Ищем: что читать в Рождественский пост. Рождественский пирог (история и традиции) Какие молитвы читать весь рождественский пост

Прожить долгую и холодную зиму в России и не предаться унынию – настоящий подвиг. Христианам это дается проще, потому что их зимнюю дорогу освещает яркая звезда, праздник, до которого с замиранием сердца считаешь дни – Рождество Христово. Вершина зимы, а перед ней – испытание для тела и духа – строгий Рождественский пост . Мы собрали самые распространенные вопросы об этом посте, ответы на которые помогут православному человеку подготовиться к Рождеству.

Даты Рождественского поста

Время Рождественского поста – это ровно 40 дней . Пост начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 6 января включительно. В ночь на 7 января христиане заканчивают поститься и встречают вершину поста, его главную цель и смысл – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. В каждом посте, в том числе в Рождественском, существует заговенье, иначе – канун поста. Оно приходится на 27 ноября, это день, в который Православная Церковь вспоминает жизнь святого апостола Филиппа. Именно в честь него Рождественский пост еще именуют Филипповым (по-народному Филипповки). Если заговенье попадает на однодневные посты (среду или пятницу), то оно перемещается на предыдущий день – 26 ноября.

Зачем нужен Рождественский пост

Рождественский пост - это время для возрастания в Боге , для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно - гастрономический пост, отказ от развлечений - нужны не как самоцель, не как своеобразное аскетическое упражнение, а как подготовка к великому празднику - Рождеству Христову. Радостному дню, когда Иисус Христос родился от Девы Марии, когда весь мир ликует, приветствуя Спасителя. Мы постимся, чтобы войти в этот день чистыми, свободными от суеты и всего, что вредит нашей душе.

Календарь питания: что можно есть в Рождественский пост

Рождественский пост - строгий. В этот период православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продуктов и от яиц. По поводу вкушения рыбы есть правила разной строгости. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу также нельзя пить вино, а пищу надо есть без масла - это называется сухоядение.

На Рождественский пост приходится Новый Год. Православным христианам лучше в этот светских праздник не отходить от поста. При это ни в коем случае не надо осуждать родных и друзей, которые, в отличие от вас, не постятся. Лучше поставить на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры.

Кроме того, даже соблюдая все гастрономические строгости поста, надо не забывать, что эти сорок дней в первую очередь - для духа, а не для тела. И одни ограничения в еде - без духовной работы, без искренней молитвы, без помощи ближним - не принесут добрых плодов.

История Рождественского поста

Рождественский пост христиане начали выделять как отдельный и многодневный с IV века. Мы находим упоминания об этом посте в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого. Сорокадневным пост стал после собора 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле.

Что такое Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называют Сочельник . Это слово произошло от названия блюда - сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан 1, 8). Этих святых православные христиане молитвенно вспоминают как раз перед праздником Рождества Христова. По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня.

До какого события продолжается Рождественский пост?

О том, до какого события продолжается Рождественский пост, мы можем догадаться из самого его названия. Рождество - вот точка, в которой заканчивается этот долгий сорокадневный период. Длится этот пост с 28 ноября до 6 января включительно.

7 января Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа, великий праздник, который напоминает нам о дне, когда Спаситель пришел в мир - родился от Девы Марии в городе Вифлееме.

Как держать Рождественский пост мирянам

О том, как держать Рождественский пост мирянам , в православной среде бывает немало споров. Причина в том, что правила постного питания, которые каждый из нас хоть раз читал в календарях, журналах и на церковных сайтах, относятся, как правило, к так называемому монастырскому Уставу. Но мирянину вовсе не обязательно поститься так же строго, как монаху.

Если трудно держать суровый сорокадневный пост, стоит попросить у своего духовника или просто священника, к которому вы ходите в местном храме, послабление. Что такое послабление? Это значит, что ваш пост будет не таким строгим – в силу вашего здоровья или других причин. Ведь смысл Рождественского поста – подготовка к празднику Рождества Христова, пост – это не «православная диета», это испытание для нашего духа, которое помогает нам увидеть главное и отсечь все второстепенное, сосредоточиться на том, к чему нас призывает Евангелие. Через самоограничение стать ближе к Господу.

Во все дни Рождественского поста из рациона христианина исключают мясные, молочные продукты и яйца. Вершине поста, Рождеству Христову, предшествует день 6 января, который еще называют «сочельником». Это день самого строгого поста – можно вкушать лишь хлеб, воду и фрукты. «Сочельник» от слова «сочиво», сочиво – это верная пшеница, которую по традиции едят накануне Рождества.

Об ограничениях в пище и допустимых послаблениях

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, что такое сухоядение? И какие посты являются строгими, а какие нет.

Ответ: Сухоядение – это вкушение пищи без елея, т.е. масла. Строгие посты – Великий и Успенский. Но о посте нужно думать только в том случае, если уже есть некоторый духовный опыт. Сегодня много людей, тянущихся к вере, решаются вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься, и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета. Пост имеет смысл как воздержание Христа ради и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освободившиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом и у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет.

Вопрос: Верно ли утверждение, что каждый выбирает пост по силам? Я знаю человека, который стремлением строгого поста довел себя до больницы и подорвал здоровье. Это же уже как-то неправильно?

