Числительные на русском. Числительное

План

1. Имя числительное как часть речи.

2. Группы числительных по составу и структуре.

3. Разряды числительных по значению и грамматическим свойствам.

4. Парадигма имени числительного.

1. Известно широкое и узкое понимание числительного как части речи. При широком понимании числительными считаются слова, обозначающие количество и порядок предметов при счете: два, двое, второй . В узком понимании к числительным относят только количественные числительные, порядковые же включают в состав прилагательных.

Имя числительное – это знаменательная часть речи, которая выражает всей совокупностью входящих в нее слов, расположенных в строгой последовательности, определенную счетную систему, при этом отдельные слова называют элементы этой системы – отдельные числовые понятия (число, количество предметов, порядок их при счете – место в счетном ряду).

С точки зрения морфологической имя числительное характеризуется только одной категорией, присущей всем числительным, - это категория падежа. Становление числительного как части речи связано с утратой ими грамматической категории числа, семантика которой стала частеречным значением числительного как особого лексико-грамматического класса слов: большинство имен числительных не изменяется по числам и родам.

Синтаксические признаки . В синтаксических признаках имен числительных нет единства.

Так, в И.-В. падежах количественное числительное (кроме числительного один ) управляет существительным, являясь главным членом словосочетания, причем словосочетание это несвободное, выступающее в функции одного члена предложения. В остальных падежах числительное согласуется с существительным, при этом существительное является главным членом свободного словосочетания. Например: три ученика тремя учениками .

Порядковые числительные во всех падежах согласуются с существительными, выступая в роли зависимого компонента, т.е. ведут себя, как имена прилагательные, например: второй экзамен второму экзамену .

В предложении количественное числительное может выпонять любую синтаксическую функцию (чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения): Слетелися семь филинов , любуются побоищем с семи больших дерев, хохочут полуночники (Н.); Семеро одного не ждут; Два и три – пять .

Для порядковых числительных и количественного один характерны функции определения или сказуемого: Максим Максимыч вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю, потом другая, третья и десятая имели ту же участь (Лерм.).

Деривационные признаки .

Среди числительных есть непроизводные лексемы (пять , сто ), суффиксальные образования (двадцать , двоjэ , пятеро ), сложные слова (пятьдесят ), причем все производные лексемы образованы от числительных (от слов других частей речи числительные не образуются).


2 . По структуре числительные делятся на простые, сложные и составные.

К простым относятся слова, состоящие из одного корня, среди них выделяются непроизводные лексемы: пять, десять и производные: одиннадцать, двадцать , образовавшиеся при помощи словообразовательного суффикса –дцать (-надцать ) (бывшее числительное десять, поэтому иногда слова с этим суффиксом включают в группу сложных числительных).

Порядковые числительные типа пятый, десятый , образованные от количественных путем присоединения особой морфемы – нулевого суффикса, также относятся к простым производным.

Сложные числительные – это слова, имеющие более одного корня: шестьдесят, шестидесятый.

К составным числительным традиционно относят словесные комплексы, состоящие из двух и более слов: двадцать пять, сто сорок девять и др.

3. Количественные числительные обозначают отвлеченные числа и количество однородных предметов в целых единицах. Образуются они на базе небольшого количества слов: от одного до десяти .

Морфологические особенности :

Все изменяются по падежам;

По родам изменяются числительные один: одна, одно; два – две ;

Форма мн.ч. одни числительного один не выражает значения множественности, используется как чисто формальное средство выражения согласования, лишенное грамматического содержания (например: одни часы , одни руки );

Синтаксические особенности (см. 1-й вопрос).

Склонение:

Числительное один склоняется по типу притяжательных прилагательных 3 склонения: один – дядин ;

Числительные два, три, четыре имеют нерегулярные падежные окончания: двух , двум , двумя …);

Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные 3 склонения (например: пятью печью );

Числительные сорок, девяносто, сто , имеют 2 повторяющиеся падежные формы: в И.п.-В.п. нулевое окончание или –о (сто, сорок, девяносто ), в косвенных падежах –а (сорока, девяноста, ста );

Числительные 50, 60, 70, 80 склоняются так же, как существительные 3 склонения, но у них склоняются обе части (например: восьмьюдесятью );

Название полных сотен в числительных от 200 до 900 : склоняются обе части (например: двести , двухсот , двумстам , двести , двумястами , двухстах );

Числительное тысяча склоняется как существительное 1 склонения существительных;

- миллион, миллиард, триллион – как существительные 2 склонения;

У составных числительных изменяются все компоненты: двадцать семь двадцати семи , двадцатью семью

Собирательные числительные обозначают количество предметов как целостную совокупность. Собирательные представляют собой замкнутую группу из девяти слов, они образованы от количественных числительных первого десятка – от двух до десяти – при помощи суффиксов –ой- (двоjэ ) и –ер- (пятеро ).

Собирательные числительные изменяются только по падежам, синтаксические связи у них те же, что и у количественных.

Склонение : в косвенных падежах собирательные числительные склоняются как прилагательные в форме мн.ч.: двое, трое – как прилагательные мягкой разновидности, остальные – как прилагательные твердой разновидности.

Собирательные числительные характеризуются жесткой сочетаемостью только с определенными группами слов (Самостоятельно ).

По-разному рассматривается учеными слово оба (обе) :

· количественное числительное (А.Н. Гвоздев);

· собирательное числительное (Д.Э. Розенталь, школьные учебники);

· местоименно-количественное слово (А.Н. Тихонов, Л.Л. Буланин, РГ-80): является обозначением не столько количества. Сколько указанием на него (и тот и этот – оба).

Дробные числительные обозначают количество в дробных единицах.

Они представляют собой комбинацию числовых обозначений, т.е. являются составными: в числителе дроби – количественное числительное, в знаменателе – порядковое: одна пятая , семь восьмых . В роли второго компонента могут выступать и существительные треть, четверть: две трети , три четверти . По мнению некоторых исследователей (например, учебник под редакцией Е.И. Дибровой), подобные сочетания не относятся к дробным, представляют собой сочетание количественного числительного и имени существительного.

Дробные числительные всегда управляют родительным падежом имени существительного, которое может стоять в форме как единственного, так и множественного числа в зависимости от смысла: две третьих книги – две третьих книг.

Дробные числительные не имеют категорий рода и числа. Они изменяются только по падежам. При склонении дробных числительных изменяются все их компоненты (сочетающиеся с ними существительные не склоняются).

К числу дробных относят также слова полтора и полтораста , которые являются дробными по семантике, но не по форме.

Числительные полтора, полтораста имеют только две повторяющиеся падежные формы: полтора, полтораста для И. и В. падежей и полутора, полутораста для всех остальных. Кроме того, слово полтора обладает двумя родовыми формами: форма полтора используется при сочетании с существительными мужского и среднего рода, полторы – при сочетании с существительными женского рода: полтора лимона , полторы дыни .

Формы полтора/полторы исторически возникли путем сращения словосочетания “полъ вътора, полъ вторы”, т.е. половина второго, половина второй. В современном русском языке они считаются словами с непроизводной основой.

Порядковые числительные – это числительные, обозначающие порядок предметов при счете. Статус их рассматривается по-разному. В трудах Л.В. Щербы, в РГ-80 они отнесены к прилагательным, В.В. Виноградов рассматривает их как числительные, Н.М. Шанский включает их в класс прилагательных (относительных).

Как отмечает исследователь Л.Д. Чеснокова, включение порядковых слов в состав числительных (при широком понимании) обусловлено их семантической спецификой: они выражают “порядковую счетную систему, образуют в совокупности ассоциативный ряд слов, связанных между собой постоянным строго определенным количественным значением (первый , второй , третий и т.д.). Каждое слово в этой системе имеет постоянное место и отличается по значению от рядом стоящих элементов постоянной величиной. В этой системе нельзя ставить слова (элементы системы) в свободной последовательности”.

