Жизнь и творчество Е. Ростопчиной после замужества

Яркая жизнь и удивительная судьба. Пожалуй, именно, так можно охарактеризовать биографию Евдокии Ростопчиной. Самые известные литераторы первой половины 19 века безоговорочно признавали ее поэтический талант. А лучшие произведения стали классикой женской лирики в русской литературе. Евдокия Ростопчина (в девичестве Сушкова) родилась в Москве в 1811 году в семье действительного статского советника П. В. Сушкова и Д. И. Пашковой. Рано потеряв мать, которая умерла от чахотки, когда девочке было всего шесть лет, Евдокия Петровна воспитывалась у своего деда по материнской линии И. А. Пашкова. В семье, где она росла, маленькая Додо получила образование, которое и полагалось иметь будущей светской барышне, т.е. всего по чуть-чуть: Закон Божий, рисование, музыка, танцы, немного - истории, географии и арифметики. Она знала несколько иностранных языков и много читала. Чуткая и восприимчивая, больше всего она любила гулять в дальних уголках большого сада. Заросли и лунные блики были её маленьким миром, в тишине которого рождались первые строчки стихотворений. Еще в детстве, под влиянием поэтических произведений тех лет, Евдокия Петровна написала оду Шарлотту Корде, но потом уничтожила ее. Однако литературная среда, врожденный талант и страсть к творчеству способствовали превращению Сушковой в поэтессу уже в раннем возрасте. Ее стихи нравились своей искренностью и музыкальностью строк. Какие-то из них она читала в поэтическом салоне своего дяди, поэта и драматурга Н. В. Сушкова, а какие-то только своим близким друзьям, тем, кому доверяла - Михаилу Лермонтову и Николаю Огареву. Оба были поклонниками литературного таланта и ценителями ее женского очарования, ведь повзрослев, маленькая мечтательница Додо превратилась в юную очаровательную девушку. Первые выезды в свет стали триумфальными. Юная свежесть, очарование и окружавший ее ореол зарождавшейся славы - все это способствовало признанию и любви. На одном из балов у Московского князя Д. В. Голицына Евдокия Петровна познакомилась с Пушкиным . Позже, она посвятила этому событию стихотворение « Две встречи». А о своем отношении к поэту однажды сказала: «боготворила — всегда». Однажды П. А. Вяземский , известный литератор и друг Пушкина, случайно познакомился со стихами Евдокии Сушковой. Он переписал пьесу «Талисман» и тайно послал А. А. Дельвигу, бывшему в то время редактором альманаха «Северные цветы» в Петербурге . В 1831 состоялся дебют в печати, хотя авторство не указывалось, ведь сложение стихов не было похвальным занятием для юных барышень.
Известие о том, что Евдокия Петровна Сушкова выходит замуж за графа Андрея Федоровича Ростопчина, вызвало в Москве немало слухов и пересудов. Всем было известно, что молодые люди не питают друг к другу теплых чувств. Андрей Ростопчин, хотя окружающие и не замечали за ним жадности и злобы, обладал характером сумасбродным и вспыльчивым. Привыкшей к другой обстановке, Додо необходимо было учиться жить в другом мире. В мае 1833 года состоялась свадьба. Существуют предположения, что замужеством Додо Сушкова пыталась вырвать из сердца и забыть свою первую безответную любовь, о которой написала в «Талисмане». Кто был этот человек? Скорей всего, этот вопрос так и останется без ответа. Семейная жизнь не стала счастливой для Евдокии Петровны, но светское общество еще охотней распахнуло свои двери перед богатой и красивой графиней Ростопчиной. В 1836 семья Ростопчиных переехала из Москвы в Петербург. Благодаря титулу и своим связям, они смогли занять там видное положение, а графиня Ростопчина стала желанной гостьей в светских салонах. Период с 1836 до 1838 прошел в дворцовой круговерти, Ростопчина познала вкус успеха литературного и женского. Но так долго продолжаться не могло. Уж слишком умна была Евдокия Петровна, чтобы просто ограничиться ролью светской дамы. И как знать, не трагическая ли смерть Пушкина сыграла в этом отказе от светских развлечений свою роль? Последний раз в салоне Ростопчиной Пушкин был за один день до дуэли. Она понимала, что терзает поэта, как понимала и то, какую роль сыграло в его состоянии «мнение света». Роковой выстрел на Черной речке стал вехой, которая разделила жизнь многих современников на «до, и после», и унес с собой из жизни какую-то ее важную часть. После смерти поэта В. А. Жуковский передал Ростопчиной книгу Пушкина, приготовленную им для новых стихов, с предложением дополнить и закончить ее. Жуковский понимал цену подарка. Он не вручил бы его без достаточных оснований. Легкие и мелодичные стихи Евдокии Петровны уже снискали ей прочную славу. А многие литературные критики того времени ставили ее произведения в один ряд с произведениями Пушкина. Весной 1838 года Евдокия Петровна приняла решение уехать из Петербурга. Простившись со столицей и взяв заветную Пушкинскую книгу, она перебралась в Воронежскую губернию, в принадлежащее графу поместье в селе Анна. Почти три года усиленной и плодотворной работы в «аннинской» тиши принесли свои плоды. В 1839 году отдельной книгой были изданы две повести Ростопчиной, а в 1941 году свет увидел сборник стихотворений, куда вошли произведения, написанные с 1829 по 1839 год. В феврале 1841 года в отпуск в Петербург приехал М. Ю. Лермонтов. Им было о чем поговорить с Додо. Для нее этот год был особенный: в свет выходил первый том ее сочинений. Позже он попросит прислать ему в Пятигорск томик стихов с именем Додо на обложке. У них будет еще одна встреча, во время которой Лермонтов поделится с Евдокией Петровной мрачными предчувствиями. Она будет подтрунивать над его мнительностью, а чтобы отвлечь его от мрачных мыслей, подарит альбом, в котором несколько строк о нем …

В память об этих отношения остались несколько стихотворений и пьеса «На дорогу». В 1847 году Ростопчины перебрались в Москву в большой дом на Садовой. Этот период жизни был заполнен творчеством. Стихи и проза, лирика и пьесы. Практически все произведения печатались в журналах и альманахах. Но в литературе наступили иные времена, и Ростопчина все более и более расходилась с новым временем. Каждое новое произведение критика встречала все более недружелюбно. Добролюбов издевался над ее новым романом «У пристани». А Чернышевский весьма насмешливо прокомментировал ее новый сборник, обвинив в мелком эгоизме и игнорировании общественных запросов. Но природа ее творчества была иной, и от нее напрасно было ожидать обличений несправедливостей жизни. Ростопчина продолжала писать, но интерес к ее творчеству угас. А критикуя новые литературные направления в России, она изолировала себя окончательно. В 1857 году у Евдокии Петровны была обнаружена неизлечимая болезнь. Последние годы она провела в непростой домашней обстановке, но умудрялась сохранять присутствие духа. Навещавший ее Тютчев пришел в ужас от того, что стало с совсем еще недавно цветущей женщиной. Однако разговор с ней заставлял забывать, что перед ним женщина, жить которой осталось совсем немного. Почти забытая публикой, Евгения Петровна Ростопчина умерла в Москве в декабре 1858. Похоронена поэтесса на Пятницком кладбище.

