Интеграционные и дезинтеграционные процессы на постсоветском пространстве. Интеграционные процессы в рамках снг

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

Разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

Желанием широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

Технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Несмотря на это, тенденции к размежеванию в первый год функционирования Содружества явно преобладали. Шел обвальный разрыв традиционных хозяйственных связей; воздвигались административные и экономические барьеры, тарифные и нетарифные ограничения на пути товарных потоков; массовым стало невыполнение обязательств, принятых на государственном и низовом уровнях.

За время существования Содружества в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Экономическая интеграция выражается в образовании межгосударственных объединений из стран-членов СНГ. Динамика развития представляется следующим образом:

Ø Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ, за исключением Украины (сентябрь 1993 г.);

Ø Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное всеми странами – членами СНГ (апрель 1994 г.);

Ø Соглашение о создании Таможенного союза, в который к 2001 г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан (январь 1995 г.);

Ø Договор о Союзе Белоруссии и России (апрель 1997 г.);

Ø Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (декабрь 1999 г.);

Ø Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, призванного заменить Таможенный союз (октябрь 2000 г.);

Ø Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) республики Беларусь, республики Казахстан, Российской федерации и Украины (сентябрь 2003 г.).

Однако эти и многие другие решения так и остались на бумаге, а потенциал взаимодействия пока оказался невостребованным. Статистика подтверждает, что правовые механизмы не стали эффективными и достаточными для интеграции экономик стран СНГ. И если в 1990 г. доля взаимных поставок 12 государств СНГ превышала 70% общей стоимости их экспорта, то в 1995 г. она составила 55, а в 2003 г. – менее 40%. При этом в первую очередь сокращается доля товаров с высокой степенью обработки. В то же время в ЕС доля внутренней торговли в общем объёме экспорта превышает 60%, в НАФТА – 45%.

На процессах интеграции в СНГ сказывается разная степень подготовленности входящих в него стран и различные подходы в них к проведению радикальных экономических преобразований, стремление найти собственный путь (Узбекистан, Украина), взять на себя роль лидера (Россия, Белоруссия, Казахстан), уклониться от участия в трудном договорном процессе (Туркмения), получить военно-политическую поддержку (Таджикистан), решить за счет Содружества свои внутренние проблемы (Азербайджан, Армения, Грузия).

При этом каждое государство самостоятельно исходя из приоритетов внутреннего развития и международных обязательств определяет форму и масштабы своего участия в Содружестве и в работе его общих органов с тем, чтобы в максимальной степени использовать его в интересах укрепления своих геополитических и экономических позиций. Главное препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.

На путях независимого и раздельного хозяйствования возникли субрегиональные политические альянсы и экономические группировки, вызванные разновекторной внешней стратегией. На сегодняшний день на пространстве СНГ существуют следующие интеграционные объединения:

1. Союзное государство Белоруссии и России (СГБР);

2. Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан;

3. Единое экономическое пространство (ЕЭП): Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан;

4. Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС): Узбекистан, Казахстан Киргизия, Таджикистан.

5. Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии (ГУУАМ);

К сожалению, за весь период своего существования ни одно из региональных образований так и не добилось весомых успехов в заявленной интеграции. Даже в наиболее продвинутых СГБР и ЕврАзЭС зона свободной торговли действует в не полном объеме, а Таможенный союз в стадии становления.

К.А. Семёнов перечисляет препятствия, лежащие на пути процесса создания единого интеграционного пространства на рыночных основах между странами СНГ – экономические, политические и др.:

Во-первых, серьёзным барьером для формирования единого экономического пространства стало глубокое различие в экономической ситуации, сложившейся в отдельных странах СНГ. К примеру, в 1994 г. разброс показателей дефицита государственных бюджетов в большинстве стран Содружества составил от 7 до 17% ВВП, на Украине – 20, а в Грузии – 80%; оптовые цены на промышленную продукцию в России возросли в 5,5 раз, на Украине – в 30, а в Белоруссии – в 38 раз. Подобная пестрота важных макроэкономических показателей была очевидным свидетельством глубокого размежевания постсоветских республик, дезинтеграции ранее общего народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, к факторам экономического порядка, не способствующим развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, относятся, конечно, различия в проведении экономических реформ. Во многих странах отмечаются разноскоростное движение к рынку, рыночные преобразования далеко не завершены, что препятствует формированию единого рыночного пространства.

В-третьих, важнейшим фактором, мешающим быстрому развитию интеграционных процессов в рамках СНГ, является политический. Именно политические и сепаратистские амбиции правящих национальных элит, их субъективные интересы не позволяют создать благоприятные условия для функционирования на едином межстрановом пространстве предприятий разных стран Содружества.

