Как купить руль для машины и установить самому? Особенности замены руля своими руками Можно ли поставить рулевую.

Тёплое рулевое колесо - одна из самых загадочных опций. Некоторые дешёвые автомобили имеют его в "базе", а иные премиум-марки не включают его даже в список дополнительного оборудования.

Зачем он нужен?

В первую очередь, конечно, для комфорта. Приятно садиться зимой в тёплое кресло и трогать не задубевшую ледышку, а тёплый руль. Кроме этого, есть соображения безопасности. В тёплых перчатках, особенно шерстяных, рулить не стоит, потому что руки в них будут скользить. Ничего хорошего нет и в том, чтобы периодически снимать руки с руля и греть их с помощью дефлектора или просто собственным дыханием.

Когда он появился?

Первый патент на подогреватель рулевого колеса зарегистрировал американский изобретатель Рубен Смит в августе 1912 года, и все последующие авторы лишь доводили изобретение до ума, внедряя новые материалы и компоновки. "Революция" произошла в 1983 году, когда японские инженеры Казуши Нода, Мориюки Комацу и Хироши Мицунага предложили конструкцию из термопластины, теплового преобразователя и теплового аккумулятора.

Такая конструкция позволяла аккумулировать тепло, пока руль горячий, а потом отдавать его, когда температура опускается ниже заданной. В жаркую погоду руль с подобной системой мог бы охлаждаться. Впрочем, конструкция применения так и не нашла - сейчас автомобили оснащают простейшим обогревателем, который недалеко ушёл от своего прародителя более чем столетней давности.

Как он устроен?

Под оплётку руля укладывается теплопроводящий провод - примерно такой же, как на заднем стекле. Клеммы от этого провода идут к ступице и там подсоединяются через разъём к бортовой сети. Иногда в цепи присутствует регулятор, который позволяет задавать температуру нагрева. В целом конструкция несложная.

Сколько он стоит на новых автомобилях?

Как отмечалось выше, подогрев руля, несмотря на наш холодный климат, встречается в списке стандартного оборудования и опций далеко не у всех производителей. Например, на Mazda, Renault, Nissan, Citroen, Chevrolet и Mercedes-Benz "грелку" можно поставить только в качестве опции за дополнительную плату.

Изредка подогрев встречается как отдельная опция. Так, например, на BMW 1-й серии он обойдётся (цены июля 2014 года) в 11 168 рублей, а на Range Rover - в 13 500 рублей. Куда чаще его можно встретить в специальных пакетах опций. На Opel Zafira пакет Enjoy за 18 000 рублей, помимо подогрева руля, включает датчик качества воздуха, двухзонный климат-контроль и электрозеркала с подогревом. На Volvo XC60 в зимний пакет за 19 900 рублей входят также подогрев лобового стекла и форсунок омывателя.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Бывает и так, что обогрев руля включён в стандартное оборудование той или иной комплектации. Тут у автопроизводителей политика разная. Например, у Toyota заветную опцию имеют только дорогие внедорожники Highlander, Land Cruiser и LC Prado - лишены её даже отнюдь не дешёвые RAV4 и Camry, не говоря уже о Corolla. А вот корейские производители на тепло для рук водителя не скупятся. У Kia есть пакет "Тёплые опции", который включен в список стандартного оборудования практически на всех автомобилях марки, включая Rio. Лишена его только самая дешёвая базовая комплектация Comfort.

Можно ли сделать подогрев самому?

