Все женщины высоцкого. «Мы не знали, что расстаемся»

Хотя рядом с именем Владимира Высоцкого в качестве верной подруги обычно упоминают Марину Влади, она была не единственной женщиной в его жизни. Ведь до знакомства с ней поэт уже был дважды женат и имел двух сыновей и внебрачную дочь.

Второй супругой Высоцкого была Людмила Абрамова, которая, несмотря на немолодой возраст, сегодня проводит экскурсии по музею барда и делится своими воспоминаниями о прожитых с ним годах.

Учеба во ВГИКе

Людмила Абрамова родилась в столице в 1939-м году, в семье научных работников. В 1958 году она поступила во ВГИК, где считалась одной из самых красивых студенток. Во время учебы она познакомилась с Андреем Тарковским, Александром Гордоном, Александром Миттой и другими будущими звездами советского и российского кино. Ее однокурсниками были Андрей Смирнов и Андрон Кончаловский.

«713-й просит посадку»

В 1961-м году, еще будучи студенткой, Людмила Абрамова была приглашена на съемки картины «713-й просит посадку». Режиссером фильма был Григорий Никулин.

Картина по сценарию Андрея Донатова, для съемок в которой был приглашен и Высоцкий, стала одним из первых советских фильмов в жанре «катастрофа». По ее сюжету, экипаж самолета «западной авиакомпании» совершает трансатлантический перелет. Билеты в первый салон проданы членам советской делегации. Для ее физического уничтожения злоумышленники еще в аэропорту добавляют в кофе членов экипажа сильнодействующий наркотик. В последний момент вылет делегации из СССР откладывается.

Через некоторое время после вылета летчики и стюардессы «отключаются», и самолет летит на автопилоте.

Во втором салоне находятся врач Рихард Гюнтер, выдающий себя за ювелира, он преследуется властями за левые политические взгляды, и охотящийся за ним агент спецслужб. Вместе с ними летят миссионер (И. Конопацкий), кинозвезда (Л. Абрамова) с сыном, морской пехотинец (В. Высоцкий), коммивояжер, адвокат и вьетнамская студентка.

Когда становится ясно, что самолет неуправляем, Гюнтеру приходится выдать себя, чтобы привести в чувство летчиков. Это ему удается, но после посадки его арестовывают.

Если Людмила Абрамова должна была изображать «западную» кинодиву, в которых в те годы была тайно влюблена половина страны, то Высоцкому досталась неблагодарная роль американского морпеха, хотя и выглядевшего, как мачо, но неспособного на смелый поступок.

Встреча с Высоцким

С Людмилой Абрамовой (фото в молодости см. выше) Владимир Семенович познакомился в Ленинграде, куда оба приехали на съемки картины «713-й просит посадку». Встреча была случайной, и оба не догадывались, что на следующее утро им предстоит стать партнерами по съемочной площадке.

Как впоследствии вспоминала Абрамова, Высоцкий был пьян, и у него было разбито лицо, так как он подрался в ресторане гостиницы, куда их поселили. Он бесцеремонно подошел к незнакомой девушке и попросил 200 рублей, чтобы оплатить разбитую посуду, так как администрация грозилась вызвать милицию. Люда не устояла перед магнетизмом Владимира, хотя могла спокойно уйти в свой номер. У нее самой таких денег не было, и она стала стучаться в двери номеров знакомых актеров-коллег по будущей картине с просьбой о помощи. Когда стало ясно, что нужную сумму собрать не удастся, она отдала Высоцкому дорогое бабушкино кольцо. Через пару часов он пришел в ее номер с шампанским, чтобы поблагодарить, а утром они вновь встретились в павильоне "Ленфильма".

Роман с поэтом

Людмила Абрамова произвела большое впечатление на Высоцкого, который хотя еще не был на гребне успеха, но пользовался огромной популярностью у женского пола. Он даже написал своему другу Анатолию Утевскому, что встретил самую красивую актрису, и позвал его в Ленинград, чтобы тот убедился в том, что Люда необычайно хороша.

Люда также была без ума от Владимира, однако на пути к их совместному счастью было серьезное препятствие: Высоцкий был женат, хотя на момент начала его романа с Абрамовой его супруга Изольда работала в Ростове, и супруги виделись крайне редко. Кроме того, родители поэта очень холодно восприняли решение Владимира начать новую жизнь до официального развода, а мама и папа Людмилы пережили настоящую трагедию, узнав, что их дочка выбрала в мужья пьяницу и дебошира.

Брак

Вскоре Абрамова забеременела, а «добрые люди» донесли Изольде о том, что ее муж в Москве всем представляет свою «новую» жену.

Тем не менее официальный развод Высоцкого с первой супругой был оформлен только в 1965 году, когда у них с Людмилой уже было двое детей. Тогда же они поженились. Однако Людмила Абрамова (жена Высоцкого), фото которой в советских СМИ появлялись пару раз, не захотела менять фамилию, так как, по ее же словам, не желала примазываться к чужой биографии.

«Восточный коридор»

Замужество и рождение детей, безусловно, не самым лучшим образом сказалось на карьере актрисы, чья красота привлекала многих режиссеров. Тем не менее в годы брака с Высоцким Абрамова появилась перед зрителями в нескольких картинах. Например, в 1966-м году она снялась в фильме «Восточный коридор».

Этот фильм режиссера Валентина Виноградова, к сожалению, так и остался неизвестным широкой публике, так как был снят с проката и отправлен пылиться на полку, хотя многие специалисты сочли его настоящим шедевром.

Картина рассказывала о белорусском подполье и о жертвах Холокоста. В фильме Людмила Абрамова (жена В. Высоцкого) сыграла свою лучшую роль. Ее партнером по картине стал Регимантас Адомайтис, а музыку написал Микаэл Таривердиев.

Интересно, что фильм Виноградову заказал тогдашний Первый секретарь компартии Белорусской ССР. Задача была предельно ясной. Режиссер и сценарист должны были показать, что партизаны — герои, а немцы, все как один, — убийцы.

Людмила Абрамова (жена Высоцкого) сыграла в этой картине роль Лены, которая появляется перед зрителями в сценах, снятых в стиле символизма, и ее красота делает еще более страшным все происходящее на этой «ненормальной войне с заложниками, где пытают, убивают и уничтожают всех «не арийцев».

