Праздники жатвы — Зажинки и Дожинки, согласно данным этнографии, приурочены к различным датам церковного календаря. Поговорки и приметы

Ритуалы в начале этих работ назывались зажинки, в конце - дожинки

Первая буква "ж"

Вторая буква "а"

Третья буква "т"

Последняя бука буква "а"

Ответ на вопрос "Ритуалы в начале этих работ назывались зажинки, в конце - дожинки ", 5 букв:
жатва

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова жатва

"битва" за урожай

Семь мужиков обещали помочь «губернаторше» Матрёне Тимофеевне именно в этой работе за правдивый рассказ о жизни и о счастье

Картина голландского живописца Винсента Ван Гога

Собранный во время уборки урожая зерновых

Сельскохозяйственная страда, которая дала название десятому месяцу календаря Конвента - мессидору

Уборка зерно-бобовых

Уборка зерновых

Определение слова жатва в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
жатвы, мн. нет, ж. Действие по глаг. жать Не хватило рук для жатвы. Время уборки хлебов. До жатвы ждать недолго. Готовые для уборки хлебные растения (книжн.). Жатва струилась, ожидая серпа. Пушкин. 2. перен. Обильный сбор, выгодное приобретение в результате...

Википедия Значение слова в словаре Википедия
«Жатва» - название нескольких картин: « Жатва » - картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1565 году. « Жатва » - картина Ивана Шишкина, написанная в 1850-х годах. « Жатва » - картина Винсента ван Гога, написанная в 1888 году. « Жатва » - картина...

Примеры употребления слова жатва в литературе.

Он может быть употреблен не только для вспахивания, бороньбы, сеяния и жатвы , но также для молотьбы, для приведения в действие мукомольных, лесопильных и других мельниц, для выкорчевывания пней, распашки снега, решительно для всего, что требует двигатель средней силы, начиная от ножниц для стрижки овец и кончая печатанием газет.

Хорошо хоть то, что сейчас в работе вроде бы перерыв, на хуторах народ дух переводит после весенней спешки, а потом опять горячка начнется -- и вывозка навоза, и сенокос, и жатва , еще и нас заставят работать, не дадут спокойно хлев чинить.

Хлеба сильно выколосились, зерно выспевало, скоро и здесь начнут жатву .

Разве и она не прекрасна в золотом сиянии и пышной окраске умирающих лесов, со своими кроваво-красными закатами и призрачными вечерними туманами, с веселой суетой жатвы , скрипом нагруженных телег, звонкой перекличкой собирающих оставленные колосья детей и галдением ворон, галок и грачей, повсюду в эту пору находящих себе обильный корм?

Выращивали двурядный ячмень, практиковалась жатва дикорастущей пшеницы-однозернянки.

ДОЖИНКИ (обжинки, отжинки; госпожинки, оспожинки - от Госпожин день, Успение), комплекс обрядов, связанный с окончанием жатвы у славян. Дожинки приурочивались к ближайшим по времени праздникам, у русских чаще к Успению. Обычно сочетались с помочью и поочерёдно совершались у разных хозяев. Основные обряды были направлены главным образом на обеспечение плодородия поля и силы жниц. Жницы катались по стерне, кидали серпы (иногда загадывая при этом своё будущее), старшая жница «завивала» («заламывала») «бороду» (русский - коза, козулька, косица, чешский - стодола, польский - пшепюрка, кокоска и др.; пучок несжатых колосьев, пригнутых к земле, скрученных жгутом, заплетённых косой, и т.п.). «Бороду» опахивали, обкладывали камнями, серпами, посыпали солью, поливали водой, вокруг неё водили хоровод, через неё прыгали, по ней катались, на ней гадали и т.д. У белорусов с обрядом «бороды» связан особый тип дожиночных песен (бородные песни, борода), часто - обсценного характера; основные герои - козёл и перепёлка, которую жницы выгоняют с поля (отсюда название «бороды» - «козёл» и «перепелица»). «Борода» ассоциировалась с персонажем - покровителем жатвы («Бог», Дед, Козёл, Илья-пророк и др.).

