Профессия судебный психиатр. Профессия психиатр

Психиатр (от греч. psyche - душа; iatréeia - лечение) — врач, специализирующийся на диагностике и лечении психических расстройств. Профессия подходит тем, кого интересует химия, биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Обучение на Психиатра

Чтобы получить профессию врача-психиатра, нужно окончить любой медицинский вуз по специальности «Психиатрия» или пройти по ней послевузовскую подготовку. У каждого врача-психиатра должен быть сертификат Министерства здравоохранения, подтверждающий право на профессию. Для поступления в медицинский вуз сдают биологию, химию и русский язык.

Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) оказывает услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации (сертификационный цикл) на базе высшего или среднего медобразования по направлению в формате очно-заочного обучения с применением дистанционных технологий. Выпускникам курсов выдаются удостоверения, дипломы, сертификаты.

(СНТА г. Москва) проводит дистанционное обучение по направлению «Психиатрия», без отрыва от работы и места жительства. Документы государственного образца дают право на ведение мед. деятельности. Все документы (Сертификат специалиста, Диплом о переподготовке, Удостоверение о повышении квалификации) выдаются курьером лично в руки.

АМО приглашает пройти курс повышения квалификации по специальности в Академии медицинского образования. После обучения выдается сертификат и удостоверение. Образовательная программа составлена на основании соответствующих образовательных и профессиональных стандартов.

Рабочее место

Психиатры работают в психиатрических клиниках, в должности психоневролога при поликлиниках, в научно-практических центрах. Таким центром является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского. Чтобы вести частную практику, врач-психиатр должен помимо сертификата специалиста получить специальную лицензию.

Важные качества

Честность по отношению к пациентам и сочувствие к ним также важны в этой профессии, как хорошая память и острый ум.

Знания и навыки

Помимо общемедицинских познаний психиатр должен знать современные методы обследования и лечения больных, их реабилитации и предупреждения обострений. Также необходимо хладнокровие и умение видеть в пациенте, даже самом неприятном и буйном, не врага, а проявление болезни.

Оплата труда

Зарплата на 07.08.2019

Россия 20000—60000 ₽

Москва 30000—150000 ₽

Особенности профессии

У слов «психическое расстройство» или «психическая болезнь» есть разговорные синонимы: сумасшествие, помешательство, умопомешательство, безумие и, наконец, душевная болезнь. Уже из самих названий видна суть этих недугов. Все они связаны с расстройством чувств и сознания.

Психиатрия - это часть неврологии. В круг её интересов входят нарушения состояния нервной системы, которые отражаются на поведении человека, его эмоциональной жизни, восприятии реальности, памяти, мышлении, речи и пр.

Психиатрия изучает причины, проявления психических заболеваний, их течение. Разрабатывает способы лечения и предупреждения. Врач-психиатр опирается на данные нейрофизиологии. Однако сами по себе нервные болезни не входят в число психических расстройств, если они не отражаются на психических функциях.

К психическим расстройствам относят и шизофрению, и различные мании, и болезнь Альцгеймера и пр. недуги, связанные с органическими нарушениями работы мозга. А также состояния, которыми занимается так называемая малая, пограничная психиатрия: неврозы, реактивные психозы и другие обратимые состояния, которые являются реакцией на какие-то события жизни.

Например, реактивный психоз, который проявляется как бред, помрачение сознания, может оказаться реакцией на пережитую бомбёжку, нападение медведя в лесу, атаку террористов и т.п. Это состояние можно полностью преодолеть, потому что нет серьёзных повреждений в мозговых структурах. Хотя одно и то же событие может одного человека ввергнуть в психоз, а другой переживёт его, сохранив здравый рассудок. Почему? Многое зависит от особенностей организма, темперамента человека. И от наличия дополнительных факторов: возраста, перенесённых черепно-мозговых травм, отравления и т.д. Всё это учитывает врач, когда обследует больного.

Пограничная психиатрия занимается и психопатией, которая представляет собой дисгармоничный склад личности, доставляющий много бед и окружающим, и самому больному. Помимо пограничной психиатрии, существуют другие направления работы: судебная психиатрия (проводит экспертизы на вменяемость/невменяемость людей, обвиняемых в преступлениях), детская психиатрия, геронтопсихиатрия (занимается отклонениями старческого возраста), наркология (занимается проблемы алкоголизма и наркомании) и др.

Человек с психическими отклонениями личности может не испытывать физических страданий. Тогда почему ему нужна медицинская помощь? Дело в том, что эти отклонения выталкивают человека из социума. Они не дают ему не только работать, но и просто жить. Например, человек с манией преследования пребывает в состоянии постоянной паники. Он чувствует себя в опасности и каждую минуту готов к обороне.

Зыбкая граница

По данным специалистов, у 2-5% людей наблюдаются настоящие психозы. А всего психическими болезнями и пограничными состояниями страдают до 15% населения. Правда, граница между нормой и нарушением иногда не так очевидна, как хотелось бы. С развитием науки многие состояния, которые раньше считались расстройствами, теперь приняты как вариант нормы и наоборот. Все изменения фиксируются в Международной классификации болезней, которая периодически пересматривается. Например, социофобия - боязнь социальной деятельности. Она может выражаться в страхе публичных выступлений, но может доходить и до полной неспособности к общению с людьми. Она очень часто встречается: от 3 до 13 % населения страдают ею на каком-то этапе своей жизни. В США, по данным исследователей, это третья по распространенности психологическая проблема. До 1995 года её считали обычной застенчивостью. Но последствия у такой «застенчивости» могут быть очень тяжёлыми. Социофобия мешает человеку в карьере, в личной жизни. И порой приводит к самоубийствам. Поэтому она и была включена в число психических расстройств.

