Копья – оружие нескольких эпох. Сражения и Осады — Mount & Blade

Коль скоро вы решили побороться за славу и богатство, то будьте готовы к многочисленным сражениям. Они требуют солидной подготовки - вы должны быть уверены как в своих боевых навыках, так и в силе своего отряда.

Типы и особенности оружия

К каждому типу оружия относится несколько однотипных предметов, и если у вас развито умение обращения с этим типом оружия, вы сможете пользоваться любым из них. Какой тип оружия выбрать - решать только вам, но некоторые предметы требуют особого обращения.

  • Одноручное оружие . Такой тип оружия поддерживает идеальный баланс между сильными ударами и солидной скоростью атаки, а кроме этого позволяет брать в другую руку щит и прикрываться им. У некоторых одноручных орудий очень малый радиус действия, например у сабель и шпаг. Размер такого оружия практически не позволяет парировать вражеские атаки.
  • Двуручное оружие . У него больший радиус действия, и оно наносит больше урона. Такое оружие предназначено больше для атаки, чем для защиты: врага можно убить с одного-двух ударов, но за это придётся отказаться от щита. Самое примечательное двуручное оружие - это клеймор. Он обладает отличным радиусом поражения и силой удара, но имеет ограничение на использование верхом.
  • Древковое оружие . Такое оружие очень длинное и даёт владельцу преимущество над врагом, чьё оружие имеет малый радиус действия. Большинство видов такого оружия способно разбивать щиты в клочья.
  • Луки . Лук позволяет поразить цель с большой дистанции. Скорость стрельбы из лука намного выше, чем из огнестрела, а если вы разовьёте умение «Мощный выстрел» и навык обращения с луками, то по количеству нанесённого урона не будете уступать умелому стрелку с огнестрельным оружием. Хорошие луки можно использовать только при минимальном значении навыка «Мощный выстрел».
  • Огнестрельное оружие . Это идеальное оружие для тех, кто предпочитает вести бой на расстоянии, но не хочет связываться с луками. Огнестрельное оружие нужно вручную перезаряжать после каждого выстрела: для этого достаточно нажать кнопку атаки второй раз. Большая часть огнестрельного оружия имеет ограничение на использование верхом.
    • Существуют двуствольные варианты такого оружия. Их основное преимущество - это возможность сделать подряд 2 выстрела, за что приходится расплачиваться долгой перезарядкой. Во время перезарядки двуствольного оружия вы не должны двигаться, иначе она будет прервана.
  • Гранаты . Оружие уникальное в своём роде, потому что позволяет вести бой на расстоянии и одной гранатой убивать сразу несколько противников. Гранаты различаются по размеру, что соответствует количеству наносимого урона.

Ранения

Ранения бывают трёх типов:

  • Рубящее . Наносится острыми клинками типа сабель и топоров. Рубящее оружие наносит больше всего урона.
  • Колющее . Наносится оружием с точечным остриём, вроде копий, колющих мечей и стрел. Колющее оружие лучше всего пробивает броню.
  • Дробящее . Наносится оружием, которое бьёт и ломает, не нанося открытых ран, вроде дубин и молотов. Дробящий урон также может нанести лошадь, затоптав врага. Дробящим оружием можно избить врага до потери сознания, но при этом он останется в живых, и потом вы сможете взять его в плен. Как и колющее оружие, дробящее хорошо пробивает броню.

Если вы включили опцию «Показывать урон», то при каждом ударе вам будет показываться нанесённый или полученный вами урон, что может оказаться весьма полезным на тренировках.

Количество наносимого и получаемого вами урона зависит от нескольких факторов. Прежде всего, конечно, от показателя урона вашего оружия - он варьируется от половинного до максимального. Например, если дубина наносит 20 единиц урона, это значит, что при каждом ударе она будет наносить от 10 до 20 единиц. Если вы хорошо владеете этим оружием, то урон будет ближе к максимальному. Также наносимый урон увеличивается за счёт ваших навыков: «Мощный удар» влияет на оружие ближнего боя, а «Мощный выстрел / бросок» - на оружие дальнего действия.

В игре «Огнём и Мечом» используется физическая модель, которая при расчёте повреждений учитывает скорость вашего оружия и сторону, в которую оно направлено. Результат этих расчётов будет обозначен как «дополнительная скорость». Если вы двигаетесь влево относительно врага, то нанесёте больше урона ударом справа налево (в противоположную движению врага сторону). Большинство типов оружия будут наносить больше урона на средней стадии удара: например, копьё лучше пронзает врага не при первом уколе, а после того, как вы приложите некоторое усилие. Ваша дополнительная скорость может быть положительной (тогда урон увеличится) или отрицательной (тогда урон уменьшится), она может удвоить урон от вашего удара или свести его на нет.

Дополнительная скорость крайне важна для оружия дальнего боя. За время полёта боеприпас потеряет начальную скорость и, следовательно, нанесёт куда меньше повреждений.

Также важно, в какое место вы поразите цель. Обычно удар приходится в то место, на которое вы смотрите, так что если хотите ударить по ногам - цельтесь в низ, а если по голове - то в верх. Удар по ногам, как правило, нанесёт меньше урона, чем удар по голове.

