Когда ни пишется слитно а когда раздельно. Когда пишется «не», а когда - «ни»


Частица ни употребляется в основном для усиления (иногда и для передачи отрицательного смысла) и пишется обычно отдельно.
  1. Частица ни используется в отрицательных предложениях для усиления этого отрицания. Например: Не видно ни луны, ни звезд. Сказуемое с отрицанием может лишь подразумеваться: На улице ни души.
  2. Частица ни используется для усиления утверждения в уступительных оборотах кто бы ни, куда бы ни, сколько бы яп и др. Например: Куда ни посмотрю, везде зеленеет трава (в смысле всюду» везде).
Примечания. 1.0т этих оборотов надо отличать самостоятельные восклицательные предложения со словами только не: Чего он только не читал\ 2. В близких по построению предложениях частица ни отличается от частицы не по смыслу. Например: Кто ни встречался с ним, всякий удивлялся его начитанности - Кто не встречался с ним, тот не знал о его начитанности. 3. Различаются по смыслу частицы не и ни в оборотах не кто иной, как - никто иной не... . Например: Не кто иной, как Иванов, выполнил эту работу (при сказуемом выполнил нет отрицания) - Никто иной не мог выполнить эту работу (при сказуемом мог выполнить есть отрицание).
  1. Частица ни употребляется в устойчивых выражениях со значением неопределенности: ни то ни се, ни рыба ни мясо, ни стать ни сесть и др.
  2. Частица ни пишется всегда отдельно, исключая следующие случаи:
а) в отрицательных местоимениях без предлогов: никто, ничто (если ударение падает на частицу, то пишется не: нёкто, нёчто); ср.: ни у кого, ни в чем;
б) в отрицательных наречиях: нигдё, никогда, никуда, ниоткуда, ничуть и др.
Упражнение 443. Прочтите и объясните слитное написание частицы не в выделенных словах.
1. Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами (П.). 2. Но говорят, вы нелюдим: в глуши, в деревне все вам скучно (П.). 3. Главное было для нее: избавиться от ненавистного брака (П.). 4. На век оставлю Рим: я рабство ненавижу (П.). 5. Ко мне забредшего соседа, поймав нежданно за полу, душу трагедией в углу (П.). 6. К востоку примыкает она к диким, необитаемым местам, к непроходимому болоту (П.). 7. Был я у Перовского, который показывал мне незаконченные картины Брюллова (П.). 8. К штатской службе молодой человек чувствовал себя совершенно неспособным (П.). 9. Маленькие осинки побеждают даже траву и вырастают, несмотря ни на что (Пришв.).
Упражнение 444. Спишите, раскрыв скобки. Частицу не пишите слитно или раздельно.
  1. В случае встречи с (не) приятелем я вступаю с ним в бой, (не) взирая на его превосходство (Степ.). 2. (Не) приятелем я (не) доволен, а его братом: он обидел меня. 3. У меня есть. . . своя родина, свой родной воздух, друзья и (не) други (Гонч.). 4. Он с горечью сказал: «Вы больше мне (не) друг!» 5. (Не) благоприятность обстановки сказалась и на здоровье больного. 6. Мнение мое было принято чиновниками с явною (не) благосклонностью (П.). 7. После этой ночи я как будто умер на долгое время: это были годы (не) бытия (Гладк.).
  1. Он пристал к самозванцу не из (не) вежества и легковерия (П.).
  2. Его заметно отличали от окружающих (не) вежливость, а прежде всего природный ум и сообразительность. 10. (Не) известности уже (не) было, все уже было ясно для меня (Ч.). И. Она принимала как личное оскорбление (не) искренность, уклончивость и двоедушие (Гладк.). 12. Ее подкупила (не) искренность девочки, а то, что она (не) обыкновенно добра и ласкова. 13. Убедившись в (не) выгодах бродячей жизни, Моргач вернулся сам (Т.). 14. (Не) удача или, как у нас говорят, (не) задача моя продолжалась... (Т.). 15. Конец войны в Корее был серьезным (не) успехом для зачинщиков войны (Эренб.).
Упражнение 4-4-5. Перепишите, раскрыв скобки. Частицы не пни пишите слитно или раздельно. Объясните правописание.
1. Моргач человек опытный, себе на уме, (не) злой и (не) добрый, а более расчетливый (Т.). 2. Воспитание Ася получила странное, (не) обычное, (не) имевшее (ни) чего общего с воспитанием самого Гагина (Т.). 3. Лукерья рассказ свой вела почти весело, (не) жалуясь и (не) напрашиваясь на участие (Т.). 4. Дни и ночи рыскал (не) сильный, но (не) отвязный ветер (М. Г.). 5. (Не) сильный, но прозрачный голосок Дуняшн звучал (не) истощимо (М. Г.). 6. Боль в щеке была (не) сильная, но разлилась по всему телу (М. Г.). 7. В углу дивана съежился остроносый человек, (ни) чем (не) интересный (М. Г.). 8. Миша переписывал (не) быстро, но четко, без ошибок (М. Г.). 9. Самгина (не) приятно встряхивало, он (не) выспался и был (не) доволен поездкой (М. Г.). 10. Это был человек (не) старше сорока лет (М. Г.).
  1. Все было припудрено как бы (не) видимой, но едкой пылью (М.Г.).
  2. Глаза его смотрели прямо, (не) подвижно, (не) мигая (М.Г.). 13. Маленькая женщина кричала радостно, но (не) громко (М. Г.). 14. С каштанов падали лапчатые листья, но ветер был почти (не) ощутим (М. Г.). 15. Всдсем был (не) большой, а рыбы в нем водилось много.
Упражнение 446. Перепишите, раскрыв скобки и вставив вместо точек буквы е или и.
  1. В сарае у него лежала (н...) кому (н...) нужная заваль. 2. Он отправился к себе и уснул, как (н...) в чем (н...) повинный ребенок (Ч.). 3. Соня почувствовала себя измочаленной, (н...) на что (н...) способной - хоть плачь! (Кетл.). 4. Все увидели, что это человек, вовсе (п...) способный.быть ученым. 5. Сурков досадливо хмурился, (н...) доЕОЛьпып тем, что спа говорит так долго (Фад.). 6. От него отказались, как от челсьека, (п...) на какую работу (н...) годного (Т.).
