Наличие паранормальных способностей. Влияние социальных институтов

1. Одно - основное - последствие деформации социального института уже было названо: оно состоит в том, что институт теряет свое общественное значение, так как перестает выполнять возложенную на него социальную функцию. Естественно, что это влечет за собой ряд побочных последствий. К ним относятся, как отмечалось выше, появление ложной функции (замещение), а также гипертрофирование функции самообеспечения персонала (самосохранение). Но, кроме того, возникают и последствия «второго рода». Это, прежде всего, разрушение тех социальных организмов, которые обслуживались данным институтом, причинение прямого или косвенного ущерба общественным и личным интересам. Так, при деформации системы торговли, общественного питания, здравоохранения, культуры страдают жизнь, здоровье, материальные и духовные интересы граждан. Деформация политических институтов влечет за собой апатию, упадок общественных инициатив, стагнацию в социальном развитии общества и т. д. (рис. 5).

Рис. 5.

Все это приводит к снижению престижа той общественной системы, к которой принадлежит институт, падению авторитета государственной власти. Происходит ослабление нормативного регулирования общественных отношений, авторитет закона также снижается. Изменяется и система ценностных ориентаций: люди переосмысливают моральные и правовые ценности, пересматривают свое отношение к социальным институтам и нормам в негативном направлении.

Весьма существенным последствием деформации является, далее, замена социального института новым, большей частью неформальным образованием. Последнее может быть самым различным, в том числе противоправным и даже преступным. Первопричина такой замены в том, что функции, не выполняемые деформированным институтом, повисают в воздухе. Они должны быть кем-то или чем-то осуществлены, ибо такова общественная потребность. Неформальное образование и принимает их на себя. При этом, как показывает практика, общественная функция, если она не выполняется законно (официально), будет выполняться иначе - путем социальных отклонений. Отсюда рост правонарушений и преступности, аморальных явлений.

Данные за 1991 и предшествующие годы отчетливо показывают динамику этих явлений. Преступность начиная с 1988 г. постоянно росла. Если в 1988 г. было зарегистрировано почти 1870 тыс. преступлений, то в 1989 - 2460 тыс., в 1990 - 2780 тыс., а в 1991 г. - уже свыше 3 млн (в прежних границах СССР) . "

В результате бессилия правоохранительных органов «ухудшилось» и качество антиобщественных проявлений: усилились агрессивно-разрушительные мотивы преступного поведения, возросла доля тяжких преступлений, сопровождающихся насилием и уничтожением имущества, резко возросли случаи хищения оружия, выросла преступность несовершеннолетних. От 30 до 40% населения испытывают чувство тревоги по поводу сложившейся криминогенной ситуации, опасаются стать жертвами преступлений . Все это в порядке «обратной связи» еще больше дестабилизирует обстановку, лишает доверия органы власти и правоохранительные органы. ;

Деформация социального института сама по себе уже яёляется социальным отклонением. Вместе с тем она может служить как причиной, так и следствием отклонений в других компонентах общественной системы. Эта связь осуществляется по меньшей мере четырьмя путями: а) деформация института вызывает социальную напряженность и конфликты из-за того, что институт не выполняет свойственных ему функций; б) данный процесс порождает стремления к замене бездействующего института иными установлениями (преимущественно неформальными); в) дисфункции социальных институтов, продолжающиеся длительное время, отрицательно сказываются на нравственном формировании личности, искажают систему ценностных ориентаций и мотивы поведения людей; г) ослабление контрольных функций социальных институтов создает безнаказанность нарушителей социальных норм и общее состояние безответственности за свои поступки, расшатывает общественную систему. Индивидуальные нарушения становятся массовыми, приобретают опасный характер.

Когда оказалось, что система торговли не справляется со своими обязанностями, полки магазинов пустеют, - пышным цветом стали расцветать все виды спекуляции. Получили значительное распространение торговля из-под прилавка, по знакомству, придерживание товара для последующей перепродажи по повышенной цене и т. д. Функции снабжения населения продуктами питания и ширпотребом при этом стали по существу переходить от централизованной государственной системы торговли к спекулянтам и колхозному рынку. В сфере услуг аналогичный процесс порождает шабашников, маклеров, посредников, которые втридорога исполняют функции, принадлежавшие ранее государственным или кооперативным организациям. Потребитель как-будто бы удовлетворен... Но, во-первых, какой ценой? Во-вторых, даже при подобной «замене» социального института, в силу господства дефицита товарами удовлетворяется лишь небольшая часть населения. И, в-третьих, действуют все прочие упомянутые выше последствия деформации института, включая подрыв авторитета власти. Поэтому рассматривать происшедшую замену как исправление кризисной ситуации нет, разумеется, никаких оснований.

