Преподобный максим исповедник. Жития преподобных Максима Исповедника и Максима Грека, или В чем состоит величайшая вселенская гармония? Начало духовной деятельности

Преподобный Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел Богословской диалектикой. Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611 - 641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольскую обитель (на противоположном берегу Босфора - ныне Скутари), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, "оставался простым монахом". В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Патриарха Софрония (память 11 марта), преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.

Святой Софроний стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. После того, как IV Вселенский Собор (451 г.) осудил монофизитов, исповедовавших одну (Божественную) природу в Господе Иисусе Христе, еретиками-монофелитами было введено понятие единой Божественной воли и единого (Божественного) действования, что приводило к признанию отвергнутого монофизитского лжеучения. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский - Сергием. Антиохийский - Афанасием, Александрийский - Киром.

Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый "Экфесис" - "Изложение веры", который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. "Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему", - свидетельствует его житие.

В конце 638 года умер патриарх Сергий, а в 641 году - император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констанс II (642 - 668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.

В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 г. вместо "Экфесиса" вышел новый указ, составленный, по поручению Константина, константинопольским патриархом Павлом - "Типос" - "Образец веры", который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649 - 654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники. Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.

Когда Констанс II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через пять лет, в 654 году. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству и заключили в тюрьму. В 656 году он был сослан во Фракию, а затем снова привезен в Константинопольскую тюрьму. Преподобного вместе с двумя его учениками подвергли жесточайшим пыткам: каждому отрезали язык и усекли правую руку. Затем их сослали в Колхиду. Но тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать. Преподобный Максим предсказал свою кончину (+ 13 августа 662 года). В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое Богословское наследие. Его экзегетические труды содержат объяснения трудных мест из Священного Писания, толкования молитвы Господней и 59-го псалма, схолии к сочинениям священномученика Дионисия Ареопагита (+ 96; память 3 октября) и святителя Григория Богослова (+ 389, память 25 января). К экзегетике относится также объяснение Богослужения, озаглавленное "Мистагогия" ("Введение о таинстве").

К догматическим трудам преподобного относятся: изложение его диспута с Пирром, несколько трактатов и письма к разным лицам. В них содержится изложение Православного учения о Божественной сущности и ипостаси, о Боговоплощении и об обожении человеческой природы.

"Ничто в обожении не есть произведение природы, - писал преподобный Максим в письме к своему другу Фалассию, - ибо природа не может понять Бога. Единственно лишь милость Божья обладает способностью давать обожение существам... Человек (образ Божий) в обожении уподобляется Богу, он радуется изобилию всего, что принадлежит ему по природе, потому что благодать Духа торжествует в нем и потому что Бог действует в нем" (письмо 22). Преподобному Максиму принадлежат и антропологические труды. Он рассматривает природу души и ее сознательно-личное существование после смерти человека. Среди нравственных сочинений особенно важны "Главы о любви". Преподобный Максим написал также три гимна в лучших традициях церковной гимнографии, ведущих начало от святителя Григория Богослова .

Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова (+ 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы (+ ок. 1360; память 14 ноября).

Максим Исповедник (+ 662), Преподобный Максим - известен в истории Церкви своей активной борьбой против ереси монофелитов (утверждавших в Христе одну только Божественную природу и одну волю). Происходил из знатной семьи, был секретарем Императора Гераклия. После перехода Императора на сторону еретиков, удалился со двора и принял монашество. Поучение преподобного Максима о "веротерпимости": «Нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель».

Максим Исповедник (Maximos "omologntns) (580-3.VIII.662) - византийский богослов и церковно-политический деятель. Виднейший противник монофелитства и сторонник православия. При императоре Ираклии Максим Исповедник состоял на государственной службе, около 613-614 годов принял монашество. Значительную часть жизни провел в Северной Африке, организуя во многих городах сторонников православия для борьбы с монофелитством. Участвовал в Латеранском соборе 649 года в Риме. В 653 году был арестован по приказу византийского императора. Осужден судом в Константинополе на ссылку. Умер в Лазике. Автор многочисленных полемических и догматических сочинений, Максим Исповедник оказал значительное влияние на западных богословов.