В-четвертых, не последнюю роль в торможении процессов интеграции на постсоветском пространстве играют ведущие мировые державы, давно привыкшие придерживаться двойных стандартов. У себя, на Западе, они поощряют дальнейшее расширение и укрепление таких интеграционных групп, как ЕС и НАФТА, а в отношении стран СНГ придерживаются прямо противоположной позиции. Западные державы на самом деле не заинтересованы в возникновении на просторах СНГ новой интеграционной группировки, которая будет конкурировать с ними на мировых рынках.


После распада СССР в декабре 1991 г. был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств, в которое вошли 12 бывших союзных республик: Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Армения и Азербайджан (не вошли лишь Литва, Латвия и Эстония). Имелось в виду, что СНГ позволит сохранить и углубить экономические связи между бывшими республиками СССР. Процесс становления и развития СНГ происходил весьма динамично, но не беспроблемно.

Страны СНГ в совокупности имеют богатейший природный и экономический потенциал, обширный рынок, который даёт им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой территории, 5% численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% промышленного производства, 12% научно-технического потенциала, 10% ресурсообразующих товаров. Еще недавно эффективность транспортно-коммуникационных систем в СНГ была в несколько раз выше, чем в США и Китае. Важным преимуществом является географическое положение СНГ, по которому проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию. По оценкам Всемирного банка, доход от эксплуатации транспортно-коммуникационных систем Содружества мог бы составить 100 млрд. долл. Другие конкурентные ресурсы стран СНГ – дешевая рабочая сила и энергоресурсы – создают потенциальные условия для подъема экономики. Здесь производится 10% мировой электроэнергии (четвертое место в мире по ее выработке).

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

желанием широких масс населения в странах – членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

За время существования Содружества в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Экономическая интеграция выражается в образовании межгосударственных объединений из стран-членов СНГ. Динамика развития представляется следующим образом:

Ø Договор о создании Экономического союза, в состав которого вошли все страны СНГ, за исключением Украины (сентябрь 1993 г.);

Ø Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное всеми странами – членами СНГ (апрель 1994 г.);

Ø Соглашение о создании Таможенного союза, в который к 2001 г. вошли 5 стран СНГ: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан (январь 1995 г.);

Ø Договор о Союзе Белоруссии и России (апрель 1997 г.);

Ø Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (декабрь 1999 г.);

Ø Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которое вошли Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, призванного заменить Таможенный союз (октябрь 2000 г.);

Ø Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) республики Беларусь, республики Казахстан, Российской федерации и Украины (сентябрь 2003 г.).

На путях независимого и раздельного хозяйствования возникли субрегиональные политические альянсы и экономические группировки, вызванные разновекторной внешней стратегией. На сегодняшний день на пространстве СНГ существуют следующие интеграционные объединения:

1. Союзное государство Белоруссии и России (СГБР);

2. Евроазиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС): Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан;

3. Единое экономическое пространство (ЕЭП): Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан;

4. Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС): Узбекистан, Казахстан Киргизия, Таджикистан.

5. Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии (ГУУАМ);

ПРОБЛЕМЫ:

Во-первых, серьёзным барьером для формирования единого экономического пространства стало глубокое различие в экономической ситуации, сложившейся в отдельных странах СНГ. Пестрота важных макроэкономических показателей была очевидным свидетельством глубокого размежевания постсоветских республик, дезинтеграции ранее общего народнохозяйственного комплекса.

Во-вторых, к факторам экономического порядка, не способствующим развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, относятся, конечно, различия в проведении экономических реформ. Во многих странах отмечаются разноскоростное движение к рынку, рыночные преобразования далеко не завершены, что препятствует формированию единого рыночного пространства.

В-третьих, важнейшим фактором, мешающим быстрому развитию интеграционных процессов в рамках СНГ, является политический. Именно политические и сепаратистские амбиции правящих национальных элит, их субъективные интересы не позволяют создать благоприятные условия для функционирования на едином межстрановом пространстве предприятий разных стран Содружества.

В-четвертых, не последнюю роль в торможении процессов интеграции на постсоветском пространстве играют ведущие мировые державы, давно привыкшие придерживаться двойных стандартов. У себя, на Западе, они поощряют дальнейшее расширение и укрепление таких интеграционных групп, как ЕС и НАФТА, а в отношении стран СНГ придерживаются прямо противоположной позиции. Западные державы на самом деле не заинтересованы в возникновении на просторах СНГ новой интеграционной группировки, которая будет конкурировать с ними на мировых рынках.

