Фехтование - что такое? Все о фехтовании как о виде спорта. Раны и уколы: как работают профессиональные фехтовальщики История возникновения и развития фехтования

Фехтование - благородный, очень красивый, изящный и романтичный вид спорта. Вместе с тем это древнее боевое искусство, которое одновременно прекрасно и смертельно. Фехтование - это сражение характеров, в котором не лишними качествами являются хладнокровность и благородство. Сегодня мы с вами познакомимся с этим увлекательным видом спорта поближе и узнаем, что такое фехтование, как и где оно зарождалось, какие в нем действуют правила, какое применяется снаряжение, как проходят соревнования и преуспела ли в этом деле Россия. Фехтование имеет далекие корни, с них и начнем.

Исторический экскурс

Родиной фехтования принято считать Испанию. Именно здесь зародилось нечто похожее на современное искусство и рапирой. В Испании производили знаменитые на весь мир толедские клинки, которые, будучи очень легкими, имели отличные прочностные характеристики. Именно в этой стране, а позже и во всей Европе зародились дуэли на холодном оружии. Считается, что в Испании были изданы первые книги, в которых рассматривалось фехтование. Мужчины любили сражаться на холодном оружии, а женщины освоили фехтование гораздо позже. Со временем в стране появилась первая школа фехтования. Не сильно отставали также Италия, Франция и Германия. В 1470-х годах в Германии учредили корпорацию преподавателей по фехтованию, а в Англии - ассоциацию фехтовальщиков.

К началу XVIII века появилось несколько общемировых школ. Главными из них были французская и итальянская школа фехтования. Именно они подарили миру известные рукоятки для клинкового оружия.

В XIX веке началось формирование спортивного фехтования. А к концу этого века были организованы первые соревнования, в современной их трактовке. В 1913 году была создана Международная федерация фехтования, которая в 1914 году утвердила правила поединка. По этим правилам состязаются до сих пор. На сегодняшний день Международная федерация фехтования включает в себя более сотни национальных федераций.

Фехтование в России

Впервые интерес к искусству фехтования возник в России в начале XVII века. Петр I тогда сделал «Рапирную науку» обязательным предметом для военных и гражданских заведений. В 1816 году в Санкт-Петербурге открыли фехтовальную школу по подготовке учителей и инструкторов. Тренер по фехтованию, вышедший из ее стен, считался уважаемым человеком. В 1834 году в России разработали правила фехтования на штыках. Постепенно школы начали организовываться и в других городах.

С 1899 по 1916 годы петербургское атлетическое сообщество раз в год проводило первенство по фехтованию, в котором принимала участия вся Россия. Фехтование российских мастеров на международной арене впервые состоялось в 1910 году. Один из российских спортсменов завоевал тогда третье место. Через два года в карьере российских фехтовальщиков состоялась первая Олимпиада. Фехтование после этого стало развиваться с огромной скоростью.

Позже советская школа фехтования станет одной из лучших в мире. В 21-м веке мастера клинка из России успели завоевать несколько десятков золотых медалей и побить рекорды советской сборной. Сегодня секция фехтования есть едва ли не во всех городах.

Спортивное фехтование

Данный вид спорта объединяет в себе три дисциплины. Главное отличие между ними заключается в типе применяемого оружия. Фехтовать можно и саблей. Главная цель спарринга - нанести противнику укол и защитить себя от его уколов. Победителем становится тот, кому удастся первым провести определенное количество атак или достичь лучших результатов за определенный промежуток времени.

Оружие

Фехтовальное оружие состоит из таких элементов:

  1. Клинок.
  2. Гарда.
  3. Прокладка.
  4. Рукоятка.
  5. Гайка.

На острие клинка находится специальный наконечник. Оружие может быть электрифицированным и обычным. Электрическое оружие соединяется с помощью проводка с прибором, который фиксирует уколы. Провод проходит под одеждой спортсмена. Наконечник такого оружия имеет специальную кнопку.

Шпага по общей длине не превышает 110 см, а по весу - 770 г. Клинок имеет длину в 90 см. Диаметр гарды составляет максимум 13,5 см. Оружие относится к колющим. Гибкий стальной клинок имеет трехгранное сечение.

Рапира отличается от шпаги по таким параметрам, как: вес - до 500 г; диаметр гарды - до 12 см - и сечение кленка - четырехгранное. Она обеспечивает более легкое фехтование.

Сабля имеет длину не более 105 см. При этом длина клинка достигает максимум 88 см. Вес сабли - 0,5 кг. Сабля относится к и имеет эластичный стальной клинок с переменным трапециевидным сечением. У гарды сабли есть дужка, которая соединяет ее с рукояткой. Наконечника сабля не имеет.

Поражаемая поверхность

В поединке на шпагах засчитываются уколы, нанесенные острием клинка в любую часть тела противника. Бить нельзя только в затылок, незащищенный маской.

Теперь обсудим поединок на рапирах. В плане правил это более изощренное фехтование. Рапира в руках спортсмена требует большей аккуратности. В спарринге на рапирах считаются уколы только в торс соперника, как спереди, так и сзади. Удары в голову, руки и ноги, запрещены. Если рапирист нанес укол вне разрешенной зоны, поединок приостанавливается, и все удары данного эпизода не засчитываются.

В поединке на саблях разрешается делать уколы и удары в любую часть тела, которая находится выше пояса, кроме затылка. Если саблист попал вне этой зоны, он не получает за удар/укол баллов, но бой продолжается.

В спарринге саблистов и рапиристов иногда засчитывают укол/удар, нанесенный вне разрешенной зоны. Происходит это в случае, если спортсмен, который защищается, намеренно закрыл поражаемую часть тела, непоражаемой. Например, ногой, что можно часто встретить, просматривая непрофессиональное фехтование. Правила также запрещают специально касаться оружием проводящих поверхностей, в том числе собственного костюма, ведь это вызывает ложное срабатывание электрической системы.

Экипировка

Продолжаем изучать фехтование. Что такое костюм фехтовальщика? Это белый костюм, состоящий из куртки и брюк до колен с подтяжками. Куртку называют колетом. Одежда фехтовальщика выполняется из плотной ткани, способной выдержать удары силой до 800 ньютонов. Эти костюмы используют на международных соревнованиях. Для простых тренировок вполне достаточно ткани, выдерживающей силу удара в 350 ньютонов.

На ноги фехтовальщика надеваются длинные белые гетры и специальная обувь. От простой спортивной обуви она отличается плоской подошвой, а также усиленным носком и пяткой. Бывают низкие и высокие модели. Вторые используются, когда есть необходимость в фиксации голеностопа.