Вражеская броня снижает наносимый вами урон. После обработки данных о ваших умениях, качестве оружия и скорости удара игра выдаст «базовый урон». Броня имеет параметр защиты, который снижает этот урон: от режущего повреждения отнимается значение от половины до максимума параметра защиты, от колющего или дробящего - от четверти до половины. Например, если параметр защиты у брони равен 20 и по ней нанесён режущий удар, то он будет на 10-20 единиц слабее. Если по такой броне наносится колющий или дробящий удар, то он будет слабее на 5-10 единиц. Кроме прямой защиты от урона, броня также даёт некую защиту в процентах.

Ближний бой

В ближнем бою необходимо правильно использовать щит или ставить блоки. За состоянием щита необходимо постоянно следить, потому что даже самые крепкие из них могут вынести только ограниченное количество ударов.

Если у вас нет щита, то вам остаётся только парировать атаки врага оружием при помощи правой кнопки мыши. За один раз вы сможете парировать только по одному удару с одной стороны (сверху, сбоку и пр.). Если по вам открыли огонь из оружия дальнего действия, то эти атаки вы блокировать не сможете. Для того чтобы блокировать атаку, нужно внимательно следить за противником и за тем, какой удар он собрался нанести, после чего немедленно выставлять блок.

Обычно на нанесение удара уходит время - вам нужно атаковать так, чтобы обойти защиту врага, будь это щит или оружие. Не стоит атаковать хаотично и надеяться на удачу - это приведёт лишь к тому, что вы сами получите ранение. Главное в бою - терпение. Дождитесь, пока противник опустит щит или отшатнётся назад, затем сделайте шаг вперёд и нанесите свой удар.

Бой на расстоянии

Лучники и стрелки с огнестрельным оружием не могут носить щиты, так как должны держать оружие двумя руками. Для того чтобы выстрелить из оружия дальнего действия, повернитесь лицом к цели и зажмите левую кнопку мыши. На экране появится прицел - большое белое кольцо, которое будет постепенно сжиматься. Если вы стреляете из лука, то левую кнопку мыши нужно отпускать в тот момент, когда кольцо сожмётся до минимума: прождав слишком долго, вы устанете держать лук, и ваши руки начнут дрожать. Для того чтобы получить больше времени на прицеливание, нужно развивать умение стрельбы из луков. При использовании огнестрельного оружия и гранат целиться можно сколь угодно долго, потому что вам не нужно постоянно держать натянутую тетиву.

На гранаты действует сила притяжения - то есть чем дальше вы находитесь от врага, тем выше вам нужно целиться, чтобы попасть в него. Здесь вам очень пригодится приближение камеры (удерживать клавишу Shift ), потому что так вы увидите, куда попадёт пущенный снаряд, и сможете подкорректировать курс. Граната летит медленнее, чем стрелы и пули, и описывает дугу. Радиус действия у неё меньше.

Если вы стреляете из лука по противнику, у которого есть щит, и он вас видит, то он может просто закрыться своим щитом, и ваш выстрел его не заденет. Щит можно разбить, методично стреляя по нему, но на это уйдёт много стрел, поэтому в этом случае лучше использовать двуручные мечи или топоры.

Изобретение огнестрельного оружия повлияло на развитие нового тактического манёвра с использованием стрелков - так называемое линейное построение. Огнестрельное оружие очень долго перезаряжается, но при одновременном залпе нескольких стрелков способно нанести довольно ощутимые потери противнику. Стрелков лучше размещать на возвышенностях, которые дают тактическое преимущество перед войсками противника.

Бой с копьём всадника

Копья всадника и большинство других древковых типов оружия можно использовать для особой атаки верхом на коне. Для этого вам нужно разогнать коня до большой скорости, взять копьё под руку и на всём скаку проткнуть им врага.

Что для этого требуется? Прежде всего ваша лошадь должна уметь разгоняться до средней скорости или больше, так как на хромом муле нанести этот удар не получится. Также ваша лошадь должна быть достаточно ловкой, чтобы она смогла при надобности выполнить манёвр и помочь вам точнее поразить цель. Ну и, разумеется, вам потребуется древковое оружие: подойдут копьё всадников, пика, вилы и многое другое. Предпочтительнее брать оружие подлиннее, так как, хотя короткое оружие наносит больше урона, длинным вы сможете достать противника раньше, чем он сам нанесёт вам удар. НЕ НАЖИМАЙТЕ КНОПКУ АТАКИ! Удар пикой наносится автоматически, если у вас подходящее оружие и достаточная скорость. По мере приближения к врагу нужно будет поворачивать лошадь, чтобы попасть копьём по врагу.

Бой верхом на лошади

При атаке пешего противника одно- или двуручным оружием (не древковым!) лучше всего наносить рубящий удар в тот момент, когда вы едете мимо, а не когда враг находится чуть впереди. Сидя верхом на лошади, вы сможете брать двуручное оружие ближнего боя только одной рукой, что снизит скорость вашей атаки и наносимый урон. Копья в верховом бое используются чуть иначе - когда вы подготовитесь к удару, то сможете направлять остриё в любую сторону при помощи мыши.