Ответ: В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Пост смягчается по отношению к больным, беременным, кормящим, путешествующим. В любом случае, желая соблюдать пост, и знать его меру для себя, посоветуйтесь с духовником, расскажите ему о своем духовном и физическом состоянии и испросите благословения на совершение поста.

Вопрос: Мне 12 лет, я слышала, что до 14 лет в среду и пятницу (да и во время любого другого поста, кроме среды и пятницы в Великий пост) можно вкушать молочную пищу. Так ли это?

Ответ: Вопрос о мере дисциплины поста устанавливается каждым верующим вместе со своим духовником. Эта дисциплина зависит от многих обстоятельств: от возраста, состояния здоровья, меры нашей зависимости от окружающих и многого другого. Действительно, во многих случаях учащимся средних и высших учебных заведений духовниками дается послабление на молочную пищу в среду и пятницу или в иных случаях и в многодневные посты. Но послабление это не может быть дано мною через Интернет, а должно быть решено Вами конкретно с Вашим духовником.

Вопрос: Мне нужно пройти ультразвуковое обследование желудка, съев так называемый «пробный завтрак» из двух яиц, - допустимо ли это в пост?

Ответ: Лекарства пищей в собственном смысле не являются. И если для медицинского обследования необходимо заполнение желудка белком яиц, то стоит заполнить желудок этим белком, воспринимая это в данном случае не как питание, а как необходимое лекарство.

Вопрос: Я занимаюсь бодибилдингом. Употребляю спортивное питание: протеин, аминокислоты. Сразу скажу - это не стероиды. Допустимо ли употреблять спортивное питание во время Поста?

Ответ: Если речь идет о постном питании, допустимо. А если о бифштексах с кровью, то, конечно, довольно странно было бы есть их в Великий Пяток.

Вопрос: Можно ли поститься только первую и последнюю неделю? И можно ли есть хлеб во время поста?

Ответ: В отношении второй части Вашего вопроса ответ несложен: хлеб есть можно, обычный, не ситные булки и не на масле приготовленный, не пирожки сдобные, - обычный простой хлеб.

Что касается соблюдения поста только в первую и последнюю неделю – если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то, конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Устав церковный.

Вопрос: У меня есть подруга, глубоко верующая и строго соблюдающая все посты. Однако она тяжело больна, у нее тяжелая степень физического истощения, и врачи ей настоятельно рекомендуют хорошо питаться. Все ее родные и друзья пытаются убедить ее в том, что, отказываясь от мясной и молочной пищи, она фактически совершает самоубийство, и это страшный грех. Посоветуйте, что можно предпринять в такой ситуации.

Ответ: Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается. Поэтому, можно порекомендовать Вашей подруге не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют ей врачи, а вместо этого усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински ей не необходимы, но к которым она имеет пристрастие.

О других ограничениях

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли стричь волосы во время поста?

Ответ: Все хорошо в меру, поэтому, если волосы секутся или нет времени длинные волосы долго мыть и тщательно расчесывать, то конечно, лучше остричь. Но наводить какую-то особенную красоту ради привлечения лиц противоположного пола в пост, может быть, и не следовало бы.

Вопрос: То, что смотреть в пост телевизор и слушать радио нельзя вопросов не вызывает, а вот можно ли смотреть по ТВ только один краткий выпуск новостей в день?

Ответ: Уважаемый Андрей, был в жизни преподобного старца Силуана Афонского такой случай: один монах рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к старцу Силуану, спросил: «А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?» «Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей», - ответил он. - «Почему так?» - «Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться». «Странно, говорит монах. - По-моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет… Я, когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я литургию, молюсь ли у себя в келии, я от души прошу Бога за людей и за мир». - «Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она, какие нужды есть у людей и жалеет их». - «Как может душа знать от себя, что творится в мире?» - спросил монах. - «Газеты пишут не о людях, а о событиях и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все». Эти слова преподобного Силуана смело можно привести как ответ на Ваш вопрос.

О чтении в дни поста

Вопрос: В этом году я решила начать соблюдать пост. Не могли бы Вы сказать, какие молитвы и тексты из Библии нужно читать ежедневно во время поста?

Ответ: В отношении ежедневных чтений в пост я отослал бы Вас к сайту сайт, где регулярно появляются такие чтения, расположенные по дням поста, там же, или на сайте zavet.ru, или days.ru найти и те отрывки из Священного Писания, которые предлагаются нам Церковью к прочтению во время поста.

Есть еще такой хороший благочестивый обычай – для тех, кто не имеет навыка регулярно читать Новый Завет, делать это постом – одну главу Евангелия и две главы Апостола. Если Великим или Рождественским Постом начать это делать, то практически все Евангелие Вы за пост прочитаете.

«Пищевые» разногласия

Вопрос: Я живу в студенческом общежитии. С соседкой по комнате, мы всегда готовим еду на двоих. Раньше она тоже соблюдала пост, а в этом году решила, что не будет. Я чувствую, что у нас в отношениях стала появляться напряженность из-за вопросов «меню». Как в «пищевых» разногласиях не потерять терпимость друг к другу?

Ответ: Все же, пост соблюдать нужно. Однако ни в какой мере не следует навязывать ваше соблюдение поста живущей рядом с вами соседке. Проявляйте предельную терпимость по отношению к ее упрекам и замечаниям, ведь смысл поста и в том, чтобы стремиться выработать в себе добродетель терпения и неосуждения ближних. Поблагодарим Бога за то, что Он через пищевые ограничения дает нам повод к более серьезному упражнению души. Потому если соседка попросит вас по пути зайти в магазин и купить ей колбасы, то зайдите и купите, ничего страшного не случится. Но сами пост соблюдайте – в этом проявляется наша верность Христу.

