Казанская башня сююмбике история. Кем была знаменитая царица Сююмбике? История строительства башни Сююмбике: XVI или XVIII век

Фото: Башня Сююмбике Казанского кремля

Фото и описание

Башня Сююмбике находится в центральной части Казанского кремля. Названа башня в честь татарской царицы Сююмбике, которая была женой двух последних ханов.

Есть несколько версий даты постройки башни: одни ученые считают, что башня построена в 17-18 веках, другие относят ее строительство ко второй половине 16 века. Еще некоторые ученые утверждают, что она была построена до 1552 года. Строгие черты архитектурного облика башни, дают возможность предположить более поздний период строительства – до 1730-х годов. Башня впервые появляется на плане города Казани в 1717-1718 годах.

Башня Сююмбике - пятиярусная башня. Ее общая высота около 58-ми метров. Снизу расположены три четырехгранника, которые уменьшаются по высоте и по ширине. На их уступах расположены два восьмерика, которые продолжают восьмигранный шатер в форме пирамиды из кирпича. Еще выше находятся дозорная и караульная части. Венчает сооружение шпиль с золотым полумесяцем на яблоке. На трех нижних этажах есть обходные галереи, которые обнесены декоративно-украшенными парапетами. Орнамент на каждом парапете разный. Нижний ярус башни образуют два пилона, которые соединяются цилиндрическим сводом и образуют проезд.

Сторожевая башня Сююмбике считается "падающей" башней. Ее отклонение от вертикали составляет 1,98 м. В 1914-16 гг. в связи с отклонением от вертикали башню Сююмбике реставрировали. Нижний ярус охватил железный пояс, который немного испортил архитектурный облик.

В 1918 году по инициативе Центрального мусульманского комиссариата, совнаркомом был подписан декрет о возвращении мусульманам памятников национальной истории. Одним из таких памятников стала башня Сююмбике.

В 1985-1991 годах была произведена консервация башни по проекту института «Татгражданпроект». Фундамент укрепили буроинъекционными сваями. Новой, оригинальной методикой выполнили укрепляющую реставрацию кирпичных фасадов. В 1998 году фундамент укрепили еще раз. Это остановило наклон башни. В 2004 году в проездной арке появились кованые двустворчатые ворота с изображениями солнц, полумесяцев и знаков зодиака. Ворота запираются замком секирного типа, украшенным висячими стукалами, выполненными в форме львиных голов.

Легко узнаваемый архитектурный облик башни Сююмбике является символом и эмблемой города.

Знакомство с Казанью мы начали с осмотра Казанского кремля. Доехать до этого места можно на метро, выйти нужно на станции Кремлёвская и немного пройтись пешком. Он становится виден сразу после выхода из метро, так что не заблудитесь. Кремль в Казани - это уникальный комплекс исторических и археологических памятников, который находится в списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Территория Кремля большая и здесь расположено множество красивых и интересных мест. Расскажу об одном - «падающей» башне Сююмбике , которая считается одним из главных архитектурных символов города и известна далеко за границами Татарстана. Честно признаться, раньше я знала только об одной падающей башне, которая считается самой известной - Пизанской, поэтом у была немного удивлена, узнав, что и у нас есть подобные объекты.

Башня Сююмбике в Казани по сути является дозорной (сторожевой башней). Она наклонена в северо-восточную сторону. Сейчас отклонение шпиля башни от вертикали составляет около 2 метров , поэтому это видно даже невооруженным глазом. Башня состоит из 7 ярусов . Её общая высота составляет 58 метров . Верхний ярус украшен полумесяцем (до 1918 года на его месте находился двуглавый орёл).

Что касается даты постройки башни, то этот вопрос до сих пор является открытым: по одним данным башня была построена в XVII -XVIII веках, по другим - в конце XVI века, а некоторые и вовсе относят возведение башни к периоду Казанского ханства, т. е к 1552 году. История башни окутана несколькими интересными легендами, о существовании которых нам рассказал наш экскурсовод. По одной из них башня Сююмбике была построена по приказу правительницы Казанского ханства Сююмбике в честь её погибшего в 1549 году мужа Сафа-Гирея. Согласно другой легенде, башню построили всего за 7 дней по приказу Ивана Грозного. Дело в том, что русский царь предложил царице Сююмбике выйти за него замуж. Но когда началось празднование по поводу свадьбы, царица захотела подняться на вершину башни, чтобы в последний раз осмотреть город. Там она не нашла в себе силы расстаться с родным городом и прыгнула вниз. На самом деле подобные легенды хотя и включают несколько настоящих исторических фактов, но они совершенно далеки от реальности. В их основе лежат романтические сказания XIX века, которые были написаны в путеводителях того времени по Казани.

