Чем отличаются крымские татары от казанских.

Ранняя история

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой , проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

См. также

Напишите отзыв о статье "Казанские татары"

Примечания

Литература

  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). - Уфа, 1979.
  • Ахмаров Г. Н. (татар.) русск. // Әхмәрев Г. Н. (татар.) русск. Тарихи-документаль җыентык. - Казан: “Җыен-ТатАрт”, “Хәтер” нәшрияты, 2000.
  • Дроздова Г. И. / автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.06. - Казань: Ин-т истории имени Ш. Марджани АН РТ, 2007. - 27 с.
  • Знаменский П. В. . - Казань, 1910.
  • Каариайнен К. (фин.) русск. , Фурман Д. Е. Татары и русские - верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии . - 1999. - № 11 . - С. 68-80 .
  • Косач Г. Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / К. Каариайнен (фин.) русск. , Д. Е. Фурман (отв. редакторы). - М .: , 2007.
  • Мухаметшин P. М. Татары и ислам в XX веке. (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). - Казань: Фен, 2003. - 303 с. - ISBN 5754402252 .
  • Татары / Отв. ред. Р. К. Уразманова , С. В. Чешко . - М .: Наука , 2001. - 583 с. - (Народы и культуры). ()
  • Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии // Происхождение казанских татар. - Казань, 1948. - С. 30-34.
  • Уразманова Р. К. Семейный быт татар юго-восточных районов Татарии // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. - Казань: Казанский филиал Академии наук СССР , 1976. - 152 с.
  • Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа: историко-этнографические исследования. - Казань: Татарское книжное издательство , 1984. - 145 с.
  • Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл. XIX-нач. XX вв. Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Издательство ПИК "Дом печати", 2001. - 198 с.
  • Уразманова Р. К. // Этнографическое обозрение . - 2009. - № 1 . - С. 13-26 .

Отрывок, характеризующий Казанские татары

«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.

Этноним «татары» известен с глубокой древности; наиболее вероятная этимология – от китайского названия одного из племен хунну (кочевников к северу от Китая) – дада (или дадан). Позже, когда тюрки вторглись в Европу, это слово было соотнесено с греческим названием подземного царства – «тартар». То есть несущие смерть и разрушение восточные кочевники в сознании европейцев ассоциировались с пришельцами из ада. В позднем Средневековье этноним «татары» закрепился за большим количеством тюркских народов, которые впоследствии имели различную политическую и этническую историю.

Этногенез

Золотая Орда в максимальных границах включала, кроме Поволжья, Южную Украину, Крым, Северный Казахстан и даже часть Западной Сибири. На этой территории, помимо татар, проживало большое количество разных народов, которые участвовали в их этногенезе и, естественно, оказывали влияние на формирование национального стереотипа поведения. В первой половине 15 века Золотая Орда распалась на несколько государств, в числе которых были Казанское и Крымское ханства. Казанское ханство в середине 16 века завоевал Иван Грозный, и поволжские татары оказались в орбите политики Русского государства. А татары крымские, попав в вассальную зависимость от своих единоверцев-турок, сохраняли относительную самостоятельность вплоть до 80-х годов 18 века.

Отличие крымских татар от казанских татар в том, что в этногенезе этих народов участвовали различные этносы. Современные поволжские (казанские) татары взяли от пришельцев с востока этноним, а генофонд – большей частью от волжских булгар (древнего тюркского народа, создавшего свое государство еще в 9 веке нашей эры или даже немного раньше – точных данных нет), а также от финно-угорских народов Поволжья (предков нынешних марийцев, удмуртов и мордвы) и славян. Из-за такого национального «коктейля» антропологический тип казанских татар вполне справедливо относят к европеоидному с небольшим количеством монголоидных черт. Достаточно вспомнить облик известного актера, поволжского татарина Марата Башарова. На стереотипного потомка батыевых воинов он не похож совершенно: светло-русые волосы, голубые глаза. Кого он только не играл в кино! Даже Александра Керенского. А вот из представителей восточных народов – никого, поскольку типаж у него абсолютно русский.

Крымские татары также относятся преимущественно к европеоидному типу, но в их этногенезе участвовали другие народы. Крым уже много тысяч лет является «проходным двором» Восточной Европы, и его последовательно заселяли и колонизировали киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, римляне, гунны, аланы, хазары, готы, славяне, печенеги, итальянцы. Потомки этих народов, даже после того, как породившие их этносы сходили с исторической арены, оставались жить в Крыму, формируя крымский антропологический тип. На момент завоевания Крыма Батыем там проживали потомки аланов и готов, еще не полностью утративших свою национальную идентичность, а также существовали колонии византийских греков и итальянских городов, прежде всего Генуи. Позже все это население, перемешавшись с татарами, было ими ассимилировано и внесло свой вклад в формирование крымско-татарского антропологического типа.

