Не является причиной возникновения речевых нарушений. Причины и виды нарушения речи у взрослых

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Причины

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

  • трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
  • дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус;
  • недостаточная подвижность губ и языка;
  • задержка речевого развития вследствие задержки психического развития;
  • неграмотная речь в семье и др.

Что происходит?

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух. При этом ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими. В дальнейшем они могут привести к развитию у ребенка закомплексованности, мешая ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) - это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия – это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи – косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука «р» получило название ротацизма, звука «л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ») – сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда», «сигма»). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением «т», так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин «тетизм» (от греческого названия буквы «т» (тета)).

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия - нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности – довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) - нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Лечение

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше Вы обратились за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа с вашим ребенком.

А-Я А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Все разделы Наследственные болезни Неотложные состояния Глазные болезни Детские болезни Мужские болезни Венерические болезни Женские болезни Кожные болезни Инфекционные болезни Нервные болезни Ревматические болезни Урологические болезни Эндокринные болезни Иммунные болезни Аллергические болезни Онкологические болезни Болезни вен и лимфоузлов Болезни волос Болезни зубов Болезни крови Болезни молочных желез Болезни ОДС и травмы Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения Болезни сердца и сосудов Болезни толстого кишечника Болезни уха, горла, носа Наркологические проблемы Психические расстройства Нарушения речи Косметические проблемы Эстетические проблемы

Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода , внутриутробные инфекции , родовые травмы и пр.; в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом , разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы , нейрохирургическими вмешательствами.

Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых; неправильной речи окружающих; необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем; излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи .

Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж , логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем , физиотерапией, лечебной физкультурой , при необходимости – хирургическим вмешательством.

Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина ». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

Патология речи возникает еще во время внутриутробного развития малыша. Среди причин речевых нарушений, которые влияют на плод в период беременности, выделяют токсикозы, интоксикации, патологии обмена веществ матери, влияние отдельных химических элементов, спиртного, никотина, наркотических средств, радиоактивное излучение.

Причины

Причины речевых нарушений можно разделить по группам.

Внутриутробные патологии:

  1. Гипоксия плода.
  2. Вирусные заболевания, которые перенесла будущая мать в период ожидания малыша.
  3. Травмы, ушибы и падения беременной женщины.
  4. Резус-конфликт.
  5. Недоношенность и переношенность.
  6. Вредные привычки мамы.
  7. Воздействие сильнодействующих лекарственных препаратов, которые принимала беременная.
  8. Стрессовые состояния мамы.

Родовой период:

  1. Родовые травмы.
  2. Низкий балл по шкале Апгара.
  3. Асфиксия.
  4. Маленький вес.

Помимо этого, выделяют наследственные причины речевых нарушений, болезни, которые были перенесены в первые недели жизни малыша, влияние социальных факторов.

Что еще нужно знать? Характеристика речевых нарушений напрямую зависит от вида патологии.

Виды

Выделяют следующие виды речевых нарушений:

  1. Афазия.
  2. Алалия.
  3. Дислалия.
  4. Ринолалия.
  5. Дислексия.
  6. Заикание.
  7. Тахилалия - ускоренная речь.
  8. Дисфония, афония.
  9. Дизартрия.
  10. Брадилалия - замедленная речь.

Что такое афазия? Особенность речевых нарушений - утрата способности разговаривать вторичного характера, связанная с травмами или заболеваниями головного мозга. Первичные речевые возможности нарушены полностью или частично. Имеются проблемы с письмом и чтением.

ФФН - фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Наблюдается деформация произносительной речевой области, вследствие неполноценного восприятия звуков и их неправильного произношения. Отсутствуют нарушения слуха, а интеллектуальное развитие находится на должном уровне. Построение фраз и связность повествования - в норме.