E. Липшиц. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: PG, t. 90, 91.

Литература: Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и визант. богословие, К., 1915; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК, преподобный (582-662), родился и вырос в Константинополе в благочестивой семье. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, в совершенстве овладел богословской диалектикой. На государственной службе знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем имп. Ираклия. Но придворная жизнь тяготила Максима, поэтому он удалился в Хрисопольскую обитель (на азиатском берегу Босфора), где принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом монастыря. В 633, по просьбе будущего патр. Иерусалимского Софрония, прп. Максим отправился в Александрию , чтобы бороться с монофизитской ересью, охватившей весь христианский мир. Везде, где ему приходилось бывать: в Карфагене, Риме, Константинополе - он ревностно отстаивал Православие, наставляя заблуждавшихся и обличая уклонившихся. Способствовал прп. Максим и созыву Латеранского Собора, который осудил монофизитство и предал анафеме его защитников. Ярый поклонник монофизитов имп. Констанс II приказал схватить исповедника, ложно обвинив его в измене отечеству. Прп. Максиму отрезали язык, усекли правую руку и затем сослали в Колхиду. Но милосердный Господь вернул ему способность писать и говорить. По кончине прп. Максима над его могилой совершались чудеса и происходило множество исцелений. Он оставил большое богословское наследие: объяснение трудных мест Священного Писания, толкования молитв, схолии к сочинениям других отцов Церкви, объяснение богослужения, диспуты, трактаты и письма.

Максим Исповедник (Μάξιμος ‘Ομολογητής, Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, – 13 августа 662, Лазика) – византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613–14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 победил на диспуте с монофолитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита, в распространении сочинений которого Максим сыграл решающую роль. В центре его философско-богословской концепции – проблема человека. История мира делится Максимом Исповедником на период подготовки вочеловечения Бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасен и творение воссоединится с Творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Его идеи оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену , а также средневековую мистику.

С.С. Аверинцев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 482.

Максим Исповедник (греч. Μάξιμος Όμολογητής, лат. Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, - 13.8.662, Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости государственный деятель, с 613-614 годов монах. С 642 года выступает как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало правительство; в 645 году победил на диспуте с монофелитами в Карфагене, в 653 году арестован, в 662 году подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля , неоплатонизма и особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита , в распространении сочинений которого Максим Исповедник сыграл решающую роль. В центре философско-теологической концепции Максима Исповедника - проблема человека. История мира делится Максимом Исповедником на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и творение воссоединится с творцом. Основные события жизни Христа суть поэтому одновременно символы космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Идеи Максима Исповедника оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также средневековую мистику.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Migne, PG, t. 90-91.

Литература: Епифанович С. Л., Преподобный М. И. и визант. богословие, К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного М. И., К., 1917; В а l t h a s а г H. U. т.. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus" des Bekenners, Einsiedeln, 1962; fhunberg L., Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor., Cph., 1965.

Максим Исповедник - преподобный, византийский богослов, главный оппонент монофелитов. Родился около 580 г. в городке Хешвин в Палестине, умер в 662 г. в Грузии. Отцом его был ремесленник-самарянин, а матерью - рабыня-персиянка, принявшие крещение. При рождении будущий святой получил имя Мосхион. После смерти своих рано умерших родителей мальчик в 10-летнем возрасте был передан в один из палестинских монастырей на воспитание. Настоятель лавры авва Пантолеон нарек отрока Максимом и сделал его своим учеником. Нашествие персов на Палестину и захват ими Иерусалима в 614 г. вынудили Максима, как и многих других палестинских монахов, бежать из Святой Земли. Около 617 г. он оказался в столице империи, там познакомился и подружился с Анастасием, нотарием императрицы Евдокии, и по его рекомендации поступил на придворную службу секретарем императора Ираклия I (610-641). Спустя несколько лет Максим оставил службу и ушел в один из монастырей вблизи Константинополя, однако нашествие персов и авар в 626 г. заставило его отправиться в новые странствия. Побывав на Крите и Кипре, около 628 г. он прибыл в Северную Африку. После 634 г. Максим некоторое время жил в Палестине и Сирии, а после смерти своего друга святого иерусалимского патриарха Софрония (634-638) около 639 г. покинул Восток. В 641-645 гг. Максим жил в Северной Африке, где выступал как ведущий оппонент монофелитов, которым покровительствовало византийское правительство. В 645 г. он победил на диспуте с монофелитами в Карфагене бывшего константинопольского патриарха Пирра. В том же году он отправился в Рим с продолжительной остановкой на Сицилии. В Риме, близко сойдясь с папой Мартином, Максим выступил главным инициатором проведения Латеранского собора в 649 г., на котором были провозглашены анафемы главным ересиархам монофелитов. За это в 653 г. он, как и римский папа, был арестован, осужден и сослан в г. Визия во Фракии. Долгое время представители константинопольского двора убеждали Максима отказаться от своих взглядов, но он был непреклонен. В итоге в 662 г. Максим был еще раз привезен в столицу, вновь осужден, подвергнут отсечению языка и правой руки и сослан в Лазику, где вскоре умер и там же был похоронен. Философские взгляды Максима Исповедника окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Ареопагитик, в распространении которых Максим Исповедник сыграл решающую роль. В центре его философско-теологической концепции - проблема человека. Историю мира Максим разделял на период подготовки вочеловечения Бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасен и творение воссоединится с Творцом. Основные события жизни Христа являются поэтому одновременно символами космических процессов. Этика Максима Исповедника основана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологические наблюдения. Идеи Максима Исповедника оказали сильное влияние на всю средневековую мистику.

