От милиции к полиции: реформа. Мы новый, мы светлый мир построим…

В 2011 году руководство Министерства внутренних дел пришло к пониманию несовершенства существующей структуры органов внутренних дел.

Реформа МВД России явилась очередным важнейшим шагом модернизации страны и системы государственного управления. Инициатором реформы ведомства стал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, который в 2009-2010 гг. принял ряд принципиальных решений, касающихся оптимизации деятельности системы МВД России. Главной целью реализуемой реформы являлись создание современной и эффективной правоохранительной системы в России, формирование нового облика сотрудника XXI века.

Принципиально важной для органов внутренних дел стала еще одна инициатива главы государства, предложившего вернуться к традиционному названию профессиональной правоохранительной структуры и переименовать российскую милицию в полицию. Поскольку новый закон предусматривал формирование именно современной правоохранительной структуры полицейского типа, то данное название является абсолютно логичным и адекватным.

Основополагающей целью реформы ведомства являлись кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе, в первую очередь, предусматривающее постепенное вытеснение из их деятельности карательной функции.

Главной отличительной чертой полиции должна была стать ее социальная функция, выраженная в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Анализ общественного мнения в 2011 году показал, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств остаются в значительной степени неудовлетворенными. Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени оставался очень низким. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что реально ни отдельная личность, ни общество в целом не ощущают себя теми субъектами, на защиту интересов которых в полной мере направлена деятельность сил правопорядка.

Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением - одна из самых главных задач проведенной реформы. Милиция традиционно была и остается силовым ведомством, постоянно взаимодействующим с населением. Потому новые законы и положения, регламентирующие деятельность структуры органов внутренних дел, на первое место выводят формирование партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» присутствует целый ряд разделов, детально регламентирующих эти отношения.

Федеральный закон «О полиции» разрабатывался в условиях высокой общественной потребности в изменении подходов к организации деятельности сил правопорядка в Российской Федерации. Закон подвел итог многомесячного общественно-политического обсуждения будущего российских органов внутренних дел, закрепив законодательную основу организации деятельности полиции в России. Закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило более 33 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта были изменены или дополнены.

В данном правовом акте заложены принципиальные положения, направленные на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка. В их числе:

Общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование системы оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и уровня удовлетворенности граждан правоохранительными услугами;

Обеспечение четкого соблюдения полномочий, предоставленных сотрудникам полиции;

Жесткие требования к профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в обозначенной государственной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника;

Развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др.

В целом предполагалось, что принятие закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.

При разработке закона о полиции одновременно ставилась задача комплексной модернизации отечественного законодательства, касающегося сферы деятельности органов внутренних дел, включая: его приведение в соответствие с достигнутым уровнем общественных отношений; устранение несогласованности, разрозненности и пробельности правового регулирования данной сферы деятельности; сосредоточение основной деятельности сил правопорядка на выполнении задач по противодействию и профилактике преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также исключение дублирующих и несвойственных полиции функций Портал Краснозерского района. - www.byte54.ru .

Рабочая группа правозащитных организаций по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел и содействию реформированию МВД была создана осенью 2008 года. В нее вошли организации, которые рассматривают вопросы соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов в числе своих приоритетов. Неправительственные правозащитные организации - участники Рабочей группы - на постоянной основе занимаются правовым, информационным, экспертным сопровождением «милицейской» темы.

Предлагаемая Концепция реформирования МВД была подготовлена членами Рабочей группы по реформе МВД в январе-марте 2010 года, обсуждена и принята Рабочей группой на ее заседании 18 марта 2010 года.

Итогами реформы , согласно предлагаемой Концепции, должны были стать Концепция реформирования МВД. Правозащитная рабочая группа. - Сайт «Полит.ру» - www.polit.ru:

Разделение милиции на федеральную и муниципальную (два критерия: территориальный признак и задачи функционирования). Основными задачами федеральной полиции должны стать задачи общефедерального значения: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, где производство предварительного следствия обязательно (тяжких и особо тяжких преступлений), организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приоритетом деятельности федеральной полиции должны стать защита потерпевших и минимизация последствий преступлений для них. Основной задачей муниципальной милиции должна стать обеспечение безопасности общества и защита интересов граждан с учетом их ожиданий от работы милиции. Деятельность муниципальной милиции должна планироваться и реализовываться с учетом особенностей и потребностей муниципального образования. Основные задачи: обеспечение безопасности личности, безопасности локальной среды, профилактика правонарушений, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам, где производство предварительного следствия не обязательно. Приоритетом деятельности муниципальной милиции должны стать профилактика правонарушений и создание комфортной, безопасной среды в муниципальном образовании. Решение этих задач должно осуществляться в повседневном взаимодействии с другими муниципальными службами.

Структурная оптимизация, в т.ч. исключение несвойственных МВД функций (предлагается упразднить медицинские вытрезвители, экспертные учреждения в системе МВД, предлагается вывести ФМС из подведомственности МВД РФ, вывести психологическую службу из системы милиции и др., предлагается развивать негосударственные формы охраны общественного порядка).

Модернизация профессионального образования и переподготовки сотрудников милиции (подразумеваются следующие направления осуществления модернизации: практико-ориентированное обучение, аттестация, приоритетность интересов людей, изменение программ подготовки, общественная экспертиза программ обучения, дифференциация профессионального обучения сотрудников полиции/милиции и «гражданского» высшего и среднего образования. Предлагаемые меры должны привести к тому, что в рамках профессиональной подготовки сотрудники милиции получат установки и навыки, позволяющие выполнять служебные обязанности, не нарушая права человека).

Совершенствование кадровой политики в системе МВД России в процессе ее реформирования (представляется целесообразным в процессе реформирования предусмотреть ряд изменений по основным критериям приема лиц на службу (работу) в систему МВД: ценз гражданства, возрастной ценз, ценз по здоровью, образовательный ценз, антикоррупционный ценз, недискриминация и соответствие структуре общества, изучение кандидатов, ответственность за прием на службу, постоянное повышение профессиональной квалификации, регулярная аттестация сотрудников внутренних дел, социальный пакет и стимулирование).