Маска - еще один важный атрибут, без которого нельзя представить фехтование. Что такое защита лица? Это крайне важный аспект в таком красивом, но суровом виде спорта. Защитная маска должна не только прикрывать лицо от ударов, но и не мешать спортсмену хорошо видеть противника. Поэтому в зоне глаз маска имеет металлическую сетку. А специальный металлический ворот защищает шею.

Для шпажистов металлическую сетку изолируют пластиковыми ударостойкими накладками с обеих сторон. А воротник изготавливают из материала, выдерживающего силу удара в 1600 ньютонов. Для тренировок этот показатель равен 350 ньютонам.

Рапиристы применяют такие же маски, только с электрическим воротником. Все зависит от того, какие удары разрешает то или иное фехтование.

Сабля, как уже говорилось, может бить по лицу, поэтому маски для саблистов имеют неизолированную сетку, проводящую электричество. Да и вообще вся сабельная маска, вместе с воротником, изготавливается из электропроводящего материала.

На руку, держащую оружие, надевается перчатка. В случае фехтования на саблях она имеет электропроводящий манжет.

Под костюм, описанный выше, надеваются набочники, которые также выдерживают удары силой в 350 или 800 ньютонов. Чтобы избежать синяков, под набочники дополнительно поддевают пластиковую защиту.

Так как у шпажистов поражаемой поверхностью является все тело, описанной защиты им вполне достаточно. Рапиристы дополнительно надевают на куртку жилет, выполненный из токопроводящего материала. Он отображает поверхность, по которой можно наносить удар. У саблистов, кроме того, к жилету подключается маска.

Регистрация удара

Когда наносится укол или удар (для саблистов), регистрирующий аппарат дает об этом знать включением зеленой лампочки. Если атака была произведена по всем правилам, то она засчитывается и атаковавший спортсмен получает очко. Если удар/укол был нанесен вне разрешенной зоны, загорается белая лампочка. Если загорелись одновременно зеленая и белая лампочки, значит было нанесено два удара, и первый из них был недействительным. Следовательно, второй удар не засчитывается. Так как фехтование на шпагах разрешает любые удары, здесь нет белых лампочек. Если лампочки загорелись одновременно с двух сторон, очко получает каждый из игроков.

Костюм фехтовальщика может быть соединен с регистрирующим устройством, как проводным, так и беспроводным способом. Чтобы электрическая система определила удар, давление на наконечник стрелы должно составить как минимум 4,9 ньютона или 0,5 кг для рапиры и 7,35 ньютона или 0,75 кг - для шпаги. Что касается удара саблей, то он должен быть доведен до логического завершения. Простое касание здесь не приносит очков.

Трудно представить, но было время, когда удары фиксировались исключительно визуально. Эта важная миссия предоставлялась четверке рефери, которые окружали поле боя со всех сторон. В 1936 году впервые получили силу правила, согласно которым уколы шпажистов начали фиксироваться с помощью электрических приборов. В 1957-м по этой системе начали соревноваться рапиристы, а в 1988 году и саблисты.

Фехтовальная дорожка

Спарринг происходит на фехтовальной дорожке. Ее длина составляет 14 метров, а ширина может колебаться в пределах 1,5-2 метра. Как и в любом другом виде спорта, поле сражения имеет разметку. В данном случае она представлена 5 линиями, перпендикулярными дорожке. Первая линия - центральная. На расстоянии 2 метров от нее по обе стороны расположена линия боя. Еще две линии располагаются в семи метрах от центральной и называются линиями задних границ.

Таким образом, в начале схватки, находясь на линии боя, спортсмен имеет 5 метров для отступления и 9 метров для атаки. По сторонам дорожки выделяются 2-метровые отрезки, которые позволяют спортсмену точно определить, сколько у него осталось места для отступления, не оборачиваясь.

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному - процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» - «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй - 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела. Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование.

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Штрафы

Если спортсмен заступает за боковую линию боя хотя бы одной ногой, ему присуждается штраф в 1 метр. Это значит, что схватка возобновляется на расстоянии в 1 метр от места нарушения в сторону нарушителя. Таким образом, у него становится на метр меньше места для отступления. Если фехтовальщик заступил за заднюю линию, противнику засчитывается одно очко. Это называется «штрафным уколом». В фехтовании недопустимы:

  1. Атака бегом.
  2. Преднамеренный телесный контакт.
  3. Толчок противника.
  4. Поворот к противнику спиной.
  5. Удар оружием по полу.
  6. Какие-либо действия свободной рукой.

Снимать наконечник с оружия, пытаться его чинить и осуществлять прочие действия запрещено без разрешения судьи. Покидать поле и снимать маску без соответствующей команды также нельзя. За преднамеренные нарушения правил спортсмены получают штрафные карточки.

Желтая карточка дается в случае, если фехтовальщику выносится предупреждение. Если спортсмен нарушаете правила второй раз, он получает красную карточку. Здесь не важно, повторил он свое нарушение или допустил другое. Красная карточка, в отличие от желтой, не только предупреждает, но и наказывает, посредствам штрафного укола. Черная карточка дается при грубых нарушениях правил, неспортивном поведении и в случае, если фехтовальщик повторяет нарушение, за которое ему присудили красную карточку. Черная карточка обозначает дисквалификацию.

Олимпиада

Фехтование уже давно является неотъемлемой частью Олимпийских игр. На современной Олимпиаде страну представляют 18 спортсменов, двое из которых запасные. В состав команды входят как мужчины, так и женщины. Программа Олимпиады включает личные и командные состязания по всем трем видам оружия, которые допускает современное фехтование. Женщины, также как и мужчины, могут сражаться на шпагах, рапирах и саблях. В программу входят 10 номеров, 6 из которых личные, и 4 командные. На прошедшей Олимпиаде в Рио российские болельщики с гордостью смотрели фехтование. Мужчины завоевали две награды, а женщины - 3 золота, одно серебро и одну бронзу. В общем медальном зачете сборная России по фехтованию оказалась на первом месте.

Детское фехтование

Фехтование для детей на сегодняшний день развито не меньше других видов спорта. В секции обычно принимают детей от 9 лет. В хороших школах их учат не только технике и тактике боя, но и толерантности по отношению к противнику. Достойная секция фехтования есть в каждом крупном городе. Без этого спарринг по фехтованию превратился бы в простое побоище клинками.

Фехтование – это вид спорта, в основе которого лежит едино­борство на одном из видов спортивного холодного оружия.

Занятия фехтованием развива­ют:

  • быстроту,
  • ловкость,
  • вынос­ливость,
  • силу,
  • самообладание,
  • способность к молниеносным решения,
  • действиям в сложных ситуациях боя.

