Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в оу в условиях введения фгос. Технологическая карта индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотво

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия

на тему:

« Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л.В.

Жиздра - 2016 г.

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Абрамова Людмила Валентиновна

Группа ( номер,

логопедическое заключение)

Группа № 3 («Теремок»)

Логопедическое заключение: ОНР (3 уровень).

Тема занятия

Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Тип занятия

«Новые знания»

Используемые технологии

    Технология на основе деятельностного подхода.

    Здоровьесберегающие технологии.

    Информационно-коммуникативные технологии.

    Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия

Автоматизировать звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

Умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

Развитие фонематического восприятия и слуха;

Умение составлять из слов предложения;

Умение согласовывать существительные с числительными;

Расширение и активизация словарного запаса;

Совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

- воспитание навыков самоконтроля;

Воспитание активности и внимательности на занятии;

Воспитание потребности в речевом общении;

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Предпосылки к универсальным

учебным действиям

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

О существлять познавательную и личностную рефлексию

Р азвивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Развивать умение слушать и понимать других;

Умение работать в паре;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Развивать умение находить и структурировать информацию;

Развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

На основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

Находить ответы на вопросы.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: ноутбук.

Презентация «Автоматизация звука «Р».

Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

I Этап

Мотивации

- создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

2 минуты

Показ образца выполнения упражнения, картинки-символы

Индивидуальная

Показ картинки-символа артикуляционного упражнения с произнесением стихотворения

Выполняет артикуляционную гимнастику.

II . Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения закрепления знания и их обобщение (воспроизводит и фиксирует ЗУН, необходимые для построения нового знания).

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

2 мин

Практические: аналитико-синтетические.

Индивидуальная

Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: р-р-р-р-р-р.

Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

Упражнение «Постучи, как я».

Произнесение слогов со звуком «Р».

Характеристика звука «Р».

Ра - ру – ры, Арка - урка – ырка, Ры –ра – ру, Ырка - арка- урка,Ру –ры – ра, Урка – ырка – арка.

III . Этап.

Открытие новых знаний.

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

5 мин

Практические:

устные,

аналитико-синтетические

Индивидуальная

Автоматизация звука [р] в словах.

Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Рая и Рыжик наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Раи, другой – для Рыжика. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Раи, а какие у Рыжика?

Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».



У Раи в шкафу … (рубашка, сарафан, рукавички,).

У Рыжика в шкафу … (ракетка, рулетка, ролики).

Произнесение слов.

IV . Этап

Применение нового знания на практике.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

11 мин

Прктические

Индивидуальная

Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».
У Рыжика есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.


Ра-кет-ка.
Ру-лет-ка.
Шар.
Кры-ша.
Са-мо-вар-чик.
Кор-муш-ка.

- А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

Игра «Назови ласково» (ПК).

Упражнение «Посчитай-ка».

Цель: умение согласовывать числительные с существительными.

Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?

У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

Автоматизация [ш] в предложениях.


-Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
- Что изображено на первой схеме? (Корзина, стрелочка, фрукты)
- Как ты думаешь, что лежит в корзине? Ответь полным предложением. (В корзине лежат фрукты)
- Придумай предложения по второй и третьей схемам.
(Малыш Рома играет с шарами. Груша растет на дереве в саду.)

Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной:

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

Задание «Подбери предметы к признакам».


Разноцветная, большая, дуга на небосводе после дождя (радуга).
Шариковая, гелевая, синяя (ручка).

Воздушный, легкий, летающий (шар).
Красивая, белая, полевая (ромашка).

Задание: « Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).

Делит слово на части хлопками.

Ра-кет-ка.
Ру-лет-ка.
Шар.
Кры-ша.
Са-мо-вар-чик.
Кор-муш-ка.

Рука – ручка.

Крыша – крышка.

Самовар - самоварчик.

Рыба - рыбка.

Брат - братик.

Рога - рожки.

Рукавицы - рукавички.

Воробей - воробушка.

Повторение стихотворения.

Работа с предметными картинками.

