О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья. Судебная коллегия по делам военнослужащих Могут ли уволить военного без предоставления жилья

Верховный суд России признал законным увольнение военнослужащих, имеющих только служебное жилье. Они могут жить в казенных апартаментах до того момента, когда получат собственную крышу над головой. Никто экс-служивых не выселит.

Но главный вопрос в другом: теперь отставника не будут держать в списках части, пока он ждет личное жилье. Соответственно, никакого оклада человеку не положено, жить в казенной квартире придется полностью за свой счет.

Для военнослужащих, задумывающихся уже об отставке, это по-настоящему больной вопрос. Не каждому офицеру везет оказаться перед увольнением в том самом месте, где он и хотел бы жить после отставки, да еще успеть получить там личное жилье.

Зато нередко человеку приходится увольняться из дальнего гарнизона. Вполне естественно, что служивый в таком случае хочет получит жилье где-то поближе к цивилизации. В итоге человек может на несколько лет оказаться в подвешенном состоянии, так как жилье в хороших местах быстро не дают. Раньше увольняемого служивого могли держать в списках части столько, сколько нужно для получения личного жилья. Но теперь на время ожидания военных стали снимать в части с довольствия.

В октябре Верховный суд рассмотрел в кассационном порядке несколько подобных дел. Двое истцов увольнялись со службы по организационно-штатным мероприятиям, один - по достижению предельного возраста.

По закону человека, прослужившего не менее десяти лет, нельзя уволить без жилья. Раньше, когда время увольнения настигало офицера в неподходящем для него месте, действовал такой порядок: человека выводили в распоряжение, то есть он числился на службе, не занимая конкретной должности. Он получал определенный оклад и ждал положенную квартиру. Такое подвешенное состояние могло продолжаться годами. Ничего особенного от без пяти минут отставника не требовали: время от времени ему надо было появляться на службе. Иногда ему могли давать какие-то несложные поручения. Но главной его задачей было ждать. Причем, он мог ждать и в служебном жилье.

Но теперь порядок изменился. Воинские части начали исключать из своих списков военнослужащих, имеющих служебное жилье. Например, один из истцов служил в поселке Горячий пляж на острове Кунашир на Курилах. Он был летчиком в пограничной авиации, дослужился до подполковника, стаж имел более 10 лет. Однако в марте 2008 года его признали негодным к летной работе. Служить же на земной должности подполковник не захотел. Осенью того же года он был уволен в запас, но затем почти шесть лет оставался в списках части. Все это время он жил в служебной квартире в военном городке.

Однако летом прошлого года его решили исключить из списков части, то есть сделать на 100% отставником. "В ходе беседы в связи с предстоящим увольнением командованием было доведено до истца, что в связи с тем, что он обеспечен по месту военной службы служебным жильем, он будет уволен и исключен из списков личного состава Отряда с оставлением в списке нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства", говорится в материалах Верховного суда. Проще говоря, права на жилье человека не лишили, он будет по-прежнему ждать. Но на службе его держать уже не станут, и никакие оклады ему больше не положены.

Офицер попытался протестовать, и даже сдал свою квартиру. Но это ему не помогло. Командование пояснило, что выселять офицера никто не собирался. Более того, ему гарантировали, что он будет жить там, пока не получит собственное жилье.

"К тому же, как следует из письменных объяснений врио командира Отряда, после сдачи заявителем служебного жилья оно никому не перераспределялось, в него никто не вселялся, а заявителю было предложено занять служебное жилое помещение до обеспечения жильем по избранному месту жительства", говорится в материалах Верховного суда. В итоге Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного суда Российской Федерации сочла, что наличие служебного жилья у военнослужащего не препятствует его увольнению в запас.

В подобную же ситуацию попал майор К., служивший на Дальнем Востоке в одном из дальних гарнизонов. В 2010 году он был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Напомним, что в то время в армии шли большие сокращения. После отставки майор решил обосноваться в Казани, и написал соответствующий рапорт. Так как квартиры там ему до сих пор не дали, он вынужден жить в том гарнизоне, в котором закончил службу.