Помимо символики плодородия культа ряд черт связывал дожинки со свадебной обрядностью (смотри Свадьба). Так, процессия с поля к дому хозяина возглавлялась одной из жниц (украинская - молодая, княгиня, белорусский - багиня, талака и др.) с венком из последних колосьев с цветами, лентами, плодами и т.п., иногда наряженной в виде снопа. Процессия исполняла песни с преобладанием плясовых напевов и свадебной тематики. Если по пути встречали мужчину, главная исполнительница надевала на него свой венок; после уплаты выкупа его отпускали. У западных славян главную роль могла исполнять пара, изображавшая жениха и невесту; жнецы сопровождали их как дружки на свадьбе. Хозяин или хозяйка встречали жниц на крыльце, им вручали венок, который помещали в красный угол (вешали над дверью и т.п.) и хранили до следующей жатвы; иногда зёрна из жатвенного венка добавляли в посевное зерно или употребляли в святочных обрядах: приготовляли из него рождественский хлеб, скармливали скоту или домашней птице и т.п.; в Польше жатвенный венок часто освящали в костёле. У русских, болгар, западных славян сходные обряды совершались с последним снопом (обжинок, пожинальник, соломатник, именинник), иногда наряженным в виде женской и/или мужской кукол (порой использовались разные виды зерновых, например, мужскую куклу изготовляли из овса, женскую - из ржи), называемых «Иван и Марья», «Солоха и Овсей», «Дед и Баба» и т.п. Завершались дожинки угощением в доме хозяина (пожинальница), основное блюдо - «отжинная» каша, особый хлеб, в Сибири - саламат и др. Местами дожинки продолжались неделю. Ряд обрядов сближают дожинки с Масленицей: куклу из снопа носили по селу и затем топили в реке или сжигали, разбрасывая пепел в поле (иногда её хранили до следующего года, во время засухи носили с крестным ходом и т.п.); молодожёны на дожиночной неделе посещали тестя; у западных и южных славян на дожинки приносили в жертву петуха (иногда в виде ритуальной игры) и т.п.

Лит.: Жнiyныя песни. Miнcк, 1974; Терновская О. А. «Борода» // Славянские древности. М., 1995. Т. 1; Усачева В. В. Венок жатвенный // Там же; Виноградова Л. Н., Усачева В. В. Жатва // Там же. М., 1999. Т. 2; Виноградова Л. Н. Жнивные песни // Там же; Усачева В. В. Обжинки // Там же. М., 2004. Т. 3.

народно-христианский

Дожинки, Спожинки, Досевки, Земля-именинница, Большая пречистая, Plon (польск.)

Значение:

Окончание жатвы хлебов

Отмечается:

восточными и западными славянами

15 (28) августа. В некоторых регионах России обряды Обжинок проводили 8 (21) сентября (Осенние спожинки) или 14 (27) сентября (Воздвиженье). Мазуры отмечали дважды: по случаю уборки яровых и после сбора всех злаков

Празднование:

завивали «бороду» из колосьев, чествовали последний сноп, мирская складчина, освящали убранное жито и собранные травы (зелье)

Связан с:

Успение Богородицы (церк.)

Обжи́нки (Дожи́нки , Успе́ние ) - день народного календаря славян и обряд завершения жатвы, совпадающий с христианским праздником Успение Пресвятой Богородицы, который отмечается 15 (28) августа. К середине августа заканчивалась жатва хлебов, отсюда и название праздника. Включал в себя ритуалы, связанные с дожиночным снопом, ритуал «завивания бороды», обливания жниц и праздничную трапезу.

Обжинки характерны прежде всего для восточно- и западно-славянской традиции; у южных славян праздник окончания уборки хлебов смещён на период обмолота зерна.

Другие названия

Дожинки, Спожинки, Досевки, Оспожинки, Госпожинки, Госпожин день (летопис.), Спожиницы (торж.), Вспожинки, Спасов день, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины, «Талака» (белорус.), «Спажá» (белорус.), «Сплине» (белорус.), «Вспленье» (белорус.), Осенины, Земля-именинница, «Plon» (польск.), «Pepek» (польск.) - Пупок, «Święto Matki Boskiej Zielnej» (польск.), «Matka Boża Owocowa» (польск.), «Matka Boska Wniebowzięta» (польск.), «Maria Kořenná na nebe vzeti» (чеш.), Большая пречистая, «Перша Пречиста» (укр.), «Dožinky, Obžinky, Dožata, Homola» (чеш., словац.); Успенщина, Успение (христ.).

Время проведения

Справлялись Обжинки в XIX веке в зависимости от климата и местности в разное время: У восточных славян Обжинки часто приурочивались к Успению , в Сибири совпадали с праздником Воздвижения (Здвиженье) . В польском Поморье - в день св. Лаврентия (10 августа), у лужичан и кашубов - в день св. Варфоломея (24 августа). Болгары и сербы, приурачивая к молотьбе, отмечали часто в конце сентября. У западных славян-католиков день часто был связан или с праздником Вознесения Девы Марии (польск. Święto Matki Boskiej Zielnej , 15 августа) или с осенним равноденствием (23 сентября).