Что если руль в машине не обогревается, а руки просят тепла? Можно установить эту опцию самостоятельно, благо конструкция, как мы поняли, у него несложная. Комплект качественных нагревательных нитей и проводки стоит в среднем от 3 000 рублей. Стоимость установки зависит от сложности электроники вашего автомобиля. На недорогих машинах, где чужеродный девайс не будет конфликтовать с бортовым компьютером, установка обойдётся примерно в 5 000 – 6 000 рублей. На дорогих машинах, в частности на Mercedes-Benz (у немцев, как мы уже писали, подогрев руля не предусмотрен), нити приходится внедрять в бортовую электросистему. Удовольствие обойдется в 12 000 – 15 000 рублей. А то и выше. Любителям экономии и самостоятельного ремонта можно посоветовать обойтись без помощи мастеров. Вместо дорогого установочного комплекта купить нагревательные нити значительно дешевле - до 1 000 рублей. Дальше придётся разбирать рулевую колонку, расшивать оплётку руля, чтобы проложить под ней нити, и зашивать её обратно. Питание и управление можно проложить по собственному вкусу. Кто-то выводит включение подогрева на отдельную кнопку и размещает её в произвольном месте в салоне. Кто-то предпочитает подсоединять систему к кнопке подогрева сидений, чтобы включать их синхронно. На всякий случай оговоримся, что заниматься самостоятельным "колхозом" можно только в том случае, если у вас есть какие-то представления об электротехнике, а ещё лучше - опыт работы с автомобильной электрикой. Если нет ни того ни другого, лучше не экспериментировать и во избежание неприятностей отдать дело на откуп мастерам, знающим своё дело. Есть и ещё одна альтернатива - не мучиться с установкой и купить оплётку для руля с проводом, подключаемым через разъем прикуривателя. Стоит такая от 700 до 1 000 рублей, но использовать её сложно. Провод мешает рулить.

Что в будущем?

Ни у одного из продающихся сегодня автомобилей нет такой функции, как адаптивный климат-контроль рулевого колеса, который может не только подогревать его, но и охлаждать? Впрочем, каждый год производители вынуждены выводить на рынок что-то новенькое, чтобы у покупателей создавалось впечатление постоянного прогресса и потребность покупать его плоды. Поэтому очень даже возможно, что настанет день, когда в пресс-релизе нам анонсируют уникальное премиальное и инновационное рулевое колесо с климат-контролем. И пусть его идею придумали в 1983 году…

Фото: powerfuluk.com, Kia, Land Rover, Hyundai, Kia, Opel, BMW

В процессе эксплуатации автомобиля у автовладельцев может возникнуть потребность в замене руля. Часто это происходит во время работ по тюнингу салона машины. В этом случае водитель ищет рулевое колесо больше всего устраивающее его во время езды, за которое ему будет приятно держаться и удобно вращать при маневрах. В то же время бывают случаи, когда руль попросту ломается. Чаще всего трескается пластиковая или полиуретановая оболочка вокруг металлического каркаса руля.

Назначение и конструкция

Форма руля в виде колеса впервые была применена в конструкции автомобиля в 1898 году. Дизайнеры с тех пор много поработали придумывая различные решения в оформлении этой важной детали автомобиля.

Функционально руль предназначен для управления движением транспортного средства в заданном им направлении. Именно на руль, как часть системы управления, воздействует водитель, чтобы передать управляющий сигнал на рулевые тяги с целью изменения направления движения.

Для всех моделей рулевого колеса характерны общие конструктивные особенности:

  • В середине руля, во внутренней его части имеется ступица, которой это устройство крепится на рулевой колонке.
  • Внешний обод является управляющей частью всего этого устройства. Именно за него держится водитель и, воздействуя на него, передает крутящий момент на рулевую колонку и через нее непосредственно на рулевые тяги.
  • Внешний обод и ступица соединяются между собой спицами, которые могут быть в виде штырей или пластин, а также по количеству их может быть две, три или четыре.

Размер руля, монтируемого на автомобиль, во многом зависит от того, установлен ли на машине в системе рулевого управления усилитель, гидравлический или электрический.

На старых моделях автомобилей, особенно американских, практически непосредственно в рулевом колесе монтировался рычаг переключения передач.

На современных рулях многих автомобилей размещаются кнопки управления различными автомобильными системами. Звуковой сигнал также неотъемлемый атрибут этого устройства, разным бывает только размещение управлением этим сигналом. Практически во всех моделях автомашин переключатели поворотов, света и управления стеклоочистителями монтируются вместе с рулевым колесом. И когда нужна замена руля возникает необходимость демонтировать и эти приспособления.

Действия по замене

Прежде чем приступить к процедуре по замене руля автовладельцу надо серьезно подумать над тем какой тип этого устройства нужен для автомобиля. Многие склоняются к тому, чтобы поставить на свою машину спортивный руль. Конечно же, внешний вид такого устройства привлекает внимание. Небольшой по диаметру, утолщенный, с фигурными выемками, делающими удобным захват руля, он чаще всего выполнен из упругих, приятных на ощупь материалов. Тем не менее это не всегда мудрое решение.