Вопрос: Как поступить, если у моей мамы юбилей приходится на пост, а его в нашей семье соблюдаю я одна. Праздник будет шумный, родственников у меня очень много. Уйти тоже нельзя, обида будет серьезная. Веселиться в пост мне не хочется точно, но что делать, я не знаю.

Ответ: Юбилей юбилею рознь, и дни поста тоже бывают разные. В Великую Пятницу хоть столетний юбилей нельзя праздновать. Но в один из рядовых субботних или воскресных дней Великого Поста встретиться с мамой в день ее юбилея, порадоваться, (но не повеселиться), побыть с близкими, не надмеваясь над ними, но при этом соблюсти пост, вполне можно. Поэтому, времени еще много, постарайтесь разумным образом подготовиться, и, думая о пользе души своей мамы, поучаствовать в ее торжестве.

Как быть, если трудно?

Вопрос: В первый раз серьезно подошла к посту. Чувствую себя очень слабой, совершенно опустошенной и неспособной вести привычный активный образ жизни. Пытаюсь молиться, но и молитва толком не идет. С трудом стала вычитывать Правило. Такое впечатление, что кто-то высосал все силы. Посоветуйте, как быть?

Ответ: Совет тут можно дать один - не отступаться. А Вы как думали, что начнете первый раз поститься, и сразу Ваш великопостный путь будет усеян розами? Амброзией и нектаром покажутся картошка и рис? Косточки не будут болеть от земных поклонов и выстаивания великопостных богослужений? Греховный навык требует преодоления: например, бросает человек курить, думаете, просто ему это дается? Иные чуть ли об стенку головой не бьются. Знает человек, что недобрая это, греховная привычка, от которой надо избавиться Христа ради, и держится. В Евангелии что говорится - «по плодам их узнаете их», а не по тому состоянию, которое мы переживаем. Потерпим, помучаемся, понудим себя благочестивой жизнью, и Господь даст утешительный плод; если же будем приятность одну искать - известно, где кончается путь живущих прохладно.

Новый год и Рождество

Вопрос: Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?

Ответ: Рождество Христово – это день рождения Христа. А новолетие – это ведь очень условная дата. Можно взять любую точку во времени из триста шестидесяти пяти дней и сказать: здесь кончается год и начинается новый год. Но сейчас, с введением нового стиля, думается, промыслительно, Новый год оказался перед Рождеством Христовым. Какая от этого может быть польза? Такая, что теперь, когда Новый год приходится на Рождественский пост и православному человеку определенно бессмысленно заниматься пусканием петард и другими развлечениями, мы можем встретить Новый год вполне как подобает верующему человеку, то есть дать отчет перед своей совестью и Богом, как мы провели эти триста шестьдесят пять дней года. И этот покаянный отчет привести к Таинству исповеди, тогда и само Рождество для нас будет радостным и ничем не замутненным праздником. Так что это очень неплохо, что Новый год перенесли вперед Рождества.

И снова пост. Он побуждает каждого из нас не только есть поменьше, заходить в храм чаще, следить за собой построже, молиться больше, но и читать глубже… Несомненно, первое, что стоит читать в пост, — это Евангелие, его надо поставить «во главу книжного угла». Однако мне хотелось бы посоветовать нашему читателю еще несколько книг, которые, на мой взгляд, могут помочь внутренне подготовиться к встрече Рождества Христова.

Освежить то, что забыто

Одним из первых в моем списке книг для Рождественского поста стоит произведение христианского апологета и писателя К. С. Льюиса «Просто христианство» . Этот автор сегодня многим известен по циклу детских книг «Хроники Нарнии», и далеко не все знают, что у него есть немало книг для взрослых, наполненных богословскими и философскими размышлениями.

Сам К. С. Льюис по вероисповеданию англиканин, но в своем труде он осознанно не затрагивает конфессиональные различия, подчеркивая, что самое главное в христианстве — Сам Христос. С тех самых пор, как Льюис стал христианином, лучшее, что он, по его мнению, мог сделать для своих неверующих ближних — это «объяснить и защитить веру, которая была общей и единой почти для всех христиан на протяжении всех времен».

Книга по-настоящему завораживает. Ее язык, с одной стороны, прост и доступен. И это неслучайно, ведь она основана на цикле религиозных радио-бесед автора, которые он вел на Би-Би-Си во время Второй мировой войны. С другой же стороны, книга столь насыщена глубокими размышлениями и точными замечаниями, что я восприняла ее как настоящее чудо. «Просто христианство» поможет освежить то, что вы когда-то знали, но что подзабыли.

В основном автор обращается к людям ищущим, тем, кто находится на распутье. Своими логическими доводами и размышлениями Льюис старается увлечь их за Христом. Но с пристальным вниманием и живейшим интересом прочтут книгу и воцерковленные люди и найдут в ней много интересного для себя. Кроме того, работа эта еще и апологетическая, поэтому она поможет каждому, кто хочет просто, глубоко и ясно рассказывать ближним о Христе.

