Духовное и душевное разница. Практичекая разница между духовным и душевным человеком

Спрашивает Илья
Отвечает Александр Серков, 12.09.2014


Илья пишет:

Что значит это место писание: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно??? Что значит: душевный и духовный?? Какое между ними различие?? Что значит судить духовно???

Мир Вам, Илья. Давайте рассмотрим этот вопрос:

Душевный человек, это тот, кто не мыслит духовно, он больше прислушивается велению своей души, своим чувствам. Этот человек не возрожден, его интересы находятся в пределах вещей этой жизни, и он материальные интересы ставит на первое место в своих приоритетах. Такой человек в решении всех вопросов полагается на человеческую мудрость. Он живет в угоду себе и желаниям своего невозрождённого сердца. Поэтому он не способен оценить и понять то, что от Бога.

План спасения, чудное откровение любви Божией в его глазах безумие. Он не может различить светскую философию от духовной истины, поскольку мудрость Божия доступна пониманию только теми, кто позволяет себе быть наученными Святым Духом.

Какова характеристика духовного человека? Это возрожденный человек, просвещенный Духом Святым в противоположность человеку непросвещенному.

В чем различие?

Душевный человек не может понять глубину Божьей премудрости. Это удел духовных. Духовный человек проверяет, просеивает и тщательно взвешивает всё, что попадает в поле его зрения. Будучи руководим Духом Божиим, он из всего делает правильные выводы. Душевный же человек не может понять принципы, чувства, мысли надежды и радости духовного человека, ибо невозрождённое сердце не в состоянии оценить то, что исходит от Духа Божия.

Поэтому поступки духовного человека взвешены, скоординированы, сбалансированы и никто не может его осудить за его дела.

С уважением, Александр Серков

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Чем отличается душевность от духовности?

Вы знаете, что душа человеческая трехсоставна. А именно: одну душу имеют растения (жизнь), совсем другой уровень, неизмеримо выше - животные (они не только чувствуют, они многое понимают, сколько у них эмоций), и, наконец, третий уровень, который присущ только человеческой душе (это то, что по-гречески именуется нус или ноос - отсюда ноосфера, это разумность или дух).

Душевность - это все то, что связано с первыми двумя «этажами», то, что связано со всеми нашими эмоциями, если хотите, все, что связано с «горизонтальным» образом жизни. Мы можем радоваться и страдать, заботиться о всем, что нужно нам в этой жизни, можем решать какие-то проблемы... Но это уровень «горизонтальный», он касается этой жизни. И часто саму религию даже понимают в этом плане. Как понимают? Религия - это то, что освобождает меня от неприятностей, то, что дает мне возможность погрузиться в какие-то другие сферы, где я могу найти удовлетворение, могу помечтать, могу попасть в какие-то мистические слои и т.д. Вся забота о чем? Об удовлетворении, об удовольствии, если хотите - о наслаждении. Недаром часто душевными называли тех подвижников, которые впадали в прелесть, т.е. тех, которые ищут благодатных переживаний, благодатных состояний, благодатных даров (например, чудотворения, видения на расстоянии и т.д.). Про таких подвижников говорят, что они в прелести, т.е. льстят себе в высшей степени. Вот это все связано с душевностью. Поэтому говорят, что душевность и духовность это совершенно разные вещи.

Кстати, любопытная вещь. Во время Первой мировой войны с Германией очень многих поразил следующий факт... Ведь вы знаете о том, что немцы назывались «культур трегеры», т.е. носители культуры. У них еще Ницше учил об «Уберменше» - «сверхчеловеке». Культуроносители, если хотите, чуть ли не сверх люди, которые очень любили своих собак, кошечек, животных, которые были, и, конечно же, детей. Что еще надо? И вдруг все были поражены. Чем? Удивительной жестокостью обращения с пленными людьми, с теми людьми, которые оставались на захваченных территориях. Это мне рассказывали сами люди, свидетели. Поражены и потрясены были. Эти душевные люди, играют на губных гармошках, кажется - такая музыка, такое эстетическое развитие, такая сентиментальность - то есть полнота душевности. И жестокость! И ненависть. Вот как оказывается.

