Лукреция, верная супруга, которую обесчестил сын тирана тарквиния гордого. История и этнология

29 августа 2014, 15:24

Семья Борджиа осталась в истории олицетворением алчной жестокости, превратившей церковную политику в серию предательских убийств, и запятнавшую папский пре стол безудержным развратом и кровосмеш ением . Во многих произведениях искусства, романах и фильмах дочь пап ы Лукреция предстаёт как одно из главных орудий политики насилия своего о тца и б рата .

Её выдавали замуж за представителей влиятельных фамилий Европы, а затем убивали её мужей ради новых связей и владений. Лукреция трижды была замужем: Джованни Сфорца (герцог Пезаро), Альфонсо Арагонский (Герцог Бишелье) и Альфонсо д"Эсте (Принц Феррарский). Второй муж Лукреции Альфонсо Арагонский, незаконнорожденный сын короля Неаполя, был убит по приказу Чезаре Борджиа после того, как перестал быть полезен их семейству.

На большинстве предполагаемых портретов Лукреция изображается как молодая девушка со светлыми волосами, ниспадающими на грудь, светло-карими глазами, полной, высокой грудью - олицетворением тогдашних понятий красоты и изысканности.

Первый брак: Джованни Сфорца

К 13 годам Лукреция была обручена дважды, но эти две помолвки не были доведены до свадьбы по воле папы. Став папой, Родриго Борджиа выдал дочь замуж за Джованни Сфорца из династии Сфорца , в видах политического союза с наиболее сильной и богатой семьей в Милане.

Вскоре папа решил, что ему нужны новые политические союзы, более выгодные для семьи Борджиа, и решил устранить Джованни. Общепризнанная версия заключается в том, что Лукреция предупредила Джованни о том, что его хотят убить. Джованни в спешке покинул Рим. Возможно, приказ об убийстве Джованни был лишь слухом - целью которого было заставить Джованни бежать. Новый претендент был уже подобран. Оставалось лишь убрать с пути Джованни Сфорца.

Папа убедил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца, в необходимости согласия на развод. Джованни же отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте. Схема аргументации, выдвинутая папой-тестем, состояла в том, что брак не был консуммирован. Это, согласно средневековому праву, было достаточным поводом для развода. В случае отказа зятя папа мог расторгнуть брак своею властью, тогда семейство Борджиа потребовало бы назад приданое Лукреции. Семейство Сфорца потребовало от Джованни принять условия Борджиа, грозя в противном случае лишить его своей защиты. Лишённый выбора Джованни подписал документы о своём сексуальном бессилии при свидетелях, и брак официально потерял силу.

Появление слухов об инцесте между Лукрецией Борджиа и её отцом приписывается Джованни Сфорца. Он утверждал, что римский папа расторг брак своей красавицы дочери, желая оставить её для себя.

Беременность вне брака

В период затянувшегося развода с Джованни, а также многочисленных обсуждений, сплетен и слухов на эту тему, Лукреция под присягой свидетельствовала на папской комиссии, что к ней не прикасался ни один мужчина. Между тем, в этот период Лукреция уже ждала ребёнка. «Девственница» - гласило заключение комиссии. Беременность незамужней женщины, признанной девственной, стала достоянием молвы, не считавшей, что она произошла от Святого духа, а скорее от Святого отца, а именно - её собственного. Народ упрекал дочь папы и его самого в крайне непристойном поведении. Чтобы заглушить молву, Лукреция уехала из Рима и на всём протяжении беременности оставалась в монастыре Сан-Систо. Ребёнок родился втайне в 1498 году перед заключением брака с Альфонсо Арагонским и был назван Джованни Борджиа, то есть несмотря на тайну, получил фамилию папы и его дочери. В 1501 году были выпущены две папские буллы в отношении этого младенца. Одна называла отцом ребёнка Чезаре, до его вступления в брак. Вторая булла называла отцом самого Александра VI. Две буллы противоречат друг другу. Лукреция не упоминалась нигде. Это было сделано для сокрытия факта отсутствия девственности, официально признанной папской комиссией.

Вторая булла сохранялась в тайне долгое время. В 1502 году Джованни Борджиа стал герцогом Камерино - одной из территорий, завоёванных Чезаре для папы. Через некоторое время после смерти Александра VI Джованни переехал к Лукреции в Феррару, где был принят в качестве единокровного брата своей матери.

Ещё одна версия говорит о том, что Лукреция, возможно, имела интимные отношения с камерарием папы - Педро Кальдероном по прозвищу Перотто , который служил посыльным между отцом и дочерью. Результатом этой связи явилась беременность.

Второй брак: Альфонсо Арагонский

Лукрецию выдали замуж за Альфонсо, герцога Бишелье и принца Салерно - внебрачного сына Альфонсо , короля Неаполя. Лукреция стала владелицей состояния, которому могла позавидовать половина принцесс Европы.

Внешность и характер Альфонсо вначале понравились Чезаре, но затем вызвали в нём зависть, ненависть и ревность, так как Лукреция, счастливая в браке, уделяла мужу всё больше внимания, отдаляясь от брата. Чезаре и папа решили, что их интересы вновь требуют свободы Лукреции.

Приглашённый в Рим на устроенный папой Александром пышный Юбилей 1500-летия Иисуса Христа, в ночь на 2 января 1500 года, на площади Св. Петра, герцог подвергся нападению четырёх замаскированных убийц, которые нанесли ему пять ударов кинжалом. Альфонсо был ранен в шею, руку и бедро, но остался в живых - его спасла подоспевшая стража. Лукреция целый месяц преданно выхаживала мужа. Приближенные Альфонсо узнали, что виновник покушения Чезаре, и решили отомстить ему, подстрелив из арбалета, однако это покушение прошло безуспешно.

В конце концов герцог был задушен в собственной постели. Его похоронили тайно, без мессы и отпевания. От удушенного мужа у Лукреции остался годовалый сын Родриго Арагонский. Этот ребёнок умрёт в 1512 году в возрасте 13 лет, не оставив заметного следа в жизни матери.

