Основные тенденции развития современного мира кратко. Глобальные мировые тенденции в экономике и политике

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых, жизненно важных общечеловеческих проблем, успешное решение которых требует объединения усилий всех государств. Это проблемы, от решения которых зависит дальней­ший социальный прогресс, судьбы всей мировой цивилизации.

К ним относят, в первую очередь, следую­щие :

· предотвращение угрозы ядерной вой­ны;

· преодоление экологического кризиса и его последствий;

· разрешение энергетического, сырьевого и продо­вольственного кризисов;

· сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами “третьего мира”,

· стабили­зация демографической ситуации на планете.

· борьба с транснациональной организо­ванной преступностью и международным терроризмом,

· ох­рана здоровья и предотвращения распространения СПИДа, нар­комании.

Общие особенности глобальных проблем состоят в том, что они:

· приобрели поистине планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы народов всех государств;

· угрожают человечеству серьезным регрессом в дальней­шем развитии производительных сил, в условиях самой жизни;

· нуждаются в неотложных решениях и действиях по пре­одолению и предотвращению опасных последствий и угроз жиз­необеспечению и безопасности граждан;

· требуют коллективных усилий и действий со стороны всех государств, всего мирового сообщества.

Проблемы экологии

Неудержимый рост производства, последствия научно-технического прогресса и неразумного природопользования сегодня ставят мир перед угрозой глобальной экологической катастрофы. Детальное рассмотрение перспектив развития человечества с учетом актуальных природных процессов приводит к необходимости резкого ограничения темпов и объемов производства, ибо их дальнейший бесконтрольный рост может толкнуть нас за черту, за которой уже не окажется в достаточном количестве всех необходимых ресурсов, необходимых для жизни человека, в том числе чистого воздуха и воды. Общество потребления , сформировавшееся сегодня, бездумно и безостановочно растрачивая ресурсы, ставит человечество на грань мировой катастрофы.

За последние десятилетия заметно ухудшилось общее со­стояние водных ресурсов - рек, озер, водохранилищ, внутренних морей. Между тем глобальное потребление воды удвоилось меж­ду 1940 и 1980 гг., и по оценкам специалистов, вновь удвоилось к 2000 г. Под влиянием хозяйственной деятельности происходит истощение водных ресурсов , исчезают малые реки, сокращается водоотбор в крупных водоемах. Восемьдесят стран, на которые приходится 40% населения Земли, испытывают в настоящее время нехватку воды .

Остроту демографической проблемы нельзя оценить, абст­рагируясь от экономических и социальных факторов. Сдвиги в темпах роста и структуре населения происходят в условиях со­храняющихся глубоких диспропорций в размещении мирового экономического Соответственно, в странах с большим экономическим потенциалом неизмеримо выше общий уровень расходов на здра­воохранение, образование, сохранение природной среды и, как следствие, продолжительность жизни намного выше, чем в груп­пе развивающихся государств.

Что же касается стран Восточной Европы и бывшего СССР, где проживает 6,7% населения Земли, то они от­стают от экономически развитых стран в 5 раз

Социально-экономические проблемы , проблема возрастающего разрыва между высокоразвитыми странами и странами третьего мира (т.н. проблема `Север - Юг`)

Одними из серьезнейших проблем современности являются проблемы социально-экономического развития. Сегодня налицо одна тенденция - бедные беднеют, а богатые богатеют . Так называемый `цивилизованный мир` (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 26 государств - примерно 23% мирового населения) на данный момент потребляют от 70 до 90% производимых благ.

Проблема взаимоотношений `Первого` и `Третьего` миров и получила название проблемы `Север - Юг`. Касательно нее существует две противоположных концепции :

· причиной отсталости стран бедного `Юга` является так называемый `Порочный круг бедности`, в который они попадают, и зачёт чего не могут начать эффективное развитие. Многие экономисты `Севера`, приверженцы этой точки зрения, считают, что в своих бедах виноват сам `Юг`.

· что основную ответственность за нищету стран современного `Третьего мира` несет именно `цивилизованный мир`, ибо именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы, и, естественно, эти страны оказались в заведомо более выгодном положении, что сегодня позволило им сформировать т.н. `золотой миллиард`, погрузив в пучину бедности все остальное человечество, нещадно эксплуатируя как минеральные, так и трудовые ресурсы стран, оказавшихся не у дел в современном мире.

Демографический кризис

В 1800 г. на планете было лишь около 1 млрд. людей, в 1930 - 2 млрд., в 1960 - уже 3 млрд., в 1999 человечество достигло 6 млрд. Сегодня население земли возрастает на 148 чел. в минуту (247 рождаются, 99 умирают) или на 259 тыс. в день - таковы современные реалии. При этом рост населения в мире происходит неравномерно . Доля развивающихся стран в общей численности жителей планеты возросла за последние полвека с 2/3 почти до 4/5. Сегодня человечество стоит перед необходимостью контроля за ростом населения, ибо число людей, которое способна обеспечить наша планета все же ограничено, тем более, что возможный недостаток ресурсов в будущем (о котором речь пойдет ниже) вкупе с огромной численностью людей, населяющих планету, может привести к трагическим и необратимым последствиям.

Другой крупный демографический сдвиг – быстрый процесс “омоложения” населения в группе развивающихся государств и, наоборот, старения жителей развитых стран. Доля детей до 15 лет за первые три послевоенные десятилетия увеличилась в большинстве развивающихся стран до 40-50% их населения. В результате в настоящее время именно в этих странах сосредото­чена наибольшая часть трудоспособной рабочей силы. Обеспечение занятости огромных трудовых ресурсов развиваю­щегося мира, особенно в бедных и беднейших странах, является сегодня одной из острейших социальных проблем подлинно меж­дународного значения.

В то же время увеличение продолжитель­ности жизни и замедление темпов рождаемости в развитых стра­нах привели здесь к существенному увеличению доли престарелых людей , что повлекло за собой огромную нагрузку на пенсионную, здравоохранительную и попечительскую системы. Правительства оказались перед необходимостью выработки но­вой социальной политики, способной решать проблемы старения населения в XXI в.

Проблема исчерпаемости ресурсов (минеральных, энергетических и иных)

Научно-технический прогресс, давший толчок развитию современной промышленности потребовал резкого увеличения добычи самых различных видов минерального сырья. Сегодня с каждым годом возрастают объемы добычи нефти, газа, и других полезных ископаемых . Так, по прогнозам ученых, при нынешних темпах разработки запасов нефти хватит в среднем еще на 40 лет, запасов природного газа должно хватить на 70 лет, а угля - на 200 лет. Здесь следует учитывать, что сегодня человечество получает 90% энергии за счёт теплоты сгорания топлива (нефть, уголь, газ), причем темпы потребления энергии постоянно растут, и рост этот происходит не линейно. Так же используются и альтернативные энергоисточники – ядерная, а также ветровая, геотермальная, солнечная и другие виды энергии. Как видно, залогом успешного развития человеческого общества в будущем может стать не только переход к использованию вторичного сырья, новых источников энергии и энергосберегающих технологий (что, безусловно необходимо), но, в первую очередь, пересмотр принципов, на которых строится современная экономика, не оглядывающаяся ни на какие ограничения в плане ресурсов, кроме тех, которые могут потребовать слишком больших денежных затрат, которые не оправдаются в последствии.