До июля прошлого года майор числился в распоряжении, но затем его полностью исключили из списков части. Как пояснило командование, в 2012 году поселок, где служил офицер, был исключен из числа закрытых военных городков. А так как у человека есть служебное жилье, то держать в списках части офицера необязательно. Верховный суд с такой позицией согласился.

Как пояснила Судебная коллегия Верховного суда России по делам военнослужащих, согласно п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. Но, как говорится в том же пункте, "при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Военнослужащие – физические лица, которые заключили контракт или проходящие службу на срочной основе, обладающие особым статусом, указанным в ФЗ № 76, датированным 27 мая 1998 под названием “О статусе…” (далее – Закон).

Правительством гарантируется право военных на ведомственное жилье, а также на кв. м. уже после увольнения по службы.

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

  • Законом;
  • Указом Президента РФ № 1237 от 16 сен. 1999 года “Вопросы…” (далее – Указ).

Определения

Увольнение – это процедура прекращения контракта с военнослужащим или завершение срока несения срочной службы, осуществляемая по распоряжению Президента (для высших офицеров) или в соответствии с Указом (для иных военнослужащих).

Основная информация

Право военных на жилье определено в ст. 15 Закона.

Так, ч. 1 настоящей статьи указывает, что Правительством предоставляется одна из следующих гарантий:

  • либо финансовая субсидия на приобретение или строительство жилья;
  • либо квадратные метры в натуральной форме – по соц. найму или в собственность.

Также каждому военному, заключившему контракт, и членам его семьи, не позднее 3-х месяцев с даты прибытия на место несения службы, выдается служебная (ведомственная) квартира в том населенном пункте, где располагается войсковая часть.

Если нет возможности выдачи жилья в городе, где находится часть, квартира выдается в ближайшем населенном пункте.

Если гражданин имеет 3-х или более детей, ведомственное жилье предоставляется в порядке вне очереди.

Какие существуют права

После прибытия на место несения службы выдается служебная квартира, однако распоряжаться ей по своему усмотрению нельзя. Ведомственное жилье выделяется только на период службы, и в течение 3 месяцев после ее окончания подлежит освобождению.

Однако военные, которые занимают ведомственное жилье по праву пользования, имеют следующие права:

  • в течение 5 лет они сохраняют право на квартиры, которые они занимали до получения ведомственной жилплощади;
  • их не могут исключить из перечня граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся.

При увольнении жилье выдается в следующих случаях:

  • при получении права на пенсионное обеспечение по достижению выслуги лет на воинской службе более 20 лет;
  • или при увольнении при наличии выслуги 10 лет, если основанием для увольнения выступили либо организационно-штатные мероприятия, либо достижение максимального возраста несения службы.

При наличии указанных оснований Правительством предоставляется недвижимое имущество по договору соц. найма или в собственность (по собственному выбору военнослужащего и членов его семьи).

Квартира выдается в любом уголке нашей страны согласно нормам обеспечения жилплощадью, указанным в ст. 15.1. Закона.

Военнослужащие, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, увольняются со службы без наличия права на жилплощадь.

Пример :

Военный имеет выслугу от 10 до 20 лет и был уволен в связи с неисполнением условий контракта. Соответственно, право на получение жилья теряется, так как по данному основанию нужно как минимум 20 лет выслуги для получения права на жилищную льготу.

Кто претендует на жилплощадь

Военнослужащие, обладающие выслугой 10 лет или свыше, освобожденные от должности по ОШМ, заболеванию или в связи с достижением максимального возраста.

А также поставленные на учет до 2005 года в качестве нуждающихся в жилье, могут претендовать на:

  • либо выдачу недвижимого имущества в собственность;
  • либо предоставление квартиры по договору соц. найма;
  • либо предоставление ЕДВ на индивидуальное жилищное строительство или покупку уже готовой недвижимости.

