

Мотивы печали, неудовлетворенности, одиночества, неустро­енности в личной жизни звучат во многих его произведениях.

Страдающим и одиноким пришел в русскую поэзию юный Вла­димир Маяковский. В стихах молодого поэта поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна - то, что отпу­гивало современную ему критику, не желавшую понять и объяснить эту новизну.

Мир не раскрываетсвои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает:

Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие меч­ты и действительности порождало недоуменные вопросы.

Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать.

Также в разладе с действительностью и мечтами о будущем ро­дились и строки, к которым надо особо прислушаться, желая по­нять жизнь и личность Маяковского, его творчество:

Грядущие люди! Кто вы? Вот - я, весь

боль и ушиб!

Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души!

Это голос молодого Маяковского. Обратим же внимание на то, какой контраст изначально терзает душу поэта. Он - «весь - боль и ушиб» - взращивает «сад фруктовый» для грядущих людей. В этих строках - идея жертвенного служения людям, характерная для классической русской литературы.

Хрестоматийный облик Маяковского, «агитатора, горлана-гла- варя», кажется, не допускает мысли о душевной слабости.

Поэт в зрелую пору не любил выносить на люди душевную с?му- ту, «становясь на горло собственной песне».

Но душа выдает себя, она радуется и ликует, негодует и кровото­чит. Бездушная поэзия - не поэзия.

Одно из самых замечательных произведений Маяковского, на мой взгляд, поэма «Про это». Она о себе и о любви, поэма, в кото­рой ярче и глубже, чем в других, более поздних поэмах, раскрыва­ются характер и личность Маяковского.

Были и ранние поэмы о любви («Облако в штанах»). Была самая светлая, не осложненная драматическими коллизиями поэма «Люб­лю». Поэттогда переживал пик своего чувства к Л. Ю. Брик, поэто­му и был уверен: «Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продума­на, выверена, проверена».

Но в действительности любовь принесла тонко чувствующему поэту одни страдания.

Внешне он был спокойный, дерзкий, неуязвимый, а на самом деле - очень незащищенный. И все это очень близко, понятно нам в поэте, потому что это - общечеловеческие качества. Меня очень трогают его проникновенные строки о любви к «зверью»:

Я люблю зверье: Увидишь собачонку - тут у булочной одна - сплошная плешь, - из себя

и то готов отдать печенку, Мне не жалко, дорогая, ешь!

А вот поэт-горлан, поэт-трибун, поэт-глашатай мне, живущей в н ачале XXI века и переживающей все его сложные и трагические события, не совсем понятен. Он мечтал о прекрасном «коммунис­тическом далеко», славил трижды отечество, которое будет, а что Же сейчас? Что славить, кого славить и за что?

Далекое будущее, XXX век представлял Маяковский в своих сти­хах. Как ни торопил жизнь, как ни верил в коммуну у ворот, а избав­ление от угнетающей инерции старого быта относил лишь в дале­кое будущее:

Тридцатый век обгонит стаи

сердце раздиравших мелочей. Нынче недолюбленное наверстаем звездностью бесчисленных ночей.

И снова Маяковский-романтик произносит слово о любви.

О любви, которая бы не была «служанкой замужеств, похоти, хлебов», о любви, которая бы заполнила собой вселенную и «чтоб вся на первый крик «Товарищ!» - оборачивалась земля». Такой пред­ставлял, такой хотел видеть любовь Маяковский. Ему не было дано счастье испытать такую любовь: все дело втом, что в каждом любов­ном романе есть два персонажа, от которых в равной мере зависит его судьба.

Такой Маяковский понятен нам, близок и современен.

Маяковский-сатирик - тоже наш современник. Сатира в твор­честве поэта - это «кавалерия острот», поднявшая «рифм отточен­ные пики», это любимейший род оружия.

«Очень много разных мерзавцев ходит по нашей земле и вок­руг», - отмечает поэт в стихотворении «Разговор с товарищем Ле­ниным». «Окрутить их, разоблачить перед лицом народа» - такую задачу ставит перед собой Маяковский.