Повторение чистоговорок.

V . Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении .

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

3 мин

Показ образца выполнения упражнения ребенком

Групповая

Выполняет физминутку вместе с воспитанником

Физминутка.

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

VI . Этап

Изоритмика

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

4 мин

Практические: выбор правильных формулировок, устные, грамматические

По уровню самостоятельности: после объяснения задания

Индивидуальная

Читает стихотворение.

Выполняет действия по прослушанному

VIII . Этап

Рефлексия

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности воспитанника

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

воспитанника

3 мин

Практическая, сравнение.

Индивидуальная

Игра «Лабиринт».

Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Р-р-р» (Картинка на ПК).

Какой мы сегодня звук учились произносить?

Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого лисенка, ну, а если нет, то – грустного.

Работа с дорожкой на ПК, ответ на вопрос, выбор лисенка.

Литература.

1.Андреева Г.Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2012.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез, 2005.

3.Микляева Н.В., МИкляева Ю.В., Слободняк Н.П.Коррекционно-развивающин занятия в детском саду. методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ.М.:Сфера,2008.

4. Левчук Е.А.Грамматика в сказках и историях.СПб.,2003.

5.Миронова С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.,М., 2007.

Школьный логопедический пункт посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии и состояние речи таких детей, несомненно, препятствует освоению общеобразовательных программ. Выполняя свою основную работу по коррекции у детей нарушений звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, по профилактике нарушений письменной речи учитель-логопед создает фундамент для всего последующего образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .

Составной частью ФГОС является концепция развития у учащихся универсальных учебных действий. Разработчики стандарта в качестве основных видов универсальных учебных действий выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Обучающиеся, которые в первую очередь зачисляются в школьный логопункт, имеют ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у них универсальных учебных действий. Например, в речи ребенка с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звукопроизношения и лексико-грамматического строя. Отклонения в развитии речи нередко препятствуют формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, влияют на эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, коррекционная логопедическая работа в зависимости от её содержания и способов организации раскрывает свои собственные специфические возможности для формирования универсальных учебных действий у учащихся. Общие правила организации коррекционной работы могут быть следующими:

  1. Логопедическое занятие должно быть построено, как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания или умения. Работа на занятиях организована так, что требует от учащихся усилий, размышлений, поиска.
  2. Любые действия ребенка должны быть осмысленными.
  3. На занятиях учитель-логопед учит детей ставить цели, искать пути их достижения, совместно составлять план действий.
  4. Поощряется учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
  5. Большое внимание на занятиях уделяется взаимопроверке и самопроверке детей, за ошибки не упрекают, объясняя, что, все учатся на ошибках.
  6. Логопед отмечает достижения ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами, помогает обретать уверенность в своих силах и способностях.
  7. Логопед помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Особенность локоррекционной работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения матапредметных результатов .

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД призваны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся: ребенок должен научиться соотносить свои действия с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения. В настоящее время многие родители ориентированы исключительно на умственное развитие своего ребенка. Настораживает то, что во многих семьях духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию не уделяется достаточное внимание. Как следствие этого процесса - неумение находить общий язык со сверстниками, конфликтность, потеря интереса к учению. Одна из основных целей учителя-логопеда - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять и найти самого себя, чтобы в конечном итоге ребенок захотел стать не просто высокообразованной личностью, но и пожелал победить в себе всё негативное и развить позитивное. Личностные УУД на логопедических занятиях можно формировать, прежде всего, на основе взаимодействия учащихся друг с другом. При этом формируются и коммуникативные навыки.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - творческие задания;
  • подведение итогов урока;
  • события, происшествия;
  • дневники достижений.

Личностные действиянаправлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Читая различные произведения, наблюдая и анализируя события и поступки литературных героев, учащиеся не только выражают свое отношение к тому или иному персонажу, но и размышляют над тем, как бы они поступили в данном случае, а самое главное, выделяют ту мысль произведения, которая им самим пригодиться в жизни.

Примерами формирования личностных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания.