Жизнь с гением

Хотя Людмила Абрамова (биография молодых лет представлена выше) впоследствии рассказывала о том, что Владимир Высоцкий был достаточно внимательным отцом и мужем, она указывала и на многочисленные недостатки великого барда, с которыми ей приходилось мириться. Прежде всего, это были пьянки и любовь к времяпрепровождению в шумных компаниях, которую мама двоих малышей никак не могла разделять.

В то же время он любил делать подарки. Однако часто он не рассчитывал свои возможности, и семье приходилось туго. Семейная жизнь Людмилы и Владимира усложнялась еще и тем, что они жили с родителями Абрамовой. Хотя явных конфликтов со старшим поколением не наблюдалось, а бабушка жены и вовсе не чаяла в нем души, Высоцкий не мог не тяготиться тем, что писал свои песни и стихи сидя на табуретке на кухне и ни минуты не мог остаться один. Позже супруги с детьми переехали к маме Владимира Семеновича, которая обожала внуков и хорошо относилась к невестке. И с финансами у них стало получше, но Высоцкий все больше отдалялся от семьи, с головой уйдя в работу.

Развод

К концу 1960-х годов Высоцкий уже был знаменитостью, и его стали все чаще приглашать на светские мероприятия. Скромная Абрамова, которая постоянно находилась в тени и была погружена в заботы о семье, уже не соответствовала его статусу главного секс-символа СССР, о котором мечтали тысячи женщин.

В 1967 году в столицу приехала молодая французская кинозвезда Марина Влади. Ее познакомили с актерами Театра на Таганке, занятыми в знаменитом спектакле «Пугачев», среди которых был и Владимир Семенович. Эта встреча перевернула жизнь не только Высоцкого, но и Людмилы, и ее детей.

К началу 70-х Людмила Абрамова, биография, личная жизнь и карьера которой во многом были предопределены встречей с Высоцким, уже давно понимала, что их брак не будет долгим. Особенно много страданий ей доставил роман мужа с актрисой Татьяной Иваненко, которая родила Владимиру внебрачную дочь.

Когда терпеть стало невмоготу, Людмила с детьми вернулась в дом родителей. Чуть позже они решили официально подать на развод.

По ее воспоминаниям, после посещения ЗАГСа Высоцкий отвез ее домой и долго пел ей под гитару ее любимые песни, устроив своеобразный прощальный концерт. Так Людмила Абрамова (жена Высоцкого), биография которой была известна немногим из друзей поэта, стала матерью-одиночкой.

Новый брак

Абрамова недолго оставалась одна. Через два года после развода она стала встречаться с Юрием Овчаренко, за которого вскоре вышла замуж. Мужчина был далек от искусства и работал инженером-механиком. Благодаря ему Людмила и ее дети, наконец, зажили спокойной семейной жизнью. В 1972 году у пары родилась дочь Серафима, и Абрамова почувствовала себя абсолютно счастливой.

Тем не менее связей с Высоцким она не обрывала, тем более что он был отцом ее двух прекрасных сыновей. Нельзя сказать, что Владимир уделял им много времени, но он изредка бывал в гостях в семье бывшей супруги, где его хорошо принимали.

Смерть Высоцкого

Хотя к 1980 году Абрамова уже 10 лет счастливо жила в другом браке, смерть бывшего мужа стала для нее сильным потрясением. На похоронах к ней и к ее сыновьям подходили старые друзья Владимира Семеновича, которые удивлялись сходству Никиты с отцом. Искренняя скорбь Абрамовой не осталась без внимания, и ей даже была посвящена песня «Была еще одна вдова».

Дальнейшая жизнь

В 1984 году по сценарию Абрамовой был снят фильм «Пока не выпал снег». Кроме того, Абрамова участвовала в создании документальных картин:

  • «Я не люблю...» (1989);
  • «Высоцкий. Последний год» (2011);
  • «Светлана Светличная. Светить всегда» (2010);
  • «Владимир Высоцкий. Я приду по ваши души!» (2008);
  • «Владимир Высоцкий», «Людмила Марченко» и «Как уходили кумиры» (2006);
  • «Чтобы помнили, фильм 41».

Выйдя на пенсию, актриса преподавала в одном из лицеев Москвы. Затем работала худруком Дирекции по созданию музея В. Высоцкого.

В 2012 году был издан составленный Л. В. Абрамовой посмертный сборник произведений Дины Калиновской.

Внуки

Людмила Абрамова является счастливой бабушкой множества внуков. Только от их совместного сына с Высоцким — Аркадия — у нее их пятеро. Еще двух внуков ей подарил Никита.

Теперь вы знаете, кто такая Людмила Абрамова. Жена Высоцкого, биография, фото и личная жизнь после расставания с поэтом которой представлены выше, продолжает хранить память о человеке, который подарил ей двух прекрасных сыновей. И сегодня, несмотря на преклонный возраст, она занимается популяризацией его творчества. Себя же она называет «инвалидом Высоцкого», потому что так и не смогла «переболеть» свою любовь к нему.