Всё это лечится?

Психиатр, обследуя больного, беседует с ним, его окружением, наблюдает за его поведением в клинике, назначает аппаратные исследования работы мозга и т.д. В постановке диагноза психиатру помогает патопсихолог. С помощью специальных методик психолог выявляет особенностей личности, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы, мышления. Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение: лекарства, психотерапевтические сеансы. К слову, только у психиатра есть право назначать медикаменты для лечения психических расстройств.

Психотерапия - это немедикаментозное воздействие на больного (например, с помощью гипноза). Для её проведения привлекают психотерапевта. Но психотерапевтом может быть и сам психиатр, прошедший специальную подготовку.

При лечении хронического психического заболевания (например, шизофрении) успехом можно считать достижение ремиссии. Если речь идёт о пограничных состояниях, можно рассчитывать на полное восстановление психического здоровья.

История

Профессия врач-психиатр сравнительно молода, хотя как медицинское направление имеет давние корни. Первым описал психические отклонения Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н. э.). Он объяснял их с помощью гуморальной теории происхождения болезней. Позже теорию Гиппократа развил Клавдий Гален из Пергама (129-199 гг. н. э.). Он исследовал влияние эмоциональных состояний на физическое состояние. В Средние века Авиценна предположил, что психические заболевания связаны с физическими нарушениями в мозге. Парацельс (1493-1541гг.) предположил связь паралича с травмой черепа, а кретинизм с дисфункцией щитовидной железы. Ввёл различие между физическими и психологическими болезнями, а также понятие личности (individual personality). В 1803 г. немецкий врач Иоганн Кристиан ввёл термин «психиатрия».

Надо сказать, что на протяжении столетий психически больные люди не получали нормальной помощи. В Средние века католическая церковь считала сумасшедших грешниками, которые продали свои души дьяволу. В XV—XVIII вв. в ходу были казни психически больных. Над «бесноватыми» грубо издевались. В Европе XV века был такой способ избавиться от умалишённых: их сажали на корабль и отправляли одних в плавание. Разумеется, такой «корабль дураков» был обречён.

Инквизиция, сыгравшая зловещую роль в истории Европы, много злодеяний совершила и в отношении умалишённых. В «Молоте ведьм» — трактате доминиканских монахов (1487 г.) — перечислялись садистические способы истребления ведьм. Ещё в XVIII веке помешавшихся держали в тюрьмах. А в Англии буйных показывали за плату зевакам в знаменитом лондонском Бедламе (психиатрической больнице святой Марии Вифлеемской). Многие пациенты были прикованы к стенам цепями, спали они на соломе в одиночных сумрачных камерах. Несчастных избивали, и их вопли привлекали публику. О том, как в XIX веке всё-таки лечили душевно больных, можно прочесть в «Записках сумасшедшего» Гоголя, в самом конце повести.

С другой стороны понятие безумия трактовалось очень уж широко. Например, до конца XIX века к безумию приравнивалось любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Безумием объяснялись даже приступы эпилепсии (о чём свидетельствует название романа «Идиот», героем которого является страдающий эпилепсией князь Мышкин).

На рубеже XIX и XX вв. в науке о душевных расстройствах существовало множество теорий, среди которых особое место занимали два направления: психоанализ и позитивистский подход.

Школа психоанализа (Зигмунд Фрейд) основывалась на теории бессознательного. Бессознательное - вместилище запретных желаний, вытесняемых сознанием. Школа позитивистской медицины предлагала опираться только на проверяемые методы: эксперимент и наблюдение. Умственные расстройства она объясняла разрушением мозговой ткани. При этом излечение она признавала невозможным, и психиатрическая лечебница была местом, где за больными только следили и не давали буянить.

Но со временем возобладал подход, основанный на уважении к личности больного и желании его понять, а не навязать ему «правильное», «здравое» отношение к реальности. Немецкий философ, психолог и психиатр Карл Теодор Ясперс в 1909-1915 для постановки диагноза начал проводить подробные беседы (интервью) с пациентами. А Юджин Минковски для выявления причины использовал структурный анализ нарушения. Генри Элленберг ввёл реконструирование внутреннего мира больного. Это можно считать началом современного этапа психиатрии.

Психиатрия не сразу отказалась от калечащих методов. В XX веке использовали лоботомию, лечение электрошоком. (см. фильм "Полёт над гнездом кукушки"). А в нашем отечестве существовала также и карательная психиатрия: неугодному властям гражданину могли поставить психиатрический диагноз (например, «вялотекущая шизофрения») и долгие годы «лечить» в больнице. Этот метод в СССР применялся в 1970-80-е гг. в связи и с политическими, и с религиозными убеждениями. Но это уже проблема не медицины, а медиков и их нравственного здоровья.