В фехтовальном бою на рапире, шпаге или сабле цель спортсмена состоит в том, чтобы в заданное время нанести сопернику определенное количество ударов или уколов.

Если оружие и снаряжение соответствуют прави­лам, то эти уколы и удары не могут нанести повреждений сопернику.

Оружие и цель фехтования менялись с течением времени. Наряду с кулачным боем и борьбой фехтование является одним из самых древних видов единоборства, которое заро­дилось в Египте за 3000 лет до н. э. На протяжении тысячелетий фехтование было основной составной частью военного обучения и важным средством фи­зического закаливания организма. Почти до времен феодализма в фехтовании употреблялось тяжелое боевое оружие и массивные доспехи. С изобрете­нием огнестрельного оружия в XV в. началось по­степенное усовершенствование оружия для фехтова­ния. Удобное негромоздкое оружие все больше стало входить в употребление.

Первая книга по фехтованию появилась в 1516 г.

В XVI в. на смену мечу приходит шпага, чему во многом способствовал миланский фехтовальщик Агриппа. Он отказался от удара шпагой в пользу укола и положил основу современному держанию шпаги и управлению клинком. Итальянская систе­ма фехтования на шпагах, основанная сначала на ударах и уколах, а позднее только на уколах, завое­вала свое место в европейских странах до конца XVII в.

Франция – одна из стран классического фехтова­ния-вступила на путь самостоятельного развития фехтования позже. В 1633 г. французский мастер Бернар Ренне в своей книге излагает технику фехто­вания, очень близкую к современной. Во Франции большое распространение получило фехтование на рапирах.

В Германии было распространено «мензурное» фехтование-дуэль на шлегерах с плоскими зато­ченными концами. Соперники в поединке наносили друг другу режущие удары. «Мензурное» фехтова­ние длительный период было распространено среди молодежи, особенно в студенческих корпорациях.

В 1776 г. во Франции Ла Брауссие изобрел ма­ску для фехтования из проволочной сетки. Введение маски устранило всякую опасность в фехтовании на рапирах и способствовало его дальнейшему разви­тию.

После политического объединения Италии в XIX в. итальянская школа фехтования пережила новый подъем.

В 1861 г. был издан трактат руководителя ми­ланской военной школы Радаелли, который обоб­щил технику фехтования на саблях, позднее усовер­шенствованную в Венгрии. Неаполитанец Париз, создатель метода фехтования на рапирах и саблях, положил конец спору между северной и южной итальянскими школами фехтования. Париз стал ру­ководителем вновь образованной Центральной школы фехтования в Риме. Выпускники этой школы преподавали позднее в Германии, Австрии, Венгрии и в США.

К концу XIX в. во Франции начало развивать­ся современное фехтование на шпагах.

Международная федерация фехтования (ФИЕ) была образована в 1913 г. В настоящее время в ФИЕ входят национальные ассоциации около 80 стран. Фехтование на рапирах и саблях включено в программу олимпийских игр с 1896 г., на шпа­гах с 1900 г. В 1924 г. в олимпийскую программу было включено фехтование на рапирах среди жен­щин.

Материальное обеспечение

Для развития фехтова­ния необходимо большое количество материальных предпосылок.

Спортивное оружие

В современном фехтовании различаются следующие виды оружия: рапира, шпага, сабля. Рапира и шпага- колющее оружие. В зависимости от формы рукоятки различаются итальянские, французские и ортопедические рукоят­ки рапиры или шпаги. Сабля-рубящее оружие.

Рапира

Шпага

Сабля

Общая длина

Длина клинка

Диаметр гарды

15 см по дли­

не и 14 см по

Общий вес

Электроаппаратура

В фехтовании на рапирах и шпа­гах электроаппаратура помогает судьям выносить более объективное и точное решение.

Электроаппаратура срабатывает в том случае, когда наконечник рапиры или шпаги соприкасается с поражаемой поверхностью соперника. В фехтова­нии на шпагах цветная лампа электрофиксатора за­горается в результате замыкания электроцепи, в то время как в фехтовании на рапирах-при ее размы­кании. Если укол пришелся по непоражаемой по­верхности или в пол, зажигается белая лампа. Если зажигаются одновременно и цветная и белая лампы, то укол не засчитывается.

При фехтовании на рапирах необходимо, что­бы при уколе давление на наконечник оружия было не меньше 0,5 кг, а при фехтовании на шпагах-0,75 кг. В конце дорожки находятся катуш- ки-сматыватели, на которые наматывается шнур, соединяющий фехтовальщика с электрофиксато­ром. Шнур, проходящий под фехтовальной курт­кой, подсоединяется к оружию через его рукоятку и клинок к наконечнику.

Дорожки для фехтования

Для проведения сорев­нований по фехтованию и для тренировок подходят залы с матовым деревянным полом с ярким, но не слепящим освещением. Дорожка для фехтования представляет из себя покрытый линолеумом или другим аналогичным материалом прямоугольник.

Ширина дорожки для всех видов фехтования колеб­лется от 1,80 до 2 м. Ее длина для фехтования на рапирах-12 м, на шпагах и саблях-18 м. Но из практических соображений соревнования проводят­ся, как правило, на дорожках длиной 14 м. Если спортсмен переступает заднюю линию границы, то в фехтовании на рапирах его возвращают на 1 м от границы, в фехтовании на шпагах-на 2 м, саб­лях-5 м.

При необходимости можно обозначить на полу контуры дорожки необходимой длины. Из со­ображений безопасности с каждого конца дорожки должно быть свободное место для пробега длиной 1,50-2 м. Для фехтования на рапирах и шпагах с электрофиксаторами дорожки изготавливаются со специальным медным покрытием (металлическая дорожка), которое заземляется, чтобы уколы об пол не фиксировались.

Одежда и снаряжение

В костюм фехтовальщика, выполненный из белой плотной материи, входят куртка и брюки, застегивающиеся ниже колен, а также перчатки, гетры или белые чулки, спе­циальные фехтовальные или резиновые туфли и фехтовальная маска.

Обязательной принадлежностью для женщин яв­ляется специальный бюстгальтер из кожи или легкого металла. Для предотвращения травм спортсмены должны иметь под курткой предохра­нительный набочник с длинным рукавом, который надевается на вооруженную руку. Кроме того, саб­листы надевают на вооруженную руку налокотник. При фехтовании на рапирах с электрофиксатором поверх фехтовальной куртки надевается электро­куртка, сделанная из тонких металлических нитей. Она должна полностью покрывать те части тела, по которым разрешено наносить уколы. В фехтова­нии на рапирах и шпагах в состав снаряжения вхо­дит личный шнур, соединяющий оружие с катуш­кой электрофиксатора.