5 декабря 2011, 14:32

Хотела сделать пост об Оксане Афанасьевой, но поняла, что все женщины Владимира Высоцкого достойны внимания... Иза Жукова Иза Жукова была первой женой Владимира Семеновича. Они вместе учились в Школе-студии МХАТа, она на старшем курсе, он на младшем, что поначалу сказалось на их отношениях. Впервые они обратили друг на друга внимание на вечере у Изиной однокурсницы Греты Ромадиной. Через некоторое время стали жить вместе. А когда надумали официально оформить отношения, решили обойтись без шумной и пышной свадьбы: зачем, если они и так давно уже муж и жена? Правда, совсем избежать торжества не удалось. Против восстали родители Владимира Семеновича, особенно отец, Семен Владимирович. Он искренне не понимал, как можно отказаться от торжества, когда женится единственный сын?! Накануне регистрации Высоцкий пошел на мальчишник в кафе "Артистик". Поскольку его долго не было, Иза отправилась выручать будущего мужа. Когда она пришла за ним в кафе, он ей сказал: "Изуль, я всех пригласил!". - "Кого всех?!" - удивилась будущая жена. Ответ ее просто огорошил: "А я не помню. Всех, кто там был". В результате получился пир на весь мир. И не где-нибудь, а на Большом Каретном! После окончания студии Изу Высоцкую пригласили на работу в Киевский театр имени Леси Украинки, Владимир Семенович еще продолжал учиться. Два года они были и врозь, и вместе... Часто ездили друг к другу и почти каждый день писали письма. Когда Иза Константиновна приехала из Киева, привезла с собой посылочный ящик писем от Высоцкого. А у него лежал посылочный ящик ее писем. Ящики сложили на антресолях в квартире на Первой Мещанской. К сожалению, все они пропали: никто не знает, куда подевались, когда переезжали на новую квартиру в Черемушках. "У Володиной мамы Нины Максимовны нашлось только одно письмо 60-го года, но это мое письмо к Володе. Мои-то не жалко, Бог с ними, а Володиных писем было много, и они были очень большими". А еще они много разговаривали по телефону. В Киеве Иза жила в помещении театра, рядом с ее комнаткой был кабинет заведующего труппой Дудецкого. Уходя, он оставлял ей ключ от кабинета, который отделяла от ее комнаты только тоненькая фанерная перегородочка. Когда раздавался междугородний звонок, Иза бежала в кабинет, и они подолгу разговаривали. "Володя часто звонил. Девчонки на переговорном уже к нам привыкли, и когда мы начинали говорить про какое-то дело, они нам грозили отключить - им было скучно: "Говорите про любовь! А то отключим!"... Все это было и серьезно, и в то же время несерьезно". Иза была, пожалуй, единственной из всех женщин Владимира Семеновича, для кого он еще не был тем Высоцким, каким стал для всех, в том числе и для нас, впоследствии - за ним еще не тянулся шлейф поэтической и актерской славы, всесоюзной известности и всенародной любви. Она воспринимала его без ореола будущей знаменитости, могла только догадываться, насколько он талантлив. Что же до его песен, то они ее порой просто... раздражали: "Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз. Иногда даже поднимала бунт. Володя тогда уже начал сниматься, нам часто приходилось расставаться... И я злилась: нельзя заниматься никакими песнями! Надо заниматься только женой! В те годы мне так казалось...". Прозрение пришло много лет спустя... Иза Константиновна вместе с театром оказалась на гастролях в городе Новомосковске. Было безумно жаркое лето. К помещению Дворца культуры, в котором проходили гастроли, она шла через огромную, залитую асфальтом и солнцем, площадь. Было совершенно фантастическое ощущение безлюдности и какого-то испепеляющего, безжалостного зноя. И вдруг из окна грянули "Кони привередливые". Стоя на раскаленном асфальте, она была ошеломлена и потрясена, как-то внезапно осознав, что очень вольно и даже легкомысленно обращалась с человеком, который был чем-то гораздо большим, чем она могла себе представить. В 1961 году Иза Высоцкая уехала работать в Ростов-на-Дону. Трудно постоянно жить в разлуке, и вскоре они развелись. Она не восприняла развод как трагедию, более того, сохранила в себе ощущение того, что ей невероятно повезло: "Мне есть что вспомнить, и я ни о чем не жалею. Лариса Лужина Следующей женщиной, не оценившей Владимира Высоцкого (но уже не как поэта, а как мужчину), стала киноактриса Лариса Лужина. А ведь именно ей он посвятил песню "Она была в Париже". Они познакомились на съемках картины Станислава Говорухина "Вертикаль" в 1966 году. И среди его альпинистских, героико-романтических песен "Прощание с горами", "Здесь вам не равнина", "Горная лирическая" вдруг появилась песня о недостижимой женщине, которой просто нет дела до русского певца, поскольку в далеком, почти запредельном Париже "сам Марсель Марсо ей что-то говорил". В "Вертикали" Лужина играла врача, а Высоцкий радиста. В картине она предпочла ему другого, в жизни тоже. И осталась в судьбе Высоцкого едва ли не единственной женщиной, не ответившей на его любовь. Он отступил и с горечью написал: "Кто раньше с нею был и тот, кто будет после, пусть пробуют они, я лучше пережду". Людмила Абрамова О второй жене Владимира Высоцкого актрисе Людмиле Абрамовой известно очень мало, в основном лишь то, что именно эта женщина родила Владимиру Семеновичу двоих сыновей - в 1962 году Аркадия (он сценарист), а в 1964 году - Никиту (известный актер и директор Центра-музея Владимира Высоцкого). Людмила и Владимир познакомились на съемках фильма "713-й просит посадку" в 1962 году, а спустя несколько лет поженились. Правда, брак не был долгим, их многое друг в друге не устраивало, и вскоре Высоцкий с Абрамовой развелись. Как вспоминает мама Владимира Семеновича Нина Максимовна, она очень переживала тогда за внуков, Никиту и Аркадия, жалела их. "Но сын успокаивал меня, - рассказывала мать Высоцкого. - Ты не волнуйся, так будет лучше и для нее, и для меня. Детей я не оставлю...". Действительно, до конца жизни, несмотря на всю свою занятость, он помнил и заботился о них. А Людмила Владимировна вскоре снова вышла замуж, в новом браке родила дочь Серафиму. К бывшему мужу, пока он был жив, относилась как-то неоднозначно. Так, под предлогом того, что фамилия Высоцкий слишком известная, отправила детей в школу под фамилией Абрамовы. Но, скорее всего, даже после развода она продолжала его любить и жалеть. Вот что вспоминает о своем детстве Никита Высоцкий: "Отец очень быстро водил - машины позволяли. Однажды в узком переулке разогнался километров под 90 и в самый последний момент заметил яму на дороге. Затормозил, но капотом мы туда все-таки попали. Отец крепко и остроумно выругался, дал задний ход. Позже со смехом я рассказал маме об этом случае. Мама заплакала и сказала примерно следующее: "Вот вы не понимаете, а отец из-за своих скоростей умрет". Имелась в виду, естественно, не скорость езды по арбатским переулкам. Только теперь я понимаю, о чем тогда мама плакала". Сегодня Людмила Владимировна на пенсии, но работает преподавателем в лицее. Много внимания уделяет Музею Владимира Высоцкого, помогая своему сыну Никите - у нее богатый опыт музейной работы. Татьяна Иваненко Из всех любовных историй Владимира Высоцкого эта, пожалуй, самая болезненная. О ней мало кто хочет вспоминать, тем более что сама Татьяна на эту тему не распространяется: интервью категорически не дает, с сенсационными заявлениями не выступает. Но у этого романа много свидетелей, по словам которых, как по крупицам, можно при желании получить общую картину. Особенно много упоминаний об Иваненко в книгах Валерия Золотухина, правда, он ее не жалует. Впрочем, Валерий Сергеевич мало кого удостаивает доброго слова, кроме разве что Марины Влади. Татьяна - актриса Театра на Таганке. Ее самой яркой ролью была, наверное, бесшабашная Женька Комелькова в инсценировке по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие...". Их отношения начались задолго до появления в жизни Высоцкого Марины Влади и продолжались уже при ней. