«Политическая система РФ» (Подготовка к ЕГЭ). Основания политических сообществ, виды политических сообществ в исторической ретроспективе Особая организация политической власти в сообществе

Тест по курсу «Политические системы современной России»
1.Какую функцию выполняет подсистема политики

А) функцию адаптации

Б) функцию целеполагания

В) функцию координации

Г) функцию интеграции
2.Особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом называется

А) государство

Б) страна

В) город


Г) конфессия
3.К национальному государству относится

А) религиозная община, объединяемая единством вероучения

Б) общность людей на этнической основе, способная служить основанием либо одним из элементов нации

В) идеология и практика сосуществования различных культурных групп

Г) особая организация политической власти в сообществе.
4.Политическая система, сложившаяся после Второй мировой войны и характеризующаяся противостоянием двух блоков государств - социалистического во главе с СССР и капиталистического во главе с США, называется

А) Североатлантическое мироустройство

Б) Варшавское мироустройство

В) Вашингтонское мироустройство

Г) Ялтинское мироустройство
5. Международное учреждение Организация Объединенных Наций была создана для

А) проведения и контроля свободной международной торговли

Б) решения мировых конфликтов

В) проведения агрессивной информационной политики

Г) предотвращения мирового экономического кризиса
6.Как называлась Организация стран - производителей и экспортеров нефти, которая была создана в 60-е годы XX

А) ОПЕК


Б) ЕС
Г) ТНК
7.Кто проводил из перечисленных ниже стран политику «открытых дверей»
Б) Китай

В) Япония

Г) Германия
8.Как называется система исполнения функций государства, при которой значительная их часть автоматизируется и переносится в Интернет

А) электронная почта

Б) информационная экономика

В) электронное правительство

Г) информационное общество
9. Приватизацией называют

А) денежная оплата права пользования арендуемым имуществом

Б) процесс передачи государственной собственности в частный сектор

В) доход, который приносят факторы производства

Г) процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между кредитополучателем и его кредиторами и дебиторами.

10. Какая страна из ниже перечисленных, является президентской республикой

А) Франция;

Б) ФРГ;


В) Китай;

Г) Россия.


11.Как завершился конфликт между Съездом народных депутатов и Президентом Борисом Ельциным, после распада СССР

А) принятием новой Конституции и выборами в российский парламент

Б) только принятием новой Конституции

В) только выборами в российский парламент

Г) введение должности президента
12. Нижней палатой российского парламента, состоящая из 450 депутатов является

А) Федеральное Собрание

Б) Государственная Дума

В) Совет Федерации

Г) Съезд народных депутатов
29.Государство, законодательно провозгласившее приоритет одной из наций, проживающих на его территории называется

А) моноэтническое государство

Б) полиэтническое государство

В) национальное государство

Г) империя
13. Эмитентом называют

А) обязательный государственный денежный сбор, взимаемый таможенными органами при вывозе товаров за пределы государства

Б) вид политико-экономической деятельности, основной сферой которой является установление регламента и финансово-правовое регулирование в сфере экономических операций

В) юридическое лицо, выпускающее эмиссионные ценные бумаги

Г) целенаправленное действие по ограничению или минимизации риска, метод финансирования риска, заключающийся в передаче риска.
14. Чувство гордости за свою нацию и стремление к ее возвеличиванию называется

Б) самосохранения;

В) гордости;

Г) патриотизма.
15.Под идеологическим доминированием понимается

А) высокий уровень развития коммуникационных технологий;

Б) предполагает контроль за основными объектами собственности в других странах;

В) когда одну систему взглядов пытаются навязать всем странам;

Г) предполагает контроль за большими денежными ресурсами.
16. Демократия в её современном понимании имеет своё начало в

А) Древнем Египте;

Б) Древней Греции;

В) Древнем Китае;

Г) Древней Индии.
17.В каких из ниже перечисленных стран, существует конституционная монархия

А) Россия;

Б) Испания;

В) Франция;

18.Государство, обеспечивающее приоритет таких ценностей, как свобода, права человека, частная собственность, выборность и подотчетность народу органов власти в сочетании с формированием органов власти исключительно народом данной страны называется

А) конституционная демократия;

Б) эгалитарная демократия;

В) социалистическая демократия;

Г) суверенная демократия.


19. В последнее время значимым элементом концепции государственной безопасности в России становится

А) суверенная демократия

Б) олигархическая демократия;

В) конституционная демократия;

Г) социалистическая демократия.
20.Способность страны выдерживать конкуренцию в международных экономических отношениях называется

А) национальная политика;

Б) конкурентоспособность страны;

В) информационная модель экономики;

Г) политико-экономическая деятельность страны.
21.Совокупность экономических, социальных, правовых и организационных принципов управления в государстве, которое состоит из субъектов, сохраняющих в большей или меньшей степени политическую самостоятельность, называется

А) конституционализм;

Б) унитаризм;

В) федерализм;

Г) демократизм.
22.Под коррупцией понимается

А) преступная деятельность в сфере государственного и муниципального управления, направленная на извлечение материальной выгоды из служебного положения и властных полномочий;

Б) принцип устройства общества, при котором успех, продвижение, карьера, общественное признание человека и гражданина напрямую зависят от его личных заслуг перед обществом;

В) показатель материального благосостояния людей, измеряемый величиной их дохода (например, ВНП на душу населения) или с помощью индикаторов материального потребления;