Душевность - это вещи низшего порядка. И если эту душевность не переводить в духовность, если наши симпатии, которые мы можем испытывать к кому-то, не переводить в область любви верной (потому что может быть неверная любовь)... Я люблю того, кто мне нравится и терпеть не могу того, кто мне не нравится; тому, кого я люблю, я могу простить многие вещи, за которые надо бы наказать, а к тому, кого я не люблю, я буду придираться и в таких вещах, где он совсем и не виноват - вот это все душевность, которая связана часто с лирикой, с сентиментальностью, с романтичностью, но в которой нет религии.

Один из святых - преподобный Никита Стефат - говорил: «душевные это как бы полоумные». И апостол Павел тоже об этом пишет. И когда нет духовности, то эта душевность - это все лирика, это все романтика, это все сентиментальность, а только попробуй коснись человека, только прикоснись к нему не так и сразу как ежик тебя уколет тысячами игл. Вот оказывается, что такое душевность.

Душевность - она в религии, в христианстве очень опасна. Но часто мы видим, к сожалению, когда настоятель не смотрит за хором, то - особенно когда хор большой и регент имеет музыкальное образование светское - начинается такая лирика, то «умирают» совсем, почти не слышно, то взрываются громом, что все аж вздрагивают... То есть пытаются произвести эффект. При чем тут молитва? Никакой молитвы тут нет, «эффект» надо произвести. Так и люди, которые ищут такого «эффекта». «Вы куда идете?» - «Я иду на всенощную Рахманинова». Не на всенощную, а на Рахманинова! «А вы куда идете?» - «На литургию Чайковского». Конечно, не на литургию же. А на Чайковского!

Вот это все плоское - сентиментальность, лиричность - называется душевностью.

Алексей Ильич Осипов.

Расшифровка: Анна Поздняк.

1Кор.2:12-16
«12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Святого, потому что он почитает это безумием; не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».

Это одно из самых потрясающий откровений, которое есть в новом завете. До сегодняшнего дня оно приводит многих в смятение, но оно разрывает религиозные замки, которыми дьявол сковывает многих сегодня в разных религиозных лагерях.

Дух Божий всегда ведет к освобождению и свободе. Мы можем судить обо всем, если находимся в Божьем Духе и не переходим к осуждению. Но именно этого боится сатана и понятно, что он либо сводит все к: «не будем судить»; либо сталкивает к явному осуждению и клевете.

Мы призваны оставлять всякий раз душевные узы с кем бы то ни было. «Душевное» - враг «духовного». Более, душевное это и есть плотское, то есть то, что еще не подчинено Духу Божьему. Мы все, каждые день обязаны брать свой крест, на котором выносим приговор своей еще душевной жизни…

Даже Петр, ученик Христа, сказав «пожалей себя» Христу, услышал в ответ: «Отойди от мен сатана, ты думаешь не о том, что Божье, но человеческое».

Душевное всегда вносит человеческую логику. «Что может быть доброго из Назарета?». Или «Вот мать твоя и братья твои». Сатана давит на душу, чтобы остановить нас в следовании за Христом. «А что подумают люди?»

Галл. 1:10
«У людей ли я ныне ищу благоволения?» - говорит автор послания.

Дух Божий заостряет наше внимание на многих важных вопросах, которые касаются излишней душевности в наших собраниях.Душеные узы ведут к рабству плоти и, в конце концов, - к отступлению от Бога…

4Царств 18:1-7
«1 В третий год Осии, сына Илы царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского.
2 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии.
3 И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид отец Его.
4 Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, - потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан
5 На Господа, Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не было между всеми царями Иудейскими не после него и прежде него»…

Вот это да! То есть он разрезал все душевные узы и не боялся последствий. «Душевное» завело далеко сердце Израиля, так что весь Израиль кадил иным божествам. Но Езекия был верен пред Богом.

«6 И прилепился он к Господу, и не отступал от Него, соблюдал заповеди Его, какие заповедовал Господь Моисею.
7 И был Господь с ним: везде, куда он не ходил, поступал благоразумно. И отложился от царя Ассирийского, и не стал служить ему»… То есть не искал больше помощи в мире и вообще в лице кого-либо из людей влиятельных…

Езекия разрезал все душевные связи в своем хождении с Богом, но, пришли более серьезные испытания в жизнь Езекии. Царь Ассирийский переселил всех Израильтян в Ассирию, понятно что силою.

4Царств.18:12
«За то, что они не слушали гласа Господа, Бога Своего, и преступили завет Его: все, что заповедовал Моисей, раб Господень, они и не слушали, и не исполняли». Но ведь это не касалось Иудеи! Езекия был верен Господу. И вот царь Ассирийский пошел против Иудеи.