Третий брак: Альфонсо д"Эсте (принц Феррарский)

После убийства второго мужа Лукреции папа Александр VI устроил третий брак своей дочери. Её выдали замуж за Альфонсо д"Эсте, принца Феррары. В этом браке она родила нескольких детей, ведя жизнь респектабельной княгини. Новый муж внимательно следил за своей женой. Она жила безвыездно в герцогском дворце, но молва всё же приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений. Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична и что сохранила свою красоту.

«Она среднего роста, с тонкими чертами, немного удлиненным лицом, у неё слегка вытянутый нос, золотые волосы, рот крупноват, сверкающие белые зубы; грудь белая и гладкая, но достаточно пышная. Все её существо проникнуто добродушием и веселостью»,

Писал один из очевидцев приезда Лукреции в Феррару.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла - замок герцога д’Эсте быстро стал одним из блистательных дворов Европы. Она щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение религиозным темам. Страшная слава семейства Борджиа и самой Лукреции пугала немногих - в её доме бывал живописец Лоренцо Лотто, написавший портрет хозяйки (видимо, не сохранившийся), поэты Никколо да Корреджо и Пьетро Бембо, с которым, по всей вероятности у неё был роман. Лудовико Ариосто посвятил ей хвалебную октаву в своей поэме «Неистовый Роланд». Ей удалось удержаться на итальянском политическом горизонте даже после смерти отца и брата.

Смерть Лукреции

Перед смертью Лукреция стала очень набожной. Вместо роскошных нарядов носила власяницу, проводила много времени в храме. Она произвела опись имущества и драгоценностей (нашлось 3770 украшений) и, отписав обширные дары многим церквям, постриглась в монахини францисканского братства. Перед смертью же просила, чтобы не был забыт её цветник из амарантов, посаженных в память убиенных мужчин в её жизни. Древние считали амарант символом бессмертия.

Весной 1519 года Лукреция почти не вставала с постели: последняя беременность истощила её. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы начались самопроизвольные схватки. На свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Не удалось спасти и мать. 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет от родильной горячки. Её отпевал придворный кардинал мужа, герцога Альфонсо д’Эсте.

А теперь перейдем к сериалу)

Холлидей Грейнджер просто невозможно хороша в роли Лукреции:

И,вообще, это был лучший сериал!Зачем надо было его закрывать?!

Спасибо за внимание:)

Внебрачная дочь папы римского Александра VI (в миру Родриго Борджиа) и его любовницы Ваноццы де Каттанеи, герцогиня Песаро, княгиня Салерно, герцогиня Феррары, Модены и Реджио. Ее братья Чезаре Борджиа, Джованни Борджиа, и Джоффре Борджиа.


Семья Борджиа стала олицетворением безжалостной беспринципной политики и сексуальной беспринципности, якобы характерных для папства эпохи Возрождения. Лукреция была охарактеризована как роковая женщина во многих произведениях искусства, романах и фильмах.

В г. Мельбурне, (National Gallery of Victoria Art School) хранится портрет молодой женщины, работы художника Доссо Досси. Доказано, что данная картина является прижизненным портретным изображением Лукреции Борджиа. Тем не менее, имеются сомнения в указанном заявлении. Некоторые иные картины, такие как портрет выполненный Бартоломео Венециано в настоящее время не признаны официальным и действительным изображением Лукреции.

На большинстве портретах она изображается как молодая девушка со светлыми волосами, ниспадающими на грудь, с красивым цветом лица, глаза светло-коричневого цвета, полная, высокая грудь, и природная красота и изысканность. Эти внешние данные были высоко оценены в Италии в период Возрождения.

На данный момент, нет достоверных источников, подтверждающих участие Лукреции в преступлениях Александра VI и Чезаре Борджиа.

Брат и отец манипулировали Лукрецией, выдавая её замуж за представителей наиболее влиятельных фамилией и родов Европы эпохи Возрождения. Эти браки были политическими амбициями семьи Борджиа. Лукреция трижды была замужем: Джованни Сфорца (герцог Пезаро), Альфонса Арагонского (Герцог Bisceglie) и Альфонсо д"Эсте (Принц Феррарский). Считается, что наиболее счастливый брак Лукреции был с Альфонсо Арагонским, незаконнорожденным сыном короля Неаполя. Считается, что Альфонсо был убит по приказу Чезаре, после того, как перестал быть полезен семейству Борджиа.

Первый брак: Джованни Сфорца

К 13 годам, Лукреция была обручена дважды, но эти две помолвки не были доведены до свадьбы из-за решений Александра VI. После того, как Родриго Борджиа стал Папой Александром VI, он выдал Лукрецию замуж за Джованни Сфорца, представителя династии Сфорца, с целью создать крепкий политический союз с наиболее сильной и богатой семьей в Милане. Свадьба имела экстравагантный характер, присущий эпохе Возрождения, в настоящее время расценивалось лишь как эпатажное событие.

Вскоре политический союз с семьей Сфорца стал не выгоден семье Борджиа. Папе необходимы были новые политические союзы, более выгодные, для укрепления его положения. Возможно это было причиной для устранения Джованни. Общепризнанная версия заключается в том, что Лукреция предупредила Джованни о том, что его хотят убить. Джованни в спешке покинул Рим.

Возможно, приказ об убийстве Джованни был лишь слухом - целью которого было заставить Джованни бежать. Новый претендент был уже подобран и ситуация требовала устранения Джованни Сфорца.

Александр VI убедил дядю Джованни, кардинала Асканио Сфорца в необходимости согласия Джованни на развод. Джованни отказался от развода и обвинил Лукрецию в отцовском и братском инцесте. По доводам Александра VI, не был консуммирован (между супругами не было сексуальных отношений) что, согласно средневековому праву, было достаточной причиной для развода. В противном случае Папа имел право расторгнуть брак своей властью и тогда семья Борджиа потребовала бы назад приданое Лукреции. Семья Сфорца поставили перед Джованни условия, или он принимает предложения Александра VI, или они лишают его протектората.

