Олег попов юрий никулин конфликт. Юрий Никулин – некоронованный король комедии

В моем детстве было два клоуна.
Вчера последний из них умер.

Для меня Попов и Никулин воспринимались как один человек: Клоун. И лишь многие годы спустя я узнал, что ни о какой дружбе между ними речь не заходила.
Была неприкрытая вражда.
Их отношения напоминали качели типа «самолет - пароход», когда то один взмывает вверх, то другой.

Фото взято с сайта 1001.ru
Сперва наверху оказался Попов. Он пришел ассистировать клоуну Карандашу, когда из коллектива последнего со скандалом ушли Никулин и Шуйдин.
У Карандаша Попов тоже долго не задержался. Он создал оригинальную маску клоуна, - рыжий, в клетчатой кепке, необыкновенно добрый и пластичный. Попова выпустили за границу и началось! Сама английская королева дала ему прозвище «Солнечный клоун». Попов стал лицом Советского цирка в Европе.
При этом он был на десять лет младше Никулина, который к моменту всемирной славы Попова еще не нашел свою маску.
Тогда - то и возник конфликт.
Клоуны не «поделили имущество».

Вот что рассказывал сын Никулина:

«Отец с шуйдиным на заре своей карьеры поехали на гастроли в Ленинград. На следующий после их выступления день в газете написали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они полностью повторили репертуар Олега Попова». Олег Константинович гастролировал в Ленинграде накануне, и, конечно, у зрителей была возможность сравнить. Отец с Шуйдиным, приехав в Москву, тут же пошли к цирковому начальству: «Как же так, мы придумали репризы первыми, и про нас же гадости пишут?! что нам делать?!», а начальство в ответ: «Ну, набейте Попову морду!»

Попов выдвигал встречные обвинения. Якобы это Никулин использовал его репризы. В том числе, ставшую визитной карточкой Попова, «Луч света».

На это обвинение отвечала жена Никулина. Какой-то, блин, семейный подряд.

«Когда Попов говорит, что «Никулин использовал его репризы», это неправда. Был такой автор - Михаил Татарский. Он опубликовал сборник придуманных им реприз, замечу, не предназначавшихся никому из клоунов конкретно, в том числе ставшую потом знаменитой репризу «Луч света», которую поставили и Олег, и Юра с Шуйдиным. Но если Олег Попов в концовке забирал этот лучик для себя и уносил, то у Никулина и Шуйдина реприза заканчивалась словами: «А это - вам!» Луч света выбрасывался в зал, и в зале вспыхивал свет. Таким образом, она принимала совершенно другое звучание»

Положение дел исподволь менялось. Никулина открыл кинематограф. После роли Балбеса он стал фетишем, маркой, гербом этой страны.
Именно образ Балбеса внес окончательные коррективы в клоунскую маску Никулина.
Зритель пошел в цирк именно на него.

Теперь они были в равной весовой категории. Но у каждого был плюсик, которого другой был лишен.
Попов мог только мечтать о ролях, которые доставались Никулину в кино. Никулин вышел за пределы цирка, состоявшись как драматический артист. Он снимался у Тарковского, Германа, Ролана Быкова.
Попов пытался этот «плюсик» обратить в «минус».

«Никулин популярность получил только благодаря кино. Я не говорю, что это плохо. Все, что он сделал в кинематографе, - прекрасно. Но он не такой цирковой, как я. На проволоке не ходил, не жонглировал, на руках не стоял, не прыгал… Только ля-ля-ля и анекдоты»

Попов за пределы цирка не вышел, но зато славу имел мировую. В Мюнхене и Брюсселе в его честь названы улицы. Попов внесен в книгу рекордов Гиннесса как самый популярный клоун планеты.
Никулин выступал за границей без особого успеха.
Этот «плюсик» Попова он пытался обратить в «минус».

«Олег Попов - это явление в цирке Запада. Там в клоунаде застой: пожилые клоуны в дедовских костюмах, а он показал нового клоуна»

Как хотите, а первая фраза здесь ключевая. Или пророческая.
«Олег Попов - это явление в цирке Запада»
Чего явлению Запада делать в России?

Никулин оказался наверху, когда его назначили директором цирка на Цветном бульваре. Попов попал в распоряжение давнего недоброжелателя. Это не замедлило сказаться.

По словам Попова Никулин «… не подпускал меня к московскому цирку на пушечный выстрел... Говорю: «Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике». А меня на пять лет «ссылают» в цирки сибирские».

Окончательную точку в отношениях и показе «кто есть кто» поставил юбилей Попова. Юбилей выпал на время «обнуления» всех достижений. Значение стали иметь только деньги, административный ресурс. У директора цирка было и то, и другое. Он не разрешил всемирно известному коллеге праздновать в «своем» помещении.

«Хотел на Цветном бульваре отметить шестидесятилетний юбилей, Никулин не разрешил, сославшись на обвалившийся потолок. Но потолок-то обвалился в кассе, при чем здесь манеж!», - в сердцах говорил Попов.

Справедливости ради надо заметить, что среди прочих Попова с юбилеем поздравил и Никулин. Произошло это в Большом московском цирке. Никулин вышел в компании Вицина и Моргунова с речёвкой: «Будь здоров, Олег Попов!».

Вскоре после юбилея клоун эмигрировал.

Никулин умер в 1997, передав пост директора цирка сыну.
Что опять обидело Попова:

«Разве я не смог бы быть директором цирка на Цветном? Ну ладно - был Никулин, но почему после него его сын - директор? Он же к цирку никакого отношения не имеет! Из ныне живущих у меня самый большой стаж работы на манеже - 57 лет»

Поставлена последняя точка этого спора.
Осталось лишь воспоминание о празднике.
Остальное - неважно.
Пересмотрю я, пожалуй, сегодня «Солнце в авоське», теле - фейерверк, представляющий Олега Попова.
Свыше тридцати лет ведь не видел…

В КАКОЙ бы компании ни появился Юрий Никулин, его всегда просили рассказать анекдот: "Вы же клоун. Может, как-нибудь пошутите?" "А вы чем занимаетесь?" - однажды поинтересовался у желающего послушать анекдоты Никулин. "Я - генерал артиллерии", - ответил тот. "Ну так, может, вы нам сейчас что-нибудь выстрелите?"

18 декабря Юрию Никулину исполнилось бы 85 лет. Смешные и трагичные истории из жизни великого артиста "Суперзвёздам" рассказал директор "Музея трёх актёров" Владимир Цукерман.

ЕСЛИ бы Никулин не поступил в студию клоунады, вполне возможно он стал бы милиционером. "Вы фронтовик, награды имеются, давайте к нам! - предлагали ему в органах. - Иначе привлечём за тунеядство".

Вернувшись в 1946 году с войны, Никулин три месяца не работал и не учился, а все его попытки поступить в театральные и кинематографические вузы заканчивались неудачей. "Вы нефотогеничны, ваше лицо будет плохо отпечатываться на киноплёнке", - сказали ему во ВГИКе. Не взяли Никулина и в ГИТИС, и в Щепкинское, и в Щукинское училища. Он пытался попасть во вспомогательный состав Театра им. Моссовета к Юрию Завадскому, но и там получил отказ. Зато оказался в студии клоунады.