Башню Сююмбике много раз реставрировали и укрепляли её фундамент. Не могу не заметить, что для многих поколений местных жителей башня является сакральным символом и местом поклонения. Начиная с 1991 года Сююмбике выполняет функции минарета , где читают поминальные молитвы по всем погибшим в 1552 году, когда город был взят царём Иваном IV Казани. Возле башни проводилось множество археологических раскопок, в результате одной из них у самого основания башни нашли монеты времён правления царей Алексея Михайловича и Михаила Федоровича.

Кстати, говорят, что когда поднимаешься по лестнице к воротам башни, если загадать желание, то оно должно обязательно сбыться.

Башня является проездной, в её нижнем ярусе находится сквозной проезд, который перекрыт распашными коваными воротами с изображениями полумесяца, солнца и всех знаков зодиака.

К сожалению, внутрь башни заходить нельзя, поэтому смотреть на неё можно только снаружи. Повторюсь, что сейчас башня Сююмбике является одним из символов города, поэтому её изображения можно увидеть на открытках, значках, сувенирах.

Вечером на башне включают подсветку.

Глядя на башню Сююмбике и на Кремль в целом мне невольно представлялось, каким город был в далёком прошлом, как шли по площади какие-нибудь ханские стражи, чтобы поклониться своей правительнице Сююмбике.

Чуть поодаль от его древних стен, высится башня, привлекающая взоры туристов своим необычным видом. Она имеет весьма заметный наклон, и у зрителей создается впечатление, что через мгновение они станут свидетелями ее сокрушительного падения. Но проходят минуты, годы и даже века, а башня так и остается неподвижной.

Смерть царской невесты

Древняя легенда рассказывает, что, покорив в 1552 году Казань, Иван Грозный пожелал взять себе в жены татарскую царицу Сююмбике - красавицу-вдову погибшего на стенах города хана Сафа Гирея. В случае же отказа пригрозил выместить гнев на всем ее народе. Желая спасти соотечественников, царица дала согласие, но с условием, что в течение 7 дней для нее будет построена семиярусная башня.

Башню за неделю?! Шутка ли! Однако делать нечего. Царь дал команду, и работа закипела. Кое-как управились в назначенный срок. У Ивана Васильевича ведь не забалуешь - плаха с топором всегда под рукой, так сказать, для большей мотивации. В спешке, правда, нахалтурили малость, но переделывать было уже некогда.

И тут случилась непредвиденное. Накануне самого дня свадьбы поднялась невестушка царская на самый верх башни, раскинула белы рученьки и бросилась вниз со страшной высоты. Погибла, но не пошла силой под венец. С тех пор стали называть эту башню «Сююмбике» в честь красавицы-вдовы. Сперва огорчались, что уж больно накренилась она вбок, но как прослышали о мировой славе Пизанской башни, так и приободрились - и у нас, мол, не хуже. Накосячить, дескать, и мы мастера.

Иной вариант легенды

Бытует и еще одна легенда о башне Сююмбике, причем многие считают ее более правдоподобной, хоть и менее романтичной. Согласно этой версии, никаких сексуальных домогательств со стороны царя-батюшки не было (чай, не какой-нибудь там Вайнштейн), а просто повелела ханская вдова Сююмбике возвести башню в память о своем покойном муже Сафа Гирее.

И погиб ее благоверный не на поле бранном, а был отравлен собственными придворными, пытавшимися устроить государственный переворот. Так оно случилось или иначе - неизвестно, но с той поры «падающая» башня Сююмбике (такое красивое название она получила в народе) конкурирует со знаменитой Пизанской и является одной из достопримечательностей татарской столицы.

Документы, погибшие в огне

Это легенды, а какова же реальная история башни Сююмбике? Услышав этот вопрос, ученые мужи лишь разводят руками. Дело в том, что до наших дней не сохранилось никаких исторических документов, проливающих свет на появление в Казани столь необычного архитектурного памятника. Все они хранились когда-то в Москве и являлись достоянием так называемого Приказа Казанского дворца. Но в 1701 году столицу охватил страшный пожар, в огне которого погибли документы, связанные с управлением Казанью. Что же касается татарских архивов, относящихся к периоду возможной постройки башни Сююмбике, то все они были уничтожены во время штурма города войсками Ивана Грозного в 1552 году.