Переход новых независимых государств от командно-распределительной к рыночной экономике обусловил невозможность или экономическую нецелесообразность сохранения в новых условиях сформировавшихся в бывшем СССР взаимных хозяйственных связей. В отличие от западноевропейских государств, начавших интеграционное сближение с середины 50-х годов, технико-экономический уровень производства стран Содружества, входящих вместе с Россией в региональные группировки, сохраняется на невысоком уровне (низком у Киргизии и Таджикистана). Эти государства не имеют развитой обрабатывающей промышленности (особенно высокотехнологичных отраслей), которая, как известно, обладает повышенной способностью связывать экономики стран-партнёров на основе углубления специализации и кооперации производства и является основой реального интегрирования национальных хозяйств.

Уже состоявшееся вступление ряда стран СНГ в ВТО (Армения, Грузия, Киргизия и Молдавия) или не синхронизированное с другими партнерами ведение переговоров о присоединении к этой организации (Украина) также не способствуют экономическому сближению бывших союзных республик. Согласование уровня таможенных пошлин прежде всего с ВТО, а не с партнерами из Содружества значительно затрудняет создание таможенного союза и общего экономического пространства в регионе СНГ.

Самое негативное по своим последствиям для рыночных преобразований в государствах-членах СНГ состоит в том, что ни один из новообразованных рыночных институтов не стал инструментом структурной и технологической перестройки производства, «точкой опоры» антикризисного управления, рычагом мобилизации реального капитала.Они также не создали благоприятных условий для активного привлечения прямых иностранных инвестиций. Таким образом, почти во всех странах Содружества за время реформ не удалось полностью решить задачи первоначально намеченных экономических преобразований.

Остаются проблемы со стимулированием малого и среднего предпринимательства, созданием конкурентной среды и эффективного механизма частной инвестиционной деятельности. В ходе приватизации не сложился институт «эффективных собственников». Продолжается утечка отечественных капиталов за пределы СНГ. Состояние национальных валют отличается неустойчивостью, склонностью к опасным колебаниям курсов, повышающих инфляцию. Ни в одной из стран Содружества не сложилась эффективная система государственной поддержки и защиты национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Не преодолен кризис неплатежей. К этим проблемам финансовый кризис 1998 г. добавил девальвацию ряда национальных валют, понижение кредитного рейтинга, бегство портфельных инвесторов (особенно из России и Украины), ослабление притока прямых иностранных инвестиций, утрату некоторых перспективных зарубежных рынков.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Исходя из накопленного опыта интеграции учитывая инерционность интеграционных процессов, это развитие, как и прежде, будет происходить посредством заключения многосторонних и двусторонних соглашений. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения всех проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами – членами Экономического союза СНГ. Характерной является практика заключения соглашений ОАО «ЗЭиМ» со своими зарубежными контрагентами. Каждой стране соответствует свой типовой договор. Здесь присутствует практика двусторонних соглашений о покупке российской продукции. Вместе с тем возможно и целесообразно задействование иной модели эволюции. Речь идет о переходе от разноскоростной интеграции к дифференцированной интеграции государств.

Таким образом, сначала должны интегрироваться взаимодополняемые государства, а затем к образованной ими зоне свободной торговли постепенно и на добровольной основе присоединяться остальные страны, расширяя радиус её действия. Длительность подобного интеграционного процесса будет в значительной мере зависеть от формирования соответствующего общественного сознания во всех странах СНГ.

Основные принципы новой стратегии – прагматизм, увязка интересов, взаимовыгодное соблюдение политического суверенитета государств.

Главный стратегический ориентир – создание зоны свободной торговли (посредством открытия национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда и капитала) – свободной настолько, чтобы учитывать интересы и обеспечивать суверенитет государств. К числу наиболее актуальных направлений деятельности по созданию зоны свободной торговли можно отнести следующие.

Определение согласованных, максимально универсальных и прозрачных целей и средств экономической интеграции республик СНГ исходя из интересов каждой из них и Содружества в целом.

Совершенствование тарифной политики, обеспечивающей справедливую конкуренцию на национальных рынках. Снятие необоснованных ограничений во взаимной торговле и полная реализация общепринятого в мировой практике принципа взимания косвенных налогов «по стране назначения».

Координация и согласование совместных действий стран СНГ в вопросах, связанных с их вступлением в ВТО.

Модернизация правовой базы экономического сотрудничества, включая приведение ее в соответствие с европейскими и мировыми стандартами, сближение национальных таможенного, налогового, гражданского, иммиграционного законодательств. Модельные законы Межпарламентской ассамблеи должны стать средством гармонизации национальных законодательств.

Создание эффективного переговорно-консультативного механизма и инструментов принятия, исполнения, контроля решений для оперативного осуществления многостороннего сотрудничества и учета позиций государств СНГ.

Выработка общих научно-технических приоритетов и стандартов, направлений совместной разработки инновационных и информационных технологий и мер ускорения инвестиционного сотрудничества, а также составление макроэкономических прогнозов развития СНГ.