"ОН У ВАС ЧТО, ПРИПАДОЧНЫЙ?"

ПЕРВЫЙ раз Юрий Никулин попал в цирк в пятилетнем возрасте. Ему так понравилось, что он захотел стать клоуном. Мама сшила ему костюм из ситца с жёлтыми и красными цветами. Из гофрированной бумаги сделала воротник-жабо, из картона - маленькую шапочку с кисточкой, на тапочки пришила помпоны. "В таком виде я пошёл в гости к девочке, у которой устраивали костюмированный вечер, - напишет потом Никулин в своей книге "Почти серьёзно". - Кто-то из ребят оделся врачом, кто-то изображал подснежник, одна девочка пришла в пачке и танцевала. А я - клоун и понял, что должен всех смешить. Вспомнив, что, когда клоуны в цирке падали, это вызывало смех у зрителей, я как только вошёл в комнату, тут же грохнулся на пол. Но никто не засмеялся. Я встал и снова упал. Довольно больно ударился (не знал я тогда, что падать тоже надо умеючи), но, преодолев боль, снова поднялся и опять грохнулся на пол. Падал и всё ждал смеха. Но никто не смеялся. Только одна женщина спросила маму:

"Он у вас что, припадочный?" На другой день у меня болели спина, шея, руки, и первый раз я на собственном опыте понял - быть клоуном непросто".

НАГОНЯЙ ОТ КАРАНДАША

В ОЧЕРЕДНОЙ раз Никулин убедился, что клоуном быть совсем непросто, когда впервые вышел на манеж Московского цирка. Он уже работал в группе клоунов под руководством знаменитого Карандаша. Заболел один из артистов, и на арену выпустили молодого Никулина. Он вышел на манеж и... начал крутиться по нему, от шока не зная, в какую сторону говорить. Пока вертелся, забыл то, что хотел сказать.

Театральные актёры знают, насколько сложно работать на манеже. За твоей спиной нет стены. Нужны особая пластика и органика, чтобы тебя видели и слышали все зрители цирка. Молодого Никулина тогда выручил ведущий Александр Буше: "Вы хотите показать фокусы?" - "Да". - "Ну так идите за кулисы и несите аппаратуру". Никулин убежал за кулисы, где на него буквально набросились другие артисты. Кто-то подбадривал, кто-то ругал.

Никулин резво выскочил из-за кулис, надел на кого-то из клоунов воронку с водой, эффектно раскланялся и убежал. Только водой облил не того, кого надо... За что и получил потом нагоняй от Карандаша.

Вскоре у Никулина появился новый постоянный напарник Михаил Шуйдин, с которым они проработали вместе 35 лет. Когда Шуйдин только думал о том, идти ему работать в цирк или нет, он решил посоветоваться с Никулиным. Юрий Владимирович, как всегда, ответил анекдотом: "Жених спрашивает у раввина: "Жениться мне или нет?" "Делай, что хочешь, - сказал ему раввин. - Всё равно пожалеешь".

Они были идеальными партнёрами. Но не друзьями. Шуйдин всего один раз зашёл в гости к Никулину, да и то лишь для того, чтобы занести паспорт для загранкомандировки.

"ОЛЕГ ПОПОВ ОБИДЕЛСЯ"

С ОЛЕГОМ Поповым Никулин тоже познакомился у Карандаша. Они даже дружили. Но потом между клоунами пробежала чёрная кошка. Приезжает Никулин в какой-нибудь город, а зрители над его репризами не смеются. Что такое? Почему? И ему рассказывают, что в городе только что был Олег Попов и показывал именно эти сценки. Олег Попов воровал у Никулина репризы! А кому такое понравится? Когда Юрий Владимирович высказал "солнечному клоуну" своё недовольство, тот только хмыкнул: "А мне всё равно".

В 1956 году Попов поехал в составе группы цирковых артистов на заграничные гастроли. Королева Бельгии, увидев на манеже весёлого простачка, не скрывая восторга, воскликнула: "Ой, солнышко из России прилетело!" Вышла на манеж и публично поцеловала скомороху руку. "Солнечный клоун" стал безумно популярен в Европе.

В 1989 году Никулин открывал новый цирк и обещал, что возьмёт на работу Олега Попова. Но не сделал этого. Попов обиделся и начал хаять Никулина в прессе. Даже говорил, что эмигрировал за границу из-за Юрия Владимировича. Но это не совсем так.

Попов хранил все свои сбережения дома в железных банках из-под чая и кофе. Когда он был за границей, деньги обменяли, и он всё потерял. Потом поехал в Германию, где его труппу "кинул" импресарио. Другой цирк предлагал работу только через месяц. Что делать в чужой стране без денег и жилья? Попов нашёл в кармане телефон поклонницы, которая брала у него автограф в одном из немецких городков. И позвонил. Она пригласила в гости. Так он у неё и остался жить под Нюрнбергом. Женился, потом стал выступать вместе с ней (хотя девушка была на 36 лет моложе его и раньше работала в аптеке). Из-за границы Олег Попов продолжал ругать Никулина. За то, что тот был коммунистом. За то, что не умел жонглировать и ходить по проволоке. За то, что якобы незаслуженно получил звание Героя Социалистического Труда.

КОЛБАСА ИЛИ ЦИРК

ЕСЛИ цирк на Вернадского в своё время возводили 18 лет, то на Цветном бульваре построили за 2,5 года. Когда у Никулина спрашивали, патриотично ли то, что его строят финны, он отвечал: "Было бы менее патриотично, если бы в новый цирк пришли только наши внуки. Я 14 лет не проживу (именно такой срок устанавливали наши строители)". Что ещё любопытно: в 1939 году Никулин воевал с финнами, а ровно через 50 лет финны построили Московский цирк. Но, если бы не личное обаяние Никулина, вместо цирка за те 20 млн. долл. вполне могли построить два колбасных завода. Стоял именно такой выбор: колбаса или цирк.

Но Никулин был обласкан властями. Все наши генсеки и президенты считали за счастье поговорить с великим клоуном. А он был одинаков со всеми. И всегда пытался помочь другим. При мне Юрий Владимирович по телефону вызволял человека из тюрьмы, устраивал сына билетёрши на лечение в хорошую больницу. Когда завхоз цирка не мог решить вопрос с мороженым, Никулин звонил директору хладокомбината: "Вы Александр Владимирович, а я Юрий Владимирович. Мы с вами как братья..." И легко договаривался, чтобы в цирк присылали мороженое не в бумажных стаканчиках, от которых много мусора, а в вафельных.

"ПЬЯНИЦА С УЛИЦЫ"

ЮРИЙ Владимирович рассказывал мне забавный случай. Он вместе с женой ехал на дачу, и вдруг по дороге заглохла машина. Как только супруги остановились в какой-то деревеньке, их тут же обступили местные женщины и долго не отпускали любимого актёра. Татьяна Николаевна не выдержала: "Юра, хватит, пошли уже". Но сельчанки не унимались: "А-а, сама попользовалась, дай и другим попользоваться".