Врагов также можно затоптать конём, что может быть очень полезно в бою. Если конь ударит врага копытом на приличной скорости, он нанесёт «дробящее» повреждение и сможет отправить противника в нокаут, так что вы получите возможность взять его в плен. Если у врага есть щит, то лошадь может толкнуть его плечом, а вы в этот момент сможете нанести удар, пока враг не закрылся снова. Обратите внимание на то, что если пеший враг вооружён пикой, напасть на него просто так не получится, потому что он дотянется до вас первым. Если ваша лошадь получит сильный удар копьём в грудь, она остановится, а если вас в этот момент ещё и окружат, то вы можете оказаться в очень большой опасности.

Бой со всадниками

Хорошо советовать, как растоптать конём несчастного пехотинца, но что делать, если пехотинец - это вы? Сила боевого коня - в его скорости. Поэтому в борьбе с всадником нужно использовать любые особенности рельефа: ложбины, крутые холмы, скалы, которые будут мешать лошади взять разгон. Лучше всего вступать в бой с конными воинами в лесу или на мелководье. Второй важный момент - использование древкового оружия. Получив сильный удар копья в грудь, лошадь остановится или даже упадёт. Главное, рассчитать момент, когда лошадь несётся на остриё копья, оно должно быть выставлено как можно дальше, чтобы нанести максимальный урон на максимально безопасном расстоянии. Если вы прождёте слишком долго, то не успеете как следует выставить копьё или лошадь остановится заранее, и её всадник атакует вас. Если же вы выставите копьё слишком рано, то удар придётся в пустоту, конь не остановится, и вы будете сбиты с ног и растоптаны.

Вагенбург

Если преследующая вас армия численно превосходит вашу, а до крепости ещё не один день пути, вы можете разбить лагерь и построить вагенбург - защитное сооружение из повозок. Его не так легко взять нахрапом, умелому полководцу он позволит сберечь воинов, а также заставит нападающих понести серьёзные потери или вовсе отобьёт у противника желание атаковать вас. Но будьте осторожны: противник, которого вы преследуете, тоже может построить вагенбург, особенно если его армия меньше вашей или у него много стрелков.

Атаковать такое защитное сооружение в лоб - чистое самоубийство, особенно если оборону держит отряд хороших стрелков. Но вагенбург крайне уязвим с тыла, о чём необходимо помнить как нападающим, так и защитникам. Чтобы победить противника, укрывшегося в вагенбурге, нужно стремительно перебросить ударные войска в тыл врага либо занять возвышенности вкруг вагенбурга, если позволяет местность, и с помощью ваших лучших стрелков сокращать численность защитников импровизированной крепости.

Осады

Собрав большое войско, вы можете попробовать осадить один из городов противника. Когда вы решитесь на осаду города или крепости, необходимо будет выбрать одно из следующих действий:

  • Подготовить лестницы для штурма . Вы можете атаковать вражескую крепость при помощи лестниц, однако в этом случае следует помнить, что основные потери вы понесёте от стрелков на стенах. Поэтому в авангарде своей атаки лучше выставить надёжно защищённых и экипированных хорошими щитами воинов. После того как вы захватите стены, расположите на них ваших стрелков, чтобы уничтожить подкрепления противника. Время постройки лестниц зависит от того, насколько высок ваш навык инженерии.
  • Вызвать на встречу командующего обороной . Может статься, что противник изнурён и готов сдаться, а может быть, корыстный военачальник за большие деньги согласится открыть вам ворота крепости. В любом случае стоит послать парламентёра для переговоров.
  • Отравить воду в городе . Если вы готовы пойти на всё ради победы, попытайтесь отравить источник воды в городе. Не слишком этичный поступок, но помогает существенно сократить силы, защищающие город.
  • Взорвать стену миной . Для хорошего инженера стены крепости не помеха - немного пороха и сноровка проделают огромную дыру в стене. После этого смело атакуйте тех, кто укрылся внутри.
  • Подождать до завтра . Подождав денёк-другой во время осады крепости, можно добиться капитуляции, особенно если припасы осаждённых подходят к концу.
  • Снять осаду . Если вам не удаётся взять крепость, вы можете снять осаду и пойти пополнить армию.

Меч против копья - у кого больше шансов?

Копье, пожалуй, самый старый из всех существующих видов оружия. Его ровесниками из каменного века являются только топор и нож, но топор и нож - это в первую очередь орудия труда, понимаете ли. Шкуру снять ножом, палку-копалку и древко для того же копья вырубить топором...

А копье - только оружие. Больше ни для чего оно не пригодно.

В дальнейшем копье трансформировалось в разные виды оружия: в длинную пехотную или кавалерийскую пику, в метательный дротик, в протазан и так далее, но это все нам сейчас не важно. Конкретно в данной статье имеется в виду самое обычное пехотное копье - листовидный железный наконечник, древко длиной около 2 м.

Да, все сказанное ниже относится к схватке один на один. Армейский общевойсковой бой - совсем иное.

Бой с мечом против копья

Вам честно или правду?) Будь выбор, я бы предпочел драться с алебардистом, а не с копейщиком. Копейщик - крайне неудобный противник для мечника.

Худший для меченосца вариант - это если бой без доспехов и щитов. Обычным одноручным мечом крайне сложно даже отклонить копейный выпад.

