Гены от отца или от матери. Знали ли вы, что интеллект передается по наследству от матери? Выводы для женщин

Вокруг этой темы столько споров, домыслов и ожиданий, что хочется узнать мнение специалистов. Мифы о выращивании интеллектуалов комментирует Надежда Зырянова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ имени М. В. Ломоносова .

Миф первый

Ум передается по наследству, а «плохие» гены не изменить. На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.

Насколько ребенок одарен интеллектуально, определить трудно, особенно когда он совсем маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития всех его природных способностей можно. Важность среды доказывает и такой факт: когда детей, чьи родные родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые могли предоставить этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приемышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.

Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ. Часть из них осталась еще на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошел в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.

Миф второй

Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше все пойдет само собой. Неправда. В одном исследовании американские психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда специальные занятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень постепенно снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.

Американцы говорят об интеллекте: «Use it or lose it» – используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.

Миф третий

Развивает ребенка только общение со взрослыми. Это утверждение верно для младенцев. Да, ребенок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.

Но позже, в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США возникла ситуация, которой не преминули воспользоваться ученые. Кеннеди решил объединить школы для черных и белых детей. До этого дети белых и черных американцев учились порознь. Белые родители штата Джорджия – потомки южноамериканских плантаторов – были категорически против такого нововведения. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети, а были они в основном из вполне благополучных, состоятельных семей, занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ (в США постоянно замеряют уровень интеллекта школьников) был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учебы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через 4 года.

Миф четвертый

Чтобы получить умного ребенка, надо развивать у него логическое мышление. Сотрудники кафедры психогенетики психологического факультета МГУ провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.

Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребенка. Наш известный психолог, исследователь мира детства Д. Б. Эльконин говорил: если ребенок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.

Миф пятый

Люди разных народов различаются по интеллекту. В США постоянно изучали и сравнивали интеллект представителей белой и черной рас. И раньше все время получалось, что у белых IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что черные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. Когда определили уровень интеллекта представителей черных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.

А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. И также в единых социальных группах различий не было.

Кстати

Американский ученый Дж. Р. Флинн подсчитал, что за вторую половину ХХ века уровень интеллекта всех жителей планеты возрос примерно на 20 баллов. Мы стали умнее. Объясняется это улучшением условий жизни, развитием здравоохранения, изменением структуры питания: мы стали больше есть белков и витаминов… И нашей богатой информационной средой: число образованных людей увеличивается, общая информированность населения растет.

Наша справка

Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.

Опыт мормонов. Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырех не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта уже наблюдается у второго ребенка, не говоря обо всех последующих.

Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые традиционно очень много занимаются своими детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счету они родились.

Темой интеллекта люди занимаются давно. Разум – это сложный комплекс особенностей, которые в значительной степени определяют индивидуальность каждого человека. Интеллектуальные люди часто слышат, что их способности – это дар от Бога. С другой стороны, менее удачливые лица утверждают, что не имели возможности развить свой ум. Как обстоят дела на самом деле? Насколько верна теория наследственности интеллекта?

Роль генов

Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.

По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев. Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи. В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.

Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта. Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов. Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен. В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.

Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом. В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%. Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.

Факторы, предопределяющие уровень IQ

За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери. Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела. Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.

Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.

Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.

Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.

Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.

Интеллект развивается главным образом у детей, имеющих прочную связь с матерями.

Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.

Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.

Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.

Происхождение интеллекта

Смелая мысль о том, что разум наследуется по женской линии, берет свое начало в текущих исследованиях, направленных на изучение темы от кого ребенок наследует интеллект. Как пишет журнал «New Scientist», группа немецких биологов впервые обнаружила, что средний интеллект у мужчин и женщин примерно одинаковый, но для первых характерен более широкий диапазон уровней , среди них больше умственно отсталых, но, в то же время, больше гениев.

Другим примечательным фактом является то, что от матерей чаще, чем от отцов, дети унаследуют психические отклонения. 30 лет назад американский биолог Роберт Лерке (Robert Lehrke) пришел к выводу, что многие «гены интеллекта» сосредоточены именно на женской половой хромосоме X.

Это мнение поддержали исследователи Университета Ульма У. Зехнер и Х. Хеймистер, опубликовав результаты своих работ в журнале «Trends in Genetics». Согласно ним, древние женщины, выбирая отцов для своих детей, активировали эволюционный процесс, приведший к фундаментальному развитию мышления, росту человеческого мозга. Только благодаря ним люди отдалились от других себе подобных из животного мира.