С техникой Никулин всегда был на "вы", и автомобиль у него вечно ломался. Лев Дуров рассказывал, как Юрий Владимирович приехал на съёмки фильма "Старики-разбойники". "Дайте нам ключи от машины", - говорят ему рабочие. "Зачем это?" - "Ну дайте". Когда съёмки закончились, Никулин сел за руль, завёл машину... Ничего не понимает: двигатель не тарахтит. Сунулся под капот - все запчасти новые. За день рабочие, которые были его поклонниками, успели их заменить.

При этом слава принесла и массу неудобств. "На пляж не сходить, не позагорать, - жаловался мне Никулин. - Только начну раздеваться, народ вокруг: "Ой, смотрите, у Никулина трусы в горошек". И на свой любимый футбол он уже не мог спокойно ходить. "Все наблюдают не за матчем, а за тем, как я реагирую". Приходилось смотреть футбол по телевизору.

Многие зрители даже считали, что он вовсе не артист, а так "какого-то пьяницу с улицы пригласили". Настолько был убедительным образ Балбеса. Никулин, конечно, выпивал, но всегда знал меру. Как-то Юрий Владимирович признался мне, что однажды вышел на манеж в стельку пьяным. Это было в Париже. Его, Игоря Кио и Михаила Шуйдина пригласила на встречу Екатерина Фурцева. "Давайте коньяку выпьем", - предложила министр культуры. "Да вы что, нам вечером на арену". "Я министр или нет? Приказываю!" - говорит Фурцева. Больше никогда в жизни они не выходили на манеж такими пьяными.

"ФЕЙЕРВЕРК ТИПА САЛЮТ"

КИНЕМАТОГРАФ долго не принимал Никулина. Он ходил на пробы, но его часто не утверждали. Сам Никулин рассказывал, что раз десять смотрел фильм "Русский вопрос", в котором снялся в массовке. Но так себя и не разглядел. В 1958 году он наконец снялся в эпизоде картины "Девушка с гитарой", где сыграл пиротехника. Помните его фразу "Самодельный фейерверк типа салют"?

Пиротехника нарядили в красную рубаху, на голову надели маленькую кепочку и дали в руки чемоданчик. Никулин предложил обуть его в кеды. И сам купил их в магазине.

Почему именно кеды? "Мне показалось, что герой немного чокнутый, - говорил Юрий Владимирович. - Я думал, что он должен ходить плавно и обязательно в кедах". Мало того, Никулин придумал заменить слово "взорвать" на "вжихнуть" и предложил внести в сценарий новый элемент: "После взрыва пиротехник исчезнет, и его начнут искать, а вместо него найдут на полу кепочку..." Режиссёр согласился.

Но актёр Никулин и на этом не остановился. Это он придумал поджигать "самодельный фейерверк типа салют" не спичками, а папироской, взятой у кого-нибудь из членов комиссии.

Снятый эпизод настолько понравился, что для пиротехника решили написать ещё одну сцену - взрыв в музыкальном магазине.

Никулин придумал и третий эпизод: в конце фильма показывают здание, в окнах которого горит свет. В подъезд входит пиротехник, а через пару секунд во всех окнах свет гаснет. И по городу мчится пожарная машина...

Но режиссёр идею не поддержал: "Не стоит, пожалуй. У нас и так перерасход плёнки. Придётся выбивать пожарную машину, а в смету она не заложена".

"ЛИЦО ВЫГЛЯДИТ ГЛУПЕЕ"

ИМЕННО в роли пиротехника в фильме "Девушка с гитарой" Никулина впервые увидел Леонид Гайдай. И пригласил его на роль Балбеса в свою короткометражную комедию "Пёс Барбос и необычный кросс". "Пусть вам приклеят большие ресницы, - предложил режиссёр, - вы начнёте хлопать глазами, и от этого ваше лицо будет выглядеть ещё глупее".

Кстати, сначала в состав актёрской троицы Гайдай пригласил Георгия Вицина, Михаила Жарова и Сергея Филиппова. Первым от своей роли отказался Жаров. "Что это? Буду я вам бегать по полям, прыгать с деревьев! Возьмите кого помоложе". Филиппов после прочтения сценария тоже заартачился: "Не могу сниматься. Надо срочно выезжать в Новгород, тётка под трамвай попала". Причём в Новгороде никогда не ходили трамваи. Согласился один Вицин. На роль Балбеса пробовались Борис Новиков, а на роль Бывалого - Иван Любезнов. Но, когда на пробы к Гайдаю привели Юрия Никулина, у режиссёра все вопросы отпали.

27 декабря 1960 года художественный совет "Мосфильма" утвердил состав исполнителей фильма "Пёс Барбос и необычный кросс". Так и родилась знаменитая тройка Вицин - Никулин - Моргунов.

Через несколько лет после выхода картины на экран Никулин гастролировал с цирком в одной скандинавской стране. Там его пригласили на приём в советское посольство. После торжества посол разговорился с Никулиным. "В моём кабинете в сейфе хранится кассета с вашим фильмом "Пёс Барбос...", - поделился с ним посол. - Перед началом переговоров мы показываем его иностранным дипломатам. Они чуть не плачут от смеха. После этого с ними легче договориться. Не поверите - подписывают все бумаги".

"ТАМ МЁРТВЫЙ НИКУЛИН!"

НИКУЛИН всегда активно принимал участие в съёмках. В "Операции "Ы", например, придумал сцену, в которой Балбес засовывает палец в рот скелету - и тот его закрывает. Преобразил и сцену боя Балбеса с Шуриком на рапирах. Сделали десяток дублей, но Гайдай был всё недоволен. И вдруг Никулин придумал: в кульминационный момент, когда Шурик протыкает Балбеса, включить жалостливую музыку. И пусть под неё из раненой груди потечёт кровь, которая впоследствии оказывается красным вином.

Парадокс, но чем успешнее становились работы Гайдая, тем хуже к нему относились коллеги по киностудии. "Бриллиантовую руку", которая двадцать лет кормила весь "Мосфильм", назвали чуть ли не худшим фильмом года. "Никакой актёрской игры, сплошные шаблоны, а песня "Про зайцев" - только для кабаков", - говорили критики.

Кстати, в "Бриллиантовой руке" снялись жена Никулина и сын Максим. Татьяна играла роль руководителя группы туристов, а сын - мальчика с ведёрком, которого Андрей Миронов встречает на острове.

Натурные съёмки "Бриллиантовой руки" проходили в Адлере. Съёмочная группа жила в гостинице "Горизонт", в подвале которой оборудовали костюмерную и реквизиторскую. В последней хранили "двойника" Никулина: сделанную из папье-маше фигуру Семёна Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты 500 метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович выпадал из "Москвича", подвешенного к вертолёту.

Чтобы фигура не пылилась, её накрыли белой простынёй. Однажды в подвал зашла уборщица, приподняла простыню и обомлела... Перед ней лежал Никулин. Уборщица побежала наверх с криками: "Там... Там... Мёртвый Никулин!" Через час весть о смерти артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась. И правильно сделал, потому что уже на следующий день "печальная" весть дошла до столицы.

"Бриллиантовая рука" была снята в 1969 году, а ровно через десять лет в "Музей трёх актёров" зашёл Никулин с гипсом на той же самой руке, которая была "сломана" в фильме. Повредил он её в Челябинске: выступал на сцене и упал в оркестровую яму. Никулин рассказывал, как толпа мальчишек на улице кричала от восторга: "Ура! Будет вторая серия!" - а он, корчась от боли, шёл на перевязку.