Современная мировая экономика является закономерным результатом развития производства и международного разделения труда, вовлечения в мировой процесс воспроизводства все большего числа стран. В течение всего XX в. шло расширение и углубление международного разделения труда на всех уровнях - от регионального, межрегионального до мирового. Международное разделение труда представляет собой специализацию стран на производстве определенных товаров, которыми государства торгуют друг с другом. Возрастает специализация и укрепляется кооперация. Эти процессы перерастают национальные границы. Международная специализация и кооперация производства превращают производительные силы в общемировые - страны становятся не просто торговыми партнерами, но взаимосвязанными участниками мирового воспроизводственного процесса. В ходе углубления процессов международной специализации и кооперации производства возрастает взаимозависимость, переплетение национальных экономик, которые образуют целостную систему.

Примерно с середины 1980-х гг. ускоряются процессы интернационализации экономической жизни, процессы обновления техники и технологии производства, получают бурное развитие новейшие отрасли производства, растет доля наукоемкой продукции в общем объеме производства, получают развитие информатика и коммуникации. Происходит ускоренное развитие транспортных технологий. Сейчас доля транспорта в создаваемом мировом валовом продукте составляет около 6%, а в мировых основных фондах - около 20%. Новые транспортные технологам позволили снизить транспортные тарифы более чем в 10 раз. Развитие транспорта обеспечивает перевозку грузов весом около 10 т на каждого жителя Земли.

Информатизация развивается на основе развития средств связи. Связь стала одной из стремительно развивающихся отраслей экономики, составляя около 20% мирового валового продукта. Темпы роста этой отрасли одни из самых высоких но сравнению с другими отраслями. Новые технологии, применяемые в связи, позволили поднять на недоступный прежде уровень скорость передачи информации и се объемы. Например, оптоволоконные кабели имеют производительность, превосходящую медные кабели примерно в 200 раз; развитые страны мира уже связаны между собой данными видами связи. Широкое распространение получила во многих странах мира мобильная связь. В России также высоки темпы роста систем мобильной связи, хотя охват регионов страны мобильной связью очень неравномерный. Однако постепенно происходит снижение тарифов этих систем, и они становятся даже конкурентами проводной телефонной связи. Ведется работа по созданию единой мировой мобильной связи на основе около 60 стационарно действующих спутников. Уже сложилась мировая спутниковая система связи, в которую входят около сотни спутников связи и сеть наземных ретрансляторов. Мировая спутниковая система дополнена национальными системами связи. Идет работа над созданием мировой спутниковой компьютерной сети, которая бы соединила персональных пользователей компьютерами через Интернет в глобальную систему.

Достижения в разработке и практическом применении новейших технологий наряду с углубляющейся специализацией и укреплением кооперационных связей привели к невиданным прежде темпам роста международной торговли - более 6% в год с середины 1980-х до середины 1990-х гг. Объем международной торговли составляет в настоящее время 6 трлн долл. Еще быстрее возрастал обмен услугами. За тот же период их объем увеличился в 2,Л раза и оценивается к настоящему времени в 1,5 трлн долл. Международный валютный фонд (МВФ) отмечает динамику международной торговли: ежегодные темпы роста оборотов составляют около 8%, что более чем двукратно превышает среднегодовой рост объемов промышленного производства.

Ускорению международных торговых связей способствовали распространение и унификация правил бытового поведения, определенная "стандартизация" представлений людей об условиях жизни. Эти стандарты жизни и поведения распространяются как посредством мировой массовой культуры (кинофильмы, рекламные ролики), так и посредством потребления стандартной, производимой мировыми гигантскими корпорациями продукции: пищевых товаров, одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей и т.д. Новые товары обязательно широко рекламируются, завоевывая практически весь мир. Расходы на рекламу занимают в цене товаров все больший удельный вес, но затраты на нее позволяют завоевывать новые рынки сбыта, принося огромные доходы производителям. Практически весь мир пользуется едиными маркетинговыми технологиями, едиными приемами обслуживания, сбытовыми технологиями. В структуре международной торговли наблюдается прогрессирующее увеличение сектора услуг (транспорт, туризм и т.д.). В конце 1990-х гг., поданным МВФ, в мировом экспорте услуги составляли около трети. Росту международной торговли товарами и услугами способствует распространение информации о них через Интернет. По оценкам специалистов, сейчас более половины предприятий в мире находят выгодных партнеров, предлагая свои продукты в Интернете. Распространение сведений о товарах и услугах через Интернет повышает рентабельность бизнеса, так как это самый экономичный способ информирования потенциальных покупателей. Причем Интернет позволяет получить обратную связь, передавать самую сложнейшую и детальную информацию. Интернет дополняет и совершенствует традиционные торговые и транспортные технологии и позволяет формировать на биржах и в электронных торговых системах мировые цены на основные товары и услуги. Мировые цены очень чутко реагируют па различные события в экономике и политике ведущих стран мира.

Высокие темпы роста международного обмена товарами, услугами, информацией, капиталами свидетельствует о том, что значительно возросла взаимозависимость национальных экономик, причем темпы роста международного обмена намного опережают экономический рост даже самых динамично развивающихся стран. Это значит, что мировая экономика приобретает не просто торговую, но в большей мере производственную целостность. Процессы нарастания уровня взаимодействия, взаимозависимости национальных экономик, небывалое увеличение и ускорение торговли товарами и услугами, обмена капиталами и укрепление транснационального капитала, образование единого финансового рынка, появление принципиально новых сетевых компьютерных технологий, образование и укрепление транснациональных банков и корпораций получили названия глобализации мировой экономики.

Глобализация касается, пожалуй, всех процессов, протекающих в экономике, идеологии, праве, научной деятельности, экологии. Процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств (конвергенции) поддерживаются и подкрепляются процессом сближения законодательств, нормативов, а возможно, и неформальных социальных институтов (правил поведения, традиций и т.д.). Большое влияние па процесс глобализации оказывают ООН, международные экономические и финансовые организации: Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный банк и др.). Телевидение и Интернет также оказывают мощное воздействие на жизнь и сознание людей, создавая, порой незаметно, единые стереотипы мышления, поведения. Средства массовой информации делают известной практически мгновенно любую информацию, подавая ее тем или иным образом, формируют определенное отношение к событиям, известным людям, политическим деятелям. Таким образом, формальные и неформальные социальные институты, "вооруженные" современными новейшими технологиями, превратились в глобальный управляющий, формирующий сознание элемент.