2. Как эти события развиваются дальше? Мы рассмотрим этот вопрос подробнее, когда перейдем к проблеме социодинамики деформаций. Здесь же обратим внимание лишь на один аспект. Какова эволюция тех неформальных установлений, которые заменили собой деформированный институт, приняли на себя его функции? Судьба этих установлений различна, она зависит от того, насколько их функционирование оправдывает социальные ожидания. В итоге может быть две линии развития. Одна - конфронтация, борьба против новых установлений, например, против спекуляции, коррупции, «блата». Эти негативные явления, разумеется, не устраивают никого (кроме самих их участников), но иногда дело заходит так далеко, что борьба с ними становится неэффективной, а затем - невозможной.

Вторая линия - укрепление и дальнейшее развитие неформального установления, превращение его в новый институт. Так, на месте неформальных клубов и кружков образуются политические партии. А в сфере экономики переход к рыночным отношениям по сути дела и означает закрепление, формализацию тех связей и структур, основанных на товарно-денежных отношениях, которые возникли в противовес дискредитировавшей себя системе государственной торговли. Но такая перемена направленности социального института - дело сложное и болезненное. Оно требует новых кадров, новых знаний, широкой общественной и государственной поддержки, а прежде всего - твердой воли и решимости к серьезным общественным переменам.

  • См.: Преступность и правонарушения в СССР, 1990: Статист, сб. М., 1991. С. 10.
  • См.: Социальная и социально-политическая ситуация в СССР. С. 73.

Влияние социальных институтов на социализацию личности

Определение 2

Институты социализации – это учреждения и организации, направляющие процесс социализации и оказывающие на него непосредственное влияние.

Институты социализации подразделяют на:

  • первичные институты социализации – семья, дошкольные учреждения, школа, секции и кружки для детей и молодежи, группы сверстников и т.д.;
  • вторичные институты социализации – государство и его органы, церковь, высшие учебные заведения, средства массовой информации и т.д.

На процесс социализации личности оказывают воздействие различные социальные институты:

  1. Семья. Родители – агенты первичной социализации. Семья учит правилам и нормам поведения,
  2. Школа. Обучает дисциплине, воспитывает коллективизм, уважение к старшим. В школе осваиваются культурные ценности, моральные нормы, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки.
  3. Социальные кружки, спортивные секции. Способствуют развитию физических качеств, терпению, выносливости, чувству коллективизма.
  4. Церковь. Учит терпению, добру, справедливости и милосердию.
  5. Армия. Приучает к дисциплине. Развивает чувство ответственности, патриотизм.
  6. Средства массовой информации. Способствуют формированию определенных отношений к культурным и иным ценностям, принятым в обществе.

Влияние образовательных и культурных институтов

Определение 3

Образование – это социальный институт, который обеспечивает развитие общества в следствие структурированной передачи социального опыта в виде определенных знаний, умений и навыков.

Образовательные и культурные институты оказывают разнообразное влияние, которое заключается в:

  • адаптации, т.е. подготовке к жизнедеятельности в социуме;
  • управлении на основании принятых норм разнообразных проявлений группового и межгруппового поведения, повседневных межличностных контактов людей;
  • определении способов и порядка взаимного общения;
  • регуляции методов обмена и передачи информацией, обращения, приветствия и т.д.;
  • обучении специалистов;
  • приобщении к культурным нормам и ценностям;
  • раскрытии личного потенциала каждого человека.

Влияние экономических и политических социальных институтов

Замечание 1

Экономический и политический социальные институты оказывают наибольшее влияние на стабильность общества, его развитие как социальной системы.

Экономическая система представляет собой взаимосвязь разнообразных экономических структур, функционирование которых регулируется определенными экономическими институтами. Социальный институт охватывает только один сегмент экономики.