  1. Он был совершенно (н...) преклонным в своих требованиях к машине и после трехчасового испытания как (. .) в чем (н...) бывало
все начинал сначала. 8. Это был парень далеко (н...) трусливый, но и (н...) отважный. 9. Наша беседа покажется вам отнюдь (н...) интересной.
Упражнение 447 Перепишите, раскрыв скобки. *
1. Ужели небу я дороже всех (не) замеченных тобой? (Л.). 2. (Не) успела на его глазах совершиться одна тайна смерти, оставшаяся (не) разгаданной, как возникла другая (Л. Т.). 3. На всем лежал холодный покров (не) освещенной солнцем росы (Л. Т.). 4. Все облечено было в тишину (не) возмущенную, которую (не) пробуждали даже чуть долетавшие до слуха отголоски воздушных певцов, пропадавшие в пространстве (Ч.). 5. Над (не) просохшими меловыми мысами горы звон пошел перекатом (Шол.). 6. Среди серых, еще (не) одетых деревьев черемуха была зеленая (Пришв.). 7. И он [Метелица] быстрей и свободней пошел вперед легким, звериным, (не) тяготеющим к земле шагом (Фад.). 8. Это оказался редкий, пока еще (ни) кем (не) изученный минерал. 9. Вряд ли тебе следовало опираться на (не) изученный материал. 10. Юноша с грустью оглядел голые стены (не) убранной еще комнаты. И. Сено лежало (не) убранное. 12. Много пришлось ученым потрудиться над еще (не) разгаданной тайной этой пещеры. 13. В зале гремели долго (не) смолкающие аплодисменты.
  1. По (не) смолкающему треску древесины и бормотанию моторов можно было заключить, какая уйма железа размещалась там на ночлег (Леон.).
Упражнение 448. Перепишите, раскрыв скобки. Причастия подчеркните одной чертой, прилагательные - двумя.
  1. Фотоснимок, (не) совершенный по выполнению. 2. Поступок, задуманный им, но (не) совершённый. 3. Ребенок пришел в (не) описанный восторг. 4. Все интересовались еще (не) описанной операцией. 5. Бриллиант, (не) оцененный ювелиром. 6. Дети - (не) оцененное сокровище. 7. (Не) слыханный и (не) виданный в мире расцвет науки. 8. Материал, (не) подходящий нам по качеству. 9. Поезд, (не) подходящий к станции. 10. (Не) определенный по звучанию.
  1. (Ие) определенный на работу. 12. (Не) обдуманный для взрослого человека поступок. 13. (Не) обдуманный серьезно поступок. 14. (Не) подготовленный товарищем доклад. 15. (Не) подготовленный по русскому языку ученик. 16. (Не) успевающий посетить всех. 17. (Не) успевающий по русскому языку ученик. 18. (Не) выдержанный в споре товарищ. 19. Ребенок, (не) выдержанный в карантине. 20. (Не) ограниченный в средствах человек. 21. Проект, (не) ограниченный материальными затратами. 22. Напор бойцов, (не) сдержанный врагом. 23. (Не) сдержанный в отношениях к товарищам. 24. Человек, совершенно (не) образованный и (не) воспитанный в обращении к окружающим.
1. Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: но (не) взначай проселочной дорогой мы встретились и братски обнялись (П.). 2. О Вальтер-Скотте же и его романах впопад и (не) впопад было у нас говорено довольно (П.). 3. «Сказал бы словечко, да волк (не) далечко»,- сказал нахмурясь Гаврила Афанасьевич (П.). 4. Обременять вымышленными деталями исторические характеры и (не) мудрено и (не) великодушно (П.). 5. Куда ж поскачет мой проказник? С кого начнет он? Все равно: везде поспеть (не) мудрено (П.). 6. (Не) хорошо прослыть (не) вежею, (не) приятно казаться и выскочкой (П.). 7. (Не) видано есть один хлеб без приправы (Эренб.). 8. Иллюстрировать такого поэта, как Пушкин, вовсе (не) легко (Крамской). 9. Андрей вырос (не) далеко от моря (Эренб.). 10. Жилось ему (не) легко, но он (не) унывал.
Упражнение 450. Перепишите, раскрыв скобки и вставив частицы не или ни.
1. Он жил, словно (. . .) кого вокруг себя (. . .) замечал и (. . .) в ком (. . .) нуждался (Т.). 2. Василиса Егоровна сдержала свое обещание и (...) кому (. . .) сказала (. . .) одного слова, кроме...попадьи (П.). 3. (. . .) кого так (. . .) знаешь, как самого себя (П.).
  1. (. . .) кто (. . .) даст нам этих книг. 5. Жил (. . .) кто господин Долгов с женой и дочкой Надей (Н.). 6. Мне бояться и стыдиться (. . .) кого и (. . .) чего! (Гонч.). 7. Чуб (. . .) кал (. . .) мог забыть вероломства Солохи и, сонный, (. . .) переставал бранить ее (Г.).
  1. Казалось, от роду (. . .) бывал в таких пустых местах: (. . .) где (. . .) мерцал огонек, (. . .) слышалось (. . .) какого звука (Т.).
  2. В лесу как (...) в чем (. . .) бывало продолжалась весенняя жизнь (Пришв,).
Упражнение 451. Перепишите, раскрыв скобки и вставив частицы не или ни.
1. (...) один (. . .) колыхнется на березках белый лист (П.).
  1. (. . .) одного часа (. . .) приходилось ему оставаться дома (Г.).
  2. (. . .) раз от скуки он свои мечты мне поверял (Л.). 4. Все эти дни я (. . .) разу не отступил от своей системы (Л.). 5. Парень мне (. . .) раз говорил о тебе (Н. Остр.). 6. Старик (...) разу в жизни (. . .) бранил и (. . .) наказывал детей (Ч.). 7. Так рассуждал (. . .) один он, разумеется (М. Г.). 8. Клим оттолкнул эти мысли, продуманные (. . .) один десяток раз (М. Г.). 9. Я... ( . ) разу (. . .) был на артиллерийском полигоне (Игн.). 10. Друзья после ссоры (. . .) раз встречались, но (. . .) разу так и (. . .) сумели поговорить по душам. И. (. . .) один из бойцов (. . .) тронулся с места, хотя каждый знал, что смерть (. . .) минуема.
