Добросовестное выполнение международных обязательств. Роль принципа добросовестного выполнения международных обязательств в процессе контроля их соблюдения Добросовестное выполнение обязательств по международному праву

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda (лат. - сделки надо соблюдать) на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Согласно п. 2 статьи 2 Устава «все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности в состав членов Организации ».

Развитие международного права подтверждает универсальный характер принципа, рассматривается. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1968 каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Более того, участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

Сфера действия рассматриваемого принципа заметно расширилась в последние годы, получившее отражение в формулировках соответствующих международно-правовых документов. Так, согласно Декларации о принципах международного права 1970 года каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В Декларации подчеркивается необходимость добросовестного соблюдения прежде всего тех обязательств, охватываемых понятием «общепризнанные принципы и нормы международного права »или вытекают из них.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 года государства-участники согласились добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву: как те обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, так и обязательства, вытекающие из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются.

Обязательства «по международному праву», безусловно, шире обязательств, «что вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права ».

В различных правовых и социально-культурных системах существует свое понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности получила закрепление в большом количества международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях

государств и т.д.

Юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской конвенции о право международных договоров, главным образом, разделов «Применение договоров» (Статьи 28-30) и «Толкование договоров» (статьи 31-33). Применение положений договора во многом определяется его толкованием.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международных договоров, заключенным добровольно и на

основе равноправия.

Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, что, в свою очередь, приняли на себя обязательства развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным спо­собами создания юридически обязательных норм для суверенных государств яв­ляется их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам, действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г. добавил к такому понима­нию принципа положение о том, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу­дарства должны сообразовываться со своими обязательствами по международ­ному праву. В соответствии с этим в Законе о международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюде­ние договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основопо­лагающему принципу международного права - принципу добросовестного вы­полнения обязательств по международному праву”.

23. Понятие и кодификация права международных договоров.

Право междунар.дог-ров-совок-сть междунар.-прав. Норм,регулирующих отношения гос-в и др. субъектов межд.права по поводу заключения д-ия и прекращения междун.дог-ров и определяющих порядок участия гос-в в дог-ном процессе.

Источники:1.межд.-прав. Обычай.2.междунар.дог-р Венс. Конв. О праве междун.дог-ров 1969г.,Венс.конв. о праве дог-ров между гос-вами и междунар. орг-циями или между междунар.орг-циями 1986г.

Д-р – это м\н соглашение, заключаемое м\у гос-ми в письменной форме и регул-ое МП независимо от того, содерж-ся ли такое согл-е в 1-м док-те или нескольких, независимо от его конкретного наименования (ст. 2, 1969).

24. Международный договор: понятие, виды, принципы, формы международных договоров.

Международный договор - соглашение между субъектами МПП относи­тельно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанно­стей. В прошлом договору принадлежала важная роль в формировании междуна­ родного права. Международные договоры разделяются на общие международ­ные конвенции, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего мирового сооб­щества, т.е. нормы общего права; и специальные договоры, к которым относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны поло­жения этих договоров. Характерной чертой современного международного права является рост числа и роли многосторонних договоров. Только в рамках ООН их было заключено свыше 200.



Виды м\н д-ров:

1.от числа участвующих субъектов:

1)двусторонний (2 стороны); 2)многосторонний (3 и более субъектов). Виды:

Открытые д-ры – м. участвовать любой субъект МП и в любое время м. присоединиться. Не надо голосования. -закрытые – м. присоединиться т. с согласия первоначальных участников этого д-ра.

Многосторонние в зависимости от интересов:

Универсальные (в интересах всех, любого гос-ва); -региональные (для гос-в опред-го региона).

2.по объекту регулирования:

1)политические; 2)экономические; 3)по специальным вопросам.

Формы д-ра – это способы и ср-ва, при помощи кот-х согласованная воля субъектов МП приобретает х-р явно выраженного согласия:

1.устная (джентельм-е соглашения); 2.письменная – стр-ра:

Название; -преамбула, в к-ой излагается цель д-ра; -основная часть;

Заключительная часть, условия вступления д-ра в силу; язык составления; -подписи сторон;

Дополнительный протокол, дополняющий или измен-й д-р. Это самостоятельный д-р.

Пакт - военно-политический договор.

Соглашение - межправительственный договор по эко­номическим вопросам.

Конвенция - договор по техническим (процессуаль­ным!) вопросам.