Формирование многосторонней платежной системы, призванной: а) способствовать сокращению издержек осуществления торговых операций между странами Содружества; б) обеспечивать использование соответствующих национальных валют.

Главное из этих направлений – высокая степень взаимозависимости экономик стран СНГ, потенциал которых может быть эффективно использован лишь в условиях совместной слаженной работы. Сохраняются также технологическая общность производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий, общие транспортные коммуникации.

В любом случае первоначально должны решаться три важнейшие задачи интегрирующихся стран по последовательному формированию единого информационного, единого правового, единого экономического пространств. Под первым понимается обеспечение необходимых условий для беспрепятственного и оперативного обмена информацией, доступ к ней всех субъектов хозяйственной деятельности при достаточной однородности, сопоставимости и достоверности данных. Во-первых, необходимы экономические сведения, требующиеся для принятия решений на различных уровнях, во-вторых, координация и унификация правовых норм предпринимательской и в целом хозяйственной деятельности. Тем самым будут возникать предпосылки для создания единого экономического пространства, что предполагает беспрепятственное осуществление хозяйственных трансакций, возможность свободного выбора субъектами мирохозяйственных отношений, предпочтительных вариантов и форм. Безусловно, единые информационное, правовое и экономическое пространства должны основываться на принципах добровольности, взаимопомощи, экономической взаимовыгодности, правовой гарантированности и ответственности за принятые обязательства. Исходная основа интеграционного развития – соблюдение суверенитета и защита национальных интересов стран, обеспечение их международной и национальной экономической безопасности.

Распад Советского Союза и непродуманные экономические реформы самым пагубным образом сказались на экономике всех стран СНГ. На протяжении 1990-х гг. падение промышленного производства достигало десятков процентов в год.

Удельный вес стран СНГ в российском внешнеторговом обороте уменьшился с 63% в 1990г. до 21,5% в 1997 г. Если в 1988--1990 гг. в межреспубликанский (в границах бывшего СССР) товарооборот было вовлечено около четверти валового внутреннего продукта, то к началу нового века этот показатель снизился почти до одной десятой.

Наибольшая интенсивность товарооборота России сохранялась с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходилось более 85% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по-прежнему имеет первостепенное значение и составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Белоруссии -- более 70%.

Прослеживалась тенденция к переориентации стран Содружества на решение своих экономических задач вне рамок СНГ, с расчетом на возможность значительного расширения отношений со странами дальнего зарубежья.

Так, например, удельный вес их экспорта в страны дальнего зарубежья по сравнению с общим объемом экспорта составил в 2001 г.:

у Азербайджана -- 93% против 58% в 1994 г.;

у Армении -- соответственно 70% и 27%;

у Грузии -- 57% и 25%;

у Украины -- 71% и 45%.

Соответствующим образом происходил и рост их импорта из стран дальнего зарубежья.

В отраслевой структуре промышленности всех стран СНГ продолжала возрастать доля продукции топливно-энергетических и других сырьевых отраслей и уменьшаться доля продукции обрабатывающих отраслей, особенно машиностроения и легкой промышленности.

В такой ситуации в качестве практически единственного интеграционного фактора остались льготные цены для стран СНГ на российские энергоресурсы. При этом интересы энергоэкспортирующих и энергоимпортирующих стран, входящих в СНГ, стали значительно расходиться. Процессы приватизации и восстановительного развития в странах Содружества проходили в существенно различающихся формах и с различной динамикой. И если в рамках общей организации Содружества Независимых Государств удавалось сохранять общее наследие, которое оставалось от Советского Союза, то общие для всех стран интеграционные модели хотя и принимались, но оказывались неработоспособными.

Поэтому в середине 1990-х гг. была принята модель не одновременной, а разноскоростной интеграции. Начали формироваться новые объединения, которые создавали страны, имевшие политические и экономические предпосылки для более тесного взаимодействия. В 1995 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия приняли договор о создании Таможенного союза, а в 1996 г. подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к Договору присоединился Таджикистан, а в 2000 г. он был преобразован в полноценную международную организацию -- Евразийское экономическое сообщество(ЕвразЭС). В 2006 г. в ЕвразЭС в качестве полноправного члена вступил Узбекистан, что еще раз подтвердило эффективность и перспективность этого интеграционного проекта.

Принцип разноскоростной интеграции был распространен и на военно-политическую область. Подписанный еще в 1992 г. Договор о коллективной безопасности (ОДКБ) был в 1999 г. продлен шестью государствами: Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Узбекистан тогда не продлил свое участие в ОДКБ, но вернулся в Организацию в 2006 г.

Одной из существенных причин торможения интеграционных процессов на пространстве СНГ является противоречивая и непоследовательная позиция руководства такой ключевой страны, как Украина.