Жёны Никулина и Гайдая когда-то были одноклассницами и даже сидели за одной партой. Нина Гребешкова потом вспоминала, что как-то ещё до образования знаменитой троицы она шла по улице и встретила Таню Покровскую с каким-то странным типом: высоким и совсем некрасивым. "Познакомься, это мой муж", - представила Никулина Татьяна. Вот такие бывают совпадения. А спустя несколько лет Гребешкова узнала на съёмках в одном из актёров того самого мужа своей одноклассницы.

С Татьяной Никулин познакомился, когда только начал выступать в цирке. Она тогда училась в Тимирязевской сельскохозяйственной академии и как-то привезла для Карандаша дрессированную лошадку. А Никулин взял да и пригласил девушку посмотреть представление, во время которого, как назло, попал под лошадь. Он оказался в больнице, и Татьяна стала его навещать. А через полгода они поженились и прожили вместе почти полвека, до самой смерти артиста.

"КАК ПОПРОСИТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО УБЕЖИЩА?"

УДИВИТЕЛЬНОЕ дело, но при советском строе Никулин себя вёл очень вольно. Собирал и записывал политические анекдоты. В начале 70-х годов, в период самых яростных гонений на диссидентов, в Москву из Америки приехал Гарик Орбелян. Позвонил Никулину. "Гарик, приезжай!" - закричал в трубку Никулин. Через какое-то время раздался звонок с Лубянки: "Вашу встречу надо отменить". Никулин в ответ послал звонившего чекиста на три буквы... Потом опять звонок: "Полковник дал добро, встречайтесь".

Странно, но Никулин ничего не боялся. Рассказывал случай, как он с цирком летел на гастроли в Скандинавию. Естественно, с артистами был сопровождающий от КГБ, которого за глаза называли "Дзержинским". Никулин решил пошутить. Подозвал стюардессу и спрашивает: "А вы случайно не знаете, как по-английски спросить: "Как попросить политического убежища?" Девушка похолодела от ужаса и тут же донесла суть разговора "Дзержинскому". Тот бегом к Никулину: "Юрий Владимирович, что вы хотели узнать у стюардессы?" - "Хотел узнать, где лучше купить пальто для жены". А в это время самолёт уже собирались сажать...

БЫВАЛЫЙ С БАЛБЕСОМ ПОССОРИЛИСЬ

В ЗНАМЕНИТОЙ весёлой троице Георгий Вицин всегда стоял особняком и ни с кем особенно не шёл на контакт. А вот Бывалый с Балбесом сначала дружили. Но потом...

Моргунов любил пользоваться своей популярностью. Если Вицин категорически запрещал своей дочери Наташе просить у Никулина бесплатные билеты в цирк, то Моргунов регулярно брал у Юрия Владимировича пригласительный билет на два лица, а приводил в ложу дирекции человек двенадцать. Во всех магазинах и на рынках он тоже бесплатно "отоваривался" за троих, и часто ему это сходило с рук.

Как-то, выступая на Дальнем Востоке, он был "премирован" благодарными рыбаками огромным балыком, этак килограммов на восемь. Но "скромный" артист отказался от презента, сказав: "Я не имею права брать от вас такой дорогой подарок, зная о том, что мои друзья Вицин и Никулин рыбы не имеют". Ему дали ещё две рыбины. Такие шутки повторялись из месяца в месяц, из года в год.

Но последней каплей стало высказывание Моргунова в адрес Никулина в одной из газет: "Мы были в общей упряжке и вместе делали смех, но только он один получил Государственную премию, которую выклянчил в Министерстве культуры. Поэтому ни я, ни Вицин, ни оператор Бровин, ни художник Ясюкевич этой премии не получили". И пошло-поехало... Никулин ответил Моргунову в программе у Владимира Познера, а Моргунов усугубил сказанное в большом интервью уже другой газете, зацепив заодно и Вицина.

Недавно сын Моргунова Антон сказал: "Старики вели себя как дети. Всё вспоминали старые обиды". Для народа тройка Трус - Бывалый - Балбес была единой, дружной и весёлой. К сожалению, в жизни это было совсем не так.

- Олег Константинович, в прошлом году замдиректора «Росгосцирка» Александр Калмыков сообщал, что юбилей вы будете праздновать в Москве. Но до торжества всего несколько дней, а вы у себя дома, в Германии. Обида на Родину так и не прошла?

Про юбилей в Москве - это просто слухи. А обида никуда не делась. Столько замечательных артистов в России живут в нищете! И я бы жил на 3 тысячи рублей (750 грн. - Авт.). 40 лет собирал на старость - и все пропало с развалом СССР. Вот, например, Георгий Вицин, я его любил и люблю, а он умер в Москве в нищете, даже лекарств купить не мог. Никакое министерство культуры ему помочь не пожелало.

- Много говорили о вашей дружбе или, точнее, войне с Никулиным...

Его уже нет, и комментировать наши отношения я не хочу.

- Давайте тогда вернемся к хорошему. Какой день рождения вам больше всего запомнился?

Случалось и в самолете отмечать, и в поездах, и даже на подводной лодке. Сложно сказать, люблю ли я этот день. У него есть две стороны: черная и светлая. Черная - потому что детство все больше отдаляется, а светлая - я нашел любимую профессию, и она меня радует, несмотря на годы.

- Есть ли у вас время следить за событиями в России?

Да, а как же. Это ж моя родина, у меня там друзья. Например, я очень порадовался за Россию, когда выбрали Медведева. Молодой парень, а не старик, какие у нас были, - только кашляли и чихали, вместо того, чтобы руководить страной. Это раньше в Союзе был ориентир - непонятное светлое будущее, а нынче - сегодняшним жить надо, работать. Вот это по мне.

Лучшие дня

- А про новую украинскую власть что думаете?

Мне о ней рассказывает херсонский партнер Володя Фесенко. Помню такую историю: у него было кафе. Вроде бы и разрешили его открыть, но столько справок сделать надо и каждого «угостить», что прикрыл он это дело. Я так думаю, что вот примерно то же самое и в остальных сферах творится.

- Кстати, об украинцах. С братьями Кличко знакомы как с соседями «по Германии»?

О, да! Как же, мы большие друзья, на стене большой портрет наш совместный висит. Правда, в боксе я мало разбираюсь, но когда смотрю поединки, мне аж жалко иногда становится - славно им достается.

- А каково это - 60 лет подряд заниматься одним делом? Как заставить глаза гореть из года в год так же, как и в молодости?

Ой, ну вы меня прямо обижаете! Почему это «одним делом»? Я каждый раз выхожу на арену, вижу других зрителей - и играю всегда чуть-чуть по-другому. Хоть и даю по два выступления в день, не позволяю себе «заштамповываться». Нужно быть лучистым, как ребенок, - ну и что, что я прадедушка уже? Здесь много русских живет, подходят после представлений: «Ой, Олег Константиныч! Какая вам благодарность. Вы вернули наше детство». Вот для этого в репризах (их у меня около 200) постоянно меняем свет, музыку. Только так можно достичь совершенства. Это и называется «шлифовка».

- А отличаются ли как-то номера, созданные для советского зрителя, от тех, что делались уже здесь, в Германии, - для западного?