Изменение оценки деятельности милиции (в процессе реформирования важно разделить систему оценки и систему отчетности. Система оценки должна стать самостоятельной, не основанной на системе отчетности, а система отчетности стать источником надежных данных ведомственной статистики).

Повышение доверия к милиции со стороны населения через развитие прозрачности в ее деятельности (общество должно знать основные бюджетные затраты на финансирование милиции, владеть информацией о правах задержанных, иметь доступ к подзаконным актам, ограничивающим права человека; необходимо обеспечить для населения прозрачность и доступность отчетной информации милиции всех уровней, обеспечить физическую прозрачность дежурных частей, всех отделов и участков милиции, где проводятся следственные и оперативные действия, и происходит прямой контакт сотрудников милиции с гражданами, создать на улицах населенных пунктов РФ инфраструктуру указателей и объявлений о местонахождении, близлежащих отделений милиции, обеспечить доступность для населения всех административных регламентов МВД, ввести в практику систему видеонаблюдения за деятельностью милиции внутри помещений милиции, с целью оградить работников милиции и граждан от взаимных претензий и возможностей для совершения преступлений как с одной, так и с другой стороны).

Закон Украины «О мерах законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» от 08.07.2011 № 3668-VI (далее – Закон), который вносит существенные изменения в пенсионную систему Украины, вступит в силу 01.10.2011г. (за исключением положений, которые касаются учета средней заработной платы за три последних года для определения скорректированной заработной платы при назначении пенсии (абз. 11 пп.11 и абз. 138 пп.17 п.6 раздела II), которые вступят в силу с 01.01.2012г.).


Главные изменения, которые вносятся этим Законом,касаются повышения пенсионного возраста и страхового стажа, необходимого дляназначения пенсии. Так, предусматривается повышениепенсионного возраста :

  • для женщин – до60 лет;
  • для мужчин,работающих на государственной службе, – до 62 лет с возможностью заниматьдолжность до 65 лет;

повышениестрахового стажа :

  • с 20 до 30лет – для женщин;
  • с 25 до 35лет – для мужчин;
  • с 5 до 15 лет– для инвалидов.

При этом указанное повышение пенсионного возрастабудет происходить постепенно путем ежегодного увеличения на 6 месяцев ежегодно:

  • для женщин,начиная с 01.01.2012г.;
  • для мужчин,работающих на государственной службе, – с 01.01.2013г.

Так, для женщин, родившихся до 01.10.1956 г.сохраняется пенсионный возраст 55 лет, женщины, родившиеся после 01.04.1961г. смогутуйти на пенсию уже не в 55, а в 60 лет, а для тех, кто родился в период с 01.10.1956г.по 01.04.1961г. повышение пенсионного возраста будет поэтапным. Например, для лиц,рожденных с 01.10.1956г. по 31.03.1957г., пенсионный возраст будетповышен до 55,5 лет и т.д.

Аналогично будет проводиться повышение пенсионноговозраста для мужчин – государственных служащих. Так, для лиц, родившихся до31.12.1952г. – пенсионный возраст все еще будет равен 60 годам, а для лиц,родившихся после 31.12.1955г. пенсионный возраст будет составлять 62 года. Длявсех, кто родился в периоде с 01.01.1953г. по 01.01.1956г., – повешениепенсионного возраста будет проводиться постепенно, как и для женщин.

Минимальныйразмер пенсии по возрасту приналичии требуемого страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц,утративших трудоспособность. Максимальныйее размер не может превышать десятипрожиточных минимумов , установленных для лиц, утративших трудоспособность. Позитивныммоментом этого нововведения является то, что ограничения максимального размера пенсиине распространяется на пенсионеров, которым была назначена пенсия до вступленияв силу норм этого Закона. Однако, для лиц, которые только собираются выйти напенсию и уровень заработной платы которых значительно превышает максимальныйуровень, установленное ограничение является отнюдь не благоприятным. На нашвзгляд, скрасить негативные последствия таких нововведений сможет лишь открытиечастного пенсионного вклада в одном из банков, который сможет обеспечить хотябы частичную компенсацию потерь уровня доходов.

Отметим, что указанные выше ограничения некоснулись государственных служащих, а это значит, что для них размер пенсиипо-прежнему «привязан» к уровню заработной платы. Однако, Закон все же внеснезначительные «корректировки» в размер пенсии и для них. Так, пенсия будетназначаться в размере 80% (а не 90%, как это было ранее) суммы заработнойплаты, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственноесоциальное страхование, а до 01.01.2011г. – страховые взносы наобщеобязательное государственное пенсионное страхование.

Еще одним нововведением Закона является возможностьповышения размера пенсии для лиц, достигших пенсионного возраста. Так, вслучае, если лицо после достижения такого возраста выразило желание продолжать работатьи получать пенсию с более позднего возраста, пенсионное пособие будет рассчитыватьсяс учетом страхового стажа на день обращения для его назначения с учетомповышения размера на следующий процент :

  • на 0,5% – закаждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста вслучае отсрочки выхода на пенсию сроком до 60 месяцев;
  • на 0,75% – закаждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста вслучае отсрочки выхода на пенсию на срок свыше 60 месяцев.

Таким образом, возможность повышения размерапенсии предусмотрено только для тех лиц, которые продолжают вести трудовуюдеятельность и не оформляют пенсионное пособие по возрасту. Поступать такимобразом, на наш взгляд, целесообразно тем лицам, у которых размер указанногопособия на моментдостиженияпенсионного возраста не превышает максимально допустимого размера и, продолжаяработать, они смогут повысить уровень пенсии.

Следует также отметить, что в Законе нет четкихнорм относительно получения работающими пенсионерами ипенсии, и заработной платы одновременно. На сегодняшний день, остается лишьожидать урегулирования данного вопроса путем внесения соответствующих измененийв действующее законодательство.

Так получилось, что мы живем в затяжную эпоху перемен. Перестройка общества, которая началась в 1985 году прошлого столетия отказом от советского строя в пользу демократических свобод, продолжается до сих пор. Прошло 33 года. Много это или мало для того, чтобы увидеть результаты глобальных изменений? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав реформу полиции.