Грамматические и синтаксические признаки сближают числительные с прилагательными (но: в сочетании с большей частью существительных форма множественного числа невозможна: пятые дома, восемнадцатые книги ). Образуются они от количественных числительных; склоняются как прилагательные. При склонениии составных числительных склоняется только последний компонент: девяносто третьему .

К именам числительным примыкают неопределенно-количественные слова типа много, мало, немного, немало, сколько, несколько, столько . Их признаки: сочетаются с существительными (много книг, мало народу ), где являются главными компонентами (как и имена числительные: много работы ); обозначают неопределенное количество предметов (оно может измениться на определенное). Их следует отличать от омонимичных наречий . Признаки омонимичных наречий: сочетаются с глаголами (много говорить, мало спать ), сочетаются с наречиями степени (очень много , слишком мало ), имеют формы сравнительной степени (говорить больше ); образуют форму субъективной оценки (многовато, немножко ); у них отсутствует категория падежа. Исходной частью речи в данном случае, по мнению ряда исследователей, является наречие, а числительное находится в стадии формирования.

Слова типа сколько , столько изменяются по падежам, у слов много , немного , мало употребляются только омонимичные формы И.-В. падежей.

4 . Словоизменительная парадигма количественных числительных состоит из парадигмы склонения по падежам (6); у слова два – из парадигмы склонения по родам и падежам (12); у слова один – по родам, числам и падежам (24). Обычная полная парадигма склонения количественного числительного равна шести членам.

Дробные числительные – шесть членов парадигмы.

Порядковые числительные, как и имена прилагательные, имеют парадигму, равную 24 членам.

В русском языке есть огромное количество правил, которые непонятны не только иностранцам, но и людям, родившимся в этой стране. Чаще всего у школьников и взрослых вызывают массу вопросов правила употребления количественных и порядковых числительных. Однако все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Изучив самые важные правила использования тех или иных частей речи, можно быстро разобраться во всех тонкостях этого вопроса.

Общая информация

В первую очередь стоит запомнить, что числительные представляют собой самостоятельные знаменательные части речи русского языка. По большому счету это отдельная группа слов, которые образуются по своим правилам. Исходя из этого их разделяют по:

  • Грамматическому значению. Это означает, что данные части речи могут обозначать числа, количество, а также использоваться при счете. В данном случае к этой группе слов относятся те, которые отвечают на такие вопросы, как: "Сколько?" или "Который?"
  • Признакам морфологии. В этом случае они делятся на количественные числительные и порядковые числительные, а также на дополнительные: простые и составные. Помимо этого, есть категория изменяемых слов, в которых окончания меняются в соответствии с используемым падежом, однако здесь есть свои исключения.
  • Синтаксической роли. В данном случае количественное числительное выступает единым целым с используемым существительным. Например: "Два стакана стояли на кухне". Кроме этого, количественные числительные могут играть роль определения или являться частью составного сказуемого. Например: "Их место в третьем ряду".

Категория по значению

Данные части речи делятся на количественные порядковые и дробные числительные. Однако по большому счету существует только две группы. Дробные относятся к количественным числительным. Поэтому стоит рассмотреть этот вопрос подробнее. Дело в том, что часто люди путают количественные собирательные и порядковые числительные. Хотя они относятся к разным категориям.

Количественные числительные

Исходя из названия, несложно догадаться, что данные части речи обозначают "число" и "количество". В свою очередь, они бывают:

  • Целыми. В этом случае речь идет о таких числах, которые представляют собой количество целых значений.
  • Дробными. Подобные числительные представляют собой неполные числа.
  • Собирательными. В этом случае выражается количественная совокупность.

Все эти категории числительных отличаются своими особенностями образования частей речи. Например, целые могут создавать с дробными смешанный вид. Хороший пример: две вторых и пять девятых.

Порядковые числительные

Данные части речи представляют собой слова, которыми определяется порядок при счете. Например: второй, двенадцатый, сто первый и т. д.

В этом случае никаких подкатегорий не существует.

Количественные и порядковые числительные: примеры

Если образование разных типов непонятно с первого раза, то стоит рассмотреть их особенности подробнее. Примеры помогут лучше понять систему образования данных категорий.

Итак, чтобы разобраться в правописании количественных и порядковых числительных, проще всего рассмотреть их по разрядам, описанным выше:

  • Если речь идет о целых числах, то они образуются по примеру: два, двенадцать, пятьдесят и т. д.
  • При образовании дробных чисел они употребляются в виде: две четвертых, три шестых.
  • Если речь идет о собирательной категории, то части речи будут выглядеть как: трое, пятеро, шестеро.

Кроме этого, и порядковые числительные имеют свои особенности в словообразовании. Если речь идет о словах, обозначающих целые числа, то изменение происходит за счет суффиксов. Это означает, что из одной группы части речи можно сделать другую. Например, для того чтобы преобразовать количественные числительные в порядковые числительные, достаточно только видоизменить последнюю часть слова: шесть - шестой, семь - седьмой, тридцать - тридцатый.

Тем не менее стоит учитывать, что такие порядковые числительные, как "первый" и "второй", являются исключением. Поэтому это просто надо запомнить.

Склонение количественных и порядковых числительных

Как известно, в русском языке широко применяются падежи, которых насчитывается шесть. При склонении порядковых числительных меняется только последняя цифра (если их несколько). Например:

  • Именительный падеж: двадцать пятый, тысяча шестьсот тринадцатый.
  • Родительный: двадцать пятого, тысяча шестьсот тринадцатого.
  • Дательный: двадцать пятому, тысяча шестьсот тринадцатому.
  • Винительный: двадцать пятый, тысяча шестьсот тринадцатый.
  • Творительный: двадцать пятым, тысяча шестьсот тринадцатым.
  • Предложный: (о) двадцать пятом, (о) тысяча шестьсот тринадцатом.

Если речь идет о падежах, то количественные числительные и порядковые числительные действительно сильно отличаются по образованию. В случае с первой категорией будет изменяться каждое слово. Рассмотрим падежные окончания количественных числительных:

  • Именительный падеж: восемь, двадцать шесть.
  • Родительный: восьми, двадцати шести.
  • Дательный: восьми, двадцати шести.
  • Винительный: восемь, двадцать шесть.
  • Творительный: восемью, двадцатью шестью.
  • Предложный: (о) восьми, (о) двадцати шести.

Важно запомнить

Рассматривая имена числительное (количественные и порядковые), стоит обратить внимание на некоторые исключения. Эти исключения из правил необходимо просто запомнить:

  • Если нужно использовать такие слова, как "сто", "сорок" и "девяносто", они будут иметь один вид в именительном и родительном падежах. Во всех остальных случаях используется "ста", "сорока" и "девяноста". Например, правильнее будет сказать: "он шел со ста рублями в кармане", а не: "он шел со стами".
  • Если речь идет о числительном "полтора", то меняться слово может только в зависимости от рода. То есть правильно будет сказать: полтора яблока (мужской и средний род) и полторы сливы (женский род).

Правила, которые следует знать

В грамматике есть множество нюансов. Поэтому будет полезно также выучить правила о количественных и порядковых числительных:

  • Правильнее говорить: "до скольких (часов) работает магазин". При этом ударение ставится на букву "о".
  • Сегодня очень часто можно услышать "двухтысячный год". На самом деле это неправильно. Тоже самое касается выражения "двух тысяча семнадцатый год". Правильно говорить только: "две тысячи семнадцатый год".
  • У порядковых числительных окончания меняются так же, как и в случае обычных прилагательных.

Как числительные синтаксически сочетаются с существительными

Если речь идет о количественных частях речи, то в именительном и родительном падежах они ставятся только в форме Р. п. То есть: семь букв, шестнадцать чашек, тридцать человек.

Стоит обратить внимание, что такие слова, как "три", "полтора", "четыре" и "два", используются только с существительными, которые должны ставиться в единственном числе, а все остальные - со множественным. К примеру: три бокала - пять бокалов, два столба - пятнадцать столбов, четыре девочки - пятьдесят девочек.