Не имея выбора, Джованни Сфорца подписал документы о своем бессилии при свидетелях и брак официально перестал иметь силу. Возможное появление слухов о инцесте приписывается первому супругу - Джованни Сфорца. Он утверждал будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями.

Интимные отношения с Перотто

В период затянувшегося развода с Джованни, а так же многочисленных обсуждений, сплетен и слухов на эту тему, Лукреция, возможно, имела интимные отношения с камерарием папы - Педро Кальдероном по прозвищу Перотто, который служил посыльным между отцом и дочерью. Результатом этой связи явилась беременность. Лукреция под присягой свидетельствовала на папской комиссии, что к ней не прикасался ни один мужчина. Самое смешное, говорила она это, будучи на сносях. Перед кардиналами она предстала такой невинной овечкой, что никто ничего и не заподозрил, или, что вероятнее, сделал вид. «Девственница» - гласило заключение комиссии.

Эта беременность дала возможность еще раз упрекнуть Лукрецию в непристойном поведении. Ребенок, названный Джованни, родился в тайне в 1498 перед заключением брака с Альфонсо Арагонского. Известно, что этот ребенок позднее был назван римским инфантом.

Есть мнение, что этот ребенок был итогом связи между Чезаре и Лукрецией. Перотто, имея романтические чувства к Лукреции, назвал себя отцом этого ребенка. Чтобы о беременности знало как можно меньше людей, Лукреция уехала из Рима и на протяжении всей беременности оставалась в монастыре Сан-Систо.

В 1501 г. были выпущены две папские буллы в отношении родившегося ребенка, Джованни Борджиа. Для сокрытия факта отсутствия девственности, первая булла называл отцом ребенка Чезаре, до его вступления в брак. Вторая булла называл отцом самого Александра VI. Две буллы противоречат друг другу. Лукреция не упоминалась нигде, и никогда не было доказано, что она была матерью этого ребенка.

Вторая булла сохранялась в тайне долгое время. В 1502 году Джованни Борджиа стал герцогом Камерино - территорий, завоеванных Чизано и передающихся по наследству. Однако, через некоторое время после смерти Александра VI, Джованни переехал к Лукреции в Ферраре, где был принят в качестве сводного брата.

Действительно, современники рассказывали об отношениях в папской семье более чем пикантные истории: будто Лукреция председательствовала на папских оргиях, прикрыв наготу лишь куском прозрачной ткани, будто однажды на двор перед папским дворцом было пригнано стадо жеребцов и кобыл, папа с дочерью из окна смотрели на буйные лошадиные случки, а потом надолго уединились в папской опочивальне.

Исторические хроники утверждают, что Чезаре зарезал Перотто прямо в папских покоях. Узнал об их связи и, обнажив меч, гнался за Перотто по залам дворца. Когда несчастный добежал до Папы и тот раскрыл объятия, чтобы защитить своего слугу, Чезаре сделал выпад - и мантия Александра VI обагрилась кровью.

Второй брак: Альфонсо Арагонского (герцог Бисалья)

Лукрецию выдают замуж за Альфонса, герцога Бисалья и принца Салерно - побочного сына Альфонса II, короля Неаполя. Лукреция становится хозяйкой состояния, которому могла позавидовать половина принцесс Европы.

Вначале внешность и характер Альфонсо произвели на Чезаре самое благоприятное впечатление, но затем они вызвали в нем зависть и ненависть, тем более, что внешность самого Чезаре была обезображена сифилисом. Позже к этому прибавляется еще и ревность, так как счастливая в браке Лукреция уделяет мужу все больше времени и внимания, что постепенно отдаляет ее от брата и отца. Но вот политические интересы вновь требуют свободы Лукреции. Кроме того, неприязнь Чезаре все труднее скрыть.

Во время визита в Рим, в ночь на 2 января 1500 года, на площади Святого Петра, герцог подвергается нападению четырех замаскированных убийц, которые наносят ему пять ударов кинжалом. Альфонсо ранен в шею, руку и бедро, но все же остается в живых - его спасает вовремя подоспевшая стража. Лукреция целый месяц преданно выхаживает и охраняет раненного мужа. Приближенные Альфонсо, узнав, что виновником покушения был Чезаре, решают отомстить ему, подстрелив из арбалета, однако это покушение проходит безуспешно. В конце концов неизвестным все же удается задушить герцога в его собственной постели. Его хоронят тайно, без мессы и отпевания. В память о покойном герцоге Бисалья у Лукреции остается сын - Родриго Арагонский. Впрочем, этот ребенок скончается в 1512 году в возрасте 13 лет, не оставив заметного следа в жизни матери.

Третий брак: Альфонсо д’Эсте (Принц Феррарский)

После смерти своего второго мужа, отец Лукреции, Александр VI, устраивает третий брак из политических расчетов. Она выходит замуж за Альфонсо д"Эсте, принца Феррары. В третьем браке она родила несколько детей и оказалась вполне респектабельной княгиней. Известно, что, покинув Рим, Лукреция вела в Ферраре довольно скромный образ жизни. Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. И хотя молва снова приписывает «кровавой Лукреции» несколько преступлений - скорее всего, это легенда. Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. И что сохранила прежнюю красоту.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла - замок герцога д’Эсте быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих - в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки), известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо (с которым, по всей вероятности у нее был роман). А великий поэт Лудовико Ариосто посвящает ей хвалебную октаву в своем «Неистовом Роланде». Ей удалось удержаться на итальянском политическом Олимпе даже после падения своей семьи и смерти отца и брата. Сестра Альфонсо Изабелла д"Эсте весьма прохладно относилась к Лукреции по причине многолетней романтической связи последней с ее мужем-бисексуалом, Франческо Гонзага, маркизом Мантуи. Многочисленная переписка Лукреции и Франческо подтверждает страстность их отношений. Но этот роман прервался, когда Франческо заболел сифилисом.