Задание № 1

Возраст учащихся 7 лет.
Форма работы - групповая.
Тема: Путешествие в зоопарк
Игра «Школа зверей»
Цель: формирование личностных УУД (формирование внутренней позиции школьника).

Животные зоопарка тоже ходят в школу и первого сентября у них начались занятия. Только слоненок не пошел в школу, потому что он еще маленький и пойдет в первый класс только в следующем году. Что такое школа и зачем туда ходят, слоненок еще не знает. Ребятам нужно объяснить слоненку, какие правила поведения в школе существуют.

Задание № 2

Возраст учащихся 7-8 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Развитие связной речи. Составление творческого рассказа по картине.

Творческий рассказ по картине «Две клумбы»

(с добавлением последующих событий)

Лучшая клумба

Маша и Анжела были подругами. Они ходили в одну группу детского сада, часто гуляли и играли вместе. Как-то весной Машины родители собрались на дачу и пригласили с собой Анжелу. В поездку взрослые взяли цветочную рассаду, чтобы сделать клумбы около дачного домика. Приехав на участок, Машенька сразу побежала в сад. Она прихватила с собой лейку, лопатку и стала высаживать на маленькую клумбу рассаду цветов.

Маша аккуратно выкапывала и заливала водой ямку, а потом осторожно, бережно опускала в нее рассаду. Дело двигалось медленно...

Анжела смотрела-смотрела на труды подружки и вдруг куда-то исчезла. Через некоторое время она появилась около клумбы с букетом ярких искусственных роз. С силой вонзая крепкие ножки цветов в землю, Анжела сказала Маше: «Вот теперь красота, так красота! У меня-то лучше получается!» Машенька ничего не ответила и продолжала сажать рассаду. Когда обе клумбы были готовы, небо вдруг потемнело. Засверкала молния, загремел гром. Началась первая весенняя гроза. Это был не просто дождь, а настоящий ливень!

После дождя подружки вышли в сад.

Они увидели странную картину. С большинства Анжелиных цветов сошла краска. Мятые, блеклые, некрасивые, они валялись на земле, А умытые дождем Машины цветы расправили лепестки и стали еще прекраснее. Теперь понятно стало - чья клумба лучше!

Рис. 1

  • Где происходит действие картины?
  • В какое время года?
  • Как можно об этом догадаться? Где находятся девочки?
  • Что они делают?
  • Какие цветы сажает каждая девочка?
  • Почему они так поступают?

Придумай разговор между двумя девочками.

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

  • Перечисли 5-6 названий садовых и полевых цветов.
  • Для чего люди сажают цветы на клумбах?
  • Где используются искусственные цветы?
  • Из какого материалы их делают?
  • Чем живые цветы отличаются от искусственных?
  • Какие цветы тебе нравятся больше? Почему? Сравни их?
  • Что произойдет с искусственными цветами после дождя?
  • Кто может подойти к девочкам? О чем спросить их?

Что посоветовать?

Планирование творческого рассказа

Начало, середина, конец

Глагольная цепочка

Название

Варианты развития событий (пришла мама и отругала девочку, соседи из-за забора увидели и посоветовали, подошла подружка и объяснила)

Анализ и оценка творческого рассказа

точность слов,

  • образность выражений,
  • грамотность предложений,
  • связь предложений и частей рассказа,
  • выразительность,
  • отсутствие пауз,
  • плавность речи.

Общая оценка:

  • хорошо,
  • очень хорошо.
  • следует поучиться .

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических (личностных) способностей обучающихся. Это способствует саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В целом, регулятивные УУД необходимо формировать для того, чтобы человек умел ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Механизм реализации идеи формирования регулятивных УУД представляет собой совокупность методов и приёмов совершенствования компонентов регулятивной деятельности.

Компоненты регулятивной деятельности это:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая регуляция.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • поиск информации в предложенных источниках;
  • преднамеренные ошибки;
  • взаимоконтроль

Примерами формирования регулятивных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания .

Задание № 1

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Дифференциация ж-ш

Задание: Внимательно прочитай текст. Найди ошибки. Напиши слова, в которых допущены ошибки, правильно. Напиши текст правильно.

Солнечная ванна гадюки.

Гадюка каждое утро выползает на сухой пенек. Она с трудом ползет. У нее на холоде остыла кровь. На солныжке она ошивает и ползет шуржа, за мышами и лягужками. .

Задание № 2

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Работа со словом

НАЙДЕМ СЛОВО В СЛОВЕ

1) Будь умницей

Найдите в словах и подчеркните слово «ум».

Умелец, умножение, мундир, умереть, суматоха, мушкетер, медуза, сума, пума, мулл, клумба, румяна, мухомор, макушка, перламутр, сумерки, мудрость, тумбочка, безумный, кум, кумач, замужем, мужчина, мулине, музей, недоумевать, парфюмерия, полумесяц, музыка, президиум, задуматься, мусор, сумма,

2) Слово в слове

Выделите слова, которые «спрятались» в слове. (Обратите внимание, что в одном слове могут «спрятаться» по два и даже три слова.)

Дудочка, дубок, гитара, градусник, голова, китель, под-нос, товарищи, тумбочка, шесть, ярмарка, ябеда, якорь, яблоко.

3) Звери спрятались

Найдите животных, которые «спрятались».

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.

Познавательная активность - любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более полным, глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник.

Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:

  • составление схем-опор;
  • исследование;
  • работа со словарями;
  • решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;
  • установи соответствие;
  • разгадай путаницу;
  • заполни пропуски в предложениях;
  • реши тест;
  • составление маршрутов походов, путешествий;
  • карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;
  • развернутые письменные ответы на проблемные вопросы;
  • «Черный ящик» (по описанию определить, что в нем);
  • анаграммы;
  • определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);
  • исторические загадки;
  • работа с разными видами таблиц;
  • составление развернутого плана;
  • «Найди лишнее» и т. д. .

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Задание № 1

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Правописание мягкого знака.

Игра «Мягкий знак»

  • закреплять знания детей о функциях мягкого знака - обозначение мягкости согласных и отделение согласного от гласных и, е, ё, ю, я;
  • формировать навыки чтения и письма, оптико-пространственные представления;
  • развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение видеть границы слов), фонематические процессы.

Материал: таблицы-лабиринты для каждого ребенка.

Ход игры.

Каждому ученику раздается игровой материал, логопед обращает внимание детей на то, что внутри таблицы - лабиринта находятся слова с мягким знаком.

Дети вспоминают функции мягкого знака. Затем по очереди называют слова из таблицы, записывают их на доске и уточняют функцию мягкого знака.

Варианты работы:

  1. Записать слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;
  2. Записать слова с разделительным мягким знаком;
  3. Записать слова, состоящие из 1, 2 или 3 слогов (по выбору логопеда);

записать слова, в которых число звуков и букв совпадает; букв больше, чем звуков, и т. д. .

Рис. 2.

Задание № 2

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Предложение.

Игра Змейка. Цели:

  • совершенствовать оптико-пространственные пред-ставления детей, навык чтения; умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной бук-вы, в конце предложения ставится точка);
  • развивать умение анализировать предложения и делить их на слова (отделять слова друг от друга, опреде-лять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы); слуховое восприятие детей.

Материал:

Карточки со «змейками», маркеры для каждого ре-бенка.

Ход игры.

Логопед предлагает детям поиграть и отгадать загад-ки змейки.

Внутри туловища змейки спрятаны предложения, в которых слова соединены между собой. С помощью ручки дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложения (выделяют заглавные буквы в начале предло-жений, ставят точки в конце предложений).

Затем ребята записывают предложения .

Рис. 3.

Задание № 3

Возраст обучающихся 7-8 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Развитие связной речи. Составление рассказа «Весна».

