«Листья», анализ стихотворения Тютчева. Анализ стихотворения Ф

«Листья» - образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».

Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».

Эпитеты «тощая зелень» , «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».

Сравнения «зелень, как иглы ежа».

История создания

Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.

В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.

Тема

Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.

В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим» . Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.

Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными» , поэтому они пытаются улететь как можно скорее.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?» .

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер - двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.

Преобладают в стихотворении метафоры : «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли» . Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов : «тощая зелень» , «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры» . Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».

В некоторых строках важную роль играет аллитерация , например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Листья"

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни. Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади. А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности. Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение. И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.

Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

Поэтическое произведение «Листья» было создано Тютчевым в 1830 году. Оно является одним из философско-пейзажных стихотворений. Основная идея ЕГО заключается в том, что все ведущее к разрушению - ужасно, и не может быть допущено.

Образы первой строфы

Анализ стихотворения Тютчева «Листья» можно начать с описания его композиции. Произведение состоит из четырех строф-восьмистиший. В основе стихотворения поэт использовал прием олицетворения. Листья рассматриваются автором как живые, мыслящие создания. Все стихотворение построено в форме обширного монолога.

В подробном анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может указать, что построено оно на приеме контраста - радости и грусти воспоминаний о былом; статики, замирания и движения, энергии; умирания и возрождения. В первой строфе произведения описывается зимний лес. Здесь читатель слышит мотивы смирения, тоски, которые еще больше усиливаются частицей «пусть», а также стилистически сниженными лексическими единицами («торчат», «тощая зелень»).

В повествовании на этом этапе отсутствует динамика. С помощью образа сосновых и еловых игл поэт обрисовывает образ людей, которые не умеют жить яркой, полноценной и счастливой жизнью. Им незнакомы страстные порывы и душевные искания, переживания их скудны и бледны. И повторение слова «ввек» еще больше подчеркивает неизменность их мира. Никакие новшества не могут войти в их скучное, однообразное бытие. Также эти переживания поэт усиливает с помощью приема аллитерации - используются шипящие «с», «ш», «щ».

Вторая строфа

Продолжим анализ стихотворения Тютчева «Листья» разбором второй строфы. В ней читатель окунается в мир, противопоставляемый скучному однообразию существования «тощей зелени». Антитеза усиливается с помощью слова «кратко», противопоставляемого слову «ввек». Листья - это символ людей, которые проживают свою жизнь ярко, со всеми переживаниями. Здесь уже автор стихотворения вводит эпитеты («красное лето», «легкое племя»). Быстротечность жизни страстных листьев передается в этой части произведения быстрой сменой глаголов. В начале строфы они употребляются в настоящем времени, а в конце - в прошедшем.

Особенности третьей строфы

Анализ стиха Тютчева «Листья» знакомит читателя с третьей строфой. Здесь поэт изображает те перемены, которые приходят в жизнь листьев с наступлением холодов. Тоска и грусть передаются отсутствием эпитетов, а также использованием тематических олицетворений, обозначающих угасание жизни. Во второй части строфы читатель находит риторический вопрос, который еще больше усиливается с помощью слова «даром». И здесь же поэт предлагает решение проблемы - листья могут улететь вместе с южными ветрами в дали.

Заключительная часть

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» показывает, что в четвертой, заключительной строфе темп произведения ускоряется. Это достигается поэтом за счет большого количества повторов, а также восклицательных фраз. Здесь Тютчев выражает олицетворения с помощью глаголов, стоящих в повелительном наклонении. Автор снова использует яркие, образные эпитеты («буйные ветры», «докучливых ветвей»). В этой части стихотворения читатель видит, что листья больше не хотят мириться со своим положением. Они стремятся улететь в неизведанные края вместе с теплыми ветрами. И в последней строке уже слышатся победные интонации, свидетельствующие о сбывшейся мечте («мы с вами летим»). Впечатление усиливается при помощи аллитерации звука «с», который создает ощущение свиста в этих строках.