Глобализация охватывает важнейшие процессы в мировой экономике. Одной из сторон процесса глобализации в экономике является глобализация финансов, ставшая возможной также благодаря новейшим технологиям в области коммуникаций и связи. Наша планета покрыта электронной сетью, позволяющей в режиме реального времени проводить финансовые операции, перемещать мировые финансовые потоки. Так, ежедневные межбанковские операции в настоящее время достигли 2 трлн долл., что примерно в 3 раза превышает уровень 1987 г. В мире недельный финансовый оборот примерно равен годовому внутреннему продукту США, оборот менее чем за месяц сравним с мировым продуктом за год. Можно также отметить, что финансовые операции, осуществляемые в различных формах (займы, кредиты, валютные операции, операции с ценными бумагами и др.), по объемам превосходят мировой товарооборот в 50 раз. Значительное место на рынке финансов заняли международные электронные валютные рынки, на которых заключают сделки объемом около 1,5 трлн долл. в день.

Финансовый рынок благодаря сетевым компьютерно-информационным технологиям стал мощнейшим элементом глобализации, осуществляющим влияние на мировую экономику. В процессе глобализации происходит также глобализация накопления капитала. Начало этому процессу положили сбережения, осуществляемые домашними хозяйствами, фирмами и государством. Эти финансовые ресурсы аккумулируются в банковской системе, страховых компаниях, пенсионных и инвестиционных фондах, которые и осуществляют их инвестирование. Укрупнение собственности и ее мировой передел дополняются инвестициями, мобилизуемыми с рынков евродолларов, возникших в 1960-х гг.

Главным фактором глобализации воспроизводственных процессов стали транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ). Большинство современных международных корпораций имеют форму ТНК, представляющих собой компании, в которых головная часть принадлежит одной стране, а филиалы и прямые портфельные инвестиции осуществляются во многих странах мира. В настоящее время в мировой экономике насчитывается около 82 000 ТНК и 810 000 их зарубежных филиалов. ТНК контролируют примерно половину мировой торговли и 67% внешней торговли. Они контролируют 80% всех мировых патентов и лицензий на новейшую технику и технологию. ТНК практически полностью контролируют мировой рынок большей части (от 75 до 90%) сельскохозяйственных товаров (кофе, пшеница, кукуруза, табак, чай, бананы и др.). В экономически развитых государствах ТНК осуществляют основную долю экспортных поставок страны. В ТНК 70% международных платежей по кредитам и лицензиям проходят между головной организацией корпорации и ее зарубежными филиалами. В числе 100 крупнейших ТНК ведущая роль принадлежит американским: доля американских ТНК в общих активах 100 ТНК составляет 18%, английских и французских по 15, германских - 13, японских - 9%.

В условиях глобализации конкуренция между ТНК усиливается. ТНК развивающихся и переходных экономик теснят ТНК экономически развитых стран. На рынке электрического и электронного оборудования их доля составляет 14%, в металлургии - 12, телекоммуникациях - 11, добыче и переработке нефти - 9%. Но доминируют все же североамериканские. Общий объем их зарубежных активов в два раза больше японских. Конкуренция между крупнейшими корпорациями ведет не только к слиянию и взаимному приобретению ранее самостоятельных компаний. В последнее время складываются совершенно новые транснациональные структуры. Слияния и поглощения охватывают новейшие отрасли экономики: связь и телекоммуникации (например, слияние крупнейшей "интернетовской" компании "Америка Онлайн" и телекоммуникационной компании "Тайм Уорнер"). Значительные изменения происходят и в традиционных отраслях, где также идет глобальный передел собственности.

Зародившись в послевоенной период, углубляется процесс региональной экономической интеграции, которая представляет собой одну из современных форм интернационализации международной экономической жизни. В экономической интеграции участвуют от двух и более государств. Страны, участвующие в экономической интеграции, осуществляют согласованную политику по взаимодействию и взаимопроникновению национальных воспроизводственных процессов. Участники интеграционного процесса формируют взаимные устойчивые связи не только в форме торговли, но и прочное техническое, технологическое и финансовое взаимодействие. Высшей стадией интеграционного процесса станет создание единого экономического организма, проводящего единую политику. В настоящее время процесс интеграции проходит на всех континентах. Сложились различные по прочности и степени зрелости торгово-экономические блоки. Сейчас функционируют с различной эффективностью около 90 региональных торговых и экономических соглашений и договоренностей. Участники интеграции объединяют свои усилия в производственной и финансовой кооперации, что дает им возможность снижать издержки производства и проводить единую экономическую политику на мировом рынке.

Современное плачевное состояние человечества на фоне якобы прогрессивного технического прогресса имеет множество характерных черт, определить которые не представляет особого труда. Наши успехи в отношении изучения косной материи составляют лишь малую толику из общей копилки знаний об окружающем мире.

Наша наука раздроблена на узкоспециализированные направления, изначальная взаимосвязь между которыми утеряна. Наша техника большую часть вырабатываемой энергии буквально «выбрасывает в трубу», загрязняя при этом среду обитания человечества. Наше образование основано на воспитании «счетно-логических машин» и «ходячих энциклопедий», которые совершенно не способны на полет фантазии, творческое вдохновение, выходящее за рамки устаревших догм и стереотипов.

Наше внимание, буквально «приклеено» к экранам телевизоров и мониторам компьютеров, в то время как наша Земля, а вместе с ней и вся биосфера, буквально задыхаются от продуктов экологического и психического загрязнения. Наше здоровье целиком зависит от потребления все новых и новых химических препаратов, которые постепенно проигрывают схватку с постоянно мутирующими вирусами. Да и сами мы начинаем превращаться в неких мутантов, представляющих из себя бесплатные приложения к созданной нами же технике.

Последствия такого бездумного вторжения в среду обитания становятся все более непредсказуемыми, а потому катастрофически опасными и для нас самих. Давайте попробуем подробнее рассмотреть все те процессы, которые происходят в окружающем нас реальном мире. Настало время пробуждения, выхода из «мира грез». Мы должны, наконец, осознать нашу роль в этом мире и широко раскрыв глаза, сбросить с себя наваждения иллюзий и миражей, в плену которых мы находились последние тысячелетия. Если мы будем оставаться «планетой спящих», ветер эволюции просто «сдует» нас с той великой сцены жизни, которая носит название «Земля», как это уже было много миллионов лет назад с иными формами жизни.

Что же происходит сейчас на самом деле? Каковы характерные тенденции в современном мире? Какие перспективы нас ждут уже в самом ближайшем будущем? Ответы на эти вопросы во второй половине ХХ века начали давать футурологи, а сейчас к их голосу присоединяется все больше исследователей различных областей науки, религии, эзотерических знаний. И вот какая картина вырисовывается на этом фоне.