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, у которого Иваненко снималась в картине "Внимание! Цунами", впоследствии рассказывал: "Володя страдал, он понимал, что мучает Таню, но был не в состоянии ее покинуть. И она тоже очень страдала. Только Марина уедет, Володя приволакивает Таню ко мне в Одессу. А Таня очень красивая была девочка и настоящий человек". Как-то обе женщины оказались в одной компании, и Иваненко сказала Влади: "Все равно он мой! Он завтра же придет ко мне!". Марина лишь снисходительно улыбалась, а Татьяна звонила Высоцкому по ночам и плакала в трубку, чем ужасно злила его мать Нину Максимовну. Дочь Высоцкого Настя (слева). Высоцкий и Иваненко (справа) Татьяна Иваненко родила от Высоцкого дочь Настю, которой он при жизни очень помогал. Все его друзья знали о существовании девочки, но когда Владимир Семенович умер, предпочли о ней позабыть. От матери и дочери отвернулись многие из тех, кто еще вчера называл себя друзьями. Говорят, Настя, подобно многим незаконнорожденным детям, просто копия своего отца. Порой это единственный способ доказать свое родство. Вот только ни Татьяна, ни Настя к этому, похоже, не стремятся. Никита Высоцкий, которого кто-то из журналистов спросил о сестре, ответил приблизительно следующее: "Да, была такая история. Не буду комментировать отношения отца с женщинами, это не мое дело. Но человек этот не заявлял о себе, и, что для меня более существенно, о нем не заявлял мой отец. Вся эта история, мне кажется, характеризует ее героев с хорошей стороны. Ведь они могли из этого сделать сенсацию, кричать об эксгумации и собирать свидетелей, но не захотели. К счастью, время "детей лейтенанта Шмидта" прошло, хотя был период, когда их было слишком много". Марина Влади Об отношениях Владимира Высоцкого и Марины Влади, кажется, известно абсолютно все. И неизвестно ничего. То, что мы знаем, - красивая сказка, не более. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это неправда. И все-таки.... Он действительно влюбился в нее, увидев в кино, а потом несколько лет ждал встречи. Затем у них случился совершенно сумасшедший роман, после которого они поженились. Именно ей посвятил Высоцкий большую часть своей любовной лирики. И за 12 лет совместной жизни они действительно не утратили чувства влюбленности. Впервые Высоцкий увидел Марину Влади в фильме "Колдунья". "Эта женщина будет моей женой!" - решил он. Даже расставаясь на очень короткий срок, и дня не могли обойтись без телефонных разговоров. И тогда он набирал "вечные 07", просил телефонисток, с каждой из которых был уже знаком, соединить его с Парижем. А когда раздавался долгожданный звонок, говорил: "Здравствуй, это я!". Они летали друг к другу так же часто, как другие люди ездят на трамвае. Он писал ей почти каждый день. Это одна сторона медали. Но есть и вторая. Звезда мирового экрана варила Высоцкому обеды, наводила порядок в квартире. Ее он будил по ночам, чтобы спеть только что написанную песню... Она лечила его, когда он попадал в очередную аварию и разбивался так сильно, что, по ее собственным словам, его колени напоминали по цвету баклажаны. Она голыми руками выбирала из раковины сгустки крови, которыми его рвало во время приступов (в последние годы жизни Владимир Семенович тяжело болел). После ночного звонка ей часто приходилось ехать на другой конец Москвы, чтобы вытаскивать его из пьяных компаний. Она прощала ему многочисленные романы и сиюминутные увлечения. Она привозила из Парижа абсолютно все - от джинсов, которые он очень любил, до мебели и бытовой техники для его загородного дома. Именно благодаря ей он имел возможность часто бывать за границей - неслыханная роскошь для советского человека! С практической точки зрения совместная жизнь с Высоцким не принесла Марине Владимировне абсолютно никаких выгод. Наоборот, отрицательно сказалась на ее карьере - не будь у нее русского мужа, Влади могла бы многое успеть как актриса. В течение 12 лет большую часть времени Марина находилась в Москве. И это было не на пользу карьере. Но всегда всю свою жизнь она решала как женщина, а не как актриса. Сегодня Марина Владимировна снова замужем. За последние годы она многое пережила: попал в тяжелую аварию старший сын, погибли две внучки. Несмотря ни на что, она по-прежнему хороша собой. В память о Высоцком она хранит первую книгу его стихов "Нерв", фотопортрет, на котором он снят стоящим в профиль над горящей свечой, и, конечно же, его песни - Марина Владимировна разыскала и переписала все, что он пел когда-либо в театре, кино, на телевидении, в концертах и даже только в своем кругу. Только вот слушать эти записи Марина Владимировна не может. "Прошло столько лет, - рассказывает она, - а я не могу спокойно говорить о Володе, спокойно смотреть его фотографии... и не могу слышать его голос, когда его уже нет в живых. Для меня это невыносимо". Оксана Афанасьева Сам Высоцкий называл ее своей последней любовью. А это дорогого стоит. О своих отношениях с Владимиром Семеновичем Оксана Афанасьева (ныне Ярмольник) молчала очень долго, и только лет пять назад некоторым средствам массовой информации удалось заполучить ее откровения. Когда они познакомились, ей было 18, ему - 40. Он увидел ее возле администраторской Театра на Таганке. Красивая и, как сказали бы сейчас, необыкновенно стильная девушка в мини-юбке. Он попросил телефон, пригласил на свидание. А она... размышляла, идти или нет, пока подруга не пристыдила: "Да ты что?! Все бабы Советского Союза просто мечтают оказаться на твоем месте!". Это ее убедило. Они встретились, а на следующий день Оксана рассталась со своим женихом, решив, что лучше один день с таким мужчиной, как Высоцкий, чем всю жизнь с серой посредственностью. Вместо одного дня судьба подарила им почти два года. Она до сих пор преклоняется перед ним, считая "абсолютно, совершенно, стопроцентно гениальным человеком". Именно Оксана открыто встала на защиту памяти певца от огульных обвинений его в алкоголизме и наркомании, столь популярных в последнее время: "Только об этом и пишут: пил, кололся, алкоголик, наркоман... Вот и представляешь эдакого доходягу с трясущимися руками, перед которым кокаиновые борозды и пара шприцев. Это абсолютная чушь. За те два последних года, что мы были знакомы, Володя снялся в фильмах "Место встречи изменить нельзя" и "Маленькие трагедии". У него были записи на радио, роли в театре, он ездил с выступлениями по стране. На Одесской студии готовился как режиссер запустить фильм "Зеленый фургон". Правда, ему не дали. При этом - да, пил, сидел на игле. Но это было вперемежку с работой на износ, наперегонки с болезнью". Владимир Семенович очень переживал из-за неустроенности ее судьбы, из-за того, что не может, будучи женатым на Марине Влади, жениться на Оксане. Он даже решил просить у Марины развода. В конце декабря 1979 года Марина Владимировна прилетела в Москву, где хотела встретить Новый год и серьезно поговорить с Высоцким. Кстати, в ее книге этот приезд вообще не упоминается. Вот что вспоминает об этом администратор Театра на Таганке Валерий Янклович, входивший в последние годы жизни Высоцкого в круг его близких друзей: "...Марина уже на даче. А Володя едет получать телевизор для одной девушки, отвозит его к ней домой. (Тут я должен сказать, что в последние годы Володя очень серьезно относился к этой девушке. Хотя меня она тогда немного раздражала... Но я видел Володино отношение: он принимал участие в ее жизни, вникал в студенческие проблемы... Конечно, она сыграла в жизни Высоцкого определенную роль)". С первой минуты знакомства у Владимира Семеновича и Ксюши было ощущение общения с родным человеком. Она всюду ездила с ним на концерты. Когда Высоцкий пришел в себя после первой клинической смерти, именно ей он сказал: "Я люблю тебя!" Если он ехал за границу, всегда спрашивал, что ей привезти. За два дня, проведенных в Германии, умудрялся купить ей два чемодана шмоток. Все - с необычайным вкусом подобранное. "Мне нравится, - говорил, - когда ты каждый день в чем-то новеньком". Или: "А вот это - моя особенная удача". Удачей была французская сумочка из соломки или какая-то другая вещь, которая, по его мнению, ей особенно шла. Платья от Диора и Шанель в дефицитной Москве создавали Оксане определенную известность, представляя ее кому-либо, подруги говорили: "Знакомьтесь, это Оксана - у нее 18 пар обуви". Но когда Высоцкий умер, она ушла из его квартиры налегке - ничего не взяла... Ей нужен был Володя, но его больше не было... Высоцкий хотел обвенчаться с Оксаной. Они даже нашли батюшку, купили кольца, но не успели.. Однажды весной она призналась ему, что очень любит ландыши. А когда проснулась, увидела, что вся ее комната уставлена ландышами... Наверное, у него и вправду был совершенно особый дар - он умел превращать жизнь в праздник. Он хотел с ней обвенчаться: они наивно полагали, что в государстве, где церковь отделена от государства, их обвенчают без штампа в паспорте. Но оказалось, что это не так просто. После долгих поисков Высоцкий все же нашел батюшку, который согласился на такой, в общем-то, противоправный поступок. Владимир Семенович купил кольца, но обвенчаться они не успели. А кольца после смерти Высоцкого пропали из его квартиры - они лежали в спальне - на тумбочке, в стакане... Год его смерти был самым страшным в жизни Оксаны Афанасьевой: она ушла в академотпуск, хотела уехать из страны, ее даже пытался завербовать КГБ - а когда не получилось, просто выгнали из института. Сегодня Оксана - театральный художник. Через два года после смерти Высоцкого она познакомилась с Леонидом Ярмольником и спустя некоторое время вышла за него замуж. Но Высоцкого Оксана до сих пор вспоминает с любовью и нежностью, считая, что он, как добрый ангел, во многом определил ее дальнейшую жизнь.