4Царств. 18:13
«В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иудеи». Это было испытание. Но Езекия пошел на компромисс.

4Царств.18:14
«И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому, в Лахис, сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу»…

В чем был виновен царь Езекия перед Ассирийским царем? Тем, что отложился от него при своем правлении, так посчитал он. В этом он чувствовал свою вину? Нет, просто страх человеческий объял сердце его.

4Царств 18:14-16
«14 И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и триста талантов золота.
15 И отдал Езекеия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского.
16 В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые золотил Езекеия, царь Иудейский и отдал его царю Ассирийскому»…

Страх человеческий – ставит сеть. Многие из нас, в том числе и я, шли на компромиссы из-за страха человеческого. Но нужно покаяться и отложить свое сердце от всего - к чему, или к кому мы примкнули из-за страха. Это не верное основание для нашего упования. Оно связало нас. Многие церкви сегодня приняли «крышу» именно из-за этого основания. Пастырями двигал страх и неправильно обнародованное учение. В этом нужно покаяться. Этим состоянием воспользовались «вербовщики», но отношения в Царстве Божьем не строятся на страхе, или человеческом авторитете. Есть путь к отношениям истинным, в которых никогда не перечеркивается свобода выбора и не налагаются человеческие заветы, ведущие к душевным узам….

Но, принимая истину, мы переживаем освобождение и от этого рабства.

Евр.4:12
«Ибо слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные»…

Вот что делает истина. Она и сегодня исполняет свое предназначение. Все сферы нашей жизни должны подвергнуться освящению. Те, кто затворяют вход и сами не входят путем истины – могут быть смещены той же истиной и словом от Бога. Поэтому лучше строить свой фундамент на откровении, которое в начале должно освободить нас и тогда мы увидим, как помочь ближнему…

Но вы скажете, большинство так живет и Бог милостив, в конце концов.

Начнем с первого – большинство так живет.

Именно в этом есть обольщение. Сегодня, некто сказал, что христиан в мире насчитывается немалое число. То есть все, кто называет себя христианином – зачислили в этот лагерь большинства. Но это большинство, скорее всего на сегодня раскрывает лицо блудницы. И даже те, кто идут за Богом, едва оторвались от ее характера жизни. Я и себя еще вижу в этом. Как? Очень просто. Именно это раскрывает один из стихов откровения

Этот исход давно начался, но компромиссы возвращают нас назад. Большинство из нас все еще находится в этой блуднице.

Исход 23:2
«Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды»…

Второе: "Бог милостив". Но о какой милости идет речь? О попустительстве? Так в этом нет природы Его милости, потому что, если кто оставляет путь правды, то он все более приближается к бездне. Милость Его является в том, что Он говорит к нам, отводя от обольщений многих. Но как часто, мы все еще глухи и слепы? И в первую очередь я снова говорю себе это слово...

Но вы думаете, что когда мы идем на компромисс - этим все заканчивается? Нет, конечно же, сатана захочет всю душу, потому он будет искать лазейку, как затянуть нас больше. Потому и сказано, чтобы мы возлюбили Господа всем сердцем и всем своим разумением. Нам нужно отлеплять свое сердце от идолов, а также от тех людей, которые возлюбили мир.

2Тим. 4:10
«Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век»…

То есть, в конце концов, душевные люди будут оставлять место переплавки и уходить в мир. Они делают сами свой выбор, выбирая компромиссы. Не нужно идти за ними. Авраам не пошел уговаривать Лота. Но когда Лот попал в беду – он помог ему, но это не дало надлежащего результата.

Сегодня сатана трудится над всеми истинами, чтобы умалить их значение до человеческого сознания. Особенно над истинами – «покаяние» и «возьми свой крест». Перекручивая истинный смысл – он добивается того, чтобы верующие продолжали называть себя верующими и шли на губительные для них компромиссы…

Итак, мы говорим, что христианство в том виде, в котором мы представляем – скорее душевное, нежели духовное. А душевное должно умереть. Это как семя, которое сеется душевное, а восстает духовное, так и в этом случае…

Апостол Павел обсуждает тему воскресения мертвых. Зачем? Потому что привязанный к земной жизни человек – перестает ожидать небесной и строит свое упование, как человек душевный. Постепенно истина о воскресении мертвых становится второстепенной. Но ведь мы верующие ожидаем этого, или нет?

