Инстинктивное поведение животных. Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных

Университет Российской академии образования

Тема: Инстинктивное поведение. Зоопсихология.

заочного обучения

факультета психологии

Введение …………………………………………………………………………..3

Зоопсихология …………...………………………………………………………..3

Инстинктивное поведение ………………………………………………………..4

Литература …...…………………………………………………………………...14


Введение

На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в той или иной степени зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предсказывали разнообразные изменения в окружающем мире, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов. В пещерах, которые занимали первобытные люди, часто обитали и разнообразные животные. Одни из них оказывались нежелательными соседями и изгонялись, другие же, напротив, могли оказаться полезными. Люди могли использовать в пищу запасы, сделанные грызунами, дичь, добытую хищниками, яйца птиц, мед диких пчел и пр. Предки домашних собак предупреждали человека о приближении чужого, лаем сигнализировали о загнанном звере, добыть которого оказывалось намного проще с помощью лука или копья. Понимание закономерностей поведения животных в ряде случаев имело существенное, а часто и решающее значение в борьбе человека за существование. Изучая постройки муравьев, термитов, пчел и птиц он учился строить, а плотины бобров наводили его на мысль о возможности преобразования окружающего ландшафта.

Среди животных было немало и таких, которых следовало опасаться и уметь избегать столкновений с ними. Использовать животных в пищу, разорять их кладовые или изгонять из мест их обитания нужно было с большой осторожностью. Кроме того, человеку было хорошо известно, что во многих случаях животные имеют более совершенный слух, зрение или обоняние, а некоторые из них и недоступные человеку виды чувствительности, например способность к восприятию сейсмических сигналов, эхолокации и т.п.

Зоопсихология

Зоопсихология (психология животных) - отрасль психологии, изучающая психику животных, её проявления, происхождение и развитие в онто- и филогенезе. Важная задача зоопсихологии - изучение биологических предпосылок и предыстории человеческого сознания.

К методам зоопсихологии относят способы изучения поведения животных, включающие {наблюдение} и {эксперимент}. Наблюдения за естественным поведением животных в местах их обитания дополняются изучением их отношения к различным, отчасти специально подбираемым экспериментатором предметам, которые иногда предъявляются подопытному животному и в искусственно создаваемых ситуациях; анализируются формы {манипулирования} этими предметами. В зоопсихологических экспериментах изучается поведение животных в ходе решения различных задач. Основные экспериментальные методы: метод лабиринта (нахождение пути к непосредственно невоспринимаемому целевому объекту - корму, убежищу и т. п.); метод обходного пути (нахождение пути к воспринимаемому целевому объекту в обход одной или нескольких преград); метод одновременного или последовательного выбора (дифференцировочная дрессировка) (выбор объектов - сигналов, рисунков и т. п., - различающихся по одному или нескольким, иногда определенным образом меняющимся признакам); метод открытого поля (предоставление животному возможности свободного выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами - предметами, убежищами и т. п.); метод проблемной клетки (ящика) (нахождение возможности выхода из клетки или проникновения в нее путем открывания более или менее сложных запирающих приспособлений); метод употребления орудий (решение задач с помощью посторонних предметов, которые должны включаться в экспериментальную ситуацию между животным и целевым объектом - приближение приманок палками или веревками, составление пирамид из ящиков и т. п.). Этими и другими методами изучаются сенсорные и эффекторные способности, ориентировочно-исследовательское поведение, эмоции, память животных, их способность к научению, обобщению и переносу индивидуального опыта, к интеллектуальным действиям и др. Зоопсихологические исследования имеют большое значение и для других психологических наук (особенно общей и детской психологии), для философии (особенно гносеологии), антропологии (предыстория антропогенеза), медицины (моделирование на животных психопатологических состояний человека, психофармакологические эксперименты и т. п.), а также для практики животноводства, борьбы с вредителями сельского хозяйства и опасными для здоровья человека животными (например, крысами), для служебного собаководства, охраны животного мира, акклиматизации и одомашнивания диких животных, зверо- и рыбоводства, зоопаркового дела и др.

Инстинктивное поведение

В современных научных исследованиях все чаще избегают употребления понятия «инстинкт» ввиду многообразия и нечеткости его толкования. Понимаемое как врожденное, наследственно фиксированное, видотипичное, «инстинктивное поведение» складывается из инстинктивных действий или актов, которые в свою очередь состоят из отдельных инстинктивных движений (или поз, звуков и т.п.). Четкое разграничение этих терминов необходимо для отологического анализа обсуждаемой категории поведения животных. Инстинкт - это совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека, а инстинктивное поведение животных совокупность сформировавшихся в процессе развития данного вида животных наследственно закрепленных, врожденных, общих для всех представителей вида компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности животных.

Когда говорится, что поведение является совокупностью функций внешних, «рабочих» органов животного организма, необходимо различать сами эти функции и их ориентацию во времени и пространстве. И то и другое происходит на инстинктивной основе. Научением же можно только менять ориентацию этих функций. Это означает, что никаким научением нельзя заставить функционировать органы животного иначе, чем это обусловлено их генетически фиксированным строением. Нельзя вопреки поговорке «научить зайца спички зажигать», так как у него нет соответствующих морфофункциональных особенностей в строении конечностей. Но можно путем дрессировки научить зайца пользоваться своими конечностями естественным (инстинктивным) образом в нужный момент и в определенном направлении, т.е. ориентировать его инстинктивные движения во времени и пространстве путем научения.

Можно сказать, что вся жизнедеятельность животного организма, проявляющаяся во внешней активности, зиждется на инстинктивных движениях и других инстинктивных реакциях (термических, электрических, изменения окраски, выделения секретов и т.п.). В этих реакциях, главным образом движениях, - вся жизнь животного. Они обеспечивают все жизненные функции организма, процессы обмена веществ, а тем самым существование особи и размножение. Вот почему мы говорим о примате инстинктивных движений и по отношению к нервной деятельности, сенсорике, психическому отражению, которые служат у животных лишь для осуществления этих движений, для их ориентации. Поэтому в эволюционном плане развитие психики являлось необходимым следствием (а затем уже - и предпосылкой) повышения уровня обмена веществ и двигательной активности.

Инстинктивное поведение не исчерпывается, однако, самими функциями экзосоматических органов, а включает в себя и механизмы их регулировки и пространственно-временной ориентации. В этом отношении регулировка и ориентация, осуществляемые благоприобретенным путем, на основе научения, служат хотя и важным. Но все же лишь дополнением к этим инстинктивным процессам. Примером инстинктивного поведения может служить сохранение способности к спариванию у самцов макаки или у крыс. Содержавшихся после рождения в изоляции. Развивавшиеся изолированно от других обезьян самцы макаки могли спариваться, но испытывали существенные затруднения. С другой стороны, самцы крыс, выращенные изолированно, могли спариваться даже легче и чаще, чем особи, развивавшиеся среди взрослых крыс. Эти примеры показывают, что даже сложное половое поведение может передаваться по наследству. Следовательно, инстинктивными принято называть такие формы поведения, которые передаются из поколения в поколение гои помощи генетических механизмов. Эти формы поведения проявляются спонтанно или при появлении раздражителей, которые их вызывают.

