Схема стандартизированного наблюдения за проявлением внимания детей. М.Б

Главная > Практикум

Схема наблюдения за ребенком

при психологическом обследовании

(для детей от 6 до 15 лет)

(Черны В., Комарик Т. Компендиум пси-ходиагностических методов. - Братисла-ва, 1988.-Т. 2.-С. 215-216) При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблю-дения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычно-го психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным прояв-лениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога - отметить характерные для ребенка особенности. Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следу-ющих частей:

    прямое наблюдение; производные характеристики; темы для беседы.
Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе на-блюдения, и содержит следующие характеристики ребенка:
    Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, ги-
    гиена, косметика, одежда. Характеристики речи - голос, темп, разговорчивость, произноше-
    ние, словарь, вербальные реакции. Общая подвижность - быстрота, точность, целенаправленность,
    напряженность, нарушение подвижности. Социальное поведение - установление контакта, изменения пове-
    дения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость,
качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).
    Настроение - эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение,
    серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внеш-
    них факторов. Поведение в ситуации решения задач (теста) - отношение к зада-
    ниям, рабочие навыки, внимательность. Признаки невротической напряженности - движения рук, грима-
    сы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.
Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личност-ные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная об-становка. В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, роди-тели, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учи-теля, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опа-сения, страх, ситуации нагрузки.

Шкала оценок для измерения реактивности ученика

(Стреляу Я. Роль темперамента в пси-хическом развитии / Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1982. - С. 157-160) Для построения шкалы оценок использовалась ранее разработан-ная автором схема наблюдения. Шкала, примененная М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной систе-ме, была подвергнута дальнейшей модификации и в последнем вари-анте сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важными для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому ученик может получить максимум 50 баллов, минимум - 10. При этом уро-вень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает ис-пытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной реактив-ности, 10 - 0 максимальной. Приведем шкалу оценок вместе с краткой инструкцией, позволя-ющей читателю попытаться применить ее для своих целей.

Инструкция. Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следу-ет исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 - наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюда-емые движения ученика совсем лишены энергичности. Цифра 5 - самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения ученика очень, энергичны). Цифра 3 - средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства. Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных за-трат времени, суммируйте полученные результаты.

Схема наблюдения за проявлениями интереса, внимания учащихся на уроке (Викулов А. В. Выразительные движе-ния учащихся и их психологическая клас-сификация: Дис... канд. психол. наук. - Л., 1986.-С. 94) Зона лоб-брови:
    сведение - опущение бровей, поднятие бровей.
Зона глаз:
    увеличение - уменьшение глазной щели, поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века, характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом пред-
    мете или сходятся за пределами предмета), направление взгляда (в сторону, в лицо, в глаза), напряженность взгляда.

Зона от основания носа до подбородка:

    изменения уголков рта (оттянуты-опущены), тонус рта, размер ротовой щели (рот закрыт, полуоткрыт, открыт).
Зона головы:
    лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение-умень-
    шение); в фиксированной системе координат: полная, неполная, отсут-
    ствует лицеаая обращенность, изменения положения головы по горизонтали (влево, вправо),
    по вертикали (поднята, опущена), способы фиксации головы через опору на руку.
Зона шеи: изменение тонуса шеи (связано с изменением положения головы
йо вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор). Зона туловища:
    изменения положения туловища по отношению к предмету, обращенность плоскости туловища к предмету в относительной
    и фиксированной системе координат (аналогично лицевой обращен-
    ности).
Зона рук:
    тонус левой и правой кистей рук (сжата, растопырена, непроиз-
    вольный контакт с партой, другими предметами), движения, являющиеся средствами самовоздействия, самости-
    муляции: автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими час-
    тями тела.
Зона ног:
    изменение тонуса ног; смена позиции ног.


Карта наблюдений Стотта

(Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просве-щение, 1991. - С. 169) Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симпто-мов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I-XVI). В каждом СК образцы по-ведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждо-го из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие - «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу (см. табл. 1). Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии" очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующе-го СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-». Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических по-казателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие - 2 балла." Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 2). В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные пока-затели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в таблице 3, которая построена следующим образом: 1. Суммируются все баллы по каждому СК из таблицы 2.

2. Затем каждая из возможных сырых сумм оценок делится на мак-симально возможную сумму и умножается на 100 %.