Ровное пламя свечи,

ночь, тишина и покой.

О, не молчи, не молчи, -

тайну свою приоткрой.

О. Харламова

7 декабря на Басманной, у церкви Святых Петра и Павла, толпился народ. Церковь была полна молящихся: совершался обряд отпевания усопшей графини Е. П. Ростопчиной. Она скончалась 3 декабря, после долгой мучительной болезни, на 47-м году от роду. Тело ее предано земле за Троицкой заставою на Пятницком кладбище, возле праха свекра ее - знаменитого градоначальника Москвы в 1812 году.

Н. В. Путята. 07.12.1858. Москва

Кто знал графиню Ростопчину, знал ее близко, не мог не восхищаться этой умной, образованной, талантливой, откровенной и общительной личностью, которая промелькнула, как метеор, в нашем обществе и о которой современное поколение знает лишь по одним слухам, не имеющим ничего общего с ее литературной деятельностью.

А. В. Старчевский. Биография Ростопчиной. 1870-е

Даже в самых незначительных стихотворениях графини смело проглядывает личность. Имя Ростопчиной перейдет к потомству как одно из светлых явлений нашего времени. В настоящую минуту она принадлежит к числу даровитейших наших поэтов.

А. В. Дружинин. Рецензия на книгу: «Стихотворения графини Е. Ростопчиной». 1856

…Где оно, это старое, гармоническое, поэтическое время?..

А я хочу пробудить в вас давно уснувшее эхо бывалых мелодий, они опоят вас вашими собственными воспоминаниями, так часто шедшими об руку с моими!.. Наши общие друзья воскреснут перед вами… все оживет, заговорит, запоет дивную, страстную, животворную песнь старины.

Е. П. Ростопчина - В. Ф. Одоевскому. 04.11.1858

Воскресло в памяти унылой

То время светлое, когда

Вы жили барышнею милой

В Москве, у Чистого пруда…

В те дни, когда неугомонно

Искало сердце жарких слов,

Вы мне вручили благосклонно

Тетрадь заветную стихов…

Н.П. Огарев. «Отступнице» (посвящено гр. Р-ой), 1857

Н. П. Огарев познакомился с моею сестрою, когда она была девочкою 14-ти лет, а он еще учился в Московском университете…

Она была одарена от природы отличными умственными способностями, необыкновенною памятью, большою любознательностью, страстною любовью к поэзии и литературе.

С. П. Сушков. 1890

Да, тогда выучивали наизусть Расина, Жуковского, то поколение мечтательниц дало нам Татьяну, восхитительную Татьяну Пушкина, милый, благородный, прелестный тип девушки тогдашнего времени…

Книги заменяли ей воспитателей, она окружила себя гениями и мыслителями всех веков и народов…

Конечно, от этого переселения в мир идеальный и письменный она удалилась понятиями и чувствами от действительности, предавалась мечтательности и восторженности, но это самое придавало особенную прелесть ее словам, ее обращению; она говорила как другие пишут.

Из романа Е. П. Ростопчиной «Счастливая Женщина». 1852

Евдокия Петровна начала писать стихи скрытно от родных.

В прозаически житейском семействе Пашковых, где она воспитывалась, никто не занимался литературою.

С. П. Сушков. 1888

…Князь Петр Андреевич Вяземский, посещавший семейство Пашковых, познакомился с стихами Евдокии Петровны под названием «Талисман», списал их и без ее согласия напечатал в петербургском альманахе «Северные цветы» на 1831 г. …бедной поэтессе крепко досталось в семействе Пашковых за ее лирическое увлечение - все находили, что для благородной светской барышни неприлично заниматься сочинительством, а печатать свои произведения уже совершенно постыдно!.. Евдокия Петровна более не рисковала отдавать своих стихов в печать до самого времени своего замужества, хотя писала их довольно много…

С. П. Сушков. 1890

Есть талисман священный у меня.

Храню его: в нем сердца все именье,

В нем цель надежд, в нем узел бытия,

Грядущего залог, дней прошлых упоенье.

Он не браслет с таинственным замком,

Он не кольцо с заветными словами,

Он не письмо с признаньем и мольбами,

Не милым именем исполненный альбом,

И не перо из белого султана,

И не портрет под крышею двойной…

Но не назвать вам талисмана,

Не отгадать вам тайны роковой.

Мне талисман дороже упованья,

Я за него отдам и жизнь, и кровь:

Мой талисман - воспоминанье

И неизменная любовь!

Е. Ростопчина. «Талисман». 1830. Москва

Она обладала редкою, замечательною легкостью сочинять стихи.

Я бывал иногда свидетелем, во время наших поездок с нею вдвоем между Москвою и селом Вороновым, где Ростопчины всегда проводили лето, как она, прислонясь головою в угол кареты и устремив взор в пространство, начинала сочинять стихи, а вечером или же на другой день прямо записывала их.

С. П. Сушков. 1890

Звенит, гудит, дробится мелкой трелью

Валдайский колокольчик удалой…

В нем слышится призыв родной -

Какое-то разгульное веселье

С безумной, безотчетною тоской…

Звенит, гудит, как будто бьет тревогу,

Чтоб мысль завлечь и сердце соблазнить!..

И скучно стало сиднем жить,

И хочется куда-нибудь в дорогу,

И хочется к кому-нибудь спешить!..

Е. Ростопчина… «Колокольчик». 27. 08.1853. Вороново

Дайте крылья мне перелетные,

Дайте волю мне, волю сладкую!

Полечу в страну чужеземную

К другу милому я украдкою!..

В воду кану я, в пламя брошусь я!

Одолею все, чтоб узреть его,

Отдохну при нем от кручины злой,

Расцвету душой от любви его!..

Е. Ростопчина. «Простонародная песня». 1831

С 1835 года почти во всех периодических изданиях начали появляться стихотворения, отмеченные таинственною подписью «Гр-ня Е. Р-на»… Но поэтическое «инкогнито» недолго оставалось тайною, и все читатели таинственные буквы выговаривали определенными и ясными словами: «Графиня Е. Ростопчина»…

Главная причина неудачного литературного инкогнито графини Ростопчиной заключалась в поэтической прелести и высоком таланте, которыми запечатлены ее прекрасные стихотворения… Муза графини Ростопчиной не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но и глубоким чувством.