Не только половое поведение может носить инстинктивный характер. Стрекотание самцов сверчков при исполнении брачной песни носит строгий видовой характер и неповторимый звуковой рисунок. Генетический контроль за типом стрекотания так строг, что кодируется даже число нервных импульсов, передаваемых к мышцам-исполнителям. Если провести скрещивание сверчков с разными песнями, то их потомки в первом поколении будут обладать песней смешанного звучания.

Особенно много примеров, связанных с врожденными навигационными способностями птиц. Почти все птицы, мигрирующие на значительные расстояния, ориентируются по звездному небу. Эта способность инстинктивна и передается по наследству. Птицы, выращенные в комнатных условиях, могут прекрасно ориентироваться по звездному небу, не обучаясь у других особей своего вида.

Лабораторные животные широко используются для создания мутаций с заданными формами поведения. Отбор самцов мышей по дифференциальной агрессивности приводил к тому, что в их потомстве и самки начинали проявлять аналогичное поведение. Довольно быстро была создана линия агрессивных мышей, в которой это свойство передавалось по наследству. Надо отметить, что выраженность агрессии зависела от степени родства между исследуемыми особями. Самки агрессивной линии активнее всего нападали на чужаков из отдаленной линии и менее активно на умеренно отдаленных родственников. Минимальное число атак самок проявлялось при их ссаживании с близкими родственниками. Следовательно, генетически определяемое агрессивное поведение может быть направлено только на неродственные особи.

В поведении птенцов выводковых птиц встречаются уникальные примеры наследуемого поведения. Птенцы австралийской кустарниковой индейки обладают одной из наиболее сложных форм врожденного поведения. Они вылупляются из яиц в сорной куче на глубине 60 см. Птенцы индейки не выклевываются из яйца, а разламывают скорлупу, упираясь в нее ногами и спиной. Затем они отдыхают несколько часов и начинают выбираться наружу без помощи родителей. Для этого птенцы ложатся на спину и разрывают материал кучи над собой. Материал падает с «потолка» камеры, а птенцы утрамбовывают его спиной «на полу». Эта работа часто прерывается длительным отдыхом птенцов. Подъем на поверхность кучи продолжается в течение 2,5 суток. Птенцы появляются на свет полностью оперенные и готовые вести самостоятельную жизнь. Следовательно, птенцы обладают довольно сложным врожденным поведением, которое они реализуют до первой встречи с представителями своего вида или родителями.

Среди наследуемых форм поведения представляет большой интерес феномен «самооплевывания» у ежей. Эта форма поведения ежей состоит в том, что ежи оплевывают иголки боков и крестцовой области после обследования незнакомого объекта (Лукьянова М.В. Феномен «самооплевывания» у ежей и его функциональное значение Актуальные проблемы морфологии и экологии высших позвоночных. М., 1988). «Самооплевывание» является врожденной формой поведения и проявляется у детенышей в первые дни жизни. Это генетически передаваемое поведение выполняет информационную функцию и сохраняется в течение всей жизни. На коммуникационное происхождение «самооплевывания» указывает снижение частоты проявления такой формы поведения с взрослением и старением ежей.

Для того чтобы инстинктивное поведение могло проявиться, нужна не только стимулирующая ситуация вовне, но и определенные внутренние факторы в форме потребностей или мотиваций.

Долгое время считали, что инстинктивные действия определяются внутренними, притом загадочными, причинами, в то время как индивидуальное научение зависит от внешних стимулов.

В таком виде представления об исключительном или хотя бы преобладающем значении внутренних или внешних факторов встречаются уже у античных мыслителей. При этом мистический, телеологический подход основывался на постулате изначальной целесообразности чисто внутренних, передаваемых от поколения к поколению факторов. Механистический же подход, получивший особое развитие со времен Декарта, признавал лишь внешние факторы движущими, силами поведения. В ряде случаев и тот и другой взгляд непримиримо отстаивался вплоть до XX века.

Внутренняя среда животного организма непрерывно обновляется, но, несмотря на непрекращающиеся процессы ассимиляции и диссимиляции, эта среда остается по своим физиологическим показателям постоянной. Стабильность внутренней среды - совершенно необходимое условие для жизнедеятельности организма. Только при этом условии могут осуществляться необходимые биохимические и физиологические процессы. Любые, даже незначительные, отклонения от нормы воспринимаются системой интерорецепторов и приводят в действие физиологические механизмы саморегуляции, в результате чего эти нарушения устраняются. Такими механизмами саморегуляции отечественный физиолог академик П.К. Анохин считал сложные динамические структуры, функционирующие по принципу обратной связи (обратной афферентации) и обозначенные им как функциональные системы. Итак, первопричиной и основой мотивации поведения являются более или менее значительные и длительные отклонения от нормального уровня физиологических функций, нарушения внутренних ритмов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Эти сдвиги выражаются в появлении потребностей, на удовлетворение которых и направлено поведение.

Первостепенное значение имеют для внутренней мотивации поведения ритмические процессы, происходящие в центральной нервной системе. Собственная ритмика ее стволовой части у позвоночных и брюшных нервных структур у беспозвоночных обеспечивает прежде всего ориентацию поведения во времени.

Сейчас хорошо известны автономные, самовозбуждающиеся колебательные процессы («внутренние» или «биологические часы»), которые регулируют общую ритмику жизнедеятельности организма. В отношении поведения это означает, что периодические колебания внешней активности животных, начало и окончание ритмично повторяющихся действий определяются ритмом «внутренних часов», синхронизированным с космическим временем. Существенные поправки или изменения вносятся в поведенческие ритмы многообразными биологически важными факторами среды, но общая "канва" инстинктивного поведения определяется самовозбуждающимися колебательными процессами с периодом, равным приблизительно суткам (околосуточный, «циркадный» ритм). В нормальных условиях этот ритм синхронизирован с изменениями в среде, определяемыми вращением земли вокруг своей оси в течение суток. Однако и в искусственных условиях полной изоляции животного можно наблюдать обычную смену форм активности в те же сроки, что и в нормальных условиях. Это могут быть, например, изменения, связанные со сменой дня и ночи, хотя животное находится в эксперименте в условиях постоянного равномерного освещения.

Помимо циркадных ритмов в поведении животных проявляются и более краткосрочные ритмы, многократно повторяющиеся в течение дня. Так, немецкий этолог В. Шлейдт установил, что клокотанье индюка вполне закономерно повторяется периодически даже в том случае, когда птица полностью изолирована от внешнего мира и даже лишена слуха. Конечно, в нормальных условиях протекание внутренних ритмов изменяется под влиянием внешних воздействий (слуховых, зрительных и прочих стимулов, метеорологических факторов и т.д.). А также зависит от общего физиологического состояния животного.

«Внутренние часы необходимы и для ориентации животных в пространстве. Пример тому - ориентация птиц во время перелета. Руководствуясь, например, таким астрономическим ориентиром как солнце птицы должны учитывать его положение на небосводе в данное врем дня, что и происходит путем сопоставления воспринимаемой информации о положении солнца с фазами циркадного ритма.