Лингвистические особенности

Племена кочевников, входившие в Золотую Орду, говорили на разных языках, хотя и являющихся веточками общетюркского лингвистического древа. Позже, когда Крымское и Казанское ханства обособились, и особенно после завоеваний Ивана Грозного, связь между этими осколками Золотой Орды стала крайне затруднена, следовательно, различия начали усиливаться. Отсутствие более-менее значимой коммуникации носителей данных языков постепенно увеличивало разрыв. Сейчас крымско-татарский язык и татарский (под которым понимают язык поволжских татар) обособились достаточно сильно, чтобы считать их не диалектами, а самостоятельными, хотя и близкородственными лингвистическими системами.

И татарский, и крымско-татарский языки имеют несколько диалектов. В татарском языке это:

  • западный (мишарский) – язык татарской этнографической группы «мишари»;
  • средний (казанский), ставший основой для татарского литературного языка;
  • восточный (сибирско-татарский).

В крымско-татарском:

  • южнобережный;
  • северный (или степной);
  • средний, ставший основой для литературного языка.

Если все диалекты татарского языка восходят к единому пращуру – языку кипчакскому (или куманскому, что одно и то же), то в Крыму не все так явно. Например, южнобережный диалект происходит, по мнению большинства лингвистов, от другой веточки тюркских языков – огузской. Древние огузы кочевали в Приаралье, в отличие от кипчаков, которые известны в русских летописях как половцы, а в византийских источниках – как куманы. К тому же на него сильно повлияло соседство с прибрежными греческими и итальянскими городами – в нем много заимствований из этих языков. Хотя сейчас различия между диалектами благодаря развитию литературного языка постепенно сглаживаются.

Что касается взаимного понимания поволжских и крымских татар, то тут столетия раздельного проживания оказали свое влияние. Различия между этими языками примерно такие же, как между русским и украинским, или, возможно, немного больше. Русский и украинский языки имеют много общего в главном – в грамматическом строе, и в значительной степени – в лексике. Однако если украинец (особенно проживающий в сельской местности) станет говорить быстро, то русский вряд ли его поймет: большое количество сугубо малороссийских лексем (хотя и происходящих от тех же корней, что и русские) и непривычные интонации сильно затруднят восприятие устной речи. Приблизительно такое же соотношение – между татарским и крымско-татарским языками.

Сравнительная таблица

В приведенной ниже таблице собрана воедино информация о том, в чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами. Разумеется, ее можно сделать значительно более объемной, но различные лингвистические, религиозные и исторические нюансы обычному человеку вряд ли будут интересны, поэтому можно ограничиться общими сведениями.

Поволжские татары Крымские татары
Численность Более 5 млн 300 тысяч Около 484 тысяч
Вероисповедание Ислам суннитского толка, часть (кряшены, нагайбаки и некоторые другие субэтносы) – православие Ислам суннитского толка
Язык Тюркская группа, кипчакская подгруппа Тюркская группа, разные диалекты происходят от кипчакской и огузской подгрупп
Проживание Республика Татарстан – около 2 млн, остальные – более или менее компактными группами в Российской Федерации, странах бывшего СССР, небольшие группы – вне СНГ Республика Крым – около 230-270 тысяч по разным данным, остальные – в южных регионах Украины и России, а также в Румынии, Узбекистане и некоторых других странах

История

Ранняя история

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение . Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности - за речкой.

Надмогильные сооружения . Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения . Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой - стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин - тюбетейка , а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой , проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе - 146 татар, в Чистопольском районе - 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
Признаки Татары Арского района Татары Елабужского района Татары Чистопольского района
Число случаев 160 146 109
Рост 165,5 163,0 164,1
Продольн. диам. 189,5 190,3 191,8
Попереч. диам. 155,8 154,4 153,3
Высотн. диам. 128,0 125,7 126,0
Головной указ. 82,3 81,1 80,2
Высотно-продольн. 67,0 67,3 65,7
Морфологическ. высота лица 125,8 124,6 127,0
Скуловой диам. 142,6 140,9 141,5
Морфологическ. лицев. указатель 88,2 88,5 90,0
Носовой указатель 65,2 63,3 64,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5) 70,9 58,9 73,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку) 83,7 87,7 74,2
Горизонтальный профиль % плоских 8,4 2,8 3,7
Средний балл (1-3) 2,05 2,25 2,20
Эпикантус(% наличия) 3,8 5,5 0,9
Складка века 71,7 62,8 51,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2) 67,6 45,5 42,1
Средний балл (1-5) 2,24 2,44 2,59
Высота переносья Средний балл(1-3) 2,04 2,31 2,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых 6,4 9,0 11,9
% выпуклых 5,8 20,1 24,8
Положение кончика носа % приподнятых 22,5 15,7 18,4
% опущенных 14,4 17,1 33,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населения Светлые европеоидные Понтийские Сублапоноидные Монголоидные
N % N % N % N %
Татары Арского района Татарии 12 25,5 % 14 29,8 % 11 23,4 % 10 21,3 %
Татары Елабужского района Татарии 10 16,4 % 25 41,0 % 17 27,9 % 9 14,8 %
Татары Чистопольского района Татарии 6 16,7 % 16 44,4 % 5 13,9 % 9 25,0 %
Все 28 19,4 % 55 38,2 % 33 22,9 % 28 19,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