Копейщик в бою делает короткие уколы возвратно-поступательными движениями. Да, он может и махать им как боевым шестом, но такое чаще в кино бывает, в реальном бою - смысла нет. Если он станет копьем как шестом орудовать, зарубить его станет проще, чем запинать щеночка.

Он, что логично, в основном колет. Острие копья выбрасывается вперед минимум на метр, а порою и больше - зависит от длины копья. При этом оно стабильно направляется тебе в живот или грудь, и... Самое неприятное, что отбить мечом его почти нереально!

Любой удар, направленный сверху, только отклоняет копье вниз и немного в бок. В результате если оно шло вам в грудь или горло - попадет в живот. А это хуже. Это медленная и очень паскудная смерть.

Единственный относительно приемлемый для мечника вариант копейной атаки - это если выпад направлен ему в голову. Тогда его немного проще отклонить, подставив меч снизу и попытавшись отвести удар вбок.



Отрубить наконечник копья в бою очень сложно. Такое только в кино бывает, и надеяться на это не стоит. Отклонить одноручным мечом - еще сложнее, если копейщик свое оружие двумя руками держит. А так чаще всего и действуют, обычно копьеносцы - не щитовые бойцы (хотя в разные эпохи бывало, разумеется, по-разному). Даже сильный удар клинком по древку не всегда позволит вам сбить копье в сторону настолько, чтобы прорваться в ближнюю зону и дотянуться до врага острием. Это, разумеется, если вам противостоит опытный воин, а не лопух - вчера из детского сада. Даже длинный, полуторный меч против копья с его нехитрой тактикой "вперед-назад, укол-отход" шансы имеет... Я бы сказал, неважные.


Обычно копейщик держит оружие двумя руками - и дистанция такая, что до него не достанешь.

Что делать?

Бить в руки. Но учтите, что когда копье в стадии замаха, руки его владельца находятся около корпуса - вы до них мечом не дотянетесь. Копейщик прекрасно знает эту свою уязвимость, кстати, руки он вам просто так не подставит. Поэтому единственный, но крайне опасный шанс - отклонять копье на выпаде, когда оно в движении. Но для этого надо очень хорошо контролировать дистанцию и обладать идеальным глазомером. По сути, вам придется дистанцию вымерить глазом так, чтоб копейщик самую чуточку до вас не достал...

Ахтунг! Удар копья - быстрый! Очень быстрый и короткий, большинство людей даже не представляет, насколько! По сути, в большинстве случаев это даже не удар, а едва заметный глазу тычок. И именно поэтому этот тычок крайне опасен. Копье в бою ходит, как челнок - вперед-назад, расчетливыми экономными движениями. Фиг выловишь. Амплитуда крайне мала...

Из личного опыта, кстати: на одной игре я с мечом-бастардом свободно держался против троих мечников с обычными клинками, но единственный копейщик, не особенно и опытный, меня завалил в четыре секунды...))

Даже у меча-бастарда не хватает длины клинка, чтоб достать до копейщика. Даже до его рук.

Верное средство

Лучшее средство против копья - щит. Нормальный такой щит, чем ближе к формату бронедвери, тем лучше. Маленький круглый баклер особого преимущества не даст.

Если копейный выпад принять на щит, можно успеть пройти на дистанцию укола или удара клинком.

Еще двуручный меч хорошо работает. Только не полуторник, а именно махровый такой эспадон или цвайхандер. Вот им можно копейщика самого держать на дистанции, с такой дурой уже он ничего поделать не сможет.

Можно еще попробовать тот самый прием, который я описывал в статье "Сабли - обухом вперед", но, честно, не рекомендую. Во-первых, классическим прямым мечом его крайне неудобно делать. Во-вторых, и здесь есть риск не успеть, прием этот относится скорее к "приемам отчаяния", когда изо всех сил пытаются найти контрмеры с помощью привычного оружия... Хотя если припрет, и придется драться с копейщиком, то при отсутствии эспадона я именно его и попробую))

Ах да... Если на вас есть прочные пластинчатые доспехи, то можно попробовать разменяться с копейщиком на обоюдку. Принять удар на броню. Только учтите, что кольчугу он гарантированно пробьет, да и ламелляр... Я бы на него не поставил. Здесь нужен хороший латный доспех. В крайнем случае - бригантный.

Но по металлу острие копья может скользнуть вниз, в бедро...

Образ воина в художественных произведениях, посвященных античности или средневековью, каноничен и легко узнаваем. В руках у него меч или , чем внушительнее, тем лучше. Между тем настоящая «рабочая лошадка войны», прошедшая огонь и воду, остается в тени. Боевое копье, главное оружие с эпохи камня, не потерявшее свою актуальность вплоть до ХХ века.

Герои, снаряженные по последнему слову, все же почти ничего не могли сделать с группой копейщиков в боевом порядке. Копье практически во все времена, даже с распространением огнестрельного оружия, было основным вооружением, как пехоты, так и конницы. Это оружие не претерпело принципиальных изменений за долгую историю, в отличие от того же огнестрельного оружия. Короткие копья древнеегипетских воинов, в принципе, мало чем отличаются от оружия средневекового копейщика или пикинера Нового времени.