Дети

Лукреция была матерью семи или восьми детей:

Джованни Борджиа, «infans Романус» («ребенок из Рима», C. 1498-1548). Отцовство признано Перотто, однако Александр и Цезарь были также определены в качестве отца. Возможно также, что этот ребёнок (определено в более поздний период жизни, как сводный брат Лукреции) является результатом взаимоотношений между Родриго Борджиа (Папа Александр VI,отца Лукреции), и неизвестной женщины, указано в Папской булле, и он не был ребенком Лукреции.

Ипполито II д’Эсте (25 августа 1509 - 1 декабря, 1572). Архиепископ Милана, а затем кардинал.

Алессандро д’Эсте (1514-1516).

Мария Изабелла д’Эсте (родилась и умерла 14 июня 1519). Осложнения при родах повлекли смерть Лукреции десять дней спустя.

Смерть

Незадолго до смерти, Лукреция стала очень набожной. Вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу, проводила много времени в храме. Она произвела тщательную опись имущества и драгоценностей - одних украшений насчитывалось 3770 единиц, - и, дабы отойти от суеты жизни, постриглась в монахини францисканского братства, отписав обширные дары многочисленным церквям и монастырям. Сама же Лукреция перед смертью просила только об одном - чтобы не забыли о ее цветнике из амарантов, которые она выращивала в память обо всех убиенных мужчинах ее жизни. Древние считали амарант символом бессмертия.

Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность истощила ее последние силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет. Лукрецию отпевал придворный кардинал ее мужа, герцога Альфонсо д’Эсте.

Слухи

Некоторые слухи сохраняются на протяжении многих веков, прежде всего они спекулируют на характере экстравагантных отношений между членами семьи Борджиа. Многие из них касаются утверждений инцеста, отравления, убийства. Реальных подтверждений этих слухов не найдено, помимо заявления конкурентов Борджиа. Так же ходят слухи, что Лукреция имела набор полых колец, где хранился яд, чтобы незаметно отравлять пищу.

Мнения

«Борджиа стали жертвой искаженных представлений, основанных на злобных слухах, - заявил Леарко Андало, один из ведущих мировых экспертов по семейству Борджиа - Лукреция не отравила ни одного человека. Она сама пала жертвой пера историков».

«Лукреция была талантливым государственным деятелем, - подчеркнул Андало. - Она даже руководила Ватиканом в отсутствие своего отца».

«Вопреки сложившимся представлениям, Лукреция никого не отравила, хотя в те времена это было очень распространено. Она убивала только мечом».

«Вероятно, не являются достоверными и утверждения о том, что она вступала в сексуальные контакты с собственным отцом. Ее первый брак с Джованни Сфорца был расторгнут, поскольку муж оказался импотентом. Вполне возможно, чтобы защитить свою репутацию, он начал распространять слухи об инцесте».

«Отравительница и безжалостная убийца. Кровосмесительница, прелюбодейка, -исчадие ада и отродье гремучей змеи, дочь шакала и гиены», как называл ее мятежный Савонарола!

Виктор Гюго написал пьесу «Лукреция Борджиа», в которой описывается жизнь Джованни, сына Лукреции. Его отцом был брат Лукреции Джованни, убитый Чезаре из ревности, и Лукреция, опасаясь, что последний расправится также и со своим незаконнорожденным племянником, распорядилась, чтобы ребенка растили вдали от общества. Годы спустя жизнь сводит мать и сына, причем последний, не подозревая о кровных узах с герцогиней Феррары, воспринимает ее внимание за влюбленность. Друзья Джованни становятся помехой их отношениям, и тогда Лукреция обманом заманивает их на пир, где угощает отравленными яствами. По нелепой случайности, Джованни, оказавшийся среди приглашенных, также становится жертвой отравления. Узнав правду, он отказывается принять противоядие и перед смертью убивает свою мать. По мнению Гюго, Лукреция, также как ее и отец и братья, пользовалась уникальным фамильным ядом катанея, название которого произошло от фамилии их матери испанской куртизанки Ваноцци деи Катанеи, которая преподнесла этот яд папе.

Незаконная дочь папы Римского, пешка в политической игре собственного семейства. Это все одна и та же женщина – Лукреция Борджиа.

Детство и юность

Незаконная дочь кардинала Родриго Борджиа родилась 18 апреля 1480 года в итальянском городе Субьяко. Ее матерью стала любовница кардинала Ваноцца деи Каттанеи, которая за пятнадцать лет связи родила Борджиа трех сыновей – и Джованни до дочери и Джоффре после. Официально все дети кардинала считались его племянниками.

О детстве Лукреции известно немного. Девочку забрали у матери и отдали двоюродной тетке со стороны отца. Адриана де Мила, в свое время удачно вышедшая замуж за представителя клана Орсини, к тому моменту уже овдовела. Воспитательница из тетки получилась хорошая: девочка владела несколькими языками, разбиралась в искусстве, неплохо танцевала, увлекалась историей и алхимией.

Девочка, от природы хорошенькая, рано расцвела. Ходили слухи, что старшие братья питали к ней не вполне братскую любовь. Современники отмечали отличное сложение, правильной формы нос, золотые волосы, белые зубки и изящную шею девушки, не забывая упомянуть ее постоянную улыбку и веселый характер.

Сейчас никто не сможет с уверенностью сказать, правдиво ли такое описание. Историки и искусствоведы склонны считать, что достоверных портретов Лукреции, написанных при ее жизни, нет, отмечая, что некоторые картины мастеров кисти, вероятно, отображают ее черты.

К 13 годам Лукреция два раза обручалась, но помолвки не завершились свадьбой.

Дочь папы Римского

В 1492 году кардинал Борджиа стал папой Римским и отныне носил имя Александр VI. Тогда и началось манипулирование Лукрецией, ставшей разменной монетой в политических торгах эпохи Возрождения. Дочь папы (а слухи о его отцовстве было не удержать) – лакомый кусочек для женихов из аристократии, и клан Борджиа, славившийся неразборчивостью в средствах, с удовольствием этим пользовался.