IQ меняется на протяжении жизни

Но следует сказать, что IQ не остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Показатель интеллекта варьируется в зависимости от среды, в которой он живет, воспитания, образования. Благодаря этим эффектам, человеческий IQ может колебаться как в плюсовом, так и в минусовом направлении. Однако эти колебания изменяют значения IQ в порядке единиц, а не десяток. Т.е. речь не идет о существенных изменениях.

Если ребенок рождается с более низким IQ, мыслительные свойства можно частично приобрести путем хорошего воспитания, образования.

Наследование IQ не означает гарантию интеллектуальных детей

Тот факт, что интеллект и IQ в основном наследственные, не является законом, гарантирующим рождение ребенка с интеллектом выше среднего у умных родителей. Да, у него будут лучшие предпосылки, чем у ребенка, рожденного у 2-х умственно отсталых людей. Но показатель IQ также зависит от других факторов и генов, которые дети могут брать от родителей. Таким образом, высокий интеллект обоих родителей не гарантирует значительный уровень разума у детей.

Аналогично, если у обоих родителей уровень IQ средний или низкий, это не значит, что они не могут произвести на свет современного Эйнштейна. Наследование интеллекта – сложный процесс, недостаточно изученный на сегодняшний день. Поэтому невозможно заранее сказать, будет ребенок иметь уровень интеллекта выше или ниже среднего.

Не переоценивается ли наследственность интеллекта?

Математика доказывает, что существует как минимум 2 вида бесконечности: актуальная и потенциальная. Потенциальная бесконечность – больше, чем актуальная». Интеллект любого человека может ассоциироваться с меньшей, актуальной бесконечностью: он ограничен, но в то же время потенциально бесконечен. Глупых людей не существует.

Некоторые теории утверждают, что интеллект в значительной степени (около 50-80%) врожденный, унаследованный. Что это значит? На практике, мало что. Наследование не появляется в вакууме, но в окружающей среде, в контексте образования. Человек, «врожденно глупый» в одной среде, может быть «врожденно умным» в другой.

Как это возможно? Представьте себе красивую розу в саду. Являются ли красивые цветы результатом генетики или окружающей среды? Если оба фактора действуют отдельно, это можно легко протестировать. Посадите рядом с розами кактус, который весной сгниет, максимум, доживет до осени и замерзнет. Одинаковая среда с другим результатом предполагает влияние генетического фактора, подумаете вы.

Но это не так. Повторив эксперимент не в своем саду, а в субтропическом климате, вы получите совершенно противоположный результат: красивый цветущий кактус и засохшие розы. Следовательно, гены и окружающая среда (воспитание) влияют не по отдельности, а в сочетании.

Хорошая забота о растении способна лишь частично улучшить ситуацию в неприемлемой среде. Точно так же бесконечные курсы IQ не сделают из глупца гения без определения причины препятствия, торможения. В контексте нашей цивилизации этот фактор заключается не в нехватке воды, питательных веществ, тепла, но в разрушительных внутренних процессах – в теле, мозгу, стиле мышления каждого человека.

Один из наиболее важных факторов – стресс и связанная с ним физическая активация, подходящая для борьбы или побега, но непригодная для интеллектуального действия. Стресс вызывает ряд физиологических процессов, которые, среди прочего, уменьшают кровоток в мозге, стимулируют активацию нервных центров, предназначенных для мгновенных реакций; преобладают рефлексивные реакции, импульсивность, эмоции. В то же время, префронтальные части коры головного мозга, необходимые для типичных человеческих способностей, приглушаются.

Роль стресса в повседневной жизни хорошо иллюстрируется поливагальной теорией Поржеса – теорией 3-х разных реакций на стресс, связанных с деятельностью блуждающего нерва (nervus vagus). В спокойном состоянии блуждающий нерв посылает сигналы в мозг, что все в порядке; человек хорошо воспринимает свое окружение, чувствует себя комфортно, все в его теле работает надлежащим образом.

В случае повышения стресса выше определенного уровня человек «переключается» на эволюционно старший режим, реагирует симпатической активностью. Тело в течение нескольких сотен лет цивилизации не осознало, что большинство нынешних стрессоров и угроз требует совершенно иной реакции, чем те, которых человек достиг на протяжении миллионов лет эволюции. При стрессе замедляется пищеварение, ускоряется дыхание и сердцебиение, увеличивается потоотделение – человек всеми доступными средствами готовится к физической активности, необходимой для борьбы или побега.