Составление рассказа «Весна» с помощью мнемотехники:

  • развитие связной речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью графической;
  • аналогии понимать и рассказывать по мнемотаблице;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Рис. 4

Образец рассказа. Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

У младших школьников с речевым недоразвитием, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:

  • Дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
  • Ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;
  • Неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
  • Нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;
  • Замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;
  • Психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник, недостаточные развитие навыков и сформированность произвольности в общении и деятельности;
  • Нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией (он говорит только о своем, слышит только себя).

Примерами формирования познавательных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания .

Задание № 1

Возраст учащихся 7 лет.

Форма работы - работа в паре.

Тема: Обучение грамоте.

Дидактическая игра «Собери слово»

Описание задания: на парте - буквы разрезной азбуки и картинки. Обучающиеся вместе подбирают аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь, подбор соответствующего слова к каждой картинке.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

  • Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.
  • По окончанию работы проводится взаимопроверка.

    Формируем коммуникативные УУД: умение допускать возможность иной точки зрения, принимать и учитывать позицию собеседника.

    1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. - М.: Просвещение, 2008.
    2. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7,8.
    3. Л. Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
    4. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей / О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. - М.,:Просвещение.2012.- 176 с.
    5. Т. А. Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. M.: Владос, 2006. - 48 с.
    6. О. Н. Яворская Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС В составе основных видов универсальных учебных действий (УДД) можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4)коммуникативный.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция

    4 слайд

    Описание слайда:

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    6 слайд

    Описание слайда:

    СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. 2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. 3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы 4. Недостаточное развитие связной речи. 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие способности к переключению. 4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Содержание коррекционно-воспитательной работы (ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ) I.1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: 1) устойчивости внимания; 2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям); 3) способности к запоминанию; 4) способности к переключению; 5) навыков и приемов самоконтроля; 6) познавательной активности; 7) произвольности общения и поведения; II.1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: 1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика); 2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; 3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; 4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда I.2 Формирование полноценных учебных умений: 1) планирование предстоящей деятельности: а) принятие учебной задачи; б) активное осмысление материала; в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели; 2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); 3) работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.) II.2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: 1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; 2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; 3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания) 4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; 5) обращение к учителю- логопеду или товарищу по группе за разъяснением; 6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии; 7) подведение итогов занятия; 8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; 9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

    8 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию 1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи. 2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции. 3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий: 1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть. Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой. 2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц. Черная цапля циркулем чертила. Внимание! Цапля старательно циркулем водила. Получился очень чистенький чертеж.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану 1. «Расскажи о звуке по плану-схеме» Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами. 2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий. Например: На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом. 3. «Составьте алгоритм» Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например: – Составьте алгоритм разбора слова по составу и др. Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить. Пример алгоритма, составленного учениками: Как разобрать слово по составу Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить. Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить. Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить. Посмотреть на оставшиеся части слова: Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить. Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль Этапы самопроверки: I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм. II этап – поиск орфографических ошибок в слове. III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова 1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей.Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок). Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности 1.«Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо. 2. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания: 1) Я научился различать буквы Б и Д (умения по теме занятия) оценка от 0 до 5 2) Я старался оценка от 0 до 5 3) Какую оценку я сам себе поставлю оценка от 0 до 5

    12 слайд

    Описание слайда:

    Литература: Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

    Цель: показать взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствующих успешному усвоению программного материала через формирование УУД.

    В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

    Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

    · придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    · более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

    · существенное повышение мотивации и интереса к учению;

    · обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

    Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

    Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

    Компонентами логопедического сопровождения являются:

    · профилактика речевых нарушений;

    · логопедическая диагностика;

    · коррекция речевых дефектов;

    · формирование всех сторон (компонентов) речи;

    · развитие невербальных психических функций;

    · развитие эмоционально - волевой сферы;

    · формирование нравственных установок ребёнка.

    Формирование УУД проходит на этапе диагностики и коррекционно-развивающем этапе.

    Диагностический этап предполагает обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.

    В первых классах логопедом проводится двухэтапная логопедическая диагностика. На первом этапе осуществляется экспресс-диагностика, охватывающая всех обучающихся и позволяющая судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных). Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.

