Лучшая тройка многоцелевых крылатых ракет.

Ракета AGM-158 класса "воздух земля" большой дальности предназначена для поражения как стационарных, так и мобильных целей (комплексов ПВО, бункеров, больших зданий, легко бронированных и небольших сильно защищенных объектов, мостов) в простых и сложных метеоусловиях, ночью и днем.

AGM-158 разработана корпорацией "Lockheed Martin Missiles" в рамках программы JASSM (Joint Air to Surface Standoff Missile). Первое летное испытание ракеты по программе JASSM проведено в январе, второе - в апреле 2001 г.

В качестве носителей данной ракеты используются стратегические бомбардировщики В-52Н (12 ракет), В-1В (24 ракеты), В-2 (16), F-15E (3), а также тактические истребители F-16 С и D (2), F/A-18 (2), F-117 (2), F-35 JSF.

ВВС США провели ускоренную модернизацию В-52Н, предусматривающую установку интегрированной системы управления неядерными подвесками (ICSMS), адаптированной для оборудования и программного обеспечения по стандарту Mil-Std 1760, которая необходима для установки высокоточных вооружений нового поколения, таких, как Joint Direct Attack Munition (JDAM), Joint Standoff Weapon (JSW), Wind-Corrected Munition System и Joint Air-to-Surface Missile.

С середины 2008 г. на вооружение начал поступать модернизированный в рамках программы JASSM ER образец этой ракеты - УР AGM-158В с максимальной дальностью стрельбы до 1300 км.

Дальнейшее развитие ракеты AGM-158 предусматривает поэтапное наращивание ее боевой эффективности за счет использования более современных технологий и применения новых конструктивных решений. Основной целью при этом является обеспечение возможности автоматизированной коррекции инерциальной системы управления на основе непрерывного обновления данных целеуказания от различных внешних источников в реальном масштабе времени, что, как считается, позволит поражать мобильные наземные и надводные цели без применения дорогостоящих систем самонаведения, а также перенацеливать ракету в полете. Данные задачи будут выполняться благодаря взаимодействию через объединенную сеть передачи данных бортовой системы наведения ракеты, самолета-носителя и самолетов разведки и управления нанесением ударов системы «Джистарс».

Состав

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме - низкоплан со складывающимся крыльями. В ее конструкции широко используются современные композиционные материалы на основе углеродных волокон. В качестве силовой установки применяется турбореактивный двигатель J402 с усовершенствованными компрессором и топливной системой. В составе комбинированной системы наведения наряду с тепловизионной ГСН, заимствованной от планирующей бомбы AGM-130 (работает на конечном участке наведения), используется инерциальная система управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR и программно-аппаратные средства автономного распознавания целей. Для наведения ракеты на цель применяются алгоритмы корреляционного сравнения получаемого в ИК - диапазоне изображения обнаруженного объекта (области прицелевания) с имеющимися в памяти бортовой ЭВМ эталонными сигнатурами, что также позволяет автоматически выбирать оптимальную точку прицелевания.

При пуске ракеты на большую дальность возникает проблема передачи информации о текущем местоположении ракеты. Эта информация необходима, в частности, для определения факта попадания ракеты в цель. Существующая конструкция включает передатчик (мощностью 25 Вт) типа BIA (Bomb Impact Assessment) и антенное устройство на корпусе ракеты, обеспечивающие передачу данных на стратегический разведывательный самолет RC-135V и W со скоростью до 9600 бит/с в диапазоне частот 391.7-398.3 МГц.

В зависимости от типа цели применяется кассетная или унитарная боевая часть (БЧ). В настоящее время на ракете устанавливается бетонобойная БЧ J-1000. Корпус БЧ выполнен из металлического сплава на основе вольфрамовой стали. Масса взрывчатого вещества - 109 кг. БЧ J-1000 при скорости 300 м/с может проникать в грунт средней плотности на глубину от 6.1 до 24.4 м и пробивать железобетонные плиты общей толщиной 1.2-2.1м. Для снаряжения кассетной боевой части, возможно, будут использованы боеприпасы BLU-97 GЕМ (комбинированного действия).