Понтийский тип - характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип - характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей - строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других - сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) - характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) - характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний.

Теория этногенеза казанских татар

Существуют несколько теорий этногенеза татар. В научной литературе наиболее подробно описаны три из них:

  • булгаро-татарская теория
  • татаро-монгольская теория
  • тюрко-татарская теория.

См. также

Напишите отзыв о статье "Казанские татары"

Примечания

Литература

  • Ахатов Г. Х. Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). - Уфа, 1979.
  • Ахмаров Г. Н. (татар.) русск. // Әхмәрев Г. Н. (татар.) русск. Тарихи-документаль җыентык. - Казан: “Җыен-ТатАрт”, “Хәтер” нәшрияты, 2000.
  • Дроздова Г. И. / автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.06. - Казань: Ин-т истории имени Ш. Марджани АН РТ, 2007. - 27 с.
  • Знаменский П. В. . - Казань, 1910.
  • Каариайнен К. (фин.) русск. , Фурман Д. Е. Татары и русские - верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии . - 1999. - № 11 . - С. 68-80 .
  • Косач Г. Г. Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Новые церкви, старые верующие - старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / К. Каариайнен (фин.) русск. , Д. Е. Фурман (отв. редакторы). - М .: , 2007.
  • Мухаметшин P. М. Татары и ислам в XX веке. (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). - Казань: Фен, 2003. - 303 с. - ISBN 5754402252.
  • Татары / Отв. ред. Р. К. Уразманова , С. В. Чешко . - М .: Наука , 2001. - 583 с. - (Народы и культуры). ()
  • Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии // Происхождение казанских татар. - Казань, 1948. - С. 30-34.
  • Уразманова Р. К. Семейный быт татар юго-восточных районов Татарии // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. - Казань: Казанский филиал Академии наук СССР , 1976. - 152 с.
  • Уразманова Р. К. Современные обряды татарского народа: историко-этнографические исследования. - Казань: Татарское книжное издательство , 1984. - 145 с.
  • Уразманова Р. К. Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл. XIX-нач. XX вв. Историко-этнографический атлас татарского народа. - Казань: Издательство ПИК "Дом печати", 2001. - 198 с.
  • Уразманова Р. К. // Этнографическое обозрение . - 2009. - № 1 . - С. 13-26 .

Отрывок, характеризующий Казанские татары

Мой папа начал «временно» ходить в русскую школу (русские и польские школы в Литве не являлись редкостью), которая ему очень понравилась и он категорически не хотел её бросать, потому что постоянные скитания и смена школ влияла на его учёбу и, что ещё важнее – не позволяла завести настоящих друзей, без которых любому нормальному мальчишке очень тяжело было существовать. Мой дедушка нашёл неплохую работу и имел возможность по выходным хоть как-то «отводить душу» в своём обожаемом окружном лесу.

А моя бабушка в то время имела на руках своего маленького новорождённого сынишку и мечтала хотя бы короткое время никуда не двигаться, так как физически чувствовала себя не слишком хорошо и была так же, как и вся её семья, уставшей от постоянных скитаний. Незаметно прошло несколько лет. Война давно кончилась, и жизнь становилась более нормальной во всех отношениях. Мой папа учился всё время на отлично и учителя порочили ему золотую медаль (которую он и получил, окончив ту же самую школу).
Моя бабушка спокойно растила своего маленького сына, а дедушка наконец-то обрёл свою давнишнюю мечту – возможность каждый день «с головой окунаться» в так полюбившийся ему алитуский лес.
Таким образом, все были более или менее счастливы и пока что никому не хотелось покидать этот поистине «божий уголок» и опять пускаться странствовать по большим дорогам. Они решили дать возможность папе закончить так полюбившуюся ему школу, а маленькому бабушкиному сыну Валерию дать возможность как можно больше подрасти, чтобы было легче пускаться в длинное путешествие.
Но незаметно бежали дни, проходили месяцы, заменяясь годами, а Серёгины всё ещё жили на том же самом месте, как бы позабыв о всех своих обещаниях, что, конечно же, не было правдой, а просто помогало свыкнутся с мыслью, что возможно им не удастся выполнить данное княжне Елене слово уже никогда... Все Сибирские ужасы были далеко позади, жизнь стала каждодневно привычной, и Серёгиным иногда казалось, что этого возможно и не было никогда, как будто оно приснилось в каком-то давно забытом, кошмарном сне...

