Грифоны в архитектуре. Грифоны

Сегодня мы прикоснёмся к истории грифона, известного создания, имевшего по слухам, голову орла и тело льва, охранявшего золото на торговых путях в Азию времён Греческой и Римской империй. В наши дни грифон видится, как мифический персонаж, подобно кентавру и русалкам, однако, по описанию древних, грифон упоминается скорее как реальное существо. Почему путешественники и торговцы рассказывали о грифонах вокруг? Имеет описание грифонов реальные основания или история придумана, чтобы отвадить охотников за золотом?

История о грифонах пришла от Скифов, кочевников населявших Центральную Азию. Скифы никогда не имели письменности, поэтому ранние упоминания животных в культуре Скифов имеют произведения искусства на зоологические темы. В 1940 году, советский археолог Сергей Руденко, исследовав несколько Скифских захоронений 5 века до н.э., обнаружил тела, мумифицированные вечной мерзлотой 2500 лет назад. Одна из мумий, воин, имела многочисленные татуировки, в том числе изображения грифона. Эта находка несомненное доказательство существования такого персонажа в Скифской культуре 25 веков назад, даже при отсутствии письменности.

Греческий путешественник и поэт Аристей оставил первые заметки о грифоне, датируемые 675 годом до н.э. Аристей передвигался по торговым путям в Центральной Азии, и познакомился с племенем Скифских кочевников, Исседонов, у подножия Горного Алтая, что означает золото на местном языке. Скифы рассказали Аристею о четвероногой птице, размерами льва, обитающей в горах и охраняющей золото. Вернувшись в Грецию, Аристей использовал образ грифона в поэме, получившей широкую популярность, зафиксировав период появления грифона в печатном слове. К сожалению, сама поэма сохранилась лишь в виде нескольких цитат у других древних авторов, но период всплеска интереса к этой теме совпадает во многих Греческих источниках.

Интересно отметить, что в Греческом искусстве повествование о грифонах отличается от стандартного мифологического изложения. Рассказы о грифонах напоминают, скорее, описание животных из далёких земель, чем придуманных сфинксов, например. К этому важному определению мы ещё вернёмся не раз, грифоны рассматривались как животные, а не как обладающие магической силой или важностью мифические создания. Отличный пример этого можно увидеть в Храме Зевса. На изображении грифон защищает своего птенца.

Даже вовлечение грифона в мифы отводит ему роль сопровождающего персонажа, а не главного героя. В 460 г. до н.э., афинский драматург Эсхил написал трагедию «Прометей», ставшую шедевром. Многие знакомы с произведением, поэтому автор лишь напомнит некоторые моменты. Прометей похитил огонь у богов и дал его людям. Разозлённый Зевс приковал цепями Прометея к скале в Скифии, куда каждый день прилетал орёл и клевал его печень. Бессмертие Прометея обрекло его на вечные муки, съеденная орлом печень восстанавливалась, не давая погибнуть титану. Эсхила очаровали экзотические земли, и он дополнил картину грифонами, охранявшими скалу с прикованным Прометеем.

Геродот писал о грифонах в своей известной, а по некоторым мнениям, печально известной «Истории» около 430 года до н.э., где описывал опасности золотых копей в Исседонии. «Я не знаю каким способом добывается золото, но поговаривают, что одноглазые циклопы воруют его из-под носа грифонов.» Геродот позднее высказал сомнение в существовании расы одноглазых людей в Азии, но не усомнился в грифонах из этой же истории.

Другие писатели того времени, по-видимому, настроены аналогично. Можно встретить довольно реалистичные упоминания о грифонах, включая мнение об их неумении летать, несмотря на крылья. Греческий физик Ктесий описывал трудности добывания золота в Азии: «Высоко в горах там, где обитают грифоны, четвероногие птицы размером с волка и когтями льва.»

Даже Плиний Старший в своей книге «История природы» согласился со «многими авторитетными мнениями», что грифоны обитают в Скифии, где добывают золото. Плиний один из первых написал немало об «ушах» и «крыльях» грифонов, и о том, что они используют золото при обустройстве гнёзд.

«Я слыхал, что грифон четвероног, имеет мощные когти, подобно льву. Считается что на спине его оперение чёрное, на груди красное, а под крыльями белое. Согласно Ктесию, шея пёстрая с тёмно-синими перьями, голова и клюв орла, как изображают художники. Грифоны гнездятся в горах и, хотя невозможно поймать взрослую особь, иногда удаётся захватить птенцов. Жители Бактрии говорят, что грифоны охраняют золотые шахты, используя золото для своих гнёзд. Тем не менее, есть возражения, что золото охраняется преднамеренно. Грифоны не позволяют приближаться к своим гнёздам, оберегая молодняк.»