Между тем вся поэзия графини Ростопчиной, так сказать, прикована к балу…

Поэзия - женщина: она не любит являться каждый день в одном уборе; напротив, она каждый час любит являться новою; всегда быть разнообразною - это жизнь ее; а все балы наши так похожи один на другой, что поэзия не пошлет туда даже и своей камеристки, не только не пойдет сама.

В. Г. Белинский. Рецензия на книгу: «Стихотворения графини Е. Ростопчиной». Отечественные записки, № 9, 1841

О! Пусть сокроются навек мои мечты,

Мое пристрастие и к обществу, и к свету

От вас, гонители невинной суеты!

Неумолимые, вы женщине-поэту

Велите мыслию и вдохновеньем жить…

Все нам врожденное надменно истребить…

А я, я женщина во всем значенье слова,

Всем женским склонностям покорна я вполне;

Я только женщина, - гордиться тем готова,

Я бал люблю!.. Отдайте балы мне!

Е. Ростопчина. «Искушение». 1839

На бале у московского генерал-губернатора князя Д. В. Голицына, в первую зиму ее восемнадцатилетия и выезда в свет, произошло знакомство с Пушкиным.

Гордясь кавалером и об руку с ним,

Вмешалась я в танцы… и счастьем моим

В тот вечер прекрасный весь мир озлащался.

Он с нежным приветом ко мне обращался,

Он дум моих тайну разведать желал…

Ему рассказала молва городская,

Что душу небесною пищей питая,

Поэзии чары постигла и я, -

И он с любопытством смотрел на меня…

И каждое слово его, каждый взгляд

В мечтах моих светлою точкой горят!..

Е. Ростопчина. «Две встречи». 1839

Пушкин так заинтересовался пылкими и восторженными излияниями юной собеседницы, что провел с нею большую часть вечера и после того тотчас познакомился с семейством Пашковых.

С. П. Сушков. 1890

…После двух стихотворений Пушкина замечательны только следующие: «Тайные думы» гр-ни Е. Р-ной…

В. Г. Белинский. Литературная хроника. Современник, т. 9. 1838

За день до своего смертельного поединка Пушкин обедал у графини и, как рассказывал ее муж граф А.Ф. Ростопчин, неоднократно убегал из гостиной мочить себе голову: до того она у него горела.

П. Бартенев. 1905

Посылаю вам, графиня, на память книгу, которая может иметь для вас некоторую цену. Она принадлежала Пушкину; он приготовил ее для новых своих стихов и не успел написать ни одного; мне она досталась из рук смерти. Вы дополните и докончите эту книгу его.

В. А. Жуковский - Е. П. Ростопчиной… 25.04.1838
ЧЕРНОВАЯ КНИГА ПУШКИНА

Василию Андреевичу Жуковскому

Смотрю с волнением, с тоскою умиленной

На книгу-сироту, на белые листы,

Куда усопший наш рукою вдохновенной

Сбирался вписывать и песни и мечты…

Е. П. Ростопчина… Апрель, 1838

Не без умысла наш старейший мастер, учитель и друг Пушкина, вручил его черновую книгу автору этих стихотворений.

С. П. Шевырев. Рецензия на книгу: «Стихотворения графини Е. Ростопчиной». 1841

В ее слоге, безыскусственном и созданном самою природою вещей, незаметно ни малейшего подражания. Она скорее пожертвует блеском, нежели верностию и собственностию выражения.

П. А. Плетнев. О стихотворениях графини Е. П. Ростопчиной. Современник, т. 18. 1838

Есть матери любовь: она хранит и греет,

И нежно бережет, и ласками щедра…

Есть сестрина любовь: она и состраданье

И соучастие на поприще земном…

…И есть еще любовь… Но та!.. Где выраженья,

Где краски и слова, чтоб высказать ее?..

Чтоб передать вполне и цель и назначенье

Той страсти, той любви?.. Лишь ею бытие

И мир озарены!.. Она горит и блещет;

Всю душу женскую, весь тайный сердца жар

Блаженству милого она приносит в дар,

И им одним живет, и им одним трепещет!

Она бесценный перл, она душистый цвет,

И ей меж радостей земных подобной нет!..

Е. Ростопчина. «Три любви». 1840

Тряхнул я стариной - и поехал к Карамзиным. Там нашлось все, что есть прелестнейшего у нас: Смирнова, Ростопчина и проч. Лермонтов был тоже. Он приехал в отпуск с Кавказа. После чаю молодежь играла в горелки, а потом пустилась в танцы.

П. А. Плетнев - Я. К. Гроту. 28.11. 1841

…Принадлежа к одному и тому же кругу, мы постоянно встречались и утром и вечером.

Три месяца, проведенные тогда Лермонтовым в столице, были, как я полагаю, самые счастливые и самые блестящие в его жизни. Отлично принятый в свете, любимый и балованный в кругу близких, он утром сочинял какие-нибудь прелестные стихи и приходил к нам читать их вечером.

Е. П. Ростопчина - Александру Дюма. 27.08.1858. Москва.

Из посвящения, написанного в альбом:

ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ

Я верю: под одной звездою

Мы с вами были рождены.

Мы шли дорогою одною,

Нас обманули те же сны…

Так две волны несутся дружно

Случайной, вольною четой

В пустыне моря голубой:

Их гонит вместе ветер южный;

Но их разрознит где-нибудь

Утеса каменная грудь…

М. Ю. Лермонтов. Апрель 1841

Этот альбом был мне подарен М. Ю. Лермонтовым пред отъездом его на Кавказ, стало быть, перед его смертью.

Е. П. Ростопчина. Примечание к стихотворению «Пустой альбом».

Когда-то в юности Лермонтов посвятил Евдокии Петровне, тогда еще Додо Сушковой, стихотворение «Додо»:

Умеешь ты сердца тревожить,

Толпу очей остановить,

Улыбкой гордой уничтожить,

Улыбкой нежной оживить…

Как в Талисмане стих небрежный,

Как над пучиною мятежной

Свободный парус челнока,

Ты беззаботна и легка…

Ю. Лермонтов. Конец декабря 1831. Москва

Евдокия Петровна далеко не была красавицею в общепринятом значении этого выражения. Она имела черты правильные и тонкие, смугловатый цвет лица, прекрасные и выразительные карие глаза, волосы черные, рост ее был средний, стан не отличался стройностью форм. Она никогда не поражала своею красотою, она естественно нравилась всем людям интеллигентным…

С. П. Сушков. 1888

В начале 1833 года Евдокия Петровна вышла замуж за графа Андрея Федоровича Ростопчина. Сначала она не соглашалась принять его предложения, но после поддалась общему влиянию и напору со стороны родных.