Упражнение 452. Выпишите из орфографического словаря 10 прилагательных с пе-приставкой.
Упражнение 453. Выпишите из орфографического словаря по 5 слов - отрицательных и неопределенных местоимений и наречий с не и ни.
Упражнение 454. Перепишите, раскрыв скобки и вставив частицу не или ни.
1. (...) сладость розовых лучей, предтеча утреннего Феба, (. . .) кроткий блеск лазури неба, (. . .) запах, веющий с полей, (. . .) быстрый лет коня ретива...- (. . .) что души (. . .) веселит (Бат.). 2. В глуши (. . .) слышно было (. . .) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (. . .) долгогривыми конями, (. . .) златом, данью крымских орд, (. . .) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (. . .) что (. . .) мучит, (. . .) тревожит, и сердце вновь горит и любит оттого, что (. . .) любить оно (. . .) может (П.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь - (...) истребят (. . .) годы их, (. . .) моды, (. . .) пожары (Гр.). 6. (. . .) было лица, на котором бы (. . .) выразилось удовольствия. . . (Г.). 7. (. . .) ветер бушует над бором, (. . .) с гор побежали ручьи - Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (П.). 8. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (. . .) был (Ч.).
Упразднение 455. Перепишите, раскрыв скобки и вставив частицу не или ни.
1. Оказалось на поверку, что «человек» (. . .) кто иной, как отставной приказный (С.-Щ.). 2. Командир прекрасно знал, что (. . .) кто иной (. . .) сумел бы лучше этих двух бойцов выполнить его приказ. 3. (. . .) кто иной, а именно отец принес эти книги. 4. (. . .) кто иной и (. . .) мог принести их. 5. (. . .) что иное (. . .) могло повлиять на него больше, чем письмо друга. 6. Благосостояние состояло (...) в чем ином, как в спокойном порядке (Помял.). 7. Это было (...) что иное, как вызов из института.
Упражнение 456. Перепишите, раскрыв скобки и выделив глаголы с приставкой недо-.
1. [Недопюскин-отец} бился как рыба об лед, (не) доедал, (не) досыпал (Т.). 2. Утром он (не) редко вскакивал (не) сколько позже обычного, а поэтому (не) доедал завтрак и (не) допивал чай. 3. Корректор (не) доглядел опечатку в тексте. 4. (Не) доставало только человека с ружьем (Ч.). 5. Внук еще (не) доставал до стола, и посуда пока была у нас в безопасности. 6. В доме его чего-нибудь вечно (не) доставало (Г.). 7. Молоко это явно (не) доквашенное. 8. Из (не) дожаренных цыплят сочилась кровь (Ч.). 9. На устах начатый стих (не) дочитанный затих (П.). 10. (Не) дочитанный отцом роман остался на столе. И. Поля - (не) доработаны, посевы - (не) досеяны, порядку нет следа (Н.). 12. Этот раздел нужно (не) доработать, а переделать заново. 13. . . . Он проделал лишних пятнадцать рейсов за счет (не) довыполненной вчера нормы (Б. Пол.). 14. А пленник с горной вышины один за тучей громовою возврата солнечного ждал, (не) досягаемый грозою (П.). 15. На столе наперсток, катушка ниток, (не) довязанный старушкой чулок (Ч.). 16. Кто спешит сжать еще (не) дожатое, кто скосить еще (не) скошенное (Пришв.).
Упражнение 457. Перепишите словосочетания, применяя правила правописания не с причастиями и прилагательными.
Никем (не) терпимый человек. Далеко (не) терпимое неудобство. Совершенно (не) терпимое поведение.
Нисколько (не) угасимый энтузиазм строителей. (Не) угасаемый в нашей стране подъем творческой энергии. Совершенно (не) угасае- мая жажда знания. (Не) разложимое на данные множители и (не) делимое на три число.
Никогда (не) делимая (не) производная основа. Всегда (не) победи- мая команда. Команда, (не) победимая в состязаниях. Чемпион, никогда (не) победимый. (Не) умолкаемый день и ночь городской шум. Вовсе (не) умолкаемый морской прибой. Нисколько (не) умолкаемый вой ветра. (Не) проницаемая для воды оболочка. (Не) сгибаемая в колене нога. Совершенно (не) сгибаемая нога. Ничем (не) сгибаемая воля. (Не) подражаемый в исполнении этой роли. (Не) различимые в тумане предметы. Почти (не) различимые оттенки цветов. Ни в чем (не) различимые изделия. (Не) слышимый в толпе шёпот. Почти (не) слышимый шелест. Никогда (не) слышимый издали топот. Сквозь (не) видимые миру слезы. (Не) видимые (не) вооруженным глазом бактерии. Совсем (не) видимые потери. Никому (не) видимые слезы. Ничем (не) заменимая утрата. (Не) заменимый в путешествии предмет. Совершенно (не) заменимый работник. (Не) выполнимая для путешественника задача. Множитель, (не) выносимый за скобку. Его (не) выносимый для всех эгоизм. Никакими средствами (не) излечимая болезнь. Еще (не) излечимая болезнь. Почти (не) излечимая болезнь.
Упражнение 458. Перепишите, перестроив словосочетания так, чтобы причастия и прилагательные были употреблены в краткой форме в качестве сказуемых.
Эти нелюбимые предметы. Наши непобедимые войска. Некоторые звуки, не произносимые в быстрой речи. Многие иноязычные слова, не склоняемые в нашем языке. Многие травы, не применяемые в качестве лекарств. Неотделимые мир и счастье детей. Язык, неистощимый в соединении слов. Внешняя политика СССР, неотъемлемая от дела мира во всем мире. Неприемлемые предложения капиталистических держав. Такого рода совершенно нетерпимые поступки. Невыносимая и нестерпимая зубная боль. Эти пока не преодолимые трудности. Его личное мнение вполне независимое. Эти леса почти непроходимые. Такая неисправимая ошибка. Невыполняемые соглашения капиталистических стран.