Как закончился жизненный путь самого Тютчева

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» учащийся может упомянуть и о том, какой же была кончина самого поэта - ждала ли его быстрая смерть, желание которой неявно присутствует в произведении? Возможно, он мечтал о скорой смерти, которая уносит человека подобно ветру, уносящему пожелтевшие листья. Но жизнь Тютчева сложилась иначе.

Уже находясь в преклонном возрасте, поэт пережил два инсульта. Первый случился в декабре 1872 года. Но поэт не захотел прислушиваться к рекомендациям врачей. И уже в январе отправился к друзьям. Это решение оказалось для Тютчева роковым. Во время прогулки с ним произошел еще один инсульт. После второго он уже не оправился. Все время до самой кончины он зависел от помощи близких людей, его организм не выполнял никаких команд.

Философия молодого поэта

Старости невозможно избежать, как невозможно и преодолеть немощность. В произведении поэт подчеркивает, что в этом периоде жизни нет ничего привлекательного, в нем отсутствует смысл. Юный Тютчев еще не понимал того, что с каждым годом человек набирается мудрости, которая и питает старика богатой пищей для размышлений. В завершении жизни поэт видит лишь только мрак, и поэтому, с присущим ему юношеским максимализмом, призывает ветер как можно скорее сорвать пожелтевшие листья с ветвей.

Внутренний мир автора

В анализе «Листьев» Тютчева можно рассказать о том, что это произведение открывает перед нами внутренний мир поэта, который не желает мириться с ограничениями старости. Лирический герой надеется, что его жизнь оборвется, подобно сорванным с ветвей пожелтевшим листьям, и что он не станет досаждать окружающим своими бесконечными нотациями и капризами.

Размышления, на которые наталкивает стихотворение

В анализе стихотворения Тютчева «Листья» школьник может рассказать о тех размышлениях философского характера, на которые наталкивает это произведение. Можно предположить, что автор произведения боялся состояния, свойственного засохшим ветвям. Он не хотел быть дряблым, беспомощным, костенеть в привычном круге жизни. Тютчев в ярких красках описывает листья. И можно предположить, что поэт считает более приемлемой для себя жизнь, полную свободы. Лучше желтому листу быть сорванным и унесенным в неведомые дали, чем томиться на замерзшей ветке. Поэт сравнивает желтый лист с пожилым человеком, которому, возможно, проще уйти из жизни внезапно, чем влачить существование, полное ограничений.

Художественные приемы

Теперь необходимо рассмотреть другие особенности произведения, чтобы добавить целостности анализу стихотворения Тютчева «Листья». В 3 классе школьникам еще не задают подобную работу. Ведь в этом возрасте школьники еще не имеют представления о стихотворных размерах. Произведение написано двухстопным амфибрахием. В произведении используется женская рифмовка. Ударение приходится на предпоследний слог.

Строфы разделяются на две полустрофы. Также произведение отличается чрезвычайно богатым поэтическим синтаксисом. Здесь есть и риторический вопрос, и восклицательные предложения, и синтаксический параллелизм, который читатель найдет в третьей строфе («Птички отпели…», «Цветы отцвели…»). Также в произведении встречается и сравнение («Как иглы ежа»). Произведение напоминает, что не стоит человеку мириться с унылой серостью будней. Необходимо всеми силами стремится скрасить свою жизнь, наполнять ее добром, красотой, страстью и эмоциями.

Тютчев Федор Иванович гениальный поэт России. Свою известность он получил уже после смерти, хотя начинал писать в ранний период. К первым его стихам относится замечательное произведение «Листья». Написано оно в 1830 году семнадцатилетним Федором Тютчевым. Произведение первыми строками напоминает пейзажную лирику. В нем зимний лес укрыт шапками снега. Иголки елей и сосен хотя и не поменяли своего цвета, но в сравнении с белым и чистым снегом выглядят мрачно. А вот листья с берез и осин падают мертво на землю.