Г) сплоченные социальные общности, подготавливающие и принимающие важнейшие решения в сфере экономики и бизнеса.
23.Одобрение и поддержка законной власти народом называется

А) суверенитет;

Б) легитимность;

В) законопослушность;

Г) митинг.
24.Сфера деятельности людей, которая неизбежно оказывает определяющее, властное влияние на все остальные сферы, является

А) экономика;

Б) религия;

В) политика;

Г) информация.
25.Систематически организованное мировосприятие, выражающее интересы определенной общественной группы (класса, сословия, профессиональной корпорации, религиозного сообщества и т. д.) и требующее подчинения индивидуальных помыслов и поступков каждого члена такой группы целям борьбы за участие во власти называется

А) политическая идеология;

Б) идеологическая борьба;

В) политическое сознание;

Г) политическая культура.

26.Как называется общество, где власть пытается насильственно утвердить идеалы господствующей идеологии в сознании граждан и в практической жизни

А) культурное общество;

Б) идеократическое общество;

В) индустриальное общество;

Г) демократическое общество.


27.К чему приводит наличие многопартийности

А) к политической оппозиции;

Б) к соблюдению верховенства закона;

В) к политической конкуренции;

Г) к свободе получения и распространения информации.
28.Как называется форма организации государства, при которой законодательная власть в стране принадлежит выборному представительному органу (парламенту) и глава государства избирается населением (или специальным избирательным органом) на определенный срок

А) конституционная;

Б) республиканская;

В) федеративная;

Г) монархическая.
29. Высшим законодательным органом страны в парламентской республике является

А) парламент;

Б) законодательное собрание;

В) дума;


Г) партия.
30. Какая страна из ниже перечисленных, является парламентской республикой

А) ФРГ;


Б) США;

В) Россия;

Г) Франция.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества - государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Политическая публичная власть – это определяющий признак государства. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воли, навязывать ее подвластным. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет – их иначе называют чиновниками, бюрократами, управленцами, политической элитой и так далее. Власть политической элиты имеет институализированный характер, то есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Аппарат или механизм государства является материальным выражением государственной власти. К важнейшим государственным органам относятся законодательные, исполнительные, судебные органы, однако особое место в аппарате государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе карательные функции – армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения. Отличительным признаком государственной власти от других видов власти (политической, партийной, семейной) является ее публичность или всеобщность, универсальность, общеобязательность ее указаний.

Признак публичности означает, во-первых, что государство является особой властью, которая не сливается с обществом, а стоит над ним. Во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество. Универсальность государственной власти означает ее способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы. Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения, проводить их в жизнь, зависит от ее легитимность. Легитимность власти означает, во-первых, ее законность, то есть установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными, во-вторых, ее поддержка населением и, в-третьих, ее международное признание.

Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативно-правовые акты.

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом. Право позволяет власти сделать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направлять поведение народа в нужное русло. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях требования правовых норм с помощью специальных органов – судов, администраций и так далее.

Только государство взимает с населения налоги и сборы.

Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленные сроки в определенных размерах. Налоги необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы, для создания резервов на случай чрезвычайных ситуаций и на выполнение других общи дел.

Правоведение.

Государство

Государство особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права, с помощью специального механизма (аппарата).

Государство обладает монополией на осуществление власти и на управление обществом.

Теории возникновения гос-ва:

· Теологическая (божественная воля).

· Патриархальная (превращение большой семьи в народ и трансформация отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему во всем подчиняться).

· Договорная (люди заключили договор с гос-вом, передав ему часть своих прав, принадлежавших им от рождения, для того чтобы гос-во от их имени осуществляло управление обществом и обеспечивало бы порядок в нем).

· Теория насилия (в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, создавая специальный аппарат подавления, чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечить покорность их населения).

· Ирригационная теория (возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений. Для этого и был создан специальный аппарат – гос-во).

· Марксистская теория (на определенном этапе развития первобытного общества вследствие совершенствования его производительных сил появляются излишки продуктов и товаров сверх необходимого для личного потребления. Эти излишки накапливаются у отдельных лиц (в первую очередь у вождей и старейшин), таким образом возникает частная собственность, которой не было при родовом строе. Появление имущественного неравенства приводит к расколу ранее однородного общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу понадобилась специальная структура для удержания в повиновении рабов, поэтому и было создано гос-во как спец. Аппарат, машина, с помощью которой рабовладельцы устанавливали свое политическое господство).

Признаки государства:

· Наличие специальных гос. органов (правительство, полиция, суды и др.)

· Государственная власть распространяется на всех, кто находится на территории гос-ва

· Только гос-во может устанавливать правила поведения (нормы права)

· Только гос-во может взимать с населения налоги и др. обязательные сборы

· Гос-во обладает суверенитетом

Функции гос-ва:

· Внутренние функции

o В экономической сфере – долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогов.

o В социальной сфере – соц. Защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, безработных, многодетных), пенсионное обеспечение по старости, выделение средств на бесплатное образование, здравоохранение, на строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и т.п.

o В политической сфере – охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов, оказание помощи вынужденным переселенцам и мигрантам.

o В культурной сфере – гос. поддержка и финансирование искусства, национальной культуры, забота о нравственном здоровье общества.

· Внешние функции

o Взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, военное, культурное сотрудничество с другими гос-вами.

o Защита от нападения, внешней агрессии, охрана гос. границ.

o Обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и др. оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом.