Упражнение 459. Перепишите, раскрыв скобки. Подчеркните прилагательные с суффиксами -им ем- одной чертой, а страдательные причастия - двумя.
1. Дубровский благодарил его [Троекурова] и остался беден и (не) зависим (П.). 2. Талант Вольтера (не) повторим, (не) подражаем (П.). 3. Честность и неподкупность его были (не) одолимы (Г.).

  1. Все ее распоряжения надо было изменять, так как они были всегда (не) исполнимыми (Л. Т.). 5. [Океан] безбрежен, мрачен, угрюм, беспределен, (не) измерим и (не) укротим (Гонч.). 6. Все фамильярности с (не) знакомыми (не) терпимы (Гонч.). 7. Вы (не) проницаемы теперь для меня... (Гонч.). 8. Туркевич был (не) истощим в прибаутках и остротах (Кор.). 9. Уверяю вас, мы останемся целы и (не) вредимы (Ч.). 10. Да, мне все говорят, что я (не) терпим (А. Остр.). И. Все кажется возможным, а полное счастье (не) достижимо (М. Г.). 12. Запас его памяти был (не) исчерпаем (М. Г.). 13. Ему казалось, что война для Австрии дальше уже (не) мыслима (С.-Ценск.). 14. Увальев был особенно (не) терпим к сотрудникам по управлению (Леон.). 15. Словом, везенье, свойственное Леше во всех делах, было никак (не) постижимо моему уму (Лавр.). 16. Спокойствие этого человека совершенно (не) поколебимо (Кавер.).. 17. Дом был (не) заменим для уличных сражений (Кат.). 18. Чибирев был, по обыкновению, (не) возмутим (Казак.). 19. Шумно радуясь своей удаче, Матвей Юргин был (не) узнаваем (Буб.). 20. Эти леса были (не) отделимы от его размышлений... (Пауст.). 21. Ледяная ширь пролива была теперь (не) различима (Аж.). 22. (Не) разделимы серп и молот, земля и колос, и звезда (Марш.). 23. Бактерии (не) видимы (не) вооруженным глазом.
  1. Вечна и (не) увядаема человеческая правда и красота (Гладк.).
  2. Стоны больного почти (не) слышимы.

Правописание частиц НЕ и НИ – одна из наиболее сложных тем орфографии. Трудности обусловлены тем, что частицы НЕ и НИ чаще всего безударны, совпадают в произношении, их написание определяется как смысловыми признаками, так и структурно-грамматическими условиями, причём смысловые, признаки являются главными, первостепенными и нередко сопровождают, дополняют структурно-грамматические. Таким образом, выбор частицы Не или НИ диктуется прежде всего общим смыслом предложения, словосочетания или слова, к которому она относится.

Помни! Главное отличие НЕ и НИ – смысловое. НИ употребляется для усиления, а НЕ – для отрицания.

Различие частиц НЕ и НИ по смыслу.

I. Частица не - отрицательная.

1. Частица НЕ может стоять перед любым членом предложения и передавать полное отрицание. Особенно четко выражено значение полного отрицания при противопоставлении: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

Распознать частицу НЕ со значением отрицания помогут следующие практические приемы:

А. Выражая отрицание, частица НЕ по значению равняется НЕТ. Отсюда – приём установления отрицательного смысла путём ответа на вопрос, например: Кто не знает цену времени, самому себе цены не знает (Знает цену времени? - Нет. Знает себе цену? - Нет.).

Б. Частицу НЕ нельзя опустить, не разрушив основного смысла высказывания: Кто не смотрит под ноги, тот в овраг свалится. (Если убрать частицу НЕ, высказывание приобретёт противоположный смысл).

2.Частица НЕ употребляется в предложениях, которые в целом не имеют отрицательного смысла, но с отрицательным значением этой частицы в определённой мере связаны разнообразные оттенки данных предложений.