Картель - договор о выдаче преступников и о военно­пленных.

Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.

25. Стороны международных договоров. Право на участие в международных договорах.

Международные договоры не создают прав и обязательств или прав для третьих государств без их на то согласия. Однако государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права.

Сторонами в договорах могут быть как государства, так и международные организации. Иногда заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором помимо государств участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием; правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.

26. Стадии заключения международных договоров.

Стадии заключения договора: 1. подготовка и принятие текстадоговора; 2. установление аутентичноститекстов; 3. выражение соглания сторон по обязательствам договора. Заключению договора предшествует договорная инициатива. Полномоченные и уполномоченные. Законодательством гос-ва и правилами м/н оганизации определяется какие органы могут от их имени заключать договора. А этими органами уполномочиваются лица для подписания. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через дипломатические каналы, на м/н конференциях и в м/н организациях. В ООН действуе Комиссия МП которая подготавливает проекты М/Н норм. Принятие текста договора имеет разные формы - подписание текста или парафирование. В м/н организациях принятие происходит путем голосования 2/3 голосов если не предусмотрено иное. Установление аутентичности текста договора – означает, что данный текст является подленным и достоверным. После чего договор не подлежит изменению, согласно ст. 10 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг., путем условного подписания (ad referundum), парафирование илизаключение акта конференции, где содержитсяданный текст.

27. Способы выражения согласия на обязательность международных договоров.

После подписания договора, гос-во выражает согласиена обязанность для данного договора, которое может вырожаться подписание, обмен документами, образующие договор, ратификация, акт официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение к договору, что указанно в ст. 11 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг. Подписание - осуществляется в порядке альтернативы – каждый в своем экземпляре ставит подпись справа или сверху. Ст 18 Венской конвенции 1969 и 1986 гг. указывает, что если подписание предшествует ратификация, утверждение или одобрению, то гос-ва и м/н орг-ции должны воздержаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Ратификация – один из способов выражения согласия, и как правило осуществляется высшим органом гос власти – парламентом либо главой гос-ва. В Конвенции 1969 г. указывается, что те договора ратифицируются, о которых гос-ва заранее договорилось. Утверждение, принятие одобрение – также являются способами выражения согласия. Приминяются если так условились стороны и осуществляется тем гос. органом от имени которого заключен договор. Присоединение – го-во не участвовало, а позднее присоединилось. Может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определено в данном договоре или нац. законодательстве. Также возможно выразить согласие путем обмена документами (нотами или письмами) образующие договор.

28. Оговорки к международным договорам.

В ст. 2 Венской конвенции говориться, что оговорки это односторонние заявления, сделанные субъектом МП в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, подтверждения, принятии утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному гос-ву или данной организации.Запрещается делать оговорки если они не совместимы с объектои или целью договора. Оговорка, возражение против оговорки и согласие с ней оформляется в пиьменом виде. Гос-во имеет право в будующем отказаться от оговорки. Ратификация – акт официального подтверждения. Депозитарий – хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного текста. Может быть назначено одно или несколько гос-ств или м/н орг. или главное должностное лицо этой орг-ции. Регистрация – устав ООН ст. 102 указывает, что договора должны быть зарегистрированы при первой же возможности, гос-во не может ссылаться на нерегистрированные договора. Может регистрировать только одна сторона, направляя договор в Секритариат ООН, остольным гос-вам не надо регистривовать. Эти договора Секритариат ООН публикует в серии «Treaty series». Международный договор вступивший в силу с участие РФ обязательно должен быть опубликовать в Собрании законодательства РФ.

Депозитарий международного договора.

При заключ. Многостор-го д-ра возник.необходимость назнач.депозитария-одно или несколько гос-в,междунар.ор-ция,главн.должн. лицо такой орг-ции.

Фукции депозитария:1.хран. подлинного текста д-ра и полномочий.2.подг-ка заверенных копий с подлинного текста и препровождение их уч-кам д-ра и гос-вом,имеющим право стать уч-ми дог-ра.3.получ. и хранение док-тов,относ-ся к дог-ру.4.информир-ние уч-ков о вступл. Дог-ра в силу.5.регистр.д-ра.6.и др.

Междунар.д-ры гос-в уч-ков ООН подлежат регистр.в секреториате ООН.Междунар.д-ры могут быть зарегистр. В др. междунар. орг-циях,но если они не будут зарегистр. В ООН, гос-ва не смогут ссылаться на них в одном из органов ООН.Секретариат ООН публикует зарегист-ные д-ры. Внутригос-ная пуликация-промульгация. тв-сть перед нац.судами.