ОНР характеризуется серьезными проблемами с построением предложений. Происходит замена слов детским лепетом. Слуховые функции и интеллект в норме. Нарушены звуковые и смысловые линии. Диагноз часто ставят детям с алалией, дизартрией, ринолалией, афазией. ОНР имеет 4 стадии, которые отличаются степенью существующих нарушений. Наиболее тяжелое расстройство речевых функций свойственно первой стадии заболевания. При этом ребенок заменяет полноценные, стандартные слова на одно- или двусложные сокращения, свойственные малышам до 1,5 лет. Пример: машина - би-би, девочка - ля-ля, собака - ав-ав.

Алалия - отсутствие речевой функции у детей старше 3-4 лет. Присутствует поражение речевых зон головного мозга. Не происходит формирование грамматических, лексических и фонематических навыков. Имеются тяжелые семантические дефекты. Не наблюдаются мотивационно-побудительные речевые элементы.

Дислалия - это нарушение функции звукопроизношения. Может быть следующих видов:

  • Простая или мономорфная. Проблемы с произношением одного звука или нескольких звуков, относящимися к единой категории. Пример: Ж - Ш.
  • Сложная или полиморфная — отсутствуют или искажены звуки из разных звуковых категорий.
  • Возрастная или физиологическая — проблемы с произношением звуков у детей до 5 лет. Не требует работы с логопедом.
  • Функциональная дислалия - это нарушение звукопроизношения, связанное с заболеваниями ЦНС.
  • Механическая или врожденная - присуща детям, имеющим проблемы с речевым аппаратом.

При ринолалия речь имеет оттенок гнусавости. Могут наблюдаться физиологические особенности - «заячья губа» или «волчья пасть». Причинами заболевания являются анатомические дефекты речевого аппарата. Произношение слов и предложений неразборчивое и монотонное.

В диагностике необходимо обратить внимание на причины речевых нарушений:

  1. Перенесенные во время вынашивания плода заболевания.
  2. Наличие травм во время родовой деятельности.
  3. Генетическая предрасположенность к определенным расстройствам речи.
  4. Наличие родовых травм и гипоксии.
  5. Совместимость резус-факторов матери и ребенка.
  6. Перенесенные ребенком болезни в первые двенадцать месяцев после рождения.
  7. Социальные и бытовые условия воспитания.

Для более подробного изучения особенностей речевого развития ребенка логопедом проводится обследование всех сторон речи ребенка для постановки точного диагноза. Выясняются все анамнестические данные для определения особенностей личности.

План исследования

Обязательно проводится исследование словаря ребенка по следующему плану:

  1. Показ и называние изображения и выполняемого действия по серии картинок.
  2. Составление рассказа с опорой на заданное изображение.
  3. Исследование грамматического строя речи.
  4. Умения образовывать слово при помощи ласкательных суффиксов.
  5. Обследование фонематического восприятия.
  6. Исследование особенностей произношения звуков.
  7. Определения уровня понимания значения отдельных слов.

Игры для диагностики

Благодаря современному развитию компьютерных логопедических игр, такие приложения активно используются при диагностике речевых нарушений у ребенка. Все блоки заданий даются ребенку в игровой форме. Для обследования рекомендуются следующие приложения:

  • «Баба Яга обучается читать»;
  • «Тигрес»;
  • «Учимся правильно говорить».

Также перечисленные игровые издания могут использовать родители для самостоятельной диагностики речи своего малыша.

Лечение и коррекция

Лечение является кардинальным способом преодоления расстройств речи. В основном подобный метод применяется при тяжелых формах речевого недоразвития или же при поражении органов речи. Медикаментозное лечение заключается в приеме ребенком или взрослым следующих групп препаратов:

  1. Употребление гопантеновой кислоты.
  2. Применение седативных веществ для уменьшения спазмов.
  3. Антидепрессанты.
  4. Витаминные добавки.
  5. Ноотропные препараты.

Применение веществ ноотропной группы рекомендуется детям с психическими и речевыми нарушениями. Курс лечения не должен превышать шести месяцев. Также детям с тяжелыми видами расстройств речи в обязательном порядке назначаются успокоительные препараты.

Детям с ринолалией обязательно проводиться хирургическое вмешательство с целью восстановления целостности неба и верхней губы. Также обязательное комплексное лечение проходят малыши с алалией. Так как вышеупомянутое нарушение, является наиболее сложным. Наряду с приемом необходимых медикаментов, проводятся занятия направленные на восстановление всех сторон речи.