Форма гос-ва

Форма гос-ва – организация и устройство гос. власти, а также способы ее осуществления.

Форма правления (кому принадлежит власть):

· Монархия (верховная власть принадлежит одному лицу).

o Абсолютная – монарх ни с кем не делит власть. (Древний Египет, Древний Китай и др.).

o Ограниченные конституционные – наряду с монархом существует другой высший орган власти (например, парламент).

§ Парламентская – монарх ограничен в правах и это закреплено в основном законе (конституции). (Бельгия, Швеция, Япония).

§ Дуалистическая – двойственность верховной власти: монарх формирует правительство, но законодательная власть принадлежит парламенту. (Встречается редко – Марокко, Иордания).

· Республика (верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом).

o Президентская – президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определенный срок является одновременно главой гос-ва и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует. (США).

o Парламентская – президент избирается парламентом и не обладает большим объемом властных полномочий. Он является лишь главой гос-ва и не возглавляет исполнительную власть. Во главе правительства – премьер-министр. (Германия, Италия).

o Смешанная (Франция, Россия).

Устройство гос-ва (территориальное деление):

· Унитарное – гос-во, территория которого для удобства управления делится на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты, воеводства и т.п.), не обладающие самостоятельностью. (Польша, Франция, Литва).

· Федеративное – гос-во, которое представляет собой добровольное объединение нескольких суверенных государств. Объединившись они создают качественно новое гос-во, в котором получают статус объектов федерации (штаты, республики, земли и т.п.). При этом создаются новые федеральные органы власти, которым члены (субъекты) федерации передают часть своих властных полномочий, ограничивая тем самым свой суверенитет. Две системы органов власти – федеральные (действуют на всей территории гос-ва) и субъектов федерации (действуют только на своей территории). Законы – федеральные и субъектов федерации. (США, Германия, Россия).

· Конфедерация – союз суверенных государств, заключенный ими для достижения ими каких либо определенных целей (совместное решение экономических проблем, оборона). (США с 1776 по 1787 гг.)

Государственные (политические) режимы:

· Демократический (обеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, а также равный доступ всех граждан и их объединений к участию в общественных и гос. делах).

· Антидемократические

o Тоталитарный (гос-во осуществляет полный, всеобщий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества).

Судебная система РФ

Выборы

Система выборов:

· Мажоритарная (Один кандидат от одного избирательного округа. В списке избирателей должно быть не более двух кандидатов. Граждане голосуют за лучшего по их мнению.)

· Смешанная (в некоторых странах) (Половина списка по мажоритарной, половина – по пропорциональной).

Избирательный ценз затрагивает кандидатов и избирателей.

Кандидаты:

· Должны достичь определенного возраста (обычно 21).

· Для некоторых кандидатов вводится ценз проживания (прожить определенное кол-во лет в стране).

Избиратели должны быть дееспособными, совершеннолетними, иметь гражданство, не иметь ограничения прав (сидеть в тюрьме к примеру).

В ряде стран существует имущественный ценз (к выборам допускаются только состоятельные граждане).

Существует минимальный порог явки на выборы (для большинства сран 50%+1 чел.).

Все избранные депутаты получают гос. жалование и иммунитет от преследования (не могут быть подвергнуты аресту, заключению под стражу, посадить в тюрьму). За совершение тяжкого преступления – депутата лишают статуса (лишить статуса может только парламент). Мера направлена для защиты депутатов от произвола властей.

За все время работы депутат не может заниматься коммерческой деятельностью, состоять на гос. службе.

Работа депутата - участвовать в деятельности парламента, выполнять партийные ф-ии, защищать права граждан. Дополнительно депутат может заниматься научной или публицистической деятельностью.

На время работы депутат обеспечиваются служебным жильем (в некоторых странах и транспортам).

Депутат обладает расширенными полномочиями в отношении органов гос. власти (депутат может сделать запрос по выявленному им факту нарушения прав в любом органе гос. власти).

Депутат имеет право поднимать вопрос перед органами прокуратуры и дознания в случаях нарушения прав избирателей.

Для выполнения работы депутату положены помощники. В некоторых странах помощники депутата обладают правами самого депутата. В РФ помощники депутата выполняют только технические ф-ии.

По завершению срока депутатского мандата депутат оставляет служебное имущество и возвращается в тот регион, где был избран. Если депутат занимал должность в органах гос. власти до выборов, то он получает ее обратно.

Существует ряд должностей гос. власти не совместимые с работой депутата.

Человек не может избираться одновременно в местные и федеральные органы власти. В случае победы и в местных, и федеральных выборах – его оставят только в одних.

Правоотношение

Правоотношение – общественные отношение, урегулированное нормой права, санкционируется и охраняется гос-вом.

Все значимые отношения в обществе урегулированы нормами права. Незнание нормы права не освобождает от ответственности субъекта при нарушениях.

Нормы права разделяют по сферам действия.

Отношения, связанные с имуществом, а также некоторые неимущественные отношения, регулируются нормами гражданского права (Гражданский Кодекс РФ и Гражданский Процессуальный Кодекс РФ).

К личным неимущественным отношениям относятся честь, достоинство и деловая репутация. Гражданское право защищает эти три категории.

Отношения в сфере административного управления и общественного порядка регулируются нормами административного права.

Регламенты министерств, ведомств, служб, нормы поведения граждан регулируются Административным Кодексом РФ.