Размеры передаваемой в собственность квартиры рассчитываются исходя из действующих нормативов предоставления жилплощади. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Закона, на 1-го гражданина норматив площади равняется 18 кв. м.

  • звание – полковник или выше, причина увольнения – достижение макс. возраста, заболевание или травма, или ОШМ;
  • командир войсковой части;
  • военный, который удостоен почетного звания РФ;
  • военный-преподаватель, осуществляющий деятельность в военном образовательном учреждении;
  • военнослужащий-научный труженик, имеющий ученую степень.

Уход в запас

Если военный был признан как нуждающийся в квартире и поставлен на очередь до 1 янв. 2005 года, после увольнения ему положена компенсация за поднаем жилого помещения. Сумма выплаты повышается на 50 %, если семья военного состоит из 3-х или более детей.

Существует ли запрет увольнения военнослужащих без жилья?

Да, запрет есть, но только, если соблюдаются следующие условия:

  • стаж работы на военной службе – свыше 20 лет;
  • стаж – от 10 и вплоть до 20 лет, но уход в запас обусловлен ОШМ, или заболеванием, или достижением максимального возраста;
  • военный не согласен с решением командования об увольнении.

Увольнение гражданина уже после получения им жилищной площади в собственность или по соц. найму не влечет за собой никаких юридических последствий, ограничивающих его правомочие на уже полученное недвижимое имущество.

Запрет увольнения военнослужащих без жилья

Апрель 2015 был ознаменован введением поправок в Закон, вследствие чего стало возможным увольнение без выдачи жилых помещений. Указанные поправки вызвали широкий социальный резонанс.

В прежней версии Закона законодателем были допущены некоторые коллизии. Так, уволить можно было только после выдачи жилплощади, но при этом военным давалось правомочие на отказ от выделяемых квадратных метров. Соответственно, нельзя было уволить лицо, если оно многократно отказывалось от бесплатной жилплощади, выделяемой из государственного жилищного фонда.

В итоге, военные, достигшие предельного возраста или имеющие заболевание, препятствующее несению службы, оставались служить, что давало им право на финансовое довольствие и льготы социального характера.

Злоупотребления такого рода носили массовый характер – только в период в 2011 по 2014 год финансовое содержание военных, сознательно уклонявшихся от увольнения, потребовало государственных затрат в размере 60 млрд. рублей.

В целях пресечения подобного рода злоупотреблений со стороны военнослужащих Президент РФ Путин ввел запрет увольнения военнослужащих без жилья. Запрет не распространяется на тех, кто неоднократно отказался от предоставляемой жилплощади – таких лиц могут уволить в любой момент.

Действия незаконны

Действующим законодательством подробно описывается порядок увольнения военных без обеспечения их кв. м. Однако на практике возникают случаи, при которых гражданин лишается и своей должности в ВС РФ, и возможности получить бесплатное жилье за счет бюджетных средств.

Приведем 2 примера из имеющейся практики:

  1. Отказ от жилья 1 раз.

Военный, осуществляющий службу в Московской области, представил в судебный орган касс. жалобу по факту его освобождения со службы в связи с ОШМ.

Ситуация по рассматриваемому делу в общем виде выглядела следующим образом:

  • основание, повлекшее увольнение – ОШМ;
  • общая выслуга лет – 12 лет, 4 месяца;
  • на момент осуществления увольнения заявитель был признан нуждающимся, так как имеет 3-х детей, не достигших совершеннолетнего возраста;
  • однократно он отказался от предоставления квартиры в месте прохождения службы (за 8 лет до момента подачи искового заявления);
  • согласия на увольнение лицо не давало.

Суд признал удовлетворить требования истца и восстановить его в должности до выделения жилого помещения.

Основания принятия такого решения:

  • отказ был 1 раз;
  • военный поставлен на учет в качестве нуждающегося.
  1. Несоответствие выделенной квартиры установленным стандартам.

Гражданин был уволен из ВС РФ в связи с признанием его неспособным к несению дальнейшей службы по результатам ВВК.