Стоит отметить, что за 15 лет украинский парламент так и не ратифицировал Устав СНГ, несмотря на то что одним из инициаторов создания этой организации был тогдашний президент Украины Л. Кравчук. Такая ситуация сложилась по той причине, что в стране сохраняется глубокий раскол по отношению к ее геополитической ориентации по географическому принципу. На Востоке и Юге Украины большинство выступает за тесную интеграцию с Россией в рамках Единого экономического пространства. Запад страны стремится к вступлению в Европейский Союз.

В этих условиях Украина пытается играть роль альтернативного России интеграционного центра на пространстве СНГ. В 1999 г. была создана региональная организация ГУУАМ, включавшая Украину, Грузию, Узбекистан, Азербайджан и Молдавию. В 2005 г. Узбекистан вышел из организации (поэтому она теперь называется ГУАМ), обвинив ее в том, что она превратилась в чисто политическую. ГУАМ и не может при всем желании ее членов стать в обозримом будущем организацией экономической по той причине, что взаимный товарооборот составляет ничтожную величину (у Украины, например, значительно меньше 1% ее общего товарооборота).

8 декабря 1991 г. недалеко от Минска в белорусской правительственной резиденции «Беловежская пуща» лидеры России, Украины и Белоруссии Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич подписали «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (СНГ), объявив при этом об упразднении СССР как субъекта международного права и политической реальности. Распад Советского Союза способствовал не только изменению баланса сил в современном мире, но и формированию новых Больших Пространств. Одним из таких пространств стало постсоветское пространство, образованное бывшими союзными республиками СССР (за исключением стран Балтии). Его развитие в последнее десятилетие определялось несколькими факторами: 1) строительством новых государств (хотя и не всегда успешным); 2) характером отношений между этими государствами; 3) осуществляющимися процессами регионализации и глобализации на этой территории.

Формирование новых государств на пространстве СНГ сопровождалось многочисленными конфликтами и кризисами. Прежде всего это были конфликты между государствами по поводу спорных территорий (Армения - Азербайджан); конфликты, связанные с непризнанием легитимности новой власти (таковы конфликты между Абхазией, Аджарией, Южной Осетией и центром Грузии, Приднестровьем и руководством Молдавии и т. д.); конфликты идентичности. Особенностью этих конфликтов являлось то, что они как бы «накладывались», «проецировались» друг на друга, тормозя формирование централизованных государств.

Характер отношений между новыми государствами во многом определялся как экономическими факторами, так и политикой новых постсоветских элит, а также той идентичностью, которые вырабатывали бывшие советские республики. К экономическим факторам, влияющим на отношения между странами СНГ, следует отнести, в первую очередь, темпы и характер экономических реформ. По пути радикальных реформ пошли Киргизия, Молдова и Россия. Более постепенный путь трансформации избрали Белоруссия, Узбекистан, Туркменистан, сохранившие высокую степень вмешательства государства в экономику. Эти различные способы развития стали одними из причин, предопределивших различия в уровне жизни, уровне экономического развития, которые, в свою очередь, влияют на формирующиеся национальные интересы и взаимоотношения бывших республик СССР. Специфической особенностью экономики постсоветских государств стало ее многократное падение, упрощение ее структуры, сокращение доли высокотехнологичных производств при одновременном усилении сырьедобывающих отраслей. На мировых рынках сырьевых товаров и энергоносителей государства СНГ выступают как конкуренты. Позиции практически всех стран СНГ по экономическим показателям характеризовались в 90-х гг. значительным ослаблением. К тому же продолжалось усиление различий по социально-экономическому положению между странами. Российский ученый Л. Б. Вардомский отмечает, что «в целом за последние 10 лет после исчезновения СССР постсоветское пространство стало более дифференцированным, контрастным и конфликтным, бедным и одновременно менее безопасным. Пространство... утратило экономическое и социальное единство». Он же подчеркивает, что интеграция между странами СНГ ограничена различиями постсоветских стран по уровню социально-экономического развития, структурам власти, хозяйственным практикам, формам экономики и внешнеполитическим ориентирам. В результате экономическая неразвитость и финансовые трудности не позволяют странам проводить ни согласованную экономическую и социальную политику, ни сколь-нибудь эффективную экономическую и социальную политику по отдельности.

Политика отдельных национальных элит, отличавшаяся антироссийской направленностью, также тормозила процессы интеграции. Такое направление политики рассматривалось и как способ обеспечения внутренней легитимности новых элит, и как способ быстрого решения внутренних проблем и, в первую очередь, интеграции общества.

Развитие стран СНГ связано с усилением цивилизационных различий между ними. Поэтому каждая из них озабочена выбором собственных цивилизационных партнеров как внутри постсоветского пространства, так и за его пределами. Этот выбор осложняется борьбой внешних центров силы за влияние на постсоветском пространстве.