Анализ научных данных, приведенных Г.Т.Молитором, И.В.Бестужевым-Ладой, К.Карташовой, В.Бурлаком, В.Мегре, Ю.Осиповым, Л.Проурзиным, В.Шубартом, Г.Бичевым, А.Микеевым, Х.Зендерманом, Н.Гулиа, А.Сахаровым, У.Салливаном, Я.Гальперином, И.Неумывакиным, О.Тоффлером, О.Елисеевой, К.Медоузом, И.Яницким, А.Войцеховским П.Глобой, Т.Глоба, И.Царевым, Д.Азаровым, В.Дмитриевым, С.Демкиным, Н.Бояркиной, В.Кондаковым, Л.Володарским, А.Ремизовым, М.Сетроном, О.Дэвисом, Г.Гендерсоном, А.Печчеи, Н.Винером, Дж.Берналом, Э.Корнишом, Э.Аветисовым, О.Гревцевым, Ю.Фоминым, Ф.Полаком, Д.Беллом, Т.Яковец, Ю.В.Мизуном, Ю.Г.Мизуном, позволяет выявить следующие проблемы современной технократической цивилизации:

1) зависимость мировосприятия и образа жизни от средств массовой информации, компьютерная и телевизионная «наркомания», способствующая малоподвижному образу жизни, уходу в виртуальную реальность, снижению иммунитета, пропаганде культов насилия, «золотого тельца», беспорядочного секса;

2) высокая степень урбанизации, способствующая отрыву людей от естественных природных ритмов, что также провоцирует снижение иммунитета, рост стрессовых ситуаций, психических и инфекционных заболеваний, ухудшает экологическую обстановку;

3) назревание очередной мировой войны на фоне угрозы истощения природных ресурсов, обостряющейся борьбы за рынки сбыта и источники энергии, чрезмерных запасов оружия массового уничтожения;

4) превращение человека в кибернетический организм: человека-машину, человека-компьютера (биоробота), в придаток и раба созданных технических устройств;

5) снижение уровня рождаемости на фоне физического вырождения человечества, развала семейных отношений, роста наркомании, проституции, преступности (социальная катастрофа);

6) несовершенство школьных программ, готовящих новое поколение биороботов с психологией хищников (явная и скрытая формы агрессии по отношению к окружающему миру), с забитыми безмозглой зубрежкой талантами и способностями;

7) глобальное нарушение экологического равновесия (вырубка лесов, рост углекислоты и вредных примесей в атмосфере, эрозия плодородных земель, увеличение количества природных катаклизмов, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф);

8) деградация мыслительных способностей на фоне автоматизма действий в условиях технократического быта, расписанного по часам, просмотра примитивных «мыльных опер», низкопробных боевиков, чтения бульварной прессы, компьютерных «игрушек»;

9) глобальный кризис в фундаментальных науках, вызванный расслоением и узкой специализацией ортодоксальных наук, слепым отрицанием религиозных и эзотерических знаний, приверженностью к устаревшим догмам в рамках классической физики XIX века, целым каскадом новых открытий, не вписывающихся в общепризнанные парадигмы;

10) эволюция технических устройств во вред эволюции самого человека, его способностей и талантов, гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга;

11) мутационные процессы вследствие безграмотных генетических экспериментов в растительном мире, приводящие (через пищу) к нарушению генетического кода животных и человека;

12) процветание терроризма на почве религиозного и идейного фанатизма и сепаратизма;

13) появление новых видов болезней, характерных для технократического общества, а также мутации уже известных вирусов, вследствие употребления канцерогенных веществ и побочного действия синтетических лекарств (ежегодное увеличение как самих болезней, так и количества больных), однобокого развития медицины (борьба со следствиями, а не причинами болезней);

14) слабая позитивная направленность в искусстве и культуре, появление новых видов культуры и антикультуры, отрицающих общечеловеческие ценности.

Отечественная система образования развивается последние десять лет в русле непрерывной реформы образования, осуществляемой в соответствии с требованиями таких основополагающих документов, как Закон Российской Федерации «Об образовании», «Федеральная программа развития образования на 2000 - 2005 годы», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.
Основная цель реформы состоит не только в реорганизации су- шествующей системы образования, но и в сохранении и развитии ее позитивных аспектов.
Итоги работы в русле реализации основополагающей реформы ‘за определенный период ее проведения нашли отражение как в официальных документах Российской Федерации, в отчетных докладах и выступлениях министров образования, так и в работах отечественных философов, социологов, педагогов, психологов, посвященных данной проблеме (А.П. Балицкая, Б.С. Гершунский, М.И. Махмутов и др.).
В целом каждый из названных выше этапов реформы характеризуется определенными достижениями в развитии системы российского образования, им также присущи отдельные факторы, сдерживающие этот процесс, что требует научно-теоретического и методического осмысления. Так, государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали на российское образование существенное влияние: реализована автономия высших учебных заведений, обеспечено многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.
Ведущими тенденциями развития образования является демократизация и гуманизация школы. Реализация обозначенных тенденций означает становление новой школы с иной социальной ролью учителя и ученика. Школа теряет свой былой авторитарный стиль, становится демократическим учреждением. Родители и дети получают возможность свободного выбора школьного образования. Появляются альтернативные школы различных форм собственности. Школа и ее педагоги обретают право на самостоятельность в обучении и воспитании, на самоуправление, финансовую самостоятельность и самофинансирование.
Гуманизация школы также предполагает реализацию широкого диапазона мер: изменение содержания образования в аспекте увеличения в нем доли гуманитарных знаний и ценностей общемировой культуры; демократизацию педагогического общения и создание в каждом заведении благоприятного нравственно-психологического климата; необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка и т. д.
Вместе с тем развитие образования происходит сегодня в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее действие оказывают, как отмечается в «Федеральной программе развития образования», такие факторы, как со

циальная и экономическая нестабильность в обществе; неполнота нормативной правовой базы в области образования и др.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в развитии современной системы образования обозначились проблемы, без разрешения которых невозможно ее дальнейшее совершенствование. К ним относятся следующие: проблема «школа - рынок», в центре которой стоит решение задачи грамотного вхождения школы в рыночные отношения; развитие профильного образования; необходимость качественного изменения в учительском корпусе, совершенствование теоретико-методологической подготовки современного учителя; определение новых теоретико-методологических и методических подходов к организационным формам обучения и ко всей учебно-воспитательной работе в целом, путям реализации современных инновационных педагогических технологий в образовательную практику в условиях непрерывного образования, с учетом как интересов формирующей личности, так и культурных потребностей отдельных народов регионов России.
Одни из вышеобозначенных проблем требуют немедленного решения, связаны с коренным пересмотром сложившегося отношения государства к образованию, другие проблемы рассчитаны на перспективу.
Рассмотрим особенности и специфику этих проблем.
Прежде всего это проблема «школа - рынок», то есть проблема грамотного вхождения школы в рыночные отношения.
Рыночная экономика определяется как экономика, ориентированная на потребителя. В центре рынка стоит потребитель. В научной литературе выделяются как положительные, так и негативные аспекты рыночной экономики, но в целом она оценивается как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективная из всех существующих форм организация общественного производства, как общечеловеческая ценность.
Главный путь школы к рынку, как утверждают современные социологи, психологи, педагоги, - это обеспечение высокого качества образования. Так, современные зарубежные социологи дали следующую характеристику современной цивилизации: «В период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, знаний - несколько увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно-инновационный, соотношение 368