Институты, оказывающие влияние на экономику:

  1. Институт собственности. В его состав входит система органов социального контроля, учреждений и организаций власти, правовых и моральных норм, стандартов, ценностей, стереотипов поведения, связанных с различными формами собственности (государственной, общественной, муниципальной, групповой, индивидуальной и др.). Как социальный институт собственность является мощным средством, активизирующим и стимулирующим деятельность людей.
  2. Институт рынка. Рыночная экономика – это саморегулирующаяся экономическая система, в основе которой лежит производство товаров, их обмен в соответствии со спросом и предложениями в условиях свободной конкуренции. Институт рыночной экономики позволяет реализовать человеку свои частные интересы, обеспечивает путь к эффективному и динамичному хозяйственному развитию, создает

3. Наличие собственности на средства производства

4. Наличие высшего профессионального образования

93. К характерным признакам традиционного общества не относится

1. Синкретизм 2. Ручной труд

3. Коллективная собственность 4. Индивидуализм

94. «Набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом» (Э.Гидденс) – это…
1. Агрегат 2. Толпа 3. Группа 4. Коллектив
95.Главная особенность ____ – изолированность от институтов большого общества.

1. Нижнего слоя 2. Среднего слоя 3. Базового слоя 4. Андеркласса

96. Базисным элементом регулирования общественной жизни выступают социальные…
1. Группы 2. Организации 3. Институты 4. Процессы
97. В концепции Т. Парсонса процесс вещественно-энергетического взаимодействия с внешней средой, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется…
1. Адаптацией 2. Институциализацией 3. Консенсусом 4. Экономикой
98. В концепции Т. Парсонса процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами, называется
1. Адаптацией 2. Институциализацией 3. Консенсусом 4. Целедостижением
99. Группа лиц, объединенных общей работой или общими интересами, называется..
1. Коллективом 2. Коммуной 3. Объединением 4. Бригадой
100. Группа людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству, называется…
1. Коллективом 2. Сословием 3. Объединением 4. Классом
101. Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми, называется…
1. Семьей 2. Коллективом 3. Объединением 4. Коммуной
102. Набор критериев, который обычно выбирают для определения равенства или неравенства членов сообщества - это…
1. Следование нравственным идеалам 2. Самооценка индивида

3. Доход, образование, престиж, власть
4. Интеллект, размер собственности, профессионализм

103. Группа, поведение в которой регулируется нормативными документами, называется…
1. Нормативной 2. Формальной 3. Документальной 4. Творческой
104. Объединение, которое заявляет об общем для всех ее членов происхождении, общей истории, а также характеризуется чувством солидарности, – это ____ общность.



1. Массовая 2. Номинальная 3. Территориальная 4. Этническая

105. Данная социальная общность: лакцы, чеченцы, даргинцы выделена по признаку
1. Демографическому 2. Этническому 3. Территориальному 4. Функциональному
106. Данная социальная общность: москвичи, ярославцы, тверечи, пермяки выделена по признаку
1. Демографическому 2. Этническому

3. Территориальному 4. Функциональному
107. Данная социальная общность: мужчины и женщины выделена по признаку
1. Демографическому 2. Этническому 3. Территориальному 4. Функциональному
108. Если социальный институт неэффективен и его престиж в обществе падает, то говорят о ______________ социального института.
1. Конфликте 2. Дисфункции 3. Кризисе 4. Стагнации

109. Институционализация отношений между мужем и женой как гражданами государства, называется
1. Браком 2. Семьей 3. Союзом 4. Договором

110. Методологический подход к анализу общества, объясняющий социальные процессы и поведение человека воздействием ценностей, норм, правил называется _____ детерминизмом
1. Культурным 2.Экономическим 3. Технологическим 4. Социальным
111. Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется _______ детерминизмом
1. Культурным 2.Экономическим 3. Технологическим 4. Социальным

112. Методологический подход к анализу общества, согласно которому уровень развития науки и техники определяет социальные процессы во всех сферах общества, называется ________ детерминизмом
1. Культурным 2.Экономическим 3. Технологическим 4. Социальным
113. Наиболее эффективной формой организации М. Вебер считал…
1. Линейную 2. Рациональную бюрократию