Православные христиане особо почитают святых, которые жили и прославлялись своими чудесами на территории их места жительства. Таких подвижников благочестия называют еще местночтимыми святыми. Однако часто случается, что из уважаемых лишь ограниченным кругом людей служители Божьи становятся известны всему христианскому миру. А бывает и наоборот: почитаемые в масштабах Церкви святые к концу жизни заслуживают особенное отношение со стороны жителей конкретной области по той или иной причине. Вот, например, особо почитаем Абхазской Церковью, так как по одной из версий был сослан на Кавказ и там же окончил свои дни. Вспоминают его верующие 3 февраля.


Детство и юность святого

Будущий подвижник благочестия Максим Исповедник родился в городе Константинополе в 580 г. Семья его принадлежала к аристократическому роду, к которому имел самое прямое отношение император Ираклий. Родители преподобного Максима Исповедника воспитали сына благочестивым человеком, в соответствии с догматами веры, будучи рьяными православными христианами. Он рано начал учиться грамоте, чему способствовала вполне спокойная в тот момент обстановка в Византийской империи.

Юношей преподобный Максим Исповедник изучал философию, риторику, грамматику, овладел богословской диалектикой. Молодой человек был весьма начитан, и внимание свое обращал не только на произведения духовного содержания, но и на светскую литературу. Преподобного Максима Исповедника отличали такие ценные для православного христианина качества, как смиренномудрие и любомудрие.

К 21-летнему возрасту будущий подвижник благочестия получил блестящее образование. Что касается работы, благородное происхождение позволило ему занять должность личного царского секретаря. Но не только это сыграло роль в определении направления профессиональной деятельности молодого человека. Пытливый ум, рассудительность, грамотность, жажда знаний, как следствие – широкий кругозор, а также умение рассуждать, излагать свои мысли четко и ясно, умение давать советы, быстро фиксировать на бумаге полученную информацию и соображать помогли будущему подвижнику благочестия оказаться в столь выгодном положении - Максима Исповедника заметил сам император Ираклий. В дальнейшем последний проникся к своему подчиненному большим уважением, созерцая изо дня в день высокое качество его работы.


Начало духовной деятельности

Преподобный Максим Исповедник мог бы всю жизнь провести, наслаждаясь блеском императорского двора и почестями, вполне заслуженными к тому же, вот только такой порядок его не устраивал и даже тяготил. Душа юноши просила уединения, тишины и духовного созерцания. Не смея противиться зову сердца, преподобный Максим Исповедник отправился около 614 года в монастырь св. Филиппика в Хрисополе, без сожаления оставив царскую службу. В обители он принял монашеский постриг и стал жить в смирении, строгости, практически аскетизме.


Этим своим образом жизни и мыслей византийский монах очень быстро завоевал доверие и любовь братии, которая избрала позже преподобного Максима Исповедника после отхода в Царствие Небесное настоятеля обители ее игуменом. Не помешало исполниться решению монахов даже то, что у подвижника благочестия не было соответствующего священнического сана.

В 633 году произошли резкие перемены в укладе жизни преподобного Максима Исповедника. К нему обратился будущий Иерусалимский Патриарх Софроний – тогда святитель – с просьбой оставить прежнюю должность и переехать в его вотчину. Так византийский монах очутился в Карфагене (Африка).

Борьба с еретичеством

Святой Софроний по всей видимости, неспроста изъявил желание видеть в своем монастыре смиренномудрого подвижника. Святитель видел в данной личности возможного единомышленника, способного помочь ему в его борьбе в еретичеством. Софроний являлся непримиримым противником монофелитского лжеучения. Приверженцы этой ереси указывали в Сыне Божьем лишь на одну, Божественную природу, человеческую же отрицали, и находили многочисленных сторонников в Египте, Армении, Сирии. Их необходимо было остановить.