Настрой на серьезность

После этой легкой, но полезной книги стоит приступить к освоению того, что поможет настроить душу на серьезную работу над собой и своими недостатками. То есть вступить в брань с тем, от чего так хочется избавиться во время поста. Для этой цели мой выбор пал на книгу преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников».

Приступая к чтению этой книги, надо запастись трезвением и вниманием. Этот труд является одним из важнейших пособий для христиан по практической аскетике. Конечно, настоящая духовная брань в первую очередь знакома монахам, но и миряне призваны к борьбе со своими страстями. А значит, книга преподобных отцов — и для них тоже.

Чтобы дочитать ее до конца, советую относиться к ней не как к обычной книге, а как к учебнику, который надо изучить за установленный срок. Читать каждый день понемногу, но обдумывая каждое новое слово и каждую новую мысль.

Книга эта представляет собой ответы преподобных на вопрошения их учеников. Почти вся она испещрена цитатами из Священного Писания, отсылками, именами — именно им руководствуются святые при ответах на вопросы. Признаюсь, читать мне ее трудно, язык повествования сложен, но как только ты осиливаешь первые 10-15 ответов, то втягиваешься в этот стиль, окунаешься в эту серьезную, поистине постовую атмосферу. Чувствуешь, как книга идет к тебе навстречу, принося пользу.

Из сочинений многих святых (преподобных Феодора Студита, Симеона Нового Богослова и др.) мы узнаем, что текст этот был известен многим православным подвижникам, жившим в более позднее время.

В начале книги мы знакомимся с житием «богоносных, христоносных и духоносных» сирийских подвижников V-VI веков преподобных Варсонофия и Иоанна. С юных лет преподобный Варсонофий вел подвижническую жизнь. Устроив близ монастыря аввы Серида маленькую келью, он провел в ней 50 лет в трудах и подвигах, удалившись от людей, безмолвствуя, питаясь лишь хлебом и водой. Преподобный Иоанн был учеником преподобного Варсонофия. Он подражал своему учителю в подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости преподобного Иоанна и прозвали Пророком.

В своем затворе, всецело предавшись молитве, преподобный Варсонофий достиг высокой степени духовного совершенства. Затем он стал служить людям, наставляя их на путь спасения. О жизни и подвигах святых сохранилось мало свидетельств, и все они были почерпнуты из их рукописных ответов. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни.

За советом и наставлениями обращались к преподобным люди разные: монашествующие и миряне, новоначальные и преуспевшие в духовной жизни. И все они получали наполненные благодатью и духовного рассуждения ответы. Преподобный Варсонофий говорит о книге так: «Все сие пишу я не своей воле, но по велению Святого Духа, на исправление и пользу души и совести внутреннего человека».

Преподобные знали человеческие помыслы и сердечные расположения. Читая эту книгу, можно найти ответы на многие вопросы, которые у нас возникают на протяжении жизни: начиная от советов относительно пищи и заканчивая темой обожения. Рассуждают авторы и о молитве, грехах, безмолвии, благодарности к Богу, говорят о демонах, искушениях, болезнях, раздумывают о ближних наших, старцах и многом другом. Читая этот труд, чувствуется, что слова эти действительно исполнены силой и благодатью Святого Духа.

О любви

Следующая книга, которой я с радостью поделюсь с читателем, написана настоятелем монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке схиархимандритом Иоакимом (Парром). Отец Иоаким более 60 лет назад принял монашеский постриг в ордене бенедиктинцев, занимался миссионерским служением среди бедных жителей Калькутты, преподавал в католических духовных школах в Бразилии и США. Под влиянием жизни и проповеди святителя Иоанна Шанхайского он принял Православие и в 1970-х годах в течение восьми лет жил на Святой Горе Афон. По благословению священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей переехал в США, где активно занялся организацией работы с бездомными в Нью-Йорке.

Совсем еще недавно, до своей тяжелой болезни, отец Иоаким ездил по монастырям России, Украины и Белоруссии, общаясь с монахами и мирянами. Эти беседы и вошли в основу его книги «Беседы на Русской земле» , с которой я хочу вас познакомить.

Читается книга легко и непринужденно — как современная и интересная художественная литература. Но как же поражает читателя сам батюшка! Его слова — простые и всем знакомые, но одновременно такие забытые и тяжелые. Беседуя со своими слушателями, он рассказывает о том, что видел — об Америке, о Святой Горе Афон. Человек внимательный, непрестанно чувствующий руку Господню над собой, он старается делиться своим опытом.

Но главное, чем так запоминается эта книга, — это простота и любовь. Отец Иоаким напоминает нам, что для православного христианина существуют только два возможных ответа на любую жизненную ситуацию. Во-первых, мы должны иметь бескрайнюю любовь и благодарность Богу за спасение, за Его Сына, за Его любовь к нам. Второе — непрестанное сокрушение о наших грехах и покаяние. Тогда никаких проблем и вопросов у христианина никогда не будет. Именно любовью — к Богу и ближним — проникнуты строки «Бесед». Как это трудно, но необходимо — любить. С нежностью относиться к другим, но к себе — строго. Каждая из его маленьких историй, которые происходили с ним или были рассказаны ему, смягчают наши черствые сердца, раскрывают для нас саму суть христианства.

Закончу цитатой из книги схиархимандрита Иоакима: «Мы не можем изменить то, что с нами произойдет, но мы будем отвечать за то, как мы отреагировали на происходящее. Вот здесь и проявляется наша вера, здесь и проявляется наша любовь, если мы живем в присутствии Бога».