Василий рос и мужал, становясь красивым молодым человеком, и его приёмной матери уже всё чаще казалось, что это её родной сын, так как она по-настоящему очень его любила и, как говорится, не чаяла в нём души. Мой папа звал её матерью, так как правды о своём рождении он пока ещё (по общему договору) не знал, и в ответ любил её так же сильно, как любил бы свою настоящую мать. Это касалось также и дедушки, которого он звал своим отцом, и также искренне, от всей души любил.
Так всё вроде понемногу налаживалось и только иногда проскальзывающие разговоры о далёкой Франции становились всё реже и реже, пока в один прекрасный день не прекратились совсем. Надежды добраться туда никакой не было, и Серёгины видимо решили, что будет лучше, если эту рану никто не станет больше бередить...
Мой папа в то время уже закончил школу, как ему и пророчили – с золотой медалью и поступил заочно в литературный институт. Чтобы помочь семье, он работал в газете «Известия» журналистом, а в свободное от работы время начинал писать пьесы для Русского драматического театра в Литве.

Всё вроде бы было хорошо, кроме одной, весьма болезненной проблемы – так как папа был великолепным оратором (на что у него и вправду, уже по моей памяти, был очень большой талант!), то его не оставлял в покое комитет комсомола нашего городка, желая заполучить его своим секретарём. Папа противился изо всех сил, так как (даже не зная о своём прошлом, о котором Серёгины пока решили ему не говорить) он всей душой ненавидел революцию и коммунизм, со всеми вытекающими из этих «учений» последствиями, и никаких «симпатий» к оным не питал... В школе он, естественно, был пионером и комсомольцем, так как без этого невозможно было в те времена мечтать о поступлении в какой-либо институт, но дальше этого он категорически идти не хотел. А также, был ещё один факт, который приводил папу в настоящий ужас – это участие в карательных экспедициях на, так называемых, «лесных братьев», которые были не кем-то иным, как просто такими же молодыми, как папа, парнями «раскулаченных» родителей, которые прятались в лесах, чтобы не быть увезёнными в далёкую и сильно их пугавшую Сибирь.
За несколько лет после пришествия Советской власти, в Литве не осталось семьи, из которой не был бы увезён в Сибирь хотя бы один человек, а очень часто увозилась и вся семья.
Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.
Вначале он был секретарём комсомола, из коего несколько раз уходил «по собственному желанию» и возвращался уже по желанию чужому. Позже, был членом коммунистической партии, из которой также с «большим звоном» вышвыривался и тут же забирался обратно, так как, опять же, немного находилось в то время в Литве такого уровня русскоговорящих, великолепно образованных людей. А папа, как я уже упоминала ранее, был великолепным лектором и его с удовольствием приглашали в разные города. Только там, вдали от своих «работодателей», он уже опять читал лекции не совсем о том, о чём они хотели, и получал за это всё те же самые проблемы, с которых началась вся эта «канитель»...
Я помню как в одно время (во времена правления Андропова), когда я уже была молодой женщиной, у нас мужчинам категорически запрещалось носить длинные волосы, что считалось «капиталистической провокацией» и (как бы дико сегодня это не звучало!) милиция получила право задерживать прямо на улице и насильно стричь носящих длинные волосы людей. Это случилось после того, как один молодой парень (его звали Каланта) сжёг себя живьём на центральной площади города Каунас, второго по величине города Литвы (именно там тогда уже работали мои родители). Это был его протест против зажима свободы личности, который перепугал тогда коммунистическое руководство, и оно приняло «усиленные меры» по борьбе с «терроризмом», среди которых были и «меры» глупейшие, которые только усилили недовольство живущих в то время в Литовской республике нормальных людей...
Мой папа, как свободный художник, которым, поменяв несколько раз за это время свою профессию, он тогда являлся, приходил на партсобрания с длиннющими волосами (которые, надо отдать должное, у него были просто шикарные!), чем взбесил своё партийное начальство, и в третий раз был вышвырнут из партии, в которую, через какое-то время, опять же, не по своей воле, обратно «угодил»... Свидетелем этому была я сама, и когда я спросила папу, зачем он постоянно «нарывается на неприятности», он спокойно ответил:
– Это – моя жизнь, и она принадлежит мне. И только я отвечаю за то, как я хочу её прожить. И никто на этой земле не имеет права насильно навязывать мне убеждения, которым я не верю и верить не хочу, так как считаю их ложью.
Именно таким я запомнила своего отца. И именно эта его убеждённость в своём полном праве на собственную жизнь, тысячи раз помогала мне выжить в самых трудных для меня жизненных обстоятельствах. Он безумно, как-то даже маниакально, любил жизнь! И, тем не менее, никогда бы не согласился сделать подлость, даже если та же самая его жизнь от этого зависела бы.
Вот так, с одной стороны борясь за свою «свободу», а с другой – сочиняя прекрасные стихи и мечтая о «подвигах» (до самой своей смерти мой папа был в душе неисправимым романтиком!), проходили в Литве дни молодого Василия Серёгина... который всё ещё понятия не имел, кем он был на самом деле, и, если не считать «кусачих» действий со стороны местных «органов власти», был почти полностью счастливым молодым человеком. «Дамы сердца» у него пока ещё не было, что, наверное, можно было объяснить полностью загруженными работой днями или отсутствием той «единственной и настоящей», которую папе пока что не удалось найти...
Но вот, наконец-то, судьба видимо решила, что хватит ему «холостятничать» и повернула колесо его жизни в сторону «женского очарования», которое и оказалось тем «настоящим и единственным», которого папа так упорно ждал.