В своей внешней политике большинство постсоветских стран стремилось не к региональному объединению, а к использованию возможностей, предоставляемых глобализацией. Поэтому для каждой из стран СНГ характерно стремление вписаться в глобальную экономику, ориентация на международное сотрудничество, в первую очередь, а не на страны - «соседей». Каждая страна стремилась самостоятельно включиться в процесс глобализации, что показывает, в частности, переориентация внешнеэкономических связей стран Содружества на страны «дальнего зарубежья».

Наибольшим потенциалом в плане «вписывания» в глобальную экономику обладают Россия, Казахстан и Узбекистан. Но их потенциал глобализации зависит от топливно-энергетического комплекса и экспорта сырьевых ресурсов. Именно в топливно-энергетический комплекс этих стран направлялись основные инвестиции зарубежных партнеров. Таким образом, включение в процесс глобализации постсоветских стран не претерпело существенных изменений по сравнению с советским периодом. Международный профиль Азербайджана и Туркмении также определяется нефтегазовым комплексом. Многие страны, такие как Армения, Грузия, Молдавия, Таджикистан, Киргизия испытывают сильные трудности с вхождением в глобальную экономику, т. к. в структуре их экономик отсутствуют отрасли с ярко выраженной международной специализацией. В эпоху глобализации каждая страна СНГ проводит собственную многовекторную политику, осуществляемую обособленно от других стран. Стремление занять собственное место в глобализирующемся мире проявляется и в отношениях стран-участниц СНГ к международным и глобальным институтам, каковыми являются НАТО, ООН, ВТО, МВФ и др.

Приоритетные ориентации на глобализм проявляются в:

1) активном проникновении ТНК в экономику постсоветских государств;

2) сильном влиянии МВФ на процесс реформирования экономик стран СНГ;

3) долларизации экономики;

4) значительных заимствованиях на внешних рынках;

5) активном формировании транспортной и телекоммуникационной структур.

Однако несмотря на стремление вырабатывать и проводить собственную внешнюю политику и «вписаться» в процессы глобализации, страны СНГ остаются по-прежнему «связаны» между собой советским «наследием». Взаимоотношения между ними во многом определяются унаследованными от Советского Союза транспортными коммуникациями, трубопроводами и нефтепроводами, линиями энергопередач. Страны, обладающие транзитными коммуникациями, могут оказывать влияние на государства, зависящие от этих коммуникаций. Поэтому монополия на транзитные коммуникации рассматривается как средство геополитического и геоэкономического давления на партнеров. В начале образования СНГ регионализация рассматривалась национальными элитами как способ восстановления гегемонии России на постсоветском пространстве. Поэтому, а также в силу формирования различных экономических условий, отсутствовали предпосылки для формирования региональных группировок на рыночной основе.

Соотношение процессов регионализации и глобализации на постсоветском пространстве хорошо видно из таблицы 3.

Таблица 3. Проявление регионализма и глобализма на постсоветском пространстве

Политическими акторами глобализации выступают правящие национальные элиты государств СНГ. Экономическими акторами процессов глобализации стали ТНК, работающие в топливно-энергетическом секторе и стремящиеся к получению устойчивых прибылей и расширению своих долей на мировых рынках.

Политическими акторами регионализации стали региональные элиты приграничных зон стран-участниц СНГ, а также население, заинтересованное в свободе передвижений, расширении экономических, торговых и культурных связей. Экономическими акторами регионализации выступают ТНК, связанные с производством потребительских товаров и потому заинтересованные в преодолении таможенных барьеров между участниками СНГ и расширении зона сбыта продукции на постсоветском пространстве. Участие экономических структур в регионализации наметилось только в конце 90-х гг. и сейчас отмечается устойчивое усиление этой тенденции. Одним из его проявлений является создание Россией и Украиной международного газового консорциума. Другим примером может служить участие российской нефтяной компании ЛУКОЙЛ в освоении азербайджанских месторождений нефти (Азери-Чираг-Гюнеш-ли, Шах-Дениз, Зых-Говсаны, D-222), вложивших в разработку нефтяных месторождений в Азербайджане более полмиллиарда долларов. ЛУКОЙЛ также предлагает создать перемычку от КТК через Махачкалу к Баку. Именно интересы крупнейших нефтяных компаний способствовали подписанию соглашения между Россией, Азербайджаном и Казахстаном о разделе дна Каспийского моря. Большинство российских крупных компаний, обретающих черты ТНК, становятся не только акторами глобализации, но и регионализации на пространствах СНГ.

Появившиеся после распада СССР экономические, политические, военные угрозы, вспыхнувшие межэтнические конфликты заставили правящие элиты постсоветских государств искать пути интеграции. С середины 1993 г. в СНГ начали оформляться различные инициативы по консолидации новых независимых государств. Первоначально полагалось, что реинтеграция бывших республик произойдет сама собой на основе тесных экономических и культурных связей. Тем самым удалось бы избежать значительных затрат на обустройство границ*.