Возникновение копий

Первые копья появились в раннем каменном веке. Как только человек научился делать резец, с помощью которого можно было заточить деревянную палку, меняется вооружение первобытности. Копье, а точнее острога, становится главным спутником людей той эпохи.

По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.

Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.

Копье было универсальным оружием.

Для охоты или уже тогда происходивших боевых столкновений его использовали и как оружие ближнего боя, и как . Что бы повысить дальнобойность, изобретена копьеметалка. Она представляла собой длинную палку, с ответвлением на конце.

Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.

Копье для охоты постепенно отделилось в отдельную ветвь, отличия с боевым оружием были более чем значительны. Боевое копье в свою очередь тоже видоизменялось, и появлялись все новые разновидности его.


С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.

Основной боевой единицей становится группа воинов, ощетинившихся копьями.

Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.

Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.

Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.

Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.


С течением времени копья трансформировались, удлинялись, появлялись сариссы. Эта 8-метровая разновидность копья еще лучше прикрывала воинов, позволяла вступать в бой бойцам из более дальних шеренг. Кроме того, поднятые вертикально или под углом, такие копья прикрывали пехоту от обстрела, меняя траекторию стрел и сбивая их.

Обучение обращения с копьем воины проходили с детства.

Спартанские воины начинали постигать это искусство с 7 лет, а кочевые народы с возраста, когда мальчик мог держать в руках оружие.

В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:

  • древко, или ратовище, деревянный стрежень;
  • сутан или бунчук, на некоторых видах копий, состоящий из конского волоса для впитывания крови;
  • наконечника, состоящего в свою очередь из пера, втулки и, на некоторых видах, шейки.

Если рассматривать оружие по периодам времени, то средневековое копье значительно отличается по своему устройству и применению от копья гастата античности или кавалерийской пики ХХ века.

Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.

Распространение копий

Рассматриваемый вид вооружения годился не только для пехоты. С момента приручения человеком лошади и создании первых прообразов конных воинов можно говорить об их вооружении копьями.

Конечно, вплоть до изобретения стремян об эффективном повсеместном использовании кавалерией копий говорить сложно. В истории есть исключения.

Македонский гейтар, всадник личной охраны Александра Великого, имел на вооружении короткое копье.

Знаменитые катафрактарии, использовавшиеся Парфянским царством и многими государствами Кавказа и Причерноморья, так же использовали копья.

Тактика использования кавалерией копий до стремян была следующая. Конный воин либо зажимал подмышкой копье, либо привязывал его к шее лошади. Использовать копье в конном бою, особенно на большой скорости, что являлось самой эффективной тактикой, было опасно для самого всадника.

Пехота так же не могла обойтись без копий. Важную роль в развитии этого вида оружия играет римская армия. Легионеры впервые получают в качестве основного оружия , но копья у них все равно остаются. Они трансформируются в пилумы, тяжелые метательные орудия, используемые перед атакой.


Особенность пилума в том, что наконечник выкован из металла на большую длину. Попадая в защитное снаряжение противника, пилум застревал в нем и гнулся, мешая бойцу противника драться в полную силу. Легионер мог наступить на древко и пригнуть щит к земле.

Стремена совершили настоящую революцию в военном деле. На первый план выходит тяжелая кавалерия, использующая для первого и часто решающего удара копья.

Пехота, для того что бы защититься от конницы, принимает на вооружение пики, более легкие и длинные, чем копья предыдущего времени.

Тактика использования их против всадников состоит в том, что бы первый ряд уперев пики в землю, создав частокол, через который не сможет прорваться лошадь, второй и третий ряды удерживают пики на руках, почти вслепую коля как пехоту, так и конницу противника.

Копейщики по-прежнему составляют основу армий мира. Остаётся на вооружениии и метательное копье, называемое на Руси сулицей.

Расцвет боевого применения

Копья и пики использовали практически безостановочно во все времена, но наибольшую эффективность они показывали в древности и в эпоху рождения огнестрельного оружия. Огнестрел решил главную проблему копья, невысокую дальность стрельбы или невозможность достать противника на расстоянии.


С XVI века начинают формироваться объединенные построения, где вооруженные аркебузами и мушкетами воины прикрываются пикинерами. Вершиной такой тактики можно назвать терции, испанские полки объединенной копейной пехоты с мушкетерами и вооруженными клинковым оружием воинами.

Кавалерия так же активно использует данный вид оружия. Можно выделить легкие образцы и длинное рыцарское копье. Последние на несколько метров превышали по длине первые и служили для прорыва сквозь вражеский пехотный строй.

Первые, наибольшую известность получившие как казацкие копья, или по-другому пики, служили не только для уколов, но и для фехтования.

Сохранилось много упоминаний о том, как казаки били пиками конников и пехоту противника.

Это позволяло так же использовать пику многократно, в отличие от рыцарских копий, часто разламывавшихся в руках. Копье казака в отличие от тяжелых пик регулярной кавалерии было более легким и коротким.

Всего же от развития копья и пики произошли такие виды вооружения как:

  • алебарда, пика с небольшим топориком и крюком для стаскивания всадника с лошади;
  • длинное копье рыцаря – турнирная пика;
  • протазан, копье с широким лезвием и крестовиной для удержания тела на острие;
  • , нежели у протазана, предназначенная для охоты;
  • трезубец и боевые вилы, копье с тремя или двумя наконечниками для возможности обезоружить противника.