Родриго Борджиа, Папа Римский Александр VI - отец Лукреции Борджиа

Марионетка папы и брата Чезаре Борджиа, Лукреция три раза выходила замуж. Браки заключались с Джованни Сфорца, герцогом Пезаро, Альфонсо Арагонским, герцогом Бишелье, принцем Салерно, и с Альфонсо д"Эсте, принцем Феррарским.

Принято считать, что девушка была счастлива в браке со вторым мужем, бастардом короля Неаполя. Но счастье – ничто, когда речь идет о политике, тем более чужое счастье. По приказу Чезаре Альфонсо убили, как только он стал бесполезен для Борджиа.


Вряд ли девушка из жестокого и беспринципного клана была кроткой, но нет достоверных сведений о том, что Лукреция напрямую участвовала в темных делах родни. Не стоит забывать и о зависимом положении женщин в XV веке.

Личная жизнь

В 1493 году Джованни Сфорца, двоюродный племянник правителя Милана, вдовец 26 лет, получил в спутницы жизни Лукрецию, а вместе с ней 31 тыс. дукатов и место в папской армии. 13-летняя жена считалась еще не созревшей для исполнения супружеского долга, поэтому в первое время между молодоженами не было интимных отношений. Вероятно, что не было и потом.


В 1497 году союз Борджиа и Сфорца прекратил существование за ненадобностью – расстановка сил на политической арене слишком изменилась. Папа Римский настоял на признании брака дочери недействительным ввиду отсутствия его консуммации.

То, что муж не смог сделать супругу женщиной, в Средневековье было весомым поводом для развода. Клан Сфорца настоял, чтобы Джованни подтвердил версию Папы, и брак расторгли в конце 1497 года. После этого Сфорца стал распускать слухи о связи Лукреции с отцом.


Лукреция Борджиа в юности

Юная Борджиа на бракоразводном процессе клялась, что девственница. Но весной 1498 года заговорили о рождении у девушки младенца. Одним из возможных «виновников торжества» называли Педро Кальдерона (он же Перотто), служившего курьером между папой и Лукрецией, когда та находилась в монастыре Святого Стикса. Впрочем, от вероятного любовника быстро избавились, ребенка, если таковой и был, матери не отдали, а Лукрецию вновь выдали замуж.

В июне 1498 года мужем девушки стал Альфонсо Арагонский. Через год дружба Борджиа с французами насторожила короля Неаполя, и Альфонсо покинул жену, правда, ненадолго. Лукреции папа тогда подарил замок Нели и посадил в кресло губернатора городка Сполето. Девушка проявила талант управленца и политика – за короткий срок наладила отношения между Сполето и Терни, враждовавшими друг с другом.


Лукреция Борджиа (слева) и Альфонсо Арагонский (справа)

Союз с неаполитанской короной, сильно сдавшей позиции на тот момент, стал Чезаре ни к чему. Сначала неапольского бастарда подкараулили на улице, но, получив серию ножевых ранений, Альфонсо выжил. Жена почти месяц пыталась поставить его на ноги, но убийцы добрались до принца – задушили того прямо в постели. Лукреции пришлось приносить пользу отцу в Ватикане – отвечать на письма, когда папы не было на месте. Тогда же ей достался замок Сермонету.

В 1502 году папа Римский нашел Лукреции партию более выгодную, чем предыдущие мужья, – Альфонсо д’Эсте, наследник герцога Феррары. Александр VI планировал союз с Феррарой против Венеции. Сначала отец и сын отказывались от папской дочери, памятуя о ее клевете на первого мужа и о внебрачном ребенке. Но испорченную репутацию перевесило влияние Людовика XII и приданое в 100 тыс. дукатов.


Впоследствии Лукреции удалось завоевать доброе расположение мужа и свекра. Когда Александр VI скончался в 1503 году, брак потерял политический смысл, но до самой смерти Борджиа оставалась женой д’Эсте, хотя ему предлагали от нее избавиться.

В 1503-м Лукреция стала возлюбленной поэта Пьетро Бембо. Вероятно, любовной связи у них не было, а вот нежная переписка существовала. Еще одним возлюбленным женщины стал Франческо Гонзага, маркиз Мантуи, вплоть до его смерти в 1519 году. Возможно, он был любовником Лукреции, но, если это правда, Борджиа пошла на огромный риск.


Альфонсо в 1505 году стал герцогом после смерти отца и часто уезжал по делам герцогства. А герцогиня оставалась регентшей, занимаясь делами Феррары с помощью деверя, кардинала Ипполито. Муж, как и когда-то отец, отдавал должное административным талантам Лукреции и доверял супруге. И не зря – замок герцогов Эсте считался блистательным двором. Лукреция покровительствовала поэтам и художникам, основала в Ферраре женский монастырь и благотворительную организацию.

Дети

Часть беременностей Лукреции окончилась выкидышами, несколько малышей умерли в младенчестве. Список детей, о которых известно потомкам, начинается с результата вероятной связи дочери папы Римского и его слуги – Джованни Борджиа, которого Александр VI втайне признал своим ребенком.


Герцогу Бишелье женщина родила сына Родриго, но, вступив в третий брак, оставила мальчика в семье отца. Ребенок прожил 13 лет.

Остальные дети появились в браке с д’Эсте. Первенец Алессандро умер в годовалом возрасте, затем была мертворожденная девочка. В 1508 году у Альфонсо появился наследник – Эрколе II д’Эсте. После него родились Ипполито II, ставший позже архиепископом Милана и кардиналом, Алессандро (прожил 2 года), Леонора, Франческо и Изабелла Мария, умершая в свой второй день рождения.

Смерть

Лукреция как будто предчувствовала свою смерть. Незадолго до окончания своей биографии герцогиня часто и подолгу бывала в храме, составила опись имущества и драгоценностей, написала завещание, в котором упомянула феррарские храмы.