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют
значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращать-
ся с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для прак-
тических нужд. " , С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) для каждо-го СК разбили на пять интервалов. Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень сла-бо выраженный СК V.HB может говорить о попытках ребенка устано-вить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающиеся непри-ятными для взрослого действиями. Интервал от 80 % до 100 % подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений. Интервалы от 20 % до 40 %, от 40 % до 60 %, от 60 % до 80 % соответ-ственно говорят о заметной выраженности, сильной выраженности, очень сильной выраженности качества. , Содержание симптомокомплексов КН Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным отно-сятся два типа учеников: первый - которые сами испытывают трудно-сти и создают множество трудностей для окружения (техперсонала, педагогов и других детей), так называемые «трудные»; второй - кото-рым в школе трудно, но окружающим они не доставляют неприятно-стей. Выявляемые особенности (внешних проявлений, образцов поведе-ния), называемые симптомокомплексами, следующие: /. НД - недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям. СК положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые достижения стоят ребенку огромных усилий. II. О - ослабленностъ (астения}. Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода «нейрофизической истощаемости». В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активнос-ти. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребен-ка, а следовательно, о его невозможности проявления активности. III. У - уход в себя. Самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви. IV. ТВ - тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны.
Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его. СК выражает тревожную надежду, стрем-ления, попытки ученика к установлению и сохранению хороших отно-шений со взрослыми. V. НВ - неприятие взрослых. Проявление различных форм неприятия взрослых: от избегания учителя, подозрительности к нему до неконтролируемой привычки враждебности. VI. ТД - тревога за принятие детьми. Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его дети и представ-ляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции, что и > СК ТВ, но в отношении сверстников. VII. А - асоциалъностъ. Недостаток социальной нормативности. Под этим термином не по-нимаются проявления антисоциального поведения, хотя при сильной выраженности (82 % и более) такое может иметь место. Слабая выра-женность СК А (14 % и менее) может быть и в случае, если нравствен-ные отношения ученика выше, чем предъявляемые ему школой мо-ральные требования (что, конечно, не обязательно, но встречается). VIII. КД - конфликтность с детьми. Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ и КД может гово-рить о попытках установления или сохранения хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигна-лом о начавшемся переходе «от любви к ненависти», когда проявления плохого еще чередуются с проявлениями хорошего. IX. Н - неусидчивость или неугомонность. Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усид-чивости, концентрации внимания, размышления, избегание долговре-менных усилий. X. ЭН - эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость.
Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Про-является в инфантильности речи, в тревожности, склонности к слезам и т. п.


XL PIC - невротические симптомы. Включают признаки невроза: преимущественно невроза навязчи-вых состояний - частое моргание, кусание ногтей, сосание пальцев и т. п.; отчасти невроза страха - «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно. СК, связанные с конституцией и типом нервной системы - О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У, - имеют важное значение для пони-мания личности учащегося. XII. С - среда. Содержит несколько внешних признаков - сигналов того, что ре-бенок растет в неблагополучной среде, прежде всего это касается се-мейного, круга. XIII. УР - умственное развитие. Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечат-ления, производимого уровнем умственного развития ребенка («про-сто глупый»). XIV. СР - сексуальное развитие. Фиксирует даваемую учителем общую оценку темпов и направлен-ности полового развития. XV. Б - болезни. Содержит внешние признаки, по которым можно определить забо-левание у ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диа-гноз. XVI. Ф - физические дефекты. Обращает внимание на ненормальность телосложения, слабое зре-ние и слух. Чтобы интерпретация числовой выраженности была адекватной, необходимо: 1) анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные образцы поведения; 2) привлечь дополнительные дан-ные об ученике, которые нужно получить от учителя в беседе или из составленной учителем характеристики.




Карта наблюдений

I. НД - недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.
    Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним
    наедине. Плачет, когда ему делают замечания. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно ока-
    зывает ее, если об этом попросят. Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные»
    роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как
    другие спокойно на это смотрят). Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. Лжет из боязни. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней. Никогда не приносит учителю цветы или другие подарки, хотя
    его товарищи часто это делают. Никогда не приносит и не показывает учителю найденные им
    вещи, хотя его товарищи часто это делают.
10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнориру-ет остальных мальчиков и девочек в классе. 1.1. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.
    Не подходит к учителю по собственной инициативе. Слишком застенчив, чтобы просить о чем-то (например, о по-
    мощи). Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают
    вопрос. Легко устраняется от активного участия в игре. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним
    здороваются.

П. О - ослабленностъ (астения). В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активно-сти, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симпто-мы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдро-ма О обычно сопутствуют выраженные синдромы ТВ и НВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения. 1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

    В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выпол-
    нении школьных заданий, либо нет. Ведет себя по-разному. Старательность в учебной работе меня-
    ется почти ежедневно. В играх иногда активен, иногда апатичен. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интере-
    са к чему бы то ни было. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения. Рассерженный, «впадает в бешенство». Может работать в одиночестве, но быстро устает.
    Для ручной работы не хватает физических сил. Вял, безынициативен (в классе). Апатичен, пассивен, невнимателен. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии. Движения замедленны. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться
    (и следовательно, ни к кому не обращается за помощью). Взгляд «тупой» и равнодушный. Всегда ленив и апатичен в играх. Часто мечтает наяву. Говорит невыразительно, бормочет. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.
III. У - уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустране-ние. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
    Абсолютно никогда ни с кем не здоровается. Не реагирует на приветствия. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим лю-
    дям. Избегает разговоров («замкнут в себе»). Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий
    («живет в другом мире»). Совершенно не проявляет интереса к ручной работе. Не проявляет интереса к коллективным играм. Избегает других людей. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или
    в чем-то подозревается.
    Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно
    приблизиться). Производит такое впечатление, как будто совершенно не заме-
    чает других людей.