«Специально Валерочка в своих дневниках ничего не врал. Просто тогда у него самого была тяжелая ситуация, и Володя, чтобы поддержать друга, говорил: «Да и у меня так же, и ничего. Прекрати ныть и пошли на сцену!» Владимир Высоцкий с Валерием Золотухиным в фильме «Хозяин тайги». 1968 г. Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Он пьяница...» Я часто это слышала. И тут было много правды. Но я физически не переносила, когда на Володю при мне кто-то позволял себе смотреть с презрением. Мне не раз приходилось себя сдерживать, чтобы не кинуться с кулаками на людей, позволявших себе такое. Я знала одно: оставаться порядочным человеком для Володи крайне важно. Кстати, бабушкин перстень он, получив зарплату, выкупил и вернул мне. Такое вот своеобразное у нас вышло обручение...

И вот настал момент, когда Высоцкий повез меня знакомить с матерью, Ниной Максимовной, они жили тогда на проспекте Мира. Я знала, что официально он все еще женат на , но в моих планах это ничего не меняло. Я даже развода и официальной росписи от Володи не требовала - мы сходили в загс много позже, когда Аркаше, нашему старшему сыну, уже было два с половиной годика, а младшему, Никите, без пяти минут год. Нина Максимовна встретила меня сурово. Володя ей сообщил: «Мама, это моя жена Люся». А Нина Максимовна, глядя мне куда-то в переносицу, спокойно ответила: «От живой жены не женятся», - повернулась и ушла. Хорошо еще, Гися Моисеевна напоила нас чаем, пожарила котлет. Гися Моисеевна была соседкой Высоцких еще по коммуналке в доме с коридорной системой, и когда-то они с Ниной Максимовной были настолько дружны, что отказались при расселении расставаться.