В преддверии Рождества Христова

В преддверии светлого праздника я бы посоветовала прочесть святочные рассказы Н. С. Лескова. Люди, любящие русскую классику, по достоинству оценят книгу. Русский слог, стиль, радостный, светлый финал почти во всех рассказах согреют вас зимним вечером накануне Рождества. Рассказы полны описаний национальных героев и характеров, реалистических картин крестьянского и помещичьего быта.

Не лишены рассказы и таинственности, порой мистической — всего того, что присуще святочным рассказам. Загадка и тайна особенно привлекает детей, но всегда она будет подкреплена моралью, философским осмыслением, которая подана в таких таинственных житейских ситуациях. «Зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми», — говорит нам Лесков в рассказе «Пугало». О прощении обидчиков и понимании, что каждый человек есть Христос, повествует рассказ «Христос в гостях у мужика». В рассказе «Неразменный рубль» главный герой такой делает вывод: «В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом — полное счастие, при котором ничего больше не хочешь».

В каждом рассказе читатель обязательно найдет то, что ему будет по душе, что подготовит его к чуду, которое каждый год случается в Рождественскую ночь.

Юлия Хитева

Очищение души является неотъемлемой частью поста. Молитвы на начало Рождественского поста помогут вам облегчить тяготы воздержания и очиститься от грехов.

В 2018 году Рождественский пост начнется 28 ноября. В этот период православные верующие готовятся к встрече Рождества Христова, воздерживаясь от развлечений и любимых блюд. Однако без духовного очищения пост приравнивается к обычной диете, поэтому эксперты нашего сайта предлагают вашему вниманию самые сильные молитвы на начало Рождественского поста.

Чтобы воздержание не было тяжелым, необходимо начать первый день Рождественского поста с молитвы. Обратиться к Господу и святым нужно утром 28 ноября.

«О, Господи и Святые! Защитите меня от чревоугодия, очистите душу мою от грехов. Желаю принять дары Ваши и вкушать их, дабы достигнуть единения с силами Небесными. Аминь».

Прежде чем произнести молитву, необходимо прочитать молитвенный текст «Отче наш». В этом случае ваше обращение обязательно будет услышано.

Молитва Божией Матери

При помощи молитвы Пресвятой Богородице вы сможете воздержаться от соблазнов и очистить душу от грехов. Обращаться к Божией Матери можно как в храме, так и у себя дома, а поможет вам в этом эффективная молитва.

«О, Пресвятая Богородица, Владычица наша. Стань нашей защитницей перед Господом Богом, попроси его простить нам грехи и помыслы злые. Призываю Тебя на помощь и молю Тебя о поддержке. Пошли мне терпение и убереги меня от соблазнов. Аминь».

Помолитесь Пресвятой Богородице, и тогда воздержание не будет таким сложным. Желательно произносить молитву перед трапезой и после еды.

Чтобы уже следующий день поста стал более легким, необходимо обратиться к святым вечером 28 ноября:

«Благодарю Тебя, Иисус Христос, что даришь нам блага земные. Избави нас от искушений, очисти помыслы наши, помоги справиться с трудностями. Ниспошли нам свое благословение и прости нас за грехи наши. Аминь».

Чтобы период воздержания прошел для вас как можно легче, необходимо заручиться поддержкой святых. В этом вам помогут специальные молитвы на Рождественский пост.

Молитва в рождественский пост перед едой

Обращение к Богу перед едой призвано напомнить о духовной составляющей поста. Нужно прочитать хорошо известную всем молитву «Отче наш»:

Отче наш, сущий на небесах! Да светится имя твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и избави нас от долгов наших, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо сила и воля Твоя во веки веков. Аминь.

Тем, кому воздержание дается особенно тяжело, можно дополнить молитву такими словами:

Даруй мне, Господи, защиту от пресыщения и чревоугодия, позволь мне принять благостные дары Твои, дабы, вкусив их, укрепился я духом и телом и служил бы во славу Твою.

Молитва после еды

После еды читается благодарственная молитва. Несмотря на скромность постной пищи, необходимо поблагодарить Господа за то, что у вас есть возможность ее вкушать.

Благодарим Тебя, Христе Боже, за то, что напитал нас земными твоими благами; не избавляй же нас и от Царства Божия, но как среди учеников явился Ты, Спаситель, прииди к нам и спаси нас.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ (молитвы,тропарь,рецепты)

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

(ФИЛИППОВ ПОСТ)

Длится с 28 ноября по 6 января (до Рождества 7 января)

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ

(молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Календарь Филипповок

27 ноября (14 ноября по ст. ст.) - Филиппово заговенье

С 28 ноября (15 ноября по ст. ст.) по 6 января (24 декабря по ст. ст.) - Рождественский пост (Филипповки)

4 декабря (21 ноября по ст. ст.) - Введение во храм Пресвятой Богородицы

6 января (24 декабря по ст. ст.) - Рождественский Сочельник

ТРОПАРЬ К ВВЕДЕНИЮ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тропарь, глас 4-й

Днесь благоволения Божия преображение и человеков спасения проповедание, в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают ангели Божий; Сия есть селение небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

************************************************************

Празднованию Рождества Христова, построенному по образу празднования Пасхи, предшествует сорокадневный пост, получивший наименование Рождественского поста. Порой его называют Филипповым постом, так как заговенье на Рождественский пост приходится на 14 ноября (27 ноября по новому стилю), в день памяти апостола Филиппа.