Нет, совсем ничем. У цирка нет языка и нет времени. Тут главное - трюк, а слов совсем мало - только когда тебя представляют. Но и этих слов конферансье ты можешь не понимать - просто услышишь свое имя, натянешь улыбку - и вперед. В нашем деле главное - здоровье, а остальное, как говорил Марк Местечкин (бывший главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре. - Авт.), купим в ларьке!

- У вас сейчас полугодичный отпуск. Чем занимаетесь?

Не поверите - работаю. Много езжу по мастерским, выбираю реквизит. Я ведь его привык сам делать, такое разве кому-то доверишь? Езжу по базарам (так Олег Константинович упрямо называет «фломаркты» - немецкие блошиные рынки. - Авт.) - это для меня истинное наслаждение. Я их «музеями» называю: ходишь, удивляешься, только там что-то купить можно, и это замечательно. Вот сейчас мне для номера нужна тоненькая тросточка, такая, чтоб сгибалась. Где найти? Только на барахолках. Или лампочки 3-вольтовые, или пропеллер… Таких, как мне нужно, и не выпускают уже нигде.

- Спустя 20 лет жизни в Германии по-немецки уже бойко разговариваете?

Габи с моей помощью выучила русский, так что дома мы на «могучем» говорим. А я на базары с собой такую книжку с переводами беру, знаете? Короче, голодным не останусь, а если надо - на пальцах объясню. Не зря же я столько лет пантомимой занимаюсь (смеется).

- А к чему чужеземному привыкнуть не можете?

Закон тут такой… ух! Один для всех. Знаменитый ты или простой человек, если нарушил правила движения - плати штраф. Водители, если уступишь дорогу, еще и ручкой помашут в благодарность. А дороги (мечтательно) - красота, как стеклянный пол. А вот ко вкусному пиву я привык очень быстро!

- Ностальгия по Москве не накатывает?

Ко мне в Канаде подошла женщина. Поздоровалась, говорит, что сама из Гомеля. И рассказывает, что в Канаде уже 15 лет живет, а ностальгия прямо, не поверите, замучила. Так она даже домой к семье ездила - ностальгия не унимается. Так вот, я считаю, что скучать можно тогда, когда все родные-знакомые - там, когда работы нет. Это не про меня - хандрить времени нет.

- А дочь ваша по стопам отца не пошла?

Очень хотел, чтобы Оля со мной выступала. Но я вечно в разъездах, ее бабушка воспитывала. А моя первая жена (Александра. - Авт.) была отличной скрипачкой, и дочь записывала в музыкальные школы. Оля аж пищала, так не хотела играть. Говорю ей, мол, вырастет, что-то не так в жизни пойдет, а ты, жена, виновата останешься. Так что сам никогда дочку на манеж не подталкивал. Как-то мы уехали на гастроли в Америку, Оля сама записалась в училище, и через четыре года начала танцевать на проволоке. Мы, как в моих мечтах, выступали в одной программе. Правда, сейчас она уже свое оттанцевала, живет тут же, в Германии, во Франкфурте с дочкой.

- Внук Евгений к цирку так же неравнодушен?

Нет, он упрямый. Когда был маленьким, несколько раз со мной выступил. А потом посмотрел, сколько клоунам платят, и не пошел в цирковое училище. Стал менеджером и сейчас живет в Москве.

- Кстати, об училищах. Если бы вы, сидя в жюри, увидели свою репризу в блестящем исполнении новичка, вы бы дали ему первое место?

Я бы сказал: «Отличный номер, потрясающий. Но это копия, а копия - это не достижение. На вас же никто ходить не будет!». Правда, иногда плагиат можно немножечко простить. Когда начинает работать творческий человек, он волей-неволей повторяет того, кого любит. Даже рука поднимается так, как поднимает кумир. Но со своими подражателями я пока не был знаком.

- Вы сейчас работаете в цирке, который называется «Великим русским государственным цирком». А какое на самом деле отношение к России он имеет?

Он не принадлежит стране, это точно. Просто собрана труппа именно российских артистов. Я ведь много с кем работал - и с французами, и с ирландцами, но они… не такие бесшабашные.

- У вас в шапито русский дух царит?

Нет, русский дух - это когда перепил. А у нас такого почти не бывает. Вот по молодости было, и это смотря в какую компанию попадешь. А то начнут: «Что ты, как маленький»... Попробуй откажись.

- В общем, вы в своей тарелке.

Да. Так и летаем…

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КЛОУНА: 30 КЕПОК И НОЖ ДЛЯ ХАРАКИРИ

Свою знаменитую кепку Олег Попов... нашел случайно в куче реквизита в 1953-м году. «Смотрю, она лежит». Популярной несколько десятилетий остается реприза «Луч». «Когда я выхожу на арену цирка, и солнечный луч светит на меня, то я в нем греюсь. Затем я его собираю в корзинку. А, уходя с манежа, я поворачиваюсь к зрителям и отдаю этот луч им», - пересказывает сценку юбиляр.

ПЕРВЫЙ. Олег Попова был первым советским клоуном, который поехал в заграничное турне. Его выступление в Лондоне произвело фурор, и именно там он получил прозвище Солнечный клоун. Гастроли в Японии запомнились курьезом: «Зашел в магазин, чтобы куртку на крупной молнии купить. Знаками показываю: нужна куртка, вжик-вжик, крупная молния! Наконец, до продавца-японца вроде дошло, сел на мотороллер и укатил. Через полчаса прилетает, улыбка до ушей. Протягивает коробку какую-то. Мы радостные открываем, а там... нож для харакири». А еще Олег Попов - первый клоун, в честь которого в СССР выпустили игрушки. Сейчас на аукционе такую фигурку можно купить минимум за 20 грн. А вот в Германии «Олега Попова» стали изготавливать уже после 1990-го года. Тут до сих пор продаются маски, статуэтки и даже куски мыла в форме юбиляра! К слову, немецким зрителям Олег Попов известен как Счастливый Ганс - псевдоним взят из сказок братьев Гримм.

НИКУЛИН. В одном из интервью Попов приоткрыл завесу над конфликтом с Юрием Никулиным: «Мое мнение: Никулин очень ко мне ревновал. Я имел большой успех на Западе, а он нет. Другого объяснения, почему он не подпускал меня к московскому цирку, не нахожу (Никулин руководил Московским цирком на Цветном бульваре с 1983 года. Попов эту должность получить не мог, так как был беспартийным. - Авт.). Говорю: «Мне обязательно нужно в Москве показываться на публике». А меня на пять лет «ссылают» в сибирские цирки. Хотел на Цветном бульваре отметить 60-летний юбилей. Никулин не разрешил, сославшись на обвалившийся потолок».

ПЕНСИЯ В ПОДАРОК. Уже после нашего разговора с артистом появилось сообщение о том, что в гости к Попову отправилась российская делегация. Она везет подарки: открытки, теплые варежки, клоунские - с задранными вверх носами - валенки и даже сертификат на владение 40 акрами земли на Луне. Но главное, ему везут новую цифру пенсии, но какова именно эта цифра, пока неизвестно.