29. Действие международных договоров во времени: вступление их в силу. Прекращение, приостановление и восстановление действия договора.

Только после вступления договор имеет юридические последбствия для участников. Принцып Pacta san servanda описан в ст. 26 Венской Конвенции 1969, 1986 гг., что договор обязателен для участников и должен добросовестно выполняться. Вступаю с даты подписания, с даты ратификации или с даты указанной в самом договору. Если не указана дата вступления – то значит вступает в момент подписания. Временное применение договора – обычно относится к договорам предусмотренным ратификацию, и возможно только лишь если в договоре это предусмотрено или стороны обговаривали данную возможность, которая закреплена в ст. 25 Венской конвенции (Договор о разграничении в Беренговом море 1990 г. РФ и США). Действия договора во времени, пространстве и по субъектам. Срок действи договора оговаривается, продленее договора называется пролонгация, если срок не указан то договор бесроче. Каждый договор имеет территориальную и пространственную сферу действия. Ст. 29 – договор действует на всей территории участников. Также территорией действия может быть иной, чем территория гос-ва – договор об Антарктике 1959 г, о Луне 1967 г. Действие по субъекту подразумевает, что как правило договор не создает прав и обязательств для третьех сторон. Иногда права и обязанности договор может распространяться на 3 страны, что определяется специальным положением, где указаны условия осуществления. А в основном, как указывается в ст 35 обязательства могут распространяться на 3 стороны, только если предусмотрено участниками договора и если 3 сторона принимает обязательства в письменном виде. В ст. 36 говориться, что правами договора могут пользоваться третьи стороны, если это предусмотрено и 3 сторона согасна в письменном виде. Договор может указывать, что его правами тользуются только те 3 стороны, которые соблюдают определенные условия. Права и обязанности которые распространяются на 2 стороны не могут быть изменены, без согласия 3 стороны, если иное не предумотрено самим договор. Если возникает конфликт нового и старого договора по одному и тому же вопросу, обычно оно указывается в самом договоре, как в Уставе ООН указывается, что он имеет более приоритет чем другие международные соглашения. Данное положение описывается в ст. 30. Заключая договор его участники предусматривают, применение договора обусловлено предыдущим или последующим договором, либо указывают на совместимость (Венская Кон. «О консульских сношениях» 1963 г.). Если участники старого договора являтся также и участниками нового соглашения, то предыдушее будет действовать, в той мере, в какой они совместимы. Если не все являются участники предыдушего договора, то в отношении участников старого и нового договора распространяются оба, в совместимой мере, а в отношении если участник не участвовал в старом договоре то между участником старого и нового договора и участником только нового – действует новый.

30. Действительность международных договоров. Абсолютная и относительная недействительность.

М\н д-р призн-ся действ-м, если: 1.субъекты, заключающие д-р имеют на то полномочия; 2.в д-ре заключ-ся подлин-я воля г-ва; 3.содерж-е д-ра соотв-т пр-пам МП. Д-р призн-ся недействит-м: 1.допущена ошибка в отнош-ии факта или ситуации, к-е заинтер-е г-во считало существен. на момент заключ-я д-ра и к-е составл-т основу его согласия быть связанным д-ром; 2.если д-р заключёнпод влиянием обмана, т. е. г-во б. вынужд-но закл-ть д-р посредством мошеннических действий др. гос-ва; 3.коррупция или подкуп представителя г-ва; 4.принуждение г-ва подписать д-р путём угрозы применения силы или примен-я силы; 5.он противоречит пр-пам МП. Виды недействительности: 1.ничтожный (противор-т пр-пам)%; 2.относительная недействительность. М. б. недействительным полностью или частично. Если по недействительному д-ру уже осущ-сь к.-л. действия, то заинтер-я сторона вправе потребовать от других участников д-ра создать положение, существующее до осущ-я этих действий.

31. Международные организации: понятие, признаки, классификация, роль и значение в современном мире.

В современном мире существуют две основные разновидности междуна­родных организаций: межгосударственные (межправительственные) и неправи­тельственные организации.

Главным признаком неправительственных международных организаций яв­ляется то, что они созданы не на основе международного договора и объеди­няют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международ­ного права, Лига обществ Красного Креста, Всемирная федерация научных ра­ботников и др.)