Общественные отношения, связанные с пресечением преступлений регулируются нормами уголовного права. Нормы уголовного права распространяются только на физ. лиц (т.е. привлечь к ответственности фирму нельзя, привлечь можно сотрудников).

Правонарушения:

· В гражданском праве – деликты

· В административном праве – проступки

· В уголовном праве – преступления

Правонарушение – объективное, виновное, противоправное деяние, совершенное надлежащим субъектом.

Наибольшую опасность представляют преступления.

Правонарушение состоит из 4-х частей:

· Объект (Общественное отношение, которое охраняется гос-вом. Гос-во не охраняет физ. или юр. лица персонально, оно охраняет нормы права. Нормы права регулируют общественные отношения. Участники общественных отношений автоматически становятся субъектами правоотношений. Если субъект правоотношения нарушает норму права, он становится субъектом правонарушения. Нарушая ному права, субъект нарушает права лиц, участвующих в правоотношениях.)

· Объективная сторона (все обстоятельства, позволяющие установить действия правонарушителя)

· Субъективная сторона (характеризуется виной)

Вина – психическое отношение лица к совершенному им деянию.

o Прямой (когда лицо знало о последствиях своего деяния и желало их наступления)

o Косвенный (когда лицо знало о последствиях своего деяния, но относилось к ним равнодушно)

· Неосторожность

o Легкомыслие (лицо знало о последствиях деяния, не желало их наступления, легкомысленно рассчитывало, что последствия не наступят или их удастся предотвратить)

o Небрежность (лицо не знало о последствиях деяния, хотя в силу квалификации, либо, исходя из обстоятельств, должно было знать)

· Субъект (правонарушение совершается только дееспособным или делитоспособным субъектом)

Гражданские правоотношения

Гражданские правоотношения регулируют общественные отношения, которые связанны с имущественными отношениями, интересами физ. и юр. лиц, а также органов гос. власти.

Имущественные отношения предполагают интерес сторон к получению мат. благ, как путем получения имущества (движимого и недвижимого), так путем выполнения работ и оказания услуг.

Личные отношения:

o Имущественные

o Неимущественные

Обе категории предполагают мат. интерес, субъекты которого, участвуя в гражданских правоотношениях преследуют свой частный интерес, как правило связанный с обогащением, в том числе и органы гос. власти.


Похожая информация.


Политическое сообщество - общественная группаГРУППА
- стабильная общность людей, объединенных едиными интересами, мотивами нормами деятельности, кол..., характеризующаяся признаваемой общностьюОБЩНОСТЬ
- совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношен... интересов (shared interests), наличием определенных средств для того, чтобы сдерживать разрушительное насилиеНАСИЛИЕ
- целенаправленное силовое принуждение, действие одного субъекта над другим субъектом, осуществл..., а также учреждений и институтов для принятия и проведения в жизнь совместных решений.

Можно выделить разные основание идентичности внутри политических сообществ, которые менялись на протяжении истории.

1. Родовая или кровнородственная.

В таких сообществах иерархия возникает на основе общности происхождения, рода, соответственно существует возрастная иерархия.

Переходной формой от родовых сообществ к локальным и социальным являются вождества.

Вождество занимает среднюю ступень и понимается как промежуточная стадия интеграции между акефальными обществами и бюрократическими государственными структурами.

Вождества обычно состояли из общин численностью 500-1000 человек. Каждая из них возглавлялась помощниками вождя и старейшинами, которые соединяли общины с центральным поселением.

Реальная власть вождя была ограничена советом старейшин. Совет при желании мог сместить неудачливого или неугодного вождя, а также выбирал из его родственников нового вождя.

  • вождество – один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется надлокальной централизацией.
  • По сути вождество – не просто локальная организация, но и предклассовая система.

2. Религиозная и этническая.

Примерами таких сообществ могут служить христианские общины, приходы как социальные организации.

А также УММА - в исламе - религиозная община.

С помощью термина "Умма" в Коране обозначались людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей.

История человечества в Коране - это последовательная смена одной религиозной общины другой, все они составляли некогда единую Умму людей, объединенных общей религией.. Возникновение У. как социальной организации ознаменовало становление структуры отношений господства - подчинения при абсолютном характере верховной власти.

3. Формальный признак гражданства

Пример - Полис.

Политическое сообщество, с ярко выраженной публичностью

органы власти не были отделены от населения

они слабо выражены, рано говорить о наличии специального аппарат управления

на небольшой территории, необзятально должны быть органы власти

ставит под сомнение, что полис это город-государство.

Вообще, полис (цивитас) – гражданская община, город-государство.

Форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции, и Др. Риме.

Возник в 9-7 вв. до н.э.

Полис составляли полноправные граждане, имеющие право на земельную собственность, а также политические права на участие в управлении и службу в войске. на территории полиса проживали люди, и не входившие в полис и не имевшие гражданских прав, метеки, периэки, вольноотпущенные, рабы.

4. Клиентеллистские и меритократические признаки.

Пример – династические государства.

Особенности: Для короля и его семьи государство отождествляется с «королевским домом», понимаемым как наследство, включающее собственно королевское семейство, т. е. членов семьи, и этим наследством нужно «по-хозяйски» распорядиться.

Как считает Э.У. Льюис, способ наследования определяет королевство. Королевская власть - это честь передаваемая по агнатической наследственной родовой линии (право крови) по праву первородства; государство или королевство сводится к королевской семье.