Во всех остальных ситуациях при связке существительного и числительного все зависит от падежа.

Единственным исключением является числительное "один", так как оно, независимо от должно согласовываться только с существительным.

Если речь идет о дробных "полтораста" или "полтора", то они согласовываются с существительным таким же образом, как целые числа. Например: полтора яблока. Остальные дробные числительные необходимо употреблять в родительном падеже. Существительные же могут быть в ед. ч. или мн. ч. Например: три пятых яблока (если речь идет о конкретном объекте) и две пятых яблок (если имеется в виду общее количество определенных предметов).

Также не стоит забывать о При их использовании с существительными действуют такие же правила, как и в употреблении количественных частей речи. Это означает, что в именительном и винительном падежах они меняют форму существительного на Р. п. В прочих падежах происходит стандартное согласование.

Кроме этого, стоит учитывать, что когда мы используем собирательное числительное "оба", то существительное может иметь форму только ед. ч. К примеру: обе собаки, оба скворца. Во всех остальных случаях они употребляются во множественном числе. Например: семеро учеников.

Порядковые числительные, как уже отмечалось ранее, при согласовании с существительными, формируются так же, как и слова, отвечающие на вопрос "какой". К примеру: первый семестр, восьмая чашка, девятый урок.

Также, многих интересует, относится ли слово "тысяча" к числительным или это все же существительное. Согласно современным словарям, 1000 может относится ко множеству частей речи.

Это означает, что слово можно использовать как в качестве числительного, так и в виде существительного. Поэтому и в том, и в другом случае оно будет использовано правильно. Однако все зависит от идущего за "тысячей" слова. Например: "с каждой тысячей рублей". В этом случае оно имеет форму существительного. Но если мы говорим "тысяча человек", то тут подразумевается числительное.

Зная, почему количественные и порядковые числительные используются в той или иной форме, можно начать говорить более грамотно. Главное - запомнить основные правила. Разумеется, в этом вопросе есть некоторые нюансы, но разобраться в них сможет и ученик средней школы, и взрослый человек.


Имя числительное как часть речи

Что такое числительные? Прочитай внимательно предложение и ответь на вопрос: что обозначают выделенные слова?

До каникул осталось двенадцать дней.

Пирог поставили в духовку на сорок минут.

В шестом классе учатся двадцать шесть человек.

Первый урок начинается в девять часов утра.

Май – пятый месяц года.

Четвертого марта был день рождения моей сестры.

Три и семь будет десять .

Четыре на два восемь .


В предложениях выделены имена числительные . Имя числительное – это часть речи, которая обозначает числа, количество предметов и порядок предметов при счете.

Количественные и порядковые числительные. В первом и третьем столбцах таблицы числительные отвечают на один и тот же вопрос: сколько? Во втором столбце числительный отвечают на другой вопрос: какой?

На вопрос сколько? отвечают количественные числительные. Они обозначают числа или количество предметов.

На вопрос какой? (какая? какое?какие?) отвечают порядковые числительные. Они обозначают порядок предметов при счете.

Имена числительные можно записывать словами, а можно – цифрами(двенадцать дней – 12 дней, шестой класс – 6-й класс).

Синтаксическая роль числительных. Числительные могут являться различными членами предложения. Иногда числительные с существительными образуют словосочетания,которые являются одним членом предложения. Рассмотрим, какими членами предложения являются числительные в некоторых наших примерах.


Примеры показывают, что числительное в предложении может выполнять разные синтаксические функции: оно бывает и подлежащим, и сказуемым, и определением, и дополнением, и обстоятельством.

В роли определения в основном выступают порядковые числительные.

Часто числительное бывает подлежащим, дополнением, обстоятельством в сочетании с существительным – в составе словосочетаний, где числительное является главным словом, а существительное – зависимым. Вот примеры таких случаев.


Числительные и другие части речи. Числовые значения могут иметь и другие части речи, например, существительные.

Сравни:


Следующие количественные числительные имеют пары – существительные со значением числа:

один – единица,

два – двойка,

три – тройка,

четыре – четверка,

пять – пятерка,

шесть – шестерка,

семь – семерка,

восемь – восьмерка,

девять – девятка,

десять – десятка,

двадцать – двадцатка,

тридцать – тридцатка,

сто – сотня.

Числительные от существительных со значением числа отличаются тем, что числительные можно записать цифрой: сто дельфинов – 100 дельфинов (числительное) и сотня дельфинов (существительное).


Числительные могут входить в состав сложных слов как одна из основ:пятиэтажный, шестиместный, семидневный, четырехмесячный, двадцатикилометровый,стометровка, трехголовый, тысячелетний, шестиклассник. Часть речи у этих слово пределяется в зависимости от вопроса. Отвечающие на вопрос какой? слова пятиэтажный, шестиместный, семидневный, четырехмесячный, двадцатикилометровый,трехголовый, тысячелетний являются прилагательными. Отвечающие на вопросы кто? что? слова стометровка, шестиклассник являются существительными.

Порядковые числительные некоторые ученые не выделяют, называя их прилагательными особого рода, обозначающими специальный признак – порядок при счете. Они действительно отвечают на тот же вопрос, что и прилагательные(какой? какая? какое? какие?), изменяются, как и прилагательные, по родам,числам и падежам, имеют такие же падежные окончания и согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Но мы по традиции будем выделять порядковые числительные.

Простые и составные числительные. Некоторые числа мы обозначаем одним словом: четыре,сорок, четырнадцать, четыреста, четвертый, четырнадцатый, сороковой,четырехсотый. Есть множество чисел, которые мы обозначаем двумя и более словами: сорок два, четыреста двадцать,сорок второй, четыреста двадцатый.

Числительные, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из нескольких слов – составными.