    В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

    Ведет себя подобно «настороженному животному».

IV . ТВ - тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и
неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Сим-
птомы 1-6 - ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят
ли его взрослые. Симптомы 7-10 - старается обратить на себя внима-
ние и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 -
проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.
    Очень охотно выполняет свои обязанности. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней). Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им
    предметы, рисунки и т. п. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в
    семье. «Подлизывается», старается понравиться учителю. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
Изложение

Пособие включает описание принципов русского правописания и изложение правил орфографии и пунктуации с учетом тенденций их развития, отраженных в практике современной печати.

Текущая страница: 3 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

1.3. Упражнения

Упражнение 1. Перед вами таблица, обобщающая результаты наблюдения за движениями условно-рефлекторного и безусловно-рефлекторного характера у детей от рождения до 12 месяцев.

На основе этой таблицы составьте схему наблюдения с бланком регистрации, где необходимо указать как ситуации наблюдения, так и объекты, которые будут фиксироваться в качестве данных для обобщения.

Сроки развития врожденных и условно-рефлекторных движений рук у ребенка
...

Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 31.




Упражнение 2. По записи наблюдения определите его цель, вид и форму регистрации.

...

Леонов А. А., Лебедев В. И. Восприятие пространства и времени в космосе. – М.: Наука, 1968. – С. 73.

1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта. В это время был несколько встревожен и мало разговаривал, что для него совершенно нехарактерно. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совершения прыжка настроение приподнятое, но напряженность наблюдалась еще в течение часа.

2-й день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил, но напряженность еще давала себя знать.

4-й день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия парашюта на 10 с. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспечил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирования действия были правильными. Перед приземлением развернулся в подвесной системе по ветру. После приземления настроение приподнятое.

6-й день. На старте перед посадкой в самолет был, как обычно, спокоен и благодушен. Много шутил и разговаривал с медиками. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отличался юмором.

14-й день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50-секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Схема амбулаторного исследования В. Смекала в пункте 5 предусматривает всестороннее наблюдение за пациентом. Прочитайте внимательно этот пункт и ответьте на вопросы:

...

1. За какими сторонами психики ведется наблюдение?

2. Какова цель наблюдения в ходе амбулаторного исследования?

3. Как бы вы предложили организовать процедуру наблюдения?

4. Отвечает ли это наблюдение требованиям научного метода?

Схема амбулаторного исследования (В. Смекал)
...

Шварцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978. – С. 353.

1. Дата и место исследования. Анкетные данные.

Имя и фамилия клиента, дата рождения, национальность, место рождения. Возраст во время исследования. Образование (у школьников: класс, год обучения, в каких классах оставался на второй год).

2. Причина исследования: исследование проводится по просьбе…

3. Важные данные анамнеза об эндогенных и экзогенных факторах развития.

4. Состояние здоровья и физическая зрелость. Органы чувств, моторика, речь, латеральность.

5. Внешность и поведение при исследовании.

а) вид, чистота и опрятность, явные особенности;

б) ориентированность, что касается характера и цели исследования;

в) способ установления контакта: смелый-несмелый-равнодушный;

г) подход к испытанию: сопротивление-равнодушие-интерес, восторг-неуверенность-пассивность;

д) сотрудничество в течение испытания: реактивный-спонтанный-инициативный-выжидающий-любопытный; понятливый-непонятливый, самостоятельный-несамостоятельный, внушаемый; рассеянный-стойкий, постоянный; терпеливый-нетерпеливый;

е) реакция на решение заданий: успешность поощряет – неуспешность отталкивает; амбициозный; для испытуемого важно – не важно качество отметок, тревожность и напряжение; функциональная инерция – быстрое приспособление к изменению; полагается на себя – не полагается – переоценивает себя;

ж) общее настроение и социабельность: довольный-недовольный, серьезный-спокойный-веселый, грустный, вспыльчивый; вербальная или мимическая коммуникация с исследующим – равнодушие к исследующему – непрерывное наблюдение за реакцией исследующего;

з) динамика поведения: неспокойный (непостоянный, болезненно раздражительный, переменчивый) – тупой (торпидный, брадипсихический) – особые манеры (кусание ногтей, моргание, тики, подергивание и др.);

и) речь (фонирование и артикулирование), способы выражения: скорость, громкость, тон и акцент, выговор; грамматика; запас слов, особенности стиля, плавность, искусность, естественность.

6. Проведенные испытания и их количественные результаты.

7. Характеристика.

а) конституция и темперамент, вигильность, эмотивность;

б) мотивация: потребности, интересы, идеалы, ценности, возможности;

в) адаптационные механизмы, «оценка самого себя», фрустрационный тип и толерантность, воля (владение собой);

г) социабельность, позиции, ориентировка, дисциплинированность, добросовестность;

д) умения;

е) образование и умственный уровень.


Упражнение 4. На основе длительных наблюдений за спортсменами профессор А. Ц. Пуни пришел к следующим выводам:

...