А. Частица НЕ употребляется перед обеими частями составного сказуемого. Наличие двойного отрицания порождает утвердительный смысл предложения (с оттенком необходимости, долженствования). В первой части составного сказуемого обычно употребляются слова НЕ МОГ, НЕЛЬЗЯ, НЕВОЗМОЖНО, НЕХОРОШО и т.п.: Не может не радоваться человек, приносящий радость другим людям. (Ср.: Радуется человек, приносящий радость другим людям).

В конструкции с глаголом «мочь» и двойным отрицанием утверждается, что соответствующее действие производится. Он не мог не есть, не пить (т.е. он пил и ел!).

Б. Частица НЕ употребляет в вопросительно-отрицательных предложениях для выражения усиленного утверждения (чаще всего в предложениях с риторическим вопросом): Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (Всякий проклинал, всякий бранивался). В низкой галерее кто не пригнет головы. (Всякий пригнет голову).

В подобных предложениях часто допускаются ошибки, поскольку отрицательно оформленные риторические вопросы несут утвердительный смысл, причём утверждение это усиленно подчеркнутое. Поэтому предложения с усиленным утверждением часто смешиваются с придаточными уступительными предложениями усилительно-обобщающего характера (приёмы разграничения см. ниже).

П. Частица НИ - усилительная.

1. Частица НИ используется для усиления отрицания, выраженного отрицательным сказуемым, т.е. сказуемым, включающим частицу НЕ или выраженным словами НЕЛЬЗЯ, НЕТ, например: Девушка была замечательная красавица, и в этом не сомневался ни я и ни те, кто вместе со мной смотрел на неё. Отрицательное сказуемое может отсутствовать в предложении, в этом случае оно легко восстанавливается из контекста: Воздух все больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка. Для распознания частицы НИ в функции усиления отрицания, выраженного отрицательным сказуемым, следует помнить, что частица НИ в этом случае по значению равна частицам ДАЖЕ, И; частицу НИ можно опустить, при этом общий смысл предложения не изменяется. Ср.: На небе ни звездочки не видно. (На небе даже звездочки не видно. На небе и звездочки не видно. На небе звездочки не видно).

2. Повторяясь, частица НИ превращается в союз НИ... НИ..., который соответствует повторяющемуся И утвердительного предложения: Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.

Частица НИ используется для выражения полного запрета или настойчивой просьбы: Прошу, ни слова больше!

В конструкции с глаголом «мочь» с предшествующим НЕ и повторяющимся усилительным НИ констатируется невозможность совершения действия: Он не мог ни есть, ни пить (т.е. он не пил и не ел!).

Не путайте предложения с НИ с предложениями, в которых употребляется частица НЕ, передающая смысл отрицания, ср.: Где только не побывал наш путешественник! Где только ни бывал наш путешественник, он везде писал путевые заметки.

Между этими предложениями существует много различий, но самым главным различием является интонация. Предложения с НИ всегда повествовательны. Логическое ударение в них обычно падает на слово, к которому примыкает частица НИ. Предложения с НЕ – это самостоятельные восклицательные, вопросительные или восклицательно-вопросительные предложения. Вопросительное местоимение или наречие в них подчеркнуто ударное.

Вторым важным различительным признаком является то, что предложения с НЕ могут быть употреблены самостоятельно (т.е. «извлечены» из состава сложного предложения без ущерба для смысла и структуры высказывания). Предложения с НИ не могут быть употреблены самостоятельно. Ср.: Ну, сам знаешь, кто у нас не ошибается. (Кто из нас не ошибается?) Сколько бы осел ни рос, он не станет конем. (Сколько бы осел ни рос ...– смысл не закончен).

Обратите внимание: в заголовках придаточное с усилительно-обобщённым значением может быть употреблено самостоятельно: Где бы ты ни был (название фильма). Как сие ни парадоксально (заголовок из «Литературной газеты»).

Основные случаи употребления частиц не и ни в сходных синтаксических позициях отражены в таблице.

    Для выражения отрицания: кто не знает цену времени, самому себе цены не знает.

Из предложения частицу нельзя убрать, поскольку смысл при этом изменится на противоположный.

    Для усиления отрицания; употребляется там, где есть или подразумевается отрицательное сказуемое: На небе ни звездочки не видно.

Частицу можно опустить или заменить на И, ДАЖЕ.

    В самостоятельных восклицательных или вопросительных предложениях для усиления утверждения: Где только не побывал наш путешественник!

По структуре такие предложения являются простыми (или являются частями сложносочиненного предложения), либо глагол с отрицанием находится в главной части сложноподчиненного предложения; интонация в таких предложениях восклицательная или вопросительная (в конце предложения имеется! или?)

2. В придаточном предложении усилительно-обобщающего характера (часто со значением уступки) для усиления утверждения: Где ни бывал наш путешественник, он везде встречал радушный прием.

Используется в придаточной части сложноподчиненного предложения, поэтому не может быть употреблено самостоятельно, допускает замену союзов (ХОТЯ (И), НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО); интонация всегда повествовательная.

3. В конструкции с глаголом «мочь» и двойным отрицанием утверждается, что это действие производится: Он не мог не есть, не пить. В данном случае при проверке следует удалить двойное не (= ел и пил).

3. В конструкции с глаголом «мочь с предшествующим отрицанием» и повторяющимся усилительным НИ утверждается, что действие невозможно совершить: Он не мог ни есть, ни пить (= не пил и не ел).

Привести в систему полученные знания и выработать логику распознания частиц НЕ и НИ, различающихся по смыслу, поможет следующий алгоритм.

1. Перед каким членом предложения употреблена частица?

Перед сказуемым Перед другими членами

2. Употреблена ли частица в 2. Сказуемое отрицательное?

придаточном предложении?