Разделение на возрастные группы и спортивные разряды

В фехтовании на всех видах оружия разли­чают возрастные группы и спортивные разряды. Возрастные группы в ГЕРМАНИИ определяются по коли­честву исполнившихся лет на 1 июня каждого года. Для юниоров старшего возраста расчетным днем служит 1 января (по правилам ФИЕ).

В фехтовании различают следующие возраст­ные группы (ВГ): ВГ 10/11 (дети до 11 лет), ВГ 12 (до 12 лет), ВГ 13 (до 13 лет), ВГ 14/15 (с 14 до 15 лет), ВГ 16/17 (с 16 до 17 лет), юниоры (с 18 до 20 лет) и мужчины (от 20 лет и старше).

Спортсмены ВГ 10/11 и ВГ 12 фехтуют только на рапирах, спортсмены других ВГ -на всех видах оружия; женщины фехтуют только на рапирах. Спортивные разряды. В зависимости от спор­тивных результатов школьникам и подросткам мо­гут быть присуждены III, II и I спортивные раз­ряды, а юниорам и мужчинам, кроме того, звания кандидата в мастера и мастера спорта.

Время боя и количество уколов (ударов)

Если со­ревнования проводятся по круговой системе, то чи­стое время боя составляет 6 мин и бой ведется до 5 уколов.

В соответствии с новыми правилами ФИЕ на международных турнирах и чемпионатах по фехто­ванию соревнования проводятся по системе прямо­го выбывания после того, как осталось 32 или 16 (в зависимости от общего количества) участников. При этом мужчины проводят бои до 10, а жен­щины до 8 уколов, причем время боя составляет соответственно 12 и 10 мин. Если один из спорт- сменов нанесет до истечения времени боя 5 уколов (8 или 10 уколов при проведении соревнований по системе прямого выбывания), то в этом случае бой заканчивается досрочно. Если по истечении време­ни боя на рапирах и саблях соперники нанесли оди­наковое количество уколов, то число уколов увели­чивается до необходимого числа минус один укол, и бой проводится без ограничения времени до пер­вого укола.

Если по истечении времени боя счет не равный (например, 3:2), то в этом случае число уколов уве­личивается таким образом, чтобы у спортсмена, на­несшего большее количество уколов, их число со­ответствовало заданному числу уколов (например, при счете 4:3 до 5:4, или до 8:7, или до 10:9). В фехтовании на шпагах при ничейном счете уко­лов обоим спортсменам засчитывается обоюдное поражение.

Нанесение уколов (ударов)

В фехтовании на рапи­рах и шпагах действительными засчитываются только уколы, наносимые острием клинка. В фехто­вании на саблях действительными засчитываются уколы, наносимые острием клинка, и удары, нано­симые всем лезвием и частью обуха клинка.

Удары (уколы) можно наносить только по по­ражаемой поверхности тела. Уколы (удары), при­шедшиеся по непоражаемой части тела, лишь пре­рывают поединок.

В фехтовании существуют строгие правила ве­дения боя. На каждую атаку соперника фехтоваль­щик должен отвечать защитой (отбивом), и лишь в этом случае возможен дальнейший ответ, после которого соперник уже не может продолжать ата­ку. Если фехтовальщик защищается не отбивом, а контратакой, то последняя засчитывается только в том случае, если она проведена перехватом клини­ка соперника в линии атаки или останавливающи­ми уколами и ударами в темп. Темп-промежуток времени, необходимый фехтовальщику для выпол­нения одного простого движения, или обобщенная форма времени, определяющая опережение укола (удара). Если фехтовальщики наносят друг другу уколы одновременно, то старший судья выносит решение о том, была ли это обоюдная атака, или кто-то был тактически прав. В случае обоюдной атаки уколы (удары), нанесенные обоими спортсме­нами, аннулируются. Во втором случае судья за­считывает укол спортсмена, который был тактиче­ски прав. Лишь в фехтовании на шпагах одновре­менные уколы (с разницей менее 1/25 сек) засчиты­ваются обоим фехтовальщикам.

Нарушение правил

В случае неспортивного пове­дения фехтовальщику делается предупреждение и ему засчитывается штрафной укол или его сни­мают с соревнований. К подобным нарушениям относятся: любой вид насилия оружием или телом, преднамеренное столкновение-в фехтовании на шпагах только в случае жестких действий; отступ­ление за собственную линию границы, несмотря на предупреждение; преднамеренный выход за боко­вую линию дорожки; способствование действиям соперника или оскорбительные высказывания в его адрес; снаряжение или оружие, не соответствующее правилам, неспортивное поведение по отношению к судье.

Командные соревнования, Во всех соревнованиях по фехтованию команда состоит из 4 человек. Каждый член команды проводит бой с каждым фехтовальщиком из команды соперника.

Турниры

Видео: Международный турнир по фехтованию среди кадетов им. С.А. ШАРИКОВА, сабля девушки

Если на турнир выносятся соревнования по всем видам фехтования, то они проводятся в следующем порядке: рапира (мужчины), сабля, рапира (женщины), шпага. В соревнованиях по ка­ждому виду оружия сначала проводятся личные по­единки, а потом командные соревнования. Победи­тели выявляются в личном зачете и в командном зачете по круговой системе (отборочный круг, про­межуточный круг, полуфинальный и финальный круг) по системе с прямым выбыванием.

При кру­говой системе в одной группе из 6 спортсменов каждый спортсмен должен встретиться со всеми 2 соперниками. 3 (или 4) лучших фехтовальщика переходят в следующий круг. Остальные выбывают из соревнований. Решающим является общее коли­чество побед в данном круге.

Если спортсмены на­брали одинаковое количество побед, то место опре­деляется путем выявления лучшей разницы нане­сенных и полученных ударов.

Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится перебой. В командных встречах проводится лишь один пере­бой команд-участниц (за 1-е место).

В соревнованиях по круговой системе после проведения промежуточных, четвертьфинальных и полуфинальных соревнований 6 фехтовальщиков попадают в финал.

В соревнованиях с прямым выбыванием за 2 кру­га выбираются 32 или 16 спортсменов, каждо­му из которых назначается соперник для первого боя в соответствии с местом, занятым в промежу­точном круге. У проигравшего есть еще один шанс, но после второго поражения он выбывает из сорев­нований. В финал попадают всего 6 спортсменов (4 непосредственно и 2 спортсмена после второго боя). Финальные бои по круговой системе прово­дятся без учета предыдущих результатов. В случае одинакового числа побед и нанесенных и пропу­щенных уколов проводится перебой.