3. Функциональную 4. Пирамидальную
114. Объединение в рамках социологии, в котором члены занимаются совместной деятельностью, проживают на одной территории и владеют собственностью в соответствии со своей идеологией, называется..
1. Коллектив 2. Группа 3. Коммуна 4. Партия

115. Основным ресурсом информационного общества является…
1. Знание 2. Люди 3. Телевидение 4. Институты
116. По своей социальной сущности постиндустриальное общество следует рассматривать как аналог ______ общества
1. Информационного 2. Социального 3. Правового 4. Социалистического
117. Приоритетное развитие сферы услуг и ее превалирование над промышленным и сельскохозяйственным производством характерны для ___________ общества
1. Капиталистического 2. Постиндустриального

3. Нового 4. Феодального

118. Процесс и результат появления в обществе социального института носит название…
1. Институциализации 2. Формации 3. Развития 4. Стагнации

119. Процесс правового и организационного закрепления сложившихся в обществе форм поведения в обществе −это
1. Институциализация 2. Формация 3. Развитие 4. Стагнация

120. Ряд лиц, занимающих одинаковый статус в обществе и ведущих сходный образ жизни, но не образующих отдельные группы − это _____ группа
1. Референтная 2. Статусная 3. Формальная 4. Неформальная

121. Семейная структура, состоящая из нескольких поколений родственников, проживающих совместно, называется семьей….
1. Патриархальной 2. Эгалитарной 3. Матрилокальной 4. Расширенной
122. Семьи, в которых решения принимает муж, называются
1. Патриархальной
123. Семьи, в которых супруги сохраняют равенство в принятии важных решений, называются
1. Патриархальной 2. Эгалитарной 3. Матрилокальной 4. Расширенной
124. Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

1. Коллективом 2. Общностью 3. Толпой 4. Организацией

125. Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями жены, относится к типу
1. Патриархальной 2. Эгалитарной 3. Матрилокальной 4. Расширенной
126. Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями мужа, относится к типу
1. Патрилокальной 2. Эгалитарной 3. Матрилокальной 4. Расширенной

127. Тип общества, для которого характерны: стандартизация производства, распространение средств массовой информации и массовой культуры, атомизация социальных отношений, называется
1. Массовое общество 2. Социалистическое общество

3. Современное общество 4. Капиталистическое общество
128. Функция семьи, благодаря которой происходит воспроизводство народонаселения, называется
1. Репродуктивная 2. Рекреационная 3. Воспитательная 4. Хозяйственно-бытовая

129. Функция семьи, благодаря которой происходит восстановление физических и духовных сил членов семьи, называется
1. Репродуктивная 2. Рекреационная 3. Воспитательная 4. Хозяйственно-бытовая

130. Функция семьи, благодаря которой происходит передача социального опыта, называется
1. Репродуктивная 2. Рекреационная 3. Воспитательная 4. Хозяйственно-бытовая

131. Группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит, называется …

1. Номинальной 2. Первичной 3. Внутренней 4. Малой

132. Функция семьи, благодаря которой происходит удовлетворение потребностей индивида и жизнеобеспечение членов семьи, называется
1. Репродуктивная 2. Рекреационная 3. Воспитательная 4. Хозяйственно-бытовая

133. Количество индивидов, которые переместились вверх по социальной лестнице за единицу времени: 1. Миграция 2. Объем мобильности 3. Этап мобильности 4. Размер мобильности134. В основе социальной стратификации заложена идея… 1. Дифференциации труда 2. Социального неравенства 3. Разности в доходах 4. Эгалитаризма135. В рамках вертикальной мобильности принято выделять _____________ мобильность.

1. Горизонтальную и вертикальную 2. Восходящую и нисходящую

3. Индивидуальную и групповую 4. Горизонтальную и социальную

136. В теории конвергенции утверждается, что происходит сближение двух типов общества… 1. Социалистического и коммунистического 2. Тоталитарного и демократического 3. Капиталистического и социалистического 4. Монархического и анархического

137. Стратификация общества представляет собой …
1.Процесс повышения разнородности общества
2.Процесс освоения индивидами социальных норм 3.Процесс социализации индивидов в обществе