В современном мире главным признаком политического сообщества является не столько иерархия, сколько гражданская идентичность.

Первыми формами современных политических сообществ в эпоху модерна стали государства-нации, признаком идентичности в которых стала

В ХV1-ХУШ вв., то есть с началом периода Модерна (Совргменно-сти), в разных районах Европы начали появляться сильные централизо­ванные правители, который стремились установить неограниченный контроль над своей территорией - абсолютные монархи. Им удалось ограничить независимую власть графов, князей, "бояр или баронов, обес­печить централизованный сбор налогов, создать большие армии и раз­ветвленный бюрократический аппарат, систему законов и правил. В тех странах, где победила протестантская Реформация, королям удалось установить свою власть также и над церковью.

Массовые армии, начальное образование и протест против универсали­стских притязаний широко распространившегося либерализма привели к возникновению «национальных государств» (nation state).

Признаки современного пс:

7) гражданская идентичность. на ее основе возникает нация. Нация содержит сильные этнокультурные компоненты.

8) если выйти за рамки модерна: политическое сообщество предполагает с одной стороны, чувство принадлежности членов общества к некому целому, идентификацию себя с ним. С другой стороны, идентификация важна не только сама по себе, но и в функциональном плане, ибо она позволяет осуществить легитимное насилие, которое производит политическое сообщество по отношению к своим членам.

9) Наряду с идентичностью, политическое сообщество характеризуется наличием властной иерархии,

10) использования насилия

11) способность производить мобилизацию и перераспределения ресурсов

12) наличие институтов

23. Нация как воображаемое сообщество. Б.Андерсен

Нация и нация…
В современной западной этнологии лишь Э.Смит предпринял попытку обосновать правомерность и необходимость сосуществования этих подходов. Он обращает внимание на тот факт, что пути формирования наций во многом зависят от этнокультурного наследия предшествовавших им этнических общностей и от этнической мозаичности населения тех территорий, на которых и происходит становление наций. Эта зависимость служит для него основанием выделять "территориальные" и "этнические" нации и как различные концепции наций, и как различные типы их объективации. Территориальная концепция нации, в его понимании, - это население, имеющее общее имя, владеющие исторической территорией, общими мифами и исторической памятью, обладающее общей экономикой, культурой и представляющее общие права и обязанности для своих членов" 96 . Напротив, этническая концепция нации "стремится заменить обычаями и диалектами юридические коды и институты, которые образуют цемент территориальной нации… даже общая культура и "гражданская религия" территориальных наций имеют свой эквивалент в этническом пути и концепции: своего рода мессианский нативизм, вера в искупительные качества и уникальность этнической нации" 97 . Важно отметить, что Э.Смит считает эти концепции лишь идеальными типами, моделями, в то время как на самом деле "каждая нация содержит черты как этнической, так и территориальной" 98 .

В новейшей отечественной этнополитологии мы находим историографический факт, свидетельствующий о попытках преодоления обозначенного выше антагонизма содержательной интерпретации понятия "нация". Э.Кисриев предлагает "по-новому взглянуть на "конфликт" двух основных, казалось бы, несовместимых подходов к истолкованию понятия нации". Он уверен в том, что "их конфликтность лежит не в плоскости смысла, а в практике конкретного исторического процесса". Суть проблемы этот исследователь видит в том, что "политическое единство не будет устойчивым без определенной унификации всего этнического разнообразия в ней…, в то время как этническое единство на определенном этапе развития своего бытия может приобрести самосознание и вовлечься в процесс своего национального (политического) самоопределения". Именно "такого рода конкретные ситуации", по мнению Э.Кисриева, и "порождают "концептуальные" разногласия в определении нации" 99 . Однако нам представляется, что суть разногласий в трактовке нации проистекает не из отмеченных метаморфоз этнического и политического. Концептуальные антагонизмы порождены принципиально различным пониманием этнического как такового: трактовкой нации как стадии в развитии онтологизированного этнического сообщества в одном случае, и принципиально внеэтнического понимания нации как согражданства, в другом. Суть конфликта не в том, что один термин используют для маркировки различных социальных субстанций, а в том, что одна из этих субстанций - миф. Вне этого конфликта спор о содержательной насыщенности понятия "нация" представляется сугубо терминологическим и подразумевающим принципиальную достижимость консенсуса.

Выше уже было сказано, что в германоязычной науке о народах "нация, как социальный феномен часто отождествлялась с этнокультурной общностью. Нельзя сказать, что такой подход в западной науке преодолен полностью. И в современной западной парадигме примордиалистских интерпретаций нации она выступает "как политически осознанная этническая общность, заявляющая право на государственность" 100 .

В работах же некоторых российских эпигонов примордиализма нация и вовсе способна расставаться с атрибутом государственного оформления и предстает как "социологический коллектив, основанный на этническом и культурном сходстве, который может иметь или не иметь свое государство" 101 .