Перейти на... Объявления Задание № 1. Устаревшие слова Задание № 2. Устаревшие слова Задание № 3. Устаревшие слова. Задание № 4. Неологизмы Задание № 5. Заимствованные слова Буквы о и а в корнях гор – гар, зор – зар Буквы о и а в корне кас – кос Соединительные гласные в сложных словах Задание № 1. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 2. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 3. Орфография. Чередование гласных в корнях Задание № 4. Соединительные гласные в сложных словах Контрольные вопросы по темам «Гласные в корнях с чередованием» и «Соединительные гласные в сложных словах» Приставки пре- и при- Буквы ы и и после приставок Задание № 1. Правописание приставок пре- и при- Задание № 2. Правописание приставок пре- и при- Задание № 3. Правописание приставок пре- и при- Задание № 4. Правописание приставок пре- и при- Задание № 5. Правописание приставок пре- и при- Задание № 6. Правописание приставок пре- и при- Задание № 7. Правописание приставок пре- и при- Задание № 8. Правописание приставок пре- и при- Задание № 9. Буквы И, Ы после приставок Контрольные вопросы по теме «Правописание приставок» Морфемные способы словообразования в русском языке Морфемный и словообразовательный разбор Неморфемные способы словообразования Задание № 1. Способы словообразования Задание № 2. Способы словообразования Задание № 3. Способы словообразования Задание № 4. Способы словообразования Задание № 5. Способы словообразования Задание № 6. Способы словообразования Разносклоняемые и несклоняемые существительные Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода Задание № 1. Разносклоняемые имена существительные. Задание № 2. Разносклоняемые существительные. Задание № 3. Несклоняемые существительные Задание 4. Несклоняемые существительные Задание № 5. Несклоняемые существительные Задание № 6. Несклоняемые существительные Задание № 7. Несклоняемые существительные Задание № 8. Род несклоняемых существительных Задание №9. Род несклоняемых существительных Задание № 10. Существительные общего рода Задание № 11. Существительные общего рода Задание № 12. Существительные общего рода Задание № 13. Существительные общего рода Контрольные вопросы по темам «Разносклоняемые имена существительные», «Несклоняемые имена существительные», «Род несклоняемых имен существительных», «Имена существительные общего рода» Гласные в суффиксах -ек и -ик Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Не с существительными Задание № 1. Гласные в суффиксах -ек и -ик Задание № 2. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание №3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание №3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Задание № 4. Не с существительными Задание № 5. Не с существительными Задание № 6. Не с существительными Задание № 7. Не с существительными Контрольные вопросы по темам «Не с существительными» и «Гласные в суффиксах существительных» Разряды прилагательных по значению Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные Задание № 1. Качественные прилагательные Задание № 2. Качественные прилагательные Задание № 3. Относительные прилагательные Задание № 4. Относительные прилагательные Задание № 5. Относительные прилагательные Задание № 6. Притяжательные прилагательные Задание № 7. Притяжательные прилагательные Контрольные вопросы по теме «Разряды прилагательных» Степени сравнения прилагательных Образование и особенности употребления степеней сравнения Грамматические особенности и синтаксическая роль степеней сравнения прилагательных Задание № 1. Сравнительная степень Задание № 2. Первосходная степень прилагательных Задание № 3. Синтаксическая роль прилагательных в сравнительной степени. Задание № 4. Синтаксическая роль прилагательных в превосходной степени Контрольные вопросы по теме «Степени сравнения прилагательных» Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Н и НН в суффиксах прилагательных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Различение на письме суффиксов -к- и -ск- Не с прилагательными Задание № 1. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 2. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 3. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Задание № 4. Н и НН в суффиксах прилагательных Задание № 5. Н и НН в суффиксах прилагательных Задание № 6. Различение на письме суффиксов -к- и -ск- Задание № 7. О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных Задание № 8. Не с прилагательными Задание № 9. Не с прилагательными Задание № 10. Не с прилагательными Контрольные вопросы по теме «Прилагательное. Орфография» Количественные числительные Задание № 1. Числительные Задание № 2. Числительные Задание № 3. Количественные числительные Задание № 4. Количественные числительные Задание № 5. Количественные числительные Задание № 6. Количественные числительные Задание № 7. Количественные числительные Задание № 8. Количественные числительные Задание № 9. Количественные числительные Задание № 10. Количественные числительные Задание № 11. Количественные числительные Задание № 12. Количественные числительные Задание № 13. Количественные числительные Контрольные вопросы по темам «Имя числительное как часть речи» и «Количественные числительные» Имена и местоимения Задание № 1. Имена и местоимения Задание № 2. Имена и местоимения Задание № 3. Имена и местоимения Контрольные вопросы по теме «Имена и местоимения» Личные местоимения Возвратное местоимение Вопросительные местоимения Относительные местоимения Задание № 1. Личные местоимения Задание № 2. Личные местоимения Задание № 3. Личные местоимения Задание № 4. Возвратное местоимение Задание № 5. Возвратное местоимение Задание № 6. Возвратное местоимение Задание № 7. Вопросительные местоимения Задание № 8. Вопросительные местоимения Задание № 10. Относительные местоимения Контрольные вопросы по темам «Личные местоимения», «Возвратное местоимение», «Вопросительные местоимения», «Относительные местоимения» Неопределенные местоимения Отрицательные местоимения Притяжательные местоимения Указательные местоимения Определительные местоимения Морфологический разбор местоимения Задание № 1. Неопределенные местоимения Задание № 2. Неопределенные местоимения Задание № 3. Неопределенные местоимения Задание № 4. Неопределенные местоимения Задание № 5. Отрицательные местоимения Задание № 6. Отрицательные местоимения Задание № 7. Отрицательные местоимения Задание № 10. Притяжательные местоимения Задание № 12. Притяжательные местоимения Задание № 13. Указательные местоимения Задание № 14. Указательные местоимения Задание № 15. Указательные местоимения Задание № 16. Определительные местоимения Задание № 17. Определительные местоимения Задание № 18. Определительные местоимения Контрольные вопросы по темам «Неопределенные местоимения», «Отрицательные местоимения», «Указательные местоимения», «Определительные местоимения», «Морфологический разбор местоимений» Глагол как часть речи Задание № 1. Глагол как часть речи Задание № 2. Глагол как часть речи Задание № 3. Глагол как часть речи Задание № 4. Разноспрягаемые глаголы Задание № 5. Разноспрягаемые глаголы Контрольные вопросы по темам «Глагол как часть речи», «Спряжение глаголов», «Разноспрягаемые глаголы» Наклонение глагола Изъявительное наклонение глагола Условное наклонение глагола Повелительное наклонение глагола Задание № 1. Наклонение глагола Задание № 2. Наклонение глагола Задание № 3. Наклонение глагола Задание № 4. Изъявительное наклонение глагола Задание № 5. Изъявительное наклонение Задание № 6. Условное наклонение Задание № 7. Условное наклонение Задание № 8. Условное наклонение Задание № 9. Условное наклонение Задание № 10. Повелительное наклонение Задание № 11. Повелительное наклонение Контрольные вопросы по теме «Наклонение глагола» Переходные и непереходные глаголы Возвратные глаголы Безличные глаголы Задание № 1. Переходные и непереходные глаголы Задание № 2. Переходные и непереходные глаголы Задание № 3. Переходные и непереходные глаголы Задание № 4. Возвратные глаголы Задание № 5. Возвратные глаголы Задание № 6. Безличные глаголы Задание № 7. Безличные глаголы Контрольные вопросы по темам «Переходные и непереходные глаголы», «Возвратные глаголы», «Безличные глаголы»

Обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?».

Имя числительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько , столько-то .

Количественное числительное

Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?» и т. д.

Количественным числительным присущи два значения.

  1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
    • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
    • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределённое количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
  2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

Правописание количественных числительных в русском языке

  • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: восемнадцать (18), восемьдесят (80), восемьсот (800).
  • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь (88888).

Склонение количественных числительных в русском языке

В сложных числительных, обозначающих десятки и сотни, склоняются обе части:

  • 80 - восемьдесят , род. восьмидесяти , тв. восьмьюдесятью и восемьюдесятью .
  • 800 - восемьсот , род. восьмисот , дат. восьмистам , тв. восьмьюстами и восемьюстами , пр. о восьмистах .

Другие виды числительных

Склонение имён числительных

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Числительное" в других словарях:

    Часть речи, объединяющая группу слов со значением количества (количественное числительное). Слова со значением порядка предметов при счете (т. н. порядковые числительные) включаются в систему прилагательных … Большой Энциклопедический словарь

    ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя числительное в грамматике: слово (существительное или прилагательное), обозначающие количество или количественный признак, порядок предметов при счёте. Количественное ч. (обозначающее количество как число, напр. два … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 имя числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, часть речи, обозначающая количество предметов и порядок их при счете и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа, отчасти рода и числа. Различают числительные: количественные (два, пять), собирательные (двое,… … Современная энциклопедия

    Числительное - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ категория слов, обозначающих определенное число, порядок и кратность (два, второй, дважды и пр.). Иногда к Ч. относят и слова, обозначающие неопределенное число или порядок (много, мало, сколько, столько, несколько, который). Ч.… … Словарь литературных терминов

    числительное - символ числа запись числа цифровой числовой — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы символ числазапись числацифровойчисловой EN numeral … Справочник технического переводчика

    Числительное - ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, часть речи, обозначающая количество предметов и порядок их при счете и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа, отчасти рода и числа. Различают числительные: количественные (“два”, “пять”), собирательные (“двое”,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Числительное - Числительное класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счёте, кратности (повторяемости), совокупности. В соответствии с этими значениями выделяются различные виды… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Самостоятельная часть речи. Общее значение числительного – называть точное количество (для сравнения: неопределённое количество может обозначаться местоимением несколько или существительным море цветов). Числительные делят на количественные и… … Литературная энциклопедия

    Часть речи (класс слов), обозначающая количество и порядок предметов при счёте. В русском языке числительные делятся на два разряда: количественные (два, сорок, сто и др.) и порядковые (второй, сороковой, сотый и др.; некоторые лингвисты относят… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…
  • Практическая грамматика на уроках русского языка. В 4-х частях. Часть 3. Деепричастие. Имя числительное. Наречие. Гриф МО РФ , Зикеев А.Г.. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…

6-й класс

Система уроков по теме
«Имя числительное»

Представляем систему уроков по разделу «Морфология. Имя числительное» (УМК под ред. В.В. Бабайцевой).