трех названных факторов меняется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значимым - капитал, физическая работа очень малозначимый фактор». На Западе фирмы, концерны, компании довольно щедро финансируют образование. Например, в Японии фирмы, добиваясь благосклонности способных студентов, регулярно присылают им поздравительные открытки, сувениры, подарки, организуют для них бесплатные туристические поездки по стране и за рубеж. Развитые страны на каждый доллар, вложенный в систему высшего образования, получают шесть долларов прибыли. Прирост валового национального продукта США на одну треть обеспечивается повышением уровня образования, на 50% - техническими и технологическими инновациями и лишь на 15% - увеличением производственного оборудования.
В условиях рыночной экономики знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики. Поэтому предъявляются новые жесткие требования к школе (общеобразовательной и профессиональной), а также возникает необходимость уточнения таких педагогических понятий, как «профессионализм», «образованность», «компетентность». Когда говорят о профессионализме, то в этом случае подразумевается прежде всего владение человеком теми или иными технологиями (технология обработки материалов, выращивания культурных растений или строительных работ).
Под компетентностью понимается кроме технологической подготовки целый ряд компонентов, имеющих в основном внепрофес- сиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. К ним относятся такие качества личности, как гибкость мышления, самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления.
Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что образование (общее и профессиональное) должно стать принципиально иным, стать товаром высокого спроса.
Сделать образование товаром высокого спроса - процесс сложный и долговременный. Именно на решение этой задачи ориентирует сегодня отечественных специалистов образовательной сферы «Концепция модернизации российского образования на период до

2010 года», в которой в качестве одной из ведущих целей и задач модернизации образования названы такие, как «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования».
Существенной является сегодня и другая проблема. Необходимы серьезные качественные изменения в учительском корпусе. Современная школа нуждается в широкообразованных, социально-защищенных учителях, способных к активной профессиональной деятельности в условиях рынка.
Согласно результатам социологических исследований, педагоги школы подразделяются по их ориентации на профессиональную деятельность на следующие четыре типа: педагоги-новаторы, создатели авторских школ и соответствующих методик высокой эффективности; педагоги среднего уровня, которых отличает профессиональная мобильность, готовность к углублению своих знаний, привнесению нового в содержание и методику своих курсов; педагоги, находящиеся на перепутье, неуверенные в своих силах, нуждающиеся в профессиональной помощи извне, но еще способные соответствовать современным требованиям; педагоги, не способные к изменению своей деятельности в соответствии с новым заказом и не отвечающие потребностям общества в развитии школы и системы образования в целом1.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном разбросе в культуре и профессионализме среди учителей и преподавателей: от новаторов, талантов до подчас глубокой невежественности. Изменятся и профессиональная компетентность учителя и его отношение к работе в ходе его педагогической деятельности. Так, на первом, десятом, двадцатом и сороковом году работы возможности учителя резко разнятся. Учителя приобретают как опыт профессионального педагогического мастерства, так и негативный опыт; у некоторых со временем возникает явление профессиональной амортизации, одни последовательно движутся к своему апогею, другие исчерпывают свои психические и физические возможности, становятся неспособными к восприятию инноваций . Инновационная деятельность, как правило, связана с преодолением ряда психоло

гических барьеров. Барьеры творчества осознаются и выходят на первое место по своей значимости у педагогов, проработавших в школе от 11 до 20 лет. В это время достигаются высокие процессуальные и результативные показатели труда учителя. В этом возрасте у них появляется недовольство собой, рутинными способами работы, что приводит часто к профессиональному кризису. Учитель как бы стоит перед профессиональным выбором: продолжать действовать «как всегда» или изменить свое профессиональное поведение, что не может не повлиять на состояние мотивационной сферы.
Приведенные данные свидетельствуют о необходимости развития педагогической направленности личности учителя уже на этапе его профессионального обучения в высшей педагогической школе и формирования профессионального интереса к будущей деятельности. Установлено, что менее 50% студентов педагогических учебных заведений выбирают профессию сознательно. Остальные - по совету знакомых, родителей или из-за небольшого конкурса, потому что легче получить диплом. Только 20 - 25% студентов к последнему курсу считают учительство своим призванием (А.М. Луш- ников). Среди будущих учителей, нынешних студентов педвузов, по-прежнему мало юношей (менее 20%). Это приводит к тому, что все более возрастает количество учителей-женщин. Если в 1939 г. среди учителей V-X классов в школах РСФСР женщины составляли 48,8%, то в настоящее время - более 80%; значит, в ближайшее время в школе сохранится феминизация. Студенткам нелегко выйти замуж; многие девушки стараются использовать для этого студенческие годы. В результате учеба отодвигается на второй план; по мнению многих студенток, она мешает их личной жизни. Так складывается неудовлетворенность своей судьбой. Часто студенты педвуза - интеллигенты в первом поколении, следовательно, у них отсутствуют глубокие культурные традиции. Любимые занятия студенток дома в свободное время - просмотр телепередач, чтение художественной литературы, многие любят вязать и шить; реже - встречи с друзьями. Вне дома на первом месте кинотеатр, дискотеки; а вот выставки, театры, филармония успехом не пользуются. Научно-исследовательской деятельностью занимается примерно каждый тринадцатый будущий учитель. Общественная неустроенность последних лет усиливает негативные стороны учительской профессии.
Если судить о реальном статусе профессии учителя по ее популярности среди выпускников школ, то она не входит в число предпочитаемых. Примечательно, что абитуриенты-девушки из сельской

местности ставят профессию учителя на 2-е место, девушки из города - на 24-е, а юноши-горожане - на 33 - 39-е места. Такое положение не соответствует объективным процессам, происходящим сегодня в российском обществе, той роли, которую учитель играет в условиях развития новых социально-экономических отношений. Поэтому одной из актуальных проблем образования сегодня является, с одной стороны, повышение социального статуса профессии учителя, улучшение его материального положения, с другой - совершенствование его профессиональной подготовки.
Весьма существенной является сегодня и другая проблема - разработка и реализация новых теоретико-методологических, методических и технологических подходов к учебно-воспитательному процессу. Основная задача состоит в том, чтобы весь учебно-воспитательный процесс в школе соотнести с теми концептуальными принципами гуманизации и демократизации, на основе и в русле реализации которых осуществляется модернизация современной российской системы образования. Теперь все больше осознается та истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.
На уроке и в учебно-воспитательной работе основным должен стать принцип: Человек - высшая ценность в обществе. Необходим культ Человека и личности. Учителю и ученику важно иметь убеждение в том, что человек не средство, а цель, «не винтик», а «венец творения». В центре внимания учителя должна быть личность ученика, ее уникальность и целостность. Одна из главных задач педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности каждого школьника, способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация школьником своих потребностей и интересов. Реализация принципа гуманизации ориентирует педагога на принятие ребенка таким, каков он есть, на умение проникнуться его ощущениями и перспективами, проявление искренности и открытости, а также на организацию.учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества, сотворчества учителя и ученика.
Принципы гуманизации и демократизации образования тесно связаны с другим основополагающим принципом функционирования современной системы образования - принципом гуманитаризации. Реализация этого принципа предполагает приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования 372