Коррекция

К сожалению, в настоящее время все чаще возникает необходимость осмотра ребенка логопедом. Основную роль в преодолении речевых нарушений занимают специальные занятия по диагностике и преодолению речевых расстройств. С детьми дошкольного возраста все занятия проводятся с применением игровых методик. Каждое занятие включает в себя такие составляющие:

Логопедические игры

Также в занятия включаются разнообразные скороговорки и сочинение по иллюстрации своих стихотворений. Примеры логопедических игр:

  • «Слови звук»;
  • «Скажи как, я»;
  • «Кто больше сочинит слов на заданный звук»;
  • «Собери букву из полочек»;
  • «Шнуровки».

Перед проведением каждого занятия проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является подготовка органов речи к работе. Затем ведется работа по постановке нарушенного звука. В блок коррекционных упражнений обязательно вводятся задания по расширению словарного запаса ребенка.

Необходимо также отметить, что достижение позитивной динамики в преодолении дефектов речи возможно только при двухстороннем сотрудничестве между логопедом и родителями, а именно контроль над выполнением закрепляющего материала ребенком. Также широко применяются нестандартные методы в проведении логопедических занятий:

  • песочная терапия;
  • арт-терапия;
  • логопедическая ритмика;
  • пальчиковый театр;
  • лечебная физкультура;
  • вокализация.

Следует отметить, что некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, другие же требуют коррекции.

Профилактическая работа

Но также каждый из родителей может провести профилактическую работу по преодолению развития у своего малыша нарушений речи. Ее следует провести, включая в игры следующие задания:

  1. Занятия с песком.
  2. Игра «Золушка» - предложите своему ребенку среди множества круп найти какие-либо мелкие детали.
  3. Рассказывайте ребенку обо всех бытовых действиях, которые вы выполняете.
  4. Пойте с ребенком детские песенки.
  5. Вместе стройте конструкторы и мозаики из мелких деталей.

Все перечисленные упражнения помогут вашему ребенку развиваться в разносторонних направлениях.

Восстановление речи после инсульта в домашних условиях

Чтобы стремительнее возобновить речь после пережитого инсульта - необходимо вовлечь процедуры не только медицинских работников, но и самого больного с его родственниками. Непосредственно от этого и будет зависеть дальнейшее выздоровление.

Занятия с пациентами в домашних условиях

Проводить обучения с больным в бытовой обстановке можно только после того, как было дано согласие лечащего врача. Немаловажно не нанести вред: не предоставлять чрезмерную речевую нагрузку либо трудные занятия. Ведь таким образом можно уничтожить оптимистичность больного. Бывают случаи, когда родным недостаточно упорства, они хотят в недалеком будущем услышать вразумительную и ясную речь. Провал больного порождает у них разочарование, что мгновенно проявляется в их мимике. Индивид, вынесший кровоизлияние в мозг, утрачивает положительное настроение и способен в дальнейшем совсем отказаться от занятий.

Используют специализированные упражнения при нарушении речи после микроинсульта. Они кажутся элементарными. Однако необходимо осознавать, что больному после инфаркта сложно делать что-либо, в том числе и шевелить губами.

Расстройство разговорной функции у взрослого человека может возникнуть внезапно как проявление тяжёлого заболевания, развиваться постепенно либо присутствовать у пациента с детского возраста из-за оставленной без внимания патологии артикуляционного аппарата.

Нарушение речи у взрослых, причины и виды аномалий очень разнообразны. Это могут быть расстройства как импрессивной (восприятие звуков, чтение) так и экспрессивной речи (письменная или устная речь).

Общая характеристика нарушения речи у взрослых

Речь является наивысшей функцией человека. Она связана, в главной степени, со способностью человека мыслить, его памятью, чувствами. Правильное произношение звуков напрямую зависит от работы головного мозга, дыхательной системы и органов артикуляционного аппарата (язык, гортань, ротоглотка, зубы, губы).

В целом физиологические механизмы формирования речи разделяют на две формы.