Международная межправительственная организация - это объединение го­сударств, учрежденное на основе международного договора для достижения об­щих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах госу­дарств-членов при уважении их суверенитета. Подобного рода организации яв­ляются субъектами международного права. Таким образом, основными призна­ками межправительственных организаций являются:

* членство трех и более государств;

* наличие учредительного международного договора;

* наличие постоянных органов и штаб-квартиры;

* уважение суверенитета государств-членов;

* невмешательство во внутренние дела;

* установление порядка принятия решений и их юридической силы.

Международные организации классифицируются и по другим признакам. По кругу участников международные межгосударственные организации подраз­деляются на универсальные , открытые для участия всех государств мира (напр. ООН), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (напр. Организация африканского единства, Организация американских госу­дарств).

По сфере затрагиваемых в решениях вопросов межгосударственные органи­зации подразделяются на организации общей и специальной компетенции. Дея­тельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы взаимоотно­шений между государствами-членами: политическую, экономическую, социаль­ную, культурную и т.д. (напр. ООН, ОАЕ, ОАГ). Организации специальной ком­петенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культур­ные, научные, религиозные и др.

По характеру полномочий различают межгосударственные и наднациональ­ные (надгосударственные) организации. К первой группе относятся подавляющее большинство современных международных организаций, целью которые яв­ляется расширение межгосударственного сотрудничества. Целью надгосудар­ственных организаций является интеграция. Их решения распространяются не­посредственно на граждан и юридических лица государств-членов (приближается к такому типу организаций Европейский Союз).

В соответствии с порядком вступления организации делятся на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей). С этой точки зрения международные организа­ции, относящиеся ко второй группе численно преобладают.

33. История создания, принципы и цели ООН. Главные органы ООН.

Создание ООН стало возможным в результате усилий гос-ств в борьбе с фашистами и важным шагов в этом была Московская конференция Министров ИД ССР, США и Великобритании, а также с участие посла Китая, которая приняла 30 отк 1943 г. Диклорацию по вопросу о всеобщей б/о, где указывалось необходимость создания м/н орг для поддержания мира. Также существенную росль сыграли Тегеран 1943, Думбартон-Оксе (близ Вашингтона) - выработан проект Устава ООН, Крымская Конференция – процедура голосования СБ ООН. Устав ООН принят в Сан-Францизко и вступил в силу 24 отк 1945 г. Цели: 1) поддержание мира и б/о; 2) развитие дружеских отношений; 3) сотрудничество в решении эконм., и др. проблем и прав и свобод человека; 4) Быть центом для соглавования действий наций в достижении этих общих целей. Ст. 2 принципы ОНН: 1) суверенное равенств; 2) добросовестное выполнение обязательств; 3) разрешение споров мирным путем; 4) отказ угрозы силой или ее применениея как против территориальной неприконовенности илиполит независимостилюбого гос-ва; 5) помошь ООН и отказ от помощи гос-ву к которому ООН предприняла превентивные меры. Также в уставе нашли отражения и др. принципы: 1) добрососедсткие отношения; 2) совместные действия гос-ств для поддержания мира и б/о; 3) Разоружение; 4) равноправие и самоопределение народов.

Ген.Ассамблея (высший орган; рассматривает спец.доклады; разрабатывает рекомендации), Совет Безопасности(поддержание мира: разрешение споров; делать рекомендации), Эконом-кий и Соц-ый совет ООН (содействует повыешнию уровня жини; разрешению проблем состав 54 члена избираемых Ген.Ассамблеей на 3 года), Совет по опеке (под руководством Ген.Ассамблеей;создан для управления теми тер-риями, кот-ые включены в ООН соглашениями), Межд.суд (главный суд.орган ООН 15 судей избираемые Ген.Ассамблеей и Советом Безоп-ти на 9 лет; к веденью суда относятся все дела переданные ему сторонами (гос-ва), Секретариат (обслуживает органы ООН и осуществляет руководство их программами; проводит исследования, организация конференций, кнтролирует выполнение решений;), Детский фонд ООН (предоставление помощи для охраны здоровья и прав детей). Комиссии (подготовка конвенций..разработка принципов),Университет ООН (действует через глобальную сеть учебных учреждений, подготавливает специалистов – находится в Токио).

34. Генеральная Ассамблея ООН. Ее структура, функции, порядок работы и правовая природа резолюций.