и таким образом формирование личностной зрелости обучаемых. В этом случае система массового образования ориентирует учащихся не только и не столько на усвоение знаний, умений и навыков, а прежде всего на воспитание умений совершенствовать себя, быть самим собой, связывать самопознание с самоопределением, развитие исследовательского интереса учащихся и формирование у них мировоззрения.
Таковы некоторые проблемы образования, которые необходимо решить педагогической интеллигенции уже сегодня.
Вопросы и задания для самоконтроля Каковы основные принципы образовательной политики Российской Федерации? В чем сущность понятия «система образования»? Назовите основные элементы системы образования в Российской Федерации. Что такое образовательные программы? Какие существуют образовательные программы? В каком случае учреждение можно назвать образовательным? Какие существуют типы образовательных учреждений? Какие существуют виды образовательных учреждений? Какой принцип лежит в основе построения управления образованием? Раскройте основные тенденции развития современной системы образования.
Литература
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992.
Концепция модернизации российского образования на периоддо 2010 года / / Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 2002. № 6.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования //Дидакт. 2002. № 5.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. Санкт-Петербург, 2000.
Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления//Педагогика. 2001. №10.
Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. М., 1997.
Отчетный доклад Министерства образования Российской Федерации Е.В. Ткаченко на расширенном заседании коллегии Министерства «Об итогах работы системы образования в 1995 году и задачах развития отрасли на 1996 год

(26 января 1996 г.)»//Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. 1996. №3.
Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника., М., 2000.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997.

1. Уровень развития экономики остается основным показателем силы и влияния государств в мире. Эта тенденция углубилась в последние десятилетия благодаря демократизации мира, почти повсеместному росту влияния масс на политику государств. А первое требование масс — благосостояние. Две ведущие державы мира — Соединенные Штаты и Китай — делают ставку на экономические факторы силы. США — из-за невозможности перевести военную силу (даже такую гигантскую, как американская) в сопоставимое политическое влияние (минувшее десятилетие это убедительно доказало). Китай — из-за относительной слабости других факторов влияния и в духе национальной культуры, которая в основном не предполагает силовую экспансию и опору на «жесткую силу».

2. Экономическое соревнование может обостриться и стать еще более значимой частью мировой конкуренции из-за начавшейся смены технологического уклада: развития цифровой революции, новой волны роботизации, почти революционных изменений в медицине, образовании, в энергетической сфере.

3. Технологическая революция, скорее всего, усугубит еще одну кардинальную тенденцию — непредсказуемое, сверхбыстрое перераспределение сил и повышение по этой причине потенциала конфликтности в мире. На этот раз, возможно, за счет нового сдвига глобального ВНП в сторону от производителей энергоносителей и сырья, дальнейшего вытеснения массовых профессий из индустрий теперь уже и в развивающемся мире, обострения неравенства внутри стран и между ними.

4. Неизвестно, приведет ли технологическая революция к возобновлению устойчивого экономического роста. На обозримую перспективу стоит ожидать его замедления, вероятно, нового кризиса по-прежнему неустойчивой международной финансовой системы, экономических шоков в широком понимании.

5. Старый Запад не останется лидером развития. Но взрывное смещение влияния в пользу «новых», которое наблюдалось в последние 15 лет, скорее всего, замедлится. А конкуренция обострится — из-за общего снижения темпов и накопленных диспропорций. Новые страны станут все громче требовать для себя такого положения в мировой экономической системе, которое соответствовало бы достигнутому ими уровню экономического развития. Старые — отчаяннее защищать свои позиции.

6. Это замедление наряду с технологическими переменами, «позеленением» мышления большинства человечества ведет к очередному циклическому падению спроса на традиционные энергоносители, многие виды сырья и металлов. Зато вероятен рост спроса на продовольствие и другие водоемкие товары.

7. Начался процесс быстрого переформатирования, если не разрушения системы глобального экономического регулирования, созданной в основном Западом после Второй мировой войны. Увидев, что сложившаяся модель дает равные преимущества поднимающимся конкурентам, старый Запад стал от нее отступать. ВТО постепенно отходит в тень, уступая место двух- и многосторонним торгово-экономическим соглашениям. Систему МВФ-Мирового банка дополняют (и начинают теснить) региональные структуры. Начинается медленная эрозия доминирования доллара. Возникают альтернативные платежные системы. Почти повсеместный провал политики «вашингтонского консенсуса» (которому пыталась, а частично и сейчас пытается следовать Россия), подорвал моральную легитимность прежних правил и институтов.

8. Конкуренция переносится в сферу технических, экологических и иных стандартов. В дополнение к региональным экономическим союзам, создававшимся в последнее десятилетие, строятся макроблоки. США с группой ориентированных на них стран запускают Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Китай вместе со странами АСЕАН создает Региональное всестороннее экономическое партнерство (РВЭП). Одновременно Соединенные Штаты через заключение Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП) стремятся закрепить в своей орбите Европу, не допустить ее сближения с евразийским пространством. Поскольку применение военной силы, особенно в отношениях между крупными государствами, крайне опасно, распространенным инструментом внешней политики становятся санкции, применение других экономических инструментов без легитимации СБ ООН. Ситуация напоминает прошлые века, когда блокады, эмбарго были обыденностью. И часто вели к войнам.

9. Взаимозависимость, глобализация, еще недавно считавшиеся преимущественно благом, все чаще становятся фактором уязвимости. Особенно когда страны, создавшие нынешнюю систему и сохраняющие в ней ведущие позиции, готовы использовать их для извлечения сиюминутной выгоды или удержания доминирования — экстерриториальным применением внутреннего законодательства, ограничительными мерами, созданием помех для взаимозависимости там, где она им представляется невыгодной. (Например, десятилетия усилий по предотвращению, а потом ослаблению позитивной взаимозависимости между СССР/Россией и Европой в области торговли газом и порождаемым ей встречным потоком товаров и услуг). Создатели либерального мирового экономического порядка во многом де-факто уже работают против него. Что остро ставит вопрос о соотношении необходимой открытости мировому рынку и защиты от него.

10. Сообщество развитых стран изменит свою конфигурацию. Раньше или позже в него вольются регионы и страны прежнего развивающегося мира, прежде всего, Китай, некоторые государства АСЕАН, Индия. Часть прежде развитого мира будет стремительно отставать. Такая участь угрожает странам юга и востока Европы, в том числе и России, если она не изменит коренным образом свою экономическую политику.