Вот это обстоятельство и повлияло на выбор преподобного Максима Исповедника, откликнувшегося на просьбу св. Софрония: из монаха-отшельника подвижник благочестия превратился в проповедника, ратующего за чистоту христианского вероучения.

Со своей миссией преподобный Максим Исповедник отправился в Александрию, где провел шесть лет. Его речи имели колоссальный успех, причем как среди представителей простого клира, епископов, так и среди светских начальников. В 638 г. отошел ко Господу способствовавший по одной из версий развитию еретичества Патриарх Сергий, а вслед за ним в 641 г. попавший под влияние последнего император Ираклий. Место царя занял жестокий Констанс II, отстаивающий интересы монофелитов. И при нем, разумеется, положение православных усугубилось.

Преподобному Максиму Исповеднику не оставалось ничего другого, как удалиться в Карфаген. Там он прожил, проповедуя, пять лет. В 645 г. монаху нанес визит преемник Сергия Пирр, и между ними произошел диспут. В ходе диалога новый владыка доказывал правильность лжеучения монофелитов, а благочестивый проповедник настаивал на обратном, приводя весомые аргументы.

В результате победил Максим Исповедник, Пирр же всенародно признал собственное поражение и покаялся в заблуждениях.

Преподобный Максим продолжил проповедническую миссию в Карфагене. Положение Православия в тех краях становилось все более плачевным. В отчаянии преподобный воззвал к папе Мартину, написав тому письмо с просьбой организовать Собор и решить данную проблему. Осенью 649 г. на Латеранском соборе, где присутствовали как католические, так и православные епископы, монофелитство было осуждено, а его защитников Патриархи Константинопольские отлучили от Церкви.


Императору Констансу II не понравилось такое решение. Он отдал приказ бросить в тюрьму преподобного Максима Исповедника и папу Мартина. Правда, привести в исполнение царскую волю удалось лишь спустя пять лет, в 654 году. Преподобный Максим Исповедник был схвачен и обвинен в госизмене. Его заточили в Константинопольскую тюрьму, через 23 года перевели во Фракию, а потом – вновь вернули в столичную темницу. И преподобного Максима Исповедника, и двух его учеников жестоко пытали: отрубили правую руку, отрезали языки. Однако по милости Божьей случилось чудо – узники продолжали говорить и писать. Максим Исповедник получил особый дар: он увидел дату своей смерти и огласил ее.

Преподобный скончался 13 августа 662 г., как и предсказывал. Над его могилой появились ниоткуда три горящих светильника, по молитвам верующих стали происходить многочисленные чудеса. Кроме того, сохранилось большое количество богословских трудов, написанных святым. Жизнь преподобного Максима Исповедника, полная страданий и несправедливости людской, не прошла даром – это очевидно. Его имя останется всегда на устах и в сердцах верующих.


МАКСИМ ИСПОВЕДНИК - ви-зантийский бо-го-слов, хри-сти-ан-ский свя-той.

Ро-дил-ся в ари-сто-кра-тической се-мье, по-лу-чил хо-ро-шее об-ра-зо-ва-ние. Был пер-вым сек-ре-та-рём императорской кан-це-ля-рии при императоре Ирак-лии I . Од-на-ко вско-ре от-рёк-ся от ми-ра и стал ино-ком Хри-со-поль-ско-го монастыря (на про-ти-во-по-лож-ном от Кон-стан-ти-но-по-ля бе-ре-гу Бос-фо-ра). По сми-ре-нию Мак-сим Ис-по-вед-ник не при-ни-мал свя-щен-но-го са-на и до кон-ца жиз-ни ос-та-вал-ся толь-ко мо-на-хом.