Генеральная Ассамблея – международный форум на котором представлены все члены ООН 5 представителями (может быть меньше). Рассматривает любые вопросы в пределах устава ООН и делает свои рекомендации гос-ву члену или СБ. Кроме функций рассмотрения проблем как: 1) поддержание мира и б/о; 2) развитию дружеских отношений; 3) содействие в развитии эконом. и др отношений, избирают: 1) некоторых членов СБ; 2) вместе с СБ избирают судей МС; 3) по рекомендации СБ назначает Генсека ООН; 4) принимает овых членов; 5) бюджет ООН. Получает и расматривает ежегодные и специальные доклады, обсуждает любые вопросы в пределах Устава ООН и делает рекомендации. Собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября (существуют спец.сессии – созыв по требованию Советя безопасности или большинства членов – созыв в течении 15 дней; чрезвычайные сессии – в течении 24 часов).Структура: Ген.комитет – Председатель ГА,21 заместителя 7 председателей комитетов. Компитенция – вносит изменения в принятые ГА резолюции ГА может учреждать комитеты: по полит-ким вопросам; по эконом. Вопросам; по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры; по вопросам межд.опеки; по админ-вным и бюджетным вопросам; по правовым вопросам. ГА на сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Вспомогательные органы: межд.организации: Программа ООН по окружающей среде, конференция по торговле и развитию, Программа развития ООН; постоянные органы: Конференция по разоружению (1961г) Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (1959), Всемирынй продовольственный совет (1974); временные органы: Спец.комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации, Специальный комитет по Индийскому океану.

35. Совет Безопасности ООН. Значение принципа единогласия при голосовании в Совете Безопасности.

Состав: 15 членов ООН (из них 5 – постоянные) На СБ ООН возложена главная ответ-сть за поддержание мира и безопасности (ст.24 Устав ООН предусматривает и меры принудительного характера, которые должны применяться в исключ.случаях, когда мир уже нарушен (совершена агрессия) или создана реальная угроза нападения на то или иное гос-тво.). Функции и полномочия: поддерживать мир и безопасность; расследовать любые споры которые могут вызвать межд.трения; делать рекомендации по урегулированию споров; вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружения, определять наличе угрозы миру; призывает гос-тва применять эконм.санкции и др.меры к агрессорам; предпринимать воен.действия против агрессора; делать рекомендации о приеме новых членов в ООН; представлять ежегодны отчеты Ген.Ассамблеи. Поддержание мирапо средством: поевентивная дипломатия – действия для предупреждения возникновения споров между сторонам; миротворчество – склонение враждующие стороны к соглашению с помощью мирных средств; поддержание мира – обеспечение присутствие ООН в конкретном районе; миростроительство в конфликтный период – даействия направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами. Устав ООН дает право СБ прибегнуть к временным мерам для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации: прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной тер-рии, проведе­ние временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны. Если ситуация продолжает ухудшаться, СБ вправе принять как меры, не свя­занные с использованием вооруженных сил, так и с их применением (полный или частичный перерыв эконом.отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв диплом. отношений. Тем не менее вооруженные силы используются в рамках ООН для проведения операций по поддержанию мира. Они обычно делятся на две категории: миссии воен­ных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров, и силы по поддержанию мира, включающие контингенты войск, имеющие легкое оружие, используемое только для самообороны.

36. Секретариат ООН: состав и функции. Роль Генерального секретаря.

Секретариат ООН – это главный административно-технический орган, который обеспечивает работу конференций, проводимых в рамках ООН, готовит проекты докладов и практическая работа по проведению в жизнь программ ООН. В Нью-Йорке, Женеве, Вене. Состоит из Генерального секретаря и персонала (представители из граждан государств-членов ООН).

Генеральный секретарь – главное административное, должностное лицо и действует в этом качестве на всех заседаниях сессии Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет с правом быть переизбранным вновь на новый срок.

Генеральный секретарь несёт ответственность за назначение персонала с учётом географического признака. Эти лица приобретают статус международных должностных лиц и не могут приобр-тать указания правительства своего государства.

Генеральный секретарь предоставляет Генеральной Ассамблеи ежегодный доклад о работе ООН и вправе довести до внимания Совет безопасности любой вопрос, который по его мнению необходимо обсудить, чтобы предотвратить угрозу миру и безопастности.

37. Общая характеристика ЮНЕСКО и МАГАТЭ.