Сильное предстартовое возбуждение наряду с мышечной скованностью может сопровождаться общим двигательным возбуждением, чаще всего выражающимся в повышении привычного темпа движений и речи. Спортсмен суетится, беспричинно торопится, хотя и делает все заранее, без всяких оснований боится опоздать к старту. Для овладения самостоятельным контролем за темпом движений и речи существуют разнообразные упражнения, общие принципы которых состоят в следующем: 1) тренировать плавность и медлительность движений; 2) чередовать в тренировке быстрый и медленный, плавный и резкий темп; 3) так организовать жизнь, чтобы обстоятельства не вынуждали спешить (Практические занятия по психологии/ Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физическая культура и спорт, 1977. – С. 133).

На основе этого вывода попытайтесь восстановить: а) что было объектом наблюдения? б) какова цель наблюдения? в) в каких ситуациях велось наблюдение?


Упражнение 5. К какому виду относится наблюдение Л. Н. Толстого, описанное в его произведении «Крейцерова соната»?

...

И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней.

Дав ход своему бешенству, я упивался им, и мне хотелось еще что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее высокую ступень моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, чтобы все-таки дать ход своему бешенству – схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо.

Упражнение 6. Используя схему, проведите наблюдение за детьми дошкольного возраста (4–6 лет).

Цель: установить индивидуальные особенности контактов детей с незнакомыми взрослыми.

Ситуация: первое знакомство.



Выделите индивидуальные особенности детей при установлении контактов со взрослыми по каждой из намеченных линий, обобщив результаты своих многократных наблюдений или данные разных наблюдателей в отношении одного и того же ребенка.

(По материалам кн.: Развитие обобщения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1974. – С. 160.)

Глава 2. Методики наблюдения

2.1. Методики формализованного наблюдения

В этой главе рассматриваются два вида наблюдения: формализованное и неформализованное. Раскроем более подробно специфику этих видов наблюдения и приведем конкретные методики каждого из них.

К формализованной методике может быть отнесена та, которая в какой-либо из своих частей имеет заданное извне (исследователем или составителем методики) ограничение. Это ограничение может касаться оценки степени выраженности наблюдаемых фактов (указаны баллы или мера выраженности в других формах). Может быть ограничен набор наблюдаемых признаков. В этом случае в протоколе или бланке регистрации задаются объекты наблюдения, которые нужно увидеть и зафиксировать их наличие или отсутствие. Термин «формализованный» может быть отнесен и к ситуациям, в которых ведется наблюдение. Здесь ограничения вводятся в отношении времени, пространства, вида деятельности, круга общения и т. д. Наконец, могут быть формализованы результаты наблюдения, если они получены на репрезентативной выборке и проведено их шкалирование (уровневое, нормативное и др.). При этом появляется возможность соотносить с имеющимися шкалами результаты вновь проводимых наблюдений.

Второе условие отнесения методики к формализованной состоит в том, что введенное в наблюдение ограничение должно быть постоянным на протяжении всего исследования. Это условие может относиться к выборке, к объектам наблюдения, к ситуациям. Например, все испытуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков (объектов наблюдения).

Называя методику формализованной, мы хотим подчеркнуть, что есть виды наблюдения, где исследователь полностью зависит от жизненных реалий, ничего в них не ограничивая, а только фиксируя изменения, которые он наблюдает.

Формализация всей программы наблюдения и статистическая проверка получаемых результатов с составлением нормативных шкал позволяют создать стандартизированную методику наблюдения. В качестве примера можно назвать «Карту наблюдений Стотта». Представленная в ней схема наблюдения состоит из 16 симптомокомплексов, в соответствии с которыми приведены оценочные шкалы.

Методики формализованного наблюдения существенно корректируют те недостатки, которые присущи наблюдению. Появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается отрицательное влияние наблюдателя (его субъективность), может быть достигнуто единство качественного и количественного анализа полученных фактов, а также установлены не только факты, но и их причины.

Ниже приводятся методики наблюдения, созданные и апробированные разными авторами. Эти методики могут быть отнесены к формализованным.

Перечень методик наблюдения, включенных в книгу
...

1. Методика наблюдения за поведением организатора дискуссии между детьми после просмотра телепередачи, спектакля и т. п. (сост. Н. Ю. Скороходова).

2. Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке (сост. Л. А. Регуш).

3. Методика экспертной оценки невербального поведения личности (сост. В. А. Лабунская).

4. Методика наблюдения за проявлением настойчивости и упорства в процессе тренировочного занятия или соревнования (сост. А. Ц. Пуни).

5. Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением (сост. А. Ц. Пуни).

6. Схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании (для детей от 6 до 15 лет) (сост. Ш. Гьюричова, П. Гусникова).

7. Шкала оценок для измерения реактивности ученика (сост. Я. Стреляу).

8. Схема наблюдения за проявлениями интереса, внимания учащихся на уроке (сост. А. В. Викулов).

9. Методика наблюдения за процессом решения учащимися задач (сост. А. В. Орлова).

10. Карта наблюдений Стотта.

11. Схема наблюдения за различными сторонами поведения маленького ребенка (сост. N. Bayley).

12. Методика наблюдения за проявлениями межличностных влечений подростков (сост. А. Г. Грецов).