На рассмотрение кассационной инстанции Белгородской обл. был предоставлен протест, основная суть которого в нижеследующем:

  • основание для увольнения – несоответствие заявителя занимаемой должности в связи с заболеванием;
  • общее время несения воинской службы – 10 лет, 11 мес.;
  • по состоянию на момент освобождения из рядов ВС России истец был признан нуждающимся, так как является отцом 2-х детей, не достигших возраста 18 лет;
  • от предоставляемой государством жилплощади истец отказывался дважды (квартиры были 48 и 60 кв. м. соответственно).

Здравствуйте!

Согласно ст. 23 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих"

1. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии , за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 17 ст. 37 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

То есть, Вам обязаны либо предоставить жилье, либо субсидию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕот 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-30
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона. Анализ содержания данной нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья. При этом эта норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76- ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в абзаце 2 пункта 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности их предоставления в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.Исходя из этого, следует признать, что для каждого военнослужащего гарантирована возможность быть обеспеченным жильем по месту военной службы.

«Долгожданные» поправку к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» активно обсуждаются в Государственной Думе и находятся на стадии принятия. Закон коснется тех военнослужащих, которые необоснованно (неправомерно) отказываются от решения собственного жилищного вопроса, тем самым затягивая свое пребывания на военной службе.

Поспорить с благим намерением законодателей трудно, однако, субъективный фактор в принятии всякого административного решения (все мы люди) никто не отменял, а потому злоупотребления всякого рода не исключаются.

Гарантии руководства Министерства обороны и Департамента жилищного обеспечения военнослужащих, в частности, что увольнение «отказников» будет производится очень аккуратно, с очереди никто сниматься не будет, Конституционное право на жилье будет строго соблюдаться, - всего лишь гарантии. А потому самим военнослужащим следует позаботиться обзавестись знаниями: когда отказ от предложенного варианта решения квартирного вопроса основан на законе, а в каких случаях попытки восстановления в списках личного состава воинской части будут безрезультатны.

Оценивая возможные неблагоприятные последствия своих действий, будет полезным запомнить несколько прописанных в нормативных актах правил.

Во-первых, военнослужащие имеют право выбора места жительства по увольнению (имеются ввиду льготные основания, т.е. в связи с организационно-штатными мероприятиями, по состоянию здоровья и достижению предельного возраста нахождения на военной службе при наличии выслуги военной службы не менее 10 лет в календарном исчислении). Следовательно, при желании проживать в Екатеринбурге, от предложений квартиры в Москве, Питере или других городах можно смело отказываться не опасаясь неприятностей. Это право военнослужащего.

Во-вторых, военнослужащие реализуют свое право посредством выбора: получение жилого помещения или субсидии на его приобретение (участники НИС не в счет). Государственные жилищные сертификаты, будем надеяться, уходят в прошлое. Соответственно, если военнослужащих имеет желание получить жилое помещение в г. Екатеринбурге, то заставить его получать субсидию не имеют право, и наоборот. Даже если жилье перестали строить в этом населенном пункте – пока в Законе это право за военными закреплено, можно стоять на своем. А как уполномоченный орган будет решать эту проблему и сколько времени это займет, - самого военнослужащего трогать не должно. Тот же уполномоченный орган может приобрести квартиру для военнослужащего и его семьи, чтобы скорейшим образом способствовать увольнению с военной службы. Многие силовые ведомства это давно практикуют, а Министерство обороны России почему-то нет (или не для всех без исключения).

В-третьих, нормы предоставления жилых помещений военнослужащим и членам их семей закреплены законодательно. И ни в одном нормативном акте не указано, что военнослужащий обязан доплачивать за лишние (сверх нормативных) квадратные метры. Если есть нормативы предоставления жилья, то и жилье должно строиться соответствующее им, а не произвольно по усмотрению застройщика. Поэтому никто не вправе требовать от военнослужащего необходимой доплаты. Если он дает такое согласие и вносит необходимую сумму – вопрос исчерпан. Если военнослужащий считает, что ему достаточно жилого помещения по размерам, определенным Законом, придется подыскивать ему варианты квартиры без доплаты. Размер суммы доплаты при этом не имеет значения.