Обнаружение того, что ни борьба, ни побег не помогут, человек падает на исторически самую старую стадию, обездвиживается. При отсутствии возможности убежать или победить, последнее, что остается – сдаться, надеяться, что угроза пройдет. В этом или предыдущем состоянии разум не находится на высоте, интеллектуальные и социальные возможности ограничены.

Существенная часть человеческой глупости в определенный момент не связана с абстрактным «недостатком IQ», но с ограниченной способностью использовать свое мышление. Важнейшую роль в этом играет восприимчивость к стрессу. Получается довольно банальный результат: успокойтесь – и поумнеете.

Выводы

Итак, что взять из имеющихся знаний о том, как передается интеллект по наследству? В развитии интеллекта играют роль как генетические, так и экологические факторы, но мнения специалистов в отношении их процентного соотношения сильно различаются. Как правило, каждый человек имеет врожденную тенденцию двигаться к определенному значению IQ, а окружающая среда влияет на степень, в которой он к этому уровню приближается.

Сегодня большинство ученых согласны с тем, что факторы развития интеллекта – это сочетание генов, образования и окружения. Следовательно, IQ зависит от генов, унаследованных от родителей, качества и безопасности окружения. Влияние на интеллект имеет также качество пищи (достаточное количество питательных веществ, витаминов). Было доказано, что присутствие некоторых вредных веществ в почве и в воздухе в месте проживания детей влияет на уровень IQ.

Жизнь каждого человека начинается с момента слияния двух половых клеток, материнской и отцовской гамет, содержащих хромосомы. Хромосомы несут гены, и каждая из них - свой собственный набор, они перераспределяются случайным образом, образуя новые сочетания. Так получаемся непохожие друг на друга мы!

Современный американский исследователь, один из ведущих специалистов в области генетики поведения, Роберт Пломин, утверждает, что каждый из нас - это уникальный генетический эксперимент, который никогда больше не повторится. Даже вероятность того, что дети одних и тех же родителей получат одинаковый набор генов, равняется одному шансу на 64 триллиона возможностей. Исключение составляют близнецы, но и там нет стопроцентного совпадения по генетическому набору.

Не так давно еще бытовало мнение, что по материнской линии передается здоровье, а по отцовской - интеллект, но пытливые умы ученых не останавливались на исследованиях. И вот какие интересные выводы они получили: доказано, что среди женщин преобладает средний уровень интеллекта, а среди мужчин часто встречаются отклонения и в ту и в другую сторону. Почему так происходит?

Оказывается, ученые провели первое масштабное генетическое исследование на этот счет и пришли к выводу, что сила интеллекта наследуется по линии как раз матери, а не отца, как считалось ранее.

ТАК ЧТО ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, СУЩЕСТВОВАВШИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДОЛГИХ ВЕКОВ, ТЕПЕРЬ ОБЯЗАНЫ ИСЧЕЗНУТЬ.

Именно гены матери, как выясняется, отвечают непосредственно за развитие коры головного мозга, а отца - за развитие лимбической системы. Иными словами, от мамы вы взяли интеллект, от отца - свое типичное эмоциональное состояние.

Более того, некоторые другие исследования показали, что люди наследуют интеллект матери, потому что гены интеллекта расположены на хромосоме X.

Гены, «транслирующие» по наследству дары разумности, расположены в X-хромосомах. У женщин таких хромосом две (XX), а у мужчин - всего одна (XY), поэтому гены, ответственные за интеллект, у женщин более активны, а папа-гений может передать свой высокий IQ дочери, но никак не сыну.

Интеллект передается по Х хромосоме. Если рождается дочь, то интеллект от гения -отца однозначно передастся ей в гены вместе с той же хромосомой Х, которая определяет ее пол. Ведь у неё будет две Х хромосомы: одна - отцовская, а вторая - какая-то одна из материнских. Потому сыновья, которые проявили недюжинные способности и таланты - только своей матери обязаны за этот дар!

Но есть и другие факторы

Недавно исследователи из Университета Ульма в Германии обнаружили, что генетика не единственная причина развитого интеллекта. На то, умны вы или нет, оказали влияние и другие факторы.

Главный такой дополнительный фактор - степень привязанности к матери, особенно в возрасте до двух лет . Дети, которые регулярно играли с ними в сложные игры, требующие распознавания символов, впоследствии вырастали в более умных взрослых, чем большинство их сверстников.

Второй фактор - это любовь . Если эмоциональные потребности детей в возрасте до 13 лет удовлетворялись почти полностью, в их гиппокампе образовывалось на 10% больше клеток, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

Теперь ученые говорят, что интеллект лишь на 50% зависит от генетики , а в остальном - от окружающей среды.