1Кор.15:35
«Но скажет кто-нибудь; как воскреснут мертвые? И в каком теле придут?»

Плотской человек или душевный теряет это понимание, он слишком привязан к земным началам и ценностям…

1Кор.15:36
«Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет;»

Правда, интересно? Истина о смерти и воскресении Христа пропитывала сознание каждого духовного человека. Но вот восстает душевное христианство и начинает противиться. Апостол Павел начинает объяснять это откровение. И оно само собою для душевного покажется безумием, ведь оно выносит приговор нашим без Бога плотским усилиям, но зато раскрывает новую надежду.

1Кор.15:37
"И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое..."

1Кор.15:41-46
«41 Иная слава солнца, иная слава Луны, иная звезд; и звезда от звезды рознится в славе
42 Так и при Воскресенки мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;
43 Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи восстает в силе;
44 Сеется тело душевное, восстает тело духовное,
45 Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.
48 Какой перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные;
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего»…

К чему вел апостол Павел? К тому, о чем мы говорим. Мы имеем наследие первого Адама, по образу которого мы привыкли жить до уверования и теперь этот образ мы скинули, но еще нуждаемся в непрестанном преобразовании в нового Адама. Рим. 12:2…

Это преобразование от Духа Святого вводит в Славу Божью и взирая на Славу Божью, мы преображаемся…

Но душевные связи будут пытаться нас останавливать, чтобы обратить от истинного пути. Душевное может показаться мудрым, но в нем нет мудрости Божьей…

Иакова 3:13-18
«13 Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину:
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская;
16 Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»…

Кто еще действует в душевной мудрости, тот будет поступать подобным описанным выше образом, но духовный хранит мир и убегает о споров и конфликтов, притом, что не идет на компромисс с истиной. Просто он ее выносит из совета с Господом прежде, чем предоставит ее на суд человечекий...

Различение Душевного и Духовного человека (в себе самом прежде всего) чрезвычайно важно на пути тотальной трансформации личности, то есть осуществления конечных, высших смыслов и целей. Это путь возвращения из отдельной формы жизни к Самой жизни.

Опишу характерные черты Душевного и Духовного человека, подчеркнув, что в чистом виде эти типы практически не встречаются, а реально существует смешанный тип с различной степенью преобладания Душевного либо Духовного начала. Важно также то, что Духовное начало, пребывая в недрах Душевного, либо развивается, культивируется и начинает преобладать над Душевным (при благоприятных внешних и внутренних обстоятельствах), либо, затухая и заглушаясь бытовой и практической жизнедеятельностью, превращается в значимое, но незаполненное место во внутреннем мире человека, дающее ощущение неполноценной, несостоявшейся жизни и явной нехватки чего-то главного.

Душевный человек в своих жизненных устремлениях всегда ориентирован на обратную связь. Он как бы закольцован, потому что сам является и началом своей деятельности, и – после обретения результата деятельности – её концом и смыслом. Однако Душевный человек не всегда осознаёт эту закольцовку. Так, заботясь о детях или близких людях, вкладывая в них средства, силы и душу, он часто не обращает внимания на свои стереотипы, ограниченные ценностные ориентиры и примесь корыстных намерений.

Различные уровни эгоцентризма – от вульгарной корысти, до желания обрести покой в душе, находиться в гармонии с миром, заниматься самосовершенствованием и тому подобное, в огромной степени имеют Душевную компоненту.

Личность Духовного человека разомкнута, раскрыта для вхождения и заполнения её Большим, чем всё, что присутствует в её наличном бытии. Такая устремлённость за пределы личностного существования – благородна и истинна по своей природе, если обращена к святому, высшему и милосердному началу, пребывающему как в запредельной к видимому и невидимому миру бытийности (трансцендентности), так и в глубине сердца, сердцевине живущих (сравни: евангельское горчичное зерно, санскритский термин «хридайям» – место пребывания Атмана в сердцевине человека). Совестником этого глубинного контакта живущего с дающим жизнь началом является Совесть как различительное свойство души, отличающее дозволенное от недозволенного, и развитое настолько, насколько ум принимает возрастающие ограничения, выдвигаемые совестливым началом.

Поэтому вся жизненная вовлечённость, которая для Душевного человека имеет безусловную ценность, такая как работа, семья, друзья, обеспеченность, комфорт, личная обустроенность, для Духовного человека безусловной ценностью не является.