Было бы ошибкой считать грифоны мифическим гибридом на основе приведенных мнений. Ошибочное и непреднамеренное представление древними людьми, затем более поздняя интерпретация могли привести к кардинальному искажению описания. Если мы принимаем мнение древних о грифонах, как о реальном существе, а не мифологическом чудовище, что могло привести к таким рассуждениям? Для прояснения мы должны обратиться к, сравнительно, молодой науке Геомифологии, которая связывает геологическое прошлое нашей планеты с мифами, её населяющими.

Рой Чапман Эндрю (Roy Chapman Andrews), Американский палеонтолог 1920х годов, работал в Американском Музее Истории Природы, наиболее известен по двум причинам. Во-первых, он реальный прототип героя приключений Индиана Джонс. Во-вторых, он возглавлял экспедицию 1922 года в пустыню Гоби, которая революционно изменила наше понимание динозавров. В дополнение к открытию получившего известность Велоцираптора (Velociraptor), Эндрю и его команда обнаружили первые экземпляры сохранившихся яиц и много других экземпляров динозавров, включая представителей отряда Цератопсов. На раскопках под названием «Flaming Cliffs», всего в 48 километрах от Алтайских гор, Эндрю с командой собрали более тонны ископаемых, включая скелеты Протоцератопса и Пситтакозавра. Эндрю высказался даже: «Грунт под ногами выстлан костями.»

Во многих случаях найденные динозавры были легко восстановимы и почти полном комплекте, что само по себе большая редкость в палеонтологии. Последующие экспедиции были также успешны и обнаружили примерно там же останки Цератопсов. Так как местность крайне недружелюбна для обитания, она стала источником многих находок для палеонтологов. Засушливая, крайне мало растительности. Песчаные бури в конце Мелового периода около 66 млн. лет назад, засыпали животное полностью, часто не меняя его положения в пространстве. Это не давало возможность разрушить скелет хищникам или следующей буре. Даже любители могли заметить кости животных в этой местности то здесь, то там.

Протоцератопсы и Пситтакозавры это четвероногие, безрогие группы Цератопсов, в которую входит Трицератопс с ярко выраженным клювом. Цератопсы, в свою очередь, входят в группу Птицетазовых динозавров, похожих на птиц. Даже не эволюционировав в птиц, они получили своё название до того, как мы разобрались с эволюционными взаимоотношениями. Кочевые Азиаты, путешествующие с экспедицией Эндрю, будучи знакомы с большими хищниками могли заметить сходство структуры бедра в дополнение к большому клюву. Могут ли эти динозавры быть причиной возникновения истории грифона? Давайте посмотрим на факты.

Протоцератопс достигал высоты двух метров, а Пситтакозавр чуть меньше. Это делает их сопоставимыми с размерами льва или волка, о чём говорят описания грифона. Они имеют четыре ноги и выраженный клюв, что делает их похожими на млекопитающее с головой птицы. Их останки в невообразимых количествах находятся неподалеку от золотых шахт, в регионе, который молва населила грифонами. Кажется очевидным, что промышляющие золотом кочевники видели эти скелеты и дали им наилучшее описание. Не попавшие в зоологическую классификацию Линнея, то есть млекопитающие это млекопитающие, а птицы это птицы, почему было бы нелогично выделить группу созданий, имеющих те и другие признаки? Поскольку теория вымирания не была сформулирована во времена Скифов, а скелеты обнаруживались в крайне недоступных районах, почему было не предположить, что живое существо где-то за соседним холмом?

Таким образом легенда, поддерживаемая пейзажем и скелетами неузнанных животных, разошлась по миру вполне известным символом.

В дополнение, на заре палеонтологии динозавры представляли неповоротливыми тугодумами. По мере развития нашего понимания, включая схожесть с птицами и рептилиями, мы их чаще изображаем как подвижные и грациозные создания. Таким образом, соответствие представления древних Скифов о грифонах сопоставимо с соответствием понимания наукой поведения динозавров, чьи скелеты были обнаружены при раскопках. Древние палеонтологи проделали замечательную работу. Всё принято к рассмотрению, учтено и составлено замечательное культурное представление о вымерших животных на основе одних только находок. Автор считает, что мы должны оценить по достоинству их вклад. Спасибо Скифам!