С. П. Сушков. 1890

Кузина, за неделю до решения своей судьбы, писала мне и с отчаянием говорила о своей пламенной и неизменной любви к другому.

Е. А. Сушкова. 1851

И страхом и тоской дрожит…

«Тщетно смотришь ты в два зеркала

И на картах ворожишь,

Тщетно ходишь по обителям,

И постишься, и грустишь.

Нет, не скоро сны исполнятся,

Сны заветные твои,

И сменятся думы черные

Сладким трепетом любви!..

Но храни в душе терпение,

Верь и жди… Люби и пой!

Знай, есть в небе провидение,

Здесь есть друг… и мир с тобой!»

Наша Сушкова помолвлена за молодого графа Ростопчина.

Говорят, что от этой свадьбы все московские рвут и мечут; Сушкова совсем обворожила старуху Ростопчину, которая сначала не хотела дать согласия и призвала ее к себе, чтобы представить ей все опасности этого брака, основанные на молодости, на шалостях, на непостоянстве сына.

Но не робкую душу вложил Бог в Сушкову: она отвечала, что грядет на вольную смерть.

И наконец так понравилась будущей теще, что та говорит, что не могла никогда угадать лучшего счастия для сына.

П. А. Вяземский - А. И. Тургеневу. 10.05.1833

Венчание происходило в церкви Введения на Лубянке.

С. П. Сушков. 1890

Она вошла в мужнин дом без заблуждений, с намерением верно и свято исполнять свои обязанности, - уже не мечтая о любви, но готовая подарить мужу прямую и высокую дружбу.

Из романа Е. П. Ростопчиной «Счастливая женщина». 1852

Осенью 1836 года молодые супруги приехали пожить в Петербурге. В моей памяти сохранились неизгладимые воспоминания о происходивших нередко у Ростопчиных обедах, на которые собирались Жуковский, Пушкин, князь Вяземский, князь Одоевский, Плетнев… Все эти наши литературные знаменитости относились с искренним, теплым сочувствием и лестными похвалами к молодой талантливой писательнице.

С. П. Сушков. 1890

Я накануне получил приглашение обедать у Ростопчиной. Кроме ее братьев, там никого не было. Она мне читала много новых стихов из рукописной книги своей - и я, признаюсь, поражен был, как часто ее стихи доходят до истинной, глубокой поэзии.

И. А. Плетнев - Я. К. Гроту. 10.12.1840

Ростопчина точно перешибла многих и многих нашу братью, русских стихотворцев.

П. М. Языков - А. М. Языкову. 22.11.1843

Вообще нежная прелесть чувств у ней везде поддерживается и облагораживается крепостию мысли.

А каковы вам кажутся стихи?

Таких благородных, гармонических, легких и живых стихов вообще немного в нашей современной литературе, а в женской - это решительно лучшие стихи из всех, какие когда-либо выпархивали на бумагу из-под милых дамских пальчиков.

А. В. Никитенко. Рецензия на книгу «Стихотворения графини Е. Ростопчиной». 1841

В них за развитием мечты певца следить,

То соглашаться с ним, то разбирать, судить

И отрицать его!..

Но женские стихи особенной усладой

Мне привлекательны; но каждый женский стих

Волнует сердце мне, и в море дум моих

Он отражается тоскою и отрадой…

Да, женская душа должна в тени светиться,

Как в урне мраморной лампады скрытый луч,

Как в сумерки луна сквозь оболочку туч,

И, согревая жизнь, незримая, теплиться.

Е. Ростопчина. «Как должны писать женщины». 1840

Весною 1845 года все семейство Ростопчиных отправилось за границу, где оставалось более двух лет.

С. П. Сушков. 1890

Ехали в дормезе [дорожном экипаже]…За дормезом следовала громадная шестиместная карета. Объехали Германию, Италию, Швейцарию, Францию, проведя одну зиму в Риме и две в Париже.

Л. А. Ростопчина. 1904

Ни обаяние первого путешествия, ни прелесть всего виденного не могут истребить в душе моей мысли о России.

Е. П. Ростопчина - Ф. В. Булгарину. 26.08.1846

«Неси меня, - взывала я тогда, -

К любимым берегам под небеса родные!»

Е. Ростопчина. «Молитва Ангелу-Хранителю». 1840

Дорогой, ночью, любо мне

Проехать город неизвестный

И при таинственной луне

Окинуть взглядом вид окрестный,

Дома с их кровлею смешной,

С убранством странным, запоздалым,

И церкви с маковкой златой,

В богатстве, ныне обветшалом,

И хаты низкие мещан

Архитектуры произвольной,

Где русской лени Богом дан

Насущный хлеб да сон привольный…

Е. Ростопчина. «Огонь в светлице». 1840

В Москву, в Москву! В тот город,

столь знакомый,

Где родилась, где вырастала я;

Откуда ум, надеждою влекомый,

Рвался вперед, навстречу бытия,

Где я постичь, где я узнать старалась

Земную жизнь; где с собственной душой

Свыкалась я; где сердце развивалось,

Где слезы первые пролиты были мной!..

Теперь в Москву! Могилам незабвенным

Свой долг отдать, усопших помянуть

И о живых, по взморьям отдаленным

Разметанным, подумать и вздохнуть.

И Бог то весть! - быть может, невзначайно

Судьба и там порадует меня,

И счастлива свершеньем думы тайной,

На родине родное встречу я!

Е. Ростопчина. «В Москву!». 1840

Ростопчины, по возвращении из-за границы, рассчитывают поселиться в Москве прочно, купили дом.

В. Берг. 1883

Из посвящения:

В АЛЬБОМ

(Гр. Е. П. Ростопчиной)

Я не хочу для новоселья

Желать вам нового веселья

И всех известных вам обнов,

Когда-то сшитых от безделья

Из красных слов…

Пусть вера старая основой

Надежде старой будет вновь,

И, перезрев в беде суровой,

Пускай войдет к вам гостьей новой

Одна любовь.

Л. А. Мей. Москва. 1856

Из посвящения:

ГРАФИНЕ Е. П. РОСТОПЧИНОЙ

(в ответ на ее письмо)

И вот, я чую, надо мною,

Не наяву и не во сне,

Как бы повеяло весною,

То лирный звук, то женский вздох…

Ф. И. Тютчев. 1850

А вздохи были. Были и невидимые миру слезы.