Он едко высмеивает все отрицательные проявления в советском быту («О дряни», «Любовь», «Пиво и социализм»), борется с бю­рократизмом в учреждениях («Прозаседавшиеся», «Фабрика бю­рократов»), выступает против пережитков капитализма в сознании людей («Трус», «Ханжа», «Подлиза», «Сплетник»), наносит сокру­шительные удары по царству доллара, по международным убийцам и поджигателям новой войны.

Маяковский в стихотворении «Столп» хочет, чтобы «критика дань носила», хотя «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг, целая лента типов тянется: волокитчики, подхали­мы, сектанты, пьяницы».

В наши дни слова из стихотворения «Прозаседавшиеся»: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех засе­даний!» стали крылатыми. Они и сегодня направлены против бю­рократов, управленческого аппарата, бесплодных заседаний, голо­сований депутатов и т. д.

«Моет», просто стирает бюрократов и пьеса «Баня». Бюрократы Победоносиков и его секретарь Оптимистенко не дают дороги ново­му изобретению, мешают движению вперед. Эта пьеса показывает вред бюрократизма, враждебностьеговсейтворческой, созидатель­ной атмосфере общества. К сожалению, живут победоносиковы и оптимистенки и в наши дни. Сатира Маяковского «косила» дрянь, помогала читателю увидеть, кто есть кто.

Отрадно отметить, что в наше время все больше появляется дер­зающих, думающих, смелых людей, которые хотят, чтобы демокра­тизм, предприимчивость помогли нашему обществу.

А как злободневны и сегодня строки из стихотворения «Душа общества»:

Как от острого, как бы заразного, беги,

товарищ, от алкоголика, который бахвалится тем, сколько пива и водки выпито!

Да, я считаю, что Владимир Маяковский «понят своим наро­дом», хотя каждый воспринимает его по-своему.

В. Маяковский был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать все «за одно только слово ласковое, человечье».

Какое скромное (и какое страстное!) желание и какая грандиоз­ная плата за него!

Громадный,

угловатый,

как плотина,

стоит он поперек любых неправд...

Е. Евтушенко

“Нет, весь я не умру”. Эти бессмертные пушкинские слова можно адресовать и Владимиру Маяковскому. Время и над ним не властно. Обожествляемый и хулимый, распятый и воскресший, он все-таки с нами. С ним можно соглашаться, спорить, но пройти мимо его стихов равнодушно нельзя!

Бывшая плошадь Маяковского в Москве, нынче снова Триумфальная. В центре стоит он. Открытый жест, распахнутость, предельная откровенность. А мне почему-то поэт всегда представлялся иным: тонким, ранимым, так и не нашедшим ни настоящей любви, ни подлинного понимания.

Уже в раннем творчестве его лирический герой крайне противоречив. Вот он с презрением заявляет, срываясь на крик:

Я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжира и мот.

Но вдруг разоблачительный пафос исчезает, и перед нами предстает человек, которому страшно и одиноко в этом беззвездном мире, который мечтает о том, “чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда”.

Маяковский хочет найти родственную душу, быть понят хоть кем-то. О том, чтобы быть понятым всей страной, он еще не мечтает. Но и это естественное желание обрести хотя бы одного единомышленника недостижимо:

Нет людей.

Понимаете

крик тысячедневных мук?

Душа не хочет немая идти,

а сказать некому.

И вот наступил 1917 год. “Моя революция”, - так охарактеризовал Маяковский события Октября. Сейчас, когда взгляды и мнения людей резко изменились, когда Ленин из идеала и божества превратился в “самого злонамеренного” человека русской истории, как охарактеризовал его А. Солженицын, вправе ли мы осуждать Маяковского и многих других, искренне поверивших, что ненавистный им “мир жирных” будет сметен, что в стране воцарятся свобода и взаимопонимание?

Как много работал Маяковский в эти годы! Писал стихи, которые порой не отвечали высоким художественным вкусам. Но ведь не сильные в эстетике прекрасного крестьяне и солдаты восхищались его частушками! “Плохо?” - спросите вы. Безусловно! Но разве не кроется за всем этим горячее желание быть услышанным и понятым хоть так, через плакаты, агитки, лозунги?

Чувство долга - вот одно из свидетельств духовной значительности Маяковского. В поэме “Про это” есть удивительные строчки:

Должен стоять,

стою за всех, за всех расплачусь,

за всех расплачусь.