    Важным моментом этого этапа является установление контакта с ребенком. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение уровня сформированности языковых средств. Диагностический этап дает материал для дальнейшей коррекционной работы, поэтому необходимо выяснить уровни речевой деятельности ребенка. Какие ребенок имеет навыки сотрудничества, как он умеет воспринимать информацию и передавать ее, насколько точно он выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение им монологической и диалогической речью, как управляет своей деятельностью, насколько дает самостоятельные ответы.

    универсальное учебное действие логопедический

    Коррекционно-развивающий этап является основным и продолжается весь учебный год. В этот период на индивидуальных и групповых занятиях по коррекции устной и письменной речи учитель-логопед наряду со специфическими логопедическими задачами решает задачи по формированию метапредметных УУД. Для этого на логопедических занятиях подобрана система заданий и упражнений, способствующих формированию УУД.

    Одно из направлений коррекционно-развивающего этапа - индивидуальная работа по постановке звуков предполагает формирование регулятивных действий (контроль и коррекцию собственной речи), коммуникативных, предполагающую активную речевую деятельность на всех этапах: на этапе постановки, автоматизации, дифференциации и введение звука в активную речь с построением свободного высказывания, как итог работы над звуком. Формирование познавательных действий, которые заключаются в умении формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи при выполнении логических операций.

    На этапе формирования фонематических процессов и слухового восприятия ведется работа со звуком, слогом и словом. Детям предлагаются задания связанные с выделением, сравнением, дифференциацией, восстановлением фонем. Таким образом развитие фонематических процессов и слухового восприятия направлено на развитие аналитико - синтетических операций на речевом материале. Следовательно, мы можем вести речь о формировании познавательных действий (выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов) и регулятивных учебных действиях (коррекция, целеполагание, планирование, контроль в форме сличения способа действия и его результатов, управление своей деятельностью).

    Следующее направление логопедической работы формирование лексико-грамматического строя речи. Это очень сложный и ответственный этап в становлении речи ребенка. Большое количество детей из-за ряда объективных причин имеют ограниченный словарный запас. И не владеют элементарными формами словообразования и словоизменения. Логопед ставит перед собой задачи расширять и обогащать словарный запас параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, сформировать представления о словообразовании и устранить речевые аграмматизмы, научить правильно, устанавливать грамматические связи слов в предложении, закреплять учебную терминологию, отрабатывать морфемный анализ. На этом этапе формируются все метапредметные действия на основе предметных.

    Необходимо сказать, что на всех этапах коррекционной работы формируются личностные УУД.

    Таким образом, можно сделать вывод, о формировании УУД на логопедических занятиях. Так:


    Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

    Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

    Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда гармонично сочетается с деятельностью учителя - предметника в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.

    Литература

    1. Азова Т.В. Направления и методы логопедической работы по устранению дизорфографии // "Школьный логопед". - 2010. - №1. - С.39-57.

    2. Банкрашкова И.В. Современное речевое развитие по преодолению лексико-грамматического недоразвития в контексте формирования универсальных учебных действий // Специальное (коррекционное) образование в контексте современной образовательной политики: Методические рекомендации к 2010-2011учебному году / Авт. - сост. И.В. Банкрашкова, И.Н. Рязанова. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010. - 27 с.

    3. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения: Методические рекомендации. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 126 с.

    4. Грибова О.Е. Основные направления работы на логопедических занятиях // Современные подходы к коррекционно-образовательному процессу в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: АПК и ПРО, 2008. - 56 с.

    5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред.А.М. Кондакова, А.А. Козлова. - М.: Просвещение, 2008. - 35с.

    6. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.Б. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачёв, 2008. - 128 с.

    7. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с.

    8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред.В. В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

    Формирование ууд на логопедических занятиях в ОУ в условиях реализации ФГОС

    В 2011 году все образовательные учреждения перешли к реализации нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2-го поколения. В связи с этим возникает необходимость существенных преобразований в построении своей работы с учетом новых требований, которые изложены в соответствующей литературе. В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования - предметным, метапредметным и личностным.

