Майское дерево в русской традиции. Майское дерево

С давних времён дерево почиталось как символ полноты жизненных сил, как мост между мирами - подземным и небесным, как место пребывания лесных божеств, и обряды, связанные с поклонением деревьям, были широко распространены у всех народов мира. У некоторых они сохранились и доныне. Так, 1 мая (а иногда чуть позже - 9 мая, 6 июня) во многих странах Европы (Германия. Франция, Британия, Дания. Швеция и др.) отмечают Праздник майского дерева, который по традиции символизирует наступление лета. Восходит он к дохристианскому культу деревьев. В старину считалось, что этот праздник обеспечивает благоволение древесных духов и к общине, и к отдельным людям.

К 1 мая на площадях, перекрёстках, во дворах устанавливают майское дерево (чаще берёзу, ель. вяз, итальянский тополь, а в Каталонии, например, просто высокий гладкий шест). Очищенное от коры (чтобы под ней не прятались злые духи), только с зелёной макушкой, его украшают цветами и лентами. В давние времена дерево доставляли на место, не пользуясь телегой и лошадьми. Причём отдельные деревца (помимо предназначенных для всей общины) сельчане ставили перед домами наиболее уважаемых сограждан, а парни - под окнами любимых девушек, что обычно предшествовало сватовству. В старину вокруг майского дерева водили хороводы и пели особенные майские песни. Потом избирали «майскую королеву» из числа самых пригожих и благонравных девушек. На голову королеве надевали венок из цветов и зелени, пели в её честь песни. Она возглавляла весёлое шествие с зелёными ветками, а на деревенском праздничном обеде, который собирали в складчину, занимала почётное место. Трапезничать полагалось где-нибудь в роще или на цветущем лугу, а домой возвращаться в шляпах, убранных зелёными ветками. При этом сельчане возвещали всем встречным, что несут новое лето.

В Германии существовал такой обычай: 1 мая перед домом девушек, нелюбимых за что-то, втыкали в землю не деревце, а пучок хвороста либо ветки разных кустарников или деревьев. Причём девице сварливой полагался терновник, легкомысленной - вишня, ленивой — черёмуха, сплетнице - тополь.

В далёком прошлом майский праздник в Германии ознаменовывался ещё и тем, что в этот день гасили огонь во всех очагах и лампах и зажигали новый - непременно с помощью трения и с соблюдением определённых обрядов.
Под влиянием выходцев из Германии Праздник первого мая появился и з России. С середины XVII столетия, когда в Москве возникла Иноземная Немецкая) слобода, её жители 1 мая выходили гулять и пировать в Сокольническую рощу. Позже такие пикники нередко посещали Пётр I и его приближённые. Через какое-то время 1 мая в Сокольники начали съезжаться многие москвичи. И хотя они не ставили майские деревья, но с удовольствием валялись на травке, слушали Соловьёв, пили чай из самоваров и пели песни (1 мая г о старому стилю приходится на нынешнее 13-е число, когда уже достаточно тепло и распускаются листья). Вплоть до второй половины XIX в. первомайские гулянья в Сокольниках были только московской традицией. Вслед за Первопрестольной этот праздник стали отмечать и в других городах России.
С конца XIX в. под предлогом первомайских гуляний участники революционного движения проводили в рощах и лесах массовые митинги - маёвки, а затем и демонстрации. После того как в 1886 г. расстреляли первомайское шествие чикагских рабочих, Праздник первого мая окончательно обрёл политическую окраску и превратился в День международной солидарности трудящихся всех стран. Любопытно, однако, что в социалистической части Германии перед 1-м Мая улицы и дома продолжали украшать не только портретами вождей, флагами и транспарантами, но и зелёными ветками, а на площадях, как встарь, ставили майские деревья, убранные венками и лентами.

Ольга Борн
(Германия, Мюнхен)

Майское дерево

Предыдущий рассказ этой серии:

Вот и наступил май! В альпийской части Баварии 1 мая – это время возведения майского дерева (Maibaum) и начала народных гуляний с музыкой, танцами и, конечно же, знаменитыми баварскими сосисками и пивом.

Издавна в начале мая стада выводили на летние пастбища и отмечали приход настоящего тепла и символичное начало лета. В языческих календарях, основанных на солнечных и лунных циклах, майские празднества знаменовали середину отрезка между весенним равноденствием (21 марта) и летним солнцестоянием (21 июня).