11. Основные тенденции экономического и технологического развития усугубляют неравенство внутри стран и между ними. Даже в относительно богатых государствах расслаивается и сжимается средний класс, растет число скользящих вниз по социальной лестнице. Это мощный источник обострения напряженности внутри стран и в мире, подъема радикальных сил и склонности к радикальной политике.

12. Катализатором конфликтности в современном и будущем мире служит структурная дестабилизация (на многие десятилетия) и хаотизация Ближнего и Среднего Востока, части Африки, других близлежащих регионов, рост исламского экстремизма, терроризма, массовых миграций.

13. Одной из коренных тенденций начала XXI века стала реакция Запада на резкое ослабление в 2000-е годы его позиций — военно-политических (из-за Афганистана, Ирака, Ливии), экономических (после кризиса 2008-2009 годов), морально-политических — из-за снижения эффективности современных западных демократий как способа управления, адекватного современному миру (Европа), его легитимности в глазах собственного населения (подъем правых и левых), несоответствия провозглашенного идеалам и ценностям (Гуантанамо, Ассанж, массовая слежка), из-за раскола элит (США). Ослабление воспринимается особенно болезненно после, как казалось, окончательной и блистательной победы к концу ХХ века. Последствия этого удара не преодолены, особенно в Европейском союзе, где усугубляется структурный кризис.

Налицо попытка консолидации и даже реванша перед лицом поднимающегося не-Запада. С этим связаны идеи ТТП и ТТИП, стремление развернуть финансовые потоки от развивающихся стран обратно в США; в этом один из истоков противостояния вокруг Украины, политики санкций, беспрецедентного со времен ранней холодной войны и часто за гранью «фола» политического и информационного давления на Россию. В ней видят «слабое звено» не- Запада. На кону позиции в мире, попытка развернуть вспять процесс укрепления новых лидеров, прежде всего, Китая. Если 10 лет тому назад в центре мировой политики было «управление подъемом новых», то, вероятно, в ближайшие годы лозунгом может стать «управление спадом старых». И это кроме всех других проблем.

14. Среди факторов, определяющих международную повестку дня, вес и влияние государств, по-прежнему преобладают экономические и научно-технические. Однако их стала теснить политика, в том числе силовая. Причин немало. Ключевые — рост нестабильности и турбулентности, «ренационализация» международных отношений (возвращение национальных государств в качестве главных игроков мировой политики и экономики вместо предсказывавшегося господства международных институтов, ТНК или НКО). Свою роль сыграл и подъем Азии — континента национальных государств. А государства, особенно новые, действуют, как правило, по классическим правилам. Стремятся обеспечить, прежде всего, свою безопасность и суверенитет.

Без сомнения, транснациональные факторы (глобальное гражданское общество, гигантские компании) крайне влиятельны. Однако они воздействуют на условия, в которых существуют и действуют государства, бросают им новые вызовы, но не подменяют государства (и в принципе не могут) в качестве базового элемента международной системы. Возвращению государства на центральные позиции в мировой системе содействует и увеличение числа нерешаемых глобальных проблем, в то время как старые институты международного управления не способны с ними справиться.

15. Повышение значимости военной силы в международных отношениях, как отмечалось, ограничено. На верхнем, глобальном уровне — между великими державами — прямая сила почти неприменима. Работает фактор ядерного сдерживания. Изменение менталитета и ценностей большинства человечества, информационная открытость, опасения эскалации конфликтов на ядерный уровень препятствуют массированному применению военной силы «на среднем уровне». А когда это происходит, то чаще всего приводит к политическому поражению (Афганистан, Ирак, Ливия). Хотя есть и обратные примеры — Россия в Чечне и Грузии. Пока в Сирии. Поэтому применение силы опускается на более низкие уровни — дестабилизация, провоцирование внутренних противостояний, гражданских войн и субрегиональных конфликтов и затем их урегулирование на выгодных внешним силам условиях.

16. Возможно, роль военной силы возрастет из-за долговременной дестабилизации Ближнего и Среднего Востока, Северной и Экваториальной Африки. В любом случае — из-за повышения динамики и непредсказуемости международных отношений, сверхбыстрого и разнонаправленного изменения соотношения сил в мире, между регионами и внутри них.

17. Этой тенденции способствует эрозия и раньше не всегда эффективно действовавшего международного права, особенно в 1990-е и 2000-е годы: нелегитимное признание Западом отколовшихся республик Югославии в начале 1990-х годов; бомбардировка в конце десятилетия того, что осталось от Югославии и отторжение Косово; агрессии против Ирака, Ливии. Россия в основном была привержена легитимистской традиции во внешней политике, однако временами отвечала в том же духе — в Закавказье, на Украине. Неясно, возможно ли возвращение к «игре по правилам», к 7 «концерту наций» или мир погружается в хаос вестфальской системы (а то и предвестфальского периода), но уже на глобальном уровне.

18. Военная сила вкупе с ответственной и умелой дипломатией становится важнейшим фактором поддержания международного мира, предотвращения эскалации накопившихся структурных экономических и политических противоречий к глобальной войне. Растет ответственность, роль и влияние стран (в том числе России), способных предотвращать скольжение к такой войне и эскалации конфликтов. Это тем важнее, что уже 7-8 лет мир, по сути, находится в предвоенном состоянии — из-за накопленных противоречий и дисбалансов, которые не уравновешиваются адекватной политикой и дееспособными институтами.

По мере того, как уходит память о страшном ХХ веке, слабеет страх перед большой войной. У части мировых элит ощущается даже подспудное стремление к ней, они не видят иного способа разрешить наслаивающиеся одно на другое противоречия. Тревожна ситуация в Азии. Конфликтность нарастает, а опыта предотвращения коллизий и институтов безопасности недостает. Весьма вероятно, что «вакуум безопасности» вокруг Китая создает запрос на творческую, ответственную и конструктивную дипломатию России.

19. В мире традиционной политики такое быстрое перераспределение экономических, политических сил, морального влияния почти неизбежно вызвало бы серию масштабных войн или даже новую мировую войну. Но пока их предотвращает главный среди структурных факторов, уже семьдесят лет определяющий развитие мира — наличие ядерного оружия, особенно сверхкрупных арсеналов у России и США. Они не только не допустили перерождения «холодной войны» в мировую. Не будь отрезвляющей роли угрозы ядерного Армагеддона, «старый» мировой истеблишмент едва ли согласился бы с взрывным ростом влияния поднимающихся держав, в первую очередь Китая, Индии. Но продолжается распространение ядерного оружия. А уровень доверия, диалога, позитивного взаимодействия в военно-стратегической сфере крайне низок. В совокупности это увеличивает вероятность ядерной войны. Менее устойчивой стала международная стратегическая стабильность.