Почему возникла необходимость в составлении такого материала? Сейчас выпускается достаточно много дидактического материала, посвященного этой теме. Но учителю часто трудно найти при подготовке к урокам нужные издания (не попалось на глаза...). Как бывает обидно, что полезный материал замечательных авторов не оказался под рукой вовремя. Поэтому я решила собрать весь имеющийся у меня материал, но не просто собрать, а сформировать в уроки. Не нужно изобретать велосипед, если есть прекрасные работы наших ученых-лингвистов и учителей-практиков. Давайте подумаем, как их использовать.

Все уроки, посвященные этому разделу, вызвали неподдельный интерес, а итоговые результаты показали хорошие знания учащихся.

Каждый мой шестиклассник получил папку – «Имя числительное», учебник. Материал по темам распределен в соответствии с тематическим планированием работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь» («Русский язык в школе», № 6, 2003; № 1, 2004). Весь практический материал дан по принципу: от теории к практике. Теоретический материал дан компактно, заставляя учащихся размышлять, а не механически запоминать. Рубрики «Это интересно», «Поразмышляем», «Перемена» и др. помогут расширить кругозор учеников.

Данный проект ни в коем случае не заменяет материал учебника, а лишь дополняет его, делая работу на уроке разнообразнее, интереснее, развивая мотивацию к учению.

Используя представленный дидактический материал для закрепления теоретических знаний, учитель имеет возможность применить дифференцированный подход при опросе, рефлексии. Каждое упражнение имеет практическую направленность на развитие речи учащихся.

Тематическое планирование работы по изучению раздела
«Имя числительное»

1. Понятие о числительном (§ 108, 1 час).

2. Простые, сложные и составные числительные (§ 109, 2 часа).

3. Количественные числительные. Склонение количественных числительных (§ 110–111, 2 часа).

4. Собирательные числительные (§ 113, 2 часа).

5. Порядковые числительные (§ 114, 2 часа).

6. Дробные числительные (§ 115, 1 час).

7. Морфологический разбор числительных (эта тема не выносится отдельно).

8. Повторение изученного в разделе (1 час).

9. Контрольная работа и ее анализ (2 часа).

Понятие о числительном (§ 108, 1 час)

– В котором часу ты сегодня проснулся?

– Сколько у тебя завтра уроков?

– В каком году проходили первые Олимпийские игры?

– Сколько лет в 2006 году исполнилось г. Черногорску?

– Сколько букв в алфавите?

– Сколько цветов у радуги?

– Как долго в среднем живет лошадь?

Когда же мы употребляем числа?

Мы постоянно что-нибудь считаем. Цифры нас окружают везде. А между тем имя числительное – самая немногочисленная часть речи, она насчитывает всего несколько десятков слов. По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место.

1. Поработаем с § 108 («Русский язык: Теория»).

План работы:

1) Чтение параграфа.

2) Оформление сведений кластером.

3) Работа в парах: составление инсерта с использованием приема маркировки.

2. Побеседуем!

– Что уже было знакомо?

– Какую новую информацию вы получили?

– Что вызвало сомнение, с чем не согласны?

– Зададим «толстые» и «тонкие» вопросы и ответим на них.

3. На заметку!

В русском языке есть всего 13 корней, от которых образовано множество числительных: один – десять, сорок, сто, тысяча. Употребление числительных делает высказывание более убедительным, аргументированным.

4. Практика.

Задание 1. Прочитайте текст. Перескажите .

В глубокой древности люди считали по пальцам рук. Было время, когда счет достигал только четырех – по числу протянутых четырех пальцев рук. Потом возник счет пятерками. С развитием хозяйственной и культурной жизни счет совершенствовался. Возник наконец и современный счет – десятками.

Наши русские числительные первоначально были существительными или прилагательными. Так, например, слово пять означало примерно то же, что и пятерка или пятерня, т.е. имело значение предмета. Впоследствии это значение у большинства счетных слов перестало осознаваться, и они утратили признаки числа и рода. Так возникала новая часть речи.

(По В.Добромыслову)

* Докажите письменно, что слово пять – числительное, а слово пятерка – существительное. (Можно взять для доказательства и другие слова: два – двойка, три – тройка и т.п.)

Задание 2. Цифровой диктант (1 – числительное, 2 – существительное, 3 – глагол).

Десятка, десятина, десять, утроить, три, тройка, четыре, тысяча, семнадцать, удвоить, один.

Задание 3. О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, поговорок и загадок. Игра «Продолжи!».

1) Одна голова хорошо, а (...)

2) Семь раз отмерь – (...)

3) Не имей сто рублей, а (...)

4) Четыре братца под одной крышей. (...)

5) Сто одежек – и (...)

6) Два братца через дорогу живут. (...)

Задание 4. Прочитайте фразеологизмы с числительными. Попробуйте объяснить, что они обозначают .

1) Стричь под одну гребенку.

2) От горшка два вершка.

3) Как две капли воды.

4) Семи пядей во лбу.

5) За семь верст киселя хлебать.

6) За семью печатями.

7) Два сапога – пара.

8) Наговорить с три короба.

9) Пуд соли съесть.

10) Как аршин проглотил.

* Какие вы еще знаете фразеологизмы с числительными? Запишите как можно больше.

5. Это интересно!

Старинные меры длины и веса

«Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» – так описывает И.С. Тургенев своего героя в начале рассказа «Муму».

Мы знаем, что Герасим – богатырь, но все-таки какого он был роста?

Вершок – старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра. Выходит, рост Герасима был всего 53 сантиметра? Что, он карлик? Что-то здесь не так.

Читателю XIX века хорошо известно, что рост человека определялся в вершках свыше обязательных для нормального человека двух аршин. Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра. Подразумевалось, что читатель об этом знает.

А теперь подсчитайте, чему же все-таки равнялся рост богатыря дворника.

Первые единицы длины как в России, так и в других странах были связаны с размерами частей человеческого тела.

Сажень – мера длины, связанная с размерами обеих рук (2,13 метра).

Локоть – мера длины, равная приблизительно 0,5 метра.

Пядь – расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами.

Для измерения больших расстояний на Руси использовали версту (ранее называли поприще ); в разных местностях верста считалась по-разному – от 500 до 700 саженей. У Пушкина в стихотворении «Бесы» есть строки:

Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой.

От восточных купцов пошла единица аршин. Существовали разные аршины: турецкий, персидский и др. Поэтому возникла поговорка «мерить на свой аршин».

Саженей тоже было несколько. Маховая сажень – это расстояние между концами пальцев, которые раздвинуты на полный мах рук (1,76 м). Косая сажень – расстояние от концов пальцев поднятой вверх правой руки до конца пальцев левой ноги (2,48 м).

При Петре I русские меры были приведены в определенную систему:

1 верста = 500 саженям (1,06 км);

1 сажень = 3 аршинам (2,13 м);

1 аршин = 16 вершкам (0,71 м);

1 вершок = 4,45 см;

1 пуд = 40 фунтам (16,4 кг);

1 фут = 96 золотникам (410 г);

1 золотник = 4,3 г.

В конце XIX века в большинстве стран мира, в том числе и в России, была введена метрическая система мер. Однако по традиции моряки и сейчас измеряют расстояние милями (1852 м) и кабельтовыми (десятая часть мили), а скорость – узлами (1 миля в час). Массу алмазов измеряют в каратах (0,2 г – масса пшеничного зерна). Объем нефти – в баррелях (159 л). А программисты измеряют длину монитора в дюймах (2,54 см, 1/12 фута).