Попытки осуществить интеграцию можно условно разделить на несколько периодов.

Первый период начинается с образования СНГ и продолжается до второй половины 1993 г. В этот период реинтеграция постсоветского пространства мыслилась на основе сохранения единой денежной единицы - рубля. Поскольку эта концепция не выдержала испытания временем и проверки практикой, она была заменена на более реалистичную, целью которой стало поэтапное создание Экономического союза на основе формирования зоны свободной торговли, общего рынка товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, введения общей валюты.

Второй период берет свое начало с подписания договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., когда новые политические элиты стали осознавать слабую легитимность СНГ. Ситуация требовала не взаимных обвинений, а совместного решения многочисленных вопросов, связанных с необходимостью обеспечения своей безопасности. В апреле 1994 г. было подписано соглашение о Зоне свободной торговли стран СНГ, а спустя месяц - соглашение о Таможенном и Платежном союзах СНГ. Но разность темпов экономического развития подорвала эти соглашения и оставила их только на бумаге. Далеко не все страны были готовы реализовывать подписанные под нажимом Москвы соглашения.

Третий период охватывает временной отрезок от начала 1995 г. и до 1997 г. В этот период начинает развиваться интеграция между отдельными странами СНГ. Так, первоначально было заключено соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому в дальнейшем присоединились Киргизия и Таджикистан. Четвертый период продолжался с 1997-го по 1998 гг. и связан с появлением отдельных альтернативных региональных объединений. В апреле 1997 г. был подписан договор о Союзе России и Белоруссии. Летом 1997 г. четыре государства СНГ - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия подписали в Страсбурге Меморандум о создании новой организации (ГУУАМ), одной из целью которой стало расширение сотрудничества и создание транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия (т. е. в обход России). В настоящее время на роль лидера в этой организации претендует Украина. Спустя год после образования ГУУАМ было учреждено Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), в которое вошли Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Основными акторами интеграции на пространстве СНГ в этот период выступают как политические, так и региональные элиты стран-участниц СНГ.

Пятый период интеграции СНГ берет свое начало с декабря 1999 г. Его содержанием является стремление усовершенствовать механизмы деятельности созданных объединений. В декабре того же года между Россией и Белоруссией был подписан Договор о создании союзного государства, а в октябре 2000 г. образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). В июне 2001 г. была подписана хартия ГУУАМ, регламентирующая деятельность этой организации и определяющая ее международный статус.

В этот период акторами интеграции стран СНГ становятся не только государственные институты стран-участниц Содружества, но крупные компании, заинтересованные в снижении издержек при перемещении капиталов, товаров и рабочей силы через границы. Однако несмотря на развитие интеграционных связей давали знать о себе и процессы дезинтеграции. Торговооборот между странами СНГ сократился за восемь лет более чем втрое, ослабли торговые связи. Причинами его сокращения являются: отсутствие нормального кредитного обеспечения, высокие риски неплатежей, поставки некачественных товаров, колебания курсов национальных валют.

Остаются большие проблемы, связанные с унификацией внешнего тарифа в рамках ЕврАзЭса. Странам-участницам этого союза удалось согласовать примерно на 2/3 импортной номенклатуры товаров. Однако членство в международных организациях членов регионального союза становится препятствием для его развития. Так, Киргизия, являясь с 1998 г. членом ВТО, не может изменять свой импортный тариф, подгоняя его под требования Таможенного Союза.

На практике некоторые-страны участницы, несмотря на достигнутые соглашения о снятии таможенных барьеров, практикуют введение тарифных и нетарифных ограничений для защиты своих внутренних рынков. Сохраняются неразрешимыми противоречия между Россией и Белоруссией, связанные с созданием единого эмиссионного центра и формированием однородного экономического режима обеих стран.

В ближайшей перспективе развитие регионализма на пространстве СНГ будет определяться вступлением стран в ВТО. В связи со стремлением к вступлению в ВТО большинства государств-участников СНГ большие проблемы будут стоять перед перспективами существования ЕврАЗЭса, ГУУМА и ЦАЭСа, которые создавались преимущественно по политическим мотивам, ослабшим в последнее время. Вряд ли эти объединения в обозримой перспективе смогут эволюционировать в зону свободной торговли.

Стоит иметь в виду, что членство в ВТО может иметь прямо противоположные последствия: оно может способствовать как расширению возможностей для интеграции бизнеса стран Содружества, так и затормозить интеграционные инициативы. Главным условием регионализации будет оставаться деятельность ТНК на постсоветском пространстве. Именно экономическая деятельность банков, промышленных, сырьевых и энергетических компаний может стать «локомотивом» усиления взаимодействий между странами СНГ. Экономические субъекты могут стать наиболее активными сторонами двухстороннего и многостороннего сотрудничества.