Во второй части автор проводит сравнительный анализ между природой и человеком. Каждый человек похож на листья. Все радуются солнышку и теплу и грустят в холода и морозы, как бут-то отмирают как те опавшие листья. Также в сравнении с тем, что птицы уже отпели, а цветы отцвели, автор показывает, что жизнь быстротечна, молодость проходит, а зрелось, не так красочна. Молодой Тютчев не верит в мудрость и сознательность взрослой жизни, он думает, что его ждут только разочарования. Это видно со строк его стихотворения. Единственным выходом для него видится ветер, который срывает пожелтевшие листья, тем самым он хочет сказать, что старикам лучше отправиться в вечность, чем доставать окружающих своими капризами и нравоучениями.

Написано стихотворение двустопным амфибрахием и трехсложной стопой с ударением на второй слог. Состоит произведение с четырех строф-восьмистиший. Четко видны контрасты грусти и радости, смерти и жизни. Своим стихотворением автор хотел напомнить, что все в мире быстротечно и нужно красить и разбавлять радостью свою жизнь. Радоваться каждому прожитому дню и приносить в него мир и добро. Потому что в любой момент можно превратиться в желтые листья и молча упасть на холодную землю.

Произведение «Листья» относиться к раннему творчеству поэта. Оно было создано в 1830г., когда Федору Тютчеву исполнилось семнадцать лет.

Это пейзажная лирика, где автор описывает зимний лес, покрытый снегом. Но эта характеристика кажется достаточно подозрительной. Поскольку здесь нет восторга или же удивления над красотами окружающей природы. Напротив, поэт выделяет, что сосновые и еловые иголочки хоть и не потеряли своей яркости, но на фоне снега, смотрятся невзрачными и увядшими. Гораздо справедливее отмечает то, как ведут себя в этой ситуации лиственные деревья, у которых листочки отмирают, и слетают. И лишь немногие из них, даже в зимнюю пору, выглядывают из под заснеженных шапок. Что помогает создать пейзаж весьма унылым и печальным.

Вторая половина произведения посвящается сравнению окружающего мира и человека. Поэт, не обращая внимания на свою юность, чувствует себя в душе древним стариком. Пишет о том, что люди его возраста, это «легкое племя», жизнь которых быстра и скоротечна. Люди, как листья, счастливы солнечному дню, ветерку, траве. Но юность проходит достаточно быстро, зрелый возраст – грусть, старчество – страдания и понимание своей беспомощности.

Как думает Федор Тютчев, старчество и беспомощность нереально избежать, но пребывание в пожилом возрасте не имеет никакого смысла, оно теряет все возможные краски и радость. Еще не понимая, что прожитые года делают человека умнее и дает хорошую почву для раздумий, поэт видит в окончании своей жизни только боль и обиды, и всячески пытается этого избежать.

Анализ стихотворения Листья Тютчева

В этом хрестоматийном для современников стихотворении Тютчева главные герои – листья, чей век ярок, но недолог, сравниваются с хвойными иголками – зелеными вечно. И всё же симпатии автора на стороне скоротечной и сочной жизни листьев.

Начинается стихотворение как раз с допущения: «Пусть!..» Относится оно к елям и соснам. Хвойные деревья всю зиму зеленые, но они всё же спят в снегах, а не живут полной жизнью. Их зелень сравнивается с иглами ежа: иголки их колючие, холодные. Да, они вечнозеленые, но они, действительно, не бывают никогда свежими. Нет смерти, но нет и возрождения – обновления.

Здесь возникает вечный вопрос (при сравнении с жизнью людей): лучше жить ярко и быстро сгореть рано или вести спокойное и размеренное, безопасное, но скучное существование. Чаще именно люди искусства, например, поэты живут быстро и ярко, рано погибают.

Одушевленные листья в стихотворении называют себя «легкое племя», рассказывают о своей веселой жизни. Листья цветут, блестят, являясь гостями на ветках. Зато, как их ждут люди, животные, птицы! Лучшее время для листьев – лето. Они, как живые, играют лучами, купаются в росе. Здесь намек на то, что листья похожи на молодежь, полную сил и оптимизма.