На машине без гидроусилителя в системе управления во время движения по городу наиболее удобен руль большего диаметра. Вращая такое колесо, водителю приходится прилагать меньше усилий для совершения сложного маневра.

Еще одно важное условие, которое надо соблюдать при выборе и покупке руля. Необходимо проверять место крепления на ступице нового устройства к рулевой колонке автомобиля, на котором производится замена рулевого колеса. Эта конструкция часто бывает изготовлена исключительно для конкретной модели автомобиля и не имеет унифицированного соединения.

Кроме того, на многих моделях машин на рулях размещены переключатели и кнопки управления различными автомобильными системами. Такие рулевые колеса называются многофункциональными. Поэтому для таких автомобилей подходят только уникальные устройства, так как схему управления автомобильными системами переделать очень сложно.

Покупая новый руль, надо представлять насколько удобно он будет размещаться в кабине, не станет ли помехой водителю.
Подобрав подходящее по всем параметрам устройство, можно приступать к его замене. Каких-то особых условий при этом соблюдать не требуется. Обязательными требованиями будут:

  • необходимо зафиксировать автомобиль на горизонтальной поверхности ручным тормозом и включенной первой скоростью при неработающем двигателе, для страховки желательно установить под колеса механические упоры;
  • обязательно обесточить автомобильные системы, сняв клеммы с аккумулятора.
  1. Для правильной установки нового рулевого колеса надо вытащить ключ из замка и поворотом колеса зафиксировать его в запирающем противоугонном устройстве. После этого нанести метки на панели приборов и рулевом колесе. Это необходимо для того, чтобы новое устройство было установлено правильно.
  2. Если имеются винты закрепляющие кнопки сигналов или накладки на ступицу, необходимо их открутить.
  3. С помощью отвертки поддеть и снять пластиковую или полиуретановую крышку, закрывающую ступицу.
  4. Удалить накладку включения сигнала. Если это более сложная конструкция, то отключить контактную фишку и блок подушки безопасности, которую следует уложить накладкой вниз.
  1. Снять старое колесо и установить новый руль, собирая все детали в обратном порядке.

Замена рулевого колеса произведена. Для проверки правильности выполненных работ надо выровнять колеса.

Первую неделю после замены руля не следует ездить с большой скоростью, чтобы привыкнуть к новым ощущения и не допустить ДТП.

Смотрите также видео

ВАЗ-2107, к которому привыкли тысячи соотечественников, по нескольким параметрам уступает зарубежным аналогам, ввиду чего автомобилисты, желающие родного авто, производят своими руками тюнинг рулевого управления ВАЗ-2107. Обдуманным и правильным решением тюнинга можно считать установку гидроусилителя или электроусилителя руля. Благодаря грамотной модернизации в автомобиле появится агрегат, посредством которого создаётся дополнительное усилие на колёса при вхождении в поворот. Произведённое усовершенствование приблизит отечественное авто к классу более дорогих зарубежных машин.

Тюнинг рулевого управления

Тюнинг рулевого управления ВАЗ-2107 можно начать с вполне обоснованного решения сменить заводской руль на более спортивное приспособление диаметром 320 мм. Подобный агрегат подарит владельцу авто множество преимуществ: во-первых, он сможет парковаться с большей манёвренностью. В момент модернизации руля не стоит забывать об установке травмобезопасного стакана.

Те автомобилисты, которые предпочитают спортивный тюнинг (рейка с малым числом), должны быть готовы отдать за агрегат в два раза больше средств, нежели за простое стандартное приспособление. Однако, после установки автомобиль обретёт возможность поворачивать колёса всего за два рулевых оборота.

Третьим шагом по усовершенствованию авто может стать регулировка развала и схождения. Эксперты, которые много лет работают с ВАЗа, повышают схождение и отрицательный развал на передней оси. Вместе с этим необходимо в обязательном порядке обратить внимание на схождение задней колёсной базы, которое должно, наоборот, снижаться.