Срок хранения без регламентного обслуживания - до 20 лет.

Модернизированный вариант ракеты - AGM-158В выполнен с сохранением массогабаритных показателей (стартовой массы и массы боевой части) прототипа - AGM-158А. При этом оптимизирована компоновка ракеты, благодаря чему увеличен запас топлива, а также установлен более экономичный двухконтурный турбореактивный двигатель вместо прежнего одноконтурного. Уровень унификации основных элементов УР AGM-158A и УР AGM-158В оценивается более чем 80%.


ТАКТИЧЕСКАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ AGM-158 JASSM (США)
TACTICAL MISSILE LONG-RANGE AGM-158 JASSM (USA)

10.02.2018


Крылатая ракета JASSM достигла полной эксплуатационной готовности для применения с истребителей F-15E Strike Eagle, сообщает компания Lockheed Martin на выставке Singapore Airshow 2018.
«Оснащение F-15E Strike Eagle ракетами этого типа расширяет боевой потенциал и самолета, и ракеты. Благодаря КР с дальностью стрельбы более 500 морских миль наши и союзные боевые самолеты получают впечатляющее преимущество над противником», сказал Джеффри Фоули, программный директор отделения ударных ракет большой дальности компании Lockheed Martin Missiles and Fire Control.
Базовая КР JASSM была первой ракетой, которая интегрирована на самолет-носитель через универсальный оружейный интерфейс (Universal Armament Interface – UAI). JASSM-ER и JASSM могут применяться во всех погодных условиях, обладают аналогичными возможностями и стелс-характеристиками, но вариант JASSM-ER имеет дальность более чем в 2,5 раза больше. Эти высокоточные крылатые ракеты имеют ИК-систему обнаружения и наведения и улучшенную цифровую помехоустойчивую спутниковую систему GPS для выхода в заданный район.
JASSM-ER также эффективна против хорошо укрепленных стационарных и перемещаемых целей. В настоящее время КР находится в процессе интеграции на истребители F-16C/D и бомбардировщики B-52H (последний может иметь их как во внутренних, так и на внешних подкрыльевых узлах подвески). JASSM уже состоит на вооружении B-1B, B-2, B-52, F-16 и F-15E ВВС США, поставляется ВВС стран-союзников (F/A-18A/B, F-18C/D и F-16 Block 52). Производство ракет ведется на объекте компании в Трое (Алабама), уже поставлено более 2150 JASSM.
Военный паритет

Сейчас практически каждый второй знает о существовании и назначении американских крылатых BGM-109A «Tomahawk» и Х-55СМ, но если подойти к оценке данных образцов современных наступательных вооружений более ёмко, перед нами открывается огромное множество как достоинств, так и недостатков данного типа вооружения.

Во-первых, вспомните, в каких современных конфликтах применялись те же , и против какого противника. Как правило, мишенями данных «топориных стай» являлась слаборазвитая система противовоздушной обороны стран «третьего мира», таких как Ливия и Ирак, на вооружении которого и близко не было таких зенитно-ракетных комплексов, как С-300ПС(ПТ) и даже самоходных «Тунгуссок-М1». Впрочем, даже иракцы смогли перехватить часть выпущенных «Томагавков» силами ЗРК «Оса» и .

Представьте же, если сейчас американцы попытаются применить их против нашей страны, либо Китая… шансы успешного проведения такой операции менее 10% против мощной сети ПВО-ПРО.

Именно из таких операций западные СМИ часто представляют несведущему обозревателю «геройство и класс» американских и Королевских ВВС, стреляющих «Томагавками».

Реалии современного времени же говорят совершенно об обратном: для взлома современной ПВО и уничтожения военной инфраструктуры противника совсем недостаточно одних только стратегических КР, запускаемых из под крыла стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев. Необходимы дальнобойные, гиперзвуковые и «умные» ПРЛР, обладателями которых сейчас являются только Россия со своей и Великобритания, с умной противорадарной , о которых рассказывалось в летнем цикле наших публикаций.