Кроме того существовали и эрзац-копья, такие как прикрученные или иным образом закреплённые на длинном древке ножи.


Длинное копье, полученное таким образом, зачастую, использовали для вооружения отрядов ополчения.

Закат эпохи копий

С усовершенствованием огнестрельного оружия пики и копья сходят на нет. Изобретение сначала багинетов, а затем и штыков делает нецелесообразным вооружение значительной части бойцов пиками и копьями.

К началу XIX века это оружие остается у считанных родов войск европейских армий, улан и казаков.

У сержантов и офицеров кое-где продолжают оставаться алебарды или протазаны, признаваемые всеми анахронизмы, скорее декоративные детали, нежели боевое оружие.

Продержалась пика на вооружении еще столетие. В годы Первой мировой и последовавшей Гражданской войн пики уже считались анахронизмом и почти не применялись. На вооружении польской армии они просуществовали до 1939 года. Последнее боевое применение пик в конном строю мифологизировано.


Согласно источникам, польская кавалерия атаковала немецкие танки с пиками наперевес. Однако это не подтверждается, за исключением пары случаев, когда кавалеристы совали копья в смотровые щели рвущихся к Варшаве, танков вермахта. После этого данное оружие можно увидеть в руках реконструкторов и людей из киноиндустрии.

Копье в истории и культуре

Столь долгое употребление образца не могло не оставить след в культуре. Наиболее знаменитым и ценным копьем в Европе считается копье Лонгина, римского легионера, по легенде, смертельно ранившего Иисуса Христа.

Современные исторические фильмы все больше отдают дань важности этого вида оружия.

Множество кинокартин написаны на основе историко-художественной литературы, описывают как тактику, так и особенности использования копий и пик боях. Истории, связанные со спартанцами и македонцами, испанскими терциями и казачьими частями раскрывают важность этого оружия, его роль на полях битв минувших столетий.

Видео

Копья бывают двух видов: метательные и для ближнего боя.

Обычное копьё состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Про Холодное Оружие. Древковое Оружие. История и виды

    ✪ Пика: история о долгожителе из мира холодного оружия

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про средневековое оружие, часть 2

    Субтитры

История копья

Прототип копья недавно был обнаружен при наблюдении за современными обезьянами . Самки шимпанзе в некоторых стаях при охоте на мелких животных систематически использовали острые палки.

Простейшее копьё первобытного человека представляло собой прямую обструганную и заточенную палку из твердого дерева длиной примерно в рост человека. Как правило, острие для твердости обжигалось . Древнейшими известными современному человеку образчиками считаются 8 копий из Шёнингена (Германия) возрастом 300 тыс. лет. В Эфиопии в локации Гадемотта (Gademotta) обнаружены копья с каменными наконечниками возрастом 280 тыс. лет . Возрастом 115-128 тыс. лет датируется копьё из Лерингена (de:Lanze von Lehringen) в Германии .

Копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости в эпоху среднего палеолита . Они разделились на метательные и рукопашные.

Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, - ведь ими можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон .

Распространялось это новое оружие по Европе медленно: в Швеции легкие пики были приняты в начале XVII века , а в России - только в конце XVII века .

Вполне удовлетворительной защиты от кавалерии легкая пика, однако, уже не давала - предпосылки для её принятия возникли лишь тогда, когда борьбу с кавалерией пикинёры стали вести совместно с мушкетерами . Копейщики блокировали атакующую конницу, а мушкетёры из-за их спин расстреливали всадников. С появлением штыков в конце XVII века роль копейщиков стали брать на себя сами мушкетёры, построенные в каре , и пехотные пики начали выходить из употребления. В 1700 году они уже были сняты с вооружения во Франции , но во время Французской революции были извлечены из арсеналов и имели некоторое применение ввиду нехватки ружей .

За пределами Европы пики длиной 400 см для борьбы с колесницами использовались в Китае .

Пики успешно останавливали конницу, но вот как наступательное оружие годились слабо. Поэтому для атаки на остановленную конницу использовались алебарды , бердыши и подобное им оружие. Наиболее эффективным не огнестрельным оружием против конницы в руках латной пехоты оказалась алебарда, которая сочетала свойства копья, длинного топора и крюка для сбрасывания всадника.

Кавалерийские копья

У восточной кавалерии копье конкурировало с луком и саблей, но в средневековой Европе тяжёлое и длинное копьё было основным оружием первого удара. Правда, во встречном кавалерийском бою после первой сшибки рыцари обычно бросали даже не сломанные копья и продолжали бой на мечах. В бою на копьях преимущество получал тот, кто доставал дальше, потому рыцарские копья постоянно увеличивались, достигнув в итоге 440 см длины при весе в 4 кг и больше. Если легкая кавалерийская пика доставала всего на метр впереди головы коня, то западноевропейское копье тяжёлой кавалерии - на 2-3 метра.

Наносить столь длинным копьем удары стало затруднительно, и, как и в случае с сариссой, всадник мог только направить удар. Особенно это проявилось в XV веке , когда с распространением пластинчатых лат , кавалерийское копье, как и пехотная пика, в боевом положении стало упираться в ток кирасы . Да и без кирас, - сама европейская посадка, будучи максимально прочной, что необходимо для боя на копьях, не позволяла всаднику поворачиваться в седле . Рыцарское копье действовало при курсовых углах плюс-минус 45 градусов.