Ростопчина (мы обедали с ее мужем втроем) после обеда долго и искренно толковала со мною о себе вдвоем. Она жалуется, что ее жизнь лишена первого счастия - домашней теплоты. Она говорит, что сердце ее вовсе не создано к той жизни, какую принуждена вести теперь, и беспрестанно твердила стих Татьяны:

…Отдать бы рада

Всю эту ветошь маскарада…

П. А. Плетнев - Я. К. Гроту. 21. 10.1844
Екатерине Андреевне Карамзиной

Когда, насытившись весельем шумным света,

Я жизнью умственной вполне хочу пожить

И просится душа, мечтою разогрета,

Среди душ родственных свободно погостить, -

К приюту тихому беседы просвещенной,

К жилищу светлых дум дорогу знаю я,

И радостно спешу к семье благословенной,

Где дружеский прием радушно ждет меня.

Там говорят и думают по-русски,

Там чувством родины проникнуты сердца;

Там чинность модная своею цепью узкой

Не душит, не теснит…

… в нас сердце оживает,

За круговым столом, у яркого огня

Хлад зимний, светский хлад оно позабывает

И, умиленное, внезапно постигает

Поэзию домашнего житья.

Е. Ростопчина. «Где мне хорошо». 1838

Жизнь украшается только радостями, а поэзия украшает и тяжелые истины жизни.

Б.Н. Алмазов. 1851
(для Елизаветы Петровны Пашковой)

Когда б он знал, как страстно и как нежно

Он, мой кумир, рабой своей любим…

Когда б он знал, что в грусти безнадежной

Увяну я, непонятая им!..

Когда б он знал… в душе его убитой

Любви бы вновь язык заговорил,

И юности восторг полузабытый

Его бы вновь согрел и оживил!

И я тогда, счастливица!.. любима…

Любима им была бы, может быть!

Надежда льстит тоске неутолимой;

Не любит он… а мог бы полюбить!

Е. Ростопчина. «Когда б он знал!». 1830

Дело было о масленой (1849 год). Погодин звал разных своих знакомых «на блины». Островский обещал приехать и читать свою «новую комедию». В числе приглашенных были: Гоголь, Хомяков, актер Щепкин, некоторая часть молодой редакции «Московитянина», Ростопчина…

Графиня приехала (как кто-то сейчас же заметил: в одиночных санях в одну лошадь), одета она была очень просто. Все уселись на самой невзыскательной мебели хозяйского кабинета, иным пришлось лепиться на подоконниках или даже просто стоять. Островский поместился в левом углу, у окон, и едва начал читать, как не видимо и не слышно ни для кого подкрался коридором Гоголь и стал в дверях, прислонившись правым плечом к притолоке, и так оставался во все время чтения.

Пьеса произвела сильное впечатление. Все акты были выслушаны с самым полным вниманием, без одобрений, в мертвой тишине… Графиня говорила с автором более чем с кем-нибудь и просила его бывать у нее по субботам вечером. Такие же приглашения получили еще несколько лиц, так возникли «субботы Ростопчиной»…

Н. В. Берг. 1883

Всего памятнее была для меня дружба с Гоголем, недолгая - в последний год его жизни, когда он стал часто бывать у меня, шутить, показывать, что ему приятно мое всепреданное уважение, он сам говорил мне с удовольствием о приготовленных им новинках, а вы знаете, как это редко с ним случалось.

Е. П. Ростопчина - В. А. Жуковскому. Москва. 13. 03. 1852

Теперь всех занимает одно: это - горестное известие о кончине Гоголя.

П. А. Плетнев - Я. К. Гроту. 08.03.1852

Да Гоголь-то, что он сам, как не сильнейший из поэтов?

Е. П. Ростопчина - М. П. Погодину. 23.05.1852

Привыкши с малолетства к короткости Пушкина, Баратынского, Вяземского, Жуковского, потом к братским отношениям с Лермонтовым, я не могу не питать горячего участия ко всем, кто идут по той же дороге: то есть вдохновения и таланта.

Е. П. Ростопчина - А. Н. Майкову. 14.11.1856

Не нужно ничего поэту -

Ни лент, ни места, ни крестов;

Поэт за благостыню эту

Вам не продаст своих стихов!..

Е. Ростопчина. «От поэта к царям». 1856

О! Горе, горе поколеньям,

Меж коих золото кумир!..

Где все наперерыв стремится

Блеснуть и нашуметь собой,

Скорей на счет других нажиться, -

Хоть бы нечестною рукой!

Бог им судья!.. Но их путями

Мы - добровольные слепцы -

Зачем, куда идем мы - сами

Своей погибели творцы?..

Гордясь мишурной обстановкой,

Избегнем ли судьбы угроз?

Или под штофной драпировкой

Поменьше льется женских слез?..

Е. Ростопчина. «Русским женщинам». 1856

В наше смутно-противное время, право, не до поэзии, особенно не до женской.

Писательница-то я - может быть, но прежде всего я женщина, и хочу, чтобы меня немного понимали, немного уважали и, если можно, много любили!.. А наши литераторы люди не светские, не любящие ни русского слова, ни русского характера, ни русского человека…

И у нас бывали люди, когда было кому их образовать, когда были открыты дома Муравьева, Карамзина, кн. Волконской, а теперь - где свет, где теплота, где духовная жизнь - наши дамы играют в преферанс, злословят, сплетничают между собой.

Е. П. Ростопчина - М. П. Погодину. 1853

Суббот у меня уже нет, одни уехали, иные пьют, и все между собою в ссоре.

Иду себе прямо, своею дорогою и, вследствие моей близорукости, не вижу, не замечаю кислых физиономий: мне до них дела нет! Я - я!! Кто меня любит и жалеет - тому спасибо, кто бранится - тем - более чем презренье: невниманье!

Е. П. Ростопчина - Погодину. Москва.1851

Без горечи, без ропота, без гнева

Смотрю на жизнь, на мир и на людей…

Зато и справа слышатся и слева

Анафемы над головой моей!..

Е. Ростопчина. «Моим критикам». 1856

Разделяю ваше мнение о «мерзости запустения» в полях словесности. Плохие подражатели Пушкина, бездарные писаки - подражатели французских романистов - так надоели публике, что она уже не верит возможности увидеть вновь поэта или писателя, достойного.

Е. П. Ростопчина - М. П.Погодину. 1848

Вы помните, когда я приехала сюда, я не имела никакого понятия о кружках, партиях, приходах - я просто открывала и душу и объятия всем делателям и двигателям на поприще родного слова. Хомяков вооружил против меня Аксаковых и всю братию - те провозгласили меня западницею и начали преследовать. Западники же, настроенные Павловыми, куда я не поехала на поклон, бранили меня аристократкою.

Е. П. Ростопчина - М. П. Погодину. 1856

…Вы думали - своею славой

Гордится женщина-поэт,

И горькой, гибельной отравы

В ее блестящей чаше нет?

Вы думали, что стих мой страстный

Легко, шутя достался мне

И что не куплен он в борьбе,

Борьбе мучительной, ужасной?

