Русские крейсера, справочник, ч.3. Конструкция крейсера Россия

Это продолжение моего поста по "Авроре" и ее одноклассниках (см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1819309.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ.

1) Броненосные крейсера

"Рюрик" (1-й) - типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою

"Память Азова" и "Нахимов" я тут не учитываю - первый стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), второй не получил в ходе ремонта и модернизации новую артиллерию, пошел в бой и погиб со старой...
Так что остается 8 кораблей этого класса:

"Рюрик" (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), "Россия", "Громобой", "Баян", "Макаров", "Паллада" (2-я), "Баян" (2-й), "Рюрик" (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, "Рюрик" и "Баян" в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре - японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй ("Асо"), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила "Палладу" (2-ю) со всем экипажем. Все, кроме "Рюрика" (2-го) в 1922 г. были проданы на слом в Германию ("Громобой" и "Россия", правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). "Рюрик" (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).

"Рюрик" (2-й) - уже устарел к моменту ввода в строй...

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер "Алмаз" со своим новым оружием - самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей - "Боярин", "Новик", "Жемчуг", "Изумруд" и "Алмаз", ГК - 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, "Боярин", Изумруд" и "Новик" потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером "Цусима" у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами ("Судзуя"), в 1913 г. сдан на слом. "Жемчуг" погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером "Эмден" в Пенанге в 1914 г.). "Алмаз" с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул...

"Новик", немецкая "сборка" - самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа "Амур" (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. "Енисей" (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., "Амур" (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. - ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней - Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 - "Аврора" и "Память Меркурия"/"Коминтерн".

ИТОГО за период ок. 20 лет (с момента закладки "Рюрика" до вступления в строй "Баяна" 2-го) в состав русского флота вступили 25 кораблей крейсерского типа (+2 перевооруженных на новую артиллерию старых), недостроен только 1 из заложенных. 14 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 8 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 3 , в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

Т.о. перед началом РЯВ у нас в строю было 18 новых (меньше 10 лет) крейсеров с современной артиллерией (+1 вступил в строй во время войны - "Олег"), к началу 1-й МВ их стало 15 (включая "Алмаз"; еще 6 вступили в строй, но 10 были потеряны).
Тогдашним современным требованиям эти корабли уже не удовлетворяли, поэтому планировалось строительство новых. В 1913-14 гг было заложено 10 кораблей - 8 типа "Бутаков" (две подсерии по 4 ед. - балтийская и черноморская) в России и 2 типа "Невельской" в... Германии! ГК - 130-мм на обоих проектах.
НИ ОДИН из этих кораблей до конца 1-й МВ в строй нашего флота не вошел. Германцы свои два конфисковали, 1 из них ("Эльбинг", бывш. "Невельской") погиб в 1916 г. во время Ютландского сражения (опять "англичанка гадит!), а второй ("Пиллау", бывш. "Муравьев-Амурский", принимал участие в оперции в Рижском заливе против нас в 1917 г.) в 1920 г. передан Италии, получил имя "Бари" и был потоплен американской авиацией в 1943 г. в Ливорно (поднят и разобран в 1948 г.).

Итальянец "Бари" (бывш. "Муравьев-Амурский") в Венеции

Из новых крейсеров нашей постройки:

2 на воду не спускали, разобрали на стапеле, остальные спущены в 1915-16 гг, "Грейг" и "Спиридов" достроены в 1926 г. как танкеры (!) "Азнефть" и "Грознефть", первый погиб в шторм на рейде Туапсе в 1937г., второй превращен в 1934 г. в несамоходную баржу, дважды затоплен в Мариуполе - в 1941 г. нашими, в 1943 г. немцами, дважды же был поднят, сдан на слом в 1952 г.