В июне 1519 года у Лукреции, истощенной беременностью, начались преждевременные роды. 14 июня на свет появилась недоношенная девочка. А 24 июня 1519 года 39-летняя Лукреция Борджиа умерла от родильной горячки. Похоронили ее в монастыре Корпус Домини.

Лукреция Борджиа в искусстве

В большинстве книг и фильмов дочь папы Римского – воплощение зла. Изредка ее представляют жертвой, пешкой в руках родни. в 1833 году написал пьесу «Лукреция Борджиа», по мотивам которой Гаэтано Доницетти в тот же год сочинил оперу. Благодаря Гюго читатели узнали историю Лукреции, обогащенную вымыслом автора.

Писатель говорил о рождении 11-летней Лукрецией ребенка от брата Джованни, о перстне с ядом внутри, с помощью которого женщина травила неугодных, о том, что в Ферраре муж держал ее в тюрьме.


Авторы, которые позже сочиняли романы о семействе Борджиа, с удовольствием пользовались версией Гюго и приукрашали ее на свой лад. Лукреция выступает персонажем произведений Фридриха Клингера, Луи Гастена, Джинн Калогридис, и других.

Кинодеятели не могли пройти мимо яркого образа Лукреции. Велик список фильмов и сериалов, в которых начиная с 1922 года дочь папы Римского воплощали актрисы от до . На фото в образе Лукреции они все разные, но одинаково прекрасные.

Семейство Борджиа отметилось даже в компьютерных играх – «Assassin"s Creed: Brotherhood» и «Assassin"s Creed II».

Я расскажу еще об одной "любимице" художников Ренессанса и барокко - Лукреции. Эротизм и смерть опять крепко переплелись в этой истории, и Женщина - снова убийца, хоть на этот раз она убила себя. Почему подобные сюжеты были так популярны в живописи: молодость, красота, секс, обнаженность, насилие и смерть "в одном флаконе"? Думаю, дело не только в назидательности сюжета и восхищении благодетельностью, явно затрагиваются некоторые потаенные струны человеческой сексуальности. Что-то есть смутно волнующее в опасной близости нежной женской плоти и острия стального клинка... Ну, а чем еще объяснить такое настойчивое обращение к сюжету?

Я поместила сразу под заголовком картину Гвидо Рени, так как мы "знакомы лично" - я видела ее в галерее Сансуси в Потсдаме, и было мне тогда лет 10. Еще тогда она глубоко впечатлила меня, хотя пока на уровне "а чёйта тётя делает?". Помню, экскурсовод рассказывала, что для достижения эффекта вот этой жемчужной, мерцающей белизны кожи, художники накладывали полупрозрачные слои краски - много-много раз, слой за слоем; у Гвидо это получалось мастерски. Там же в Потсдаме запомнилась мне еще одна очаровательная работа Рени "Смерть Клеопатры" - похоже, даже моделью была одна и та же дама. Картины исполнены нежностью и щемящей грустью - очень жаль прекрасных молодых женщин, вынужденных лишить себя жизни. Я потом множества раз пересматривала буклет с репродукциями, купленный родителями в галерее, и вот сейчас пришло время о них вспомнить.

Теперь гениальный Тициан . Картина написана примерно в 1571 году.
Прекрасная работа, очень волнующая. Мастер изобразил несчастную Лукрецию бессильной жертвой, на ее лице ужас, тоска и смятение. Эмоции переданы так мастерски, что у сочувствующего зрителя наворачиваются слезы.

Так что же здесь происходит, давайте вспомним.

Лукреция была римской патрицианкой, замужней женщиной, преданной своему супругу, консулу Тарквинию Коллатину. В их доме нередко бывал сын царя Тарквиния Гордого, тоже Тарквиний (второе имя - Секст). Во время одной из пьянок вдали от дома приятели Коллатин и Секст и еще парочка собутыльников поспорили, у кого жена лучше и добродетельнее. Проверить решили, заехав к каждому по-очереди домой и посмотрев, чем занимаются их "половины".

Еще один Тициан, чуть другой ракурс.

Оказалось, что одна Лукреция усердно занималась домашней работой, остальные в праздности валяли дурака. Завистливый Тарквиний Секст затаил злобу и решил отомстить, тем более, что Лукреция была красива, и он давно ее тайно вожделел. Ночью, когда муж Лукреции был в дальней отлучке, Тарквиний прокрался к ней в спальню и, угрожая ножом, изнасиловал.

Лукреция послала гонцов к отцу и мужу, и когда родственники собрались, обо всем рассказала и на глазах у всех заколола себя ножом.


Еще одна работа Тициана

Картина Тициана считалась шедевром уже в его время. Она вдохновила многих других художников.


Рубенс, например, написал свою версию в 1606 году, увидев работу Тициана в Испании за три года до этого, даже композиция сходна. Барочные атрибуты - мифологические персонажи (Гарпия слева и Амур над головой Лукреции) - символизируют зло и вожделение.

Тициан не первым "раскрыл тему". Еще в XV веке художники обращались к этому сюжету - добродетель и целомудрие всегда были в цене.


Лукас Кранах Старший - настоящий певец Лукреции - более десятка подобных работ! Обожаю Северный ренессанс!


Еще Кранах


...и еще


Последователь Кранаха


Филиппо Липпи (1480), фрагмент
Здесь запечатлен момент, когда друг мужа Лукреции, Луций Юний Брут, над телом погибшей женщины дает клятву отомстить Тарквинию и преступной власти. Он возглавили восстание против царя этруссков и победил, и это дало основу для создания Римской республики.


Неизв. немецкий мастер, 1500


Джампетрино, прим. 1510
Ученик Леонардо да Винчи, любил изображать вот такие женские полуфигуры. Удачно копировал стиль учителя.
Смотришь на нее, и хочется крикнуть: "Не делай этого! Делов-то!", но она непреклонна: этой женщине важно было спасти не столько свою честь, сколько честь мужа!