Первая - импрессивная.

Вторая - экспрессивная.

С детальной характеристикой форм речи можно ознакомиться в таблице ниже.

Импрессивная

Экспрессивная

  • Способность человека воспринимать услышанную речь, а также понимать написанную (чтение).
  • Проводить анализ всех звуковых составляющих речи (буквы, звуки).
  • Механизм нарушения речи по импрессивному типу связан с расстройствами в работе головного мозга, слухового и зрительного аппарата. Пациенты с данной патологией не улавливают общую смысловую составляющую фраз, не узнают обращённые к ним слова, что часто является причиной подмены звуков в слоговом воспроизведении. Иногда речь человека становится неузнаваемой для окружающих
  • Активная устная речь.
  • Способность к самостоятельному письму.
  • Умение формировать слова, предложения, произносить правильно звуки.
  • Расстройство экспрессивной речи проявляется ограниченным словарным запасом, незрелым произношением звуков. Нарушения связаны с аномальной работой головного мозга, органами артикуляционного аппарата, психологическими проблемами

Основные симптомы нарушения работы артикуляционного аппарата у взрослых

Девушка с диагнозом - мутизм (фото: gidmed.com)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Спазмы в органах речевого аппарата.
  • Гнусавость. Изменение голосового тембра. Главной причиной возникновения данной аномалии является патологический процесс в области перегородки носа.
  • Замедленность, заторможенность речи.
  • Искажённое произношение звуков.
  • Непонимание общего смысла речи.
  • Охриплость, осиплость голоса.
  • Невозможность выразить свои мысли.
  • Слюнотечение.
  • Невнятная дикция.
  • Стремительный темп речи. Характеризуется проглатыванием отдельных звуков.
  • Малый запас слов.
  • Полное молчание пациента (мутизм).

Все проявления нарушений речи у взрослых являются существенным препятствием для полноценного общения пациентов и требуют лечения. Побороть данные симптомы самостоятельно практически невозможно.

Важно! Нельзя оставлять без внимания любую дисфункцию артикуляционного аппарата. Нередко речевые затруднения могут указывать на развитие тяжёлого заболевания (инсульт, опухолевый процесс в области головного мозга)

Причины нарушения речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых разделяют на два вида из-за причин, которые его провоцируют.

Например, такие, как органическое нарушение речи (ОНР). Причиной возникновения данного вида речевого нарушения являются черепно-мозговые травмы (ЧМТ), другие болезненные состояния, характеризующиеся поражением органов артикуляционного аппарата (язык, губы, носоглотка, зубы), отдельных звеньев нервной системы связанных с разговорной функцией, также заболевания слухового аппарата.

Признаки ОНР могут проявляться после таких перенесённых заболеваний, как:

  • Острые вирусные инфекции.
  • Опухоли головного мозга.
  • Инсульт.
  • Тромбоз.
  • Родовые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера, Паркинсона. Страдают пожилые люди. Кроме речевого нарушения у больных наблюдаются расстройства психоэмоционального плана, проблемы с памятью.
  • Приём некоторых антибиотиков, может оказать ототоксическое действие, привести к понижению слуха, и как следствие речевым расстройствам.
  • Нейроинфекции (менингит, энцефалит, болезнь Лайма).
  • Ботулизм. Тяжёлое инфекционное заболевание поражающее нервную систему человека.
  • Спазм сосудов мозга.
  • Прединсультное состояние.
  • Алкоголизм.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП).
  • Эпилепсия.

Функциональное нарушение речи (ФНР). Данная патология может возникнуть по причине действия на организм человека следующих неблагоприятных факторов:

  • Сильный стресс.
  • Общее недоразвитие речи 3, 2-го, 1-го уровней выявленное в детском возрасте, оставленное без полноценного лечения.
  • Умственная отсталость.
  • Неврозы.
  • Тяжёлые депрессии.
  • Сильный испуг.
  • Истерия.
  • Длительный приём антидепрессантов, транквилизаторов.
  • Психические заболевания.
  • Генетическая предрасположенность.