Он мечтал о тончайшей связи своего лирического героя с людьми, о понимании и доверии к нему самому, поэту, отдавшему весь талант “атакующему классу”. Однако все чаще и чаще Маяковского одолевали сомнения. Строчка, вынесенная в качестве темы данного сочинения, имеет ведь продолжение, в котором звучат мотивы одиночества и неразделенности мыслей:

Я хочу быть понят моей страной,

а не буду понят - что ж,

по родной стране пройду стороной,

как проходит косой дождь.

Думаю, эти слова принадлежат не “агитатору, горлану-главарю”, а сомневающемуся и очень страдающему человеку.

Перед смертью В. Маяковский написал “Во весь голос: первое вступление в поэму”. У меня сложилось впечатление, что поэт сознательно обратился к потомкам, разуверившись в том, что его поймут современники. Именно им, людям будущего, он стремится объяснить свою позицию в искусстве, на их понимание и великодушие он рассчитывает:

поэзии потоки, я шагну

через лирические томики, как живой

с живыми говоря.

Именно в этом произведении мы находим строчки, свидетельствующие о глубокой душевной драме поэта:

становясь на горло собственной песне.

Неужели современные литературоведы, с высокомерием рассуждающие о творческих просчетах и явной деградации поэта Владимира Маяковского, не чувствуют той страшной тоски и боли, которыми наполнены эти слова?!

Вильгельм Кюхельбекер в 1845 году писал:

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию...

Это строки о Пушкине, Лермонтове, Блоке, Есенине и, конечно, о Маяковском!

Не понятый современниками, объявленный “лучшим и талантливейшим” после смерти, оплеванный в наши дни, поэт так и остался одинокой звездой на небосклоне русской поэзии XX века. Но очень хочется верить, что пройдут годы, новые читатели обратятся к стихам Маяковского и наконец поймут все богатство его поэтического мира, всю глубину его личности.

Я думаю, что это понимание не за горами. И поняла я это, случайно прочитав стихотворение одной десятиклассницы:

Здравствуйте, Маяковский!

А я принесла Вам листья.

Резные кленовые листья,

Желтые и с багрянцем!

Идут, идут к Маяковскому люди с душой, открытой прекрасному, доброму. Идут и всегда будут идти!

Уходите, мысли, во-свояси. Обнимись, души и моря глубь. Тот, кто постоянно ясен - тот, по-моему, просто глуп. Я в худшей каюте из всех кают - всю ночь надо мною ногами куют. Всю ночь, покой потолка возмутив, несется танец, стонет мотив: "Маркита, Маркита, Маркита моя, зачем ты, Маркита, не любишь меня..." А зачем любить меня Марките?! У меня и франков даже нет. А Маркиту (толечко моргните!) за сто франков препроводят в кабинет. Небольшие деньги - поживи для шику - нет, интеллигент, взбивая грязь вихров, будешь всучивать ей швейную машинку, по стежкам строчащую шелка стихов. Пролетарии приходят к коммунизму низом - низом шахт, серпов и вил,- я ж с небес поэзии бросаюсь в коммунизм, потому что нет мне без него любви. Все равно - сослался сам я или послан к маме слов ржавеет сталь, чернеет баса медь. Почему под иностранными дождями вымокать мне, гнить мне и ржаветь? Вот лежу, уехавший за воды, ленью еле двигаю моей машины части. Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье. Не хочу, чтоб меня, как цветочек с полян, рвали после служебных тягот. Я хочу, чтоб в дебатах потел Госплан, мне давая задания на год. Я хочу, чтоб над мыслью времен комиссар с приказанием нависал. Я хочу, чтоб сверхставками спеца получало любовищу сердце. Я хочу, чтоб в конце работы завком запирал мои губы замком. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. С чугуном чтоб и с выделкой стали о работе стихов, от Политбюро, чтобы делал доклады Сталин. "Так, мол, и так... И до самых верхов прошли из рабочих нор мы: в Союзе Республик пониманье стихов выше довоенной нормы..."

Примечание

В первоначальном варианте: в рукописи и в первых публикациях- стихотворение заканчивалось строфой;

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят,- что ж, по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.