Невероятные факты

Родители любят представлять, как будет выглядеть их будущий ребенок .

Унаследует ли он мамины глаза или папин нос? Существуют ли какие-то определенные черты, которые мы получаем от каждого родителя?

Генетика – интересная и очень сложная вещь. Ребенок получает 23 хромосомы от матери и 23 – от отца, и существует множество вариантов того, как они будут сочетаться, и каким будет конечный результат.

Хотя генетическое влияние в целом равноценно со стороны обоих родителей, многие ученые приходят к выводу, что отец порой оказывает большее влияние, чем мать .


© rajjawa / Getty Images

Темный цвет глаз, такой как карий и черный является доминантным, в то время как светлый цвет глаз, например, голубой, является рецессивным.

Обычно ребенок наследует доминантный цвет глаз родителей. Так, например, если у папы карие глаза, а у мамы голубые, то ребенок, скорее всего, будет кареглазым .

Но так происходит не всегда. Если у отца рецессивный цвет глаз, например, голубой или зеленый, у ребенка больше шансов унаследовать цвет глаз отца.


© Rohappy / Getty Images

Что может быть прелестнее ямочек на щеках, и если у вашего отца были ямочки, велика вероятность того, что ребенок родится с такими же милыми ямочками.

Ямочки на щеках являются доминантной чертой , и их появление связано с расположением мышц на лице.


© SEInnovation / Getty Images

У каждого человека свои уникальные отпечатки пальцев, и они не повторяются у родителей и у детей. Однако существует генетическая предрасположенность в отношении отпечатков пальцев.

Отпечатки отцов и детей хоть и никогда не бывают одинаковы, очень похожи. Посмотрите на руки ребенка, и вы увидите похожие завитки или дуги и у отца .


© CloserToInfinity / Getty Images

Генетика играет большую роль в том, какие черты лица или соотношение этих черт появятся у ваших детей.

Дети склонны наследовать симметрию лица отца , и если, глядя на вашего сына или дочь, вы отчетливо видите его отца, то для этого есть своя причина.


© evgenyatamanenko / Getty Images

На рост ребенка оказывают влияние гены обоих родителей, однако отец играет большую роль в том насколько высоким или низким будет ребенок . Если отец высокий, то дети тоже будут высокими, может быть не такими высокими, как отец, если мать низкого роста, но тем не менее.


© Czanner / Getty Images

Вес в большей части определяется генетикой, и существует связь между весом родителей, а в особенности отца, и весом детей, когда они повзрослеют.

Интересно, что вес отца может влиять на вес ребенка при рождении . Так, если гены отца выражены во время беременности и внутриутробного развития ребенка, то гены матери могут быть подавлены в какой-то степени.


© Marina_Di / Getty Images

Как и в случае с глазами, доминантные и рецессивные гены оказывают большое влияние на цвет волос.

Темные волосы являются доминантными , и если у вашего отца темные волосы, то у вас они тоже, скорее всего, будут темными.

Более того, гены отца играют решающую роль в том, какой будет текстура волос ребенка . Если у отца кудрявые волосы, то маловероятно, что у ребенка будут прямые волосы.


© pecaphoto77 / Getty Images

Что касается формы и размера губ, гены отца могут существенно повлиять на эту черту. Полные губы являются доминантной чертой , и если у отца полные губы, то у ребенка тоже, скорее всего, будут полные губы.


© alexandramalyck

К сожалению или к счастью строение зубов, а также проблемы, связанные с ними, это наследственная черта. Если у отца были плохие зубы, то вероятно ребенку тоже придется столкнуться с проблемами.

Знали ли вы, что существует ген, отвечающий за появление щербинки между зубами ? Если у вашего отца была щель между зубами, не удивляйтесь, если унаследуете такую же.


© nikitabuida

Если отец любит рисковать, то это может наложить отпечаток на личность будущих детей. Считается, что личность человека в какой-то степени предопределена с рождения.

Так, например, существует ген, отвечающий за поиск новизны и склоняющий человека к рискованному поведению . Человек, который склонен к авантюрам, скорее всего унаследовал эту особенность от отца.


© RimDream / Getty Images

Хотя не существует определенного гена, отвечающего за чувство юмора, существует ряд генов, которые определяют склонность к остроумию .

Конечно, чувство юмора является социальной чертой, и если родители любят подшучивать друг над другом и смеяться, то ребенок тоже будет веселым.