Однако следует заметить, что разграничение речевых нарушений, отталкиваясь от провоцирующих факторов относительно. Нередко у пациентов с ФНР впоследствии при детальном обследовании выявляют отклонения органического характера.

Типы речевой дисфункции

Нарушение речи у взрослых в зависимости от проявлений заболевания разделяют на такие типы, как:

  • Тахилалия. Слишком быстрый темп речи с запинками и проглатыванием звуков. Может являться признаком эпилепсии, олигофрении.
  • Афония. Люди, в силу различных причин (патологии гортани, стресс) могут разговаривать лишь шёпотом из-за потери звучности голоса.
  • Дислалия. Нарушение в произношении звуков у пациентов с нормальным интеллектом, слухом, артикуляционным аппаратом.
  • Брадилалия. Замедленная моторика речи, обусловленная затруднительным мышлением. Может присутствовать при энцефалите, депрессии тяжёлой степени, ЧМТ.
  • Ринолалия. Наблюдается у людей с аномальным строением органов речевого аппарата («волчья пасть», «заячья губа», травмы нёба), проявляется разнообразными дефектами в произношении звуков.
  • Заикание. Нарушение темпа и ритма речи. Может возникнуть в силу генетической предрасположенности, сильного стресса, испуга.
  • Такое нарушение речи, как дизартрия характеризуется расстройствами в произношении звуков, речевой моторики из-за поражения головного мозга, также недостаточной иннервации артикуляционного аппарата. Возникает при ДЦП, инсульте, рассеянном склерозе, миастении.
  • Алалия. Полное отсутствие речи либо глубокое недоразвитие речевой функции, чаще всего является следствием повреждения участков головного мозга, отвечающих за речь. Наблюдается при таких заболеваниях как ЧМТ, инсульт, аутизм.

Все вышеперечисленные симптомы связаны не только с трудностями в произношении, но и с восприятием речи, недостаточной способностью в самостоятельном формировании слов, предложений, точной формулировкой мыслей. То есть могут являться проявлением неполноценности, как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Диагностика заболевания

Нарушения речи у взрослых, возникшие внезапно или развивающиеся постепенно могут быть симптомом различных заболеваний. Необходимо, как можно раньше обратиться к врачу (терапевту, неврологу, оториноларингологу) для полного обследования.

Диагностика нарушений речи включает в себя следующие мероприятия:

  • Анализ разговорной функции пациента, его жалоб.
  • Сбор анамнеза. Необходимо выяснить, когда впервые возникли нарушения, с какими факторами были связаны первые проявления речевой дисфункции.
  • Оториноларинголог обследует органы артикуляционного аппарата. Назначит рентгенологическое исследование.
  • Невролог проверит рефлексы, выявит возможные нарушения психологического характера. При необходимости назначит компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга. Направит на сдачу анализов (общий анализ крови, мочи) для выявления инфекционного процесса.

Лечение

В первую очередь лечение нарушений речи у взрослых заключается в правильно поставленном диагнозе.

Для восстановления, как импрессивной, так и экспрессивной речи после исключения патологий головного мозга, психических заболеваний, органических повреждений органов артикуляционного аппарата необходимо обратиться к .

Эффективны будут различные упражнения для коррекции речи с учётом индивидуальных особенностей человека.

Например, специальная дыхательная гимнастика, пение помогут избавиться от заикания. Также максимальную пользу принесут физиотерапевтические процедуры.

Например, такие, как:

  • Транскраниальная микрополяризация. Новый метод, основанный на воздействии тока минимальной мощности, приближённого к физиологическим процессам организма, на головной мозг человека. Снижает нервную возбудимость, улучшает разговорную функцию, память. Способствует восстановлению зрения и слуха.
  • Рефлексотерапия (иглоукалывание). Улучшает работу всех органов и систем в организме человека.
  • Логопедический массаж.

Также, для полного избавления от речевой дисфункции, возможно, понадобится участие психотерапевта, психолога.

Различные психотерапевтические методики, помогут найти возможные скрытые причины, спровоцировавшие нарушения речи, приведут в норму эмоциональное состояние человека.