Методика наблюдения за поведением организатора дискуссии между детьми после просмотра телепередачи, спектакля и т. п.
...

Возрастные особенности дискуссий в группах школьников / Сост. Н. Ю. Ско-роходова. – Петрозаводск, 1984. – С. 16–18.

Инструкция. По предложенной схеме можно провести как наблюдение, так и самонаблюдение за организацией дискуссии. Для этого нужно на шкале баллов обвести то значение, которое, по мнению наблюдателя, характеризует ту или иную сторону поведения организатора дискуссии.






Очень полезно сопоставить самооценку поведения и экспертные оценки. Значительные отличия в оценках говорят о неумении ведущего дискуссию контролировать и оценивать свое поведение. Анализ оценок поможет также обнаружить дефекты в ведении дискуссии и в дальнейшем направить усилия на корректировку своего поведения.

Методика наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке
...

(Составитель Л. А. Регуш)

Цель: дать характеристику словесных воздействий учителя на уроке.

Инструкция эксперту-наблюдателю:

I. Подготовка к посещению урока (занятия)

1. Уточнить и понять цели экспертизы коммуникативной культуры учителя, а также цель наблюдения.

2. Внимательно изучить схему наблюдения.

3. Вспомнить или заново познакомиться со спецификой метода наблюдения и требованиями к нему.

4. Настроить себя на объективную фиксацию наблюдаемого, исключив влияние субъективных установок на учителя, процесс и результат наблюдения.

5. Познакомиться со словарем терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий; при необходимости обратиться к дополнительной литературе.

II. Проведение наблюдения

1. При знакомстве с учителем, урок которого наблюдается, и установлении контакта с ним избегать формулирования конкретной цели наблюдения.

2. Фиксация наблюдаемых словесных воздействий ведется по схеме (см. таблицу, где в графе 4 записываются слова, обращения, высказывания, которые могут быть отнесены к тому или иному виду воздействий; если возникают трудности в отнесении тех или иных высказываний к определенному виду, можно воспользоваться словарем терминов).

3. Необходимо записывать словесные воздействия, отсутствующие в схеме, но имеющиеся в речи учителя. Этот материал следует использовать при проведении анализа и подведении итогов.


Словарь терминов, раскрывающих смысл различных видов словесных воздействий
...

Составлен по: Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1964.

Замечание – выговор, указание на ошибку.

Интонация – повышение или понижение голоса при произношении; манера произношения, отражающая чувства говорящего.

Инструкция – сформулированная в слове последовательность действий.

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Команда – краткий устный приказ.

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

Нотация – наставление, выговор.

Ободрение – внушение бодрости, поднятие настроения.

Порицание – выговор, осуждение.

Поощрение – то, что поощряет: одобрение, награда, содействие, сочувствие, возбуждающее желание делать хорошо, лучше.

Просьба – обращение, призывающее удовлетворить какие-либо нужды, желания.

Распоряжение – 1. То же, что и приказание. 2. Забота об устройстве, использовании, применении чего-либо.

Угроза – запугивание, обещание причинить зло.

Указание – наставление, разъяснение, указывающее, как действовать.

Упрек – неудовольствие, неодобрение или обвинение, высказанное кому-нибудь.

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

III. Обработка результатов наблюдения и формулирование выводов

2. Определить ранговое место каждого вида воздействий и проставить эти данные в графе 6.

3. Соотнести ранговые места того или иного вида воздействий, которые наблюдались у учителя на уроке, с данными, представленными в графах 1 и 3.


Примечание. В графе 1 приведены ранговые места словесных воздействий, которые характерны для учителей, имеющих высокий уровень понимания учащихся.

В графе 3 приведены ранговые места словесных воздействий для учителей, имеющих низкий уровень понимания учащихся.

Характеристика ранговых мест этих видов воздействий получена в исследовании С. В. Кондратьевой (Кондратьева С. В. Психологические проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания. – М.: Педагогика, 1981).

4. Сделать вывод:

а) о наиболее характерных для данного учителя словесных воздействиях на учащихся, принимая во внимание, что 1–4 – высокие, 5–8 – средние, 9-12 – низкие ранговые места того или иного вида воздействий;

б) свидетельствуют ли эти, наиболее характерные виды воздействий учителя о его понимании учащихся, учитывая, что одним из основных показателей коммуникативной культуры является понимание ученика.

5. Если проведенная обработка не позволяет определенно дать заключение о наиболее характерных словесных воздействиях учителя, то нужно обратиться к тем видам воздействий, которые не указаны в схеме, но которые вы установили и зафиксировали в ходе наблюдения, и использовать эти данные для разрешения сомнений.

Методика экспертной оценки невербального поведения личности
...

Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 150–153.

Инструкция. Вы часто общаетесь с… и, конечно, хорошо знаете его (ее) поведение, привычки. Выскажите, пожалуйста, свое мнение об особенностях его (ее) неречевого (невербального) поведения, ответив на вопросы, приведенные ниже. Оцените, как часто проявляются те или иные особенности поведения… в общении с вами и другими людьми.