ДА НЕТ

3. Это придаточное Пиши НЕ

уступительное? НЕТ ДА

Пиши НЕ пиши НИ

Пиши НИ Пиши НЕ

НЕ и НИ могут входить в состав некоторых слов и словосочетаний в качестве составного компонента.

Различайте!

Запомните также:

1). Написание не и ни в следующих конструкциях:

В утвердительных конструкциях: не кто (что) иной (другой), как (а)

В отрицательных сравнительных конструкциях: как никто (ничто) иной (не), никто (ничто) иной, кроме

В присоединительных конструкциях: (ты), и никто иной

Обратите внимание на расстановку знаков препинания в этих конструкциях.

2). В неопределённых и отрицательных наречиях и местоимениях выбор орфограммы зависит от ударения. Сравните: не кто, не что, не где, не когда, не о чем и т.д. и никто , ничто , нигде , никогда , ни за че м, нипоче м и т.д.

3). Обратите внимание на правописание

–сложных союзов если не…то; не то чтобы не…а; не то…не то; не только не…но и; пока не; сколько ни; как ни.

–частиц едва (ли) не; чуть (ли) не; далеко не; отнюдь не; ничуть не; нисколько не; вовсе не; только не.

–фразеологических оборотов слыхом не слыхать; была не была, не ахти; не в духе; не в ладах; не у дел; не чета; не тут-то было; не по зубам; не дай бог; не под силу и др.; ни взад ни вперед; ни туда ни сюда; ни тот ни другой; ни конному ни пешему; ни к селу ни к городу; ни то ни сё; ни рыба ни мясо; ни пава ни ворона; ни два ни полтора; ни за что ни про что; ни с того ни с сего; ни больше ни меньше; ни много ни мало; ни свет ни заря; ни слуху ни духу; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни в коем случае; ни под каким видом; никоим образом; чего бы то ни стоило; во что бы то ни стало; как бы то ни было; как ни в чём ни бывало; кто (что, как, где, когда, какой бы то) ни был(о).

Внимание! Для успешного применения правил необходимо умение правильно определять часть речи (местоимение, наречие, частица, союз); определять тип предложения, в сложноподчинённом предложении вычленять главную и придаточную части, правильно квалифицировать тип придаточного.

Образцы рассуждения.

1. Ум – одежда, которая никогда не износится, знание – рудник, который никогда не исчерпаешь. Никогда – правописание определяется структурно-грамматическими условиями: в местоименном наречии пишем приставку НИ, т.к. гласный в ней безударный. Не износится, не исчерпаешь – правописание определяется в зависимости от смысловых признаков; частица употреблена перед сказуемым в простом предложении, передает полное отрицание (Износится? – Нет. Исчерпаешь? – Нет.), её нельзя опустить, не разрушив смысла предложения.

2. А фильмы чуть ли не каждый день меняются. Чуть ли не - правописание определяется структурно-грамматическими условиями: в сложной частице чуть ли не пишется НЕ.

3. Михаил Зощенко переменил не одну профессию, прежде чем стал писателем. Правописание сочетаний ни один, не один зависит от смысла; в данном случае употребляется частица НЕ, т.к. сочетание не одну имеет значение «много, несколько».

4. Чего не съешь в богатстве, чего не скажешь в нищете! Правописание определяется смысловыми признаками. Частица НЕ употреблена перед сказуемым в вопросительно-отрицательном предложении для выражения усиленного утверждения (Все съешь, все скажешь). Тип предложения – не сложноподчинённое, интонация вопросительно-восклицательная, на вопросительное местоимение падает логическое ударение, возможна постановка усилительной частицы ТОЛЬКО.

5. Как Алексей ни старался, не мог он разглядеть на их лицах ни радости, ни удивления. Ни радости, ни удивления – написание определяется структурно-смысловыми признаками. Частица употребляется перед дополнением, сказуемое отрицательное, пишем НИ. Частица НИ используется для усиления отрицания, она может быть опущена без изменения общего смысла предложения или замена усилительными частицами ДАЖЕ, И. Не мог – написание определяется структурно-смысловыми признаками. Частица употреблена перед сказуемым в главной части сложноподчинённого предложения. Сказуемое отрицательное (Мог? – Нет). Частица передаёт полное орицание, её нельзя опустить, не разрушив смысла предложеия. Как ни старался – написание определяется смысловыми признаками. Частица употреблена перед сказуемым в придаточном уступительном для усиления утверждения (Алексей старался? – Да). Предложение не может быть употреблено самостоятельно, интонация повествовательная, логическое ударение падает на глагол, к которому относится частица, как ни можно заменить союзом хотя.

Тренировочные упражнения

Упражнение №30.

Аналогично предложенному выше рассуждению объясните правописание частиц НЕ и НИ в данных предложениях.

1. В течение недели я ни разу не тренировался. 2. Сколько я ни тренировался, а результаты были низкие. 3. Куда ни посмотрю, повсюду рожь густая. 4. Он не дал мне ни одной книги. 5. В ведре ни капли воды. 6. В этих местах я бывал не раз. 7. Летом я никуда не поеду. 8. Он ни с кем не дружил. 9. Только книги, ничто иное его не интересовало. 10. Нет ни звездочки на небе. 11. Этот провал не что иное, как потухший кратер. 12. Сколько я ни напрягался, сколько я ни вытягивал шею, но увидеть ничего не смог.

Упражнение №31.

Составьте предложения со следующими словами и оборотами: не кто иной, не что иное, никто иной не, ничто иное не, никем иным, ничем иным, ничто, ничто, ни с кем, не за чем, ни с чьим.

Упражнение №32*.