В среднесрочной перспективе развитие сотрудничества будет зависеть от отношений с ЕС. Это в первую очередь будет касаться России, Украины, Молдовы. Украина и Молдова уже высказывают пожелания о членстве в ЕС в отдаленной перспективе. Очевидно, что как стремление к членству в ЕС, так и к развитию более глубокого сотрудничества с европейскими структурами, будут оказывать дифференцирующее влияние на постсоветское пространство, как в национально-правовом, так и паспортно-визовом режимах. Можно предположить, что искатели членства и партнерства с ЕС будут все больше и больше «расходиться» с остальными государствами СНГ.

Реинтеграция на постсоветском пространстве происходит в рамках Содружества независимых государств (СНГ) , которое было создано в 1991 году. Подписанный в 1992 году Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества, межпарламентское сотрудничество, финансовые вопросы.

Государствами-членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.

Основой экономического механизма СНГ является Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 г.). На его основе предусматривалось прохождение ряда этапов: ассоциация свободной торговли, таможенный союз и общий рынок.

Целями создания Содружества явились:

· Осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях;

· Содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции;

· Обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

· Осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения;

· Мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами.

В настоящее время функционируют политические органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

Рассмотрим подробнее институциональную структуру Содружества Независимых Государств.

Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов. Совет собирается дважды в год; а по инициативе любого государства-члена могут созываться чрезвычайные сессии. Председательствование в Совете осуществляется поочередно главами государств.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других областях. Встречи Совета глав правительств проводятся четыре раза в год. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются на основе консенсуса.

Совет министров иностранных дел осуществляет координацию деятельности государств-членов в сфере внешней политики, включая их деятельность в международных организациях.

Координационно-консультативный комитет - постоянный исполнительный и координационный орган СНГ, состоящий из постоянных полномочных представителей (по два от каждого государства) и координатора Комитета. Он разрабатывает и представляет предложения по вопросам сотрудничества в политической, экономической и других областях, содействует реализации экономической политики государств-членов, занимается вопросами создания общих рынков рабочей силы, капитала и ценных бумаг.

Совет министров обороны занимается вопросами, связанными с военной политикой и структурой вооруженных сил государств-членов.

Экономический суд обеспечивает выполнение экономических обязательств в рамках Содружества. В его компетенцию входит также разрешение споров, возникающих в процессе выполнения экономических обязательств.

Межгосударственный банк занимается вопросами взаимных платежей и клиринговых расчетов между государствами-членами СНГ.

Комиссия по правам человека является консультативным органом СНГ, контролирующим выполнение обязательств в области прав человека, принятых на себя государствами - членами Содружества.

Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций и обеспечивает проведение межпарламентских консультаций, обсуждение вопросов сотрудничества в рамках СНГ, разрабатывает совместные предложения, касающиеся деятельности национальных парламентов.

Исполнительный секретариат СНГ отвечает за организационно-техническое обеспечение работы органов СНГ. В его функции входит также предварительный анализ вопросов, представляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспертиза проектов документов, подготавливаемых для основных органов СНГ.

Деятельность органов СНГ финансируется государствами-членами.

С момента создания Содружества основные усилия государств-членов сосредоточены на развитии и углублении сотрудничества в таких сферах, как внешняя политика, безопасность и оборона, экономическая и финансовая политика, выработка общих позиций и проведение единой политики.

Страны СНГ обладают большим природным и экономическим потенциалом, который дает им значительные конкурентные преимущества и позволяет занять достойное место в международном разделении труда. Они располагают 16,3% мировой территории, 5% - численности населения, 25% запасов природных ресурсов, 10% - промышленного производства, 12% - научно-технического потенциала, 10% - ресурсообразующих товаров. Среди них пользующиеся спросом на мировом рынке: нефть и природный газ, уголь, лес, цветные и редкие металлы, калийные соли и прочие ископаемые, а также запасы пресной воды и земельные массивы, пригодные для земледелия и строительства.

Другие конкурентные ресурсы стран СНГ - дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10% мировой электроэнергии - четвертое место в мире по ее выработке).

Словом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов. Разумное использование всего комплекса благоприятных условий и возможностей открывает перед странами Содружества реальные перспективы экономического роста, повышения их удельного веса и влияния на развитие мировой хозяйственной системы.

В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоростная экономическая интеграция. Действуют такие интеграционные группировки, как Союзное государство России и Беларуси, Центральноазиатское Сотрудничество (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Евразийское экономическое сообщество(Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), альянс Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – «ГУАМ»).

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....