Установка гидроусилителя руля

Если автомобилист хочет внедрить гидроусилитель руля на ВАЗ-2107 , который завод-производитель не счёл нужным устанавливать в одну из самых бюджетных машин всего мира, он может пойти по одному из двух возможных путей. Во-первых, можно подобрать оптимальную рулевую рейку, которая имеет гидроусилитель руля и потом уже решить вопрос относительно его дальнейшего расположения в автомобиле. Правда, такое действие потребует огромных трудозатрат и средств. Во-вторых, что более целесообразно, можно купить в магазине автозапчастей готовый комплект, позволяющий произвести над стационарной рулевой рейкой всевозможные максимально полезные манипуляции.

Приобретённый гидроусилитель руля на ВАЗ-2107 будет состоять из множества деталей: насоса, шкива, рулевого редуктора, гидроцилиндра, расширительного бачка и системы шлангов.

Чтобы установить гидроусилитель руля на ВАЗ-2107, нужно начать с насоса, посредством которого осуществляется прокачка и создаётся определённое давление в агрегате. Этот насос нужно поместить на блок цилиндров, так как функционировать он будет за счёт ременной передачи. Следующим шагом нужно определить место установки шкива коленвала. Затем производится замена рулевого редуктора. Автовладельцу следует заблаговременно проверить размер приобретённого устройства, так как он, вероятнее всего, будет отличаться от заводского аналога, ввиду чего может понадобиться доработка места установки приспособления.

Устанавливая в свой автомобиль ГУР, следует внимательно отнестись к гидроцилиндру, который должен располагаться в машине согласно инструкции. Дальнейшая модернизация заключается в расположении расширительного бачка и последовательном соединении комплекса деталей шлангами высокого давления. Установленный бачок необходимо оснастить спецжидкостью, предназначенной непосредственно для гидроусилителя руля. В результате проведённой манипуляции стоит прокачать систему.

Установка электроусилителя руля

Если владелец авто желает установить электроусилитель на ВАЗ-2107, он должен отдать предпочтение заводским агрегатам. Перед тем как настроить и модернизировать систему, следует произвести регулировку датчика скорости трансмиссии. Это позволит избежать слишком «тугих» поворотов руля.

Среди прочих дополнений, ЭУР, владельцу транспортного средства придётся установить новый трос подсоса (приобрести его можно в комплекте к ЭУР для ВАЗ-2108), заменить редуктор и поставить диод MUR1100E.

Электроусилитель руля на ВАЗ-2107 при приобретении готового комплекта подразумевает наличие датчика скорости, разных крепёжных элементов, троса подсоса, замка зажигания, нескольких переключателей и кожуха для колонки руля.

На ВАЗ-2107 электроусилитель руля, необходимо начать с переходной пластины и кардана. После снятия крестовины нужно подобрать кардан соответствующей длины. Сваренная и собранная крестовина, точнее, её подшипники, оснащаются новой смазкой. После этого устанавливается рулевое устройство и подключается электрическая составляющая ЭУР. Провод красного цвета должен идти к АКБ, а коричневый - к шпильке его крепления. Синий кабель, отвечающий за замок зажигания, должен идти к оранжевому. Провода тахометров должны идти к фишке приборной панели, а соединяющие элементы между датчиками скорости к девятому контакту ЭБУ.

Заключение

Тюнинг рулевого управления ВАЗ-2107 требует от автолюбителя времени, средств, сил и определённых знаний. Однако, грамотно проведённые доработки в рулевой системе транспортного средства улучшают поведение машины на дороге, благодаря чему авто становится более манёвренным и контролируемым со стороны водителя.

Рулевой механизм автомобиля это сложный узел. Сейчас различают два основных типа, основанных на ГУР (гидроусилитель руля) и ЭУР (электроусилитель), машины без этих усилителей сейчас уже и не встретить, хотя практически вся классика не имела усиления, поэтому руль был достаточно тяжелым и неудобным в управлении. Эти узлы надежды, какие-то не доставляют проблем по 70 – 80000, другие ходят и по 100 – 150000 километров. Но рано или поздно износ дает о себе знать, рулевая рейка или течь, что говорит о необходимости ее замены или ремонта. Так что же выгоднее? Стоит ли ремонтировать этот узел …


Для начала хочется сказать, что покупка новой рулевой рейки может обойтись в круглую сумму, например оригинал на рядовую , может достигать – 50 000 рублей! Просто вдумайтесь, поэтому многие начинают искать другие варианты, это либо неоригинальные запчасти, либо восстановленные, либо собственно ремонт.