Не без гордости Р.Абдулатипов констатирует, что "в российском обществе совершенно иные (нежели на Западе. - В.Ф.) взгляды на развитие нации. Нации здесь рассматриваются как этнокультурные образования, привязанные к определенной территории, со своими традициями, обычаями, нравственностью и т.д." 102 . Вероятно, не будучи вполне ознакомлен даже с трудами отечественных примордиалистов, он всерьез полагает, что "в современном русском научном языке термину "этнос" в известной мере соответствуют более распространенные слова "нация", "национальность" 103 . Нелишне вспомнить, что даже апологеты сталинской доктрины и горячие сторонники Ю.Бромлея трактовали нацию только как высшую стадию развития этнической общности, связанную с определенной общественно-экономической формацией ("высшим типом этноса". - В.Торукало 104) и никогда не употребляли термин "нация" как синоним "этноса" вообще. Это обстоятельство, правда, ничуть не смущает Р.Абдулатипова, который развивает свою мысль следующим образом: "Определение понятия "этнос", являющееся в настоящее время наиболее распространенным среди специалистов, было дано академиком Ю.Бромлеем... Где-то данное определение соприкасается с известным, более схематичным, определением Сталина" 105 . Где "соприкасаются" эти определения - понять сложно, поскольку И.Сталин, конечно же, никогда не употреблял понятие "этнос".

Творчески развивая учение "отца народов", Р.Абдулатипов обогащает перечень имманентных, как ему представляется, свойств интересующего нас феномена: "Нация - это культурно-историческая общность с самобытными проявлениями языка, традиций, характера, всего многообразия духовных черт. Жизнедеятельность нации… длительный период связана с определенной территорией. Нации - важнейшие субъекты политического, социально-экономического и духовно-нравственного прогресса государства" 106 . Выше мы уже цитировали мнение этого автора о нравственности как свойстве нации. Трудно понять, что же имеется здесь ввиду. Что нравственность (как некая неизменная сущность) априори присуща любой нации, как, скажем, культура? Или что у каждой нации своя нравственность, и, соответственно, существует соблазн воспринимать другие нации как менее нравственные или вовсе безнравственные?

Категория "нация", нагруженная в примордиалистской трактовке этническим смыслом, становится камнем преткновения на пути взаимопонимания исследователей, так или иначе трактующих этот феномен. При отсутствии специальных объяснительных интродукций часто даже из контекста работы нельзя понять, что понимает тот или иной автор, употребляя злополучный термин. Это создает порой почти непреодолимые трудности для историографических интерпретаций и научной критики. Единственная возможность сохранить коммуникативное пространство в науке, это достижение консенсуса, согласно которому термин "нация" употребляется строго в его гражданском, политическом значении, в том значении, в котором его употребляет сейчас большинство наших зарубежных коллег.

В Западной Европе первой и достаточно долго единственной концепцией нации была территориально-политическая концепция, сформулированная энциклопедистами, понимавшими нацию как "группу людей, живущих на одной территории и подчиняющуюся единым законам и одним и тем же правителям". Эта концепция была сформулирована в эпоху Просвещения - тогда, когда прочие способы легитимации власти были дискредитированы и в государственной идеологии утвердилось понимание нации как суверена. Именно тогда "нация была осознана как сообщество, поскольку идея общности национальных интересов, идея национального братства преобладала в этой концепции над любыми признаками неравенства и эксплуатации внутри этого сообщества" В эпоху формирования национальных государств нацию понимали как объединение граждан, как волю индивидов, реализуемую через общественный договор. "Отражением этого тезиса и являлось знаменитое определение нации как повседневного плебисцита, данное Э.Ренаном в его сорбоннской лекции 1882 года" 109 .

Значительно позже, во второй половине минувшего века, в бурной полемике о природе нации и национализма в западной науке утверждается научная традиция, в основе которой заложено сформулированное Х.Коном понимание "национализма как первичного, формирующего фактора, а нации - как его производной, продукта национального сознания, национальной воли и национального духа" 110 . В работах его наиболее известных последователей многократно утверждается и обосновывается вывод о том, что "именно национализм порождает нации, а не наоборот" 111 , что "национализм не есть пробуждение наций к самоосознанию: он изобретает их там, где их не существует" 112 , что "нация, представляемая националистами как "народ", является продуктом национализма", что "нация возникает с того момента, когда группа влиятельных людей решает, что именно так должно быть" 113 .

В своем фундаментальном труде с афористичным названием "Воображаемые сообщества" Б.Андерсен характеризует нацию как "воображенное политическое сообщество", и воображается оно, в соответствии с таким подходом, "как нечто неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное" 114 . Разумеется, такое политическое сообщество представляет собой согражданство, индифферентное к этнокультурной идентичности своих членов. Нация при таком подходе выступает как "многоэтничное по составу образование, основными признаками которого являются территория и гражданство" 116 . Именно такое значение имеет интересующая нас категория в международном праве и именно с такой смысловой нагрузкой употребляется она в официальном языке международных правовых актов: "нация" трактуется "как население, проживающее на территории государства… Понятие "национальная государственность" имеет в международно-правовой практике "общегражданский" смысл, а понятие "нация" и "государство" составляют единое целое" 117 .

Можно выделить четыре уровня воображения нации.