У поляков Обжинки отмечали после завершения уборки каждой из зерновых культур и в конце всей жатвы; последние нередко назывались «окренжна» - (польск. okrężna ). В ряде мест Обжинки устраивались дважды: праздник по случаю уборки ржи в Вармии и Мазурии назывался plon (более старая форма), а после сбора с поля всех злаков - okrężyie и dożynki . В некоторых регионах Украины и Белоруссии Обжинки (Дожинки) справляли только в конце жатвы озимых, в других - только в конце жатвы яровых.

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь отмечала завершения жатвы 8 (21) сентября, выезжая на острова для проведения праздника.

Выжанка

На исходе лета в хозяйстве, где осталось ещё не убранное поле, его дожинают толокой (то есть с добровольными помощниками).

Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить «дух поля», который переселяется в него. По завершению работ жнеи катались по ниве со словами:

По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой - завивают «бороду» -великанам, Велесу, Николе, Илье-пророку, «Божью бороду», «козу», «деда», «перепёлку»:

В Полесье в последние колоски клали хлеб-соль. Обряд «завивания бороды» основан на представлении о духе поля, скрывающемся в последнем несжатом снопе.

В некоторых местах последний сноп связывали специальным небольшим свитком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

Последний сноп - «именинник», он пользовался особым почётом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками. После из колосьев сплетали венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».

Если по пути домой встречался мужчина или хлопец, девушка снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевала венок хозяину на голову. Все входили в хату, где уже ждал ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша - чтобы посевы были густые. Выпив, девушки запевали:

Наиболее рельефно товарищеское начало проявлялось в таких «толоках» или «выжанках», во взаимопомощи при окончании жатвы. Единственным вознаграждением лиц, явившихся на «выжанку», служило угощение. Заранее оповещалось, что у такого-то будет «выжанка». Женщины охотно шли на «выжанку», имея в виду возможность несколько повеселиться в разгар полевых работ, обеспечить себе подобную же помощь. Работали с песнями и шутками, один другого подбодряя. Успех работы при этом бывал настолько велик, что иные оставляли к «выжанке» добрую половину всей своей жатвы. Ф. М. Истоминым в 1893-м году в Костромской губернии записана довольно любопытная в бытовом отношении «помочанская» песня:

В Ярославской губернии последний сноп «дожина» являлся всегда снопом ярового хлеба. Жницы с поля несли его в свой дом и клали в передний угол или на передний «попавошник», или на лавку. Часто это сноп стоял в переднем углу под «божницей». В иных местах последним выступал овсяный сноп. Снопом этим на Покров день, хозяин дома «закармливал скот». Для этого он утром в Покров день шёл во двор и прежде всякого другого корма раздавал каждой скотине часть последнего снопа. Сноп этот раздавал в рукавицах - «чтобы скот зимою не зазяб».

В степных губерниях России начинали сеять озимые за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней дня после этого дня. Сроки обычно корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда успевали отсеяться к Яблочному Спасу.

Утром, пред выходом на посев озимых, вся семья усердно молилась, хозяйка давручала мужу хлеб с солью. Сеяльщик клал на телегу три снопа ржи с прошлого урожая, а на них в мешках укладывал семена ржи. На поле засевальщика встречали дети с пирогом и грешневой кашей. После засева пирог и каша съедались там же всей семьёй.

Иные обряды

Перед иконой «Прибавление ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении.

В этот день святили жито и всё что растёт на поле, а также цветы. Поляки в этот день святили в костёлах зерновые культуры, горох, лён, овощи, фрукты, а также лекарственные растения, или травы, которые могли защитить от чародейства.

Большим событием в жизни крестьянской молодежи Тамбовской и Рязанской губерний было одевание на Успение первой понёвы девушкам 14-16-летнего возраста. Для этого ритуала было всего три праздника в году: Пасха, Семик-Троица и Успение. Одевание первой понёвы на Пасху и Троицу давало возможность понёвницам участвовать в весенних и летних девичьих хороводах, одевание понёвы на Успение - в молодёжных осенних посиделках.

На Украине с этого дня и до Покрова начинали засылать сватов: «Пришла Пречистая - принесла сватов нечистая» (укр. Прийшла Пречиста - принесла старостів нечиста ).

В Полесье «на дожынки подают четверть водки и петуха; или петуха, яичницу, рыбу и поросёнка; петух должен быть подан обязательно». В священном городе балтийских славян Арконе на дожинки делался огромный пирог, и перед застольем жрец прятался за него и спрашивал у собравшихся - видят ли его и, услышав, что не видят, желал всем, чтобы на следующий год они также не смогли его видеть за урожаем хлеба.

В Обжинки же, как в весенние вечера, собирались парни и девушки под открытым небом. Тут забавы и игры, пение песен и пляска под музыку. На Обжинки нередко собирались пожилые, чтобы «полюбоваться юной резвостию»; молодые женщины приходили украдкой, чтобы повеселиться и погоревать о своей неволе.