ЖЕНА ГАБИ: «ОЛЕГ ГОВОРИТ, ЧТО ЕЩЕ НЕДОСТАТОЧНО СТАР ДЛЯ ГОЛЬФА»

До знакомства с Олегом Поповым Габриелла Леманн работала в аптеке, но цирк обожала: «У меня было хобби, большое, - с акцентом говорит она. - Жонглировать! Использовала все, что под руку попадется, даже пузырьки с лекарствами». В 1990 году она приехала из Германии в Австрию на гастроли Попова, подошла за автографом, а клоун у нее почему-то попросил телефон. «Я ту бумажку случайно потерял, но потом нашел в мусорной корзине, очень обрадовался, и позвонил», - вспоминает юбиляр. Через два года они сыграли свадьбу, ей было 30, ему - 62.

Сейчас, спустя 18 лет, они коллеги по цеху: «У нас есть несколько совместных реприз с животными. Правда, не с дикими, а с домашними, - смеется Габи. - Есть собачка и ручная крыса, лошади и пони. Я их дрессирую. А еще, если нужен костюм, помогаю с эскизами». А иногда помогает и с сюжетами: «Но его, как и всех мужчин, надо хвалить. Не важно, моя это идея, или его, нужно быть дипломатичной и сказать: «Молодец, здорово придумал!» - кокетничает Габи. - Вот ему уже 80, а он очень в форме. Я, например, очень люблю оперу. Зову его: «Идем, послушаем». А он отвечает лукаво: «Не-е-ет, туда ходят старые люди». Или приглашают нас друзья в гольф поиграть, а Олег вертит головой: «Я еще не слишком стар».

В доме Поповых под Нюрнбергом сейчас полным ходом идет подготовка к юбилею: «Это будет маленький уютненький праздник. Только коллеги и семья - всего человек 40. На стол поставлю русские блюда, да еще, может быть, «айсбан» - немецкое национальное мясо с капустой - Олег его очень любит. И обязательно фрукты: в нашей деревне много вишен и яблок».

Юрий Владимирович Никулин (1921 – 1997) - великий советский клоун и актер. Его не приняли во ВГИК, заявив, что в нем «что-то есть», но играть в кино он не сможет. Никулин не верил ни в какие приметы, но не любил, когда в его присутствии свистели. Не обладая красивой внешностью и будучи ленивым от природы (так он сам о себе говорил), Никулин многого добился в жизни. Возможно, потому, что он был фантастически обязательный человек. В автобиографической книге «Почти серьезно» он сказал: «В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле» .

Родился великий клоун в городке Димитрове. Его мама была актрисой в драматическом театре, куда после демобилизации из Красной Армии устроился работать отец, Владимир Андреевич. Который вскоре организовал передвижной театр революционного юмора и был в нем главным постановщиком и артистом.

В 1921 году родился Юрий, и вскоре Никулины перебралась в Москву. Юрий уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. Его отец занимался кипучей деятельностью: писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка, вел театральный кружок в школе, где учился сын. Несмотря на то, что мать нигде не работала, родители постоянно обсуждали спектакли и игру актеров.

Под руководством Владимира Андреевича Юра принимал участие в школьных постановках, но вот учился средне. В престижной школе его продержали до 8 класса, а потом перевели в обычную школу. Чему он был несказанно рад, так как в ней учились ребята из его двора, и теперь можно было перелезать через забор, сокращая путь от дома.

В 1939 году, сразу после 9-го класса Юрий был призван в армию, в войска зенитной артиллерии. Он вспоминал: «Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги смешно болтались на тонких ногах…». Его дразнили – «Глиста в стакане». Но у Никулина-младшего было хорошее чувство юмора, и он не обижался, а смеялся вместе со всеми.

Когда началась война с Финляндией, Юрий Никулин написал заявление: «Хочу идти в бой комсомольцем». Бои шли совсем рядом, но зенитная батарея Никулина стояла в обороне Ленинграда, поэтому ему не удалось участвовать в боевых столкновениях. Как говорится, всю финскую войну «из-под пушек выгонял лягушек». Возможно, именно поэтому он не любил вспоминать годы войны, которую начал сержантом и закончил старшим сержантом. В апреле 1941 года его должны были демобилизовать, но 22 июня 1941 года началась война с немцами…

Никулин воевал в составе зенитной батарей, был контужен. Несмотря на то, что ему иногда было страшно, он переносил это внешне спокойно, но один случай долго не мог забыть. Это был первый убитый при нем человек. «Мы сидели на огневой позиции и ели из котелков. Вдруг рядом с нашим орудием разорвался снаряд, и заряжающему осколком оторвало голову. Сидит человек с ложкой в руках, пар идет из котелка, а верхняя часть головы срезана, как бритвой, начисто...». Победу Никулин встретил в Прибалтике, но был демобилизован лишь в мае 1946 года.

Служа в армии, он был незаменимым участником художественной самодеятельности и однополчане считали, что у него - талант комика. Летом 1946 года он подал документы во ВГИК, но экзаменационная комиссия вынесла вердикт, что Никулин не пригоден для кино, но, может быть, сгодится в театре. Тогда Юрий решил попытать счастье сразу в двух театральных заведениях: ГИТИСе и училище им. Щепкина при Малом театре, но его не приняли.

Помыкавшись по творческим училищам и студиям, Никулин в отчаянье пришел в студию при Ногинском театре, куда его приняли, но учиться в ней ему пришлось недолго. В сентябре 1946 года Никулин узнал, что производится набор в студию клоунады при Московском государственном цирке на Цветном бульваре. Его там приняли с распростертыми объятьями, отобрав из нескольких сот человек. В 1948 году он уже выступал на манеже.

В 1949 году Юрий Никулин познакомился с Татьяной Покровской, которая училась в Тимирязевской академии и увлекалась конным спортом. Однажды ей пришлось помогать клоуну Карандашу осваивать езду на смешном жеребенке-карлике по кличке Лапоть. Тогда в цирке она познакомилась с Никулиным. Однажды Юрий пригласил ее прийти на спектакль. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала зрителя и учил его ездить на лошади. Случайного зрителя играл Никулин. В тот день случилось непредвиденное - Никулин попал под лошадь и его увезли на «Скорой» в Склифосовского. Татьяна чувствовала себя виноватой и стала его навещать. А через полгода они поженились, в 1956 году родился из сын- Максим.

А в 1958 году Юрий Никулин впервые снялся в музыкальной комедии «Девушка с гитарой». Сценки с его участием были самыми смешными. Затем последовала роль в фильме «Неподдающиеся», который задумывался как серьезный рассказ о перевоспитании трудной молодежи. Но в процессе съемок Никулин создал столько комических эпизодов, что фильм превратился в комедию.

В начале 60-х Леонид Гайдай задумал комедию «Пес Барбос и необычный кросс». При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал: «В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Балбеса хотим предложить вам». Каждое утро Никулин приезжал на съемки фильма, а вечером выступал в цирке. Весь фильм был построен на веселых трюках и снимался, как говорится, «на одном дыхании». Никулина практически не гримировали, так как, по словам Гайдая, у него и так было смешное лицо. Актеру лишь приклеили большие ресницы. Короткометражка принеся настоящую славу и Леониду Гайдаю, и трем актерам: Никулину, Вицину и Моргунову. После фильма «Самогонщики» троица превратилась в культовый символ советского кинематографа.