Бывш. "Спиридов"/"Грознефть" в Мариуполе

Недостроенный "Бутаков" в 1940-41 гг даже назывался "Авророй" (!), его планировали достроить как учебный крейсер, но в 1942 г. он был потоплен огнем немецкой артиллерии в Ленинграде (торг.порт), после войны поднят и в 1952 г. сдан на слом.
"Светлана", "Нахимов" и "Лазарев" достроены в 1927-28 гг, как "Профинтерн" (позже "Красный Крым"), "Червона 404" и "Красный Кавказ" (последний достроен в 1932 г. по измененному проекту с орудиями ГК 180-мм). "Червона 404" в 1941 г. потоплена в Севастополе немецкой авиацией, поднята в 1947 г., переоборудована в корабль-мишень (выброшена на мель для отработки ударных задач авиацией). "Красный Крым" и "Красный Кавказ" принимали активное участие в ВОВ, перевезли десятки тысяч человек десанта, пополнения, раненых, эвакуируемых, сотни тонн грузов и вооружения, израсходовали тысячи снарядов (больше 3.000 130-мм и около 500 180-мм). "Красный Крым" первым из кораблей ЧФ вошел в освобожденный Севастополь в ноябре 1944 г., с 1949 г. учебный крейсер, с 1953 г. плавказарма, в 1959 г. сдан на слом. "Красный Кавказ" с 1947 г. учебный крейсер, в 1952 г. переоборудован в корабль-мишень, в том же году потоплен при испытаниях ПКР "Комета".

"Красный Кавказ" - его хотели перевооружить на ГК 4х2х152-мм, но состояние не позволило

"Красный Крым" салютует при входе в Севастополь, 5 ноября 1944 г.

Проект 78 - учебный крейсер из "Бутакова"

Т.о. из 10 заказанных и начатых постройкой кораблей флот получил только 3 и на полтора десятилетия позже... Одна из причин пренебрежения достройкой легких крейсеров в период 1-й МВ - вступление в строй флота эсминцев типа "Новик" с мощным артиллерийским вооружением (торпедное себя, надо признать, не оправдало!), к-рые и выполняли крейсерские функции на закрытых ТВД Балтики и Черноморья.
Но, зато, были и незапланированные пополнения крейсерами: о выкупленном "Варяге" и его судьбе я уже писал в Ч.1, вместе с ним выкупили и бывш. броненосец "Пересвет" (в японском флоте "Сагами"), перечислив его в класс крейсеров (артиллерия ГК - 254-мм). При переходе с Дальнего Востока погиб в 1916 г. на германской мине в Средиземном море.
И последний: в 1915 г. у Одессы подорвался на мине турецкий крейсер "Меджидие" (американской постройки), на всякий случай его торпедировал еще и турецкий эсминец, но наши подняли корабль и в 1916 г. ввели в строй (перевооружив на 130-мм артиллерию). В 1918 г. захвачен в Севастополе германскими войсками и возвращен туркам. Списан в 1947 г., разобран в 50-е.

"Прут" в составе ЧФ

Итого , в начале 30-х годов наш флот имел всего 3 (ТРИ) крейсера! Это, конечно, не считая "Авроры", "Коминтерна" и "Амура". Т.е. за очередное 20-летие (начиная с закладки "Светлан" до вступления в строй "Красного Кавказа") наш флот начал стр-во 10 крейсеров, но большинство из них так и не получил - бесполезные затраты налицо, хотя и не такие катастрофические, как в классе линкоров - крейсера, всё же, дешевле...
Следующая часть - сталинская.

Русские крейсера Тихого океана

Вся история освоения русского Дальнего Востока, все важнейшие события, способствовавшие утверждению русской государственности на его берегах, связаны с крейсерами. Без этих кораблей, которые могли совершать длительные автономные плавания, были бы невозможны открытие, описание, освоение и охрана новых русских земель на Тихоокеанском побережье. Первыми кораблями крейсерского назначения стали морские кочи Федота Попова и Семена Дежнева, которые в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой, а затем первыми из русских ступили на земли Камчатки и Аляски. На этих кораблях отважные “служилые и промышленные люди” упорно продвигались на Восток и своими выдающимися открытиями подготовили выход России к берегам Тихого океана.

С основанием в 1784 г. русских поселений в Америке (экспедиция Г.И. Шелихова) и созданием Российско-Американской компании начались регулярные рейсы ее судов в Россию и на Дальний Восток.

В 1803 г. по инициативе капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна для установления торговых отношений с Китаем и Японией и помощи Российско- Американской компании два ее шлюпа “Надежда” и “Нева” под военными флагами были посланы на Дальний Восток. Первое кругосветное плавание русских военных кораблей продолжалось ровно три года. Вслед за этой экспедицией в 1806-1852 гг. на шлюпах, бригах и фрегатах было совершено еще более 30 плаваний, каждое из которых замечательно географическими открытиями, проявленными мужеством и героизмом, упорным освоением берегов Азии и Америки. Целый ряд островов в океане был открыт в экспедиции, организованной Н.П. Румянцевым на бриге “Рюрик” (1815-1818) для поиска пути из Берингова пролива вокруг берегов Америки .