Заканчивается Рождественский пост Рождественским Сочельником 24 декабря (6 января по новому стилю).

Рождественский пост становится строгим в последнюю неделю перед праздником Рождества, достигая наивысшей строгости в Рождественский Сочельник. В Рождественский пост рыбу и елей не вкушают в понедельник, среду и пятницу.

Рождественский пост приходится на то время, когда закончены сельскохозяйственные работы, продовольственные припасы переработаны и сложены для хранения в кладовые и погреба.

«Домострой» - свод правил, которыми регулировалась жизнь наших предков,- настоятельно требовал от глав семей заготавливать продукты питания впрок на целый год, иметь в леднике и сушилке запас мороженой и вяленой рыбы, рыбы соленой, овощи, грибы, соленья, квашения, фрукты свежие, сушеные, различные напитки и сиропы, мед, орехи, крупы, муку и т. д.


Такой запас давал возможность жить семье без лишней суеты, правильно планировать распорядок дня, недели, сезона, чтобы выделять время и для домашней молитвы, и для посещения церковных богослужений. Продукты, которые всегда были под руками, позволяли нашим предкам быть гостеприимными и хлебосольными хозяевами, помогать нуждающимся, давать приют странникам, паломничавшим по святым местам, и снабжать их продуктами на дальнейшую дорогу.

День перед праздником Рождества Христова - Сочельник устроен по дню Великой субботы. Время принятия пищи в этот день приходится на вечер. С древности идет обычай не вкушать пищи до появления на небе первой звезды. Церковь предписывает употребление на вечерней трапезе кутьи с медом, чем напоминает древний обычай: крещеные в этот день вкушали мед - символ сладости духовных даров.

В России эта вечеря, согласно Уставу Святой Церкви, обыкновенно носит скромный характер. Но в Украине на вечерней трапезе в Сочельник принято было угощаться. Необходимой принадлежностью этого угощения является кутья (вареные в меду или сахаре рисовые или другие зерна) и узвар, т. е. сушеные сливы, груши, вишни, яблоки и другие плоды, сваренные вместе в воде.

Перед началом трапезы в доме зажигаются лампадки, восковые свечи, читаются молитвы, стол покрывается сеном или соломой, а затем семья приступает к угощению. Сено напоминает о месте рождения Спасителя. После вечери крестники идут к крестным отдам и матерям, чтобы поздравить их с Рождеством, несут кутью, пироги, а взамен получают подарки.


Поздним вечером начиналось колядование, которое корнями своими уходит в языческое прошлое славян, но в близкие к нам времена рождественские колядки и щедривки заменились новыми, составленными в христианском духе. В Украине, особенно в ее юго-западной части, защитники православия придавали особенное значение рождественским духовным песням, и порядок колядования определялся церковными общинами. Выручка от этого пения шла на содержание храма.

Нередко на Рождество ходили по домам со звездою и вертепом. Кое-где этот обычай сохранился до наших дней. Звезду, как правило, делают из желтой бумаги, закрепляют на ней иконы Рождества. Вертеп - это что-то вроде марионеточного театра, с помощью которого передавалась история Рождества Христова, поклонения пастырей и волхвов, избиения вифлеемских младенцев.

Порой включались и неуместные элементы, особенно это характерно для последних времен, когда люди стали забывать обычай колядования. Но никогда не поздно облагородить прекрасный рождественский обычай, чтобы он приобрел достойный вид песенного поздравления с христианским праздником и служил делу прославления Христа.

О трапезе Рождественского Сочельника в Уставе сказано: «Ядим варение со елеем, рыбы же не ядим; вино же пием, благодаряще Бога». Если навечерие Рождества случится в субботу или воскресенье, тогда «входим в трапезу и ядим совершенно (досыта); рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочево обварено, или кутию с медом; испиваем же вина в славу Божию; в неимущих странах пием пиво».



БЛЮДА К ФИЛИППОВСКОМУ СТОЛУ

Рождественский (Филиппов) пост продолжается 40 дней перед Рождеством Христовым (с 15/28 ноября по 24 декабря/ 6 января). В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять ни рыбы, ни постного масла. А после праздника святителя Николая Мирликийского (6/19 декабря) рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста - с 20 декабря/2 января - необходимо соблюдать так же, как и Великий пост.

Ниже приводятся рецепты приготовления блюд для филипповского стола.

САЛАТ ОВОЩНОЙ С РЕДЬКОЙ

Ингредиенты:

40 г моркови, 400 г белокочанной капусты, 40 г яблок, 40 г редьки, 30 г растительного масла, соль.

Приготовление

Морковь и редьку очистить и измельчить на терке. Кислое яблоко очистить и нашинковать.

Все компоненты соединить, добавить мелко нашинкованную капусту, соль, заправить растительным маслом и перемешать.

ВИНЕГРЕТ

Ингредиенты:

100 г краснокочанной капусты, 2 ст. ложки бобов, 2 картофелины, 1 свекла, 3 соленых огурца, 6 маринованных грибов, соль, уксус.

Для соуса: 1 ч. ложка горчицы, растительное масло, уксус, зелень петрушки, сахар и соль по вкусу.