В том же 1961 году Юрий Никулин снялся в первой своей драматической роли опустившегося Иорданова в фильме «Когда деревья были большими». Юрий Никулин вспоминал, что режиссер Кулиджанов просил его: «Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! Будьте сами собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов». Чтобы вжиться в роль, Никулин действительно ходил около пивных, мебельных магазинов, смотрел, примеривался... Однажды он приехал на съемочную площадку в гриме и хотел войти в магазин, где должен был сниматься эпизод фильма. Директор магазина не хотел пускать его. «Знаем мы таких артистов! С утра глаза зальют и ходят, «спектакли» разыгрывают! Иди прочь, пока я милицию не позвал!». Лишь заступничество режиссера помогло попасть на площадку.

Лучшей в творческой биографии Никулина стали драматическая роль в фильме «20 дней без войны» (1977 год), в которой он снялся с Людмилой Гурченко. Съемки проходили очень тяжело. Режиссер Алексей Герман порой доводил актеров до отчаяния, так как постоянно психовал и нервничал. Никулин несколько раз говорил с режиссером на повышенных тонах. Несмотря на то, что фильм стал настоящим шедевром, чиновники сделали все возможное, чтобы его посмотрело как можно меньше зрителей. Фильм прокатывали малым экраном.

По словам биографа Шахназарова, Гурченко во время съемок влюбилась в Юрия Никулина. Она смотрела на него с обожанием. Несмотря на то, что Никулин преклонялся перед Гурченко - артисткой, он не хотел оставаться с горячей женщиной наедине и попросил Шахназарова пожить с ним в номере.

Единственный человек, с которым у Никулина были отношения «не очень», был клоун Олег Попов. Они никогда не были врагами, но, как считает Шахназаров, Попов иногда завидовал Никулину и другим клоунам. Кроме того, некоторые пытались их стравить, передавая нечаянные фразы. Как в театре говорят: «Против кого дружите».

Однажды на 50-летие Попова, которое отмечалось в ресторане «Узбекистан», Агаджанов решил сблизить Попова и Никулина. Никулин согласился пойти на примирение и поехал на юбилей. Бывшие недруги пили, произносили здравицы и в конце концов остались вместе. Потом, увидев, что все разъехались, взяли такси и поехали в Попову. Утром, проснувшись на огромной кровати Попова, Никулин даже не сразу понял, почему рядом с ним мирно похрапывает Олег. Встав кое-как, они позавтракали яичницей и разъехались по делам.

Сам Никулин также иногда мирил людей. Долгие годы Никулин жил в уникальном доме, который сейчас весь увешан досками. Однажды Борис Ровенских, режиссер Валентин Плучек, актер Андрей Гончаров, которые друг друга терпеть не могли, ехали в одном лифте с Шахназаровым и Никулиным. Вдруг – стоп: погас свет! Вначале все напряженно молчали, и тогда Никулин стал рассказывать анекдоты и смешные истории. Все стали хохотать и вышли из лифта друзьями.

Немало о личной жизни комика поведала книга Владимира Шахназарова, которую он написал практически под диктовку артиста. Эта книга далась нелегко. Вначале пришлось долго уговаривать Никулина, потом - больше 2 лет работы над главами, потом - издание.

Шахназаров возмущался, когда редакторы пытались исправить отдельные фразы и главы, искажая действительность и здравый смысл. В первой главе была такая фраза – «Я сажусь в свою машину и еду к своим теткам». Редактор исправил – «Сажусь в старенький «Москвич» и еду к своим тетушкам». Никулин возмутился: «Какой к черту старенький «Москвич», у меня - «Волга»! «Никакого исправления», - заявил Никулин, увидев, что Шахназаров снял очки. Это по их договору означало: на правки не соглашаться.

Первый раз книжка вышла в издательстве «Молодая гвардия» и несколько раз переиздавалась. После каждого издания Шахназаров с Никулиным пили по рюмочке коньяка из заветной бутылки, купленной при первом издании. Когда Юрия Владимировича не стало, то на дне бутылки оставалась еще коньяка на одну рюмку...

Никулина хоронили несколько дней. Тысячи людей хотели прийти попрощаться с любимым клоуном. В Москве стояли огромные очереди, как когда-то в Мавзолей. Практически это был уникальный случай,до этого такого прощания были удостоены лишь два человека - Ленин и Сталин.

В колонках играет — Александр Рыбак.

Настроение сейчас — спокойное

Среди клоунов немало известных, популярных и любимых публикой. Но есть такие, чьи имена олицетворяют то искусство, которому они себя посвятили. Среди них и Олег Попов.

«Солнечный клоун» — так его называют во всем мире. Один из самых известных цирковых артистов СССР вот уже почти 20 лет работает за границей и не собирается возвращаться в Россию. Что стало причиной эмиграции и как ему живется на чужбине, выяснил корреспондент «Труда».

— Вы почти всю жизнь проработали в российском цирке и, только выйдя на пенсию, решили переехать. Наверное, тяжело в таком возрасте что-то кардинально менять, должна быть очень веская причина для подобного шага.

— И люди в Германии, и приезжающие из Москвы меня спрашивают, почему я не вернулся домой. Ответ многоэтажен. Я дитя войны. Начал работать в 11 лет, чтобы мы с мамой не умерли с голоду. Окончив в 1950 году цирковое училище, я ровно 40 лет отработал в Союзгосцирке, который потом стал Росгосцирком. В 60 лет я вышел на пенсию, отметив свой юбилей в цирке на проспекте Вернадского. В это же время я потерял жену, с которой прожил около 40 лет и очень тяжело переживал одиночество. Тогда, в начале 90-х, в стране начинались реформы, и меня, уже свободного пенсионера, пригласили в турне по Германии. Через год в Германии я встретил женщину, которая вскоре стала моей женой. Мы вместе почти 18 лет.

Не скрою, я был очень обижен, когда мне, народному артисту СССР, награжденному орденом Ленина и высшими наградами страны, была назначена минимальная пенсия. Речь идет не о деньгах — об оценке моего труда. На протяжении 40 лет я привозил в страну немалые деньги: из одной поездки до 5 миллионов долларов, хотя все мы, артисты советского цирка, получали 5-7 долларов за представление. Ни для кого не секрет, что мое имя составляло основополагающую часть этого успеха. Мы скрывали наши гонорары от иностранных коллег. Нам говорили, что на деньги, которые мы привозим, закупается зерно для страны в тяжелые годы.

— Ситуация в то время была непростая. Почти все учреждения переживали системный кризис, и, конечно, учреждениям культуры досталось особенно.

— Однажды мне приснилось, что я, уже абсолютно старый и седой, стою в переходе метро «Площадь Революции» и жонглирую колечками, чтобы заработать на кусок хлеба. То есть начал нищим во время войны в Салтыковке, нищим и закончил. Тогда мне предложили большое европейское турне и деньги, которых я не получил бы за год работы, хотя по европейским меркам это была средняя зарплата для обычного клоуна. Я согласился и в турне до сих пор.

Кое-кто говорит, что я уехал за деньгами. Но я никогда не был ханжой и как человек, реально голодавший в 40-х и начале 50-х, высшей ценностью в жизни ставлю хлеб.