Уже упомянутый эксперимент Шлейдта показывает, что эндогенные процессы в нервной системе способны обусловливать выполнение определенных инстинктивных движений и при полном отсутствии адекватных внешних стимулов. Так, немецкий нейрофизиолог Э. Хольст обнаружил в стволовой части головного мозга курицы ряд зон, активация которых (в эксперименте - электрическим током) вызывает типичные инстинктивные движения различного функционального значения. При этом оказалось, что при раздражении одного и того же участка мозга с усилением силы раздражения одно инстинктивное действие сменяется другим в естественной последовательности. Получилась цепь видотипичных движений, выполняемых курицей в определенной биологически значимой ситуации, например при виде приближающегося к ней наземного врага. При этом не только выполнение двигательных реакций, но и последовательность их появления также точно соответствовала естественному поведению курицы: сперва лишь легкое беспокойство, потом подъем, усиленное беспокойство и, наконец, взлет. Учитывая, что все это происходило в отсутствие каких-либо адекватных внешних раздражителей, становится ясным, что на сугубо эндогенной основе могут выполняться не только отдельные инстинктивные движения, но и целые системы таких движений - инстинктивные действия. Конечно, в естественных условиях такие системы видотипичных, врожденных действий включаются воздействием внешних, экзогенных агентов, в нашем примере - действительным приближением врага, воспринимаемого экстрарецепторами. В этом случае постепенное его приближение вызовет усиление раздражения соответствующих участков мозговых структур, что в эксперименте достигалось искусственно при помощи воздействий электрическим током.

Среди внутренних факторов инстинктивного поведения большую роль играют гормоны. Гормоны влияют на поведение в большей степени, чем любая другая система организма, за исключением мозга. Наибольшему гормональному контролю подвержено половое созревание, половой деморфизм, размножение, ухаживание, копуляция и инверсия пола. Особую роль играют гормоны в становлении половых различий в поведении. Развитие рассматривается как следование в определенном направлении, приводящее к становлению поведения, типичного для одного или другого пола. Тем не менее, не следует недооценивать влияние на поведение животного сложных социальных взаимодействий.

Гормональной регуляции подвержено половое поведение как позвоночных, так и беспозвоночных животных. Для рыб характерны разнообразные формы гормональных регуляций поведения. Широко известны такие явления, как инверсия пола, гермафродитизм и сезонные гормональные перестройки. Эти радикальные трансформации гормонального состояния рыб не могут не сказываться на поведении.

Среди позвоночных животных иногда встречаются виды, у которых все особи - самки. Чаще всего такое явление наблюдается у ящериц. Особенно показателен род ящериц-бегунов. Он включает в себя 45 видов, среди которых 15 считаются однополыми. Двуполые виды состоят из самок и самцов в соотношении 1: 1 и размножаются половым путем. Виды однополых ящериц возникли в результате гибридизации между близкородственными видами двуполых ящериц, которая и привела к тому, что все особи ряда гибридных видов стали самками, размножающимися партеногенетически. Под этим термином подразумевается размножение без участия сперматозоидов самца. При таком размножении все потомки одной самки генетически идентичны друг другу и своей родительнице. Надо подчеркнуть, что эти виды возникли в процессе эволюции из «двуполого» вида, в котором были как самки, так и самцы. Псевдополое поведение у однополых ящериц регулируется как нервными, так и гормональными факторами. Специальное исследование позволило выявить причины и механизмы, управляющие этим поведением. У однополого вида ритуал ухаживания совпадает по форме с ухаживанием у двуполых видов этого же рода. Самка, имитирующая самца, захватывает у другой самки кожу на шее или передней лапе. Затем «псевдосамец» забирается на спину самки, потирает ее бока лапами. Через несколько минут «псевдосамец» заводит свой хвост под хвост самки и перехватывает ее челюстями в области таза. Поскольку это обе самки, то копуляции не происходит. Тем не менее, происходит откладка яиц и появление нового однополого поколения.

Было замечено, что самками или «псевдосамцами» могут быть одни и те же животные, но в разное время. Исследование секреции гормонов показало зависимость полового поведения от фазы овариального цикла. До овуляции особь ведет себя как самка, а после овуляции наблюдается псевдомужское поведение. Смена форм поведения обусловлена содержанием в крови половых гормонов. Женское поведение определяется повышением уровня эстрогенов, а резкое его падение и повышение уровня прогестерона приводит к псевдомужскому поведению. Такая смена циклов происходит 2-3 раза за сезон размножения. В данном случае мужские половые гормоны - тестостерон и дигидротестостерон - не вырабатываются. Причиной «самцового» поведения является перепад концентраций гормонов. Он возникает после овуляции, когда уровень эстрогена падает в два раза, а прогестерона увеличивается в девять раз. Имитация копуляции совершенно необходима для нормальной кладки яиц самками этого вида, что является причиной сохранения ритуала ухаживания.
Специальные исследования мозга показали, что он организован одинаково по сравнению с двуполыми видами и способен адекватно отвечать на различные гормональные влияния. Введение в мозг ящериц андрогенов или прогестерона стимулировало передний гипоталамус и преоптическую область, что вызывало «псевдосамцовое» поведение. Введение эстрогена активизировало вентромедиальное ядро гипоталамуса и вызывало поведение, характерное для самок.

Из этого примера понятно, что гормональная регуляция является основой сложного полового поведения.

Таким образом, поведение в своей основе внутренне так же организовано, так же зиждется на системах биологической саморегуляции, также закодировано в генетическом фонде вида, как и процессы, определяющие другие функции организма. В этом и проявляется единство всех форм жизнедеятельности животных.

Когда говорят об автономности внутренних факторов поведения, об их независимости от внешней среды, то необходимо помнить, что эта независимость является лишь относительной. Уже из упомянутых опытов Хольста видно, что эндогенная активность не существует ни «сама по себе», ни «сама для себя»: значение этих спонтанных процессов в центральной нервной системе состоит в постоянной готовности к возникновению жизненно важных ситуаций («в случае чего - все готово»). В результате животное способно по первому же сигналу незамедлительно и с максимальной пользой для себя реагировать на изменение в окружающей среде.

Лишь в случае объединения внешних и внутренних факторов может произойти запуск инстинктивного поведения. В результате создается впечатление, что животное специфически реагирует на какую-то определенную стимуляцию в определенный момент. Такое соответствие между типом раздражения и типом реакции навело этологов на мысль о существовании какого-то механизма, способного решать, какую именно из всех свойственных данному виду форм поведения следует запустить в том или ином случае. Этот механизм, присущий данному виду и встроенный в его мозг с самого рождения, получил название врожденного пускового механизма. Его можно было бы сравнить с заложенной в вычислительную машину программой, которая с учетом информации, поступающей извне, позволяет решить, в какой момент и в каких условиях нужна та или иная ответная реакция.

Подобного рода механизм управляет в большинстве случаев поведением очень многих видов. Особенно это относится к брачному поведению. Так, например, у гусей и уток с наступлением времени брачных церемоний самец начинает проделывать ряд строго определенных движений (приподнимает туловище, раскрывает крылья, виляет хвостом и т. п.) в определенном порядке в ответ на приближение или удаление самки. Число и интенсивность этих движений возрастают по мере того, как все больше проявляется рецептивность самки, и достигают кульминации при сближении и спаривании.

Еще более полувека тому назад американский исследователь поведения животных У. Крэйг показал, что инстинктивные действия состоят из отдельных фаз. Прежде всего, Крэйг выделил две фазы, которые в этологической литературе получили названия «поисковой» (или «подготовительной») и «завершающей».

Поисковая фаза поведенческого акта - первая фаза поведения животных, которая включает поиск ключевых раздражителей и их комбинаций, которые приведут в итоге к завершающей фазе.