В-четвертых. Предоставляемое жилое помещение должно быть безопасным для жизни и здоровья, соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, пригодным для проживания. Далеко не всегда эти проблемы очевидны и лежат на поверхности. Иногда они имеют свойства проявляться после заселения квартиры или зимой в морозы. В данном случае, инициатива доказывания неблагоприятных обстоятельств должна исходить от получателя этого жилого помещения. Не всегда это бывает просто и одним предложением возможные выходы из ситуации не описать. Все очень индивидуально. К примеру, нельзя принуждать к заключению договора на временное поселение в жилое помещение, при том, что коммуникации, в т.ч. газ, вода, электричество не подключены. Если дом или его часть, к примеру козырек над подъездом, дали трещину, - это уже угроза жизни. Повышенная влажность, шум и пр., - все это может быть основанием для отказа в заключении договора социального найма жилого помещения. Но кроме своих соображений и эмоций лучше обзавестись результатами экспертиз или осмотров.

В-пятых. Для сбора документов с целью подтверждения военнослужащим своего право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в соответствие с ведомственными нормативными актами (приказ МО РФ 1280) отводится определенное время. Если ранее эти сроки по разным причинам могли не соблюдаться, то с вступлением в законную силу поправок к законодательным актам отслеживать их будут строже, и скорее всего в одностороннем порядке, т.е. в отношении военнослужащих. Превышение сроков для предоставления требуемых документов может повлечь увольнение с военной службы с исключением из списков личного состава воинской части, но оставлением в числе нуждающихся в получении жилого помещения.

Однако, не всегда реально уложиться в установленные сроки. И если объективным причинам есть не только объяснение, но и письменное подтверждение (копии запросов, конверты с почтовыми штемпелями, ответы и пр.), прикладываемое к ходатайству о предоставлении дополнительного времени на сбор документов, то шансов не потерять раньше времени статус военнослужащего увеличивается.

Очень часто попадают в такие ситуации военнослужащие, которые только после получения извещения о распределении им квартиры начинают процедуру признания, к примеру внука, членом своей семьи. Теперь это следует делать заблаговременно, поскольку кто-то может не посчитать это уважительной причиной и дать отмашку на досрочное увольнение в запас (отставку) с военной службы.

Пока трудно достоверно предположить, какие еще можно ждать неприятности от должностных лиц и специалистов министерства, управлений жилищного обеспечения в процессе обретения жилья военнослужащими и членами их семей. Это покажет практика. Но если вы столкнетесь с тем, о чем говорилось выше, постоять за себя уже сумеете.

Военнослужащие имеют право на жилье, гарантированное государством. Реализация данного права осуществляется путем получения денежной субсидии, либо приобретения в собственность на безвозмездной основе жилого помещения, находящегося в государственной собственности.

Законодательство

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Порядок обеспечения военнослужащих служебными и иными помещениями регламентируется ФЗ № 76 от 27 мая 1998 года “О статусе…” (далее – Закон).

Правила исчисления размеров денежной субсидии, выделяемой в целях компенсации расходов на приобретение жилья, представлены в Постановлении Правительства России № 76 от 3 фев. 2014 года “Об утверждении…” .

Определения

О тех гражданах, которые имеют статус военнослужащих, сказано в ст. 2 Закона.

Так, в соответствии с ч. 1 вышеуказанной статьи, к таковым относятся те, кто проходит срочную службу или по контракту согласно нормам 53-ФЗ от 28 мар. 1998 года “О воинской…” .

К лицам, проходящим срочную или контрактную службу, относятся:

  • офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты;
  • сержанты, старшины, солдаты, матросы.

Основная информация

О праве военнослужащих, проходящих воинскую службу на контрактной основе, на обеспечение жилыми помещениями, говорится в ст. 15 Закона.