Её звали Анна (или по-литовски – Она), и оказалась она сестрой папиного лучшего в то время друга, Ионаса (по-русски – Иван) Жукаускаса, к которому в тот «роковой» день папа был приглашён на пасхальный завтрак. У своего друга в гостях папа бывал несколько раз, но, по странному капризу судьбы, с его сестрой пока что не пересекался. И уж наверняка никак не ожидал, что в это весеннее пасхальное утро там его будет ждать такой ошеломляющий сюрприз...
Дверь ему открыла кареглазая черноволосая девушка, которая за один этот коротенький миг сумела покорить папино романтическое сердце на всю его оставшуюся жизнь...

Звёздочка
Снег и холод там, где я родился,
Синь озёр, в краю, где ты росла...
Я мальчишкой в звёздочку влюбился,
Светлую, как ранняя роса.
Может быть в дни горя-непогоды,
Рассказав ей девичьи мечты,
Как свою подружку-одногодку
Полюбила звёздочку и ты?..
Дождь ли лил, мела ли в поле вьюга,
Вечерами поздними с тобой,
Ничего не зная друг о друге,
Любовались мы своей звездой.
Лучше всех была она на небе,
Ярче всех, светлее и ясней...
Что бы я не делал, где бы не был,
Никогда не забывал о ней.
Всюду огонёк её лучистый
Согревал надеждой мою кровь.
Молодой, нетронутой и чистой
Нёс тебе я всю свою любовь...
О тебе звезда мне песни пела,
Днём и ночью в даль меня звала...
А весенним вечером, в апреле,
К твоему окошку привела.
Я тебя тихонько взял за плечи,
И сказал, улыбку не тая:
«Значит я не зря ждал этой встречи,
Звёздочка любимая моя»...

Маму полностью покорили папины стихи... А он писал их ей очень много и приносил каждый день к ней на работу вместе с огромными, его же рукой рисованными плакатами (папа великолепно рисовал), которые он разворачивал прямо на её рабочем столе, и на которых, среди всевозможных нарисованных цветов, было большими буквами написано: «Аннушка, моя звёздочка, я тебя люблю!». Естественно, какая женщина могла долго такое выдержать и не сдаться?.. Они больше не расставались... Используя каждую свободную минуту, чтобы провести её вместе, как будто кто-то мог это у них отнять. Вместе ходили в кино, на танцы (что оба очень любили), гуляли в очаровательном Алитусском городском парке, пока в один прекрасный день решили, что хватит свиданий и что пора уже взглянуть на жизнь чуточку серьёзнее. Вскоре они поженились. Но об этом знал только папин друг (мамин младший брат) Ионас, так как ни со стороны маминой, ни со стороны папиной родни этот союз большого восторга не вызывал... Мамины родители прочили ей в женихи богатого соседа-учителя, который им очень нравился и, по их понятию, маме прекрасно «подходил», а в папиной семье в то время было не до женитьбы, так как дедушку в то время упрятали в тюрьму, как «пособника благородных» (чем, наверняка, пытались «сломать» упрямо сопротивлявшегося папу), а бабушка от нервного потрясения попала в больницу и была очень больна. Папа остался с маленьким братишкой на руках и должен был теперь вести всё хозяйство в одиночку, что было весьма непросто, так как Серёгины в то время жили в большом двухэтажном доме (в котором позже жила и я), с огромнейшим старым садом вокруг. И, естественно, такое хозяйство требовало хорошего ухода...
Так прошли три долгих месяца, а мои папа и мама, уже женатые, всё ещё ходили на свидания, пока мама случайно не зашла однажды к папе домой и не нашла там весьма трогательную картинку... Папа стоял на кухне перед плитой и с несчастным видом «пополнял» безнадёжно растущее количество кастрюль с манной кашей, которую в тот момент варил своему маленькому братишке. Но «зловредной» каши почему-то становилось всё больше и больше, и бедный папа никак не мог понять, что же такое происходит... Мама, изо всех сил пытаясь скрыть улыбку, чтобы не обидеть незадачливого «повара», засучив рукава тут же стала приводить в порядок весь этот «застоявшийся домашний кавардак», начиная с полностью оккупированными, «кашей набитыми» кастрюлями, возмущённо шипящей плиты... Конечно же, после такого «аварийного происшествия», мама не могла далее спокойно наблюдать такую «сердцещипательную» мужскую беспомощность, и решила немедленно перебраться в эту, пока ещё ей совершенно чужую и незнакомую, территорию... И хотя ей в то время тоже было не очень легко – она работала на почтамте (чтобы самой себя содержать), а по вечерам ходила на подготовительные занятия для сдачи экзаменов в медицинскую школу.