Вставьте пропущенные буквы, объясните написания.

1. Она и угощение готовила, она и вокруг стойки чуть ли н_ бегом бегала. 2. Какой палец н_ поранишь, боль одинакова. 3. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было. 4. Что такое знание? Н_ что иное, как описанный опыт 5. Н_ солнце, н_ смерть нельзя разглядывать в упор. 6. Человек, знающий сто ремесел, н_ знает н_ одного. 7. Н_ останутся н_ замеченными людьми доблесть и великодушие. 8. Чего-чего н_шепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких н_ нашелестит ласковых слов, чудных сказов! 9. Я н_ раз ходил на охоту, но н_ разу н_ вернулся с добычей. 10. В каком бы я н_ был далеком краю, какой бы н_ шел стороной, я вижу родную столицу мою. 11. Н_ одна береза еще н_ распустила своих листьев. 12. Я земной шар чуть н_ весь обошел, и жизнь хороша, и жить хорошо!

Упражнение №33*.

Исправьте ошибочные написания, встретившиеся в произведениях художественной литературы, периодической печати. Объясните причину ошибки.

1. Чего только ни расскажут! Откуда старины ни выкопают! Каких страхов ни нанесут! 2. За мостом каменный павильон. Давно свалились его двери, давно вышиблены его рамы, ветер да зимние вьюги свободно гуляют по комнатам, где чего-то ни бывало в старые годы! 3. Нет такого уголка на острове Свободы, где бы ни побывала со своей труппой Алисия Алонсо.

Контрольные упражнения

Вариант 1

1. Н_ может н_ взойти солнце. 2. Н_ одна во поле березонька стояла. 3. Я чуть не разочаровался в нём, пока н_ убедился в его искренности. 4. Земля, земля! Где бы н_ вырос человек, как бы н_ прятался от лесов и полей в камни городов, каким бы делом он н_ занимался, ты сохранишь над ним свою неизменную власть. 5. Где бы люди меня н_ спросили, я отвечу им так, н_ солгу: мне н_ жить без России, мне н_ жить без России, я дышать без неё н_ могу. 6. Чего н_ вспомню я! Какие меня мечты н_ посетят! Н_ кто н_ даст нам избавленья: н_ Бог, н_царь, н_ герой. 8. Воду сколько н_ толки, водой останется. 9. Мир так велик, что нет такого, чего бы н_ было. 10. Н_ сказок о вас н_ расскажут, н_ песен о вас н_ споют. 11. Сегодня на охоте я н_ промахнулся.

Зачастую при письме люди сталкиваются с определенными орфографическими проблемами, способными ввести человека в творческий ступор. Например, многие не знают когда пишется "не", а когда "ни". Зачастую люди путаются. Употребление частиц "не" и "ни" с разными частями речи осуществляется согласно чётким правилам. Знание их позволит справиться с верным написанием слов в тексте.

Общее значение частиц

Итак, подробнее. Каждая из частиц наделена собственным значением, которое играет ключевую роль при непосредственной постановке словоформ в определенное положение. Для того чтобы понять когда пишется "ни", а когда "не", необходимо ознакомиться с общим видом соответствующего правила.

Употребление частицы не Употребление частицы ни
Выражение основного отрицания: Мы не отправимся в путешествие. Придание эффекта усиленного отрицания: Я не увидел ни звездочки.
Употребление в форме устойчивых элеметов: Этот ученик вовсе не глупец! Употребление в качестве устойчивых словосочетаний: Его одежда - ни кафтан ни ряса.
В отрицательных или вопросительных предложениях (довольно часто "не" идёт бок о бок с частицей "только"): Чего я только не вытворял в канун летних каникул! Отрицание в предложении, в котором отсутствует подлежащее: В заброшенном замке ни души.

Использование в качестве повторяющегося элемента (частицы) Юные внуки не могли не подумать о благополучии своей бабушки.

Правописание частиц при существительных и прилагательных

Рассмотрим сочетания с конкретными частями речи. В первом случае употребление частиц "не" и "ни" подчиняется правилу, которое имеет небольшой аспект, имеющий отношение как к имени прилагательному, так и к существительному. Что это значит?

Если к определённому слову можно подобрать синоним, не обладающий приставкой "не-", то оно пишется слитно в обоих случаях:

Мои друзья увидели небольшой (=маленький, компактный) домик на лужайке;

Не нужно говорить мне неправду (=ложь, обман).

А если после соответствующего слова наблюдается противопоставление в виде "союз "а"+ антоним", необходимо писать "не" раздельно:

Эта каменная дороге не широкая, а узкая ;

Я считаю его не другом, а врагом .

Также "не" пишется раздельно с прилагательным в следующих случаях:

  • обозначение какого-либо цвета или вкуса: он нарисовал не алые паруса;
  • сравнительная степень: но я ничуть не ниже своего брата.

Правописание частиц при глаголах и деепричастиях

Поскольку деепричастия представляют собой особую форму глагола, обе части речи имеют под собой общую основу в виде единого правила. Практически всегда перечисленные элементы русского языка отделяются от "не":

Не задумываясь о своем будущем, он редко придавал значение образованию;

Белоснежный конь не решился перепрыгнуть забор.

Правописание частиц при причастиях

Сталкиваясь с этими частями речи, люди нередко задумываются о том, когда пишется "не", а когда "ни", что влечет за собой ряд небольших проблем. На самом деле ситуация вовсе не сложна, стоит лишь обратить пристальное внимание на некоторые аспекты.

Слитное написание Раздельное написание

Отсутствие зависимых слов при полной форме причастия: у меня в кармане еще есть не растраченные деньги.