Теперь листья вспоминают свою летнюю «юность», ведь пришла осень. В стихотворении подчеркивается, что цветы уже отцвели, а лучи побледнели, вот и листьям пожелтевшим пора слететь с веток. Птиц, которые теперь отпели, листья нежно называют «птички». Конечно, как и люди, листья здесь испытывают самые теплые чувства к своим радостным воспоминаниям.

Стихотворение написано в середине девятнадцатого века, поэтому логично, что многие слова кажутся нашим современникам устаревшими. Например, в этой второй строфе продолжается описание воспоминаний: Зефиры (так раньше называли ветра) ушли. И это даже не устаревшее слово, а поэтическое. Зефиром называли в древнегреческой мифологии божество именно теплого, легкого, весеннего ветра. Раз Зефир ушел, то кончился теплый ветер, пришли холода. Сейчас, конечно, для обывателей зефир – это, в бытовом понимании, десерт. Получается, что поэт разными описательными конструкциями передаёт окончание лета.

В третьей строфе поэт рисует печальную картину окончания прекрасной поры, но листья как раз и не хотят просто так желтеть на ветках. В принципе, они могли бы! Но они, по своему радостному характеру, хотят улететь с последними птицами и теплыми ветрами, подарить, на прощание, прекрасный листопад.

Сомнение, которое у листьев ещё было в третьей строфе сменяется уверенностью, призывом к ветру. Листья обращаются с горячей просьбой сорвать их с ветвей как можно быстрее. Ветви им кажутся уже скучными, надоевшими, перспектива зимних снегов – печальна. Череда глаголов создаёт страстный призыв к действию: «Сорвите – умчите – летите». Глаголы повторяются, повторяется слово «быстрей». Во всем этом звучит уверенность и страсть.

Важно, что стихотворение было написано поэтом, когда ему было только семнадцать лет. Понятно, что его юношеский задор, романтизм, протест против рутины сполна нашел отражение в этих строках. Важно, что юноша смог поставить себя на место старика, прочувствовать весь ужас старости и немощности, рутины. Он как будто предрекает себе раннюю кончину, но в итоге вышло не так. Поэт дожил до старости, в конце жизни даже некоторое время после инсульта был прикован к постели, но не хотел мириться со своей немощностью. Тютчев, не обращая внимания на предостережение врачей, отправился в гости, где его и застиг второй инсульт.

Это страстное, романтичное и немного философское стихотворение.

3, 5, 6 класс

Анализ стихотворения Листья по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

    Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев

  • Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина

    Стихотворение Устал я жить в родном краю.. по мнению многих исследователей продолжает тему разрыва с селом и переезда в город. Хронологически оно соответствует такому предположению, так как написано в 1916 году

  • Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) Лермонтова 6 класс

    Лермонтов знал множество языков, но никогда не переводил иностранные произведения, по мнению поэта у него было достаточно своих размышлений и образов, он не хотел заимствовать их у иностранных писателей. Но всё же 1841 году он сделал несколько переводов

  • Анализ стихотворения Тютчева Не то, что мните вы, природа…

    Стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» характеризует единство пейзажной лирики поэта, его понимание ценности и целостности первозданной красоты природы. Этим произведением поэт как будто признается в любви матушке природе

  • Анализ стихотворения Мой путь Есенина

    Это длинное стихотворение состоит из трёх частей, в каждой из которых рассказывается об одном периоде жизни Есенина. Произведение представляет собой философское воспоминание. Написано оно перед важным этапом, с пониманием того, что молодость прошла

Последние материалы раздела:

Природные особенности новгородского
Природные особенности новгородского

Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек. Плодородный верхний слой земли называют почвой. Плодородие почв обусловлено ее...

«Листья», анализ стихотворения Тютчева
«Листья», анализ стихотворения Тютчева

«Листья» - образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6...

Что такое атомные орбитали?
Что такое атомные орбитали?

Тема 6 Электронные конфигурации атомов химических элементов. 1. Понятие об орбиталях. s -, р - и d -орбитали. 2. Электронные конфигурации атомов...