20. В нестабильном мире, который все менее управляем, необходимо новое осмысление роли ядерного оружия. Не только как безусловного зла (так его трактует гуманистическая традиция), но и как гаранта мира и выживания человечества, обеспечения условий для свободного развития государств и народов. Мир видел, что происходит, когда жесткое ядерное сдерживание (deterrence) ушло на несколько лет из-за слабости России в 1990-е годы. НАТО напала на беззащитную Югославию и бомбила ее 78 дней. Под выдуманными предлогами была развязана война против Ирака, унесшая сотни тысяч жизней. Одновременно все более насущна задача предотвращения ядерной катастрофы, которая могла бы окончить историю человечества, или даже одиночного или ограниченного применения ядерного оружия. Последнее ослабит функцию ядерного оружия как средства поддержания международной стабильности и мира.

21. Первостепенной задачей становится недопущение новой большой войны в результате ошибки, эскалации напряженности, какого-либо конфликта или провокации. Вероятность провокаций растет. Особенно на Ближнем Востоке.

22. Помимо возвращения силовой политики начался быстрый процесс превращения экономических отношений в инструмент взаимного давления. Страны и их группы все чаще прибегают к использованию возросшей экономической взаимозависимости и открытости в национальных целях. Экономическая сфера на глазах перестает быть либеральной в прежнем понимании, становится геополитическим оружием. В первую очередь, это политика санкций, ограничения доступа к финансам, попытки диктовать технические, экономические и санитарные стандарты, манипулирование платежными системами, трансграничное распространение национальных правил и законов. Чаще других к таким мерам прибегают США, но не только они. Распространение подобной практики будет еще больше подрывать старую глобализацию, требовать 8 ренационализации или регионализации многих экономических режимов. Конкуренция становиться «бесшовной» и тотальной, грань между политическими целями и экономической целесообразностью стирается. ТНК и НКО участвуют в этой борьбе. Но, повторим, на переднем крае — государства и их объединения.

23. На место модели холодной войны (а большую ее часть существовала не двух-, а трехполярность, когда СССР приходилось противостоять и Западу, и Китаю), а затем краткого «однополярного момента» мир, похоже, движется через многополярность к новой (мягкой) двухполярности. При помощи остающихся военно-политических союзов, ТТП, ТТИП Соединенные Штаты стремятся консолидировать вокруг себя старый Запад, перетянуть часть новых развитых стран. Одновременно появились предпосылки для формирования другого центра — Большой Евразии. Ведущую экономическую роль там может играть Китай, но его превосходство будет уравновешиваться другими мощными партнерами — Россией, Индией, Ираном. Объективно центром, вокруг которого возможна консолидация, могла бы быть Шанхайская организация сотрудничества.

24. Пока неясно, какое место в новой конфигурации займет Европа. Вряд ли она сможет играть роль самостоятельного центра. Возможно, за нее развернётся или уже развернулась борьба.

25. Если нынешняя хаотическая и неустойчивая многополярность будет сменяться двухполярностью, важно избежать нового жесткого раскола, особенно военно- политического, следующего тура структурного военного соперничества.

26. Быстрые изменения с открытым результатом, чреватые скатыванием к конфронтации, требуют ответственной и конструктивной, нацеленной в будущее политики великих держав. Сейчас это «треугольник» — Россия, Китай, США. В перспективе — еше и Индия, Япония, возможно, Германия, Франция, Бразилия, ЮАР, Южная Корея, Великобритания. Пока к потребностям нового мира в «треугольнике» приближаются только отношения Россия-Китай. Но и им не хватает стратегической глубины и глобального охвата. Перспективы нового «концерта держав» для XXI века пока не просматриваются. «Большая двадцатка» полезна, но не способна заполнить геостратегический вакуум, она нацелена на регулирование сегодняшних проблем, а не на работу по упреждению будущих. «Большая семерка» — во многом организация из прошлого, и в любом случае не глобальный институт, а клуб западных государств, отражающий только их интересы.

27. Все большее влияние на мировую политику оказывает информационный фактор. И из-за технологических изменений, ведущих к взрывному росту объемов информации, которая обрушивается на людей, и из-за демократизации большинства стран. Под влиянием информационной революции меняется в сторону упрощения картины мира психология масс, значительной части политических лидеров, склонных все больше реагировать на последние информационные раздражители. Информатизации, идеологизации международных, в том числе, внешнеполитических процессов содействует и политика Запада, сохраняющего доминирование в мировых СМИ и информационных сетях. Их все активнее используют для продвижения односторонне выгодных представлений.

28. Новый и относительно неожиданный фактор мирового развития — реидеологизация международных отношений. 10-15 лет тому назад многим казалось, что мир пришел к единой идеологии либеральной демократии. Однако снижение эффективности развития стран демократического мира и относительный успех государств авторитарного капитализма или нелиберальных демократий с сильными лидерами вернул на повестку дня вопрос о том, кто побеждает и за кем следовать. В США и у части европейцев, теряющих мировые позиции, усилился оборонительный демократический мессианизм. Ему противостоит нарождающаяся идеология нового консерватизма (пока, правда, концептуально не оформленная), подъем национализма, культ суверенитета, модель лидерской демократии.

29. С частичным уходом традиционных ценностей и религий, с исчерпанием многих природных и, прежде всего, экологических ресурсов, с отступлением либеральной демократии в мире образовался и углубляется морально-идеологический вакуум. И за его заполнение разворачивается новый этап идеологической борьбы, который накладывается на все иные сдвиги и обостряет их.

30. Модернизация, вызванная в основном технологическими и информационными факторами, повсеместно обостряет напряжение внутри обществ и между государствами. В долгосрочной перспективе это напряжение не снять обращением только к консерватизму и традиционным ценностям. Стоит вопрос о постоянном поиске системы ценностей, соединяющей традицию и устремленность в будущее. Такая устремленность есть в западных обществах, лидирующих в сфере «позеленения» сознания и экономики.

31. Идейно-информационная сфера крайне подвижна, переменчива, играет важнейшую роль в каждодневной политике. Но влияние ее преходяще. Это ставит перед всеми странами, в том числе перед Россией, двуединую задачу: (1) активно воздействовать на нее и через нее — на мир и собственное население; но и (2) не стать в реальной политике заложником информационных сквозняков и бурь. Именно реальная (не виртуальная) политика по-прежнему определяет влияние государств, их способность проводить свои интересы. Москве это пока в целом удается.

32. В последние годы проявился ряд позитивных тенденций, позволяющих сохранять надежду на то, что в будущем мире сотрудничество будет превалировать над соперничеством. Между Россией и Китаем выстраиваются доверительные и дружеские отношения. Такие же связи возникают между Россией и Индией.

Решена проблема химического оружия в Сирии и ядерной программы Ирана. На Парижском саммите по климату достигнута потенциально историческая договоренность в первую очередь благодаря взаимодействию Китая и США, ранее препятствовавших таким соглашениям. Наконец, вселяют осторожный оптимизм дипломатические сдвиги в казавшемся абсолютно тупиковым и безнадежным сирийском конфликте (перемирие, политический процесс, сокращение российского контингента после успешной военной операции).

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...