Но не менее важными являются работы по ещё одному виду крылатых ракет,- лёгким тактическим крылатым ракетам большой дальности, которые возможно использовать не только с подвесок дальних ракетоносцев, но и с большинства видов современной фронтовой тактической авиации. И явные лидеры в данном вопросе уже «вырисовались» в конце 90-х гг. – начале XXI века.

Американская корпорация «Локхид Мартин» в 2002 году представила свою высокоточную КР AGM-158 «JASSM» . Американцы смогли добиться дальности действия от 500 (базовая AGM-158) до 1300 км (AGM-158B со значительно увеличенным запасом топлива и более экономичным ТРДДФ), точность попадания (КВО) не превышала 3 м, при этом масса ракеты составляет 1020 кг, а БЧ 430 кг.

Самое интересное и тактически непредсказуемое то, что в список носителей ракеты, помимо тяжёлых B-52H «Stratofortress» и B-1B «Lancer», попали почти все тактические истребители, включая F-15E, F/A-18C/E/F, и даже лёгкий F-16C в многочисленных его «блоках» (модификациях).

Главной ударной единицей КР «JASSM» является кассетная, унитарная, либо проникающая боевая часть. В последней применяется специальный вольфрамово-стальной сердечник и разгоняющий взрывоконтейнер массой около 110 кг, что придаёт сердечнику при подлёте к укреплённой цели скорость 1080 км/ч. На этой скорости он может углубляться в стандартный грунт на глубины 7-24 м (в зависимости от угла входа к нормали) и проламывать Ж/Б плиты с габаритом от 1 до 2 м, также в зависимости от угла соприкосновения.

Такая лёгкость и дальность ракеты получена благодаря исполнению фюзеляжа из современных композиционных материалов, а также применению передовой наноэлектроники. На базовой модификации ракеты используется ТРДФ J-402 с большим компрессором, что позволяет серьёзно экономить топливо, на версии AGM-158B устанавливается ТРД двухконтурный, который ещё более экономный.

Ракета имеет инерциальный принцип наведения с радиокоррекцией по информации, полученной военной спутниковой системой NAVSTAR на основном участке полёта и ИК наведение на конечном участке и непосредственно перед целью. При использовании ракеты на дальностях свыше 200 км появляется необходимость в использовании самолёта стратегической разведки RC-135V, который играет роль воздушного ретранслятора, получая и обрабатывая данные от ИК ГСН, в которых в настоящем времени передаётся тепловое изображение цели, в зависимости от которого как оператор, так и ЦВМ ракеты может выбрать наиболее ракето-безопасную проекцию подлёта, если объект охраняется слабой ПВО, при сложной эффективен лишь массированный налёт со всех направлений.

Ракета AGM-158 способна следовать рельефу местности на высоте меньшей, чем у «Томагавка» (50 м), около 20 м, а также имеет меньшую длину, и естественно ЭПР, скорость полёта около 800 км/ч. Но ЭПР её не миниатюрна, и составляет около 0,1 м 2 , что всё ещё видимо для современных РЛС. По общей совокупности свойств AGM-158 «JASSM», — весьма современное и эффективное высокоточное вооружение, где-то сопоставимое, а где-то уступающее следующим в нашем списке ВТ ракетам.

Второй образец ВТО - тактическая КР большой дальности « Taurus KEPD 350» . Эта ракета на 4 года новей своей американской предшественницы и разработана в развитых странах Старого Света - Германии и Швеции. Немецкая компания «MBDA Deutschland» и шведская «Saab Bofors Dynamics AB» наделили ракету очень даже продвинутым комплексом уклонения и преодоления ПВО противника. Ракета «Таурус» оснащена устройством отстрела дипольных отражателей и тепловых ловушек, что на сегодняшний день очень редко встречается в проектировании ВТО.