Психиатр (от греч. psyche - душа; iatréeia - лечение) — врач, специализирующийся на диагностике и лечении психических расстройств. Профессия подходит тем, кого интересует химия, биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Обучение на Психиатра

Чтобы получить профессию врача-психиатра, нужно окончить любой медицинский вуз по специальности «Психиатрия» или пройти по ней послевузовскую подготовку. У каждого врача-психиатра должен быть сертификат Министерства здравоохранения, подтверждающий право на профессию. Для поступления в медицинский вуз сдают биологию, химию и русский язык.

АМО приглашает пройти курс повышения квалификации по специальности в Академии медицинского образования. После обучения выдается сертификат и удостоверение. Образовательная программа составлена на основании соответствующих образовательных и профессиональных стандартов.

(СНТА г. Москва) проводит дистанционное обучение по направлению «Психиатрия», без отрыва от работы и места жительства. Документы государственного образца дают право на ведение мед. деятельности. Все документы (Сертификат специалиста, Диплом о переподготовке, Удостоверение о повышении квалификации) выдаются курьером лично в руки.

Медицинский университет инноваций и развития (МУИР) оказывает услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации (сертификационный цикл) на базе высшего или среднего медобразования по направлению в формате очно-заочного обучения с применением дистанционных технологий. Выпускникам курсов выдаются удостоверения, дипломы, сертификаты.

Рабочее место

Психиатры работают в психиатрических клиниках, в должности психоневролога при поликлиниках, в научно-практических центрах. Таким центром является Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского. Чтобы вести частную практику, врач-психиатр должен помимо сертификата специалиста получить специальную лицензию.

Важные качества

Честность по отношению к пациентам и сочувствие к ним также важны в этой профессии, как хорошая память и острый ум.

Знания и навыки

Помимо общемедицинских познаний психиатр должен знать современные методы обследования и лечения больных, их реабилитации и предупреждения обострений. Также необходимо хладнокровие и умение видеть в пациенте, даже самом неприятном и буйном, не врага, а проявление болезни.

Оплата труда

Зарплата на 07.08.2019

Россия 20000—60000 ₽

Москва 30000—150000 ₽

Особенности профессии

У слов «психическое расстройство» или «психическая болезнь» есть разговорные синонимы: сумасшествие, помешательство, умопомешательство, безумие и, наконец, душевная болезнь. Уже из самих названий видна суть этих недугов. Все они связаны с расстройством чувств и сознания.

Психиатрия - это часть неврологии. В круг её интересов входят нарушения состояния нервной системы, которые отражаются на поведении человека, его эмоциональной жизни, восприятии реальности, памяти, мышлении, речи и пр.

Психиатрия изучает причины, проявления психических заболеваний, их течение. Разрабатывает способы лечения и предупреждения. Врач-психиатр опирается на данные нейрофизиологии. Однако сами по себе нервные болезни не входят в число психических расстройств, если они не отражаются на психических функциях.

К психическим расстройствам относят и шизофрению, и различные мании, и болезнь Альцгеймера и пр. недуги, связанные с органическими нарушениями работы мозга. А также состояния, которыми занимается так называемая малая, пограничная психиатрия: неврозы, реактивные психозы и другие обратимые состояния, которые являются реакцией на какие-то события жизни.

Например, реактивный психоз, который проявляется как бред, помрачение сознания, может оказаться реакцией на пережитую бомбёжку, нападение медведя в лесу, атаку террористов и т.п. Это состояние можно полностью преодолеть, потому что нет серьёзных повреждений в мозговых структурах. Хотя одно и то же событие может одного человека ввергнуть в психоз, а другой переживёт его, сохранив здравый рассудок. Почему? Многое зависит от особенностей организма, темперамента человека. И от наличия дополнительных факторов: возраста, перенесённых черепно-мозговых травм, отравления и т.д. Всё это учитывает врач, когда обследует больного.

Пограничная психиатрия занимается и психопатией, которая представляет собой дисгармоничный склад личности, доставляющий много бед и окружающим, и самому больному. Помимо пограничной психиатрии, существуют другие направления работы: судебная психиатрия (проводит экспертизы на вменяемость/невменяемость людей, обвиняемых в преступлениях), детская психиатрия, геронтопсихиатрия (занимается отклонениями старческого возраста), наркология (занимается проблемы алкоголизма и наркомании) и др.

Человек с психическими отклонениями личности может не испытывать физических страданий. Тогда почему ему нужна медицинская помощь? Дело в том, что эти отклонения выталкивают человека из социума. Они не дают ему не только работать, но и просто жить. Например, человек с манией преследования пребывает в состоянии постоянной паники. Он чувствует себя в опасности и каждую минуту готов к обороне.

Зыбкая граница

По данным специалистов, у 2-5% людей наблюдаются настоящие психозы. А всего психическими болезнями и пограничными состояниями страдают до 15% населения. Правда, граница между нормой и нарушением иногда не так очевидна, как хотелось бы. С развитием науки многие состояния, которые раньше считались расстройствами, теперь приняты как вариант нормы и наоборот. Все изменения фиксируются в Международной классификации болезней, которая периодически пересматривается. Например, социофобия - боязнь социальной деятельности. Она может выражаться в страхе публичных выступлений, но может доходить и до полной неспособности к общению с людьми. Она очень часто встречается: от 3 до 13 % населения страдают ею на каком-то этапе своей жизни. В США, по данным исследователей, это третья по распространенности психологическая проблема. До 1995 года её считали обычной застенчивостью. Но последствия у такой «застенчивости» могут быть очень тяжёлыми. Социофобия мешает человеку в карьере, в личной жизни. И порой приводит к самоубийствам. Поэтому она и была включена в число психических расстройств.