Нач. 16 века, неизв. фламандский мастер.
Несовершенство техники придает драматической сцене комический характер.


Большая работа Сандро Боттичелли (1504), фрагмент. Клятва над гробом.


Другой фрагмент той же работы. Здесь сюжет немного изменен - Тарквиний настигает жертву на пороге ее дома, а не в спальне.

Две работы Мастера Святой Крови (прим. 1510)
Черты лица женщины исказила маска смерти, поэтому выглядит она пугающе.


Мастер Святой Крови, 1520


Работа итальянского художника с красноречивым прозвищем Содома (прим. 1516) . Отец и муж пытаются остановить самоубийцу, но поздно.


Еще одна работа Содомы .


Франческо Франча , 1515
Этот художник был еще и скульптором и гравером, а также изготавливал медали и ювелирные украшения. Служил при дворе в Мантуе.


Альбрехт Дюрер, 1518 - слева, живописная работа и 1508 - графическая справа.
Давно его не вспоминали, любимого моего. Женщины у него все немного специфические, на жену его смахивают, а она была далека от канонов красоты.


Маркантонио Раймонди, 1516
Это был довольно неплохой итальянский гравер из Болоньи, ученик упомянутого Франческо Франча. Сделал несколько гравюр с картин Рафаэля, делал гравюры в стиле Дюрера и даже иногда подписывался его именем. Дюрер был так возмущен, что подал на Маркантонио в суд, но тому только запретили использовать чужое имя.


Ханс Бальдунг, 1515
Очень классный и любимый мной немецки художник, лучший ученик Дюрера. У него много картин в стиле "Моменто мори", "Три возраста женщины" и т.п. - где нередко присутствуют жуткие старухи, мумии и скелеты. Здесь же Лукреция просто пышет здоровьем и цветущей красотой. Эх...



Йос ван Клеве, 1520.
Две практически идентичные картины.
Нидерландский живописец, член гильдии святого Луки. Считается, что он побывал в Италии и очень впечатлился работами да Винчи, но, как по мне, он очень "Северный".


Йос ван Клеве, 1515, более ранняя работа.
Ну, да, страшилище у него получилось.


Это две работы неизвестного нидерландского художника, которого условно называют "Мастером Попугаев", прим. 1520-е
Довольно забавно, как мастера Северного Ренессанса пытаются изобразить экзальтацию - эмоции явно не их конек.


Ян Сандерс ван Хемессен, 1530
Еще один парень из Нидерландов. Сначала я думала, что это сцена изнасилования, но это, скорее, уже самоубийство - отец (или муж) пытается удержать ее - нож-то в руке женщины.


Ян ван Скорел, 1535
Здесь Лукреция убивает себя не ножом, а мечом.


Винсет Селер, 1538.
Здесь тоже меч, скорее.


Микеле Тозини, 1540
Это Позднее Возрождение, или маньеризм. Чем от барокко отичается? Мало чем. Некоторые искусствоведы считают, что нет никакого маньеризма, сразу барокко шло. Как мне кажется, маньеризм плосковат и более схематичен, в нем меньше гармонии, больше театральности и аляповатости. Барокко более выпуклое, и уже красивое до невозможности. Пафосные оба стиля. Хотя, очень зависит от автора. Вот Караваджо, например, - барокко, но такое реалистичное! Иногда ужас берет!


Франческо Пармиджано, 1540
А вот это маньеризм, но неплохо, правда? У Пармиджано довольно красивые работы были.


Якопо дель Конте, 1550

Художник наиболее известен своим знаменитым портретом Микеланджело. Мне нравится его Лукреция - такая нежная и уязвимая.


Франс Флорис, 1560
Голландец, учившийся у итальянцев. Типичный маньерист.



Бернард де Рикейре, 1561
Антверпенский художник, мало известный.


Лука Комбьязо, 1575.
Маньерист, не очень известный. Одна из удачных его работ. Вообще у него колорит мрачноватый, умброй явно злоупотреблял.


1575. Неизвестный немецкий художник.
Мне кажется, слишком радужная палитра для такой сцены.


Тинторетто, 1578
Безобразие какое-то происходит! А написано отлично.


Веронезе, 1580
Очень красивый колорит, просто гимн жизни, и на контрасте - ужас происходящего.


Франс фон Аахен, 1580


Гезуальдо де Веноза, 1580


Пальма иль Джованни, 1600


Жак Бланшар, 1630

Очень талантливый художник, несправедливо забытый


Феличе Фичерелли, 1640


А это Артемизия наша Джентилески (1620) . И себя, как обычно, изобразила. Корпулентная была, судя по всему, дама.


Артемизия Джентилески


Тоже, вроде, Артемизия Джентилески


Франческо Рустичи, 1620
Не путать со скульптором Джованни Франческо Рустичи, которому Лина Костенко посвятила поэму "Снег во Флоренции". Наш Франческо из Сиены, караваджист, отец его, Винченцо, тоже был известным художником, их работы даже путали.


Симон Вуэ, 1629
Посмотрите, как красиво выписана ткань одежд - это фишка Вуэ. Француз, много работал в Италии. Он был сыном художника, очень талантлив, рано начал рисовать, уже с 14 лет брал заказы. Был так популярен, что от клиентов не было отбоя, так, что стал со временем немного халтурить. Одно время был совсем забыт, в 19 век о нем опять вспомнили.


Симон Вуэ, 1625


Я начала с Гвидо Рени , потом пошла по хронологии, и теперь опять пришло его время (1626).


Гвидо Рени


Гвидо Рени


Гвидо Рени


Гвидо Каньяччи, 1627
Скандальный художник, пьяница, любитель сомнительных забав с переодеваниями в женскую одежду, но, несомненно, талантливый. Дружил с Гвидо Рени и Симоном Вуэ. Такая выразительная у него Лукреция, страдающая.