Она, не задумываясь, отдала все свои оставшиеся силы своему, измотанному до предела, молодому мужу и его семье. Дом сразу ожил. В кухне одуряюще запахло вкусными литовскими «цепеллинами», которых маленький папин братишка обожал и, точно так же, как и долго сидевший на сухомятке, папа, объедался ими буквально до «неразумного» предела. Всё стало более или менее нормально, за исключением отсутствия бабушки с дедушкой, о которых мой бедный папа очень сильно волновался, и всё это время искренне по ним скучал. Но у него теперь уже была молодая красивая жена, которая, как могла, пыталась всячески скрасить его временную потерю, и глядя на улыбающееся папино лицо, было понятно, что удавалось ей это совсем неплохо. Папин братишка очень скоро привык к своей новой тёте и ходил за ней хвостом, надеясь получить что-то вкусненькое или хотя бы красивую «вечернюю сказку», которые мама читала ему перед сном в великом множестве.
Так спокойно в каждодневных заботах проходили дни, а за ними недели. Бабушка, к тому времени, уже вернулась из госпиталя и, к своему великому удивлению, нашла дома новоиспечённую невестку... И так как что-то менять было уже поздно, то они просто старались узнать друг друга получше, избегая нежелательных конфликтов (которые неизбежно появляются при любом новом, слишком близком знакомстве). Точнее, они просто друг к другу «притирались», стараясь честно обходить любые возможные «подводные рифы»... Мне всегда было искренне жаль, что мама с бабушкой никогда друг друга так и не полюбили... Они обе были (вернее, мама всё ещё есть) прекрасными людьми, и я очень их обоих любила. Но если бабушка, всю проведённую вместе жизнь как-то старалась к маме приспособиться, то мама – наоборот, под конец бабушкиной жизни, иногда слишком открыто показывала ей своё раздражение, что меня глубоко ранило, так как я была сильно к ним обоим привязана и очень не любила попадать, как говорится, «между двух огней» или насильно принимать чью-нибудь сторону. Я никогда так и не смогла понять, что вызывало между этими двумя чудесными женщинами эту постоянную «тихую» войну, но видимо для того были какие-то очень веские причины или, возможно, мои бедные мама и бабушка просто были по-настоящему «несовместимы», как это бывает довольно часто с живущими вместе чужими людьми. Так или иначе, было очень жаль, потому что, в общем, это была очень дружная и верная семья, в которой все стояли друг за друга горой, и каждую неприятность или беду переживали вместе.
Но вернёмся в те дни, когда всё это только ещё начиналось, и когда каждый член этой новой семьи честно старался «жить дружно», не создавая остальным никаких неприятностей... Дедушка уже тоже находился дома, но его здоровье, к большому сожалению всех остальных, после проведённых в заключении дней, резко ухудшилось. Видимо, включая и проведённые в Сибири тяжёлые дни, все долгие мытарства Серёгиных по незнакомым городам не пожалели бедного, истерзанного жизнью дедушкиного сердечка – у него начались повторяющиеся микроинфаркты...

И именно казанские татары — одна из многочисленных и основных народов среди всех существующих. Разговаривают на русском или татарском языке. Проживают на землях РФ и являются коренными жителями автономной республики Татарстан. Относятся к средней группе по диалектам всех татар.