Всё это лечится?

Психиатр, обследуя больного, беседует с ним, его окружением, наблюдает за его поведением в клинике, назначает аппаратные исследования работы мозга и т.д. В постановке диагноза психиатру помогает патопсихолог. С помощью специальных методик психолог выявляет особенностей личности, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы, мышления. Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение: лекарства, психотерапевтические сеансы. К слову, только у психиатра есть право назначать медикаменты для лечения психических расстройств.

Психотерапия - это немедикаментозное воздействие на больного (например, с помощью гипноза). Для её проведения привлекают психотерапевта. Но психотерапевтом может быть и сам психиатр, прошедший специальную подготовку.

При лечении хронического психического заболевания (например, шизофрении) успехом можно считать достижение ремиссии. Если речь идёт о пограничных состояниях, можно рассчитывать на полное восстановление психического здоровья.

История

Профессия врач-психиатр сравнительно молода, хотя как медицинское направление имеет давние корни. Первым описал психические отклонения Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н. э.). Он объяснял их с помощью гуморальной теории происхождения болезней. Позже теорию Гиппократа развил Клавдий Гален из Пергама (129-199 гг. н. э.). Он исследовал влияние эмоциональных состояний на физическое состояние. В Средние века Авиценна предположил, что психические заболевания связаны с физическими нарушениями в мозге. Парацельс (1493-1541гг.) предположил связь паралича с травмой черепа, а кретинизм с дисфункцией щитовидной железы. Ввёл различие между физическими и психологическими болезнями, а также понятие личности (individual personality). В 1803 г. немецкий врач Иоганн Кристиан ввёл термин «психиатрия».

Надо сказать, что на протяжении столетий психически больные люди не получали нормальной помощи. В Средние века католическая церковь считала сумасшедших грешниками, которые продали свои души дьяволу. В XV—XVIII вв. в ходу были казни психически больных. Над «бесноватыми» грубо издевались. В Европе XV века был такой способ избавиться от умалишённых: их сажали на корабль и отправляли одних в плавание. Разумеется, такой «корабль дураков» был обречён.

Инквизиция, сыгравшая зловещую роль в истории Европы, много злодеяний совершила и в отношении умалишённых. В «Молоте ведьм» — трактате доминиканских монахов (1487 г.) — перечислялись садистические способы истребления ведьм. Ещё в XVIII веке помешавшихся держали в тюрьмах. А в Англии буйных показывали за плату зевакам в знаменитом лондонском Бедламе (психиатрической больнице святой Марии Вифлеемской). Многие пациенты были прикованы к стенам цепями, спали они на соломе в одиночных сумрачных камерах. Несчастных избивали, и их вопли привлекали публику. О том, как в XIX веке всё-таки лечили душевно больных, можно прочесть в «Записках сумасшедшего» Гоголя, в самом конце повести.

С другой стороны понятие безумия трактовалось очень уж широко. Например, до конца XIX века к безумию приравнивалось любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. Безумием объяснялись даже приступы эпилепсии (о чём свидетельствует название романа «Идиот», героем которого является страдающий эпилепсией князь Мышкин).

На рубеже XIX и XX вв. в науке о душевных расстройствах существовало множество теорий, среди которых особое место занимали два направления: психоанализ и позитивистский подход.

Школа психоанализа (Зигмунд Фрейд) основывалась на теории бессознательного. Бессознательное - вместилище запретных желаний, вытесняемых сознанием. Школа позитивистской медицины предлагала опираться только на проверяемые методы: эксперимент и наблюдение. Умственные расстройства она объясняла разрушением мозговой ткани. При этом излечение она признавала невозможным, и психиатрическая лечебница была местом, где за больными только следили и не давали буянить.

Но со временем возобладал подход, основанный на уважении к личности больного и желании его понять, а не навязать ему «правильное», «здравое» отношение к реальности. Немецкий философ, психолог и психиатр Карл Теодор Ясперс в 1909-1915 для постановки диагноза начал проводить подробные беседы (интервью) с пациентами. А Юджин Минковски для выявления причины использовал структурный анализ нарушения. Генри Элленберг ввёл реконструирование внутреннего мира больного. Это можно считать началом современного этапа психиатрии.

Психиатрия не сразу отказалась от калечащих методов. В XX веке использовали лоботомию, лечение электрошоком. (см. фильм "Полёт над гнездом кукушки"). А в нашем отечестве существовала также и карательная психиатрия: неугодному властям гражданину могли поставить психиатрический диагноз (например, «вялотекущая шизофрения») и долгие годы «лечить» в больнице. Этот метод в СССР применялся в 1970-80-е гг. в связи и с политическими, и с религиозными убеждениями. Но это уже проблема не медицины, а медиков и их нравственного здоровья.

Для одних весна – это время перед отпуском, полное радостных предвкушений грядущего отдыха от повседневных забот. Для других – напряженное и порою трудное время самоопределения, принятия серьезного решения о выборе профессии.