Покупку неоригинальных и каждый решает сам для себя, просто можно нарваться на некачественный продукт который не прослужит и 10000 километров, бывает и через зиму «умирает», а вот ремонт с одной стороны привлекательнее, своей стоимостью и доступностью. Ремонтные комплекты продаются очень часто.

Что выходит из строя чаще всего?

В случаях с гидроусилителем — рейки зачастую начинают стучать (люфтить) или течь. Самые частые неисправности это износ сальников, прокладок, заглушек. Как любой другой трущийся механизм они изнашиваются, становятся тонкими и после просто рвутся, что провоцирует течи.

Также может выйти из строя из-за прорыва основного пыльника, грязь и влага попадают на вал, просто разъедая его, после чего вал уже «убивает» сальники. Посмотрите вот это видео.

Стучат рейки, как правило, из-за выработки направляющих (или центрующих) втулок в которых ходят тяги или вал, они хоть и сделаны из прочных материалов, зачастую мягких металлов или прочных пластиков, но также подвержены износу.

В электроусилителях – течи практически всегда отсутствуют, однако тут есть как стук, так и выход из строя электрической составляющей, которая помогает повороту руля.

Стук, как и у оппонента, говорит об износе валов, направляющих, втулок и т.д. Нужно разбирать и смотреть.

А вот если руль становится тяжелым, либо плохо реагирует и поворачивает, то тут может проявляться неисправность электрических частей. Как правило, они меняются полным узлом.

Сейчас в современных автомобилях преобладают гидроусилители руля, а вот ЭУРОВ почему то меньше, хотя как я считаю, они менее проблемные, хотя бы потому что в них нет . А вообще , так что читайте.

Прежде чем начинать ремонтировать этот узел, нужно для начала купить правильный ремкомплект.

Что входит в ремкомплект и какова его стоимость?

Ремкомплект или ремонтный комплект — это , направляющих, заглушек, пластиковых частей и т.д., он может значительно отличаться от модели и устройства. Например, ремонтный комплект на ЭУР значительно отличается от ГУР, в электроусилителе вообще мало сальников, потому как там практически не применяется масло. Небольшое видео.

Стоимость также значительно колеблется, от 1500 рублей до 5000 рублей. Все зависит от производителя и качества. Хочется вас предостеречь от – лично сам видел когда, ремкомплект можно было купить за 500 рублей, производитель не пойми кто, как я думаю соответствующее качество! Таким образом, после ремонта, такие запчасти не проработают долго, и вам опять нужно будет ехать на СТО и тратить деньги на съем и сборку – разборку, запомните — скупой платит дважды. Поэтому нужно брать только качественные запчасти (ремонтные комплекты), иногда лучше посмотреть в сторону оригинальных частей.

Отдельно стоит подумать о валах или тягах, если они изрядно повреждены коррозией, то их нужно либо полностью менять, либо отдавать на проточку, чтобы «набить» так называемое зеркало. Однако мастера должны быть высокого уровня.

Выбираем правильного мастера

Хороший мастер это залог долгого срока службы ремонтной рейки. Не стоит заезжать к непроверенным ребятам, которые вроде бы ремонтировали, а вроде бы и нет! Даже с качественными запчастями нет никакой гарантии, что рейка прослужит долго, после их ремонта.

Желательно ехать на сертифицированные СТО, либо к тем, кто классифицируется на ремонте только реек. Как правило, в больших городах найдется около десятка таких фирм.

ОБЯЗАТЕЛЬНО! Спрашиваем гарантию на работы перед ремонтом, если не дают, или дают на неделю – две, то просто отказываемся! Гарантия должна быть как минимум 6 месяцев, а лучше больше. НА серьезных станциях вам и ремкомплекты предложат, с которыми они уже давно работают.