Судьи

Судейская коллегия состоит из старшего судьи, а в фехтовании на саблях, где нет электрофиксации уколов, из старшего судьи, 4 боковых судей. Стар­ший судья дает команды (на международных сорев­нованиях на французском языке), наблюдает за боевыми действиями обоих спортсменов, выносит решение о действительности и недействительности уколов, контролирует снаряжение и штрафует за нарушение правил.

Решения старшего судьи, ко­торые он выносит после анализа фехтовальной фразы, приведшей к уколу, неоспоримы. В случае необходимости, в соревнованиях на саблях, по обеим сторонам дорожки стоят боковые судьи и следят за тем, чтобы уколы были нанесены по по­ражаемой поверхности тела.

В этом случае при присуждении уколов и опре­делении их действительности старший судья имеет 1,5 голоса, боковые судьи-по 1 голосу.

Техника

Видео: Фехтование: техника боя

В отличие от других видов спорта, где техника является основой спортивного результата (спортивная гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание), техника в фехтовании является способом достижения задач, поставленных перед спортсме­ном.

Спортсмен перемещается по дорожке в типич­ной для данного вида спорта фехтовальной стойке, которая дает ему возможность быстрее передви­гаться вперед и назад шагами и прыжками. Постав­ленные под углом друг к другу ноги обеспечивают устойчивое положение, а разворот туловища как бы отодвигает от соперника часть поражаемой поверх­ности. При атаках фехтовальная дистанция (рас­стояние между спортсменами) преодолевается с по­мощью выпада или атаки стрелой.

Управление оружием осуществляется действия­ми большого и указательного пальцев. Движения оружия складываются из движений руки, кисти ру­ки и пальцев. Различаются: а) движения, благодаря которым сопернику наносится укол; б) движения, с помощью которых оружие соперника устраняется из опасного положения; в) движения, которые при­водят к смене позиции и противостоят движениям соперника. Позиции различаются по номерам от 1 до 8. Если, например, спортсмен обводит оружие соперника по кругу и делает укол вдоль оружия соперника, то этот технический прием называет­ся скользящим круговым захватом (завязыва­нием) .

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Тактика

В фехтовании необходимо не только хо­рошее владение техникой, но и правильное ее ис­пользование в зависимости от ситуации. Во время боя каждый из спортсменов пытается при условии соблюдения правил добиться преимущества над со­перником. Для этого необходимо внимательно на­блюдать за действиями соперника, быстро распо­знавать его намерения и принимать моментальные решения. С помощью финтов можно направить со­перника по ложному следу, вызвав его атакующие действия, которые можно будет легко отразить, т. к. они именно и ожидались.

Благодаря по­стоянным угрожающим действиям можно сковать инициативу соперника, ограничить его защитные действия и замаскировать свои атакующие дей­ствия. Учитывая все вышесказанное, можно даже утверждать, что фехтовальный бой носит сильно выраженный интеллектуальный характер.

Сложность использования фехтовальной такти­ки объясняется еще и тем, что всю боевую ситуа­цию приходится оценивать на протяжении очень небольшого отрезка времени, в то время как сопер­ник точно так же пытается добиться успеха. В про­цессе разнообразного взаимодействия фехтоваль­щиков боевые действия выполняют различные функции.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Подготовка и тренировка

При отборе детей для занятий фехтованием (с учетом достижения высших спортивных результатов) следует прежде всего обращать внимание на развитие координационных и функциональных качеств (ловкость, быстрота и т.д.). У ребенка должны быть достаточно хоро­шо развиты психические качества, необходимые для данного вида спорта, он должен получать удоволь­ствие от спортивного единоборства, уметь при­нимать молниеносные решения и быть не очень ма­ленького роста.

Лучше всего начинать заниматься фехтованием в 10 лет, но и в более позднем возра­сте можно добиться значительных успехов.

Подго­товка фехтовальщика проходит через 3 этапа: начальное обучение, специальная подготовка и подготовка на уровне высшего спортивного ма­стерства.

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

При помощи упражнений с партнером, макси­мально приближенных к условиям боя, учебным и тренировочным боям, происходит изучение тех­ники фехтования с учетом тактического аспекта во временной и пространственной зависимости от партнера. Специальная подготовка служит всесто­роннему развитию специальных фехтовальных на­выков, совершенствованию всего технико-тактиче­ского репертуара.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

В начале XVI столетия Францию, а затем и другие страны Европы охватила «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала на континенте более трех веков. Только за несколько десятков лет правления французского короля Генриха IV дуэли привели к гибели примерно десяти тысяч человек, большинство из которых относились к дворянскому сословию. Основным оружием дуэльных поединков того времени являлась шпага.

Шпага. Само это слово окутано романтическим ореолом. Произнося его, словно переносишься на узкие улочки Парижа или Севильи в мир надменных и вспыльчивых идальго и мушкетеров, так мастерски описанных в гениальных книгах Дюма и Артуро Переса-Реверте. Без сомнения, шпага – это самое «благородное» холодное оружие, защитница дворянской чести и самая верная подруга бретёра.

Считается, что шпага появилась примерно в середине XV столетия в Испании. Очень быстро она стала популярной не только в армии, но и в качестве гражданского оружия дворян или просто состоятельных людей. Со временем шпага превратилась в непременный атрибут любого мужчины из благородного сословия, а фехтование на шпагах стало любимой забавой дворян. Недаром в разных странах Европы (в том числе и в России) существовал обычай так называемой гражданской казни, во время которой над головой осужденного ломали его шпагу.

Именно шпага внесла огромный вклад в развитие фехтования. Так как дуэль на шпагах была обычным делом, то мужчины с молодых лет учились обращаться с этим оружием. Уроки фехтования были обычным делом, их брали мужчины самого разного возраста. В Европе даже существовал весьма специфический институт – фехтовальные братства. Эти объединения профессиональных фехтовальщиков имели разветвленную сеть филиалов, опытных инструкторов и специальную систему сдачи экзаменов.

Сегодня фехтование на шпагах – это олимпийский вид спорта, хотя необходимо признать, что спортивный бой на шпагах, очень сильно отличается от фехтовальных поединков прошлого. То же самое можно сказать и о конструкции спортивной шпаги, которая имеет мало общего с клинками мушкетеров.

Рапира считается дальнейшим развитием шпаги. В переводе с испанского espada ropera буквально означает «меч для одежды», то есть оружие, носимое с гражданским костюмом. Иными словами, рапира представляла собой исключительно гражданское оружие, предназначенное для преимущественно колющего удара. Такой себе, легкий вариант шпаги. В России рапирой часто называют оружие с граненым клинком, предназначенное для учебных поединков. Однако главным отличием шпаги от рапиры в том, что последняя никогда не была боевым оружием.