4. Процесс расслоения общества 138. Критерием стратификации не является ______ 1. Образование 2. Доход 3. Интеллект 4. Власть139. Процесс массового обнищания больших социальных групп, слоев населения, называется 1. Криминализация 2. Эгалитаризм 3. Пауперизация 4. Маргинализация 140. Процесс перемещения людей внутри страны или за ее пределы с целью постоянного проживания или работы, называется… 1. Миграция 2. Эмиграция 3. Маргинальность 4. Мобильность141. Процесс перемещения людей за пределы своей страны с целью постоянного проживания или работы, называется 1. Миграция 2. Эмиграция 3. Маргинальность 4. Мобильность142. Процесс потери классовых признаков, разрыва социальных связей, сопровождающийся криминализацией и состоянием хронической нищеты, называется 1. Миграция 2. Эмиграция 3. Маргинальность 4. Люмпенизация 143. Канал вертикальной циркуляции это: 1. Социальный лифт 2. Социальная машина 3. Вертикальный лифт 4. Горизонтальный лифт144. Степень различий в получении материальных и духовных благ (доход, власть, престиж, образование и т.д.) называется социальным… 1. Неравенством 2. Конфликтом 3. Дифференцированием 4. Разделением 145. Такой набор социальных ценностей, как зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство, - характерен для социального института… 1. Политики 2. Семьи 3. Государство 4. Экономики

146. Поляризация общества представляет собой…
1.Общественное разделение труда 2.Политизацию общества

3.Усиление различий в обществе доходящее до их противоположностей
4.Усиление различий в социализации индивидов

147.Отношения структурной зависимости основаны на…
1. Различиях мотивов власти и подчинения 2 .Различии в статусах
3.Различиях в потребностях индивидов 4.Различиях в социальных ролях

148.Форма социального взаимодействия между членами группы, исключающая отношения подчинения называется …
1.Субординация 2.Реординация 3.Конфликт 4.Координация
149.Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию целедостижения− это подсистема …
1.Экономическая 2.Нормативно-правовая 3.Культурная 4.Политическая

150.Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию интеграции − это подсистема …
1.Экономическая 2.Нормативно-правовая 3.Политическая 4.Культурная

151.Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию «удержания образца− это подсистема…
1.Культурная 2.Экономическая 3.Политическая 4.Нормативно-правовая

152. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1. Дисфункцией 2. Девиацией 3. Явной функцией 4. Латентной функцией

153. Специфика кастовой стратификационной системы общества выражается в том, что…
1.Касты являются открытыми социальными группами

2. В кастовой системе отсутствуют механизмы вертикальной социальной мобильности
3.Касты являются взаимопроникающими социальными группами
4.Касты формируются на основе горизонтальной дифференциации общества

154. Рассеянное в пространстве множество людей, которые обладают сходными интересами в отношении некоторого объекта, – это …
1. Класс 2. Страта 3. Толпа 4. Общественность

155.В концепции Т. Парсонса, процесс определения задач, на которые направляется социальная активность являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …
1.Изоляцией 2.Интеграцией 3.Целедостижением 4.Адаптацией

156.В концепции Т. Парсонса, процесс сохранения ценностных образцов и регулирования напряжения являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …
1.Изоляцией 2.Интеграцией 3.Адаптацией 4 .Латентностью

157.Государство отличается от общества тем, что…
1.Обязательно присутствует элемент насилия
2.Имеет территориальные границы и публичную власть
3.В любом государстве есть столицы, в то время как существуют деревенские сообщества
4.В обществе преобладают частные интересы, в государстве - общие

158.К характерным признакам индустриального общества относится …
1.Концентрация производства и населения
2. Медленное развитие техники и технологий
3.Общинная собственность на землю 4.Преобладание сферы услуг

159.К характерным признакам индустриального общества относится…
1. Система ценностей, ориентированная на накопление сокровищ
2.Система ценностей, ориентированная на брак и семью система
3.Система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональность
4.Система ценностей, ориентированная на непосредственное потребление

160.К характерным признакам традиционного общества относится
1.Система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональностей 2.Урбанизм
3.Массовое потребление4.Преобладание натурального хозяйства

161.Характерным признакам традиционного общества является (-ются) …
1.Система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональность
2.Индивидуализм 3.Преобладание мелкосерийного производства

4.Отношения личной зависимости

162. Деление общества на сословия является примером…
1.Горизонтальной дифференциации 2.Социальной сегментации
3.Социальной стратификации 4.Культурной ассимиляции