Так, в ч. 1 указанной статьи сказано, что государством гарантируется предоставление контрактникам жилья в собственность, либо же выплата денежных средств в целях компенсации расходов на поиск и приобретение жилья.

При этом изначально военному выдается только служебное жилье – в течение 3 месяцев, как он со своей семьей прибудет к месту несения воинской службы. Военным, имеющим 3-х или более детей, служебное жилище предоставляется во внеочередном порядке.

И лишь после определенной выслуги лет полагается выдача квартиры в собственность.

Какие права на жилье имеет военный

Право на жилье имеет военнослужащий, который заключил контракт до 1 янв. 1998 года и стоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жильем.

В таком случае, согласно аб. 3 ч. 1 ст. 15 Закона, ему выдается либо денежная субсидия, либо непосредственно квартира по договору соц. найма или в собственность.

Также указанное право на жилище есть у тех, кто:

  • был в установленном порядке признан нуждающимся в жилье;
  • имеет выслугу лет на воинской службе 20 или более;
  • либо был уволен досрочно в связи со штатными мероприятиями или в связи с состоянием здоровья, при наличии не менее 10 лет выслуги.

Квартира предоставляется с учетом нормы площади на 1-го человека, которая в 2020 году составляет 18 квадратных метров (ч. 1 ст. 15.1. Закона). Соответственно, военнослужащий, имеющий 3-х членов семьи, будет претендовать как минимум на 54 квадратных метра.

Право на увеличение общей площади квартиры имеют:

  • военный в звании полковник или выше, прекративший несение службы в связи с достижением предел. возраста или по состоянию здоровья;
  • командир военной части, обладающий почетным званием РФ;
  • военный-преподаватель на кафедре в военном образовательном учреждении.

Также, в соответствии с ч. 3 ст. 15.1. Закона, в силу конструктивных и иных особенностей многоквартирного дома, в котором предоставляется квартира, государство может отступать от норматива площади на 1-го человека, но не более, чем на 9 кв. м. Это значит, что если в семье – 5 человек, то общая площадь квартиры не может превышать 18 * 5 + 9 = 99 кв. м.

В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона, военнослужащие как в период несения службы, так и после увольнения с нее, имеют право на бесплатной основе получить квартиру в собственность, если таковая ранее была получена по договору социального найма.

Указанное правило не распространяется на служебное жилье и квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Претендовать на жилую площадь

Военнослужащие реализуют свое право на жилье согласно порядку, установленному Приказом Министра Обороны РФ № 1280 от 30 сен. 2010 года “О предоставлении…” (далее – Приказ).

Согласно Приказу, сначала военному нужно подать в структурное подразделение Департамента жил. обеспечения Минобороны по форме, указанной в Приложении 1, в целях признания нуждающимся в жилье.

Признание нуждающимся осуществляется согласно норме жилплощади на 1-го человека (ст. ЖК РФ).

Жилье распределяется в порядке очередности – сначала тем, кто раньше встал на учет.

О выдаче жилья Департамент предупреждает военного и членов его семьи. В течение 5 дней со дня получения извещения военный должен выразить свое согласие, а в течение 30 дней – предоставить документы, указанные в п. 13 Приказа.

Военный вышел в запас

Без соответствующего согласия военнослужащего государство не может отказать в предоставлении жилого помещения в случае, если выслуга лет составила более 10 и военный состоял на учете в качестве нуждающегося в квартире.

В таком случае военный обязательно обеспечивается жильем по месту службы или по месту постоянного жительства (аб. 2 ч. 1 ст. 23 Закона).

В случае отказа от жилья или от денежной субсидии на его приобретение, согласия на увольнение военнослужащего без предоставления жилья уже не потребуется.

Также военным, состоящим в запасе, предоставляется ежемесячная финансовая компенсация расходов за наем или поднаем жилья за счет средств федерального бюджета, о чем сказано в аб. 2 ч. 14 ст. 15 Закона.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья

В частности, изменения коснулись того, что стало возможным увольнять военнослужащих, не обеспеченных жильем, без согласия самого военного, в случае, если он злоупотребляет своим правомочием на отказ от получения жилплощади.