Следует сказать, что в этом вопросе много путаницы. В исторических источниках одно и то же оружие может называться и шпагой, и рапирой. Аналогичная ситуация наблюдается также в популярной литературе (например, в «Трех мушкетерах»). Конечно же, самым распространенным мнением является то, что шпага – это оружие, которым можно было рубить противника, а рапирой – только наносить уколы. Но, вероятно, современники не слишком вдавались в подобные тонкости, поэтому изначально эти названия были синонимами, что впоследствии привело к заметной путанице.

Описание

Шпага – это клинковое колющее или колюще-рубящее оружие с узким прямым обоюдоострым, однолезвийным или граненым клинком и сложной гардой. В среднем длина клинка составляла один метр, но встречались и более «габаритные» экземпляры. Его сечение могло быть шестигранным, трехгранным, овальным, ромбическим, вогнутым. Вес оружия, как правило, составлял около 1,5 кг.

Клинок шпаги мог иметь долы или ребра жесткости. Он заканчивался хвостовиком, на который монтировалась рукоять шпаги с дужкой и гардой. Шпажные гарды поражают своим изяществом, сложностью и разнообразием, некоторые из них имели приспособления для захвата клинка противника. В настоящее время эта часть шпаги используется для классификации данного оружия.

По сути, боевая шпага представляла собой несколько облегченный меч с узким и гибким клинком, рассчитанным больше на укол, чем на нанесение рубящих ударов. Также следует добавить, что в конструкции этого оружия много внимания уделено защите руки фехтовальщика. Эволюция шпаги шла по пути ее облегчения и постепенного превращения в исключительно колющее оружие. У поздних шпаг лезвия могли или полностью отсутствовать, или не затачиваться.

Классификация шпаг основана на размере клинка оружия, его весе, а также на особенностях конструкции эфеса. Один из самых известных специалистов по европейскому холодному оружию Эварт Оукшотт делит шпаги на три большие группы:

  • Тяжелые боевые шпаги (reitschwert – с немецкого «меч всадника»), которые можно было использовать как для нанесения колющих ударов, так и для рубки;
  • Более легкая шпага (espada ropera – с испанского «меч для одежды»), которая имела лезвия, но из-за малого веса не слишком подходила для нанесения рубящих ударов. Этот тип оружия был популярен в XVI веке, позже он был вытеснен еще более легкими шпагами;
  • Третий тип оружия, который получил английское название small sword («малый меч»). Подобные шпаги появились в середине XVII столетия и отличались легким граненым клинком небольшой длины.

История шпаги

Шпага – это дальнейшее историческое развитие меча. Это утверждение абсолютно не означает, что она является лучшим оружием, чем старый добрый меч, просто на момент своего появления она больше подходила для изменившихся условий ведения войны. На средневековых полях сражений шпага была бы бесполезна, но уже в эпоху Возрождения она оказалась весьма эффективным боевым инструментом.

Шпагу можно назвать ровесницей огнестрельного оружия. Более того, рождение этого оружия связано с широким распространением на европейских полях сражений ружей и артиллерии. Сегодня существует несколько гипотез относительно причин возникновения этого оружия.

Некоторые авторы считают, что шпага появилась в ответ на дальнейшее совершенствование латных доспехов, которые стали практически неуязвимыми для рубящих ударов. Мол, используя тонкий клинок, можно было поразить противника в тяжелых доспехах , нанося колющие удары в их сочленения. В теории может это и выглядит красиво, но в реальности кажется практически невыполнимым. Так называемый максимильяновский доспех имел степень защищенности, не уступающую современным скафандрам для глубоководных погружений. Поразить противника, защищенного такой броней, в условиях реальной драки крайне проблематично.

Более правдоподобной выглядит другая теория, согласно которой шпаги появились не для прокалывания тяжелых доспехов, а потому что из-за появления огнестрельного оружия тяжелая броня постепенно уходила в прошлое. Не было смысла таскать на себе немыслимое количество железа, если оно не могло защитить бойца от летящей пули. Тяжелые мечи позднего Средневековья как раз и были рассчитаны на пробитие таких доспехов, после сокращения защитного вооружения они также стали не нужны. В этот момент шпага начала свой триумфальный поход.

Следует сказать, что ранняя тяжелая шпага мало чем отличалась от средневекового меча, она была несколько легче и изящнее его. Даже дополнительную защиту руки фехтовальщика можно было встретить и у мечей более раннего периода. Правда, фехтовальная техника, заточенная на нанесение колющих ударов, привела к изменению хвата оружия. Для его большей управляемости указательный палец ложился на крестовину сверху и нуждался в дополнительной защите. Кроме того, в это же время из обихода вышли латные металлические перчатки, которые мешали нормально использовать огнестрельное оружие. Так постепенно рукоять шпаги превратилась в ту сложную конструкцию, по которой ее можно безошибочно узнать среди другого клинкового оружия.

Считается, что первые шпаги появились в Испании примерно в середине XV века. Это оружие очень быстро стало популярным среди знатного сословия. Шпаги были легче мечей, поэтому они были удобнее для повседневного ношения. Это оружие богато украшалось, чтобы подчеркнуть статус владельца, но при этом оно абсолютно не теряло своих боевых качеств. Уже в этот период произошло разделение на боевые и гражданские шпаги. Последняя разновидность к концу XV века получила собственное название espadas roperas, которое перешло в другие языки и дало собственное название новому оружию – рапира.

Кстати, в большинстве языков Европы не существует термина «шпага». Это оружие носило (и носит) название «меч». В испанском языке espada, во франзуском – épée, в английском – sword, и только немцы дали шпаге собственное название – Degen. Причем в немецком языке Degen также означает кинжал, что дало некоторым исследователям основание считать именно он был предшественником шпаги.

Шпага постепенно распространилась на все рода войск, окончательно вытеснив меч. XVIII век можно назвать периодом расцвета этого оружия, затем оно постепенно стало вытесняться из армии палашами и саблями.

Гражданские шпаги были легче и уже боевого оружия, часто затачивалось только их острие. В конце XVII века во Франции в обиход вошла короткая гражданская шпага, которая за счет своего легкого веса позволяла проводить виртуозные движения клинком. Так появилась французская школа фехтования. В это время рапира и шпага становятся практически неотличимы друг от друга и полностью утрачивают рубящую функцию. Уменьшение массы шпаги произошло не только из-за уменьшения ее длины и ширины, но и благодаря тому, что клинок стал граненым. Так появилась легкая гражданская шпага, которая без особых изменений дожила до начала XX века.