Для Духовного человека безусловную значимость имеет лишь сохранение сакральной связи с Сущим и Истинно Живым и соответствие своей деятельности этому. Вначале для поддержания этого требуются значительные усилия, противодействующие отвлекающим факторам мира и социокультурной агрессивности. Здесь уместно вспомнить образ духовного воителя, воина, сражающегося за Небесную Отчизну, Божью правду – с правдой и силой мира сего.

По мере духовного возрастания и взросления в сердце возникает постоянное трансцендирующее дыхание Духа истины, а весь окружающий мир воспринимается живущим и дышащим тем же, только не внимающим этому таинству.

В результате духовного становления существенно изменяется внутренняя ось «Мы» - «Они». Для Душевного человека в зависимости от уровня культуры «Мы» изменяется от узкого круга – семья, друзья, родственники, сослуживцы, до страны и нации. Для Духовного человека границы «Мы» размываются: вначале к «Мы» причисляются духовно близкие люди, остальные – это «Они». А затем «Мы» (Я) включает всё человечество и вообще всё существование.

Радость же сопровождает Духовного человека, поскольку он посвящает свою деятельность неэгоцентричной жизненности, действуя бескорыстно, поступая по совести, помогая ближнему, честно исполняя свои обязанности. Высшим же благом является благо богообщения в алтаре своего сердца.

Реализация описанных здесь положений занимает годы и годы жизни под новыми ценностными ориентирами. В немалой степени возрастанию в Духовном человеке способствует верность первой встречи с Ним в пространстве своего внутреннего мира. Сказав духовному призыву внутри себя «да», важно ежедневно помнить об этом, оберегать в череде повседневных забот. Тогда процесс возрастания приобретает саморазвивающийся характер, а человек, живущий так, и не могущий жить по-другому, является дваждырождённым (рождённым свыше). Для такого человека жизненный центр внимания, усилий и забот перешёл в духовное измерение.

Такую жизнь можно уподобить росту и развитию цветка. Бережное внимательное памятование соответствует солнечному свету, а отличение дозволенного от недозволенного и следование этому – выпалыванию сорняков. Жизнелюбие и оптимизм (любовь и надежда) – есть удобрение и влага для ростка. Расцветёт же он в своё время.

Март 1996 г.

Дорогой Друг!

В предыдущем послании мы проанализировали триединство человеческой личности – дух, душу и тело. Давайте продолжим исследование этой темы, и рассмотрим вопрос взаимоотношений между духом человека и его душой.

Человеческий дух произошел напрямую от Бога и имеет непосредственную связь с Ним. От начала было так: Бог управлял духом человека, этот дух управлял душой, а душа, в свою очередь, руководила телом. Вследствие бунта дух человека был устранен от управления, а контролировать человека начала его душа. В результате этого каждый невозрожденный человек находится под контролем трех функций души: воли, разума и эмоций.

Примиряя человека с Собой, Бог стремится восстановить первоначальный порядок, в котором Он опять сможет напрямую быть связан с духом человека; дух сможет занять место над душой; а душа управлять телом. Понимание этого помогает нам понять переживания Давида, выраженные в Псалме 102:1: «Благослови, душа моя, Господа». Верой дух Давида был воссоединен с Богом и стремился поклониться Ему. В результате чего дух Давида побуждает его душу, а та, в свою очередь, – голосовые связки произнести нужные слова прославления и поклонения.

До тех пор, пока человек находится в подчинении Богу, а его душа подчинена духу, – он способен жить в гармонии с Богом и самим собой. Но как только человек снова начинает бунтовать против Бога, его душа выходит из подчинения духу, и внутренняя гармония разрушается. Таким образом, между духом и душой постоянно происходят трения – там присутствует определенное напряжение.

В греческом языке Нового Завета есть особое прилагательное, образованное от слова «душа» («псюхе»), и означающее действие, порожденное душой. Это – прилагательное «псюхикос». На наш язык было бы правильно перевести его как «душевный». Но, к сожалению, некоторые языки мира, такие как, например, английский, не имеют точного аналога этому слову (русский язык обладает таким преимуществом, – прим. ред .).