© Goodshoot / Photo Images

Потенциал интеллекта ребенка также в больше степени определяется генетикой, а именно интеллектом отца.

Текст: Евгения Кеда, консультант - Александр Ким, доктор биологических наук, заслуженный профессор МГУ

Однажды к известному английскому писателю Бернарду Шоу обратились с необычной просьбой - поклонница убеждала его… сделать ей ребенка. «Вы только представьте себе, малыш будет такой же красивый, как я, и такой же умный, как вы!» - мечтала она. «Мадам, - вздохнул Шоу, - а что, если получится наоборот?»

Конечно, это исторический анекдот. Но ведь наверняка современная наука может с большой вероятностью предсказать, что именно передается по наследству от родителей, что унаследуют сын или дочка - способность к математике или к музыке.

Что передается по наследству: роль хромосом

Из школьной программы по биологии мы точно помним, что пол ребенка определяет мужчина. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, рождается девочка, если Y-хромосому - мальчик.

Доказано, что Х-хромосомы несут в себе гены, в большей степени отвечающие за внешность: форму бровей, овал лица, цвет кожи и волос. Потому логично предположить, что мальчики, обладающие одной такой хромосомой, скорее унаследуют внешность мамы. А вот девочки, получившие ее от обоих родителей, в равной степени могут оказаться похожи как на мать, так и на отца.

Комментарий эксперта: «На самом деле Х-хромосома, которую получают мальчики, всего лишь одна из 46, имеющихся в генетическом коде. И во всех 46 хромосомах есть гены, отвечающие за самые разные признаки. Таким образом, мальчики совсем необязательно получаются похожими на маму».

! С большой вероятностью передаются по наследству : рост, вес, отпечатки пальцев, предрасположенность к депрессиям.

! С небольшой вероятностью передаются по наследству : застенчивость, темперамент, память, пищевые пристрастия.

Что передается по наследству: побеждает сильный?

В том же учебнике четко написано: гены делятся на доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). И у каждого человека в равной степени есть и те и другие.

Например, доминантен ген кареглазости и рецессивен - светлоглазости. У кареглазых родителей с большей вероятностью родится такой же темноглазый ребенок. Однако не нужно думать, что появление голубоглазого потомка в такой семье исключено вовсе. И мама, и папа могут нести в себе рецессивный ген светлоглазости и в момент зачатия передать именно его. Шансов, конечно, мало, но они есть. Тем более что за каждый признак со стороны родителя отвечает не один ген, а целая группа, и комбинации здесь многовариантны.

К сильным, чаще всего наследуемым генам, относятся темные и курчавые волосы, крупные черты лица, массивный подбородок, нос с горбинкой, короткопалость. У двух блондинов карапуз, скорее всего, будет белобрысым. А вот у брюнетки и блондина - темно-русым (средний цвет между мамой и папой). Иногда совершенно неожиданно ребенку передаются по наследству черты далеких родственников. Ничего удивительного в этом нет, вероятно, в предыдущих поколениях данные гены проигрывали в неравной борьбе, а тут оказались доминантными и победили.

Кроха внешне совсем на вас не похож? Присмотритесь повнимательнее. Возможно, у него ваша мимика: он так же морщит лоб, когда задумывается, выпячивает губу, когда обижается. Скажите, он вас копирует? И да, и нет. Замечено, что слепые дети, которые никогда своих родственников не видели, тем не менее довольно точно повторяют их жесты и выражения лица.
Наверное, многие замечали, что у одних и тех же родителей первый ребенок - вылитый папа, второй - необычайно похож на маму, а третий - копия дедушки. В данном случае речь идет о расщеплении генов. Среда и семья одна и та же, но комбинации генов, получаемые родными братьями и сестрами, абсолютно разные.

Комментарий эксперта: «Сами родители вряд ли смогут вычислить, что передастся по наследству ребенку. Совершенно необязательно, что у темноволосых мамы с папой родится такое же темноволосое чадо, а у светловолосых - светловолосое. В данном случае большое влияние оказывает родословная человека, история предков с обеих сторон. Разобраться поможет специалист-генетик, но и ему придется серьезно углубиться в семейное древо».

Что передается по наследству: внешность ребенка

Рост спрогнозировать тоже достаточно трудно. Если родители очень высокие, малыш, скорее всего, тоже вымахает с коломенскую версту. Папа крупный, а мама миниатюрная? Ребенок наверняка остановится на среднем показателе. Однако большое влияние оказывают и правильное детское питание , и достаточный сон ребенка, и активные занятия спортом, и даже климат.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....