Наиболее популярными были трехгранные клинки, хотя встречались образцы и с шестью гранями. Изначально клинки делали широкими у рукоятки, считается, что эта часть шпаги предназначалась для парирования ударов противника. Классическую узкую форму шпаги окончательно приобрели к эпохе наполеоновских войн. Можно сказать, что с этого момента эволюция шпаги закончилась.

Также следует сказать, что легкая гражданская шпага стала прообразом современной спортивной рапиры, а основные техники спортивного фехтования основаны на приемах французской школы.

Гражданская шпага была чрезвычайно популярным оружием. Ее носили дворяне, буржуа, военные в мирное время и даже студенты. Ношение шпаги для них было привилегией, студенты получали шпаги обычно после окончания учебного заведения, но были и исключения. Например, студенты Московского университета получали право носить это оружие уже после поступления в ВУЗ.

Немецкие студенты не только с удовольствием носили шпаги, но и любили использовать их в дуэльных поединках. Более того, молодые мужчины в Пруссии чрезвычайно гордились шрамами, полученными в таких баталиях. Иногда их специально натирали порохом, чтобы отметина осталась на всю жизнь.

В России шпагами пытались вооружить еще стрелецкие подразделения, но это оружие не прижилось. Позже ее массово стали использовать в частях нового строя, а Петр Первый вооружил шпагами всю русскую пехоту. Но затем у рядового состава шпага была заменена полусаблей. Шпага была оставлена только офицерскому корпусу и гвардейским мушкетерам. По своей конструкции русские шпаги ничем не отличались от зарубежных аналогов.

В XIX веке шпаги в российской армии теряют значение боевого оружия и постепенно вытесняются саблями. Однако офицеры продолжают носить их вне строя, в качестве парадного оружия. Вплоть до 1917 года шпага является оружием генералитета и офицеров кирасирских полков вне строя, кроме того, ее носят гражданские чиновники в качестве элемента парадной одежды.

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

Немцы, например, много внимания уделяли рубящим ударам, а в качестве вспомогательного оружия использовали тяжелый пистолет, рукоятью которого наносили удары, как дубиной.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

В Англии во время поединков часто использовали специальный щит-кастет или дагу.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит. Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства.

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Причем в арсенале исторических школ фехтования существовали не только защиты клинком, но и движениями корпуса: резкими отскоками, уходами с линии атаки, резкой сменой уровня. В современном фехтовании уход в сторону с линии атаки и вовсе является запрещенным приемом.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Есть еще один миф, он связан с противопоставлением европейских и восточных техник фехтования. Вот мол, японцы настоящие виртуозы владения холодным оружием, а европейцы побеждали своих соперников в поединках только за счет физической силы и выносливости.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Wed, 04 Apr 2018 19:00:25 +0300

До чемпионата России - считаные дни. Самое время разобраться, чем сабля отличается от рапиры и что кричат судьи по-французски. Гид Team Russia не оставит вопросов.

История

Фехтование - один из четырёх видов спорта, входивший в программу всех Олимпийских игр начиная с 1896 года. Но история его уходит своими корнями гораздо глубже. Начиная со времён Древнего Египта, люди разных стран и культур любили упражняться в ведении боя с использованием холодного оружия. Как искусство владения шпагой и рапирой фехтование начало формироваться в XV веке в Испании. В то время набирало популярность лёгкое и тонкое оружие, которым можно было поразить соперника, облачённого в латы, попав между соединениями в доспехах. Так появилась шпага, а затем и тренировочное оружие - рапира. Мирный характер этот вид спорта приобрёл только после появления автоматического огнестрельного оружия. Первые современные международные правила были сформированы в 1914 году и дорабатывались на протяжении всего XX столетия.

Костюмы и оружие

Совершенствовались и экипировка, и оружие спортсменов. Белые костюмы фехтовальщиков - дань традициям. Это сейчас удары фиксируются электронной системой, а раньше идентификатором служила чёрная краска, которую наносили на наконечники оружия, и на белом цвете определить количество ударов было проще всего.

Изменился и материал костюмов. Ещё 30-40 лет назад для их изготовления использовались хлопчатобумажная ткань и вата, но они не всегда обеспечивали полноценную защиту от повреждений. Поэтому на замену им пришёл кевлар - лёгкий и очень прочный материал, из которого также делают бронежилеты. Теперь костюм фехтовальщика может выдержать даже выстрелы из пистолета.

Клинки для рапир, сабель и шпаг раньше изготавливали только из высокоуглеродистой пружинной стали, которая позволяла оружию быстро возвращать форму. Но поворотным стал чемпионат мира 1982 года, а точнее, поединок советского спортсмена Владимира Смирнова и Маттиаса Берга из ФРГ. У немца сломалась рапира, и её обломок, пробив маску Смирнова, нанёс ему травму мозга, оказавшуюся смертельной. После этого случая специалисты начали искать материал для замены и в итоге пришли к марагеновой стали, которая также используется при производстве газовых баллонов для космических станций. Она гораздо прочнее высокоуглеродистой и вместе с защитным костюмом обеспечивает спортсмену безопасность при тренировках и поединках. Теперь фехтовальщик может пораниться только в том случае, если не наденет какой-то из элементов экипировки.

Французская терминология

Судейство в фехтовании традиционно ведётся на французском языке. Но для того чтобы понимать арбитров, необязательно владеть им в совершенстве, достаточно знать основные команды судьи:

Ан гард (En garde) - К бою. Команда участникам занять свои позиции.

Эт ву прэ? (Êtes-vous prêt?) - Вы готовы? Вопрос перед началом боя к обоим участникам. Если один из них не готов, он должен подать соответствующий сигнал судье.

Алле! (Allez!) - Начинайте! Команда к началу поединка.

Альт! (Halte!) - Стой! Остановка боя.

А друат (À droite) - Направо. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи.

А гош (À gauche) - Налево. Очко присуждается фехтовальщику, находящемуся слева.

Кудубль (Coup doubles) - Обоим. Одновременные уколы засчитывают обоим фехтовальщикам.

Па конте! (Pas compter!) - Не считать. Недействительный удар.

Быстрота

Фехтование не зря сравнивают с быстрыми шахматами - на принятие решения у спортсмена есть буквально доли секунды. Порой всё происходит настолько стремительно, что уследить за событиями на помосте может быть довольно сложно. В этом случае понять, почему укол засчитан именно так, а не иначе, помогут видеоповторы и комментаторы.