В результате этого в английском переводе Нового Завета используется целый ряд слов для описания понятия «душевный»: «естественный, чувственный, мирской, недуховный, лишенный духа», и фразу «следующий своему природному инстинкту». По этой причине англоязычные читатели Библии не могли проникнуть в суть этого вопроса и понять, что все эти слова или фразы означают одно и то же слово на греческом. Но мы будем использовать именно слово «душевный». Это подчеркнет существующее в Новом Завете противопоставление между духовным и душевным.

В 1 Коринфянам 15:44-46 Павел использует слово «душевный» трижды для того, чтобы подчеркнуть разницу между нашим нынешним телом, которое душевно, и прославленным телом, которое будет духовным. Душевным является тело, в котором дух вынужден действовать через душу. А духовное – это такое тело, в котором управление будет осуществляться непосредственно духом, без необходимости получения пропуска через душу.

Херувимы, описанные в первой главе Книги пророка Иезекииля, по всей видимости, имеют такие духовные тела: «И шли они каждое в ту сторону, которая пред лицом его; куда дух хотел идти, туда и шли…» (стих 12). И снова: «Куда дух хотел идти, туда шли и они; куда бы ни пошел дух…» (стих 20).

По-видимому, именно такие тела верующие получат после воскресения. Нашему духу больше не будет нужно побуждать душу, чтобы та, в свою очередь, управляла действиями тела. Наше тело будет реагировать непосредственно на решения духа. Мы станем подобными этим самым херувимам – мы будем идти туда, куда хочет наш дух. Какая славная свобода!

В Новом Завете есть три отрывка, которые еще яснее открывают противодействие духовного и душевного. Павел пишет: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15).

В понимании духовных вещей душа зависима от духа. Если она не находится в гармонии с духом, то сфера духовной истины закрыта для нее. Поэтому очень важно, чтобы мы подходили к истине с правильным отношением: душа подчинена духу, а дух находится в союзе с Богом.

Затем, Иуда пишет об определенной категории людей в церкви: «это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям, …отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие [Святого] духа» (Иуда 16,19). Христианин, душа которого не подчинена Богу посредством духа, становится каналом, через который плотской образ жизни и распри могут проникать в церковь. Здесь сокрыт истинный корень разделений в Теле Христовом.

Наконец, в Послании Иакова 3:15 упомянуто об одном виде мудрости, которая «…не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская…» . Иаков говорит о трех последовательных нисходящих ступенях: от земного к душевному, и, далее, к бесовскому. Когда христианин становится земным, он теряет из поля зрения вечность. Он не может видеть дальше земного – успеха, удовольствия, процветания, физического здоровья. Он заинтересован только в том, что его вера может дать ему только в этой жизни!

Для таких людей Павел говорит: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19). Такие христиане часто считают самих себя преуспевающими. Бог считает их достойными жалости.

Итак, за земным следует душевное. Быть душевным – значит быть самососредоточенным, эгоистичным. Для таких людей христианская вера – это способ взять от жизни все, что им нужно. Они считают, что благочестие служит для прибытка (личной выгоды) (см. 1 Тим. 6:5).

Душевное, в свою очередь, открывает дверь бесовскому. Это основной путь проникновения бесов в церковь. На один из самых частых вопросов: нуждаются ли христиане в освобождении от бесов? – слова Иакова дают ясный ответ. Такое скатывания вниз от земного к душевному и к бесовскому открывает – как отдельных верующих, так и целые общины – для бесовской деятельности.

Во многих местах сегодня вы найдете церкви, находящиеся в этой порочной смеси. Нет четкой границы между душевным и духовным, и поэтому нет преград для бесовского. Истинные проявления Святого Духа перемешались с совершенно очевидными бесовскими проявлениями. И в результате многие искренние верующие озадачены и сбиты с толку.

Чтобы защитить самих себя мы должны развивать духовное различение и научиться отличать истинно духовное от душевного (от душевной подделки). Но для этого существует только один достаточно острый инструмент. И это – Слово Божье: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Затем упоминаются два условия, которые мы должны выполнить для того, чтобы иметь такое различение: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Первое условие – мы должны регулярно питаться твердой духовной пищей через изучение всей Библии. Второе условие – мы должны регулярно практиковать различение. Мы должны бодрствовать, распознавая духовные силы, действующие в каждой отдельной ситуации. Различение должно стать такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как и молитва.

В завершении, давайте обратимся к словам Павла и прислушаемся к наставлению Божьего апостола: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:13-14).

Ваш в служении, Дерек Принс.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....