По-ли-тические со-бы-тия (на-ше-ст-вие пер-сов и другие) за-ста-ви-ли его по-ки-нуть мо-на-стырь. По-сле крат-ко-вре-мен-но-го пре-бы-ва-ния на Ки-пре и Кри-те при-был в Северную Аф-ри-ку, где по-зна-ко-мил-ся с мо-на-хом Соф-ро-ни-ем (бу-ду-щий пат-ри-арх святой Соф-ро-ний Ие-ру-са-лим-ский), став-шим его ду-хов-ным от-цом. Вме-сте с ним Мак-сим Ис-по-вед-ник всту-пил в борь-бу с мо-но-фе-лит-ст-вом, под-дер-жи-вав-шим-ся ви-зантийским пра-ви-тель-ст-вом. В 645 году одер-жал по-бе-ду в дис-пу-те с мо-но-фе-лит-ским пат-ри-ар-хом Кон-стан-ти-но-поль-ским Пир-ром. Около 646 года пе-ре-ехал в Рим, где в про-ти-во-стоя-нии мо-но-фе-лит-ской ере-си на-шёл все-це-лую под-держ-ку западного епи-ско-па-та и па-пы Рим-ско-го святого Мар-ти-на I. Вме-сте с не-ко-то-ры-ми пра-во-слав-ны-ми греческими мо-на-ха-ми, жив-ши-ми в Ри-ме, Мак-сим Ис-по-вед-ник стал од-ним из главных вдох-но-ви-те-лей дог-ма-тических оп-ре-де-ле-ний Ла-те-ран-ско-го со-бо-ра 649 года, осу-див-ше-го мо-но-фе-лит-ст-во.

Около 654 года вслед за па-пой Мар-ти-ном I Мак-сим Ис-по-вед-ник был аре-сто-ван по-слан-ца-ми им-пера-то-ра Кон-стан-та II, под-верг-нут су-ду в Кон-стан-ти-но-по-ле как государственный пре-ступ-ник (воз-му-ти-тель гра-ж-дан-ско-го и цер-ков-но-го ми-ра) и в 655 году от-прав-лен в ссыл-ку во Фра-кию. В 662 году был под-верг-нут но-во-му су-ду и жес-то-ким пыт-кам в Кон-стан-ти-но-по-ле: ему от-сек-ли язык и пра-вую ру-ку. Ис-ка-ле-чен-но-го стар-ца от-пра-ви-ли в ссыл-ку на Кав-каз, где он вско-ре умер.

Мак-сим Ис-по-вед-ник из-вес-тен как ав-тор мно-го-численных со-чи-не-ний. Осо-бой по-пу-ляр-но-стью и на Вос-то-ке, и на За-па-де поль-зо-ва-лись его нрав-ст-вен-но-ас-ке-тические со-чи-не-ния, пре-ж-де все-го «Гла-вы о люб-ви», «Сло-во о под-виж-ни-че-ской жиз-ни», ко-то-рые во-шли в греческое, славянское и русское «Доб-ро-то-лю-бие». Эк-зе-гетические со-чи-не-ния Мак-сима Ис-по-вед-ника вклю-ча-ют фун-даментальный труд «Во-про-со-от-ве-ты к Фа-лас-сию», по-сла-ние «К Фео-пем-пту схо-ла-сти-ку», «Тол-ко-ва-ние на 59 пса-лом», «Тол-ко-ва-ние на мо-лит-ву Гос-под-ню» и другое. Са-мое круп-ное дог-ма-ти-ко-по-ле-мическое со-чи-не-ние Мак-сима Ис-по-вед-ника - «Ам-биг-вы». Сочинение «Мис-та-го-гия» («Тай-но-вод-ст-во»), на-пи-сан-ное под влия-ни-ем «Аре-о-па-ги-тик», пред-став-ля-ет со-бой объ-яс-не-ние смыс-ла свя-щен-но-дей-ст-вий.

Мак-сим Ис-по-вед-ник, как боль-шин-ст-во свя-тых от-цов, не пред-ста-вил свои воз-зре-ния в ви-де стро-гой сис-те-мы. Тем не ме-нее бла-го-да-ря ор-га-ни-че-ской цель-но-сти ми-ро-воз-зре-ния он явил в сво-их тру-дах син-тез всех важ-ней-ших идей пред-ше-ст-вую-щих бо-го-сло-вов. В тра-ди-ци-ях пра-во-слав-ной апо-фа-ти-ки он учил о не-по-зна-вае-мо-сти Бо-га по Его сущ-но-сти: ве-ли-кая тай-на Святой Трои-цы мис-ти-че-ски пе-ре-жи-ва-ет-ся те-ми, кто удо-сто-ил-ся Бо-же-ст-вен-но-го оза-ре-ния.