В кругосветном плавании фрегата “Крейсер” 1822-1825 гг. под командованием капитана 2 ранга М.П. Лазарева участвовал мичман П.С. Нахимов. Восемь лет нес службу на Дальнем Востоке корвет “Оливуца”, прибывший в Тихий океан в 1850 г. из Балтики (в 1842-1846 гг. плававший в Черном море под названием “Менелай”). Особое место в ряду кораблей, осваивавших Приморье, принадлежит транспорту “Байкал”. Его командир капитан-лейтенант Г.И. Невельской, несмотря на общепринятое мнение о несудоходности Амура, добился организации экспедиции к устью реки и обширными изысканиями в плавании 1849 г. доказал доступность Амура со стороны моря.

Невельской поднялся вверх по Амуру, основал пост Николаевск и в соответствии с Нерчинским договором с Китаем (1689) объявил весь Приамурский край территорией России. Рассеяв длительное заблуждение о том, что Сахалин – полуостров, Г.И. Невельской открыл пролив, отделяющий остров от материка. Дальнейшие исследования Г.И. Невельского во главе специально учрежденной Амурской экспедиции резко изменили характер знаний о русском Дальнем Востоке и его значении для государства, вплотную поставили вопрос об учреждении в этих водах постоянного военно-морского флота.

В 1852 г. на Дальний Восток с дипломатической миссией адмирала Е.В. Путятина был послан фрегат “Паллада”, в следующем году в Тихий океан ушли для крейсерства у побережья фрегат “Аврора”, корвет “Наварин” и с грузами для Камчатки транспорт “Неман”.

В августе 1853 г. на рейде Нагасаки впервые собрался внушительный отряд русских кораблей: “Паллада”, “Оливуца”, транспорт Российско-Американской компании “Князь Меншиков” и первый русский паровой крейсер на Дальнем Востоке – винтовая шхуна “Восток”. Приобретенная в Англии для совместных плаваний с фрегатом “Паллада”, она в 1852-1855 гг. под командованием лейтенанта В. А. Римского-Корсакова выполнила много гидрографических работ, первой через проливы Татарский и Невельского прошла из Японского моря в Амур. Летом 1854 г русские морские силы пополнил новый, только что построенный фрегат “Диана”, присланный на смену “Палладе”. Такие крейсерские силы с присоединением к ним брига Камчатской флотилии “Охотск” и лучших кораблей Российско-Американской компании могли нанести немалый урон колониям и путям сообщения англо-французских союзников в начавшейся в 1853 г. Крымской войне.

Блистательная оборона Петропавловска-Камчатского 12 августа 1854 г., решающую роль в которой сыграли находившиеся там фрегат “Аврора” и вооруженный транспорт “Двина”, стала, по выражению современника, неожиданным и светлым эпизодом на фоне неудач в Крыму. Десант союзников был сброшен в море, их флот ушел.

Пост Николаевск, преобразованный в конце 1856 г. в город, стал центром Приморского края и главной базой русских морских сил. Расширялся и район действия флотилии, переименованной тогда же из Охотской в Сибирскую. На смену ушедшим в 1856 г. на Балтику “Авроре”, “Оливуце” и “Двине” прибыл заказанный в США пароходо-корвет “Америка”, а летом 1858 г. пришла совершившая кругосветное плавание эскадра капитана 1 ранга Д.И. Кузнецова, состоявшая из паровых корветов “Воевода”, “Новик”, “Боярин” и клиперов “Пластун”, “Джигит”, “Стрелок”.

Обычными стали плавания наших кораблей в Тихом океане, у берегов Америки, Японии, Кореи и Китая. Новые русские имена и названия появлялись на карте мира в результате их исследовательской деятельности. Под командованием знающих и требовательных адмиралов и командиров выковывались кадры грядущего броненосного флота (в 1861-1866 гг. .на клипере “Стрелок” и других кораблях эскадры Тихого океана проходил практику учившийся в Николаевском морском училище будущий флотоводец С.О. Макаров).