Пациентам, страдающим нарушением речи различной степени тяжести необходима помощь не только квалифицированных специалистов, но участие родственников, нормальные условия жизни, понимание близких людей, полноценное питание, что максимально будет способствовать восстановлению нервно-психического здоровья и речевого аппарата.

При речевых нарушениях необходимо обратиться к таким специалистам.

Нарушения речи часто встречаются у взрослых, особенно, при перенесении ими серьезных физических повреждений или психических расстройств.
Чтобы вылечить эти патологии, необходимо диагностировать их и осуществлять плановую реабилитацию.
Нарушение речевого аппарата у взрослого человека сопряжено со многими факторами, к лечению которых необходимо отнестись со всей ответственностью.

Причины и признаки

Виды заболеваний

Алалия. Данное заболевание характеризуется как полным, так и фрагментарным отсутствием речи у людей, которые получили врожденные или приобретенные травмы, повреждение структуры головного мозга.

Если в конкретном случае имеет место быть сенсорная алалия, человек не может четко распознать слова, произносимые другими людьми.

Он не имеет возможности определить конкретный смысл высказываний, что сходно с ощущением иностранцев при разговоре с людьми, которые говорят на неведомом языке.

Существенные речевые нарушения проявляются в том случае, если возникает моторная алалия, то есть человек не может выучить язык: освоить грамматику, основные звуки и произношение слов.

Дизартрия. Выражается в неправильном произношении звуков и слов, что проявляется у пациента после получения каких-либо травм.

Если у человека развивается данная патология, он не может произносить не только конкретные звуки, но и страдает отклонениями в речевом развитии.

Человек при дизартрии не способен обеспечить четкость произносимых звуков, при этом он говорит слова резко, но очень тихо.

Темп произношения звуков и слов непостоянен, может увеличиваться и уменьшаться, при этом дыхание у человека сбивчивое, есть ощущение его волнения.

Иногда при дизартрии у пациента к нарушениям речи добавляются патологии при движении кисти, тогда его жесты выглядят недостаточно ловкими.

Дислалия. Данное заболевание часто называют косноязычием, так как у больного нарушается способность к произношению звуков. Есть большое количество разнообразных видов этой патологии.

Ротацизм указывает на то, что человек не способен правильно выговорить букву «р», а ламбдаизм касается всех звуков, имеющих свистящую или шипящую природу.

Сигмаизм является более редкой патологией, которая имеет отношение к буквам, пришедшим из греческого языка. Тетизм является наиболее сложной патологией, так как при ней человек не способен правильно произнести ни одно словосочетание, если в его составе нет буквы «т».

Заикание. Это довольно частое и распространенное заболевание, которое не всегда легко вылечивается. Нарушения темпа, ритмических особенностей и плавности речи проявляются из-за судорог, то есть своеобразных спазмов, возникающих во многих сегментах всей конструкции речевого аппарата.

Человек может не контролировать, однако у него непроизвольно при произношении звуков происходит их вынужденное повторение. Заикание у взрослых может начаться из-за различных физических или психических травм.

Чтобы его вылечить, необходимо своевременно заметить первые признаки патологии и как можно быстрее обратиться к специалисту.

Диагностика патологии

Мигрень с аурой. Если речь без видимых предпосылок потерял молодой человек, то в первую очередь предполагают наличие данного заболевания. В этом случае потеря речи происходит в острой или подострой форме.

Обычно она возникает на фоне головной боли, которая уже проявлялась у человека раньше. Эта патология отличается семейным характером распространения, поэтому даже при неимении такой болезни ранее человек с предрасположенностью к ней может потерять дар речи даже при первых симптомах.

Левополушарный инсульт. Если речь нарушена или полностью утрачена у пожилого человека, в первую очередь возможным диагнозом предполагают инсульт.

Когда нарушения речи происходят из-за инсульта, у пациента дополнительно проявляется правосторонний гемипарез или аналогичные ему состояния, а также возможно нарушение правого поля зрения.

В этом случае необходима нейровизуализация, чтобы точно диагностировать конкретную разновидность инсульта.