Все промежуточные раздражители не составляют для животного самоцель и ценны лишь постольку, поскольку они приводят к восприятию ключевых раздражителей завершающего поведения. Завершающая фаза поведенческого акта - вторая фаза поведения животных, которая включает собственно потребление животным жизненно необходимых ему элементов среды. Но сам поиск адекватных раздражителей является для животных такой же первейшей жизненной необходимостью, как и потребление элементов среды.

Крэйг построил свою концепцию на данных, полученных им в результате изучения пищевого поведения животных. Приведем пример этой сферы поведения. Хищник, отправляющийся на охоту, вначале еще не знает, где находится его возможная добыча, поэтому первые его движения имеют характер ненаправленного поиска. В результате он раньше или позже попадает в сферу действия стимула, исходящего от животного-жертвы. Затем следует подкрадывание (или преследование), набрасывание (прыжок) и овладение добычей, ее умерщвление, иногда еще и перетаскивание туши в другое место, расчленение на отдельные куски и, наконец, захватывание кусков мяса зубами и их проглатывание. В этой цепи последовательно выполняемых действий и движений только последние два звена (собственно акт поедания) относятся к завершающей фазе описанного пищедобывательного поведения хищника, все остальные этапы составляют в своей совокупности поисковое (или подготовительное) поведение.

Аналогично обстоит дело и в других, казалось бы, значительно более простых сферах поведения, как, например, покой и сон. Животное вначале ищет место для отдыха или ночлега (деревья, укрытия, углубления в почве или просто определенные участки открытого пространства), затем устраивает (совершенствует) найденное место (копает, приминает растительность), иногда еще и чистится и только после этого укладывается (видотипичным образом). Только укладывание составляет завершающую фазу, предшествующие этапы - поисковую.

Поисковое поведение является пластичной фазой инстинктивного поведения. Она характеризуется ярко выраженной ориентировочно-исследовательской деятельностью животных и переплетением врожденных и приобретенных, основанных на индивидуальном опыте компонентов поведения. Именно к поисковому поведению относится все, что связано с пластичностью инстинктов, в частности с модификациями инстинктивного поведения.

Завершающее поведение, наоборот, представляет собой ригидную фазу. Выполняемые в ней движения отличаются строгой последовательностью, стереотипностью и предопределены соответствующими макро- и микроморфологическими структурами. Приобретенные компоненты играют здесь несущественную роль или даже отсутствуют. Поэтому изменчивость ограничена индивидуальной (генетически фиксированной) вариабельностью. Сюда относится все, что говорилось о постоянстве, ригидности инстинктивного поведения и о принудительности действия ключевых раздражителей. Здесь практически все врожденное, генетически фиксированное.

Общая ориентация инстинктивных движений осуществляется таксисами, которые всегда переплетаются с врожденными двигательными координациями и совместно с ними образуют единые инстинктивные реакции (или цепи из нескольких таких реакций).

Как и инстинктивные движения, таксисы - это врожденные, генетически фиксированные реакции на определенные агенты среды, обеспечивающие пространственную ориентацию их двигательной активности. Но если инстинктивные движения возникают в ответ на пусковые раздражители, то таксисы отвечают на направляющие ключевые раздражители, которые не способны обусловливать начало (или конец) какой-либо инстинктивной реакции, а лишь меняют вектор ее протекания. Таким образом, таксисы обеспечивают пространственную ориентацию двигательной активности животных в сторону благоприятных или жизненно необходимых условий среды (положительные таксисы) или же, наоборот, от биологически малоценных или опасных условий (отрицательные таксисы). У растений аналогичные реакции выражаются в изменениях направления роста (тропизмы).

По характеру ориентирующих внешних стимулов таксисы подразделяются на фото-, хемо-, термо-, гео-, анемо-, гидротаксисы (реакции на свет, химические раздражители, температурные градиенты, силу тяжести, течение жидкости, поток воздуха, влажность среды) и т.д.

Фототаксисы - вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на свет.

Хемотаксисы - вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на химические раздражители.

Термотаксисы - вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на температурные градиенты (изменения).

Геотаксисы - вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на силу тяжести.

Реотаксисы - вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на течение жидкости.

Анемотаксисы - вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на поток воздуха.

Гидротаксисы - вид таксисов, выражающийся во врожденной реакции животного на влажность среды.

На разных уровнях эволюционного развития таксисы имеют разную степень сложности и выполняют различные функции. Сейчас важно подчеркнуть, что таксисы являются постоянными компонентами даже сложных форм поведения, причем высшие формы таксисов выступают в тесном сочетании с индивидуальным опытом животного.


Литература

1. Вагнер В. А., Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология), т. 1-2, СПБ - М., 1913

2. Вагнер В. А., Возникновение и развитие психический способностей, в. 1-2, Л.,1924-1925

3. Ладыгина-Котс Н. Н., Развитие психики в процессе эволюции организмов, М., 1958

4. Савельев С.А., Введение в зоопсихологию. М. 2000.

5. Орбели Л. А., Вопросы высшей нервной деятельности. М.; Л., 1949.

6. Дембовский Я., Психология животных. М.; 1959.

7. Дьюсбери Д., Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

8. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.:»Аспект– Пресс», 2001.

9. Мак-Фарленд Д., Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

Структура: 2 основных компонента.

1. когнитивный компонент - знания, представления, осознания себя членом этой группы на основе этнодифференцированных признаков.

2. аффективный компонент – чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств.

Когнитивный аспект этнической идентичности: Этническая осведомленность – объективные знания и субъективные социальные представления об этнических группах – своей и чужих, их истории и традициях, а также различий между ними.

1. знание о существовании национальной группы,

2. Знание о том, что индивид включен в эту национальную группу (я - русский, или я - казак),

3.осознание конкретной географической территории,

4.разнообразные институты, символы, обычаи, традиции, которые служат репрезентациями идентичности на психологическом уровне.

5.представления о себе самом по отношению к национальной группе

Аффективный компонент: проявляется в этнических аттитюдах (социальных установках).

Позитивный аттитюд включает - удовлетворенность членства, гордость за достижения своего народа.

Негативный аттитюд: отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных.

Аффективный компонент включает: Субъективная важность идентичности для человека; степень привязанности к идентичности; эмоциональная привязанность к своей национальной территории; национальное самоуважение.

Этапы становления этнической идентичности (Пиаже):

1. в 6-7л, возрасту, когда ребенок приобретает фрагментарные и несистематическое знания о своей этнической принадлежности. Наиболее значимы семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;

2. в 8-9л. возрасту, ребенок четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации (национальность родителей, место проживания, родной язык), у него просыпаются национальные чувства;

3. в 10-11лет - этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей каждых народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.



Дж. Финни – модели становления этнической идентичности у подростков:

1. Стадия непроверенной идентичности – безразличие к исследованию идентичности, отсутствие интереса к проблемам этнических корней и членства в этнической группе.

2. Стадия поиска этнической идентичности (мораторий) – исследование своей идентичности, стремление понять значение идентичности в собственной жизни.

3. Стадия реализованной этнической идентичности – ясное, четкое и устойчивое ощущение незыблемости своих этнических особенностей, привязанность к этнической культуре и этнической общности.

Стратегии поддержания этнической идентичности: Для сохранения и восстановления позитивной этнической идентичности.

1) стратегия социального творчества Тэдждел, Дж. Тернер - теория социальной идентичности человека. Суть: человек пересматривает критерии сравнения, поиск новых оснований для сравнения.