С 1860 г. для стоянок и зимовок кораблей стала использоваться бухта Золотой Рог, в которой был основан пост Владивосток. Велись поиски и более южных баз. В 1861 г. действовавший столь же смело и дальновидно, как и Г.И. Невельской, начальник третьего Амурского отряда капитан 1 ранга И.Ф. Лихачев занял о-ва Цусима по договору с их владетельным князем. Английская дипломатия переполошилась и угрозой войны заставила Россию отказаться от такой опасной для Британии русской незамерзающей базы.

Роль русского флота в международной политике вновь проявилась во время его так называемой “Американской экспедиции”, когда в Нью-Йорке и Сан-Франциско в конце сентября-начале октября 1863 г. были сосредоточены готовые к действиям в океанах две русские крейсерские эскадры. Балтийская эскадра под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского состояла из парусно-паровых кораблей: фрегатов “Александр Невский”, “Псресвет”, “Ослябя”, корветов “Варяг” и “Витязь”, клипера “Алмаз”. Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А.А. Попова – из корветов “Богатырь”, “Рында”, “Калевала” и клиперов “Абрек”. “Гайдамак”, “Новик” (погиб на подходе к Сан-Франциско). В случае войны эскадры должны были всеми возможными и допустимыми средствами действовать против английских торговых судов и колоний.

Визит кораблей и их последующие плавания у побережья Америки в 1863-1864 гг. содействовали установлению прочных дружественных отношений между США и Россией, высоко подняли престиж нашей страны в глазах всех народов Американского континента., Исходя из этого опыта в 1869 г. для обеспечения постоянного присутствия русских крейсерских сил в океанах было решено сформировать четыре крейсерских отряда из одного корвета и двух клиперов каждый. Первый отряд должен был нести службу в Тихом океане, второй на Балтике, выполняя необходимый ремонт кораблей после службы на Дальнем Востоке и готовясь к отправке туда снова, а другие на переходах: третий из Балтики на Дальний Восток, на смену действующему там, четвертый – обратно – по окончании трехлетней службы в Тихом океане.

Опасность нового столкновения с Англией из- за угрозы ее вмешательства в отношения России с Турцией потребовала повышенной готовности русских кораблей. В конце 1876 г. к берегам Америки вышли русские Средиземноморская и Тихоокеанская эскадры под командованием контр-адмиралов И.И. Бутакова и О.П. Пузино. До военного конфликта дело не дошло, корабли были возвращены в отечественные и близлежащие воды. В марте 1878 г. в связи с новым обострением обстановки (Англия и Австрия добивались отмены мирного договора, заключенного с Турцией после войны 1877-1878 гг.) флот был снова приведен в боевую готовность.

Крейсерские силы было решено пополнить путем вооружения торговых судов, как это уже делалось во время военных действий в Черном море. На средства, собранные по добровольной подписке, проведенной но всей России, было создано государственное судоходное общество “Добровольный флот”, пароходы которого с начала войны переоборудовались в крейсера.

В 1881 г. при разработке 20-летней судостроительной программы было подтверждено, что крейсерская война в открытых морях продолжает оставаться “почти единственным и весьма сильным средством для “нанесения существенного вреда торговым интересам неприятеля, обладающего более или менее значительным коммерческим флотом” {1} .

И хотя программа предусматривала создание эскадр из мореходных броненосцев, крейсера еще преобладали, и их задачи оставались прежними.

Прежней оставалась и тактика. Учитывая отсутствие в океанах собственных опорных пунктов и баз снабжения, каждому русскому крейсеру предстояло действовать самостоятельно и уметь наносить быстрые и решительные удары, не рассчитывая на чью- либо помощь. Наибольшего эффекта русские крейсера должны были добиваться не столько сражениями с одиночными кораблями противника, сколько созданием паники и “моральной угрозы неприятельской морской торговле”. Этими требованиями определялся тип русского крейсера как рейдера-одиночки с повышенными мореходностью, скоростью, автономностью, мощным вооружением и достаточными комфортными условиями, сберегающими силы экипажа в длительном плавании.