6. Резюме.

Совет: еще раз прочитайте § 108.

– Имя числительное – это...

– Общее грамматическое значение числительного – ...

– Количественные числительные изменяются только по..., не имеют... .

Слова один, два имеют...

– Порядковые числительные изменяются...

– В предложении количественные числительные могут быть... членом предложения, порядковые обычно бывают..., реже – ... .

7. Перемена.

* Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.

Смор1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.

Простые, сложные и составные числительные (§ 109, 2 часа)

1. В копилку слов.

Километр

Это слово пришло к нам в XVIII веке из французского языка, где оно было сложным: оба его корня восходят к греческим словам, обозначающим «тысяча» (кило) и «мера» (метр), т.е. километр – «тысяча метров».

Слово заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого языка, восходит к латинскому про сентум, что означает «за сто».

2. Работа с § 109.

Читаем, разбираемся, записываем главное в справочник.

– Итак, что вы знаете об этом составе?

3. Узелок на память.

Одинн адцать, милл ион, милл иард.

4. Практика.

Задание 1. Прочитайте текст и рассмотрите таблицу (упражнение № 396).

Задание 2. Игра «Кто больше?».

Подберите однокоренные слова к числительным один, два.

5. Орфоэпическая минутка.

1) В числительных на -дцать нормированное произношение [ц].

2) Семьсот, восемьсот – [мс]. Семь, восемь, семьдесят, восемьдесят – мягкий [м’].

3) Пятьсот – [пяцсот], шестьсот – [шесот], девятьсот – [девяцсот].

4) В числительном шестнадцать один звук «выпадает» при произношении [сн], становится непроизносимым (правописание проверяем простым числительным шесть ).

6. Учим правило!

Пишите ь

На конце
От 5 до 20, 30

В середине
50–80, 500–900

7. Вернемся к практике.

Задание 1. Запишите текст, заменяя числа словами. Не забудьте: необходимо четко произносить числительные!

18 парашютов, 15 растений, 50 программ, 480 экземпляров, 600 километров, 14 процентов, 800 брошюр, 500 портфелей, 16 секретарей.

Задание 2. Выпишите числительные, объясните написание ь в них.

В Мировом океане обитает 18 тысяч видов рыб. Наибольшая глубина Балтийского моря – 459 метров, Азовского – 14 метров. Самой длинной рекой в мире считается Нил, его длина – 6671 километр. Наибольшая глубина Байкала – 1637 метров.

Количественные числительные.
Склонение количественных числительных (§ 110–111, 2 часа)

1. Учим правило

Вы уже знаете, что количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? Но ведь сам вопрос (местоимение) изменяется по падежам! Значит, ... . Правильно! Количественные числительные изменяются по падежам, т.е. склоняются, но не имеют рода (кроме один, два ) и числа (кроме один ).

А теперь внимательно прочтите § 111.

* Подставьте свое число и просклоняйте по образцу, данному в таблице § 111. Не забывайте тренировать свою речь.

В чем же особенность склонения этих числительных?

Вывод: вы правы, если увидели, что при склонении сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяется каждая часть слова.

Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.

Узелок на память!

Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994. С. 125). Она предлагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот , слово нота (оно того же склонения).

И.п. пятьсот – пять нот.

Т.п. пятью стам и – пятью нотами.

Обратите внимание!

До скольких ты вчера смотрел телевизор?

Ко скольким прийти на дискотеку?

При склонении составных количественных числительных изменяется каждое слово в отдельности. А каждое из этих слов склоняется по своим правилам: семьсот двадцать пять, семи сот двадцати пяти, семи стам двадцати пяти.

Это правило часто нарушается, особенно в разговорной устной речи. Но любому культурному человеку необходимо научиться правильно склонять числительные.

2. Поэтому настало время тренировки.

Задание 1. Запишите, заменяя цифры словами.

472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.

Задание 2. Директору одной школы, в которой было 863 ученика, приходилось постоянно писать всякие отчеты, а значит, употреблять составное числительное восемьсот шестьдесят три в разных падежах. Посмотрите, как он это делал.

И.п. Восемьсот шестьдесят три – количество учеников на 2003/04 учебный год.

Р.п. У всех восьмисот шестидесяти трех учеников имеется форма.

Д.п. Всем восьмистам шестидесяти трем ученикам объявлена благодарность.

В.п. Я обязан наградить восемьсот шестьдесят трех учеников (числительные два, три, четыре имеют разные формы в.п., когда сочетаются с одуш. или неодуш. существительными: трех учеников, но три стола ).

Т.п. Я как директор школы горжусь всеми моими восьмьюстами (восемьюстами) шестьюдесятью тремя учениками.

П.п. Учителя ежедневно и еженощно думают о восьмистах шестидесяти трех учениках.

* А теперь представьте себе, что учеников в этой школе было не 863, а 974, и составьте с этим числительным 6 предложений, ставя числительные в 6 разных падежах.

Задание 3. Перепишите предложение, расставляя знаки препинания и дописывая окончания числительных.

Обезьяна Уошу которую ученые обучили языку глухонемых через пять лет обучения владела ст_ шест_десят_ словами а к концу занятий ее словарь включал около восьм_сот слов глаголов существительных и прилагательных.

Задание 4. Запишите цифры словами и обозначьте падеж числительных.

1) Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой бумаги и изготовить 12 500 ученических тетрадей.

2) Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Ее корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта. Во время полета она совершила более 48 полных оборотов вокруг Земли.

Задание 5. Выпишите из текста числительные, заменяя цифры словами.

Самое долговечное из домашних животных – осел, он доживает до 50 лет, лошадь и верблюд живут до 30 лет, корова – до 25, собака и кошка живут до 15 лет. Значительной долговечностью отличаются рыбы. Жизнь щуки измеряется 70 годами, сома – 100 годами, золотой рыбки – 30. Продолжительность жизни орла приближается к 80 годам, вороны – к 70, кур – к 20. Жизнь дождевого червя исчисляется 10 годами, речного рака – 20 годами. Самым древним животным считают черепаху – она живет около 300 лет. Предельный возраст китов – около 50 лет, а слонов – около 80.

Числительные, конечно же, встречаются не только в учебниках математики.

Задание 6. Прочитайте текст из книги известного ученого-филолога М.Л. Гаспарова «Занимательная Греция». Не забывайте называть числительные в нужном падеже.

Окружность земного шара впервые измерил древнегреческий философ Эратосфен, живший на юге Египта, в городе Сиене.

Сиена лежала как раз на Северном тропике: раз в году, 22 июня, солнце в полдень стояло там в зените и предметы не отбрасывали тени. (Путешественники нарочно приезжали в Сиену посмотреть на такую диковину.) Этим и воспользовался Эратосфен. Александрия была севернее, там от предметов в этот день падали тени. Эратосфен измерил, под каким углом они падают. Получилось семь с лишним градусов – одна пятидесятая часть окружности. Следовательно, заключил Эратосфен, расстояние по суше между Сеной и Александрией равняется одной пятидесятой части всей окружности земного шара. Расстояние это у египтян считалось равным 5 тысячам стадиев, то есть 800 километрам.

Точно это или не точно? 2000 лет спустя, накануне Французской революции, французские астрономы сделали такое же измерение у себя во Франции и получили окружность Земли ровно в 40 тысяч километров. (Говорю «ровно», потому что именно от этого измерения пошла наша нынешняя единица «метр»: она равна одной сорокамиллионной Парижского меридиана.) Точность Эратосфенова измерения изумительна. Это одна из самых славных побед античной науки.

* Составьте план текста, а затем по плану перескажите его. Проверьте, правильно ли вы употребили в своем тексте числительные. Устно укажите разряд каждого числительного по составу и по значению.

Задание 7. Прочитайте текст вслух так, будто вы ведущий телепередачи «Очевидное – невероятное». Определите, какой это текст – художественный, научный или научно-популярный .

Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже десять тысяч лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более девяти тысяч лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений.

Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского ученого по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н.э., беседуя со жрецами и исследуя архивы.

За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н.э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод.

Сказание Платона, изложенное в диалогах «Тимэй» и «Критий», поражает воображение. Оно повествует о могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и о великом и достойном удивления союзе царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. Платон описал столицу последнего царства Атлантиды – Город Золотых Врат, – круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трех сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина – 370 метров.

В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. У атлантов были даже летательные аппараты. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости. Но атланты постепенно отвернулись от добродетели. Во время последней Атлантиды они являли собой постыдное зрелище. И тогда, рассказывают легенды, Зевс, бог богов, решил наложить на народ Атлантиды кару. Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений... И Атлантида погрузилась в пучину.

Так описывает Платон Атлантиду, отданную Посейдоном своему первенцу Атланту.

(По Н.Глазкову и В.Ланде)

* Перепишите, подчеркивая ошибкоопасные места, ту часть текста, где говорится о столице Атлантиды. Числительные записывайте словами. Так всегда поступают, когда готовятся произнести трудный текст. Над числительными надпишите разряд по значению и по составу. Подготовьтесь к пересказу текста.

Задание 8. Помогите исправить ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите.

1) В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. 3) В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе – сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. 4) Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. 5) Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. 6) Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок пять метров высоты. 7) Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы – до три тысячи шестьсот раз.

Узелок на память!

Числительные полтора (м.р.), полторы (ж.р.), полтораста для всех падежей, кроме и.п. и в.п., имеют одну форму: полутора, полутораста.

Задание 9. Запишите, вставляя числительные полтора или полтораста в нужной форме.

1) ...километра (километров) осталось пройти. 2) Туристам осталось пройти около... километров. 3) К... километрам шоссе прибавилось еще пятьсот метров. 4) Новое шоссе... километра длиннее прежнего. 5) В... километрах от шоссе находится наше село.

Задание 10. Запишите, раскрывая скобки.

1) План выполнен (полтора месяца, три недели, четыре дня) раньше срока. 2) Поселок расположен в (полтораста километров, сорок четыре километра) от райцентра. 3) Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, два часа, девяносто минут). 4) Сроки выполнения ремонта сократились до (полоторы недели, три декады, 50 дней).

Проверь себя!

Полтор_ тысячи, полтор_ст_ километров, около пол_тор_ десятк_, около пол_тор_ тысяч, около пол_тор_ст_ экземпляров.

3. Поразмышляйте!

В чем особенности изменения числительных сорок, девяносто, сто ? (Обратитесь к опорному материалу на с. 142 «Практика».)

4. Это интересно!

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорок (мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.

5. Перемена!

1. Многоногая загадка.

Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали три ноги,
Закричали на весь дом, –
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

(К.Чуковский)

Отгадайте-ка, ребятки:
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет?

Собирательные числительные (§ 113, 2 часа)

1. Прежде чем мы поговорим о собирательных числительных, попробуйте определить синтаксическую роль числительных, а опорный материал вы найдете в § 112.

Проверь себя!

1) Три цвета есть у светофора, они понятны для шофера. 2) Погрузился на понтоны первый взвод. Второй за ним. 3) И живут у нас в квартире два ужа и два ежа. 4) Часов десять мы находились в двухстах метрах от катера. 5) «За что вторая единица?» – спросила старшая сестрица.

2. Учим правило! (§ 113)

Собирательные числительные близки к _____ числительным и обозначают _____ .

Это (перечислите собирательные числительные) _____.

Собирательные числительные образуются с помощью _____, кроме числительных _____. Употребляются с существительными:

1) обозначающими людей, например: _____;

2) ______, например: семеро козлят;

3) _____ или _____ предметы: трое ножниц;

4) С местоимениями нас, их: _____________ .

Собирательные числительные склоняются как _____.

В предложении собирательные числительные ______ .

Подсказка!

Собирательные числительные Употребляются с существительными, обозначающими Образуются с помощью...

Двое Трое Четверо Пятеро Шестеро Семеро Восьмеро Девятеро Десятеро 1) лиц мужского пола 2) детенышей 3) парные предметы 4) местоимения нас, их.... суффиксов -ер- -ой-

Узелок на память!

Оба – м.р. (обоих, обоим, обоими). Обе ж.р. (обеих, обеим, обеими).

3. Потренируемся!

Задание 1. Отредактируйте предложения.

1) Четверо студенток получают повышенную стипендию. 2) В класс пришли трое новеньких девочек. 3) Семь в одной квартире – вот как мы живем. 4) Трое дней мы были в походе. 5) У меня есть двое попугаев. 6) В библиотеке нас было четыре. 7) Мы ехали пятеро дней.

Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении числительных оба, обе.

1) Договор подписан обоими странами. 2) Моя бабушка гордится обоими наградами. 3) Обоим спортсменкам не повезло в финале. 4) У обеих ребят нет учебников. 5) Держи книгу обоими руками.

Задание 3. Отгадайте загадки. Укажите имена числительные.

1) У семерых братьев по одной сестричке. 2) Четверо стелют, двое светят, один лежит, никого не пускает. 3) На крайчике на сарайчике две куколки сидят, обе врозь глядят.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Вспомните правило!

В об_их руках; на об_их континентах; из об_их озер; к об_им пристаням; на об_их стенах; между об_ими странами; у об_их государств; об_ими руками; у об_их ребят.

Задание 5. Составьте словосочетания «собирательные числит. + существ.».

Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; друзья, товарищи, дети, юноши; сутки, сани, брюки, ножницы.

4. Это интересно!

* Человек делает за день около 20 тысяч шагов, за год – до 7 миллионов, а за 70 лет – почти 500 миллионов шагов. Это значит, что за всю свою жизнь человек мог бы 9 раз обойти земной шар по экватору или преодолеть расстояние от Земли до Луны.

* 250 миллионов лет необходимо для образования нефти в земной коре.

* Через 10 миллиардов лет ожидается угасание Солнца.

Порядковые числительные (§ 114, 2 часа)

1. Учим правило!

Что вы должны знать о порядковых числительных:

1. Порядковые числительные образуются от количественных (кроме слов первый, второй ).

2. Склоняются как прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам.

3. Начальная форма: и.п., ед. ч., м.р.

4. В составных порядковых числительных только последнее слово изменяется в косвенных падежах.

5. Названия месяцев (январь, февраль и т.д.) в словосочетаниях с порядковыми числительными всегда употребляются в р.п. (января, февраля) .

6. Название месяца в записи праздничной или знаменательной даты с цифрой пишется с прописной буквы: 9 Мая – Девятое мая, 8 Марта – Восьмое марта.

2. В копилку слов.

Биография

Элемент био- восходит к греч. слову, означавшему «жизнь», граф(о) – к слову, означавшему «пишу».

Автобиография

Авто – «сам». Нельзя говорить моя автобиография: такое употребление близких по значению слов называется речевым излишеством (плеоназмом).

3. Потренируемся!

Задание 1. Запишите, раскрывая скобки. Замените цифры порядковыми числительными. Укажите падеж числительных.

(342) поезд, (13) номер, (15) участник, к (8) пациенту, в (603) школу, к (2006) году, (1) января, в день (8) Марта, (90) рейс, на (105) километре, на (714) маршруте.

Задание 2. Образуйте от количественных числительных порядковые .

27, 14, 590, 200, 2500, 37, 37 тысяч, 395 миллионов, 23 миллиарда.

Узелок на память!

Порядковые прилагательные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный, пишутся в одно слово: стотысячный город, девятимиллионная столица, стосорокамиллионное население.

Однако легче такие слова записывать цифрами. Особенно если это сочетание с половиной . Вот так: 5 1/2-тысячный городок (пяти с половиной тысячный) .

Задание 3. «Съешьте» слова глазами, а затем напишите их под диктовку. С 2–3 из них составьте предложения.