В изначальной версии Закона стоял категорический запрет на увольнение из ряда ВС РФ лиц без предоставления таковым квартир. При этом военные имели правомочие отказаться от предоставляемых государством квадратных метров неограниченное количество раз.

До внесения поправок военнослужащие пользовались этой брешью в законодательстве в своих личных целях. В некоторых случаях, уволить их нельзя было ни по какому основанию.

К примеру, если военный достигал предельного возраста нахождения на службе, или не мог продолжать ее в связи с состоянием здоровья, он не мог быть уволен без выдачи жилья или субсидии. В целях продления своего пребывания в рядах ВС РФ, многие военные многократно отказывались от жилплощади.

Запрет увольнения без жилья также давал различные соц. льготы, в том числе, возможность получать денежное довольствие.

Незаконные действия

Часто возникают ситуации, когда военный лишается и должности в ВС РФ, и положенной квартиры.

Увольнение военнослужащих без предоставления жилья и судебная практика:

1-й случай из практики.

Военным из Московской области была представлена кассационная жалоба по факту незаконного увольнения в связи с ОШМ.

Нюансы дела:

  • причинами для увольнения послужили ОШМ;
  • срок воинской службы на момент подачи жалобы – 12 лет и 4 месяца;
  • заявитель состоит на учете в улучшении жил. условий и имеет 3-х несовершеннолетних детей;
  • 1 раз отказался от квартиры в месте несения службы;
  • военный не давал своего согласия на увольнение.

Судебным органом жалоба была рассмотрена, и по делу был вынесен обоснованный вердикт – восстановить заявителя в прежней должности до момента выделения ему квартиры.

Суд разъяснил, что увольнение было произведено незаконно, так как:

  • военный нуждался в улучшении условий проживания;
  • отказался от предложенного государством жилья только 1 раз.

2 случай из судебной практики:

Военнослужащего уволили из рядов ВС РФ в связи с ухудшением здоровья.

В кассационную инстанцию Белгородской области был представлен протест, суть которого в следующем:

  • причина увольнения – невозможность дальнейшего несения службы в связи с состоянием здоровья;
  • срок несения службы – 10 лет и 11 месяцев;
  • на момент увольнения заявитель имел 2-х детей, не достигших 18 лет, а также стоял на учете в качестве нуждающегося;
  • 2 раза был отказ от предоставленных государством квартир общей площадью 48 и 60 квадратных метров соответственно.

Протест военнослужащего был рассмотрен судом кассационной инстанции и полностью удовлетворен. Решение суда предписывало перевод военного на внештатную должность (то есть в распоряжение командования) до того, как будет выделено жилье.

Суд обосновал свой вердикт следующими аргументами:

  • минимальная норма жилплощади на 1-го человека составляет 18 кв. м.;
  • в семье заявителя 4 человека – супруга, сам военный и 2-е несовершеннолетних детей;
  • соответственно, минимальная площадь выделяемого государством жилья не может быть ниже 72 кв. м.;
  • таким образом, отказ заявителя от квартир площадью 48 и 60 кв. м. был абсолютно законным.

Также к случаям незаконного увольнения можно отнести:

  • выделение государством жилья, не отвечающего санитарными или гигиеническим нормативам;
  • предоставление квартиры в районе несения службы, в то время, как военнослужащий уже оформил заявление на выделение квартиры по избранному месту проживания.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Последние материалы раздела:

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...

Конкурсы для детей по биологии
Конкурсы для детей по биологии

Конкурс эрудитов (интеллектуальные и занимательные задания к циклу занятий по темам: «Царство Прокариоты», «Грибы», «Растения») для 6-7 классов....

Что ли Что ли знаки препинания
Что ли Что ли знаки препинания

В пунктуации русского языка существует немало правил, с которыми непросто разобраться. Ведь знаки препинания не только определяют границы фраз и...