Исходя из этих требований и материальных возможностей государства по программе 1881г., планировалось создать крейсерский флот из 30 крейсеров: 21 – корветского ранга и 9 – фрегатского. По существу это была программа создания тихоокеанского крейсерского флота. Задача понятная: необъятные просторы Тихого океана, контроль над которыми был не под силу даже огромному британскому флоту, делали русские крейсерские силы здесь практически неуловимыми. Но эти же просторы (более половины площади Мирового океана) бескрайнего бассейна между двумя самыми большими материками мира означали также и жестокие всесокрушающие штормы, изнурительные температурные нагрузки (с почти 50-градусными перепадами от тропической жары к холоду ледовых вод), крайнюю удаленность от своих берегов, сложности снабжения, невозможность серьезного ремонта. Плавания и боевые действия в этих водах требовали предельного напряжения людских сил, исключительно надежной техники и самых автономных и мореходных кораблей.В соответствии с этой задачей развивались две сложившиеся на период парусно-парового флота ветви крейсеров.

В результате развития кораблей корветского ранга, продолжавших прежний конструктивный тип парусных и парусно-паровых корветов и клиперов, таких как деревянные корветы “Боярин” (885 т, 1856 г.). “Варяг”, “Витязь” (2156 т, 1862 г.) и композитные клипера типа “Вестник” (1380т, 1880 г.), к концу XIX в. появились бронепалубные крейсера типов “Витязь” (3200 т, 1884 г.). “Адмирал Корнилов” (5860 т. 1887 г.) и последующие модификации 1899-1901 гг. -корабли водоизмещением около 6500 т группы “Диана”-“Варяг”-“Богатырь”. К ним, имея близкое назначение, примкнули малые (3200 т) крейсера серии “Новик”-“Боярин” (1900-1901 г.).

Корабли фрегатского ранга, дав миру принципиально новый тип броненосного крейсера (защищенного, подобно броненосцам, поясом брони по ватерлинии) – “Генерал-Адмирал” (4750 т, 1873 г.), привели к появлению крейсеров типа “Владимир Мономах” (5750 т, 1882 г.), “Память Азова” (6060 т, 1888 г.) и “Адмирал Нахимов” (8270 т, 1885 г.). Опыт создания всех этих кораблей и должны были воплотить новые более мощные крейсера, в наибольшей степени отвечающие условиям театра и способные противостоять новейшим из английских крейсеров. Первым таким кораблем нового типа стал “Рюрик”.

Из книги Дредноуты автора Кофман Владимир Леонидович

ВЛАСТЕЛИНЫ ТИХОГО ОКЕАНА Линкор «Нагато» на ходовых испытаниях, 1920 г.Самозатопление кайзеровского Хохзеефлотте в Скапа-Флоу безоговорочно вывело японский флот на третье место в мире после британского и американского. Однако Страна восходящего солнца не собиралась

Из книги Японские асы морской авиации автора Иванов С. В.

От центральной части Тихого океана к Филиппинам К середине 1944 г. в войне на Тихом океане произошел перелом: американцы захватили многие опорные пункты периметра обороны Японии и готовились к высадке на Филиппины. Субмарины союзников устроили настоящее избиение

Из книги Российский флот Тихого океана, 1898-1905 История создания и гибели автора Грибовский В. Ю.

Часть I Становление российского флота Тихого океана

Из книги Боевое применение Р-39 Airacobra автора Иванов С. В.

Глава X Эскадра Тихого океана накануне войны с Японией Двухлетнее командование эскадрой вице-адмирала Н.И. Скрыдлова было отмечено приданием ей целесообразной тактической организации. С сентября 1901 г. постоянным флагманским кораблем эскадры стал специально

Из книги Асы США пилоты F4U «Corsair» автора Иванов С. В.

Из книги “Цесаревич” Часть I. Эскадренный броненосец. 1899-1906 гг. автора

Последние победы в юго-западной части Тихого океана К концу 1943 г. подразделения «Аэрокобр», базировавшиеся на Новой Гвинее, получили другие типы истребителей. В последнем квартале 1943 г. поменяли «Аэрокобры» на «Лайтнинги» эскадрильи 13-й воздушной армии. До Рождества

Из книги Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Центральная часть Тихого океана «Корсары» эскадрилий берегового базирования в основном действовали в юго-западной части Тихого океана, в то время как самолеты F4U палубных подразделений - в центральной его части. Авианосные «Корсары» широко использовались для

Из книги Полуброненосный фрегат “Память Азова” (1885-1925) автора Мельников Рафаил Михайлович

1. Программа для флота Тихого океана Броненосец "Цесаревич" строился по принятой в 1898 г. судостроительной программе "для нужд Дальнего Востока" - самой трудоемкой и, как показали события, самой ответственной из программ за всю историю отечественного броненосного флота.