Иллюстрация любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2013-2014

В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание. "Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, – пишет М. Элиаде – всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение".

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. В шумеро-аккадской мифологии (миф о Лугальбанде) существовал образ огромной птицы Анзуд – орла с львиной головой (часто изображалась когтящей двух оленей либо других зверей). Птица Анзуд наделялась функцией посредничества между небом и землей, людьми и богами; в этом качестве рассматривалась как существо амбивалентное, одновременно воплощавшее и злое, и доброе начала.

По мнению Флавия Филострата (ІІІ век) "грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу – потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов".

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немезиды, они вращали колесо судьбы. В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте (VIII-VII века до нашей эры). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Образ грифона встречается и в христианской традиции. В средневековой христианской символике грифон связывается с Христом; согласно Исидору Севильскому: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; и орел, ибо после воскресения вознесся на небо». Данте описывает триумфальную колесницу церкви, которую влечет грифон; орлиная его часть золотая (цвет божества), львиная – алая с белым (возможно, цвет человеческой плоти), таким образом переданы две природы Христа. Согласно другим комментариям, грифон Данте символизирует Папу (возносящегося к престолу Господню за приказаниями и властвующего на земле). В средневековом церковном искусстве грифон является очень распространенным персонажем, однако его символика в целом противоречива: он изображается и как демон, и как Христос. Позднее он трактуется как символ бдительности и воинственности (в частности, в геральдике) и в качестве посредника между небом и землей (в соответствии со своими животными составляющими).

Также в силу своей дуальности рассматривался как символ совмещения духовной и светской власти Папы. В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой – тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа – божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.

В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва – бдительность и отвагу. Бёклер (1688 год) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы".

Сотни тысяч мифических существ насчитывает история всех стран и религий. Реальны ли они? Ответ на этот вопрос скрыт в летописях и древних манускриптах.

Но, тем не менее, до наших времен дошли исторические сведения о существе, которое именовалось Грифон. Кто это? Действительно ли он существовал?

Как выглядел грифон

Грифон является мифическим существом с необычной внешностью. Он имел голову, когти и крылья орла, а тело — льва.

Будучи птицей, он легко поднимался в воздух сам, и мог поднять тяжелый груз в своих когтях. Как и у льва, грифон имел 4 лапы, оканчивающиеся большими острыми когтями.

Окрас грифон так же имел специфический: задняя половина туловища была черной, а передняя красной, крылья белые. Однако голова, нос и рот пылали огненным цветом. Проживает грифон в местах диких и пустынных.

Гнезда грифонов были из чистого золота, а располагались высоко в горах, на неприступных вершинах. Бдительно охраняя его, грифоны набрасывались на людей, если те приближались к нему.

Страх перед другими животными грифону неизвестен: наоборот, он смело нападет на любого зверя, кроме льва и слона.

Грифон – символичное животное. Он выступает в качестве главы двух сфер: земли – лев и воздуха – птица орел.

Сочетая в себе 2 мощнейших животных Солнца, он имеет благоприятный характер: грифон несет в себе силу, бдительность, возмездие.

Некоторые исследователи считают, что грифоном именовали южноамериканского кондора – вполне реальную птицу, не имеющую никакого отношения к мифам.

Происхождение

Существует 3 версии, рассказывающие о том, где впервые появился грифон.

  1. Древневосточная , а именно индийское происхождение. Грифон был призван охранять золото страны. Флавий Филострат был уверен, что мифические животные действительно проживали в Индии и считались посвященными Солнцу, так как художники изображали солнечную колесницу, запряженную четырьмя львами с орлиной головой.
  2. Шумеро-аккадская мифология (Лугальбанда). Здесь говорилось об огромной птице Анзуд, по описаниям похожей на грифона. Анзуд была посредником между небом и землей, людьми и богами, потому не причислялась к добру или злу, а считалась началом того и другого.
  3. Древняя Греция . Считается, что грифон был очень популярен у древних греков. Местом рождения, вероятно, был Восток, так как найдены изображения в разрушенном Персеиоле и на фресках острова Крит.

Птица Анзуд в шумерской мифологии

Символизм разных стран

Роль стража приписывается грифону в мифах разных стран. Словно , он стережет путь к спасению, расположившись рядом с Древом Жизни. Не только сокровища охраняет грифон, но и сокровенные тайны и знания.


Так же мифические животные являлись победителями змея и , являющихся воплощением демонов. Некоторые исследования даже связали с грифонами вознесение Христа.