С XIV века копья начали склеиваться в виде полой трубы и получили конический щиток, защищавший руку. Полые копья весили меньше и ломались легче, что при упоре их в ток приобретало особую актуальность. Выражение «ломать копья» с этих пор стало синонимом рыцарского поединка.

Кавалерийское копье рассчитывалось только на один удар. Ведь в бою всадник двигался мимо цели со скоростью 10 м/с, а с учетом сложения скоростей при встречной атаке - и все 20 метров в секунду. С одной стороны это приводило к огромному усилению удара, а с другой - нанеся колющий удар копьем или мечом , особенно если этот удар достигал цели, всадник не только не имел шансов выдернуть своё оружие, но и сам оказывался в плохом положении. Вонзившееся в землю или во врага оружие приобретало относительно своего владельца опасно быстрое движение. Перелом древка представлялся предпочтительнее перелома руки, а то и шеи.

Всадники так привыкли к тому, что после удара копьем у них в руках остается палица , что когда в XVI веке пики стали заменяться пистолетами , этот принцип был сохранен: пистолеты XVI -XVII веков имели на рукоятке увесистое «яблоко» и после выстрела превращались в дубинку.

Сражаясь в пешем строю рыцари часто использовали свои кавалерийские копья как одноручные. Собственно, такое копье и должно было удерживаться одной рукой. Но из-за чрезмерной длины кавалерийское копье оказывалось не очень удобным оружием для пехотинца. Из-за ломкости оно не могло выполнять и функции пики.

На Востоке копье претерпело иную эволюцию. В арабское время, напротив, возникла тенденция к его укорочению. Зато наконечник увеличился, став широким, плоским и нередко изогнутым. Будучи сделан из дамаска , он приобрел если не рубящие, то режущие свойства, и теперь не обламывался в ране, а выворачивался из неё. Эта особенность позволила снабдить копье прочным древком и сделать его многоразовым.


Техника боя на поллэксах

Техника боя дуэльными топорами или молотами была простой и эффективной. Одной стороной топора можно было рубить противника, зубцом или молотом обуха можно было наносить тупые удары, а длинным острием колоть соперника. Оружие держали широко расставленными руками за древко, что позволяло наносить сильные удары, стремительно манипулировать оружием и с большой силой парировать удары противника. Правой, доминирующей рукой топор держали за древко на расстоянии приблизительно восемнадцати дюймов от топора. Эта ведущая рука часто была защищена круглой гардой, напоминающей гарду копья. Вторая рука оставалась незащищенной, так как по этому месту древка удары не наносились. Удары парировали так же, как дубиной или как старой доброй винтовкой во время штыкового боя. Удары наносили, как правило, довольно медленно – в самом деле, каждый удар должен был наноситься неторопливо и весьма расчетливо.

Вот название частей поллэкса:

dague (колющий шип на верхушке)

maillet (головка в виде молотка)

bec de faucon (изогнутый шип)

la croix (верхняя часть древка и вся головка)

queue (шип на нижнем конце древка)

Demy-hache (средняя часть древка)

Также можно выделить пять видов защит-верхнее, внешнее, внутреннею, нижние внешнею, нижние внутреннею. Также существует четыре основных стойки-средняя, обратная, нижняя обратная подвешенная. Ниже будут подробно рассмотрены данные стойки. Средняя стойка является основной «копейной стойкой. Обратите внимание, что croix поллэкса держится крестообразно, чтобы было легче блокировать удары maillet. Ведущая атака из этой позиции - укол верхним шипом. Обратная стойка популярна у бойцов, предпочитающих рубящую технику. Она очень агрессивна и позволяет нанести как верхний удар топором, так и укол нижним концом, обеспечивая при этом хорошую защиту. Кроме того, она не позволяет «связать» croix вашего оружия. Нижняя обратная стойка встречается в нескольких иллюстрациях у Талхоффера. Она выглядит обманчиво открытой и незащищенной. Однако, из нее удивительно легко как стремительно атаковать, к примеру посредством укола нижним концом и ударом молотка(лезвия) сбоку, так и переместиться в обратную позицию, просто подняв заднюю руку. Подвешенная стойка является примером превосходной защитной стойки, предлагающей боковые удары maillet и уколы нижним шипом в качестве предпочтительных атак. Из подвешенной стойки можно быстро перейти в среднюю стойку, опустив заднюю руку к бедру. Если при этом передняя рука пойдет вверх, движение головки по большому кругу завершится мощным ударом молотком сверху.