Они попросили одну трехкомнатную квартиру на двоих, и им дали - в шикарном генеральском доме на проспекте Мира. В одной комнате поселилась Гися Моисеевна с сыном Мишей, в другой - Высоцкие, а третья комната - общая. Но когда я там появилась, от дружбы и былой идиллии не осталось уже и следа: пожилые женщины находились в крепкой ссоре, деталей которой я не знаю, и не разговаривали друг с другом несколько лет. При этом в Володе Гися Моисеевна души не чаяла. С ее сыном Мишей Яковлевым, одним из основателей КВН, Володя вырос вместе, словно они братья. Миша потом устраивал Володю, куда мог: например, в фильм «713-й просит посадку» через сценариста, с которым был знаком (это был период еще до «Таганки», когда в театре у Высоцкого никакой востребованности не было, мало того - его гнали отовсюду).

Ну а на «Таганку» Володю привели Слава Любшин, который еще до Лю­бимова служил в этом театре, и Володина однокурсница Тайка Додина. Они сказали Юрию Петровичу: «Есть актер, он сидит без работы. Правда, диплом у него несвежий, четыре года назад окончил Школу-студию МХАТ. Но он может все что угодно, посмотрите его, пожалуйста». И Юрий Петрович согласился. Помню, как Володя, не называя театра, сообщил об этом дома: «Завтра иду показываться. Тайка обе­щала подыграть в чеховской «Ведьме», а что еще читать? Что?» Я посоветовала ему «Клопа» Маяковского, там есть сцена с двадцатью пятью персонажами, которые говорят разными голосами - у Высоцкого такое здорово получалось. Гитару Володя взял с собой на всякий случай - кошмарную, шестирублевую, в нескольких местах заклеенную пластырем. Дольше одной песни она не держала настрой, нужно было постоянно подкручивать колки. Просто он не думал, что Любимову будет интересно его пение.

Текст: Саша Глювейн

За свою, увы, недолгую жизнь талантливый бард и актер внезапно попадал «в такт такого же неровного дыханья» не один раз - по большей части божественных красавиц. И о том, что любовь требует «разлук и расстояний», он знал отнюдь не из книг. Ко дню рождения Владимира Высоцкого мы вспоминаем тех, кто лишал его «покоя, отдыха и сна».

Первая жена – Изольда Жукова

Родители Высоцкого хотели, чтобы их сын «стал простым советским инженером», однако Владимир, которому стало «совсем невмоготу», бросил МИСИ и поступил в Школу-студию при МХАТ. Так началась совсем другая жизнь бывшего студента механического факультета МИСИ. Именно в Школе-студии, на репетиции спектакля «Гостиница "Астория"», Владимир, которому доверили бессловесную роль солдата с ружьем, и встретил Изольду Жукову.

Интересная (уже побывавшая замужем, да так официально там и остававшаяся, несмотря на фактический развод) студентка третьего курса с балетной осанкой (Иза раньше училась в хореографическом училище) приглянулась Володе. Говорят, что однажды на затянувшейся до ночи вечеринке, когда один из педагогов стал настойчиво звать Изу с подругой в гости к своей тетке, Высоцкий взял девушку за палец и... увел ее прочь. Девушка хоть и не была в восторге от его инициативы, но позволила проводить себя до общежития.

Осенью 1957-го Иза переехала к Володе с одним чемоданчиком, а поженились они следующей весной, после того, как Жукова развелась с первым мужем и получила диплом. На регистрации брака невеста была в немыслимой для того времени красоты наряде - бело-розовом платье с каркасом. Гости собрались на Большом Каретном (родители Высоцкого настояли, чтобы торжество прошло именно там), на свадьбе гуляли однокурсники жениха и невесты. Володя пел, кричал, что лишился свободы, что Иза его соблазнила...

Несмотря на то что разница в возрасте Высоцкого и Жуковой составляла всего один год, было понятно, что старшей, взрослой в этой паре была Иза. Судите сами: когда влюбленные пришли в ЗАГС и служащая стала рассказывать, как именно нужно заполнять анкеты, Володя даже слушать ее не стал, заявив: «Это вы ей говорите! Я в этом ничего не понимаю…».

После свадьбы он даже не подумал менять свои привычки - кто из мужчин способен остепениться в двадцать лет? По-прежнему предпочитал проводить время в шумных развеселых компаниях, а не сидеть дома. «Изе в то время часто бывало с ним трудно», – признается потом одна из однокурсниц Высоцкого.

Кстати, единственная женщина, к которой Иза ревновала Владимира, была... Фаина Раневская. Это она заступалась за Высоцкого, которого в очередной раз хотели выгнать из театра. Но, как показало время, Изе стоило опасаться отнюдь не великой актрисы...

Во время съемок в Ленинграде в 1961 году Владимир встретит другую и мгновенно забудет о том, что несвободен. Он не слишком торопился рассказывать первой супруге о том, что собирается жениться на другой – «самой красивой актрисе Советского Союза» (хотя даже отбил телеграмму другу Анатолию Утецкому, чтобы тот срочно приезжал в связи с грядущей женитьбой): об измене мужа Иза, которая тогда жила в Киеве, узнала от друзей. Она тут же позвонила Высоцкому. После последнего разговора, который дался девушке очень тяжело, актриса на три года исчезла из жизни бывшего мужа, у него даже не было ее координат. Переживал ли из-за отсутствия этой информации поэт? Не факт, потому что судьба свела его - как в Ленинграде по утрам мосты - с женщиной, которая родит ему двоих детей.

Вторая жена – Людмила Абрамова

Людмилу Абрамову пригласили в Ленинград, «практически без проб войти в картину «713-й просит посадку», до будущей зарплаты она успела потратить последнее. Так что на момент встречи с Владимиром Людмила была «буквально без единой копейки».