Важ-ней-шей за-слу-гой Мак-сима Ис-по-вед-ника яв-ля-ет-ся пре-одо-ле-ние за-блу-ж-де-ний Ори-ге-на в уче-нии о Со-тво-ре-нии ми-ра. От-прав-ным пунк-том здесь для Мак-сима Ис-по-вед-ника бы-ло уче-ние о Сло-ве (Ло-го-се) - вто-рой Ипо-ста-си Святой Трои-цы, ко-то-рым Бог яв-ля-ет-ся ми-ру наи-бо-лее пол-но и ко-то-рое про-яв-ля-ет Се-бя, пре-ж-де все-го, как Тво-рец и Про-мыс-ли-тель, по-сред-ст-вом Сво-их энер-гий, или «ло-го-сов», соз-дав-ший ми-ро-зда-ние и управ-ляю-щий им. Эти «ло-го-сы», яв-ляю-щие-ся ос-нов-ны-ми за-ко-на-ми и идея-ми твар-но-го бы-тия, со-став-ля-ют ду-хов-ную струк-ту-ру, или «умо-по-сти-гае-мый мир», это-го бы-тия; они кон-цен-три-ру-ют-ся в Бо-ге Сло-ве (Ло-го-се), ко-то-рый есть сре-до-то-чие все-го ми-ро-зда-ния. Твар-ное бы-тие пред-став-ля-ет со-бой гар-мо-нич-ное един-ст-во ду-хов-но-го (умо-по-сти-гае-мо-го) ми-ра и ми-ра чув-ст-вен-но-го, или ма-те-ри-аль-но-го, ко-то-рые оба управ-ля-ют-ся Ло-го-сом. По Бо-жи-ему за-мыс-лу, объ-е-ди-няю-щим на-ча-лом этих двух ми-ров дол-жен был стать че-ло-век, или «ма-лый мир» («мик-ро-косм»), соз-дан-ный по об-ра-зу Бо-жи-е-му (по об-ра-зу Ло-го-са). Че-ло-ве-ку пред-стоя-ло, ис-пол-нив «ве-ли-кий со-вет Бо-жий», при-вес-ти всё ми-ро-зда-ние к обо-же-нию. Од-на-ко, зло-упот-ре-бив сво-ей сво-бод-ной во-лей, че-ло-век вме-сто Бо-га об-ра-тил-ся к чув-ст-вен-ным бла-гам и тем са-мым от-пал от Ис-точ-ни-ка жиз-ни, стал под-вер-жен тле-нию и смер-ти (со-вер-шил гре-хо-па-де-ние). Таким образом, ес-ли в пла-то-низ-ме и у Ори-ге-на тво-ре-ние ми-ра и че-ло-ве-че-ская ис-то-рия, явив-шие-ся ре-зуль-та-том дви-же-ния-гре-хо-па-де-ния, воз-ник-ше-го в «умо-по-сти-гае-мом ми-ре» по-сле его бла-жен-но-ста-биль-но-го со-стоя-ния, рас-смат-ри-ва-ют-ся как зло, то в хри-с-ти-ан-ском уче-нии тво-ре-ние ми-ра и дви-же-ние пред-су-ще-ст-ву-ют (но не пре-до-п-ре-деле-ны) в Ло-го-се, яв-ля-ют-ся бла-гом и пред-ше-ст-ву-ют гре-хо-па-де-нию. Свои-ми си-ла-ми че-ло-век не мог из-ба-вить-ся от по-след-ст-вий гре-хо-па-де-ния, лишь во-пло-ще-ние Бо-га Сло-ва, про-явив-шее не-из-ме-ри-мое Бо-жие че-ло-ве-ко-лю-бие, по-зво-ли-ло че-ло-ве-ку, не по-те-ряв-ше-му окон-ча-тель-но сво-бо-ду во-ли, вновь всту-пить на путь обо-же-ния, спа-се-ния. С этой тай-ной Бо-го-во-пло-ще-ния свя-за-ны ос-нов-ные идеи хри-сто-ло-гии и ан-тро-по-ло-гии Мак-сима Ис-по-вед-ника.