Если Вы решили связать свою жизнь с психологией или стать врачом психотерапевтом, психиатром, наркологом – давайте сначала разберемся не только в том, чем отличаются эти профессии, но и в отличиях вузовской подготовки этих специалистов. Тем более что за последние пару десятилетий в России в области высшего образования произошли существенные изменения. Итак:

Чем отличается профессиональная подготовка врача от подготовки психолога?

Конечно, студенты-медики учат химию, биологию или анатомию гораздо серьезнее, чем студенты-психологи. Врачи про лекарства знают много, а психологи, грубо говоря, ничего. Но кроме разницы в предметах есть и еще несколько моментов, которые полезно знать будущим «душеведам».

Частный или государственный?

Врачей не учат в частных вузах, медицинский институт (или факультет) может быть только государственным. Психологов готовят как в государственных, так и в негосударственных вузах на соответствующих факультетах. При этом и в медицинском, и в психологическом государственном вузе можно учиться на договорной основе.

Срок обучения?

На дневном отделении срок обучения психолога-специалиста – 5 лет, психолога-бакалавра – 4 года (и, по желанию, 2 года магистратуры).

Врачей учат 6 лет (плюс интернатура и/или ординатура).

Дневное, вечернее, заочное?

Психологов могут учить на всех отделениях, есть ли на факультете вечернее или заочное обучение – зависит от вуза. А вот заочного обучения врачей не бывает в принципе.

Военный или гражданский?

Вопрос касается только врачей. Хотя военные психологи, несомненно, существуют, отдельной специальности и квалификации «Военный психолог» нет.

Чем отличается подготовка военного врача от гражданского? В первую очередь тем, что все время обучения будущий военный врач является военнослужащим – курсантом.

Некоторое время назад военными врачами, в принципе, могли стать и юноши, и девушки. По непроверенным данным, сейчас – только юноши. Список вузов, куда принимают девушек, регулярно меняется, точную информацию вы можете получить в военкомате.

И, наконец, гражданским врачом можно стать в военном вузе, а военным медиком – в гражданском, если в вузе есть соответствующие факультеты.

Бакалавр, специалист, магистр?

Этот вопрос актуален только для психологов.

Бакалавр – первая ступень высшего профессионального образования. Срок обучения на дневном отделении – 4 года. Квалификации бакалавра достаточно для ведения профессиональной деятельности (собственно работы психологом). Но недостаточно для поступления в аспирантуру или преподавания в вузе. По окончании бакалавриата можно поступить, например, в магистратуру. Или, что реже, «доучиваться» до специалиста – перспективы зависят от конкретного вуза.

«Дипломированных специалистов» учат на дневном отделении 5 лет. В программу входит как общепрофессиональная подготовка, так и обучение по выбранной специализации. Получив диплом, можно и преподавать в высшей школе, и поступать в аспирантуру.

Магистратура. В магистратуру может поступать как бакалавр, так и специалист. Причем бакалавром именно психологии быть необязательно, достаточно иметь необходимые для поступления знания, сдать вступительные экзамены и пройти по конкурсу. На дневном отделении в магистратуре учатся 2 года. Магистры проходят углубленную подготовку по выбранной специализации.

Психологом вы можете работать сразу же по окончании вуза. Диплом – достаточное основание для работы в организации или ведения частной практики.

Чтобы иметь право лечить больных, врач поле получения диплома должен отучиться год в интернатуре или/и два года в ординатуре.

Как стать психиатром или психотерапевтом? Интернатура или ординатура?

Психиатром или психотерапевтом может стать выпускник лечебного факультета (врач-лечебник). Врачом психиатром и врачом психиатром-наркологом можно стать и в интернатуре, и в ординатуре. Квалификация врача-психотерапевта присваивается только по окончании ординатуры.

Интернатура – это обязательная первичная специализация, после прохождения которой выдается сертификат на право врачебной деятельности (диплом этого права не дает). Срок обучения интерна – 1 год. Обычно интернатуру проходят при вузе (клиническая) или в лечебном учреждении (больничная).

Ординатура – это более углубленная специализация с присвоением квалификационной категории. Срок ее прохождения – 2 года. Ординатура бывает только клиническая (при вузе). Обычно ординатура следует за интернатурой, но в принципе выпускник вуза тоже может стать ординатором.

Если вуз, где вы получили диплом, не имеет лицензии на обучение интернов или ординаторов по нужной вам специальности, вы можете проходить интернатуру или ординатуру в другом институте.

Как стать клиническим психологом?

Эта специальность появилась у нас совсем недавно. Сразу оговоримся: клинический психолог не ставит диагноз и не лечит заболевание, он помогает врачу в этой нелегкой деятельности (подробнее о клинических и медицинских психологах можно прочитать в статье «Как выбрать нужного специалиста»).

Квалификацию клинического психолога можно получить, во-первых, в медицинском вузе на соответствующем факультете. Во-вторых, в психологическом вузе на соответствующей специализации. И, в-третьих, по окончании психологического вуза – на курсах повышения квалификации. Например, в Учебном центре НИПНИ им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург) существуют программы послевузовского профессионального образования как по специальности «медицинская (клиническая) психология», так и по специальностям «психотерапия», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «неврология».

Куда поехать учиться?