163.К характерным признакам постиндустриального общества относится …
1.Преобладание в экономике сельского хозяйства
2.Преобладание в экономике тяжелой промышленности

3.Преобладание сферы услуг в экономике
4.Преобладание в экономике легкой промышленности

164.К характерным признакам постиндустриального общества относится …
1.Развитие государственной бюрократии 2.Развитие тоталитарных институтов

3.Развитие и совершенствование демократических институтов
4.Деиндивидуализация личности

165.Отличие индустриального общества от традиционного состоит в том, что …
1. Развивается торговля между городом и деревней
2.Господствуют общинные принципы социальной жизни

3.Центрами социально-экономической жизни являются промышленные предприятия
4.Производство ориентировано не на объем, а на качество продукции

166.Типы обществ на основе античного, азиатского, феодального и капиталистического способов производства выделял...
1.М. Вебер 2.К. Маркс 3. Г. Зиммель 4.Дж. Гелбрейт

167. Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _____ системы стратификации.

1. Рабовладельческой 2. Классовой 3. Кастовой 4. Сословной

168.Какое влияние оказывает каждый из социальных институтов на отдельную личность −...
1.Повышает уровень индивидуальности личности

2.Стремится подчинить поведение личности институциональным нормам
3.Создает референтные личности 4.Повышает уровень активности личности

169.Выполнение какой функции социального института основано на передаче социального опыта−…
1.Интегративной 2.Статусной 3.Регулятивной4.Транслирующей

170.Основополагающий структурный признак социальной организации − это …
1.Мобильность 2.Доминирование 3.Равенство 4.Иерархия

171.Социальная организация чаще всего приобретает структурную форму …
1.Шара 2.Куба 3.Параллелограмма 4.Пирамиды

172.Характерной чертой теоретической модели бюрократии, согласно концепции М. Вебера является
1.Межличностные отношения 2.Морально-психологическое единство
3.Функциональная готовность действовать

4.Наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации

173.Какой элемент из перечисленных необходим для формирования социальной организации...
1. Неблагоприятные факторы внешней среды

2.Этническая идентичность членов сообщества

3 .Общие цели 4.Общая территория

174. Процесс изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах и взаимосвязей между ними социологи называют …
1.Групповая статика 2.Групповая динамика
3.Групповая дискретность 4.Групповая дисперсия

175.Семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении называется ….
1.Нуклеарная семья 2.Расширенная семья
3.Пунулуальная семья 4.Полигамная семья
176.Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется …
1.Моногамия 2 .Полиандрия 3.Полигамия 4.Полигиния

177 Референтная группа выполняет по отношению к индивиду функцию, которая
1.Осуществляет контрольные функции 2.Осуществляет функцию дезинтеграции

3.Является основой формирования социальных установок
4.Осуществляет функцию социальной мобильности

178.Тип брака, к которому можно отнести гарем турецкого султана XVI века – это…
1.Полигиния
2.Полиандрия
3.Моногамия 4.Последовательная моногамия

179.Функция социального института образования связанная с отбором наиболее одаренных индивидов называется …
1.Функция селекции 2.Функция мобильности
3.Функция социализации 4.Функция интеграции
180.Функция социального института образования связанная с передачей социального опыта, социальных норм и ценностей называется …
1.Функция интеграции 2.Функция социализации
3. Функция селекции 4.Функция мобильности

181.Функция социального института образования связанная с профессиональной подготовкой и формированием социально-профессиональных групп называется …
1.Функция социализации 2. Функция селекции
3.Функция интеграции 4.Функция мобильности

182.Специфическая особенность первичной группы заключается в том, что…
1.Для членов группы важна общая цель

2.Отношения между членами группы носят неформальный характер
3.Первичные группы основаны как на формальных, так и неформальных отношениях
4.В группе существует четкое разделение на социальные статусы и роли

183.Социальная группа − это …
1.Социальная общность взаимодействующих индивидов
2. Социальная общность, объединенная по территориальному признаку
3.Социальная общность, объединенная по одному или нескольким признакам
4.Люди со сходными психологическими характеристиками

184.Характеристикой вторичной группы не являются …
1.Специализированные цели 2.Опосредованные социальные контакты
3.Личностные эмоциональные отношения