2) выбор для сравнения < успешных или > слабых групп обнаруживается у восточных немцев (после соединения Германии восточные немцы ниже по уровню развития в отличие от западных немцев)

3). принятие негативной оценки своей группы, формируется негативная стратегия этнической идентичности.

4) стратегия разотождествления себя и своего народа.

5) когда человек осознает себя членом, негативно оценив группу - «Пусть мы такие плохие, но это действительно мы».

Инстинктивное поведение животных: сущность. Модели, факторы.

Зоопсихология – наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории сознания.

Предмет – психика животного

Объект – животное и группа животных

С работ Ч.Дарвина под инстинктом понимают ту часть поведения животных, которая является характерной для данного вида организмов и которая закреплена за его представителями наследственно. В процессе индивидуальной жизни животное приобретает новые черты поведения, связанные с опытом, зависящим от условий существования животных. Поэтому для более точного определения инстинкта необходимо вычленить из реального поведения животного именно те поведенческие акты, кт. не связаны с условиями развития и условиями последующей жизни и наследственно запрограммированы в нервной системе. Инстинкт - это совокупность двигательных актов и сложных форм поведения,
свойственных животному данного вида, возникающих в ответ на раздражение внутренней и внешней среды орг-ма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанных с осуществлением этих актов.

Признаки инстинктов (по В.А.Вагнеру): 1. Инстинкты передаются по
наследству (доказательство эксперименты по изучению животных, изолированных сразу после рождения);

2. Инстинкты постоянны (сохраняются в течение долгих лет);

3. Инстинкты пластичны (меняться может структура самого инстинктивного акта под воздействием условий среды в определенных пределах, а его биологические рамки остаются постоянными);

4. Инстинкты обладают шаблонностью (это способствует устойчивости поведения животного в моменты случайных воздействий, нр, личинка осы скалии);

5. Инстинкты безошибочны (иногда за ошибки принимают поведение вызванное ошибками органов чувств);

6. Инстинкты ограничены (действуют только в узкой области и не способны справиться с элементарными явлениями за пределами этих знаний);

7. Инстинкты безличны (все особи данного вида, поставленные в одинаковые условия среды действуют тождественно).

Одной из наиболее популярных концепций (моделей), раскрывающих механизмы инстинкта - этологическая концепция Лоренца и Тинбергена (гидравлическая модель : работа инстинкта рассматривается по аналогии с гидравлической системой). Организм представляет собой целостную активную систему, накапливающую энергию и стремящуюся ее растратить. Эта энергия животного подобна резервуару с водой, которая выплескивается в канал. Однако ее выбросу препятствует пружина с пробкой, которая может быть открыта «ключем» - внешний раздражитель. В реальности, поведении животных действует сложная система внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами инстинкта являются гормональные и нейронные механизмы мотивации поведения. Они создают готовность к возникновению жизненно важных ситуаций, и животное по первому сигналу, незамедлительно может реагировать на изменения в окружающей среде (нр, все формы брачных действий животных определяются действием гормонами половых желез. Появление гормонов связано с действием внешних факторов). Внешние факторы запускают инстинктивный акт. Ими явл-ся различные признаки внешних раздражителей (цвет, форма, размер), которые словно «ключ» открывают путь инстинктивной реакции. Такие раздражители называются ключевыми стимулами или релизерами (нр, самец малиновки реагирует на красную грудь соперника). Внутренние и внешние факторы действуют совместно, дополняя друг друга.

Также еще существует модель о структуре инстинктивного акта - модель Крейга. Он выделяет 2 фазы:

Поисковая - животное активно ищет ключевые стимулы или их комбинации, чтобы перейти ко второй фазе.

Завершающая – нецеленаправленный поиск, целенаправленный поиск, опознание объекта, выжидание – ориентировочно-исследовательская активность животного. (нр, осы, которые питаются медоносными пчелами, сначала реагируют на запах пчел, а после хватают жертву).

Многие формы поведения имеют генетический компонент, это результат действия естественного отбора, создавшего организм, поведение которого адаптивно в обычной для него среде. Однако нет оснований придерживаться дихотомической схемы «приобретенное или врожденное». Так как для любого поведения необходимы и гены, и внешняя среда, проблема «наследственность или среда» - это псевдопроблема. У нас нет способа дать точное определение инстинктивного поведения в онтогенетическом аспекте, который противопоставлялся бы филогенетическому.

Вопрос о «наследственности и среде» не псевдопроблема. Дело в том, что существует много видоспецифических поведенческих актов, которые проявляются в достаточно полной форме с самого первого раза и, по-видимому, лишь с большим трудом поддаются изменению в онтогенезе. Легко можно изменить вероятность появления и частоту таких актов, но когда они происходят, они осуществляются в своей видоспецифической форме. Как будто бы нет убедительных доводов против того, чтобы называть такие акты «инстинктивными». При такой - формулировке инстинктивное поведение можно будет рассматривать не как одну из ветвей дихотомии «врожденное-приобретенное», а как один из концов континуума, заполняющего промежуток между теми актами, которые явно приобретаются путем научения, и теми, специфичность которых не обусловлена научением.

В онтогенезе инстинкта научению может принадлежать решающая роль. Однако специфичность раздражителей, вызывающих данный акт, и полнота реакции при первом проявлении все же заставят нас классифицировать такое поведение как инстинктивное. Возьмем для примера колюшку, выращенную в условиях депривации.

Она будет избирательно и со всей полнотой осуществлять агрессивные демонстрации по отношению к модели с ярким красными брюшком. средовые факторы, включая специфическое обучение, могут быть очень важны для развития двигательных координаций, умения плавать. Работы зрительной системы. Однако эти факторы не могут объяснить избирательной специфичности реакции рыбы на раздражитель с красной нижней половиной, а не на другие модели. Для инстинктивного поведения критически важной представляется именно эта специфичность, проявляющаяся в надлежащих условиях. психика животное элементарный сенсорный

Сложность взаимодействий генотипа с факторами индивидуального опыта нигде не выступает так ясно, как при изучении онтогенеза пения у птиц. Является ли песня врожденной или приобретенной? Рассматривая ряд примеров из обширной литературы, мы еще раз коснемся многочисленных проблем, которые возникают при попытке ответить на этот вопрос.

Голосовые звуки, издаваемые птицами, подразделяют на два типа: крики и песни. Крики - это короткие, довольно простые сигналы, которые обычно издают особи обоего пола в любое время года и которые почти одинаковы у всех представителей вида. В отличие от этого песни имеют более сложный акустический рисунок. Чаще всего их “исполняют” самцы в период ухаживания, защиты территории или в обоих случаях. Они часто имеют сезонный характер и обнаруживают значительную индивидуальную изменчивость.

Имитация при обучении песне. Многие птицы способны путем подражания обучиться большому числу различных песен. Хорошо известно, что такие виды, как пересмешники и австралийские лирохвосты, имитируют крики других видов и в естественных условиях. Другие птицы, в том числе некоторые попугаи, имитируют множество различных песен при содержании в неволе, но, по-видимому, редко делают это в природе.

Еще одну вариацию на эту тему мы находим у группы видов, которые обучаются своей песне от воспитавшего их самца, будь это родной отец или чужой самец. Модель определяется «социальной связью». К таким видам относятся снегирь и зебровые амадины.