Это зависит от вашей уверенности в своей подготовке и способностях, и желании учиться поближе к дому или наоборот – поскорее зажить взрослой жизнью вдали от родительской опеки. Если в вашем городе есть Университет или крупный медицинский вуз, и вам неохота куда-то ехать – конечно, пробуйте поступить у себя дома. В столичные вузы поступить в целом сложнее, в них выше конкурс, да и проживание в мегаполисе обходится значительно дороже. Считается, что в «провинциальных» вузах преподавательский состав слабее и качество подготовки ниже, но часто это далеко не так. И это убедительно доказывают нынешние корифеи в области практической психологии и психотерапии: очень многие из них заканчивали нестоличные вузы, и это не помешало им достичь вершин профессии. Поэтому, если в вашем городе нет нужного вуза, ищите в соседних городах, регионах, и смело собирайте в великий поход свои вещи и знания.

Рекомендуем вам внимательно ознакомиться с Каталогами психологических и медицинских вузов России на психологическом портале www.mental.ru . На данный момент в них представлены 79 вузов и факультетов, обучающих по специальности «Психология», и 36 медицинских вузов.

В каталогах, помимо адресов и телефонов приемных комиссий, приведена очень подробная информация о лицензиях и аккредитациях вузов, специализациях и формах обучения, выдаваемых документах, вступительных экзаменах, наличии военной кафедры и отсрочки от армии, интересных кафедрах и ведущих преподавателях, у медицинских вузов – о наличии ординатуры и аспирантуры по специальностям «Психотерапия», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология». Вы можете задать поиск по нужным критериям: городу, специальности и специализации, и даже форме собственности вуза (государственный или негосударственный). И сделать осознанный выбор.

Напоследок хотим дать один важный совет: выберите сразу не один, а 2, 3 или 4 вуза, которые устраивают вас, в порядке убывания привлекательности. Уточните в каждом вузе сроки сдачи экзаменов и возможность поступления на договорной основе (в некоторых вузах экзамены и учебный год для студентов платных отделений начинаются на месяц-полтора позже, чем у «бюджетников»). Если вам не повезет с первого раза – не отчаивайтесь, сразу подавайте документы в другой вуз и повторяйте попытку. Если не получится поступить с этом году – снова не хандрите, а сразу устраивайтесь на работу поближе к выбранной специальности: администратором в Психологический центр или Клинику, помощником мед. персонала на Скорой помощи или в больнице.

И в будущем году к вашим знаниям прибавится еще и бесценный опыт. К тому же вы пройдете очень серьезную проверку «на прочность», и если реальная работа с реальными людьми не пошатнет вашу уверенность в выбранном профессиональном пути – значит, у вас обязательно всё получится! Желаем вам успеха!

.

Руководитель Психотерапевтической клиники ЕМС, психиатр, психотерапевт Наталья Ривкина рассказала о том, как отношение к пациенту влияет на результат лечения, почему так важно качество жизни при любом заболевании и где в России «нестандартному» психиатру работать комфортно.

Я решила стать психиатром, когда мне было 13 лет. Меня начала интересовать природа поступков людей и их эмоций. В те годы уже были доступны работы Фрейда, Юнга и Фромма, и постепенно мой интерес к психотерапии приобрел вполне оформленные очертания. Когда мне исполнилось 16, друзья семьи посоветовали поступать в Новосибирский медицинский институт, где кафедрой психиатрии заведовал Цезарь Петрович Короленко. Доктор медицинских наук, уже в советское время действительный член Нью-Йоркской Академии Наук, профессор Короленко был одним из немногих в СССР психодинамических психиатров. Жизнь в далеком от столицы Новосибирске позволяла Цезарю Петровичу проводить исследования и обучать студентов «опальному» в то время юнгиниановско-му психоанализу, психоаналитическим подходам в психиатрии. Со второго курса я посещала семинары и лекции профессора Короленко, где мы изучали западную психотерапию.

Большое внимание на кафедре уделялось психо-терапевтической поддержке в лечении расстройств шизофренического спектра. Эта болезнь меняет образ жизни человека. Изменения в поведении остаются непонятными для окружающих, чаще объясняются “дурным” характером и приводят к нарастающей изоляции больного. Поэтому важно не только максимально уменьшить проявление симптомов заболевания, но и удержать человека в контакте с миром, со своим “я”, обучить жизни в новых условиях сосуществования с болезнью. К сожа-лению, полноценные программы психосоциальной реабилитации для таких пациентов в России до сих пор не нашли достаточного развития, да и вопросы сохранения качества жизни пациентов часто остаются открытыми. Отношение к пациенту как к целостной личности, а не как к объекту лечения отдельных органов, с самого начала моей профессиональной жизни было для меня наиболее интересным. Психосоматическая медицина и психосоциальная реабилитация как направления в медицине полностью соответствовали моему представлению о роли психиатра в лечении человека.

После окончания института я переехала в столицу. В Москве я открыла для себя соединение русских традиций клинической психиатрии с современными западными психотерапевтическими концепциями: в результате формируется совершенно новое понимание пациента, новая тактика лечения и взаимодействия с больным. Именно это объединение строго формализованных биологических концепций и личностного подхода, сфокусированного на целостности человека, позволило мне понять, какой может быть медицина, в которой я чувствую себя комфортно как врач.