4.Формализованные отношения социальной организации

185.В характеристикам первичной группы не входят (-ит) …
1.Непосредственные эмоциональные контакты 2.Специализированные цели
3.Социализирующее влияние на индивида 4.Неформальная социальная организация

186.Референтная группа выполняет по отношению к индивиду функцию, которая
1. Осуществляет контрольные функции 2.Осуществляет функцию наказания
3.Осуществляет функцию социальной мобильности

В результате освоения дайной главы студент должен:

знать

  • сущность социальной эффективности инновационного развития предпринимательских организаций;
  • показатели, характеризующие социальную эффективность инновационного развития предприятий;

уметь

  • определять интегральный показатель социального эффекта от внедрения инноваций;
  • рассчитывать обобщающие показатели, характеризующие социальный эффект организационно-технического развития предприятий;

владеть

Социальная сфера в условиях рыночных отношений

В условиях перехода к рыночной экономике социальные аспекты в сфере производства явно недооцениваются. Уже в начале экономических реформ четко проявился курс на упразднение социального сектора предприятий: закрывались дошкольные учреждения, спортивно-оздоровительные комплексы. При этом не ставился вопрос об обеспечении безубыточного их функционирования, а с молчаливого согласия федеральных служб и местного самоуправления объекты социальной сферы продавались, закрывались, растаскивались.

Безработица обусловила дешевый рынок трудовых ресурсов, что круто изменило отношение предпринимателей к кадрам. В свою очередь, это порождает ответную негативную реакцию работающих. Утратили значимость коллективные договоры на предприятиях, роль профсоюзных организаций сведена к минимуму, несвоевременная выплата заработной платы – все это отрицательно сказывается на уровне организации труда и производства. Однако недооценка кадровой политики является недопустимой ошибкой, имеющей экономические и социальные последствия.

В мировой практике высокоразвитых стран приоритеты инвестирования ориентированы на удовлетворение ряда общественных потребностей – развитие жилищной индустрии, совершенствование инфраструктуры и сферы услуг. Формируется новая модель развития, главным приоритетом в которой является повышение качества жизни, включая оздоровление и улучшение условий труда и экологии, повышение качества медицинских услуг, производство экологически чистых продуктов питания, обеспечение социальной и личной безопасности и условий для развития и самореализации личности.

Для российской экономики крайне сложно, на данном этапе развития, сочетать обеспечение экономического роста и повышение качества жизни. Но это архиважная проблема и решать ее нужно, с этой целью необходимо разрабатывать концепции и программы (федерального и регионального уровня) научно-экономического развития.

Именно инновационная деятельность обеспечивает условия совершенствования производственных отношений, изменяет формы организации, условия, характер и содержание труда.

В результате социальных последствий инновационной деятельности создаются условия активизации деятельности человека, что в конечном итоге прямо или косвенно влияет на подъем экономики. Социальные последствия инновационной деятельности неоднозначны, и поэтому их следует оценивать в зависимости от достижения цели научно-технического развития. Так, внедрение компьютерного оборудования и информационных технологий обусловливает применение высшей стадии автоматизации производства. Но при этом одновременно возрастает сложность производственных процессов, меняются функции рабочего, его роль в производстве. Автоматизация и роботизация облегчают труд, но и повышают ответственность рабочего, требуют специальной производственной культуры и интеллекта, постоянного повышения уровня знаний.

Воздействие инноваций на структуру интенсивного труда работающих довольно сложно и противоречиво. В условиях технического совершенствования производства одновременно со снижением затрат физической энергии и облегчением труда увеличиваются умственные и нервные нагрузки. Таким образом, возникают противоречия между ускорением преобразования производственных процессов, увеличением потока информации и ограниченными физическими и психофизиологическими способностями человека.

Различные социальные последствия оказывают неодинаковое влияние на экономическую эффективность, увеличивая ее или снижая. Однако социальные воздействия инновационной деятельности, как правило, поддаются регулированию, в результате чего снижаются отрицательные воздействия и усиливаются положительные. В этом заключена одна из особенностей управления социальным развитием отдельных предприятий и отраслей.

Целенаправленные воздействия на социальные последствия инновационной деятельности должны обеспечивать повышения социального эффекта.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...