Мы новый, мы светлый мир построим…

Когда в далекие 80-е Страна советов встала на рельсы демократического развития и понеслась в светлое капиталистическое будущее, никто не мог предположить, что через каких-то 20 лет в России вновь появится полиция. Для поколения людей, выросших в советское время, слово полиция имело негативный посыл, вызывающий гнев и ярость. Это связано и с революционным прошлым, когда царская полиция преследовала революционеров, и с войной 1941 года, когда полицаи, служившие немецким оккупантам, убивали мирных граждан.

Но время идет, выросло новое поколение, которое не было воспитано на славном советском прошлом, и поэтому сейчас слово "полицейский" не режет слух. Почему поменяли вывеску? Кому и зачем понадобилось проводить реформу МВД в 2011 году? Если быть точнее, то подготовка реформы началась в 2009 году с указа президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов РФ». Этот указ стал ответом на те безобразия, что творились в органах правопорядка.

Милицейский беспредел

Одно громкое дело за другим: российские СМИ только и успевали освещать тяжкие преступления, в которых виновниками были сотрудники милиции.

2003 год. Шесть офицеров московского уголовного розыска и генерал-лейтенант МЧС Владимир Ганеев получили по 15-20 лет колонии строгого режима. С начала 90-х годов эти стражи правопорядка, угрожая расправой и тюрьмой, обирали предпринимателей столицы. В их банковских ячейках следствие обнаружило более трех миллионов долларов. С этого дела в обиход вошло устойчивое выражение: оборотни в погонах.

2004 год. Сержант милиции г. Москвы Сергей Коструба приговорен к девяти годам колонии строгого режима. Гражданину Таджикистана Рустаму Байбекову в последний день июля не повезло: за безбилетный проезд в метро ему пришлось расплатиться жизнью. Ревностный страж порядка, обнаружив «зайца» на подведомственной территории, потребовал документы. К несчастью, у задержанного не оказалось регистрации, и он еще имел наглость отказаться заплатить штраф на месте. Не дожидаясь суда и следствия, сержант вынес нарушителю приговор и тут же привел его в исполнение: убил безбилетника выстрелом в рот.

2008 год. Три сотрудника саратовского ОВД приговорены к 23 годам колонии строгого режима. Будучи сильно пьяными, милиционеры избили гражданина армянской национальности и, облив бензином, заживо его сожгли за отказ несчастного взять на себя вину за кражи.

И последней каплей стало резонансное дело начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова. В 2009 году, находясь под воздействием алкоголя, милицейский босс смертельно ранил таксиста, открыл пальбу по прохожим на Шипиловской улице г. Москвы, но этого показалось ему мало. Ворвавшись в супермаркет «Остров», обезумевший милиционер застрелил кассиршу и отстреливался от сотрудников правоохранительных органов, приехавших на задержание. В результате боевых действий пьяного майора погибли два человека, ранено - семь, и в шоке вся страна. Суд приговорил бывшего милиционера к пожизненному заключению в колонии особого режима.

Предпосылки реформы

Накал негативных событий, выставляющих органы правопорядка в неприглядном свете, свидетельствовал о процветании коррупции и неспособности существующей системы справляться с современными реалиями. Реформа в России должна была разрешить накопившиеся противоречия:

  1. Закон о милиции, принятый в 90-х годах, не отвечал современным требованиям. Множественные поправки в законопроект, которые вносились на протяжении 20 лет, создали путаницу в полномочиях ОВД. Несогласованность обязанностей различных структур органов правопорядка привела к неэффективной работе, дублированию деятельности и выполнению несвойственных для милиции функций.
  2. Закон о милиции и акты, которые регулировали деятельность правоохранительных органов, часто опровергали друг друга, что повлекло трудности в их правовом применении.
  3. Злоупотребление должностными положениями и репрессивные действия к согражданам окончательно настроили население против сотрудников милиции.
  4. Неконтролируемые противоправные действия стражей правопорядка свидетельствовали об отсутствии четко прописанных их прав и обязанностей, внутренней дисциплины, строгого отбора кандидатов, желающих работать в ОВД.

Законодательная база

Жизнь заставила взглянуть правде в глаза: так продолжаться больше не может. Необходимы не столько, может быть, глобальные, сколько реальные, работающие изменения в функционировании системы правопорядка. Для решения данных задач в 2011 году был принят ФЗ-3 «О полиции», который четко прописывал следующие положения:

  1. Полиция РФ защищает жителей страны, ее гостей и людей без гражданства. На это направлено 12 видов органов: защита, профилактика правонарушений и расследование преступлений, охрана, защита потерпевших, свидетелей и т. д.
  2. Реформа полиции коснулась обязанностей полицейского. Он должен защищать любого человека, попавшего в беду. Он обязан быть внимательным и вежливым в общении с гражданами. Полицейскому запрещено состоять в партии, чтобы сохранить беспристрастность. Поведение в рабочее и свободное время не должно отличаться. Полицейский является примером для граждан и т.д.
  3. Закон ФЗ-3 «О полиции» внес ряд запретов. Категорически запрещено применять к людям пытки, жестокие действия и унижать человеческое достоинство.
  4. Документ особо останавливается на повышении доверия населения к органам правопорядка. Полицейский несет ответственность за свои действия. За нарушение прав граждан полиция должна принести извинения, а сотрудник должен понести наказание вплоть до увольнения без права восстановления.

Интернет редактирует закон

Неслыханным делом стало предложение президента Дмитрия Медведева отдать закон на всеобщее обсуждение в Интернете. В результате в полемике приняло участие более 5 миллионов граждан России.

Народ не верил, что будут кардинальные изменения от простого переименования милиции в полицию России. Когда в комментариях люди высказывали свое мнение, это настроение четко прослеживалось. Но, несмотря на скептический настрой населения, к их мнению прислушались.