    Логопеды школьных логопунктов также ориентируются на показатели деятельностного подхода стандартов второго поколения:

    придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;

    существенное повышение мотивации и интереса к учению;

    обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий

    Результаты деятельности школьного логопеда по коррекции устной и письменной речи напрямую влияют на качество обучения детей-логопатов по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, и является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний.

    Решение этих задач может быть успешным при организованном логопедическом сопровождении. Логопедическое сопровождение является помощью для учителя и включает в свою работу, в том числе и формирование метапредметных УУД на всех этапах коррекционной работы и по всем направлениям.

    Компонентами логопедического сопровождения являются:

    профилактика речевых нарушений;

    логопедическая диагностика;

    коррекция речевых дефектов;

    формирование всех сторон (компонентов) речи;

    развитие невербальных психических функций;

    развитие эмоционально - волевой сферы;

    формирование нравственных установок ребёнка.

    Существенным отличием в образовательном процессе становится установка перехода от содержания к технологии обучения, т.е. приоритетом становится не «чему учить», а «как учить».

    Ведущими технологиями становятся: проблемно диалогическая технология и технология оценки учебных достижений.

    Чтобы получить заложенные в стандарте планируемые результаты необходимо сформировать у учащихся универсальные учебные действия, которые помогут им освоить не только необходимый программный материал, но и реализовать свои творческие и интеллектуальные возможности в дальнейшем.

    Важнейшим из них является формирование личностных универсальных учебных действий. В программах образовательных учреждений на их развитие направлены не только предметные образовательные программы, но и программа «Духовно-нравственного развития», а также программы внеурочной деятельности общекультурного, социального и других направлений.

    Примером такой работы является эпизод урока, раскрывающий процесс формирования на данном этапе.

    Детям предлагают серию сюжетных картинок с вопросами к ним. Работа с данным материалом позволяет ребенку самостоятельно выразить свое отношение к данной ситуации и спрогнозировать выход из предложенной проблемы. Ответы ребенка помогут учителю оценить уровень развития личностных УУД на данном этапе работы. В конце каждого учебного года ребенку будет предложена комплексная проверочная работа, направленная на выявление сформированности личностных УУД.

    Требования стандарта диктуют необходимость формирования адекватной самооценки личности. Ребенок учится оценивать свою успешность, недостатки и ставить цель в их преодолении.

    Регулятивные универсальные учебные действия формируют у ребёнка умение ставить цель, определять учебные задачи, планировать свою деятельность, находить свои ошибки и корректировать свою деятельность, умение удерживать в памяти объемное задание при его выполнении. (Не получается …., мне надо научиться …)

    Познавательные универсальные учебные действия подразделяются на общеучебные и логические.

    Общеучебные

    формулирование цели;

    поиск и анализ информации;

    моделирование;

    структурирование знания;

    составление устных и письменных высказываний;

    смысловое (мотивированное) чтение;

    формулирование проблемы

    Универсальные логические действия

    выделение признаков предмета;

    сравнение,

    сериация,

    классификация,

    рассуждение,

    гипотеза,

    доказательство

    Подобные задания являются ежедневной тренировкой в развитии и совершенствовании регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

    Коммуникативные УУД предполагают развитие умений работать в парах группах, которые наилучшим образом позволяют научить ребенка строить связные высказывания, доказывать свою точку зрения, развивают умения выслушивать и уважать мнения другого, развивают культуру общения в

    Удачным примером работы в группе являются задания подобного вида. В процессе обсуждения дети могут прийти к единому мнению. Формами организации групповой и подгрупповой работы являются викторины, творческие задания, КВН, соревнования, брейн-ринги и другие.

    С учетом внедрения ФГОС в ОУ становится очевидной и необходимой работа учителя-логопеда и других узких специалистов с учащимися, испытывающими трудности в обучении, а так же с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

    В своей работе учитель-логопед опирается на следующие нормативные документы. Важнейшим новым звеном в этой работе является коррекционно-развивающая программа ОУ, которая составляется специалистами данного учреждения.