Майское дерево – символ жизни, пробуждения природы, воплощение силы роста, плодородия и здоровья. Оно представляет собой шест с венком на верхушке, украшенный разноцветными лентами, гирляндами, фруктами, "золотыми" орехами, цеховыми гербами и символами – сапожников, мясников, стрелков, пожарных. Венок и набор гербов различаются в зависимости от местности. Дерево устанавливают 1 мая на центральном месте в деревне. Как правило, в баварских деревнях майское дерево получает "временную прописку" сроком примерно на 5 лет, потом его убирают, распиливают и устанавливают новое. Ствол дерева (обычно это ель или пихта высотой 25-30 м) по традиции жертвует крестьянская семья из числа жителей деревни, их фамилия обязательно указывается на прикреплённой к стволу табличке.

Ствол майского дерева обвит лентой или окрашен спиральной полосой. При этом направление спирали установлено совершенно чётко – снизу вверх слева направо. В баварских деревнях майское дерево имеет бело-голубую расцветку, соответствующую национальным цветам Баварии.

Однако в некоторых деревнях ствол дерева неокрашен, хотя такое встречается гораздо реже. В этом году мне довелось побывать на возведении неокрашенного майского дерева в совсем маленькой альпийской деревушке. Именно в таких местечках особенно тщательно хранят национальные традиции, любое мероприятие состоится не для показухи и туристов, а самих жителей деревни, всё происходит совсем по-домашнему, без лишнего пафоса.

С установлением майского дерева у баварцев связано много традиций. Прежде всего, ствол дерева должен быть доставлен к месту возведения на телеге по центральной улице деревни. Эта процессия сопровождается духовым оркестром и множеством зрителей.

В давние времена считалось, что пропажа дерева может навлечь на деревню разные беды и лишиться его раньше времени – позор, поэтому подготовленный для установки ствол дерева нужно охранять. Однако по другой народной традиции, сохранившейся и по сей день, ствол майского дерева следует непременно выкрасть в ночь перед его возведением. Таким "воровством" занимаются жители соседних деревень. Похищение происходит тоже по определённым правилам. На следующий день похищенное майское дерево выкупают за несколько бочек пива, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители дружно выпивают вместе.

Процесс установки длится неск��лько часов – с чувством, с толком, с расстановкой. Самую тяжёлую работу выполняют мужчины помоложе и покрепче. Те, что постарше и поопытнее, участвуют пассивно – дают советы, причём очень громко и на местном, только им понятном диалекте. Сначала ствол осторожно снимают с телеги, прикрепляют гербы, символы, таблички. Чаще всего ствол майского дерева устанавливают вручную с помощью парно связанных шестов, но если дерево слишком большое и тяжёлое, то без подъёмного крана не обойтись. Основание ствола при этом вставляется в стальной забетонированный каркас и тщательно укрепляется.

Пока идёт установка майского дерева, вокруг устраиваются деревенские гуляния. Больше всего мне нравится наблюдать за местной ребятнёй – маленькие баварцы принимают самое активное участие в мероприятии, суетятся вместе со взрослыми, помогают в украшении ствола и его установке, собирают посуду и мусор, протирают столы.

А как танцуют! По традиции открывает танцевальную программу самая младшая группа – маленькие, неуклюжие, не всегда попадающие в такт, иногда наступающие друг другу на ноги, но срывающие самые бурные аплодисменты. Совсем крохи года по 2-3 наблюдают за происходящим, сидя на лужайке и открыв рты, а самые смелые в промежутках между танцами наровят выбежать на сцену и тоже попробовать отбивать Plattler.

Весна всегда символизирует любовь, пробуждение природы. Во многих странах Европы, чтобы показать своё чувство любимому человеку, используется дерево любви .

Вообще месяц май в регионе Германии, где мы проживаем, богат на праздники. Уже в ночь на 1 мая уснуть практически невозможно. Смех, разговоры, непривычные звуки не утихают до утра. И это в городах, а что «творится» в селах и деревнях….

Помните концовку из фильма с участием Игоря Костолевского Отпуск за свой счет, где героиня фильма Катя, гоняясь за любимым, едет в отпуск в Венгрию. И уже по возвращению в родной город, получает такое дерево, правда уже от другого молодого человека, искренне полюбившего её.

Так и у нас, наутро, во дворах, на балконах многих домов можно увидеть украшенные разноцветными лентами берёзки. Это символ любви. Так молодые ребята и мужчины выражают свою любовь подругам, любимым девушкам и молодым женщинам.