Вопросы 1, 5, 8, 12, 15, 17 касаются общей оценки невербального репертуара личности с точки зрения его разнообразия, гармоничности, индивидуализированности и др.

Вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20 характеризуют способность человека к адекватному пониманию различных компонентов невербального поведения партнера.

Вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19 определяют способность к управлению, к целенаправленному использованию невербальных средств в общении.

Методика наблюдения за проявлением настойчивости и упорства в процессе тренировочного занятия или соревнования
...

Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физическая культура и спорт, 1977. – С. 147–148.

Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением
...

Практические занятия по психологии / Под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физическая культура и спорт, 1977. – С. 120–121.

Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения включает в себя оценку поведения, внимания, мимики, пантомимики, движений, статических поз, речи, вегетативных сдвигов.

Поведение

Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность…1

Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую соревновательную деятельность (правильное и рациональное исполнение упражнений, тактических приемов и т. п.)… 2

Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат (итог) соревнования… 3

Частая смена настроений, раздражительность… 4

Мимика, пантомимика

Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты… 1

Мимика и пантомимика не отличаются от обычных… 2

В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре… 3

Мимика напряженная, челюсти сжаты, желваки на щеках, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция… 4

Движения

Движения замедленные, вялые… 1

Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно… 2

Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет… 3

Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела… 4

Статические позы

Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения… 1

Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами. Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене… 3

Позы неудобные, частая их смена… 4

Речь

Речь замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос… 1

Обычная речь… 2

Речь более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно… 3

Речь частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса… 4

Вегетативные сдвиги

Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их… 1

Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный… 2

Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен… 3

Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены… 4

Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения


В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения. Оценка 2 балла соответствует обычному – фоновому – эмоциональному состоянию, свойственному человеку, находящемуся в спокойной обстановке; оценка 1 балл – недостаточному эмоциональному возбуждению (предстартовой апатии); оценка 3 балла – повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения (для многих спортсменов он является оптимальным, соответствующим состоянию готовности); оценка 4 балла – состоянию предстартовой лихорадки, когда внешние проявления эмоций свидетельствуют об их чрезмерной интенсивности.

Схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании (для детей от 6 до 15 лет)
...

Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Братислава, 1988. – Т. 2. – С. 215–216.

При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблюдения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычного психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным проявлениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога – отметить характерные для ребенка особенности.

Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей:

...

1) прямое наблюдение;

2) производные характеристики;

3) темы для беседы.

Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие характеристики ребенка:

...

1. Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда.

3. Общая подвижность – быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.

4. Социальное поведение – установление контакта, изменения поведения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).

5. Настроение – эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внешних факторов.

6. Поведение в ситуации решения задач (теста) – отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность.

7. Признаки невротической напряженности – движения рук, гримасы, кусание ногтей, потение, дрожание рук и т. д.

Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личностные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная обстановка.

В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, родители, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учителя, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опасения, страх, ситуации нагрузки.

Шкала оценок для измерения реактивности ученика
...

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Пер. с польск. – М.: Прогресс, 1982. – С. 157–160.

Для построения шкалы оценок использовалась ранее разработанная автором схема наблюдения. Шкала, примененная М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной системе, была подвергнута дальнейшей модификации и в последнем варианте сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важными для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому ученик может получить максимум 50 баллов, минимум – 10. При этом уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной реактивности, 10 – о максимальной.

Приведем шкалу оценок вместе с краткой инструкцией, позволяющей читателю попытаться применить ее для своих целей.

Инструкция. Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюдаемые движения ученика совсем лишены энергичности.

Цифра 5 – самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством, например движения ученика очень энергичны).

Цифра 3 – средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных затрат времени, суммируйте полученные результаты.




Схема наблюдения за проявлениями интереса, внимания учащихся на уроке
...

Викулов А. В. Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация: Дис… канд. психол. наук. – Л., 1986. – С. 94.

Зона лоб-брови:

...

Сведение – опущение бровей;

Поднятие бровей.

Зона глаз:

...

Увеличение – уменьшение глазной щели;

Поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века;

Характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом предмете или сходятся за пределами предмета);

Направление взгляда (в сторону, в лицо, в глаза);

Напряженность взгляда.

Зона от основания носа до подбородка:

...

Изменения уголков рта (оттянуты-опущены);

Тонус рта;

Размер ротовой щели (рот закрыт, полуоткрыт, открыт).

Зона головы:

...

Лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение – уменьшение); в фиксированной системе координат: полная, неполная, отсутствует лицевая обращенность;

Изменения положения головы по горизонтали (влево, вправо), по вертикали (поднята, опущена);

Способы фиксации головы через опору на руку.

Зона шеи:

...

Изменение тонуса шеи (связано с изменением положения головы по вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор).

Зона туловища:

...

Изменения положения туловища по отношению к предмету;

Обращенность плоскости туловища к предмету в относительной и фиксированной системе координат (аналогично лицевой обращенности).

Зона рук:

...

Тонус левой и правой кистей рук (сжата, растопырена, непроизвольный контакт с партой, другими предметами);

Движения, являющиеся средствами самовоздействия, самостимуляции: автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими частями тела.