Певчие воробьи наследуют своего рода «матрицу». Эта матрица представляет собой «систему узнавания», позволяющую птице определять, какая песня «правильна». Предполагается, что когда птенец поет песню в первый раз, она «проверяется» на соответствие матрице и постепенно совершенствуется при постоянной сверке с нею, до тех пор пока не получится нормальная песня взрослой особи. Птица способна совершенствовать свою видоспецифическую песню при содержании в изоляции, но только в том случае, если она может слышать себя.

В некоторых случаях поведенческие признаки служат единственным критерием для различения животных, принадлежащих к разным видам. Один из примеров этого мы находим у светляков. Самцы разных видов во время полетов привлекают самок видоспецифичными световыми сигналами, а самки избирательно реагируют только на вспышки, производимые самцами их собственного вида.

Виды животных значительно различаются между собой по той роли, которую играет научение в развитии видоспецифического поведенческого репертуара: разные виды обучаются совершенно.

Пение птиц. Пожалуй, наиболее ясным примером видовых различий такого рода служит пение птиц. Некоторые виды могут полностью воспроизводить видоспецифическую песню, никогда не слыша пения других особей, а некоторые должны его слышать. Стимулы, способные изменить развитие пения, у разных птиц, различны. У белоголовой воробьиной овсянки, например, песни других видов почти не влияют на развитие пения. Эти птицы наделены своего рода «матрицей», которая нечувствительна к песням других птиц, но изменяется под влиянием видоспецифического пения. Звукоподражание у скворцов-майи естественных условиях характеризуется подобной же специфичностью. Майны не только не подражают птицам других видов, но, как выяснилось, избирательно реагируют только на крики особей своего пола.

Обучение выбору пищи. У многих видов очень важным аспектам развития поведения является выработка пищевых предпочтений. Многим животным приходится учиться тому, какая пища для них пригодна. Крысята, по-видимому, учатся выбору пищи на основе двух механизмов. Вкусовые особенности материнского молока позволяют молодым животным узнать, чем питается мать, и заставляют их предпочитать пищу того же типа. Кроме того, крысята обычно впервые принимают твердую пищу вблизи от взрослых животных и поэтому едят то же, что и они.

В серии экспериментов Хогена было изучено развитие распознавания пищи у цыплят. Хоген отмечает, что «многие механизмы, которые ведут цыпленка к его цели, по-видимому, специально приспособлены к условиям, с которыми сталкивается только что вылупившийся цыпленок, и эти механизмы часто совершенно не согласуются с некоторыми законами традиционной теории научения, критический, или чувствительный, период ассоциация с длительной отсрочкой и подкрепление реакций клевания без сопутствующего различения предметов, на которые оно направлено - все эти моменты играют роль в развитии узнавания пищи».

Индивидуальное узнавание сородичей. Разные виды птиц различаются в отношении распознавания других особей. По-видимому, оно не характерно для дневных территориальных певчих птиц. Молодые стайные птицы, такие, как цыплята и утята, способны хорошо узнавать своих матерей и следовать за ними.

Индивидуальное узнавание сородичей у взрослых стайных птиц очень важно в связи с созданием иерархии доминирования. У кур наиболее вероятной основой индивидуального узнавания служит гребень в сочетании с клювом или сережками.

У колониально гнездящихся береговых птиц индивидуальное распознавание очень существенно как для членов супружеской пары, так и для родителей и их потомков. Без такого узнавания родительские заботы могли бы распространяться на чужих птенцов. Поразительно, что во многих случаях это узнавание основано на индивидуальных особенностях голосовых сигналов.

Видоспецифические оборонительные реакции. Боллс в своей очень важной статье критиковал положения традиционной теории научения применительно к избегание. Он отметил, что в лабораторных условиях животные решают некоторые задачи на избегание быстрее, чем другие, и высказал предположение, что эти различия могут быть поняты при учете видоспецифических оборонительных реакций. Согласно Боллсу, животные в природе не учатся избегать опасности постепенно, как можно было бы заключить из лабораторных данных: тогда они погибали бы прежде, чем научение закончится. Скорее новые или неожиданные стимулы вызывают проявление врожденных оборонительных реакций.

«Научение» будет быстрым, если реакция избегания, которую нужно выработать у животного, представляет собой одну из оборонительных реакций, характерных для данной ситуации, близка к ней. Но когда животное обучают реакции, несовместимой с его видоспецифическим оборонительным поведением, она будет усваиваться очень медленно. Предположения Боллса послужили стимулом для интенсивного исследования связи между видоспецифическими оборонительными реакциями выработкой избегания, и полученные результаты в целом соответствуют его гипотезе.

Лоренц предложил концепцию инстинктивного поведения. Приводим перечень основных классических воззрений этологов на поведение этого типа.

  • 1. Инстинктивные поведенческие акты генетически детерминированы в результате естественного отбора. Инстинктивные действия возникли потому, что благодаря отбору такое поведение оказалось закодированным в генах организма.
  • 2. Инстинктивные формы поведения абсолютно обособлены от форм, приобретаемых индивидуально. Между теми и другими нет никаких переходов, они принадлежат к двум совершенно различным категориям.
  • 3. Существует «взаимная интеркаляция» между и инстинктами и условными реакциями. Лоренц считал, что элементы или единицы поведения бывают либо врожденными, либо приобретенными.

Во многих случаях поведение состоит из перемешанных и переплетенных элементов того и другого рода, так что инстинктивный компонент может следовать непосредственно за приобретенным и наоборот. Целостные акты поведения представляют собой суммарное проявление врожденного и приобретенного. Но если разложить их на отдельные элементы, то можно обнаружить переплетение инстинктивных и условно-рефлекторных единиц.

4. Считалось, что инстинктивные элементы не подвержены изменениям. Опыт играет важную роль в осуществлении инстинктивного поведения, но он определяет лишь то, какая именно реакция должна произойти и какова должна быть ее интенсивность.

«Результатом никогда не бывает новый поведенческий акт, который не был бы наследственно фиксирован и предетерминирован как определенная комбинация движений».

5. Хотя инстинктивные действия тонко приспособлены к внешней среде, они осуществляются без какого-либо осознания их цели. Инстинкты это изумительно целесообразные реакции, но они совершаются «вслепую». Это можно видеть, когда животных наблюдают в необычных обстоятельствах: инстинктивное поведение, уместное в нормальных условиях, оказывается неподходящим в новой ситуации, и, тем не менее, оно протекает обычным образом.

Для Лоренца центральная проблема теории инстинкта состоит в объяснении адаптивности специфических форм поведения, проявляющихся в определенных ситуациях. Он утверждает, что единственными источниками «информации», направляющими развитие поведения, являются филогенез и научение. Такое использование понятия «информации» было встречено неодобрительно. На одном уровне принятие этой аналогии не столько проясняет, сколько затуманивает проблему, а на другом уровне понятие «информации» интерпретируется уже в математическом плане в так называемой «теории информации».

Многие виды животных образуют организованные сообщества, для которых характерны сложные системы коммуникации, функциональная специализация, тенденция особей держаться вместе, постоянство состава и недопущение посторонних особей своего вида. Общественный образ жизни можно изучать либо пытаясь понять структуру сообщества в целом, либо исследуя отдельные взаимодействия, из которых слагается жизнь сообщества.