  1. Первый - граница , воображенная зона, которая отделяет одно сообщество от другого. На границе особенно востребованными являются символы, которые не неся особой функциональной нагрузки, подчеркивают отличие этого сообщества от других.
  2. Второй - общность , точнее множество общностей на которые разделяется общество-нация. Очень важно, чтобы эти общности были относительно однотипны или понятным образом упорядочены, разделяли общенациональные ценности и ощущали это сходство, ощущали, что являются общностями «нормальных людей».
  3. Третий, - символический центр, центральная зонаобщества , как называл её Эдвард Шилз, то есть то воображаемое пространство в котором сосредоточены основные ценности, символы и наиболее важные представления о жизни того или иного общества-нации. Именно ориентация на центральную зону и её символы поддерживает единство общностей, которые могут довольно слабо между собой контактировать.
  4. Наконец, четвертый уровень, - смысл общества, если так можно выразиться - его символ символов, «прасимвол»,как называл его, характеризуя великие культуры, немецкий философ Освальд Шпенглер. Определенный смысл стоит за всеми символами центральной зоны общества, упорядочивает их и создает своеобразную матрицу отбора того, что может быть включено в центральную зону общества и того, что в нее принять невозможно. Членами общества это воздействие смысла воспринимается как определенная энергия наполняющая сообщество и дающая ему жизненные силы. Уходит смысл - уходит и энергия, жить становится «незачем».

Бенедикт Андерсен.

«В антропологическом смысле я предлагаю следующее определение нации: это вообразимое политическое сообщество - при том вообразимая как генетически ограниченная и суверенная.
Она вообразимая тому, что представители даже наименьшей нации никогда не будут знать большинства из своих соотечественников, не будут встречать и не будут даже слышать ничего о них, и все же в воображении каждого будет жить образ их сопричастной.

Нация представляется ограниченной , ибо даже наибольшая из них, насчитывая сотни миллионов людей, имеет свои границы, пусть даже и эластичные, вне которых находятся другие нации. Ни одна нация не представляет себя равнозначным человечеству. Даже наиболее месиянанистские националисты не мечтают о том дне, когда все представители человеческой расы объединят свои нации в одну, подобно до того, как в определенные эпохи, скажем, христиане мечтали о полностью христианизованной планете.
Она представляется суверенной , ибо сам концепт родился в эпоху, когда Просветительское и Революция разрушали легитимность богоустановленного и иерархического династического государства. Достигая зрелости на том этапе человеческой истории, когда даже самые пылкие последователи любой из универсальных религий неминуемо сталкивались с очевидным плюрализмом этих религий и аломорфизмом между онтологическими претензиями и территориальным распространением каждой веры, нации стремились получить свободу, если уже и подлежать Богу, то без посредников. Эмблемой и символом этой свободы становится суверенное государство.
Наконец, она представляется сообществом , ведь, невзирая на фактическое неравенство и эксплуатацию, которые там главенствуют, нация всегда воспринимается как глубокое и солидарное братство. В конечном итоге, именно это братство и делало возможным в течение последних двух столетий для миллионов людей не только убивать, но и охотно отдавать свою жизнь во имя таких ограниченных представлений.»

24. Понятие политического участия (типы, интенсивность, эффективность). Факторы, определяющие характеристики политического участия

Политическое участие – это вовлеченность индивида в различные формы и уровни политической системы.

Политическое участие – составная часть более широкого социального поведения.

Политическое участие тесно связано с концепцией политической социализации, но это не только ее продукт. Эта концепция релевантна и для других теорий: плюрализм, элитизм, марксизм.

Каждая рассматривает политическое участие по-своему.

Джерейнт Пэрри – 3 аспекта:

Модель политического участия – формы. которые политическое участие принимает – формальные и неформальные. Реализуется в зависимости от возможностей, уровня интересов, доступных ресурсов, ориентации, относительно форм участия.

Интенсивность – как много участвуют в соответствии с данной моделью и как часто (также зависит от возможностей и ресурсов)

Качество ступень эффективности

Модели интенсивного политического участия:

Лестер Милбрайт (1965, 1977 – второе издание) – иерархия форм участия от невовлеченности до занятия политических должностей – 3 группы американцев

Гладиаторы (5-7%) –максимально участвуют, позднее выделили разные подгруппы

Зрители (60%) – максимально вовлечены

Апатичные (33%) – невовлечеы в политику

Верба и Най (1972, 1978) – более сложная картина и выделилил 6 групп

Тотально пассивные (22%)

Локалисты (20%) –вовлечены в политику только на местном уровне

Парохиалы 4%

Участники кампаний 15%

Тотальные активисты

Майкл Раш (1992) надо не по уровням, а по типам участия, которые бы предлагали иерархию, применимую ко всем уровням политики и ко всем политическим системам

1) занятие политических или административных должностей

2) стремление к занятие политических или административных должностей

3) активное участие в политических организациях

4) активное участие в квази-политических организациях

5) участие в митингах и демонстрациях

6) пассивное членство в политических организациях

7) пассивное членство в квази-политическуих организациях

8) участие в неформальных политических дискуссиях

9) некоторый интерес к политике

11) невовлеченность

Особые случаи – неконвенциональное участие

Отчуждение от политической системы. Оно может принтмать формы участия и неучастия

Интенсивность чрезвычайно отличается по странам:

Нидерланды, Австрия, Италия, Бельгия участие в головосании на национальных выборах – около 90%

Германия, Норвегия – 80%

Британия Канада - 70%

США, Швейцария – 60%

на местных активность значительно ниже

Факторы, влияющие на интенсивность:

Социально-экономические

Образование

Место жительства и время проживания

Возраст

Этническая принадлежность

Профессия

Эффективность участия коррелирует с указанными переменными (0уровень образования, наличие реусурсов) но оценка эффективности участия зависит от типа политического действия по Веберу.

Факторы (природа политического участия)

Природа участия –различные теории.