Зона ног:

...

Изменение тонуса ног;

Смена позиции ног.

Статистически значимые изменения выразительных движений внимания школьников

Карта наблюдений Стотта
...

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – С. 169.

Карта наблюдений (КН) Стотта состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов (СК). СК отпечатаны в виде перечней и пронумерованы (I–XVI). В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие – «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу (см. табл. 1).

Заполняющий КН, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-».

Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие – 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки (табл. 2).

В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности СК у обследуемого от максимально возможной выраженности. Пересчет сырых оценок в процентные показан в табл. 3, которая построена следующим образом:

...

1. Суммируются все баллы по каждому СК из табл. 2.

2. Затем каждая из возможных «сырых» сумм оценок делится на максимально возможную сумму и умножается на 100 %.

Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют значение, но ориентировочное, поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осторожно. Методика не стандартизирована для практических нужд.

С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) для каждого СК разбили на пять интервалов. Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качества, что фактически мы имеем дело с качеством, отличным от присущего данному СК. Так, очень слабо выраженный СК V.НВ может говорить о попытках ребенка установить хорошие отношения со взрослым, но сопровождающихся неприятными для взрослого действиями.

Интервал от 80 до 100 % подобным образом показывает, что здесь качество СК переросло себя и мы имеем дело с другим качеством. Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно привлечение дополнительных сведений.

Интервалы от 20 до 40, от 40 до 60 и от 60 до 80 % соответственно говорят о заметной выраженности, сильной выраженности, очень сильной выраженности качества.

КН Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников: первый – которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружения (техперсонала, педагогов и других детей), так называемые трудные; второй – которым в школе трудно, но окружающим они не доставляют неприятностей.

Выявляемые особенности (внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами, следующие:

I. НД – недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям.

СК положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые достижения стоят ребенку огромных усилий.

II. О – ослабленность (астения).

Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода нейрофизической истощаемости. В более легкой форме спады энергии чередуются с проявлениями энергичности и активности. СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а следовательно, о его невозможности проявления активности.

Акселерация и инфантилизм - вариации одной проблемы развития личности.
Стоит отметить удивительное «родство» акселерации и инфантилизма. Явления эти, на первый взгляд, абсолютно разные и прямо противоположные, по сути своей происходят из одного корня, являются двумя вариациями одной проблемы - проблемы развития личности - фиксируя две ее стороны, две крайности, которые, как и полагается крайностям, сходятся. И то, и другое - и ускоренное развитие физических характеристик, и замедление темпов развития других личностных качеств - является нарушением нормального хода развития личности.
Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.

Это старейший метод психологического исследования. С его помощью можно получить обширную информацию о психике человека. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры, вроде тестов и опросников. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуемся согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними.

Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения психологических особенностей детей, поскольку ребенок как объект исследования представляет бóльшие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек.

В методе наблюдения в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, поэтому очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме.

Научное наблюдение как исследовательский, психодиагностический метод характеризуется

  • постановкой проблемы,
  • выбором ситуаций для наблюдения,
  • определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения,
  • разработанной системой фиксации и записи результатов.

Другими словами, наблюдение как метод включает цель и схему.

Цель наблюдения.

Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, - получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Такого рода наблюдение М. Я. Басов называет наблюдением вообще, наблюдением всего, чем характеризуется объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений.

Если цель наблюдения конкретна и определенна, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Такое наблюдение называется исследующим или выбирающим. Здесь заранее определено предметное содержание наблюдения (что наблюдать) и проведено расчленение наблюдаемого на единицы.

Предметное содержание наблюдения может быть достаточно общим, широким, а может быть узким и частным.

Схема наблюдения.

Независимо от того, какой характер носит наблюдение - поисковый или исследующий, наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий. Схема наблюдения включает

  • перечень единиц наблюдения,
  • способ и форму описания наблюдаемого явления.

Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению, - единицы поведения, которые и становятся единицами наблюдения. Эти единицы поведения в поисковом наблюдении могут быть сложнее, в исследующем - проще. Так, наблюдая за поведением вообще, исследователь, тем не менее, делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и т. д.

Если же предметом наблюдения является только речь ребенка, то единицами могут быть содержание речи, ее направленность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя и т. п. Таким образом, единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а также по содержанию.

Выбор способов и формы описания наблюдения.

Зависят от того, каков его характер: поисковый или исследующий. Однако имеются некоторые общие требования к записи наблюдения:

1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только что происходило и каким образом (фотографическая запись).

2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку (фон), в которой он происходил.

3. Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность.

При поисковом наблюдении обычно используются формы записей в виде сплошного протокола или дневника (можно прибегать и к таким формам, как кино-, фото-, видеорегистрация).

В исследующем наблюдении часто заранее перечислены категории, в которых будет осуществляться запись единиц наблюдения. Добавлять в эту систему что-то новое нельзя. Иногда категории могут содержать только одну единицу наблюдения, но чаще всего несколько разных единиц наблюдения относятся к одной категории. В этом случае наиболее распространенными способами записи наблюдения являются запись в символах (пиктограммы, буквенные обозначения, математические знаки и сочетания двух последних) и стандартный протокол, который имеет вид таблицы.