Двухсотый, пятитысячный, стодвадцатипятимиллионный, девятимиллиардный, двухметровый, четырехэтажный, трехъярусный, сорокалетний, девяностолетний.

* Объясните правописание выделенных слов.

Задание 4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в сложные слова.

Двадцат_летний, сем_мильный, двух_ярусный, тре_язычный, сорок_метровый, дву_язычный, ст_летний, дву_сотлетний, пятидесят_метровый.

Задание 5. Напишите поздравительную открытку к одному из праздников.

Задание 6. Запишите в р.п. и т.п. количественные и порядковые числительные.

77, 36, 50, 88, 124, 43, 861.

4. Это интересно!

Следите за правильным произношением числительных!

За 1 минуту опытная кружевница может связать 100 петель.

Через 21 минуту исчезает у человека чувство голода после того, как он съест кусочек хлеба.

Самые длинные сны мы «просматриваем» за 15 минут.

1 час живет бабочка-однодневка.

12 часов может непрерывно петь овсянка (за это время она исполняет 4320 «песен»).

За 1 год Африка и Южная Америка удаляются друг от друга на 5 сантиметров.

Дробные числительные (§ 115, 1 час)

1. Учим правило!

Особенностью дробных числительных является следующее: они употребляются исключительно в устной форме, а на письме заменяются цифрами.

А теперь прочитайте § 115 и ответьте на вопросы:

1. Чем отличаются дробные числительные от других числительных?

2. Почему дробные числительные называют составными (кроме полтора, полтораста )?

3. Сколько форм и каких имеют дробные числительные полтора (полторы) и полтораста ?

Узелок на память!

Числительное полтора образовано из полвтора, т.е. «один и половина второго». Именительно-винительный падеж – полтора, все остальные падежи имеют форму полутора: полутора метров, полутора метрам, полутора метрами, о полутора метрах . Любопытно, что мы до сих пор, не задумываясь над этим, пользуемся древним счетом при указании времени, говоря: полвторого, полпятого и т.д.

1) А теперь потренируемся усвоить норму «чтения» дробных числительных:

1/3 урожая – одна третья урожая; 0,3 урожая – ноль целых три десятых урожая.

2) Запишите цифры словами и прочитайте запись.

3/4 территории; 7/8 коллектива; 1,5 миллиарда; 2/3 сочинения; 1/6 океана; 5/6 трассы; 1/2 рассказа; 0,9 процента.

3) Просклоняйте числительные, подобрав к ним существительные.

Полтораста; 3 2/7; 1/16.

2. Это интересно!

Не забывайте четко произносить числительные!

0,001 секунды длится вспышка молнии.

За 0,1 секунды космический корабль пролетает 1 километр.

За... 25 секунд проходит... от Земли до Луны световой сигнал.

Морфологический разбор имени числительного

1. План морфологического разбора имени числительного.

1. Часть речи. Общее обозначение.

2. Морфологические признаки:

1) начальная форма;

2) постоянные признаки: простое или составное; порядковое или качественное; разряд (для количественных);

3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).

3. Синтаксическая роль.

На столе лежат две книги.

Две – числ., н.ф. – два, прост., колич., целое, в и.п., ж.р. Что? Две книги.

2. Проверь себя!

Задание 1. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте морфологический разбор числительных.

Тридцать седьмая звездная экспедиция была направлена на планетную систему близкой звезды в созвездии Змееносца единственная населенная планета которой – Зрида давно говорила с Землей и другими мирами по Великому кольцу. Внезапно она замолчала. Более семидесяти лет не поступало ни одного сообщения. Долг Земли выяснить что случилось. Звездолет с четырьмя астронавтами несся к Зриде со скоростью 5/6 скорости света. На Земле за время пути прошло уже около семи лет, называвшихся независимыми. Что ждет астронавтов впереди? Что найдут они на Зриде? И найдут ли?

(И.Ефремов. Туманность Андромеды)

Задание 2. Придумайте предложение, в котором было бы наибольшее количество числительных. Посоревнуйтесь: у кого длиннее предложение и больше числительных? Одно из числительных разберите как часть речи.

Задание 3. Сочините текст на одну из тем:

1) Звездная экспедиция.

2) Компьютеры будущего.

3) В поисках Атлантиды.

Постарайтесь использовать в своем сочинении разные типы числительных. Но помните правило: все хорошо в меру.

Задание 4. Исправьте ошибки в морфологическом разборе.

Если бы двое химиков, свободно владеющих тридцатью языками, начали с первого января тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года читать все выходящие в этом году публикации, представляющие для них профессиональный интерес, и читали бы их по сорок часов в неделю со скоростью четыре публикации в час, то к тридцать первому декабря тысяча девятьсот шестьдесят четвертого года они прочитали бы лишь одну десятую часть этих публикаций.

Двое (химиков) – числ., двое, колич., собират., простое, в форме и.п. мн. ч. Подлежащее.

Тридцатью (языками) – числ., тридцать, колич., простое, в форме т.п., мн. ч. Дополнение.

(С)первого (января) – числ., первое, порядк., простое, в форме в.п., ср. р., ед. ч. Обстоят.

Тысяча девятьсот шестьдесят четвертого (года) – числ., тысяча девятьсот шестьдесят четвертый, колич., составн., в форме р.п., мн. ч., м.р. Обстоят.

(По)сорок (часов) – числ., сорок, колич., простое, в форме в.п. Обстоят.

(К)тридцать первому (декабря) – числ., тридцать первый, порядк., составн., в форме д.п., м.р., ед. ч. Дополн.

Одну десятую (часть) – числ., одна десятая, порядк., дробное, в форме п.п., ж.р., ед. ч. Определение.

3. Это интересно!

Некоторые существительные (капелька, тьма, масса и др.), наречия (много, мало, немного) и местоимения (несколько, сколько, столько) составляют особую группу слов, выполняющих функции числительного. В отличие от числительных, они выражают количество неопределенно и потому называются неопределенно-количественными словами. Эти слова сохраняют грамматические признаки того разряда слов, к которому они относятся. Например, слова масса (масса вопросов), тьма (тьма народу), капелька (капелька соли) и др. – существительные: имеют род, число и изменяются по падежам. Слова много, мало, немного являются наречиями: это неизменяемые образования, в предложении могут относиться к глаголу (много читал) . Слова несколько, сколько, столько – местоимения: они не обозначают количество, а указывают на него или спрашивают о нем.

От числительных надо отличать счетные существительные. Например: пара, пяток, пятерка, десяток, дюжина, сотня (нельзя считать: один, пара, три, четыре, пяток... ).

Литература

1. Пименова С.Н. Ориентировочное направление работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», «Русский язык: Практика», «Русская речь» // Русский язык в школе,
№ 6, 2003.

2. Пименова С.Н. Ориентировочное направление работы в 6-м классе по учебному комплексу «Русский язык: Теория», Русский язык: Практика», «Русская речь» // Русский язык в школе,
№ 1, 2004.

3. Смирнова О.Л. Изучение темы «Мягкий знак на конце и в середине числительных // Русский язык в школе, № 3, 1989.

4. Пименова С.Н. Изучение имени числительного по учебно-методическому комплексу // Русский язык в школе, № 1, 1994.

5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6-м классе. М.: Просвещение, 1994.

7. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

8. Граник Г.Г. и др. Имя числительное. Газета «Русский язык» № 8/2004.

9. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2004.

10. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Русский язык. М., 1978.

11. Львова С.И., Вакурова О.Ф., Цыбулько И.П. Готовимся к ЕГЭ. М.: Дрофа, 2003.

12. Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5–11-е классы. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

13. Мазнева О. Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык. М.: АСТ-Пресс Школа, 2002.

14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Готовимся без репетитора. М.: Махаон, 2004.

15. Шапиро Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 6-го класса. Газета «Русский язык»,
№ 18/1998.

16. Яковенко Г.П., Яковенко Н.Г. Энциклопедия – школьнику. Киев: Сканнер, 1994.

Л.Н. ДОСОВА,
Хакасия

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....