В связи с этим вопрос о том, когда, кем и при каких обстоятельствах была построена башня, остается без ответа. Вызывает споры даже приблизительная ее датировка. В ходе дискуссий, продолжающихся уже много лет, часто называют XVII и XVIII века, но ряд исследователей полагает, что это могло произойти еще до 1552 года, то есть в период Казанского ханства.

Хан, переживший изгнание

Начав статью с легенд о башне Сююмбике, являющихся порождением народной фантазии, уместно привести и несколько гипотез, принадлежащих ученым мужам. Автором одной из них - наиболее популярной сегодня - является профессор Н. П. Загоскин, еще до революции преподававший в Казанском императорском университете. Согласно его версии, постройка башни связана с именами двух исторических лиц - татарского хана Мохаммеда-Амина и Великого князя Московского Ивана III.

Дело в том, что во второй половине XV века Казанское ханство было охвачено кровавой войной между претендентами на ханский престол. Один из них, еще молодой по тем временам Мохаммед-Амин, спасая свою жизнь, воспользовался убежищем, предоставленным ему в Москве Иваном III. Так уж получилось, что молодой человек пришелся по сердцу великому князю, и в 1487 году тот помог ему захватить власть.

Казанское детище итальянского архитектора

Помня княжеское благодеяние, хан решил, построив мечеть, увековечить в камне мирный союз, заключенный при его правлении между Казанью и Москвой. С этой целью Мохаммед-Амин вновь обратился к своему благодетелю с просьбой прислать в его распоряжение итальянского архитектора жившего в Москве и известного ему по строительству Кремля, производившемуся во время его пребывания в столице.

Таким образом, автором проекта башни Сююмбике мог оказаться знаменитый итальянский зодчий, украсивший своими работами многие европейские города, или кто-то из его учеников. Эта гипотеза находит подтверждение в том, что ее архитектурный облик во многом схож с другими творениями мастера, и если она верна, то возведение башни следует отнести к концу XV века. При этом верхняя часть сооружения перестроена в XVIII веке, в связи с тем, что прежнюю мечеть, возведенную ханом Мохаммед-Амином и носившую название Нур-Али, превратили в православный храм.

Гипотеза о русских корнях казанской башни

Однако эту точку зрения оспаривают те, кто полагает, что история башни Сююмбике (Казань) началась на полтора столетия позже. В их пользу говорят данные, полученные в результате археологических раскопок, проводившихся в период 1941-1978 гг. Изучив культурные слои грунта, в которые углубился ее фундамент, и обнаруженные при этом артефакты, исследователи датируют сооружение башни уже русским периодом и относят его к 1640-1650 гг.

«Любимая владычица»

Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике - вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого - «сююм» - в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая - «бике» - переводится как «владычица».

Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» - Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.

Двадцать падающих башен

Что же касается отличительной черты башни - наклона, в результате которого при общей высоте постройки 58 м ее шпиль сместился от осевой линии на 1,98 м, то причина кроется в ошибке архитектурного проекта, выполненного без учета особенностей местного грунта. Во всем мире «падающие башни», а их в настоящее время около двух десятков, являются порождением почвенной эрозии, сыгравшей свою пагубную роль и в данном случае.

Единственной всемирно известной среди них стала лишь одна, являющаяся частью архитектурного ансамбля собора итальянского города Пизы. Остальные же ее сестры, за редким исключением, пребывают в безызвестности. Многие ли, например, могут ответить на вопрос о том, в каком городе находится башня Сююмбике или, скажем, Большая Лаврская колокольня (Киев)? Тем не менее все эти постройки являются уникальными памятниками архитектуры, и на основании современных технологий ведется работа по их консервации и предохранению их от возможного разрушения.

Загадки Казани. Башня Сююмбике.

Задумывался этот пост достаточно простым. В альбоме Дюранда увидел башню Сююмбеки, увидел отличия от сегодняшней башни, которые хорошо ложились в версию Дарданова потопа открытого намедни английскими учёными . В результате разбора материала возникла масса вопросов, которые не опровергают потопа, но … В общем по порядку. Вот обложка альбома

В 1839 году в Париже был издан альбом французского архитектора Андре Дюранда, который по приглашению А.Н.Демидова посетил Россию и создал альбом рисунков Российской Империи. В том числе три рисунка из г. Казани. Все три объекта сохранились, я прогулялся с фотоаппаратом к каждому из них и … Первый же объект вызвал вопросы.