По некоторым данным Данте мог символизировать и Папу, возносящегося к престолу. В силу своей двойственной природы считался символом слияния духовной и светской власти Папы.

В это же время существо становится любимым геральдическим изображением.

Обширное исследование, рассматривающее флаг Тартарского Цесаря и образ грифона, было проведено группой ученых.

В «Книге о флагах», изданной в 1705 году, голландским картографом Карлом Аллардом описывается флаг следующим образом:

Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом.

Некоторые рисунки, хранящие изображение флага, действительно показывают существо, похожее на дракона. Но другие источники содержат зарисовки, на которых отчетливо виден клюв, что идет в разрез с представлениями о драконах.

Собрание флагов, изданное в США в 1865 году, содержит в себе рисунок, на котором видно, что татарский флаг изображает существо с птичьей головой. Значит ли это, что именно грифон помещен на флаг?

Очевидно, да. Тому есть некоторые доказательства. Герб Малой Тартарии (Крымское ханство) изображает трех черных грифонов на желтом или золотом фоне.

Именно эта иллюстрация подтверждает, что на флаге Тартарии изображен грифон, или грифъ в русских книгах.

Рисунок имперского флага Тартарии, сделанный в США в 19 в.

Раскопки скифских курганов принесли множество различных предметов с грифоном в качестве изображения. Датируются находки 4-6 веком до н.э. Места артефактов: Тамань, Крым, Кубань, Алтай, район Аму-Дарьи, ХМАО, близ Днепропетровска.

  • 17 век, Великий Устюг: крышки сундуков украшены изображениями грифонов.
  • 11 век, Новгород: вырезанные грифы на деревянных колоннах.
  • 11 век, Сургут: медальоны с рисунками грифов.
  • Тобольск и Рязань: чашки и браслеты.

Изображение грифона на стене храма «Покров на Нерли»

Удивительно, но грифоны украшают ворота и стены древних храмов.

  • Владимир, Дмитриевский собор 12 века.
  • Юрьев-Польский, Георгиевский собор.
  • Церковь Покрова-на-Нерли.
  • Суздаль, ворота храмов.
  • Грузия, Мцхет. Барельеф с грифоном в церкви.

Но не только в храмах найдены изображения мифического зверя. В 13-17 веках этот образ широко использовался князьями и царями.

  • Шлем Ярослава Всеволодовича,13 век.
  • Царский ковчег, 15 век.
  • Теремной дворец Московского Кремля,17 век.
  • Великий стяг Ивана Грозного, 16 век.
  • Налучие царских саадаков.
  • Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей.
  • Держава Российского Царства/Держава Мономаха.

Интересный факт. Древнерусское название грифона не только див, но и ног, иног, нагай, ногай.

Грифон на гербе Крыма

Получается, что на большей части территории России изображение грифона использовалось с 4 века до н.э. до 17 века. А непрерывный период существования данного символа составляет более 2250 лет!

Так же символ грифона до сих пор используется в геральдике некоторых европейских государств: Мекленбург, Латвия, Поморское воеводство Польши и др.

Обширное исследование образа грифона на флаге Цесаря Татарского привело к следующим выводам:

  1. Грифон/гриф/грив/див/ног/ногай – не заимствованный символ. Он мог быть объединительным и сакральным для славянского, тюркского и угорского народов.
  2. Широко использовался на гербах, предметах и храмах в Российской Империи, пока не был предан забвению при Петре 1.
  3. Грифон, как символ язычества, применялся и в культовых целях, но с укреплением христианской и исламской религии ушел из ритуалов.

Заключение

По всему выходит, что грифон – абсолютно мифическое существо, но откуда же тогда такая популярность в использовании его изображения?

Быть может, когда-то грифы – полуорлы-полульвы — действительно существовали, охраняя золото и символизируя амбивалентное начало?

Не исключено, но это тайна так и останется неразгаданной.

Крылатый грифон - сказочное животное, символизирующее господство Солнца над двумя стихиями - землей и небом. Грифона изображают с туловищем царственного льва, головой и крыльями орла - царя птиц, и со змеиным хвостом, а змеи, как известно, повелители подземного царства. Символически крылатый грифон – это воплощение земной силы и божественного, небесного разума.

Терзание коня грифонами. Фрагмент царской пекторали - 4 век до н.э. Тольстая могила

О скифских грифонах стерегущих золото, древние греки узнали из рассказов Геродота (греч. Ἡρόδοτος, лат. Herodotus) Галикарнасского (484 — 425 до н.э.), совершившего путешествие по северным землям Понта Эвксинского (Чёрного моря). В своём монументальном труде «Истории» Геродот рассказывает о скифах и гиперборея «выше исседонов живут одноглазые мужи - аримаспы. Над ними живут стерегущие золото грифы , а выше этих - » (IV, 13.)