— В прессе не раз обсуждалась ситуация вокруг капитального ремонта цирка на Цветном бульваре и конфликта, который якобы произошел между вами и Юрием Никулиным. Полагали, что причина отъезда заключается именно в этом. Так ли это?

— В конце 80-х цирки по всей стране сильно обветшали. Государство выжимало из них все, миллионы зрителей прошли через них, оставляя казне астрономические деньги и одновременно разрушая их. Но ремонтом тогда никто не занимался. В жутком аварийном состоянии находился и главный цирк Росгосцирка на Цветном бульваре.

Собрались все наши ведущие артисты и решили, что надо идти в правительство с просьбой о капремонте. С этой миссией делегировали меня, Юрия Никулина и Ирину Бугримову. Мы были у председателя Совета министров Н.И. Рыжкова. Он с пониманием отнесся к нашим чаяниям и тут же распорядился выделить на нужды цирка 26 миллионов долларов. И если бы ремонтом главного цирка страны не занялся лично премьер-министр, возможно, он так и простоял бы, как остальные цирки России, без капремонта. Тогда-то и назначили Юрия Никулина директором. Правда, мне он пообещал следующее: раз я участвовал в спасении цирка, то мне и работать на его открытии. Но на открытии работал какой-то малоизвестный клоун, а меня даже на премьеру не пригласили. Впрочем, это понятно: мы с Юрой всегда были конкурентами. Мое имя до сих пор широко известно на Западе, а Никулина там почти не знают. Но, отдавая уважение таланту и успеху Юрия Владимировича, я могу понять, почему он стал директором главного государственного цирка страны. Но есть вещи, которые я отказываюсь принимать.

— Что вы имеете в виду?

— Цирк на Цветном бульваре — это не просто здание, это национальное достояние России. Здесь столетиями выковывалась слава отечественного циркового искусства. Его до революции регулярно посещали члены императорской фамилии. В 20-е и 30-е годы завсегдатаями были Мейерхольд, Таиров, Луначарский, Горький, Булгаков, Оле-ша, Толстой. С удовольствием посещали его все руководители государства — Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Горбачев. В цирке выпускались все лучшие номера Советского Союза. Раньше сложно было уехать за границу, и главной мечтой любого артиста цирка было работать на этом манеже.

Здесь начинал и дошел до своей высшей славы Карандаш, начинали братья Запашные, Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, Валентин Филатов, Владимир Волжанский — для всех этот манеж был высшим пьедесталом, цирковым Олимпом. Я тоже приобрел мировую славу на этом манеже. И у меня в голове не укладывается, что этот цирк стал частным! Тем более я не понимаю, почему им руководит сын Никулина. По какому праву? У нас до сих пор еще есть в цирке имена, которые могут стать его символом.

Цирковые артисты живут очень тесной жизнью, и поэтому все всегда были в курсе личной жизни каждого. Скажу откровенно: все близкие люди сочувствовали Юрию Никулину, который жаловался, что сын с большим трудом поступил на журфак, у него были проблемы с учебой, да и с работой в дальнейшем неладилось. И только участие Юрия Владимировича помогло ему избежать массы неприятностей. Кроме того, артистам было известно о чрезмерном увлечении Максима алкоголем. В общем, чего только не вынес отец из-за него. И вот этого человека, который имел отдаленное представление о нашей работе, назначают директором цирка.

— По-вашему, передать цирк в частные руки было опрометчивым решением?

— Когда мне говорят, что цирк на Цветном бульваре, цирк Соломонского со 130-летней историей, стал частным, меня дрожь пробирает. Ведь его славу и престиж создавали целые поколения цирковых артистов. Здесь они разбивались, ломались, становились инвалидами или всемирно известными звездами.

Если уж таковы реалии и от этого никуда не деться, пусть на краю Москвы купят пустырь, построят на свои средства цирк и докажут всем, что они могут сделать. А то, прибрав государственный цирк с историей и именем, еще и учат нас работать.

Но истинное негодование у меня вызывают эти новые русские, которые большой ложкой поедают труд и доблесть артистов, включая и сегодняшних, — мне рассказали, какие копейки получают артисты на вынужденном простое. Они требуют налоговых льгот — просят льготы, которые даются лишь государственным предприятиям. Боюсь, что сэкономленные деньги пойдут не на зарплаты, а на личное обогащение.

Видеть эти безобразия и понимать, что ничего не можешь изменить, — вот моя главная боль. Кроме того, сейчас в цирке хотят инициировать новую волну приватизации и разорвать единую цепочку всех цирков страны. Я давно работаю на Западе и знаю, как эта система опасна для самих артистов: они становятся бесправными перед своими хозяевами. Пока это происходит только в Москве, а им хочется, чтобы уникальная цирковая система рухнула от Владивостока до Калининграда и во главе цирков стояли бы ловкие новоиспеченные псевдоуправленцы. Вот здесь-то и наступит конец великому русскому цирковому искусству. Доказательство этому, по-моему, цирк на Цветном бульваре.

— То есть частное управление в цирковом искусстве недопустимо?

— Поймите меня правильно: я не против частного цирка. Я и сейчас работаю в частном голландском цирке. Но он построен и передвигается по странам на деньги этих людей. А когда ты от папы получил наследство, сделал его частным и построил свое благополучие на крови, слезах и поте поколений русских артистов, это возмутительно. Я считаю, что цирк на Цветном бульваре должен быть государственным и возглавлять его должен выдающийся деятель цирка. Как в театре: есть менеджеры, но есть и его руководители — Табаков, Соломин, Доронина, Волчек. А заслуги Максима Никулина начинаются и заканчиваются только тем, что он сын Юрия Никулина.

— Следите ли вы за работой артистов цирка и программами, которые создаются в цирке на Цветном?

— Раньше здесь создавались лучшие номера и программы страны. А что сейчас? Друзья периодически привозят мне записи программ этого цирка. Одна хуже другой… Хотел сказать, куда смотрят Росгосцирк и Министерство культуры, да вспомнил: цирк-то частный. Вот к чему приводит руководство дилетантов. Они пытаются привлечь посторонних артистов, заманивают предложениями работать в Москве, а тем, конечно, охота показаться в столице: здесь и потенциальные импресарио, и газеты, и телевидение.

— Олег Константинович, вы уже долгое время живете за границей. Скажите, как вы себя там ощущаете?

— За все годы моих странствий я так и не изменил российскому гражданству. Горжусь тем, что я русский, и останусь им навсегда. Горжусь моей землей, культурой: нашими музеями, заповедниками, церквями, памятниками, театрами — всем, что составляет национальное достояние России. Убежден, что неотъемлемой частью этого является великое цирковое искусство и его большой бриллиант — цирк на Цветном бульваре. И справедливость когда-нибудь победит.

Олег Попов. НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, КЛОУН

Родился 31 июля 1930 года в д. Вырубово Московской области. Получил образование в Государственном училище циркового искусства. В1951 году дебютировал в качестве коверного клоуна. Создал артистический образ «Солнечного клоуна» — неунывающего паренька в полосатых штанах и клетчатой кепке. Среди лучших реприз- «Повар», «Свисток», «Луч». Артист принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы.

Призы и награды: кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара, завоевал почетный приз «Золотой клоун».

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...