Из закона были исключены статьи, которые разрешали полицейским беспрепятственно проникать на территорию, считающуюся частной собственностью. «Презумпция законности полиции» вызывала также много критики. Так, по сути, любое действие полицейского считалось законным, пока не доказано обратное. Хотя прямой формулировки в законе нет, но оппозиция считает, что презумпция законности присутствует в документе в завуалированной форме.

Реформа шагает по стране

Ну, наконец-то, заживем: закон о реформе полиции принят и отдан на реализацию. Сейчас, как в песне, преступность снизится, а на улицах только вежливые и улыбающиеся полицейские. Но полет фантазии о светлом настоящем так и останется несбывшейся мечтой. Не будем забывать, что мы в России. И особенность национальных реформ заключается в том, что их сочиняют далекие от жизни простых людей чиновники, и также в нежелании государства достойно финансировать те самые реформы.

Денег хватило, только чтобы поменять вывески и а повышение зарплат… «Денег нет, но вы держитесь», - знаменитая фраза Дмитрия Медведева описывает истинное положение с зарплатами. Чтобы отчитаться в успешной реализации реформ, начальник полиции Ришат Нургалиев организует сокращение штатов. 22 % сотрудников были уволены, а освободившиеся деньги перераспределили на оставшихся - волшебное повышение зарплат состоялось. При этом ни одной дополнительной копейки не было потрачено. В который раз россияне убеждаются, что любое улучшение жизни происходит за их счет.

Что происходит? Реформа полиции!

Последствия сокращения штатов незамедлительно отразились на качестве работы. Объем выполняемых задач остался прежним, а ряды сотрудников, которые должны их решать, заметно поредели. Как отметили сами полицейские, времени на улыбки нет, работы много, какие-то вопросы решаются наспех и кое-как. Кроме того, реформа полиции коснулась и образования. Конечно, сама по себе идея, чтобы сотрудники полиции имели высшее юридическое образование, хороша. Но жизнь демонстрирует другое.

Теперь на место начальников в полиции сажают зеленых и неопытных выпускников вузов, а опытные и квалифицированные кадры из-за отсутствия высшего образования остаются на подхвате. Но это полбеды. Многие сотрудники с богатым опытом работы уволились, не желая выносить такую несправедливость. А выпускники юридических вузов, поработав три месяца в невыносимых условиях большого объема задач и вечной нехватки времени, тоже увольняются и предпочитают находить не столь нервную работу.

Картина маслом: несмотря на повышение зарплат, люди не спешат устраиваться на работу в полицию. Нехватка кадров ощутима в тех профессиях, которые работают непосредственно с населением: участковые, следователи, дознаватели и т. д. Но полностью укомплектован штат руководящих работников, пресс-служба, воспитательный, медицинский, юридические отделы. Дальше - больше.

Хотели как лучше, получилось как всегда

Реформа полиции предусматривала пересмотр кадрового состава правоохранительных органов. Для этого было решено изменить штатное расписание и провести переаттестацию сотрудников. Данные шаги были призваны повысить уровень квалификации и исключить недобросовестных полицейских. Корректировка штатных расписаний должна была сократить руководящие должности и оптимизировать деятельность исполнительных штатных единиц. Но четких критериев оценки сотрудников разработано не было.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. На практике дело обстояло иначе, чем рисовалось идеальной теорией. Закон о полиции вышел в феврале 2011 года, к июлю этого же года необходимо было отчитаться по итогам проведения аттестации и изменений штатных расписаний. До мая министерство внутренних дел разрабатывало типовой штатник, а на местах документ дорабатывали до июля. В результате на аттестацию времени не хватило. Хорошо, ее продлили до середины августа. Но за такой короткий срок, если к делу подойти добросовестно, аттестовать всех сотрудников физически невозможно.

В итоге галопом провели аттестационные мероприятия без понимания, что проверять, и начальство вовремя успело отрапортовать о проделанной работе. Как выяснилось позднее, скоропалительные штатные расписания, которые делались второпях, не только не сократили руководящие должности, но и увеличили их, соответственно, число реально работающих сотрудников сократилось.

Благие намерения

Реформа (от милиции к полиции) предполагала, что работа правоохранительных органов должна была стать лучше, отрицательный имидж - остаться в прошлом, а доверие людей к полицейским возрасти. Однако формальный подход дал формальный результат. Изменения, конечно, есть: когда приходишь за справкой, тебе дают сначала бумажечку для подписи, где нужно оценить деятельность полиции. А как ее оценивать? В кабинете сидит сотрудница и спокойно выдает справки. Конечно, человек оценит работу этой женщины как хорошую. Отсюда и положительные цифры социальных исследований: доверие населения к полиции повысилось в два раза, т. е. с 23 % до 46 %. Опять все формально.

К примеру, в Грузии после реформы полиции доверие людей к сотрудникам правоохранительных органов повысилось с 5 % до 95 %, и это настоящие цифры. Секрет прост. Там реально хотели изменить все к лучшему, поэтому не ставили невыполнимых сроков и не требовали формальных отчетов. Увольняли всех, кто не соответствовал новым требованиям, а вновь поступивших новичков обучали. За взятки сажали на 10 лет. Несколько показательных судов довели до понимания, что все серьезно. Взятки прекратились. Воров в законе посадили всех в одну тюрьму, чтобы могли управлять только сами собой, а остальные покинули страну. В реорганизацию полиции были вложены большие средства: патрульно-постовая служба получила парк новых машин марок "Шкода-Октавия" и "Форд".

Построены красивые и удобные здания отделов милиции по всей Грузии. А здание МВД в столице поражает своими размерами и дизайном. Новая форма и оснащение полицейских по последнему слову техники также повысили их статус. Все за счет государства. Ну и, конечно, высокие зарплаты. Профессия полицейского очень престижна, и просто так на нее не устроишься, необходимо пройти строгий отбор. Благодаря реформе, Грузия признана одной из самых безопасных стран. Водители могут оставить ключи в машине и спокойно уйти. Никто ее не угонит. Забытые вещи будут дожидаться хозяина на том месте, где их оставили.