Многие сообщества организованы по принципу иерархии с доминированием или по принципу территориальности. Как та, так и другая организация обеспечивает право первоочередного доступа к ресурсам для определенных особей. При территориальной структуре право первенства действует лишь в пределах некоторой ограниченной местности. Существует много различных форм территориальности.

О коммуникации, (передаче информации) можно говорить в тех случаях, когда одно животное совершает некоторое действие, вызывающее изменение в поведении другой особи. Для изучения систем передачи информации используются корреляционные и экспериментальные методы и метод обучения.

  • 1. Идентификация. Сообщения, позволяющие идентифицировать категорию или класс, к которому принадлежит отправитель.
  • 2. Вероятность. Сообщение об относительной вероятности того, что отправитель предпримет данное действие.
  • 3. Общий набор. Ряд сообщений, используемых в столь разнообразных ситуациях, что им трудно приписать какую-либо одну функцию.
  • 4. Локомоция. Сообщения, передаваемые только во время передвижения или перед его началом.
  • 5. Агрессия. Сообщения, указывающие на вероятность нападения.
  • 6. Бегство. Сообщения, указывающие на вероятность бегства.
  • 7. Неагонистический комплекс». Набор сообщений, указывающих на то, что агонистические действия маловероятны.
  • 5. Ассоциация. Сообщения, передаваемые в тех случаях, когда одно животное приближается к другому или остается возле него.
  • 9. Комплекс, ограниченный связями. Сообщения, передаваемые только между особями, которые объединены прочными связями брачные партнеры, родители и потомки).
  • 10. Игра. Сообщения, передаваемые только во время игры.
  • 11. Копуляция. Сообщения, используемые до и во время копуляции.
  • 12. Фрустрация. Демонстрации, возникающие только в тех случаях, когда данная форма поведения почему-либо пресекается.

Особенности инстинктивного поведения животных

С возникновением чувствительности в живых организмах, усложнением структуры нервной системы на определенном этапе адаптации организма к окружающей среде возникла психика, которая дала возможность живому существу полнее отразить действительность и легче выжить в борьбе за самосохранение. Здесь речь идет прежде всего о инстинкты, навыки и интеллектуальную поведение. Именно благодаря этим психическим образованием животные благополучно приспосабливаются к изменениям окружающей среды.

Инстинкт - совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека. В основе инстинктов находятся безусловные рефлексы, то есть речь идет о врожденные формы реагирования организма, возникающих в процессе естественного отбора как результат накопления и закрепления в нем тех свойств, которые помогают ему приспособиться к определенным условиям окружающей среды.

Инстинктивные формы поведения можно отметить уже на уровне членистоногих. Более сложное инстинктивное поведение мы наблюдаем у насекомых. Своеобразно проявляется инстинктивное поведение у пауков. Примером может быть добывания пауком пищи. Сначала он разбрасывает сетку ожидания в определенном месте, затем, получив сигнал, движется к добыче, убивает ее. Но если вибрацию паутины, которая создается обычно движениями насекомого, что попала туда, имитировать камертоном или тонким прутиком, паук сделает нецелесообразен движение к "добычи". Следовательно, изменение одного из звеньев последовательной цепочки лишает инстинкт содержания. Различают инстинкты самосохранения, питания, размножения и тому подобное. Однако было бы неправильно думать, что те или иные инстинкты абсолютно неизменны. Так, попав в новые условия, животные вынуждены менять свое поведение. Как следствие, у некоторых из них возникают новые особенности поведения, которые со временем могут закрепиться, превратиться во врожденную форму поведения (измененный инстинкт). Но животные не могут успешно приспосабливаться к условиям среды, которое постоянно меняется, только с помощью инстинктов.

Поэтому, какими бы сложными не были инстинкты, это всегда шаблонное, автоматическое поведение по генетически заданной программе. Изменение хотя бы одной из внешних условий этого поэтапного процесса приводит к тому, что инстинкт может не сработать. Поскольку окружающая среда постоянно ставит нешаблонні, неожиданные задания животным в процессе эволюции, возникает необходимость в лучшем приспособлении их к среде. Так, у млекопитающих на первый план выступает более пластичная форма поведения - навык.

Навыки и интеллектуальные действия

Навыки - это действия животных, фундуються на условных связях, которые функционируют автоматически. Такую форму поведения животного усваивают в индивидуальном опыте при условии неоднократного повторения измененных явлений природы. Навыки вырабатываются в основном в животных, которые уже имеют кору большого мозга. Примером навыков является приспособление животных к местности. Так, волки идут наперерез своей жертве в поле, а в лесу они нападают из засады. Таким образом, если в основе инстинктов лежат безусловные рефлексы, то навыки базируются на уже приобретенных, условных рефлексах. Но и навыки с точки зрения приспособления организма к окружающей среде имеют существенные недостатки, связанные с тем, что они вырабатываются в течение длительного времени путем проб и ошибок. Часто такого времени животное не имеет и погибает. Поэтому нужна более совершенная форма приспособления, которая обеспечила бы относительно безопасное существование. Уже на стадии животного мира возникают задатки более сложного поведения - интеллектуальной.

Интеллектуальное поведение заключается в способности животного отражать сложные связи между отдельными предметами или их свойствами. Она характеризуется тем, что животное может "находить" новые способы решения задач, возникающих перед ней. используя при этом внешние предметы как орудия. Например, если положить банан рядом с клеткой обезьяны на таком расстоянии, что животное не может дотянуться до него, то она использует палку, которая лежит рядом, чтобы достать еду. Человекообразные обезьяны способны и к более сложных интеллектуальных действий. Большой интерес представляют опыты И. П. Павлова, проведенные с шимпанзе. В ящик с небольшим треугольным проемом помещают приманку, которую обезьяна видит, но может достать только открыв ящик. Для этого она должна из кучи палок выбрать именно такую, которая вошла бы в специальную прорезь и, нажав рычаг, открыть доступ к прелести. В процессе длительного ориентировочного манипулирования обезьяна находит решение в этой проблемной ситуации. Такое поведение свидетельствует о наличии интеллектуальных действий у обезьяны, проявляющиеся в виде элементарного предметного мышления.

Однако между мышлением животного и человека существуют качественные различия, которые ярко проявились в следующем опыте И. П. Павлова. Бананы спрятали глубоко в ящик, перед отверстием которого зажгли спиртовку, а над ней установили бак с водой. Кран бака можно вернуть, и тогда вода потушит пламя. После неоднократных попыток достать плоды обезьяна задела кран, а следовательно, потушила пламя. Повторные опыты показали, что действие закрепилось. Обезьяна гасила пламя даже тогда, когда бак стоял на определенном расстоянии от ящика с едой, - она набирала из крана воду в рот и тушила огонь. В следующей серии опытов ящик находился на плоту среди водоема, бак с водой - на другом плоту. Между плотами перебросили шаткий мостик. Чтобы потушить пламя, которое стоит на пути к пище, обезьяна по шаткому мостику перебиралась на другой плот, набирала из крана воду и возвращалась обратно. Эти действия являются нецелесообразными, потому что она могла набирать воду из водоема, то есть рядом. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи, она решает лишь те задачи, которые возникают в условиях ее жизни (рис. 1.2).

Итак, интеллектуальное поведение обезьяны - не в обдумывании и розмірковуванні, а в действиях, не требующих функционирования второй сигнальной системы (речи), с которой связана мыслительная деятельность человека. Способность обмислювати и планировать свою деятельность возникла лишь у человека в процессе длительной общественного труда.