Гос-подь вос-при-нял в Се-бя всю пол-но-ту че-ло-ве-че-ско-го ес-те-ст-ва, кро-ме гре-ха, тем са-мым ис-це-лив че-ло-ве-че-скую при-ро-ду. Мак-сим Ис-по-вед-ник до-ка-зы-вал, что ис-по-ве-дуя в Бо-го-че-ло-ве-ке Ии-су-се Хри-сте две при-ро-ды, Бо-же-ст-вен-ную и че-ло-ве-че-скую, не-об-хо-ди-мо мыс-лить в Нём и две во-ли, два дей-ст-вия, что вид-но на при-ме-ре Геф-си-ман-ско-го бо-ре-ния (Мф. 26:36-44; Мк. 14:32-41; Лк. 22:39-46). Бо-го-че-ло-век по-ка-зал лю-дям «уз-кий» путь спа-се-ния, за-клю-чаю-щий-ся в уси-лен-ном под-виж-ни-че-ст-ве: тру-дах, скор-бях и не-пре-стан-ной мо-лит-ве. По-сколь-ку Бог стал че-ло-ве-ком, ка-ж-дый че-ло-век мо-жет ус-во-ить спа-се-ние, сле-дуя за Хри-стом, со-еди-ня-ясь с Ним. Не-пре-мен-ным ус-ло-ви-ем это-го со-еди-не-ния яв-ля-ют-ся цер-ков-ные та-ин-ст-ва. Вы-ра-жая свя-то-оте-че-ский ду-хов-ный опыт, Мак-сим Ис-по-вед-ник за-клю-чал, что спа-се-ние, на-чи-на-ясь в этом ми-ре, на зем-ле, дос-ти-га-ет сво-ей пол-но-ты в Цар-ст-ве бу-ду-ще-го ве-ка; это-го Цар-ст-ва удо-стаи-ва-ют-ся те лю-ди, ко-то-рые с под-лин-но хри-сти-ан-ским дос-то-ин-ст-вом про-шли зем-ное по-при-ще тру-дов и сми-рен-но-муд-ри-ем, по-кая-ни-ем, лю-бо-вью спо-до-би-лись ду-хов-но-го ве-де-ния.

Дни па-мя-ти Мак-сима Ис-по-вед-ника по ка-лен-да-рю Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 21 января (3 февраля) и 13(26) августа, по ка-лен-да-рю Рим-ско-ка-то-лической церк-ви - 13 ав-гу-ста.

Сочинения:

Тво-ре-ния. М., 1993-1994. Кн. 1-2;

Дис-пут с Пир-ром: прп. Мак-сим Ис-по-вед-ник и хри-сто-ло-ги-че-ские спо-ры VII сто-ле-тия. М., 2004;

Из-бран-ные тво-ре-ния. М., 2004;

О раз-лич-ных не-до-уме-ни-ях у свя-тых Гри-го-рия и Дио-ни-сия (Ам-биг-вы). М., 2006; Пись-ма. СПб., 2007.

Житие преподобного Максима Исповедника

Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника взято из книги свт. Димитрия Ростовского "Жития Святых".

Великий не только по имени, но и по жизни, преподобный Максим, родился в великом царственном городе Константинополе. Происходя от высокопоставленных и благочестивых родителей, он получил серьезное научное образование. Он основательно изучил философию и богословие, достиг высшей славы своею мудростью и был уважаем даже в царских палатах. Царь Ираклий, видя его разум и праведную жизнь, почтил его, помимо его воли, званием первого своего секретаря и включил его в число своих советников. Преподобный Максим пользовался любовью и уважением среди придворных и был весьма полезен всему царственному городу.

В это время возникла ересь монофелитов, признававших в Христе Господе нашем только одну волю и одно хотение. Развилась эта ересь из прежде бывшей евтихианской ереси, которая безрассудно признавала во Христе одно только естество, вопреки православному исповеданию, требующему признавать в Господе нашем, воплотившемся Боге, два естества и две воли, два хотения и действия, особенные для каждого естества, но соединенные в одном Лице Христовом, ибо Христос есть Бог, не на два лица разделяемый, но в двух естествах неслитно познаваемый. Защитниками и распространителями ереси монофелитов были вначале: Кир, патриарх александрийский, Сергий константинопольский и даже сам царь Ираклий, увлеченный ими в эту ересь. Созвав поместные соборы, Кир – в Александрии, а Сергий – в Константинополе, они утвердили эту ересь, повсюду разослали свое постановление и совратили весь Восток. Один только Святой Софроний, патриарх иерусалимский, противился ереси, не принимая лжеучения. Блаженный Максим, видя, что ересь проникла и в царские палаты и совратила самого царя, стал опасаться, как бы и ему не совратиться в ересь по примеру многих. Поэтому, он оставил свое звание и всю славу мирскую и пошел в монастырь, отстоявший далеко от города, по название Хрисопольский, где и стал иноком, предпочитая «быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс.83 :11). Там, спустя несколько лет, он за свою добродетельную жизнь был избран настоятелем (аввой).

Молитва, тропарь, кондаки, величание

Молитва преподобному Максиму Исповеднику.