В Словении считается последним днём лета или первым днём осени, с которого охлаждается вода и уже не купаются.

Рябиновые ночи

С этого дня бывают «рябиновые ночи». Интересную запись, сделанную в Полесье о рябиновых ночах, приводит Чеслав Петкевич. «Рябиновая ночь бывает меж Пречистыми (15.08-8.09 по ст. стилю) и не дай Боже, штоб она у леси застигла хришчёного человека. Перуны бьють один за одним, страшенный ливень льёт и сховаться некуда, а блискавица блись, да блись, здаётся, что весь свет горит. У эту ночь рябки (рябчики) як поразлетаются по всему лесу, то уже так и живуть по одиночки. За этим-то эта ночь зовётся рябиновая».

Фестивали «Дожинки»

В Польше фестиваль «Дожинки президентские в Спале» проходил ежегодно с 1927 по 1938 годы в Спале, проводившиеся в том числе и на территории Западной Белоруссии. В 2000 году были возрождены как «Дожинки президентские».

В Белоруссии с 1996 года ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дожинки“» (белор. Рэспубліканскі фестываль-кірмаш працаўнікоў вёскі „Дажынкі“ ).

Поговорки и приметы

  • Начало Молодого бабьего лета или лета молодух (настоящее бабье лето начинается с 29 августа (11 сентября)).
  • Молодое бабье лето ведряное - жди ненастья на старое.
  • На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
  • Спажа - хлеба дежа (белор. Спажá - хлеба дзяжа ).
  • Первая пречистая жито засевает, а Вторая помогает (укр. Пéрша жито засіває, а Друга помагає ).

Берегите природу! Не для кого уже сейчас не является секретом то, что мы сейчас с вами живем в эпоху больших экологических проблем. Все явней становится проявление того, что на нашей планете все меньше остается растений и животных. И в большинстве случаев в этом виноваты мы с вами. Проблема экологии – одна из глобальных проблем человечества на Земле. Загрязнение водоемов сточными водами, загрязнение воздуха выхлопными газами машин и заводов, загрязнение лесов, парков и скверов бытовым мусором…. Это всего лишь маленький перечень того, как широко распространена проблема экологического загрязнения. И все чаще в голове возникает один и тот же вопрос «А можно ли этого избежать? И что нужно сделать для того, чтобы мы-люди лучше относились к святая святых - природе-матушке?» Экологическое воспитание закладывается в нас еще в детстве, когда прогуливаясь по улице с мамой, мы бросаем бумагу на землю и после того, как мама объяснила, что этого делать нельзя, берем и поднимаем мусор и выбрасываем в близстоящую урну. Нас учат не разорять птичьих гнезд и муравейников, не рвать растения, не ломать ветви деревьев и кустарников. Мы стараемся выполнять все правила, но почему же со временем от этого проблемы не исчезают? Почему со временем перестает быть обязанностью каждого убирать за собой мусор? Почему, вырастая, человек теряет эти способности? Ведь убрать за собой мусор, не грызть семечки на улице, не бросать полиэтиленовые пакеты и пластмассовые бутылки не составит большого труда. Даже если подумать то, что каждый из нас убирает за собой все то, что он набросал, то откуда же тогда берутся горы мусора в близлежащих посадочных зонах? Откуда свалки в лесных массивах и прибрежных зонах? Не понятно….. Природа дает человеку все самое лучшее: чистые пресные водоемы, зеленые раскидистые леса, чистый воздух. Но мы не умеем пользоваться ее благами и дарами. Мы не ценим того, что у нас есть. Не умеем воспринимать природу такой, как она была вначале, не умеем беречь то, что нам она дала. Мы вырубаем леса, для того, чтобы построить себе красивые и теплые дома, ведь дерево-это самый качественный для этого материал; вырубать-то мы вырубаем, а вот обратно вернуть посаженный саженец не все способны. Ежегодно уничтожаются сотни гектаров зеленых насаждений и лесных массивов. Научные сотрудники WRI и специалисты Мэрилендского университета и компании Google сообщают, что по подсчетам Россия является мировым лидером по уничтожению леса. Таким образом, ежегодно в России погибает 4,3 млн. гектаров леса. Основные причины этому: добыча полезных ископаемых, пожары, которые возникают по вине человека, вырубка лесов, а также расчистка леса для сельскохозяйственных нужд и промышленных выбросов. Где бы ни был человек, он везде оставляет неизгладимые раны природе и наносит огромный вред нашей Земле. Человеческая жестокость по отношению к Калдеронским дельфинам, массовые уничтожения диких косуль, кабанов и благородных оленей, рыболовство во время нереста…. Это лишь малые примеры того, как человек обращается с природой

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...