Традиция очень красивая, и молодёжь охотно участвует в ней. А любопытные соседи могут теперь узнать, влюблён ли кто-то в соседскую девчонку.

Эта прекрасная традиция пришла еще с древних времён. Хотя её истинные истоки ещё продолжают изучаться и являются предметом споров многих историков.

Известно, что древние германские племена почитали лесные божества, для этого и проводились специальные ритуалы с деревьями. В дальнейшем церковь старалась подавлять языческие традиции. Вновь появление майского дерева было зафиксировано в Аахане в 1224 году.

По другой версии этот обычай пришел из села. Когда ежегодно в первый день мая празднуется день земли, плодородия . В этот день устраиваются народные гуляния. Такое украшенное дерево устанавливается в центре деревни. В зависимости от страны или даже региона порода майского дерева может быть разной. Так в Баварии обычно выбирается хвойное дерево, на северо–западе страны майским деревом выступает берёза. Также и оформление может выглядеть очень разным.

Высота выбранного дерева состовляет 20, 25 метров. Но бывали случаи, когда майское дерево достигало высоты 40 метров. В Баварии в большинстве случаев кору у дерева снимают и ствол украшают различными гирляндами в виде спирали, ромбами в бело-голубом цвете, зелёными венками, флагами и гербами этой местности.

В других регионах в качестве украшений могут быть игрушки из бумаги, разноцветные лоскуты. Макушка дерева украшается специальным венком. В нашем регионе (NRW) берётся дерево в его натуральном природном виде и украшается разноцветными ленточками. Причем каждый цвет имеет определённое значение.

В деревнях — это настоящий праздник, с участием всех жителей. Специальная процессия в сопровождении местного оркестра торжественно несёт дерево(или везёт) к месту установки.

А затемк вечеру начинаются народные гуляния, с национальными танцами и застольями и спортивными состязаниями.

Пиво льётся рекой, сосиски жарятся неподалёку… А майское дерево, как атрибут весеннего праздника, стоит обычно до конца мая.

Молодые же мужчины украшают меньшее по высоте дерево, чаще всего берёзку, а затем в ночь на 1 мая устанавливают деревце во дворе дома любимой. Если девушка или молодая женщина живёт в квартире, то дерево привязывают к балкону. К середине дерева прикрепляется сердце из твёрдого картона с именем подруги. В конце месяца молодой человек забирает дерево. По обычаю отец девушки ставит перед парнем ящик пива. А мать печёт специальный пирог. В высокосный год существует обратная традиция. Девушки и молодые женщины несут украшенные деревья любви к своим возлюбленным, конечно же мужчины им помогают.

Теперь я понимаю, почему в Европе так мало берёзовых деревьев.

БРЭФ

Майский праздник

Празднование в честь возрождающейся природы, коренящееся в древнеязыческих воззрениях, у западноевропейских, преимущественно германских народов приурочено к началу мая. Почти повсеместно 1 мая проносится по селению разукрашенное майское дерево, которое затем водворяется в центре селения; вокруг дерева происходят танцы. Обыкновенно М. праздник начинается еще накануне, в Вальпургиеву ночь (см.). С торжественными обрядами зажигаются майские костры, через которые с песнями перескакивают попарно юноши и девушки, собирающиеся вступить в брак; затем вокруг костров происходят танцы. По народному поверью, майские огни оберегают от злых духов. В эти же дни избранные юноша и девушка, назыв. майским королем и королевой (граф и графиня), с торжеством вводятся в селение, чем символически изображается наступление весны. Ср. Pabst, "Die Volksfeste der Maigrafen" (Ревель, 1864); Manhardt, "Wald- und Feldkulte" (Б., 1875). Русский народ не приурочивает встречи весны к началу мая (ср. Весна, Семик). Гулянье 1 мая в Москве, в Сокольницкой роще, есть явление позднейшее; в простонародье оно известно под именем "немецких станов", чем подтверждается предание о том, что когда-то здесь были поселены заезжие немцы, которые установили и гулянье. В XVIII ст. М. праздники справлялись в наших духовных и светских училищах, куда они через Киевскую академию проникли из Литвы и Польши; там школьные М. праздники назыв. Maiowki, reckreacie majowe. В Киеве в "рекреационный день", т. е. 1 мая, школьники выходили на гору Скавыку, при урочище Глубочица; ученики меньшего возраста забавлялись играми, студенты пели канты, разыгрывали "комедии", которые сочинялись учителями поэзии, и произносили "диалоги", которые составлялись учителями философии и риторики. В Петербурге, до 50-х годов, было в большой моде гулянье 1 мая в Екатерингофе. М. праздник как "всемирный праздник рабочих", справляемый ежегодно 1 мая, возник вследствие постановления международного конгресса рабочих (марксистов), собравшегося в Париже в июле 1889 г., как манифестация в пользу установления восьмичасового рабочего дня. Уже подготовления к первому М. празднику в 1890 г. вызвали разлад среди рабочих (в Германии социал-демократы рейхстага признали празднование 1 мая для своих единомышленников необязательным); с другой стороны агитация, в видах прекращения работ на 1 мая, побудила работодателей в различных странах, особенно в Германии, сплотиться теснее. В 1890 г. первое мая прошло сравнительно спокойно, работы нигде почти не были приостановлены, и только в немногих местах произошли более серьезные столкновения между рабочими и полицейскими властями. В 1891 г. в большинстве западноевропейских государств М. праздник был руководителями рабочих отложен на воскресенье, следующее за 1 мая; тем не менее в этом году он послужил поводом к крупной стачке горнорабочих в Бельгии, к яркой анархистской демонстрации в Риме и к кровавому столкновению между горнорабочими и войсками в Фурми (во Франции). В следующие годы "всемирный праздник рабочих" ограничивался или вечерними празднествами, или процессиями и митингами (в некоторых местах весьма многолюдными) в воскресенье, следующее за первым мая. Более серьезные столкновения с полицией имели место в Вене в 1896 г.