Цели: сотрудничество в области науки, культуры, просвещения, повышение образовательных стандартов, стремление повысить жизнен-й уровень путём научных исследований, распространение науки, культуры. Штаб-квартира в Париже

Международное агентство по атомной энергии (см. также § 4 гл. 12) создано в 1956 г. и действует на основании Устава. Устав МАГАТЭ был принят 26 октября 1956 г. на международной конфе­ренции, состоявшейся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и вступил в силу 29 июля 1957 г.

Главные органы МАГАТЭ - Генеральная конференция, Совет управляющих, Секретариат.

Генеральная конференция состоит из представителей всех госу­дарств - участников МАГАТЭ и собирается на свои заседания один раз в год. МАГАТЭ поощряет и направляет развитие использования атом­ной энергии в мирных целях, устанавливает нормы ядерной безопас­ности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической инфом-рацией о ядерной энергии.

Одна из главных функций МАГАТЭ состоит в применении гаран­тий в целях обеспечения того, чтобы ядерные материалы и оборудо­вание, предназначенные для мирного использования, не были упот­реблены для военных целей.

38. Специализированные учреждения ООН.

Специализированные учреждения – это самостоятельные м\н организации (межправительственные) универсального х-ра, осущ. сотрудн. В опр-й обл-ти м\н отнош-й и связ-е с ООН спец-м д-м, заключённым г-вом с ЭКОСОС ООН.

ЭКОСОС осущ-т общее руководство этими орг-ми, даёт рекомендации, проводит консультации, координирует их деят-ть.

Есть 16 специализированных учреждений. Выделяют вспомогательные органа Генеральной Ассамблеи ООН: 1.МАГАТЭ; 2.конф. ООН по торговле и развитию; 3.детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); 4.прог.раз-я ООН (ПРООН).

Группы специализированных учреждений: 1.орг-ии соц-гох-ра; 2.гуманитарные орган-ии; 3.экономич-е; 4.с\х.

МОТ (международная организация труда). Создана в 1919 г., в 1946 г. закл-н д-р истала специал-м учр-м ООН. Основные цели: содействие установлению мира путём установления соц-ой справедливости, улучшения условий труда, жизн-го уровня трудящихся, решение вопросов миграции населения, разработка м\н стандартов по трудовым отношениям.

ВОЗ (всемирная организация здравоохранения). С оздана в 1946 г. Цель: улучшение показателей здоровья в мире. Для этого разработаны санитарные правила, мероприятия по борьбе с инфек-ми заб-ми, финансирование подготовки кадров.

ЮНЕСКО (организация ООН по вопросам образования, науки и культуры). Цели: сотрудничество в области науки, культуры, просвещения, повышение образовательных стандартов, стремление повысить жизнен-й уровень путём научных исследований, распространение науки, культуры. Штаб-квартира в Париже.

ВОИС (всемирная организация интеллектуальной собственности). С 1974 г. специализированное учреждение. Отвечает за защиту интел-ой собст-ти. М\н сотр-во. Осущ-т управл-е интел-ми м\н союзами.

ЮНИДО (орг-я ООН по пром-му разв-ю). Создана для содействия пром-му развитию развивающ-ся стран.

МВФ, МБРР (м\н банк реконструкции и разв-я), МАР (м\н ассоциация разв-я), МФК (м\н фин-я корпор-я). МАР и МФК – филиалы МБРР. Теперь МАР, МФК, МБРР наход-ся в Вашингтоне (около 180 членов). Чтобы стать членом МБРР необходимо вступить в МВФ. МВФ координирует валютно-финановую политику г-в, предоставляет займы для урегулирования платёжных балансов и поддержание валютного курса в стране. МБРР содействует реконструкции и развитию эк-ми г-ва и предоставляет кредиты на развитие пр-ва, торг-х отн-й, решение соц-х проблем.

Международный Валютный Фонд: структура, функции, принятие решений.

специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. Функции:

§ содействие международному сотрудничеству в денежной политике

§ расширение мировой торговли

§ кредитование

§ стабилизация денежных обменных курсов

§ консультирование стран дебиторов

§ разработка стандартов международной финансовой статистики

§ сбор и публикация международной финансовой статистики

Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (англ. Board of Governors ), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. Самым большим количеством голосов в МВФ (по состоянию на 16 июня 2006 года) обладают: США - 17,8 %; Германия - 5,99 %; Япония - 6,13 %; Великобритания - 4,95 %; Франция - 4,95 %; Саудовская Аравия - 3,22 %; Италия - 4,18 %; Россия - 2,74 %. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов). МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным финансовым потокам.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Согласно п. 2 ст. 2 Устава, "все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации".