Во времена моей учебы образование в области психосоматической медицины и психосоциальной реабилитации в советской медицине только начинало свое становление. Поэтому учеба за рубежом была единственным шансом получить современные знания в этой области. Моя первая стажировка проходила в реабилитационном центре Левинштайн в Израиле. Войдя в большой холл клиники, я увидела ребенка, который играл с мамой в догонялки. Они «бегали» друг за другом, и в первый момент я даже не обратила внимания, что ребенок находится в инвалидном кресле. Он смеялся, радовался, его глаза светились жизнью, как глаза любого ребенка в этом возрасте. Это и есть метафора того, к чему мы хотели бы двигаться в процессе реабилитации: болезнь может навсегда ограничить возможности, но она не может лишить человека возможности радоваться, получать удовольствие от жизни и быть счастливым.

Я побывала во многих мировых клиниках. Мне довелось работать с выдающимися психиатрами, с профессионалами своего дела, врачами, чей труд меняет жизни пациентов и поворачивает медицину в целом к новому, целостному пониманию человека.

Вернувшись в Россию, я участвовала в создании программы по инклюзивному образованию детей с особыми потребностями и в организации первой в России кафедры психологической реабилитации Московского городского психолого-педагогического университета.

В университетской клинике города Фрайбург, в Германии, я впервые увидела работу отделения психосоматической психиатрии. Эта стажировка окончательно убедила меня в правильности выбора моего места в профессии. Во всем мире специализация в психиатрии делится на клиническую и психосоматическую. К окончанию института врач принимает решение, будет ли он работать в клинической психиатрии, или он будет работать с психическими расстройствами в соматической практике. Специалисты психосоматической медицины занимаются изучением и лечением влияния тяжелых соматических заболеваний (заболеваний тела) на психо-эмоциональное состояние человека. Известно, что при тяжелой травме, сахарном диабете, онкологическом заболевании, некоторых хронических заболеваниях меняется образ жизни человека, характер его общения с окружающими и могут даже возникать психопатологические состояния. Это в первую очередь депрессии, нарушения сна, питания и тревожные расстройства. При игнорировании этих проблем ситуация усугубляется, и подобные затянувшиеся состояния начинают сказываться на эффективности лечения основного заболевания. Иногда, даже после окончательного излечения, человек продолжает переживать психические расстройства, возникшие на фоне развития болезни.

К области психосоматической медицины относится также изучение влияния стрессовых ситуаций на развитие различных заболеваний. Многие объясняют стрессом практически все болезни человека. Среди заболеваний, чаще всего обуславливающихся стрессом, заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки), сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь) и даже онкологические заболевания. Однако, согласно научным исследованиям, стресс как таковой не может являться причиной развития соматического заболевания. Психотравмирующая ситуация, накладываясь на личностные особенности пациента, может выступать лишь в роли спускового механизма для развития заболевания, а в дальнейшем являться катализатором развития болезни.

Третье направление психосоматической медицины связано с отдельной группой психических заболеваний, при которых жалобы пациента не подтверждаются обследованиями. Человек испытывает расстройство пищеварения, головные боли или тошноту, которые не являются следствием какого-либо соматического заболевания. Это трансформация эмоциональных переживаний, вызванных внутренними конфликтами. Естественно, что пациенты с такими симптомами приходят к соматическим врачам, которые проводят многочисленные исследования, используют различные средства для купирования симптомов, но, увы, безрезультатно. Лечить подобные состояния может и должен только врач психосоматической психиатрии.

В России в настоящее время обучение сфокусировано на подготовке клинических психиатров, работающих с расстройствами шизофренического спектра, депрессиями и невротическими состояниями. К сожалению, в российской медицине сформировались стигматизи-рованные представления о том, что психиатр - это человек, который лечит шизофрению, а соматический пациент, если он, конечно, ранее не был на учете в психодиспансере, не нуждается в помощи психиатра. Это вопрос, в первую очередь, отсутствия образования в этой области. Для работы в психосоматической психиатрии врач должен иметь дополнительную подготовку в соматической медицине. Кроме того, в образование врачей, на мой взгляд, должно быть включено обучение навыкам работы в команде. Это определенные правила, структура взаимоотношений между врачами различных подразделений, которые изначально задаются руководителями лечебного учреждения. Речь идет о единой команде, в которой каждый четко понимает правила и границы своей работы. Такое образование получают психосоматические психиатры в Европе и США.

Моя первая поездка в США дала мне возможность стать одной из учениц профессора Вильяма Брейтбарта, одного из «отцов» Американской психосоматической психиатрии. Он научил меня быть психиатром именно в том понимании, в каком я его вижу, огромному уважению к тому, что мы делаем в профессии. В крупнейшей онкологической клинике США - Memorial Sloan Kettering Cancer Center, где и происходило мое окончательное становление в профессии, психиатр является полноценным участником команды врачей, его мнение в принятии решения относительно лечения пациента также значимо, как и мнение онколога. Главное, чему я научилась за время стажировки в США - уважение к пациенту, независимо от того, что с ним происходит, от уровня боли, который он испытывает, или от уровня сознания. Личное отношение к пациенту сочетается в Sloan Kettering с высоким профессионализмом врачей не только в области лечения болезни, но и в области коммуникаций с пациентом. Для врачей проводятся тренинги с участием актеров, анализируются видеозаписи работы с пациентами. Уникальная программа, разработанная психиатрами отделения, является обязательной частью образования онкологов. Может быть, именно отсутствие такого обучения в России делает контакт пациента с врачом серьезной проблемой российской медицины. Работа в Sloan Kеttering была для меня настоящим подарком - она открыла для меня мир новых возможностей психиатрии и позволила выйти на новый уровень в оказании помощи пациентам.