Гвидо Каньяччи, 1636
Здесь совсем другая - сосредоточенная и отрешенная.


Джованни Андреа Сирани, 1640
Ученик Гвидо Рени. Достойный ученик.


Лука Феррари де Реджио, 1640


А это писала дочь Джованни Андреа Сирани, Элизабетта, 1660


Лука Джордано, 17 век. Неудачная репродукция.



Это лучшая версия сюжета у Луки Джордано - такой напряженный драматизм


Тоже Лука Джордано или копия, не очень удачная


Джордано Лука, 1695


Тоже Джордано Лука, поздний - 1696


А это Рембранд . Очень страшно - она уже себя пронзила кинжалом, но еще жива, и судорожно хватается за шнур с кистью...


Тоже Рембранд


Это тоже приписывают Рембранду , хотя не уверена


Гевин Гамильтон , 1674


Джузеппе Мариа Креспи 1695


Себастьяно Риччи, 1685


Антонио Белуччи 1700


Виллем ван Мерис 1702


Годфрид Кнеллер 1710


Людовико Мазанти 1737


Джанбаттиста Тьеполо 1750


Жан Оноре Фрагонар, прим. 1760


Жак-Антуан Бофор 1771


Неизвестный, 1799



Эдуардо Розалес 1871


Генри Луи Мариос Пинта 1884


Эдвард Берн-Джонс, прим 1880

Вот такая история искусства в одном сюжете.

А я наконец-то исполнила давнюю мечту - купила набор гипсовых геометрических фигур и полдня отрабатывала штриховку. Рука заболела, так что пришлось временно бросить это занятие, поэтому дописала пост. Вот.

Лукреция, лат. - супруга Тарквиния Коллатина, которую обесчестил Секст Тарквиний, сын царя, что привело к свержению царской власти и провозглашению Рима республикой.

Римские историки считали Лукрецию исторической личностью, однако доказательств ее существования у нас нет (хотя рассказ о ней, возможно, содержит историческое ядро). Наиболее известное и цельное изложение этого события дано древнеримским историком Ливием в его «Истории Рима от основания города» (последние годы до н. э.).

Лукреция жила во времена Тарквиния Гордого - тирана на троне. Он пришел к власти насилием, не уважал традиционные обычаи и законы, принуждал своих подданных к унизительным работам, велел части населения выселиться из Рима и вообще всячески ущемлял личную свободу римлян. Объявив войну соседнему городу Ардее, Тарквиний Гордый требовал от своих воинов жесточайшей дисциплины, а сам в это время развлекался со своими друзьями, то и дело покидал армию, чтобы наведаться в Рим. Народ был недоволен, роптал, но терпел. Наконец, чаша его терпения переполнилась, последней каплей явился позорный поступок царского сына Секста.

Во время одной из частых пирушек в лагере под Ардеей, устроенной Секстом Тарквинием, завязался разговор о супругах, оставленных в Риме. Военачальники наперебой расхваливали достоинства своих жен, особенно их супружескую верность, и тогда один из них, Тарквиний Коллатин, предложил убедиться в этом собственными глазами. Оседлав коней, компания направилась в Рим, и то, что они там увидели, мягко говоря, удивило их. Знатные дамы весело проводили время в обществе кавалеров, привычных доказывать свое мужество не на поле боя, а в более приятных условиях. Одна только Лукреция, жена Коллатина, сидела дома у очага и пряла. Секст Тарквиний решил, что это ей даром не пройдет. Во время очередной своей отлучки в Рим он навестил Лукрецию в отсутствие ее мужа и попросил разрешения заночевать в ее доме. Ночью он попытался соблазнить ее, а так как Лукреция не поддавалась ни просьбам, ни угрозам, он овладел ею силой. Лукреция тут же послала за мужем и отцом, прося их приехать с двумя друзьями. Она рассказала им о происшедшем, заклиная отомстить за нее. «Осквернено мое тело, но сердце мое не знает за собой вины. Свидетельством этому будет моя смерть!» Тщетно ее утешали и уговаривали. «Пусть и в будущем не найдется женщины, которая захотела бы жить, лишившись своей чести!» Прежде чем Лукреции смогли помешать, она вонзила кинжал в свое сердце.


Весть о самоубийстве Лукреции облетела Рим и военный лагерь под Ардеей. Народ восстал: добровольцы окружили царский дворец, на Форуме сошлись жители города. Луций Юний Брут, друг Коллатина и свидетель самоубийства Лукреции, выступил от имени всех: он говорил о надменности царя и его семьи, об оскорблениях и унижениях римских граждан, о том, что с тиранией нужно покончить раз и навсегда. Римский народ лишил Тарквиния Гордого власти, изгнал его вместе с женой и сыновьями из города и упразднил титул царя на все времена. Вместо царя государство возглавили два выборных консула, Рим провозгласил себя республикой. Считается, что это произошло в 243 г. от основания Рима, т. е. в 510 г. до н. э.

Лукреция стала блистательным образцом нравственной силы и благородства римской (и не только римской) женщины и супруги; правда, образец этот чаще воспевают, чем ему следуют. Лукрецию воспели поэты многих народов и столетий, в том числе Овидий (во второй книге цикла «Фасты») и Шекспир («Лукреция», 1594).

Наиболее известные из многочисленных картин: «Самоубийство Лукреции» Дюрера и Кранаха Старшего (обе относятся к нач. 16 в.), «Тарквиний и Лукреция» Рубенса (1608-1614), Тициана (2-я пол. 16 в.), Тинторетто (16 в.), Верэйка (сер. 16 в., ранее приписывалась Массису, находится в картинной галерее Пражского Града), Биливерти (1-я пол. 17 в.).

Судьба Лукреции - благодарная тема для драматургии; достаточно напомнить об «Освобожденном Риме» Лессинга (1757) или «Римской Лукреции в Константинополе» Гольдони (1737), из современных произведений - о «Лукреции» Обея (1931), по которой в 1946 г. написал оперу Бриттен.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...