Каждый год в конце мая в Выборге проходит фестиваль фольк/этно музыки и средневековой культуры «Майское Дерево». Он посвящен приходу весны, символом которой и является украшенное майское дерево . Весь день и всю ночь в настоящем средневековом замке звучит музыка, идут танцы, конкурсы, турниры лучников, представление костюмов, показательные выступления танцевальных школ, представления по историческому фехтованию, мастер-классы по танцам, фаер-шоу, проходит средневековая «Ярмарка мастеров». Даже обычные посетители этого праздника стараются соответствовать эпохе — заранее готовят средневековые костюмы. Фото- и видеоотчет с этого мероприятия смотрите ниже.

Мероприятие интересное, насыщенное, потому фотографий получилось много, и фото костюмов и портреты посетителей фестиваля пришлось вынести в отдельную запись: Майское дерево 2014: лица и костюмы .

Празднование прихода весны есть в традициях всех северных народов. Во всех них, так или иначе, участвует «Майское Дерево». Символизирует Дерево мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Вокруг этого дерева наши предки каждый год проводили обряды, краткий смысл которых — обновление жизни, воскресение природы и приход весны.

Фестиваль проходит в самом настоящем средневековом замке — Выборгский замок , который был основан еще в XIII веке. Это единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества.

В замке есть две основных площадки: нижний двор, который находится сразу после входа, и на котором расположена сцена, где и проходили основные выступления, и верхний двор, отданный под всякие развлечения.

Сцена расположена на нижнем дворе:

Но можно подняться на второй ярус

Поближе к Башне Святого Олава

И наблюдать за всем происходящим свысока

Но как тогда принимать участие в общем веселье? Например, водить хороводы

Играть в змейку

Или ручеёк

И вообще, отрываться по полной:

Вон какой слэм перед сценой устроили под Оркестр Тролля

При этом выбили из брусчатки столько пыли, что перед следующим выступлением пришлось поливать её водой.

Те, кто устал танцевать или слушать музыку стоя, сидели прямо на старинной брусчатке:

На верхнем дворе можно было поупражняться в стрельбе из лука или принять участие в нескольких мастер-классах

На нижнем дворе была развернута торговля всякими цацками. От металлических украшений и фенечек до ваз и тряпичных фигурок.

Везде продавалась медовуха. На всей территории фестиваля были запрещены крепкие спиртные напитки и продажа чего-либо веселящего, кроме медовухи, которой было аж 3 сорта: светлая, тёмная и красная, из гречишного мёда. Чёрная, на мой взгляд, тяжеловата. Да и красная слишком медово-ядрёная, хотя вкус насыщенный.

Кстати, слева перед бочками стою я в костюме монаха и с фотоаппаратом.

Полицейские, следящие за порядком на мероприятии, тоже были не прочь отведать бодрящего напитка.