Эти строки, написанные за пять лет до трагического конца, были вызваны чрезвычайно напряженной литературной борьбой и обстоятельствами личной биографии поэта последних лет. Подобные настроения не были органически присущи мироощущению поэта, выраженному, в частности, и в комментируемом стихотворении: см. строки. "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо" и далее. Готовя текст стихотворения для первой публикации в цикле, Маяковский снял приведенную строфу. В 1928 году он вновь вернулся к этим строкам, так объяснив причину исключения их из текста стихотворения: "Больше тенденциозности,- писал он начинающему поэту, обратившемуся к нему за советом.- Оживите сдохшую поэзию темами и словами публицистики... Ноющее делать легко,- оно щиплет сердце не выделкой слов, а связанными со стихом посторонними параллельными ноющими воспоминаниями. Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик.

Я хочу быть понят моей страной... как проходит косой дождь.

Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем перышки вырвал" (см. "Письмо Равича и Равичу").

19 июля будет широко отмечаться 120 лет со дня рождения выдающегося советского поэта Владимира Владимировича Маяковского. В последние годы между читателем и поэтом возникла стена. Тем удивительнее размах юбилейных торжеств.

В Одессе состоялся 3-й Международный литературный фестиваль, проводившийся под знаком 120-летия со дня рождения В. Маяковского.

В Москве проходит Литературная акция к 120-летию поэта. С 21 марта по 31 июля в московском метро курсирует «Поезд поэзии». В каждом вагоне представлены разные грани творчества поэта.

«Я сам расскажу о времени и о себе», - сказал Маяковский. Нам, сегодняшним, надо только его услышать, услышать сердцем, как обращается поэт к нам: «Слушайте, товарищи потомки …»

Маяковский был и остается самым ярким революционным поэтом.Он был «революцией мобилизованный и призванный», потому что сам по складу характера, по темпераменту, по самому типу человека был бунтарем и революционером. Увы, сама эпоха, которую он воспевал, канула в лету. Несомненно, сейчас его творчество нуждается в новом прочтении. Его самого надо освободить от «хрестоматийного глянца», который затушевал живой облик поэта, сведя его роль к функции агитатора за Советскую власть. Но тем и велик Маяковский, что он всегда и обо всем говорил «во весь голос». За любую тему «горлан – главарь» брался лишь тогда, когда чувствовал, что «голосует сердце». Поэтому и остаются в памяти его чеканные строчки:

«Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем »;
«Пою мое Отечество, республику мою!»;
«Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза ».

Маяковский был подлинным патриотом, и любовь к Родине была заложена в нем на генетическом уровне:
«… землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя» .

Разлюбить нельзя - значит, это то чувство, с которым родился, которое только крепнет со временем. «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет».

Даже в заграничных поездках (в 20-е годы В.В. Маяковский посетил Германию, Францию, Америку), где все внове и интересно,
поэт тоскует по Родине. Саму Эйфелеву башню он приглашает в Россию:

Идемте, башня! К нам! Вы – там, у нас, нужней!
Идемте к нам! Идем в Москву! ».

Этим, на первый взгляд, странным приглашением он хотел приблизить торжество индустрии, символом которого являлась Эйфелева башня, в родной Стране Советов.

Маяковский, как и все, очарован Парижем, но ностальгии не преодолеть:

«Я хотел бы жить и умереть в Париже,
если б не было такой Земли – Москва».

Маяковский всегда любил жизнь. В 1920 году – среди полной разрухи и голода – он пишет блистательное стихотворение о «Необычайном приключении, бывшем с Владимиром Маяковским летом на даче»:

«В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето,
Была жара, жара плыла – на даче было это».

Маяковский не собирался умирать и не принимал самоубийство как способ решения никаких, даже самых неразрешимых проблем. После смерти Сергея Есенина среди молодежи прокатилась волна подражательных самоубийств. Чтобы нейтрализовать огромную силу предсмертных стихов Есенина, Маяковский написал стихи, пронизанные жизнеутверждающей мощью:

«Для веселия планета наша мало оборудована.
Надо вырвать радость у грядущих дней.
В этой жизни помереть не трудно –
Сделать жизнь значительно трудней».

Тем не менее, спустя всего пять лет Владимир Владимирович Маяковский выстрелом из револьвера в сердце покончил с собой. Маяковский преодолел много трудностей – он вставал на пути хитроумных врагов, душевных уродцев, тупиц. Он был страшен им – и его травила «банда поэтических рвачей и выжиг».