Будущие реформы

Как здесь не вспомнить крылатую фразу: «Эх, за державу обидно!» Что же мы не можем, что ли, так? Но надежда умирает последней. Правительство России предпринимает еще одну попытку провести глобальную реформу МВД в 2019 году.

Изменения преследуют две цели: сокращение управляющего аппарата и сокращение расходов на силовые структуры:

  1. Глобальной реформа называется потому, что срок ее реализации запланирован на 5 лет. За это время должна вырасти зарплата, улучшиться социальное обеспечение сотрудников.
  2. Слияние ведомств позволит сократить штат управленцев: патрульно-постовая служба соединится с ГИБДД, рассматривается вопрос об объединении прокуратуры и следственных органов.
  3. Реформа полиции сокращает некоторые функции ведомства: теперь выдачей паспортов будет заниматься МФЦ. Также гражданские организации возьмут на себя обязанность выдачи водительских прав.
  4. Вспомогательные профессии потеряют статус военнослужащих. Психологи, бухгалтеры, эксперты-криминалисты, сотрудники отдела кадров приобретут статус гражданских специалистов.
  5. Медицинский персонал перейдет под крыло Минздрава. Медицинское обслуживание сотрудников полиции будет осуществляться по страховым полисам, а результаты медкомиссии о годности к службе будут объективнее.
  6. В целях экономии средств и повышения квалификации сотрудников срок службы увеличивается с 20 до 25 лет.
  7. Федеральная служба исполнения наказаний войдет в состав МВД России.

Последняя реформа в планах правительства должна существенно улучшить работу полицейских. Жизнь показывает, что реформы продолжаются, и идут они с переменным успехом. Было бы здорово, если бы реализация новой реформы проводилась с учетом прошлых ошибок, а осуществлялась не для галочки, а для людей.

Реформа МВД стала одним из самых нашумевших событий уходящего 2011 года, официально ее принято считать успешной, но под самый занавес года ведомство Рашида Нургалиева обнародовало на своем сайте "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" на 2012-2020 годы. Этот документ дает серьезные основания сомневаться в том, что проведенные преобразования пошли во благо системе внутренних дел.

Госпрограмма изобилует полярными сценариями развития правоохранительной структуры в среднесрочной перспективе — от "существенногоулучшения значений показателей" до негативных результатов в "функционировании системы МВД". Такая лексика беспрецедентна для документов, которые исходили до сих пор из недр министерства, и отличались казенным оптимизмом.

Из проекта госпрограммы следует, что "повышение качества функционирования системы МВД России" может быть сорвано или оказаться нерезультативным в силу различных внутренних и внешних рисков. К внутренним рискам министерство отнесло, в частности, ситуации, связанные с недостаточным финансированием, неэффективным расходованием или неосвоением денежных средств. Само ведомство, согласно проекту, в ближайшие девять лет готово расходовать 9,83 трлн руб., что сопоставимо с запланированными доходами бюджета РФ в 2011 году. В том числе 5,27 трлн руб. — на "повышение качества и результативности деятельности полиции".

При этом МВД прогнозирует на ближайшие 3-5 лет увеличение "массива преступлений, совершаемых в общественных местах, рост отдельных видов преступлений как против собственности, так и против личности, криминальную алкоголизацию и наркотизацию населения, разрастание коррупции". Идеологи документа объясняют это "влиянием на криминальную ситуацию социально-экономических проблем, связанных с мировым финансово-экономическим кризисом", которое "не только не исчерпало своего потенциала, но и вообще не проявило себя в полной мере".

Апокалиптические предсказания министерства имеют определенный подтекст. Исходя из весьма спорной предпосылки, что "криминальная ситуация в настоящий момент определяется преступностью предыдущего периода, а усилия, предпринимаемые государством, окажут свое влияние с запозданием на несколько лет", ведомство на первом этапе планирует реализовать меры, направленные на преодоление "инерционности преступности" и "стабилизацию" криминальной обстановки в стране. Возврат ситуации к "прежним показателям" и "стабильному функционированию" правоохранительной системы в МВД ожидают не ранее, чем к 2015 году.

Но и здесь МВД прибегает к многозначительной оговорке: этот прогноз может быть "действителен при отсутствии проявления новых рисков". По мнению министерства, негативное влияние на конечные результаты будут оказывать принципиальные изменения, происходящие в процессе реформирование ведомства. Упразднение "важных структурных элементов системы МВД России", 20-процентное сокращение штатной численности органов внутренних дел и повышение квалификационных требований к сотрудникам полиции, "с высокой степенью вероятности в течение трех лет повлекут за собой снижение эффективности в установленной сфере деятельности". Согласно проекту госпрограммы, в течение этого времени усилия ведомства буду направлены на минимизацию неблагоприятных последствий "проводимых в настоящее время преобразований системы МВД России".

Существенного "улучшения значений показателей" МВД предполагает добиться только на следующем этапе - в 2016-2020 годах. Однако авторы документа и в этом случае не исключают влияния пресловутых рисков, на этот раз внешних. Основным из них в МВД считают возможность изменения взглядов руководства страны на структуру и задачи системы министерства. В связи с этим целесообразно напомнить, что председатель Правительства РФ Владимир Путин, отвечая в ходе прямой линии на вопрос, не считает ли он, что реформа МВД была проведена поверхностно и формально, заявил, что практически не участвовал в реформе МВД , а самое главное ее достижение видит в повышении заработной платы для сотрудников полиции. Нельзя исключить, что после марта 2012 года Путин, уже в ранге главы государства, может вернуться к проблеме реформирования МВД.

Итак, тема очередного опроса "Право.Ru" — насколько эффективно проведена очередная реформа правоохранительных органов. Если предложенные варианты ответов не отражает вашей позиции, изложите ее в комментариях.

По сути, именно этот нормативный правовой акт положил начало широкомасштабному и глубокому реформированию органов внутренних дел. Что сейчас происходит в наиболее многочисленной правоохранительной структуре страны, чем вызваны изменения и насколько они успешны, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев.

Рашид Гумарович, в ходе реформирования действительно ли удалось осуществить замену старого правоохранительного института на качественно новый? В чем суть этих изменений?