Помимо этого, ее боевая часть имеет не малую номенклатуру типов: самонаводящиеся боевые элементы «Смарт-Сид», которые способны точно поражать бронетехнику и прочие и их скопления даже в условиях мощного тумана или снега, поскольку каждый такой элемент оснащен АРГСН миллиметрового диапазона с частотой работы 94 ГГц, бронепробиваемость данных элементов до 150 мм, что смертоносно для верхних бронелистов танков, не оснащенных и др.; также часто используются осколочные, кумулятивные и бетонобойные боеприпасы STABO.

Но самое интересное оснащение ГЧ представлено БЧ «MEPHISTO », до которой американские разработки еще не дотянулись, это еще один пример того, что США еще далеко не все освоили.

Эта боевая часть представляет собой своеобразный «швейцарский механизм» искусственного интеллекта. Он, во-первых, оснащается лазерными дальномерами, которые рассчитывают идеальное для подрыва лидирующей кумулятивной БЧ расстояние до цели, затем в дело вступает главный ОФ-бетонобойный снаряд, весящий около 400 кг.

Компьютеризированная система подрыва ОФ БЧ, оснащенная цифровым акселерометром, регистрирует импульсные перегрузки при прохождении боевой частью бетонного габарита, и в соответствии с сохраненным на накопитель файлом со стандартами эталонов перегрузок, затем рассчитывает плотность бетона и пройденное расстояние, результатом является четкое вычисление подрыва главного заряда для нанесения максимальных повреждений. Данная боевая подсистема называется «Programmable Intelligent Multi Purpose Fuze», сокращнно PIMPF и позволяет наиболее экономно и эффективно использовать заложенный в ракете потенциал.

Существует множество модификаций ракет «Таурус», среди которых ракета с полезным грузом любого назначения, вместо БЧ, а есть и ракета со сверхвысокочастотным излучающим элементом, которая одним мощным электромагнитным всплеском может уничтожить все радиоэлектронные и силовые системы, а также системы связи противника.

Крейсерская скорость ракеты «Taurus KEPD 350» тоже около 800 км/ч, но при желании ее можно либо увеличить до 1020 км/ч (для более энергичного противоракетного маневра или ускорения удара), либо уменьшить до 670 км/ч (для преодоления сложного рельефа местности на сверхмалой высоте полета).

Система наведения ракеты более совершенная, чем у американской ракеты, и помимо тепловизионной ГСН имеет оптико-электронную систему коррекции полета по заранее заложенным в ЦВМ изображениям ландшафта, а также инерциальную навигационную систему на основе лазерных гироскопов, которые любят использовать в ЮАР И Японии при разработке новой техники. Данная ракета более тяжелая и весит 1360 кг. Ее дальность 350 км для «Таурус 350» и 150 км для ракеты «Таурус L»(, т.е. Light-легкая, модификация для истребителей «Грипен»).

И, наконец, наша разработка, появившаяся в 2001 году — ракета Х-59МК2 . Ракета имеет более типичный для ракеты вид, и имеет крестообразное оперение и подвешенный отдельно (вынесенный за пределы фюзеляжа) ТРД 36МТ, размещенный в компактной мотогондоле. За счет меньшей массы наша ракета обладает лучшей скоростью (до 1050 км/ч) и тяговооруженностью 0,53, на 3% лучше, чем у «Таурус», и на 11% выше, чем у AGM-158A(B).

Диаметр корпуса ракеты 420 мм, против 550 - у западных ракет, а значит, что фронтальная ЭПР примерно 0,08 м 2 , либо аналогичная. Вес БЧ, которая бывает как проникающая, так и кумулятивная, составляет 320 кг, она включает лишь встроенный таймер с задержкой взрыва (более простой, но чуть менее эффективный механизм).