Приготовление

Красную капусту мелко нашинковать, посолить, перемешать и облить уксусом. В салатник уложить слоями отваренные и остуженные бобы, нарезанные кружками картофелины, нарезанную кубиками печеную свеклу, очищенные от кожицы и так же нарезанные соленые огурцы.

Сверху посредине положить рубленые маринованные грибы.

По краям салатника - подготовленную красную капусту.

Полить винегрет соусом.

Приготовление соуса. Горчицу немного посолить и растереть, добавляя по каплям растительное масло и уксус до тех пор, пока не получится желаемое количество соуса. Затем добавить в него рубленую зелень петрушки, сахар и соль по вкусу и перемешать.


ЗАВАРНАЯ КАПУСТА

Кочан капусты зачистить, разрезать на четыре части, сложить в неокисляющуюся посуду (глиняный горшок, эмалированная кастрюля и т. д.), добавить анис, тмин или мяту, залить кипящим рассолом (на 1 л воды 25-30 г соли) и дать остыть в нем.

Чтобы капуста не всплыла, прижать ее небольшим гнетом.

Когда рассол остынет, добавить в него корочку черного хлеба и оставить для закваски на 3-4 дня в теплом месте.

Заквашенную капусту вынуть из рассола, положить в салатник и полить растительным маслом. Можно сбоку разложить клюкву или моченую бруснику.

ПЮРЕ ИЗ БОБОВЫХ

Ингредиенты:

100 г бобовых (горох, фасоль, чечевица), 50 г репчатого лука, 10 г растительного масла, зелень, соль.

Приготовление

Горох, фасоль или чечевицу отварить, добавив в конце по вкусу соль, отвар слить, а бобовые немедленно протереть сквозь сито.

Полученное пюре хорошо перемешать, добавить обжаренный на растительном масле лук, посыпать нарубленной зеленью.

НАВАГА МАРИНОВАННАЯ

Ингредиенты:

1-1,2 кг наваги, 50 г муки, растительное масло.

Для маринада: 600 г воды, 300 г уксуса, 200 г вина, 1-2 лавровых листа, 1 ст. ложка соли, 0,5 ст. ложки перца горошком, 3 стебля лука-шалота, 1 морковь, по 1 корню петрушки и сельдерея, тмин, мускатный орех, гвоздика, сахар.

Приготовление

Навагу очистить, вымыть, обсушить, обвалять в муке и целиком обжарить на подсолнечном или горчичном масле.

Сложить в фарфоровую или эмалированную посуду, остудить, залить холодным маринадом, оставить на несколько часов, периодически переворачивая рыбу.

Приготовление маринада. Воду смешать с уксусом и белым или красным вином, добавить лавровый лист, соль, перец, немного тмина, мускатного ореха, несколько палочек гвоздики, сахар по вкусу, вскипятить, положить нашинкованные и слегка поджаренные на подсолнечном или горчичном масле лук-шалот, морковь, корни петрушки и сельдерея, прокипятить еще 2-3 минуты, снять с огня и остудить.

ЗАСПИЦА ГЛАЗУНЬЯ

Ингредиенты:

1,5 стакана ячневой крупы, 2 л воды, 1/4 стакана лущеного гороха, 1 луковица, 2 ст. ложки тимьяна или чабера, 3 ст. ложки подсолнечного масла, 1 ч. ложка соли.

Приготовление

Ячневую крупу промыть в нескольких водах и отварить в подсоленной воде в течение 15-20 минут (с момента закипания) на умеренном огне, обязательно снимая образующуюся сверху пену, затем лишнюю, свободно отделяющуюся воду слить, добавить заранее замоченный и разваренный в воде горох и мелко нарезанный лук и продолжать варить на медленном огне до полного размягчения кашицы.

Заправить заспицу маслом, тимьяном, размешать и проварить еще в течение 5 минут.

Лук можно добавить в конце вместе с пряностями, предварительно поджарив его в растительном масле.

ГРИБЫ С ХРЕНОМ

Ингредиенты:

100 г сушеных грибов, 1 корень петрушки, 1 морковь, 2 луковицы, 2 лавровых листа, лимона, хрен, соль.

Приготовление

Сушеные грибы размочить в воде, положить в кастрюлю, добавить корень петрушки, морковь, измельченный лук, немного воды и вскипятить. Положить туда лавровый лист, лимон, соль и варить до готовности.

Затем выложить грибы в глубокое блюдо, остудить, добавить тертый хрен по вкусу и подать.


Рождественский пост - грибной суп с рисом.

СУП ОВСЯНЫЙ

Ингредиенты:

2 ст. ложки овсяной крупы, 1,5 стакана воды, лимонный сок, сахар, изюм, соль по вкусу.

Приготовление

Овсяную крупу хорошенько промыть в холодной воде несколько раз. Поставить кастрюлю с водой на огонь и, когда вода закипит, подсолить ее, всыпать овсянку, прибавив немного лимонной корки, и варить, по мере надобности подливая кипяток.

Когда крупа сварится, протереть ее через сито, добавить лимонный сок, сахар, изюм и поварить еще на медленном огне, пока не распарится изюм.

ЩИ С РЫБОЙ

Ингредиенты:

800 г речной рыбы (осетр, судак, сом и т. д.), 600 г капусты, 100 г моркови, 25 г корня петрушки, 100 г репчатого лука, 50 г растительного масла, зелень, лавровый лист, перец, соль.