Развитие международного права со всей очевидностью подтверждает универсальный характер рассматриваемого принципа. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Более того, "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

Сфера действия рассматриваемого принципа заметно расширилась в последние годы, что получило отражение в формулировках соответствующих международно-правовых документов. Так, согласно Декларации о принципах международного права 1970 года, каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Авторы декларации стремились подчеркнуть необходимость добросовестного соблюдения прежде всего тех обязательств, которые охватываются понятием "общепризнанные принципы и нормы международного права" или вытекают из них.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 года государства-участники согласились "добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются".

Обязательства "по международному праву" безусловно шире обязательств, "вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права". Кроме того, в последние годы государства принимают, в частности, на региональном уровне важные документы, которые, строго говоря, не являются их обязательствами "по международному праву", но которые они тем не менее намерены строго выполнять.

Для Европы это документы, принимаемые в рамках хельсинкского процесса. В Итоговом документе Венской встречи представителей государств участников СБСЕ сказано, что они "вновь подтвердили свою решимость полностью выполнять в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке все положения Заключительного акта и других документов СБСЕ".

В различных правовых и социально-культурных системах существует свое понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т, д. Однако следует признать, что определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности.

Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской конвенции о праве международных договоров, главным образом разделов "Применение договоров" (ст. 2830) и "Толкование договоров" (ст. 3133). Применение положений договора во многом определяется его толкованием. С этой точки зрения логично предположить, что добросовестным будет применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора).

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.

Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций "основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов", которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов".

Следует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров.

В правовых и политико-правовых документах последнего времени все чаще указывается на связь между обязанностью добросовестного соблюдения международных договоров и внутренним нормотворчеством государств. В частности, участники Венской встречи в Итоговом документе 1989 года согласились "обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву и были гармонизированы с положениями Декларации принципов и другими обязательствами по СБСЕ".

Подобного рода формулы свидетельствуют о расширении сферы применения принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 году на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 года ЮНЕСКО специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). суверенное равенство нерушимость граница

ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.

Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает генерального директора, решает другие вопросы.

Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на четыре года на основе справедливого географического распределения (10 мест страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль; 4 места страны Восточной Европы; 9 мест страны Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 мест страны Азии и бассейна Тихого океана; 20 мест страны Африки и арабские государства). Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом.

Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемым на шесть лет.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, что дошел до нас из глубокой древности, является одним из основных принципов международного права. У древних римлян он выражался формулой pacta sunt servanda - "соглашения должны выполняться". В п. 2 ст. 2 Устава ООН закреплено, что государства - члены ООН обязаны добросовестно выполнять взятые на себя по Уставу ООН обязательства, т.е. международных обязательств нужно не просто соблюдать, а добросовестно выполнять их требования. Несмотря на то, что приведенное положение Устава ООН буквально распространяется только на членов ООН и обязательства по Уставу этой организации, в международном праве принято толковать расширительно и относить ко всем субъектам международного права, а также всех видов международных обязательств. Указанные обязательства могут вытекать из общих и специальных международных договоров, международного обычая, из обязательных решений международных органов и организаций (например, Международного Суда ООН, Совета Безопасности ООН и др.).

Концепция добросовестного выполнения международных обязательств закреплена во многих договорах, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного Суда ООН, в декларациях государств. Однако, с юридической точки зрения, важнейшими международными актами, кроме Устава ООН, в котором зафиксирован этот принцип, является Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Статья 26 Конвенции 1969 г. устанавливает: "Каждый действующий международный договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Далее в этой Конвенции говорится: "Участник (соглашения. - В.К., Л.Т.) не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора" (ст. 27). Это правило направлено на запрет одностороннего произвольного отказа от выполнения обязательств по договору. В Конвенции 1969 г. также подчеркивается, что международный договор должен толковаться добросовестно (ст. 31), разумеется, с целью его добросовестного выполнения. Поскольку без правильного понимания содержания договора вряд ли можно рассчитывать на его добросовестное применение.