Башня Сююмбике является символом города, она известна и хорошо раскручена. Здесь же она на себя не похожа, несколько раз пересчитывал: четверики - три шутки, восьмерики - две штуки, шатер - один, шпиль - один, цоколь - один. Вроде бы она, но узкая и высокая, отличается от существующей. Для сравнения поставим рядом с рисунком современное фото.


Ракурс конечно не тот, но хорошо видно: на существующей башне шпиль в два раза ниже, о нём позже. И вторая деталь: цоколь башни, участок стены от низа колонн до земли, сильно выше в 1839 году чем сегодня, сегодня колонны начинаются практически от земли, безо всякого цоколя.

Рассмотрим этот цоколь подробнее, эту тумбу под колоннами. На следующем изображении рядом с рисунком Дюранда, фотография конца 19 начала 20 века с моими пометками. Красная линия, это верх цоколя или низ колонн. Стрелками обозначен уровень земли с разницей в 60 лет, и вторая стрелка, это для сравнения арка стоящей рядом, дворцовой церкви. Обратите внимание, на рисунке 1839 года цоколь выше человеческого роста, плюс к этому люди стоят ближе к нам от башни, т.е. с учётом перспективы цоколь никак не меньше 2 метров, а то и все три. На фотографии 1900 года земля явно выше, насколько сказать трудно, если предположить, что это одно и тоже здание, то раз в пять. Плюс сравнение по арке находящейся рядом церкви показывает, что земля там тоже поднялась. Т.е. вход в арку откопали и поставили подпорную стенку от оставшейся земли, чтобы не сыпалась.

Получается, что в результате потопа, выпадения пыли, культурного слоя, (кому что нравится подчеркнуть), уровень земли у башни поднялся на 2 метра. Не так всё просто. Раскопки показали глубину фундамента башни 1,89 метра. То есть получается, у Дюранда башня стоит совсем без фундамента? Те же раскопку показали, что половина башни опирается на фундамент более древнего сооружения, а половина на вбитые в землю деревянные сваи. Что по-видимому, и послужило причиной крена башни, едва не приведшей к её разрушению. На сегодняшний день отклонение от вертикали 1.8м.

В 1914-1916 годах проводились реставрационные работы от которых остался пояс на нижнем четверике. Похоже, что в результате растущего наклона начали появляться трещины, дальнейшее развитие которых и предотвратил металлический пояс. В 1977 и 1985 годах под башню закачали бетон под давлением, чем остановили её падение. К чему всё это. Та часть башни что стоит на древнем фундаменте стоит незыблемо. Древний фундамент просел ещё в древние времена и больше ему это незачем. То есть о просадке башни на два метра за 60 лет, притом дружно с соседними зданиями речи быть не может.

Дальше количество вопросов только увеличивается. Вот слева гравюра итальянского путешественника Э.Турнелли, официально начало 19 века. Похоже, что они с Дюрандом разные башни рисовали. Обратите внимание на два арочных входа с левой стороны нижнего четверика башни, их размеры и расстояние от земли у Турнелли и Дюранда. Обратите внимание на пропорции башен. Или французская школа рисования стройнее чем итальянская? Или татары отбили кремль к 1839 году и поменяли деревянные лесенки на переднем плане на каменные развалины? Вон стоят в чалмах руками размахивают, хотя известно, что татарам вход в крепость был запрещён.


Не знаю, как вам, но никак кремль, или крепость по-старому, на этих рисунках не похожи на форпост Империи в покоренном краю. Посмотрите, у Дюранда, уцелела только передняя стена церкви, дворцовой заметьте церкви. На крыше губернаторского дворца деревья растут. В этом дворце губернатор жил, государя принимал, Николая Павловича, ага. Недосуг было крышу поправить, да и некому. Потому что не жил тут никто после катастрофы долгое время, только-только люди пришли. Сколько лет нужно чтобы на крышу нанесло земли, семян, они проросли и судя по высоте этажа поднялись на 2 - 3 метра. Если судить по берёзкам на брошенных колхозных полях, то как на сегодняшний день от разгрома и расчленения СССР, лет двадцать пять. Если альбом и был выпущен в 1839, зарисован он был в другое время.