«Я его совершенно не знала в лицо, не знала, что он актер. <...> Увидела перед собой выпившего человека. И пока я думала, как обойти его стороной, он попросил у меня денег», – вспоминала она (прим. сайт: Владимир, снимавшийся в том же фильме, также действительно не узнал или, что скорее, сделал вид, что не узнал, исполнительницу главной роли).

Скажем прямо, Высоцкий, который только что бил посуду в ресторане в расстегнутой рубашке с оторванными пуговицами и со ссадиной на голове, вовсе не выглядел завидным женихом. Тем не менее Абрамова, по ее собственным словам, «как-то сразу поняла, что этому человеку надо помочь», так как никто из ее знакомых дать в долг не пожелал, «Мисс ВГИК» сняла с руки фамильный перстень - золотой, с аметистом, доставшийся ей от бабушки. Позже Высоцкий выкупит украшение, оставленное им в залог, и предложит прекрасной спасительнице выйти за него замуж. Потом он подерется еще раз, вступаясь за честь своей прекрасной дамы... Людмила подарит Владимиру сыновей (в ноябре 1962-го родится Аркадий, в августе 1964-го на свет появится Никита), но и это не поможет Высоцкому остановиться и перестать пить.

«Исчезал… Иногда на два дня, иногда на три… Я как-то внутренне чувствовала его жизненный ритм… Чувствовала даже, когда он начинает обратный путь. Бывало так, что я шла открывать дверь, когда он только начинал подниматься по лестнице.<...> А когда Володя пропадал, то первое, что я всегда боялась, - попал под машину, в пьяной драке налетел на чей-то нож…», - вспоминала Люся.

Однако разлучит Люсю и Володю вовсе не алкоголь, а появление другой женщины. Нет, все-таки не Марины Влади, как можно было бы подумать, а Татьяны Иваненко. Людмила будет себя корить, что не ушла сразу, как только поняла, что ее муж любит другую, а готовилась к уходу долгих шесть месяцев, потому что боялась сойти с ума или наложить на себя руки:

«Я себя отрезала - от Володиных песен, кинофильмов, спектаклей, - даже его Гамлета не смотрела. Все это могло меня в любую минуту... Ну, в сумасшествие столкнуть, может быть, даже в какой-то большой грех ввести», – признается она.

Затем Люся повела себя так, как часто ведут себя женщины, которым сделали очень больно. По словам Высоцкого, она шантажировала его детьми, делала все, чтобы они меньше встречались с дедушкой («Жалко батю - он безумно любит внуков!» – скажет потом поэт), настраивала мальчиков против отца (старший сын Аркадий поверил маме, а с младшим сыном Никитой Владимир встречался тайком). Но не торопитесь обвинять одну Людмилу: ход мыслей самого Высоцкого был не слишком красив. Вот, что он напишет своему другу Золотухину: «Говорит, что я разбил ей жизнь... Ну, чем, Валера? Детей она хотела сама!» - и примется упрекать бывшую в бытовых проблемах и неумении тратить деньги.

Татьяна Иваненко

Актриса театра на Таганке, красавица Татьяна Иваненко боролась за свое счастье в личной жизни как умела и могла. Звонила по ночам, вздыхала в трубку - чем вызывала закономерное раздражение со стороны мамы Высоцкого Нины Максимовны, у которой тогда жили Володя с Люсей. Нина Максимовна как-то в сердцах называла Таню шантажисткой и грозила сама с ней разобраться так, что мало не покажется. А режиссер Юнгвальд-Хилькевич, напротив, сказал как-то в интервью «КП», что считал Таню главной женщиной в жизни Высоцкого.

Роман с Татьяной начался в ту пору, когда женой Володи еще была Людмила, и даже не думал заканчиваться, когда он начал встречаться с Мариной Влади!

Иваненко родила от Высоцкого девочку, но и этого ребенка Владимир, о романе которого с французской актрисой стало известно всем и каждому, не слишком-то хотел и признавать не торопился. Татьяна, по словам Юнгвальда-Хилькевича, была «патологически преданной». Володя пил, Таня за ним «ухаживала, убирала, приводила в человеческое состояние» и все это «без единого бранного слова».

Актриса «жила только Володей. Единственное, чего она не выполнила, - не отказалась от их ребенка. Для нее это было все равно что убить Володю. Потом она просто исчезла из жизни всех его друзей, дозвониться ей стало невозможно. Он не хотел, чтобы кто-то знал об этом ребенке, и она исчезла вместе с ним», – рассказывает режиссер в том же интервью «КП».

Одно время даже ходили слухи, что Высоцкий собирается развестись с Влади и жениться на Иваненко, но этого так и не произошло...

Третья (и последняя) супруга – Марина Влади

При первой же встрече Высоцкий заверил Влади, что у него есть «семья и дети, работа и слава, но все это не помешает ей стать его женой». Марина (кстати, ее первым мужем был Робер Оссейн, сыгравший Жофрея в «Анжелике»), «ошарашенная таким нахальством», согласилась увидеться с ним завтра... Несмотря на огромный личный опыт (шесть браков, пятеро детей на двоих - бдительная служащая ЗАГСа в декабре 1970 года чуть не расстроила брак Высоцкого и Влади, устроив настоящий допрос, уверены ли они в своих чуствах), а две звезды были «очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь». Если Изе было нелегко с Володей, то Марине - адски сложно. Их любовь смогла переодолеть советскую бюрократию, жизнь на две страны, разницу менталитетов (хотя Марина и считает себя русской, выросла она все-таки во Франции), но не справилась с зависимостью великого барда и актера.

«Я запираюсь с тобой дома, чтобы отнять тебя от бутылки. Два дня криков, стонов, мольбы, угроз, два дня топтания на месте, потери равновесия, скачков, падений, спазмов, рвоты, безумной головной боли. Я вылила всю выпивку, но если, к несчастью, где-нибудь в доме остается на донышке немного спиртного, я бегу наперегонки с тобой, чтобы вылить и это, прежде чем ты успеешь глотнуть. Постепенно ты успокаиваешься, ты урывками спишь, я стерегу тебя и бужу, когда тебе снятся кошмарные сны», – будет вспоминать потом Марина в своей книге «Владимир, или Прерванный полет».