Вообще, мне кажется, что командировать полицейских на такие мероприятия должны за какие-то особые заслуги, за которые мало дать обычную грамоту или даже орден 😉 Это же не работа, а одно удовольствие, причем не просто бесплатно (а входной билет стоил 700 р), а за зарплату! На фото очень колоритный нищий, про которого еще будет сказано во второй части , то ли погадал одному из полицейских, то ли одарил счастьем.

Кроме полицейских, за порядком на фестивале следили внутренние силы безопасности. Например, в лице имперского офицера. Император покровительствует «Майскому дереву»! Да пребудет с ним сила!

Правда и тут не обошлось без происков мятежников. Юный шотландский джедай совершает покушение на имперского офицера при исполнении. Ай-я-яй, и куда смотрят силы имперской безопасности?

Но мы забыли о музыкантах, все-таки «Майское дерево» — это, в первую очередь, музыкальный фестиваль

На празднике выступили лучшие музыкальные группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, исполняющие средневековую музыку, шотландский, ирландский, бретонский, русский, ингерманландский, балканский фолк в исконных и собственных аранжировках. Просто перечислю названия со ссылками на ВК, где можно оценить музыку каждой из групп:

Выступление Shedda

Безумно понравился кавер на Prodigy — Omen, здесь небольшой фрагмент на видео:

Собственно, я сейчас пишу эти строки а в наушниках играет именно он. Вот более полная версия для тех, кому тоже понравилось:

Ещё выступающие:

Отава Ё в своём узнаваемом прикиде с ушанками и в майках.

Оркестр тролля. Фрагмент песни «Мой ирландский сон»

С наступлением темноты включили освещение сцены

А на верхней площадке устроили красивое фаер-шоу

Причем ребята постарались на славу, огненное сопровождение было у нескольких групп, в течение длительного времени.

Ближе к концу выступали Icewind Tales (после долгого саундчека)

Как видите, жанры были представлены очень разные — от средневековой музыки в дневной программе, фолка и пивного панка до пауэр металла у Icewind Tales

Разумеется, мероприятие такого уровня не могло обойтись без внимания телевизионщиков.

Вот они берут интервью у организаторов фестиваля:

Над местом проведения фестиваля летал квадрокоптер с камерой

Причем с управляемой камерой и беспроводным каналом. Вот его команда из двух человек: один отвечает за полёт, второй — за камеру. Интересно было бы посмотреть видео, снятое с высоты на фестивале.

«Майское дерево» — яркое и замечательно событие, воспоминания о котором останутся в памяти еще надолго.

В качестве P.S.

Хотелось еще рассказать о многом, повествование получилось скомканным и не таким, как хотелось, но фотографии вылеживаются итак уже около месяца, их слишком много, да и особого вдохновения нет, уже ночь, пора заканчивать. Расскажу только о небольшом фрагменте — как мы добирались из Питера до Выборга и обратно. Как путные люди, мы снимали недорогую квартиру на северной окраине города, недалеко от вокзала и метро. Утром в субботу мы купили билеты на электричку и вышли на полупустую платформу вокзала. Там была только небольшая группа детей, собравшихся на экскурсию, несколько дачников и две пары велосипедистов. Утренняя электричка пришла вовремя, но, когда открылись двери, оттуда давлением вынесло несколько спин, и всё. Никогда не думал, что в столичном городе электричка может быть забита так, что туда в прямом смысле слова будет невозможно запихаться. Какие там велосипеды! Наивные двухколёсные наездники! Даже самый худой человек не смог бы протиснуться в эту спрессованную людскую массу. А ведь билеты, причем недешевые, уже куплены, и мы прошли через турникет. Потом подсчитали, что взять напрокат машину всей компанией и добраться на ней до Выборга вышло бы дешевле. В итоге дождались следующей электрички, идущей до Зеленогорска (а это даже не полпути), в которую с трудом запихались. В Зеленогорске пересели на другой поезд, и наконец-то добрались до Выборга.

Обратно тоже добирались с приключениями. В 3 часа ночи единственное заведение, которое работало в Выборге — это вокзал. До отправления первой электрички билетные кассы не работали, только билетные автоматы, которые почему-то не принимали крупные купюры. Но к тому времени все ноги были оттоптаны до самой жо, в общем, не шевелились вообще, да и стоило опереться на твердую поверхность, как мгновенно засыпали, чуть не упустив первую электричку. Но оно того стоило! Впечатлений от фестиваля хватит на несколько лет вперёд!

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...