Рашид Нургалиев: Напомню, что начало процесса реформирования МВД России было положено Указом Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 24 декабря 2009 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации". Активная фаза преобразований началась с 1 марта 2011 года - когда Закон "О полиции" вступил в силу и главой государства были подписаны семь указов, непосредственно определяющих направления реформирования министерства.

Да, 2011 год стал знаковым для построения качественно новой системы МВД. Помимо образования принципиально нового института обеспечения правопорядка - российской полиции, была сформирована законодательная база ее деятельности, проводились мероприятия по оптимизации функций и организационно-штатного построения всей системы.

Проведена внеочередная аттестация личного состава и обновлен кадровый состав, включая руководящее звено, начато преобразование ведомственного кадрового обеспечения.

Кардинально изменена система социальной поддержки сотрудников как во время службы, так и после увольнения.

МВД избавляется от несвойственных функций. Отрыв от основной функции - правоохраны - сведен к минимуму. Продолжается большая работа, направленная на изменение отношения к документации, - сокращение объема отчетных документов до разумного минимума. Это очень важно, поскольку граждан и организации, которые обращаются в органы внутренних дел, в первую очередь интересует конечный результат. К сожалению, до недавнего времени у нас очень часто акценты были расставлены по-иному. Приоритет отдавался отчетной документации, за которой терялся человек и его насущная проблема.

В этой связи в повседневную деятельность органов внутренних дел активно внедряются электронный документооборот, а также передовые технологии, которые помогают существенно повысить эффективность принимаемых мер по защите граждан от преступных посягательств и охране правопорядка. Это закреплено нормативно. В статье 11 Федерального закона "О полиции" определена не просто такая возможность, а обязанность полиции в своей деятельности использовать достижения науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Произошедшие изменения в деятельности министерства наглядно подтверждают, что реформирование было не самоцелью и тем более не ребрендингом милиции в полицию, не сменой вывески.

Проблемы действительно есть, но мы их видим и теперь наша задача - целенаправленно работать по этим точкам, оперативно реагировать и принимать меры по их устранению.

И все же какова основная цель преобразований? Насколько ее удалось достичь?

Нургалиев: Основной целью преобразований, которая была определена главой государства, являлось создание нового правоохранительного института, который отвечал бы всем современным требованиям, эффективно противостоял возникающим угрозам, а также соответствовал социальным запросам и ожиданиям наших граждан. Устарела и прежняя модель взаимоотношений органов внутренних дел и общества, основанная на приоритете государственного принуждения.

Менялся сложнейший институт, остававшийся длительные годы без преобразований, внутри которого объективно накопилось множество изъянов. Многие когда-то результативные конкретные методы, средства, приемы и даже принципы деятельности в некоторой степени утратили свою эффективность. Потребовалось приведение системы функционирования МВД в соответствие с современными концепциями построения органов государственной власти, сделать правоохранительную систему более эффективной, надежной и, естественно, в еще большей степени ориентированной на защиту прав и свобод граждан. Выход был только один - строить новый по содержанию орган охраны правопорядка, отвечающий текущим социальным условиям и коренным образом изменившемуся государству. Таким институтом и стала полиция.

Как известно, в последние годы по милиции, органам внутренних дел в целом был нанесен серьезный информационный удар. По каждой критической публикации нами проводилась служебная проверка. И выяснялось, что не всегда информация была объективной. Да, есть у нас и те, кто позорит честь мундира. И таких сотрудников мы выявляем собственными силами, но многие годы здесь работают люди не за интерес, а за совесть.

Сотрудники органов внутренних дел вписали немало героических страниц в нашу историю. Только за 2011 год зарегистрировано более двадцати тысяч преступлений, совершенных в отношении сотрудников органов правопорядка. При исполнении служебных обязанностей получили ранения 3602 сотрудника органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. Погибли от рук бандитов 322 сотрудника. Пятерым посмертно присвоены звания Героя России.

Уже сейчас можно говорить о том, что ведомство, еще находясь в стадии преобразования, успешно решает поставленные задачи. Это показало подведение итогов деятельности за 2011 год на расширенном заседании коллегии МВД России.

А были ли глобальные причины, послужившие переходу из милиции в полицию?

Нургалиев: Реформирование органов внутренних дел было обусловлено целым комплексом причин. Прежде всего тем, что граждане Российской Федерации, приняв на референдуме в 1993 году Конституцию, закрепив принципы построения правового и демократического государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав человека, сделали свой выбор.

Исторические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, потребовали по-новому определить место и принципы деятельности органов внутренних дел в изменившемся общественно-политическом устройстве государства. Стала очевидна необходимость новой правовой платформы, которая бы отвечала современным реалиям. Действовавший закон "О милиции" неоднократно корректировали, но это не дало желаемых результатов. Он так и не стал документом, отвечающим приоритетам в сфере защиты интересов личности, общества и государства.

Одним из факторов реформы органов внутренних дел послужила и существенно изменившаяся преступность, возникновение новых вызовов и угроз XXI века. Речь идет о терроризме, экстремизме, коррупции и транснациональной организованной преступности, преступлениях в сфере высоких технологий.

Поэтому перед министерством внутренних дел встала задача - реорганизовать ведомство так, чтобы система работала по самым высоким международно-правовым стандартам, по самым современным технологиям, эффективно и профессионально реагировала на новые вызовы и угрозы.

Не менее важным было и поднять престиж органов внутренних дел, существенно повысить авторитет полиции и доверие к ней со стороны населения.

Принципиальное отличие проводимой реформы от всех предшествующих преобразований состояло в том, чтобы создать не очередную модификацию силового инструмента государственного принуждения, а действительно правоохранительный орган, нацеленный на защиту прав и свобод человека, надежно обеспечивающий безопасность личности, общества и государства.

По каким направлениям происходили преобразования?

Нургалиев: Было семь основных направлений процесса реформирования. Во-первых, обновление нормативно-правовой базы. Во-вторых, проведение организационно-штатных мероприятий, направленных прежде всего на освобождение от несвойственных функций, избавление от излишних управленческих звеньев и повышение роли оперативных служб.