Общие правила

Фехтовальные поединки проводятся на дорожке длиной 14 метров и шириной 1,5-2 метра. Если спортсмен пересекает границу за его спиной, ему назначается штрафной укол. В групповых этапах бои продолжаются до пяти очков, на финальной стадии поединки делятся на три раунда по три минуты, но могут завершиться раньше, если один из соперников наберёт 15 очков. В командных соревнованиях каждый участник должен провести поединок с каждым из трёх участников команды-соперницы. Всего выходит девять индивидуальных поединков, в которых счёт ведётся до пяти уколов и все очки команды суммируются.

Все уколы фиксируются электронной системой, при этом раздаётся звуковой сигнал и загорается специальная лампа. Если укол был нанесён с нарушением правил, судья имеет право его не засчитать. При принятии решения арбитр может воспользоваться видеоповтором, попросить его пересмотреть момент могут сами спортсмены.

Правила разнятся в зависимости от главного в фехтовании - вида оружия.

Рапира

Рапира - колющее оружие длиной не более 110 см и массой не более 500 г с клинком четырёхгранного сечения, утончённым к концу, и 9-12-сантиметровой гардой (круглой пластиной, защищающей руку фехтовальщика). В поединках на рапирах засчитываются только уколы, нанесённые в металлизированную куртку и воротник маски. При всех остальных уколах лампа загорается белым светом.

Основное в фехтовании на рапирах - право атаки или фактор тактической правоты. Это означает, что атака соперника должна быть отражена прежде, чем начнётся ответное действие. Начавший первым нападение спортсмен считается атакующим. Если соперники одновременно совершили уколы, преимущество имеет именно атаковавший. Если защищавшийся спортсмен отразил укол и совершил ответное действие, приоритет отдаётся ему.

Общая информация :

  • Клуб« Клинок и Лоза» обучает историческому фехтованию - фехтованию на клинковом оружии, имеющем аналоги в прошлом. Обучение разделяется на несколько направлений: фитнесс-фехтование, историческое фехтование(включая историю костюма), рубка мишеней.
  • Наш клуб объединяет направления комплексной реконструкции, что означает полное погружение в эпоху(VII-XII и XVII века). В качестве бонуса - обучение верховой езде, стрельбе из лука и морскому делу на выездах(регион участники выбирают самостоятельно).
  • С 2018 года мы начали изучение традиций исторических европейских боевых искусств(HEMA).
  • Мы являемся членами« Федерация Спортивного Меча». Проводим занятия для детей на мягком оружии.
  • Одежда для тренировок в зале - спортивная. На клубных выездах - согласно эпохе, на которую организуется выезд.
Мы тренируем по направлениям :
  • Классическое фехтование с одним оружием.
  • Шпага и дага.
  • Меч и щит.
  • Топор и щит.
  • Копьё / бродекс.
  • Меч / сабля.
  • Длинный меч.
  • Дуэльное фехтование.
  • Командная работа(тройки, пятёрки).

Город клуба : Москва.

Год основания : 2010.

Руководитель : Павлюкова Екатерина Дмитриевна.

Инструкторский состав : Павлюков Алексей(с 2009 года), Камшилин Александр(с 2008 года), Павлюкова Екатерина(с 2009 года).

Проведённые турниры и мероприятия :
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции на раннее средневековье« Варяжские Паруса»: лодочные бои, обучение морскому делу, участие в реконструкции балтского обряда« Сотворение мира» (2015−2018 годы).
  • Ежегодный межэпоховый фестиваль исторической реконструкции« Хельга»: боевая программа, организация метательных тиров и торговли, судейство(2014−2018 годы).
  • Турниры исторического фехтования« Хольмганг»(2016 год).
  • Турниры по рубке на репликах клинкового оружия« Поющий Клинок»(2016−2017 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции на раннее средневековье« Богатырская Сила»: судейство, организация турнира в рамках фестиваля(2013, 2015−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Гнёздово»: организация метательных тиров, организация и проведение мастер-классов, судейство(2013−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Русь Изначальная»: организация и проведение турнира в рамках фестиваля, судейство(2016 год).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Былинный Берег»: показательные выступления и мастер-классы по рубке, организация метательных тиров(ножи, топоры, сулицы), судейство, лодочная команда(2015−2016 годы).
  • Ежегодный фестиваль исторической реконструкции« Русборг»: показательные выступления с конной программой(2016 год).
  • Международная выставка« Клинок - традиции и современность», «Клинок на Неве», ножевые выставки в Москве и Санкт-Петербурге: показательные выступления по фехтованию и рубке, мастер-классы по рубке,(2016−2019 годы).
  • Ежегодная международная выставка« Конная Россия» в КСК« Битца»: показательная конная программа (2016 год).
  • Закрытые Кавалерийские соревнования КСК« Атаманец»(2015 год).

В атаку не ходи! Назад не ходи! Защиту не бери! Контратаку не делай! Не проваливай! Прямую руку не ставь!
- А что же делать?
- Фехтуй!

Дополнительная информация

  • Прежнее название клуба: СКИР« Хорояр».
  • Для фехтования мы используюем массогабаритные(не заточенные) копии исторического оружия. Техника фехтования восстанавливается по историческим манускриптам и фехтбухам. Фехтование происходит в аналогах исторических костюмов с обязательным соответствием оружию фехтовальщика.
  • Наш клуб принимал участие в съёмках фехтовальных сцен для клипов музыкальных групп: Imperial Age (участие), Рарог« Беда»(участие и постановка), Калевала« Нагрянули»(участие и постановка фехтовальных сцен).
Контакты :
  • Мастерская клуба и собеседование с кандидатами: ул. Ольховская, 14, корпус 4, комната 13 М (м. Бауманская / м. Красносельская ).
  • Адрес зала для тренировок: ул. Нижняя Красносельская, 35, строение К (м. Бауманская / м. Красносельская) .
  • Чтобы записаться на первую тренировку, заполните форму в группе« ВКонтакте»: «

Последние материалы раздела:

Как сохранить очищенные зубчики чеснока?
Как сохранить очищенные зубчики чеснока?

Содержимое Многие овощеводы сталкиваются с проблемой - урожай вырастили, а как сохранить его не знают. Чесночные головки не исключение. Из большого...

История России от Рюрика до Путина!
История России от Рюрика до Путина!

Путинцев Севастьян, Митрафанов Вадим ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 года Пётр Иванович Багратион 1778 - 1834 Князь, генерал-майор. Из грузинского рода царей...

Мозаика император юстиниан со свитой
Мозаика император юстиниан со свитой

Равенна. Италия. Императрица Феодора со свитой. Мозаика. Середина VI в. Церковь Сан-Витале. Равенна. Италия. тинопольской черни, в то время...