Наличие зависимых слов при полном причастии: не решенная отличником задача
В роли зависимых слов при полном причастии выступают наречия степени или меры: это совершенно не подходящее место При расположении противопставления, которое выражается с помощью союза "а": на клумбе виднелись не распустившиеся, а увядающие розы
Причастие характеризуется краткой формой: наше с некоторыми просьбами еще не отправлено

Правописание частиц при местоимениях

Если между 2-мя элементами местоимения наблюдается предлог, то данное сочетание будет выражаться в виде трех отдельных слов. Например:

Моему отцу не у кого занять небольшую сумму денег;

На первом уроке нам не о чем было разговаривать.

Наибольшее количество вопросов возникает в случае употребления "не" и "ни" в качестве приставок. На самом деле, все очень просто:

Также существует еще одно правило, которое позволяет уточнять когда пишется "не", а когда "ни" при встрече с определенными конструкциями конструкциями. Вот оно:

Правописание частиц при наречиях

Любое отрицательное наречие будет писаться слитно с элементами "не" или "ни". Например:

Я ничуть не сожалею о совершенном поступке;

Моему другу незачем приносить с собой шпоргалку: он и так знает все ответы.

Но частица отделяется от основного слова в некоторых случаях. Если:

  1. писать наречие следует через дефис: вы ведете себя не по-христиански;
  2. рядом располагается усилительное наречие: мы не очень хотим идти в школу;
  3. наречие не оканчивается на буквы -е или -о: я не всегда рисую красочные картинки.

Существенная часть рассматриваемых неизменяемых частей речи, оканчивающихся на -о или -е, подчиняется правилам, которые обладают собственной особой характеристикой. Вот они:

Правописание частиц при союзах и предлогах

В русском языке помимо самостоятельных частей речи существуют и служебные, являщиеся своеобразными "клейкими" сегментами, благодаря которым предложения приобретают цельный и логически завершенный вид. Эти малые элементы тоже могут находиться рядом с частицами "не" и "ни". Правила, регулирующие подобные ситуации, имеют довольно понятный вид с кратким обьяснением сути:

  • "не" всегда отделяется от сочинительных союзов, но поддается слиянию в области составного союза что" (=хотя);
  • "не" пишется раздельно со всеми непроизводными предлогами, а слитно - с "невзирая на" или "несмотря на" (=вопреки);
  • "не" является частью только одной частицы "неужели", в остальных случаях отрицательная частица пишется раздельно.

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни . Частицы эти различаются по значению и употреблению.

1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть... (т. е. «должен упомянуть» ), нельзя не сознаться... (т. е. «надо сознаться» ).

б) В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием не ли , например: Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин). Чем ты не молодец? (Пушкин). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов). Да не изволишь ли сенца? (Крылов).

в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду .

г) Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не , обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не , обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средствo .

д) Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а , например: Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин). Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов). У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (Ставский).

2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов). На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев). Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев). В деревне теперь ни души: все в noлe (Фадеев).

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов). Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга (Пушкин). Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов). Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни :

а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков). Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.

б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далee, ни слова и т. п.

в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто , никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть , а также в состав частицы -нибудь .

Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чем, остался ни с чем, пропал ни за что .

г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т. п.

В известном шлягере поется: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил…" Или все-таки "ни пророчил"? Что перед нами - утверждение или отрицание? По сравнению с отрицательной частицей не частица ни употребляется гораздо реже, но именно с различением этих частиц связано немало трудностей в русском письме.

К "прозрачным" случаям употребления ни относятся:

    ни в устойчивых выражениях
    - Ни дать ни взять; ни свет ни заря; ни днем ни ночью; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни рыба ни мясо; ни то ни се (запятой не разделяются! ).
    - Ни один - т.е. никто (не один - много ); ни разу - нисколько (не раз - много раз, несколько раз ).
    - Ни с места! Ни шагу назад!

    парное употребление ни : ни-ни (Ни хлеба, ни зрелищ народ не получил).
    В подобных предложениях отрицательную частицу ни можно заменить и или вовсе опустить - смысл высказывания сохранится. (И хлеба, и зрелищ народ не получил . Хлеба, зрелищ народ не получил .)

К трудным случаям употребления ни можно отнести следующие:

    ни для усиления отрицания
    В предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет, не ): Нет ни копейки денег. Не дал мне ни рублика . Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки в кармане. Ни копеечки не было в кармане .

    существует еще двойное отрицание с не (Не мог не заметить. Нельзя не сознаться). Это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а не отрицания (Не мог не заметить - заметил. Нельзя не сознаться - надо сознаться ). Чтобы не сделать ошибок, подберите синонимические замены выражениям и словам, тогда многое прояснится; старайтесь не запоминать правила, а понимать их и заострите внимание на примерах, иллюстрирующих правила.

    употребление ни при местоимениях и наречиях
    Кто ни пройдет, след оставит (кто ни пройдет - всякий пройдет ).
    Где бы ни остановился, всюду узнают (где бы ни остановился - где угодно остановился ).
    Какой бы дорогой ни шел, везде тупик (какой бы дорогой ни шел - любой дорогой шел ).
    В таких предложениях местоимения и наречия с ни можно легко заменить синонимическими конструкциями. Ни употребляется с местоимениями и наречиями в тех случаях, когда нет восклицания и вопроса .

    в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж ) пишется не : Где он не бывал? Кто не любил его! Какие думы не передумал!

    в уступительных придаточных для усиления утвердительного смысла употребляется только ни : "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил..." ("отправлюсь", невзирая на то, что "пророчит путь"). То есть, что бы там ни пелось, писать-то нужно все-таки ни .

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...