Из книги Крейсер I ранга "Рюрик" (1889-1904) автора Мельников Рафаил Михайлович

Авианосцы на юго-западе Тихого океана Когда японцы появились на архипелаге Бисмарка, американское верховное командование решило атаковать Рабаул, захваченный ими 23 января. Это задание было дано Оперативному Соединению 11 вице-адмирала Уилсона Брауна. Кроме авианосца

Из книги Минные крейсера России. 1886-1917 гг. автора Мельников Рафаил Михайлович

В юго-западной части Тихого океана Следующей операцией быстроходных авианосцев стала серия атак японских аэродромов на Каролинских островах, чтобы ликвидировать всякую попытку сопротивления высадке в порту Холландия на Новой Гвинее, находившемся в 700 милях южнее

Из книги Броненосцы Соединенных Штатов Америки "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон" и "Айова" автора Белов Александр Анатольевич

Главный часовой Тихого океана

Из книги Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы 10.1918 – 8.1945 гг. Справочник автора Апальков Юрий Валентинович

Из книги автора

Рапорт командира минного крейсера “Гайдамак” - начальнику штаба Командующего флотом Тихого океана 5 апреля 1904 г. № 30.1904 г. марта 31 дня, находились на рейде на левом траверзе броненосца “Петропавловск” на расстоянии одного кабельтова. Около 10 часов утра, стоя на

Из книги автора

Переход броненосца "Oregon" из Тихого океана в Ки-Вест (Из журнала "Морской сборник" № 8 за 1898 г.)"Army and Navy Journal" заимствует из частного письма старшего помощника инженера-механика на Североамериканском броненосце "Орегон" г. Оффлея приводимые ниже подробности о совершённом

Из книги автора

2. Операции по захвату южных районов Тихого океана Для выполнения операций по захвату южных районов Тихого океана корабли Второго и Третьего флотов временно были сведены в Объединенный экспедиционный флот. Этот флот подразделялся на следующие соединения: Главные силы,

"Генерал-Адмирал" (вступил в строй в 1875 г.) - считается первым в мире броненосным крейсером!

Продолжение моего cправочника по теме (см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1819309.html), в нем о других наших дореволюционных крейсерах со скорострельной артиллерией, принимавших участие в РЯВ и 1-й МВ, + дополнение по более ранним кораблям с нарезной артиллерией (клиперы не считаю!), "дожившие" до 20 века...
1) Броненосные крейсера


Родоначальник класса - на фото вверху, в 1877 г. вступил в строй практически однотипный с ним "Герцог Эдинбургский". Корабли вызвали фурор и почти панику в Британии - из-за опасения начала Россией крейсерской войны против нее (как очередная возня с турками начиналась!). Результат, конечно - увеличение расходов на флот - "в ответ" (все прямо как сейчас!). Причем, замечу, броненосных крейсеров со сходными ТТХ у Британии тогда действительно не было, броненосцы, способные догнать наши крейсера были, НО все они имели дульнозарядную артиллерию ГК (хотя и нарезную), первые крупные корабли - броненосцы и крейсера - с казнозарядной артиллерией "серьезного" калибра начали вступать у них в строй через 10 лет после появления наших (+ началось перевооружения ряда кораблей более ранней постройки). "Вот что Крупп животворящий делает!"
Еще через год вступил в строй "долгострой" "Минин" (из-за катастрофы с британским "Кэптеном" его из первоначально башенного переделали в батарейный, в сер. 80-х перевооружили "Князя Пожарского".
Из этих 4-х "Пожарского" списали в 1911 г. (через учебный и блокшив), а остальные стали к 1-й Мировой минзагами, "Минин" погиб в 1915 г. на германской мине, а вот 2 остальных дожили до 40-х годов (!)

Минзаг "25 октября" - бывш. "Нарова", бывш. "Генерал-Адмирал" в ВМФ СССР...

О "Мономахе" и "Донском" писал в Ч.1, так что дальше идет башенный "Нахимов" - он погиб при Цусиме со старой артиллерией - перевооружить не успели!

А потом новый виток истерии у британцев вызвали, последовательно, "Память Азова", "Рюрик", "Россия" и "Громобой"

"Рюрик" (1-й) - типичный рейдер, вызывал опасения у британцев, но погиб в эскадренном бою, для к-рого не годился и не планировался!