Численность

В Татарстане проживает 3,8 млн человек, среди которых 53 % всего населения составляют казанские татары (это чуть больше 2 млн представителей этого народа). Больше всего татар в Актанышском раене (97%), меньше всего — в Спасском (29,5%). Также казанских татар можно встретить и в других населенных пунктах России. В иных странах — незначительные поселения в США, Канаде, Украине, Турции и др. Среди этносов у казанских татар встречаются половцы, булгары (очень часто себя так называют татары) и именьковсая культура.

Описание этнической группы

Женщины имеют слегка зауженные глаза, на лице выступаю скулы. Обычно у них крепкое телосложнение. Очень часто скрывают свою красоту, как принято в азиатов. В большинстве случаев ведут малоподвижный образ жизни, что характерно азиатским странам, где всю работу выполняют мужчины, а жены — лишь легкие бытовые задачи. Все татары чистоплотные, им присуща хитрость, но в то же время идет борьба за справедливость. Мужчины также имеют красивую внешность и телосложение, темные глаза. Очень ревнивы и слегка гордые.

Распределение по языковым группам

Так как все татары разговаривают на татарском (знание второго языка зависит от местности), то и казанские татары могут этим похвастаться. Единственное, что немного отличается говор, потому как его относят к среднему (казанскому) диалекту. Татарский язык, соответственно, относиться к кыпчакской группе тюркского происхождения языков. Что касается литературы и письменности, то применяется казанский диалект.

Происхождение этноса

В Древние времена современные земли татаров называли Булгарией. Там проживали тюркоязычные племена (например, финно-угорское). Как только Волжскую Булгарию завоевали монголы, то возникла Золотая Орда. Долго она не существовала, распалась. Вместо нее начали формироваться различные ханства, так на Булгарских землях появилось Казанское ханство, где в дальнейшем начала формироваться такая народность, как казанские татары (XV-XVI века). Исторически считается, что на этот процесс повлияли:

  • булгары;
  • фино-угры;
  • кыпчаки;
  • тюрки.

Религия

Верования разделились на 2 ветки: христианство (православие) и ислам (суннитского толка).

Кухня

Самое распространенное блюдо — азу. Инными словами это рагу, в его состав входят различные овощи и мясо. Чем больше продуктов, тем блюдо богаче и вкуснее.

Одежда и украшения

Традиционный костюм — кулмэк (туника или туникообразная рубаха) с шароварами. На женском костюме делали изу, разнообразные нашивки и вышивки. Наряд из-за декора (иногда нашивали даже монеты) был очень тяжелый. Мужчины на голову одевают кулэпэш или тюбетейку. Женщинам свойственно одевать вышитый жемчугом калфак, а волосы заплетать, чаще в две косы. Среди обуви представительницы прекрасного пола носят ичиг, это качественные сафьяновые сапоги с узорами. Также каждой женщине хотелось одеть побольше украшений, иногда их вес достигал 6 кг.

Культура и быт

Изначально этот народ занимался скотоводством, реже садили растительность. Проживали в избах. На казанских землях принято быть гостеприимным, поэтому щедро принимают и угощают гостей.

Перед трапезой мыть руки обязательно. Еда за столом начиналась и заканчивалась молитвой. Невоспитанность считается, если самовольничать за столом без разрешения старшин.

Накануне свадьбы дом принято украшать лентами, цветами и другими материалами и чем больше, тем лучше.

Очень ценится вышивка татарок. Они были справные ткачихи. И по сегодня вышитые полотенца — ценное изделие!

В VIII веке на Средней Волге и в Прикамье возникло государство, жители которого называли себя булгарами. Долгое время эта страна мирно соседствовала с Русью. Татарстан – такое название носит республика, расположенная сейчас на месте Волжской Булгарии.

Но не все жители Казани и соседних с ней городов согласны с этнонимом «татары». Многие люди, помня свое историческое наследие, считают себя булгарами – потомками древнего народа, основавшего не одно государство.

Кто такие булгары?

О происхождении булгар (болгар – зависит от произношения) среди ученых до сих пор ведутся споры. Одни этнографы и историки причисляют этих людей к потомкам тюркоязычных племен Центральной Азии. Другие специалисты не сомневаются, что булгары были ираноязычным народом и обитали в исторической области, которую греки называли Бактрия. А сами жители этих мест, расположенных западнее горной системы Гиндукуш, именовали свою страну Балхара, так некоторые ученые и объясняют возникновение этнонима.

Эпоха великого переселения народов привела в движение многие племена, в том числе и булгар. В поисках лучших земель они отправились на запад. В IV веке этот народ поселился в степях Северного Причерноморья, заняв также земли Северного Кавказа вплоть до Каспия. Жизнь булгар была неспокойной, они периодически подвергались нападениям то гуннов, то аваров, то различных тюркоязычных племен.