Е. Ростопчина. «Моим двум приятельницам». 1848

Я не понимаю вообще, как люди могут питать вражду или досаду друг на друга за то, что не все видят, чувствуют, мыслят и верят одинаково. Терпимость во всем, особенно в области искусства, - вот для меня главное и необходимое условие сближения, приязни, дружбы.

Е. П. Ростопчина - Ф. А. Кони. Вороново. 28.05.1854

Вы знаете, что меня и други и недруги упрекают в идилличности, в незрелости, в непонимании жизни и людей, наконец в искренности. Дайте мне голос правды в этой тревоге ума и сердца, слишком сильной для женской слабости!

Е. П. Ростопчина - А. В. Дружинину. 23.04. 1854
ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ

О, в эти дни - дни роковые,

Дни испытаний и утрат -

Отраден будь для ней возврат

В места, душе ее родные!

Пусть добрый, благосклонный гений

Скорей ведет навстречу к ней

И горсть живых еще друзей,

И столько милых, милых теней!

Ф. И. Тютчев. 16.10. 1855

Я хочу бросить писать и сломать свое перо; цель, для которой писалось, мечталось, думалось и жилось, - эта цель больше не существует; некому теперь разгадывать мои стихи и мою прозу и подмечать, какое чувство или воспоминанье в них отражено!.. Что свету до моих сочинений и мне до его мнений и вкуса? Что он мне, что я ему?

Е. П. Ростопчина - А. В. Дружинину. 28.10. 1854

Что лучше: разуму спокойно повинуясь,

Судить, как судит свет, все взвешивать, ценить;

С условным мнением небрежно согласуясь,

Жизнь, сердце и судьбу расчету подчинить?

Е. Ростопчина. «Что лучше?». 1841

Тоска меня одолевает, когда посмотрю на жизнь свою и на все, чего она не дала, чего во мне не утолила, что даром погубила и что отняла без возврата…

Е.П. Ростопчина - Ю. Н. Бартеневу. Вороново. 02. 07. 1853

…Но со вчерашнего дня весна решилась нас вспомнить: 14 градусов тепла, а сегодня 16; я оживаю и уж вчера ездила в Петровский парк, покуда состоящий из метелок; но уж там слышен соловей - мой любимец.

Е. П. Ростопчина - А. В. Дружинину. 23.04.1854

Так это правда? И весна

Уж близко с общим обновленьем?

Цветами, солнцем, вдохновеньем

Я буду вновь упоена?..

Но, говорят, кто соловья

Услышит в день весенний прежде

Всех птиц других, - о! тот надежде

Пусть вверит радостно себя!..

Я верю, сладкий соловей,

Я верю радостным приметам…

И буду ждать: авось ли светом

Сменится мрак души моей!

Е. Ростопчина. «Первый соловей». 1840

Графиня была еще в цвете своеобразной красоты.

Мы помним, как разъезжала она в карете, на спущенном окне которой виднелись лапы ее собаки.

П. И. Бартенев. 1908

Я вспомнила, что я принадлежу и сердцем и направлением не нашему времени, а другому, благороднейшему, пишущему не корысти ради, не из видов каких, а прямо и просто от избытка мысли и чувства. Я вспомнила, что я жила в короткости Пушкина, Крылова, Жуковского… Эти чистые славы наши любили, хвалили, благословляли меня на путь по следам их…

Е. П. Ростопчина - М. П. Погодину. 1851

…Это сближает меня мысленно… со всеми русскими сердцами, мне неизвестными даже, мне хочется пробудить эхо, сочувствующее мне, везде, где чтится и любится слово русское.

Е. П. Ростопчина - Ф. В. Булгарину. Неаполь. 26.08. 1846

Вы вспомните меня, мечтая одиноко

Под вечер в сумерки, в таинственной тиши,

И сердце вам шепнет: «Как жаль! Она далеко…»

Вы вспомните меня!..

Графиня, одна из ранних русских поэтесс, переводчица. Двоюродная сестра писательницы Елены Ган.

Потеряв в возрасте шести лет мать, Евдокия Сушкова, вместе с двумя младшими братьями, росла в Москве в семье своего деда, отца матери, Ивана Александровича Пашкова. Девочка много читала и изучила немецкий, французский, итальянский и английский языки.

В 1831 г. П. А. Вяземский, друг дома, опубликовал в альманахе «Северные Цветы» её первое стихотворение «Талисман» с подписью Д-а. В 1833 г. вступила в брак с графом Андреем Фёдоровичем Ростопчиным, богатым сыном бывшего московского главнокомандующего. В 1836 г. семья переехала в Петербург и была вхожа в высшее интеллектуальное общество столицы. Ростопчина начала подписывать свои публикации Р-а, а потом своим полным именем. В творчестве её поддерживали такие поэты, как Лермонтов, Пушкин, Жуковский. Ей посвящали свои стихотворения Огарев, Мей и Тютчев. Гостями её литературного салона бывали Жуковский, Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнев, В. Ф. Одоевский и другие.

Большую часть её лирики составляли стихи о неразделенной любви. В 1839 г. издала книгу «Очерки большого света», которая была проигнорирована и читателями, и критикой. Хотя Ростопчина писала также повести и комедии, её проза не пользовалась особым успехом.

Во время поездки за границу в 1845 г. поэтесса написала балладу «Насильный брак», в которой аллегорически осудила отношения России к Польше. Николай I запретил поэтессе появляться в столице, и она до смерти императора прожила в Москве.

Ростопчина продолжала писать стихи, пьесы, переводы, но интерес к её творчеству уже спадал. В последние годы своей жизни поэтесса высмеяла различные литературные движения в России, в итоге оказавшись в изоляции.

В 1852 году опубликована повесть «Счастливая женщина».

В 1857 г. Огарёв написал Ростопчиной стихотворение.

Почти забытая публикой, после двух лет болезни, графиня Ростопчина умерла 3 декабря 1858 г. Похоронена на старом Пятницком кладбище в Москве.

“под одной звездою...”

Соколов П. Портрет Евдокии Ростопчиной. 1842-1843

Графиня Евдокия Петровна Ростопчина, урожденная Сушкова (1811 - 1858), - Додо, как называли ее близкие, росла сиротой при живом отце в доме своего деда по матери Пашкова. Юная Додо блистала на всех московских балах, а в промежутках писала стихи. Среди ее поклонников тогда был студент Московского университета Николай Огарев, который много лет спустя вспоминал:

Двором широким проезжая,
К крыльцу невольно торопясь,
Скакал, бывало, я, мечтая —
Увижу ль вас, увижу ль вас!
Я помню (годы миновали!),
Вы были чудно хороши,
Черты лица у вас дышали
Всей юной прелестью души.
В те дни, когда неугомонно
Искало сердце жарких слов,
Вы мне вручили благосклонно
Тетрадь заветную стихов...
Листы тетради той заветной
Я перечитывал не раз,
И снился мне ваш лик приветный,
И блеск, и живость черных глаз.