    Для достижения планируемых результатов по требованиям ФГОС важно правильно скоординировать деятельность всех специалистов ОУ.

    Построение работы учителя-логопеда традиционно в соответствии с рекомендациями Инструктивного письма Мин. Образования РФ, однако с учетом требований ФГОС необходимы дополнения к плану работы логопеда, которые заключаются в разработке и реализация индивидуальных (групповых) коррекционных программ для детей с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, имеющими нарушения речи.

    Основная задача логопеда заключается в совершенствовании всех сторон устной и письменной речи младших школьников. На занятия зачисляются дети, имеющие сложную структуру речевого дефекта, препятствующую качественному усвоению программного материала по основным предметам.

    По требованиям новых образовательных стандартов на занятиях необходимо использование ИКТ. Приведем практические примеры упражнений, используемых на логопедических занятиях.

    На данном слайде представлено упражнение, направленное на автоматизацию звукопроизношения, а так же на развитие регулятивных и познавательных УУД.

    Другим примером является упражнение «Определи место звука в слове». Данное задание представлено в электронном виде, проверка осуществляется с помощью щелчка.

    «Зачеркни те кружочки, в названии которых есть заданный звук, например [с]»

    Слайд 20.

    При выполнении упражнения «Подбери к слову схему», «Определи слово по схеме»

    Слайд 21.

    «Составь из букв слово» В данных заданиях у ребенка развивается регулятивные и познавательные УУД, самоконтроль, самооценка.

    Слайд 22.

    Одним из вариантов работы по совершенствованию слогового состава слова может служить задание, представленное на данном слайде.

    Слайд 23.

    Для формирования лексико-грамматического строя необходимо научить детей:

    Свободно пользоваться обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам,

    Определять родственные слова, обобщать, анализировать, систематизировать.

    Подбирать однокоренные слова.

    Обозначать свойства, названия действий их качества. Развивать орфографическую зоркость. В данном случае «безударную гласную в корне слова».

    Активизировать словоизменение, словообразование с помощью суффиксов.

    Словообразование с помощью приставок

    Устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи.

    Согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе.

    Правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже.

    Развивается смысловая сторона речи (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных подходящих выражений.

    Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.

    Понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию, способен пересказать небольшие рассказы.

    Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке, о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку.

    Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события.

    Может подмечать в рассказе не только существенное, но и детали, частное.

    Хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы

    Результатом работы за год является комплексная работа с текстом. Выполнение предложенных заданий к нему является показателем преодоления трудностей конкретного ребенка.

    Примером такой комплексной работы могут служить представленные на слайде задания. (прокомментировать задания со слайда)

    По требованиям ФГОС итогом коррекционной работы за год является обязательная диагностика успешности каждого ребенка. Необходимо проводить систематическое отслеживание динамики развития результативности коррекционной работы и мониторинг.

    У детей-логопатов речевые нарушения являются серьезным препятствием в общении, в регуляции своей деятельностью, в овладении общеучебными навыками, поэтому логопеду на своих занятиях необходимо работать над формирование всех вышеперечисленных УУД

    Таким образом, коррекционная работа учителя - логопеда имеет огромное значение в достижении образовательного результата, планируемого в образовательной программе.


    Последние материалы раздела:

    Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии
    Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии

    Науки о жизни идут по пути от крупного к мелкому. Совсем недавно биология описывала исключительно внешние черты животных, растений, бактерий....

    Как приготовить стейк из индейки на сковороде
    Как приготовить стейк из индейки на сковороде

    Стейк из индейки – это большой кусок мяса, которому обрадуется любой рот. Птичку можно приготовить очень вкусно, если натереть подходящими...

    Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я
    Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я

    Самса – это традиционная узбекская выпечка. Ее обязательно готовят из слоеного теста и мясной начинки. В среднеазиатских странах в качестве начинки...