Как и многие другие народы, чьи земли граничили с супердержавой того времени – Византийской империей – булгары вынуждены были выстраивать с могучим соседом дипломатические отношения. Даже их легендарный правитель хан Кубрат (605-665 гг.) воспитывался в Константинополе. Византийцы часто вынуждали глав соседних государств отдавать им своих наследников, чтобы держать их при императорском дворе как заложников, а заодно и прививать будущим правителям собственные духовные ценности.

В истории каждого народа есть личность, чьи решения определяют судьбу целой страны. Для булгар таким человеком был хан Кубрат. В 632 году он основал государство, которое византийцы назвали Великой Болгарией. По мнению одних исследователей, ее территории охватывали Восточное Приазовье и Кубань, другие специалисты полагают, что земли булгар простирались от Южного Буга до Ставропольской возвышенности.

Впрочем, после смерти легендарного основателя государство распалось, разделенное его сыновьями. Старший из них, которого звали Батбаян, остался в Приазовье с частью народа. Его Брат Котраг увел своих людей в донские степи. Другая группа булгар, возглавляемая Альцеком, после долгих странствий поселилась в районе итальянской Равенны.

Под предводительством третьего сына хана Кубрата, которого звали Аспарух, часть народа перебралась на Дунай. Они и основали современную Болгарию, впоследствии испытав сильное влияние местных славянских племен. Как и многие союзники Византии, болгары приняли христианство. Произошло это в 865 году.

Волжская Булгария

Оставшиеся в Приазовье булгары столкнулись с частыми набегами воинственных хазар. В поисках нового пристанища они перебрались на территорию современного Татарстана. Волжская Булгария была основана во второй половине VIII века.

Для своего времени это было передовое государство. Булгары стали первым из европейских народов, освоившим технологию изготовления стали и выплавки чугуна. А слава местных мастеров кожевенного дела распространилась до Ирана и Центральной Азии. Уже в IX веке, укрепившись на новых землях, эти люди стали строить каменные дворцы.

Благодаря удачному расположению булгары наладили торговлю с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией. Товары транспортировались, в основном, по Волге. Установили булгары экономические связи и с восточными соседями. Сюда регулярно прибывали караваны из Китая, Индии и Персии.

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата. Так получилось, что дунайские булгары объявили себя христианами, а волжские – мусульманами. Некогда единый народ разделила религия.

Первой столицей государства был город Булгар, а в XII веке официальным центром страны стал Биляр. Казань, основанная в 1005 году, тогда еще не имела столичного статуса.

В XIII веке Волжскую Булгарию захватили монголы. Когда-то мощное и независимое государство превратилось в одну из провинций Золотой Орды. С этого момента началось постепенное вытеснение этнонима «булгары».

Казанское ханство

После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана. Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед (Улу-Мухаммед), вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию.

Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. Помимо Казани здесь было много крупных городов: Булгар, Алат, Кашан, Арча, Джукетау, Зюри, Иске-Казань, Тетюши и Лаеш. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек.

Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» (казанцы) или просто по религиозному признаку – мусульмане. Возможно, аристократическая верхушка ханства, не принадлежавшая к булгарам, была заинтересована в том, чтобы их подданные поскорее забыли о своей национальной принадлежности, обычаях и традициях.

В XVI веке Казань начала ощущать усилившееся влияние Москвы. Русские князья неоднократно пытались посадить на престол соседнего государства лояльного им человека. После многочисленных распрей, военных стычек и политических интриг в 1552 году ханство было захвачено войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Казань официально вошла в состав Руси. С этого момента этноним «булгары» окончательно был утрачен.

Кто такие татары?

Татары – тюркоязычный народ, живущий преимущественно в России, Казахстане и Средней Азии. Впервые так себя называть стали представители некоторых маньчжурско-монгольских племен, кочевавших в районе Байкала в VI-IX веках. Понятно, что к булгарам эти люди не имели абсолютно никакого отношения. Они присоединились к завоевательным походам Чингисхана. Именно поэтому русские называли ордынцев монголо-татарами.

Впоследствии этноним «татары» распространился на многие народы, часто не имеющие между собой ничего общего. Так стали именовать некоторые этносы, ранее входившие в состав Золотой Орды. Поэтому возник исторический парадокс: потомков булгар, завоеванных монголами в XIIIвеке, сейчас называют именем их захватчиков.

Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители разных народностей. Они не имеют общих предков, и их этногенез происходил независимо друг от друга. Этот факт может объяснить, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга.

При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6% (в зависимости от района). Все-таки среди булгар случались смешанные браки с ордынцами, хотя и довольно редко.

Многие коренные жители современной Казани не согласны с тем, что их называют татарами. Не удивительно. Ведь это почти то же самое, если бы русских перепутали с немцами.

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...