Однако формы психического отражения у животных (инстинкт, навыки, интеллектуальные действия) не следует резко разграничивать, отделять одну от другой, поскольку они - лишь этапы единого сложного процесса развития психики.

На определенной стадии эволюции животного мира тот или иной уровень развития психики является доминирующим. Например, для пауков совершенной является инстинктивное поведение, для собак - навыки, а для обезьяны - интеллектуальные действия. Но это вовсе не означает, что у обезьян нет инстинктов и навыков. Они сохраняются, хотя подчинены более сложной форме психического отражения - предметному мышлению,

В последние годы большое внимание ученых привлекают дельфины, особенности их психической деятельности и строения нервной системы.

Некоторые ученые даже утверждают о превосходстве нервной системы дельфинов над центральной нервной системой человека. Однако сравнительно-анатомические данные показывают значительную разницу между мозгом дельфина и мозгом человека. Общая поверхность мозга дельфина - 46 427 мм2. Наблюдая за жизнью дельфинов в естественных условиях и в специально сконструированных водоемах, ученые Дж. Лилли, У. Батто, Же. Кусто, Дж. Бастиан, Же. Іллюд установили, что дельфины подают ряд определенных звуков, которые имеют своеобразный характер. По данным других исследователей, эти звуки являются не словами, а только "сигналами", что указывают на определенное состояние животного, свидетельствуют об опасности и тому подобное. Следовательно, их "язык", очевидно, не выходит за пределы звуковых сигналов, свойственных другим высшим животным. Дельфинов очень легко дрессировать, они "толковые".

Рис 1.2. в

Рис 1.3. в

Итак, психика дельфинов достигла высокого развития, однако между уровнем психической деятельности дельфинов и человека с и качественная, и количественная разница - психика человека совершеннее и содержательней за психику дельфинов.

Большое значение для понимания развития психики человека имеют данные, полученные при параллельном изучении развития психики, начиная от рождения человека и шимпанзе (ближайшего к нам примата).

Подобные основательные исследования, которые провели Ладыгина-Котес, Карлейл, Якобсон и Іосіока, супруги Кэллог, супруги Хейс, дали возможность получить очень важные данные.

В ходе постнатального развития на ранних его этапах есть очень много общего между новорожденным шимпанзе и ребенком человека. Это сходство объясняется тем, что в это время и ребенок человека, и шимпанзе в значительной степени руководствуются кинестетическим связями, у шимпанзе эти связи остаются постоянными на всю жизнь, а у человека с 2-го месяца на первый план постепенно выходят другие виды рецепции.

Все попытки научить шимпанзе говорить оказались напрасными: хотя обезьянка реагировало на 58 слов, но его "речи" не выходило за пределы простых звуковых раздражителей, оставаясь языком-сигналом.

Следует отметить, что те два критических момента "разрыва" параллелизма между эволюцией ребенка человека и ребенка шимпанзе приходятся на 2-й месяц и 2-й год жизни человека.

До 2-го месяца масса головного мозга у человека увеличивается на 50-70 г, до 3-го года жизни - утраивается, в то время как мозг ребенка шимпанзе увеличивается лишь на 6 %. Масса мозга взрослого человека в 4 раза больше, чем у новорожденного, она увеличивается в среднем на 1020-1100 г, а масса мозга взрослого шимпанзе - максимум на 170 г (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Динамика массы головного мозга в постнатальном периоде (в граммах)

Возраст

Человек

Шимпанзе

мужчины

женщины

самцы

женщину

Новорожденный

Взрослые

Отмечены величины показывают генетически обусловленные анатомические лимиты развития шимпанзе. У человека же они намного больше.

Таким образом, в любом случае уровень психического отражения объективного мира определялся и определяется совершенством нервной системы организма и прежде всего - мозга.

Хомоэтология

Мнимая наукообразность так называемой "этологии человека" целиком и полностью держится на эквивокации, на мошеннических манипуляциях с термином "инстинкт". Эквивокация - это широко распространенная логическая ошибка, или сознательно используемый словесный трюк, при котором в одном и том же сочинении, часто на одной и той же странице, в один и тот же термин исподтишка вкладывается то один, то другой смысл. Эквивокация зомбирует, создает в мозгу ложные умственные связи, которые трудно заметить и от которых еще труднее отделаться.

Инстинктивное поведение животных.

У биологов/этологов термин "инстинкт" имеет совершенно определенный смысл. Под ним разумеется генетически обусловленная последовательность поведенческих актов, которая:
1. Присуща всем особям данного вида, а не только некоторым из них.
2. У всех из них выполняется одинаково, стереотипно, лишь с небольшими вариациями.
3. Всегда запускается под действием определенного ключевого стимула.
4. Запущенная, всегда доводится до конца, даже если из-за изменения обстановки стала бессмысленной.
5. Задается от рождения и не предполагает обучения, одинакова как у животных, пойманных в лесу, так и у выросших в клетке.
6. Не меняется в течение всей жизни животного.

Всем известный пример инстинктивного поведения - это когда кошка скребет лапами после того, как нагадит. Так делают все кошки. Скребут каждый раз, а не по настроению. Скребут и те, которые были взяты в дом слепыми котятами и выросли, не видя других кошек. Скребут по кафельному полу и продолжают это занятие до конца дней своих, хотя за 10 лет кошачьей жизни вполне можно было бы убедиться в его бессмысленности.

Понятие инстинкта разбирается и разъясняется в начальных главах учебников по биологии, зоопсихологии и психологии. Да-да, психологи пишут об инстинктах животных то же самое, что и биологи. Пример: Гальперин П.Я. "Введение в психологию. Учебное пособие для вузов", глава "К проблеме биологического в психическом развитии человека". 1

Выжимка из начальных глав учебников содержится, например, в статье "Инстинкты. Они есть у человека или их нет?" Виноградовой Е.П., к.б.н., доц. каф. высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ: 2

Статья начинается: "Одно из определений научного понятия «инстинкт» – «совокупность врожденных потребностей и врожденных же программ их удовлетворения, состоящих из пускового сигнала и программы действия».
Инстинкт = Врождённые потребности + Врождённая программа действия.
С классических позиций биологии врожденная программа действий включает в себя ключевой стимул, общий у всех представителей данного вида, который всегда будет вызывать один и тот же фиксированный комплекс действий (ФКД)."

Статья заканчивается: "«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения - все они некорректны применительно к человеку. И некорректны они не только по отношению к человеку, но и ко всем высокоорганизованным животным. У нас есть соответствующие потребности, но нет ни врожденной программы их удовлетворения, ни ключевого стимула, ни ФКД. Таким образом, у человека инстинктов в строгом его понимании - нет."

Укажите мне хоть один генетически определяемый стереотипный комплекс действий, который у всех людей запустается определенным ключевым стимулом, всегда доводится до конца, не зависит от обучения и жизненного опыта, одинаков во всех культурах во все исторические времена. Нет у человека таких комплексов.

Только не приплетайте сюда безусловные, то есть врожденные рефлексы, которые действительнос существуют. Имеется очень простое правило для различения рефлексов и инстинктов. Инстинкт - это поведение, рефлекс - движение или последовательность однотипных движений. Стукают молоточком по колену, нога дергается - это рефлекс. Новорожденному младенцу попадает в рот материнский сосок и у него запускается последовательность сосательно-глотательных движений - это тоже рефлекс.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....