В «заветную тетрадь» Сушковой как-то заглянул, проезжающий через Москву П.А. Вяземский, переписал из нее стихотворение «Талисман» и, приехав в Петербург, напечатал его анонимно в альманахе «Северные цветы» за 1831 г. Однако имя автора «Талисмана» в Москве не осталось секретом. Пристальное внимание на талантливую барышню обратил начинающий поэт Лермонтов. Ей он посвятил стихотворение «Крест на скале», а среди новогодних мадригалов, написанных им для маскарада в Благородном собрании под новый 1832 г., был и мадригал «Додо»:
Умеешь ты сердца тревожить,
Толпу очей остановить,
Улыбкой гордой уничтожить,
Улыбкой нежной оживить;
Умеешь ты польстить случайно
С холодной важностью лица
И умника унизить тайно,
Взяв пылко сторону глупца!
Как в Талисмане стих небрежный,
Как над пучиною мятежной
Свободный парус челнока,
Ты беззаботна и легка...


Мартен Э. Портрет Евдокии Ростопчиной

Однако в то время Лермонтов не понравился Додо, отчасти потому, что ей поверяла свои тайны ее кузина , и Додо не имела желания с ним знакомиться. В 1833 г. она вышла замуж за графа А.Ф. Ростопчина. Ее литературный салон в Петербурге в 1830-е гг. посещали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, В.Ф. Одоевский и другие литераторы. В 1839 г. вышла книга повестей Е.П. Ростопчиной "Очерки большого света", в 1841 г. появился ее первый поэтический сборник, получивший восторженные отзывы в критике (высокую оценку ему дал В.Г. Белинский).

Личное знакомство ее с Лермонтовым произошло только в феврале 1841 г. , когда Лермонтов приехал с Кавказа в свой последний отпуск. «И двух дней было довольно, чтобы связать нас дружбой, - писала Ростопчина. - Принадлежа к одному и тому же кругу, мы постоянно встречались и утром и вечером; что нас окончательно сблизило, это мой рассказ об известных мне его юношеских проказах; мы вместе вдоволь над ними посмеялись, и таким образом вдруг сошлись, как будто были знакомы с самого того времени».
Когда в апреле 1841 г. Лермонтов получил предписание в 48 часов покинуть столицу и выехать в Тенгинский полк на Кавказ, друзья устроили ему прощальный вечер у Карамзиных.
«Лермонтову очень не хотелось ехать, - вспоминала Е.П. Ростопчина, - у него были всякого рода дурные предчувствия. Наконец, около конца апреля или начала мая мы собрались на прощальный ужин, чтобы пожелать ему доброго пути... Мы ужинали втроем, за маленьким столом... Во время всего ужина и на прощанье Лермонтов только и говорил об ожидавшей его скорой смерти. Я заставляла его молчать и стала смеяться над его, казавшимися пустыми, предчувствиями... Через два месяца они осуществились, и пистолетный выстрел во второй раз похитил у России драгоценную жизнь, составлявшую национальную гордость. Но что было всего ужаснее, в этот раз удар последовал от дружеской руки».

Е.П. Ростопчиной принадлежит цикл стихов, посвященных Лермонтову. В стихотворении «Пустой альбом», написанном в ноябре 1841 г., она создала пронзительный образ трагически погибшего поэта.
Но лишь для нас, лишь в тесном круге нашем
Самим собой, веселым, остроумным,
Мечтательным и искренним он был.
Лишь нам одним он речью, чувства полной,
Передавал всю бешеную повесть
Младых годов, ряд пестрых приключений
Бывалых дней и зреющие думы
Текущия поры...
О! живо помню я тот грустный вечер,
Когда его мы вместе провожали,
Когда ему желали дружно мы
Счастливый путь, счастливейший возврат:
Как он тогда предчувствием невольным
Нас испугал! Как нехотя, как скорбно
Прощался он!.. Как верно сердце в нем
Недоброе, тоскуя, предвещало!

А еще раньше, 22 августа, через два дня после того, как до нее дошло известие о гибели Лермонтова, в стихотворении «Нашим будущим поэтам» она скорбно восклицала:
Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -
Но преждевременно, противника рукой -
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!..


Кордик Г. Портрет Евдокии Ростопчиной. 1846

Спустя год, Е.П. Ростопчина писала С.Н. Карамзиной: «Я провела несколько часов моего длинного дня, повторяя с прочувствованной правдивостью пролетающим тучам: «Тучки небесные, вечные странники». И эта нежная поэтическая песня наполнила мое сердце нежным запахом прошлого... Пустота, которую оставляют отсутствующие, дает себя жестоко чувствовать».
Она всегда хранила подаренный Лермонтовым в тот прощальный вечер альбом, где поэт оставил свое последнее посвящение ей.

ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
Но что ж! — от цели благородной
Оторван бурею страстей,
Я позабыл в борьбе бесплодной
Преданья юности моей.
Предвидя вечную разлуку
Боюсь я сердцу волю дать;
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять...

Так две волны несутся дружно
Случайной, вольною четой
В пустыне моря голубой:
Их гонит вместе ветер южный;
Но их разрознит где-нибудь
Утеса каменная грудь...
И, полны холодом привычным,
Они несут брегам различным,
Без сожаленья и любви,
Свой ропот сладостный и томный,
Свой бурный шум, свой блеск заемный,
И ласки вечные свои.

М.Ю. Лермонтов, 1841 г.


Федотов П. Портрет Евдокии Ростопчиной. 1850-е гг.

Ровно 200 лет назад, 4 января 1812 года в Москве родилась Евдокия Петровна Ростопчина, урожденная Сушкова — русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик.
Красивая, умная, талантливая... и несчастная...

Потеряв в возрасте шести лет мать, Евдокия Сушкова, вместе с двумя младшими братьями, росла в Москве в богатой семье своего деда, отца матери, Ивана Александровича Пашкова. Девочка много читала и изучила немецкий, французский, итальянский и английский языки.