СКАЖУ ТАК – от правильного мастера зависит долговечность работы вашего узла, ведь если поставить не так даже один сальник, то рейка начнет течь уже через несколько дней. Так что не видитесь на кустарные работы, вылезет боком.

Стоимость работ

Сейчас стоимость полного ремонта, вместе со снятием и ремонтным комплектом (зачастую фирменным) колеблется от 8000 до 15000 рублей, все зависит от марки и класса автомобиля. Причем гарантия от 6 месяцев до 1 года. В принципе подъемные деньги, так это выгодно или нет?

Так выгоден ли ремонт?

В заключении скажу что – ДА, ВЫГОДЕН! Но при соблюдении всех моментов, что я вам указал выше — запчасти, валы, мастера, гарантия!

Давайте подумаем над различными вариантами:

1) Ремонт – как я уже писал выше, стоимость от 8000 до 15000 р., и это уже готовый вариант, который проходит достаточно долго, есть знакомый, который ремонтировал рейку 3 года назад, до сих пор все нормально. Если делать все работы самому, такое также нельзя исключать, то получается всего 1500 – 5000 р., за ремкомплект!

Кажется, что за последние пару недель из наших статей вы узнали практически всё о рулевых. Мы писали о том, как устранить люфт в и в , о , и о том, . В этой статье мы расскажем о том, как установить новую рулевую, закрыв вопрос об обслуживании рулевых в целом.

В статье рассмотрены следующие вопросы:

Инструмент

Алгоритм инсталляции

Подведение итогов

Инструмент

Для того, чтобы запрессовать рулевую вам понадобятся:

Консистентная смазка

Алгоритм инсталляции

Шаг 1

Воспользуйтесь ветошью и удалите остатки старой смазки и грязи с рулевой трубы вашей рамы. Не забудьте очистить и торцы рулевой. Попутно подготовьте вашу рулевую разложив её где-нибудь рядом.

Шаг 2


При помощи консистентной смазки хорошенько смажьте чашки рулевой и посадочное место для неё в раме.

Шаг 3


Если вы внимательно читали нашу тему про стандарты, то знаете, что просто так вставить чашку в рулевой стакан не получится, так как чашка на пару десятых миллиметра больше, чем посадочное место в стакане. Это сделано для того, чтобы рулевая садилась максимально плотно и не разбалтывалась, тем самым портя стакан и вашу раму. Поставьте верхнюю чашку на рулевой стакан и при помощи инструмента запрессуйте её в стакан . Важно! С каждым витком инструмента для запрессовки проверяйте нет ли перекоса в движении чашки . Чашка должна входить равномерно. Поэтому устанавливайте чашки поочерёдно ! Убедитесь, что чашка плотно зашла внутрь и нет зазоров между ней и торцом рулевой трубы.

Шаг 4


Запрессуйте нижнюю чашку. Правила те же, что и для верхней. Проверяйте перекос и полную установку чашки внутрь.

Шаг 5


Не забывайте про нижнее упорное кольцо, которое надевается на шток вилки. Из-за утолщения на штоке его трудно надеть, однако поможет трубка подходящего диаметра и молоток. Ни в коем случае не колотите молотком напрямую по упорному кольцу, это может повредить его рабочую поверхность ! Установите остальные части рулевой сверху и работа готова!

Как сделать инструмент для запрессовки самостоятельно

Мы бы оказали вам медвежью услугу, заставив покупать использовавшийся в статье инструмент для запрессовки Park Tool HHP-2, ведь он стоит порядка $150. В этом деле можно схитрить, сделав такой инструмент самостоятельно. Всё, что вам понадобится - это длинная шпилька с резьбой, пара гаек и пара шайб . Диаметр и размеры в принципе не так важны, главное, чтобы ваша шпилька влезла в рулевую трубу и выдержала, когда вы будите закручивать гайки. Скорее всего вы уже смекнули как будет выглядеть конечный продукт, да? У нас есть небольшая анимация для наглядности:

Итог

Запрессовка рулевой не такой трудоёмкий процесс, как может показаться с первого взгляда. Главное здесь тщательная подготовка и внимательность. Не старайтесь устанавливать обе чашки одновременно, это только вызовет перекосы и лишние проблемы. Следуйте пунктам инструкции и у вас всё получится.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...