Траектория маршевого участка полета проходит на высоте 50-300 м над поверхностью, в зависимости от ПВО противника, перед целью ракета снижается до 4-5 м. Весь полет корректируется корреляционно-оптической ГСН со спутниковым приемником ГЛОНАСС, а также радиолокационным высотометром А-079Э.

Точность КВО Х-59МК2 составляет 3-4 м, дальность - 285 км, меньше, чем у западных аналогов. Из достоинств можно определить высокую живучесть двигателя при попадании мелких объектов, экономичность, надежность при мощном тепловом и ударном облучении. Ракета более маневренная, быстрая, чем другие подобного класса.

Возможность применения с бортов , и др. делает ее востребованной в ВВС до достаточных объемов поставок комплекса «Калибр-А». А учитывая, что родоначальником семейства Х-59МК и МК2 была проверенная Х-59 «Овод», созданная в самый пик «холодной войны», сомневаться в надежности качеств ракеты не стоит.

Описанные ракеты основывают вторую компоненту воздушного эшелона наступления, сразу после СКР типа Х-55 или «Томагавк», но являются ВТО более оперативного характера, поэтому представляют не меньшую угрозу, тем более что носителем может быть обычный тактический сверхзвуковой истребитель.

/Евгений Даманцев /

Ракета AGM-158 класса "воздух земля" большой дальности предназначена для поражения как стационарных, так и мобильных целей (комплексов ПВО, бункеров, больших зданий, легко бронированных и небольших сильно защищенных объектов, мостов) в простых и сложных метеоусловиях, ночью и днем.

AGM-158 разработана корпорацией "Lockheed Martin Missiles" в рамках программы JASSM (Joint Air to Surface Standoff Missile). Первое летное испытание ракеты по программе JASSM проведено в январе, второе - в апреле 2001 г.

В качестве носителей данной ракеты используются стратегические бомбардировщики В-52Н (12 ракет), В-1В (24 ракеты), В-2 (16), F-15E (3), а также тактические истребители F-16 С и D (2), F/A-18 (2), F-117 (2), F-35 JSF.

ВВС США провели ускоренную модернизацию В-52Н, предусматривающую установку интегрированной системы управления неядерными подвесками (ICSMS), адаптированной для оборудования и программного обеспечения по стандарту Mil-Std 1760, которая необходима для установки высокоточных вооружений нового поколения, таких, как Joint Direct Attack Munition (JDAM), Joint Standoff Weapon (JSW), Wind-Corrected Munition System и Joint Air-to-Surface Missile.

С середины 2008 г. на вооружение начал поступать модернизированный в рамках программы JASSM ER образец этой ракеты – УР AGM-158В с максимальной дальностью стрельбы до 1300 км.

Дальнейшее развитие ракеты AGM-158 предусматривает поэтапное наращивание ее боевой эффективности за счет использования более современных технологий и применения новых конструктивных решений. Основной целью при этом является обеспечение возможности автоматизированной коррекции инерциальной системы управления на основе непрерывного обновления данных целеуказания от различных внешних источников в реальном масштабе времени, что, как считается, позволит поражать мобильные наземные и надводные цели без применения дорогостоящих систем самонаведения, а также перенацеливать ракету в полете. Данные задачи будут выполняться благодаря взаимодействию через объединенную сеть передачи данных бортовой системы наведения ракеты, самолета-носителя и самолетов разведки и управления нанесением ударов системы «Джистарс».

Ракета построена по нормальной аэродинамической схеме - низкоплан со складывающимся крыльями. В ее конструкции широко используются современные композиционные материалы на основе углеродных волокон. В качестве силовой установки применяется турбореактивный двигатель J402 с усовершенствованными компрессором и топливной системой. В составе комбинированной системы наведения наряду с тепловизионной ГСН, заимствованной от планирующей бомбы AGM-130 (работает на конечном участке наведения), используется инерциальная система управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR и программно-аппаратные средства автономного распознавания целей. Для наведения ракеты на цель применяются алгоритмы корреляционного сравнения получаемого в ИК – диапазоне изображения обнаруженного объекта (области прицелевания) с имеющимися в памяти бортовой ЭВМ эталонными сигнатурами, что также позволяет автоматически выбирать оптимальную точку прицелевания.