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Максиме, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

История обретения мощей преподобного Максима Исповедника

27 февраля 2012 г. 17:04

В Грузии состоялась IV Международная богословская конференция памяти преподобного Максима Исповедника

24-27 октября 2011 года в Грузии состоялась IV Международная богословская конференция памяти преподобного Максима Исповедника.

В форуме приняла участие делегация Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в составе ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и преподавателей ПСТГУ И.Е. Мельниковой, Н.Г. Головниной, П.Ю. Малкова и П.Б. Михайлова.

Открытие конференции 24 октября в Патриаршем центре духовного и интеллектуального развития молодежи, расположенном в подклете кафедрального Свято-Троицкого собора в Тбилиси, возглавил архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Грузинская Православная Церковь).

Работа по секциям проходила в здании нового Патриаршего университета (Тбилиси), монастыре Пресвятой Богородицы (Цагери), в резиденциях архиепископа Стефана в Цагери и Лентехи.

Новые археологические исследования на месте погребения святого Максима Исповедника

Беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили)

Недавно в Москве побывал архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан (Грузинская Православная Церковь). Владыка познакомил общественные и церковные круги российской столицы с результатами изысканий, при которых в древнем монастыре близ Цагери были обнаружены мощи преподобного Максима Исповедника, его учеников и святого Арсения. О том, как было обнаружено место погребения преподобного Максима, о епархии, которую возглавляет владыка, о его пути в Церковь – беседа с архиепископом Цагерским и Лентехским Стефаном (Калаиджишвили) .

Архиепископ Цагерский и Лентехский Стефан на конференции, посвященной преподобному Максиму Исповеднику (октябрь 2010 г.)

– Владыка, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к вере.

– Моя бабушка была верующей, и от нее я еще в детстве кое-что знал, но церковным не был. А бабушка постоянно говорила один тост: «Пресвятая Богородица, помогай нам», но мне было непонятно, Кто это – Пресвятая. Я думал, просто какая-то святая или все святые. Затем, когда подрос, понял, Кем была Богородица. Потом узнал, что вся Грузия говорит этот тост, оканчивая застолье. Бабушка по праздникам, приготовив праздничный стол, сама, раз не было священника, читала молитву; у нее всегда была святая вода, и этой водой она окропляла трапезу, затем все садились за стол. Это было в некотором смысле мое первое соприкосновение с верой.

В 1976 году я поступил на факультет автоматики и вычислительной техники Грузинского политехнического института. Появились друзья, которые ходили в церковь; иногда вместе с ними – ради интереса – заходил в церковь и я. Долго не оставался: зажигал свечи и уходил.

Максим Исповедник. Вопросы и недоумения.

Видео-обзор книги, подготовленный в передаче православного телеканала Союз "У книжной полки":

Книги преподобного Максима Исповедника

"Диспут с Пирром" - ценнейший памятник византийской литературы VII – нач. VIII вв., созданный на основе реального исторического события – богословского диспута, состоявшегося в 645 г. в Карфагене между прп. Максимом Исповедником и экс-патриархом Константинополя Пирром. "Диспут" является одним из важных источников для изучения христологических споров, волновавших Византийскую империю уже на раннем этапе ее существования.
Книга снабжена материалами, знакомящими читателя с жизнью прп. Максима и особенностями его богословской мысли.

ЧИТАТЬ

Иконописный подлинник

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии http://www.mpda.ru/

Афон. 1547.

Прп. Максим. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Неа Мони. XI.

Прп. Максим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на острове Хиос. Греция. 2-я половина XI в.

Византия. XII.

Избранные святые (Свтт. Дионисий Ареопагит, Афанасий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, прпп. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Миниатюра "Догматическое всеоружие" Евфимия Зигавина. Византия. 1-я половина XII в. ГИМ. Москва.

Византия. XIII.

Прп. Максим Исповедник. Миниатюра из Минеи. Византия. XIII в.

Русский Север. XVI.

Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург.

Русь. XVII.

Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 21 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Сольвычегодск. XVI.

Прп. Максим с житием. Истома Гордеев (?). Икона. Сольвычегодск. Конец XVI - начало XVII в. 197.3 х 157.2. Из сольвычегодского Благовещенского собора. Поставление Максима Яковлевича Строганова. Сольвычегодский музей.

Ватопед. 1721.

Месяцеслов (фрагмент). Фреска. Монастырь Ватопед (Афон). 1721 г.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....