Государства как основные субъекты международного права имеют множество обязательств, вытекающих для них из различных международных соглашений. Согласно ст. 103 Устава ООН для государств предпочтительными являются обязательства по настоящему Уставу, т.е. если есть противоречия между уставным обязательствам и обязательствам по другим международным договорам, должны выполняться первые. Сегодня является широко признанной и обстоятельство, что государства и другие субъекты международного права не должны заключать между собой сделок, противоречащих Уставу ООН.

Для современного этапа развития международного права в реализации принципа добросовестности исполнения международных обязательств важную роль играет также внутренний аспект этого процесса. Это означает, что государства должны прилагать все усилия для гармонизации внутреннего законодательства и практики его применения в соответствии с международными обязательствами. Такая необходимость отмечается во многих документах ОБСЕ и Совета Европы.

Принцип мирного разрешения споров

Одной из новелл современного международного права является принцип мирного разрешения споров между государствами. Классическое международное право не знало такого принципа, поэтому война считалась правомерным средством достижения цели внешней политики государств, хотя определенные шаги по внедрению нормы о мирное разрешение споров были сделаны международным сообществом еще в конце XIX - начале XX вв. Конференцией мира в Гааге в 1899 г. начался период современной истории судебного решения международных споров. Различные делегации выдвинули на ней предложения о создании постоянного международного суда. 29 октября 1899 г. конференция приняла Конвенцию о мирном урегулировании международных споров, которая кодифицировала право и практику добрых услуг, посредничества и арбитража, а также предусматривала создание Постоянного третейского суда. Вторая Конференция мира, которая состоялась в Гааге в 1907 г. пересмотрела эту конвенцию, сохранив и укрепив новый суд. В конце концов, к Конвенции 1899 г. и к Конвенции 1907 г. или одновременно к ним обоим присоединилось 47 государств.

Так, в ст. 2 Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. говорилось о том, что государствам "прежде чем прибегнуть к оружию"следует "обращаться, насколько позволяют обстоятельства", к мирным средствам добрых услуг и посредничества. "Однако, - как отметил Международный Суд ООН в решении по делу о Норвежские займа от 6 июля 1957 г., - цель упомянутого соглашения, а именно второй Гаагской конвенции 1907 г. об ограничении использования силы при взимании долгов по договорам не заключается в том, чтобы ввести обязательный арбитраж; единственное обязательство, налагаемое Конвенцией, заключается в том, что государство не может прибегнуть к силе, не попробовав прибегнуть к арбитражу".

Устав Лиги Наций закрепил положение о обязательное обращение государств к мирным средствам разрешения споров, что "могут повлечь за собой разрыв". Одновременно в этом документе война не исключалась полностью из средств государственной политики.

Значительный шаг в формировании такого принципа был сделан в 1928 г, заключением многостороннего соглашения - Парижского договора об отказе от войны как орудия национальной политики (Пакт Бриана - Келлога). Пакт провозглашал норму об отказе от войны как средства урегулирования международных споров и в качестве орудия национальной политики, а также признавал необходимым решать любые споры мирными средствами.

Однако принцип мирного разрешения споров впервые был закреплен в п. Из ст. 2 Устава ООН: "Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами так, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Впоследствии этот принцип был подтвержден в уставах и документах региональных организаций (Лиги арабских государств, Организации американских государств, Организации африканского единства, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и др.), в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности в Декларации о принципах международного права 1970 г.

Сущность этого принципа сводится к обязанности государств разрешать любые международные споры, которые угрожают международному миру или не угрожают ему, глобальные и региональные, жизненно важные и второстепенные, исключительно мирными средствами. Процедура и конкретные средства мирного разрешения международных споров в соответствии с Уставом ООН остаются на усмотрение государств. Чаще всего государства прибегают к дипломатическим переговорам с целью решить международный спор. Если не удается решить международный спор одним средством, следует использовать другой (или другие). В частности, для решения международных споров могут привлекаться международные судебные и арбитражные органы, региональные организации. Так, в рамках ОБСЕ есть определенная нормативная база для мирного разрешения международных споров - Конвенция по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 г. Эта конвенция предусматривает такие примирительные механизмы, как Примирительная комиссия, Арбитражный трибунал для рассмотрения споров и Суд по примирению и арбитражу. Более того, в этом документе содержится большой перечень обязательных и факультативных процедур, подлежащих выбора сторонами спора для решения конкретной международной спора с учетом ее специфики.

Последние материалы раздела:

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...

Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии
Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии

Науки о жизни идут по пути от крупного к мелкому. Совсем недавно биология описывала исключительно внешние черты животных, растений, бактерий....