Тут больше подходит версия о том, что был катаклизм, после которого Демидов нанял французика проехать и зарисовать что уцелело. Когда немного прочухались и просохли дороги.

Вернёмся к башне. Разница в размерах башни в разное время объяснится тем, что её неоднократно перестраивали, вот даже чертежи сохранились. И разная высота башни, в старых записях 75 м, фактические же замеры показали 58 м.

В начале статьи я обещал вернуться к высокому шпилю башни и пропорциям отличным от сегодняшних: смотрите это башня 1765 год, и недостающие 17 метров на месте, ничуть это не ошибка Свечина.


И у цоколя та же беда, сравните на этом рисунке высоту до низа колонн с дверью дворцовой (тогда Введенской) церкви. Дверь то пониже будет, а она храмовая, метра три. Сколько же тогда от земли до низа колонн, который выше расположен верха двери церкви?


Сегодня высота тумб под колонной полтора метра, мерил. Это со стороны Волги, со стороны Казанки земля выше, обратите внимание на подъём грунта по стене башни, там ничего не остаётся, земля вровень с низом колонн.


Собственно, здесь, можно было бы и закончить. Ничего особо нового я не сказал, то что башня перестраивалась, то что уровень земли поднялся. Просто попытался взглянуть на эти события, с другой стороны, внимательно посмотрев на старинные гравюры. Башня Сююмбеки хорошо исследована, как документально, так и натурно. Так что надеюсь она откроет ещё не одну свою тайну.

В постскриптум одна цитата и одна фотография

Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941—1944, 1947—1948, 1953—1954 и 1976—1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани — первый (верхний, датируемый XX—XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII — второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI — вторая половина XV веков).
Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения — не ранее второй половины XVII — начала XVIII веков.

— «Что, башня, в имени твоём?», 1990.:61

Вот он этот пояс, так выглядит сегодня. Раньше думал, что это прокатный швеллер. Ничего подобного, это составленная из полос и уголков клёпаная конструкция. Это к слову о развитии металлургии и проката на то время, 1914-1916 года.

Башня неоднократно реставрировалась, на фотографии видна новая кладка с серыми цементными швами. Видна штукатурка с нарисованными швами. Видны и старые темные кирпичи с белыми известковыми швами.
Состояние памятника подтверждает, что в наших условиях кирпич живёт от силы 100-200 лет. Если башня построена в начале 18 века и стоит 300 лет, то без регулярных ремонтов 20 века и перестроек 19 века, выглядела бы она очень плохо. Хуже чем наши заброшенные церкви. Которые забросили всего то 100 лет назад, а через 200 лет что с ними будет? А через 300?

Сююмбике - правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533-1535), Сафа-Гирея, Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав государств в истории ислама.

Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ.

Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного Ильяс Файзуллин

Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю.
Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли.



Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)Ильяс Файзуллин


Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор) Ильяс Файзуллин

Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню,которую русский царь за семь дней должен построить в Казани. Условия царицы были приняты и началось спешное строительство.
В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий....
К исходу седьмого дня башня была готова.


Ильяс Файзуллин

И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.
Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз головой.
Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем.


Башня Сююмбике

Башня Сююмбике

Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась, оплакивая его смерть и свою судьбу.


Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея. Худ. Н.Хазиахметов

Русский летописец так описывал прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной отправкой ее в Москву:

«Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же!
Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один на двоих - тебе и мне!».

И долго еще так причитала царица, и даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и совсем простых людях.


Камиль Муллашев

В действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа.
Первый муж Сююмбике Джан-Али был поставлен на престол в малолетнем возрасте согласованым решением промосковки настроенного правительства во главе с князем Булат Ширин и Московского князя Василия III.
Управление во время малолетства хана осуществляла царевна Ковгоршат, она же устроила брак Джан-Али с Сююмбике, что было приурочено к совершеннолетию хана и перехода власти к нему.
Брак был согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так как надеялась, через этот брак приблизить бия Юсуфа и создать определенный противовес сверженному хану из крымской династии Сафа Гирею, который находился у своего тестя, могущественного ногайского мирзы Мамая. Брак был неудачным, хан пренебрегал женой, у них не было детей. Сююмбике жаловалась отцу и просила её забрать. Юсуф предлагагал сместить хана и требовал вернуть дочь.
Все эти события стали предметом дипломатической переписки.