Важным направлением стала и гуманизация форм и методов работы полиции, переход взаимоотношений органа правопорядка и общества к партнерской модели, направленной на обеспечение эффективной защиты прав и свобод граждан.

Потребовалось создание и внедрение эффективной системы контроля за деятельностью полиции со стороны гражданского общества. Была проведена внеочередная аттестация всего личного состава, что важно - под руководством президента Российской Федерации. Произошло законодательное закрепление правового статуса сотрудника полиции, внедрение антикоррупционных стандартов и повышение требований к профессиональным и моральным качествам.

И, разумеется, реформа денежного довольствия и повышение уровня социальной защищенности сотрудников и пенсионеров, установление государственных гарантий для членов семей погибших при исполнении служебного долга сотрудников.

Реализация каких из этих направлений вызвала наибольшие трудности?

Нургалиев: Столь радикальная и масштабная реорганизация МВД проводилась в России впервые. Попытки реформирования системы в советское время предпринимались неоднократно. Но эти преобразования затрагивали лишь форму, отдельные сферы деятельности и касались, главным образом, ее оперативно-служебной составляющей. Локальные структурные изменения происходили и в постсоветский период, но и их также нельзя рассматривать как реформы в глобальном смысле этого понятия.

Но, как известно, "начало - это половина любого дела". Поэтому самым сложным, пожалуй, было формирование новой нормативно-правовой базы. Трудности заключались даже не в том объеме работы, который предстояло выполнить, а в том, что в ходе нее закладывался правовой фундамент будущей правоохранительной системы. И права на ошибку у нас не было.

Основой нового полицейского законодательства стали федеральные законы - назову их сокращенно - "О полиции" , "О социальных гарантиях..." и "О службе в органах внутренних дел..." . Помимо них, обновленную правовую базу деятельности органов внутренних дел составляют 17 указов президента России, 19 постановлений правительства и более 800 ведомственных нормативных правовых актов. И эта работа еще не завершена. О масштабах и качестве нашей нормативно-правовой деятельности говорит та оценка, которую дал президент России Дмитрий Медведев на коллегии по итогам года, отметив, что МВД получило добротную нормативную базу, которой не было никогда, за исключением царского периода.

Принятые акты будут определять направление развития МВД на несколько ближайших десятилетий.

Не повлияло ли отрицательно на борьбу с преступностью сокращение личного состава?

Нургалиев: Процесс реформирования органов внутренних дел не отразился на результатах оперативно-служебной деятельности. В 2011 году сотрудниками органов внутренних дел раскрыто 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых - тяжкие и особо тяжкие.

Повысилась раскрываемость фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей, разбоев, краж. Сотрудниками органов внутренних дел выявлены виновные в совершении 53 тысяч преступлений прошлых лет, из которых более 15 тысяч - тяжкие и особо тяжкие. Выполнен значительный объем разыскной работы. Обнаружено более 100 тысяч преступников. Установлено местонахождение свыше 62 тысяч пропавших без вести.

Что касается сокращения личного состава - действительно, в соответствии с Указом президента от 24 декабря 2009 года "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ" такая задача была поставлена. В течение двух лет общая численность сотрудников была оптимизирована на 20 процентов, что соответствует сегодняшним потребностям государства и общества для выполнения задач обеспечения правопорядка и противодействия преступности.

Решения в каждом конкретном случае принимались руководителями территориальных органов, исходя из имеющегося кадрового потенциала и складывающейся криминальной обстановки. При этом в наибольшей степени сокращению подверглись аппараты управления и непосредственно подчиненные им подразделения, в наименьшей - подразделения, которые несут основную нагрузку по защите прав и свобод граждан от преступных посягательств.

Кроме того, рациональному применению личного состава способствует широкое использование современных технических средств и информационных технологий в охране общественного порядка в целом. Например, с помощью аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в прошлом году было раскрыто 23 тысячи 800 преступлений и 17 миллионов 200 тысяч правонарушений. Он позволяет не просто сократить количество полицейских, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, но и поднять эту работу на качественно новый уровень. Представляя собой сложную систему интеллектуального контроля за состоянием оперативной обстановки, личной и имущественной безопасностью граждан, дорожного движения, объектами особой важности, новая система создает условия для наиболее успешного выявления людей, транспортных средств и предметов, находящихся в розыске, раскрытия "по горячим следам" разбоев, грабежей, краж и других преступлений.

Комплекс развернут в 80 областях и регионах. В 366 населенных пунктах функционируют подсистемы видеонаблюдения, в 303 - мониторинга мобильных объектов. На улицах городов и поселков установлено более 119 тысяч камер видеонаблюдения, из которых 81 тысяча напрямую выведена в дежурные части органов внутренних дел.

Таким образом, в ходе реформирования качество правоохранительных государственных услуг значительно повысилось.

Сколько всего было сокращено сотрудников? Какова сегодня численность полиции и МВД России в целом?

Нургалиев: Сокращено свыше 226 тысяч должностей, или каждый пятый сотрудник. Почти наполовину был обновлен высший руководящий состав органов внутренних дел. Кроме того, в порядке ротации поменяли свое прежнее место службы почти 2/3 руководителей высшего звена. Всего же на службу в полицию перешли свыше 875 тысяч сотрудников органов внутренних дел.

Как вы относитесь к тому, что к процессу реформирования МВД был проявлен столь широкий общественный интерес?

Нургалиев: В связи с масштабом проводимых преобразований вполне естественно, что к реформированию было обращено самое пристальное внимание не только экспертного сообщества, но и общественности, средств массовой информации и простых граждан.

Впервые мы с этим столкнулись при обсуждении проекта Закона "О полиции". По инициативе главы государства в период с 7 августа по 15 сентября 2010 года он был представлен для общественного обсуждения в сети Интернет. Это позволило обществу реально участвовать в его доработке. Специально созданный для обсуждения законопроекта сайт посетили более 1,5 миллиона человек. Получено свыше 33 тысяч откликов, большинство из которых были учтены при его доработке. В результате - в Государственную Думу был представлен документ, отражающий позицию юристов, профессионалов-практиков, представителей правозащитных, общественных организаций, мнение граждан.