Приготовление

Крупную рыбу ошпарить, очистить, нарезать ломтиками (3-4 куска на порцию), залить горячей водой и отварить до готовности. Головы отдельно ошпарить, удалить глаза, жабры и разрубить пополам. Хвосты и плавники также ошпарить. Из этих отходов сварить бульон.

С голов снять мякоть, соединить с кусками вареной рыбы, а хрящи осетровой рыбы варить в бульоне еще 1,5-2 часа.

Капусту нарезать квадратиками и положить и процеженный бульон, предварительно доведя его до кипения. Через 20-30 минут положить туда нарезанные кубиками и слегка обжаренные с луком коренья.

Когда бульон вновь вскипит, добавить картофель, нарезанный дольками или кубиками, а затем лавровый лист и перец.

В глиняный горшок сложить куски рыбы и хрящи (если это осетрина), залить щами, довести до кипения и подать с зеленью и ломтиками лимона.

БОРЩ

Ингредиенты:

1 кочан белокочанной капусты, 1 свекла, 1 морковь. 4 картофелины. 1 луковица. 80 г сухих грибов, 4 ст. ложки фасоли, соль, лимонный сок или квас по вкусу.

Приготовление

Грибы и фасоль промыть в холодной воде, положить в разную посуду и, залив холодной водой, поставить с вечера в холодное место. Утром грибы выложить в миску, а воду, в которой они были, оставить. Грибы мелко порезать, положить в кастрюлю, залить водой, в которой они замачивались; и поставить варить.

Когда грибы хорошо прокипят, добавить фасоль и, когда она будет почти готова, положить туда мелко нарезанные свеклу, капусту, морковь, картофель и репчатый лук.

После того как овощи сварятся и станут мягкими, посолить борщ по вкусу и дать прокипеть два-три раза, добавив лимонный сок или квас.

ЩИ ИЗ КИСЛОЙ КАПУСТЫ и СВЕКЛЫ

Ингредиенты:

1 стакан квашеной капусты, 3-4 картофелины, 1-2 вареные свеклы, 1/2 стакана отварной фасоли. 3-4 ст. ложки растительного масла, 1 морковь, 2-3 луковицы, 2-3 сушеных гриба, по 1 корню сельдерея и петрушки, пряности, соль.

Приготовление

Сварить бульон из кореньев, лука и грибов, добавить картофель, дать закипеть и немного проварить. Затем добавить фасоль, свеклу и пассерованные в растительном масле капусту, морковь и лук, посолить.

За 5 минут до конца варки положить зелень и пряности.

СУП ОВОЩНОЙ ПОСТНЫЙ

Ингредиенты:

2 л воды, 650 г картофеля, 250 г белокочанной капусты, 125 г моркови, 75 г корня петрушки, 125 г репчатого лука, 250 г свежих помидоров, 120 г консервированного зеленого горошка, 60 г подсолнечного масла, черный молотый перец, соль по вкусу, 20 г зелени, лавровый лист.

Приготовление

Нарезанный картофель варить до готовности, бросить нашинкованную белокочанную капусту. Потом к картофелю и капусте добавить пассерованные в подсолнечном масле овощи - нарезанные кубиками морковь, петрушку, лук и свежие помидоры, нарезанные кусочками.

Проварить еще 3-5 минут, после чего положить консервированный зеленый горошек и заправить солью, лавровым листом, черным молотым перцем.

Дать настояться 30-40 минут.

При подаче на стол посыпать суп мелко нарезанной зеленью укропа или петрушки.

УХА С ПЕЛЬМЕНЯМИ ИЗ РЫБЫ

Ингредиенты:

Для ухи: 500 г рыбной мелочи, 125 г репчатого лука, специи.

Для пельменей: 200 г муки, 65 г воды, 370 г рыбной мякоти, 25 г репчатого лука, перец, соль.

Приготовление

Мелкую рыбу промыть и выпотрошить. Из этой рыбы сварить бульон, снимая пену. Затем в чугун положить перец горошком, лавровый лист, репчатый лук, залить процеженным бульоном, посолить и поварить еще некоторое время.

Тем временем приготовить пельмени. Муку просеять, насыпать горкой на стол, сделать в ней воронку, в которую влить воду, смешанную с солью, и быстро замесить тесто. Через 30 минут раскатать его в пласт толщиной 2-3 мм.

Мякоть рыбы пропустить через мясорубку вместе с луком, добавить соль и перец.

Из теста и фарша сформовать пельмени, отварить их в подсоленной воде, вынуть шумовкой, разложить в тарелки и залить горячей ухой.

КУЛЕШ С ГРИБАМИ

Ингредиенты:

600 г сушеных грибов, стакана пшена, 600 г картофеля, 3 луковицы, 3 ст. ложки подсолнечного масла, 2 л воды, соль, зелень петрушки.

Приготовление

Грибы промыть, залить холодной водой и варить до готовности. Отвар слить, а грибы промыть и мелко нарезать. Промытое пшено положить в грибной бульон, варить 10-15 минут, добавить картофель и продолжать варить до готовности.

Мелко нарезанный, поджаренный на подсолнечном масле лук с подготовленными грибами прожарить, потом положить в кулеш, перемешать и довести до готовности.

Подавая на стол, посыпать кулеш мелко нарезанной зеленью петрушки.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....