Не могу сказать, что у меня не было мысли работать в США. В Нью-Йорке осталось много друзей, мой учитель, профессор Брейтбарт, интересная работа и научные исследования. Но в России есть возможность использовать свои знания и опыт для создания такого отделения психиатрии, которое помогает пациентам и врачам других специальностей найти максимально эффективный способ взаимодействия и является связующим звеном между лечением отдельных заболеваний и полноценной, в том числе психо-социальной, реабилитацией.

Я надеюсь, что Психотерапевтическая клиника EMC при поддержке и участии всех врачей Европейского медицинского центра станет примером для создания в лечебных учреждениях России отделений психиатрии нового формата. И результатом работы врачей будет не только эффективное лечение болезни, но и сохранение качества жизни со всеми ее возможностями для счастья.

Европейский медицинский центр

Москва, ул. Щепкина, д.35

Необходимо сдать теоретический и практический экзамен по психиатрии.

Вы знали, что у каждого человека есть психические нарушения той или иной степени выраженности? Вам интересно в этом разобраться? Погрузиться в загадочный мир человеческого сознания? Тогда профессия психиатра именно для Вас!

Условия поступления и экзамены

На обучение по специальности 31.08.20 «Психиатрия» принимаются лица, окончившие высшее медицинское учреждение по направлению «лечебное дело» или «педиатрия». После окончания учебы необходимо сдать обязательный экзамен по психиатрии, который включает в себя опрос и практическую часть.

О том, какие предметы сдавать для поступления на обучение следует узнать в выбранном вузе.

Будущая профессия

Врач-психиатр специализируется на диагностике и лечении психических расстройств, патологии чувств и сознания. Этот раздел медицины является частью неврологии. Деятельность психиатра включает в себя выявление и лечение таких расстройств нервной системы, которые отражаются на социальной и эмоциональной жизни человека, его поведении. Вовремя выявленная психическая патология и правильно назначенная терапия позволят врачу вернуть человека к нормальной жизни, адаптировать его к социуму.

Куда поступить

Для получения необходимых знаний и умений по данной профессии бакалавр может поступать в образовательные учреждения, которые имеют в своей структуре кафедру психиатрии и медицинской психологии. Для поступления можно рассматривать такие вузы:

  • Государственный медуниверситет им. И.М. Сеченова;
  • Национальный исследовательский университет имени Пирогова;
  • Российская Государственная Академия Последипломного Образования;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Ростовский государственный медицинский университет.

Психиатрия является распространенной специальностью, поэтому получить образование можно практически в любом вузе Москвы и других городов России.

Сроки и формы обучения

Рабочая программа по специальности психиатрия включает в себя 120 зачетных единиц, рассчитанных на 2 года. Обучение проводится в очной форме.

Основные изучаемые предметы в ходе обучения по специальности

В ходе ординатуры по психиатрии будущий специалист должен изучить такие обязательные предметы:

  1. Управление и организация здравоохранения. Организация психиатрической помощи в РФ.
  2. Общая психопатология.
  3. Методы исследования психически больных.
  4. Аффективные заболевания психотического и непсихотического уровня.
  5. Шизофрения.
  6. Психические расстройства при различных заболеваниях головного мозга.
  7. Пограничные психические нарушения.
  8. Олигофрении.
  9. Психические расстройства детского возраста.
  10. Лечение психических заболеваний.

Кроме этого, рабочая программа включает в себя некоторые смежные и вариативные дисциплины, а также практику.

Приобретаемые навыки и умения

Описываемое направление требует, чтобы специалист овладел следующими умениями:

Перспективы трудоустройства

Профессиональная деятельность врача-психиатра заключается в проведении профилактической, лечебной, диагностической, реабилитационной, психолого-педагогической и организационно-управленческой работы.

После завершения образовательной программы специалист может трудоустроиться:

  • психиатром в стационаре;
  • участковым психиатром;
  • детским психиатром (в том числе участковым);
  • подростковым психиатром (в том числе участковым);
  • заведующим структурного подразделения (отделения, лаборатории, кабинета и других);
  • психиатром в приемном отделении.

Преимущества обучения в аспирантуре

После сдачи экзаменов ординатор может поступать в аспирантуру. Для этого следует сдать некоторые экзамены и предоставить данные о полученном образовании. Обучение в аспирантуре имеет свои плюсы в том, что доктор продолжает совершенствовать свои знания.

Отметим, что ординатура призвана подготовить врача-психиатра, способного к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях как первичной, так и специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи. И для того чтобы стать хорошим специалистом, нет необходимости каждому продолжать обучение в аспирантуре. Однако если Вы хотите заниматься не только лечебно-профилактической, но и научной деятельностью, то аспирантура дает именно такую возможность.

Вы все еще думаете, кем работать после окончания медицинского университета? Задумайтесь над специальностью психиатрия, ведь это интересная область медицины, отличная от других специальностей.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...