При пуске ракеты на большую дальность возникает проблема передачи информации о текущем местоположении ракеты. Эта информация необходима, в частности, для определения факта попадания ракеты в цель. Существующая конструкция включает передатчик (мощностью 25 Вт) типа BIA (Bomb Impact Assessment) и антенное устройство на корпусе ракеты, обеспечивающие передачу данных на стратегический разведывательный самолет RC-135V и W со скоростью до 9600 бит/с в диапазоне частот 391.7-398.3 МГц.

В зависимости от типа цели применяется кассетная или унитарная боевая часть (БЧ). В настоящее время на ракете устанавливается бетонобойная БЧ J-1000. Корпус БЧ выполнен из металлического сплава на основе вольфрамовой стали. Масса взрывчатого вещества - 109 кг. БЧ J-1000 при скорости 300 м/с может проникать в грунт средней плотности на глубину от 6.1 до 24.4 м и пробивать железобетонные плиты общей толщиной 1.2-2.1м. Для снаряжения кассетной боевой части, возможно, будут использованы боеприпасы BLU-97 GЕМ (комбинированного действия).

Срок хранения без регламентного обслуживания – до 20 лет.

Модернизированный вариант ракеты – AGM-158В выполнен с сохранением массогабаритных показателей (стартовой массы и массы боевой части) прототипа - AGM-158А. При этом оптимизирована компоновка ракеты, благодаря чему увеличен запас топлива, а также установлен более экономичный двухконтурный турбореактивный двигатель вместо прежнего одноконтурного. Уровень унификации основных элементов УР AGM-158A и УР AGM-158В оценивается более чем 80%.

«Локхид Мартин» (Lockheed Martin) объявила о поставке командованию ВВС США 2000-й крылатой ракеты большой дальности AGM-158 JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile) класса «воздух-земля». Как ранее сообщал ЦАМТО, на текущий момент ВВС США разместили заказы на поставку 2700 ракет семейства JASSM. В общей сложности ВВС США намерены приобрести до 2210 ракет JASSM и 1197 JASSM-ER.

2000-я ракета относится к 12-й серийной партии, производство которой началось в январе 2016 года. Она включает 150 КР JASSM и 60 ед. JASSM-ER.

AGM-158A JASSM – это автономная управляемая высокоточная ракета класса «воздух-земля» большой дальности массой 2000 фунтов, оснащенная турбореактивным двигателем «Теледайн» (Teledyne), проникающей/осколочно-фугасной боевой частью WDU-42B (J-1000) массой 1000 фунтов, двухрежимным взрывателем, комбинированной инерциальной/GPS навигационной системой с высокой защищенностью от помех, а также инфракрасной ГСН для наведения на конечном участке траектории. Она предназначена для поражения в любое время суток и сложных метеоусловиях высокозащищенных целей, расположенных в глубине территории противника на удалении до 370 км (200 морских миль). Ракета может быть перенацелена в полете.

AGM-158B JASSM-ER обладает высокой унификацией с базовой версией (70% аппаратных средств и 90% программного обеспечения) и отличается турбовентиляторным двигателем F107-WR-105 «Уильямс интернэшнл» (Williams International), обеспечивающим увеличение дальности полета в 2,5 раза (500 морских миль/925 км).

В качестве носителей ракет JASSM могут использоваться бомбардировщики В-52, B-1B, В-2, а также истребители F-16 и F-15E. JASSM-ER пока интегрирована только на борт малозаметного сверхзвукового бомбардировщика B-1B, который способен нести до 24 JASSM-ER (вдвое больше количества JASSM может нести B-52). Продолжаются работы по интеграции КР на самолеты F-15E, F-16 и B-52. Зарубежными покупателями AGM-158A/B JASSM являются ВС Австралии, Финляндии и Польши.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...