А знаете, как правильно наложить , так, чтобы ангина не повлекла тяжелых последствий? Прочитайте об этом в полезной статье, написанной нашими авторами.

Про быстрое лечение простуды в домашних условиях читайте , и узнаете несколько рецептов из народной медицины.

На странице: написано о противовирусных средствах, принимаемых в профилактических целях.

Потеря речи может проявиться и при инсульте, произошедшем в правом полушарии, однако это случается гораздо реже. При этом речь в этом случае легко преодолевает процесс восстановления, также есть вероятность, что все произошедшие речевые нарушения полностью вернутся с здоровое состояние.

Опухоль или абсцесс мозга. Иногда в анамнезе при данной патологии нет указаний на головные боли, а также воспалительные расстройства. Речь в этом случае может внезапно пропасть вследствие разрыва сосуда, увеличения интенсивности нарастания отека, эпилептического припадка в генерализованной или более легкой форме.

Чтобы уточнить такой диагноз, первоначально организовывается обследование пациента, проводится ЭЭГ, после чего предпринимаются действия по ликвидации негативных симптомов.

Методы лечения

Конкретные нарушения или симптомы потери речи требуют лечения, которое зависит от причины их появления и возможности устранения.

Чтобы подобрать оптимальный метод для ликвидации расстройства или облегчения состояния человека, следует диагностировать болезнь, а затем постепенно предпринимать полезные действия в несколько этапов.

Домашний уход

Иногда нарушения речи приводят к большому количеству проблем, поэтому основной помощью часто становится терпение близких и их доброжелательное отношение. Если есть необходимость, заболевший должен разрабатывать речь путем простого общения, которое в полной мере могут обеспечить близкие люди.

Спастическая дисфония

При данном заболевании больные часто страдают фрустрацией. Чтобы облегчить состояние пациента, применяются электронные средства. С их помощью можно легко преобразовывать напечатанные сообщения в разборчивую устную речь.

Афазия

Это распространенное заболевание, при котором основным из главных негативных симптомов является спутанность сознания.

Чтобы избежать конфликтов и ухудшения психологического состояния больного, близкие люди должны напоминать ему о грядущих событиях, ситуациях, имеющих к больному отношение, несколько раз в день, не забывая говорить о необходимых действиях, которые человек должен предпринять самостоятельно.

Чтобы поспособствовать восстановлению речи больного при данной патологии, нужно ограничить воздействие внешних раздражителей, так как они могут сделать все процессы в сознании еще более спутанными, чем до их появления.

Следует говорить только простыми предложениями, легкими для запоминания словами, чтобы не доставлять человеку больших психологических проблем.

Дизартрия

Все люди, находящиеся рядом с пациентом, должны произносить слова медленно, при этом сопровождая речь невербальными сигналами. Многие больные не могут самостоятельно распознавать подаваемые вербальные сигналы, особенно если конструкция предложений чем-то осложнена.

Прежде чем требовать ответа от больного человека, необходимо дать ему время на распознавание важной для него информации. Чтобы не тратить зря голос, можно иногда предоставлять возможность больному отвечать на вопросы письменной речью.

Нарушения голоса

Следует отказаться от веществ, которые при употреблении в пищу способны вызвать раздражение или воспаление голосовых связок.

Если воспользоваться медицинской помощью, можно диагностировать и следить за состоянием конкретной болезни. Для этого проводится ряд исследований, в частности, КТ, МРТ, тест на электрическую активность.

Врач может задавать вопросы для прослушивания речи пациента и выявления нарушений, их распространенности. Часто больной направляется к логопеду.

Пациенту, страдающему речевыми нарушениями, могут назначить введение ботулотоксина или определить необходимость хирургического вмешательства в целях удаления наростов или частей ткани, мешающих нормальному функционированию речевого аппарата.

Необходимо совмещать грамотное медицинское лечение с домашним уходом. Только так можно значительно улучшить состояние речевого аппарата человека или поспособствовать его полному восстановлению.

Несколько народных рецептов, помогающих восстановить голос, вы узнаете во время просмотра предлагаемого нами видеосюжета.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....