В педагогических и психологических исследованиях применяется широкое разнообразие видов, форм наблюдения. К числу наиболее распространенных видов можно отнести следующие:

1. Наблюдения, распределённые во времени:

  • лонгитюдные, или «продольные» (проводятся в течение длительного времени, обычно ряда лет и предполагают постоянный контакт исследователя и объекта изучения);
  • периодические, (проводятся в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени);
  • единичные, или однократные (обычно представлены в виде описания отдельного случая).

2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть

  • полевыми (естественными для жизни наблюдаемого условия),
  • лабораторными (объект наблюдается в искусственных условиях) и
  • спровоцированными в естественных условиях.

3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть

  • открытым и
  • скрытым (например, через стекло Гезелла), или
  • наблюдением со стороны и
  • включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником).

Включенное наблюдение, как и наблюдение со стороны, может быть открытым и скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито).

Перечисленные виды наблюдения не противостоят друг другу и в реальном конкретном исследовании могут сочетаться.

В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки.

Сформулируем правила, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается:

  • проводить многократные систематические наблюдения данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей;
  • не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом;
  • не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации;
  • стараться быть беспристрастным;
  • оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека), и окончательная оценка должна образовываться из их наблюдений, при этом суждения каждого должны быть независимыми.

А теперь о самонаблюдении.

Самонаблюдение - наб­людение человека за внутренним планом своей собственной психической жизни, с последующей фиксацией ее проявлений (т.е. фиксацией переживаний, мыслей, чувств и др.). В современной психологии дан­ные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты самонаблюдения могут фиксироваться в различных документах - письмах, автобиографиях, анкетах и др.

Самонаблюдение не следует смешивать с интроспек­цией как субъективным методом. Самонаблюдение характеризуется тем, что наблюдаемые явления, процессы должны завершиться, и только потом события восстанавливаются по памяти; именно поэтому искажения, обусловленные процессом самонаблюдения, как таковым, отсутствуют. Интроспекция, наоборот, представляет собой попытку "подглядеть" за событиями психической жизни по ходу дела, в результате чего наблюдаемые психологические явления безнадёжно искажаются. Поэтому интроспекция в отличие от самонаблюдения никакой научной ценностью не обладает.

Результатом самонаблюдения является в ряде случаев самоотчет - описание чело­веком самого себя в относительной целостности психических и личност­ных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошиб­ки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испы­туемых склонна, давая его, пред­ставлять себя в возможно более выгодном свете.

При разработке программы (схемы) наблюдения исследователь отвечает на вопрос, КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДАТЬ?Создание схемы наблюдения представляет собой сложную работу, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Схема наблюдения выступает как средство качественного описания наблюдаемой реальности. В схеме отражено все, что составляет основу конкретного интересующего исследователя способа поведения испытуемого. Выделенные в ней элементы поведения позволяют упорядочить процесс наблюдения, ограничить его определенными рамками, а также оптимизировать регистрацию данных наблюдения.

Схемы наблюдения представлены четырьмя процедурными разновидностями и выполняются как:

1) перечни индикаторов, признаков внешних проявлений изучаемого явления ;

Описываются конкретные элементы поведения, характерные для изучаемого психического явления. В ходе наблюдения фиксируют, какие из них и насколько часто проявляются. Каждый индикатор должен быть однозначным и одинаково пониматься разными людьми. В данной схеме совокупность индикаторов считается открытой. В нее при необходимости можно вносить те или иные дополнения.

Такая схема содержит полное описание всех проявлений интересующего исследователя поведения. Совокупность категорий составляется на определенной научной основе. Предполагается, что она охватывает все теоретически допустимые внешние проявления изучаемого явления. Здесь "именно теория решает, что мы можем наблюдать …" (Альберт Эйнштейн), "а категории содержат в себе "скрытое" объяснение – некую теорию наблюдаемых явлений" (Н.А.Кременцов). Процесс получения эмпирических данных контролируется включением теоретического «взгляда» на изучаемое явление.

Категории определяются операционально, не пересекаются с другими категориями, имеют ту же степень общности, что и другие, и выражают определенный аспект задачи исследования. Они могут появиться как результат эмпирического обобщения в предварительном исследовании и использоваться для классификации наблюдавшихся типов поведения.

3) перечни достаточно общих вопросов ;

Такая схема – это как бы вопросы наблюдателя самому себе относительно особенностей поведения объекта наблюдения. В беседе или анкете, в свою очередь, будут задаваться вопросы другому, в том числе и самому объекту исследования.

4) перечни субъективных шкал (оценочных, порядка);

При таком способе наблюдения внимание исследователя обращено не столько на наличие того или иного признака, сколько на количественную степень его выраженности (интенсивности) или представленности. Заранее составленная субъективная шкала заполняется, как правило, либо на последней стадии наблюдения, либо по его окончании.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....