В сказании о грифонах стерегущих золото скифов Геродот добавляет: «Так вот и о них сведения есть, а о том, что находится выше них, исседоны говорят - там есть одноглазые люди и грифы, стерегущие золото. Переняв от исседонов, это рассказывают скифы, а у скифов позаимствовали мы, прочие, и называем их по-скифски аримаспами ; ведь словом «арима» скифы обозначают «одно», а словом «спу» - «глаз» . (IV, 27.)

В народных преданиях сохранились рассказы о грифонах, живших в древней Скифии, к северу от Чёрного моря , в местности, богатой золотом и драгоценными камнями. Грифоны выкапывали сокровища когтями и выстилали ими свои гнёзда. Одноглазые аримаспы мечтали отнять эти богатства и вели постоянные войны с грифонами.

Одноглазыми аримаспов называли потому, что они никогда не спали или спали в «пол глаза» и всегда были начеку, целились, закрыв один глаз, и всегда были готовы выстрелить из лука. Аримаспы передвигались на быстрых лошадях, но грифоны нападали на них, и терзали коней своими крепкими и острыми, как кинжалы, когтями.

Геродот рассказывает, что у скифского царя Скила «…в городе борисфенитов дом обширных размеров и богато устроенный, о котором я незадолго перед этим упоминал. Вокруг него стояли сфинксы и грифы из белого камня » . (IV, 78; 2)

Изображение крылатых грифонов очень часто встречается именно в произведениях скифского искусства. У крылатого грифона длинные уши и зоркие глаза, символ не дремлющей бдительности, и когтистые орлиные лапы, способные уничтожить всех врагов.

Символами царской власти во всех известных древних культурах были лев и орёл, а также объединивший эти образы – крылатый грифон, само воплощение Солнца.

Геродот пишет, что грифоны с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, обитатели , они стерегут золото и сокровища Рипейских гор, (Уральских гор) от одноглазых аримаспов. (Herodot, IV. 13) На Ведическом санскрите - родном языке «Риг-Веды» слово «рипа» означает «горы» - Рипейские горы. Именно отсюда, с вершины Рипа орёл принёс Индре напиток бессмертия - Сому, об этом свидетельствуют древнеиндийские мифы.

Возможно, гораздо раньше, чем в мифах древней Греции, крылатый грифон появился в древних сказаниях народов Гипербореи , так как известно, что греческие боги, по преданию, и сами были гиперборейцами . Один из первых греческих богов Аполлон Гиперборейский , по эллинским преданиям, улетал на крылатом льве-грифоне на свою далёкую северную родину – Гиперборею, туда, где живёт счастье, где и идёт снег.

Известно, что наряду с другими сказочными животными, Грифон, по приданию, охранял золото Индии , страны связанной в древней истории с гиперборейцами. Флавий Филострат говорил о том, что грифоны, на самом деле, живут в Индии, их запрягают в колесницу Солнца.


Крылатый грифон, как символ царской власти , был охранителем сокровищ царя Митридата, покровителем столицы Боспорского царства, города Пантикапея (ныне Керчь). И сегодня в крепких орлиных когтях крылатого грифона хранится ключ от богатства, благополучия и процветания города Керчь. Крылатый грифон изображён и на современном гербе Крыма.

Изображения крылатого грифона – надёжного стража, охраняющего в трон можно увидеть на фресках в парадном зале . Известно, что возникшая на острове Крит, Минойская цивилизация (XVII-XVI века до нашей эры) — первая письменная цивилизация Европы, стала родоначальницей древнегреческой культуры.

Сказочный крылатый грифон, покровитель царской власти и хранитель сокровищ царского дворца Миноса, стал известен и в Спарте (VIII-VII века до нашей эры).

Крылатый грифон олицетворял проницательное и бдительное могущество недремлющего стража, охраняющего сокровища царского двора или некое тайное божественное знание царской власти.

Древнегреческие авторы полагали, что туловище грифона по размеру превосходило восемь львов, вместе взятых, и что он сильнее сотни орлов. Эсхил в трагедии «Прометей прикованный» (803 след.) называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают ».


Символически крылатый грифон связан с образом Солнца , поскольку и лев и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с этим небесным светилом.
В древней Греции мы находим грифонов в скульптурных изображениях, на украшениях, на амфорах и фресках.

Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, быстрое возмездие, не даром грифоны впряжены в колесницу крылатой богини возмездия Немезиды (др.-греч. Νέμεσις), карающей человека за грехи, за нарушение общественных и моральных норм.


Грифон присутствует и в египетской мифологии на всём протяжении существования египетской цивилизации. Лев в египетской символике воплощает образ царя, и сокол - символ высшего бога Гора.


В мифологии древних шумеров грифонов представляли в виде огромной птицы – Анзуд, с головой льва, которая охотилась на оленей в мифе о Лугальбанде. Птица Анзуд в мифологии шумеров была, как и минойский грифон, посредником между земным и небесным миром, между людьми и богами.

Исидор Севильский связывает Грифона с образом Христа и говорит о том, что Христос есть лев – Солнце , управляющее и властвующее над всем миром, и орёл - поскольку после смерти своей Христос вознёсся на небеса.

Данте изображает грифона впряженным в церковную триумфальную колесницу. Соединение золотого орла и белого льва в образе Грифона, выражает единство божественного и человеческого начала.

По свидетельству Геродота до-скифским населением степной части Северного Причерноморья были .

О киммерийцах упоминает и Гомер в своей «Одиссее»: «Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман». В ассирийских архивах в 714 году до н.э. киммерийцев называют «гимирри » , а в Библии киммерийцев называют «гомер ».

В западной Европе киммерийцы появились в I столетии до нашей эры стали называть себя кимры — Cymru, что означает «соотечественники». Самоназвание древних жителей Уэльса (Wales) кельтов-валлийцев — кимры . Самоназвание скифов — сколоты — skolot или skolt, легко трансформируется в .

Известно, что король , то есть кимром , а значит потомком киммерийского племени. Рыцаря Артура , как и его отца, называли Пендрагон – «первый» или современного Уэльса изображён скифский крылатый грифон.

Скифы обладали уникальной материальной культурой, следы влияния которой обнаруживаются в русской культуре, а также в культуре большинства современных народов Европы.

Ктесий в "Индике" писал об индийских грифонах, охранявших золото.

« В Индии также есть золото. Но его добывают не в реках, промывая песок, как, например, в реке Пактолос. Золото находится в многочисленных и высоких горах, на которых обитают грифы - четырёхфутовые птицы размером с волков, с лапами и когтями подобными львиным. Всё их тело и крылья покрыты чёрными перьями, лишь грудь красная. Из-за них золото трудно добывать, несмотря на то, что его чрезвычайно много ." Ктесий "Индика".
В жизнеописании легендарного пифагорейца Аполлония Тианского, написанного Флавием Филостратом в начале III в. н.э. говорится, что грифоны клювом высекают золото из скал и строят из него гнезда. Грифоны также «почитаются посвящёнными Солнцу (Helios)- потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряжённою четвёркой грифонов» .

Грифоны в декоративно-прикладном искусстве


Первые изображения грифонов встречаются в III тысячелетии до нашей эры. В искусстве Шумера и Вавилона (III-I тысячелетия до н.э.) известны изображения львиного грифона в виде крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия (XVII-VII вв. до н.э.) иногда заменяла у грифонов львиную голову головой орла с гребнем. Для ассирийских орлиноголовых грифонов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Персидские львиные грифоны (с задними орлиными лапами) изображались со спиралевидными рогами. Такие же грифоподобные существа с рогами были найдены в комплексе луританских бронз (II-I тысячелетие до н.э.) в Западном Иране.
Грифоны были непременными персонажами скифского «звериного стиля».

Читайте об изображениях грифонов в захоронениях скифов в работе О.Ткаченко «Хранители священной земли»

В Древней Греции грифонов, по-видимому, впервые упомянули поэт VI в. до н.э. Аристей из Проконесса в поэме «Аримаспея», Эсхил (525 до н. э. - 456 до н. э.) в «Прометее» и Геродот в «Истории». Изображения грифонов часто встречаются в гербах. В частности, грифон изображён в гербе рода Романовых.
Наиболее часто встречаются изображения одиночных грифонов. В древнегреческом и скифском искусстве также довольно широко распространён сюжет борьбы грифонов с аримаспами, появившийся около VI в. до н.э. Грифоны периодически изображались запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, чаще всего Аполлоном.

© А.В. Колтыпин, 2012

При перепечатке данной работы гиперссылка на сайт или http://earthbeforeflood.com обязательна

Читайте работы

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...