В течение XV в. на основе изучения принципов боя мечом одной рукой была создана теория такого боя; на эту тему написаны многочисленные «боевые книги», полные живых изображений способов владения оружием.(Изображение 15) Во многих приемах использовались элементы акробатики, хотя удары парировали мечами. Кроме того, в бое сохранилось много элементов чисто силового единоборства. Рыцарь должен был уметь захватить руку противника, держащую меч, захватить своей рукой, держащей меч, противника за шею и ударить его головкой рукоятки в ухо. После этого рыцарь пропускал крестообразную гарду между коленями противника и резким рывком валил его наземь. Очень часто рыцарь перехватывал меч за клинок, сближался с соперником и бил его головкой эфеса шпаги или меча в лицо. Иногда рыцарь пользовался для парирования ударов маленьким круглым щитом, надевавшимся на левую руку, в иных случаях для этого пользовались взятым в левую руку кинжалом, а иногда рыцарь просто обматывал левую руку полой плаща. Такой способ фехтования получил особенно широкое распространение в Испании, где начиная с шестидесятых годов XV века на рукоятках мечей появляются дополнительные приспособления для защиты пальцев от клинка противника.

В Испании родилось и выражение, которому мы обязаны появлением слова «рапира». Во второй половине XV в. новый способ фехтования сделал возможным и даже необходимым ношение оружия без доспехов. В 70-х гг. XV в. в испанской литературе появляется новое выражение «espada de ropera», что в дословном переводе означает «костюмный меч», то есть меч, который носят с обычной одеждой. Французы переняли слово «ropera», обозначив им способ ношения оружия, которое и назвали «rapiere». Обычай этот распространился и в Англии, где оружие было названо рапирой. В германских странах колющий меч всегда называли «degen», что, собственно, и означало «колющий меч», и там никогда не употребляли испанское по происхождению слово «рапира». В поединках соперничавшие между собой рыцари должны были сражаться одинаковым оружием – копьем против копья, мечом против меча, топором против топора и т. д. Но в сражениях все обстояло по-другому. В битвах мечу могли противостоять и булава, и топор или что угодно другое. Перипетии битвы были таковы, что иногда рыцарь оказывался вооружен одним лишь кинжалом. Поэтому в подготовке воина большое внимание уделяли тому, чтобы он умел владеть всеми возможными видами оружия и мог отражать удары любого вида оружия.


Изображение 15. Фрагмент из книги Талхоффера, 1467 г.

Техника боя на копьях

Длинное копье слишком велико и слишком много весит, чтобы можно было держать его в руке на весу. Оружие приходится держать под правой рукой и крепко прижимать древко к груди. Форма грудной клетки такова, что прижатое к ней и направленное вперед копье отклоняется влево под углом тридцать градусов, таким образом, если держать копье крепко, а иначе держать его нельзя, оно не будет направлено точно вперед от правого бока рыцаря. В Средние века копье держали именно так-наискось, по диагонали, так что его острый конец был направлен в промежуток между корпусом воина и шеей коня, при этом острие копья было повернуто влево. Рыцарю следовало позаботиться о том, чтобы этот угол не был слишком тупым, так как в этом случае сила, переданная на расположенный справа тупой конец копья, грозила при столкновении вышибить его из седла. Мы уже не говорим о противнике, который изо всех сил старается сделать то же концом своего копья в момент сшибки. Сила удара при столкновении двух тяжеловооруженных и одетых в доспехи всадников была огромной, и вся скорость и вес концентрировались в крошечном кончике копья. Часто при ударе древко ломалось. Когда на смену кольчуге пришли металлические латы из закаленной стали, щиты перестали использоваться в рыцарских поединках. Гладкие, отполированные, скругленные стальные пластины великолепно отклоняли и отражали самые сильные удары. Перекрывания отдельных металлических пластин выполнялись таким образом, чтобы при любом направлении удара кончик копья не попал в промежуток между пластинами и не разорвал латы.

Для того чтобы правильно провести поединок, требовалась постоянная практика и сноровка-самая большая, нежели во всех других видах боя. В последний момент перед столкновением-надо было сгруппироваться, привстать на стременах и в момент нанесения удара всем телом стремительно податься вперед. При этом крепко держать щит под таким углом, чтобы копье противника скользнуло по нему и отклонилось влево. Кроме того, необходимо было в последний момент уловить, куда именно хочет соперник нанести удар. Если удар был нацелен в голову, то надо было так ее наклонить, чтобы копье скользнуло по шлему. Все это требовало невиданной сноровки и великолепной реакции.

Способы обучения бою копьем были просты. Основное, что требовалось-это на скаку верно поражать мишени копьем. Самым лучшим из известных упражнений было упражнение со столбом-мишенью, который являлся довольно хитроумным приспособлением. Он представлял собой вертикально врытый в землю столб, на котором горизонтально вращалась доска, к одному концу которой была прикреплена мишень, обычно в виде сарацина, а к другому-мешок с песком. Высота, на которой располагалась такая горизонтальная, вращающаяся вокруг оси столба перекладина, равнялась приблизительно семи футам. Если мишень поражали правильно, то есть в нужное место, то перекладина вращалась на четверть окружности и останавливалась, если же удар был нанесен неправильно, то перекладина описывала полуокружность и мешок с песком бил проезжавшего мимо рыцаря по спине.

Менее хитроумным, но более практичным способом тренировки была тренировка с петлей; на ветку высокого дерева подвешивали петлю из веревки или какого-либо иного материала. Надо было на полном скаку поразить концом копья петлю. То же самое делали с куском материи. Если вы захотите попробовать сделать это теперь, то можно воспользоваться пустой консервной банкой или любой другой мелкой мишенью, в которую трудно попасть копьем и которая останется на наконечнике в случае удачного удара.



Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...