Затем ошибочные, но однотипные "Баяны" (2 имярек, французской постройки, "Паллада" и "Адмирал Макаров" - отечественной) и "Рюрик-2" (британской постройки)
"Память Азова" стал учебным кораблем с 1907 г (с резко сокращенным вооружением), потоплен в Кронштадте в 1919 г. британским торпедным катером (дотянулись все-таки!)
Так что всего 14 кораблей этого класса, судьба не упомянутых выше: "Рюрик" (имел старые 203-мм орудия, но 152-мм и 120-мм артиллерия вполне современная!), "Россия", "Громобой", "Баян", "Макаров", "Паллада" (2-я), "Баян" (2-й), "Рюрик" (2-й, в отличии от остальных ГК 254-мм, а не 203-мм). 3 построены за границей (2 во Франции и 1 в Британии). 4 участвовали в РЯВ, "Рюрик" и "Баян" в ходе нее потеряны (первый в бою в Корейском проливе, второй в Порт-Артуре - японская артиллерия). Последний поднят, введен японцами в строй ("Асо"), потоплен в 1932 г. как мишень. Остальные участвовали в составе нашего флота в 1-й МВ, в 1914 г. немецкая ПЛ потопила "Палладу") со всем экипажем. Все, кроме "Рюрика-2" в 1922 г. были проданы на слом в Германию ("Громобой" и "Россия", правда, оказались на камнях в Прибалтике, там и разобраны). "Рюрик" (2-й) разобран в 1924 г (разоружен раньше).

"Рюрик" (2-й) - уже устарел к моменту ввода в строй, в основном по скорости... А ведь можно было вместо 2-х 203-мм орудий в малые башни поставить по одному 254-мм - и был бы почти дредноут!

2) Крейсера 2-го ранга (бронепалубные)

Гидрокрейсер "Алмаз" со своим новым оружием - самолетами, ЧФ, 1915 г.

Сюда относятся 5 кораблей - "Боярин", "Новик", "Жемчуг", "Изумруд" и "Алмаз", ГК - 120-мм пушки системы Канэ (последний получил их только в 1905 г.). 2 построены за границей (1 в Германии, 1 в Дании) Все участвовали в РЯВ, "Боярин", Изумруд" и "Новик" потеряны (первый на своих минах, второй взорван экипажем на ДВ, третий затоплен экипажем после боя с крейсером "Цусима" у Сахалина), последний поднят и введен в строй японцами ("Судзуя"), в 1913 г. сдан на слом. "Жемчуг" погиб в 1-ю МВ (потоплен германским крейсером "Эмден" в Пенанге в 1914 г.). "Алмаз" с 1906 г. посыльное судно, с 1908 г. яхта, с 1914 г. гидрокрейсер/авиатранспорт, ушел с эскадрой Врангеля в Бизерту, там и сгинул...

"Новик", немецкая "сборка" - самый быстрый к моменту ввода в строй крейсер в мире. 25+ уз!

Сюда же, с нек-рыми оговорками, можно отнести и 2 МЗ типа "Амур" (2-й) серии с 120-мм скорострельной артиллерией. "Енисей" (2-й) потоплен германской подлодкой в 1915 г., "Амур" (2-й) с 1918 г. блокшив, с 1930 г. учебное судно, с 1938 г. - ПБ ПЛ. В 1941 г. потоплен немецкой авиацией в Таллине, поднят и разобран в 1951 г.
Т.о. из этой группы кораблей событий 1-й МВ и последовавших за ней - Революции и Гражданской войны не пережил ни один! Напомню, в 1-й группе таких было 2 - "Аврора" и "Память Меркурия"/"Коминтерн".

ИТОГО за период ок. 30+ лет (с "Генерала-Адмирала" до вступления в строй "Баяна" 2-го) в состав русского флота вступили 35 кораблей крейсерского типа (+1 перевооруженный на новую артиллерию старый, 1 погиб до начала 20 в.), недостроен только 1 из заложенных. 16 погибли в ходе боевых действий в ходе РЯВ, 1-й МВ и ГВ/ИИ, 9 сданы на слом в нач. 20-х, 2 ушли с Врангелем в Тунис. 5 , в разном качестве, находились в составе флота к началу ВОВ.

Последние материалы раздела:

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....