Ему помешают в этом отнюдь не чувства к Оксане Афанасьевой, а собственная кончина....

Оксана Афанасьева

«Да я похоронила его в своем сердце полгода назад!» – обмолвится как-то Влади уже после смерти Высоцкого. Кто бы мог поверить, что у роскошной француженки есть настоящая, очень серьезная конкурентка? Наличие близкой (!), постоянной (!) девушки нанесло почти смертельный удар по самооценке Марины. «Я была полуживая от ревности», – признается Влади. Этой девушкой была будущая супруга Леонида Ярмольника Оксана Афанасьева.

«В последнее время Володя наших отношений не скрывал, он даже их афишировал. Володя мне говорил: «Ну, хочешь, я разведусь с Мариной... Хочешь, я сейчас ей позвоню и скажу, что мы разводимся...». Я умоляла его не делать этого... Я страшно переживала и понимала, что Марина для него - несмотря на все сложности в их отношениях - человек близкий и нужный. И ломать их отношения ни в коем случае нельзя. И чего бы он разводом добился?» – приводит рассуждения Оксаны Виктор Бакин, автор книги «Высоцкий без мифов и легенд».

Казалось, что Высоцкий и сам не понимал, как будет лучше, он никак не мог сделать выбор и пытался уговорить Оксану не ревновать, думая, что в его сердце хватит места для обеих женщин. Афанасьева будет рядом с ним два с половиной года. Это она в июле 1979, в Бухаре, делала ему искусственное дыхание, когда у Владимира случилась клиническая смерть. 25 июля 1980 года Высоцкий умер, Оксана была рядом с ним.

Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года в Москве. Советская актриса, сценарист, писатель. Вторая жена Владимира Высоцкого.

Отец был редактором в издательстве «Химия».

Мать окончила механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и Военный институт иностранных языков. Имеет сестру.

Большое влияние на нее оказала бабушка Любовь Борисовна, которая хорошо знала русскую литературу. Она привила ей любовь к поэзии Николая Гумилева и Анны Ахматовой. К слову, с Ахматовой были знакомы брат и сестра Любови Борисовны.

После школы Людмила решила стать актрисой, хотя родители были против. Поступила во ВГИК, который окончила в 1963 году, мастерская . Вместе с ней учились и .

В 1962 году дебютировала в кино - сыграла роль Эвы Пристли в драме «713-й просит посадку» режиссера Григория Никулина (старшего). По сюжету фильа экипаж самолета, совершающего трансатлантический перелет, таинственным образом усыплен, и управляемому автопилотом самолету стала угрожать опасность. Первый салон был свободен - в последний момент задержался вылет советской делегации. Во втором салоне находились: миссионер, солдат морской пехоты, адвокат, известная киноактриса с сыном, врач Рихард Гюнтер, представившийся ювелиром, и другие. Опасность сплотила ни в чем не повинных людей. Вскоре была налажена связь с аэродромом и лайнер, управляемый юристом, благополучно совершил посадку.

Людмила Абрамова в фильме "713-й просит посадку"

Позже снялась еще в нескольких картинах - «Восточный коридор», «Не жить мне без тебя, Юсте», «Середина жизни», «Красный чернозём».

Людмила Абрамова в фильме "Середина жизни"

В 1984 году по её сценарию был снят фильм «Пока не выпал снег...».

На пенсии преподавала в одном из столичных лицеев. Работала художественным руководителем Дирекции по созданию музея Владимира Высоцкого.

В 2012 году в издательстве «Текст» вышел составленный Л. В. Абрамовой посмертный сборник произведений её близкой подруги Дины Калиновской, включивший рассказы и монопьесу из творческого наследия писательницы. Также из хранящегося у Людмилы Абрамовой архива писательницы в московском еврейском культурном центре на Большой Никитской в 2009 году была организована выставка декоративных шкатулок «Писатель Дина Калиновская и её коробки».

Личная жизнь Людмилы Абрамовой:

Дважды была замужем.

Причиной развода, по словам Абрамовой, стали вовсе не другие женщины, которые появились у Высоцкого. Она поясняла: "Я сама поняла, что мне пора уходить, потому что он вышел на совершенно другой уровень, на котором помочь я уже не могла. С другой стороны, я очень не светский человек, а Володя как великий актер смог это свойство в себе воспитать. Для меня это было совершенно невозможно. Все, что я могла для него сделать, - это верить в него в тот момент, когда не верили другие, искренне восхищаться каждой его строчкой. Он-то шел вверх, а я - вниз. Мне говорили: "Вы такая умная женщина, такая образованная, столько Володе дали!" Эти рассуждения - курам на смех. Никогда я ему не советовала, ничего не объясняла и никакой культурой не делилась. Наоборот, то, что я сейчас могу какие-то умные слова говорить, - это все Володя. Его роли, его песни".

Сын Аркадий - актёр и киносценарист. Сын Никита - актёр, режиссёр, сценарист.

Второй муж - Юрий Овчаренко, инженер-механик. В этом браке в 1973 году родилась дочь Серафима.

Высоцкий поддерживал отношения с Людмилой и после ее замужества, а маленькую Симу называл единственным человеком, который его любит не за творчество и звездный статус.

Фильмография Людмилы Абрамовой:

1962 - 713-й просит посадку - Эва Пристли
1966 - Восточный коридор - Лена
1969 - Не жить мне без тебя, Юсте
1976 - Середина жизни - эпизод (нет в титрах)
1977 - Красный чернозём - эпизод
1998 - Чтобы помнили. Владимир Высоцкий (документальный)
1998 - Владимир Высоцкий. Документальная трилогия (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Владимир Высоцкий (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Людмила Марченко (документальный)
2008 - Владимир Высоцкий. Я приду по ваши души! (документальный)
2010 - Светлана Светличная. Светить всегда (документальный)
2011 - Высоцкий. Вот и сбывается всё. что пророчится... (документальный)
2013 - Владимир Высоцкий. Я не верю судьбе (документальный)

Сценарии Людмилы Абрамовой:

1984 - Пока не выпал снег

Библиография Людмилы Абрамовой:

1991 - Факты его биографии: Людмила Абрамова о Владимире Высоцком (соавтор - Перевозчиков В. К.)


Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...