Некоторое время Евдокия Петровна тщательно скрывала от всех, что она занимается стихотворством, но одно из ея стихотворений, „Талисман", попало нечаянно в руки князя П. А. Вяземскаго, который, без ея ведома, поместил эти стихи в одном из петербургских альманахов и поставил под ними подпись: Д. С...ва. Эта, повидимому, странная и непонятная подпись произошла потому, что Евдокию Петровну называли обыкновенно, в семействе ея, „Додо", а князь Вяземский, не зная настоящаго ея имени, полагал, что ее зовут Дария и потому поставил букву Д. вместо А., т. е. Авдотьи, как тогда называли в обществе будущую графиню Ростопчину. Стихотворение это, несколько переделанное, включено впоследствии в стихотворный роман: „Дневник девушки" (Стихотворения граф. Ростопчиной, изд. 1859 г., стр. 151). Когда „Талисман" появился в печати и в Москве почему-то сделалось известным имя сочинительницы, в доме Пашковых все набросились на нее, упрекая всячески за этот постыдный и неприличный поступок, так что молодой поэтессе не раз приходилось жутко за то, что она не съумела вполне затаить в себе даннаго ей от Бога дарования. (Сушков Д. К биографии Е. П. Ростопчиной )

Двадцати двух лет, чтобы избавиться от домашнего гнёта, Евдокия решилась принять предложение молодого и богатого графа Андрея Фёдоровича Ростопчина (1813—1892), сына бывшего московского главнокомандующего. Свадьба состоялась в мае 1833 года, и молодые зажили весело и открыто в своём доме на Лубянке, принимая всю Москву.
По собственному признанию, Ростопчина была, однако, очень несчастна с грубым и циничным мужем и стала искать развлечений в свете, была окружена толпою поклонников, к которым относилась далеко не жестоко. Рассеянная светская жизнь, прерываемая частыми и продолжительными путешествиями по России и за границу, не мешала Ростопчиной с увлечением предаваться литературным занятиям.

В 1836 г. семья переехала в Петербург и была вхожа в высшее интеллектуальное общество столицы. Ростопчина начала подписывать свои публикации Р-а, а потом своим полным именем. В творчестве её поддерживали такие поэты, как Лермонтов, Пушкин, Жуковский. Ей посвящали свои стихотворения Огарев, Мей и Тютчев. Гостями её литературного салона бывали Жуковский, Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнев, В. Ф. Одоевский и другие.

Большую часть её лирики составляли стихи о неразделенной любви. В 1839 г. издала книгу «Очерки большого света», которая была проигнорирована и читателями, и критикой. Хотя Ростопчина писала также повести и комедии, её проза не пользовалась особым успехом.

Графиня Ростопчина столько же была известна своей красотой, сколько умом и поэтическим дарованием. Небольшого роста, изящно сложенная, она имела неправильные, но выразительные и красивые черты лица. Большие, темные и крайне близорукие её глаза «горели огнём». Речь её, страстная и увлекательная, лилась быстро и плавно.

В свете она была предметом многих сплетен и злословия, к которым светская жизнь её нередко подавала повод. В то же время, будучи необычайной доброты, она много помогала бедным и всё, что получала от своих сочинений, отдавала князю Одоевскому для основанного им благотворительного общества.

Во время поездки за границу в 1845 г. поэтесса написала балладу «Насильный брак», в которой аллегорически осудила отношения России к Польше.

Насильный брак
…Её я призрел сиротою,
И разоренной взял её,
И дал с державною рукою
Ей покровительство моё;
Одел её парчой и златом,
Несметной стражей окружил,
И, враг её чтоб не сманил,
Я сам над ней стою с булатом.
Но недовольна и грустна
Неблагодарная жена!..

Вернувшись в 1847 году из заграничного путешествия, вконец разоренная мужем, графиня Ростопчина поселилась в Москве (Николай I запретил поэтессе появляться в столице) в доме своей свекрови Е. П. Ростопчиной, ярой католички.
Последние годы жизни Евдокии прошли в крайне тяжелой домашней обстановке и постоянной глухой борьбе со свекровью, беспощадно осуждавшей её светские увлечения и православное воспитание, даваемое ею детям.

Ростопчина продолжала писать стихи, пьесы, переводы, но интерес к её творчеству уже спадал. В последние годы своей жизни поэтесса высмеяла различные литературные движения в России, в итоге оказавшись в изоляции.

Во время Крымской войны она написала ряд патриотических стихотворений.
В 1852 году опубликована повесть «Счастливая женщина».

В 1857 г. Огарёв написал Ростопчиной стихотворение.

Любопытная деталь из воспоминаний родственника:

В бытность графини Ростопчиной в Москве, она написала, кроме многих мелких стихотворений, один роман, „У пристани", и несколько небольших комедий, в роде французских драматических пословиц, из которых одна или две были представлены и на петербургской сцене.
В эту же эпоху, именно в 1856 г., придворный книгопродавец, Смирдин-сын, выпустил в Петербурге, в 4-х томах, новое издание стихотворений графини. Кроме небольших комедий, о которых сказано выше, графиня Ростопчина написала еще комедию в стихах: „Возврат Чацкаго в Москву", в которой вывела большую часть действующих лиц безсмертной комедии Грибоедова.
Петербургский актер, А. М. Максимов, хотел поставить эту комедию в свой бенефис, но, состоявшая тогда при 3-м Отделении собственной его императорскаго величества канцелярии, драматическая цензура не решилась, по особым соображениям, дозволить представление этой комедии. Однако ж, из уважения к литературной известности графини Ростопчиной, об ея пьесе доложено было государю императору и комедия была прочитана лично его величеством; но на представление оной высочайшаго соизволения не последовало. Несколько лет спустя, после смерти сочинительницы, комедия эта была напечатана отдельным изданием, но литературнаго успеха не имела, встретив неблагоприятные и явно враждебные отзывы тогдашней нашей журналистики, старавшейся в то время уничтожать литературные авторитеты прежняго времени.

Почти забытая публикой, после двух лет болезни, графиня Ростопчина умерла от рака 3 декабря 1858 г. Похоронена на старом Пятницком кладбище в Москве.

Вот и всё. Такая короткая жизнь красивой женщины, поэтессы, практически неизвестной ныне. Всё на земле когда-нибудь проходит, и жизнь человеческая подобна осеннему листу, безжалостно уносимому ветром...

Осенние листы
Сухие, жёлтые листы,
Предвестники поры печальной,
Вы любы мне!.. Мои мечты
Привыкли к думе погребальной,
Сдружились с мыслью неземной;
И есть родство, родство святое
Меж всем тоскующим и мной —
Неизгладимо роковое
Клеймо дней прежних над душой!..

Последние материалы раздела:

Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии
Проект по биологии иллюстрации рисунки фотографии

Науки о жизни идут по пути от крупного к мелкому. Совсем недавно биология описывала исключительно внешние черты животных, растений, бактерий....

Как приготовить стейк из индейки на сковороде
Как приготовить стейк из индейки на сковороде

Стейк из индейки – это большой кусок мяса, которому обрадуется любой рот. Птичку можно приготовить очень вкусно, если натереть подходящими...

Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я
Калорийность слоёной самсы Кулинарная азбука от А до Я

Самса – это традиционная узбекская выпечка. Ее обязательно готовят из слоеного теста и мясной начинки. В среднеазиатских странах в качестве начинки...