Общественный интерес к вопросам деятельности органов внутренних дел, оценка со стороны граждан - важнейший показатель эффективности нашей работы. Именно поэтому сегодня внедряются новые критерии оценки деятельности полиции, среди которых одно из центральных мест занимает мнение населения о качестве работы органов внутренних дел.

В прошлом году полиция раскрыла 1 миллион 311 тысяч преступлений, четверть из которых - тяжкие и особо тяжкие

Работу МВД часто критиковали за пресловутую "палочную систему". Есть ли изменения?

Нургалиев: В свое время так называемая палочная система во многом была обязана всей системе криминальной статистики, которая основывалась на сравнении количественных данных с показателями предыдущего периода. Далеко не всегда такое сравнение являлось обоснованным. И прежний узковедомственный подход, связанный с получением любой ценой благоприятной статистики, уже изменился на критерий эффективной защиты прав и интересов граждан.

В части 6 статьи 9 Федерального закона "О полиции" отражены новые концептуальные подходы, связанные с тем, что при оценке деятельности полиции в первую очередь учитывается общественное мнение.

26 декабря 2011 года подписан соответствующий приказ, утверждающий инструкцию и показатели ведомственной оценки. Теперь о работе полиции мы судим по таким критериям, как эффективность деятельности по ведомственным показателям, результаты исследования общественного мнения, итоги отчетов должностных лиц территориальных органов перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, информирование государственных, муниципальных органов и граждан, результаты инспекторских выездов и зонального контроля.

А эффективность работы территориальных органов оценивается по таким основным направлениям, как обеспечение законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, расследование преступлений, предупреждение и пресечение преступлений, качество расследования уголовных дел, возмещение материального ущерба, эффективность исполнения законодательства об административных правонарушениях, обеспечение безопасности дорожного движения.

Приоритет отдается уже не цифре как таковой, а качественной характеристике, результату, который слагается из множества факторов.

Какие задачи поставил президент России перед МВД?

Нургалиев: Президентом России Дмитрием Медведевым на расширенном заседании коллегии МВД России по подведению итогов за 2011 год перед министерством был поставлен целый ряд задач, связанных с повышением эффективности борьбы с преступностью.

Прежде всего министерству необходимо обеспечить качественную работу территориальных отделов и пунктов полиции. Именно они находятся ближе всего к гражданам, оказывают им помощь и содействие. На этом уровне и формируется отношение к полиции. Партнерская модель взаимоотношений полиции и общества, закрепленная в Законе "О полиции", предполагает уважительное отношение, что будет возможным при профессиональном выполнении своих обязанностей, внимательном и доброжелательном отношении к людям.

В связи с этим необходимо максимально укрепить кадровый состав территориальных структур, особенно оперативных подразделений полиции и тех, которые несут службу в общественных местах.

Для органов внутренних дел задачей государственной важности является борьба с коррупцией. В этих вопросах особое внимание глава государства предложил уделить ситуации в жилищно-коммунальной сфере, где злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень "эпидемии".

Полиции необходимо и в дальнейшем укреплять взаимодействие с обществом, со средствами массовой информации, при этом активнее реагировать на расследования, которые ведутся журналистами.

Остро стоит задача по предупреждению и своевременному пресечению актов экстремизма. Нет необходимости убеждать в актуальности этой проблематики для федеративного, многонационального и многоконфессионального государства, которым является Российская Федерация.

Поставлена задача по внедрению принципиально новых методов и форм борьбы с преступностью. Поэтому органы внутренних дел должны быть оснащены высококлассной техникой и специалистами, способными эффективно ее использовать.

В целом же перед МВД стоит важнейшая задача - эффективно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, противодействовать преступности, охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность.

Времени на раскачку у нас нет. Общество ждет от полиции реальной отдачи и конкретных улучшений.

В сегодняшнем номере "РГ - Недели" читайте продолжение разговора с министром внутренних дел России Рашидом Нургалиевым. Министр рассказал, что изменена структура денежного довольствия сотрудника. Его основа - денежное содержание, состоящее из должностного оклада и оклада по специальному званию. В зависимости от региона, должности и выслуги лет оно увеличилось в пределах от 1,7 до 2,1 раза.

Была подготовлена и направлена на места брошюра, в которой подробно прописан порядок начисления и выплаты денежного довольствия всех категорий сотрудников органов внутренних дел.

полиция и выборы

Нургалиев: Только за последний месяц уже проведены два расширенных заседания Оперативного штаба МВД России по профилактике правонарушений, посвященных готовности подразделений МВД России к охране общественного порядка в период подготовки и проведения выборов президента России. Участвовали представители Центральной избирательной комиссии, члены Общественного совета при МВД, Общественной палаты, Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Если коротко, то в данный момент уже приняты все необходимые меры безопасности.

Более того, сейчас мы столкнулись с еще одной проблемой - сохранностью аппаратуры видеонаблюдения, призванной обеспечить честность выборов. Уже известны 14 случаев хищения этой аппаратуры с избирательных участков. В 13 случаях - задержаны, а в одном установлены подозреваемые...

А как полицейские будут следить за соблюдением избирательного законодательства?

Нургалиев: Во все территориальные органы внутренних дел разосланы методические рекомендации, где подробно разъяснены действия сотрудников по 11 составам административных правонарушений избирательного законодательства, отнесенных к компетенции ОВД. На каждом избирательном участке обязан быть старший из офицеров, ответственных за охрану порядка. А в территориальном органе будет дежурить специальная группа, которая в случае необходимости прибудет на проблемный участок для документирования административного правонарушения. Подчеркну, что полицейский не принимает ничью сторону - строго следует закону. Если наблюдатель - неважно, от какой общественной группы - аккредитован на конкретный участок, то никаких препон ему чинить не будут. Если же человек сам себя "назначил" наблюдателем и пытается вмешиваться в работу избирательной комиссии, то, конечно, делать это ему не позволят. В любом случае решение принимает руководитель территориальной комиссии.

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...