1) инструменталистские теории: участие как способ достижения своих интересов (экономических, идейных)

2) девелопменталистикие: участие – проявление и воспитание гражданственности (это еще в работах Руссо, Милля)

3) психологические: участие рассматривается с точки зрения мотивации: Д. Маклелланд и Д.Аткинс выделили три группы мотивов:

Мотив обладания властью

Мотив достижения (цели, успехов)

Мотив присоединения (эффилиации (быть вместе с другими людьми))

4) Энотони Даунс в экономической теории Демократии (1957) – другой взглдя на природу участия: хотя он применяет свой подход к голосованию, он может быть экстраполироан и на все формы участия: рациональное объяснение

5) Олсон: рациональный индивид будет уклоняться от участия. если речь идет о достижении общественного блага

Милбрайт и Гуил -4 фактора:

1) политические стимулы

2) социальные позиции

3) личные характеристики –экстра -интроверт

4) политическое окружение (политическая культура, институты как правила игры, могут поощрять те или иные формы участия)

Раш добавляет:

5) мастерство (мастерство общения, организаторсик способности, ораторские)

6) ресурсы

Политическое участие – законные действия частных граждан, более или менее прямо направленные на то, чтобы воздействовать на отбор правительственного персонала и (или) влиять на его действия (Верба, Най).

4 формы: в выборах, в избират кампаниях, индивидуальные контакты, полит участие на местном уровне.

Автономное – мобилизованное; активистское – пассивное; легально-конвенциональное – нелегальное; индивидуальное – коллективное; традиционное – инновационное; постоянное – эпизодическое

25. Социологическая модель электорального поведения: Зигфрид, Лазарсфельд, Липсет и Роккан

Социальная база партии – это совокупность усредненных социально-демографических характеристик ее электората.

Различие в социальной базе пп объясняется теорией социальных расколов Липсета и Роккана.

Проследив историю политических партий Запада, они пришли к выводу о том, что существует 4 основных раскола, по которым происходит образование политических партий.

1. Территориальный – центр-периферия. Размежевание берет свое начало с образования государтв-наций и, соответственно, начала вмешательства центра в дела регионов. В некоторых случаях ранние волны мобилизации могли поставить территориальную систему на грань полного распада, способствуя формированию трудноразрешимых территориально-культурных конфликтов: противостояния каталонцев, басков и кастильцев в Испании, фламандцев и валлонов в Бельгии, размежевания между англо­говорящим и франкоговорящим населением Канады. И образование партий – баскской в Испании, националистических партий Шотландии и Уэльса.

2. Государство – церковь. Это конфликт между централизующим, стандар­тизующим и мобилизующим государством-нацией и исторически укрепившимися привилегиями церкви.

Как протестантские, так и католические движения создавали широкие сети ассоциаций и институтов для своих членов, организуя стабильную поддержку даже среди рабочего класса. Это объясняет создание христианско-демократической партии Германии и других.

Другие два размежевания ведут свое происхождение со времен индустриальной революции: 3. конфликт между интересами земельных собственников и растущего класса промышленных предпри­нимателей, а также конфликт между собственниками и работо­дателями, с одной стороны, и рабочими и служащими - с другой.

4. Раскол город - село. Многое зависело от концентрации богатства и политического контроля в городах, а также от структуры собствен­ности в сельской экономике. Во Франции, Италии, Испании, размежевание города и села редко выражалось в оппозиционных позициях партий.

Таким образом, социальная база партий зависит от типа раскола, повлекшего образование партии, они могут быть классовые, национальные, региональные, религиозные.

на электоральное поведение влияют 3 фактора:

Ландшафт

Тип поселения

Отношения собственности

Лазарсфельд – исследование выборов президента в США 1948, принадлежность к большим соц группам, каждая группа обеспечивает соц базу партии, солидарность с референтной группой (экспрессивное поведение).

26. Социально-психологическая модель электорального поведения: Кэмпбэл. «Воронка причинности»

Работа: Американский избиратель. 1960

Поведение рассматривается преимущественно как экспрессивное (объект солидарности – партии), склонность к поддержке обусловлена семейными, традиционными предпочтениями, «партийная идентификация» - ценность.

Совокупность факторов.

27. Рациональная модель электорального поведения: Даунс, Фиорина

Голосование – рациональный акт конрктеного индивида. Он выбирает исходя из своих собственных интересов. В основе – работа Даунса, «Экономическая теория демократии»: каждый голосует за ту партию, которая как он полагает прдоставит ему больше выгод, чем другая. Он считал, что избиратель, выбирает партии по идеологическм программам, что не соотвествуют эмпирическому материалу.

М. Фиорин пересмотрел последний пункт: избиратель голосует за или против правительственной партии, исходя из того, хорошо или плохо ему жилось при данном правительстве (а не изучает программы партий).

4 варианта этой модели, современные исследования:

Избиратели оценивают свое материальное положение (эгоцентрическое голосование)

Избиратели оценивают положение во всей экономике (социотропное)

Важнее оценка результатов прошлой деятельности правительства и оппозиции, когда та была у власти (ретроспективное)

Важнее ожидания по поводу будущей деятельности правительства и оппозиции (перспективное)

Объяснение абсентеизма в рациональной модели:

избиратель сопоставляет ожидаемые затраты и ожидаемы выгоды от голосования.

Чем больше избитрателей, тем меньшее влияние оказывает каждый из них

Чем меньше конфликтов в обществе, тем меньше влияние каждого отдельного избирателя.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...