Рушан Шамсутдинов

Джан Али не устраивал не только жену, но и казанское правительство, которое, видимо, также не удовлетворяло давление со стороны Москвы и вмешательство во внутренние дела ханства.
В 1535 году при участии Булат Ширина и Ковгоршат был совершен переворот, Джан-Али был убит, а на трон повторно пригласили Сафа Гирея. Сююмбике стала его пятой женой.


Нияз Хазиахметов.Хан Сафа-Гирей

После смерти Сафа Гирея правила Казанским ханством в 1549-1551 годы в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына. Царица Сююмбике - одна из первых женщин-мусульманок в истории исламского мира, которые выполняли роль главы государства.
Утямыш-Гирей- казанский хан (1549-1551), сын Сафа-Гирея и Сююмбике.


Сююмбике и Утямыш.

После неожиданной смерти отца Сафа-Гирея, был возведен на престол в двухлетнем возрасте. При малолетнем хане регентшой была его мать Сююмбике.


Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем в русской тюрьме


Семья царицы Сююмбике. Копия с картины XVIII века. Неизвестный художник. Булгария


Казанская царица Сююмбике.

Так как Утямыш-Гирей был представителем крымской династии, после мятежа казанской знати против крымцев, в 1551 году был выдан казанцами Ивану Грозному вместе с своей матерью Сююмбике и казанской казной русским.
Был крещен в Чудовом монастыре, получив имя Александр Сафагиреевич,(ум. 11 (21) июня 1566)
Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля

В Патриаршей летописи об этом говорится, что они (казанцы) послали

К Шигалею (Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею...


Фиринат Халиков. Прощание с Сююмбике


Художник Василий Худяков.Плененная царица Сююмбике покидающая Казань.1870

Через полтора года против своей воли была отдана замуж за касимовского правителя Шах-Али, брата Джан-Али, первого мужа Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез царицу в г. Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век, где и умерла. Могила неизвестна.
Все это происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.

Искандер Рафиков


Нияз Хазиахметов


Наиль Лотфуллин


Искандер Рафиков


Анастасия Бузунеева.Танец Сююмбике



У Казанской царицы Сююмбике - Ильяс Файзуллин

Картина написана по заказу Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и находится в Казанском Кремле.

Сюжет картины. Действие происходит в период август-сентябрь 1549 года. В центре на троне - Сююмбике, очаровательная женщина. Печать неутешного горя на ее лице (несколько месяцев назад она потеряла своего любимого мужа Сафа-гирея). Некоторое время спустя Казань вновь подвергнется осадам со стороны войск русского царя Ивана IV Грозного. А сейчас?… Она еще продолжает принимать гостей, вести переговоры. Сююмбике красива, умна, величественна. Она не может показать свою печаль: она царица, мать малолетнего хана.

Слева от Сююмбике сын известного улу-карача Булат-Ширина карач-бий Нурали-Ширин (руки за спиной). Рядом (с саблей) глава ее правительства военачальник оглан Кучак (Кощак). За ними (руки сложены на груди) Худай-кул - будущий глава правительства после пленения Сююмбике и гибели оглана Кучака. Слуга уводит ее уставшего сына Утямыша. Справа от Сююмбике (с четками) глава духовенства сеид Кул-шариф беседует с поэтом Мухамадьяром.
Далее: Сююмбике по тем временам была очень образованна. По ее велению была построена большая библиотека, в которую выписывались книги из многих стран Европы и Азии. Она принимала гостей из Фландрии, Флоренции, Германии, вела дела с Персией, Турцией, Арменией и т.д.
Перед троном: послы из Самарканда (первый склонился в почтительном поклоне, второй (со свитком) слушает их беседу). За ними посольство Сулеймана Ка-нуни Великолепного (турецкий султанат в то время имел огромное влияние и на политику Казанского ханства); гости из Москвы, Средней Азии, Западной Европы.

Картина "У Казанской царицы Сююмбике" написана в соответствии с историческими фактами и на основе консультаций с профессором Фахрутдиновым Равилем Габдрахмановичем - автором "Истории татарского народа и Татарстана", кандидатами исторических наук Завьяловой М.А. и Сусловой С.В., зам. директора Национального Культурного Центра "Казань" Шагеевой Р.Г., работниками хранилища краеведческого музея, Институтов Истории и Энциклопедии. Огромную помощь в подборке материала оказали работники Национальной Библиотеки г. Набережные Челны.

***



Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...