Была фактически сорвана его выставка, где он рапортовал о своей 20-летней работе. Из юбилейного номера журнала «Печать и революция» в последний момент вырезали его портрет.

Кто–то звонил по телефону, говорил гадости; кто-то подбрасывал пасквильные записки. Та дрянь, с которой боролся Маяковский, стремилась взять реванш.

Натиск противников не заставлял его отчаиваться. Маяковский знал цену этим людям … Но получилось так, что в его жизни вдруг появились слабые звенья: болезни, нервное переутомление, личная драма. У Маяковского начиналась болезнь горла: поэт – трибун терял голос. Он сам говорил об этом на одном из самых последних выступлений:

Я сегодня пришел к вам совершенно больной, я не знаю, что делается с моим горлом, может быть, мне придется надолго перестать читать. Может быть, сегодня один из последних вечеров …

Наиболее близких друзей не было в городе. С другими начались размолвки, разлад …

Все это не стало причиной, но это ослабило способность к сопротивлению, к борьбе. Наступила минута слабости. Появилось сообщение о самоубийстве Маяковского. В посмертной записке он написал: « ... это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет ».

Лев Кассиль вспоминал об этих тяжелых днях: « Назойливо стучатся в уши строки, давным –давно им написанные:

А самое страшное вы видели – лицо мое, когда я абсолютно спокоен?

… Да, никогда я еще не видел это лицо совершенно спокойным. Всегда оно озарялось либо молниями гнева, либо сосредоточенным огнем внимания или отсветами искрящейся шутки. Первый раз я вижу его абсолютно спокойным. И это правда самое страшное ».

Величие Маяковского чувствовали и поэты, очень далекие от него. Из записных книжек Мандельштама: «Там же, в Сухуме, в апреле я принял океаническую весть о смерти Маяковского … Человек устроен наподобие громоотвода. Для таких новостей мы заземляемся, а потому и способны их выдержать».

Любовь – это то, чего так не хватало Маяковскому при жизни:
«Своё земное не дожил: на земле своё не долюбил ».
Он ушел в неоплатном долгу
…перед Бродвейской лампионией,
перед вами, багдадские небеса,
перед Красной Армией,
перед вишнями Японии –
перед всем,
про что
не успел написать ».

Счастье, что о многом Маяковский успел написать. То, что он написал, навсегда вошло в золотой фонд поэзии как стихотворение

«Послушайте!»
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому –нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

«Это стихотворение – щемящий от чувства одиночества прорыв к прекрасному, к гармонии »,- сказал известный литературный критик Ал. Михайлов.

Счастье, что Маяковский успел написать проникновенные строчки о любви к живому, к «зверью»:

Я люблю зверье. Увидишь собачонку
Тут, у булочной, одна –
сплошная плешь.
Из себя и то готов достать печенку –
Мне не жалко, дорогая,
ешь.

Как и Сергей Есенин (стихотворение «Песнь о собаке»), Маяковский в стихах о сострадании к живому раскрывал свою душевную щедрость.

Счастье, что Маяковский успел написать потрясающе красивые и в то же время пронизанные высокой философией строчки:

Ты посмотри, какая в мире тишь.
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.

Сейчас Владимир Маяковский высится в центре Москвы. Стоит на площади своего имени. Поэт, который однажды сказал:

Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят –
что ж?!

По родной стране
пройду стороной,
Как проходит
косой дождь.

Вскоре после смерти поэта Марина Цветаева сказала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор до конца не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского» .

Счастье, что к нам наконец пришло это понимание. Об этом говорит размах юбилейных торжеств и тот радостный факт, что в книжной серии «Великие поэты » (выпуск «Комсомольской правды») под номером 12 вышел в свет красивый томик стихов Владимира Маяковского. А под номером один в этой серии, естественно, вышел сборник Александра Сергеевича Пушкина. «После смерти нам стоять почти что рядом…» (В.Маяковский «Юбилейное»)

Р.S. В Центральной городской библиотеке в формате «Литературного календаря» оформлена книжная выставка к юбилею Маяковского

Валентина Соколова

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....